Пастораль в театре. Значение слова «пастораль. Форум электронной музыки

пастушеский - жанровая разновидность новоевропейской литературы и искусства, связанная с идиллическим мировосприятием. Появилась в XIV-XVII вв. Обычно воспроизводит милую беззаботную пастушескую жизнь, идиллические сцены сельского быта или природы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАСТОРАЛЬ

(лат. Pastoralis - пастушеский) - жанровая разновидность в изобразительном искусстве, литературе, музыке, в которой изображается сельский пейзаж или жизнь пастухов и пастушек на лоне природы, их любви и безмятежного сельского быта. Особенно широкое распространение пастораль получила в художественной культуре Западной Европы XIV–XVIII вв. Ее истоками являются идиллии Феокрита и буколики Вергилия. Первые пасторали были созданы итальянски-ми поэтами эпохи Возрождения. Однако, Петрарка в от-личие от Феокрита и Вергилия, прославляя безмятежную природу, искал в ней успокоения от собственного одиночества, сомнений и страхов. Жанр возрожденческого пасторального романа создал Боккаччо. Его герой пас-тух Амето («Амето, или Комедия флорентийских нимф») преображается под влиянием любви к семи прекрасным нимфам. В «Пастушьем календаре» английского поэта XVI в. Э. Спенсера пастухи и крестьяне ведут беседы и споры о различных нравственных проблемах. Они ничем не напоминают реальных поселян своего времени, а похожи на Спенсера и его друзей. Поворот к классицизму знаменует драматическая пастораль в стихах «Пасту-шеские сцены» французского поэта О. Ракана, восхваля-ющего уединение, простоту нравов и радостей селян. Пасторали немецкого поэта-классициста М. Опица («Стихи похвальные поселянскому житию», «Пастораль о нимфе Герцинии») воспевали не только сельское уединение, но и труд как источник жизни и ее благополучия. Пасторали получили большое распространение в придворном театре XVII–XVIII вв. Пасторальные комедии-балеты создавал Мольер («Мелисерта», «Комическая пас-тораль»). Их исполнение сопровождалось музыкой, пением, сценическими эффектами. Позднее пастораль во-шла в состав оперно-балетных спектаклей и придворных дивертисментов, явившись предшественницей оперы.

ПАСТОРАЛЬ - термин, используемый применительно к разножанровым произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства XIV-XVIII веков, связанным с пастушеской тематикой.

В ли-те-ра-ту-ре пас-то-раль-ная то-пи-ка (смотреть То-пос) вос-хо-дит к ан-тич-ной бу-ко-ли-ке; не-по-средственная пред-ше-ст-вен-ни-ца Пастораль - пас-ту-рель XII-XIII веков. Из-на-чаль-но за-ло-жен-ная в бу-ко-ли-ке воз-мож-ность вы-ра-же-ния смыс-ла, пре-вы-шаю-ще-го её не-по-сред-ст-вен-ное те-ма-тич. со-дер-жа-ние (уже для Фео-кри-та зна-чи-мо про-ти-во-пос-тав-ле-ние при-ро-ды и куль-ту-ры; ещё оче-вид-нее тен-ден-ция к ино-ска-за-тель-но-сти у Вер-ги-лия, эк-ло-ги ко-то-ро-го ока-за-ли ре-шаю-щее воз-дей-ст-вие на фор-ми-ро-ва-ние пас-то-раль-но-го ка-но-на), ста-но-вит-ся од-ной из наи-бо-лее ха-рак-тер-ных при-мет пасторали. Ис-пол-не-на на-мё-ков и ал-ле-го-рий пастораль эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния: «Этот род со-чи-не-ния, - пи-сал Ф. Пет-рар-ка, объ-яс-няя пер-вую эк-ло-гу сво-их "Бу-ко-ли-че-ских пе-сен", - не-воз-мож-но по-нять без разъ-яс-не-ний са-мо-го со-чи-ни-те-ля» (Пет-рар-ка Ф. Эс-те-ти-че-ские фраг-мен-ты. М., 1982 год. С. 109). Ус-лов-ность пас-то-раль-но-го то-по-са до-сти-га-ет сво-ей куль-ми-на-ции в литературе XVII века с её под-чёрк-ну-то про-ти-во-стоя-щи-ми «гру-бой» ре-аль-но-сти ари-сто-кра-ти-че-ски-утон-чён-ны-ми пас-ту-ха-ми в кам-зо-лах и пас-туш-ка-ми в кру-же-вах. Сви-де-тель-ст-во кри-зи-са пасторали - по-ле-ми-ка о пер-спек-ти-вах раз-ви-тия жан-ра, раз-вер-нув-шая-ся во 2-й половине XVII - 1-й половине XVIII веков (сре-ди уча-ст-ни-ков - Р. Ра-пен, Б. Фон-те-нель, И. К. Гот-шед). Про-бле-му ре-шил С. Гес-нер : даль-ней-шей судь-бой литературы, свя-зан-ной с пас-то-раль-ной то-пи-кой, и её бо-лее рас-про-стра-нён-ным обо-зна-че-ни-ем ста-но-вит-ся идил-лия.

Основные жан-ро-вые фор-мы пасторали - эк-ло-га, дра-ма, ро-ман, а так-же эле-гия и по-эма. Од-ним из пер-вых к на-сле-дию ан-тич-ной бу-ко-ли-ки об-ра-тил-ся Дан-те, за-тем - Ф. Пет-рар-ка и Дж. Бок-кач-чо, сле-до-вав-шие в сво-их латинских эк-ло-гах Вер-ги-лию, но зна-чи-тель-но уг-лу-бив-шие ино-ска-за-тель-ность жан-ра. В Ис-па-нии к пас-то-раль-ной эк-ло-ге об-ра-ща-лись Х. дель Эн-си-на и Г. де ла Ве-га, в Пор-ту-га-лии - Л. ди Ка-мо-энс, во Фран-ции - К. Ма-ро, П. де Рон-сар и Р. Бел-ло. Англ. пас-то-раль-ная эк-ло-га пред-став-ле-на «Пас-ту-ше-ским ка-лен-да-рём» Э. Спен-се-ра (1579), «Пас-то-ра-ля-ми» А. Фи-лип-са (1706), А. По-упа (1709) и другие.

Осо-бое ме-сто в ис-то-рии пас-то-раль-ной эк-ло-ги за-ни-ма-ет её хри-сти-ан-ская раз-новид-ность, имею-щая свои ис-то-ки как в 4-й эк-ло-ге Вер-ги-лия, где, во-пре-ки пас-то-раль-ной тра-ди-ции, зо-ло-той век по-ме-щён не в про-шлое, а в бу-ду-щее и свя-зан с ро-ж-де-ни-ем див-но-го ре-бён-ка, так и в пас-то-раль-ных мо-ти-вах еван-гель-ских по-ве-ст-во-ва-ний о ро-ж-де-нии Хри-ста и прит-че о доб-ром пас-ты-ре. Пас-то-раль-но-эмб-ле-ма-ти-чен и жерт-вен-ный об-раз Агн-ца Бо-жия, кро-вью сво-ей ис-ку-паю-ще-го гре-хи че-ло-ве-че-ст-ва. Са-мой рас-про-стра-нён-ной фор-мой хри-сти-ан-ской пасторали ста-но-вит-ся ро-ж-де-ст-вен-ская эк-ло-га. На-мёк на пас-то-раль-ную ин-тер-пре-та-цию Ро-ж-де-ст-ва со-дер-жит-ся в на-пи-сан-ной на латинском язы-ке 11-й эк-ло-ге Бок-кач-чо, од-на-ко пер-вой пол-но-цен-ной раз-ра-бот-кой те-мы и об-раз-цом для под-ра-жа-ний яви-лась латинская эк-ло-га «Ро-ж-де-ние Хри-ста» Ф. Пат-ри-ци (1460). Ав-тор 114 латинских эк-лог на сю-же-ты Вет-хо-го и Но-во-го За-ве-та - ни-дерландский по-эт Р. Об-ри-зи-ус (около 1540 - около 1584/1594 годов). В Анг-лии к хри-сти-ан-ской эк-ло-ге об-ра-щал-ся Дж. Миль-тон; в Гер-мании - Ф. Шпее (1591-1635), ав-тор «Эк-ло-ги, в ко-то-рой пас-ту-хи ра-но ут-ром сла-вят Гос-по-да», «Пас-ту-ше-ской пес-ни о Хри-сте и вос-кре-се-нии Хри-ста»; во Фран-ции «Свя-щен-ные эк-ло-ги» соз-дал Р. Ра-пен (1659).

Тра-ди-ция пас-то-раль-ной эле-гии-пла-ча об умер-шем вос-хо-дит к 1-й идил-лии Фео-кри-та, с её пес-ней о смер-ти ми-фич. пас-ту-ше-ско-го бо-же-ст-ва Даф-ни-са, а так-же к «Пла-чу об Адо-ни-се» Био-на (II век до нашей эры), ано-ним-но-му «Пла-чу о Био-не» и 5-й эк-ло-ге Вер-ги-лия. Дань жан-ру в Ита-лии от-дал Б. Кас-тиль-о-не, во Фран-ции - К. Ма-ро, в Анг-лии - Э. Спен-сер, Дж. Миль-тон, Дж. Гей, П. Б. Шел-ли.

Пас-то-раль-ная дра-ма за-ро-ди-лась в Ита-лии: «Ска-за-ние об Ор-фее» А. По-ли-циа-но (1480), «Эг-ле» Дж. Чин-тио (1545), «Жерт-во-при-но-ше-ние» А. де Бе-ка-ри (1554), «Амин-та» Т. Тас-со (1573), «Вер-ный пас-тух» Дж. Б. Гва-ри-ни (1580-1583). Во Фран-ции к пас-то-раль-ной дра-ме об-ра-ща-лись О. де Ра-кан («Пас-ту-ше-ские сце-ны», 1625 год); в Анг-лии - Дж. Ли-ли («Га-ла-тея», 1584 год), Дж. Флет-чер («Вер-ная пас-туш-ка», 1606 год). Зна-чительное ме-сто пас-то-раль-ные мо-ти-вы за-ни-ма-ют в англ. при-двор-ной пье-се (мас-ке), а так-же в дра-ма-тур-гии У. Шек-спи-ра («Два ве-рон-ца», «Бес-плод-ные уси-лия люб-ви», обе 1594 год; «Как вам это по-нра-вит-ся», 1599-1600 годы).

Пас-то-раль-ный ро-ман, вос-хо-дя-щий к ро-ма-ну Лон-га «Даф-нис и Хлоя» II-III веков) и пред-вос-хи-щён-ный про-зи-мет-ри-че-ской (со-че-таю-щей сти-хи и про-зу) пасторали «Аме-то» (создана в 1341-1342 годы) Бок-кач-чо (ав-то-ра так-же пас-то-раль-ной по-эмы «Фье-зо-лан-ские ним-фы», 1344-1346 годы), рас-цве-та-ет в твор-че-ст-ве Я. Сан-над-за-ро («Ар-ка-дия», 1504 год). В Ис-па-нии пас-то-раль-ный ро-ман соз-да-ют Х. де Мон-те-май-ор («Диа-на», 1558-1559 годы), М. де Сер-ван-тес («Га-ла-тея», 1585 год) и Ло-пе Ф. де Ве-га Кар-пьо («Ар-ка-дия», 1598 год); во Фран-ции - О.д’Юрфе («Ас-т-рея», 1607-1618 годы); па-ро-дию на пас-то-раль-ный ро-ман пи-шет Ш. Со-рель («Су-ма-сброд-ный пас-тух», 1627-1628 годы). Са-мый зна-чи-тель-ный англ. пас-то-раль-ный ро-ман - «Ар-ка-дия» («Ста-рая Ар-ка-дия», около 1580 года; «Но-вая Ар-ка-дия», 1590) Ф. Си-д-ни. Немецкий пас-то-раль-ный ро-ман пред-став-лен ано-ним-ны-ми «Аме-ной и Аман-дом» (1632) и «Ле-о-ри-ан-дром и Пе-ре-ли-ной» (1642), а так-же «Ад-риа-ти-че-ской Ро-зе-мун-дой» Ф. фон Це-зе-на (1645).

В Рос-сии пастораль раз-ви-ва-лась в фор-ме эк-ло-ги и пред-став-ле-на в твор-че-ст-ве А. П. Су-ма-ро-ко-ва (сборник «Ек-ло-ги», 1774 год), а так-же М.М. Хе-ра-ско-ва, А.А. Ржев-ско-го, И.Ф. Бо-гда-но-ви-ча, В.В. Кап-ни-ста.

В му-зы-ке пас-то-раль-ная те-ма-ти-ка куль-ти-ви-ро-ва-лась в итальянской и английской мад-ри-га-ле XVI века, в ран-ней опе-ре (с са-мых пер-вых об-раз-цов). Из-люб-лен-ные сю-же-ты пас-то-раль-ных опер - ми-фы о Даф-не (итальянские ком-по-зи-то-ры Я. Пе-ри, М. да Галь-я-но и другие), об Ор-фее и Эв-ри-ди-ке (Пе-ри, Дж. Кач-чи-ни, К. Мон-те-вер-ди, К. В. Глюк). Во французском музыкальном те-ат-ре в конце XVII века сфор-ми-ро-вал-ся жанр ге-ро-ической пасторали, близ-кий му-зы-каль-ной тра-ге-дии, но мень-ших мас-шта-бов, в 3 ак-тах (вме-сто обыч-ных 5) с про-ло-гом («Му-ки и ра-до-сти люб-ви» Р. Кам-бе-ра, «Ацис и Га-ла-тея» Ж. Б. Люл-ли и другие). Оп-ре-де-ле-ние «ге-рои-че-ский» в названии жан-ра ука-зы-ва-ет не на ге-рои-ку как тип об-раз-но-сти, а на дра-ма-тическую дей-ст-вен-ность пасторали и на ми-фо-ло-гических ге-ро-ев в ка-че-ст-ве главных пер-сона-жей. Об-раз-цы французской пасторали в XVIII веке: «Улов-ки Аму-ра» А. К. Де-ту-ша (1726), «Диа-на и Эн-ди-ми-он» Ф. Ко-ле-на де Бла-мо-на (1731), «За-ис» (1748) и «На-ис» (1749) Ж.Ф. Ра-мо, «Ти-фон и Ав-ро-ра» Ж. Ж. де Мон-дон-ви-ля (1753). Опе-ры-пас-то-ра-ли пи-са-ли так-же Г.Ф. Ген-дель («Ацис и Га-ла-тея», 1732 год), В.А. Мо-царт («Царь-пас-тух», 1775 год) и другие. Сти-ли-за-ция пасторали в XIX веке - ин-тер-ме-дия «Ис-крен-ность пас-туш-ки» (эк-ло-га П.М. Ка-ра-ба-но-ва, пер-во-на-чаль-ное название «Серд-ца при-об-ре-та-ют-ся ис-крен-но-стью», 1786 год) в опе-ре «Пи-ко-вая да-ма» П.И. Чай-ков-ско-го. Пас-то-раль-ные мо-ти-вы воз-ро-ди-лись в музыкальном искусстве XX века (опе-ра «Даф-на» Р. Штрау-са, ба-лет «Даф-нис и Хлоя» М. Ра-ве-ля, и другие).

В ин-ст-ру-мен-таль-ной му-зы-ке пас-то-раль-ность про-яви-лась в цик-ле кон-цер-тов «Вре-ме-на го-да» А. Ви-валь-ди, и другие. Пье-сы с названием «Пастораль» для кла-ве-си-на, ор-га-на, скрип-ки соз-да-ва-ли Д. Скар-лат-ти, Ф. Ку-пе-рен, Дж. Фре-ско-баль-ди, И.С. Бах. Основные чер-ты ин-ст-ру-мен-таль-ной пасторали: плав-ное дви-же-ние ме-ло-дии, за-час-тую па-рал-лель-ны-ми тер-ция-ми, ритм си-ци-лиа-ны, бур-дон в со-про-во-ж-де-нии. В сим-фо-нической му-зы-ке пасторали встре-ча-ет-ся как отдельная часть цик-лических про-из-ве-де-ния (например, «Сце-на в по-лях» из «Фан-та-сти-че-ской сим-фо-нии» Г. Бер-лио-за), а так-же как це-лый сим-фо-нический цикл (6-я («Пас-то-раль-ная») сим-фо-ния Л. ван Бет-хо-ве-на).

В изо-бра-зи-тель-ном ис-кус-ст-ве пастораль - раз-но-вид-ность жан-ро-вой сце-ны, изо-бра-же-ние мир-ной сель-ской жиз-ни на фо-не иде-аль-но-го ланд-шаф-та. Бу-ко-лические мо-ти-вы при-сут-ст-ву-ют в эл-ли-ни-сти-че-ско-римском искусстве: Вит-ру-вий ука-зы-вал на ус-то-яв-ший-ся обы-чай в оп-ре-де-лён-ном мес-те жи-ли-ща изо-бра-жать «ро-щи, cтада и пас-ту-хов». Встре-ча-ют-ся они так-же в эл-ли-ни-стических рель-е-фах и на-стен-ной жи-во-пи-си Древ-не-го Ри-ма . В 1-й тре-ти XVI века под влия-ни-ем литературы в ве-не-ци-ан-ском искусстве воз-ро-ж-да-ет-ся ин-те-рес к пас-то-раль-ной те-ма-ти-ке. Про-ис-хо-дит рас-ши-ре-ние те-ма-тического ре-пер-туа-ра пасторали: на-ря-ду с тра-диционными об-раз-ами пас-ту-хов (кар-ти-ны Я. Паль-мы Стар-ше-го, Дж. Са-воль-до и других), пас-то-раль-ный ха-рак-тер при-об-ре-та-ют сце-ны с ним-фа-ми, фав-на-ми и са-ти-ра-ми, ми-фо-ло-гические и литературные сю-же-ты (ано-ним-ные гра-вю-ры к «Гип-не-ро-то-ма-хии По-ли-фи-ла», 1499 год), жан-ро-вые сце-ны («Гро-за» Джорд-жо-не, около 1506-1507 годов, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция; «Ас-т-ро-лог» итал. гра-вё-ра Дж. Кам-пань-о-лы, 1509 год; «Сель-ский кон-церт» Джорд-жо-не или Ти-циа-на, Лувр, Па-риж) и ал-ле-го-рии. Всех их объ-е-ди-ня-ет мо-тив слия-ния че-ло-ве-ка с при-ро-дой и идеа-ли-зи-рованный об-раз этой мир-ной, при-ят-ной при-ро-ды. Пас-то-раль-ным ду-хом про-ник-ну-ты и ре-лигиозные сце-ны ве-не-ци-ан-ских ху-дож-ни-ков это-го вре-ме-ни (Я. Бас-са-но и Ф. Бас-са-но Млад-ший и другие).

В даль-ней-шем пас-то-раль-ные мо-ти-вы объ-е-ди-ня-ют-ся с те-мой зо-ло-то-го ве-ка, эле-гическими мо-ти-ва-ми ут-ра-чен-но-го рая, мо-ло-до-сти, люб-ви, жиз-ни, сбли-жаю-щи-ми пастораль с ва-ни-тас (кар-ти-ны «Et in Arcadia ego» Гвер-чи-но (1622 год, Национальная га-ле-рея ста-ро-го искусства, Рим) и Н. Пус-се-на (1637-1638, Лувр)). Влия-ние пас-то-раль-но-го пей-за-жа чув-ст-ву-ет-ся в ви-дах Кам-па-нии К. Лор-ре-на, сце-нах народных празд-неств у фламанских ху-дож-ни-ков (Д. Те-нир-са Млад-ше-го и П.П. Ру-бен-са). В голландской жи-во-пи-си оно ощу-ти-мо в итальянских пей-за-жах Н. Бер-хе-ма, в кар-ти-нах Я.А. Бак-ке-ра и К. Кас-те-лейн-са.

В жи-во-пи-си французского ро-ко-ко пастораль транс-фор-ми-ро-ва-лась в жанр «га-лант-ных празд-неств» («f ̂etes galantes»), пред-став-ляю-щий изы-скан-ное об-ще-ст-во на при-ро-де: кар-ти-ны А. Ват-то, Ж.Б. Па-те-ра, Н. Лан-кре, Ф. Бу-ше, Ж.О. Фра-го-на-ра и другие; ил-лю-ст-ра-ции к пас-то-раль-ной литературе А. и Ш. А. Куа-пе-лей; так-же фар-фо-ро-вые ста-ту-эт-ки пас-туш-ков Май-сен-ской (И.И. Кенд-лер) и Севр-ской (Э. М. Фаль-ко-не) ма-ну-фак-тур . Пас-то-раль-ные мо-ти-вы в той или иной фор-ме (ино-гда в иро-ническом пе-ре-ос-мыс-ле-нии) при-сут-ст-ву-ют во мно-гих сти-лях и на-прав-ле-ни-ях искусства XIX-XX веков, от сен-ти-мен-та-лиз-ма и ро-ман-тиз-ма до на-ших дней.

Пас-то-раль-ная (бу-ко-ли-че-ская) те-ма рас-кры-ва-ет-ся и в са-до-во-пар-ко-вой ар-хи-тек-ту-ре конца XVIII века («Де-рев-ня» Ма-рии-Ан-туа-нет-ты в Вер-саль-ском пар-ке (1783-1786 годы, архитектор Р. Мик, художник Ю. Ро-бер), Берё-зо-вый до-мик в Гат-чи-не (1780-е годы), «Мо-лоч-ня» императрицы Ма-рии Фё-до-ров-ны в Пав-лов-ском пар-ке (1782 год, по про-ек-ту Ч. Ка-ме-ро-на)).

Пастораль это понятие, относящееся к произведениям европейской литературы 14-18 веков, развивающим идеи и образы античной буколики, а также непосредственного жанрового предшественника - пастурели 12-14 веков. Изначально заложенная в буколике возможность выражения смысла, превышающего ее непосредственное тематическое содержание (уже для Феокрита, ученого александрийца, значимо противопоставление природы и культуры), после эклог Вергилия становится характерной приметой Пастораля. Исполнена намеков и аллегорий Пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, - писал Петрарка, давая объяснение содержания первой эклоги своих «Буколик» (1346-57), - невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты). Аллегоризм ренессансной Пастораль сменяется пастушестким маскарадом в литературе 17 века (см. Маринизм, Гонгоризм, Прециозная литература), с ее подчеркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утонченными пастухами и пастушками в камзолах и кружевах. Распространившийся в Европе 18 веке стиль рококо, игривый, балансирующий на грани наивности и фривольности, с фарфоровыми пастушками в великосветских салонах, пейзажными парками с пастушескими хижинами и фермами (как устроенный в 1780-90-е Марией Фёдоровной в Павловске), культивирующий проникнутые анакреонтическим эстетизированным гедонизмом и изяществом малые поэтические формы - с нимфами, музами, грациями, Вакхом и Купидоном, - апофеоз Пастораля, но и последняя страница ее истории: Пастораль превращается в абсолютно условную форму литературной игры.

Основные жанровые формы Пастораля

Основными жанровыми формами Пастораля являются пасторальные эклога, элегия, драма, роман . Одним из первых к наследию древней буколической поэзии обращается Данте (1265-1321), затем - Ф.Петрарка (1304-74) и Дж.Боккаччо (1313-75), следовавшие в своих латинских эклогах Вергилию, но значительно углубившие иносказательность жанра. Столетие спустя в Италии создает свои эклоги Джованни Баттиста Спаньоли Мантуанский (1447-1516). Известность получают испанские эклоги X. дель Энсины (1469-1529) и Гарсиласо де ла Веги (1503-36); в Португалии эклоги пишет Луис де Камоэнс (1524-80); французская эклога 16 века представлена в творчестве К.Маро и поэтов «Плеяды» П.де Ронсара и Р.Белло; в Италии барочный образец жанра дает Дж.Марино (1569-1625). Наиболее ранние опыты пасторальной эклоги в Англии принадлежат А.Барклаю (1476-1552), однако самым удачным произведением стал включивший в себя 12 эклог «Пастушеский календарь» (1579) Э.Спенсера. Среди множества подражаний ему выделяются «Пастушеский венок» (1593) М.Дрейтона и «Британские пасторали» (1613-16) У.Брауна; «Пасторали» (1706) А.Филипса и «Пасторали» (1709) А.Поупа; приемы Спенсера пародийно переосмысляет Дж.Гей («Пастушеская неделя», 1714), автор и непасторальных «Городских эклог» (1720). Сочетанием восточной экзотики с буколическим топосом отмечены «Персидские эклоги» (1742) У.Коллинза.

Особое место в истории пасторальной эклоги занимает христианская ее разновидность , имеющая свои истоки как в 4-й эклоге Вергилия, где, вопреки пасторальной традиции, Золотой век помещен не в прошлое, а в будущее и связан с рождением дивного ребенка, так и в пасторальных мотивах евангельских повествований о рождении Христа и притче о добром пастыре, покинувшем стадо из 99 овец ради поисков заблудшей сотой. Пасторально-эмблематичен и жертвенный образ агнца Божия, кровью своей искупающего грехи человечества. Самой распространенной формой христианской Пасторали становится рождественская эклога. Намек на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога Ф.Патрици «Рождение Христа» (1460). Создаются и целые циклы эклог, в основе которых - разные эпизоды из жизни Спасителя. Таков цикл из 12 эклог - «Священные эклоги» (1485) А.Джерардини. Появляются эклоги и на ветхозаветные темы. Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового заветов - нидерландский поэт Роберт Обризиус. В Англии рождественские эклоги пишут Дж.Милтон и А.Поуп. В Германии религиозные «Эклога о кровавом поте Христа», «Эклога, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеская песнь о Христе и воскресение Христа» принадлежат перу Ф.Шпее (1591-1635); во Франции «Священные эклоги» (1659) создает Р.Рапен. От 1-й идиллии Феокрита, с ее песней о смерти мифического пастушеского божества Дафниса, подкрепленной «Плачем об Адонисе» Биона (2 век до н.э.) и «Плачем о Бионе», приписывавшимся Мосху (2 век до н.э.), но принадлежавшим скорее одному из учеников Биона, а также 5-й эклоги Вергилия идет традиция пасторальной элегииплача об умершем. Дань жанру отдали в Италии - Б.Кастильоне (1478-1529); во Франции - К.Маро (1496-1544); в Англии 16-19 веков - Спенсер, Милтон, Поуп, Филипс, Гей, П.Б.Шелли. В 20 веке эту традицию продолжил М.Арнолд («Тирсис», 1867).

Начало жанровой традиции пасторальной драмы связывают со «Сказанием об Орфее» (1480) А.Полициано, «Эгле» (1545) Дж.Чинтио, но, особенно, с «Жертвоприношением» (1554) А.де Беккари; за ними последовали «Аминта» (1573) Т.Тассо и трагикомедия Дж.Гварини «Верный пастух» (1580-83). Во Франции пасторальную драму, основанную на сюжете романа О.д’Юрфе «Астрея» (1607-18), пишет О.Ракан («Пастушеские сцены», 1625). Авторами английской драматургической П. стали Дж.Пиль («Суд Париса», 1581), Дж.Лили («Галатея», 1584), Дж.Флетчер («Верная пастушка», 1609), А.Рамзей («Благородный пастух», 1725). Существенное место пасторальные мотивы занимают в английской придворной пьесе-маске и в драматургии У.Шекспира («Два веронца», «Бесплодные усилия любви», обе 1594; «Как вам это понравится», 1599).

Пасторальный роман, восходящий, прежде всего, к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (2-3 века) и предвосхищенный прозометрической, т.е. сочетающей стихи и прозу, Пастораль «Амето» (1341-42) Боккаччо (автора и пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-46), расцветает в творчестве Я.Саннадзаро, «Аркадия» (1504) которого вызывает ряд подражаний: «Диана» (1559) Х.де Монтемайора в Португалии, «Галатея» (1585) М.де Сервантеса и «Аркадия» (1598) Лопе де Веги - в Испании. В большой степени под влиянием «Дианы» пишет во Франции свою «Астрею» д’Юрфе. Пародию на пасторальный роман создает Ш.Сорель («Сумасбродный пастух», 1627-28). Самый значительный английский пасторальный роман - «Аркадия» («Старая Аркадия», 1580; «Новая Аркадия», 1590) Ф.Сидни; ему подражали Р.Грин («Менафон», 1589) и Т.Лодж («Розалинда», 1590).

Немецкая Пастораль получает распространение первоначально в виде зингшпилей и оперы («Дафна», 1627, М.Опица; музыка Г.Шютца). Перу Опица принадлежит и прозометрическая «Пастораль о нимфе Герцинии» (1630). Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632), «Леориандром и Перелиной» (1642); «Адриатической Роземундой» (1645) Ф.Цезена. О популярности пасторальной тематики свидетельствует организованное в 1644 в Нюрнберге поэтическое общество «Пегницкий пастушеский и цветочный орден» во главе с Г.Ф.Гарсдёрфером и И.Клаем. В 18 веке Пастораль пишут поэты -анакреотики И.В.Л.Глейм, И.П.Уц, И.Н.Гётц, К. и Я.Шмидты.

Теоретическое осмысление Пасторали

Теоретическое осмысление Пасторали начинается с 16 века (Дж.Вида, «Поэтика», 1527; Ю.Ц.Скалигер, «Поэтика», 1561; предисловие и комментарии к изданному в 1579 «Пастушескому календарю» Спенсера, принадлежащие критику, скрывшемуся под инициалами Е.К.). Однако предметом довольно оживленных литературных споров Пастораль становится со второй половины 17 века , когда намечается ее явный кризис как формы, полностью исчерпавшей свои возможности, условной и нежизнеспособной. Реакцией на барочную Пастораль, особенно итальянскую и французскую, явилось выступление Рапена, в предисловии к своим «Священным эклогам» призывавшего вернуться к подражанию античным образцам (прежде всего, Вергилию) и изображению пастухов Золотого века. Против неоклассициста Рапена, в рамках развернувшегося во Франции Спора о древних и новых, направляет свое «Рассуждение об эклоге» (1688) рационалист Б.Фонтенель. Пастораль для Фонтенеля - приятная фантазия, удовлетворяющая человеческому стремлению к счастью, спокойной любви и праздности. Поэтому пастухи в Пасторали должны быть не столь примитивны, как в доисторические времена, но и не столь грубы, как современные: они должны быть отмечены печатью культуры. Полемика была продолжена в Англии, где сторонников находит как точка зрения Фонтенеля (Поуп, Гей), так и Рапена (Дж.Аддисон, Т.Тикелл). В Германии по поводу Пасторали высказывается в 1730 И.Х.Готшед, занявший компромиссную позицию: разделяя тезис Фонтенеля о принципиальной фиктивности пастухов, он в то же время солидаризуется с английскими неоклассицистами в требовании большей простоты изображения. К концепции Фонтенеля возвращается в 1746 И. А.Шлегель («О естественном в пасторалях»), но он уже вынужден признать, помимо собственно Пасторали, еще и «сельскую поэзию». С выходом в свет в 1756 «Идиллий» швейцарского поэта С.Геснера, принесших ему европейскую популярность, новой судьбой жанра, связанного с пасторальной топикой, и его более распространенным обозначением становится идиллия.

Пастораль в России

В России пасторальная эклога получает отражение в творчестве А.П.Сумарокова («Еклоги», 1774), а также в песенной книжной поэзии. Образец ее-стихотворение П.М.Карабанова «Сердца приобретаются искренностью» (1786), названное им впоследствии «Искренность пастушки», которое было использовано в пасторальной интермедии оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (1890). Среди обращавшихся к Пасторали русских поэтов - М.М.Херасков (1733-1807), А.А.Ржевский (1737-1804), И.Ф.Богданович (1743-44 1803), В.В.Капнист (1758-1823).

Слово пастораль произошло от латинского pastoralis, что в переводе означает - пастушеский.

{fde_message_value}

{fde_message_value}

Что такое пастораль


Пастораль - (лат. pastoralis , фр. pastorale , пастушеский , сельский ) - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:

  1. Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, И. С. Баха и других композиторов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена.
    Пасторалью, также может называться симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).
  2. Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на идеализированные сюжеты из сельской жизни. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. (опера Моцарта Король-пастух, 1775; балет Делиба Сильвия, 1876; и др.). Пасторальные оперы писали К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.
  3. Буколическая (от греч. «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы - эклога и идиллия.
  4. Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.
  5. Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.

    Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). В популярности пасторали мы находим косвенные свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам.

Мой миленький дружок, Любезный пастушок...

Так поет пастушка Прилепа, поджидая своего возлюбленного - Миловзора. Богач Златогор пытается прельстить юную красотку несметными сокровищами, но она отвергает его домогательства, оставаясь верной Миловзору. По этому случаю весело поют и танцуют все окрестные пастушки и пастушки. Таково содержание небольшого эпизода - пасторали «Искренность пастушки» из третьей картины оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

Название «пастораль» происходит от латинского слова «пасторалис» - «пастушеский». Истоки этого жанра уходят в Древнюю Грецию и в Древний Рим, где поэты и писатели противопоставляли городу идеализированную жизнь на лоне природы, отличающуюся в их представлении бесхитростностью нравов, простодушной искренностью и верностью в любви.

В XVII-XVIII вв. мода на пасторальные сюжеты в театре, поэзии, изобразительном искусстве широко распространилась в придворно-аристократических кругах европейских стран. Множество пасторальных сюжетов вошло в старинные оперы.
Для композиторов пасторальные темы послужили поводом к созданию, особенно в программной инструментальной музыке, многих до сих пор глубоко впечатляющих образов природы, сельской жизни, народного юмора и праздничного веселья. Так, серию пасторальных картин представляет собой программа цикла из четырех оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди.

«Пасторальной» назвал Л. Бетховен свою 6-ю симфонию. Здесь каждая часть имеет свой заголовок: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья»,- «Веселое сборище крестьян», «Гроза. Буря», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства после грозы».

В начале XX в. М. Равель, использовав сюжет пасторального романа древнегреческого писателя Лонга, создал балет «Дафнис и Хлоя», оркестровые сюиты из которого часто звучат в симфонических концертах.


Постоянный адрес статьи: Что такое пастораль. Пастораль

Разделы сайта

Форум электронной музыки

Симфония

Симфония (от греч. «созвучие») - жанр симфонической инструментальной музыки многочастной канонизированной формы фундаментального мировоззренческого содержания. Симфония, обычно, является сочинением для оркестра, состоящее, как правило, из нескольких частей. Это один из главнейших жанров европейск...

ПАСТОРАЛЬ, пастушеская драма (от лат. pastoralis – пастушеский). Термин имеет несколько значений.

1. Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.

Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии , но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). В популярности пасторали мы находим косвенные свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам.

Первые итальянские пасторали – Эгле Дж.Чинтио, Аретуза Лоллио, Жертвоприношение Беккари. Ранние пасторали подготовили появление наиболее ярких итальянских произведений жанра: Аминта Тассо (1573), Верный пастух Гварини (1590). В Испании в жанре пасторали работали Х. дель Энсина, Л. де Руэда и др. драматурги; в Германии – М.Опиц; во Франции – О.Ракан, Ж.О.Гомбо, Ж.Мерре; пасторальные комедии-балеты писал и Мольер (Мелисерта, Комическая пастораль и др.).

Поначалу пасторали исполняли придворные-любители. Позже в них стали принимать участие и профессиональные актеры. Большое внимание (как, впрочем, и во всех жанрах придворного театра) в пасторали уделялось постановочным эффектам и нарядным пейзажным декорациям.

2. Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на сюжеты из сельской жизни. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион ). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. (опера Моцарта Король-пастух , 1775; балет Делиба Сильвия , 1876; и др.).

3. Симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).

Татьяна Шабалина