Левитан его произведения. Исаак Левитан – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge

Выдающийся живописец, замечательный мастер пейзажа Исаак Левитан родился 18 августа 1860-го года на западной окраине России, в местечке у железнодорожной станции Кибарты.

Кроме будущего художника в семье было еще трое детей - две дочери и сын. Но, не смотря на скудность средств, дом был наполнен благоприятной творческой атмосферой. После переезда в Москву семья жила очень бедно, одним из источников заработка были частные уроки французского, которые давал отец.

Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870-м году старший сын Авель, а затем, в 1873-м году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения в училище стали для Левитана довольно серьезным испытанием. Впоследствии он писал: "Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. ...Сколько усилий, трудов, горя, пока выбился на дорогу".

В 1875-м году умирает мать Левитана, а спустя два года умирает от тифа и отец. Дети остались одни, и вели почти нищенский образ жизни.

И все-таки уже в годы учения Исаак не только усвоил уроки учителей, но и сказал новое слово в русском искусстве.

Первая склонность молодого художника к изображению природы проявилась уже вскоре после поступления в училище. Говорили, что Алексей Саврасов, руководитель пейзажной мастерской, буквально "выпросил" его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Саврасов, безусловно, поддерживал юного художника, он видел в нем большой потенциал. Под его руководством у Левитана появляются его ранние работы "Солнечный день. Весна", "Ветряные мельницы", "Вечер", "Осень. Дорога в деревне". Поскольку Саврасов сам тяготел к природной лирике, он как мог вдохновлял, обучал юного художника.

Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедствующего ученика, преподаватели стремились облегчить его положение. Левитану, пожалуй, чаще других учащихся выдавали, пусть скудные, денежные пособия, краски и другие художественные принадлежности, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора Москвы князя Долгорукова. Но денег все равно не хватало.

Михаил Нестеров, друг Левитана по училищу говорил, что "на редкость красивый, изящный мальчик-еврей", похожий на нищих детей-итальянцев, "с алым цветком в кудрявых волосах", "сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов"...

Говорили, что иногда он даже не имел, где остаться переночевать. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого дома Юшкова, где располагалось училище, и оставался там один, коротать ночь в тепле, оставался на целый долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе.

Левитан безумно любил природу, он благоговел перед ней. Он часто подолгу гулял по лесу, любил рыбалку, охоту, любил русские деревни. Чувство связи души и судьбы человека с родной природой стало также характерным качеством московской школы живописи, окончательно сформировав художественный вкус Исаака.

По-настоящему заметным творческим успехом Левитана стала картина "Осенний день. Сокольники". Вызванный ею успех не только вселил уверенность в Исаака, но и слегка помог в финансовом плане. Тем не менее, жить по-прежнему было негде, и приходилось ночевать в разных гостиницах.

Чтобы хоть как-то заработать, Левитан рисовал иллюстрации к разным еженедельникам. В 1880-х годах Левитан открывается еще больше как художник. Картина "Дуб" - смесь влияния Саврасовской и Поленовской живописи. Левитану удавалось каким-то образом передать еле видимые движения природы, ее эмоциональность и игру света: картины "Последний снег. Саввинская слобода", "Зимой в лесу", "Весной в лесу".

Следует отметить, что у Левитана уже в период учения начала развиваться неврастения. Возможно из-за этого в начале 1880-х годов некоторые его картины отмечены печатью меланхолии и печали, да и трудные годы детства тоже оставили свой отпечаток.

Зато работы 1883-х - 1885-х годов, напротив, очень светлые и жизнерадостные. Это картины "Первая зелень. Май", "Мостик. Саввинская слобода".

В 1884-м году Левитан перестал посещать училище, он уже был достаточно устоявшимся художником, со своим стилем и мировоззрением. А в 1886-м году Левитан стал участвовать в выставках Товарищества передвижников. Кроме того, Левитан был в тесных дружественных связях с Антоном Павловичем Чеховым. Они даже отдыхали вместе в одной усадьбе в Бабкине. Пребывание в усадьбе было плодотворным в плане творчества у Левитана. Он написал такие работы как "Река Истра" и один из своих шедевров - "Березовая роща".

В 1886-м году Левитан едет в Крым. Там появляются его знаменитые крымские пейзажи. Причем, писал он не заезженные туристами места и парадные улицы, а незнакомые, тихие уголки природы благодатного края. В начале 1887-го года эти этюды были выставлены на Периодической выставке Московского общества и достаточно быстро раскупились.

В 1888-м году Левитан, Степанов и Кувшинникова отправились по Оке на пароходе в тур до Нижнего Новгорода. Это оказался очень плодотворный период в творчестве Левитана, написаны "Осень. Слободка", "Ветхий дворик", "Одуванчики". Из лучших работ того периода Левитана можно выделить картины "После дождя. Плёс" и "Вечер. Золотой Плёс".

В начале 1890-го года Левитан отправляется в Западную Европу. Безусловно, это была важная поездка. Во Франции и Италии был написаны ряд пейзажей. "Берег Средиземного моря" можно по праву считать лучшим зарубежным пейзажем в творчестве художника. В Венеции и Альпах также были созданы очень красивые пейзажи: "Близ Бордигеры. На севере Италии", "Весна в Италии" и другие.

С 1890-х годов начался расцвет творчества Левитана.

Но в 1892-м году произошло неприятное событие. Сам художник был не крещенным и, как помним, из еврейской семьи. В то время начали выселять из Москвы лиц еврейской национальности. Левитану пришло письмо с указаниями в течении 24-х часов покинуть город. Ему пришлось жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях до того времени, пока друзья не смогли уладить ситуацию, и тогда Левитан смог вернуться в Москву.

В эти года появляются картины с драматическим оттенком, такие как: "У омута", "Владимирка", "Над вечным покоем". Последняя работа была наделена философским смыслом. В картине изображение мыса и окружающей природы образно напоминает о равнодушии человека к природе, а также о чувствах художника в моменты одиночества, тоски.

Но это не значит, что Левитан ушел в депрессию. Он продолжает рисовать и жизнерадостные работы. Картина "Свежий ветер. Волга" является тому примером. Картина "Март" произвела переворот в истории русской живописи. Ведь никто еще так ярко, реалистично не изображал зимний день.

С середины 1890-х годов Левитан начал писать натюрморты. Работы были настолько сильными, что их можно сравнить с натюрмортами Эдуарда Мане. Кроме этого, Левитан пишет пастелью. Это яркие, живые пейзажные работы: "Луг на опушке леса", "У ручья".

В 1893-м году Левитан отдыхает летом в усадьбе Панафидиных в Тверской губернии. Живет он вместе с Софьей Кувшинниковой в селе Островно. 1896-й год для Левитана был не только плодотворным в творчестве, но, к сожалению, отягченным состоянием его здоровья. В этом году он вторично перенес тиф, а после этого усилилась неизлечимая болезнь сердца. Было ясно, что жизненный путь художника скоро закончится.

Тем не менее, мастер не перестает работать. Причем, мотивы его работ разнообразны. Это и любимые деревенские уголки природы с оврагами и мысами. Характерными сюжетами этого периода стали сумеречные пейзажи: "Лунная ночь", "Сумерки. Стога", "Восход луны. Деревня".

Главной из последних картин Левитана стала работа "Озеро. Русь". В этом произведении переданы и любовь к жизни, и яркость и живость природы. В последние годы жизни были написаны еще ряд ярких и сильных работ. В 1998-м году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он стал преподавать в том же училище, где и сам брал уроки.

В 1899-м году Левитана отправили в Ялту, с надеждой хоть как-то улучшить состояние больного. Но эта поездка никак не повлияла на его здоровье. После возвращения в Москву Левитан уже не выходил из своего дома...

22 июля (4 августа) 1900 года, в 8 часов 35 минут, Исаак Левитан умер. Он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа - "Озеро", - также осталась незаконченной. Похоронили его на старом еврейском кладбище. Замечательный певец природы ушел от нас, а нам, его потомкам, остались его чудесные картины, продолжающие волновать сердца зрителей своими волшебными красками.






















В 1870 г. семья будущего художника перебралась в столицу. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он стал студентом столичного училища живописи. Обучался у Перова, Поленова, Саврасова.

В 1875 г. Исаак потерял мать. Финансовое положение семьи было настолько плохим, что училище периодически помогало ей деньгами. Через год юный Левитан, талант которого признавали и его великие учителя, и ректор училища, был освобожден от уплаты за образование. Еще через год, после смерти отца, Левитан стал студентом пейзажного класса А. Саврасова.

После покушения на жизнь Императора, вышел специальный указ, запрещающий людям еврейского происхождения жить в Москве. Левитан, обосновался в Подмосковье. Там была создана картина “Вечер после дождя”. Продав это полотно, художник смог снять обставленную комнату в Москве.

Весной 1885 г. Исаак Ильич окончил обучение. Но вместо звания художника ему выдали другой диплом, свидетельствующий о том, что он может работать учителем чистописания.

Становление

Апрель 1885 г. ознаменовался знакомством Левитана с А. П. Чеховым . Дружба этих ярких, талантливых людей, была непростой и порой походила на яростное соперничество.

Во второй половине 80-х годов финансовое положение Исаака Ильича стабилизировалось. Но непростое детство и беспокойная юность неблагоприятно сказались на состоянии здоровья. У художника резко обострилось сердечное заболевание.

Здоровье нормализовалось после поездки в Крым. После этого художник организовал выставку 50 пейзажей.

В 1888 г. состоялось путешествие Левитана на Волгу, о котором он давно мечтал. Во время этой поездки художник “влюбился” в местечко Плес, где провел три замечательных в плане творчества летних сезона. Именно там он создал около двухсот пейзажей, в том числе и картину “Над вечным покоем”. Критики признали это произведение “самым русским из всех существующих”.

Его картины “Золотая осень” и “Март” были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896 г. Левитан, А. Попов и В. Симов организовали совместную выставку.

В 1898 г. художник стал Академиком пейзажного творчества. Ему поступило предложение преподавать училище живописи, студентом которого он когда-то был.

Изучая краткую биографию Исаака Левитана, следует запомнить, что к наиболее известным картинам И. И. Левитана относятся полотна “Осенний день”, “Березовая роща” и “Вечер на Волге”.

Болезнь и смерть

В 1896 г. художник вторично переболел тифом. Из-за этого обострилась аневризма сердца. В 1899 г. он по настоянию врачей отправился в Ялту на лечение. Но заболевание уже приобрело необратимый характер, и лечение не помогло.

И. Левитан ушел из жизни 22 июля (4 августа) 1900 г. Около 300 этюдов и 40 картин остались незавершенными. Для детей будет важно знать, что в 1901 г. в Санкт-Петербурге и Москве состоялась посмертная выставка художника. На ней было представлено даже незавершенное полотно “Озеро”.

Другие варианты биографии

  • На художника часто находили приступы меланхолии. Однажды он предпринял попытку самоубийства.
  • Во время обучения в училище он столкнулся с ярким проявлением шовинизма и национализма. Некоторые преподаватели были возмущены самим фактом того, что художник еврейского происхождения “смеет касаться” русской природы.
  • В 1892 г. Левитан увлекся своей замужней ученицей, С. Кувшинниковой. Этот эпизод был описан Чеховым в рассказе “Попрыгунья”. Писатель осудил этот роман, и их отношения с Левитаном испортились навсегда.
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Его отец окончил раввинское училище, но священнослужителем не стал - в разное время он был преподавателем иностранных языков, железнодорожным служащим. Юношеские годы Левитана прошли в тяжелой нужде и лишениях. Рано оставшись без матери и отца, он испытал всю горечь бедности, унижений и даже гонений. Необыкновенное дарование художника было замечено уже во время обучения его в Училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1873 году. Он был любимым учеником Саврасова и, по словам М.В.Нестерова, «слыл в школе за талант». В 1880 году в жизни Левитана произошло знаменательное событие. Одна из первых его картин, «Осенний день. Сокольники» (1879), представленная на ученической выставке училища, была приобретена П.М.Третьяковым в его уже знаменитую к тому времени галерею. В этой ранней работе проявились те неповторимые черты творчества, которые отличают его от других пейзажистов. Умение выразить через пейзаж состояние человеческой души, не отстраненное, но глубоко личностное проникновенное переживание того или иного состояния или мотива природы были драгоценными качествами его дарования. В картине «Осенний день. Сокольники» художник достигает тонкого соответствия внутреннего строя человека с образом природы. Чувствам смятения, какого-то разлада в душе торопливо идущей женщины оказываются созвучными вид пустынной аллеи с трепещущими на ветру молоденькими кленами и неяркие краски последних дней осени.

Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на ее состояния. Свое восхищение перед солнечным светом и любование многообразной игрой красок в природе лучше всего художнику удалось запечатлеть в своих небольших, простых по мотиву, но прелестнейших произведениях: «Первая зелень. Май» (1888) и «Мостик. Саввинская слобода» (1884). Не столько рассказ о жизни природы, сколько естественное впечатление от увиденного и поразившего чуткую к красоте душу художника передано в картине «Березовая роща» (1885-1889). Используя приемы пленэрной и отчасти импрессионистской живописи, художник предлагает зрителю вместе с ним наблюдать за прихотливым движением и вибрацией света, постоянно меняющего цвет предметов, игрой солнечных зайчиков на белых стволах берез и зелени травы и листвы. Излюбленными местами Левитана для летней работы на этюдах и отдыха в это время были Саввинская слобода под Звенигородом или усадьба Киселевых «Бабкино», на реке Истре, недалеко от Нового Иерусалима, где он провел не одно лето вместе с семьей Чеховых. С А.П.Чеховым он был связан глубокими узами дружбы и взаимной привязанности многие годы. Но поистине раскрыться дарованию Левитана помогли поездки художника на Волгу. Могучая русская река подарила художнику новые мотивы и образы. По этюдам, написанным в небольшом волжском городке Плесе, была создана первая крупная картина Левитана «После дождя. Плес» (1889). Особой мягкостью интонации, поэтичностью отличается одно из самых задушевных произведений художника, «Вечер. Золотой Плес» (1889). Изображая как бы с высоты птичьего полета мерно несущую свои воды реку и ее пологие и обрывистые берега, художнику удалось передать то особое состояние тишины и покоя, которые воцаряются в природе в предвечерний час перед заходом солнца. Тончайшими цветовыми переходами мастер добился золотисто-розового свечения воздуха и иллюзии легкой влажности, когда предметы словно тают, теряя четкость очертаний. Чудный дар Левитана запечатлевать трудные для передачи едва уловимые красоты природы и создавать настроение в пейзаже обнаружился здесь в полной мере.

К концу 1880-х годов имя Левитана становится знаменитым. Наступает время расцвета таланта, когда его кисть достигает пределов совершенства и он создает один шедевр за другим. Пейзажные образы 1890-х годов обогащаются более глубокими мыслями и чувствами, в них приоткрывается внутренний мир художника. «Тихая обитель» (1890) или ее вариант «Вечерний звон» (1892) - это не только прекрасные пейзажи, но и картины души человеческой. Художник погружает зрителя в созерцание затерявшегося среди лесов монастыря, церкви и колокольня которого купаются в лучах заходящего солнца и отражаются в тихой водной глади. В этих удивительных по красоте и ощущению благости образах художник словно воплощает свою мечту, идеальное представление о жизни, лишенной тревог и волнений, праздной суеты, жизни, подчиненной законам высшей гармонии, когда человеческое сливается с божественным. Но если в картине «Тихая обитель» Левитан изображает мост между берегами реки, служащий своеобразной метафорой как мост, соединяющий мир обычной человеческой жизни и лучезарный берег, то в полотне «Вечерний звон» как будто отсутствует возможность такого соединения. Здесь река в своем плавном, словно круговом движении уходит мимо монастыря вдаль. Никогда еще в образах природы Левитан не достигал такой пронзительности в выражении сугубо личных переживаний и размышлений о жизни. Грустно-возвышенное настроение этих картин сменяется драматическим в полотне «У омута» (1892). Картина была написана в Тверской губернии в имении Панафидиных «Покровское». Основой сюжета послужило местное предание об утопившейся в омуте девушке, которое в свое время и А.С.Пушкина вдохновило на написание его «Русалки». Для Левитана легенда стала отправной точкой создания исключительного по силе трагического образа. Монументальный характер картины (по своим размерам она самая большая в творчестве художника) с ее темными сгущенными цветовыми аккордами поднимает обычный пейзажный мотив до звучания его как темы человеческой судьбы. Левитан был натурой необыкновенно впечатлительной. Тяжелые страдания в юные годы, по-видимому, оставили свой след в сердце художника, он часто переходил от высокого подъема к депрессии, к приступам тоски. Болезненное душевное состояние дважды приводило художника к попытке самоубийства. В картине «У омута» выразилось что-то сокровенное, глубоко пережитое самим художником. Способность мыслить средствами пейзажной живописи помогла создать Левитану его знаменитую картину «Владимирка» (1892), которую порой называют «историческим» пейзажем. Однажды, возвращаясь с охоты, художник вышел на старое Владимирское шоссе и вдруг понял, что это та самая дорога, по которой прошли в Сибирь тысячи и тысячи несчастных каторжан. В результате была написана одна из самых популярных у современников Левитана картин, рождающая скорбные думы о многострадальной России и ее народе.

Своего апогея достигает философская мысль Левитана в картине «Над вечным покоем» (1894). Грандиозность водной и небесной стихий, безграничность пространства - и здесь же открытый всем ветрам маленький островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне которой едва теплится огонек... Все рождает мысли о жизни и смерти, о ничтожности человека и его бренной судьбе перед лицом извечной величественной природы. Но в картине нет тяжелого безысходного чувства. Об этом полотне Левитан писал П.М.Третьякову: «В ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием». Хотя при создании полотна мастер использовал натурные наблюдения, проводя лето под Вышним Волочком, близ озера Удомли, пейзаж не производит впечатления абсолютно реального, как в других его произведениях. Для выражения столь отвлеченных идей Левитан прибегнул к более условному языку живописи, упрощая формы и цвет, придавая им почти символическую многозначность.

В работах художника второй половины 1890-х годов преобладает совсем иное мироощущение, светлое и жизнеутверждающее. Радостный гимн вечно прекрасной природе звучит в картинах «Свежий ветер. Волга» (1895), «Золотая осень» (1895), «Март» (1895), «Весна. Большая вода» (1897). Природа здесь предстает в полноте своих сил. Яркий солнечный свет становится основным средством, создающим приподнятое настроение. Так же, как в ранних этюдных работах, художник стремится передать свежесть, непосредственность своего зрительного восприятия увиденного в природе, но выражает это иными средствами. Детальное, подробное, порой описательное воспроизведение натуры уступает место более простому, лаконичному, но в то же время более емкому, выразительному. Художник смело использует яркие, звонкие краски, плотную открытую фактуру живописи. Незаконченным осталось монументальное полотно «Озеро» (1899-1900), над которым он начал работать в конце своей жизни и которое намеревался назвать «Русь». Многочисленные подготовительные этюды и эскизы говорят о том, сколь важное значение придавал художник этому произведению, пытаясь обобщить свои многолетние разнообразные наблюдения в синтетическом образе русской природы.

М.В.Нестеров в своих воспоминаниях о Левитане писал: «Мы оба любили видеть природу умиротворенной». Изображая высокое голубое небо с выплывающими откуда-то с края земли белоснежными облаками, голубое широкое озеро, засеянные поля, деревни, белые храмы и колокольни на дальнем плане, художник разворачивает праздничную всеохватную панораму родной земли. Привольем, радостью жизни полнится созданный художником ясный просветленный образ. Быть может, именно здесь он сумел выразить то, о чем мечтал всю жизнь. В 1887 году он написал: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором - пускай! Они благоразумие... Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения».

Иса́ак Ильи́ч Левита́н (3 (15) октября 1860 или 18 (30) августа 1860 - 22 июля (4 августа) 1900) - русский художник, мастер «пейзажа настроения». Академик ИАХ (1898).

Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты Мариампольского уезда, Августовской губернии (с 1866 года - Сувалкской губернии), в образованной обедневшей еврейской семье. Датой рождения официально считается 18 (30) августа 1860 год. Отец Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827-1877) происходил из раввинской семьи местечка Кайданова, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве. Эльяш учился в ешиве в Вильне. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания.

В ноябре 2010 года были обнаружены интересные архивные записи о семье Исаака Левитана. В найденных документах говорилось, что прадеда художника звали Абрамом, дед был Лейб Абрамович Левитан (ок. 1791 - 1841). В свидетельствах о рождении детей Эльяша - дочери Михле (родилась 18.07.1859) и сына Авеля Лейба (родился 09.01.1861 г. по старому стилю) - значится имя их матери: Бася Гиршевна Левитан (1830-1875; некоторые источники сообщают о повседневном варианте Берта Моисеевна Левитан), дочь Зунделе Гирша.

Кроме Исаака, в семье росли ещё трое детей: брат Авель Лейб (позже взял имя Адольф), сёстры Тереза (в замужестве Тереза Ильинична Берчанская, родилась в 1856 г.) и Михле (Эмма Ильинична, родилась 18.07.1859 г. по старому стилю).

По мнению М. А. Рогова, Исаак Левитан не мог родиться у жены Эльяша, Баси, в августе 1860 года, за 5 месяцев до рождения Авеля Лейба - чем, возможно, и объясняется отсутствие архивной записи о его рождении в этой семье и последующая скрытность обоих братьев. Исаак Левитан в действительности мог быть не родным сыном Эльяша и Баси, а усыновлённым в качестве младшего сына (хотя родной сын Авель был моложе) племянником - старшим сыном младшего брата Эльяша, Хацкеля Левитана (родился в 1834 г.), и его жены Добры, по имени Ицик Лейб Левитан (родился 03.10.1860 г. по старому стилю). Запись о рождении 03.10.1860 г. Ицика-Лейба Левитана, одного из сыновей Хацкеля Левитана и его жены Добры, находится в открытом доступе, как и другие данные исследования. Напротив, записи о рождении Терезы и Исаака Левитанов в семье Эльяша Лейба и Баси отсутствуют. Хацкель проживал вместе с братом Эльяшем как минимум в 1868-1870 годах.

Одним из мотивов указания Авеля старшим и искажения дат рождения могло стать желание гарантировать родному сыну Авелю освобождение от воинской повинности по законам Российской империи, как старшему сыну в семье - особенно после трагического случая, когда в результате ужесточения рекрутского набора в 1852 году, одного из двоюродных братьев Исаака Левитана - Бера, сына мясника Гершеля, жившего в доме Каганов, - забрали в рекруты.
Данные о рождении Исаака не новы: в начале XX века в официальном искусствоведении считалось, что Исаак Левитан родился в 1861 году, но был младшим сыном в семье: Адольф, которого в училище называли Левитаном-старшим, поступил туда на два года раньше. В этом случае, как представляется М. А. Рогову, выбор даты рождения художника, указанной в воинском документе училища (в котором учились Авель и Исаак), в августе обусловлен требованием его религиозного совершеннолетия бар-мицва к началу первого учебного года, и как дата рождения было указано 18 августа, так как документы на поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества были поданы накануне, 17 августа, кроме того, 18 - счастливое число по иудейским представлениям. М. А. Рогов считает, что обнаруженные им в документах о семье Левитанов примеры именования детей в честь живых родственников свидетельствует о сефардском происхождении художника по отцовской линии, и что ассимиляция сефардов в Литве среди ашкеназов в XIX веке привела к тому, что Эльяш отказался от раввинской карьеры.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

30 августа исполняется 150 лет со дня рождения известного русского художника Исаака Левитана.

Один из самых известных русских художников-пейзажистов Исаак Ильич Левитан родился 30 августа (18 августа по старому стилю) 1860 г. на западной окраине России в небольшой деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты, ныне Кибартай (Литва), недалеко от пограничного пункта Вержболово, в интеллигентной еврейской семье.

Первоначальное образование Исаак получил дома, а в конце 1860-х гг. отец перевез семью в Москву, чтобы дать детям хорошее образование. В выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат - художник, который часто брал мальчика с собой на этюды и на художественные выставки.

В 1873 г. Исаак поступил в Московское училища живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В 1875 г. умерла мать, а через два года - отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни.

Исаака за неуплату очередного взноса за учебу исключили из училища, но друзья собрали необходимую сумму и Левитан вернулся к занятиям . Видя талант и трудолюбие юноши, Совет преподавателей училища постановил освободить Левитана от платы за учение и назначить ему небольшую стипендию.

Бытовое положение Левитана еще долго оставалось крайне бедственным (он порой голодал, ночевал на чердаке).

В марте 1877 г. Левитан перешел в пейзажный класс Саврасова, и в тот же год состоялась первая в судьбе живописца выставка, где были выставлены две работы Левитана "Осень" и "Заросший дворик".

В 1879 г. Левитан был вынужден покинуть Москву - после покушения на Александра II, совершенного народовольцем Соловьевым, царская администрация начала выселение евреев из "первопрестольной". Некоторое время Исаак жил с семьей сестры в подмосковной дачной местности Салтыковской, откуда ему из-за крайней бедности приходилось ходить в училище пешком, а затем переехал в Останкино, также лежавшее за чертой города. Но несмотря ни на что, он вдохновенно работал.

25 декабря 1879 г. открылась вторая ученическая выставка, на которой Левитан представил свою картину "Осенний день. Сокольники", где женская фигура на картине была написана братом Антона Чехова Николаем. В 1880 г. картина "Осенний день. Сокольники" была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым, что явилось признанием художественного таланта Левитана.

До окончания училища Левитан, за неимением средств, далеко из Москвы не уезжал и писал подмосковные пейзажи: много вещей написано им в Сокольниках, в Останкине. Сойдясь с семьей Антона Чехова , он вместе с нею прожил лето в Бабкине, около Нового Иерусалима.

Результатом становятся такие его работы, как "Сосны", "Дубовая роща. Осень", "Дуб".

Наряду с пейзажной живописью в этот период он работал над декорациями для Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, с которым он познакомился в 1882 г. Левитан написал три декорации к опере Михаила Глинки "Жизнь за царя", исполнил несколько декораций по эскизам Поленова и по эскизу Виктора Васнецова написал декорации к опере Римского-Корсакова "Снегурочка" и подводное царство к опере Даргомыжского "Русалка".

В 1885 г. Исаак Левитан с отличием окончил училище. После окончания училища он жил преимущественно в Москве, работал в различных местах Московской и Тверской губерний. Театральные заработки дали ему возможность в 1886 г. осуществить поездку в Крым. Крымские этюды Левитана очень понравились Поленову, пейзажист обрел известность.

Левитан был членом "Товарищества передвижников". В 1886 г. впервые принял участие в передвижных выставках, выставив свою работу "Весна", а с 1888 г. стал уже их постоянным участником.

В 1887 г. Левитан отправился на Волгу . Волжская природа дает художнику новые пейзажные сюжеты, появляются полотна "Вечер. Золотой Плес", "После дождя. Плес", "Вечер на Волге", "Свежий ветер. Волга" и др.

В 1889 г. он побывал в Париже и познакомился с новым европейским искусством.

Весной 1894 г. художник приехал в Тверскую губернию, где им были написаны такие полотна, как "Весна. Последний снег", "Март", "Цветущие яблони", "Золотая осень", "Большая дорога. Осенний солнечный день".

В 1898 г. он принял участие в выставке "Русских и финляндских художников", устроенной Сергеем Дягилевым, а также в выставке "Secession" в Мюнхене, в 1899 и 1900 гг. участвовал в выставках "Мир Искусства" и на всемирной выставке в Париже (1900).

В 1898 г. Исаак Левитан был удостоен звания академика пейзажной живописи и в том же году стал преподавателем Московского училища живописи и ваяния, где сам когда-то учился.

К 1890-м гг. относятся лучшие произведения Левитана . Это картины "Тихая обитель", "У омута", "Над вечным покоем", "Март", "Вечерний звон", " Золотая осень", "Весна - большая вода", "Владимирка", которую Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее и др. Последняя, неоконченная картина Левитана - "Озеро. Русь" является (вопреки смертельной болезни) едва ли не самым радостным его произведением.

В 1896 г. у Левитана, после вторично перенесенного тифа, усилились симптомы и прежде дававшей о себе знать болезни сердца.

Летом 1900 г. его здоровье ухудшилось. Исаак Левитан скончался 22 июля (4 августа) 1900 г. в Москве. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Художник оставил около тысячи картин , этюдов, рисунков, эскизов. Много его произведений рассеяно по частным собраниям и коллекциям. Большая, и самая лучшая часть работ Левитана хранится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве. Основатель галереи, Павел Третьяков, начал приобретать произведения Левитана, когда тому было всего восемнадцать лет и в дальнейшем уже не выпускал художника из поля своего зрения. В Третьяковской галерее хранятся картины: "Осенний день. Сокольники", "Туман", "На Волге", "Осень", "После дождя", "Вечер", "Лунная ночь", "У омута", "Владимирка", "Над вечным покоем", "Летний вечер", "Март", "Свежий ветер" и многие другие.

В Плесе существует единственный в России Дом-музей Левитана, открытый в 1972 г.

Исаак Левитан , в первый раз посетивший Плес в 1888 г., написал здесь 23 знаменитых полотна, а также рисунки, этюды, наброски ‑ всего около 200 работ. Через два года после открытия музея рядом с ним был установлен памятник Левитану (автор скульптурного портрета - Николай Дыдыкин).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников