Церемония вручения премии золотая маска. "Золотая маска" объявила результаты

22-я российская национальная театральная премия и фестиваль "Золотая маска" объявила свои итоги - 16 апреля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко чествовали новых лауреатов.

Лучшими спектаклями в драме признаны две московские постановки: "Сон в летнюю ночь" Ивана Поповски театра "Мастерская Петра Фоменко" (драма большой формы) и "О-й. Поздняя любовь" Дмитрия Крымова (драма малого формата) его именной лаборатории театра "Школа драматического искусства". "Маски" за лучшие актерские работы поделили Москва с Санкт-Петербургом: лучшими актерами стали Мария Смольникова, сыгравшая главную роль в спектакле-лауреате "О-й. Поздняя любовь" ШДИ; Сергей Волков, блиставший в "Кабаре Брехта" Юрия Бутусова в Театре им. Ленсовета, и легендарный актер Александринского театра Николай Мартон, сыгравший в "Маскараде. Воспоминаниях будущего" Валерия Фокина лучшую роль второго плана - Неизвестного.

Самое большое количество вопросов вызвало присуждение "Маски" за лучшую работу режиссера в драме. В перечне номинантов фигурировало двадцать три фамилии, и награждение Андрея Могучего за весьма средний спектакль "Пьяные" БДТ (в обход оставшихся совсем без наград Сергея Женовача (Студия театрального искусства), Алексея Бородина (РАМТ), Камы Гинкаса (МТЮЗ), Андрия Жолдака (БДТ), и далее по списку), со стороны выглядело не как заслуженное профессиональное признание, а, скорее, как попытка выдачи охранной грамоты. Которая очень пригодится нынешнему руководителю БДТ им. Товстоногова в качестве веского аргумента в поисках хоть какого-то способа разрешения хронического внутритеатрального конфликта. Ведь срок контракта Могучего с БДТ подходит к концу, в театре за время своего правления он не мог стать родным по определению. И хотя кадровых перестановок не предвидится, вопрос, какому чиновнику пришло в голову скрестить два несовместимых явления - стилистику театра Могучего с традициями БДТ, стал в вечер награждения опять одним из самых актуальных.

Впрочем, на этот счет есть самые разные мнения профессионального сообщества: была ли оправданной прививка яркого, но формального по сути и по названию направления Андрея Могучего к психологическому театру; останется ли в истории БДТ его период руководства как пример рискованного эксперимента, или сила Могучего все-таки проявится и на берегах Фонтанки...

Художник Сергей Бархин (не в связи с вышеобозначенным) высказался в поддержку всех номинировавшихся: "Конечно, "Маски" приятнее получать. Но при этом нелишне всегда будет помнить: все симпатии зала будут на стороне проигравших".

И Лев Додин, награждающий победителей в категории "Лучшие спектакли в драме", предупреждал будущих лауреатов, что каким бы ни было распределение "Масок", в газетах все равно напишут, что оно было неправильным, - "поэтому примите не только мои поздравления, но и слова моего сочувствия".

Режиссер Лев Додин в тот вечер выходил на сцену дважды: как награждающий и как награждаемый. Одна из главных - почетных внеконкурсных премий "Золотая маска" - была присуждена художественному руководителю санкт-петербургского Малого драматического театра - Театра Европы Льву Додину "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства", - ведь созданный им театр (общепризнано: один из лучших в России) давно уже находится вне конкуренции. "Я очень благодарен за почетную и в чем-то неожиданную награду. Но я понимаю, что в то же время во всякой премии за вклад стоит намек: вложил, и хватит вкладывать, - шутил Лев Додин. - Я буду стараться. Но обещать не могу".

В этой же внеконкурсной категории (как самая почетная, она озвучивается в финале церемонии) рукоплескали четырем актерам: Римме Беляковой, Кларе Кисенковой, Ринату Тазетдинову и Ростиславу Янковскому (последний не смог прилететь из Белоруссии); художнику Борису Мессереру, руководителю Малого театра Юрию Соломину, которого зал приветствовал стоя, и балетмейстеру Борису Эйфману. Благодарственную речь Эйфмана можно назвать самой традиционной (не забыть поблагодарить всех и вся, уложившись в хронометраж отведенных тридцати секунд) и в то же время самой пронзительной на церемонии: "Я благодарю театральных деятелей за высокую оценку моего творчества, я благодарю своих выдающихся талантливейших артистов. Я благодарю наших зрителей, которые на протяжении почти 40 лет дарят нашему театру свое внимание и любовь. Премия за вклад - это какое-то подведение итогов. Но смею вас заверить, что я только сейчас начал открывать тайны своей профессии. И очень надеюсь, что у меня получится сочинить спектакль моей мечты".

Эксперты отсмотрели 774 спектакля более чем ста городов России. В 212 номинациях было представлено 54 театра

Пожелание выдающегося хореографа самому себе когда-нибудь создать спектакль своей мечты стало самым популярным тостом на банкете после вручения. А распространенное утверждение "главное - не победа, а участие" могло бы стать девизом фестиваля 2016 года. Ведь чтобы сформировать конкурсную афишу "Золотой маски" 2016 года, два экспертных совета - музыкального театра под председательством Екатерины Бирюковой и драматического театра и театра кукол, возглавляемого Александром Висловым, - отсмотрели 774 спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и более чем ста городах России. Итогом их работы стала прежде всего впечатляющая статистика и география "Золотой маски" 2016 года. В конкурсную программу вошли 45 процентов номинантов из регионов (что по сравнению с преимущественно московско-питерской афишей прошлых годов - настоящий региональный прорыв, увенчавшийся "Масками" за лучшую работу художника по костюмам - Альберту Нестерову за спектакль "Черноликие" Башкирского театра драмы; за лучшую работу художника в театре кукол - Татьяне Нерсисян из Пермского театра кукол и лучший кукольный спектакль - "Толстая тетрадь" того же Театра кукол из Перми). Помимо постоянных участников "Золотой маски" появилось много новых имен и новых городов, которые привлекли к фестивалю и новых зрителей, небезразличных к судьбам неизвестной российской театральной провинции.

Всего в 212 номинациях "Золотой маски" 2016 года было представлено 54 театра. Лидерами по количеству номинантов стали такие города, как Пермь и Екатеринбург, а из театров - Александринка и БДТ.

Кто станет победителями, решали два профессиональных и на редкость очень многочисленных жюри - музыкального и драматического театра. Жюри музыкального театра возглавил режиссер, заведующий кафедрой оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Юрий Лаптев. В состав жюри музыкального театра вошли восемнадцать человек (sic!), и в их числе - солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Гурякова, народный артист СССР, профессор Московской консерватории им. Чайковского Зураб Соткилава, ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе. Лучшие результаты в драматическом театре и театре кукол под председательством худрука воронежского "Камерного театра" и руководителя Платоновского фестиваля искусств Михаила Бычкова определяли пятнадцать человек. В списке членов жюри драмтеатра - фамилии актера Малого театра Василия Бочкарева, актрисы Театра Маяковского Евгении Симоновой, актрисы Театра им. Пушкина Александры Урсуляк, профессора Школы-студии МХАТ и художественного руководителя ЦИМа Виктора Рыжакова.

Дословно

Сергей Волков, лауреат "Золотой маски" за лучшую мужскую роль - дебют в спектакле Театра им. Ленсовета "Кабаре Брехт":

Спасибо моему учителю Юрию Николаевичу Бутусову, который своим примером показывает, что можно делать абсолютно все в театре. До прихода Бутусова в театр мы в студии занимались достаточно простыми вещами, а потом сходили на его "Макбет. Кино", и начался новый этап. Он открыл нам, что театр может быть очень личным искусством. И зачем он есть вообще. Тратить минуты или часы на самолюбование, страдание, болтовню, игру, лишенную смысла - или создать что-то, ставящее перед тобой вопросы, которых за всю жизнь не разрешишь, но будешь каждый раз пытаться их честно осознать относительно себя сегодняшнего. Люблю Бутусова именно за это. Не знаю, насколько я его актер, но могу сказать, что режиссера своего я нашел. (Из интервью "Российской газете")

Лауреаты

Итак, лучшими на 22-й "Золотой маске" названы:

  • Лучший спектакль большой формы - "Сон в летнюю ночь" Мастерской П. Н. Фоменко
  • Лучшая постановка малой формы - "О-й. Поздняя любовь" Дмитрия Крымова (Школа драматического искусства)
  • Лучший режиссер года - Андрей Могучий за спектакль "Пьяные" в БДТ им. Товстоногова.
  • Лучшая драматическая актриса - Мария Смольникова за роль в спектакле "О-й. Поздняя любовь"
  • Лучшим драматический актер - Сергей Волков за роль в "Кабаре Брехт"
  • Лучший "эксперимент" - "Звуковые ландшафты" Петра Айду
  • Лучший кукольный спектакль - "Толстая тетрадь" Пермского театра кукол
  • Лучша опера - "Хованщина" Мусоргского в постановке Александра
  • Лучший мюзикл - "Голливудская дива" Корнелиуса Балтуса
  • Лучший спектакль в современном танце - "Кафе Идиот"
  • Лучший балет - "Герой нашего времени" Кирилла Серебренникова.
  • Лучший композитор - Илья Демуцкий за музыку к балету "Герой нашего времени"

Справка "РГ"

"Золотая Маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Фестиваль "Золотая Маска" проводится Союзом театральных деятелей РФ, Министерством культуры РФ, Правительством Москвы, Дирекцией Фестиваля "Золотая Маска".

Гвоздем программы в этом сезоне мог бы стать современный танец. Отечественные первопроходцы и уже классики жанра (Татьяна Баганова, Александр Пепеляев, Ольга Пона) не только представили очередные работы - все они в своем творчестве переживают то счастливое мгновенье, когда пришло мастерство, но не улетучилось ни вдохновенье, ни попытки расширить собственные возможности. При этом молодые хореографы, чьи имена пока знали только профессионалы - работающие дуэтами Анна Щеклеина и Александр Фролов из Екатеринбурга и Олег Степанов и Алексей Торгунаков, приглашенные в Краснодар, - представили оригинальные, самостоятельные и сложные спектакли. Жюри из всего этого разнообразия отметило "Кафе Идиот" современной труппы "Балета Москва". Спектакль по мотивам романа Достоевского лаконичен и ярок в своем кровавом сиянии, как метафора, а Александр Пепеляев не просто заслужил, а выстрадал эту первую в своей жизни "Маску" подвижническим трудом. Но жаль, что жюри (в нем работал лишь один специалист по современному танцу) никак не отметило взлет жанра, переживавшего в последние годы тяжелые времена.

Тот же "Балет Москва", но его классическая труппа, заставил говорить о себе и в балетном конкурсе. Здесь на лидерство он не претендовал, но его первое появление в конкурсе с одноактным спектаклем "Минос" Хуанхо Аркеса показывает, что творческая жизнь - это не прерогатива театров с гигантскими бюджетами и великими классиками на афише. Еще несколько лет назад "Балет Москва" жил по среднероссийскому стандарту: разводил "Лебединое озеро" на семь лебедей и ездил с ними по деревням и весям. Но сменившееся руководство придумало классической труппе, чахнувшей в тени сильного собрата-современщика новую программу. Теперь с ней работают хореографы, не обремененные званиями и устрашающими райдерами, но создающие спектакли, которые можно показывать рядом с премьерами Большого, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Пермского и Екатеринбургского театров - лидеров российского балетного процесса. А победил в этом году "Герой нашего времени" Большого - проект из разряда тех, что почти не появляются в наших классически ориентированных театрах. Он оригинален от идеи и создания либретто (Кирилл Серебренников) и музыки (Илья Демуцкий, которому досталась и личная "Маска" как лучшему композитору) до хореографии (Юрий Посохов) полнометражного спектакля. При этом скандально остались без наград екатеринбургские удачи: упоительная "Тщетная предосторожность" Сергея Вихарева и Павла Гершензона, соединяющая простодушие классического балета и изощренную игру в пассеизм современных интеллектуалов, и "Занавес", пример редкого сотворчества хореографа (Вячеслав Самодуров) и балерины (Мария Александрова).

22-ая российская национальная театральная премия и фестиваль “Золотая маска ” объявила свои итоги - 16 апреля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко чествовали новых лауреатов.

Одна из главных - почетных внеконкурсных премий “Золотая маска ” - была присуждена режиссеру, художественному руководителю санкт-петербургского Малого драматического театра - Театра Европы Льву Додину "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" . Созданный им театр давно уже находится вне конкуренции.

А чтобы сформировать конкурсную афишу “Золотой маски ” 2016 года, два экспертных совета - музыкального театра под председательством Екатерины Бирюковой, и драматического театра и театра кукол, возглавляемого Александром Висловым, - отсмотрели 774 спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и более чем ста городах России. Итогом их работы стала, прежде всего, впечатляющая статистика и география “Золотой маски ” 2016 года. В конкурсную программу вошли 45 процентов номинантов из регионов (что по сравнению с преимущественно московско-питерской афишей прошлых годов - настоящий региональный прорыв). Помимо постоянных участников “Золотой маски ” появилось много новых имен и новых городов, которые привлекли к фестивалю и новых зрителей, небезразличных к судьбам неизвестной российской театральной провинции.

Так, впервые в афише появились театры из города Серова (Театр драмы им. А.П. Чехова, спектакль "Трамвай "Желание"), Новокуйбышевска (Театр “Грань ” , спектакль "Таня-Таня") и Ижевска (Русский драматический театр Удмуртии, "Маленькие трагедии"). Масштаб размаха афиши был - от Большого театра в Москве до небольшого уже упомянутого Театра “Грань ” в Новокуйбышевске, в штате которого было всего семь человек, и занимали они уголок в местном доме культуры. Но после победы на фестивале театров малых городов России, проводящимся Театром наций, о них заговорили как о явлении, заметном в театральной жизни в контексте всей страны. "Мы старались по максимуму увидеть все, - рассказывал председатель экспертного совета драматического театра и театра кукол театровед Александр Вислов. - Лично у меня было 36 командировок. Многое в афишу не вошло. Про те постановки, которые сформировали “Золотую маску ” 2016 года, можно одной фразой сказать так: все спектакли разные, но все - лучшие. Мне было жаль одни не попавшие в короткий список спектакли, многим моим коллегам - другие... Но когда все недовольны, значит, мы хорошо поработали" .

Всего в 212 номинациях “Золотой маски ” 2016 года было представлено 54 театра. Лидерами по количеству номинантов стали такие города, как Пермь и Екатеринбург, а из театров - Александринка и БДТ. Александринский театр на конкурсной “Маске ” представляли спектакли Валерия Фокина "Маскарад. Воспоминания будущего" и Марата Гацалова “Теллурия ” ; БДТ - сразу три постановки, обнаживших как все достижения, так и все проблемы современного Большого драматического театра: “Zholdak dreams ” (режиссер Андрий Жолдак), “Человек ” (Томи Янежич) и “Пьяные ” (Андрей Могучий). Из питерцев в афише драматического театра также фигурировал Театр Ленсовета ("Кабаре Брехт" Юрия Бутусова) и ТЮЗ им. Брянцева ("Беккет. Пьесы" Дмитрия Волкострелова).

Москву в драме представляли "Студия театрального искусства" ("Самоубийца" Сергея Женовача), Театр им. Вахтангова ("Бег" Юрия Бутусова), РАМТ ("Нюрнберг" Алексея Бородина), Театр наций ("Сказки Пушкина" Роберта Уилсона), "Мастерская Петра Фоменко" ("Сон в летнюю ночь" Ивана Поповски), МТЮЗ ("Кто боится Вирджинии Вулф?" Камы Гинкаса), лаборатория Дмитрия Крымова театра "Школа драматического искусства" ("О-й. Поздняя любовь" Дмитрия Крымова), Электротеатр “Станиславский ” ("Человеческое использование человеческих существ" Ромео Кастеллуччи). И спектакли Кирилла Серебренникова Обыкновенная история Гоголь-центра и Константина Богомолова “Юбилей ювелира ” МХТ им. Чехова. Постановка Кирилла Серебренникова также номинировалась на “Золотую маску ” и в разделе музыкального театра - он выступал как режиссер, сценограф и автор либретто балета "Герой нашего времени" Большого театра.

Кто станет победителями, решали два профессиональных и на редкость очень многочисленных жюри - музыкального и драматического театра. Жюри музыкального театра возглавил режиссер, заведующий кафедрой оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Юрий Лаптев. В состав жюри музыкального театра вошли восемнадцать человек (sic!), и в их числе - солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Гурякова, народный артист СССР, профессор Московской консерватории им. Чайковского Зураб Соткилава, ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе.

Лучшие результаты в драматическом театре и театре кукол под председательством худрука воронежского Камерного театра и руководителя Платоновского фестиваля искусств Михаила Бычкова определяли пятнадцать человек. В списке членов жюри драмтеатра - фамилии актера Малого театра Василия Бочкарева, актрисы Театра Маяковского Евгении Симоновой, актрисы Театра им. Пушкина Александры Урсуляк, профессора Школы-студии МХАТ и художественного руководителя ЦИМа Виктора Рыжакова.

Лауреаты

Итак, лучшими на 22-й “Золотой маске ” названы:

Справка "РГ"

“Золотая Маска ” учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Фестиваль “Золотая Маска ” проводится Союзом театральных деятелей РФ, Министерством культуры РФ, Правительством Москвы, Дирекцией Фестиваля “Золотая Маска ” .

/ Суббота, 16 апреля 2016 года /

темы: Культура Пьянство

Спектакль Дмитрия Крымова "О-й. Поздняя любовь" (Школа драматического искусства) стал обладателем премии “Золотая маска ” в номинации "лучший спектакль малой формы", а лучшей постановкой большой формы стал "Сон в летнюю ночь" Ивана Поповски (Мастерская П.Н. Фоменко).

Церемония вручения премии “Золотая маска ” прошла в субботу в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

Лучшим режиссером назван Андрей Могучий, поставивший в Большом драматическом театре им. Товстоногова спектакль “Пьяные ” .

“Золотую маску ” за актерскую работу в драме получила Мария Смольникова за роль в спектакле "О-й. Поздняя любовь", лучшим драматическим актером признан Сергей Волков за роль в спектакле Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета “Кабаре Брехт ” .

В номинации “Эксперимент ” победил спектакль Петра Айду Звуковые ландшафты (Школа драматического искусства).

Лучшим кукольным спектаклем стала “Толстая тетрадь ” Пермского театра кукол в постановке Александра Янушкевича.

Хованщина ” Мусоргского в постановке Александра Тителя (Музыкальный театр. им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко) стала лучшим спектаклем в опере, А. Титель назван лучшим оперным режиссером за постановку “Медеи ” в том же театре.

Лучшим мюзиклом названа Голливудская дива Корнелиуса Балтуса (Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии). “Золотую маску ” за лучший спектакль в современном танце получил “Кафе Идиот ” (Балет Москва), а награду за лучший балет - "Герой нашего времени" в постановке Кирилла Серебренникова. Композитор Илья Демуцкий за музыку к этому балету назван лучшим композитором.

Приз критики достался опере “Сатьяграха ” (Екатеринбургский театр оперы и балета).

. . . . .

Отбор спектаклей для участия в “Золотой маске ” проводят специальные экспертные советы. Окончательный выбор делает жюри, в которое входят режиссеры, актеры, критики.


Во времена еще не столь далекие «Золотая Маска» считалась премией почти что революционной: недаром на первой же церемонии, прошедшей в 1995 году, в номинации «Лучший спектакль» победу одержал «Нумер в гостинице города NN», поставленный в ни на что не похожем экспериментальном Центре им. Вс. Мейерхольда. Да и после случались настоящие прорывы, вспомнить хотя бы победившую в 2010-м постановку «Рассказы Шукшина» в Театре наций, или в 2011-м - «Дядю Ваня» Театра им. Евг. Вахтангова.

Время, однако, внесло в происходящее свою корректировку.

- «Маска» для своего времени была очень инновационным проектом, предложившим продюсерскую модель фестиваля с совершенно новыми путями взаимодействия со спонсорами, с новыми бюджетами, с международной кооперацией высочайшего уровня, - делился с «ВМ» основатель премии и фестиваля «Золотая Маска» Эдуард Бояков. - Но сегодня таких проектов много и, в этом отношении премия превратилась в достаточно консервативный бренд. Это не минус и не плюс. Это просто случилось. И сохранять его нужно именно в таком виде, несмотря на то, что от «Золотой Маски» многие по-прежнему требуют неких прорывов и открытий.

Руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев и генеральный директор Большого театра Владимир Урин (слева направо), получивший "Золотую маску" в номинации "Лучший спектакль в балете". Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Так оно, собственно, все и оказалось на этот раз. Прорывов и открытий на прошедшей в субботу церемонии не наблюдалось (как, к слову, их сегодня особо не наблюдается и в непремиальной театральной жизни). Однако их никто и не ждал, ибо, уставшие от бесконечных экспериментов и критики, и зрители, уже несколько лет как предпочитают нечто более классическое – если не по форме, то по содержанию.

В первую очередь, ждали, конечно, главное: номинацию «Лучший спектакль». И здесь победителем оказался удивительно нежный "Сон в летнюю ночь" театра "Мастерская Петра Фоменко. А лучшей постановкой в малой форме назвали "О-й. Поздняя любовь" лаборатории Дмитрия Крымова театра "Школа драматического искусства" из Москвы.

Москвичам, впрочем, на этот раз вообще везло.

Лучшей оперой стала грандиозная "Хованщина" музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Кроме того, актрисе этого театра Хибле Герзмава вручили премию за лучшую женскую роль в этом жанре в спектакле "Медея", а за "Лучшую мужскую роль в опере" премию получил Алексей Татаринцев за роль Ромео в опере "Ромео и Джульетта" театра "Новая Опера" им. Колобова. Лучшим спектаклем в современном танце стала постановка "Кафе Идиот" Театра "Балет Москва", а лучшим спектаклем в балете, по мнению жюри, стал "Герой нашего времени" Большого театра. Ну, и, наконец, "Лучшим режиссером в оперетте-мюзикле" стал Алексей Франдетти за "Рождество О.Генри" в театре имени Пушкина".

Интервью с художественным руководителем Малого театра Юрием Соломиным

ЮРИЙ СОЛОМИН ПОСВЯТИЛ НАГРАДУ ПЕРВОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕ

Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин получил специальную премию «Золотой маски» за вклад в развитие театрального искусства.
- Юрий Мефодьевич, многие московские театры сейчас на первых позициях в стране...
- Да, и в том числе благодаря поддержке властей.
Вот и Малый театр скоро переезжает в свое здание, которое отремонтировано за короткий срок. Классик Островский говорил о том, что без театра нет нации, и, к счастью, наши государственные деятели это понимают. ()

Из-под колосников на сцену падает цирковая лонжа, из-за кулис появляются клоуны, а на экраны-задники во всю высоту сцены проецируется половина цирковой арены — так художник Зиновий Марголин «пришил» к респектабельному пространству зала Музыкального театра легкомысленное цирковое. А постановщик шоу худрук театра им. Пушкина Евгений Писарев вывел на сцену звезд Павла Акимкина (артиста и композитора студии «Саундрама») и Юлию Пересильд, весь вечер вместе с труппой «Антикварный цирк» с удовольствием предававшихся клоунаде во время объявления лауреатов и даже во время сопровождения оных на сцену.

Цирковой уклон не ускользнул от внимания замминистра культуры Александра Журавского, который одним из первых вышел приветствовать собравшихся.

Он довольно глубокомысленно напомнил, что «важнейшими для нас являются кино и цирк». В воздухе повисла неловкость: с точки зрения формальной логики выходило, что театру статуса важнейшего искусства чиновник не жалует. Ответ ему придет в конце церемонии: руководитель драматического жюри Михаил Бычков, худрук Воронежского камерного театра и идеолог Платоновского фестиваля, со сцены сообщит, что помощь и участие в жизни театра вообще и «Золотой маски» в частности считает избыточным и вредным.

И действительно, фестиваль в этом году показал сильнейший конкурс за последние годы.

Это было видно по количеству номинантов, в том числе в двух главных категориях — лучший спектакль большой формы и малой формы. В первом случае победил фантастически успешный «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски, во втором — совершенно необыкновенный «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова, режиссера-художника из театра «Школа драматического искусства». При этом в большой форме выбирали из 14 спектаклей, среди которых были «Юбилей ювелира» Константина Богомолова — приношение режиссера своему патрону Олегу Табакову, «Нюрнберг» прославленного худрука РАМТа Алексея Бородина — страшный суд над пособниками нацистов с элементами кабаре, «Пьяные» Андрея Могучего — рискованная постановка худрука питерского БДТ по тексту Ивана Вырыпаева, а также вахтанговский «Бег» и«Кабаре Брехт» из Театра им. Ленсовета — оба в постановке необыкновенного Юрия Бутусова.

В малой форме постановка по Островскому шла вровень с «Кто боится Вирджинии Вульф» Камы Гинкаса в МТЮЗе, «Самоубийцей» Сергея Женовача в Студии театрального искусства и одним из главных хитов нового Электротеатра — «Человеческое использование человеческих существ», поставленным авангардным итальянцем Ромео Кастелуччи. И в обоих случаях это далеко не полный перечень.

Список кандидатов на звание лучших режиссеров вообще занимал в программке две страницы.

Ко всем упомянутым выше здесь добавились пионер постдраматического театра Дмитрий Волкострелов («Беккет. Пьесы» в питерском ТЮЗе им. Брянцева), поднимающий один провинциальный театр за другим Евгений Марчелли (прекрасный «Месяц в деревне» на старейшей российской площадке — Театре им. Волкова), худрук Новой сцены питерской Александринки Марат Гацалов с «Теллурией» по роману Владимира Сорокина и многие другие. Вообще эта номинация выглядит немного странно рядом с наградами за лучший спектакль — как у лучшей постановки может быть не лучшая режиссура? Но едва ли можно упрекнуть в этом «Золотую маску» — те же проблемы есть, например, у «Оскара».

Лучшим актером стал Сергей Волков, сыгравший заглавную роль в «Кабаре Брехт», лучшей актрисой — Мария Смольникова, Людмила из «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова.

Музыкальным жюри руководил артист Юрий Лаптев — и итоги его работы оказались чрезвычайно любопытными. Например, для Большого театра — в номинантах оказались две постановки, сделанные на главной площадке страны драматическими режиссерами. И если «Женитьба Фигаро» Евгения Писарева из восьми номинаций, к удивлению многих, не победила ни в одной (только спецприз жюри артисту Александру Виноградову), то «Герой нашего времени» Кирилла Серебренникова был назван лучшим балетом. Написавший музыку к «Герою» Илья Демуцкий был объявлен лучшим композитором. У Музыкального театра солидный урожай призов собрали «Медея» (лучшая работа режиссера — худрука Александра Тителя) с Хиблой Герзмавой в заглавной роли (лучшая оперная певица) и «Хованщина» (лучший оперный спектакль). В современном танце выиграло «Кафе «Идиот» балета «Москва», руководимого Еленой Тупысевой.

Огромное внимание традиционно привлекает номинация «Эксперимент», в которую попадает все необычное и нестандартное, что появляется на территории отечественного театра. В этом году туда попали «Remote Moscow» немецкой группы Rimini Protokoll — спектакль-прогулка, аудиогид, открывающий город с неожиданной стороны; оперный квест для детей «Путешествие в Страну джамблей», поставленный в Пермской опере по лимерикам Эдварда Лира; спектакль «Прикасаемые» о слепоглухонемых и «Земля» хореографа-новатора Максима Диденко — он буквально перенес на сцену знаменитый сценарий Александра Довженко о коллективизации и борьбе с кулаками. А победителем стали «Звуковые ландшафты» музыканта Петра Айду из «Школы драматического искусства»— синтетическое музыкальное действо, своего рода перформанс, где в роли перформеров выступают механизмы для звукоимитации.

Как видно на этом примере, удовлетворить всех и обеспечить призами авторов каждой хорошей постановки оказалось невозможным.

В итоге без наград остались спектакли и люди, вполне необыкновенные. Например, красноярская «Алиsa», в которой художник Даниил Ахметов под художественным руководством Романа Феодори взял на себя функции режиссера — она получила только спецприз жюри. Или лидер своего поколения дирижер Теодор Курентзис, руководящий Пермской оперой. Или кинопродюсер Алексей Агранович, для роли Адуева в знаковой «Обыкновенной истории» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» превратившийся в преизрядного актера. Собственно, и сам «Гоголь-центр» (чудом выживший после смены директора), в репертуаре которого на данный момент нет ни одного проходного спектакля, не получил ни единой «маски».

Премия-фестиваль в этом году работала в условиях, приближенных к боевым.

После скандала с «Тангейзером» Минкульт, встретивший единодушное сопротивление постыдной истории с увольнением директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича, взялся улучшать фестиваль, обвиняя его в невнимании к регионам и потакании провокационным и «русофобским» спектаклям. «Золотая маска» ответила ударным трудом — за год экспертный совет отсмотрел более 700 спектаклей. Немыслимая толкотня хороших (а местами так и просто исключительных) спектаклей в номинациях — следствие глубочайшего изучения отечественной театральной картины, проделанного экспертами буквально ногами в условиях продолжающегося подъема отечественного театрального искусства, не собирающегося идти на спад. Тем не менее летом Министерство культуры собрало рабочую группу по реформированию фестиваля, в результате было принято довольно странное нововведение: теперь девять фестивалей-победителей региональных театральных конкурсов должны приниматься, как медалисты в вуз, в шорт-лист «Золотой маски», минуя экспертный совет (заметим, что в некоторых регионах, например на Северном Кавказе, таких конкурсов почти нет).

Впрочем, устроители сделали все, чтобы серьезные думы не отравляли вечер театральному сообществу. Клоуны на сцене приплясывали с важными чиновниками, заглядывали, встав на цыпочки, в конверты с именами лауреатов, потом ловили их сачком, объявляли гостей, рассекая по сцене Музыкального театра на велосипеде, словом, всячески напоминая, что на сцене — или арене — надо всегда играть, а иногда — веселиться. И, дай Бог, не в последний раз.

16 апреля в столичном академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко раздали награды одной из самых престижных театральных премий. На церемонию вручения «Золотой маски» съехались знаменитые актеры, режиссеры, композиторы, художники по костюмам, критики и просто любители театра. Чем удивили гостей вечера ведущие Юлия Пересильд и Павел Акимкин, кто одержал победу в самых престижных номинациях, за кем «охотились» фотографы и журналисты на протяжении всего мероприятия - читайте на сайт.

Вот уже который год подряд музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко во второй половине апреля распахивает свои двери для театральных деятелей, приглашая их получить заслуженные награды премии «Золотая маска». Номинанты прибывают из разных городов России в надежде одержать победу: кому-то везет больше, кому-то меньше, но само попадание в число номинантов - это уже большой успех.

Вечером 16 апреля на торжественной церемонии собрались лучшие представители театрального мира. Обсуждая последние новости, они долго общались в фойе, задерживая начало мероприятия. Когда организаторам удалось наконец собрать всех гостей в зрительном зале, свет погас и на сцену вышли... Нет, не ведущие вечера, а гимнасты, клоуны и барабанщики.

В этом году у «Золотой маски» была цирковая тематика, благодаря чему академический театр на один вечер превратился в цирковую арену. Когда артисты закончили свое яркое выступление, их сменили Юлия Пересильд и Павел Акимкин, также облаченные в клоунские наряды.

На протяжении всей церемонии актеры веселили гостей и никому не давали скучать. Они сменяли один нелепый наряд на другой, показывали зрителям фокусы и искрометно шутили. Елизавета Боярская, вручавшая одну из наград, поблагодарила ведущих прямо со сцены, попросив искупать их в аплодисментах. Актриса отметила, что ее коллеги великолепно справляются со своей ролью и поддерживают потрясающую атмосферу.

Сама Елизавета выглядела в этот вечер просто потрясающе: в мерцающем платье с серо-голубой летящей юбкой она казалась сказочной нимфой. Расшитый стеклярусом полупрозрачный верх наряда придавал образу актрисы свою изюминку. Своим светящимся видом и мерцающим обручальном кольцом на безымянном пальце актриса в очередной раз доказала, что недавние слухи о ее разводе совсем не соответствуют действительности.

За красавицей на протяжении всего мероприятия охотились фотографы и журналисты, однако им так и не удалось застать шатенку у пресс-вола: всю церемонию Боярская провела в зрительном зале (где репортерам все же удалось сделать с ней пару снимков), а после, сославшись на то, что опаздывает на поезд, словно Золушка исчезла из театра.

Ее примеру последовала Юлия Зимина, появившаяся в музыкальном театре лишь к концу мероприятия. Звезда сериала «Кармелита» прибыла на премию в джинсах скинни и объемном свитере и, стараясь не попасться на глаза репортерам, скрылась в VIP-комнате вместе со своими коллегами.