Основы музыкальной грамоты. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио. Зебряк Т.А

Тема №6: Музыкальная азбука или где живут ноты.
1 урок: Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Цель урока: знакомство с нотной записью и соответсвие на фортепианной клавиатуре.
Задачи:
Образовательные:
- основы музыкальной грамоты,
- самостоятельно применять полученные знания,
- сравнение и сопоставление различных музыкальных произведений,
- актуализация жизненных и музыкальных впечатлений учащихся,
- вокально-хоровая работа,
- закрепление полученных знаний в игровой форме.
Воспитательные:
- эмоционально-целостное восприятие музыки,
- многообразие чувств и эмоций.
Развивающие:
Формирование общеучебных навыков:
-учебно-организационных,
- учебно-информационных,
- учебно-интелллектуальных,
- учебно-коммуникативных.
Проблема: - что такое «нотный хоровод»?
Знакомство с темой урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вот мы снова встретились с вами на нашем очередном музыкальном уроке. А кроме уроков музыки какие уроки вы ещё посещаете?
Дети: письмо, чтение, математику…(перечисляют названия школьных учебных предметов).
Учитель: Ребята, я надеюсь, что многие из вас выучили все буквы и цифры и научились читать, писать и считать. Теперь вы знаете, что слова складываются из слогов, а слоги из букв.
– Кто может мне ответить, сколько в русском алфавите букв?
Дети: В русском алфавите 33 буквы.
Учитель: Правильный ответ! Интересно было бы узнать, а для чего нужны целых 33 буквы, что можно с ними делать?
Дети: Столько букв нам необходимо для того, чтобы составлять слова и целые предложения.
Учитель: Чтобы записывать слова, нужно знать буквы.
Как вы, ребята, думаете можно ли написать музыку буквами или цифрами?
Дети: Нет, музыку написать буквами или цифрами нельзя.
Учитель: А что нам для этого понадобиться?
(Дети дают свои ответы.)
Учитель: В музыке есть свои музыкальные буквы, они называются ноты. Что такое ноты – это цифры, это буквы? Конечно же, нет, ноты – это знаки, которые объединяются между собой в мелодию. Композиторы с помощью нот записывают на специальной бумаге свои музыкальные произведения. И если букв у нас много, их 33, то нот всего лишь 7.

“День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь.”
Н.Френкель.

Учитель: А вот какие это ноты, как они называются, мы сейчас узнаем. Давайте послушаем песню “Нотный хоровод”.
Слушание: “Нотный хоровод” муз. В. Герчик, сл Н. Френкель
Музыкальный анализ.
Учитель: Вот такая весёлая песня прозвучала. Кто её для нас исполнил?
Дети: Эту песню исполнили дети.
Учитель: Совершенно верно. А как мы называем такой коллектив, в котором поют дети?
Дети: Это детский хор.
Учитель: И снова правильный ответ. О чём поётся в песне?
Дети: Песня нам рассказала про то, что ноты водят хоровод, поют и пляшут.
Учитель: Ребята, а ноты должны где то жить?
Дети: (ответы детей).
Учитель: Конечно, у них есть дом, а какой мы сейчас узнаем.

Учитель: ребята, как вы думаете а вы с собой носите нотоносец?
Дети:
Учитель: правильно, это наша рука. Давайте теперь узнаем
На каких этажах будут жить ноты.

(На доске нарисован «нотный дом»).

(Дети находят ноту на «своем нотоносце» (руке), пропели. К доске подходит ребенок, прикрепляет цветной магнит (рисует)).
Нота ДО.
На добавочной линеечке,
Как на маленькой скамеечке,
Нота ДО одна сидит
И на улицу глядит.
Скучно нотке ДО одной,
Ждем гостей к себе домой.
Нота РЕ.
Для нотки РЕ линеек не хватило!
Только РЕ не огорчается,
Под линеечками качается.
Будто в цирке акробатка,
Головою вниз весит,
Снизу вверх на нас глядит.

Нота МИ.
На первой линейке живет нота МИ.
- Люблю жить пониже, - она говорит
Взбираться наверх ей совсем неохота,
Ужасно ленивая эта МИ нота.
Нота ФА.
Нотке ФА совсем не скучно
Между первой и второй.
Снизу – МИ, ее подружка,
Ну а сверху – нотка СОЛЬ.
Нота СОЛЬ.
Нота СОЛЬ и Ключ скрипичный
Выбрали этаж отличный:
На линейке, на второй
Рады встретретиться с тобой.

Нота ЛЯ.
Нотка ЛЯ не скучает,
Громко песенки поет.
Живет она – запомните, дети, -
Мужду второй линейкой и третьей.

Нота Си.
Посмотрите, дети,
На линейке третьей
В нашем нотном доме
Нота СИ живет.
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко –
На самой серединке
СИ песенки поет.

Нота ДО второй октавы.
Нота ДО второй октавы
Еще выше забралась,
Между третьей и четвертой
Спаьть спокойно собралась.
Только ДО октавы первой
Спать сестрице не дает
И с добавочной линейки
В гости к ужину зовет.
В гости к ужину зовет.
Учитель: а теперь, когда мы знаем все ноты, давайте их все пропоем и покажет на «нашем нотоносце».
Вокально хоровая работа: разучивание и исполнение песни Разучивание: “До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си” музыка А. Островского, стихи З. Петровой.

Задание №1.

Задание №2.

Игра на музыкальном инструменте: вызывать детей к фортепиано и предложить им придумать мелодию из трех нот (до – ре – ми) к «Загадкам».
Рефлексия:
- что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
- что у нас хорошо получилось?
- в чем вы затруднялись?
Домашнее задание (по желанию): В нотной тетради потренируйся писать ноты под диктовку родителей: на линейках, между линейками, над нотоносцем, под нотоносцем и на добавочной линейке.

Под грамотностью здесь нужно понимать именно нотную грамотность. Я часто общаюсь с барабанщиками и иногда спрашиваю, считают ли они себя грамотными барабанщиками!? Те, кто по уверенней чувствуют себя за установкой сразу же отвечают: «да, я играю вполне хорошо» или «я считаю что, я хороший барабанщик!»

А ведь на деле то, что получается? Ребята и вправду играют хорошо, вопросов нет, но грамотности у них ноль!

Элементарно где и как должны располагаться ноты на нотном стане и что они обозначают, даже этого бывает, не знают.

Зачем нужно знать ноты барабанщику?


Проще простого сесть за барабанную установку и играть что-нибудь абсолютно не вникая ни в ноты, ни в нотную грамоту в целом. Я считаю это не правильным подходом, не только к барабанам, но и к музыке в целом.

Нотная грамотность для начинающих барабанщиков — это на мой взгляд важный атрибут, знание которого поможет Вам в различных ситуациях.

Только подумайте, Вам понравилась какая-то песня, хотите разобрать ее и научиться так же играть? Конечно, есть универсалы, которые на слух смогут снять и разложить все по полочкам, но это единицы.

Среднестатистическому барабанщику для этого понадобится табулатура. А вот для того, чтобы разобрать ее как раз и понадобятся знания нотной грамоты!

Как выучить нотную грамоту ударнику?

Самое интересное, что изучить нотную грамоту для ударника очень просто. Достаточно прочитать серию из 3 статей, и иногда к ним возвращаться, чтобы освежать свои знания. Чтобы не пропустить выход следующих статей подпишитесь по почте !

Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»

  1. Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих (Сейчас Вы ее читаете)

Дальше от Вас требуется только применение этих знаний на практике, чтобы с легкостью «играть с листа». Знания основ нотной грамоты открывает перед Вами совершенно новые возможности: гораздо лучше будете понимать структуру «ударной» музыки и сможете легко ориентироваться в табулатурах, да и просто станете грамотным человеком =)

Изучение основ нотной грамоты для барабанщиков.

Очень важно различать нотную грамоту общую для всех тональных музыкальных инструментов и атональных (шумовых) ударных К которым и относится ударная установка. Чтобы все то, что я буду писать дальше было понятно, начнем с изучения основ нотной грамоты: узнаем что такое нота и пауза, а так же что такое нотный стан.

Нотный стан.

Нотный стан (Нотоносец) - пять горизонтальных параллельных линий, на которых располагаются ноты. Линии считают снизу вверх, нижней считается первая и выше по порядку.


Иногда применяются дополнительные линии, расширяющие нотный стан вниз или вверх. Эти линейки рисуются только на такую длину, какая необходима для написания нот, которые будут на ней находится. Каждая нота находится либо на какой-нибудь строке нотного стана, либо в междустрочии. Обратите внимание что на картинке есть «нотный нейтральный ключ», что это такое узнаете когда будете !

На нотном стане, над линиями и под ними могут красоваться разные надписи и обозначения, называемые знаками. Они помогают нам узнать дополнительную информацию о нотной записи. Нотный стан делится на части с помощью тонких вертикальных линий (разделители). Двойная линия, из которых первая тонкая, вторая жирная, означают конец нотной записи.

Для записи некоторых инструментов иногда используют нотные станы с меньшим количеством линий.

Нота и паузы.

Нота - условный графический знак, находящийся на нотном стане. Знак состоит из:

  • головки (овала) - пустая внутри или заштрихованная (обязательна),
  • штиля и флажка (необязательны).

Моменты музыки когда «звучит» тишина, принято называть паузами . Паузы так же обозначаются на нотном стане специальными знаками. Далее в статье мы будем рассматривать длительности нот, где на картинке можно будет увидеть как обозначаются паузы.

Длительности нот и пауз.

Ноты и паузы могут быть разной длины. Запомните! — для каждой длины ноты существует пауза такой же длины. Ноты и паузы бывают:

  • 1/1 (целые) - записывается в виде пустой головки без штиля и флажка,
  • 1/2 (половинные) — записывается в виде пустой головки с штилем без флажка,
  • 1/4 (четвертные) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем без флажка,
  • 1/8 (восьмые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 1 флажком,
  • 1/16 (шестнадцатые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 2 флажками,
  • 1/32 (тридцать вторые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 3 флажками и т.д.


Приведу пример: 1/16 нота означает, что она быстрее 1\8 ноты в 2 раза, 1\4 ноты в 4 раза и т.д. по аналогии.

Ноты с точкой.

Если появляется необходимость показать, что нота в полтора раза (на 50%) длиннее, чем другая, то применяются ноты с точкой. Например, на этом рисунке показана четверть с точкой, а длительность её равна не двум восьмым, а 2 х 1,5 = 3 восьмым нотам.

Триоли.

Существует так же 1/3 ноты - называется она триоль. Четвертная нота (1\4) как правило, делится на две восьмых, однако чтобы разделить ее на три части, нам будет необходима триоль восьмой ноты. Играется она в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и могла бы быть равна двенадцатой ноте (1\12), если бы такая существовала.

Триоль обозначается как три ноты, соединенные вместе и обозначенных цифрой «3». Еще существуют ноты — квинтоли (1\5), секстоли (1\6) и т.д.
На самом деле трудного в этом ничего нет, разобравшись хорошенько один раз, дальше все в уме сможете высчитывать =)

В чем отличие шумовых (атональных) ударных инструментов от всех остальных?

Самое главное отличие в том, что для тональных инструментов «высота» расположения головки ноты на нотном стане напрямую соответствует высоте обозначаемой ноты (если нота находится на первой линейке нотного стана, то это будет нота «ми». Грубо говоря сюда можно отнести все музыкальные инструменты на которых можно сыграть мелодию.

Для атональных (шумовых) ударных инструментов высота нот не обозначается. Вместо этого расположение каждой ноты соответствует определенному барабану. Для ударной установки ноты между первой и второй линией (а так же на первой линии) будут означать бас-барабан, а между третьей и четвертой линией будет малый (рабочий) барабан.

Уточню один нюанс: том-томы в составе современной ударной установки принято считать атональными, хотя мелодию на них сыграть вполне реально.

Все эти нюансы будем рассматривать нашего Самоучителя!

2.1. Связь упражнений с содержанием музыки.

Идейно - эмоциональное содержание музыкального произведения композитор передаёт с помощью средств музыкальной выразительности мелодии, гармонии, темпа, ритма и др. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел автора.

С первых занятий следует учить студентов понимать содержание музыки, вникать в ее сущность.

Помогают понять замысел музыки указания композитора в нотном тексте,

которые касаются исполнения всего произведения или его частей: "задушевно", "энергично", "с огнём", "весело" и др.

1. Ходьба на носках. Студенты должны выполнять под жизнерадостную музыку, с хорошей осанкой, четким шагом.

2. Под лирическую музыку идут бесшумно мягким шагом, слегка опустив голову и несколько расслабив мышцы рук и ног. Настроение должно быть спокойным и задумчивым. При сопоставлении движений, контрастных по характеру, яснее воспринимается различие в содержании музыки.

3. Прослушать несколько произведений и определить, какие из них подойдут для предложенных упражнений. Например, ходьбу строевым, походным, острым шагом, и др.

2.2. Связь упражнений с мелодией и регистром звучания музыки.

Мелодия означает пение, напев. Это основа музыки, и в ней в первую очередь выражен замысел композитора.

Мелодия - это одноголосое выражение музыкальной мысли. Она представляет собой чередование звуков, находящихся в определённом соотношении по высоте и имеющих определенный темп и ритм. Мелодия помогает запомнить музыку, а следовательно, и упражнение. Зная ме­лодию произведения, под которую выполняются упражнения, занимающие­ся могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно быстро восста­новить (на основе сформировавшихся условно-рефлекторных связей между музыкой и движением) последовательность упражнений. Она как бы подсказывает характер движений, форму и последовательность элементов.

У мелодии есть свои законы. Основной ее закон - волнообразность. Мелодическая линия имеет изгибы - нарастания и спады. Со­вокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.

Важнейшие виды мелодического рисунка:

1) восходящее движение мелодии, т.е. переход к более высоким зву­кам;

2) нисходящее движение - переход к более низким звукам;

З) волнообразное движение, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.

Мелодической вершиной называется самый высокий звук, достигнутый мелодией при каждом ее подъёме. Момент наивысшего положения в музыкальном произведении или его части называется кульминацией.

Для определения мелодии можно выполнить следующие задания: при звучании вальса все строятся в круг, при звучании польки – в шеренгу, при звучании марша – в колонну. Задания можно варьировать, предлагая другие

мелодии и другие формы построения. Различное нап­равление мелодического рисунка можно передать следующим упражнением: под музыку В.Ребикова "Колыбельная" при движении мелодии вверх плавно поднять обе руки вверх, при движении мелодии вниз - плавно опустить. Передавая рисунок этой мелодии движениями, занимающиеся лучше воспринимают ее.

Регистры - это различия высоты звучания музыки. В каждом голо­се или инструменте условно различают три регистра: высокий, средний и низкий. Регистр помогает создать определенный образ, контрастности в музыке .

При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мы­шечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки. Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнять ходьбу на носках (С.Майкапар "Полька"), в среднем - ходьбу (Д.Кобалевский "Шарманка"), в низком - ходьбу выпадами ("Марш Черномора" из оперы Ф.Глинки "Руслан и Людмила").

2.3. Связь упражнений с ритмом музыки.

Ритм - одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различных длительностей. Звуки записывают знаками, которые называются нотами. Нота представ­ляет собой кружок пустой или затушёванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружочкам прибавляются вертикальные палочки (шпили), хвосты и т.д. Ноты раз­мещаются на нотоносце, состоящем из пяти параллельных линий, пред­ставляющих вместе одну нотную строчку. Счет линиям ведется снизу вверх. В начале нотного стана ставится вертикальная черта, соеди­няющая все пять линий. Она называется начальной чертой. Ноты пишутся на линиях и между ними, т.е. в промежутках. Палочки (шпили) ставятся на нотном стане у кружочков нот: справа - вверх от второ­го промежутка и ниже; слева - вниз от третьей линии и выше. По длительности ноты бывают целые, половинные, четвертные, восьмые и т.д. Самая длинная нота - целая, остальные ноты её доли.

Длительность нот легко воспроизвести движениями: хлопками, уда­рами ноги, шагами, например: 1. Шагать на четыре счета четвертями, затем по четыре счета половинами. Обратить внимание занимающихся, что шаг стал в два раза медленнее. 2. Шагать четвертями, а хлопать восьмыми. В музыке чрезвычайно редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Почти всегда имеются две и больше различ­ных длительностей. Чередование звуков различной длительности обра­зует ритмический рисунок мелодии. Значение ритмического рисунка для выразительности музыки велико. Например, уже ритмический рису­нок сам по себе может характеризовать некоторые жанры музыки (вальс, полька и др.). В музыке эмоциональный характер ритма делает его важным средством эмоционального воздействия, как на самого исполнителя, так и на зрителя .

Воспроизведение ритмического рисунка движениями развивает му­зыкальную память, координацию движений, быстроту реакции.

2.4. Связь упражнений с размером музыки.

В каждой мелодии, как правило, ударные (акцентированные, силь­ные) доли через равные промежутки времени чередуются с более слабыми (не акцентированными) долями. Такая периодичность ударных и неударных звуков называется метром. Размером называется выражение долей метра определенной длительности.

Основных размера два: двухдольный (четный), в котором чередуются одна ударная доля и одна неударная; трехдольный (нечетный), в котором чередуются одна ударная и две неударные доли. Из сочетания простых размеров образуются сложные. Так в четырёх­дольном размере чередуются сильная доля, слабая, относительно силь­ная и слабая.

Размер обозначается в начале нотной записи музыкального про­изведения в виде двух цифр, выставляемых одна над другой (2/4 или 3/4). Верхняя (первая) цифра показывает количество долей в такте, а нижняя (вторая) - какой длительностью выражена доля в данном размере.

Тактом называется отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли. В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперёк нотного стана. Эта черта назы­вается тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной до­лей для того, чтобы её выделить.

Часто музыкальные произведения начинаются не с сильной доли, т.е. не с начала, а с середины такта. Отрезок нотной записи до первой тактовой черты занимает в этих случаях меньшую длительность, чем целый такт. Такой неполный такт называется затактом. Его отличительный признак - отсутствие сильного ударения. В большинстве случаев произведения или отдельные их части, начинающиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт.

Музыкально-ритмические задания помогают занимающимся лучше понять размер музыкального произведения и четко выполнять упраж­нения в соответствии с долями такта.

В начале занимающиеся учатся определять размер по количеству равных долей такта:

1. Прослушать музыкальные примеры размерами 2/4, 3/4, 4/4 и хлопками отразить сильную долю такта.

2. Под музыку польки на сильную долю такта шаг вперед, на сла­бую - легкий хлопок.

3. Музыкальное сопровождение 3/4. На сильную долю такта пры­жок с левой ноги на правую, затем два шага вперед. На следующем такте прыжок с правой на левую.

4. Построиться в две шеренги на боковых линиях зала лицом к центру. Передавать мячи противоположенной шеренге ударом о пол на сильную долю такта. Размер музыкальных произведений менять через определенное количество повторений (8 - 16 тактов). Занимающиеся по слуху определяют смену размера музыкального сопровождения и из­меняют протяженность выполняемых движений.

5. На затакт поставить руки на пояс и выполнить ходьбу, акцен­тируя ногой сильную долю такта. После этого занимающиеся переходят к изучению движений (тактировки), принятых для обозначения различ­ных размеров.

Размер 4/4.

И.п. - руки вверх ладонями вперед

1 - руки вниз, кисти согнуть вперед ладонями к низу

2 - руки скрестно перед грудью

3 - руки в стороны

4 - руки вверх

В размере 3/4 пропускается скрестное движение рук, на размер 2/4 опускаются два средних движения.

Тактировку различных музыкальных размеров можно выполнять ша­гая на месте, в движении, приставным шагом, шагом вальса.

В дальнейшем при выполнении различных упражнений под музыку у учащихся закрепляется умение определять размер и показывать его тактировкой.

Будущим учителям физической культуры очень важно знать размер музыкальных произведений и примерное количество тактов, необходи­мых для сопровождения различных упражнений. Так, для выполнения разновидностей ходьбы подбирается маршевая музыка размером 4/4, 64 такта. Для бега - полька, галоп размером 2/4, 32 или 64 такта. Быстрые отрывистые движения удобно выполнять под музыку размером 2/4, а плавные, мягкие, медленные движения - 3/4.

Для проведения общеразвивающих упражнений достаточно 7-8 музыкальных фрагментов по 32 такта. Существует взаимосвязь между размером музыкальных произведений и подсчётом упражнений. Так, при выполнении упражнений под музыку размером 2/4, учитель ведёт подсчёт: "раз"-"два", "раз"-"два"; размером 3/4 - "раз"-"два"-"три", "раз"-"два"-"три"; если упражнение сопровождается музыкой четырёхдольнего размера, то подсчёт следующий: "раз"-"два"-"три"-"четыре" и т.д..

2.5. Связь упражнений с темпом музыки.

Характер музыки воспринимается, прежде всего, через её темп. Темпом называется скорость исполнения музыки. Оттенки музыкальных темпов очень разнообразны. Грустная музыка обычно связана со спо­койным темпом, весёлая с более быстрым. Тревожная музыка чаще бы­вает быстрой, торжественная –

медленной. Таким образом, характер музыки воспринимается прежде всего через ее темп. Произвольно из­менять скорость музыкального произведения нельзя, так как это вле­чёт за собой изменение его содержания.

Основные названия темпов: адажио - медленно, андапте - умере­но, аллегро - быстро. Для овладения различными темпами занимающим­ся дают специальные задания. Прослушав музыкальное произведение, они определяют

и называют темп, смотрят в нотах запись темпа, а затем выполняют движения с

соответствующей скоростью, например:

1. Стоя в кругу и держась за руки, на медленный темп идти мягким шагом по кругу, при переходе музыки на быстрый темп, разделить круг на два малых круга и двигаться высоким бегом.

2. При медленном темпе идти парами, при быстром - оббегать друг друга.

3. Ходьба в темпе марша под музыку. Через 8 тактов прекратить му­зыкальное сопровождение. Занимающиеся продолжают ходьбу, сохраняя взятый темп. Через 8 тактов снова возобновить, музыкальное сопровождение, чтобы занимающиеся проверили правильность сохранения темпа. Характер предлагаемых отрывков желательно менять.

Необходимо помнить, что существует определенная зависимость между музыкальным темпом и амплитудой выполнения упражнений. Как правило, в быстром темпе выполняют короткие по амплитуде движения с участием отдельных частей тела - рук, ног, головы, а также дви­жения кистями, предплечьями, стопой. Умеренный и медленный темп позволяет выполнять упражнения с участием более крупных частей те­ла. Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки.

Динамические оттенки - это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения. К динамическим оттенкам в музыке относятся: изменение силы звучания; постепенное замедление и ускорение темпа; плавность или отрывистость звучания мелодии. Перечисленные оттенки обычно обозначаются итальянскими терминами. Чаще всего употребляются следующие динамические оттенки: форте - громко, пьяно – тихо. Примерные задания на связь упражнений с ди­намическими оттенками музыки:

1. При громком звучании музыки идти высоким шагом, при тихом -мягким.

2. При громком звучании музыки продвигаться скачками, при тихом -принять позу (статическое положение).

3. Резкое изменение силы звучания: тихое звучание - ходьба на нос­ках, громкое - прыжки на месте.

4. Постепенное увеличение силы звучания: ходьба с постепенным рас­ширением круга. Постепенное уменьшение силы звучания – повторить движение предыдущего задания, выполняя его в обратной последовательности.

5. При громком звучании музыки идти "змейкой", при тихом - идти по кругу.

6. При постепенном замедлении темпа музыки идти медленно, крадучись на носках, при ускорении темпа - передвигать­ся быстро, пружинно, перекатом с пятки на носок.

7. При плавном звучании музыки идти строем, при отрывистом -выполнить прыжки на двух ногах врассыпную, руки на поясе. После окончания музыки быстро встать в строй на свои места и приготовиться к повторному выполнению задания.

8. Музыкальная игра "Запев - припев" (см. описание С.60)

Я даже понимаю, почему люди пишут музыку, совершенно не интересуясь нотами. Таких аранжировщиков много. Это вездесущая проблема, на любых музыкальных порталах присутствуют люди, которые пишут ноты наугад… без понятия аккордов, гармонии и нотной грамоты . Они говорят: «Нееет, ноты это не для меня». Вся проблема в том, что гармония — оч. сложная наука. Многие дети заканчивают музыкальную школу без четкого понятия о гармонии. Толстые самоучители тоже не спасут положения — т.к. они отпугивают своими текстами, все кажется очень сложным.
А на самом деле все на много проще! Ознакомиться с музыкальной гармонией и научиться складывать аккорды можно прочитав один мой урок . Достаточно прочитать этот урок, чтобы написать музыку на уровне мировых Хитов! Ведь если заглянуть в хит-парад — там находятся композиции составленные из 3-4 аккордов. Ничего сложного.

Нотная грамота — наука, которая обучает нотному письму. Но я считаю, если вы пишите электронную компьютерную музыку, то нотный стан, партитуры, скрипичный ключ, … — все это не нужно… FL Studio не использует нотный стан и нотное письмо в ее классическом виде, там все на много проще!
В этом уроке я напишу как добиться гармонии в музыке , напишу простыми, понятными словами, с понятными картинками для примера — это и будет наша нотная грамота:)

Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!

Сейчас мы выучим гармонию за 3 шага :)

Шаг 1 . Первое с чем надо познакомиться — это понятия Минор и Мажор. Т.е. нам надо только понять как они обозначаются.
A — это аккорд Ля-мажор.
Am — это аккорд Ля-минор.
B — это Си-мажор.
Bm — это Си-минор.
C — До-мажор
Cm — До-минор
В Fruity Loops они будут выглядеть вот так (см. картинку ниже)

Если вы обратили внимание, у минора средняя нотка немного ниже чем у мажора — и в этом единственное отличие.

Еще для любознательных, скажу обозначение вот такого значка # — это диез (та же нота, только на полутон выше).
Но мы сейчас будем обучаться гармонии на основе тональности Ля-минор, а это значит, что черные клавиши (и всякие диезы) мы трогать не будет (кроме редких исключений, об этом позже).

Шаг 2 .
Тональность Ля-минор использует только белые клавиши из Piano-roll, поэтому посмотрите на нашу первую картинку (Рисунок 1), значит
аккорд
A (ля-мажор) нам не подходит — он использует черную клавишу C#.
Аккорд Am (ля-минор) использует только белые клавиши A, C, E — значит подходит.
Аккорды B и Bm вообще не подходят, потому что у них третья нота F# (черная).
Аккорд С (до-мажор) — подходит, это все видно из картинки.

Чтобы долго не мучиться, я могу сказать сразу, вот аккорды которые мы будем использовать:
Am, C, Dm, Em, E, F, G .
Всего-то 7 аккордов!!! :) Боже как всё просто!!!

Если вы новичок, используйте только 6 аккордов: Am, C, Dm, Em, F, G (этого достаточно, чтобы написать Хит по белым клавишам! :))

Все эти аккорды используют только белые клавиши в piano-roll, но есть исключение…
Это аккорд E (Ми-мажор ) — он состоит из нот Ми, Соль-диез, Си. (в piano-roll это ноты: E G# B), но при этом никогда не использует ноту Соль (белую клавишу).
Почему?
Тайна кроется, наверное, где-то на востоке… Потому что именно в восточной музыке, арабской музыке, индийской музыке — тональность немножко отличается от западно-европейской, на одну ноту. Попробуйте сыграть на клавиатуре аккорд Ми-мажор, это ноты: Ми, Фа, Соль-диез, Ля, Си . Смотрите рисунок ниже.

100% вы почувствуете некий восточный мотив!

Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице

И последний 3-й шаг .
Я сразу напишу удачные комбинации аккордов , все уже давно придумано, и не надо изобретать велосипед.
Запишите себе эти удачные последовательности аккордов, и используйте для написания грамотной музыки.

Am-Dm-Em-Am
Am-F-Dm-Em
Am-C-Dm-G
Am-Dm-C-G
Am-F-G-Am
Am-G-F-Em
Am-F-C-G

Am-Am-Dm-E
Am-F-Dm-E
Am-Am-F-E
Am-G-F-E
Am-F-C-E

Создаем свой трек с нуля .
А в клубной музыке все на много примитивней, там бывает музыка на 2 аккорда и популярны такие комбинации:

Am-Am-Am-G
Am-Am-Am-E
Am-Am-Em-Em

И это далеко не все удачные последовательности аккордов. Я написал самые-самые удачные на мой взгляд.
Позже, вы сможете пополнить этот список своими любимыми комбинациями аккордов. Но даже этих вполне достаточно, чтобы написать сотню музыкальных суперхитов )

Теперь закрепим пройденый материал наглядным примером в картинках. Например, я создаю гармонию на аккордах Am-Dm-Em-Am (см. рисунок).

Все сделано правильно,
аккорд Am — нижняя нота A5
аккорд Dm — нижняя нота D5
аккорд Em — нижняя нота E5

Но необязательно так ровно выстраивать аккорды.
Если вы хотите, чтобы не было таких резких скачков гармонии вверх/вниз — можно сделать переходы более плавными. Для этого мы перенесем несколько нот на октаву вверх (см. рисунок ниже).

Во втором аккорде Dm мы перенесли 2 ноты вверх (на октаву). От того что мы перенесли ноту D5 на D6, а ноту F5 на F6 — аккорд не поменялся , это по-прежнему аккорд Dm (Ре-минор).
Т.е. важно понять, что сочетание нот Ре-Фа-Ля — это аккорд Ре-минор, но сочетание нот Фа-Ля-Ре или Ля-Ре-Фа — это тоже аккорд Ре-минор и он также хорошо и гармонично звучит !

Скачайте этот FL трек и вы сможете услышать, как звучат эти аккорды. И увидеть как они построены.

Этот урок раскрывает основы музыкальной гармонии и всего на одной странице. Добавьте эту страницу в закладки , она вам еще может пригодиться, если вы что-то забудете.
Пишите комментарии, а также можете делиться ссылками на ваши треки, созданные по данному уроку… и мы послушаем, оценим и дадим советы.

В европейской музыкальной системе принято деление октавы на двенадцать нот – семь основных и пять дополнительных. Основные ноты называются До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Дополнительные образуются понижением или повышением основных нот. Ноты записываются на нотоносце (нотном стане) в соответствии с их высотой. Чем выше нота, тем выше она располагается на нотоносце. Нотный стан

состоит из пяти линеек, на которых и между которыми записываются ноты. Когда высота ноты выходит за пределы пяти линеек, то она записывается на добавочных линейках, располагаемых выше или ниже основных.

Слева в начале нотоносца ставится ключ. Самые распространённые ключи – скрипичный и басовый, они

определяют высоты записываемых нот.

Разница между положением нот при разных ключах показана ниже:

Длительность звуков определяется формой нотных знаков, каждый из которых имеет своё название. Для обозначения пауз между звуками используются знаки пауз различной длительности. Точка справа от знака ноты или паузы увеличивает длительность наполовину.

Если мы разделим ноту какой-либо длительности не на две, а на три равные части, то получим триоль. Аналогичным образом можно получить дуоли (2 части), квартоли (4 части), квинтоли (5 частей), секстоли (6 частей), септоли (7 частей) и т.д. Цифра сверху обозначает число дольных частей.

Некоторое количество нот записывается в пределах такта. Такты разделяются тактовыми линиями.

Такты имеют определённый размер. Например, в какую-нибудь коробку влезает три апельсина, следовательно размер этой коробки – три апельсина. Если объём одного апельсина равен объёму двух мандаринов, то размер коробки можно приравнять к шести мандаринам.

С тактовыми размерами всё то же самое. Размер записывается в виде дроби и ставится в начале такта. Если же в начале такта размер не указан, то данный такт имеет указанный ранее размер. Верхняя цифра

дроби указывает количество долей в такте, а нижняя – чему эти доли равны. Для размеров 2/2 и 4/4 вместо дроби может ставиться специальный знак.

Чтобы правильно высчитывать длительность каждой ноты или паузы можно первое время считать вслух или отстукивать счёт ногой.

Если указан размер 2/4, то счёт ведётся на два, то есть "раз-и, два- и". Для размера 3/4 нужно считать "раз-и, два-и, три-и". Для 4/4 - "раз-и, два-и, три-и, четыре-и" и т.д.

Иногда музыкальные произведения начинаются с неполного такта, называемого затактом. В этом случае последний такт тоже неполный – в нём нет тех долей, что вошли в затакт.

Счёт в затакте может начинаться со второй,

третьей и других долей.

Чтобы обозначить длительность ноты не умещающейся в пределы такта, используют лигу.

Выше было сказано, что основные семь нот записываются на линейках и между ними, а оставшиеся пять образуются понижением или повышением основных. Такое изменение

высоты звука называется альтерацией, а повышающие и понижающие знаки -– знаками альтерации. Они записываются слева от ноты. Бемоль

(b) понижает звук на полтона, а диез (#) на полтона повышает. Дубльдиез и дубль-бемоль повышают и понижают на тон соответственно. Ещё есть аналогичные знаки для альтерации на четверть тона и на три четверти тона, но встретить их где-либо довольно сложно хотя бы потому, что не на каждом инструменте можно извлечь четверть тона. Здесь они даны скорее для информации, чтобы знали что такое вообще существует. Бекар отменяет действие предыдущих знаков.Все эти знаки альтерации действуют только на протяжении одного такта и в пределах одной октавы.

Диез и бемоль могут стоять после ключа, в таком случае они называются ключевыми и действуют на протяжении всего произведения

(или до определения новых ключевых знаков). Знаки альтерации, встречающиеся внутри такта, называются случайными. Ключевые знаки обычно устанавливаются в соответствии с тональностью произведения.

Ноты октавы в порядке увеличения высоты звука: До, До#/Реb, Ре, Ре#/Миb, Ми, Фа, Фа#/Сольb, Соль, Соль#/Ляb, Ля, Ля#/Сиb, Си, До. Это хорошо отражает клавиатура фортепиано:

Следует заметить, что между Ми и Фа, Си и До промежуточных нот нет, поскольку интервал между ними составляет полутон. Если повысить Си, то мы получим Си#, равный (в равномерно

темперированном строе) по высоте звука ноте До, но в музыкальном смысле Си#не равен До, так как в пределахлада они занимают

различные ступени и, соответственно, выполняют разные функции. В той же мере не равны Соль# и Ляb, Ре# и Миb и т.д. Такие, равные по

высоте, но с разными названиями и функциями, ноты называются энгармонизмами.

Темп – это скорость исполнения произведения. Иногда он определяется числом, означающим количество ударов метронома в минуту (bpm / beats per minute), а иногда словами, причём довольно часто на итальянском языке. Темп записывается в начале произведения.

Итальянские

Произношение

Значение

Медленные темпы

очень медленно

медленно

спокойно

Умеренные темпы

андантино

неторопливо

модерато

умеренно

аллегретто

оживлённо

Быстрые темпы

очень быстро

Изменения темпа

аччелерандо

ритенуто

сдерживая

ритардандо

запаздывая

раллентандо

замедляя

алляргандо

расширяя

Doppio movimento

доппио мовименто

вдвое скорее

пиу моссо

более подвижно

мено моссо

менее подвижно

темпо примо

первоначальный темп

коме прима

как сначала

Если какая-то часть произведения повторяется, то чтобы не писать весь нотный текст ещё раз используют знаки репризы. Реприза – это повторение какой-либо части произведения

сразу после его первого исполнения. Если при повторении части заканчиваются по разному, то ставятся два варианта завершения – один

при повторении, другой при окончании. Если указанную часть нужно сыграть

больше двух раз, тогда над закрывающим знаком репризы ставится количество

повторений . Например, если указаныдва повторения (2x), то всего эта часть должна быть сыгранатри раза.

Также для сокращения нотной записи пользуются знаками сеньо и фонарь. Сеньо указывает с какого места нужно начать повторение, а фонарь чаще всего

обозначает место перехода от повторённой части к заключительной. Эти знаки обычно сопровождаются подписью, например: играть от знака сеньо до слова "Конец".

Разные способы извлечения звука называются

штрихами. При исполнении легато (legato) звуки следуют

один за другим без перерыва и в нотном тексте

объединяются лигой. При

стаккато (staccato) ноты звучат отрывисто и обозначаются точкой над нотой или под ней.

Иногда необходимо выделить какой-то звук большей громкостью, чем остальные. В этом случае над нотой или под ней ставится знак акцента.

Форшлаг - это мелодическое украшение из одного или нескольких звуков, исполняемых за счёт длительности предыдущей ноты или паузы. Исполняется по желанию.

Фермата –- это знак над нотой или паузой, либо под ней, дающий исполнителю право увеличивать её длительность.

Постепенное увеличение громкости обозначается знаком крещендо (cresc. ), а уменьшение – знаком диминуэндо (dim. )

Сокращения, используемые для записи громкости звука:

Сокращение

Итальянские

Произношение

Значение

названия

пианиссимо

очень тихо

меццо-пиано

не слишком тихо

меццо-форте

умеренно громко

фортиссимо

очень громко

Если в каком-то месте произведения используются очень высокие или низкие для данного ключа ноты, то для удобства ноты пишутся октавой ниже или выше положенного, а это изменение обозначается знаком октавного повышения или понижения.

Теперь о буквенном обозначении нот. В тексте ноты записываются латинскими буквами в соответствии с таблицей:

В некоторых странах, правда, и в России в том числе, принято было до некоторого времени обозначать Си как H, а Си-бемоль – B. Но мы не станем обращать внимание на этот пережиток и будем пользоваться международными обозначениями.

Повышение (#) ноты обозначаются добавлением к ней суффикса "is", а понижение (b) – суффикса "es" для согласных и "s" для гласных.

Например, C# – Cis, Db – Des, Eb – Es, E# – Eis.