Какой была первая встреча базарова и одинцовой. Отношения Базарова и Одинцовой (план). В мире литературы

Объяснение Базарова с Одинцовой - один из эпизодов, который расширяет, углубляет представление о личности Базарова. Это не только нигилист, но и человек, способный на многое ради возлюбленной. Нигилистическое его восприятие мира начинает рушится, т.к. он, сам того не желая, влюбился в женщину, что по его понятиям есть «романтизм». Также раскрывается натура Одинцовой, для которой «спокойствие превыше всего». Она эгоистична, думает только о себе. Ей ничего не нужно, кроме комфорта в жизни. Невольно начинается сопоставление Одинцовой и Базарова, и, конечно, Евгений кажется намного человечнее на ее фоне.

Эпизод разделен на две части, содержащие диалоги, происходящие утром и вечером. Диалоги взаимосвязаны. Интересно,что герои разговаривают поздно вечером, вопреки заведенному Одинцовой распорядку дня. В начале появляется мотив дороги: Базаров собирается уезжать. Но если дорога для него - это вечное движение, невозможность усидеть на месте, то перед Одинцовой «длинная, длинная дорога, а цели нет...». Ей и «не хочется идти».

Уже здесь намечается какой-то конфликт, непонимание героями друг друга. В самом Базарове, который говорит, что «изящная сторона жизни ему недоступна», а потом признается в любви, уже намечается перемена. Нигилизм – это не стихия Базарова; он шире и глубже «отрицания всего». Одинцова не замечает этого в Базарове, он интересен ей именно как нигилист, она, так же, как и Анна Павловна Шерер в «Войне и мире», «угощается» своим гостем, т.е. как человек, молодой мужчина он ее не интересует.

Одинцова – рационалистка, устроившая свою жизнь «непогрешительно-правильно», так, что в ней нет места «ни скуке, ни другим тяжелым чувствам» (например, любви, ведь у Базарова это «тяжелая страсть»). И когда, в угоду Базарову, она разрешает ему остаться, то все равно это исключение, которого более никогда не будет.

Светский разговор принимает интимный оттенок благодаря пейзажу, имеющему романтический характер. Порыв ветра, ночь, темное небо – все располагает к признанию. Но Одинцова не способна понять, почувствовать этого, она любопытна, но, как мне кажется, не жалеет об отъезде Базарова. Евгений, в котором бьется тяжелая страсть, ждет от нее не вопросов о его биографии. В нем просыпается гордость за отца, за себя и потому он говорит: «Мы люди темные...». Несмотря на то, что оба они образованны, Базаров мыслит себя с крестьянами, народом. Особенно ему тяжело оттого, что он влюблен в «аристократку», весьма похожую на Павла Павловича, «живого мертвеца», но в отличие от него, никогда не любившую, поэтому ей так легко разговаривать с ним.

Одинцова умело вставляет в свою речь мысли Базарова, но так, что они принимают другой оттенок, искажаются («Я вижу, вы меня знаете мало, хотя вы и уверены, что все люди друг на друга похожи и что их изучать не стоит...»). Базаров опять противоречит своим принципам, отвечая, что «всякий человек - загадка». Одинцову можно сопоставить с княгиней Р, «сфинксом», но без тайн. Одинцова гораздо проще, она схематичнее, поселилась в деревне, как Павел Павлович, но не из-за несчастной любви, а потому, что любит «комфорт жизни».


На следующий день Базаров признается в любви Одинцовой, делая это весьма нетрадиционно. Признание - необходимая часть многих романов, но если в «Евгении Онегине» Татьяна «стыдом и страхом» замирала, то Базаров испытывает досаду. Вообще в романе показано несколько признаний, например, Аркадия Катерине. Оно традиционно: герои отвечают друг другу взаимностью. Отношение Базарова с Одинцовой вовсе не предполагают удачного завершения. Никто из них не понимает любовь как высокое чувство, скорее наоборот: для Анны Сергеевны - это излишнее беспокойство, а для Базарова - «страсть, похожая на злобу». Перед признанием Евгений говорит пророческие и вместе с тем очевидные слова про будущее, «которое большею частию не от нас зависит» (вспомним смерть Базарова). Одинцова в некотором роде становится Базаровым, она берет от него, возможно, самое плохое, нигилистическое начало. Если в Базарове есть какая-то деликатность к мыслям, чувствам, то Одинцова прямо говорит, что желает разобраться, что в Базарове «теперь происходит». Даже Евгений, достаточно циничный, возмущается, говоря: «Что я государство какое?». С другой стороны, у него появляется возможность взглянуть на себя как бы со стороны: Одинцова желает узнать о его чувствах с такой простотой, будто речь идет о лягушках, которых резал Евгений. Только Базаров лез в материальную сферу жизни и ее явлений, а Одинцова - в душевную. Если рассматривать Одинцову с этой позиции, то она сродни еще одному последователю Базарова, Ситникову, тоже «коверкающему» идеи учителя.

После признания Базаров косвенно сравнивается с Аркадием, который испытал«трепетание юношеской робости» и «сладкий ужас первого признания».

Порыв Базарова - это не порыв нигилиста, но человека, вырвавшегося на какое-то время из границ разума. Он повинуется инстинктам. У него было «почти зверское лицо», не случайно подчеркивается это сходство. Важно определение Катерины, говорящей, что сестра с Базаровым «дикие». На протяжении всего романа прослеживается сопоставление «диких» и «ручных».

Как ни странно, в этой ситуации поражение терпит Одинцова, а не неудачник любовник. Твердо решив, что она понимает все и всякого, она просчитывается вдвойне: Базаров и Аркадий превосходят все ее ожидания. Даже обдумывая для себя возможное счастье с Евгением, она думает только о себе, при этом как всякая светская дама (что полностью развенчивает тургеневское утверждение о том, что «характер у нее был свободный и решительный») всплакнула, но не испытала жалости, просто почувствовала себя виноватой. Виновата не Одинцова. Нельзя искать в любви виноватого, как она это делает. Влюбиться можно, но заставить себя это сделать нельзя. Одинцова руководствуется принципом «спокойствие превыше всего». «Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее - увидала за ней даже не бездну, а пустоту... или безобразие», - пишет Тургенев.

Таким образом, Одинцова, так же как и Павел Павлович – представитель интеллигенции, ближе к «отцам», «живой мертвец». Базаров сумел-таки нарушить покой мирной жизни Одинцовой, вывести ее из состояния душевной спячки хотя бы на несколько мгновений, дав ей понять или хотя бы заставив почувствовать ее нравственное несовершенство по сравнению с другими людьми. Ее проблема в том, что она не хочет другой жизни, ей проще говорить о дороге без пути и о прочем «романтизме», не видя реалий жизни.

Тема: Базаров в отношениях с Одинцовой и Аркадием.

Цель урока: 1) проследить по тексту романа, как раскрывается образ Базарова в его любви к Одинцовой и в отношениях с Аркадием,

2) развивать навыки устной речи, мышление, умение анализировать прочитанное;

3) формировать нравственность учащихся

Ход урока

I . Оргмомент

II . Слово учителя

С необычайной глубиной раскрывает автор могучую, прямую и страстную натуру Базарова. Читая эти стра­ницы, мы должны задуматься над вопросами, кото­рые не могут не волновать всех нас: об истин­ной любви, об отношении Базарова к любимой жен­щине. Урок надо провести эмоционально, с большим тактом касаясь этих вопросов, помочь учащимся по­нять, как раскрывается авторское отношение к Ба­зарову.

В предыдущих глазах Тургенев показал, что его герой незримо выше окружающих его людей, отличается от них своим демократизмом, знаниями, умом, силой духа. Нои там мы отмечали страницы, где автор полемизирует с Базаровым, а именно – с его отношением к искусству, природе. Рассказывая историю любви своего героя, писатель еще шире развертывает полемику с ним, показывает несостоятельность романтических воззрений молодого нигилиста, заставляет его «ощутить романтика в себе самом» Однако автор не развенчивает Базарова. Он по – прежнему остается сильным, большим человеком, он и здесь выше Павла Пет­ровича, так как не поставил свою ЖИЗНЬ «На карту женской любви», да и любит он по-иному. В изображе­нии любви Базарова с особой силой сказалась противо­речивость мировоззрения Тургенева, его двойственное
отношение к Базарову, который предстает перед нами не как фотография революционера-разночинца, а как изображение, преломленное сквозь призму восприятия писателя, многого не понявшего во взглядах и дейст­виях революционной демократий.

III . Беседа.

Почему внимание Базарова привлекла Одинцова?

Она была красива, не похожа на губернских дам.

Как Тургенев описывает ее портрет?

Она поражает «достоинством своей осанки», «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза… Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Вспомним диалог Аркадия и Базарова в конце четырнадцатой главы.

В репликах Базарова несомненно, звучит цинизм. В отличие от революционных демократов Базаров не ставит вопроса об эмансипации женщины. Так он за­являет, что «свободно мыслят между женщинами одни уроды» сравнивает холодную женщину с мороженым". Однако можно предположить, что цинизм этот-напускной, что вызван он стремлением скрыть от Аркадия а, быть может, и от самого себя сильное впечатление, произведенное на него Одинцовой. Ведь на следую­щий день «Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился... Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему ста­ло досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» - поду­мал он и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заго­ворил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.»

«Ломание Базарова в первые минуты посещения не­приятно подействовало на нее...; но она тотчас же по­няла, что он чувствовал смущение, и это ей даже поль­стило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова». Отвечая на пригла­шение Одинцовой, Базаров к великому удивлению Аркадия покраснел.

Из чего можно заключить, что не только красота Одинцовой привлекла Базарова, но и ее ум, широта интересов?

«Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая».

Одинцова умная женщина, интересная собеседница. Было и нечто другое в этой женщине, привлекавшее к ней Базарова.

Обратимся к концу пятнадцатой главы (диалог Базарова и Аркадия).

В словах Базарова снова звучит напускной цинизм («Этакое богатое тело!», «Сказано - первый сорт») , так как ему неприятно сознаться в чувстве, которое возбудила в нем Одинцова.

Что отдаляет Базарова от Одинцовой?

Базаров считает ее аристократкой. «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове», - иронически замечает он.

Какое впечатление произвел дом Одинцовой?

Базарову претит аристократический дух этого дома – лакеи, дворецкий.

«Какой гранжанр!» - гово­рит он, иронически употребляя французское словеч­ко- впрочем, нарочито произнося его на русский лад.

Обратим внимание на диалог Базарова с дворец­ким.

Базаров говорит с ним преувеличенно вежливо, как не принято было говорить со слугами: «Никаких прика­заний не будет, почтеннейший... разве рюмку водочки соблаговолите поднести». Тон этот, в котором звучит насмешка над аристократическими обычаями, вызвал законное недоумение дворецкого.

IV . Чтение 16 главы (сцена беседы с Одинцовой) от слов: («Одинцова обратилась к База­рову...», кончая словами: «... Мы должны пощадить ее уши»).

Чем отличается манера говорить и спорить от споров с Павлом Петровичем?

Из каких слов видно, что Базаров считает необходимым переустройство общества?

«...Нравственные болезни происходят от дурного во­спитания, от всяких пустяков, которыми сызмала наби­вают людские головы, от безобразного состояния об­щества одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет».

Для характеристики взглядов Базарова чрезвычайно важна оценка, которую он дает современному состоянию общества - «безобразное».

Как вы думаете, согласен ли Тургенев с такой оценкой? Как изобразил он положение в стране?

Тургенев несколькими штрихами, но весьма красно­речиво рисует обнищание крестьян, темноту народа, бесхозяйственность помещиков, ничтожество и бюрокра­тизм высшего чиновничества. В оценке состояния обще­ства писатель соглашается со своим героем.

Итак, в беседе с Одинцовой Базаров охотно высказывает свои взгляды, делится с ней своими мыслям. Беседа эта - серьезная. касающаяся важных и волнующих его вопросов. Следовательно, вопреки своим цини­ческим утверждениям, Базаров видит в Одинцовой умную, понимающую собеседницу.

Как постепенно меняется отношение Базарова к Одинцовой?

В первый день пребывания в Никольском он еще продолжает с показным цинизмом говорить об Одинцовой, но уже не о ее внешности, а о том, что его особенно привлекает в ней: «баба с мозгом», «тертый калач». На следующее утро, вернувшись после прогулки с Одинцовой, он поразил Аркадия выражением своего лица («хотя веселое и даже ласковое» оно «не понравилось Аркадию») и тем, что в рассеянности вторично с ним поздоровался.

Что говорит Тургенев о душевном состоянии Базарова в начале 17 главы?

« В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало».

Вскоре «Базаров перестал говорить с Арка­дием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристо­кратические замашки».

«... Вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего... он как будто избегал, как будто стыдился его...»

Почему Базаров мог стыдиться Аркадия? (17 глава).

Читаем отрывок из семнадцатой главы, начиная со слов: «Настоящею причиной всей этой новизны...» и кончая словами: «... что ему, разумеется, не всегда уда­валось».

Как смотрит Базаров на любовь к женщине?

Базаров утверждал, что человек не должен ставить на карту женской любви всю свою жизнь. Он справедливо считал, что личная трагедия человека не должна превращать его в живого мертвеца.

Базаров не признавал неразделенной любви; любовь он понимал как простое влечение к красивой женщине, а более глубокое чувство называл романтизмом, т. е. чепухой. В этом, конечно, мы не можем с ним согласиться. Спорите ним и Тургенев. Опровергая взгляды своего героя на любовь, писатель заставляет Базарова переживать то, что он сам отвергал: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое рав­нодушное презрение ко всему романтическому; а остав­шись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

В каких эпизодах ярко раскрывается «романтический» характер любви Базарова?

Вспомним первое объяснение его с Одинцовой в 17 главе. Какова обстановка, в которой происходит это объяснение? Обратите внимание на пейзаж.

«Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со сту­ком распахнулось... Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали. Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумящими деревьями и свежим запахом воль­ного, чистого воздуха».

«Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной комнаты, сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание».

Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется с точки зрения Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему казалась ночная "свежесть «раздражительной», это ему слышалось "Таинственное шептание. Базарову-материалисту, ученому-биологу шелест листьев, ночные шорохи ка­жутся таинственными!

Так под влиянием охватившего его чувства настоя­щей любви пробуждается в нем романтик, по-иному он начинает видеть мир.

Но сдается ли Базаров? Покоряется ли он романтическому чувству, изменяет ли своим убежде­ниям?

Нет, в отношениях с Одинцовой он верен себе: и в том, что он ей говорит, и в том, как он с ней говорит, чувствуется борьба, нежелание подчиниться овладевшей им «идеальной любви»

В сценах объяснения Базарова с Одинцовой поко­ряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки: «Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею», - заявляет он. Ба­заров не идет на компромисс, не подлаживается под настроение Одинцовой, он словно хочет ей сказать всем

своим поведением: «Прими меня таким, каков я есть на самом деле, или не принимай совсем».

«... Изящная сторона жизни мне недоступна, та сто­рона, которою вы так дорожите», - откровенно призна­ется он своей собеседнице. Прямо, без обиняков, назы­вает он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо: «... Вы себя избаловали... вы очень любите ком­форт, удобства, а ко всему остальному очень равнодуш­ны». Отметим умение разбираться в людях, свойствен­ное Базарову. Полюбив Одинцову, он видит ее недо­статки. Прямо и откровенно он говорит о своих чувст­вах, не прибегая к красивым словам: «Напротив, тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается» (Базаров обходит высокое слово «любовь», заменяя его просторечием «эта штука»). На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «Не знаю, хвастаться не хочу». А между тем, мы видим, что он способен на большое чувство. Усло­вие: «Жизнь за жизнь» - кажется ему справедливым. О силе его чувства говорит и замечание автора: «Серд­це у него действительно так и рвалось».

О глубине его страданий свидетельствуют и следую­щие строки: «А Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъеро­шенный и угрюмый» . На следующий день, продолжая прерванный накануне разговор, Одинцова касается во­проса о будущем Базарова. И здесь опять-таки в его словах - ни тени рисовки, простота и отсутствие даже намека на позу. «... Я будущий уездный лекарь», - заяв­ляет он. И далее: «Выйдет случай что-нибудь сде­лать - прекрасно, а не выйдет - по крайней мере тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Его коробят громкие фразы: «... Я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит... - Происходит! - повторил Ба­заров,- точно я государство какое или общество!»

Какие же черты Базарова проявились в его люб­ви к Одинцовой?

Мужественная решительность, воля, прямота и чест­ность, суровая требовательность к себе и к другим, от­вращение к фразе, к позерству, способность сильно, глу­боко любить. Вспомним его портрет в девятнадцатой главе: «Его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каж­дой черте...» Это сильный человек, он глубоко любит и тяжко страдает, но держится мужественно, стойко. Про­читаем конец девятнадцатой главы (со слов: «Садясь в тарантас к Базарову...» до слов: «...Во всю дорогу уже не разевал рта»).

Мы видим, как мучительно страдает Базаров, но он не «раскис», подобно Павлу Петровичу, он злится на свою боль, он хочет ее непременно победить. И он оста­ется верен своим убеждениям: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца», - говорит он.

Некоторые критики, писавшие о романе «Отцы и дети», утверждали, что в истории любви Базарова к Одинцовой Тургенев «развенчивает» своего героя. Как вы думаете, правы ли были эти критики?

Нет, Тургенев спорит лишь со взглядами Базаров а, показывает несостоятельность его «антиромантических» убеждений, но, вместе с тем, история любви Базарова раскрывает замечательные качества его личности, делает его еще более привлекательным, показывает насколько он выше уездных аристократов, в том числе – и холодной, изнеженной, не способной на сильное чувство эгоистки Одинцовой.

Следует, однако, отметить, что Одинцова во многом достойна Базарова. Не всякую женщину он мог так сильно полюбить: и по своему уму, по опытности и зна­нию жизни, по силе характера она достойна Базарова. Это возвышает его. Если бы Базаров полюбил пустую, ничтожную женщину, такая любовь не вызвала бы со­чувствия и уважения (именно пустую, вздорную, взбал­мошную женщину любил всю жизнь Павел Петрович).

V . Домашнее задание : 20, 21 главы, синквейн

VI . Выводы и итоги урока

Автор романа «Отцы и дети» подверг своего героя серьезному испытанию. Базаров не верил в любовь. Разговоры о чувствах с презрением называл «романтизмом». Тем не менее именно любовь его и погубила. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Чем она его заинтересовала?

История любви Базарова и Одинцовой - одна из сюжетных линий романа. Хотя произведение Тургенев создал прежде всего под впечатлением общественных и политических событий, происходивших в России в середине XIX века. Базаров - нигилист, он ни во что не верит, у него нет авторитетов. Но оказалось, что и ему не чужды обычные человечески страдания. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Поиск ответа на этот вопрос - важная составляющая художественного анализа книги русского классика. Вспомним сюжет произведения.

Нигилист

Двοрянин Никοлай Петрοвич Кирсанοв, владелец пοместья Марьинο, οжидает приезда свοегο сына Аркадия Кирсанοва, кοтοрый вοзвращается из Петербурга, οкοнчив университет. Οн, накοнец, приезжает, и не οдин. Аркадий знакοмит οтца сο свοим другοм Евгением Базарοвым, всячески расхваливая егο. Он убеждает отца, чтο Евгений - οчень интересный и умный челοвек. Ведь Базаров - нигилист.

В дοрοге Никοлай Петрοвич пοведал сыну все дοмашние нοвοсти. Пοжалοвался, чтο дела у негο идут из рук вοн плοхο: рабοтники сοвсем οбленились, пьянствуют, не платят οбрοк. И с деньгами сοвсем худο. Аркадий же рассказывает ο друге, ο тοм, чтο Евгений сοбирается стать врачοм, а также о его неοбычнοм мирοвοззрении.

История Павла Петровича

Дома οни встречают старшегο брата Никοлая Петрοвича - Павла. Этο немолодой, но все еще красивый, пοдтянутый мужчина, кοтοрый следует английскοму стилю в οдежде. Οн мοднο οдет и ухοжен, чтο вызывает усмешки у Базарοва. Павел Петрович не слишкοм любезнο принимает гοстя, даже не пοдает ему руку. Эти герои противопоставлены друг другу.

Позже Аркадий расскажет другу историю Павла Петровича. Оказывается, он был когда-то светским львом, энергичным, успешным, обаятельным. Все изменилось после встречи с некой княгиней. Базаров относится с презрением к Павлу Петровичу. Как может любовь изменить жизнь мужчины? Но Евгений зря осуждает этого человека. Ведь вскоре он встретит молодую вдову и поймет, что чувства порою сильнее разума. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Что особенного было в этой женщине? Неужели она покорила сердце скептика своей красотой?

Философские споры

Аркадий пοзнакοмился с Фенечкοй, кοтοрая рοдила сына Николаю Петровичу. Отец нахοдится в замешательстве, ему οчень нелοвкο перед сынοм, нο тοт егο пοддерживает и убеждает, чтο ничегο прοтив не имеет.

Однажды Базаров и Павел Петрович начали спοр. Старший Кирсанοв не желает пοнять и принять убеждения и принципы гостя. Евгений же οтрицает всякую пοльзу искусства, пοэзии, всегο вοзвышеннοгο. Он заявляет, чтο есть вещи гοраздο важнее, например, тοчные науки.

Встреча Базарова с Одинцовой

Друзья однажды пοехали с визитοм к рοдственнику Кирсанοвых, Матвею Ильичу Кοлязину, кοтοрый пригласил их к губернатοру. Тοт предлοжил им пοприсутствοвать у негο на балу. Там мοлοдые люди пοзнакοмились и с Аннοй Сергеевнοй Одинцовой. Отношение Базарова к этой женщине изначально было необычным - необычным на фоне его циничных рассуждений.

Евгений с удивлением οбнаруживает, чтο заинтересοвался ею. Он не скрывает, чтο Одинцова οтличается οт других женщин. Вскοре Анна приглашает Евгения и Аркадия в свοе пοместье Никοльскοе. Противник искусства и философии прοвοдит мнοгο времени с Одинцовой.

Любовь Базарова настигла неожиданно - во время пребывания в ее поместье. Однажды он признается ей в своих чувствах. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Пожалуй, он и сам не смог бы ответить на этот вопрос. Осознание истины к нему пришло слишком поздно - перед смертью.

Одинцова, в отличие от прочих женщин, которых встречал Базаров, умна, рассудительна. Она много читает, слушает Евгения с искренним интересом. Но дело даже не в этом. Базаров, как и любой живой человек, нуждается в любви. Он просто-напросто встретил женщину, которая смогла его заинтересовать. Рано или поздно это должно было произойти.

Спустя две недели друзья уехали. Они отправились к родителям Базарова. Отношения с Одинцовой на этом не заканчиваются. На обратном пути друзья неосознанно сворачивают в сторону Никольского.

Дуэль

Οднажды Павел Петрοвич стал свидетелем тοгο, как Евгений пοцелοвал Фенечку. Он вызывает Евгения на дуэль. Базарοв ранит его. Однако οб истиннοй причине дуэли οни никοму не сказали, сοславшись на пοлитические разнοгласия.

Финал

Евгений вοзвращается к рοдителям и принимается за врачевание. Οднажды, рабοтая с трупοм челοвека, умершегο οт тифа, οн получает заражение. Вскоре понимает, что смертельно болен и выражает желание увидеть Одинцову.

Базаров в «Отцах и детях» - образ трагический. Печальна судьба человека, который провел жизнь в полном заблуждении. Отношения Базарова и Одинцовой завершились, не успев развиться. Иначе и не могло быть. Нигилист неожиданно полюбил женщину, которая не смогла ответить ему взаимностью.

Базаров и Одинцова

В «Отцах и детях» показан герой, который οтнοсится к любви тοчнο так же, как и кο всему другοму, - с практическοй или естественнοнаучнοй тοчки зрения. Великοе чувствο οн οбъяснял исключительнο οднοй физиοлοгией и медицинοй.

Почему история Базарова и Одинцовой является важной сюжетной линией в романе? Дело в том, что с ее помощью автор показал неубедительность взглядов главного героя. Встреча с Οдинцοвοй οпрοвергла егο внутреннее убеждение. Οтличие герοини οт других женщин οн οтметил сразу же в присущей ему грубοватοй манере: «На οстальных баб не пοхοжа». Пοстепеннο к нему прихοдят незнакοмые прежде чувства, кοтοрые οн раньше старательнο οтвергал.

В сцене признания в любви, описанной в 18-й главе, Базарοв раскрывает свοи чувства. Οдинцοва, дοбившись этοгο признания, сразу с хοлοдοм οтступает, испугавшись изменений в Базарοве и их вοзмοжных пοследствий для ее спοкοйнοй οтлаженнοй жизни.

Нο если стοль серьезны были чувства Базарοва к Οдинцοвοй, тο для чегο же в рοмане рассказана история с Фенечкой, закончившаяся дуэлью? Здесь мοгут быть различные версии. К Οдинцοвοй Базарοв испытывает те чувства, кοтοрые раньше не признавал. Нο в пοединке с ней οн терпит пοражение, хοтя нравственнο выглядит дοстοйней, чем οна. Фенечка мοгла стать для Евгения свοегο рοда οтдушинοй. В ее дοступнοсти и прοстοте οн ищет спасение οт аристοкратическοгο рациοнализма Οдинцοвοй.

Можно допустить и другую версию. Увлечение Фенечкοй - тο самοе базарοвскοе, чистο физиοлοгическοе - слοвнο οттеняет пοдлиннοсть любви к Οдинцοвοй. И драма Евгения в тοм, чтο жизнь не пοдтвердила егο теοретическοгο цинизма. Не тοлькο любοвь к Οдинцοвοй, нο и влюбленнοсть в Фенечку οказались пο преимуществу нравственнο-эстетическим чувствοм, а не биοлοгическим инстинктοм.

Автор разрушил нигилизм Базарοва, показал его красивую и сильную челοвеческую натуру. Однако в споре о роли простых земных чувств в жизни человека Евгений проиграл. Не обрел счастья и его оппонент - Павел Петрович. Есть ли победители в этом споре? Прав, как оказалось, человек, который упорно избегал всяческих дискуссий, - Николай Петрович Кирсанов. Он умел жить: играл на виолончели, читал Пушкина, любил Фенечку, души не чаял в детях и не задумывался о высоких материях.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС.
Анализ эпизода «Последняя встреча Базарова с Одинцовой»
Ход урока.
Вступительное слово. Наш урок начался грустным романсом из фильма, поставленному по великому роману « Отцы и дети». И.С.Тургенев так вспоминал о своей работе: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".
Тургенев не одинок в этом: в русской литературе множество сюжетов заканчиваются смертью героев, и во многих романах есть важный эпизод последней встречи.
Ленский и Ольга
Печорин и Бела
Катерина и Борис
Я думаю, вы легко назовете, о какой сцене в романе «Отцы и дети» будет идти речь. Запишите тему урока
«Последняя встреча Базарова и Одинцовой».
Тургенев придавал такое значение последним сценам, в них заключена какая-то особенная мысль.
Сформулируйте цель нашего урока.
ЦЕЛЬ: анализ или исследование эпизода, определение роли эпизода в романе. Что такое анализ?
Анализ - это процесс разложения на составные части одного целого объекта или явления с целью его более подробного и тщательного изучения.
Для выполнения цели нужно выполнить определенные задачи. Попытайтесь назвать эти задачи.
Посмотрите на план.
Анализ эпизода.






Ход урока
Разберемся, что такое эпизод?
ЭПИЗО́Д (греч. ἐπεισόδιον, букв. - вставка) - основной структурный элемент сюжета эпического произведения. Каждый эпизод воплощает один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного промежутка времени, или поступок одного из персонажей.
Э. играют разл. роль в развитии действия; особо выделяются Э., выступающие в качестве завязки, кульминации и развязки сюжетного конфликта. Выполняя содержат. функцию, Э. раскрывают стороны характера, мировоззрения героев произв., их внутреннее состояние, перемены в их жизни, новый поворот в отношениях героев (ссора Ленского с Онегиным в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), выносят оценку 917 персонажу (прощание Манилова с Чичиковым в «поэме) Н. В. Гоголя «Мертвые души») и т. д.
Итак, обратимся к плану. Первый вопрос о месте эпизода в сюжете и композиции романа.
1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.
Какие важные эпизоды вы можете назвать в романе?
Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции)? Глава 27. Предпоследняя глава романа
Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)? Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?
Эпизод находится перед развязкой. Перед смертью. Он предваряет развязку – смерть Базарова.
2.Композиция самого эпизода, его сюжет.
Можем ли мы выделить вступление, кульминацию, развязку в нем.
3. Речевой строй эпизода: повествование, описание, (пейзаж, портрет, психологическое состояние героев), диалог, монолог, авторские ремарки, рассуждения, Выберите, что присутствует? Докажите.
Ребята, 4 и 5 пункты касаются самих героев эпизода. Ясно, что наше внимание приковывает сам Базаров.
Чтобы продолжить анализ, мы не можем не обратиться к тому знанию, которое у нас уже имеется.
Перед вами таблица. Первый столбик называется «Что я знаю о Евгении Базарове?».
Напишите 5 слов или словосочетаний, характеризующих, речь, посту Базарова.
Работают индивидуально, составляя список.
Объединение в пары и обсуждение своих списков. Добавление тех замечаний напарника.
Мы сейчас снова прочитаем этот эпизод, но особым способом. С пометками
Восприятие новой информации
У каждого на парте текст, это эпизод из романа. Текст читается особым образом.
Во время чтения ставятся следующие знаки в том месте, где это, по мнению учащегося необходимо.
«V» - мне это понятно,


Учитель или ученик читает текст.
При чтении текста ученики индивидуально проставляют предложенные учителем значки.
Заполните второй и третий столбики.
Прочитайте, что у вас получилось?
Работа в группах
Необходимо разделиться на 3 группы:
1 колонка будут анализировать речь Базарова, О чем и как он говорит? Найти в репликах Базарова проявление чувств к Одинцовой и родителям. О чем это говорит? Докажите, что речь Базарова стала поэтической.
2 колонка – поведение, найти в тексте портрет Базарова, предложения-ремарки, рисующие поведение Базарова и Анны Сергеевны, какую роль они играют? Какие черты характера резко проявляются в эпизоде?
3 побывают в художественной мастерской Тургенева. Найдите в репликах Базарова сравнения, эпитеты, образные выражения. Зачем это нужно? Докажите, что эпизод и речь героя построена на антитезе. Зачем это нужно?
Таким образом, выходим на вывод. Что нового мы видим в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения? Как он раскрывает авторскую позицию и идею произведения? Запись вывода.
Вот как представила эту сцену современный режиссер Авдотья Смирнова. Внимание на экран.
Вы стали свидетелями последнего свидания. Напишите небольшую записку от имени Анны Сергеевны Аркадию (рефлексия).
По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Отрывок из романа И.Тургенева «Отцы и дети»
Полчаса спустя Анна Сергеевна в сопровождении Василия Ивановича вошла в кабинет. Доктор успел шепнуть ей, что нечего и думать о выздоровлении больного.
Она взглянула на Базарова... и остановилась у двери, до того поразило ее это воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами. Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила -- мгновенно сверкнула у ней в голове.
-- Спасибо, -- усиленно заговорил он, -- я этого не ожидал. Это доброе дело. Вот мы еще раз и увиделись, как вы обещали. -- Анна Сергеевна так была добра... -- начал Василий Иванович.
-- Отец, оставь нас. Анна Сергеевна, вы позволяете? Кажется, теперь...
Он указал головою на свое распростертое бессильное тело.
Василий Иванович вышел.
-- Ну, спасибо, -- повторил Базаров. -- Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.
-- Евгений Васильич, я надеюсь...
-- Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь -- форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что -- какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая...
Анна Сергеевна невольно содрогнулась.
-- Ничего, не тревожьтесь... сядьте там... Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная.
Анна Сергеевна быстро перешла комнату и села на кресло возле дивана, на котором лежал Базаров. -- Великодушная! -- шепнул он. -- Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая... в этой гадкой комнате!.. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта -- как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану.
Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша. -- Меня вы забудете, -- начал он опять, -- мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...
Базаров положил руку на лоб.
Анна Сергеевна наклонилась к нему.
-- Евгений Васильич, я здесь...
Он разом принял руку и приподнялся.
-- Прощайте, -- проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. -- Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...
Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу. -- И довольно! -- промолвил он и опустился на подушку. -- Теперь... темнота...
Анна Сергеевна тихо вышла.
План анализа эпизода
Анализ эпизода.
1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.
2.Композиция самого эпизода, его сюжет (вступление, кульминация, развязка).
3.Речевой строй эпизода: повествование, описание, (пейзаж, портрет, психологическое состояние героев), диалог, монолог, авторские ремарки, рассуждения,4.Какие стороны характера героев раскрываются? Особенности авторских ремарок. Что и как описывается? Какие детали можно считать главными?
5. Как говорят герои, о чем говорят, на что указывает их речь.
6.Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует автор? Сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры, повторы, инверсии, антитеза и др.
Вывод. Роль эпизода в произведении? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения? Как он раскрывает авторскую позицию и идею произведения?
Чтение с пометками
«V» - мне это понятно,
«+» - это подтверждает мои мысли о Базарове,
«-» - это что-то новое о Базарове,
«?» - мне это осталось непонятным.
Справочный материал
Роман И.Тургенева «Отцы и дети» подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродно роману. Тургенев, рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость героя), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности.
В центре повествования фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается роман. Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров - Павел Петрович, Базаров - Николай Петрович, Базаров - Аркадий, Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров - Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.
Чтобы осуществить эту задачу, И. С. Тургенев избирает весьма своеобразную композицию. Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не приносит облегчения. Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа» (Вайль, А. Генис. «Формула жука»). Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы.

/ / / Признание Базарова в любви к Одинцовой (анализ эпизода 18-ой главы романа Тургенева «Отцы и дети»)

В своем грандиозном романе «Отцы и дети», И.С. Тургенев затронул именно те проблемы, которые волновали его душу больше всего.

Конечно, особую волну эмоций в авторе вызвало новое течение нигилистов, которое быстрыми шагами распространялось среди молодежи. Именно поэтому, своего главного героя – , писатель также относит к нигилистам, к поклонникам естественных наук.

Кроме этого, в романе прослеживаются и другие проблемные линии. Читатель наблюдает за любовными взаимоотношениями между мужчинами и женщинами, за столкновением интересов старого и нового поколения, за конфликтами отцов и детей. Все эти вопросы раскрыты в романе достаточно ярко и образно.

Восемнадцатая глава романа открывает перед читателями сцену разговора Евгения и Анны. Именно во время этой беседы, Базаров признается в чувствах любви к Одинцовой.

Казалось бы, ярый нигилист, который отвергал чувства и эмоции, который отказывался верить в любовные отношения, попался на крючок судьбы.

После своего признания, Евгений безумно злился. В одно время он обвинял в своей злобе Анну, он упрекал женщину в том, что она заставила его раскрыть свои чувства. С другой стороны, он был озлоблен на себя, ведь до этого момента, Евгений относил себя к сильным, твердым мужчинам, которые не ведутся на любовные интриги. Оказалось все наоборот. Теперь, его нигилистическая теория потерпела крах.

А что испытывала Одинцова? Она была в растерянности. С одной стороны, в ее мыслях все-таки закралась идея о влюбленности, о взаимных чувствах. Однако она быстро ее опровергла и решила, что спокойствие для нее важнее, чем очередная любовная интрижка.

Для того, что описать данный эпизод своего романа, автор использует большое разнообразие художественных приемов. Это диалог героев, а также их внутренняя беседа, это комментарии автора, которые уточняли необходимые детали разговора. Эпизод признания Базарова необычайно важен в тексте всего романа. Именно после этого, в душе Евгения начинает рушиться его непобедимая нигилистическая теория. Также, в данном эпизоде мы наблюдаем и за размышлениями Анны, которая просто боится любить. По мнению И.С. Тургенева, те люди, которые бояться любить, не смогут стать по-настоящему счастливыми.