Управление охраны памятников культурного наследия. Примеры рассматриваемых объектов в мире. Российское национальное культурное наследие

Здесь в первую очередь имеются ввиду памятники материальной культуры, хотя многие духовные ценности культуры зачастую тоже нуждаются в охране (например, проблема чистоты русского языка). В чем же состоит проблема охраны памятников культуры?

· физическая охрана предполагает наличие сторожа или специальных охранных систем, закрепленных за тем или иным памятником

· реставрация - один из основных способов сохранения памятника, она происходит по международным нормам, которые нельзя нарушать

· консервация - сохранение памятника в том виде, в котором он дошел до нас

· возведение "новоделов", т.е. создание копий некогда разрушенных памятников или частичное воссоздание утраченных элементов экстерьера, интерьера и т.д.

· музеефикация, т.е. комплексный подход к реставрации памятника, превращение его в объект музейного показа

Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества в целом.

Каждая эпоха имеет свои проблемы и свой собственный взгляд на охрану культурного наследия. Так в 17-18 вв. нет понятия "памятник истории и культуры". Не было ни одного указа до Петровского времени об охране какого-либо памятника. Но всегда существовало негласное мнение, что разрушить какую-либо древность (икону, храм, надгробие, курган и т.п.) - это грех.

Одни из первых указов Петра (18 в.) касается предметов искусства - "куриозные вещи" или "что зело старо, то необыкновенно". Однако объекты, появившиеся на памяти живущего поколения, как правило, к памятникам не причислялись.

В 1869 г. возникает "Проект положения об охране памятников". В нем памятники делятся на следующие группы:

1. памятники архитектуры (здания, насыпи, валы, курганы)

2. памятники письменные (рукописи, старопечатные книги)

3. памятники живописи (иконы, стенопись)

4. памятники ваяния, резьбы, изделий из золота, серебра, меди и железа

А в 1877 г. появляется понятие "исторический памятник".

После октябрьской революции появляется ряд декретов об охране памятников, тогда и прижилось понятие "исторический памятник", в эту категорию вошли и памятники новейшего времени: дома, вещи знаменитых людей. ® исторический и мемориальный - такие же важные критерии для памятника как временной и художественный.

С 1924 г. памятники разделяют на две категории:

1. движимые, т.е. экспонаты музеев, произведения искусства;

2. недвижимые, т.е. скульптурные ансамбли.

Но как показало время, иногда в случае крайней необходимости и недвижимые памятники могут стать движимыми.

В 1976 г. создается закон об охране памятников, в котором выделяется несколько видов недвижимых памятников:

1. памятники археологии (раскопки)

2. памятники истории (дома)

3. памятники архитектуры (любые памятники до нач. 19 в.)

4. памятники искусства (в основном движимые)

5. документальные памятники (требуют особых условий хранения)

И наконец появляется новый термин "наследие" или "историко-культурное наследие" (70-е гг.) - это любой вид памятника, который представляет из себя значительный и важный источник изучения частной или государственной жизни. Существуют также и более абстрактные понятия: "памятное место" или "духовный памятник", к примеру, это могут быть маршрут крестного хода, который совершался десятилетиями, места сражений, места религиозных явлений. Всегда любой памятник рассматривается в контексте социальном, экономическом, политическом. Главной гарантией сохранения памятника является его постановка на учет.

До нач. 90-х гг. из 10 тыс. кладбищенских памятников на учете состояло " 450 могил, причем все они принадлежали деятелям революции, умершим в 20-е, 30-е гг. А могилы и надгробия др. великих людей, церковные могилы на учете не состояли, и их можно было сносить, переносить и т.д.

И еще одно понятие - "патина времени". Если объект очень старый, древний, то независимо от того, что он собой представляет, его нужно сохранить. Для Москвы большая редкость допожарный памятник.

Для охраны и изучения памятников культуры необходим комплексный подход, т.е. сохранение и изучение в контексте среды. Поляков М.А. Охрана культурного наследия России.

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. А. Моруа

Что же думают студенты и учащиеся о проблеме культурного наследия и культурной памяти?

Учащийся на факультете лингвистики Либеров Стас:

«Может быть я слишком груб, но считаю что большинству людей в нашем городе, да и вообще в стране, неважно их духовное развитие. Конечно, я имею в виду наше поколение, более старшие люди все еще ценят то, что осталось от истории. К примеру, те же самые музеи. Кто в них ходит? Думаешь молодежь? Нет. Не вся конечно, но большинству это не надо. Я считаю это поколение, наше поколение, пропащими в духовном плане.»

Учащийся международной гимназии Петрищев Всеволод:

«Если судить по последним решениям нашего правительства, то через несколько десятков лет, нам нечем будет гордиться, и у нашего государства не будет того богатого культурного наследия, какое мы еще имеем сейчас. Например, различные музеи - поместья, квартиры. В моей родной новгородской области есть несколько таких усадеб. Суворовское-Кончанское, Онег, Державинская усадьба. Из всех этих усадеб в «живых» осталось только одна: усадьба, в которой отбывал ссылку Суворов. И самое обидное то, что восстанавливать эти усадьбы никто не хочет. Новгородское правительство отвечает: Нам не хватает средств. Хотя если судить по их состоянию материальному, не скажешь, что «не хватает средств»!»

Ученица международной гимназии Жаббарова Лола:

«Проблема культурного наследия в России очень актуальна, есть множество доказательств тому, что исторические памятники находятся в ужасном состоянии. Один из примеров этому является старая церковь 17 века, это огромное, красивое здание с колокольней и иконами, но оно давно подлежит срочной реконструкции. Эта церковь находится в подмосковной деревне, где я провожу лето. Уже много лет администрация города закрывает глаза на проблему сохранения исторических памятников и в близлежащих деревнях есть огромное количество церквей и храмов, подлежащих ремонту».

Проведя социальный опрос среди учащихся и студентов, я пришла к выводу:

53 % считает, что проблема культурного наследия актуальна.

Они искренне переживают за судьбу многих исторических памятников.

28% считают, что данная проблема появилась из-за незаинтересованности нашего государства.

12% считают, что сами люди не принимают участия в решении этой проблемы.

2% считают, что уже давно пора начинать мыслить шире, и думать о будущем, а не о прошлом.

Объекты культурного наследия - это недвижимые объекты, имеющие культурную ценность для населения России, а также входящие во всемирное культурное наследие.

Понятие о рассматриваемых объектах

Данные объекты имеют особый правовой статус. К рассматриваемой категории объектов относятся:

  • недвижимость с неотъемлемой от нее частью живописи;
  • научно-технические объекты;
  • объекты декоративно-прикладного искусства ;
  • скульптуры;
  • другие предметы культуры, которые имеют ценность с позиции различных наук, техники и социальной культуры, представляют собой памятники и служат свидетельствами изначального рождения культуры и ее последующего развития.

К объектам культурного наследия принадлежат: встроенная недвижимость (мемориальные квартиры), постройки, расположенные отдельно, а также ансамбли и комплексы различных зданий, сооружений и иных построек. При этом данные объекты могут быть полностью сохранившимися, а могут быть частично разрушенными или являться неотъемлемой частью объектов более позднего периода.

Правовая база рассматриваемых объектов

К законам об объектах культурного наследия, действующим в нашей стране, относятся:

  • ФЗ №73-ФЗ.
  • Закон РСФСР, принятый в 1978 г. в части, не противоречащей современной законодательной базе РФ.
  • Положение СовМина СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 1982 г. в той же самой части.
  • Инструкция №203 Минкультуры СССР от 1986 г., в той же части.

Признаки рассматриваемых объектов

Объекты культурного наследия Российской Федерации должны обладать следующими признаками:

  1. Недвижимость. Таким образом, движимое имущество априори не относится к рассматриваемым объектам.
  2. Историко-культурная ценность. Если учитывать только признак «недвижимость», то к рассматриваемым объектам можно отнести все квартиры, дачи, гаражи, которые имеются в стране. Поэтому к интересующему нас предмету относятся объекты, которые имеют определенный научно-технический интерес (ценность) для разных наук и социальной культуры. Эта ценность определяется в процессе осуществления историко-культурной экспертизой, которая проводится по инициативе государства.
  3. Возраст. Кроме мемориальных квартир и домов, которые были признаны рассматриваемыми объектами в результате того, что там проживали выдающиеся личности, остальные памятники включаются в реестр объектов культурного наследия по прошествии минимум 40 лет с момента их создания или наступления событий, представляющих историческую ценность.
  4. Особый статус. Этот статус приобретается в определенном порядке путем включения в госреестр и госсписок по решению определенных исполнительных властных органов.

Наличие данных 4 признаков в комплексе дает возможность говорить о рассматриваемом объекте как об объекте культурного наследия.

Классификация

Все рассматриваемые историко-культурные памятники подразделяются на достопримечательные места, ансамбли и памятники.

Ансамбли представляют собой группу объектов культурного наследия, возникнувшие в одно и то же время или же дополнившие друг друга в процессе исторического развития на одной территории, в результате объединения которых образуется единая композиция.

К ансамблям относятся памятники и сооружения, находящиеся в местности, которая может быть однозначно локализована на территориях, сложившихся исторически, в том числе с религиозным назначением, а также фрагменты различных поселений (застроек и планировок), которые относятся к градостроительным ансамблям; парки, бульвары, скверы, сады, а также некрополи.

К достопримечательным местам относятся:

  • творения, которые были созданы антропогенно или с участием природы;
  • те же фрагменты, которые могут быть отнесены к ансамблям;
  • центры исторических поселений;
  • различные места, связанные с формированием этносов на территории нашей страны;
  • руинные остатки древних населенных пунктов и стоянок;
  • места, где совершались различного рода обряды, связанные с религией;
  • заповедники, признанные объектами культурного наследия.

Разновидности памятников

У памятников более сложная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Памятники как объекты культурного наследия возникли в результате определенных исторических событий. На настоящий момент они представляют собой свидетельство цивилизаций, эпох, когда культура начинала зарождаться и развиваться.

В данном виде выделяются следующие подвиды:

  • отдельно стоящие различные постройки с территориями, на которых они расположены исторически;
  • отдельные помещения различных религиозных направлений;
  • отдельные захоронения и мавзолеи;
  • следы существования человека под землей или водой, которые могут быть скрыты полностью или частично, а также движимые объекты, относящиеся к ним;
  • научно-технические объекты, в том числе военные;
  • произведения монументального искусства;
  • мемориальные квартиры.

Помимо этого, памятники классифицируются на памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии. Их принадлежность к одной из разновидностей определяется во время составления документов госучета данных объектов и устанавливается во время утверждения списка о принятии данных объектов к охране.

Категории

Все рассматриваемые объекты, в зависимости от своей ценности, классифицируются на категории:

  • федеральные объекты — имеющие особое значение для культуры и истории нашей страны, сюда же относятся объекты, принадлежащие к археологическому наследию;
  • региональные объекты культурного наследия - имеющие особое значение для культуры и истории определенного региона страны;
  • муниципальные (местные) объекты — имеющие соответствующее значение для определенной местности или муниципального образования.

Помимо этого, выделяют особо ценные культурные объекты, часть из которых включается в наследие ЮНЕСКО.

Примеры рассматриваемых объектов в мире

Примерами объектов культурного наследия являются города (Афины, Рим, Венеция, Прага, Иерусалим, Мехико), древнейшие дворцы, храмы, религиозные центры (например, Тадж-Махал), Великая Китайская стена, египетские пирамиды, Стоунхендж, Олимпия и Карфаген (их руины).

Российское национальное культурное наследие

Федеральных объектов в нашей стране насчитывается огромное количество. Сюда относятся, например, дом Лихачевых в Татарстане, Владимирская церковь в Чебоксарах, комплекс санатория «Кавказская Ривьера» в Сочи, здание женской гимназии в Красноярске, народный дом во Владивостоке, здание Госбанка в Хабаровске, Троицкая церковь в Брянске, Иваново, Кирове, ансамбль Воскресенской церкви во Владимирской области, множество жилых домов в Вологодской области и Иркутске, Лютеранская кирха в Воронеже, ансамбль церкви Василия Блаженного в Калуге и огромное множество других, расположенных, в том числе и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

Региональных и местных объектов тоже немало. В каждом субъекте федерации имеется свой собственный реестр объектов культурного наследия, в котором они перечислены.

Объекты всемирного культурного наследия в нашей стране

В России находятся 16 объектов, определенных ЮНЕСКО.

Этих объектов не так много, поэтому рассмотрим их более подробно.

Один из них — трансграничный: Геодезическая дуга Струве (прибалтийские государства, Молдова, РФ, Беларусь, Норвегия, Швеция, Украина, Финляндия).

Центр СПб, сохранивший исторический облик с группой памятников, связанных с ним. Сюда относятся множество каналов, мостов, Адмиралтейство, Эрмитаж, Зимний и Мраморный дворцы.

Кижский погост расположен в Карелии на островах Онежского озера. Здесь находятся две деревянные церкви XVIII в. и деревянная колокольня XIX в.

Красная площадь с расположенным на ней Кремлем в Москве.

Памятники истории В. Новгорода и пригорода с множеством средневековых памятников, монастырей, церквей.

Комплекс истории и культуры Соловецких островов. Здесь расположен крупнейший на севере монастырь, построенный в XV в., а также церкви XVI-XIX вв.

Памятники, сделанные из белого камня и расположенные в Суздале и во Владимире, состоящие из множества культовых зданий XII-XIII вв.

Троице-Сергиевая Лавра (архитектурный ансамбль) — монастырь с чертами крепости. В Успенском соборе расположена гробница Б. Годунова. В лавре расположена икона А. Рублева «Троица».

Церковь Вознесения (Коломенское, Москва) — одна из первых церквей, в которой шатер сделан из камня, что повлияло на последующее развитие церковной архитектуры в России.

Кремль в Казани — комплекс истории и архитектуры. Здесь расположены несколько исторических зданий XVI-XIX вв. Гражданские сооружения соседствуют с православными и мусульманскими храмами.

Ферапонтов монастырь (ансамбль) - монастырский комплекс XV-XVII вв. в Вологодской области.

Дербент с крепостными стенами, Старый город и Цитадель — был стратегически важным объектом до XIX в.

Новодевичий монастырь (ансамбль) — был создан в XVI-XVII вв. и входил в оборонную систему Москвы. Относится к шедеврам русского зодчества, сюда помещались представительницы Романовых, где были пострижены и затем погребены, а также представительницы знатных боярских и дворянских родов.

Геодезическая дуга Струве включает геодезические «треугольники», были заложены Струве, который с их помощью впервые измерил большую дугу земного меридиана.

Ярославль (исторический центр) — множество церквей XVII в., Спасский монастырь XVI в.

Булгарский комплекс — расположен на берегах Волги южнее Казани. Представляет собой свидетельство существования в VII-XV вв. города Булгар. Здесь прослеживается историческая преемственность и отличие различных культур.

Херсонес Таврический с хорой — расположен на территории Крыма, был уничтожен в XIV в., после чего был скрыт под землей, в XIX в. начались раскопки.

Управления по охране объектов культурного наследия

В различных субъектах нашей страны эти управления называются по-разному. Так, в Орловской области оно называется Управление по госохране объектов культурного наследия, Минкультуры и национальной политики - в Башкортостане, Департамент культуры и искусства - в Кировской области и т. д.

В целом же, все они являются учреждениями (или в том числе выполняют функции управлений) по охране объектов культурного наследия.

Данные органы являются региональными, которые осуществляют исполнительную, распорядительную и контролирующую функции в области охраны вышеназванных объектов, способствуют не только их сохранению, но и популяризации.

В заключение

Рассматриваемые в статье объекты включают различные памятники, которые могут быть расположены одиночно или собраны в ансамбли, а также достопримечательные места. В нашей стране имеются федеральные, региональные и местные по отношению к национальным объектам, помимо этого, в разных уголках страны находятся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Работы по сохранению объектов культурного наследия возложены на соответствующие управления, департаменты, комитеты в регионах, а за федеральными объектами — Минкультуры РФ с его территориальными представительствами.

Говоря о государственной системе охраны памятников, хотелось бы начать с истории и понять, что же играло главную роль при сохранении объектов культурного наследия на различных этапах развития общества.

Как складывалось отношение к старине в России и чем объясняются многочисленные отечественные утраты? В допетровскую эпоху и даже в 18 в. понятие "памятник" еще не сформировалось и, главным импульсом сохранения старины была религия. Древности, ставшие религиозными святынями, почитали и оберегали. Так, благодаря глубокому церковному и народному почитанию православных святынь до нас дошли драгоценные остатки старины 11 - 17 вв. - храмы Киева, Чернигова, Новгорода, Владимира, Москвы, чудотворные иконы и церковная утварь, рукописи и личные вещи митрополитов, патриархов, настоятелей монастырей и др. Несмотря на частые бедствия, наши предки сохраняли чудотворные иконы Владимирской и Донской Божьей Матери, теснейшим образом связанные с судьбами России и Москвы.

Многие памятники церковной старины, а также образцы древнего оружия, украшения, символы княжеской и царской власти, предметы быта бережно хранились в церквах и монастырях, дворцах, кремлевской Оружейной палате - своеобразном древнейшем русском музее.

Но это только малая толика из общего числа произведений древнерусского искусства. Страшным бичом для русских городов были войны, нашествия врагов, пожары. Но немалую роль в трагических судьбах памятников старины играли и сами люди. Резкие повороты государственной политики, идеологические и вкусовые пристрастия, как правило, губительно сказывались на сохранности памятников.

Охраной древностей государство стало заниматься лишь с начала 18 в. Указы Петра I 1718 и 1721 гг. предписывали собирать старинные предметы, "куриозные вещи", "что зело необыкновенно". В то же время, разрыв Петра I и его последователей с многовековыми традициями, засилье западноевропейской архитектуры привели к забвению и уничтожению целых пластов церковной старины: часовен, домовых церквей, кладбищ. Остатки старины в древнерусских городах не привлекали внимания просвещенного сословия. Для сооружения огромного дворца в Кремле в 1770-е гг. по указу Екатерины II сносились некоторые храмы и часть стены с башнями. В конце 18 - начале 19 в. ради благоустройства города власти уничтожили десятки церквей. Русское общество той эпохи полностью оторвалось от древнерусских традиций. Не случайно законодательные акты 1820-х гг. касались античных и мусульманских построек Крыма. 19 век стал временем преодоления русским обществом слепого подражания Западу и возвращения к забытым национальным традициям. В эпоху Николая I был издан ряд указов, запрещавших разрушать постройки крепостного зодчества. Теория официальной народности, составляющими частями которой были православие, самодержавие, народность, в значительной мере способствовала пробуждению интереса широкой общественности к своему прошлому. Именно к 30-70-м гг. 19 в. относятся первые попытки реставрации или воссоздания памятников: Дома бояр Романовых, палат Печатного двора, интерьеров Теремного дворца в Москве, палат Романовых в Ипатьевском монастыре.

Самая значительная роль в деле охраны памятников в дореволюционной России принадлежала различным обществам, в первую очередь Одесскому обществу истории древностей (1839), Археологической комиссии (1859), Московскому археологическому обществу (1864). Последнее внесло огромный вклад в изучение и охрану памятников. На проводившихся обществом археологических съездах (с 1869 г) неоднократно обсуждались проекты охраны ценных сооружений на всей территории России. Во многом благодаря активности членов общества различными ведомствами империи были изданы постановления, запрещавшие самовольные реставрации, раскопки. Обществом была разработана и классификация памятников (архитектуры, истории, живописи, письменности, ваяния и др.). Менее масштабный характер носила деятельность созданного в 1909 г. в Санкт-Петербурге Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Председателем общества был великий князь Николай Михайлович, членами - В.В. Верещагин, Н.К. Рерих, А.В. Щусев, Н.К. Врангель.

Постепенно к концу 19 в. на местах сформировалась сеть учреждений и организаций, в деятельности которых охрана памятников занимала важнейшее место. Среди них - местные музеи, статистические губернские комитеты (с 1830-х гг.), церковные археологические общества, комитеты и древлехранилища (с 1870-х гг.), губернские ученые архивные комиссии (с 1880-х гг.), общества изучения местного края. В большинстве русских губернских городов эти организации объединяли знатоков и любителей местной старины.

Хотя до революции так и не удалось принять государственное законодательство в области охраны памятников искусства и старины, благодаря общественному мнению и деятельности различных учреждений и обществ разрушение национального наследия было в целом остановлено. Императорская семья, церковь, государственные учреждения, городские власти, дворянство и купечество принимали участие в сохранении церквей, монастырей, дворцов, усадеб, крепостных сооружений, городских особняков, музеев и галерей.

Революционные потрясения 1917 г., гражданская война и последующие события коренным образом изменили отношение к памятникам искусства и старины. Разрушение старой государственной системы, тотальная национализация и уничтожение частной собственности, атеистическая политика большевистских властей поставили памятники старины в тяжелейшее положение. Начались раздел и стихийные погромы имений, были закрыты и заняты различными организациями многочисленные монастыри и домовые церкви и др. Нужно было срочно спасать бесценное культурное наследие России. Под эгидой Народного комиссариата просвещения (нарком А.В. Луначарский) в 1918 - 1920 гг. оформилась государственная система охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел).

При губернских и некоторых уездных отделах народного образования возникли подотделы или комиссии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1918 г. была создана реставрационная комиссия под руководством И.Э. Грабаря, известная позднее как Центральные государственные реставрационные мастерские, имевшая филиалы в Петрограде и Ярославле. Активную работу развернули в первые послереволюционные годы местные музеи и краеведческие общества. К сожалению, в новой системе охраны памятников не нашлось места Московскому археологическому обществу, губернским ученым комиссиям, архивным комиссиям и епархиальным церковно-археологическим обществам - все они были упразднены вскоре после революции. Способы охраны памятников были самые разные: вывоз из национализированных усадеб, имений и монастырей историко-художественных ценностей и создание на их основе новых музеев; взятие на учет архитектурных памятников и надзор за их состоянием (ремонт и реставрация); выдача охранных грамот владельцам частных коллекций.

Открытие музеев в усадьбах (Архангельское, Кусково, Останкино, Астафьево), монастырях (Донском, Новодевичьем, Воскресенском, в Новом Иерусалиме) способствовало их сохранению. В 1920-е гг. были отреставрированы памятники Московского Кремля, Ярославля, Средней Азии, Крыма. Значительную роль в изучении местных историко-культурных реликвий на местах сыграло в 20-е гг. краеведение.

Позже в связи с ухудшением политической ситуации в стране и идеологизацией всех сторон жизни стало проявляться все более негативное отношение к историко-культурному наследию. В конце 20-х - первой половине 30-х гг. созданная ранее система охраны памятников в стране ликвидировалась: были упразднены Музейный отдел Наркомпроса, местные губернские и уездные органы охраны памятников, прекратилась деятельность Центральных государственных реставрационных мастерских, краеведческих обществ, закрылись многие музеи в усадьбах и монастырях. Массовый характер приобрела продажа музейных художественных ценностей за рубеж.

Повсюду власти ради благоустройства городов закрывали и сносили храмы и целые кварталы старой застройки. Только в Москве в 30-х гг. исчезли десятки старинных построек и храмов, среди которых такие шедевры, как Китай-городская стена с башнями и воротами, Триумфальные и Красные ворота, Чудов и Вознесенский монастыри, храм Христа Спасителя, церковь Успения на Покровке и др.

Робкие попытки охранить памятники законодательными актами не смогли в 30-е гг. остановить волну разрушения. Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война нанесла непоправимый урон культурному наследию СССР. В результате военных действий сильно пострадали замечательные постройки в Подмосковье, окрестностях Ленинграда, в Новгороде, на Украине, в Белоруссии и Крыму.

Однако именно в военное время, и особенно в первые послевоенные годы, отношение к историко-культурному наследию изменилось. Охраной памятников стали заниматься различные государственные комитеты управления, при Министерстве культуры было образовано Управление музеев и охраны памятников, на местах охрана памятников возлагалась на отделы культуры местных Советов. В 1966 г. образовалось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры - общественная организация, объединившая многочисленных подвижников на местах. В последующие десятилетия были выявлены и взяты на учет тысячи памятников истории и культуры, однако средств на их ремонт и реставрацию государство отпускало мало. Идеология перестала воздействовать на отбор памятников. Вопросами нахождения и паспортизации памятников, их описания и реставрации занимаются сегодня многочисленные реставрационные мастерские, музеи, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Российский институт культурологии и др.

Благодаря самоотверженному труду реставраторов вернулись к жизни памятники древнего зодчества в Кижах, Суздале, Владимире, Ростове Великом, Новгороде и других городах. Буквально из руин встали дворцы в Павловске, Петродворце, Пушкине под Санкт-Петербургом. Сегодня мы имеем возможность любоваться древнерусскими иконами, картинами известных мастеров живописи, фресками, монументальными росписями.

В последние годы в связи с пересмотром идеологических принципов государственной политики, возвращением храмов и монастырей церкви, хозяйственным освоением городов возрастает внимание к памятникам истории и культуры, их реставрации и рациональному использованию.

В настоящее время мы можем говорить об охране памятников как системе правовых, организационных, финансовых, материально -технических и иных мер по сохранению и актуализации наследия. Проводится в целях предотвращения естественного разрушения, повреждения или уничтожения памятника, изменение его облика и нарушение порядка использования.

На данном этапе существует несколько определений понятия «памятник», рассматривающих его с исторического и правового аспекта:

Знак, отсылающий к определенному явлению, имевшему место в прошлом, для осуществления акта передачи или актуализации социально- значимой информации.

Статус, который присваивается объектам культурного и природного наследия, обладающим особой ценностью для общества.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" памятники делятся на: единичные объекты, ансамбли и достопримечательные места.

По форме собственности: на государственные, муниципальные и частные.

Типологически памятники подразделяются на:

Памятники градостроительства:

Памятники архитектуры:

Памятники истории:

Памятники археологии:

Памятники искусства:

В Российской музейной энциклопедии сообщается, что Нематериальное наследие - совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности. Наряду с термином "нематериальное" ("non-material") в зарубежной музеологической литературе часто употребляется термин "неосязаемое" ("intangible"), подчеркивающий, что речь идет об объектах, не овеществленных в предметной форме.

Формы нематериального наследия.

Музееведы выделяет 3 категории нематериального культурного наследия:

    Выраженные в физической форме аспекты культуры и традиции определенного человеческого сообщества (обряды, особенности быта, фольклор и др.).

    Формы выражения, не заключенные в физическую форму (язык, песни, устное народное творчество).

    Символические и метафорические значения объектов, составляющих материальное культурное наследие.

К формам нематериального наследия относятся язык, литература, устный эпос, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, традиционные формы коммуникации, традиционные экологические представления, знаки, символы и т.п.

Проблема сохранения нематериального наследия.

Еще в XIX веке совершались экспедиции этнографического характера с целью фиксации, записи фольклора.

В XX веке в связи с процессами модернизации и глобализации многие формы нематериальной культуры оказались обречены на забвение и гибель, т.к. в обществе исчезает необходимая для существования традиции установка на сохранение традиции. Международным сообществом признано, что многие формы нематериального наследия сегодня находятся на грани исчезновения и намечены пути их сохранения в естественной среде бытования. . В последние годы ХХ века судьба и проблема сохранения объектов нематериального наследия оказалась в центре внимания мировой общественности. Угроза полного исчезновения многих важных для самоидентификации человека форм культуры потребовала обсуждения этой проблемы на крупных международных форумах и выработки ряда международных документов. Музей рассматривается сегодня как важнейший институт, способный осуществить сохранение и актуализацию многих объектов нематериального наследия. Включение в сферу музейной деятельности объектов нематериального наследия сегодня требует внесения изменений в базовые музееведческие понятия, разработку принципов и методов работы с новым кругом музейных объектов.

В настоящее время все больше и больше говорят о проблемах приватизации памятников, для России эти проблемы стоят особенно остро. Этот процесс главным образом начался в 90е годы, когда приняли закон о национализации памятников.

В 2001 году был определен предмет охраны и охранные обязанности (содержание объекта, условия доступа граждан, порядок и свойства реставрационных и прочих работ)

В центральной части Восточно-Европейской равнины между Окой и Волгой находится замечательный город Москва - столица нашей необъятной Родины. В этом мегаполисе сосредоточена масса интересных мест и объектов культурного наследия. Москва ежегодно посещается десятками тысяч туристов, многие из которых лишь ради них и приезжают. Что же это за места?

История Москвы

Интересным фактом является то, что до сих пор историками не установлена точная дата образования будущей столицы. В своё время учеными было выдвинуто предположение, что постройка Москвы относится к IX веку и основал город князь Олег, но документального подтверждения этой версии нет.

Поэтому условно считается, что город был основан в XII столетии Юрием Долгоруким (сыном Владимира Мономаха).

Воздвигнутая в 1147 году Москва (впервые упоминается город в древнерусских летописях) начала свое бурное развитие. Причиной являлось выгодное географическое расположение объединенных поселений, в которых проживали сначала финно-угорские племена, а через некоторое время представители восточнославянского племенного союза (вятичи).

В период царствования Ивана Грозного поселение получило статус города и стало столицей Российского государства.

В 1682 году царем Всея Руси, а впоследствии императором России, становится Петр I, который столицей империи узаконил построенный на Петербург.

Таким образом, с 1712 года и на протяжении 206 лет, Москва была обыкновенным городом. А С 1918 и по нынешнее время - столица.

Происхождение названия

Прежде чем перечислять объекты культурного наследия Москвы, стоит пару слов сказать и о происхождении названия города. Одно из предположений гласит, что слово произошло от языка финно-угорского племени: «маска» (медведь), «ава» (мать). Это мнение основывается на том, что в древние времена на территории обитало много медведей.

Наиболее достоверная теория сводится к тому, что слово «Москва» произошло от древнего языка народов коми: «моска» (корова), «ва» (река). Этот вариант подтверждается тем, что природные условия данной местности содействовали развитию скотоводства и, наверное, на берегах реки всегда паслось стадо коров.

Мегаполис в наше время

Сейчас Москва представляет собой всемирно известный мегаполис с численностью населения более 12 миллионов человек и занимающий площадь 2560 кв. км.

Местные жители гордятся историческими памятниками: 566 памятников и 415 зданий, связанные с историей России.

Кроме этого, в городе функционируют более 60 музеев, 105 театров разных направлений и много других уникальных объектов.

Старейшая часть города занимает 27 гектаров и поражает красотой башен, соборов и дворцов, которые привлекают туристов из многих стран мира.

Памятники истории и культуры

Руководство Российской Федерации уделяет большое внимание объектам культурного наследия Москвы.

Председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым 30 июня 2012 года был утвержден их перечень. Туда вошли объекты, имеющие значимую историческую ценность.

Перечень формировался при участии художников, историков, представителей реставрационных служб и общественности. Он состоит из отдельных зданий, сооружений, дворцово-парковых ансамблей, монастырей, храмов, и занесён во все путеводители для гостей столицы.

Среди туристов популярностью пользуются посещения ансамбля Московского кремля, Собора Василия Блаженного, Новодевичьего монастыря, Арбата, Останкинской башни, усадьбы Царицыно, Кусково.

Кремль

Это не просто наиболее известная достопримечательность российской столицы, а объект культурного наследия Москвы и самая древняя постройка, сохранившаяся до нашего времени.

В XII столетии на берегу реки Неглинная, по указанию Юрия Долгорукова, началось строительство оборонительного сооружения, которое впоследствии стало одной из эмблем столицы.

Вокруг Кремля, возведённого из брёвен, начал разрастаться будущий город. Первыми деревянными постройками, согласно историческим документам, стали церковь Николы, храм Даниила Столпника (христианский аскет, святой в лике преподобных).

Все эти сооружения не сохранились из-за неоднократных пожаров.

В 1326 году московский князь Иван Калита начал возводить каменное фортовое укрепление. Первым храмом на его территории был Успенский собор.

Кремль неоднократно перестраивался. Территория его расширялась по причине возведения новых сооружений. К концу XVI столетия комплекс обретает почти современный вид.

Кстати, Кремль, как и Красная площадь, входит в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. В Москве настолько значимых мест три - ещё Церковь Вознесения в Коломенском и Ансамбль Новодевичьего монастыря.

Собор Василия Блаженного

Главную украшает сооружение, привлекающее внимание всех туристов мира - Собор Василия Блаженного. Начало постройки относится к 1555 году по распоряжению Ивана Грозного.

В тот период времени в Москве было много людей, причисленных церковью к лику святых.

Среди странствующих отшельников особое почитание имел юродивый Василий, к которому с уважением относилась царская знать и сам Иван Грозный.

Умер в 1552 году. Через шесть лет над его могилой воздвигли церковь. Считается, что эта постройка дала название храму, построенного в честь победы над Казанским ханством.

Религиозный комплекс, сохранившийся до наших дней без изменений, представляет собой храмовое сооружение из восьми церквей, символизирующие восемь дней сражения за Казань.

Новодевичий монастырь

Ещё одно сооружение, включённое в реестр объектов культурного наследия Москвы. Находится этот ансамблевый комплекс неподалеку от Лужников (станция метро «Спортивная»).

Существует предание, которое гласит, что во время монголо-татарского порабощения Руси, на этом месте производился отбор красивых русских девушек для Золотой Орды. Это поверье объясняет название действующего женского православного монастыря.

Строительство храмового комплекса относится к середине XVI столетия (1524 год) по указанию Государя Всея Руси Василия III (отец Ивана Грозного). Возведение его было приурочено возвращению Смоленска в состав Московского княжества.

Храм неразрывно связан с историей России: в свое время здесь находилась под стражей легендарная личность - боярина Морозова, кроме этого, по указанию Петра I в монастырских стенах провела 15 лет (под именем Сусанны) царевна Софья, не желавшая добровольно отдать власть своему брату.

Сейчас туристы располагают возможностью посетить церковную службу, осмотреть храмовый интерьер и провести время в тишине монастырского парка.

Посещение туристами Новодевичьего некрополя, расположенного на территории храма, разрешено только в составе экскурсии, где можно осмотреть захоронения знаменитых людей. Как уже говорилось, это третий объект культурного наследия ЮНЕСКО в Москве.

Старый Арбат

Это известное место для прогулок также включено в реестр объектов культурного наследия Москвы.

В центре города находится самая знаменитая пешеходная улица длиною примерно 1,5 км - Старый Арбат.

Исторические документы свидетельствуют, что в XVI- XVII веках на месте современной улицы располагалась Колымажная слобода (ремесленный поселок) по изготовлению повозок и телеги - арбы.

Более убедительной версией считается, что слово произошло от краткой формы «горбат», которое характеризует рельеф местности: кривая часть дороги.

В XVIII столетии Арбат, в основном, заселяли ремесленники и купцы.

В середине XIX века здесь начала селиться дворянская знать, и улица постепенно стала представлять собой тихую и спокойную часть города, где строились каменные и деревянные особняки, окруженные садами.

В разные времена здесь проживали Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Лев Салтыков-Щедрин и много других известных людей России.

Сейчас Старый Арбат является пешеходной зоной. Множество сувенирных магазинов среди музеев разного направления, уличные художники, музыканты, певцы создают у туристов неизгладимые впечатления.

Останкинская башня

Она считается современным уникальным сооружением. Останкинская
радиотелевизионная вышка, несмотря на свою сравнительно молодую историю, включена управлением управление государственной охраны объектов культурного наследия в реестр.

В 1963 году (начало строительства) сооружение считалось самым высоким в мире.
Сейчас это башня числится одним из высоких сооружений в центральной части Европы.

Телевышка, построенная в течение четырех лет, начала транслировать телепередачи 7 ноября 1967 года.

Туристам предоставляется возможность осмотреть Останкинскую конструкцию в составе экскурсии, где гид расскажет, что высота сооружения составляет 540 метров, а полный вес вместе с фундаментом 51400 тонн.

Гости города могут подняться на скоростном лифте на смотровую площадку, расположенную на высоте 340 метров, а также посетить ресторан «Седьмое небо». Особенностью этого питейного трехэтажного заведения является вращение вокруг своей оси со скоростью одного оборота за 45 минут.

Особняк «Царицыно»

Управление государственной охраны объектов культурного наследия внесло в перечень исторически значимых мест 21 особняк.

Самым посещаемым считается дворцово-парковый комплекс Царицыно (станция метро «Царицыно»).

Дворец был сооружен в XVIII столетии и предназначался как загородная резиденция Екатерины II. После полной реставрации объекта культурного наследия в Москве (завершена в 2007 году) данное здание используется под музей «История Царицыно».

На территории дворца находятся Царицынский пруд и пейзажный парк, прогулка по которому доставит удовольствие туристам любого возраста.

Особняк «Кусково»

Одним из излюбленных мест отдыха москвичей и гостей столицы считается усадьба Кусково. Адрес объекта культурного наследия Москвы - улица Юности (станция метро «Новогиреево»).

В течение 400 лет дворцовое сооружение принадлежало Шереметевым (представителям древнего боярского рода).

После окончания реставрационных работ, в здании открыты два керамики и Музей усадьбы Кусково. Туристам будет интересно совершить прогулку по Французскому парку, который считается самым живописным и старым парком столицы Российской Федерации.

Можно ещё долго рассказывать об исторически значимых местах этого чудесного города. Департаментом охраны объектов культурного наследия Москвы был составлен внушительный их список. Но выше были перечислены те, которые действительно нужно посетить хоть раз в жизни каждому человеку, интересующемуся историей нашей страны.