Характеристика женских образов в произведении на дне. Люди дна - характеры и судьбы М. Горький На дне. Женщины в мире нищих, или на дне тоже есть прекрасное. Почему героини пьесы такие разные

Молодым свойственно строить "воздушные замки", мечтать о чем-либо. Мало кому в юности приходят в голову мысли о том, что он так ничего и не добьется в жизни, будет влачить жалкое существование или вовсе - опустится на самое "дно" жизни. Чаще всего люди мечтают о вечной любви, славе, безбедной жизни, служении народу и о простом человеческом счастье. Пьеса М. Горького "На дне" как раз таки о таких людях, людях, которые оказались "на дне".

Изначально пьеса имела другое не менее говорящее название "Без солнца". Затем это название трансформировалось в "Ночлежку". Но и этот вариант был отброшен автором. После долгих раздумий утверждается новый вариант - "На дне жизни". Перед самым выходом пьесы в свет - в 1902 году - название сократилось на одно слово. В окончательном варианте название оказалось наиболее подходящим из всех ранее озвученных. В пьесе нашли свое отражение многие противоречия начала ХХ века. Здесь отражен и социальный, и философский конфликт. Есть место и любовной драме. Действие пьесы разворачивается в ночлежке Костылевых, где "все некрашеное и грязное", "каменные своды...с отвалившейся штукатуркой". Обитатели «дна» - жители костылевской ночлежки - оказались выброшены обществом из своих рядов. «Дно» грозит споткнувшимся, слабым, выбившимся из колеи людям нравственной или физической гибелью. Здесь оказались люди с различными характерами, судьбами и различным социальным происхождением: рабочий и вор, разорившийся барон и спившийся актер, женщина легкого поведения и праведница. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами предстают страдающие и очень одинокие люди. Горький намеренно не дает полной биографии героев. Ее мы можем выстроить лишь по отдельным репликам. Итак, что мы можем сказать о каждом герое?

В целом, всех обитателей ночлежки можно разделить на три группы. Первые - это те, кто примирился с существующим положением вещей. Найдя спасительную мечту, лживую и неосуществимую по своей сути, они нашли себе оправдание в отказе от активной жизненной позиции. Вторые - это те люди, которые хотели бы начать новую жизнь, выбраться со "дна". И третьим, последним образом является Сатин, взятый отдельно от других. Рассмотрим теперь каждую группу по-отдельности.

Представителями первой группы являются Бубнов, Настя, Барон, Актер и Анна. О Бубнове мы узнаем по его рассказам: некогда он был владельцем красильной мастерской. Его жена скоро сошлась с мастером, и Бубнов, опасаясь за свою жизнь, предпочел просто уйти. По его теории сама среда, в которую помещен человек, формирует последнего, ставит его в полную зависимость перед собой. Правда Бубнова - правда внешних обстоятельств, в которой человеку отказано в личной инициативе. Здесь мы наблюдаем истинного приверженца фатализма. Среда, которая его окружает - подлая и грязная. Здесь нет добрых людей, а следовательно и самому нечего себя "раскрашивать".

Настя - девушка легкого поведения. Несмотря на всю жестокость, унижения и оскорбления, она не отчаялась, не стала жестокой и бездушной. Напротив, она искренне мечтает о большой и светлой любви. Но в реальной, окружающей ее действительности нет места чистой любви, кроме ее номинальной стоимости на бумажках. Не желая трезво смотреть на действительность, она сотворила себе прошлое, в котором якобы "жила" большая и чистая любовь. Свой сотворенный мир она выдает за реальный.

Барон - также как и Настя живет прошлым, но в отличие от нее действительно имевшем место. Время от времени, вспоминая свое былое состояние, свой знаменитый род, Барон не в силах бороться с тяжелой действительностью. Спасение от воспоминаний и горечи потерь он находит на дне стакана. Авторское отношение к такому герою выражено следующей фразой: "В карете прошлого далеко не уедешь". Так оно и есть: стоит на месте "карета" Барона, да и он сам не предпринимает никаких шагов по изменению своей жизни.

Актер - еще один обитатель ночлежки. Настоящее имя героя не известно. В прошлом он - представитель творческой интеллигенции, а сейчас это просто человек "без имени". Вспоминая былую славу, он с каждым разом расцвечивает ее в более яркие цвета, нежели она была на самом деле. Спасается от горькой "правды жизни" также как и предыдущий герой - пьянством.

Самым жалким и трагичным персонажем, на мой взгляд, является Анна. Ей тяжелее всех: она больна и угасает с каждым днем. Горьковская Анна - это собирательный образ обычной женщины начала ХХ века. Свою жизнь она описывает следующим образом: "Не помню, когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше других не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь». Скорее всего она родилась в обычной бедной семье. Потом вышла замуж, скорее не столько по любви, сколько по необходимости. Образ Анны является скорее нейтральным, характеризующим общую массу серых людей: не творящих в жизни зла, но и не являющими собой светлый образ. Она полностью смирилась с окружающей действительностью, уповая лишь на счастье в загробном мире.

Все эти люди, опустившись на самое «дно» после многих лишений, стали безжалостны и к себе, и к другим. В ответ на свои жалобы они получают только смех и издевательства со стороны окружающих. Барона, живущего за счет Насти, забавляют ее фантазии и слезы. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая тех, кому может быть тоже нужна помощь.

Единственный, кто верит в возможность спастись, вырваться со "дна" - это Клещ - представитель второй группы. Да, он озлоблен на людей, порой жесток с Анной - своей женой. Но единственный кто видит спасение в изнурительном, тяжелом, но честном труде: "Я - рабочий человек...мне глядеть на них стыдно... Я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу".

И, наконец, третья, последняя группа. Ее единственным представителем является Константин Сатин. Почему он особняком выделяется среди прочих? Он является носителем философии правды жизни в споре с Лукой. По его мнению не стоит опускать руки, необходимо открыто смотреть на неприятности и пытаться их решать. О нем мы знаем лишь то, что в настоящем он карточный шулер. Ранее он работал телеграфистом, но после преступления, совершенного им, оказался на "дне". Во многом он выделяется на фоне общей массы "серых" ночлежников: своими репликами, образованностью и интеллигентностью. В споре с Лукой их объединяет то, что оба стоят на позициях уважения человека. Но только каждый по-своему видит это. Сатин в своем пламенном монологе утверждает, что "ложь - религия рабов и хозяев. Правда - Бог свободного человека". Он также против любого сострадания к человеку: "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью". А потому, видимо, он и раскрывает всем глаза на обман Луки: Актера уверяет в том, что нет бесплатных лечебниц для алкоголиков, Ваську Пепла шуткой подталкивает к преступлению. И к чему в итоге привела такая правда? К смерти Актера и ссылке Пепла в Сибирь. Вот и вся правда Константина Сатина.
Убогими и жалкими предстают перед нами ночлежники. Ни один из них так и не смог вылезти со "дна", не смог ничего в себе изменить. Так и остались все они доживать свой короткий век "на дне".

Начало XX-го века стало переломным моментом в русской литературе. Старые, «избитые» истины совершенно отвергаются новым поколением, происходит уход от классических традиций: эротика не является запретной, печаль - возвышенной, а радость - личной. Смена политического и общественного строев неизбежно привела к смене курса русской литературы.
Подняв голову, народ захотел, чтобы литература стала отражением существующей реальности. Правительство поддержало это начинание, к тому же большинство читающей публики было из низших слоев общества, они не смогли бы оценить высокий полет мысли, поэтическое вдохновение и метания противоречивой души. Время требовало новых тем, новых подходов, новых писателей.
Максим Горький стал мастером социалистической литературы. Кто не знает его «Песнь о буревестнике», предвестника революции? Кто не знает его глубоко современного тому времени роман «Мать»? Но истинную славу и признание Горький получил за свою пьесу «На дне».
В произведении писатель затрагивает тему социальных «низов». Никто до него не рисковал писать на эту тему настолько остро и реалистично. Горький не стал заниматься глубоким психоанализом и раскрывать причины распада человеческой личности. Он взял, так сказать, «конечный результат» этого распада. Перед зрителем раскрылась страшная картина, в которой нет места надежде. Да, надежды на спасение нет ни у кого: Анна в итоге умирает, Клещ и Актер окончательно сопьются, Наталья ожесточится, Ваську Пепла посадят в тюрьму… Но это тоже лишь результат той жизни, которой живут герои пьесы «На дне». Самое страшное заключается в том, что все они не имеют будущего, их жизнь закончена задолго до физической смерти…
У таких людей нет завтрашнего дня, как бы ужасно это ни звучало. Безнадежное состояние этих людей автор подчеркивает особым положением женских образов в пьесе. Не забываем, что женщина – мать, а дети – будущее. А какие матери могут выйти из этих несчастных женщин? Да и в этой ужасной обстановке разве могут вырасти здоровые дети? И какой может быть у них характер, устремления? Так Горький утверждает жестокость мира «низов» и невозможность его будущего, его вымирание.
Но каковы же они, женщины-нищие? Посмотрим на них повнимательнее. Торговка пельменями Квашня - одна из первых женщин, которая появляется на сцене. Она уверяет, что никогда ни за кого не выйдет замуж: «Чтобы я,- говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала – нет!». Её грубость уже никого не шокирует, к ней все привыкли. Квашня - образ женщины, которая вместо семьи выбирает «товарно-денежные отношения», она живет только для себя и не хочет больше ни о ком заботиться. Будущее в ней умерло, она не оставит после себя никого, кто мог бы о ней вспомнить.
Следующий персонаж – Анна. Она больна чахоткой и скоро умрет, это понимают все, даже её муж. Клещ искренне уверен, что её болезнь, а, в конечном итоге, и жизнь, мешают ему выбраться из нищеты. Он ждет, чтобы жена умерла, и нет в нем ни капли жалости: «Вот погоди… умрёт жена…» И действительно, Анна стала очень плоха. Всем уже надоел её надсадный, больной кашель. Лишь единственный раз муж с нежностью заговаривает с Анной - когда та отдаёт оставленные ей пельмени: «Не хочу… На что мне есть? Ты – работник… тебе – надо…». Анна могла бы стать хорошей матерью, она добра, спокойна, терпелива, но автор показывает ее смерть, не давая ей развиться, и, таким образом, отбирая надежду еще у одной семьи.
Настя и Наташа стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но они чувствуют собственное бессилие перед затворами этой «тюрьмы». Девушки стремятся вырваться из «низов» каждый по-своему: Настю спасает вымышленный ею роман со студентом, Наташу – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь. Но Настя так и останется со своими иллюзиями. Этим автор подчеркивает полную реалистичность описываемого. Настя так и не выберется из этого «болота», потому что, кроме фантазий, у неё ровным счетом ничего нет.
Наташа, пожалуй, самый светлый образ пьесы. Она тоже не сможет вырваться со «дна», так как среда полностью «поглощает» её. Изначально эта девушка добра и отзывчива. Именно она привела утешителя Луку, именно она обнаружила, что Анна скончалась, так как, видимо, только ей по-настоящему было дело до больной. Но спустя некоторое время Наталья оказывается сломленной. В конце четвёртого акта она «мечется в беспамятстве» и предрекает себе невеселый конец: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая».
И последний женский образ в пьесе – Василиса, сестра Наташи. У обеих героинь много общих черт характера - воля, прямота, самолюбие. Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной». Автор пытается объяснить её характер словами Насти: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Василиса тоже не сможет быть матерью, так как ненавидит своего мужа.
Горький проводит перед читателем вереницу женских характеров, но он лишает их женственности, изящества и красоты, утверждая, что «внизу» все равны в своем горе, и даже сильные женщины сгибаются под этой непосильной тяжестью. Женские образы этого произведения подчеркивают безысходность «дна», его ужасающую правду.


Сочинения по русскому языку и литературе.

Правильное написание сочинения -это написание собственного высказывания в виде размышления.
Размышление передает ход собственных соображений пишущего, его отношение к окружающему, к людям, животным, к явлениям, действиям и впечатлению от них.
В размышлениях выявляются способности ученика, его интеллект, осведомленность по данной теме.

Сочинение на тему: Роль женских образов в пьесе М. Горького "На дне".

Сочинение: Роль женских образов в пьесе М. Горького "На дне".

Горький "На дне"

Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. Безусловно, особое мастерство Горького отразилось в описании обитателей ночлежки. Можно заметить, что важную роль в пьесе играют женские образы.

Василиса, Наташа, Анна, Настя, Квашня - интереснейшие персонажи, но после прочтения произведения становится горько от вида женщин, опустившихся на самое дно. Как правило, женщина является символом всего прекрасного. Это образ красоты, чистоты, нежности, материнства... Но Горький показывает нам другую сторону жизни. Как будет вести себя женщина в страшных, бесчеловечных условиях? Будет пытаться выжить, торгуя собой, или забудет обо всех светлых чувствах и будет любить только деньги, или не выдержит гнета тяжелейших социальных условий и смертельно заболеет... Но обо всем по порядку.

Торговка пельменями Квашня «свободная женщина, сама себе хозяйка». Она еще не до конца очерствела, способна на сочувствие. В самом начале пьесы она пытается накормить умирающую Анну пельменями: «А ты -поешь. Горячее - мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю... Захочешь когда, и покушай!» Это женщина сильная, она не позволяет мужчинам вольно с собой обращаться. Несколько озадачивает ее резкий негатив к браку. Она не под каким предлогом не хочет соглашаться на предложение Медведева: «Да будь он хоть принц американский - не подумаю замуж за него идти». Но затем мы узнаем, что Квашня когда-то была замужем. «Замуж бабе выйти - все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала - на всю жизнь памятно... Как издох мой милый муженек, - ни дна бы ему ни покрышки, - так я целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему...» Вызывает изумление казалось бы неуместный здесь глагол «издох». И начинаешь задумываться, говорит ли он о бесчеловечности Квашни или ее мужа?
К сожалению, в тех страшных социальных условиях жестокость мужа была далеко не редкостью. И сразу же мы можем себе представить, как жила бедная женщина, если способна была так радоваться смерти своего мужа.
Отсюда можно плавно перейти к образу Анны. Несчастная женщина находится при смерти. К ней может проявить сочувствие кто угодно, только не Клещ. На просьбу жены не шуметь, он отвечает: «Заныла». Анна - женщина терпеливо сносящая все. Она давно уже привыкла к побоям мужа, его грубости и жестокости. Анна символизирует собой всех подобных ей женщин, считающих, что грубое отношение является нормой семейной жизни. И становится страшно от такого спокойного отношения к вечному унижению! И несмотря ни на что, Анна продолжает заботиться о своем жестоком и равнодушном муже: «Андрей Митрич... Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь». От такой жизни есть только одно спасение - смерть. А ведь Анне лишь только тридцать лет.

Девица Настя все время читает бульварный романчик о любви и страсти. Жажда чистых чувств сталкивается с грязью и низостью окружающей атмосферы, и ей остается только мечтать.
Она рассказывает своим сожителям сладкие сказки о несчастной любви, где ее возлюбленного зовут то Раулем, то Гастоном: «Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились... а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и - белый, как мел, а в руках у него леворверт...» На насмешки и откровенную издевку сожителей Настя отвечает: «Молчите... несчастные! Ах... бродячие собаки! Разве... разве вы можете понимать... Любовь? Настоящую любовь? А у меня - была она... настоящая!» Все это фантазии, а в жизни ее окружает грязь и пошлость. Ведь Настя -проститутка. И единственная возможность забыть все это -напиться.

Василиса - жена хозяина ночлежки, символизирует собой «хозяев жизни». Но отличаются ли владельцы «дна» от обитателей этого «дна»? Нет. Человеку практически невозможно сохранить человеческий облик, находясь в зверинце. Василиса женщина властная, жестокая, бесчувственная. В этой жизни она любит только деньги. Василиса -любовница вора Васьки пепла. Но у вора, человека опустившегося, больше человеческих качеств, чем у «хозяйки жизни». Он говорит о своей любовнице: «... души в тебе нет, баба... В женщине -душа должна быть...» И правда, создается впечатление, что в Василисе нет души. Внешняя красота противопоставлена внутреннему уродству. Уверяя Пепла в своей любви, она натолкнула его на воровство. А после, узнав, что он любит ее младшую сестру Наташу, обещает ему отдать ее, если он убьет Костылева, мужа Василисы. Хозяйка ночлежки начинает забивать свою сестру, как бы мстя ей за то, что ее бросил любовник. Она жестоко издевается над Наташей, зная, что та ничего не может ей сделать в ответ. Ибо по природе своей Наташа очень добрый и мягкий человек, она еще способна искренне сочувствовать людям. Именно это-то и привлекло в ней Ваську Пепла. Но она не любит его настолько, чтобы пойти за ним в Сибирь. Может, она просто не решается порвать со своей прошлой страшной жизнью? Увидев вместе Наташу и Пепла, Василиса закрывает сестру дома и начинает жестоко избивать и издеваться над ней. Но Наташу вовремя спасают, не позволяя Василисе дойти до убийства сестры. Не выдержав более таких издевательств, Наташа кричит: «Возьмите и меня... в тюрьму меня! Христа ради... в тюрьму меня!..» Позже мы узнаем, что Наташа попала в клинику, откуда потом ушла в неизвестном направлении. Лишь бы не возвращаться в тот страшный дом.
А Василиса? Она «умная баба», наверняка сможет выкрутиться и, избежав тюрьмы, продолжит прежнюю жизнь. Именно такие люди и могут выживать в этих страшных условиях.

Безусловно, все герои пьесы по-своему интересны, каждый из них, так или иначе, выражает авторскую позицию. Но именно через женские образы мы можем во всей полноте увидеть бесчеловечные условия жизни, как обитателей подвала, так и самих хозяев ночлежки. И становится не по себе при виде полной деградации изначально более чувствительных женских душ.

Сочинения по русскому языку и литературе


Сочинения по русскому языку

Сочинение - это интеллектуальный показатель развития ученика, его эстетического вкуса. Это результат достижений в изучении русского языка и литературы. Свидетельство о знании текста художественного произведения, умении анализировать текст, зрелости суждений, широте кругозора. Самостоятельная работа с текстом произведения позволяет обеспечить проникновение в авторский замысел, постичь объективный смыс произведения. Главное требование к сочинению - логическая стройность изложения. Тема должна быть раскрыта четко, аргументированно, глубоко, отдельные части сочинения должны быть связаны между собой, переход от одной мысли к другой последовательным, суждения логичны. Основная мысль сочинения развивается по плану. Нужно анализировать как идейное содержание произведения, так и его художественную сторону.

|

Copyright © All rights reserved

В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902 г.) - спор о Человеке и его воз-можностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых - месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие связи - социальные, профессиональные, духовные, общественные семейные. Ничто не связывает и самих ночлежников - они лишь случайно сошедшиеся в одном месте люди, не желающие ничего знать друг о друге. Каждый из них знает правду о себе, и у каждого она своя.

Герои драмы ведут философские споры, не приходя в итоге к единому выводу. В произведении Горького показано «дно» жизни и душ человеческих. И в этой грязи, во мраке безысходности вынуждены существовать воспетые многими поэтами и писателями, традиционно описываемые как прелестные, нежные и воздушные создания - женщины.

В ведущемся споре о человеке особенно важны три позиции - Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистична. Человек бессилен что-либо изменить в своей судьбе. Отсюда - равнодушие не только к чужому страданию, но и к собственной судьбе. По его мнению, все люди - «лишние», так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком и господствующие над ним. Люди плывут по течению, как щепки, бессильные что-либо изменить. Правда Бубнова - это правда внешних обстоятельств жизни. Сатин является выразителем другой жизненной позиции: «Все - в человеке, все - для человека. Существует только человек, все остальное дело его рук и мозга». Человека надо уважать, считает Сатин, жалость только унижает. Лука - самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» В сущности, Лука со своей теорией жалости является основным образом пьесы. С его появлением и начинается собственно драматическое развитие сюжета. Лука всколыхнул застоявшееся болото «дна», заставил людей мыслить и рассуждать.

И женские образы в пьесе Горького также принимают участие в этом споре. И они тоже должны найти ответ на вопрос «Что важнее - горькая правда или дающая надежду ложь?»

В пьесе «На дне» среди героев выделяются пять женщин. Это Василиса Карпов-на, жена содержателя ночлежки Костылева, ее сестра Наташа, жена Клеща Анна, торговка пельменями Квашня и девушка Настя. Судя по строкам из «Действующих лиц» пьесы, все это молодые женщины - в возрасте от 20 (Наташа) до 30 (Анна) лет, за исключением Квашни, которой 40 лет. Что же они из себя представляют? Для чего они включены в действие пьесы?

Василиса - ее образ обычно оценивается следующими эпитетами: «безнрав-ственная», «циничная» и пр. Ее поведение и в самом деле представляется таковым. Василиса систематически избивает свою сестру Наташу, она изменяет мужу и пытается уговорить Пепла убить ее мужа, в итоге она подводит Пепла под арест, обвинив его в убийстве Костылева, и обваривает кипятком свою сестру Наташу. Но стоит перечитать страницы и задуматься: а только ли натура Василисы причиной тому? И в самом начале мы видим, что супругу Василисы - 54 года, ей же 26, то есть почти тридцать лет разницы в возрасте. Это в какой-то степени объясняет неверность Василисы.

Со страниц пьесы становится- понятно, что собой представляет содержатель ночлежки Костылев. Он - хозяин ночлежки и считает себя хозяином жизни. Из описания обстановки ночлежки мы видим, какие условия он создает своим «посто-яльцам». В общем, как говорит Настя, с таким мужем, как Костылев, всякая озвереет.

Наташа, сестра Василисы, - нежное и душевно чистое создание. Наташа добра, и это становится понятно со страниц пьесы. Наташа говорит"Клещу, чтобы позже он пришел за Анной и был с нею ласков, она умирает и ей страшно. Когда Анна умирает, Наташа удивляется, что никто о ней не жалеет. Наташа единственная, кто сочувствует фантазиям Насти. Она и сама мечтает, что завтра придет незнакомец особенный и произойдет нечто совершенно особенное. Но в отличие от романтичной Насти понимает, что ждать нечего - чуда с ней не произойдет, как бы она этого ни хотела.

Окончательная судьба героини остается под вопросом. После того, как Василиса обварила ей ноги, Наташа попала в больницу. И в последнем действии оказывается, что Наташа давно вышла из больницы и пропала. Может быть, она нашла-таки свое счастье? Но, к сожалению, в такой исход слабо верится.

Анна - больная чахоткой и уставшая от жизни женщина - умирает. Она говорит о том, что «всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась... мучилась... Всю жизнь в отрепьях ходила». Для этой героини теория Луки себя оправдала. Лука успокаивает и ободряет умирающую женщину надеждой, что за свои земные муки она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Убогое бессмысленное, безрадостное существование на земле компенсируется вечным блаженством на небесах.

Падшая женщина Настя - наивная, трогательная и беспомощная в глубине души. Она мечтает о чистой и преданной любви, и в этих иллюзиях стремится спрятаться от окружающей грязи, мрака и безысходности. Ее фантазии не вызывают понимания. Барон, существующий за ее счет, лишь смеется в ответ на ее слезы и фантазии. Настя обожает читать романы, содержание которых и составляет по большей части ее мечты.

Квашня - своеобразной оптимисткой кажется Квашня, сорокалетняя торговка пельменями. Возможно, она уже обвыклась с жизнью «дна». Но эта женщина разительно отличается от всех остальных героинь пьесы. Рефреном проходит через всю пьесу ее мысль, что она свободная женщина и никогда не согласится "в крепость себя отдать", то есть выйти замуж. И в финале - начинает сожительствовать с Медведевым, дядей Василисы и Наташи, полицейским. Квашня - единственная из героинь, кого не затронуло «пришествие» Луки. Остальные тем или иным образом оказались под его влиянием.

Анна умирает, успокоенная ложью Луки о светлом и ласковом «том мире». Настя и без воздействия Луки создала для себя «спасительную ложь» - в своих фантазиях. И она по-прежнему остается в ночлежке, не стремясь внешне ни к каким свершениям. Василиса взята под арест вместе с Васькой Пеплом, и ночлежники ведут спор о том, кто кого усадит за решетку на более долгий срок. В сущности, все остается практически без изменений. Непонятной представляется только судьба Наташи. Выйдя из больницы, та исчезла. Только куда и зачем? Может быть, она решила искать свое счастье?

На мой взгляд, женскими образами в пьесе «На дне» Горький стремился показать одновременно и глубину нравственного падения, и душевную чистоту «нежных прелестных созданий». Здесь, как и во всей пьесе, звучит полифония. У Горького нет единого ответа на вопрос, как жить, возможно ли выйти из сложной ситуации? Но даже в тяжелых, мрачных условиях жизни не каждая из героинь Горького окончательно опускается на ее дно. Кто-то пытается приспособиться, кто-то не теряет веры в будущее, стремясь сохранить в себе хотя бы крохотные частички добра и света и любви.