Творчество максима горького самое главное. Эмиграции, возвращение на Родину

Место человека в обществе - одна из главных тем в творчестве Максима Горького. На раннем этапе своей литературной деятельности эту идею писатель излагал на примере романтических персонажей. В более зрелых произведениях характер героев раскрывался с помощью философских рассуждений. Но основой являлось всегда убеждение, что человек - неповторимая индивидуальность, которая все же не способна существовать отдельно, вне общества. Сочинение по творчеству Горького является темой этой статьи.

Жизнь и творчество

Максима Горького отличает от других фигур в советской и русской литературе довольно необычная судьба, как личная, так и писательская. К тому же в его биографии присутствует немало загадок и противоречий.

Родился будущий писатель в семье столяра. В детстве, проживая в доме отца своей матери, подвергался чрезвычайно жесткому своеобразному воспитанию. В юности познал лишения и тяжелый изнуряющий труд. Ему был знаком быт почти всех слоев общества. Жизненным опытом, которым этот писатель обладал, не мог похвастаться ни один представитель советской литературы. Быть может, именно поэтому он приобрел всемирно известную славу народного заступника. Кому еще представлять интересы трудового народа, как не писателю, за спиной которого имеется опыт простого рабочего, грузчика, пекаря и хориста?

Последние годы Горького окутаны тайной. Относительно причины смерти существует несколько версий. Самая распространенная - Горького отравили. В преклонном возрасте писатель, как утверждали очевидцы, стал излишне сентиментален и несговорчив, что и привело к трагическому концу.

Сочинение по творчеству Горького следует дополнять ссылками на важные биографические данные. Так же, как и писателя представить можно, проанализировав несколько произведений, относящихся к различным периодам.

"Детство"

В этом рассказал о себе и о своих многочисленных родственниках, среди которых жить ему приходилось несладко. Сочинение по творчеству Горького - это не анализ всех его произведений в хронологическом порядке. Небольшой письменной работы не хватит, пожалуй, даже на рассмотрение одного из них. Но трилогия, первая часть которой изображает ранние годы будущего советского классика, - это тема, которую обойти невозможно.

«Детство» - это произведение, в котором нашли свое отражение самые ранние воспоминания автора. Своего рода исповедью является Человек в творчестве Горького - это если не борец, то личность, которой свойственно обостренное чувство собственного достоинства. Этими качествами обладает Алеша Пешков. Однако окружение его представляет собой довольно бездуховное общество: пьяницы-дядья, дед-самодур, тихие и забитые двоюродные братья. Эта обстановка душит Алешу, но в то же время именно в доме родственников формируется его характер. Здесь он научился любить и сострадать людям. Бабушка Акулина Ивановна и Цыганок (приемный сын деда) стали для него примером добра и сострадания.

Тема свободы

В раннем творчестве писатель воплотил свою мечту о красивом и свободном человеке. Жизнь и творчество Горького не случайно служили примером для советского человека. Мотивы свободы и общности людей являлись ведущими в культуре нового государства. Горький со своими романтическими идеями о самоотверженности появился как раз вовремя. «Старуха Изергиль» - произведение, посвященное теме свободного человека. Рассказ автор разделил на три части. В них Максим Горький рассмотрел основную тему на примере абсолютно разных образов.

Легенда о Ларре

Для всех героев рассказа свобода является высшей ценностью. Но Ларра презирает людей. В его понятии свобода - это возможность получать желаемое любой ценой. Он ничем не жертвует, но предпочитает приносить в жертву других. Для этого героя люди - всего лишь орудия, с помощью которых он достигает своих целей.

Чтобы написать сочинение по творчеству Горького, необходимо составить условный план формирования его мировоззренческих позиций. В начале своего пути этот автор свято верил не только в идею о свободном человеке, но и в то, что счастливыми люди могут стать лишь при участии в каком-либо общем деле. Такие позиции гармонируют с революционными настроениями, которые преобладали в стране.

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький показывает читателю, каково может быть наказание за гордыню и эгоизм. Ларра страдает от одиночества. И в том, что он стал подобно тени, виноват он сам, а вернее его презрение к людям.

Легенда о Данко

Характерные черты этого персонажа - любовь к людям и самоотверженность. В этом образе заключается идея, которой подвержено раннее творчество Горького. Кратко о Данко можно сказать, что этот герой воспринимает свободу как возможность помогать людям, жертвовать собой для их спасения.

Воспоминания Изергиль

Эта героиня осуждает Ларру и восхищается подвигом Данко. Но в понимании свободы она занимает золотую середину. В ней причудливо совмещаются такие разные качества, как эгоизм и самопожертвование. Изергиль умеет жить и быть свободной. Но в своей исповеди она говорит, что прожила жизнь кукушки. И такая оценка мгновенно опровергает свободу, которую она пропагандирует.

В сочинение «Человек в творчестве Горького» можно включить сравнительный анализ этих персонажей. На их примере автор сформулировал три уровня свободы. Стоит несколько слов сказать и об Романтическое творчество Горького посвящено осуждению индивидуализма и восхвалению героического поступка во имя счастья и свободы народа. На этой идее основаны все ранние произведения писателя.

Образ человека в позднем творчестве

Человек для Горького представлял огромный неисследованный мир. На протяжении всего творческого пути он стремился постигнуть эту величайшую загадку. Духовной и социальной природе человека писатель посвятил поздние произведения. Творчество Максима Горького необходимо рассматривать с учетом времени, в котором он жил. Создавал он свои произведения тогда, когда разрушена была старая система, а новая еще только формировалась. Горький искренне верил в нового человека. В своих книгах он изображал идеал, который, по его убеждению, существовал. Однако позже оказалось, что подобные преобразования не могут происходить без жертв. За бортом остались люди, которые не относились ни к «старым», ни к «новым». Этой социальной проблеме Горький посвятил свои драматические произведения.

"На дне"

В этой пьесе автор изобразил существование так называемых бывших людей. Герои этой социальной драмы - те, кто по какой-либо причине утратили все. Но, пребывая в жалких условиях, они беспрестанно ведут глубокие философские беседы. Герои пьесы «На дне» - обитатели ночлежки. Они прозябают в нищете материальной и духовной. Каждый из них по каким-либо причинам опустился на откуда возврата нет. И лишь фантазии пришлого странника Луки могут на время зародить в их душах надежду на спасение. Новый обитатель успокаивает каждого, рассказывая небылицы. Философствования его мудры и исполнены глубокого милосердия. Но в них нет правды. А потому и нет спасительной силы.

Жизнь и творчество Горького были ориентированы на стремление показать, что оторванность от людей (а точнее, от народа) не может принести счастья, а может привести лишь к духовному обнищанию.

Доклад на тему:

Жизнь и творчество

Максима Горького

Подготовил ученик 11”а” класса

Школы№22

Зингалёв Илья

ВеликийНовгород

ГОРЬКИЙМаксим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) , русский писатель, публицист, общественныйдеятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н.«серебряного века») и советской литературы. Происхождение,образование, мировоззрение Отец, Максим СавватиевичПешков (1840-71) сын солдата, разжалованного из офицеров,столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходнойконторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) измещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детствописателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодостибурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старостиразорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановнаприобщила внука к народным песням и сказкам, но главное заменила мать,«насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для труднойжизни» («Детство»). Настоящего образования Горький не получил,закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, онрос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе,«мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник наярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушилимечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы несоглашаться...» сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова«Песнь старого дуба». Ненависть к злу и этический максимализм былиисточником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой.Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ»,странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния:от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М.Гюйо, романтизма Дж. Рескинаи пессимизма А. Шопенгауэра. Грубость и невежество провинциального бытаотравили его душу, но и парадоксальным образом породили веру в Человека и егопотенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу началродилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) несовпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагическийконфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты.Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека,как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом» (письмоГорького В. В. Розанову, 1912). Ранний Горький (1892-1905) Горький начинал какпровинциальный газетчик (печатался под именем ИегудиилХламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящейфамилией А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «АлексейМаксимович Горький» контаминируют псевдоним снастоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете«Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко,опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ"Челкаш"). В 1898 в Петербурге вышла книга«Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появилисьпоэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть«Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоресравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. Критики в связи с еготекстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, анепосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательномлирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца19 начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком»Ницше. Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергалсяарестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетнымакадемиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленковышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) ипознакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержкареволюции 1905-07. Быстро проявил себя Горький и как талантливый организаторлитературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества«Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества»Знание". Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», вогромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского вМосковском художественном театре. Другие пьесы Горького «Мещане»(1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца»,«Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) не имели такогосенсационного успеха в России и Европе. Между двух революций (1905-1917) Послепоражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия)."Каприйский" период творчества заставилпересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького»(Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой иидеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; втораяредакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров»(1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), циклрассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть«Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. Первая мироваявойна тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Война стала для него вопиющимпримером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопнойвши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разумчеловеческий был бессилен перед логикой исторических событий. Октябрьскаяреволюция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в нейне «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии,вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиесяостровки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете«Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинилЛенина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвалрусский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если неоправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом.Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русскомкрестьянстве» (1922). Несомненной заслугой Горького была энергичная работапо спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти ирасстрелов. Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, какорганизация издательства «Всемирная литература», открытие «Домаученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции,описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедшийкорабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однакомногих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что сталоодной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками. С 1921по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивыхсоветов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодойсоветской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов»,«Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых»(1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина»(1925-36).

В 1928 Горький совершил «пробную» поездкув Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия),до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеозвстречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Какхудожник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина»,панорамной картины России за сорок лет. Организовал и поддерживал множествопредприятий: издательство «Academia», книжные серии «Историяфабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал«Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названныйего именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.Обстоятельства смерти Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности,как и смерть его сына Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смертиобоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горькогопомещена в Кремлевской стене в Москве.

Максим Горький (Maxim Gorky) – известный русский писатель, который смог преодолеть множество трудностей на своем жизненном пути, подняться с самых низов – его биография пестрит трагическими событиями.

Справедливо называли этого человека гением, ведь именно он создал великолепное, затрагивающее душу и полное актуальных проблем произведение «На дне», стал основоположником нового направления в литературе – социалистического реализма.

Русский писатель А. М. Горький

Все мы знаем Максима Горького как великого писателя-революционера, многие узнают его портрет среди прочих, изучают его биографию, важные факты из жизни: настоящее имя и фамилию, место рождения, название его первого произведения, причины эмиграции из страны.

Однако мало кто задумывался о самой ценности жизни этого гениального писателя, мало кто знает, что буквально каждый день Алексея Максимовича Пешкова проходил в яростной борьбе с самим собой, с властью, с жизненными невзгодами.

Краткая биография Максима Горького

А. М. Пешков родился 28 марта 1868 года. Уроженец города Нижний Новгород. Псевдоним Алеша выбрал себе сам, как напоминание об отце – Максиме Саввантеевиче.

Отец и мать

В три года Алексей тяжело заболел холерой. Отец мальчика, горячо любивший своего сына, долго ухаживал за ним. Он смог вылечить Алешу, но заразился от него и вскоре умер.

Счастливая семья распалась. Мать, Варвара Васильевна Пешкова, подсознательно обвиняя сына в гибели мужа, не смогла простить своего ребенка и отдалилась от него. Она умерла от опасной болезни — чахотки, когда Алексею было 11 лет.

Детство

Мальчик рано осиротел, и его воспитанием вынужден был заняться дед Каширин. Он, будучи человеком жестоким, безжалостным, часто избивал внука, из-за чего во взрослой жизни Алексей Пешков перестал испытывать физическую боль. Но это не мешало ему глубоко сопереживать другим людям и страдать от чужой боли.

Были у Алеши и хорошие воспоминания из детства, связанные с бабушкой Акулиной Ивановной. Она рассказывала ему сказки или истории из своей жизни, пела звонкие песни. Бабушка заботилась о мальчике, учила преодолевать жизненные препятствия, справляться с трудностями.

Образование

У будущего великого писателя не было достойного образования. Пешков начинал учиться в приходской школе, но болезнь сорвала его планы насчет учебы. Позже он поступил в училище, но прославился там, как трудный подросток, ученик со сложным характером.

Алексей начал воровать еду, подбирать выброшенную одежду. Другие ученики отмечали то, что от него часто исходил неприятный запах, что стало причиной издевательств и насмешек. Из-за этого Алеша Пешков бросил училище, отправился в путешествие по стране, узнал много нового, увидел, как тяжела жизнь простых людей. Странствия дали Алексею много опыта и знаний.

Юношеские годы

Когда Алеше исполняется 19 лет, у него умерли бабушка с дедушкой. Он, находясь в Казани и безуспешно пытаясь поступить в университет, впадает в депрессию и совершает попытку самоубийства. Юноша выстреливает себе в грудь, но пуля не попадает в сердце, застряв в легком.

Врачам пришлось дважды спасать писателя, потому что он, находясь в больнице, хотел снова попытаться покончить с собой, выпив яд.

Творческий путь

Свой творческий путь Максим Горький начал с работы в провинциальной газете. С большой помощью В. Г. Короленко, писатель смог проявить себя в мире литературы.

Именно самое первое произведение «Очерки и рассказы» принесло Горькому писательскую славу, чего при жизни не удавалось еще ни одному известному русскому писателю.

В своих произведениях писатель часто говорил о революционно-демократическом движении, критиковал существующую власть. Из-за неоднозначных высказываний в адрес Ленина и поддержки революционного настроения, Горького не раз задерживала полиция.

В 1892 году в свет под псевдонимом Максим Горький выходит первый рассказ «Макар Чудра». С него начинается ошеломительный успех писателя.

Эмиграция

На следующем периоде своего творчества Максим Горький тесно сотрудничает с организациями революционеров, что отражает его революционный роман «Мать». В 1905 под угрозой ареста писатель вынужден покинуть родную страну и уехать в США. В конце года он едет в Италию на остров Капри.

За границей писателя приняли с большой радостью, его звали на различные приемы и вечера. Марк Твен лично позаботился о достойном приеме Максима Горького в Америке.

После неудачной попытки вернутся на родину, Максим Горький в 1921 году едет за границу, чтобы поправить здоровье. Он путешествует по Германии, потом снова возвращается на Капри. Продолжая интересоваться событиями в революционной России, писатель скептически относится к революции в родной стране.

В этот период жизни Горький написал роман «Дело Артамоновых».

Возвращение на родину

Окончательно великий писатель, откликнувшись на приглашение властей, возвращается в Россию в 1928 году. Горького принимают с распростертыми объятьями, после показательной пятинедельной поездки по стране ему дарят особняк и две дачи.

Горький трудится над созданием «Жизни Клима Самгина», а так же становится редактором газеты «Жизнь замечательных людей».

Последние годы жизни и смерть

Еще одна трагедия, обрушившаяся на Горького – смерть сына Максима, которая сильно подкосила писателя. Посещая его могилу, где Горький долго лежал на сырой земле и не мог поверить в смерть сына, писатель простудился и тяжело заболел.

Он умер 18 июня 1936 года. Существует множество версий его смерти, современники утверждают, что писателя могли отравить. Тело великого гения кремировали, а его мозг удалили для дальнейшего изучения.

Интересные факты из биографии М. Горького

Кое-что, что будет любопытно узнать:

  1. Несмотря на то, что Горький был всесторонне развитым, умным и эрудированным человеком, в тридцать лет он продолжал писать с ошибками, которые тщательно исправляла его любимая жена Екатерина Волжина.
  2. О том, что Максим Горький был уникальным человеком, говорит и его способность много и часто выпивать, но никогда не пьянеть.
  3. Личная жизнь писателя сложилась неудачно: у него было две жены и много любовниц.
  4. Писатель интересовался окимоно, занимался коллекционированием японских фигурок из кости.
  5. При жизни Максим Горький мог пять раз получить Нобелевскую премию, но был лишен этой награды большими стараниями властей.

Известные произведения Максима Горького

Писатель написал множество романов, повестей и пьес:

  1. «Макар Чудра»;
  2. «Детство», «В людях», «Мои университеты»;
  3. «Старуха Изергиль»;
  4. «На дне»;
  5. «Дело Артамоновых»;
  6. роман «Мать»;
  7. повести «Жизнь ненужного человека», «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».

Заключение

Максим Горький, настоящее имя которого – Алексей Пешков, является культовой фигурой русской культуры. Годы жизни писателя: 1868-1936. Он создал не только множество превосходных произведений, но был редактором многих литературных журналов. Имя этого гениального писателя не померкнет в веках, его рассказы, романы, пьесы будут перечитывать и наши потомки.

Максим Горький - литературный псевдоним А.М.Пешкова, родившегося 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Его раннее детство прошло в семье деда, а образование ограничивалось 2 классами нижегородского слободского Кунавинского училища. С десятилетнего возраста началась жизнь «в людях»: «мальчик» в магазине, ученик и прислуга у чертежника, посудник на пароходах, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках, статист в театре и т. д. С 17 лет после неудачной попытки поступить в Казанский университет Алексей Пешков проходил жизненные «университеты» в трущобах Казани, перебиваясь случайными заработками и занимаясь самообразованием. В 1887 г. он предпринял попытку самоубийства, был отлучен от церкви и отправился путешествовать по стране.

Первый рассказ под псевдонимом М.Горький (это был «Макар Чудра») опубликован 12 сентября 1892 г. в газете «Кавказ», выходившей в г. Тифлисе (ныне - Тбилиси). Рассказы 1890-х гг., напечатанные в местной прессе, а затем и в центральных журналах, делают имя Горького известным в литературных кругах. Взлет литературной популярности Горького в России пришелся на 1901-1904 гг. В 1902 г. состоялся успешный дебют Горького в качестве драматурга: были опубликованы и поставлены на сцене Художественного театра пьесы «Мещане» и «На дне».

В середине 1900-х гг. писатель познакомился с В.И.Лениным и другими большевиками. В 1906 г. под угрозой ареста он эмигрировал и направился в Америку, где завершил работу над книгой «Мать», впервые опубликованной на английском языке и вызвавшей похвалу Ленина. Период 1906-1913 гг. Горький провел на итальянском острове Капри. После царской амнистии 1913 г. он вернулся в Петербург. В годы первой мировой войны написал автобиографические произведения «Детство» (1914) и «В людях» (1916). В 1917-1918 гг. выпускал газету «Новая жизнь», в которой публиковал помимо «Русских сказок» и рассказов статьи под рубрикой «Несвоевременные мысли». За неделю до октябрьского переворота опубликовал статью «Нельзя молчать!», в которой призвал большевиков отказаться от вооруженного выступления. В 1918 г. вышли в свет два тома горьковской публицистики: «Революция и культура» и «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре».

Горький сотрудничал с новой властью в области культуры и просвещения. В 1918-1919 гг. он помог организовать первый рабоче-крестьянский университет, Большой драматический театр в Петрограде, издательство «Всемирная литература». 1920-егг. писатель провел преимущественно за рубежом. В этот период написаны романы «Дело Артамоновых» (1925) и «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936, остался незаконченным). В 1928-1929 гг. писатель посещал СССР, совершал поездки по стране, рассказав о них в книге очерков «По Союзу Советов». В 1928-1930 гг. в Москве было издано первое отечественное собрание сочинений писателя. В 1931 г. Горький окончательно вернулся в СССР и стал председателем основанного в 1934 г. Союза писателей. Умер М.Горький 18 июня 1936 г., похоронен на Красной площади в Москве.

Творчество Горького в трактовке советского литературоведения было почти синонимом «литературного марксизма». Конечно, марксистом в строгом смысле слова писатель никогда не был, а история его отношений с этим политическим течением - это история дружбы-вражды. Что же сделало Горького пусть непостоянным, неустойчивым, но все же союзником российских большевиков? Общим с отечественными радикалами у Горького был сильнейший заряд отрицания существовавшего мира. Для него, как и для большевиков, это был мир социальной несправедливости, контрастов буржуазной роскоши и убогого быта бедняков, мир «свинцовых мерзостей», как он напишет в повести «Детство». Однако еще более важным для него было отрицание любых проявлений человеческой слабости - слезливой жалости и беспомощности, житейской покорности судьбе, «непротивления злу».

Некрасивость и бессилие «маленького человека» для раннего Горького - не меньшее зло, чем социальное неравенство и жестокость общественных порядков. В раннем творчестве Горького русская литература будто затосковала по большей этической определенности, по энергии непричесанной, «не омещанившейся» силы.

«Маленький человек» в русской литературе предшествующей эпохи унижен и оскорблен, но сохранил в себе живую душу и потому достоин сострадания. Русские писатели XIX в. видели причины его бедствий в несовершенстве жизненного порядка, непосильном гнете социальной среды. Иной взгляд на природу страданий человека у Горького, писателя нового поколения. Особенно отчетливо, даже подчеркнуто резко, этот взгляд выражен в его аллегорической поэме в прозе с эмблематическим названием «Человек».

В поэме Горького человек - сам причина своих обретений и утрат. Она насыщена высокой патетикой и завершается настоящим апофеозом Человеку-победителю - «величественному, гордому и свободному» борцу, идущему «вперед! и - выше! все - вперед! и - выше!». Масштаб риторического обобщения в поэме Горького пределен. Риторика исключает описательность, делая ставку на лирические абстракции, ее цель - не точность отражения, но заражающая сила убеждения. Вереница восклицательных знаков в финале поэмы передает экзальтированную веру писателя в способность человека распрямиться и вырасти в колосса - стать Человеком с большой буквы. Для этого ему нужно не только преодолеть «весь мрачный хаос жизни на этой исстрадавшейся земле», но и перешагнуть через такие важные для прежней литературы ценности, как Любовь, Дружба, Надежда, Гнев, Вера. Главной же опорой в преодолении этих «несовершенных созданий его творческого духа» служит окрыляющая сила Мысли. «Человек» - концентрированное, крайнее выражение горьковской героической концепции личности.

Горький 1890-х - начала 1900-х гг. воспринимался читателями прежде всего как строптивец, отрицающий традиционную систему ценностей, официальную религию и общепринятую мораль. Это отрицание направлено не столько на обыденную жизнь и быт, сколько на миропорядок в целом. Корень зла молодой писатель видит в человеческой косности, в самой не просветленной смыслом природе, в окружающем человека мире, который нужно полностью переменить. Горький отказывает природе в изначальной упорядоченности. Лишь напряженная мысль, крылатое воображение человека могут привнести в нее гармонию. Потому окружающий мир - и социальный, и природный - нужно покорять и обуздывать.

Вот почему столь враждебным кажется темный лес, сквозь который горьковский Данко ведет толпу людей. В противоположность слепой природе Горький наделяет качествами совершенства человеческое сознание, он делает ставку на силу воли человека и безграничные возможности его разума. Такой взгляд на отношения человека и мира принято определять как антропоцентрический: в центре художественного мира писателя - человек, стремящийся быть хозяином своей судьбы. Характерны сами названия многих горьковских рассказов - «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», «Коновалов», «Мальва» и др. Проблематику и поэтику горьковских произведений во многом определяет принцип «человек - крупным планом». Устами одного из персонажей пьесы «На дне» Горький так передает свой символ веры: «Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное - дело его рук и его мозга!».

Но начать такому человеку, по мнению Горького, нужно с самого себя: конфликт человека и породившей его природы разворачивается в душе самого человека. В ней борются начала « зрячего» разума и «слепых» инстинктов, гармонии и стихии. Природно-инстинктивное начало, воплощенное, например, в образе «сына орла» Ларры, ведет человека к плотским удовольствиям, к сугубо биологическому существованию: будучи рабом инстинктов, человек не может не быть индивидуалистом, а у индивидуалиста нет будущего. Напротив, сила разума способна раскрепостить внутреннюю энергию человека, сделать его своего рода «сверхчеловеком», который сумеет подчинить себе обстоятельства и повести за собой других людей.

Алексей Пешков, известный в литературном кругу, как Максим Горький, родился в Нижнем Новгороде. Отец Алексея скончался, в 1871 году, когда будущему писателю было всего 3 года, мать прожила лишь немногим дольше, оставив сына сиротой в 11 лет. На дальнейшее попечение мальчик был отправлен в семью деда по матери Василия Каширина.

Не безоблачная жизнь в доме деда заставила Алексея уже с детства перейти на свой хлеб. Добывая пропитание, Пешков работал рассыльным, мыл посуду, выпекал хлеб. Позже будущий писатель расскажет об этом в одной из частей автобиографической трилогии под названием «Детство».

В 1884 году юный Пешков стремится сдать экзамены в Казанский университет, но безуспешно. Трудности в жизни, неожиданная смерть родной бабушки, которая была добрым другом Алексея, приводят его к отчаянию и попытке самоубийства. Пуля не задела сердце юноши, но этот случай обрек его на пожизненную дыхательную слабость.

В жажде изменений государственного устройства, молодой Алексей связывается с марксистами. В 1888 году его арестовывают за антигосударственную пропаганду. После освобождения будущий писатель занимается странствованием, называя данный период жизни своими «университетами».

Первые шаги творчества

С 1892 года, возвратившись в родные места, Алексей Пешков становится журналистом. Первые статьи молодого автора публикуются под псевдонимом Иегудиил Хламида (с греческого плащ и кинжал), но вскоре писатель придумывает себе другое имя - Максим Горький. Словом «горький» писатель стремиться показать «горькую» жизнь народа и желание описывать «горькую» правду.

Первым произведением мастера слова стал рассказ «Макар Чудра», опубликованный в 1892 году. Следом за ним мир увидели и другие рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Бывшие люди» и др. (1895-1897 гг.).

Литературный взлет и популярность

В 1898 году опубликован сборник «Очерки и рассказы», который принес Максиму Горькому славу в среде народных масс. Главными героями рассказов стали низы общества, переносящие небывалые тяготы жития. Страдания «босяков» автор отобразил в наиболее преувеличенной форме, с целью создания наигранной патетики «человечности». В своих произведениях Горький вынашивал идею единства рабочего класса, защищающего социальное, политическое и культурное достояние России.

Очередным революционным порывом, открыто враждебным царизму, стала «Песня о буревестнике». В наказание за призыв к борьбе с самодержавием Максим Горький был выслан из Нижнего Новгорода и отозван из членов Императорской Академии. Оставаясь в тесных связях с Лениным и другими революционерами, Горький пишет пьесу «На дне» и ряд других пьес, получивших признание в России, Европе и США. В это время (1904-1921) писатель связывает свою жизнь с актрисой и почитательницей большевизма Марией Андреевой, разрывая связь с первой женой Екатериной Пешковой.

За границей

В 1905 году, после декабрьского вооруженного мятежа, опасаясь ареста, Максим Горький отправляется заграницу. Собирая поддержку большевицкой партии, писатель посещает Финляндию, Великобританию, США, знакомится с известными писателями Марком Твеном, Теодором Рузвельтом и др. Но поездка в Америку оказывается для писателя не безоблачной, ведь вскоре его начинают обвинять в поддержке здешних революционеров, а также нарушении нравственных прав.

Не решаясь ехать в Россию, с 1906 по 1913 революционер живет на острове Капри, где создает новую философскую систему, которая ярко отображена в романе «Исповедь» (1908).

Возвращение в отечество

Амнистия к 300-летнему юбилею династии Романовых позволила писателю в 1913 году вернуться в Россию. Продолжая активную творческую и гражданскую деятельность, Горький публикует ключевые части автобиографической трилогии: 1914 - «Детство», 1915-1916 - «В людях».

В течение Первой Мировой войны и Октябрьского переворота петербургская квартира Горького стала местом регулярных большевицких собраний. Но ситуация резко изменилась через несколько недель после революции, когда писатель явно обвинил большевиков, в частности Ленина и Троцкого, в жажде к власти и фальшивости намерений создания демократии. Газета «Новая Жизнь», которую выпускал Горький стала объектом преследования цензуры.

Совместно с процветанием коммунизма, критика Горького уменьшилась и вскоре писатель лично встретился с Лениным, признавая свои ошибки.

Пребывая с 1921 по 1932 год в Германии и Италии, Максим Горький пишет завершительную часть трилогии под названием «Мои университеты» (1923), а также лечится от туберкулеза.

Последние годы жизни писателя

В 1934-м Горький назначен главой Союза советских писателей. В знак благодарности от правительства он получает роскошный особняк в Москве.

В последние годы творчества писатель был тесно связан со Сталиным, всячески поддерживая политику диктатора в своих литературных произведениях. В связи с этим Максима Горького называют основателем нового течения в литературе - социалистического реализма, которое больше связано с коммунистической пропагандой, чем с художественным талантом. Скончался писатель 18 июня 1936 года.