Смех как действующее лицо в комедии Н. «Смех - честное и благородное лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор


«Смех - честное и благородное лицо в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

  • Цели урока :
  • Научиться анализировать художественный текст.
  • 2. Посмотреть, какие нравственные уроки можем извлечь из этого произведения
  • Задачи урока:
  • Обобщить материал по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».
  • Выявить положительных и отрицательных героев пьесы.
  • Понять своеобразие гоголевского смеха.



  • « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».
  • Итак, давайте перелистаем страницы комедии и посмотрим, над чем посмеялся автор, в чем своеобразие гоголевского смеха, можно ли утверждать, что смех -положительное лицо комедии?

Замысел Гоголя








Заслуженный артист Росси Олег Ширшин (городничий), Александр Богданов (Хлестаков) Заслуженный артист РФ Сергей Галкин (Ляпкин-Тяпкин) Марина Любимова (Анна Андреевна)


Задание по группам.

  • 1.Что в рассказе Хлестакова является небылицей, а что правдой?
  • 2.Как меняется поведение чиновников во время рассказа Хлестакова о петербургской жизни?
  • 3. Действительно ли Хлестаков обладает «легкостью необыкновенной в мыслях»?
  • 4. Что помогает Хлестакову вознестись до фельдмаршала?
  • 5. Почему в ремарке употреблен глагол «шлепается», а не «падает»?
  • 6. Какую дают оценку чиновники Хлестакову?



Что говорил Гоголь о положительном герое комедии «Ревизор»?

Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех».


Урок по литературе в 8 классе

«Смех - честное и благородное лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Подготовила

Учитель Стороненко Н. В.

Г. Ростов-на-Дону

Цели урока для учителя:

    Развивать навыки и умения анализа художественного текста.

    Развивать творческие способности учащихся.

    Помочь учащимся извлечь нравственный урок.

Задачи урока для обучающихся:

Планируемые результаты:

Личностные:

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

Умение определять нравственные ценности комедии;

- умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценности для людей.

Метапредметные:

-Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

- Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей; умение самостоятельно организовать собственную деятельность в решении задач, поставленных на уроке; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать и использовать в своей деятельности.

- Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание; уважать чужое мнение; проявление взаимопомощи; умение работать в группах.

Предметные : умение анализировать произведение; владение литературоведческой терминологией, различными формами творческой работы.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование собственного отношения к произведению; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступки героев.

Осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

Формы работы на уроке : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока по форме : диалогический.

Тип урока по содержанию : поисково-исследовательский.

Оформление урока:

    Афиша, нарисованная обучающимися.

    Компьютерная установка (показ презентации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Ход урока.

Тема урока: «Смех - честное и благородное лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Ребята, выделите в названии темы ключевое слово.

- (Смех). Совершенно верно.

Попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.

Цели урока :

    Научиться анализировать художественный текст.

2. Посмотреть, какие нравственные уроки можем извлечь из этого произведения

Задачи урока:

    Обобщить материал по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

    Выявить положительных и отрицательных героев пьесы.

    Понять своеобразие гоголевского смеха.

Учитель: (слайд «Портрет Гоголя»)

Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как писатель сатирик. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображаться в героев своих озорных шуток. Ему прочили славу великого комика.

Судьба свела его с интереснейшими литераторами и художниками, и самым первым другом и вдохновителем для него стал А. С. Пушкин (слайд «Портрет Пушкина»).

Что мы знаем об истории создания комедии?

(Замысел комедии Гоголю подсказал Пушкин. Он рассказал ему «чисто

русский анекдот». В 1833 году в Нижнем Новгороде его приняли за

ревизора. А также рассказал и том, как один его знакомый выдавал себя в

Бессарабии за важного петербургского чиновника. Эта история так

привлекла Гоголя, что он сразу же зажегся мыслью написать «Ревизора». И в 1835 году комедия была написана.)

Слово учителя (слайд «Слова Гоголя») Когда Гоголь работал над комедией, он поставил перед собой цель: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».

И теперь, листая страницы комедии, посмотрим, над чем же посмеялся автор, в чем своеобразие гоголевского смеха, можно ли утверждать, что смех -положительное лицо комедии?

Работа над текстом.

слайд «Город»)

- Назовите место действия комедии.

(Провинциальный городок, от которого «хоть три года скачи, ни до какой границы не доедешь».)

Почему у города нет названия?

(В маленьком городке собраны типические черты общественного строя. Гоголь хотел показать, что те порядки, которые царят в городе, происходят повсеместно. Объект сатиры Гоголя – сама современная жизнь в ее комических уродливых проявлениях.

(слайд «К нам едет ревизор»)

Комедия начинается с фразы:

«К нам едет ревизор».

Откуда чиновники узнают о приезде ревизора?

(Из письма городничему).

Что смешного в этой сцене?

(Городничий спешит читать письмо. И это выглядит смешно. В письме уже звучит разоблачение городничего: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать, то, что плывет в руки…»

Какая же реакция на письмо у чиновников?

(Чиновники всполошились и пытаются найти причину этому. Явл.1 Лука Лукич: «Зачем же, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Явление 1. Аммос Фед. : «Я думаю, что здесь тонкая и большая политическая причина.

Россия хочет вести войну…»

Явление 2 . Почтмейстер: «А что, думаю, война с турками будет».

Какие указания дает городничий чиновникам?

Попечителю богоугод. заведений Артемию Фил. Землянике, – колпаки поменять,

лечить больных, написать историю болезни, устранить грязь, запах капусты.

Судье, Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяп. - в передней убрать гусей, охотничий арапник, заседателя- пьяницу.

Смотрителю учеб заведений , Луке Лукичу Хлопову - навести порядок среди

учителей.

Почтмейстеру, Ивану Кузьмичу Шпекину – не вскрывать и не читать чужие письма.

Над чем же смеется Гоголь с первых страниц?

(Над невежеством чиновником, нелепостью их суждений, которые сами себя обличают).

Уродливое правление чиновно-полицейских властей, их желание скрыть недостатки, страх за наказание вызывают у зрителей смех.

(слайд «Бобчинский и Добчинский»)

Гоголь усиливает комедийную ситуацию, показывая нам сцену сообщения новости о приезде ревизора Добчинским и Бобчинским (явл.3), а также распоряжения городничего (явл. 5.)

Как смеется Гоголь над помещиками и над городничим?

(Над Бобчинским и Добчинским смеется непринужденно, весело, озорно,

Они приняли за ревизора человека в партикулярном платье», который не платит за проживание и обеды, да еще он из Петербурга. Над городничим он скорее издевается, чем просто смеется, потому что за его волнением картина вопиющего состояния города. «Квартальный Пуговицын пусть стоит для благоустройства на мосту…разметать наскоро старый забор да поставить соломенную веху…». Характерна ремарка «надевает коробку вместо шляпы».)

Как называется веселый, беззлобный смех, насмешливое отношение к чему-либо?

Как называется обличающая ирония, высмеивающая отрицательные недостатки?

Значит, Гоголь смеется по-разному и выступает в комедии и как юморист, и как сатирик.

Назовите эпизоды в комедии, в которых звучит насмешка, непринужденный, веселый смех?

(Это сцена в трактире. Любовное объяснение Хлестакова Марье Антоновне).

(Слайд «В трактире»)

Чем же эта сцена смешна?

(Городничий и Хлестаков оба испытывают страх. Один боится тюрьмы, другой жалобы министру.

Итак, смех основан на недоразумении. Правда, сказанная Хлестаковым, принимается за ложь, а ложь – за правду. На ошибке основана комическая ситуация.

Слайд Любовное объяснение

(Очень смешон Хлестаков во время своих жарких объяснений в любви дочери городничего, потом ее матери, и снова дочери. Он уже сам не может понять, кто он такой: мелкий служащий, не получивший никаких высоких чинов и по сему отозванный отцом домой, или “ваше превосходительство”, управляющий департаментом, известный всем чиновникам в Петербурге человек. Не понимая, что ему грозит разоблачение, он продолжает врать дальше. Он признается в любви дочери и жене Городничего, причем объяснение происходит в одних и тех же выражениях, он даже просит руки Марьи Антоновны).

Какой эпизод в комедии можно назвать кульминационным?

(Д.3. явл.6 - сцену вранья, потому что особенно смешон Хлестаков) .

(слайд «Задание по группам»)

Задание по группам.

1.Что в рассказе Хлестакова является вымыслом, а что правдой?

2.Как меняется поведение чиновников во время рассказа Хлестакова о петербургской жизни?

3. Действительно ли Хлестаков обладает «легкостью необыкновенной в мыслях»?

4. Что помогает Хлестакову вознестись до фельдмаршала?

5. Почему в ремарке употреблен глагол «шлепается», а не «падает»?

6. Какую дают оценку чиновники Хлестакову?

Вывод : в этой сцене Гоголь совместил тонкий юмор и острую сатиру. Автор смеется не столько над тем, что «елистратишку» приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека.

(слайд «Нет ли у вас взаймы?»

Давайте обратимся к сцене взяток (действ. 4 явл.3-7)

Почему Гоголь показал именно всех чиновников, дающих взятки, а не ограничился, например, одним чиновником?

(Все чиновники ведут себя одинаково, все дают взятки, т.е. автор хотел подчеркнуть массовость таких явлений, как угодничество, взяточничество, подлость, доносы).

(Обличающий, сатирический, чтобы убедительнее, ярче обнажить общественные пороки, подчеркнуть всю масштабность взяточничества).

В какой сцене Хлестаков. выступает как настоящий ревизор: в сцене со взяткой у Добчинского и Бобчинского или в сцене появления жалоб на городничего?

(В появлении жалоб на купцов, слесарши с унтер-офицерской вдовой, т.к. настоящий ревизор и взятки берет, и отдает распоряжения, и грозится расправой («в Сибирь»)

Можно ли назвать сцену жалоб слесарши или унтер-офицерши смешной (сценка из действия 4 явл.11)? И смешны ли Анна Андреевна и Марья Антоновна?

(Женские образы не вызывают сочувствия, они смешны, невежественны, некультурны, они лишь дополняют представление о жителях уездного города в целом).

Чем заканчивается комедия?

(Чтением письма Тряпичкина, из которого узнают, что Хлестаков не ревизор. И как гром среди ясного неба звучат слова о приезде настоящего ревизора.

Немая сцена. (слайд «Немая сцена»)

Какое значение придавал Гоголь немой сцене?

(Очень важное значение, т.к. это итог, приговор подлости и лицемерию, но и надежда на торжество справедливости.

В этой сцене наряду со всеми героями незримо присутствует гоголевский смех как действующее лицо.

Вспомним тему урока.

«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех».

Можно ли смех назвать положительным героем и почему?

(Кроме смеха, в комедии нет положительных героев. Смех помог писателю выполнить высокую гражданскую цель: собрать все дурное и посмеяться над всем разом, потому что смех помогает увидеть недостатки.

Кто же является главным героем комедии?

(Конечно, смех.. В комедии он отражает высоту нравственной позиции писателя, его мечту о совершенной действительности. Смех –это то, что заставляет человека быть человеком).

«Ревизор» на сценах театров.

(слайд «Афиша» БДТ)

Актуальна ли комедия в наши дни?

(Да, потому что проблемы комедии, к сожалению, существуют и в нашем современном обществе.

Поэтому, комедия постоянно в центре внимания театров. В том числе и нашего театра им. Горького (слайд сцен из театральной постановки).

Слово заранее подготовленному обучающемуся.

Ростовский академический театр драмы им. М. Горького - один из старейших на юге России. Истинные почитатели ростовской драмы ведут летоисчисление с 4 июля 1863 года, когда спектаклем «Ревизор» Н. Гоголя, с участием М. Щепкина, начала своё существование первая постоянная труппа антрепренёра Ф. Надлера. Именно для неё было построено первое каменное здание, сразу ставшее архитектурной достопримечательностью страны.

Смешная и искромётная комедия. Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» - замечательная «комедия ошибок», жемчужина отечественного и мирового театрального репертуара.

«К нам едет ревизор!». Эта знаменитая фраза из не менее знаменитого гоголевского произведения вот уже несколько столетий служит ключевым моментом постановок «Ревизора».

Столь хорошо выписаны образы в этой действительно бессмертной для России комедии и столь же актуальна во все времена тема, что, казалось, играй – не хочу. Потому прямо из окружающей жизни можно «писать» персонажей, что, судя по всему, и делают актеры труппы, играющие чиновников. До чего приторным получился попечитель богоугодных заведений Земляника у Сергея Витченко! Пусть больные мрут, как мухи, зато колпаки у них чистые, и лекарь Христофор Иванович водку мнимому ревизору лихо подносит. Мрачен и открыто говорит о своих взятках судья Ляпкин-Тяпкин (заслуженный артист РФ Сергей Галкин ). Правда, и у него дрожат коленки, когда самому приходится купюры из сжатой руки доставать и «ревизору» всовывать да признаваться в выгодности своего промысла. Хорош в своей убогости и Лука Лукич Хлопов, деятель народного образования (Андрей Тихонов). А уж как суетлив (почта бы так у него работала!) почтмейстер Шпекин (Андрей Ребенков), любитель читать чужие письма.

Итог урока

    Понравилась ли комедия Гоголя «Ревизор»?

    Вы видели постановку комедии. Но если будет возможность, пойдете ли вы в театр еще раз?

    Понравилась ли игра ребят в сценках?

    Как вы можете охарактеризовать смех Гоголя? (мы увидели разный смех: комический, смешной, трагический, сатирический и даже грустный; смех как действующее лицо, своеобразный прием, необходимый писателю для решения задач.)

    Чему учит нас Гоголь? (не быть Хлестаковыми, городничими, вести достойную жизнь, бороться с недостатками).

Интерес к творчеству Гоголя не пройдет никогда.

Рефлексия.

Достигли ли мы целей и задач, поставленных в начале урока?

Что на уроке вам показалось наиболее удачным, а что вы бы изменили и сделали по-другому?

Поставьте отметки сами себе.

Выставление отметок.

Домашнее задание . Как будут развиваться события с приездом нового ревизора? (Представить свой сценарий продолжения пьесы).

Спасибо всем участникам урока.

Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».

Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по‑новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».

И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по‑русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские «для порядку» ставят всем подряд и так далее.

Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.

Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице…», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр» и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?… Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.

Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.

    • Имя чиновника Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо […]
    • В письме к Пушкину Гоголь обращается с просьбой, которую принято считать началом, исходной точкой «Ревизора»: «Сделайте милость, дайте какой‑нибудь сюжет смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта». И Пушкин рассказал Гоголю и об истории с литератором Свиньиным, и о происшествии, случившемся с ним самим, когда он отправился в Оренбург за материалами для «Истории […]
    • Период творчества Николая Васильевича Гоголя совпал с мрачной эпохой Николая I. После подавления восстания декабристов все инакомыслящие жестоко преследовались властями. Описывая действительность, Н. В. Гоголь создает гениальные, полные жизненных реалий литературные произведения. Темой его творчества становятся все слои российского общества - на примере нравов и бытописания маленького уездного городка. Гоголь писал, что в "Ревизоре" он наконец-то решился собрать в кучу все то дурное в Российском обществе, которое […]
    • Н. В. Гоголь не входит в топ-10 моих любимых писателей. Может быть, потому, что многое прочитано о нем как о личности, о человеке с недостатками характера, болячками, межличностными конфликтами многочисленными. Все эти биографические данные к творчеству не имеют никакого отношения, тем не менее, на личное мое восприятие они очень влияют. И все же следует Гоголю отдать должное. Его произведения - это классика. Они - будто скрижали Моисеевы, из камня цельного сотворены, письменами одарены и на веки вечные с […]
    • Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают […]
    • Комедия в пяти действиях самого величайшего сатирического автора России, безусловно, является знаковой для всей литературы. Закончил Николай Васильевич одно из своих величайших произведений в 1835 году. Гоголь сам говорил, что это первое его творение, написанное с определенной целью. Что же главного хотел донести автор? Да показать он хотел нашу страну без прикрас, все пороки и червоточины общественного строя России, которые и до сих пор характеризуют нашу Родину. "Ревизор" - бессмертное, безусловно, […]
    • Хлестаков – центральный герой комедии "Ревизор". Представитель молодежи своего времени, когда хотели быстрого роста карьеры, не прилагая для этого никаких усилий. Безделье породило то, что Хлестаков желал показать себя с другой, выигрышной, стороны. Такое самоутверждение становится болезненным. С одной стороны, он себя превозносит, с другой – ненавидит. Персонаж пытается подражать нравам столичных бюрократических верхов, подражает им. Его хвастовство иногда пугает окружающих. Кажется, что Хлестаков и сам начинает […]
    • Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
    • Хлестаков - центральная фигура комедии Гоголя "Ревизор". Герой этот - один из самых характерных в творчестве писателя. Благодаря ему появилось даже слово хлестаковщина, которое обозначает явление, порождённое российским бюрократическим строем. Чтобы понять, что такое хлестаковщина, нужно поближе познакомиться с героем. Хлестаков - это молодой человек, любитель погулять, промотавший деньги и поэтому постоянно в них нуждающийся. По воле случая он оказался в уездном городе, где его приняли за ревизора. Когда […]
    • К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
    • Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат грешный, литератор, […]
    • Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]
    • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя‑идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. Группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных Гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти […]
    • Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
    • Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30‑е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы. И все же комедия «Ревизор» ― это художественное […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение […]
    • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
    • Легендарная Запорожская Сечь - это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они - особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, - это лишь малая часть того, что нужно юноше. "Всё это дрянь, чем набивают […]
    • Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
  • “Смех – благородное лицо” в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”

    Разъясняя смысл “Ревизора”, Н. В. Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех”.
    Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: “Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху”.
    Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по-новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам “мошенников из мошенников обманывал”. Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: “Над собой смеетесь”.
    И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют “гуси с гусенками”, а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по-русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские “для порядку” ставят всем подряд и так далее.
    Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.
    Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: “Пусть каждый возьмет в руки по улице…”, или реплика “Вместо шляпы надевает бумажный футляр” и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: “Да какое вы имеет е право?… Я прямо к министру!” А уж как он “великолепен” в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.
    Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.

    (1 votes, average: 1.00 out of 5)

    1. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей...
    2. Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают...
    3. Сюжет комедии “Ревизор”, как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо...
    4. “Смех сквозь слезы” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” I. “Мертвые души” – это “история болезни, написанная мастерской рукой” (А. И. Герцен). II. “Мертвые души” – гениальная сатира на...
    5. Николай Васильевич Гоголь всем сердцем любил Россию и не мог оставаться в стороне, наблюдая, как она погрязла в болоте продажного чиновничества. Он создает два весьма значительных произведения, отображающих неблаговидную реальность...
    6. Появление комедии “Ревизор” в 1836 г. вызвало в обществе приподнятое, волнующее чувство. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня....
    7. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии:...
    8. Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действительное состояние страны. Одним...
    9. Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность...
    10. РЕВИЗОР Идейно-художественное своеобразие Комедии “Ревизор” Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы:...
    11. Я засмеялся сразу, когда только прочитал тему сочинения. И действительно, для чего смех может потребоваться человеку? Смешной вопрос! Смех – это же суть нашей жизни! Радость, счастье и свет, юмор...
    12. Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге (“Ревизор” Н. В. Гоголя)? Выполняя задание, опишите характер поведения Хлестакова с чиновниками, его желание извлечь максимальную выгоду из создавшейся ситуации. Вспомните...
    13. Единственной музой Александра Блока была его супруга Любовь Менделеева, брак с которой не сложился по ряду причин. Тем не менее, именно этой женщине поэт посвятил подавляющее большинство своих лирических стихов....
    14. ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Автор пересказов В. С. Санович Абэ Кобо Чужое лицо Роман-притча (1964) Исследователь, заведующий лабораторией в институте высокомолекулярной химии, во время эксперимента обжег себе лицо жидким кислородом, отчего все...
    15. Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”...
    16. Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика...
    17. Русская литература 1-й половины XIX века Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” “немой сценой”? Гениальная гоголевская комедия написана в Петербурге осенью 1835 года – зимой и весной 1836 года....
    18. Великий русский критик В. Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, “чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением жизни”. Именно таким писателем, потрясающим...
    19. В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,...
    20. 1835 год стал переломным в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Вместе с “Миргородом” создавалось первое из “Петербургских повестей”, которое считается Вершиной малой прозы Гоголя. “Портрет”, “Нос”, “Записки сумасшедшего” открывали новейшую реальность...
    21. Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя были предшественники. Этот смех зародился в комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в комедии Грибоедова “Горе от ума”. Над чем же...
    22. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления – восстания декабристов 1825 года. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятелями русской общественной...
    23. Русская литература 1-й половины XIX века Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Лирические отступления – высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображенным в произведении....
    24. Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, – срывает у тебя камер-юнкер или генерал. Н. В. Гоголь...
    25. КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее...
    26. Русская литература 1-й половины XIX века Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать...
    27. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире (анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) План I. Описание Ноздрева. II. Беседа Ноздрева с Чичиковым. III. Какие...
    28. Поэт В. В. Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру преимущественно как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его...
    “Смех – благородное лицо” в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”

    Введение

    Понимание смеха комедии в светском варианте

    Христианская суть смеха в «Ревизоре»

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Ревизор - одна из лучших русских комедий. Она всегда интересна и в чтении, и в театральной постановке. Любой человек, прочитавший эту комедию, задает один из самых главных вопросов: Над чем смеялся Н.В.Гоголь? Это мы попытаемся разобраться.
    Работу над комедией Н.В Гоголь начал в 1835 году. Считается, что этот сюжет был подсказан ему А.С.Пушкиным. Русский писатель Владимир Соллогуб в своих воспоминаниях говорил: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай в городе Сердобске (Пензенской области, а в 19 в. Саратовской губернии) – о каком-то приезжем господине, выдававшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей» .
    Во время работы над пьесой Гоголь хотел несколько раз бросить писать эту комедию, но Пушкин велел ему не прекращать работу над «Ревизором».
    В январе 1836 года Пушкин читал комедию у В.А Жуковского в присутствии большой группы литераторов, где были, в том числе А.С.Пушкин, П.А.Вяземский и многие другие. Пушкин и Жуковский были в полном восхищении, но многие не увидели за классической ширмой типичного сюжета «комедии ошибок» общественный фарс, в котором за уездным городом обозначена вся Россия.
    Сам Н.В Гоголь отзывался о своем произведении: «В Ревизоре я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.
    Сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как В.А Жуковский лично убедил императора, «что в комедии нет ничего неблагонадежного, это только веселая насмешка над плохими провинциальными чиновниками». И 19 апреля 1836 года прошла первая постановка комедии в Петербургском Александрийском театре. Император сам лично смотрел этот спектакль, он аплодировал и после спектакля он смеялся: « Ну, пьеска! Всем досталось, а больше всего мне!»
    Комедия оказала значительное влияние на русскую литературу в целом и драматургию в частности. Современники отмечали ее новаторский стиль, глубину обобщения и выпуклость образов.
    Первый классический критический разбор «Ревизора» принадлежит В.Г Белинскому и был опубликован в 1840 году. Белинский отметил преемственность сатиры Гоголя, берущей свое творческое начало в произведениях Фонвизина и Мольера. Городничий и Хлестаков это лишь живое воплощение морального разложения российского общества в целом.
    Фразы в комедии стали крылатыми, а имена героев нарицательными в русском языке.
    Комедия «Ревизор» остается ключевым произведением русской литературы 19 века и является обязательным для изучения в школе.

    Понимание смеха комедии в светском варианте
    В «Ревизоре» автор изобразил уездный типичный для России того времени уездный город, порядки и законы, которые устанавливались там чиновниками. Эти «государевы слуги» должны были обустраивать город, улучшать жизнь, облегчать существование его гражданам. Но мы видим, что чиновники стремятся улучшить жизнь лишь себе, полностью забывая о своих должностных обязанностях.
    Во главе уездного города стоит Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он считает себя вправе делать все что угодно - это брать взятки, воровать из казны деньги и так далее. В результате город оказывается грязен и нищ, здесь творится беспорядок. Недаром городничий боится, что когда приедет ревизор, то на него понесут доносы: «О лукавый народ! А так, мошенники, я думаю, там уж просьбы из-под полы готовят» .
    Гоголь отмечает, что городничий неглупый по-своему человек. Он начал карьеру с самых низов, добился своего положения собственными силами. В связи с этим мы понимаем, что Антон Антонович-дитя той «коррупционной системы», которая сложилась в Российской империи.
    Так, в городничем мы видим властного лицемера, твердо знающего, в чем его выгода. Ляпкин-Тяпкин представляет собой философа-брюзгу, любящего продемонстрировать свою ученость, но выставляющего на показ только свой ленивый, неповоротливый ум. Земляника-это «наушник» и льстец, прикрывающий свои «грехи», чужими «грешками». Почтмейстер Шпекин – любитель подглядывать в «замочную скважину».
    Таким образом, в комедии Н.В Гоголя «Ревизор» перед нами предстает портрет российского чиновничества. Мы видим, что это люди призванные для Отечества быть опорой, а на самом деле являются разрушителями и уничтожителями. Они думают лишь только о себе, о собственном благе, забывая при этом обо всех нравственных и моральных законах.
    Писатель показывает, что чиновники-жертвы той страшной коррупционной системы, которая сложилась в России. Они не замечают, что теряют не только свою профессиональную квалификацию, но и человеческий облик. Они превращаются в монстров, в рабов коррупционной системы.
    Как же случилось, что все эти чиновники, все эти воры в вицмундирах приняли заезжего прощелыгу, за «важную персону» из Петербурга? И недалекие чиновники, и умный, бывалый городничий легко поверили в то, что человек, который давно живет в гостинице и ничего не платит, ревизор. Действительно, кем же еще может быть тот, кому дозволено получать и не платить?
    Гоголь смеется, а иногда даже издевается над своими героями. Он делает это с помощью кратких характеристик персонажей комедии в авторских замечаниях «для господ артистов». Свою роль играют и их «говорящие» фамилии: Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, Хлестаков, Хлопов. В пьесе нет главного героя. А, может быть, этот главный герой - смех?
    До сих пор по-разному произносятся в театрах знаменитые слова городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Со времен Гоголя они звучали как пощечина всем.
    Немая сцена в финале пьесы выглядит, как приговор Гоголя всему чиновничьему царству взяточничества и неправды.

    Христианская суть смеха в «Ревизоре»
    Как известно Гоголь после постановки комедии был раздосадован и потрясен. Он не того результата ожидал от постановки комедии. Он уповал, что как по словам пророка Ионы, град Ниневия отвратится от неправедности, так и пошлость российская рассеется, если поставить перед ней правдивое зеркало пророческого обличения ее. Ни один русский писатель не имел столь несоразмерных его возможностям притязаний - ни одному и не выпало столь жестоко разочароваться. Что перед всем этим какой-то необыденный художественный успех?
    Все непонятное, непостижимое, трезвый в ограниченности рассудок спешит объявить безумием. Может и сами притязания Гоголя ненормальны? Они вне нормы опошлившегося мира, они нереальны в апостасийности бытия. Но писатель стремился к «нереальной реальности».
    За полтора века пребывания «Ревизора» в русской литературе - чего только не обнаружили в нем критики, исследователи: и выдающиеся художественные достоинства, вплоть до тончайших подробностей, и социальную критику политические разоблачения и нравственные обличения - и все справедливо. Только пророческого слова против отступления от Бога человека не хотели слышать, даже автору не поверили, когда он хотел объясниться.
    Смех Гоголя- это контраст между тем, что говорит герой и как он говорит. Например, в первом действии Бобчинский и Добчинский спорят, кому первым говорить новость. Эта сцена не должна только смешить. Для них очень важно, кто именно расскажет. Вся их жизнь заключается в распространении сплетен и слухов. И вдруг им досталась одна новость. Это трагедия. Они спорят из-за дела. Бобчинскому надо все рассказать, ничего не упустить, иначе Добчинский будет дополнять.
    Почему же Н.В Гоголь все-таки недоволен премьерой? Главная причина ставилась не рассмешить публику, а в том, что при карикатурной манере игры актеров сидящие в зале воспринимали без применения к себе, так как персонажи были смешны. Замысел Гоголя был рассчитан на противоположное восприятие: Дать зрителю почувствовать, что город, обозначенный в комедии, существует в том или ином месте России, а страсти и пороки чиновников есть в душе каждого из нас. В «Развязке Ревизора» и в комментариях к пьесе «Театральный разъезд», где актеры и зрители обсуждают комедию, автор стремится разрушить невидимую стену, разделяющую сцену и зрительный зал.
    Про эпиграф, появившийся в конце 1842 года можно сказать, что он усиливает внутренний смысл «Ревизора», что эта народная пословица разумеет под зеркалом само Евангелие, о чем современники автора, приверженные к Православию, прекрасно знали и могли подкрепить к эпиграфу, например басню Крылова «Обезьяна и зеркало»
    Представление Евангелия как зеркало существует давно в православном сознании. Один из любимых писателей Н.В.Гоголя святитель Тихон Задонский говорит: «Христиане! Что сынам века сего зеркало, тое да будет нам Евангелие непорочное житие Христово. Они посматривают в зеркало, и исправляют тело свое и пороки на лице очищают. Предложим убо и мы пред душевными нашими очами чистое сие зеркало и посмотрим в тое: сообразно ли наше житие, житию Христову?»
    Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» писал о тех, кто не читал Евангелие: «Чисты ли вы, святы ли и совершенны, не читая Евангелия, и вам не надо смотреть в это зерцало? Или вы очень безобразны душевно и боитесь вашего безобразия?
    У Гоголя в выписках из святых отцов можно найти такую запись: «Те которые хотят очистить и убелить лице свое, обыкновенно смотрятся в зеркало. Христианин! Твое зеркало суть Господни заповеди, если положишь их пред собою и будешь смотреться в них пристально, то они откроют тебе все пятна, всю черноту, все безобразие души твоей».
    К этому образу Гоголь обращается и в своих письмах. Это можно увидеть в письмах к М.П Погодину и к А.О Смирновой.
    Как известно, христианин будет держать ответ на Страшном суде по Евангельскому закону. В «Развязке» Гоголь вкладывает Главному комическому актеру в уста мысль, что в день Страшного суда мы будем с «кривыми рожами» .
    Сам Гоголь был глубоко верующим, православным человеком, он никогда не расставался с Евангелием.
    Невозможно, конечно создать какое-то «зеркало» подобное евангельскому образу. Но как всякий христианин обязан жить по Заповедям и подражать Христу, так и Гоголь-драматург в меру своего таланта устраивает на сцене свое зеркало. Обезьяной из басни Крылова мог оказаться любой из зрителей. Но получилось так, что зритель увидел не себя, а «кумушек» пять-шесть. О том же писатель говорил в «Мертвых душах», что вы посмеетесь над Чичиковым, но кто-то из вас, полный из вас христианского смирения, задастся вопросом: «А нет ли и во мне какой-нибудь части этого Чичикова?»
    В комедии Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что они перестали замечать. Самое главное, что они привыкли к беспечности в духовной жизни. Зрители смеются над героями, духовно погибающими. Обратимся к таким примерам.
    Городничий считал, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это так все Богом устроено. Ляпкин-Тяпкин возражал: «Грешки - грешкам рознь. Я говорю вам открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».
    Судья уверен, что взятки борзыми щенками и за взятки можно не считать, «а вот если шуба стоит пятьсот рублей». Тут Городничий, поняв намек, говорит: « За то вы в Бога не веруете, в церковь не ходите, а я в вере тверд и каждое воскресенье в церкви бываю»…
    Городничий полагает, что он тверд в вере, чем искренне он так говорит, тем смешнее получается. Когда он идет к Хлестакову, то он говорит подчиненным, что если спросят, почему не выстроена церковь при богоугодном заведении, то скажите, что она сгорела.
    Можно сказать, что Городничий хоть и верит в Бога, ходит на воскресные богослужения, говорит, что грешен, но его глубоко верующим назвать даже нельзя, так как он поступает не по-христиански. Его можно сравнить с фарисеями, которые только внешне веруют в Бога, так и Городничий только делает вид что он верующий, а на самом деле лицемер.
    При появлении Хлестакова все чиновничество перешло из простодушия, вольнодумства, привычного делания всякой неправды в приступ страха, присущего преступникам, ожидающим сурового возмездия. Даже тот самый Ляпкин-Тяпкин говорит про себя: «Господи Боже! Не знаю, где сижу, точно горячие угли под тобою». А Городничий с испугу просит о помиловании, прикидываясь бедным.
    Гоголь остался недоволен тем, как играли Хлестакова. Хлестаков - он фантазер. Он знает, что говорит и что скажет в следующий миг. Словно за него кто-то говорит некто сидящий в нем, искушающий всех героев пьесы. Не есть ли он самый царь лжи? Кажется Гоголь, именно это имел в виду. Он хотел изобразить Хлестакова в образе дьявола-искусителя. Герои пьесы в ответ на искушения сами раскрываются в своей греховности.
    Хлестаков, искушаемый дьяволом, сам приобретает черты беса. Гоголь в одном из своих писем говорил: «Хвалился черт всем миром овладеть, а Бог ему и над свиньей не дал власти». И как раз здесь и описывается Иван Александрович Хлестаков.
    Герои пьесы все больше ощущают чувство страха, о чем свидетельствуют авторские ремарки. Страх этот распространился и на зал. Ведь в зале сидели даже те, кто боялся ревизоров настоящих - слуг государевых. Гоголь, зная все это, призывал их к Страху Божиему, к очищению совести, которой не будет страшен никакой ревизор. Чиновники, ослепленные от страха, не могут увидеть настоящего лица Хлестакова. Они смотрят себе под ноги, а не в небо.
    Главная мысль Ревизора-мысль о духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Писатель, недовольный тем, как ставится «Ревизор» на сцене, решил эту идею раскрыть в «Развязке Ревизора».
    Здесь идет уже тема о Страшном суде. И теперь становится понятной заключительная сцена «Ревизора». Она и является символической картиной «Страшного суда». Появление жандарма, извещающего о прибытии настоящего ревизора, производит ошеломляющее действие на героев пьесы.
    Гоголь придавал большое значение этой «немой сцене» Продолжительность он определяет в полтора-двух минутах «окаменения героев». Каждый из персонажей показывает, что он уже ничего изменить не может, так он находится перед Судией. По замыслу Гоголя должна наступить всеобщая тишина всеобщего размышления.
    «Развязка» не придавала нового значения «немой сцене», но лишь разъясняла ее смысл. В Петербургских записках у Гоголя есть такие строки, предваряющие «Развязку»: «Спокоен и грозен Великий пост. Кажется, слышен голос: «Стой христианин, оглянись на жизнь свою».
    Между тем гоголевское намерение не предполагало того, чтобы сделать из «живых людей» некую художественную аллегорию. Автор только обнажил главную мысль комедии, без которой она выглядит как обличение нравов.
    Во второй редакции окончания «Развязки Ревизора» Гоголь разъясняет свою мысль. Здесь первый комический актер отвечает авторскому замыслу: « Автор если бы даже имел эту мысль, то в том случае поступил бы дурно, если бы ее обнаружил ясно… Мы, слава Богу, не дети. Я подумал о том, какое нравоученье могу вывести для самого себя, и напал на то, которое вам теперь рассказал».
    На вопросы окружающих, почему он один вывел нравоучение, этот герой отвечает: « Почему это вы считаете, что нравоученье вывел один я? И почему вы считаете его отдаленным? Я думаю напротив, ближе всего к нам собственная наша душа. Я имел тогда в уме душу свою, думал о себе самом, вот и вывел такое нравоученье.
    Нельзя не заметить, что эти размышления главного действующего лица «Развязки» не только не противоречат содержанию «Ревизора», но в точности соответствуют ему. Более того, высказанные мысли ограниченны для всего творчества Гоголя.
    Идея Страшного суда должна была получить развитие и в «Мертвых душах» Так как она вытекает из содержания поэмы. Один из набросков прямо рисует картину Страшного суда. Там автор также показывает греховность помещиков.
    И тоже пытается вывести их на чистую воду.

    Заключение
    В общем, христианское понимание смеха в комедии «Ревизор» разъясняется в том, что здесь высмеивается греховность чиновников, их лицемерие, эгоизм.
    Главная тема - Страшный суд, где как раз показывается в финале комедии в «немой сцене». Вообще Гоголь призывает читателей не только в Ревизоре, но и в других произведениях задуматься о Страшном суде. Как сказано в Евангелие от Матфея в 3 главе: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Также и сам Бог хочет, чтобы люди спаслись.
    Хочется сказать, что это тема пронизывает все творчество Н.В.Гоголя, соответствующее его духовной жизни, его стремлению к монашеству. Монах и есть тот самый человек, удалившийся от мира и готовый дать ответ на Страшном суде. Гоголя даже можно назвать как бы мирским монахом, так как он жил, подражая иночеству, у него не было семьи, не было постоянного места жительства. Он в своих произведениях показывает, что не человек плох, а плох в нем сидящий грех. Это также утверждало и православное монашество. Гоголь верил в силу художественного слова, могущего указать путь к нравственному возрождению. С этой верой он и создал «Ревизор».

    1 В. В. Гиппиус, «Литературное общение Гоголя с Пушкиным». Ученые записки Пермского государственного университета, отдел общественных наук, вып. 2, 1931, стр. 63-77
    2 Н.В Гоголь «Авторская исповедь»
    3 Н.В.Гоголь «Ревизор»
    4Книга Ионы 3,1-10
    5 В.А.Воропаев «Над чем смеялся Гоголь»
    6 Там же
    7 Гоголь «Развязка Ревизора»
    8 Там же
    9 1-еК Тимофею послание Апостола Павла

    Список литературы
    1.Книга Ионы 3, 1-10
    2. Евангелие от Матфея 3, 1-12
    3. 1 к Тимофею посланник Апостола Павла
    4. В.В Гиппиус «Литературное общение Гоголя с Пушкиным»
    5. Н.В Гоголь «Авторская исповедь»
    6.Н.В Гоголь «Ревизор»
    7.Н.В.Гоголь «Развязка Ревизора»
    8. В.А Воропаев « Над чем смеялся Гоголь»