Как появился наперсток – история создания. Вопрос: как появился напёрсток

История возникновения наперстка.
Раньше у каждой хозяйки-рукодельницы всегда под рукой был наперсток. Ведь именно он защищает пальцы от уколов иглой при шитье. Со временем необходимость заниматься шитьем и рукоделием отпала, поэтому многие практически перестали им пользоваться в быту. Лишь в магазинах со старинными предметами и в антикварных салонах их можно встретить в большом количестве на любой вкус и цвет.
Появление наперстков начинается еще во время существования древнейших цивилизаций. Этот факт подтверждается многочисленными находками археологов. Самые первые образцы наперстков были найдены при раскопках на территории Египта и Китая. Правда они были не совсем похожи на то, что люди сейчас привыкли называть наперстком, но со своей основной функцией, то есть проталкиванием иголки через толстую ткань, отлично справлялись. Наиболее древние наперстки делали из очень прочной кожи еще в III веке до н.э. Из метала их стали отливать намного позднее. Так в состоятельных семьях наперстки были выполнены из драгоценных металлов с инкрустированными камнями, остальные классы довольствовались изделиями из бронзы и меди.
Самые первые упоминания об этой швейной принадлежности датированы XII веком. В то время их делали вручную при помощи литья или ковки. А в Германии XV века даже появилась гильдия наперсточников имеющая свой свод законов. Именно они стали изготавливать наперстки из латуни.
В XIX веке люди перешли к изготовлению наперстков на фабриках. В это время начинает зарождаться традиция, по которой наперстки стали дарить в качестве подарка. Это обеспечило высокий спрос на их изготовление из дорогих металлов с добавлением драгоценных камней, росписью и покрытием эмали. В эти времена в России женихи дарили наперстки своим невестам, а благосостояние оценивалось по дороговизне подарка. А в Англии в это время была построена Букингемская фабрика, производящая очень красивые наперстки по правильным пропорциям.
Поскольку наперстки стали изготавливать эксклюзивно то они стали предметом для создания коллекции. В Лондонском Хрустальном дворце в середине XIX века им была посвящена целая экспозиция. В коллекциях встречаются фарфоровые, золотые, серебряные, керамические наперстки, из слоновой кости, рогов животных, глины и даже дерева. Они украшены по-разному – на некоторых изображены узоры, на других подписи или рисунки – это зависело от умения мастеров. Во многих европейских городах есть музеи, в которых выставлены наперстки: в Шотландии, Германии, Сербии и Шотландии. А в канадском Торонто наперстку даже поставили памятник. Постепенно их перестали использовать по прямому назначению.
В настоящее время наперстки стали изготавливать с определенной тематикой. Так в Америке стали появляться изображения Авраама Линкольна, в Англии – леди Дианы. Иногда на них изображаются сюжеты древних легенд. В основном их приобретают в качестве коллекционного материала или же сувенира. Большое количество наперстков с разнообразным декором находится в Великобритании, помимо этого тут даже открыли клуб коллекционеров наперстков. Во Франции любимым изображением на этих швейных предметах стала лягушка, в то время как в Португалии чаще всего изображают петуха, в Греции – герои военных походов, а в Финляндии – красивые пейзажи.
С появлением швейных машин наперстки отодвинулись на задний план. Но они стали не только помощниками в процессе шитья, они смогли вобрать в себя ту часть истории, которую стали изображать на них самих. Со времени они превратились из предмета первой необходимости в произведение искусства, и стали свидетелями множества исторических событий, происходящей в каждой стране.

Никто не может точно сказать, когда появился наперсток, однако известно, что он существовал уже в средние века. От тех времен остались изящные, с богатой гравировкой и орнаментом наперстки-шедевры и легенды, связанные с их возникновением.

Согласно одной из них, в далекие времена жил-был один очень трудолюбивый портной, который с раннего утра до позднего вечера корпел над своей работой и без конца прокалывал пальцы иглой. Однажды вечером, в полнолуние, он отвлекся от работы и взглянул на свой сад. Неожиданно среди любимых цветов, которые напоминали маленькие красные колокольчики, он увидел удивительную сценку: несколько гномов срывали колокольчики и бесшумно исчезали между грядками.

Утром портной обнаружил, что цветы стоят на месте нетронутые. На следующую ночь все повторилось, но на этот раз портной отправился вслед за гномами. Таинственная тропка привела в подземное царство, и вот что он увидел: за длинным столом сидели малюсенькие эльфы, которые кроили и шили для гномов рубашки , штанишки и плащи. А на средний палец у всех были надеты красные колокольчики - цветочки из сада портного. Тогда-то он и вспомнил о своих исколотых пальцах. Вернулся к себе домой и на следующее утро, как всегда, принялся за работу. А когда повернул голову к окну, заметил на подоконнике сверкающий наперсток из чистого серебра, который идеально подходил к его пальцу.

Это была награда от гномов за цветы, которые он вырастил, и за молчание. С наперстком работа пошла живее, а израненные пальцы вскоре зажили.

Исторические материалы утверждают, что появился наперсток в XVII столетии в Амстердаме. Мастер-ювелир Николай Бентотен был влюблен в соседскую девушку Аниту Ван Ранселье, которая была ловкой вышивальщицей и целыми днями вышивала по указанию скупого отца. Игла часто колола нежные девичьи пальцы и причиняла ей боль. Смотря на эти девичьи страдания, Николай Бентотен решил облегчить работу любимой девушке и в 1648 году на день рождения подарил ей маленькую золотую шапочку на пальчик с насечками. В послании он написал: «Прошу уважаемую барышню принять в дар это мое изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальцы».

Самые древние дошедшие до нас наперстки были изготовлены из золота. Позднее их делали из позолоченного серебра или бронзы традиционного желтого цвета - возможно, чтобы заметнее была игла, которая чаще всего делалась из белого металла. Разумеется, самые красивые образцы изготавливались по поручению дочерей царей, королей и князей. Эти редкие экземпляры были обычно из золота с украшениями.

По всей вероятности, фабричное производство наперстков было начато в 20-е годы XIX столетия на одной из фабрик металлических изделий. В 1824 году владелец фабрики изобрел специальное устройство для изготовления наперстков «любого вида». Был зарегистрирован патент и вскоре началось серийное производство. Позже тайну устройства узнали в других странах, а один французский промышленник заявил, что производит 14 видов наперстков из золота, серебра, латуни и других металлов.

Другой догадливый торговец поручил своей фабрике, производящей наперстки, гравировать на них название его фирмы. Его примеру последовали другие промышленники. Так к концу века наперстки стали продавать для массового применения. Однако с появлением швейной машинки слава наперстка резко упала. И все-таки он и сегодня верно служит и портному, и домохозяйке.

Первое письменное упоминание о наперстках на Руси (по сведениям Е.Сосны) мы находим в приходно-расходной книге Иверского монастыря за 1669 год, когда было куплено в монастырь 40 наперстков и 300 швейных игл. Иверский монастырь находится на одном из островов Валдайского озера - Рябиновом. Основан патриархом Никоном в XVII веке.
Самый ранний наперсток XIV века на территории России был найден в Новгороде. Новгород - один из древнейших городов России, впервые упоминается в Софийской 1-й летописи под 859 годом.
Не сразу русский наперсток стал таким, каким мы его знаем. Сначала так назывался кистень, который применяли в кулачном бою, затем - кольцо, которое надевали на большой палец правой руки при стрельбе из лука. C XVII века наперстки ввозили из-за границы, где их производство было механизированным, а также делали в России. В 15 км от Тулы на реке Тулица между деревнями Торхов и Слободка (Городище) в 1632 году голландский купец Виниус построил Городищенские металлургические заводы. При археологических раскопках на этом месте среди других находок обнаружили бронзовый наперсток.
Кроме своего прямого назначения - служить защитой пальца от укола иглой, наперстки стали использовать, как украшение. В XVIII веке вошли в моду несессеры - своеобразные контейнеры с набором предметов туалета или принадлежностей для шитья. Они могли быть большими и маленькими, маленькие являлись украшением костюма, их носили на цепочке (шатлене), прикрепленной к поясу. В таком несессере и хранился наперсток, зачастую из драгоценных металлов, искусно отделанный. В XIX веке русские ювелирные наперстки изготавливались в Великом Устюге, Санкт-Петербурге, Москве, а также во Владикавказе.

Русские наперстки

Ломоносовский фарфоровый завод

Ростовская финифть

Русские самоцветы

Гжель

В ледниковый период наши предки ощутили острую нужду в теплой одежде. Им потребовалась звериная шкура, причем не одна. Поначалу шкуры соединяли так: жилы зверей вставляли в отверстия, проделанные подобием шила. Но по мере того как одежда становилась тоньше, возникала потребность в более тонком инструменте. Около 20 тысяч лет назад появилась иголка с ушком. Иные из найденных образцов столь мелки, что, вероятно, для шитья в них вставляли конский волос.

По известному евангельскому выражению, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное. Некоторые толкователи этой сентенции утверждают, что имелось в виду не само животное, но канат из верблюжьей шерсти. При таком прочтении участь богачей представляется немногим более обнадеживающей... Другие же ученые придерживаются мнения, что речь тут идет не про реальную иголку, а про городские ворота Иерусалима. На ночь их запирали, оставляя открытой узенькую калитку, как раз называвшуюся «Игольным ушком». Какой-нибудь припозднившийся купец в нее протиснуться мог – но без своего каравана. Как бы то ни было, сама метафора доказывает повсеместное распространение иглы в самых бедных слоях общества, для которых и писался Новый Завет.

Древность долго не знала , их роль тоже выполняли иголки: такие остроконечные застежки из меди находят уже в самых ранних египетских захоронениях. Их тупой конец обычно украшали каким-нибудь навершием (отсюда и русское «булавка» – от слова «булава», названия древнего орудия, имевшего вид палки с круглым набалдашником). Острие такой застежки могло поранить, и еще в ХIII веке до н. э. на севере нынешней Италии была изобретена безопасная булавка, которую мы теперь упорно именуем английской (кстати, совершенно без всяких на то оснований, ведь позже, в 1849 году безопасную булавку запатентовал житель Нью-Йорка Уолтер Хант. Значит, она скорее «американская»). В Древнем Риме это приспособление, без которого было бы немыслимо носить тогу со всеми ее сложными складками, получило название «фибулы». Вся античность заполнена фибулами, ими закалывали одежду и персы, и римляне, и варвары – и только в средние века эти булавки были вытеснены шпильками, а потом и пуговицами.

Но вернемся к иголке. Уже в Древнем Египте с ее помощью не только сшивали, но и вышивали. С течением времени вышивка распространилась с Востока на Запад, но это, конечно, совершенно другая история. Первые железные иглы найдены не в римском, а в кельтском ареале, – в Манчинге (ныне Бавария), и относятся они к III веку до н. э. Но вообще иголка мало менялась с течением столетий. Технологический прорыв произошел только в середине XIV столетия, когда метод волочения проволоки был механизирован с помощью гидродвигателя. Производство иголок сосредоточилось в Германии и Испании. Оттуда иголки, называвшиеся «испанскими пиками», шли и на экспорт. В Англии, которой с XIX века предстояло стать главным поставщиком игл, их производство началось лишь в 1556 году. В России собственное игольное дело было учреждено по указу Петра I в 1717 году в Рязанском уезде, в двух селах – Столпцы и Коленцы.

У иголки много разных обличий. С появлением ушко было перенесено на острый конец, игла для хирургических целей искривилась... Еще в 1670-х годах иглу стали использовать для инъекций, но современный шприц появился только в 1853 году. Теперь уже существуют безболезненные микроиглы, которые не затрагивают нервных окончаний. Такую иголку не то что в стоге сена, а и на гладком-то месте не найдешь.

Игла на протяжении всей своей истории оставалась предметом сугубо прагматическим. Все декоративные функции она передала своей сестре броши. Иначе сложилась судьба предмета, обычно сопутствующего иголке, – наперстка. Он был независимо изобретен римлянами и китайцами на рубеже нашей эры. В разные эпохи и в разных странах его делали из бронзы, камня, глины, дерева, кожи, рога, кости, фарфора. В ХV веке в Нюрнберге придумали дешевые нецельнолитые наперстки, изготовление которых оставалось секретом в течение двух веков.

Техническое усовершенствование этого простого предмета заключалось в том, чтобы не дать иголке соскочить и поранить швею. С этой целью, во-первых, рабочая поверхность наперстка из сферической постепенно становилась гладкой, а во-вторых, покрывалась сетью маленьких углублений (если они нанесены нерегулярно, значит, наперсток изготовлен до середины ХIХ века, когда этот процесс сумели наконец механизировать).

Защитить нежные дамские пальчики от уколов было делом чести мужчин, для которых предназначались все эти расшитые дамами платочки. В результате наперсток – разумеется, не всякий – сделался чуть ли не ювелирным украшением. Для его изготовления применялись черепаховый панцирь, бриллианты, сапфиры, рубины, агат... Серебряные и золотые, с эмалью и чернением, наперстки зачастую становились предметом коллекционирования. И конечно же, изысканная вещица была прекрасным подарком.

Никто не может точно сказать, когда появился наперсток О его появлении существуют красивые легенды... Согласно одной из них, в далекие времена жил-был один очень трудолюбивый портной, который с раннего утра до позднего вечера корпел над своей работой и без конца прокалывал пальцы иглой. Однажды вечером, в полнолуние, он отвлекся от работы и взглянул на свой сад. Неожиданно среди любимых цветов, которые напоминали маленькие красные колокольчики, он увидел удивительную сценку: несколько гномов срывали колокольчики и бесшумно исчезали между грядками.. На следующую ночь все повторилось, но на этот раз портной отправился вслед за гномами. Таинственная тропка привела в подземное царство, и вот что он увидел: за длинным столом сидели малюсенькие эльфы, которые кроили и шили для гномов рубашки, штанишки и плащи. А на средний палец у всех были надеты красные колокольчики – цветочки из сада портного. На следующее утро портной, как всегда, принялся за работу. А когда повернул голову к окну, заметил на подоконнике сверкающий наперсток из чистого серебра, который идеально подходил к его пальцу. Это была награда от гномов за цветы, которые он вырастил. С наперстком работа пошла живее, а израненные пальцы вскоре зажили.


В 17 веке жил в столице Голландии Амстердаме золотых дел мастер Николя Беншонтен. Юноша, как полагается, был влюблен. Приглянулась ему Анита, дочь скупого соседа ван Ранселье. Девушка целыми днями сидела перед окном и вышивала. Искусные руки Аниты словно по волшебству создавали на шелке сказочные замки, невиданные заморские растения, небывалых птиц. Но тонкая игла больно колола пальчик мастерицы. И сердце Николя, видевшего это, каждый раз обливалось кровью. И вот в один из прекрасных дней в дом Аниты слуга принес золотой колпачок с маленькими углублениями на нем. Назначение его было понятно Так ли было на самом деле или по-другому, сказать трудно. Но факт остается фактом: в одном из архивов Амстердама хранится послание: «Уважаемой госпоже ван Ранселье приношу в дар безделушку моей выдумки и творения, дабы служила она защите ее чудных и работящих пальчиков». Подпись: Николя Беншонтен. Дата послания год. Напёрсто. Возраст: 20 Наперсток. Сувенир из серебра


Возможно, Беншонтен заново изобрел это нехитрое приспособление для шитья, поскольку известно, что уже в средние века были мастера, занятые изготовлением этих вещиц. От тех времен до нас дошли изящные, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой шедевры. А самые старые, кстати, золотые. Позднее их делали из позолоченного серебра или бронзы, но цвет оставался традиционно желтым. В этом был свой смысл: на этом фоне можно легко различить серебристо- белую иглу.


На Руси металлический колпачок для пальца появился в конце 17 века и быстро завоевал популярность. Между прочим, слово «наперсток» (как его стали называть) не было создано специально для него. Так издавна на Руси называли свинцовые грузики для утяжеления руки при ударе в кулачном бою. Как название грозного и жестокого оружия перешло к мирному приспособлению для шитья, до сих пор остается загадкой для филологов. Русские наперстки Напёрсток под жостово


По всей вероятности,фабричное производство наперстков было начато в 20-е годы XIX столетия на одной из фабрик металлических изделий. В 1824 году владелец фабрики изобрел специальное устройство для изготовления наперстков «любого вида». Был зарегистрирован патент и вскоре началось серийное производство. Позже тайну устройства узнали в других странах, а один французский промышленник заявил, что производит 14 видов наперстков из золота, серебра, латуни и других металлов.


Даже если вы не шьёте сами себе наряды, и не занимаетесь вышивкой, всё равно напёрсток у вас есть. Верный помощник, напёрсток, предохраняет наши пальцы от повреждений иглой.

Любая женщина знает необходимость этого маленького помощника, ведь нам приходится сшивать не только тонкие, но и грубые материалы, даже пуговицу пришить на джинсы, и то – потребуется надеть напёрсток.

Какие же они были раньше, напёрстки?

Самые ранние напёрстки, сохранившиеся в разных странах Европы, имеют плоские головки. Такие напёрстки были в IX – X веках, они относятся к периоду Византийской Империи. А маленькие, круглые напёрстки были привезены в Европу из Азии несколько позже.

В середине XIV века в Европе делали напёрстки литые, кованые и чеканные из бронзы или меди. Для них характерна желудеобразная форма головки. Эти образцы хранятся в Музее археологии в Мадриде, где можно увидеть большую коллекцию напёрстков, сделанных испанскими мастерами. В Турции делали бронзовые напёрстки. В тех образцах, которые были обнаружены археологами, можно увидеть даты их изготовления – с X по XVI века.

Всем, кто интересуется искусством, известен период эпохи Возрождения – с XV по XVI столетия, который в истории культуры Италии отмечен расцветом во всех областях художественных ремёсел. В это время портной стал уважаемым человеком в обществе.

Но не только пошив одежды требовал определённые инструменты для работы, а также и возрождающееся в ту пору игловое кружево, то есть кружево, шитое иглой. Этот вид рукоделия был особенно развит в Венеции.

Здесь же делали и напёрстки, в создании которых принимали участие и ювелиры, и художники, и мастера по бронзовым изделиям. Напёрстки делали золотые, серебряные, а с XVI столетия стали изготавливать из латуни (сплав меди с цинком).

На напёрстках из благородных металлов мастера наносили своё имя и дату изготовления. Напёрстки были необходимым предметом в рукоделии, ведь тогда многие занимались не только шитьём, но и вышивкой.



Вышивку любили все, и одежду она украшала и мужскую, и женскую. Да и вышивали не только женщины, но и мужчины. Примером может быть такая известная личность, как кардинал Ришелье (1585–1642), который всё своё свободное время посвящал этому занятию. Вот поэтому сам напёрсток тоже стал произведением искусства, так как он был нужен всем. Его украшали, им любовались.

В это же время в Англии занялись напёрстками всерьёз. В Букингеме основали фабрику Thread-needle («нитка-иголка»), на которой в числе разных предметов для шитья изготавливали и напёрстки.

Англичане делали их из латуни, золота и серебра, украшали мелкими рельефами в виде крошечных кружочков и даже наносили тексты религиозного содержания. Английские напёрстки отличались правильными пропорциями и изящными формами.

В конце XVI века появился новый метод литья, возникли крупные предприятия по изготовлению напёрстков в Исландии. В конце XVII века Кристофер Пинчбек создал новый сплав, который состоял из пяти частей меди и одной части цинка, что позволило создавать напёрстки разными по форме и декоративному оформлению.

Появляются напёрстки, которые стали отвечать современному стилю, модному в определённый период.





Золотые и серебряные наперстки

Созданием напёрстков так увлеклись, что изготовление их уже не ограничивалось лишь металлом или сплавами. Напёрстки делали из камня (горный хрусталь, янтарь), стекла, кожи, рога животных, панциря черепахи, перламутра, фарфора, глины, дерева и даже из плотной ткани.

Конечно, некоторые из них были лишь предметами, украшавшими интерьер, их называли objets de virtue – милые пустячки, но они были прекрасным подарком для женщины. Среди них были фарфоровые напёрстки, украшенные картинками, изображающими прекрасных дам с галантными кавалерами.

В XVIII столетии эти напёрстки были особенно популярны. Большим спросом пользовались в это время и напёрстки из серебряной филиграни, украшенные эмалью. В целом напёрстки стали в этот период изящнее и стройнее, напоминая изящество и галантность XVIII века.

В конце XVIII - в начале XIX века приобрели большую популярность напёрстки-игрушки. Внутри этих напёрстков находились маленькие пузырьки с духами.

Перламутровые напёрстки, которые создавали мастера Франции, были настоящими произведениями искусства, их выполняли в единичном экземпляре, украшали вставками из эмали в виде цветочков или имени владельца напёрстка.

Создание уникальных напёрстков привело и к их коллекционированию. А в 1851 году на выставке в Лондонском Хрустальном Дворце напёрсткам была посвящена целая экспозиция.

В Англии о напёрстках есть целые монографии с научными статьями. Во многих странах существуют музеи напёрстков: в Нидерландах, Германии, Шотландии, а в Канаде в Торонто ему поставлен памятник. Вот так, оставаясь постоянным помощником всех портных и вышивальщиц, напёрсток стал произведением искусства.

В наш XXI век напёрстки декорируются иной тематикой, например, портретами известных политиков или сюжетами определённых событий наших дней. Есть в Америке напёрсток, украшенный памятником Аврааму Линкольну, а в Англии – с портретом леди Дианы.

Такие напёрстки становятся мечтой коллекционеров или являются сувенирами, которые можно приобрести, побывав в той или иной стране, в которой он создан.

Подобные напёрстки украшают сюжетами из старинных легенд, народных преданий или известных исторических событий, происшедших в стране. Например, в Испании есть напёрстки с изображением монаха-пилигрима, что поясняет туристам о том факте, что в городе Сантьяго-де-Компостелло находится святыня, посещаемая паломниками со времён Средневековья, – гробница святого Иакова, обнаруженная в IX веке. И там же, в Испании, есть напёрстки с изображением корриды – жестокого и захватывающего зрелища.

А как вы думаете, что изобразили на своём напёрстке во Франции?... Да, именно лягушку. Есть и напёрстки фарфоровые, выпускаемые на знаменитой фарфоровой фабрике Лиможе.

В Португалии часто на сувенирных изделиях изображают петушка. Ведь петух для Португалии стал символом справедливости. Рассказывают легенду, что однажды пилигрим из Галиции пришёл посетить святые места в Сантьяго-де-Компостелло, и, находясь в небольшом городке, оказался обвинён по ложному доносу.

Ему грозила казнь. Тогда, воспользовавшись случаем, он решил оправдаться перед судьёй в своей невиновности. Но судья не верил ему, и, собираясь в этот момент поужинать жареным петухом, сказал, что поверить пилигриму также невозможно, как невозможно, что этот петух сейчас оживёт.

И как вы уже догадались, жареный петух ожил и даже закукарекал. Пилигрим был спасён. Вот поэтому и петух стал символом справедливости.

Кто знает, если люди так долго об этом помнят и пересказывают, возможно, это не просто легенда…

На напёрстках Финляндии из тонкого фарфора любят изображать красивые пейзажи страны и девушек в национальных финских костюмах. Греческие напёрстки украшены героями Эллады, чешские фарфоровые напёрстки украшены розами, национальными орнаментами и знаменитыми замками.

Сейчас во всех странах любят и производят фарфоровые напёрстки-сувениры. Особенно превосходит по разнообразию декора Великобритания. В тематике английских напёрстков фрагменты картин великих художников, сцены охоты, есть напёрстки с необычными формами – в виде домиков, книг и т.д. Есть в Англии и Клуб коллекционеров напёрстков.

Напёрсток был и остаётся важным предметом портновского искусства, с помощью которого создаются шедевры. Но он и сам стал не только произведением искусства, но и свидетелем многих событий, происходивших в разных странах.

Если у вас обычный простой напёрсток, не привлекающий к себе внимания, всё равно вы чувствуете в нём необходимость, он остаётся верным помощником.