Франкская мифология. Эдуард шюревеликие легенды франции

Величественный Париж за всю свою многовековую историю был очевидцем множества невероятных, загадочных, а порой и ужасающих событий. Неудивительно, что город просто овеян разными легендами и тайнами, а его жители обожают рассказывать всякие интересные истории про ведьм и призраков, разгуливающих прямо по ночным парижским улочкам.

Париж – это самая романтичная и таинственная столица Европы, в которой сосредоточено множество великолепных уникальных достопримечательностей, воспетых многими известными художниками, писателями и поэтами разных поколений. Каждый уголок этого удивительного города на Сене хранит не одну памятную дату или мистическую тайну, возбуждающие огромный интерес многочисленных туристов, желающих окунутся в этот мир непознанного и сверхъестественного. Возможно это всего лишь легенды, но не нужно забывать, что человеческое воображение всегда дорисовывает и приукрашивает для будущих поколений отражение реальных фактов и исторических событий. Не стоит гадать о степени правдивости всех этих сказок, а лучше прямо сейчас отправляемся на улицы Парижа в поисках мстительных духов и таинственных привидений.

Тупик художников — Avenue Frochot

Тупик художников — такое название в народе получило авеню Фрошо, расположенное в нескольких метрах от площади Пигалль. Здесь проживали многие известные французские художники. К примеру, в 1886 году в доме №25 по улице Виктора Массе творили Винсент Ван Гог и его брат Тео. У знаменитого Тулуза Лотрека здесь находилась студия, где он рисовал обнаженных натурщиц. А художник Джанго Рейнхардт упражнялся в сжигании мебели, пытаясь обогреть своё жилище.

В настоящее время старинные дома на авеню Фрошо являются частной собственностью, и доступ туристам на эту территорию запрещён. Но это не мешает наслаждаться особой атмосферой искусства, творческой мысли и полёта фантазии, которая царит в этом утопающем в зелени уголке. С этим местом связано множество городских легенд, особенно интересны рассказы про обитающих здесь привидений.

  • Адрес: avenue Frochot
  • Метро: Pigalle, Saint-Georges

Дом с привидениями

Это здание сопровождает череда странных событий и загадочных смертей. Его известные жильцы добавили таинственности в копилку историй этого необычного дома. Когда-то его владельцем был композитор Виктор Массе. Потом здесь жила Сильвия Вартан, французская актриса и певица, жена рок-музыканта Джонни Холидея, но вскоре она продала особняк и съехала оттуда без объяснения причин. Следующий жилец через некоторое время серьёзно заболел и вскоре умер от такой же болезни, которая мучала и Виктора Массе. Затем этот дом приобрёл директор кабаре Фоли-Бержер, впоследствии он тоже скончался в стенах особняка. По наследству дом перешёл к экономке Бержера, но и её постигла та же участь: женщину зверски убили ударом кочерги, но виновник этого так и не был найден.

Эти странные роковые совпадения и непонятные события принесли особняку на площади Пигалль дурную славу, поэтому он долгое время пустовал и приходил в упадок. Недавно здесь появились новые хозяева, которые должно быть настолько бесстрашны, что не верят в злобных духов и привидений, либо нашли способ их усмирить.

  • Адрес: 24 rue Victor Masse
  • Метро: Pigalle, Saint-Georges

Дворец Тюильри и цветущий каштан

Этот дворец был возведён недалеко от Лувра в 1564 году для Екатерины Медичи, которая после смерти своего супруга, короля Генриха II, не захотела оставаться в особняке Турнель. Название «Тюильри» происходит от французского слова «черепица», оттого что дворец поставлен на месте черепичного завода. Резиденцию окружал закрытый сад, в котором, по легенде, Екатерина Медичи, известная интриганка и отравительница, выращивала ядовитые растения. Однажды астролог предсказал королеве её смерть рядом с Сен-Жерменом, а так как дворец Тюильри относился к приходу церкви Сен-Жермен л’Оксеруа, то Екатерина, склонная к суевериям, не захотела здесь жить. Хотя пророчество астролога все-таки сбылось, когда королеву на смертном одре причащал монсеньор Сен-Жермен.

При Наполеоне Бонапарте Тюильри вернули статус императорской резиденции. Но в период Парижской коммуны этот дворец полностью выгорел во время пожара, и руины решили не восстанавливать. А вот замечательный сад уцелел и продолжает радовать всех парижан и гостей столицы.

Существует удивительная легенда, про одно каштановое дерево, росшее в этом парке, которое отличалось очень ранним цветением каждый год в один и тот же день на 20 марта – день рождения сына Наполеона. Есть несколько версий возникновения этого дерева, по одной из них каштан вырос из штыка, который воткнул в землю гренадёр Наполеона, стоявший на карауле в Тюильри. Он отказался сдать своё оружие, когда войска союзников вошли в Париж, и всадил его в землю с такой силой, что никому не удалось вытащить этот штык, он так и пустил корни.

Эта история о жутком призраке, который раньше частенько бродил по саду дворца Тюильри. Его прототипом послужил образ реального человека, тайного агента Екатерины Медичи по прозвищу Жан-живодёр. При жизни он отличался особой жестокостью, предпочитая совершать все свои злодеяния на территории парка. Жан знал столько разных секретов, что Екатерина, будучи мнительной и подозрительной, испугалась того, что эти знания могут обратиться против неё и приказала отрубить ему голову. Как гласит предание, палач не смог покончить с Жаном с первого раза, и он, испытывая жестокие мучения, проклял Екатерину и всех её потомков, обещая вернуться и расправиться с ними. А через несколько дней астролог Медичи поведал королеве о страшном видении. Ему явился призрак человека, истекающего кровью, который предсказал её смерть. С той поры призрак всегда появлялся в преддверии каких-нибудь бедствий и неудач. К примеру, Наполеону он привиделся перед битвой при Ватерлоо, а Людовик XVI и Мария-Антуанетта видели его во сне перед казнью.

В последний раз призрак Красного Человека появился во дворце Тюильри во время пожара в 1871 году, который за пару дней полностью разрушил то, что простояло несколько веков. Очевидцы утверждают, что в здании произошёл сильный взрыв, и в окнах промелькнул красный силуэт. Вместе с дворцом навсегда ушёл и призрак.

  • Адрес: Jardin des Tuileries, place de la Concorde
  • Метро: Tuileries, Concorde

В укромном уголке, утопающем в зелени, за небольшой аркой на авеню Жюно, в самом сердце Монмартра, находится особняк, в котором, по легенде, жила ведьма. Рядом с домом лежит огромный валун, называемый в народе «ведьмин камень». Местные жители уверяют, что если положить руки на камень и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Существование ведьмы в реальности документально не подтверждено, хотя парижане верят, что здесь жила странная одинокая женщина, не желавшая общаться с окружающими, отчего окрестные ребятишки прозвали её ведьмой.

Долгое время этот особняк стоял заброшенным, но сейчас здесь располагается шикарный отель класса люкс «l’Hotel Particulier».

  • Адрес: 21 avenue Junot
  • Метро: Lamarck-Caulincourt

Легенда острова Сите

Эта история была взята в основу фильма Тима Бертона «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит», в котором главную роль сыграл Джонни Депп. Сюжет был основан на реальных событиях, происходивших в 16 веке на острове Сите в самом центре Парижа.

В те времена это было одно из самых криминальных мест столицы, где процветали воровство, мошенничество и проституция. Поэтому, когда здесь стали бесследно исчезать люди, никто поначалу не придал этому значения. На острове, в основном, проживали приезжие студенты, у которых в городе не было родственников. Но однажды собака одного пропавшего молодого человека подняла шум, настойчиво лая на дверь парикмахерской. Тогда-то местные жители заподозрили неладное и провели тщательное расследование. Оказалось, что парикмахер перерезал горло всем своим посетителям, а избавляться от тел и улик ему помогали в ближайшей лавке, где трупы использовались в качестве начинки для мясных пирогов. Двое виновников этого жуткого преступления были казнены.

Об этой ужасающей легенде знают все окрестные жители, тем не менее, на этом месте находится гараж байкеров.

  • Адрес: 20 rue Chanoinesse
  • Метро: Cite

Цыган с улицы Бьевр

Довольно странный случай произошел в небольшом кафе на улице Бьевр. Управляющими там была одна семейная пара. Как-то раз в кафе появился цыган, который приставал к посетителям, предлагая погадать на картах Таро. Это очень не понравилось хозяину заведения, и он пригрозил спустить собаку на цыгана, если тот немедленно не покинет его кафе. Цыгану пришлось подчиниться, но перед уходом он вполголоса произнес какое-то непонятное проклятие. Через пару дней внезапно умирает собака, и владелец кафе тут же обвинил в этом незнакомца и поклялся ему отомстить. Но этого так и не произошло: беднягу парализовало, а через несколько дней он скончался от странной болезни. Поговаривают, что жена этого несчастного вскоре сбежала с тем самым цыганом.

В 1943 году здание кафе было разрушено во время немецкой оккупации. Сейчас здесь пустырь, который пользуется дурной славой среди местных жителей. Говорят, что цыганское проклятие ещё действует.

  • Адрес: 1 bis rue de Bievre
  • Метро: Maubert-Mutualite

Призрак Люксембургского сада

Этот сад появился в 1612 году по желанию Марии Медичи, жены французского короля Генриха IV. Об этом прекрасном уголке сложено немало легенд, среди которых есть настолько невероятные, что их невозможно не упомянуть.

Одна история произошла в 20-х годах XX века. Один студент по имени Жан Ромье сидел в саду, готовясь к занятиям, когда к нему подошёл странный незнакомец во фраке и пригласил молодого человека на праздничный вечер в дом своего брата на улице Вожирар. Студент с радостью принял это приглашение и оказался в необычной компании, стиль и одежда которых напоминала прошлый век. Интерьер в квартире тоже нельзя было назвать современным. Возвратившись к себе в общежитие, Жан обнаружил, что оставил на вечеринке свою зажигалку и решил за ней вернуться. Когда он снова оказался перед знакомой дверью и позвонил, никто не открыл. Зато удивлённые соседи сообщили обескураженному студенту, что здесь последние 20 лет не было никаких жильцов, а владельцы квартиры давно умерли. Но молодой человек продолжал настаивать на том, что он находился там буквально полчаса назад. Дверь решили открыть, и Жан с удивлением обнаружил, что всё в помещении было покрыто толстым слоем пыли и даже его зажигалка.
Местные жители верят в эту легенду и утверждают, что призрак мужчины можно встретить в Люксембургском саду и в наши дни, но появляется он поздно вечером и подходит только к молодым людям.

  • Метро: PER Luxembourg

Монах с бульвара дю Тампль

Свое название бульвар получил в честь крепости Тампаль, построенной в 1222 году и принадлежавшей ордену Тамплиеров. Так случилось, что французский монарх Филипп Красивый отобрал замок, казнив последнего магистра ордена, Жака де Моле. Есть версия, что магистр перед смертью проклял всю королевскую династию Франции. Судя по трагической судьбе правящих монархов, это вполне похоже на правду.

Есть еще одна городская легенда о призраке злобного монаха, который появляется на бульваре дю Тампаль в Рождество и начинает пугать прохожих, рассыпаясь в проклятиях. Предание гласит, что это бродит не упокоенная душа одного монаха, которого отлучили от церкви за чревоугодие и прелюбодеяние, поверив доносу горожан. Несчастный от горя покончил с собой, и теперь его обиженный дух нападает на прохожих.

Эти печальные истории о Жаке де Моле и злом монахе были увековечены в литературных произведениях. Писатель Морис Дрюон в своем романе «Проклятые короли» использовал легенду о проклятии королевского рода, а Виктор Гюго в своем «Соборе Парижской богоматери» описал образ призрачного монаха.

  • Адрес: Boulevard du Temple
  • Метро: Filles du Calvaire

Легенда о графе Калиостро

На улице Сен-Клод, известной своими очаровательными галереями, расположен особняк, принадлежавший знаменитому авантюристу графу Калиостро. Он прославился как маг и чародей не только в Европе, но и в России. Его таинственная персона до сих пор будоражит умы многих историков: открытым остаётся вопрос, кем же был граф на самом деле – ловким мистификатором и авантюристом или уникальным человеком со сверхъестественными способностями. Особняк графа Калиостро также породил множество легенд ещё при жизни этого удивительного человека. Ходили слухи, что в подвалах дома проводятся странные эксперименты, для которых специально привозили кровь младенцев. Конечно, такие истории были далеки от реальности, но все местные жители обходили это место стороной. Рассказывают, что ночью в особняке граф проводил «ужины из могилы», на которых присутствовали многие умершие знаменитости, такие как Дидро и Вольтер.

Калиостро умер 26 августа 1785 года. Официальная причина смерти – приступ эпилепсии, но есть предположение, что графа отравили стражники в тюрьме. Существует легенда, по которой Калиостро вовсе и не умирал, а мистическим образом сбежал с места своего заключения. Благодаря эликсиру бессмертия он до сих пор жив и периодически появляется в разных местах. Молва утверждает, что граф и в наши дни продолжает торговать этим чудодейственным снадобьем для вечной молодости на парижских улочках. Его иногда встречают ещё и в компании молодой девушки.

  • Адрес: Rue Saint-Claude
  • Метро: Saint-Sébastien — Froissart

Аллан Кардек с улицы Мучеников

Аллан Кардек был французским философом, педагогом, исследователем психофизических явлений и автором многих фундаментальных работ в области спиритуализма. В 1857 году был издан его первый труд «Книга Духов», который по праву завоевал репутацию «спиритической Библии». Сам автор утверждал, что книга написана в соавторстве с духами, где описаны их ответы на тысячу с лишним вопросов, затрагивающих саму природу происхождения духов, взаимосвязь материального мира с миром усопших, жизнь и смерть. Аллан Кардек пользовался огромным уважением среди своих коллег. Его глубочайшая уверенность в своих суждениях убедила окружающих в том, что он действительно общается с духами и получает от них определённые знания.

В жизненном пути и смерти этого уникального человека не было ничего трагического, но есть очевидцы, утверждающие, что наблюдали призрак Кардека возле дома №8 на улице Мучеников. Также его дух нередко появляется на собственной могиле на кладбище Пер-Лашез. Сюда съезжаются медиумы со всего мира, желая пообщаться с ним и почтить память удивительного учёного Аллана Кардека.

  • Адрес: rue des Martyrs
  • Метро: Pigalle
Обновлено: 13.11.2018

Франкская мифология включает в себя мифологию германского племени франков, корни которого лежат в политеистичеком германском язычестве, включающее в себя компоненты греко-римского в раннем средневековье. Эта мифология процветала среди франков вплоть до обращения короля Меровингов Хлодвига I в ортодоксально-никейскую веру (около 500г н.э), хотя до этого было много франкских христиан. После этого их язычество постепенно было заменено процессом христианизации, но в конце седьмого века все еще были язычники во франкском сердце Токсандрии.

Дохристианские традиции

Религия франков эпохи миграции, вероятно, разделяла многие из своих свойств с другими разновидностями германского язычества, такими как размещение алтарей в лесных лощинах, на вершинах холмов или, кроме озер и рек, в освященных чащах. Как правило, германские боги были связаны с местными культовыми центрами, и их священный характер и сила ассоциировались с конкретными регионами, за пределами которых им не поклонялись и не боялись. Другие божества были известны в разных названиях и вариациях, их боялись и им поклонялись представители разных культур и племен. Из последних, у франков мог быть один всемогущий бог Allfadir(«Все Отец»), который, как считается, жил в священной роще. Германские народы, возможно, собирались там, где они верили, что он живет, и приносили в жертву человеческую жизнь. Варианты фразы «Все Отец» (как и Allfadir) обычно относятся к Wuotan (Wodin, Odhinn), и франки, вероятно, верили в Wuoton как в «главное божество» благословений, которых впервые историк Тацит называл «Mercurius»(Меркурий) и его супруга Freia (Фрея). А также Donar (Тор), бог грома и Zio (Тир), которого Тацит называл «Марс». По словам Герберта Шульца, большинство их богов были «мирскими», обладающими формой и имеющими конкретное отношение к земным объектам, в отличие от трансцендентного Бога христианства. Тацит также упомянул богиню Нерту, которой поклонялись древние германцы. С германскими группами вдоль Северного моря франки поделились особой преданностью поклонения Ингви, являющийся синонимом Фрейру, культ которого еще можно было увидеть во времена правления Хлодвига. Религия Хлодвига до его приверженности католической вере оспаривалась, хотя обычно считается, что она не была представителем традиционных убеждений его соотечественников. Большинство языческих франкских верований вытекало из традиционной религии, основные черты которой можно проследить через все германские народы; поэтому можно восстановить основные элементы традиционной религии франков. Утверждалось, что франкский пантеон выражал разновидность германской структуры, которая особенно была посвящена богам плодородия. Богатые языческие франки были похоронены с движимым богатством в могилах, окруженные погребениями лошадей. В отличие от многих других германских племен, никакие меровинги не утверждали, что они произошли от Водана. Вместо этого, священная традиция телеги, вытащенная быками, кажется, присутствует до сих по от ранних меровингов. Быки, которые вытащили телегу, были взяты как особые животные, и согласно закону Салиана кража этих животных наложила бы высокую санкцию. В могиле Хильдерика I (умер в 481 н.э) была найдена голова быка, искусно сделанная из золота. Это может быть символом очень старого ритуала рождаемости, которая была сосредоточена на поклонении корове. Это подтверждается свидетельством жертвоприношений в болотах Дренте, связанных с культурой Свифтербант. Тацит упоминает ритуалы среди германских племен Северного моря, которые включают в себя богиню плодородия, несущую колесницу коров. В более позднем случае Грегорий Турский поселяется в устье Клотильды, жены Хлодвига I, в римской интерпретации Бог плодородия с римским Сатурном вступает в тираду против языческих богов, назвав этого бога первым. Эдуардо Фаббро предположил, что Нерта, богослужение которой связано с озером, где служба сопровождается человеческими жертвоприношениями, является источником меровингской концепции Меровеха, после которого их династия и будет названа. Короли Меровингов, ездящие по стране на воле, могут быть образной реконструкцией благословенного пути своего божественного предка.

Миф о создании

Франкская мифология, сохранившаяся в первичных источниках, сопоставима с таинством мифов Энея и Ромула в римской мифологии, но изменилась в соответствии с германскими вкусами. Как и многие германские народы, франки рассказывали историю основания, чтобы объяснить их связь с народами классической истории. В случае франков эти народы были Сигамбри и Трояне. Анонимная работа 727 года под названием «Liber Historiae Francorum» («Книга Истории Франков»)гласит, что после падения Трои 12 000 троянцев во главе с вождями Приамом и Антенором перебрались на реку Танаис (Дон), поселившись в Паннонии у Азовского моря, и основали город под названием «Сикамбрия». Всего за два поколения (Приам и его сын Маркомер) от падения Трои (современными учеными, датированный поздним бронзовым веком), они прибывают в конце 4-го века нашей эры на Рейне. Более ранний вариант этой истории можно прочитать в Fredegar (Хроники Фредегара). По версии Фредегара ранний король по имени Францио служит в качестве дарителя имени для франков, точно так же, как Ромул дал свое имя Риму. Эти истории имеют очевидные сложности, если принять за факт. Историки, в том числе и очевидцы, такие как Цезарь, рассказали нам о том, что окрестности Сикамбрии, расположенные в дельте Рейна, и археологи подтвердили постоянное расселение народов. Кроме того, миф исходит не от самогоСикамбри, а от более поздних франков (из эпохи Каролингов или позже) и включает неправильную географию. По этим причинам, и поскольку сикамбры, как известно, были германскими племенами, нынешние ученые считают, что этот миф не был распространен среди них, и его трудно назвать историческим: например, Дж.-М. Уолэс-Хэдрил утверждает, что «эта легенда совершенно без исторической сущности» . Иан Вуд говорит, что «эти рассказы, очевидно, не более чем легенда» и «бессмысленно», «на самом деле нет оснований полагать, что франки были вовлечены в любую миграцию на дальние расстояния». В римские и меровингские времена принято публиковать панегирики. Эти поэтические декларации проводились для развлечения или пропаганды, чтобы развлекать гостей и угождать правителям. Панегирики сыграли важную роль в передаче культуры. Общее панегирическое устройство было анахронизм, использование архаических имен для современных вещей. Римлян часто называли «троянами», а Салиан Фрэнкс называл «Сикамбры». Примечательный пример, связанный с историком шестого века Григорием Турским, гласит, что лидер меровинговских франков Хлодвиг I по случаю его крещения в католическую веру был назван Сикамбр Ремигий, исполняющий обязанности епископа Реймса. Ремигий в решающий момент крещения Хлодвига заявил: «Наклони голову, Сикамбр. Почитай то, что ты сжег. Сожги то, что ты почитал!». Вероятно, таким образом была задействована связь между Сикамбрами и салическими франками, которые были людьми Хлодвига. Дополнительные примеры салианов, которых называют Сикамбри, можно найти в источниках «Латинские Панегирики», «Жизнь короля Сигизмунда», "Жизнь Короля Дагоберта"и многие другие.

Сакральное царство

Языческие франкские правители, вероятно, сохраняли свои возвышенные позиции своей «харизмой», их легитимность и «право править», возможно, основывались на их предполагаемом божественном происхождении, а также на их финансовых и военных успехах. Понятие «харизма» было спорным. Фредегар рассказывает историю франкского царя Хлодиона, принимающего летнюю ванну с женой, когда на нее напал неизвестный морской зверь, которого Фредегар назвал лучшим другом Neptuni Quinotauri similis («зверь Нептуна, который похож на Кентавра»). Из-за нападения было неизвестно, был ли Меровех, легендарный основатель династии Меровингов, зачат Хлодионом или морским зверем. В последующие века божественные мифы о царях будут процветать в легендах Карла Великого (768-814гг н.э) как божественно назначенного христианского царя. Он был центральным персонажем в франкской мифологии эпосов, известных как Материя Франции. Эпосы Карла Великого, особенно первый, известный как Geste du Roi («Песни Короля»), относятся к роли короля в качестве главы христианства. Из Материи Франции, возникли некоторые мифологические истории и персонажи, адаптированные в Европе, такие как рыцари Ланселот и Гавейн.

Святой Колумбан и олень

Французская легенда

Однажды святой Колумбан, любивший уединенные места, прогуливался в густой лесной чаще. Там он нашел труп убитого волками оленя — и этого оленя готовился сожрать гигантский медведь. Святой человек подошел к медведю и приказал ему есть оленя так, чтобы не повредить шкуру, потому что она нужна была братьям из монастыря, чтобы переплетать жития святых и делать себе обувь. Медведь подчинился. Вернувшись в монастырь, Колумбан приказал братьям пойти в лес и, когда медведь закончит свою трапезу, взять оленью шкуру и принести её в монастырь.

Капитан и команда «Летучего Голландца»

Французская легенда
«Рассказы боцмана Пипи», 1832

Сперва жестокому капитану Вандербекену на «Летучем Голландце» прислуживал лишь один матрос - дьявольское создание. У него была грубая и бугристая, как у моржа, шкура; кошачья морда и козлиные рога на голове. Но потом его команду начали пополнять негодные матросы: например, те, кто трусил во время боя или те, кто воровал у товарищей.
Попасть на борт «Голландца» - незавидная судьба; там никогда не останавливается работа. Несясь в центре бури, адский корабль постоянно меняет курс и команде приходиться безостановочно карабкаться по мачтам и бегать от борта к борту. И никакого отдыха, никакой еды, никакого питья: только голод, жажда, усталость, бессонница и страх. А для тех, кто ленится - у шкипера есть плеть-девятихвостка с острыми лезвиями, крючьями и акульими зубами на ней. И это длится вечно - срок контракта на «Летучем Голландце» составляет двадцать пять миллионов лет.
Рассказывают, что иногда капитан «Летучего голландца» делает визит на борт встретившегося корабля. Во время такого визита провизия портится, а вино скисает. Матросы же впадают в умопомрачение: они кричат, хохочут, дерутся, а некоторые даже прыгают в море с мачт.
Ничуть не лучше, если он передаёт на борт встречного судна письмо: тогда или капитан сходит с ума и разбивает судно о рифы, или корабль попадает в смерч, который его переворачивает.

Рассказ боцмана Пипи о «Летучем Голландце»

Французская легенда
«Рассказы боцмана Пипи», 1832

Когда-то давно жил один капитан, который не верил ни в Бога, ни в святых -вообще ни во что. Был он, как говорят, из Голландии. Неизвестно, к какому он был приписан порту, но это и не имеет значения; суть в том, что однажды он из этого порта отплыл на юг. Плавание продолжалось хорошо аж до мыса Доброй Надежды; а там поднялся ужасный ветер. Как описать этот ветер? Он срывал рога у быков, выворачивал с корнем деревья и разрушал дома. Корабль был в опасности - и все, кто был на борту, просили капитана:
- Господин капитан, прикажите повернуть в порт! Мы погибнем, если останемся в открытом море, а у нас нет даже капеллана, который отпустил бы нам грехи…
Но капитан в ответ только смеялся. Он напевал похабные песенки, богохульствовал (только это было бы достаточно для того, чтобы молния испепелила корабль вместе с капитаном), дымил трубкой и прихлёбывал из кружки пиво так спокойно, как будто сидел за столом кабачка в Антверпене. Команда чуть ли не на коленях умоляла его переждать бурю в ближайшем порту, но капитан упорно стоял на своём - он хотел плыть дальше, да ещё и под всеми парусами в придачу. Так корабль и плыл, гонимый бурей, под всеми парусами. Такелаж превратился в лохмотья, ветер сломал мачты - а капитан только смеялся; и смех его становился всё громче.
Матросы пытались связать его и запереть в трюме - но он направлял пистолет в голову любому, кто пытался к нему приблизиться. И вдруг тучи расступились и с неба на палубу спустилась гигантская фигура. Всех обуял сверхъестественный страх и лишь капитан спокойно продолжал курить трубку. Он даже шляпы не снял!
- Капитан, - произнесла фигура - а вы упрямец.
- А вы не особо-то вежливы. - ответил капитан - Я вас сюда не приглашал и мне ничего от вас не нужно. Покиньте мой корабль, а не то я разряжу свой пистолет вам в голову.
Огромный старик - а это был старик с длинной седой бородой - ничего не ответил. Он только пожал плечами. Капитан сплюнул, поднял пистолет и выстрелил - но пуля, вместо того, чтобы размозжить старцу голову, каким-то образом пробила капитану руку. Он перехватил пистолет другой рукой и замахнулся на старика - но рука отказалась ему повиноваться и бессильно обвисла. Тогда он стал осыпать неуязвимого гостя проклятиями и ругательствами.
- Замолчи, несчастный! - прервал его старец - Отныне ты обречён на вечное плавание: без отдыха, без возможности бросить якорь, стать на рейде или пришвартоваться в порту. У тебя не будет ни пива, ни табака. Твоим питьём будет желчь; а вместо трубки ты будешь держать в зубах прут из раскалённого железа. У твоих матросов будут рога на голове, тигриные морды и кожа, как у моржей.
Капитан фыркнул, но старец продолжал:
- Твоё плаванье будет бесконечно. Ты не сможешь заснуть, когда захочешь спать - как только ты закроешь глаза, острый клинок вонзится в твою печень. Ты радовался, видя страх в глазах твоих матросов - и ты будешь внушать матросам страх…
Капитан улыбнулся, но улыбка эта была больше похожа на оскал.
- Ты будешь нестись под всеми парусами по всем морям. Ты никогда больше не узнаешь отдыха - и ты никогда больше не увидишь спокойного моря. Буря будет наполнять твои паруса; и твой корабль, мчась впереди с урагана, будет предвестником несчастья для всех, кто его увидит.
- Аминь! - воскликнул капитан и расхохотался.
- А когда наступит конец времён - сам дьявол явится за тобой и собственноручно бросит тебя в адский огонь.
- Плевать. - ответил капитан.
Старец исчез в облаке из света, а вместе с ним исчезли матросы и пассажиры. Капитан остался на корабле - с новой командой. И что, вы думаете, он сделал? Опять разразился проклятиям!
С тех пор «Летучий Голландец» со своим капитаном и бороздит моря - всегда окруженный штормовыми волнами.
Никто точно не знает, как «Летучий Голландец» выглядит - он меняет свою раскраску тринадцать раз за день (это ему ничего не стоит - ведь краску ему выдают со складов ада); так же он когда захочет может менять количество и оснастку мачт.

Дау

Бретонская легенда

В этой части Бретани, которую мы знаем как Финистер, а римляне назвали рогом Галлии, из чего некоторые выводят название Корнуэлл, в V веке правил король по имени Градлон. Он принадлежал к тем вождям клана пиратов и завоевателей, кто защищал бретонцев от завоевателей германцев, и получил титул конана, или короля всей Арморики. Он был еще молодым человеком, когда совершил путешествие на Британские острова, где воевал с камбрейцами против саксов. Он доходил до земель пиктов и скотов. Из своей последней поездки на север Градлон привез черного коня и рыжую женщину. Лошадь по кличке Морварк была замечательной и верной. Единственными людьми, которым животное позволяло садиться на себя, были королева Мальгвен и король Градлон. Когда чужие лишь прикасались к коню, он начинал брыкаться. Его шею покрывала великолепная грива, а черные, умные, почти человеческие глаза притягивали взгляд. Иногда казалось, что из его ноздрей вырывается пламя, и некоторые отступали в страхе. Не менее верной и прекрасной была королева севера. На голове королевы сияла золотая диадема, ее белые, как снег, руки закрывала кольчуга из стальных колец, а золотые завитки ее волос ниспадали на латы насыщенно-голубого цвета, который был бледнее и тусклее голубизны ее сияющих глаз. Ценой какого подвига, какого преступления, какого предательства досталось такое сокровище королю? Никто этого никогда не узнает. Говорят, что Мальгвен была волшебницей, ирландской Сенес или скандинавской сказительницей-Сагой и что она отравила своего первого мужа, чтобы последовать за арморикским вождем. Она счастливо правила сердцем Градлона. Но как только он стал правителем Корнуэлла, Мальгвен внезапно умерла, оставив своему королю лишь маленькую дочь, родившуюся в море во время их приключений. Девочку звали Дау.