В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»). М. Горький "Старуха Изергиль": описание, герои, анализ произведения


«Старуха Изергиль» - размышление над смыслом жизни

«В чем смысл жизни»-самый ядовитый вопрос для тех, кто хочет без особых душевных терзаний дожить до ста лет, самый любимый вопрос для философов, всегда актуальный вопрос для искусства. Шестнадцать страниц текста – три судьбы, три подвига, три одиночества.

Свой рассказ Максим Горький написал в 1894 году, его можно отнести к ранним романтическим произведениям, тем не менее, рассказ художественно совершенен, недаром Горький говорил: «...»

Цель писателя – показать, как красив человек, как потенциально богат он, способен глубоко чувствовать, преодолевать мрак. Романтический герой Горького способен спасти людей от никчемности, слабости, им движет духовный порыв, жажда гармонии и подвига.

^ Композиция рассказа трехчастная, все части объединены общей идеей – выявить истинную сущность человеческой жизни. В основе каждого сюжета лежит дилемма: жить для себя или других, удовлетворять собственные запросы или общественные...

^ Каждый из героев рассказа вызывает восхищение: они красивы, горды, независимы, энергичны и одиноки. Рассказ написан как ответ Горького на утверждение Ницше о том, что «человек только тогда счастлив, когда он одинок». И Ларра, и Данко, и Изергиль одиноки, но счастливы ли они?

^ Первая часть повествует о Ларре, сыне орла, непреклонном гордеце, который никого не любит, кроме себя. Когда ему говорят, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом, силой», он отвечает, что хочет сохранить себя целым. Он наказан воплощением своего необдуманного желания, он обречен на бессмертие, которое становится для него проклятием. Ларра восстал против общепринятых правил, против морали, он защищает свою главную ценность – свободу. В этом его героизм, и мы чувствуем симпатию автора к герою, но он посчитал себя выше всех остальных, решил, что он вправе брать, ничего не давая взамен. Он наказан за эгоизм и гордыню, наказан тем, чего никогда не боялся – одиночеством. Эти не очень смелые, не очень умные люди догадались, что «его наказание – в нем самом». На примере образа Ларры автор развенчивает идею сверхчеловека.

^ В третьей части рассказа старуха повествует о смелом юноше Данко, которым примером своей жизни воскрешает идею о том, «в жизни всегда есть место подвигу». Горящее сердце Данко стало символом жертвенной любви к людям, он вывел свое племя из мрака. Отдать все, ничего не получив взамен – вот жизненная ситуация героя. Отдать все самое лучшее, что у тебя есть, трусливым, жалким людям, не способным на благодарность? Кто способен на это? Герой, но не человек. Такое жертвенное восприятие встречается, оно свойственно пророкам, духовным лидерам, святым.

^ Нельзя не сказать об образе толпы в рассказе. Сердце Данко горело ради трусливых обывателей, «осторожный человек» заметил искры и наступил на гордое сердце ногой, «как бы чего ни вышло». У обывателя свой смысл жизни: жить осторожно, незаметно, вкушать скромные радости жизни, спрятавшись от посторонних глаз.

^ Повествование Изергиль о своей судьбе поставлено в центр произведения и служит связующим звеном между преданием и реальностью. Называя рассказ ее именем, автор акцентирует внимание читателя на этом персонаже и говорит об ее неоднозначности. Героиня не раз встречала на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой - за восставших поляков. Себя она тоже видит героиней, но автор отказывает ей в этом, рисуя ее портрет: тусклые глаза, сухая кожа, скрипящий голос. Ее главными ценностями в жизни были красота и любовь, но красота мимолетна, а любовь любви рознь.

Ее любовь далека от самопожертвования, она хищна и жестока, она не помнит имен своих возлюбленных, не знает их судеб, ее любовь сеет несчастье и смерть. Своей одинокой, бесплодной старостью она наказана за то зло, которое несла людям.

^ Смысл жизни каждый найдет свой:

Кто видит его в том, чтобы не задумываться над ним, жить легко и беспечно, столько, сколько отпущено;

Кто в то, чтобы остаться «целым», как Ларра;

Кто в жертвенном служении людям без надежды на благодарность, как Данко;

Кто в том, чтобы жить не высовываясь, как осторожные люди;

А кто-то странным образом сможет сопрячь эти крайности.

^ Еще одна проблема поставлена в рассказе – отношение к смерти и бессмертию. Как к нему относиться? Отринув общество и его законы, Ларра обретает абсолютную свободу, но что ему делать с ней... Он, бессмертный, ищет смерти. Жизнь становится для него мукой. Душа Данко тенью скользит в небе, память о нем – это плата за его подвиг, и эта память заставляет людей поверить в себя, ощутить в себе героические порывы. Бессмертны и те чувства, которые ведут Изергиль по жизни, любовь вечна.

^ Рассказ написан мастерски. Контраст этических принципов, гиперболизация, внесение фантастического элемента в повествование, «вечный» пейзаж, использование фольклорных приемов – вот неполный перечень художественных приемов рассказа. Язык аллегорий создает эмоционально приподнятый, пафосный тон повествования. Пейзаж: море, шум волн и ветра, степь, костер, ночь – придает романтическую загадочность. Образы-символы Горького: сердце как камень, девушка, превратившаяся в змею, темный лес – запоминаются и углубляют содержание рассказа.

«Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он все. Он создал бога»–говорил Горький. Писатель берет на себя трудную задачу разобраться в этом противоречивом, непредсказуемом создании, именуемом человеком.

(368 слов) «Человек становится человеком только среди людей» — эту истину мы знаем с детства, ведь отправляемся в различные социальные институты (детский сад, школа, вуз) не только ради знаний, но и ради того, чтобы научиться держать себя в обществе и находить общий язык с коллективом. Без этого личность никогда не сможет развиваться гармонично, что подтверждают многие примеры из отечественной литературы.

Например, в рассказе Горького «Старуха Изергиль» Данко становится идеалом человека, помогая своему племени выбраться из леса. Эта помощь стоит ему жизни, ведь он вырывает сердце из груди и несет его, как факел, разрезающий тьму. После успешного освобождения из чащи герой погибает, зато процветает его народ, нашедший место для славного жилища. Мы, читатели, восхищаемся подвигом отважного юноши и недолюбливаем его вечно сомневающееся и ворчащее племя. Однако именно в нем, только в нем, Данко смог реализовать свой потенциал. Его личность сформировалась не без влияния соплеменников, он полюбил их, значит, было, за что. За них он идет на смерть, но если бы их не было, молодой человек никуда не пошел бы, а прожил жизнь единственно для себя, и мы бы уже им не восхищались.

Противоположный пример мы наблюдаем в том же рассказе. Ларра, напротив, не может социализироваться и принять законы того общества, где он находится. И все же, он человек, хоть и рожден от брака женщины с орлом. Вероятно, от такой наследственности он изначально был не похож на остальных людей, имел отличительные черты вроде сильнейшей гордости и безнравственной жестокости. Поэтому перед ним стоял внутренний выбор, обусловленный конфликтом звериного и человеческого начал, а именно ему предстояло принять решение: преодолеть свое порочное естество и жить в ладу с социумом или потворствовать инстинктам и отказаться от морали. Он выбрал второй вариант, и его наказали, но не убийством, а изгнанием. Племя знало, что вне общества герой окончательно утратит человеческие черты, и уже не будет разрываться между двух огней, а, значит, больше никто от него не пострадает. Очевидно, что гуманность и человечность свойственны именно племени, а не тому, кто вычеркнул себя из него.

Таким образом, только общество может помочь личности обогатиться и стать полноценной, а вот изгнание является для нее худшим наказанием, ведь изоляция от людей – это тоже смерть человека, но духовная, нравственная и интеллектуальная, а не физическая гибель. По сути, без социума индивидуум уже не живет, а существует.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

М. Горький в ранний период своего творчества описывал впечатления от странствий по Руси. Больше всего внимания он уделял не рассказчику, а личности людей, встреченных им во время поездки. Произведение "Старуха Изергиль" Горького, анализ которого представлен ниже, является одним из лучших творений писателя.

Жанр произведения

Анализ "Старухи Изергиль" Горького стоит начать с определения литературного жанра этого творения. Оно было написано в 1895 году, исследователи этот рассказ относят к раннему периоду творчества писателя. Он написан в духе романтизма, который занимал в его творчестве одну из главных ролей.

"Старуха Изергиль" является одним из лучших произведений XIX века, написанных в этом жанре. Писатель пытался найти ответ на вопрос, в чем состоит смысл жизни. Для этого он показал три точки зрения, тем самым указав, что нет определенного ответа на этот вопрос. Романтизм произведения позволил создать его особую композицию.

Особенности композиции

Далее в анализе "Старухи Изергиль" Горького нужно рассказать о построении сюжета рассказа. В произведениях, подобных данному, создается впечатление, что повествование ведется от лица двух рассказчиков. Композиция этого рассказа отличается сложностью.

Даже сам писатель отмечал, что ничего подобного по красоте и стройности он вряд ли сможет еще создать. Рассказ старой цыганки можно разделить на три части. При этом они все объединены одной идеей - это стремление писателя показать ценность жизни человека. И эти три рассказа создают целостный текст.

Рассказ построен на антитезе - противопоставлении Ларры и Данко. Молодая цыганка в чем-то похожа на Ларру - такая же гордая, свободолюбивая, но все-таки она способна на настоящие чувства. Для Данко смыслом жизни было служение людям, бескорыстная помощь. Для сына орла главное - это он сам, его желания и свобода.

Они представляют два разных взгляда на жизнь. Ларра - проявление и восхваление индивидуализма, а Данко - любовь к людям и готовность пожертвовать всем ради их благополучия. Характерным для них является то, что о Ларре напоминает лишь тень, а о Данко - искры голубоватого цвета, вспыхивающие перед грозой, ведь добрые дела навсегда остаются в сердцах людей.

Рассказ о Ларре

Анализ "Старухи Изергиль" Горького следует продолжить с истории о Ларре - гордом и свободолюбивом человеке. Он был сыном орла и женщины. Ларра был эгоистичным, дерзким, не считался с желаниями других людей, поэтому он ни с кем не мог ужиться в общине.

Ларра гордился тем, что был сыном орла и считал, что ему все дозволено. Но его настигло наказание: он был изгнан из общества людей, и получил бессмертие. Поначалу Ларра такой исход даже обрадовал: ведь дороже всего для него была свобода. И лишь спустя много лет он осознал настоящую ценность жизни, но к тому времени Ларра стал лишь тенью, напоминавшей о его существовании.

История о Данко

Анализ рассказа Горького "Старуха Изергиль" продолжается легендой о юноше по имени Данко. Это был настоящий лидер, красивый и умный, он мог повести людей за собой и зажечь огонь в их сердцах. Данко был смелым человеком, и решил помочь своему народу выйти из темного леса.

Путь был трудным, и народ начал роптать и обвинять во всех трудностях юношу. Тогда он вырывает сердце из своей груди, освещая им дорогу, чтобы они почувствовали любовь и доброту, исходившую из его сердца. Но, когда они, наконец, достигли своей цели, никто даже и не подумал о том, что Данко пожертвовал жизнью ради них. Лишь только один человек, увидев догорающее сердце, наступил на него.

Для чего он это сделал? Возможно, из боязни того, что искорки доброты и любви зажгут в молодых людях стремление к свободе, справедливости. И только лишь искорки напоминали о бескорыстном поступке Данко.

Образ цыганки

В анализе "Старухи Изергиль" М. Горького нужно рассмотреть и образ самой Изергиль. Она рассказывает историю своей жизни: когда-то она была молодой и красивой цыганкой, гордой, любившей свободу, путешествия. Она часто влюблялась и каждый раз ей казалось, что это настоящие чувства.

Однажды она по-настоящему полюбила Артадэка и спасла из плена своего возлюбленного. Он предложил ей любовь в качестве благодарности за спасение, но Изергиль отказалась, потому что такие подневольные чувства ей не нужны. И тогда женщина понимает, что в жизни есть место смелости и подвигам.

Рассказ "Старуха Изергиль" является одним из самых известных произведений, написанных в духе романтизма. Эти легенды проникнуты мотивами свободолюбия, помощи людям. В то время все больше людей поддерживало революционные идеи, рабочие люди хотели вольной жизни. Данко и его сердце - это надежды людей на революционных деятелей. Они вывели бы простой народ из того зависимого положения, в котором они находились. Этот рассказ призывает людей совершать добрые и бескорыстные поступки. Серьезные философские размышления писатель сумел выразить в этих старинных легендах. Это был анализ произведения Горького "Старуха Изергиль".

Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и Данко. Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода – отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?

Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара - совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.

Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша - сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества. Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием. Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.

Легенда о Данко - совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Образ «горящего сердца» - символ жертвенного служения людям, всему человечеству.

Казалось бы, вот он - идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, - они просто ее приняли. Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ. Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль.

После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один – гордый и эгоистичный, другой – бесстрашный и самоотверженный. Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя. Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого.

Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это - романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас.

Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.


Каков положительный идеал Горького-романтика и что писатель противопоставляет этому идеалу? (По рассказу А.М. Горького «Старуха Изергиль»)

Для раннего А.М. Горького характерно обращение к ро­мантизму. Романтическим произведением, например, являет­ся рассказ писателя «Старуха Изергиль». Характеры в нем выписаны контрастными, «черно-белыми» красками, в рус­ле романтической традиции. Однако, в отличие от настоя­щих романтиков, писатель поэтизирует не зло, а добро. По­этому отрицательные герои получают у Горького однознач­ную оценку, осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.

Рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль» построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть - ле­генда о Ларре, вторая - рассказ Изергиль о своей молодо­сти, третья - легенда о Данко. При этом первая и третья час­ти контрастно противопоставлены друг другу.

Ларра - это воплощение крайнего индивидуализма. Сын женщины и орла, он отличается гордостью, высокомерием, презрением к людям. Он «ловок, хищен, силен, жесток». Чер­ты характера героя подчеркнуты в его внешнем облике: «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Ларра убивает девушку за то, что она оттолкнула его. Индивидуалиста Ларру решили наказать вечным одиночеством. И вначале юноша громко смеялся над людьми, которые бросили его, смеялся, оставаясь один. И только позднее он понял, на какую страш­ную муку обречен:«…он стал уже как тень и таким будет веч­но! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И все ищет, ходит, ходит… И нет ему места среди людей…». Одиночество оказалось для него невыносимым: он стал ис­кать спасения в смерти, но и смерть не приходила к нему. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему… Вот как был поражен человек за гордость!».

Подлинный герой, по мысли автора, не агрессивный ин­дивидуалист. Жизнь становится непрерывной мукой, если человек оторван от людей, от мира, от общества, - такова идея легенды о Ларре. В образе этого героя Горький развенчал себя­любие, эгоизм и индивидуализм. По мысли писателя, жизнь человека вне человеческого общества пуста и бессмысленна. Истинный же героизм состоит в готовности человека совер­шить подвиг во имя высокой цели.

Таким героем у писателя является Данко, человек, веду­щий свой народ на свободу. На пути людей возникали труд­ности, неодолимые, казалось бы, препятствия: густой лес, тем­нота и холод, грозный шум молний. И когда люди упали ду­хом и хотели уже повернуть обратно, герой вынул свое сердце и поднял его над головой. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факе­лом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали, как камни.

Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое мес­то, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

В этом рассказе у Горького очень важна символика света и тьмы. Она имеет романтическое происхождение, но у писа­теля положительный герой ассоциируется со светом. Ларра же появляется в ночи, старуха Изергиль видит его тень, от­рицательный герой у Горького ассоциируется с тьмой. И эта тема - движение «от тьмы к свету» - была одной из ключе­вых для литературной эпохи рубежа веков.

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. В каждой из этих частей рассказа автор ставит один и тот же вопрос: в чем заключается человеческое счастье? Для первого героя, Ларры, счастье - в индивидуализме, в утверждении собствен­ной воли, в гордом одиночестве. Это, по мысли автора, глубо­кое заблуждение, недостойный человека идеал. Старуха Изер­гиль прожила яркую, насыщенную, полную приключений жизнь. Она была полна сил, жизнерадостна, энергична, от­крыта, любила помогать людям. Но в жизни ее не было насто­ящего смысла, высокой, одухотворенной цели. И лишь Дан­ко символизирует у Горького высшее проявление красоты че­ловеческого духа. Этот герой воплощает историческое и мета­физическое дерзновение (революцию). Таким образом, композиция рассказа раскрывает его идею.