Программа курса внеурочной деятельности "музыкальная гостиная". Встреча в музыкальной гостиной. Дети исполняют танец «Волшебство»

Музыкально-литературная гостиная «МУЗЫКА ЗИМЫ»

Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:
. учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
. совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
. развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.

Ход досуга.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова.
Дети заходят в зал и рассаживаются.
(слайд - зимний лес)

Добрый вечер, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Давайте попробуем ненадолго перенестись на 100 лет назад, в гостиную, где собирались русские дворяне, а музыка поможет нам в этом.
(слайд - старинная гостиная с роялем)

Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Да… тогда были гостиные домашнего музицирования. В любой, уважающей себя семье, в гостиной имелись гитара или рояль. А иногда и то, и другое.
После обеда кто-то брал в руки гитару или садился за рояль и зал наполнялся звуками. Позвольте подарить нашим слушателям романс «Я помню вальса звук прелестный…» композитора Листова.

Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный»,музыка и слова Н.Листова.

Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней.
Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…
- А что за музыка звучит сейчас?
Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского
Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Конечно, ребята, эта музыка вам хорошо знакома.
А вот какие замечательные строки выходили из- под пера поэтов, чтобы рассказать о зимней красоте, о её величии.
(слайд - иллюстрирующий текст отрывка Пушкина)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
(слайд - зимняя природа)
Ребята, мы с вами знаем и песни о зиме. Давайте споём одну из них.
Песня «Зимушка-зима», муз. З.Роот
Зима,… какая она?
Дети. Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.
Совершенно верно. Послушайте стих. о зиме.
Стих Н. А. Некрасова. «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Какие звуки можно услышать зимой?
Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
(слайд - летящие снежинки)

Верно. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку.
Константина Бальмонт «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Дорогие наши гости, сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?
Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его балета «Щелкунчик».
Чудесная музыка Чайковского из его балетов, альбома «Времена года» не может оставить равнодушными никого. А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»?
Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Зима».
Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди.
Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка?
Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная.
Сам Вивальди так написал об этой музыке:
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.

Зима дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.

Какое музыкальное произведение звучит сейчас?
Дети. «На тройке». П.И Чайковского.
Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.

Песня «Саночки», муз. А Филиппенко
(слайд зимнего вечера)

У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.
«Танец со свечами» муз. И.С. Баха «Ария из сюиты №3»
Мы сегодня с вами говорили о зиме, рассказывали стихи, пели песни, слушали музыку великих композиторов.Вот какая наша русская зима! Мы благодарим всех, кто посетил нашу музыкальную зимнюю гостиную, и предлагаем в завершении нашего вечера спеть замечательную современную песню композитора Е. Крылатова «Кабы не было зимы».
(слайд - зимние забавы)

Песня «Кабы не было зимы» муз. Е. Крылатова завершает музыкальный вечер.

Задачи:

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в детском саду, направленной на формирование основ музыкальной культуры у всех участников педагогического процесса.
Развивать творческий потенциал взрослых и детей.
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность взрослых и детей.
Способствовать гармонизации детско-взрослых отношений через организацию совместной деятельности и общения.

Ход мероприятия:

Под музыку выходит ведущая, в руках у нее букет из разноцветных нот.
Ведущая: (читает стихотворение И. Волобуевой)

Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.

Здравствуйте, большие и маленькие гости нашей музыкальной гостиной! Посмотрите, в руках у меня семь волшебных нот. Они сегодня расскажут нам очень много интересного о музыке. А вы знаете их названия?
Дети До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Дети читают стихи:

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!

Ведущая: Когда – то давно В.А. Сухомлинский написал, что «детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство». Его слова все также актуальны и в наше время.
Дети читают стихи:

Музыка – это не только лишь звук,
Музыка – это движенье,
И вылетает, как птица из рук
Нот беспокойных круженье.
***
Уносит музыка нас в прошлые века,
Ведь нам туда другой дороги нет,
Нас ждет чудес там много, а пока
Для всех звучит сегодня менуэт.

Дети исполняют танец «Менуэт»

Ведущая:

День встретишь веселою песней,
И вечером песню споешь –
Становится жизнь интересней
И мир – несказанно хорош.

Следующая нотка – песня. Я предлагаю всем гостям помочь ребятам исполнить песню «Улыбка» В.Шаинского.
Ведущая:

Союз прекрасный – музыка и дети!
Какое счастье слышать голоса,
Которых нет чудеснее на свете,
И видеть благодарные глаза.

А сейчас я предлагаю всем участникам поиграть в музыкальную викторину. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. За правильный ответ вы будете получать веселую нотку.

Вопросы музыкальной викторины:

1. Как называется профессия человека, который сочиняет музыку? (Композитор)
2. Какой танец прославил Вену на весь мир? (Венский вальс)
3. Какой предмет нужен исполнителю песни, чтобы его голос звучал громче? (Микрофон)
4. Какой музыкальный инструмент привязывали на русскую тройку? (Колокольчик)
5. Какое музыкальное произведение прославило Мендельсона? (Свадебный марш)
6. Какой самый большой музыкальный инструмент в мире? (Орган)
7. На каком музыкальном инструменте играют все малыши на свете? (Погремушки)
8. Как называется профессия человека, который исполняет разные песни?). (Певец)
9. Как называется самый известный русский народный инструмент? (Балалайка)
10. С какой птицей сравнивают певца с красивым голосом? (С соловьем)

Ведущая:

Много звуков чудесных в природе –
Соловей в тихой роще поет…
Но волшебные звуки мелодий,
Композитор для нас создает.

И следующая нотка это выступление мамы. Она нам исполнит нам произведение на гитаре. А кто знает слова песни, подпевайте.

Ведущая Помогая ходу истории,
Пробуждая совесть и честь,
Героические оратории
И симфонии в мире есть.
Но меж ними храня и милуя,
Беззаветно любя людей,
Существует улыбка милая –
Танец маленьких лебедей. (М. Алигер)

Дети исполняют «Танец маленьких лебедей»

Ведущая: У меня в руках следующая нотка. Всем малышам мамы поют на ночь колыбельные песни, давайте сегодня мы устроим конкурс среди мам на лучшее исполнение колыбельной песни.

Проводится конкурс «Колыбельная песня».

Победители и участники награждаются скрипичными ключиками.
Девочка читает стихотворение

Берёзовая роща – это арфа:
На ней играет набежавший ветер
Простую, незатейливую песню…
К дороге подошедший перелесок,
Как парень, растянул свою гармонь –
Широкую мелодию Руси!
А лес сосновый – золотой орган,
И музыка его почти что зрима:
Она взлетает вверх с движеньем кроны.
И вижу я в орешнике – рожок,
И слышу я в осине – балалайку,
И клён звенит,
Как бубен настоящий!
И я теперь совсем не удивляюсь,
Как много музыкальных инструментов
Подметил у природы человек…

Ведущая: Уважаемые гости, наши ребята тоже очень любят играть на музыкальных инструментах и сейчас они исполнят для вас
Ведущая. А вот и радужная, волшебная нотка.

Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто-голубая
Мне снилась музыка… Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.

(Владимир Лазарев)

Дети исполняют танец «Волшебство»

Ведущая: Известный русский педагог В.А. Сухомлинский считал, что музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта. Это воспитание человека». Поэтому так важно развивать у ребенка музыкальные способности с самого раннего детства, приобщать ребенка к волшебному, прекрасному и удивительному миру музыки. И сегодня я хочу закончит нашу встречу замечательным стихотворением Е.Винокурова:

Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.

Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитор Е.Дога, дети и взрослые танцуют, уходят домой.

Цель занятия: Приобщать родителей и детей старшего дошкольного возраста к музыкальному искусству путем активизации творчества и экспериментирования со звуками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель встречает детей и родителей у дверей музыкального зала.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые! Видите эту дверь, она не случайно похожа на букву «П». Сегодня мы отправимся в музыкальное Путешествие, где нас ждут Представления, Превращения, Приключения.

Двери в музыкальный зал торжественно распахиваются, звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, музыкальный руководитель предлагает всем присесть на заранее приготовленные места.

Музыкальный руководитель: Вот стоят два кресла, в одно сяду я, а в другом уже кто-то сидит. Познакомьтесь: это Гудоня, (воспитатель берет ростовую куклу и руководит ею, сидя в кресле) , вместе с ней мы совершим путешествие в музыкальный зал.

Как-то раз папа взял Гудоню в гости к Маэстро (музыкальный руководитель надевает цилиндр и галстук-бабочку). Маэстро был большим знатоком и любителем музыки и часто устраивал у себя дома музыкальные вечера. Ребята, вы ведь знаете, как люди слушают музыку? (Ответы.) Гудоня, а как ты слушаешь музыку?

Гудоня: Я люблю, когда громко и не очень длинно.

Музыкальный руководитель: Вот что, тебе необходимо поближе познакомиться с музыкой. Прошу!

Гаснет свет, зажигаются свечи. Звучит «Прощальная симфония» Й. Гайдна, отрывок финала.

Музыкальный руководитель:

  • Ребята, вы узнали эту музыку?
  • Кто сочинил ее?
  • Как вы узнали, что музыка прощается с вами?
  • Гудоня, а ты услышала, когда оркестр играл громко, когда тихо, когда музыканты играли все вместе, группами? Нет? Это потому, что ты был равнодушна к музыке.

Гудоня, и вы, дети и взрослые, закройте глаза и слушайте звуки за окном; в комнате, за стеной…

Дети и взрослые перечисляют, какие звуки они услышали.

Музыкальный руководитель:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки - шумовые... (Е. Королёва)

Гудоня: Шум, треск, шорох и шипение…но ведь это совсем не музыка!

Музыкальный руководитель: Правильно! Все это шумовые звуки. Давайте вспомним звуки природы! (Звучит коллаж из звуков природы).

Эти звуки от человека не зависят. Но про помощи разных приспособлений - шумовых инструментов - можно изобразить и различные звуки природы. Давайте попробуем озвучить стихотворение. Подойдите к этому (показывает) столу и выберите любой предмет.

Кто стучит за окном?
- Дождь идет по траве (щелчки по листам бумаги).
Кто шуршит за окном?
- Ветер в мокрой траве (шелестят фисташковыми бусами).
Кто журчит за окном?
- Ручейки, ручейки (дуют из соломинки в стакан с водой).
Что свистит за окном?
- Соловей у реки (свистулька).
Кто молчит за окном?
- Там никто не молчит:
Там лошадка спешит
И копытцем стучит (кастаньеты).
Вот коровка идет на лужок (колокольчик),
Вот пастуший я слышу рожок (блок-флейта),
Только я и молчу, всех послушать хочу. (Л. Кудрявская)

Музыкальный руководитель: Красиво у нас получилось. Теперь подойдем к следующему столу. На нем вы видите бумагу: тонкую и плотную. Возьмите любую и послушайте, как по-разному она шуршит. У нас получается «бумажная музыка».

Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш и дождь шуршит,
И мышь, шурша, в нору спешит,
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат. (А. Усачев)

А вот с металлическими звуками лучше познакомиться у этого стола. Это очень шумные особы, но и с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом:

Жил на свете старичок
Маленького роста.
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха (ложки-поварешки),
Да хе-хе-хе (миски),
Хи-хи-хи (кружки),
Да бух-бух (крышки от кастрюль),
Бу-бу-бу (ложки-поварешки),
Да бе-бе-бе (миски),
Динь динь (кружки),
Да трюх-трюх (крышки от кастрюль). (Д. Хармс)

Музыкальный руководитель: Вот мы и подошли к нашей маленькой музыкальной мастерской. Здесь вы, ребята, сможете смастерить своими руками шумовые инструменты. А нашим гостям я предлагаю рассмотреть стеклянные предметы, попробовать поиграть на них.

(Дети насыпают различную крупу (рис, горох, пшено) в боксы из-под киндер-сюрпризов, слушают звук. Закрепляют на баночках из-под йогурта банковскую резинку, как струну, регулируют высоту звука натяжением резинки. Взрослые наливают в стеклянные емкости воду, регулируют высоту звука, составляют звукоряд.)

Музыкальный руководитель: Какие инструменты мы мастерили сегодня? (Ответы.) Педагог предлагает взять шумовые инструменты домой и украсить их вместе с родителями.

А теперь нам пора возвращаться из путешествия в мир музыки. До новых встреч!

Дети и взрослые выходят из музыкального зала под музыку «Прощальной симфонии» Й. Гайдна.

Литература:

  • А. Кленов «Там, где музыка живет», Москва «Педагогика-пресс», 1994 г.
  • Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование» Москва, 2000 г.

Оксана Анатольевна увлекается пением и аранжировкой, а также созданием видео-дидактических пособий для дошкольников. Является лауреатом городского конкурса сценариев «Выпуск детей в школу» (г. Тюмень).

Управление Образования

Администрации Балашовского Муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида « Ласточка»

Музыкальная гостиная

«ЗИМУШКА-ЗИМА».

Подготовила Музыкальный руководитель : В.В. Бабичева.

Июнь 2012

Звучит музыка. «Декабрь» П. Чайковского из фортепианного

Цикла, «Времена года».

Дети входят, свободно располагаются в музыкальном зале.

М.Р. Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас вновь приветствовать в нашей уютной музыкальной гостиной, где нас снова ждёт встреча с музыкой и поэзией. Музыка! Так что же это такое? Это особая страна, и не каждому дано войти в её прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…

М.Р. И сегодня вас встретила музыка замечательного русского композитора

П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Времена года» - «Декабрь».

С этим названием мы уже знакомы. Давайте вспомним, почему он

Так называется? (Ответ детей).

М.Р. Правильно, дети!

Чайковский очень любил природу и изобразил звуками не только зиму,

Весну, осень, лето, но и каждый месяц в отдельности. Этот цикл назвал:

«Времена года».

Какие нежные, легкие, изящные снежинки в музыке, как плавно они

Кружились в воздухе. Понравилась вам музыка?

Давайте послушаем её ещё раз.

Звучит музыка. «Декабрь» П. Чайковского.

* Декабрь, какой месяц? (зимний)

* Какое настроение, какие чувства выражены в музыке?
Дети: Музыка радостная, легкая, танцевальная, волшебная, светлая,

Ласковая, солнечная.
М.р : Вот и к нам пришла зима.
На деревьях – бахрома,
Из окна не виден двор –
Все стекло покрыл узор.

И хотя зима уже заканчивается, мне хочется поговорить с вами о том, какое это прекрасное время года.

Многие поэты, художники и композиторы любили его за волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски. И сегодня мы послушаем музыку, рассмотрим картины художников.
Предлагаю начать нашу встречу с прекрасной песни о зиме.
Песня «Русская зима» (подг.гр)

М.р: Зима… какая она?

(Ответы детей: холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая,

Красивая, заботливая.)

М. Р: Какие звуки можно услышать зимой?

Дети: (скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги).

Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые

Любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки,

Катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.

Послушайте музыкальное произведение и подумайте, как оно называется.

Звучит пьеса «На тройке» П.Чайковского.

М.Р. Дети вы, наверно, узнали знакомую пьесу, которая прозвучала

Сейчас? Ответ детей.

М.Р. Правильно. Это «На тройке». Ноябрь П. Чайковского.

Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием… Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье .

Композитор передаёт ритм скачущей тройки. Мы как бы видим её сначала издали – музыка звучит тихо, затем тройка приближается – музыка становится громче, отчётливее слышится стук копыт. Затем постепенно тройка удаляется – музыка затихает, и вот тройки уже не видно совсем…

На каком инструменте была исполнена эта музыка?

Дети: На фортепиано.

М.Р. А теперь вам такое задание: Постарайтесь украсить пьесу звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.

Дети выбирают колокольчики, бубен, металлофон, ксилофон, деревянные ложки. Импровизируют под грамзапись.

М.Р. Оценивает игру.

Многие композиторы писали музыку о природе, но мы сегодня говорим о П.И. Чайковском. И это не случайно, так как его музыка понятна каждому человеку: Ведь Чайковский языком музыки рассказал о нашей русской природе, о нашей Родине.

А сейчас закройте глаза и послушайте внимательно пьесу П.И. Чайковского «Зимнее утро». Интересно, что каждый из вас увидит, благодаря этой музыке?

Звучит пьеса «Зимнее утро». П.И. Чайковский.

М.Р. Скажите, какая это музыка по характеру?

Какое настроение она создает?

Что вы представили, слушая музыку?

Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная, метельная.

Какая возникла картина?

Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного,

Холодного, неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно,

То встревожено.

М.Р. Верно. Когда мы слушаем пьесу, возникает картина ненастного зимнего утра: тёмного, метельного, холодного, неприветливого.

Какими музыкальными красками нарисовал Чайковский это утро?

А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Темп? (Встревоженный, быстрый, медленный)

Для чего? (что бы изобразить вьюгу).

Какие ещё краски могут передать темноту и холод зимнего утра?

(Низкий и средний регистр).

Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

М.Р. Дети, а сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое

точно передает картину этого зимнего утра?

стихотворение С.Есенин.

Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую Седые облака.

А по двору метелица Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. Воробышки игривые,

Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Озябли пташки малые,Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.

М. Р: Ребята, а знаете ли вы, что зимний пушистый снег – это бывшие снежинки, замерзшие сейчас на зимнем ветру. Снежинки легкие, воздушные,

Музыку их танца почти невозможно услышать, но ее можно придумать.
Сегодня мы с вами послушаем ещё одно музыкальное произведение

Композитора Петра Ильича Чайковского

«Вальс снежных хлопьев», из балета «Щелкунчик».
Ребята, а подскажите мне, к какому жанру относится вальс?

Правильно это танец.
Вальс – это плавный, красивый танец с кружащей мелодией и

Определённым ритмом. Само слово “вальс” происходит от

Слова “кружиться”. Итак, слушаем « Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

Слушание «Вальс снежных хлопьев». П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
Какая это музыка по характеру? О чём она вам рассказала?

Сказочная, волшебная, кружащаяся, полетная, изящная, воздушная, тревожная, волнующая.
(Ответ детей). Вы правильно поняли музыку. Мы как бы увидели заснеженный лес, услышали, как начинается буря: вот первые лёгкие снежинки кружатся в воздухе, ветер дует всё сильнее, сильнее и вдруг бросает нам в лицо пригоршню снега и тут же мчится прочь. И вот уже всё занесено белым пушистым снегом! Вьюга улеглась.

После бури всегда бывает затишье. И в эти минуты можно полюбоваться зимним пейзажем. (Предлагаются для рассматривания репродукции картин) Всё спокойно. Пушистое снежное одеяло покрыло всё вокруг, речка скована льдом. И только снежинки переливаются и блестят в лучах солнца.

Зимний лес искрится снежной белизною

И туман клубится над синею тропою.

Ёлочки-красавицы застыли на опушке,

А снежинкам нравится сверкать на их макушках.

Вам понравилась картина, нарисованная музыкой?

А как вы думаете музыку исполнял один музыкальный инструмент или много?
Вальс снежных хлопьев исполнял симфонический оркестр.

Какие инструменты симфонического оркестра вы знаете?
Показ иллюстрации симфонического оркестра.

Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой

Танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я девочкам предлагаю

На время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас

Придумает и исполнит свой танец, возьмите ленточки.

Повторное слушание фрагмента «Вальс снежных хлопьев»

С импровизацией девочек.

Медленно, медленно кружась, на землю опускаются снежинки.

Они легки и невесомы. Кружатся снежинки в лучах зимнего солнца.

И переливаются, сверкают и блестят как сказочные брильянты.

И вот уже весь лес покрыт легким белоснежным покрывалом.

И сейчас стихотворение «Снежинка» расскажет Немушкина Лиля.

Стихотворение «Снежинка».

Мы сегодня с вами говорили о зиме, рассказывали стихи, пели песню о зиме, слушали музыку великого русского композитора П.И. Чайковского.

Вот какая - красавица русская зима! Чтобы подольше её образ оставался в вашей памяти, постарайтесь дома нарисовать её яркую, нарядную, сверкающую или суровую. А можно нарисовать весёлую картинку зимних забав: игры со снегом, катание на санках, лыжах, коньках.

И принесёте нам покажите.

КАРТИНЫ. «Февральская лазурь». И.ГРАБАРЬ.

«ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА» К.ЮОН.

«ИНЕЙ». Н.КУЗНЕЦОВ.

Цель: 1. Прививать любовь к классической музыке, к творчеству

П.И.Чайковского, через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись).

2. Развивать музыкальные и творческие способности детей, умение

Использовать знакомые движения в импровизированном танце.

3. обогащать словарный запас музыкальными терминами;

4 .побуждать детей в пении выражать чувства, вызванные музыкой.

5. воспитывать у детей положительное отношение к природе

Посредством различных видов искусства.

6 . Закрепить знания о музыкальных жанрах и инструментах

Симфонического оркестра.