Литературные герои. Гаргантюа, Пантагрюэль и Панург

Фрунсуа Рабле был самым ярким писателем французского Возрождения.

В основе истории про Гаргантюа и Пентагрюэля лежала старинная французская народная сказка о великане Гаргантюа, хорошо известная еще в начале XV столетия. Рабле написал роман, в котором популярные персонажи народной сказки обрели новую жизнь. Так и возник роман в пяти книгах "Гаргантюа и Пантагрюэль". Четыре книги романа увидели свет в 1532-1552 гг. Заключительная пятая книга появилась уже после смерти автора в 1564 г.

Структура

В первых двух книгах романа царит буйное веселье, звучат раскаты оглушительного хохота. Многое обещает Телемская обитель. Разгромлены и наказаны кровожадные тираны, посягавшие на свободу Утопии. Радость и веселье торжествуют, озаряя живительным светом мир, пробудившийся после многовековой спячки. Но в трех заключительных книгах романа царит другая атмосфера. Дело в том, что между написанием первой (второй) и третьей книги романа (1564) прошло четырнадцать лет. За эти годы во Франции многое изменилось. Телемская обитель превратилась в обыкновенный монастырь, в котором уже не было места прекрасным гармоническим людям раблезианской утопии. Но, конечно, идеалы Телемской обители, основанные на принципах свободы, гуманности и религиозной терпимости, в новой обстановке стали совершенно призрачными. Поэтому и звучит тревога в заключительных книгах романа. Веселая буффонада то и дело уступает место остроумному гротеску. Что-то жуткое появляется в гротескных образах заключительных книг романа. Краски становятся более резкими, тяжелыми, подчас даже мрачными.

Первая книга «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции» (1534)

О происхождении рода Гаргантюа. О том как появился на свет Гаргантюа. Гаргантюа, юный сын короля-великана Грангузье и его жены Гаргамеллы, поступает в обучение к ученым богословам, в результате чего становится намного глупее, чем был до того. Раздосадованный Грангузье дает сыну нового наставника и отправляет его в Париж. Там Гаргантюа устраивает наводнение («мочепотоп») и забирает себе большие колокола с собора Парижской Богоматери, чтобы повесить их на шею своей кобыле. Метода же воспитания, применяемая Понократом, даёт совсем иные плоды - Гаргантюа становится разносторонне образованным человеком, не забывая и о своём физическом развитии. Тем временем на королевство Грангузье нападает его сосед, король Пикрохол. Гаргантюа возвращается домой и при помощи своих друзей, а также брата Жана - монаха-бенедиктинца из Сейи, разбивает войско Пикрохола. За заслуги в войне против захватчиков Гаргантюа разрешает брату Жану устроить монастырь на его вкус- Телемское аббатство, устав которого разительно отличается от уставов всех других монастырей.

2. Вторая книга «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде, со всеми его ужасающими деяниями и подвигами» (1533)

У Гаргантюа рождается сын - Пантагрюэль. Повзрослев, он отправляется учиться в разные университеты Франции и в конце концов попадает в Париж. Получив письмо от отца, в котором тот писал о большом значении образования в жизни человека, Пантагрюэль с еще большим усердием принимается за науки; а разрешив великую тяжбу между сеньором Пейвино и сеньором Лижизад, он получает всеобщее признание своего ума и талантов. В Париже Пантагрюэль встречает Панурга, который становится его самым близким другом. Вскоре Пантагрюэль получает известие о том, что на его родину напала армия великанов под предводительством короля Анарха. Пантагрюэль спешит на выручку отцу и побеждает врагов.

3. Третья книга «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля» (1546)

В королевстве Гаргантюа установлен мир. Панург, получив от Пантагрюэля кастелянство Рагу и промотав все доходы от него на несколько лет вперед, принимает решение жениться. Однако при этом он терзается сомнениями - будет ли он счастлив в браке или быть ему рогатым, битым и обворованным? Чтобы разрешить подобный вопрос, Панург обращается к колдунье, юродивому, поэту, врачу, богослову, шуту Трибуле, прибегает к гаданиям. Все предсказания и советы Пантагрюэль толкует в дурную сторону, а Панург - в хорошую. Не добившись ничего определенного, Пантагрюэль, Панург, брат Жан, Эпистемон и их друзья решают отправиться в путешествие к оракулу Божественной Бутылки.

4. Четвертая книга «Четвертая книга героических деяний и речений доблестного Пантагрюэля» (1552)

Путешествие начинается. Эскадра Пантагрюэля посещает множество островов (среди них острова папоманов и папефигов и остров Диких Колбас), попадает в сильную бурю. Эпизоды с островами Рабле использует для сатиры на церковные порядки (чего, впрочем, с избытком хватает и во всех предыдущих книгах), а в сцене с бурей раскрываются характеры каждого из героев.

5. Пятая книга «Пятая и последняя книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля» (1564)

Путешествие продолжается. Мореплаватели пристают к острову Звонкому (новая сатира на церковь), острову Застенок (сатирическое изображение современного Рабле суда и царившего там произвола) и острове апедевтов (пародия на фискальное ведомство). В итоге они приплывают на Фонарный остров и слышат священное слово Бутылки: «Тринк!» («Пей!»)

Был прежде всего ученым, медиком и натуралистом; почти только над наукой он никогда не насмехался и только в нее твердо верил. В этом заключалась неизменная сущность его воззрений. Но в жизни этого ученого человека были и такие часы, когда он желал повеселиться, а его неистовая веселость изливалась такими потоками, где гениальные идеи и изящное остроумие смешивались с грубыми пошлостями и даже с площадными сальностями. У него нет тонкого вкуса, но в содержании его произведений так же много разнообразия, как в произведениях природы.

Нельзя сказать, чтоб у него не было искусства, но оно не подчиняется у него никаким правилам. В его сочинениях нет никакого плана: Пантагрюэль повторяет и вновь начинает то, что было сказано в Гаргантюа; или, может быть Гаргантюа вновь начинает то, что было сказано в Пантагрюэле (этот последний был, вероятно, издан ранее первого). Третья книга вся наполнена разговорами, в которых роман не подвигается вперед ни на шаг; в ней поставлен только один вопрос: должен ли Панург жениться или не должен? С этим вопросом находится в связи следующий: руководствуются ли люди в своих действиях какими-нибудь основательными мотивами, или живут на авось? В четвертой книге описано вымышленное путешествие, в котором нет ни малейшей связи между фантастическими роздыхами; пятую книгу писал не Рабле, хотя в её содержании и есть некоторое сходство с произведениями Рабле; но нельзя поверить, чтоб Рабле стал с таким ожесточением нападать на пап, всегда снисходительно к нему относившихся. Короче сказать, в этом романе вовсе нет единства плана; в нем легче уловить единство сюжета.

Портрет Франсуа Рабле

Хотя Рабле иногда и впадал в противоречия или изменял свои мнения (например, в первой книге он отзывается с сочувствием о протестантах , а потом нападает на них), но общий дух его сочинения одинаков с начала до конца. Он был преимущественно сатириком. Некоторые писатели с этим не соглашались, потому что Рабле вынес из своего влечения к античной культуре некоторое уважение к двум или трем основным принципам общественного устройства, – к семье, к отцовской власти и к собственности. Но хотя Рабле и не осмеивал все без исключения, такие исключения были редки. Разве он не определял «пантагрюэлизм», как «такое веселое настроение ума, которое относится с пренебрежением ко всему, что случается неожиданно»? Современники, называвшие его Демокритом , хорошо поняли главную мысль его сочинения. В его глазах человеческое общество было наполнено пороками и нелепостями, а в их осмеянии философ находил для себя единственное утешение. Но этот неистощимый смех не мешает выражению глубоких и серьёзных мыслей.

Впрочем, Рабле внезапно изменял характер своих действующих лиц так же легко, как изменял тон своих сочинений. Его герои то удивительные гиганты, то самые обыкновенные люди. Пантагрюэль, высовывая язык, делается более страшным, чем целая армия; а в других местах сочинения, он уходит, приходит и поступает, как простой смертный. Рабле нисколько не старался сглаживать эти противоречия; он писал свою книгу, чтоб забавлять самого себя по меньшей мере столько же, сколько читателей. Поэтому, читая ее, следует искать в ней глубокомысленных или шутливых острот, а не руководящей идеи; исключением служит только то глубокое уважение к науке, о котором мы уже говорили ранее. В Аду, куда ходил Эпистемон, знатные люди вынуждены исполнять самые низкие обязанности, а философы там живут царями; им прислуживают вельможи, которым они отплачивают за службу дерзостями.

Обед Гаргантюа. Иллюстрация Гюстава Доре к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Знаменитые главы о воспитании Гаргантюа и прекрасное письмо Гаргантюа к своему сыну, парижскому студенту Пантагрюэлю, составляют то, что с некоторым преувеличением называли «педагогикой» Рабле . Из этой педагогии было бы нелегко извлечь программу для практического воспитания. Но остается неоспоримой та истина, что Франсуа Рабле усеял эти страницы очень возвышенными, очень основательными и очень плодотворными идеями: он протестовал против пренебрежения, с которым относились в его время к физическому развитию учащихся; он хотел, чтоб упражнения памяти были заменены упражнениями в рассуждениях и в наблюдениях; в письме к Пантагрюэлю он красноречиво выразил ту жажду знания, которая снедала всех самых умных людей его времени.

Гаргантюа

ГАРГАНТЮА (фр. Gargantua: «que grand tu as» - букв, «ну и здоровенная она (глотка) у тебя») - один из главных героев романа Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», которому целиком посвящена первая из пяти книг, опубликованная в 1534 г. Прототипом героя Рабле служит одноименный персонаж т.н. народной книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». В образе Г. Рабле впервые создает в литературе портрет доброго и мудрого великана, идеального правителя страны Утопии, сочетающего в себе фантастическую мощь природы и нравственную высоту человека. Он - сын великана Грангузье и великанши Гаргамеллы. Пробыв одиннадцать месяцев во чреве матери, Г. родился на свет через ее левое ухо. Учитель-гуманист Панократ обучает Г. не только различным наукам и искусствам, но и всякого рода ремеслам. А затем его отправляют завершать образование в Париж, где он, разозлившись на докучливых парижан, утопил в своей моче «двести шестьдесят тысяч четыреста восемнадцать человек, не считая женщин и де–, тей» и снял колокола со всех городских церк-/ вей. Затем Г. возвращается домой, чтобы отразить нападение короля Пикрохола, вероломно вторгшегося во владения Грангузье. Во время войны он совершает различные - и смешные, и героические - поступки. Именно Г. основывает знаменитую Телемскую обитель, устав которой гласит: «Делай что хочешь». Наиболее же знаменит Г. своим письмом к сыну Пантагрюэлю, в котором ставит человеческую душу выше тела, т.к. последнее только воспроизводит себя, но не способно совершенствоваться. Таким образом, в уста Г. Рабле вкладывает гуманистическую идею поступательного развития человеческого общества и самого Человека.

Лит.: Дживилегов А.К. Рабле // История французской литературы. М., 1946. Т.1; Пинский Л.Е. Смех Рабле // Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Лосев А.Ф. Франсуа Рабле // Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С.586-593.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - -

Гаргантюа - один из главных героев, которому полностью посвящена первая книга. Прототипом героя Рабле служит одноименный персонаж т.н. народной книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа».

В образе Гаргантюа Рабле впервые создает в литературе портрет доброго и мудрого великана, идеального правителя страны Утопии, сочетающего в себе фантастическую мощь природы и нравственную высоту человека. Он -- сын великана Грангузье и великанши Гаргамеллы. Пробыв одиннадцать месяцев во чреве матери, он родился на свет через ее левое ухо. Учитель-гуманист Панократ обучает его не только различным наукам и искусствам, но и всякого рода ремеслам. А затем его отправляют завершать образование в Париж, где он, разозлившись на докучливых парижан, утопил в своей моче «двести шестьдесят тысяч четыреста восемнадцать человек, не считая женщин и детей» и снял колокола со всех городских церквей. Затем Гаргантюа возвращается домой, чтобы отразить нападение короля Пикрохола, вероломно вторгшегося во владения Грангузье. Во время войны он совершает различные -- и смешные, и героические -- поступки. Именно Г. основывает знаменитую Телемскую обитель, устав которой гласит: «Делай что хочешь». Наиболее же знаменит Гаргантюа своим письмом к сыну Пантагрюэлю, в котором ставит человеческую душу выше тела, т.к. последнее только воспроизводит себя, но не способно совершенствоваться. Таким образом, в уста главного героя Рабле вкладывает гуманистическую идею поступательного развития человеческого общества и самого Человека.

Пантагрюэль - это второй главный герой, который уже действовал во всех остальных книгах. Изначально имя Пантагрюэль принадлежало чертенку из средневековых мистерий, насылающему на человека жажду. Рабле дает это имя сыну великана Гаргантюа. Пантагрюэль - гармонически и всесторонне развитая натура, исповедующая веру в Природу, Разум и Человека. Правитель Утопии - уравновешенный, мудрый, гуманный монарх. Он спокоен и благорасположен ко всему окружающему, как истинный философ. Он носитель особой жизненной философии, которую Рабле называет «пантагрюэлизмом». Пантагрюэль. родился у 524-летнего Гаргантюа и его жены-великанши Бадбек в год величайшей засухи, чем и объясняется его имя. Уже детство его отмечено рядом подвигов: например, он вышел из колыбели и разорвал на части огромного медведя. Свои юные годы он провел, путешествуя по университетам, набираясь мудрости и обучаясь школярской науке. В Париже он получает знаменитое письмо Гаргантюа и встречает Панурга. Здесь он прославился своими научными диспутами, в которых ему не было равных, и умением разрешать труднейшие юридические тяжбы. Затем Пантагрюэль оставляет Париж, чтобы вступить в войну с королем дипсодов, который пытался завоевать Утопию. Он побеждает дипсодов и триста злобных великанов, закованных в каменные латы. В четвертой и пятой книгах наш герой совершает со своими спутниками удивительное путешествие к оракулу Божественной Бутылки.

Значение слова ГАРГАНТЮА в Литературной энциклопедии

ГАРГАНТЮА

(фр. Gargantua: «que grand tu as» - букв, «ну и здоровенная она (глотка) у тебя») - один из главных героев романа Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», которому целиком посвящена первая из пяти книг, опубликованная в 1534 г. Прототипом героя Рабле служит одноименный персонаж т.н. народной книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». В образе Г. Рабле впервые создает в литературе портрет доброго и мудрого великана, идеального правителя страны Утопии, сочетающего в себе фантастическую мощь природы и нравственную высоту человека. Он - сын великана Грангузье и великанши Гаргамеллы. Пробыв одиннадцать месяцев во чреве матери, Г. родился на свет через ее левое ухо. Учитель-гуманист Панократ обучает Г. не только различным наукам и искусствам, но и всякого рода ремеслам. А затем его отправляют завершать образование в Париж, где он, разозлившись на докучливых парижан, утопил в своей моче «двести шестьдесят тысяч четыреста восемнадцать человек, не считая женщин и де-, тей» и снял колокола со всех городских церк-/ вей. Затем Г. возвращается домой, чтобы отразить нападение короля Пикрохола, вероломно вторгшегося во владения Грангузье. Во время войны он совершает различные - и смешные, и героические - поступки. Именно Г. основывает знаменитую Телемскую обитель, устав которой гласит: «Делай что хочешь». Наиболее же знаменит Г. своим письмом к сыну Пантагрюэлю, в котором ставит человеческую душу выше тела, т.к. последнее только воспроизводит себя, но не способно совершенствоваться. Таким образом, в уста Г. Рабле вкладывает гуманистическую идею поступательного развития человеческого общества и самого Человека. (лит. герои)

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГАРГАНТЮА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГАРГАНТЮА в Словаре русского языка Лопатина:
    Гаргантю`а, нескл., …
  • ГАРГАНТЮА в Орфографическом словаре:
    гаргантю`а, нескл., …
  • КАРНАВАЛ в Словаре постмодернизма.
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ
    Возрождение (Ренессанс) — период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14—16 вв., в других …
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ВОЗРОЖДЕ’НИЕ (Ренессанс)период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14—16 вв., в других странах — …
  • СИЛЕН
    Первоначально силены были духами природы, демонами плодородия - подобными Сатирам, однако, начиная с 6 в. до н.э. силена стали изображать …
  • ОВИДИЙ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Назон Публий (43 до н. э.-ок. 18 н.) Римский поэт. Овидий был видной фигурой в римском обществе вплоть до 8-го …
  • РАБЛЕ в Лексиконе секса:
    Франсуа (1494-1553), фр. писатель-гуманист. Пятитомный роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1532) - энциклопедический памятник культуры Возрождения, отражающий титанически чувственный характер эпохи, …
  • ПАНУРГ в Литературной энциклопедии:
    (фр. Panurge;) - плут, хитрец, ловкач) - центральный персонаж романа Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», которому целиком посвящена третья книга, …
  • ПАНТАГРЮЭЛЬ в Литературной энциклопедии:
    (фр. Pantagruel - букв, «всежаждущий») - один из главных героев романа Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», центральное действующее лицо второй (1533), …
  • КОЛА БРЮНЬОН в Литературной энциклопедии:
    (фр. Colar Breugnon) - герой романа Р.Роллана «Кола Брюньон (Жив курилка)» (ок. 1913). Писатель считал своего героя воплощением «галльского духа» …
  • ФИШАРТ в Литературной энциклопедии:
    Иоганн — немецкий поэт и сатирик эпохи Реформации. Р. в Страсбурге. Обучался …
  • РОМАН в Литературной энциклопедии:
    большая эпическая форма, самый типичный жанр буржуазного общества. ИСТОРИЯ ТЕРМИНА. — Название «Р.» возникло в эпоху средневековья и первоначально относилось …
  • РЕНЕССАНС в Литературной энциклопедии:
    — Возрождение — слово, в своем специальном смысле впервые пущенное в оборот Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях художников» . …
  • РАБЛЕ в Литературной энциклопедии:
    Франсуа — знаменитый писатель, крупнейший представитель гуманизма во Франции. Родился в окрестностях Шинона (в Турени) в семье …
  • КОСТЕР в Литературной энциклопедии:
    Шарль Анри, де — бельгийский писатель. Р. в Мюнхене, в семье управляющего делами папского нунция. Рано …
  • КНИГА в Литературной энциклопедии:
    с точки зрения технически-производственной — совокупность рукописных или печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Обычно термин прилагается только к …
  • КАРИКАТУРА в Литературной энциклопедии.
  • ЗАГЛАВИЕ в Литературной энциклопедии:
    определение содержания лит-ого произведения, помещаемое обычно впереди последнего. Наличность З. для произведения не всегда обязательна; в лирической поэзии напр. они …
  • ЕВФЕМИЗМ, ИЛИ ЭВФЕМИЗМ в Литературной энциклопедии:
    [греческое — «благоречие»] — замена слов, признанных грубыми или «непристойными», посредством описательных выражений, иностранных слов или бессмысленных созвучий («невыразимые» вместо …
  • ДОН-КИХОТ в Литературной энциклопедии:
    центральный образ романа «Хитроумный гидальго Дон-Кихот Ламанчский» (Hingenioso Hidalgo Don Quijote de la Mancha) испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры …
  • ГРОТЕСК в Литературной энциклопедии:
    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА. — Термин Г. заимствован из живописи. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» (grotte) …
  • РАБЛЕ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (Rabelais) Франсуа (ок. 1494- 1553), французский писатель-гуманист. С 1527 вёл жизнь странствующего учёного; изучал древние языки, археологию, медицину и др. …