Украинские сёла массово пустеют и вымирают. Как выглядит украинское село

В этом селе живет всего 1600 человек. Радивиловский район Ровенской области. До ближайшего города (Дубно) 38 километров.

Село довольно обычное, хотя и с трагичной историей - в 1651 году поляки полностью вырезали местных жителей. Перед Берестецкой битвой отряд Вишневецкого зашел сюда, после чего в живых остались 4 человека, а все дома были разрушены. Впрочем, для этих мест вполне обычная история, именно здесь поляки особенно ожесточенно геноцидили мирное население, пытаясь подавить восстание.

Это к вопросу о геноцидах на Волыни, которые так любят вспоминать в Польше.

Но вернемся к селу и к тому, как здесь и сейчас живут люди.

У них есть газ, интернет, банк, школа искусств, несколько магазинов, две аптеки, отделение "Новой почты" и другие приятные мелочи. И это не райцентр.

2. Сельрада.

3. Перед ней площадь со сценой.

4. Магазин и полноценное отделение банка.

5. Аптека и "Новая почта".

6. Еще одна аптека.

7. Один из нескольких продуктовых магазинов.

9. Более современный "мини-маркет":

10. Внутри.

11. Сельский торговый центр - строительные материалы, семена, рыболовные товары, секонд хэнд.

12. Напротив сквер и школа искусств.

13. Надпись слева гласит, что здание отреставрировано селянами при содействии райадминистрации. На практике это означает, что местные выполнили все работы, а затем им заплатили из местного бюджета. Это обычная практика, в соседнем селе местные на своей улице проложили дорогу, бросили бетонные плиты - а затем пришли в сельраду, где им компенсировали все расходы, включая горючее, и заплатили за труд. Как-то так это все работает, потому что люди друг друга знают и могут влиять на власть.

14. А это памятник советским солдатам. Я не раз уже писал, что самые жалкие памятники советским солдатам видел на Донбассе еще до войны - они разрушались от времени и зарастали травой. На Западной Украине картина совершенно другая, все памятники подкрашены и находятся в отличном состоянии (иногда звезды заменяют на кресты). К Ленину это не относится - его нигде не встречал. Порой рядом с памятником красноармейцам ставят памятник воинам УПА, как по ссылке - http://pauluskp.com/news/4adc89871 .

15.

16. Рядом лавочки и урны.

17. Видимо, бывшая доска почета.

Сельские храмы на Западной Украине - это отдельная песня. Но местный храм даже на их фоне выделяется.

18.

19. Ворота.

20. Построен в 1933 году.

21. В руках у ангелов колосья.

22. И какое-то растение, которое я идентифицировать не смог.

23.

24. Каменный крест в память о погибших от рук поляков.

25. Такие деревянные кресты стоят повсюду у храмов и на перекрестках. Обязательные копья, молоток, клещи и лестница, напоминающие о подробностях распятия.

26. Всё продумано. На Бога надейся, а сам не плошай.

27. Даже подсветка есть.

28. Религия здесь на одном из первых мест. Сам видел как в переполненном автобусе старухи бросились уступать место молодому попу, у которого сломалась машина. К чести попа, он отказался садиться, но сама ситуация показательна.

29. Идем дальше. На Волыни селяне активно используют лошадей, так как это очень удобный и универсальный транспорт. К примеру, когда зимой заносит дороги между селами, доехать можно только на лошади. Поэтому наличие во дворе машины не означает, что там же не будет лошади.

30. Естественно, популярны и велосипеды.

31. Дорога, отходящая от главной.

32. Парикмахерская и ритуальные услуги.

33. Еще один магазин и что-то вроде кафе.

34. Кафе-бар.

35. Небольшой продуктовый магазинчик, а рядом дом владельца.

36. Местные строят не такие большие дома как на Закарпатье, где хозяева соревнуются в размерах, но большая часть комнат при этом пустует. На Волыни более практичны.

37.

38.

39.

40. Старый заброшенный дом, ему точно более ста лет.

41.

42.

43.

44. Еще один старый дом, деревянный.

45. Гнезда аистов повсюду. Если и не на каждом шагу, но встречаются точно чаще, чем бродячие собаки в городах.

46.

47. Крест у дороги. С неизменными элементами дохристианских верований.

48. Еще один.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59. Еще один магазинчик и дом владельца.

60.

61. Рядом лес. В этих лесах местные прятались от коммунистов, выстраивая в чаще целые временные хутора. Не все они были повстанцами УПА, большинство просто спасалось от репрессий и ссылки в Сибирь. Сосланы были многие. Это я передаю то, что местные рассказывают о своих бабушках и дедушках.

И о какой рассказывают писатели. Если хочешь узнать о том, как на самом деле жили, к примеру, викинги, тебе не стоит смотреть современные сериалы или читать романы скандинавских авторов.

Даже с виду приличные и невинные жители украинских сел, жившие в XVIII–XIX веках , какими их представляют поэты и писатели тех времен, во главе с Тарасом Шевченко , были теми еще проказниками и весьма искушенными в любовных делах людьми.

Реальное отношение между полами нам описывает Марк Грушевский , брат известного государственного деятеля Михаила Грушевского . Как утверждает автор, несмотря на религиозность и целомудренность украинского общества тех времен, молодежь была раскрепощенной в любовных вопросах.

Половым воспитанием подростков родители не занимались, поэтому им всему приходилось учиться самому, наблюдая за животными, прислушиваясь к инстинктам и смущая вопросами старших сестер и братьев.

Мальчишки-пастушки с детства коротали дни и ночи занимаясь рукоблудием. Порою это делали вместе, называлось это «делать пиво ».

Следующим этапом познания своего тела и общения с представителями другого пола было «секеляние ». Оно заключалось в оголении и трении друг о друга. Этим занимались даже дети, причем не стесняясь старших. Подростки предпочитали уединяться. Девочки терлись о девочек, мальчики о девочек, порою менялись.

Один дед с Киевщины рассказал Марку байку о секелянии. Когда он был еще безбородым юношей, то переоделся девушкой и устроился к пану горничной. Дочери пана регулярно терлись друг о друга и приглашали «девушку» присоединиться к ним.

Ничего не подозревавший пан был не против таких забав, пока юноша не обрюхатил его дочерей.

Родители боролись за сохранение дочерьми невинности, поэтому часто запрещали девушкам уходить на прогулки с парнями. Днем они были на виду, а ночью оставались в родительском доме.

Впрочем, всё-таки наступало время, когда юноши и девушки получали первый интимный опыт. Они собирались на вечерницы , которые начинались после жатвы и заканчивались с Великим постом . Подростки, которых не пускали на такие вечеринки, обычно становились объектом насмешек .

На вечерницы обычно собирались у кого-то в хате. Девушки приносили еду и свечи, парни отвечали за музыку, алкоголь и чтобы было достаточно соломы. Это было что-то вроде советских квартирников или современных вписок .

Молодежь веселилась, пила и танцевала. Парни через друзей узнавали, согласны ли девушки ночевать с ними. Если молодая была не против, то отвечала: «Мокро », если же была против, то: «Сухо ».

Ночью молодежь начинала «притулы » - объятия, ласки, поцелуи. На очередной вечернице девушка спала с парубком. Парни частенько просили «намочить кончик » - слегка засунуть половой орган, не повредив плевы. Иногда доходило до полноценного акта, но с «высмыкиванием ».

Однако молодежь была неопытной, поэтому девушки часто теряли девственность и даже беременели.

На Гуцульщине были свои традиции заигрывания и приобретения первого интимного опыта. Обычно девушки собирались чтобы вместе прячь, болтать и петь песни. В это время к ним приходили юноши и начинали всячески задевать.

Игра начиналась с невинного запутывания пряжи и смешков, но постепенно переходила к тому, что парень валил девушку на пол и пытался снять с ее пальца колечко. Апогеем такого развлечения считалось задирание сорочки у девушки, дабы оголить ее тело.

Любовные игры в украинских селах стали отмирать с приходом Советской власти. Большевики пропагандировали интимные отношения сугубо в рамках семьи. Вторая мировая война и вовсе изменила отношение населения к интиму, оставив такие молодежные забавы в прошлом.

Современная цензура и табуирование интимных отношений восходит корнями к библейским запретам и нормам христианской морали. Стоит ли возвращать былую практику или же она развратит молодежь? Делись своими мыслями в комментариях и ссылкой на статью с друзьями.

Если вбить в поисковике запрос на тему украинских сёл, поисковик выдаст противоречивый результат. С одной стороны предложит посмотреть репортажи и видеосюжеты, на которых будут красивые современные, или же старые но хорошо отреставрированные дома, ухоженные улицы, картина, в общем, радующая глаз любого городского обывателя мечтающего о своём персональном ранчо на 10 сотках, с другой – данные официальной статистики, согласно которой, с карты Украины за время её независимости исчезло более 600 населенных пунктов сельского типа с тенденцией ежегодного исчезновения в среднем еще 20 сёл и посёлков.

Данное противоречие легко объяснимо – сюжеты с красивыми домиками сняты преимущественно на Западной Украине, разруха и уныние – преимущественно восточная и центральная её части. К слову, факты регистрации новых населенных пунктов, посёлков, бывают, но опять таки – на Западной Украине.

Еще задолго до войны, в 2008 году у меня был небольшой вояж по Сумской области. Даже в крупных, по тамошним меркам, сёлах меня мучил один- единственный вопрос – как вообще тут люди то живут, вернее выживают? Сейчас, по прошествии лет, вспоминаю и думаю – ведь я там был еще не в самые плохие времена, а как же там сейчас?

Выживаем как можем, кормят нас куры, огороды, своё хозяйство. Оставлены, брошены на произвол судьбы, просить о чём-то здесь можем только Бога. Пенсия маленькая, едва хватает на лекарства, а сейчас еще и медпункт закроют, и всё. В райцентр не наездишься, да и что там скажут – бабушка, чего вы к нам приехали, нам помочь нечем, идите домой умирать…

Официальная статистика вымирания сёл необъективна, считают социологи. На Украине полно сёл, существующих только на бумаге, в которых в реальности давно уже никто не живёт. И если государство отважится почистить реестры, то с карты Украины официально исчезнет еще несколько тысяч сёл и посёлков. Множество населенных пунктов существуют лишь формально, когда на всё село проживает 10-15 человек, оставшихся там стариков.

«Когда-то здесь было хорошее село – Александровка, - тычет водитель старого грузовика пальцем то ли в небо, то ли в сторону пустыря (в зависимости от положения грузовика, то проваливающегося в яму, то наклоняющегося на правый бок). – Но старики в большинстве своем умерли, а молодежь подалась в города – искать лучшей судьбы. Сейчас в этой Александровке живут две бабушки да двое их великовозрастных племянников, пьющих все спиртосодержащее», - из интервью владельца автолавки, развозившей продукты первой необходимости по нескольким сёлам Сумской области. Интервью то было еще в 2010 году.

Я неоднократно слышал мнение самих селян о том, что вымирание сёл выгодно государству и олигархам- агропромышленникам. Мол, вот мы умрём, села не будет, государство без проблем передаст сельские земли крупным фермерам. Только в большинстве случаев, никто никому ничего не передаёт, на месте вымерших сёл со временем просто образуются пустоши с покосившимися остатками цивилизации, напоминавшими о том, что здесь когда-то жили люди. Природа берет своё, деревья прорастают сквозь крыши домов.

Одно из древнейших сёл Черниговской области, Хаиха, заброшено с 2013 года. Во всяком случае об этом говорили в соседней Парафиновке, хотя по другим данным село было заброшено еще в 2007 году, но до сих пор оно в реестрах числится действующим населенным пунктом. И таких, существующих лишь в реестрах сёл на Украине – тысячи. Хаиха была основана в 1500 году. В селе Барановке, той же Черниговской области, был прописан всего один человек по состоянию на 2014 год, а от соседнего села Лозовое вообще остался один только колодец.

Самое целое здание в Барановке - здание магазина, в нем навсегда застыли 90-е. На полу лежат этикетки еще с названиями товаров советских времен, ранние украинские ценники в «карбованцах» с астрономическими суммами: сигареты без фильтра «Ватра» стоили 9000 карбованцев, конфеты - 158 000 за кг., хлеб – 18 000 карбованцев, коробка спичек – 3000 карбованцев.

В 1993 году рост цен на Украине достиг 10 000% в год.

До госпереворота 2014 года село на Украине вымирало, можно сказать – плавно, и даже были какие-то надежды, что ситуацию можно исправить, провести территориальную реформу, поддержать малый бизнес, работающий в сельской местности, поддержать социальный сектор. Но «реформы», проведенные по требованиям МВФ, не оставили украинским сёлам, отдалённым от более-менее крупных городов, ни единого шанса на выживание. Геноцид села, говорят люди, но о нем ни слова не скажет украинская пресса. Тихая, но очень масштабная зачистка территории.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

В этом вашем интернете регулярно появляются посты о российских сёлах и посёлках, оставляющих удручающее впечатление: противотанковые дороги, разваливающиеся деревянные дома и такие же туалеты, покосившиеся заборы, борщевик и лопухи до горизонта. В ответ набигающие ватники вяло огрызаются "можно подумать, у вас в хохляндии сёла лучше выглядят".

Лучше. В том-то и дело, что лучше! И сегодня я вам это докажу.

Добро пожаловать на экскурсию в украинское село Устимовка , Глобинского района, що на Полтавщині. Это не какое-то специальное выставочное село и не "рублёвка" для богатых - обычное село, а его выбор обусловлен исключительно тем, что там расположен домик, который моя семья использует в качестве дачи. Если можно называть "дачей" обычный сельский дом и 25 соток огорода.



Фото сделано в прошлом году, в августе. Бассейн в мае мы ещё не ставим:)

Собственно "дачников" в селе мало, подавляющее большинство жителей - местные, живут здесь круглый год. Причина в том, что Устимовка не является пригородом или сателлитом какого-то крупного и богатого города. Село расположено в глухой украинской провинции - до столицы (Киева) - 300 километров, до областного центра (Полтавы) - 130 км, до ближашего крупного города (Кременчуга, население 250 тыс.) - 35 км.

Это длинное вступление должно убедить вас, что село - самое что ни на есть обычное украинское село. Я всю жизнь провёл в Полтавской области и уверяю вас, что остальные сёла здесь выглядят примерно так же, плюс-минус 30%.

Итак, стартуем от моего дома. 1 мая, полдень, +25, переменная облачность. Абрикосы уже отцвели, вишни отцветают, груши и яблони в самом цвету.

Обратите внимание, что вишни-яблони растут не только в огородах, но и вдоль дороги. В результате летом детворе не приходится лазить в чужие сады за яблоками:) Чем учить воровству с детства, лучше сделать какие-то вещи общедоступными.

Кроме типичных для Полтавской области вишен, в Устимовке вдоль дороги растут... кипарисы.

Когда-то в селе была исследовательская станция, выращивающая новые сорта пшеницы, и дендропарк с 400 видами растений. Сейчас всё это тоже есть, но станция работает еле-еле, а дендропарк сильно зарос. Однако страсть к непрактичным, но красивым деревьям осталась, поэтому вдоль дорог и во дворах растут каштаны, тополя, кипарисы, клёны и прочие не имеющие сельскохозяйственного значения культуры.

Кстати, когда цветут каштаны и сирень - здесь вдвойне офигенно.

Идём дальше. Справа по курсу - клуб. Не уверен, бывают ли здесь "та-та-та-танці", но на 1 мая устроили караоке-клуб. Ещё там есть бильярд и регулярно проходят выступления народных коллективов, короче - клуб живой.

Рядом с клубом - памятник воинам-освободителям, который никто не собирается сносить, наоборот - он свежеокрашенный, территория убрана, цветочки посажены.

Точно такие же памятники в хорошем состоянии стоят по всем украинским городам и сёлам. Не верьте кремлёвской пропаганде, рассказывающей как тут у нас запрещают памятники и носить ордена с медалями, всё это бред. Запрещают у нас коммунистическую идеологию, приведшую к массовым жертвам, и сносят памятники упырю Ленину и его последователям. Символики Второй мировой войны эти законы не касаются.

Они прекрасно себя чувствуют и закрываться не собираются, боле того - конкуренция вынуждает следить на ассортиментом и чистотой. Обратите внимание на чистоту площадки перед магазином - ни бумажек, ни бутылок из-под пива. Да и магазин покрашен, вылизан и т.д. :)

Последний взгляд на мою кипарисовую улицу (на самом деле ул.Ленина, но скоро переименуют) с припаркованным Пасфайндером, и на перекрёстке перед магазином сворачиваем налево.

Название этой улицы я не знаю, но она ничем не хуже - здесь тоже асфальт (он по всему селу проинсталлирован), аккуратные и покрашенные заборы, такие же аккуратные дома. И всё цветёт:)

Ещё раз подчеркну - это обычные дома обычных селян - кто-то живёт лучше, кто-то хуже, но серьёзного имущественного расслоения нет. В Устимовке нет (или я не нашёл) ни одной "трёхэтажной виллы" заезжих горожан, вообще это село ввиду удалённости не считается крутым. Прикиньте, как выглядят те сёла, в которые едет городской капитал.

Продолжаем прогулку. Всё та же улица, обратите внимание на дома слева и небольшой "парк" справа.

На самом деле это "типа проспект", по бокам этого "парка" идут две дороги. Красиво, зелено и есть где пасти коз модельной внешности.

Перекрёсток, улица поворачивает направо (дома-заборы-деревья на посмотреть)...

А мы пойдём налево. Вот вам даже не улица, а узенький переулок. Но тоже заасфальтирован.

Обратите внимание на газовую трубу слева. Всё село газифицировано. Вообще в Украине много сёл с электричеством и газом, может быть даже большинство.

Выходим на улицу вдоль дендропарка. Слева дом местного фермера, справа его коровы. Шикарный забор себе отгрохать смог, а две ямы на асфальте заделать не может.

Козы, коровы, гуси, утки, куры - всё это есть в селе, и для нас это плюс - когда мы здесь летом живём, то покупаем у сельчан молоко по 20 грн 3-литровая банка, яйца по 12 грн десяток, ну и т.д. Помидорчики-огурчики, яблоки-вишни-виноград у нас на огороде свои. Чистый воздух (в радиусе 30 км нет ни одного завода), чистая вода, натуральная еда, красотища вокруг. Кому нужны те Турции с Египтами:)

В дендропарк сегодня не будем заходить, вот прошлогодние фото , если кому интересно. Идём дальше по улице. Арке слева не хватает надписи "Arbeit macht frei".

Этот переулок ведёт к зданиям исследовательской станции, но мы пойдём дальше, нас же село интересует, а не промпредприятие. Дорога вдоль дендропарка вскоре заканчивается и уходит в поля.

Здесь сворачиваем налево (мы идём по большому квадрату, поэтому всё время налево), на грунтовку. Да, в малоиспользуемых местах здесь грунтовка, но выглядит она вовсе не так ужасно, как сами знаете где.

Ни грязи, ни мусора, ни битых стёкол, босиком по такому селу бегать - одно удовольствие:)

Ещё 200 метров по грунтовке, и опять попадаем на улицу Ленина. Справа на фото - небольшой десткий сад.

Детсады и школы есть не в каждом селе. Но здесь прижился и даже до сих пор функционирует. Школа в Устимовке тоже есть, но сельчане решили, что выгоднее взять автобус и возить детей в соседнюю Бабичівку, чем содержать две недогруженных школы.

Разворачиваемся к дому. Опять кипарисы, вишни и яблони - здесь все улицы такие.

Немного заборов, домов и прочего, для оценки степени "разрухи".

Кстати, все эти домики с большими участками (20-25 соток) стоят недорого - сказывается удалённость от города. 3-5 тысяч доллларов за всё удовольствие. После покупки дом можно утеплить, обшить вагонкой, как например здесь:

Гордостью этого двора является старый огромный тополь, высотой с пятиэтажку и в обхвате человек в семь.

Наводим порядок перед домом, а то вдруг москали нападут, а у меня деревья некрашены.

Шучу:) Именно хозяйственность и страсть к порядку определяет отличия украинских сёл от российских. Не дотации из бюджета (их здесь никто не видел), не надежда на доброго царя, который во время прямой линии решит твои проблемы, а банальная невозможность сидеть на месте, если у тебя огород не вскопан и крыша не залатана.

Это я всё ещё по той же улице иду. Заброшенных домов в Устимовке практически нет (в других сёлах бывает побольше), асфальт везде в наличии, заборы крепкие. Вот попадается двор со стареньким деревянным забором.

Это потому что здесь дачники живут, им каждый день красоту наблюдать не нужно. Но двор убран, ухожен, где надо вскопан, деревья побелены.

Огороды тоже лопухами не зарастают. А борщевика я здесь и не видел никогда.

У местных жителей кроме 25 соток под боком ещё и "наделы" есть - 5-10 гектаров земли за селом. Раньше это была колхозная земля, теперь колхозов нет, каждый засевает свой надел пшеницей, кукурузой или картошкой. Садят-обрабатывают-убирают с помощью тракторов, своих или арендных и, учитывая цены на продукты, большинство сельчан живёт неплохо. Найти в Украине незасеянный клочок довольно сложно.

Всё, вот мы и завершили круг почёта - вернулись к моему дому. В конце улицы виден автобус - их здесь много ходит, более 10 в день. Мимо села проходит дорога Кременчуг-Хорол, через село - дорога Кременчуг-Глобино, так что добраться можно, даже если машины нет.

Обратите внимание на фонари вдоль улицы. Они рабочие, их по вечерам включают. В глухом селе, Карл!

Ну и контрольный в голову. В Устимовке есть интернет, оптоволокно от DataGroup. Кабель заведён ко мне в дом, и дальше через роутер WiFi раздаётся по всему двору. 100 мегабит, анлимитед за 100 гривен в месяц.

От интернета отвлекают только огород и шашлыки:)

Вот такое оно - украинское село. Когда говорят об "украинском духе" или "национальной идее", я всегда отвечаю - поезжайте в село. Там всё это сохранилось в полной мере. Украинцы неразрывно связаны с землёй, и уже поэтому будут её защищать.

Похожий отчёт с прошлогоднего

Возвращаясь с нашего маршрута выходного дня Киев-Буки-Умань-Жашков , пришла ещё одна не менее интересная и захватывающая идея, которую мы с удовольствием воплотили в жизнь. Если конкретнее сказать, родился ещё один маршрут путешествий Киев-Этнографический комплекс Украинское село-Замок Радомысель-Коростышевские каньоны. Он был не менее захватывающим, чем предыдущий. Все наши объекты, если можно так сказать, находятся по Житомирской трассе. Первым, в этот субботний день мы запланировали посетить этнографический комплекс "Украинское село" . О нём я и хочу рассказать в этой статье.

Содержание статьи:


Наша экскурсия в этнографический комплекс "Украинское село"

Комплекс расположен в 15 км от черты города Киева в сторону Житомира в селе Бузова. Кто смотрел Дом 2, это название будет легко запомнить .

Мы приехали в Украинское село в 11 часов утра. Экскурсии уже были, но к счастью не очень много. Вход в этнографический комплекс бесплатный. Вошли в ворота и очутились совсем в другом времени! Деревянные хатки в изобилии осенней листвы выглядели восхитительно. Вся территория этно-комплекса изрезана тропинками с указателями. Прямо - зоопарк, храм, альтанка на воде направо - трапезная, мангальные места. Кому куда хочется! Мы первый раз в Украинском селе , хотелось всё посмотреть и ничего не упустить. Перед входом есть карта комплекса, для ориентира мы её посмотрели и сфоткали на телефон. Но войдя на территорию, забыли о карте и просто гуляли, наслаждаясь красотой комплекса и его атмосферой.


Этно-отель в "Украинском селе"

По пути нам встретилась хатка-отель. Были очень удивлены. С виду она была похожа на старенькую хату с деревянных балок тех времен. Этнографический комплекс на самом деле база отдыха. Она состоит из этнографического музея, зоопарка, современного и этнографического отеля, домиков для пикника, мангальных мест, ресторана, сауны.


Уникальность его в том, что здесь переплелись древность и современность. На территории есть этно-отель, который состоит из пяти старинных, аутентичных хат. Они были разобраны и привезены с Полесья, здесь их аккуратненько собрали. Каждая хата это четырёхместный номер. Внутри хатки обустроены всеми современными удобствами: плазменным телевизором, душевой кабиной, кондиционером. В то же время в номерах присутствуют символы прошлого бытия: глиняная печь со старинной посудой, иконы, картины, деревянные лавки и столы устелены рушниками и коврами. Смотрится очень оригинально.


Зоопарк в "Украинском селе"

За этно-отелем расположен небольшой зоопарк. Последнее время, мы часто видим такие вот мини зоопарки. Это уже стало своеобразной фишкой. На наш взгляд самым примечательным был зоопарк в Межигорье . В этнографическом комплексе живут свинки, пони, ослики, олени, разнообразные птицы. Нам очень понравились нутрии, мы их раньше нигде не видели. Такие интересные зверьки оказывается. Столько за ними наблюдали, они всё время чистили свои "пёрешки", казалось, что это действие занимает у них целый день.


Развлечения для детей в этнографическом комплексе

Развлечений очень много это и упомянутый зоопарк, и детские площадки, а ещё в выходные и праздничные дни в этно-комплексе проходят квесты, мастер-классы по гончарному мастерству, выпечке хлеба в настоящей печи, по вязанию лялек-мотанок. Проходя мимо трапезной, умилили детки, готовящие на обед какую-то утварь. Они так внимательно и с интересом занимались нарезкой овощей, что было одно удовольствие на них смотреть.


На территории этно-музея "Украинское село" расположены старинные хаты, их убранство полностью символизирует бытие наших предков. Возле одной из них стоит огромный самогонный аппарат, говоря, что он до сих пор работает, но мы к сожалению не увидели его в действии. Зато с удовольствием понаблюдали за мастер-классами, которые проходили в комплексе. Заглядывать в каждую хатку было очень интересно особенно в сувенирную лавку. Столько всего красивого там.


Нам рассказали, каким приспособлением наши предки делали подсолнечное масло. Там так приятно пахло домашней олией, что захотелось её попробовать!)

Комплекс построен в очень живописном месте на его территории много деревьев и цветов. Сделаны композиции с дерева, характеризующие разных героев сказок и мультфильмов. Здесь мы вспомнили "про гарбузову семью" эту одду нам частенько рассказывали в детстве.

Мы ходили "селом" и с удовольствием разглядывали всё вокруг, было очень интересно и увлекательно! Очень много экскурсии, как и детских, так и взрослых, всем здесь будет интересно.


Есть в этно-селе и гончарный мастер. Он учит всех желающих азам гончарства. Это удовольствие платно, но оно того стоит. Я с удовольствием вспоминаю нашу поездку в музей Пирогово и Мамаеву слободу там тоже проходят такие мастер-классы. Мы минут двадцать стояли и наблюдали, как девочка с помощью мастера лепила глиняную тарелочку. Все творения кладут в печь, для высыхания, потом все умельцы могут забрать свои творения домой, как сувенир.


Мы прекрасно провели время в этнографическом комплексе украинское село. В поднятом настроении и на позитивных эмоциях мы покатили дальше в Замок Родомысль и живописные Коростышевские карьеры . Там нас ждала очень интересная экскурсия по замку и пикник.

Как доехать в Этнографический комплекс