Инженер Шухов. Музей изящных искусств. Музей изящных искусств, бостон, сша

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (г. Москва) - это российский музей мирового искусства, изначально основанный (именно как музей) при московском университете в 1898 году (с момента закладки, при строительстве). Сейчас - это один из крупнейших российских музейных комплексов (музейный городок) в самом центре Москвы. Коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина состоит из произведений западного искусства: от экспонатов глубокой древности и античности, до произведений 20 века. В музее представлена интересная коллекция из гипсовых копий всемирно известных античных и римских скульптур.

Коллекция западной живописи составлена из собраний Московского Публичного музея, Румянцевского музея и Государственного музейного фонда (уже при советской власти в конце 20-х годов). Самые ценные и известные художественные произведения (Ботичелли , Пуссена и Давида) были переданы из Государственного Эрмитажа .

В настоящее время, общее количество произведений искусства (живописи , графики, скульптуры, нумизматики и археологии) более 560 тысяч.

Музейный комплекс включает в себя:

  • Главное здание музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ул. Волхонка, 12);
  • Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (ул. Волхонка, 14);
  • Здание отдела личных коллекций (ул. Волхонка, 10);
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон».

Официальный сайт музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

1949 по 1953 год - в музее разместилась выставка подарков И.В. Сталину.

1985 год - в отдельном здании открыт Отдел личных коллекций.

1991 год - музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основанный в 1957 году, Государственный музей А.С. Пушкина — первый в истории Москвы музей, полностью посвященный творческому пути прославленного поэта. Здание музея занимает территорию бывшей усадьбы, принадлежавшей Хрущевым-Селезневым. Сама усадьба подверглась реставрации в 1997 году, после чего музей приобрел статус современного культурного центра столицы.

Основная экспозиция музея носит название «Пушкин и его эпоха» и насчитывает свыше 165 тысяч музейных экспонатов. В коллекции музея сохранились не только работы А.С. Пушкина, но также предметы изобразительного искусства мировой значимости — работы Кипренского, Брюллова и Бакста.

Помимо основной композиции, музей предлагает к посещению огромное количество различных выставок, мероприятий и концертных программ. Их количество увеличивается каждый год. Помимо светских развлечений, на территории музея проходят научные конференции и семинары. Кроме того, музей предлагает особую «детскую» программу: театральные постановки, интерактивные программы и новогодние праздники.

В состав музейного комплекса, помимо здания усадьбы, входят: музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате, музей-квартира Андрея Белого, дом-музей И.С. Тургенева и несколько выставочных залов, в которых посетители смогут увидеть работы современных художников.


Отдельного описания заслуживает и само здание бывшей усадьбы Хрущевых-Селезневых. Построенная после пожара 1812 года, усадьба признана одним из красивейших зданий эпохи. Строение представляет собой белокаменный особняк, украшенный резными колоннами, лепниной, и имеющий выход на несколько террас. К строению примыкали несколько павильонов и живописные сады.

Режим работы:

  • вторник, среда, пятница-воскресенье — с 10.00 до 18.00;
  • четверг — с 12.00 до 21.00;
  • понедельник и последняя пятница месяца— выходной.

Стоимость билетов:

  • полный — 200 руб;
  • льготный — 50 руб.;
  • семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) — 350 руб.

Каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный.

  • Вторая по величине экспозиция зарубежного искусства в России, включая древние памятники, картины Рембрандта, Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо .
  • Уникальная коллекция гипсовых слепков с основных скульптурных памятников от античности до Возрождения.
  • Крупнейшая выставочная площадка, периодически предлагающая выставки мирового уровня.
  • Музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера » проходит в музее, объединяя музыкальные концерты с тематикой художественных выставок.
  • В окрестностях музея можно прогуляться по соседним улицам и полюбоваться архитектурными шедеврами в стиле русского модерна, посетить другие музеи.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – одно из интереснейших мест столицы. Здесь можно увидеть первую по объему в Москве и вторую в России (после Эрмитажа) коллекцию зарубежного искусства. Однако Пушкинский музей — не только собрание памятников Древнего Египта или место, где можно увидеть подлинные картины классиков Рембрандта, Пуссена, Каналетто и знаменитых импрессионистов и постимпрессионистов Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо. Особенность этого музея — здесь представлены гипсовые слепки в натуральную величину со всех основных скульптурных памятников античности, Средних веков и Возрождения. Тем самым музей дает возможность разом получить наглядное представление о скульптурных шедеврах, оригиналы которых разбросаны по галереям разных стран. Жемчужиной этого направления музея является Итальянский дворик — точная копия дворика флорентийского дворца Барджелло. Кроме того, Пушкинский музей – одна из самых активных площадок города, на которой проводятся временные выставки мирового уровня. Среди недавних событий можно назвать, например, персональные выставки Пикассо, Тернера, Караваджо, Тициана и Рафаэля.

Перечислим разделы экспозиции Главного здания музея: Искусство Древнего Египта; Искусство Ближнего Востока (оригиналы и слепки-копии); Древняя Троя и раскопки Г. Шлимана («клад Приама»); Античное искусство (оригиналы и слепки-копии); Византийское искусство; Искусство Средних веков (слепки-копии); Искусство эпохи Возрождения (слепки-копии); Искусство Германии и Нидерландов XV ‒ XVI веков; искусство Фландрии и Голландии XVII века; XVII ‒ XVIII веков; искусство Франции XVII ‒ нач XIX вв.

В музее проводятся экскурсии, лекции, мастер-классы. Давнюю традицию имеет музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», придуманный в 1981 году пианистом вместе с многолетним директором музея Ириной Антоновой. Фестиваль объединяет тематику художественных выставок с музыкальными концертами. Филиалами Пушкинского музея являются расположенные рядом и Отдел личных коллекций.

Пушкинский музей расположен в самом сердце Москвы, между и храмом Христа Спасителя. В районе улицы Волхонки хорошо сохранилась историческая застройка XIX в. Отсюда расходятся две знаменитые московские улицы ‒ Остоженка и Пречистенка, на которых сохранилось много архитектурных шедевров в стиле русского модерна. В этом же районе расположены многочисленные художественные и литературные музеи.

История музея

История создания музея тесно связана с личностью (1847 ‒ 1913). Он был видным историком, филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, имел высокий чин тайного советника. Изначально Цветаев собирал слепки для университетского Кабинета изящных искусств и древностей. Позже этот проект перерос в план организации учебного музея для студентов, изучающих архитектуру и скульптуру.

В 1896 г. были опубликованы условия Конкурса на разработку проекта для здания музея. В итоге был утвержден проект Р. Клейна. Работа по строительству здания велась с помощью известных инженеров И. Рерберга и В. Шухова. Изначально в музее не предполагалось электрическое освещение: свет должен был попадать в залы через потолок. Форма здания напоминает античный храм на подиуме с колоннадой. Ионическая колоннада здания музея имеет прототип ‒ знаменитый портик кариатид Эрехтейона в Афинах. Фриз за колоннадой фасада – копия фриза Парфенона, а на аттике высечен рельеф с изображением Олимпийских игр. Интерьеры залов декорированы в соответствии с тематикой разделов. Один из ярчайших и запоминающихся примеров этого решения – египетский зал, в оформлении которого использованы формы египетских колонн, а в росписях отражены мотивы древнеегипетской живописи.

В 1898 г. для организации музея был создан специальный «Комитет по устройству музея». Его председателем стал великий князь Сергей Александрович. Почти 80% бюджета внес Ю. Нечаев-Мальцов, крупный меценат и дипломат. В 1912 г. состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III. На церемонии присутствовал император Николай II и Мария Федоровна (вдова императора Александра III).

В советское время коллекции музея значительно расширились, в том числе за счет национализации частных собраний, и музей вывели из частного ведения Московского университета. В годовщину столетия гибели великого русского поэта (1937 год) музею было присвоено имя . Специфический эпизод в истории музея произошел в 1949 ‒ 1953 годах, когда основную часть залов отвели под выставку подарков . Практически сразу после смерти вождя была восстановлена и открыта знакомая нам постоянная экспозиция.

К 100-летнему юбилею Пушкинского музея в 2012 г. была начата работа по созданию так называемого «Музейного городка»: комплекса зданий для расширения площади экспозиции и общего функционала. К 2019 г. проект планируется завершить. В настоящее время Основное здание и Галерея работают в обычном режиме, а в Отделе личных коллекций до завершения работ проводятся только временные выставки.

Коллекция музея

Коллекция Пушкинского музея насчитывает свыше 670 тысяч экспонатов, а выставочная площадь музея составляет 2600 кв.метров. В состав музея входят несколько корпусов. В Главном здании (ул. Волхонка, д. 12) хранятся коллекции слепков и оригинальных произведений искусства с древнейших времен до XVIII в. Новое искусство экспонируется в соседнем здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX вв. (ул. Волхонка, д.14). С противоположной стороны от Главного здания находится Отдел личных коллекций (ул. Волхонка, д. 10) и Мусейон (Колымажный пер., д. 6, стр. 2) – уникальный музей, экспозиция в котором классифицирована не по привычному хронологическому порядку, а по коллекциям, в составе которых работы попали в музей. Личностям коллекционеров-собирателей здесь уделено особое внимание.

Центр эстетического воспитания «Мусейон» был открыт в 2006 г., здесь проходят занятия в детских группах, действует Клуб юных искусствоведов, проводятся выставки учеников Мусейона.

Как уже упоминалось, первым этапом в становлении музея стала коллекция слепков с шедевров скульптуры, которая помогала бы студентам в учебе. Для изготовления гипсовых копий использовались формы, сделанные с оригинальных памятников. Они соответствуют их реальному размеру, который очень сложно определить по фотографиям. Затем в фонды музея начали поступать от благотворителей или приобретаться отдельные коллекции оригинальных произведений искусства. Одной из первых стала коллекция В. Голенищева. Этот выдающийся ученый-востоковед собрал прекрасную коллекцию памятников Древнего Египта, которая была приобретена государством и передана в музей в 1909 ‒ 1911 гг. Экспонаты в ней датируются начиная с 4-го тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Среди них — настоящие археологические артефакты, например, бюст фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до н.э., и косметическая ложечка эпохи Нового царства.

Другим ранним поступлением является коллекция итальянской живописи XIII ‒ XIV вв., переданная в дар дипломатом М. Щекиным. После

» на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

В залах музея

В залах музея


ГМИИ им. А.С. Пушкина


« » на Яндекс.Фотках
В зале "Искусство Древней Италии и Рима"

Музей Александра III
(ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина)
(сокращённо ГМИИ им. А. С. Пушкина, бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете») - один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Памятник архитектуры, расположен в центре Москвы, по адресу: улица Волхонка, 12. Открыт 31 мая (13 июня) 1912 года.

Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З. А. Волконской и академиком Степаном Шевырёвым (1831), профессором К. К. Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н. В. Исаковым (1864).

В качестве инициатора создания музея в 1893 году выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911-1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.

Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо́льшую часть денег на строительство музея пожертвовал русский меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Первый публичный конкурс проектов выиграл архитектор-самоучка П. С. Бойцов. Не имея разрешения на производство строительных работ, он не мог быть допущен к постройке такого уровня. В итоге, руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры И. И. Рерберг - первый заместитель руководителя проекта и В. Г. Шухов - автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея . Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов (Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, М. М. Перетяткович и др.), инженеров, художников. Над интерьерами, кроме самого Клейна, работали И. И. Нивинский, А. Я. Головин. Здание музея использует общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды.

Музей изящных искусств имени императора Александра III. Закладка здания
Церемония торжественной закладки здания музея состоялась 17 августа 1898 года.
На ней присутствовали: император Николай II и члены его семьи, представители Московской Городской думы и почётные гости.
Под строительство здания была безвозмездно предоставлена территория бывшего Колымажного двора вблизи Кремля.
Официально было утверждено название – «Музей изящных искусств имени императора Александра III».

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.

Пушкинский музей перед открытием 31 мая 1912 года

Торжественное открытие Пушкинского музея 31 мая 1921
Николай II c семьёй. Cправа и ниже - основатель музея Иван Цветаев.
За плечом Николая - Юрий Нечаев-Мальцев, который, собственно, и оплатил постройку

. «Москва. Краткий путеводитель». 1958

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Архив журнала Life. 1955

Панорама с крыши Музея . Снимок сделан между 1910-1912 годами

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. Бомбёжкой были разрушены все стеклянные крыши В. Г. Шуховa, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом . В этот период, с февраля 1944 г. и по 1949 г., директором музея был С. Д. Меркуров. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.

В период 1949-1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свёрнута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И.В.Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.


« » на Яндекс.Фотках . 26.11.2008
Открыта выставка (событие года) Тернера (1775-1851гг) - английский художник - мастер морских далей, небесных просторов, виртуоз света и туманной дымки)

Незарастающая тропа...
- В 1984 году мы стояли сюда в декабре в трескучие морозы, голландцев привезли... Искусство зовёт!
- Лен... да хорошая выставка... если любишь море... и Айвазовского... и туманы... и восходы... я бы советовала. Знаешь что поражает... у него всегда солнце... или блики... даже во всемирном потопе... Помнишь как у Айвазовского.. 9-й вал.. и все равно свет впереди... он же чуть не погиб.. и эту картину рисовал по памяти... я про Айвазовского... и он учился у Тернера..
- Да, очередь в храм искусства.
- да терпимо... минут 30... но в будни... а иностранцев все время подвозят..
- Не зарастет!!!
- даааааааа.....там же и Рембрандт...и..и...
- Эх, меня там нет....:)))
- ага... Знаешь Антонова молодец... она же все эти выставки устраивает... ее неиссякаемая энергия.. а сколько языков знает.. сама переговоры ведет и на итальянском и на французском.. Энергичная очень.. хотя года...

ГМИИ им. А.С. Пушкина. Интерьер. 2-й этаж
В 1985 г. по инициативе доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна и директора ГМИИ И. А. Антоновой на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций.

С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И. А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».

ГМИИ им. А.С. Пушкина. Интерьер. 2-й этаж

CULTURA DA RÚSSIA. Os museus russos


Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Этому знаменательному событию предшествовали долгие годы огромной и созидательной работы. Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Спроектировано оно было по типу античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Во внутреннем убранстве сочетаются элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам.

В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии. В 1991 году музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В залах первого этажа представлены преимущественно подлинники: произведения искусства Древнего Египта, античности, собрание европейской живописи VIII-XVIII веков; два зала - Итальянский и Греческий дворики - занимают слепки. На втором этаже размещены залы представленного слепками искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Залы живописи знакомят с искусством XIX-XX веков.

Дали этим женщинам два выходных, так они прямо с ума посходили. Убивают время как попало. Вместо того, чтобы отдохнуть... В прошлое воскресенье потянула она меня на выставку. Вернисаж какой-то... Я думал музей как музей. А это не музей, а хуже забегаловки: Горячего нет, один сыр и кофе. В третьяковке хоть солянка была, а на вернисаже одна минеральная. Нет, думаю, тут не отдохнешь...
А воскресенье проходит.
Пока экскурсия таращилась на статую, я выскочил, прихватил на углу. Только разложился, газетку постелил, вахтерша прицепилась:
- В греческом зале, в греческом зале, как вам не стыдно.
Аж пенсне раскалилось. Я ей так тихо возражаю:
- Чего орешь, ты, мышь белая?.. Ты здесь каждый день дурака валяешь, а мне завтра на работу. Стакан бы лучше вынесла... Видишь, человек из горлышка булькает?
...Что селедку?.. Кто селедку?.. Какую селедку?.. Ну, селедку развернул у него на плече... А что ему сделается? Двести лет стоял, еще простоит, а у меня выходной кончается, поймешь ты, коза старая?
...Кто аполлон?.. Я - аполлон? Он - аполлон. Ну и нехай себе аполлон... Повесил я ему авоську на руку, а куда вешать, на шею?
Вот народ... Никакой культуры. Еле от нее отбился. Хорошо еще, ребята поддержали... А на часах уже три. А я еще с продуктами и ни в одном глазу. А уже три на часах ...

В музее им. Пушкина (c) Дмитрий Зверев
Успел сделать несколько снимков, пока не заставили убрать аппарат:(

Искусство Эгейского мира и Древней Греции. Слепки

В музее им. Пушкина (c) Дмитрий Зверев
в греческом зале, в греческом зале...


в Греческом зале, в Греческом зале..

В музее им. Пушкина (c) Дмитрий Зверев
в греческом зале, в греческом зале...


«В Греческом зале, в греческом зале.. » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Музей изобразительных искусств имени Пушкина

Искусство Древнего Рима. Слепки

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Слепки


« » на Яндекс.Фотках
Измеряем пропорции..
Поликлет.. Копьеносец.. (венец поиска в сфере равновесия фигур. Голова - составляет седьмую часть высоты тела)

Здорово!!! Реакция подростков - классссс... :))
- Да.... ХорошА экскурсия для подростков!!!
- да.. экскурсовод такая смешная... мальчишки съёжились.. а она всё заставляла пропорции мерить.. мне и то неловко было...
- Откровенные эмоции! :))


« » на Яндекс.Фотках
в ГМИИ им.А.С. Пушкина в зале Микеланджело.
Любимый исполнитель - органист Алексей Паршин


«В музее им.А.С.Пушкина » на Яндекс.Фотках
Репетиция перед концертом


« » на Яндекс.Фотках
Микеланджело Буонарроти (1475-1564гг). Капелла Медичи. Гробница Джулиано Медичи. Слепок


Микеланджело Буонарроти. Оплакивание Христа. 1447-1500

Giovanni Antonio Boltraffio. «Saint Sebastian ». late XV century ~ Antonello de Saliba. «Portrait of a man ». ca. 1495
Pushkin museum, Moscow

Бартоломе Мурильо. «Продавщица фруктов ». 1655-1660 ~ Эль Греко. «Porträt des Don Rodrigo Vasquez ». um 1600-1610
Puschkin-Museum der bildenden Künste

Giovanni Paolo Pannini. «Interior of the San Giovanni in Laterano in Rome ». 18th century
Pushkin Museum

François Boucher. «Heracles and Omphale ». 1735 ~ François Boucher. «Jupiter und Kallisto ». 1744
Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow, Russia

ГМИИ имени Пушкина (бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III») - один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Является памятником архитектуры рубежа XIX-XX веков.

Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З.А.Волконской и академиком С.П.Шевыревым (1831), профессором К.К.Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В.Исаковым (1864). В качестве инициатора создания музея в 1893 г. выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И. В. Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911-1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.


Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо?льшую часть денег на строительство музея пожертвовал великий русский меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Первый публичный конкурс проектов выиграл архитектор-самоучка П. С. Бойцов. Не имея разрешения на производство строительных работ, он не мог быть допущен к постройке такого уровня. В итоге, руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры И.И.Рерберг - первый заместитель руководителя проекта и В.Г.Шухов - автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов (Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов и др.), инженеров, художников. Над интерьерами, кроме самого Клейна, работали И. И. Нивинский, А. Я. Головин. Здание музея использует общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды.


Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.


В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств . В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина. Во время Великой отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. В этот период, с февраля 1944 г. и по 1949 г., директором музея был С. Д. Меркуров. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.


В период 1949-1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свернута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.


В 1985 г. по инициативе доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна и директора ГМИИ И. А. Антоновой на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций.


С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И. А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».


###Страница 2

Коллекция ГМИИ представляет собой собрание произведений западного искусства от античности до XX века.


Первоначально коллекция была сформирована И.В.Цветаевым из гипсовых копий античных скульптур, копий римских скульптур и мозаик, а также купленной государством коллекции подлинных древностей египтолога Голенищева.


В апреле 1923 г. Наркомпрос принимает решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея старой западной живописи на основе собраний Государственного музейного фонда, Московского Публичного и Румянцевского музеев, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Д.И.Щукина), собрания Г.А.Брокара и других частных коллекций, национализированных после революции. В течение года в Музей поступают картины, а в ноябре 1924 года открываются первые залы новой картинной галереи.

В 1930 году в ГМИИ из Эрмитажа были переданы картины Боттичелли, Кранаха, Пуссена и Давида.

После окончания Второй мировой войны в ГМИИ поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, а также Клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом на месте древней Трои. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии. Однако некоторые ценности, принадлежавшие западногерманским музеям и частным коллекционерам, остались в ГМИИ .


В 1948 г. был закрыт Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), и его собрание было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В результате ГМИИ получил большую часть конфискованных советской властью собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, состоящих из картин Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса, Пикассо и других западноевропейских и американских мастеров конца XIX - начала XX веков (около 300 картин и свыше 60 скульптур).


В основном это были работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, являющиеся сейчас гордостью и основой экспозиции ГМИИ. В музее находятся, принадлежавшие Ивану Морозову картины «Красные виноградники в Арле» Ван Гога и «Девочка на шаре» Пабло Пикассо.

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле»


В 2005 году была обособлена Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (расположенная теперь во флигеле усадьбы Голицыных), многие картины, находившиеся после ликвидации ГМНЗИ в запасниках, пополнили постоянную экспозицию музея.


Сейчас коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.