Индейцы Гуарани: Сущность Древней Земли

коренные аргентинцы

В аргентинском городе Игуасу, помимо мировой достопримечательности - одноимённых водопадов с прилегающим парком, оказывается есть на что посмотреть ещё. Это коренные жителям этих мест, индейцы Гуарани, и их деревни. Вообще-то Гуарани считаются парагвайским народом. В Парагвае и второй главный язык - гуарани, и деньги - гуарани, и много населения - гуарани и смесь с гуарани. Однако индейцы эти живут и в Аргентине и в Бразилии. Посмотреть на их жизнь очень просто. Практически в городе, неподалёку от торгового центра Punto Iguazu есть их деревня. Называется "Индейская община Ириапу". Индейцев частенько можно увидеть и в городе, определить что это они, очень просто - они похожи на бомжей. В деревню Гуарани можно сходить платно, и получить в довесок унылейшую экскурсию с местным представителем племени по близлежащему лесу. Но можно сходить бесплатно и посмотреть на их жизнь. С дороги платный вход отмечен красивой табличкой:

Бесплатный вход никак не отмечен, просто нужно свернуть направо за 100 метров до платного входа. Можно въехать и на машине.


Индейцы живут грязно и очень бедно. Давайте осмотрим главную площадь посёлка, местных и их жизнь.


Большинство из них не говорит по-испански.


Да и вообще гуарани считают эту землю истинно своей, а аргентинцев - захватсиками, которые "ладно, так и быть уж, пусть живут"... Чувствуя свою "вину" перед индейцами, аргентинское правительство всячески им помогает и демонстрирует уважение. Например для индейцев гуарани, для единственных в мире, сделан бесплатный вход в парк с водопадами.




Все их брачные традиции не лучше остальных диких брачных традиций других древних народов: жену сыну выбирает отец; женится индейцам гуарани положено рано, в 13-15 лет, чем больше нарожают, тем лучше ; женится на чужаках нельзя, иначе не примут обратно в племя


Некоторые индейцы, которые пообразованней, и знают испанский, подрабатывают гидами. Например этот тоже проводит небольшие экскурсии за 100 песо.


Главная гордость, которая должна сразить наповал туристов (особенно русских) - этот плуг. Вот наш гид демонстрирует, как им пашут землю.

Ещё есть телега - тоже предмет особой гордости.


Туристы в эту деревню захаживают, в отличие от деревни Мака в Парагвае, которой не повезло расположиться вдалеке от туристических троп. А сюда захаживают частенько. Поэтому индейцы вяло приторговывают своими подделками.











Посмотрим на индейские жилища.


Пол везде земляной. Бедно - ладно, но везде жуткий срач.


Почти в каждом индейском доме посреди разрухи стоит телевизор, а по нему идут нескончаемые мексиканские сериалы.


Электрическтов индейцы добывают от солнечных батарей: помощь оккупационного аргентинского правительства







Удивительно, но при такой разрухе, индейцы чем-то таки занимаются: выращивают домашних животных (для еды),

очень редко охотятся на безумных зверей, которые заблудились из соседнего заповедника,

а также выращивают арбузы, ананасы, кукурузу и всякие корешки типа картошки.


Вот это - ананасы






Кстати, смотрите - пирсинг вполне современный. Кто у кого перенял?...




Наш шофёр (слева), как и многие - многие аргентинцы относится к индейцам с лёгкой степенью неприязни. Он говорит: "Как им не помогай, что для них не делай - не хотят жить как люди"...



У некоторых гуарани есть машины, мотоциклы, и они даже ездят на заработки в город



Вот этот паренёк - тоже гид. Видите, на мотоцикл заработал. Ему кстати 17 лет.




Уважаемые визитёры, проход воспрещён, гласит табличка. Не во все места деревни можно ходить.



Некоторые мужчины гуарани любят выпить.

А усваиваемость алкоголя у них плохая,

поэтому они долго ходят пьяными.


Если вы все-таки зайдёте к гуарани с туристического входа,

почти ничего из того,

что показал вам здесь я, вы не увидите.

Перво-наперво вы увидите кассу в шалаше, и грозную табличку.

Перевод: НЕ сорить, НЕ курить, ЗАГЛУШИТЬ телефоны, ЗАПРЕЩЕНО фотографировать

без разрешения, НЕ ломать ветки деревьев. И как только бедные гуарани

терпят всю эту цивилизацию грязнуль с фотоаппаратами

и телефонами, которая окружила их со всех сторон?..


Итак, войдя с туристического входа, вы попадётесь в цепкие лапки гидов гуарани,

и вам придётся заплатить деньги за вход и экскурсию.

Вас будут водить по лесу, показывая различные капканы на животных

(недействующие макеты), и различные деревья и кустарники.

Смотреть близко на жизнь простых жителей, по словам экскурсоводов-гуарани,

нельзя. Это сильно беспокоит жителей, они не любят туристов.

Вы увидите шалашик - жилище гуарани

(обратите внимание, как чисто, экспонат явно не действующий).


Тропа воинов


Школа, которую построило окупационное аргентинское правительство для детишек гуарани. Там их учат испанскому языку, и работе гидами.



Гостей проводят даже на экскурсию в "музей".

Музей этот настолько жалок,

что предназначение его видимо не столько показать какие то экспонаты

(из коих там несколько примитивных рисунков),

сколько продемонстрировать бедственное и несчастное

положение народа гуарани

В 1999 году два москвича отправились в Амазонию для того, чтобы на собственном опыте узнать о том, что представляет собой современное племя гуарани. Их путь пролегал через Кубу, Перу и дальше в глубины этого дикого края. Поиски затерянного племени превратились в настоящее приключение. Контакт с ними удалось наладить благодаря местным этнографам. Лесные жители согласились показать парням из неведомой и далекой России свой быт только после того, как узнали о том, что они пришли с благими целями - написать книгу о племени гуарани. Сопоставив рассказы индейцев с данными местных архивов, российские этнографы смогли составить наиболее точное описание этого племени. Издревле гуарани занимались земледелием, охотой, скотоводством. Несколько тысяч лет назад среди индейцев был распространен ритуальный каннибализм, который отличался особой жестокостью, причем плоть своих жертв они употребляли в сыром виде. Только с приходом миссионеров-католиков гуарани впервые стали отказываться от человечины. Ушлые иезуиты даже организовали на их землях собственное государство, которое долго враждовало с испанскими и португальскими колонизаторами. Смешавшие в себе языческие традиции с католическими догматами, эти люди не похожи на другие племена Латинской Америки. Многие обитатели поселков до сих пор живут в строгой изоляции и максимально ограничивают контакты с внешним миром. Если чужие охотники по неосторожности забредают на их территорию, то индейцы не убивают его на месте, как в прежние времена. Им дают уйти, намекнув на то, что человек ступает по чужой земле.
Однако цивилизация все же просачивается даже в такие закрытые сообщества. Индейцы, прежде напрочь отвергавшие одежду, теперь ходят в шортах. А женщины заворачиваются в куски тканей, которые служат им платьями. У них даже появилось несколько американских долларов, которые хранятся в хижине вождя как реликвии. Да, аборигены понимают, что это за бумажки и для чего они предназначены. Тем выше их ценность в глазах наивных отшельников, которые пытаются сохранить свой привычный мир. Как и во времена первых конкистадоров, современные гуарани готовы выменять любой трофей на обычные ножи, зеркальца и ножницы . А если в руках человека женщины увидят яркую бижутерию, то сразу же он становится "первым парнем на деревне" и покорителем сердец. Еще одним важным атрибутом жизни индейцев стал футбол. Почти во всех деревнях есть футбольные мячи и поля, за которыми мужчины тщательно ухаживают, подстригая их мачете почти каждый день, поскольку буйная растительность джунглей моментально наступает на все открытые участки. Они уже без страха относятся к современной медицине. Были даже случаи, когда гуарани добровольно обращались в местные больницы по поводу аппендицита. Индейцы постепенно "окультуриваются", но это не мешает им вести жестокие междоусобные войны. В семьях самых воинственных мужчин всегда много жен и детей. Порой кажется, что они готовят новое поколение для продолжение собственной бесконечной войны. А поводов для конфликтов находилось великое множество. Даже если человеку просто не везло в жизни, он начинал подозревать, что завистливые соседи навели на него порчу. Мужчины его рода брались за мачете и шли наказывать колдунов... Кстати, именно племя гуарани подарило миру зеленый чай мате, который пили еще в древности их предки. Даже способ приготовления мате европейцы позаимствовали у них. Эта народность прежде заселяла все земли от Патагонии до Перуанских плато. Они пережили инков и ацтеков, но не могут пережить давление современного мира, который, желая блага, несет плоды прогресса, убивающие самобытность этих людей.
Их культура постепенно умирает. Молодые гуарани все чаще отправляются на заработки в другие страны. Они реже вспоминают о далеком доме. Последние энтузиасты стараются записать легенды и мифы этого народа, запечатлеть их рисунки и орнаменты. К сожалению, через пять десятков лет о таком народе наши потомки смогут прочитать только в книгах. Древние народы вымирают, забирая мудрость предков и сам дух этой земли. И гуарани не исключение.

Пожалуйста, оформите его согласно правилам оформления статей.

Гуарани – большое племя индейцев, занимавшееся первобытным земледелием, охотой, рыбной ловлей, разведением домашней птицы и свиней. Особенность гуарани – каннибализм, причем человечину они ели почти сырой. И в то же время все очевидцы отмечали удивительную доброжелательность, кротость и даже «детскость» этого народа. Одно из немногих племен, которое легко приняло католицизм, и создало на своей основе первое в мире «социалистическое» государство Иезуитскую республику. И долгое время вместе с отцами – иезуитами, боролось за независимость своего государства от Испании и Португалии.

Это племя и сейчас продолжает жить по традициям и обычаям своих предков, частично язычники, частично католики. Плохо идущие на контакт, они интересны своей неизбалованностью цивилизацией. В Эквадоре до сих пор остались племена, не желающие общаться с внешним миром, они живут обособленными группами, все время переходя с места на место. Встречая незваных гостей, гуарани не нападают сразу - они дают им возможность уйти, в качестве предупреждения сплавляя по реке ветки.

Создателем вселенной, по древним верованиям Гуарани считается бог Тупа, который, однако, только делом творения и ограничился. Миром он не управляет, поручив это различным духам, в судьбы людей не вмешивается и никаких предписаний либо наставлений им не дает, предоставив каждому полную свободу воли. Гуарани придерживаются также культа предков и верят в бессмертие души, которая, покинув тело, витает возле своего племени и может оказать хорошее или дурное влияние на судьбу близких. Самым почитаемым божеством Гуарани считаются дух Ягуара, проводя обряды, шаман призывает его в помощь.

Испанцы, так и португальцы обращались с местным населением крайне жестоко. В большом ходу были набеги «паулистов» - охотников за рабами. В результате к концу XVI в. численность гуарани с миллиона человек сократилась до 5 тыс.

Образование «государства». Все начало меняться, когда в Парагвае появились иезуиты (1585г.). Они активно боролись против обращения местного населения в рабство, чем активно расположили его к себе. Отмечается, что туземцы были покорены не насилием, а только убеждением и добрым отношением. Гуарани охотно крестились и принимали основы христианской веры. Мастерски балансируя между испанцами и португальцами, иезуиты сумели настолько упрочить свое положение, что в 1611г. получили от испанской короны монопольное право на учреждение миссии в Парагвае, причем индейцы освобождались на 10 лет от уплаты налогов. Тем самым было положено начало «государству» иезуитов, которое расположилось в треугольнике нынешних городов Асунсьон, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу – всего 200 тыс. кв. км. Интересно, что соответствующие области Бразилии, Аргентины и Парагвая, на которых располагалось «государство», до сих пор называются Мисьонес – район миссии.

Жизнь в «государстве». В 1645г. иезуиты получают от короля Филиппа III привилегию на невмешательство светских властей в их колониальную деятельность. С этого времени государство иезуитов входит в пору своего расцвета. Некоторые исследователи считают, что слово «государство» в применении к этому явлению условно. Если это и справедливо применительно к раннему этапу миссии иезуитов, то позже можно усмотреть все основные признаки государства: центральную и местную власть, армию, полицию, тюрьмы и пр. Уже к 1610г. возникла идея селить как крещеных, так и ждущих крещения индейцев в особых поселениях – «редукциях» (от исп. reducir – превращать, обращать, приводить к вере), которыми руководили священники ордена. В конце концов Иезуиты образовали 31 редукцию, с населением от 250 до 8 тыс. человек. Их объединение под началом руководителя провинции и назвали «государством иезуитов». Редукции представляли собой укрепленные поселения, в каждом из которых было только два отца-иезуита – администратор и духовник. Кроме того, была администрация из туземцев-«коррехидов», во главе с касиком, т.е. старейшиной. На все общественные должности раз в год назначались выборы, в которых участвовало все население редукции. Частые набеги испанских «паулистов» заставили иезуитов к 1639г. создать из индейцев свою армию, - хорошо обученную, вооруженную ружьями и управлявшуюся офицерами-индейцами. Отец Антонио Сепп, посетивший одну из крупнейших редукций – Япею – нашел там великолепные здания из камня и дерева, фабрики, магазины, арсенал, тюрьму, прядильную для старых женщин, аптеку, больницу, гостиницу, кирпичные заводы, печи для обжига извести, мельницы, красильни, литейные (для колоколов).. Вокруг хижин гуарани было много садов и поля риса, табака, пшеницы, бобов и гороха. Впрочем, жилища туземцев были просты – однокомнатные хижины из тростника (позднее – из камня) без навесных дверей, окон и дымовых труб.

Социальная организация редукций поражает воображение. Частной собственности не было (это было в соответствии с традициями гуарани, не знавших собственности). Правда, каждой семье выдавался небольшой личный участок, на котором, однако, можно было работать не более трех дней в неделю. Остальное время – работа на общественное хозяйство. Все выработанное помещалось в общественные склады, откуда всем выдавалось поровну. Деньги применялись только на свадебном обряде: жених «дарил» невесте монету, но после венца монета возвращалась. Хотя торговля внутри редукции отсутствовала, однако существовала государственная внешняя торговля: продукты сельского хозяйства и фабричные изделия сплавлялись по Паране к океану и там обменивались на необходимых государству вещи. Индейцев в таких путешествиях всегда сопровождал священник. За время существования государства иезуиты внедрили прогрессивные агротехнические технологии, в результате гуарани сумели полностью обеспечить себя продуктами. Стало процветать различные виды ремесел, в том числе – ювелирное, часовое, швейное, судостроительное: гуарани строили корабли крупнее тех, что строились на лондонских верфях. Расцветали художественные промыслы – ткачество, резьба по дереву и камню, гончарное дело.

Вся жизнь редукций была подчинена церковным установлениям. Были возведены величественные, богато украшенные храмы. Присутствие на богослужениях было обязательно. Все причащались установленное число раз. Иначе говоря, все жители редукции составляли один приход, причем соблюдалось удивительное послушание духовным отцам. Даже Лафарг указывает, что утром и вечером – до и после работы – все отправлялись в церковь. По свидетельству Шарлевуа – иезуита, написавшего «Историю Парагвая» - «Церкви никогда не пустуют. В них всегда присутствует большое количество народа, проводящего все свободное время в молитвах» – прямо рай с точки зрения священников. Индейцы оказались на удивление талантливы, особенно – в музыкальном отношении, и вскоре в этом народе выросли замечательные музыканты, композиторы, певцы. Однако искусство было исключительно церковны. Испанской литературы туземцы не знали: они обучались родному языку (иезуиты создали азбуку языка гуарани). В редукции Кордова была типография. Выпускаемая литература – сплошь церковная, в основном – жития.

Впрочем, эти мнение о тотальной церковности культуры может быть подвергнуты сомнению, поскольку известно, музыкальные инструменты, сделанные гуарани, славились на всем континенте. Есть сведения об оркестрах и танцевальных ансамблях, которые, как известно, в богослужениях не применялись.

Уровень преступности был чрезвычайно низкий. В подавляющем большинстве случаев наказания ограничивались епитимьей (молитва и пост), замечаниями или публичным порицанием. Правда, иногда приходилось применять более серьезные меры: наказание палкой (не более 25 ударов) или тюремное заключение, срок которого не превышал 10 лет. Смертной казни не было, хотя и случались убийства. В нравственном отношении гуарани сделали громадный скачок. Каннибализм был полностью ликвидирован. Отцы добились перехода в основном на растительную пищу. Но и мясную давали вволю, хотя только вареную. Отметим, что ночью выходить на улицу запрещалось, а выход за границы редукции возможен был только по благословению отца-иезуита.

Брак в государстве – по выбору отцов, девушки в 14 лет, юноши – в 16. Демографические меры были оригинальны. Один из путешественников пишет: «Иезуиты поощряли ранние браки, не допускали, чтобы взрослые мужчины оставались холостыми, а всех вдовцов, за исключением совсем уж преклонного возраста, склоняли к новому браку… Сигнал подъема давали обычно за полчаса до момента, когда действительно надо было вставать». Эти ли меры, или высокая социальная защищенность, дали удивительный рост населения: в лучшие времена численность «государства» составляло не менее 150 тыс. чел. (говорится даже о 300 тыс. чел.). Государство это, в конце концов, было уничтожено Испанцами и Португальцами, несмотря на то, что гуарани вместе иезуитами его отчаянно защищали с оружием в руках.

Тупи-Гуарани включает в себя восемь групп:

  • Гуаранийская
  • Гуараю
  • Тенетехара
  • Каяби
  • Кавахиб
  • Камаюра
  • Оямпи

Известные гуарани

Самым известным представителем народа гуарани является вратарь сборной Парагвая по футболу Хосе Луис Чилаверт .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

В джунгли Парагвая наши соотечественники-туристы забредают довольно редко. Поэтому до нас доходят лишь отрывочные сведения об этой части страны. Мало известно, например, о племени гуарани, которое обитает в диких джунглях Южной Америки. Однако это уникальные люди, которые постарались не потерять свои древние традиции и уклад жизни под бешеным натиском цивилизации.

В 1999 году два москвича отправились в Амазонию для того, чтобы на собственном опыте узнать о том, что представляет собой современное племя гуарани. Их путь пролегал через Кубу, Перу и дальше в глубины этого дикого края. Поиски затерянного племени превратились в настоящее приключение. Контакт с ними удалось наладить благодаря местным этнографам. Лесные жители согласились показать парням из неведомой и далекой России свой быт только после того, как узнали о том, что они пришли с благими целями - написать книгу о племени гуарани. Сопоставив рассказы индейцев с данными местных архивов, российские этнографы смогли составить наиболее точное описание этого племени. Издревле гуарани занимались земледелием, охотой, скотоводством. Несколько тысяч лет назад среди индейцев был распространен ритуальный каннибализм, который отличался особой жестокостью, причем плоть своих жертв они употребляли в сыром виде. Только с приходом миссионеров-католиков гуарани впервые стали отказываться от человечины. Ушлые иезуиты даже организовали на их землях собственное государство, которое долго враждовало с испанскими и португальскими колонизаторами. Смешавшие в себе языческие традиции с католическими догматами, эти люди не похожи на другие племена Латинской Америки. Многие обитатели поселков до сих пор живут в строгой изоляции и максимально ограничивают контакты с внешним миром. Если чужие охотники по неосторожности забредают на их территорию, то индейцы не убивают его на месте, как в прежние времена. Им дают уйти, намекнув на то, что человек ступает по чужой земле.
Однако цивилизация все же просачивается даже в такие закрытые сообщества. Индейцы, прежде напрочь отвергавшие одежду, теперь ходят в шортах. А женщины заворачиваются в куски тканей, которые служат им платьями. У них даже появилось несколько американских долларов, которые хранятся в хижине вождя как реликвии. Да, аборигены понимают, что это за бумажки и для чего они предназначены. Тем выше их ценность в глазах наивных отшельников, которые пытаются сохранить свой привычный мир. Как и во времена первых конкистадоров, современные гуарани готовы выменять любой трофей на обычные ножи, зеркальца и ножницы. А если в руках человека женщины увидят яркую бижутерию, то сразу же он становится "первым парнем на деревне" и покорителем сердец. Еще одним важным атрибутом жизни индейцев стал футбол. Почти во всех деревнях есть футбольные мячи и поля, за которыми мужчины тщательно ухаживают, подстригая их мачете почти каждый день, поскольку буйная растительность джунглей моментально наступает на все открытые участки. Они уже без страха относятся к современной медицине. Были даже случаи, когда гуарани добровольно обращались в местные больницы по поводу аппендицита. Индейцы постепенно "окультуриваются", но это не мешает им вести жестокие междоусобные войны. В семьях самых воинственных мужчин всегда много жен и детей. Порой кажется, что они готовят новое поколение для продолжение собственной бесконечной войны. А поводов для конфликтов находилось великое множество. Даже если человеку просто не везло в жизни, он начинал подозревать, что завистливые соседи навели на него порчу. Мужчины его рода брались за мачете и шли наказывать колдунов... Кстати, именно племя гуарани подарило миру зеленый чай мате, который пили еще в древности их предки. Даже способ приготовления мате европейцы позаимствовали у них. Эта народность прежде заселяла все земли от Патагонии до Перуанских плато. Они пережили инков и ацтеков, но не могут пережить давление современного мира, который, желая блага, несет плоды прогресса, убивающие самобытность этих людей.
Их культура постепенно умирает. Молодые гуарани все чаще отправляются на заработки в другие страны. Они реже вспоминают о далеком доме. Последние энтузиасты стараются записать легенды и мифы этого народа, запечатлеть их рисунки и орнаменты. К сожалению, через пять десятков лет о таком народе наши потомки смогут прочитать только в книгах. Древние народы вымирают, забирая мудрость предков и сам дух этой земли. И гуарани не исключение.

Гуарани, одно из индейских племён Южной Америки; см. Тупи-гуарани .

  • - см. Тупи-гуарани...
  • - одна из наиболее крупных языковых семей индейцев Юж. Америки. Языки Т.-г. делятся на две группы: северную - тупи, послужившую основой межплеменного языка после завоевания Бразилии европейцами, и южную - гуарани...

    Советская историческая энциклопедия

  • - I ́ одно из индейских племён Южной Америки; см. Тупи-гуарани. II ́ язык южноамериканских индейских племён, относящийся к семье языков тупи-гуарани...
  • - Гуарани, язык южноамериканских индейских племён, относящийся к семье языков тупи-гуарани. До колонизации Южной Америки был распространён на территории современной Бразилии, Парагвая, северной Аргентины...

    Большая Советская энциклопедия

  • - одна из наиболее крупных языковых семей индейцев Южной Америки...

    Большая Советская энциклопедия

  • - индейский народ группы тупи-гуарани в Парагвае. 30 тыс. человек. Участвуют в формировании современных парагвайцев. Язык гуарани. По религии католики...
  • - язык индейцев гуарани, распространенный в Парагвае и соседних районах Бразилии и Аргентины. Относятся к семье тупи-гуарани. Имеет общенациональное значение в Парагвае. Письменность на основе латинской графики...

    Большой энциклопедический словарь

  • - КВАРТЕРОНЫ, в Америке потомки от браков мулатов и представителей европеоидной...

    Большой энциклопедический словарь

  • - группа индейских народов в Парагвае, Бразилии, Боливии, Перу, Гайане и др. 150 тыс. человек. Языки тупи-гуарани. Верующие придерживаются традиционных верований...

    Большой энциклопедический словарь

  • - семья индейских языков. Включает св. 50 языков, составляющих 7 основных групп: собственно тупи-гуарани, юруна, арикем, тупари, рамарама, монде и пурубора...

    Большой энциклопедический словарь

  • - гварани/ и / нескл...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - гуаран"и и гваран"и, нескл...

    Русский орфографический словарь

  • - гуара́ни см. гварани...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - 1. ́, неизм.; нескл., м., м. и ж. 2. ́ и гварани́, нескл...

    Русское словесное ударение

  • - сущ., кол-во синонимов: 6 барабан гварани индеец народ трокано язык...

    Словарь синонимов

"Гуарани (племя в Юж. Америке)" в книгах

ПЛЕМЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Из книги Земля в цвету автора Сафонов Вадим Андреевич

ПЛЕМЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ Бывает и так, что новые пути науки и техники прокладывают иногда не общеизвестные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела. И. Сталин. (Речь ка приеме в Кремле работников высшей школы 17 мая 1938

Ивовое племя

Из книги Занимательно о фитогеографии автора Ивченко Сергей Иванович

Ивовое племя Помните, чеховское: ткни оглоблю, вырастет тарантас.- А если оглобля вербовая?- Тарантас может и не вырасти, - скажет реалист-ботаник, - а уж дерево наверняка будет!От себя добавим: красивое, кудрявое, с годами все более кряжистое. Словом - ивушка зеленая…

Гуарани

автора Колина Аугусто

Гуарани

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати. 9000 лет парагвайского чая автора Колина Аугусто

Гуарани Гуарани – это южная ветвь народов тупи-гуарани. Большая их часть в данный момент проживает в Парагвае, где они насчитывали около 30 тысяч человек, согласно переписи населения 1987 года. Также значительное их количество живет в Аргентине и Бразилии. Словом, там, где

Племя фаю

Из книги Ребенок джунглей [Реальные события] автора Кюглер Сабина

Племя фаю Первая ночь прошла спокойно. Проснувшись на следующее утро, я открыла глаза и увидела огромные величественные деревья, уходящие в небо. Пение птиц околдовало меня, эта чарующая утренняя песенка пробуждала фантазию.Юдит еще спала. В доме было тихо. Мне стало

Страна Гуарани

Из книги По следам конквистадоров автора Каратеев Михаил Дмитриевич

Страна Гуарани Чтобы лучше уяснить себе характер, психологию и бытовые особенности парагвайского народа, необходимо, хотя бы вкратце, ознакомиться с историей Парагвая. Она сложилась и развивалась совершенно оригинально, и в своих основных, направляющих чертах сильно

Род и племя

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

Род и племя Доклассовое общество выработало свои, обусловленные в конечном счете технологическими и экономическими причинами, формы общности людей - род и племя.Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом

Очерк одиннадцатый Американские колонии в последней четверти XVII и первой половине XVIII в. Потеря Канады французами и значение этого факта для североамериканских колоний. Взрыв революции в Северной Америке. Вмешательство французов. Поражение англичан в Америке и их победы в Индии

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк одиннадцатый Американские колонии в последней четверти XVII и первой половине XVIII в. Потеря Канады французами и значение этого факта для североамериканских колоний. Взрыв революции в Северной Америке. Вмешательство французов. Поражение англичан в Америке и их

Племя

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Племя Рід був найменшою клітиною давного громадського устрою; вищим проявом громадського життя було племя. Але що таке племя, це річ не цілком ясна. Давній літописець подав нам імена різних племен, старався описати їх обичаї, але не зумів виразно сказати, чим саме було

5. Племя

Из книги автора

5. Племя Говоря о семье, мы рассматривали основную ячейку галльского общества. На ступень выше в общественной организации находилось племя, которое латины называли пагом (pagus). Объединение некоторого числа семей в племя восходит к древнейшим временам. Какие

Племя

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Племя Племя (антр.) – термин, употребляемый для обозначения группы людей, связанных между собою известными общими признаками, а иногда и предполагаемой общностью происхождения. Для более крупных подразделений, основанных на различи физических признаков, более

Гуарани (племя в Юж. Америке)

БСЭ

Гуарани (язык индейских племён)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Племя

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Тупи-гуарани

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТУ) автора БСЭ

МАТЕ - ГОРДОСТЬ АРГЕНТИНЫ

Когда Паи Суме пришел в землю индейцев мбаракайю, лежащую более чем в сотне лиг от города Асунсьон, он увидел наделы, на которых росли деревья ка’а с ядовитыми листьями. Поэтому он взял в свои чудотворные руки пригоршню листьев и, подсушив их на огне, очистил от яда. Затем он сказал индейцам, что если те будут делать также как он, то из этих листьев можно приготовить напиток. С тех самых пор мбаракайю пьют йербу, наделяя ее чудодейственными свойствами.

Каждый, кто - хоть бы и немного - интересовался традициями Южной Америки, наверняка знаком со словом "мáте", которое зачастую произносят с ударением на последний слог. Обычно в голове сразу же начинают роиться смутные образы Аргентины, пампы и пастухов-гаучо, потягивающих через серебряные трубочки-бомбильи обжигающий рот горьковатый напиток из круглых тыковок-калабас. Впрочем, даже те, кто предпочитает скитаниям по дальним краям уютные кафе и ресторанчики европейских мегаполисов, слышали о мате и хоть раз, да пробовали его: благо в последнее время он вошел в моду, в том числе и в России. Но далеко не всем известно о происхождении "парагвайского чая" и о том, где и как зародилась эта традиция. Что ж, есть смысл рассказать об этом подробнее.

Существует несколько версий того, как европейцы прознали о существовании мате, или "йерба", как называют кустарник Ilex paraguariensis в Южной Америке. Однако наиболее правдоподобно выглядит следующая. Суть ее в том, что конкистадоров познакомили с этим растением индейцы гуарани, населявшие территорию нынешнего Парагвая, часть Аргентины и юг Бразилии. Ведь самые ранние упоминания о присутствии йербы в их культуре относятся к самому началу завоевания района Рио-де-ла-Плата в современной Аргентине и датируются 1536 годом. Крайне сомнительно предполагать, что испанцы самостоятельно могли открыть это растение и догадаться о его чудодейственных свойствах. Особенно если учесть, что первые европейские поселения были основаны вблизи реки Парагвай, а это несколько сот километров от тех мест, где произрастала йерба.

В пользу теории индейского происхождения традиции говорит и то, что конкистадоры с самого начала научились приготавливать йербу, протаскивая листья сквозь пламя и, таким образом, слегка подвяливая их. Лишь затем они измельчали их, и либо использовали сразу, заливая кипятком, либо оставляли про запас. Трудно представить, что европейцу на пустом месте вдруг могло прийти в голову обращаться с незнакомым растением подобным образом. Представляются вполне правдоподобным и утверждения, что гуарани употребляли йербу в виде напитка в достаточно ограниченных количествах, отдавая предпочтение пережевыванию свежих зеленых листьев этого растения. Наподобие того, как горцы Перу и Боливии сегодня жуют листья коки.

Есть сведения, что некоторые группы гуарани использовали йербу не только как "энергетический напиток", но также применяли ее в медицинских целях и даже в магических обрядах. Правда сегодня уже не представляется возможным безоговорочно утверждать, что подобные практики имели повсеместное распространение среди племен тупи-гуарани на всех некогда занимаемых ими обширных пространствах южноамериканского континента.

В тех местностях, откуда происходит йерба, она известна под целым рядом различных местных имен. Ее называют "ка’a", и гуарани отзываются о ней как о "траве бога Тупá". Некогда ее именовали также "парагвайской травой", "травой Святого Томаса", "парагвайским чаем", "иезуитским чаем" и "травой дьявола". В конце концов, общепризнанным и самым распространенным вариантом стал "йерба мате" или просто "йерба".

Замечу, что испанское название "йерба" в значении "трава, листья" - калька со слова "ка’а" из языка индейцев гуарани - прижилось благодаря тому, что испанцы впервые познакомились с растением в виде листьев и предположили, что это крошечный кустарничек, почти что трава. Отсюда и название. Ну а термин "мате" пришел из языка кечуа и является производным, искаженным вариантом слова "матú", которым индейцы-горцы называли маленькую тыкву Lagenaria vulgaris, испокон веков традиционно использовавшуюся в качестве сосуда для любой жидкости, и вовсе необязательно йербы. Вполне возможно, что словечко "мате" на земли нынешнего Парагвая и Аргентины принесли с собой первые миссионеры, работавшие в Перу и говорившие на языке индейцев Анд.

Индейцы же племен тупи-гуарани, изначально жившие в Парагвае и прилегающих областях континента, сосуд из тыквы называли по-своему - "ка’а-и-гуа". Или более коротко - "ихá". Причем, этим словом обозначалась не только сама калабаса, из которой сегодня пьют йербу, но вообще любая емкость, использовавшиеся для самых разных хозяйственных нужд.

Как и почти все лесные племена, гуарани исторически поддерживали очень тесные отношения с окружавшей их природой и, в частности, с растительным миром. В сельве, где испанцы заложили свои первые католические миссии на землях индейцев, были места, в которых это растение встречалось в дикорастущем виде. Так что неудивительно, что среди многочисленных духов и богов-демиургов тупи-гуарани как минимум два упоминаются в связи с сельвой и йербой. Один из них - Каагуй Порá защищает лес от тех, кто несет ему разрушения и без необходимости рубит деревья. А дух Ка’а йяри’и - женщина поразительной красоты - преследует и наказывает тех людей, кто в нарушение правил преждевременно собирает листья растения, вредя ему.

Согласно представлениям гуарани, у йербы есть душа. Ведь когда-то ка’а была единственной дочерью духа Караи. Существует множество вариантов этого мифа. Но все их роднит рассказ о том, как девушка превратилась в растение. Один из мифов гласит:

"Однажды некий почтенный старик постучался в дверь дома Караи, который в те времена был мужчиной, и попросил разрешения переночевать. Дочь Караи с радостью принялась ухаживать за гостем. Наутро, прощаясь, незнакомец признался Караи, кто он на самом деле. Старец рассказал, что он посланник бога Тупá, и сказал:

Тупа хочет отблагодарить тебя за то гостеприимство, что оказала мне твоя прекрасная и заботливая дочь. Он превратит ее в кустарник, чтобы в будущем она не знала горя и чтобы она не умерла, как обычные люди. Твоя дочь станет бессмертной.

Так и случилось. С тех пор девушку стали называть Ка’а - йерба мате. Много плохого и хорошего случилось за это время, но дочь Караи до сих пор жива. Ведь ее срезают снова и снова, а она вырастает заново, молодая и красивая как прежде. Йерба мате - это сущность, душа всех гуарани. А гуарани - самая сущность земли, на которой растет йерба".

Имеется и другая, очень древняя, версия мифа, бытующая среди гуарани в Парагвае:

"Давным-давно по этим землям прошел святой человек и пророк, которого называли Караи. В разных областях люди знают его под многими именами. В Парагвае он Паи Суме или Паи Чуме. В перуанской сельве - Паи Туме. Этого бородатого человека, который пришел откуда-то издалека, знают все гуарани. Для них он Туме, Тхоме, Суме, Чуме, Тхоме Марангату, Аваре Чуме Марангату. Он тот, кто научил индейские племена выращивать растения, охотиться, рыбачить, собирать плоды дикорастущих деревьев, ухаживать за животными и подарил индейцам такие ценные культуры, как кукуруза и маниок".

Многие исследователи не без основания утверждают, что этот миф чисто индейского происхождения, подкрепляя свои высказывания тем, что в пантеоне индейцев тупинамбá Суме - это спаситель от второго уничтожения мира и отец Тамандуаре. В частности, Педро Монтенегро в своем "Трактате о народной медицине" рассказывает о древней культурной традиции, повествующей о временах, когда Паи Суме научил индейцев приготавливать и пить йербу.

Миф о Туме и его связь с йербой был перенят и позже переработан миссионерами, результатом чего стало появление синкретичной версии, в которой вместо Туме главным действующим лицом стал Святой Томас, некогда прошествовавший по землям Парагвая. Некоторыми авторами Паи Чуме воспринимается как наиболее значимый полу-мифический, полу-реальный персонаж в традиции индейцев гуарани, который некогда мог существовать на самом деле. При этом они аппелируют к факту, что отчасти именно этот герой вписывается в индейские представления о мироустройстве, а отчасти соответствует христианским верованиям. В любом случае, новая редакция мифа о Туме стала причиной того, что христианство среди индейцев гуарани начало распространяться намного быстрее, нежели прежде.

В общих словах, суть синкретичной версия выглядит следующим образом:

"Когда Святой Апостол Томас - Паи Суме - пришел в провинцию Мбаракайю, лежащую более чем в сотне лиг от города Асунсьон, он увидел наделы, на которых росли деревья ка’а с ядовитыми листьями. Поэтому он взял своими чудотворными руками пригоршню листьев и, подсушив на огне, очистил их от яда. Затем он сказал индейцам, что если они будут делать также как он, то из этих листьев можно приготовить напиток. С тех самых пор индейцы пьют йербу, наделяя ее чудодейственными свойствами".

Согласно другому автору, Хосе Крусу Рольи, в древности гуарани употребляли йербу различными способами. Как уже было сказано, они жевали листья ка’а, предварительно слегка опалив их на огне - "мборовире", заваривали их кипятком - "каай" или замачивали в холодной воде в миске - "хи’а", а потом пили через бамбуковую трубочку - "такуапи".

Впрочем, справедливости ради все же стоит упомянуть о том, что в наши дни знахари изредка обращаются к помощи йербы в своих обрядах. Так, во время церемонии Арагуиже Пиа’у - "Новое время", на которой индейцы мбья-гуарани из современной провинции Мисьонес в Аргентине празднуют возвращение весны, шаманы подвешивают пучок йербы с одной стороны церемониального места. Этот пучок - древний символ "текоа" - индейского селения. На этой церемонии гуарани возносят благодарности Ньяманду Ру Эте за магическое возрождение жизни, потому что вместе с Ивира Роки - почками на ветвях деревьев, в лесах распускаются цветы и начинают петь птицы. И это время, когда йерба возрождается как дочь сельвы.

Напоследок хочется заметить, что привычный нам способ пить мате через трубочку-бомбилью не был распространен повсеместно среди гуарани. В большинстве случаев индейцы пили напиток как воду, процеживая его через зубы, чтобы не глотать частички листьев. Лишь некоторые группы племен пользовались тонким бамбуковым стволом. А вариант с серебряной трубочкой, имеющий фильр, и богато украшенной калабасой - это во многом изобретение белых поселенцев, которые помимо нее в свое время придумали массу дополнительных приспособлений для зародившегося в XVIII веке и вошедшего в моду целого ритуала "матепития": начиная с ложечки-"апартадор", серебряного подноса-подставки "сальвилья" и заканчивая специальными, богато украшенными "чайниками", называвшимися "пава" и "пава-орнильо". Но это уже совсем другая история, имеющая к индейской традиции самое косвенное отношение.

Примечание:

Мате (йерба мате) - Ilex paraguariensis, вечнозеленое дерево или кустарник семейства падубовых. Высота до 13-16 м. Кора ствола беловатая, гладкая. Листья супротивные, гладкие, глянцевитые, длиной 7-10 см. Цветки мелкие, бледно-зеленые. Плод - 4-8-семенная ягода. Растет на Бразильском плоскогорье между 22 и 33 градусами южной широты, на высоте 500-900 м. Заросли дикорастущего мате почти истреблены; с 1910 года введен в культуру (в районах его естественного ареала). Основную продукцию получают с плантаций в Аргентине, Бразилии и Парагвае. Листья содержат 0,97-1,79% кофеина. Из листьев и стеблей изготавливают порошок, употребляемый для получения наиболее распространенного в юго-восточных странах Южной Америки напитка, оказывающего тонизирующее и лечебное действие.