2 что такое композиция. Что такое композиция. Тезаурус русской деловой лексики

Фигура главного героя «Мертвых душ» Чичикова выделяется среди прочих персонажей своей сложностью и многоплановостью. В образе Чичикова предстает незаурядная личность, стремящаяся достичь успеха в жизни любыми доступными средствами. Потерпев фиаско в своих предыдущих авантюрах, персонаж решает реализовать новый хитроумный план скупки умерших крестьян, формально числящихся живыми. Чичиков намерен заложить их как живых и заработать на этом капитал. С этой целью он отправляется в путешествие, навещая различных помещиков.
Можно заметить, что при посещении губернского города NN Чичиков в первую очередь наносит визиты чиновникам, облаченным властью:
«В разговорах с сими властителями...» - общается герой с власть предержащими.
При этом Чичикову удается добиться расположения представителей власти и людей, обладающих немалыми возможностями:
«В немного времени он совершенно успел очаровать их».
Равным образом по ходу всего повествования Чичиков предпочитает общаться с представителями власти, а также людьми, обладающими солидным весом и влиянием в обществе:
«Он наконец присоединился к толстым, где встретил почти все знакомые лица», присоединяется герой к людям, обладающим весом в обществе.
Чичиковым движет «вдохновсннсйшая мысль» о скупке умерших крестьян. Смысл всех дальнейших поступков героя заключается в реализации этого плана:
«Составился в голове нашего героя сей странный сюжет... Ибо, что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, не явилась бы на свет сия поэма».
Чичиков весьма основательно вникает в смысл происходящего вокруг, чтобы успешно претворить свой замысел в жизнь:
«Он тоже задумался и думал, но положительные, не так безотчетны и даже отчасти очень основательны были его мысли», - трезво размышляет герой над сложившейся ситуацией.
Общаясь с помещиками, Чичиков стремится к тому, чтобы те осознали, что в заключении выгодной сделки есть свой смысл:
«А теперь примите в соображение только то...» - убедительны аргументы персонажа, предъявляемые Коробочке.
Весьма роковую роль в судьбе героя играет вспыхнувшая в нем мимолетная любовь к юной дочери губернатора:
«Нельзя сказать наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, - даже сомнительно».
Также Чичиков подчас отдается порыву дружеской любви:
«Здесь Ноздрев и Чичиков поцеловались», - отвечает герой взаимностью на душевный порыв своего собеседника.
Тем самым Чичикову присущи стремления к власти, смыслу и любви. Вместе с тем герой отнюдь не всегда добивается желаемого, вследствие чего ощущает собственное бессилие. Иногда Чичиков совершает неосознанные действия. Подчас он поддается вспышкам злости. Заметим, что схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених».
Среди прочего, Чичиков хорошо сознает, что он бессилен заставить помещиков пойти на сомнительную сделку, а потому старается добиться их расположения, чем-то заинтересовать:
«Ничтожный человек, и больше ничего», - подчеркивает герой ограниченность своих возможностей в беседе с Маниловым.
Несмотря на все усилия, Чичиков оказывается бессилен реализовать свои планы, и он терпит сокрушительное фиаско:
«Без суда, без следствия, бросить в тюрьму, отобрать все от меня: вещи, шкатулка... там деньги, там все имущество... Спасите, благодетель, спасите!» -- беспомощно взывает о спасении арестованный властями авантюрист.
В какие-то моменты Чичиков совершает неосознанные действия. К примеру, герой не сознает., что он делает, когда пускается в тяжбу со своим подельником, помогавшим ему в таможенных махинациях:
«Черт сбил с толку обоих чиновников... Как после чаду опомнились они и увидели с ужасом, что наделали», - бездумно разрушили чиновники свою карьеру.
Чичиков не сознает, что он совершает бездумный поступок, посещая самодура Ноздрева:
«Просто дурак я», - ругает себя герой за то, что связался с помещиком.
Подчас Чичикова охватывают приступы злости. Так, он едва не проклинает Коробочку за ее несговорчивость:
«Пойди ты сладь с нею! В пот бросила, проклятая старуха», - бранит герой помещицу: «Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта».
Символично, что нечистый на руку Чичиков в какой-то момент возненавидел сам себя:
«Мать ты моя пресвятая! Какой же я стал гадкий», - сам себе отвратителен персонаж.
Как и персонажей Пушкина, Чичикова отличает не только определенный набор стремлений, но и способы достижения своих целей.
Чичиков любыми средствами стремится сколотить капитал, используя все свои возможности. Герой обладает поистине грандиозным потенциалом и способен достичь очень многого:
«Решился он жарко заняться службой, все победить и преодолеть. ... Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера», отмечается недюжинный потенциал Чичикова.
Стремясь к достижению своей цели, Чичиков нередко манипулирует людьми:
«Здесь он прилгнул, хоть и вскользь», - лжет персонаж Коробочке, чтобы добиться нужного результата.
Персонаж проворачивает незаконные операции, уверяя при этом окружающих, что он всецело подчиняется закону:
«Обязанность для меня дело священное, закон, -- я немею пред законом», - заверяет Чичиков Манилова в своей законопослушности.
Пытаясь донести до помещиков суть своего выгодного предложения, Чичиков стремится, во что бы то ни стало, убедить их заключить сделку:
«После таких сильных убеждений Чичиков почти уже не сомневался, что старуха наконец подастся», - долго убеждает герой Коробочку.
Между тем многие помещики сомневаются в том, что им стоит принять столь странное предложение гостя:
«Может быть, вы имеете какие-нибудь сомнения?» - замечает Чичиков неуверенность Манилова.
Предавшись чувствам, Чичиков настолько поглощен общением с дамами, что забывает о правилах приличия:
«Чичиков так занялся разговорами с дамами... что он позабыл исполнить долг приличия и подойти прежде всего к хозяйке».
Впрочем, более всего Чичиков поглощен самим собой:
«В приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано», - озабочен герой собственной внешностью.
Не испытывая искренней любви к людям, Чичиков порой невольно отчуждается от общества:
«Чичиков вдруг сделался чуждым всему, что ни происходило вокруг него», — чуждо персонажу происходящее вокруг.
Заметим, что общество в итоге отчуждается от самого Чичикова, так что тот вынужден спешно оставить город:
«Ну, уж коли пошло на то, - подумал он сам в себе, - так мешкать более нечего, нужно отсюда убираться поскорей».
Чичиков обладает задатками самоактуализирующейся личности, способной к развитию. Начав «ходить в классы», он прилежно, чтобы освоить новые для себя поприща:
«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай», - учит юного Чичикова отец.
В этом смысле достаточно показательна такая деталь, что, будучи ребенком, Чичиков обучает различным трюкам мышь:
«Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, ... и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу».
Обладая творческими способностями, Чичиков подчас проявляет недюжинную изобретательность:
«Преследований он не испугался и обратил их в тот же час в свою пользу, показав таким образом прямо русскую изобретательность», предприимчив герой.
Происходящее вокруг Чичиков порой воспринимает как игру:
«Казалось, она вся походила на какую-то игрушку», - игрушкой кажется герою юная дочка губернатора.
Чичиков склонен к самовыражению. Нередко герой не сдерживает порыва нахлынувших на него чувств:
«Казалось, он был настроен к сердечным излияниям. ... Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу», - расчувствовался Чичиков во время беседы с Маниловым.
Чичикову не чужды эстетические переживания. Так, он невольно обращает взор на живописный облик дочки губернатора:
«Свеженькую блондинку с тоненькими и стройными чертами лица, ...с очаровательно круглившимся овалом лица, какое художник взял бы за образец».
Чичиков хорошо ориентируется в самой непростой ситуации. К примеру, он полагается на свое чутье, избирая тех, кто может оказаться ему полезен:
«Он не обращался наобум ко всякому помещику, но избирал людей более по своему вкусу», - неплохо разбирается герой в людях.
Тем самым Чичикову присущи творческие потребности: в игре, самовыражении, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации.
Заметим, что Чичикову знакомо ощущение творческого подъема. Так, персонаж уже в молодости настраивает себя на достижение своих целей:
«Решился он жарко заняться службою, все победить и преодолеть. И точно, самоотвержение, терпение и ограничение нужд показал он неслыханное», - намерен герой добиться успеха в жизни.
Случайно повстречавшаяся Чичикову прекрасная незнакомка на какое-то время очаровывает его:
«Все это в ней было так мило, что герой наш глядел на нее несколько минут, не обращая... внимания на происходящую кутерьму», - заворожен герой красотой юной девушки.
В моменты вдохновения Чичикова посещают многообещающие идеи:
«Героя нашего осенила вдохновеннейшая мысль, какая когда-либо приходила в человеческую голову», — вдохновился мыслью персонаж.
Чичиков пытается создать благоприятные условия для реализации своих замыслов:
«Деятельность никак не умирала в голове его; там все хотело что-то строиться и ждало только плана», - весьма креативен персонаж.
Гоголь верит в возможность преображения своего героя:
«Быстро все превращается в человеке... Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растет и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство», - способен измениться к лучшему человек, по мнению автора.
Между тем ощущение творческого подъема у Чичикова подчас сменяется состоянием творческого упадка:
Действительно, порой дела у Чичикова идут не так, как ему того бы хотелось, отчего он бывает сильно расстроен:
«Жаловался и плакал герой наш», - раскис персонаж, переживая неудачу.
Чичиков возлагал немало надежд на свою предприимчивость, однако в итоге он оказывался глубоко разочарован:
«Он был в горе, в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость судьбы, негодовал на несправедливость людей», - разочарован персонаж своей судьбой.
Подчас Чичиковым овладевают упадочные настроения. К примеру, проворовавшись на службе, персонаж опустился до низменного положения:
«Вновь из чистоты и приличного положения опустился в грязь и низменную жизнь».
В какой-то момент Чичиков собственными руками разрушает свою карьеру:
«Черт сбил с толку обоих чиновников; чиновники, говоря попусту, перебесились и поссорились ни за что. ... Громада бедствий обрушилась ему на голову», - сломана жизнь персонажа.
Жизнь Чичикова, пускающегося во все новые авантюры, приводит героя к все большей нравственной деградации:
«Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки», - способна деградировать человеческая личность.
Таким образом, Чичиков раскрывает творческую сторону своей натуры. При этом персонажу присущи как состояния творческого подъемаь так и творческого упадка.
Проведенный анализ характера Чичикова показывает, что ему присущ определенный набор склонностей, отличающих персонажей пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених». Как и героям Пушкина, гоголевскому Чичикову свойственны характерные способы достижения своих целей, сопряженные с чертами характера.
Чичиков стремится добиться расположения влиятельных людей, облаченных властью. Добиваясь своих целей, он нередко манипулирует другими. Тем не менее, персонаж стремится всем показать, что он подчиняется закону. В результате герой оказывается бессилен провернуть задуманную авантюру.
Смысл действий Чичикова заключен в желании сколотить капитал. В какие-то моменты он совершает неосознанные поступки. Герой хочет убедить помещиков заключить с ним сделку, однако практически у каждого из них, так или иначе, возникают сомнения по поводу законности подобной операции.
Любовь в жизни Чичикова занимает не столь значительное место. Пожалуй, персонажу более знакомы вспышки злости. Вместе с тем, поддавшись чувству влюбленности, Чичиков оказывается настолько поглощен своими переживаниями, что на какое-то время отчуждается от происходящего.
Следует также отметить, что Чичиков раскрывается как творческая натура. Персонажу знакомо как ощущение творческого подъема, так и переживание творческого упадка.
Чичиков обладает задатками самоактуализирующейся личности, способной к развитию. Однако, направив свою энергию на проведение авантюр, персонаж все более деградирует. Между тем автор не исключает возможность преображения персонажа.
Чичиков воспринимает жизнь как игру, в которой он должен выиграть. Герой пытается создать условия для воплощения своих замыслов, однако жизнь всякий раз разрушает его планы.
Чичиков склонен к самовыражению. Порой он вдохновляется многообещающими идеями. Вместе с тем персонажем подчас овладевают и упадочные настроения.
Чичикову не чужды эстетические переживания. На какое-то время его очаровывает прекрасная незнакомка. В то же время героя нередко постигают горькие разочарования.
Чичиков неплохо ориентируется в людях. Он с юности настраивает себя на достижение успеха в жизни. В то же время дела у героя складываются не всегда лучшим образом, отчего он бывает сильно расстроен.

Выводы
Характерологический анализ персонажей «Мертвых душ» позволяет сделать следующие выводы.
1. Как и в произведениях Пушкина, в гоголевских «Мертвых душах» описано семь типов персонажей. Каждому из героев присущ определенный набор стремлений, выступающих в качестве мотивирующего их фактора.
2. Героям «Мертвых душ» и персонажам пушкинских циклов произведений присущи сходные стремления и черты характера.
3. Каждому из шести персонажей «Мертвых душ» присущи по три вида стремлений, отличающих их от прочих героев. При этом гоголевским героям свойственны сходные потребности: в любви, власти и поиске смысла. Тем самым структура потребностей рассмотренных персонажей Гоголя и Пушкина схожа и соответствует известным систематизациям потребностей личности.
4. Главному герою «Мертвых душ» Чичикову присущи творческие стремления, что отличает его от прочих персонажей. При этом по ходу действия герой пребывает как в состоянии творческого подъема, так и в состоянии творческого упадка.
5. Подобно персонажам Пушкина герои Гоголя различаются не только видами стремлений, но и способами достижения своих целей, сопряженными с чертами характера.

Меню статьи:

Мы часто говорим, что не в деньгах счастье, но при этом всегда отмечаем, что человек с деньгами находится в более выгодном положении, может позволить себе больше бедняка. Множество художественных произведений на тему свадьбы с нелюбимым, но богатым или возникшей несправедливости связанной с подкупами наводит на еще одну известную фразу: деньги правят миром. Наверное, именно поэтому, человек с малым капиталом часто стремится любой ценой улучшить свое материальное положение. Не всегда эти методы и способы законны, они часто противоречат принципам морали. Об одном из таких поступков рассказывает Н.Гоголь в поэме «Мертвые души».

Кто такой Чичиков и зачем он приезжает в город N

Главный герой повествования отставной чиновник Павел Иванович Чичиков. Он «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Он считает себя человеком приятной наружности, особенно ему нравилось свое лицо «которое любил искренно и в котором, как кажется, привлекательнее всего находил подбородок, ибо весьма часто хвалился им пред кем-нибудь из приятелей».

Этот человек путешествует по селам России, но цель у него отнюдь не столь благородная, как на первый взгляд думается. Павел Иванович покупает «мертвые души» то есть, документы на право владения людьми, которые умерли, но еще не были занесены в списки умерших. Перепись крестьян проводилась раз в несколько лет, поэтому эти самые «мертвые души» зависали и документально считались живыми. Они представляли немало хлопот и растрат, так как за них было необходимо делать уплаты до следующей переписи (ревизийских сказок).

Предложение Чичикова о продаже этих людей для помещиков звучит более чем заманчиво. Многие находят предмет покупки очень странным, это звучит подозрительно, но желание быстрее избавится от «мертвых душ» берет свое – один за одним помещики соглашаются на продажу (исключение составил только Ноздрев). Но зачем же нужны Чичикову «мертвые души»? Он сам об этом говорит так: «Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу». Другими словами, Павел Иванович планирует перепродать свои «мертвые души», выдав их за живущих людей. Конечно, без земли продать крепостных невозможно, но он и здесь находит выход – покупка земли в отдаленном месте, «за копейки». Естественно, что такой план продиктован не хорошими условиями жизни и финансовым положением, но, как ни крути, это бесчестный поступок.

Значение фамилии

Об этимологии фамилии Павла Ивановича сложно судить однозначно. Она не так прозаична, как фамилии других персонажей поэмы, но сам факт, что фамилии других персонажей являются их характеристикой (обращают внимание на нравственные или физические изъяны) подталкивает на мысль, что с Чичиковым должна быть похожая ситуация.

И так, вполне вероятно, что эта фамилия произошла от слова «чичик». В западноукраинских говорах так называли певчую птицу небольших размеров. Н. Гоголь был связан с Украиной, поэтому можно предположить, что он имел в виду именно это значение слова – Чичиков, подобно птице, поет всем красивые песни. Других зафиксированных словарями значений нет. Сам автор нигде не объясняет, почему выбор пал именно на это слово и что он хотел сказать, наградив Павла Ивановича такой фамилией. Поэтому данную информацию следует воспринимать на уровне гипотезы, утверждать, что это абсолютно верное объяснение невозможно в виду малого количества информации по этому поводу.

Личность и характер

Приехав в город N, Павел Иванович знакомится с местными помещиками, губернатором. Он производит на них хорошее впечатление. Такое начало доверительных отношений способствовало дальнейшим покупкам Чичикова – о нем говорили, как о человеке высоких нравов и отличного воспитания – такой человек не может быть аферистом и обманщиком. Но, как оказалось, это был всего лишь тактический ход, позволяющий ловко обмануть помещиков.

Первое что удивляет в Чичикове – его отношение к гигиене. Для многих его новых знакомых – это стало признаком человека из высшего общества. Павел Иванович «проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням». Он « чрезвычайно долго тер мылом обе щеки», когда умывался, «выщипнул вылезшие из носу два волоска». В итоге окружающие решили, что «в приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано».

Чичиков – подлиза. «В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому». При этом о себе старался ничего конкретного не рассказывать, обходиться общими фразами, присутствующие думали, что это он делает из-за скромности.

К тому же фразы «он не значащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства» вызывали у окружающих некое чувство жалости к Чичикову.

В скором времени о нем стали лестно отзываться все новые знакомые, старались угодить «такому приятному, образованному гостю».

Манилов, характеризируя, Чичикова утверждал, что «готов он ручаться, как за самого себя, что он бы пожертвовал всем своим имением, чтобы иметь сотую долю качеств Павла Ивановича».

«Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер – что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера – что он любезнейший и обходительнейший человек».


Как видим, проникнуть в доверие помещиков и губернатора Павлу Ивановичу удалось наилучшим образом.

Ему удавалось соблюсти тонкую грань и не перегибать палку с лестью и похвалами в сторону помещиков – его ложь и подхалимство были сладки, но не настолько, чтобы ложь бросалась в глаза. Павел Иванович умеет не только подать себя в обществе, но и обладает талантом убеждать людей. Не все помещики без вопросов были согласны распрощаться со своими «мертвыми душами». Многие, как например Коробочка, очень сомневались о правомерности такой продажи. Павлу Ивановичу удается добиться своего и убедить в том, что такой продаже нет ничего необычного.

Следует отметить, что Чичиков обладает развитыми интеллектуальными способностями. Это проявляется не только при обдумывании плана об обогащении на «мертвых душах», но и в манере ведения беседы – он умеет поддержать разговор на должном уровне, не имея достаточной обознаности в том или ином вопросе выглядеть умным в глазах других нереально и никакая лесть и подхалимство не способно спасти ситуацию.



К тому же, он очень дружен с арифметикой и умеет быстро провести математические действия в уме: «Семьдесят восемь, семьдесят восемь, по тридцати копеек за душу, это будет… - здесь герой наш одну секунду, не более, подумал и сказал вдруг: - это будет двадцать четыре рубля девяносто шесть копеек».

Павел Иванович умеет адаптироваться под новые условия: «он почувствовал, что слово «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок»», хотя не всегда может быстро сообразить, что нужно сказать: «Уже несколько минут стоял Плюшкин, не говоря ни слова, а Чичиков все еще не мог начать разговора, развлеченный как видом самого хозяина, так и всего того, что было в его комнате».

Обзаведшись крепостными, Павел Иванович чувствует неловкость и тревогу, но это не муки совести – он хочет побыстрее покончить с делом и боится, что что-то может пойти не так «все-таки приходила мысль: что души не совсем настоящие и что в подобных случаях такую обузу всегда нужно поскорее с плеч».

Однако его обман был раскрыт – Чичиков в одно мгновение превращается из предмета поклонения и желаемого гостя в предмет насмешек и слухов, его не пускают в дом губернатора. «Да вас-то именно одних и не велено пускать, других всех можно» – говорит ему швейцар.

Остальные тоже не рады его видеть – они мямлят что-то невнятное. Это приводит Чичикова в замешательство – он не может понять, что случилось. Слухи о его афере доходят до самого Чичикова. В результате он уезжает восвояси. В последней главе, мы узнаем, что Павел Иванович незнатного происхождения, родители его старались обеспечить ему лучшую жизнь, поэтому, отправляя его в самостоятельную жизнь, дали ему такие советы, которые бы, как думалось родителям, позволили бы занять хорошее место в жизни: «Павлуша, учись… больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Таким образом, Павел Иванович, руководствуясь советом родителей жил так, чтобы нигде не тратиться и копить деньги, но, заработать честным путем значительный капитал оказалось делом нереальным, даже при строгой экономии и знакомстве с богачами. План по покупке «мертвых душ» должен был обеспечить Чичикова состоянием и деньгами, но на практике оказалось все не так. Клеймо афериста и нечестного человека прочно прилипло к нему. Извлек ли сам герой урок их сложившейся ситуации – вопрос риторический, вполне вероятно, что второй том должен бы приоткрыть тайну, но, к сожалению, Николай Васильевич его уничтожил, поэтому читателю остается лишь догадываться о том, что произошло дальше и стоит ли винить Чичикова за такой поступок или необходимо смягчить его вину, ссылаясь на принципы, которым подчинено общество.

Чичиков в повести Н.В. Гоголя «Мертвые души»: анализ героя, образ и характеристика

4.4 (87.14%) 14 votes

Эта история, в его глазах, много объясняет в характере героя, ко многому заставляет относиться снисходительнее . Вот почему обстоятельно рассказывает он о . Беспросветно, безотрадно было это детство: бедность, отсутствие любви и ласки, безнравственность черствого, нелюбящего отца, грязь внешняя и внутренняя, – вот, та обстановка, в которой он вырос, никем не любимый, никому не нужный. Но судьба наделила Чичикова железной энергией и стремлением устроить свою жизнь «порядочнее», чем отец-неудачник, нечистоплотный и в нравственном, и в физическом смысле. Эта «неудовлетворенность действительностью» окрылила энергию маленького Чичикова. Из ранних столкновений с нищетой и голодом, из жалоб отца на безденежье, из наставления его: «копить деньгу», так как только на одну «деньгу» в жизни и можно положиться, – вынес мальчик убеждение, что деньги – основа земного счастья. Оттого благополучием жизни стало представляться герою «Мертвых душ» то, что можно достать деньгами – сытая, роскошная жизнь, комфорт... И вот Чичиков начал «изобретать» и «приобретать»: грош за грошом копил он деньги, изворачиваясь всячески в обществе товарищей, обнаруживая настойчивость необыкновенную. Еще в школе стал он «делать карьеру», подделываясь под вкусы учителя. Еще на школьной скамье развил он в себе талант всматриваться в человеческие слабости, умело играть на них, медленно и упорно. Умение подладиться под человека помогло главному персонажу «Мертвых душ» на службе, но оно же развило в Чичикове стремление разбирать «нужных» людей от «ненужных». Вот почему он холодно отнесся к печальной участи своего бывшего учителя, вот почему он никаких чувств благодарности не питал к старому откупщику, который помог ему получить место. Чувство благодарности убыточно – оно требует «от чего-то» отказаться, «чем-то» поступиться, а это не входило в расчеты «приобретателя» Чичикова. Деньги, как единственная и главная цель жизни, – цель нечистая, и пути к ней нечисты, и Чичиков пошел к этой цели дорогой мошенничеств и обманов, не падая духом, борясь с неудачами... Между тем, выйдя на широкий простор жизни, он расширил и углубил свой идеал. Картина сытой, роскошной жизни сменилась другой, – он стал мечтать о спокойной, чистой семейной жизни, в обществе жены и детей. Тепло и уютно было ему, когда он отдавался этой мечте. Герой «Мертвых душ» рисовал себе в уме дом, где царит полное довольство, где он – примерный муж, уважаемый отец и почтенный гражданин родной земли. Чичикову казалось, что когда сбудутся его мечты, он забудет все прошлое, – свое грязное, безотрадное и голодное детство и тернистую дорогу, обозначенную мошенничествами и плутовством. Ему казалось, что он бросит тогда плутовство, «исправится» и оставит «честное имя» своим детям. Если раньше, плутуя, он оправдывал себя сознанием, что «все так делают», теперь прибавилось новое оправдание: «цель оправдывает средства».

Идеалы Чичикова стали шире, но пути к ним оставались грязными, и он грязнился все больше и больше. И, в конце концов, ему самому пришлось сознаться, что «плутоватость» сделалась его привычкой, его второй натурой. «Нет больше отвращения от порока! – жалуется он во второй части «Мертвых душ» Муразову. – Огрубела натура; нет любви к добру, нет такой охоты подвизаться для добра, какова есть для получения имущества!» Несколько раз удавалось Чичикову воздвигнуть шаткое здание своего благополучия на мошеннических проделках всякого рода; несколько раз был он близок к осуществлению своих идеалов, – и всякий раз все рушилось, приходилось все строить сначала.

Чичиков - главный герой «Мертвых душ» Гоголя

Сила воли и ум Чичикова

Главный персонаж «Мертвых душ» отличается немалой силой воли. «Назначение ваше – быть великим человеком», – говорит ему Муразов, упрекая его за то, что великая сила его души, его энергия, была всегда направлена к нечистой цели. Об энергии Чичикова не раз говорит в «Мертвых душах» и Гоголь , хотя бы, рассказывая его многотрудную «одиссею», когда сызнова приходилось устраивать свою жизнь. Кроме силы воли, Чичиков наделен большим умом, не только практическим, – сметкой, изобретательностью, лукавством и изворотливостью, но и тем созерцательным, «философским» умом, который ставит его выше всех других героев поэмы. Недаром Гоголь вкладывает в его голову глубокие размышления о судьбе русского человека (чтение списка купленных мужиков). Кроме того, Чичиков здраво рассуждает о пошлости жизни прокурора, о том воспитании, которое в России портит девушку. Недаром он понимает не только человеческие слабости, но и достоинства, недаром, сталкиваясь с честными людьми (генерал-губернатор, Муразов), он оказывается способным, именно в момент своего унижения, нравственно подниматься. Не только плутом изворотливым и лукавым рисуется он в их обществе, а павшим человеком, который понимает глубину и позор своего падения. «За ум он не уважал еще ни одного человека», – говорит Гоголь, пока судьба не свела его с Костанжогло, Муразовым и др. Не уважал потому, что сам был умнее всех, кого встречал прежде.

В практическом герое-плуте «Мертвых душ» Гоголь отметил еще одну характерную черту – наклонность к поэзии, к мечтательности. Минутное увлечение Чичикова барышней, встреченной в пути, чистое увлечение губернаторской дочкой, его настроение в доме Платоновых, наслаждение вечером в имении Петуха, весной – в деревне Тентетникова, сами мечты его о тихом благообразном семейном счастье полны действительной поэзии...

Вместе с тем Чичиков очень высокого мнения о себе: он уважает себя за свою энергию, за свой ум, за свое умение жить. Он любит себя за свои «чистые мечты», которым ревностно служит; он любит себя за свое благообразие, за свой нарядный костюм, за свои благородные манеры, – словом, за то, что, выйдя из грязной норы, из грязного общества отца, – он сумел сделаться, по его мнению, «порядочным человеком».

Чичиков в обществе

Образ Чичикова у Гоголя сразу пошлеет, когда он попадает в общество пошляков. Это происходит потому, что он всегда подлаживается под тех людей, с которыми имеет дело: он даже говорит и ведет себя иначе в обществе Манилова , Собакевича и Коробочки . С первым Чичиков сентиментальничает, мечтает, втирается в его чувствительное сердце; со вторым он деловит, и на недоверие хозяина отвечает таким же недоверием (сцена с деньгами и распиской); на безобидную глупую Коробочку он кричит, сулит ей «чёрта». Когда Чичиков оказывается в «обществе», он подделывается под «тон» этого общества, усваивает те манеры, которые здесь считаются «приличными», – и потому для толпы он всегда будет «приличным», «благонамеренным», «приятным»... Он не пойдёт, как Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова , против целой Москвы, – политика Молчалина ему удобнее и легче.

Чичиков понимает людей и умеет производить впечатление выгодное, – во второй части «Мертвых душ» он очаровывает даже умного Костанжогло, недоверчивого брата Платонова располагает в свою пользу. Кроме того он осторожен, – даже в подвыпитии он умеет удержать свой язык от излишней болтливости: осторожности, очевидно, научила его жизнь. Впрочем, иногда Чичиков ошибается: так ошибся он в Ноздреве, ошибся и с Коробочкой. Но эта ошибка объясняется тем, что и у этих двух действующих лиц «Мертвых душ» такие своеобразные характеры, которых сразу даже Чичиков не постиг.

Сложность и противоречивость натуры Чичикова

Страсть к «приобретению» наложила на главного героя «Мертвых душ» некоторую печать «мелочности» – он собирает в свою шкатулку даже старые афиши, – черта, достойная Плюшкина . Устройство его шкатулки, с ящичками и секретными отделениями, напоминает комод Коробочки, с его мешочками для гривенников, двугривенных. В школе Чичиков копил деньги по методу Коробочки. Мелочность Чичикова выражается и в его любопытстве: он всегда выспрашивает половых, слуг, собирает всевозможные сведения «на всякий случай», – так, как Плюшкин собирал разные предметы в своем кабинете.

Не без иронии, вскользь отмечает Гоголь в «Мертвых душах» еще одну черту Чичикова – его «сострадательность», – он всегда подавал нищим гроши. Но сострадательность эта «грошовая», – она далека до способности самопожертвования, отречения от каких-нибудь благ в пользу ближнего. У Чичикова вообще нет любви к ближнему. Он не возвысился дальше идеалов любви семейной, по существу своему, все-таки эгоистических.

Если Гоголь, действительно, хотел на Чичикове показать возрождение порочного человека к добру, то надо сознаться, выбор героя «Мертвых душ» сделан был им удачно. Сложная натура Чичикова богата самыми разнообразными качествами. Изумительная энергия его сочеталась с умом, здравым смыслом, лукавством, большою гибкостью и неутомимостью.

Но, кроме всего этого, Гоголь отметил в нем «человека-изобретателя», способного выдумать нечто «новое», сказать обществу, погрязшему в косности, свое новое, хотя и преступное слово. У Чичикова нет косности, – его ум свободен и фантазия крылата. Но все это качества, так сказать, «нейтральные», – они могут быть равно направлены на зло и добро. Но Гоголь подчеркнул в душе этого героя «Мертвых душ» наличие сознательности, – Чичиков знает, что совершает зло, но утешает себя мыслью, что «делание зла» в его жизни – лишь «переходный момент». В этом умении отличить «добро» и «зло» – кроется источник возрождения Чичикова. Оно тем для него легче, что, в сущности, жизненные идеалы («чистое семейное счастье») его были если не особенно высоки, то, все же, безупречны. К тому же в душе его есть мягкие элементы поэзии и мечтательности. Вероятно, на всех этих положительных качествах Чичикова Гоголь желал в дальнейшем развитии действия «Мертвых душ» построить его возрождение.


История Плюшкина, Тентетникова во второй части «Мертвых душ», история жизни русских мужиков (см. чтение Чичиковым списка имен купленных им крестьян). В уста Муразова он вкладывает объяснение, почему интересна история человека. Строгому генерал-губернатору Муразов говорит: «...Если не примешь во внимание и прежнюю жизнь человека, если не расспросишь обо всем хладнокровно, а накричишь с первого раза, напугаешь только его, – да и признания настоящего не добьешься; а как с участием его расспросишь, как брат брата, – сам-с все и выскажет... Затруднительны положенья человека, ваше сиятельство, очень, очень затруднительны. Бывает так, что кажется кругом виноват человек... а как войдешь, – даже и не он... Такое гуманное отношение к каждому человеку рекомендует Гоголь в письме к «занимающему важное место» («Выбранные места из переписки с друзьями »). Отсутствие этого гуманного внимания осудил он в «) дочитывали старые романы, – очевидно, очень приятное. Людей более образованных, Тентетникова, Платонова, оно только изумило. Впрочем, в разговоре с Муразовым Чичиков не прибегает к помощи этого «поэтического» стиля, который так расположил в его пользу Манилова и губернских дам.


Особенное место в творчестве Н.В. Гоголя и в русской литературе играет поэма «Мертвые души», основу которой писателю подсказал А.С.Пушкин. Поэма дает нам полную картину уклада русских помещиков, крестьян и чиновников.

В центре - Чичиков Павел Иванович. Образ главного героя, как и его роль в произведении, до конца так и не были разгаданы. Этот человек раскрывается постепенно в сценах встреч с помещиками. Причем с каждым из них Чичиков имеет какую-то новую манеру общения, что и подмечает Гоголь. Павел Иванович - прекрасный психолог, хорошо знает человеческую натуру и умеет говорить то, чего от него ждут. Перенимая лесть и высокопарность Манилова, бесцеремонность Коробочки и хамство Ноздрева, Чичиков со всеми находит общий язык. Обратим внимание, что он практически всегда добивается желаемого.

Однако то, что Чичиков легко уподобляется каждому из помещиков, говорит вовсе не в его пользу. В нем одном есть все самые низкие человеческие черты, наблюдаемые у разных представителей. И Гоголь дает на протяжении поэмы этому явное подтверждение. Например, складирование уличной афиши у себя дома свидетельствует о скопидомстве, близком плюшкинскому собирательству. А с Коробочкой Чичикова сближает его привычка раскладывать вещи с педантичной аккуратностью. То есть один человек собрал в себе все незавидные черты и особенности помещиков. Он бесцветен и пуст, мелочен, самовлюблен, груб и жаден.

И все же Чичиков другой. От остальных персонажей Павла Ивановича отличает деловая хватка и энергия. Этих черт нет ни в одном герое поэмы, кроме Чичикова. Гоголь предупреждает, что на смену маниловым и плюшкиным придут чичиковы. Душа Павла Ивановича давно мертва. Его интересует только обогащение любой ценой.

Стремясь раскрыть психологию таких людей, как Чичиков, автор ввел в поэму историю его жизни, начиная с детства. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы мировосприятия человека. Читатель узнает, что в детстве у Павлуши не было ничего интересного: он не знал любви и ласки родных, не имел друзей. После смерти отца он остался без денег, но с фразой, прекрасно исполненной им в дальнейшей жизни. А совет отца красноречивее всего объясняет позицию Чичикова в жизни. Отец завещал прилежно учиться, угождать учителям, беречь копейку.

Чичиков быстро усвоил законы приобретения богатства, начав уже с малолетства с выслуживания перед учителями, а затем с выискивания перед начальниками. Далее автор в красках описывает разные истории и махинации Чичикова. Примечательно, что все его делишки заканчивались неудачами. Но это только распаляло его. Чичиковым двигала не жажда наживы, но жажда красивой жизни, полной удовольствий.

Поэма писалась на протяжении нескольких лет, в разные моменты творческого подъема и упадка писателя. Одно время Гоголь хотел показать, что не все еще потеряно для таких, как Павел Иванович. Возрождение героя Гоголь планировал показать во втором томе «Мертвых душ», целью которого было душевное очищение героя и через него очищение всего общества. Однако в порыве отчаяния и духовного кризиса второй том был уничтожен.


Поэма «Мертвые души», как сам назвал Гоголь сие произведение (мы помним – поэма это нечто другое, если говорить о литературных жанрах), произвела настоящий фурор в литературном обществе.

Например, великий русский критик Герцен говорил, что произведение Николая Васильевича является чуть ли не самой удивительной книгой, которая потрясла всю Россию. В "Мертвых душах" очень много образов, настоящих реалистичных героев, которых можно встретить в повседневной жизни, а такие фамилии как «Плюшкин», «Манилов» и «Коробочка» стали нарицательными для некоторых индивидов в современном обществе. Но не этими колоритными персонажами читателю запоминается произведение.

Главной «изюминкой» поэмы считается Павел Иванович Чичиков – настоящий разбойник и галантный авантюрист.

Павел Иванович Чичиков, по мнению Гоголя, - «страшная и подлая сила». Как говорится, в тихом омуте черти водятся. Но не стоит говорить, что Павел Иванович – центральный персонаж поэмы: нет, он лишь малая часть действительности, которая творится в мире.

Абсолютно непримечательный на внешность Чичиков («ни молод, ни стар, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст и нельзя сказать, чтобы тонок») был очень многогранной фигурой. Гоголь не стал описывать его черты лица, поэтому можно предположить, что на внешность человек с характером Чичикова может быть любым. Но особое скрупулезное внимание Николай Васильевич уделил манерам этого героя: он пытался быть очень деликатным, например, вежливо наклонял голову во время приветствия и был очень вежлив:

«Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок, но совершенно свободно, так что очаровал всех.»

Но с другой стороны его галантное поведение не отражалось в повседневной жизни абсолютно всегда, например, Гоголь описывал, как Чичиков очень громко высморкался. То есть, в выгодном ему обществе наш герой старался создать наиболее благоприятное впечатление, от которого дамы буквально сходили с ума.

Благодаря своему лицемерному изяществу и правильно поставленной речи, Чичиков легко манипулировал людьми, например, Манилов отмечал, что у этого человека просто прекрасное образование.

Вообще, если говорить о талантах Чичикова, то он, словно хамелеон, принимал наиболее выгодное поведение, благодаря которому собеседники раскрывали помещику свои тайны, например, с «сахарным» Маниловым, Чичиков был крайне любезен, однако в мыслях считал его глуповатым.

Именно хороший тон и упоминание о законности сделки помогли Павлу Ивановичу заполучить заветные мертвые души. И ни о какой дружбе не может быть и речи: характер Чичикова – сплошное лицемерие и обман.