Стадии развития коллектива организации. Учение А. С. Макаренко о коллективе

В своем развитии коллектив проходит три основные стадии (этапы).

На первой стадии развития коллектив характеризуется следующими признаками:

Он только начинает создаваться;

Члены коллектива недостаточно знают друг друга;

Воспитанники в полной мере осознают задачи;

Отсутствует инициатива в конкретной деятельности;

Отсутствует актив.

Ведущей тактической линией деятельности учителя является обеспечение системы требований и организация деятельности на основе единоначального руководства и педагогического авторитаризма.

Исходя из признаков коллектива на этой стадии и тактической линии деятельности воспитателя, можно определить следующие направления его работы:

Изучение членов коллектива;

Обеспечение знакомства воспитанников между собой;

Выдвижения конкретных задач перед воспитанниками;

Организация совместной деятельности, направленной на выполнение указанных задач;

Содействие формированию актива.

На этой стадии развития коллектива отношения между педагогом и воспитанниками строятся на основе непосредственного влияния как на коллектив в целом, так и на каждого члена коллектива в частности. Воспитатель в своих действиях не имеет возможности опираться на помощников (актив) из числа воспитанников. Поэтому приходится проявлять авторитаризм и действовать по принципу единоначалия. Воспитатель единолично определяет конкретные задачи каждому воспитаннику коллектива, руководит выполнением этих задач и проверяет и оценивает результаты.

По этому поводу А.С. Макаренко в одной из своих лекций о воспитании говорил: "Такое требование, высказанное в форме, не предполагает возражений, необходимая для начала в каждом коллективе. Я не представляю себе, чтобы можно было дисциплинировать расстроен, раздражен коллектив без такого холодного тона требования отдельного организатора. А потом это идет значительно легче "1.

Схематично структуру деятельности первичного коллектива на первой стадии можно представить следующим образом (рис. 3.6).

Классному руководителю в работе с коллективом, который находится на первой стадии развития, приходится решать ряд педагогических задач. Проследим логику действий педагога на этой стадии в контексте определенных ситуаций.

Коллектива класса необходимо сделать генеральную уборку классной комнаты. Воспитатель собирает всех учеников класса, объясняет сущность задачи; порядок его выполнения; распределяет поручения между учениками, конкретизирует, кто чем должен заниматься, инструменты, устройства, орудия труда необходимо использовать, кто отвечает за них; показывает, инструктирует учащихся, контролирует их действия; в итоге оценивает деятельность каждого ученика и коллектива в целом.

Классному руководителю надо выставить оценки за поведение воспитанников за первую четверть. Педагог самостоятельно (в отдельных случаях проконсультировавшись с учителями, которые работают в этом классе) выставляет оценки каждому ученику, объявляет их на классных собраниях. Это в том случае, если в школе оценивается поведение учеников.

Дирекция школы поручила ученикам 6-го класса на пришкольном участке вскопать грядку земли для размещения клумбы. Классный руководитель обследует объект, знакомит учащихся с объемом работы. Разделяет всю площадь на отдельные участки; за каждым участком закрепляет по два ученика; дает им инвентарь (лопаты, грабли) контролирует ход работы; отдельным показывает, как надо копать и боронить, выбирать корешки; после завершения принимает работу от каждого звена, оценивает качество.

Как долго коллектив может находиться на первой стадии зависит от многих факторов: от возраста членов коллектива; от осведомленности воспитателя теории и технологии формирования и развития коллектива; от уровня социально-психологического развития членов коллектива; от умения педагога правильно определить перспективную цель деятельности коллектива.

В процессе жизнедеятельности коллектива на первой стадии в нем вызревают признаки (социальные, психологические), которые поднимают его на высшую ступень.

Коллектива на второй стадии развития свойственны следующие признаки:

Сформировался актив

Большинство воспитанников подчиняется меньшинства;

Члены коллектива осознают свои задачи;

Актив начинает проявлять инициативу в определении задач и организации коллективной деятельности.

Ведущая тактическая линия руководителя: осуществлять руководство коллективом на демократических началах с опорой на актив. Здесь действует принцип: "Мы решили вместе с активом".

Согласно такому статуса коллектива педагог организует свою деятельность в следующих направлениях:

Продолжает изучать воспитанников (их развитие постоянно находится в динамике);

Учит членов актива осуществлять руководящие функции;

Способствует формированию органов самоуправления;

Совместно с активом, органами самоуправления определяет перспективные линии и задачи деятельности коллектива на первый период.

На второй стадии развития отношения между педагогом (руководителем) и воспитанниками базируются на принципах демократизма и принципе параллельных воздействий на личность воспитанников (сочетание непосредственного и косвенного воздействий).

По этому поводу А.С. Макаренко размышлял: "Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда вокруг вас организуется группа мальчиков или девочек, которые сознательно хотят поддержать дисциплину.

Я спешил с этим. Я, несмотря на то, что эти мальчики или девочки имеют много недостатков, пытался быстрее набрать такую группу активистов, которые поддерживали мои требования своими требованиями, которые они высказывали в общем собрании, в своей группе, своими мыслями.

Этот путь от диктаторской требования организатора к свободной требования каждого человека от себя на фоне требований коллектива, этот путь я считаю основным путем в развитии детского коллектива «1.

Схематическое структура деятельности первичного коллектива на второй стадии имеет следующий вид (рис. 3.7).

На второй стадии развития коллектива начинает действовать принцип параллельного действия: педагог влияет на воспитанников через актив и одновременно тактично и ненавязчиво осуществляет непосредственное влияние. Это действенный, но одновременно и довольно тонкий инструмент фор-

вания коллектива и обеспечения надлежащих условий для жизнедеятельности каждого его члена.

"Что такое параллельная педагогическое действие? - Задавал вопрос А. С. Макаренко и отвечал. - Мы имеем дело только с отрядом. Мы с лицом не имеем дела. Такое официальная формулировка. По сути, это форма воздействия именно на лицо, но формирование параллельно существу. На самом деле, мы имеем дело с лицом, но утверждаем, что к лицу нам нет никакого дела ». И приводит пример параллельной педагогического воздействия:

"Петренко опоздал на завод. Вечером я достаю об этом рапорт. Я вызываю командира того отряда, в котором находится Петренко, и говорю:

У тебя опоздание на заводе.

Да, Петренко опоздал.

Чтобы этого больше не было.

Есть, больше не будет.

На второй день Петренко снова опоздал. Я собираю отряд.

У вас Петренко опаздывает вдруг на завод. Я делаю замечание всему отряду. Они говорят, и до этого не будет.

Можете идти.

Потом я скажу, что делается. Отряд сам будет воспитывать Петренко и говорить ему:

Ты опоздал на завод, значит, наш отряд опаздывает!

Отряд ставить огромные требования к Петренко как к члену своего отряда, как к члену всего коллектива "".

Но это пример из опыта воспитательной работы А.С. Макаренко в коммуне. А возможно воздействие принципа параллельного влияния в обычной школе? Бесспорно возможна. При хорошо сплоченного коллектива, даже если тот находится на второй стадии развития. Только не надо забывать, что это достаточно тонкая психолого-педагогическая дело, которое требует умения и филигранной техники.

Вот пример из опыта общеобразовательной школы.

Седьмой класс. Коллектив класса твердо "стоит на ногах" с признаками второй стадии развития. Сплотился действенный актив, который помогает классному руководителю. Хотя в коллективе еще есть "неорганизованное болото", как выразился А.С. Макаренко.

Один из членов такого "болота" на уроке грубо оскорбил молодую учительницу географии. Она оставила класс. Пожаловалась директору школы. Директор пригласил всех семиклассников на 17-й час на следующий день на разговор, не указав о чем будет идти речь. Несколько учеников во главе со старостой появились к директору сразу же и заявили: "Анатолий Дмитриевич, мы уже знаем, почему вы нас вызываете. С Игорем уже серьезно поговорили. Так может сейчас привести к Вам Игоря?" - "Во-первых, я не вызвал Вас, а приглашал, - отметил директор. - Во-вторых, приходите все же завтра в 17 часов".

На второй день ученики несколько раз разговаривали с оскорбленной учительницей, проводили какие-то собрания. Игорь ходил грустный, пытался зайти в кабинет директора, но не решился. В тот же день за 20 мин до 17 часов все семиклассники собрались возле кабинета директора. Анатолий Дмитриевич в назначенное время пригласил их к себе. Игорь чувствовал себя довольно неловко, лицо его горело, глаза были опущены судьбы.

Анатолий Дмитриевич рассадил учеников (стулья были занесены в кабинет заблаговременно в расчете на каждого воспитанника), серьезно окинул взглядом всех, отдельно остановился на фигуре Игоря. Здесь поднялся староста Саша.

Анатолий Дмитриевич, мы уже говорили серьезно с Игорем. И родители его знают об этом случае. Младшая сестренка рассказала дома. Игорь ходил к Светлане Дмитриевне извиняться... Но она... Игорь, скажи.

Игорь с опущенной головой поднялся. Все товарищи смотрели на него.

Я... - начал было парень.

Игорь, - перебил его директор. - Я думаю, что ты понял свою ошибку.

Угу. Понял, Анатолий Дмитриевич. Плохо я сделал...

Вот и хорошо, что понял. Это по-человечески, сказал директор. Игорь еще ниже опустил голову. Его уши были красные.

А директор школы рассказал ученикам о Светлане Дмитриевне. Оказывается, что она родилась в соседнем селе, закончил местную девятилетку, а 10-й и 11-й классы - уже в местной школе. Была отличницей. Затем поступила в педагогический университет. И вот первый год работает в школе.

Педагог, работающий с коллективом длительное время, замечает качественные изменения в его становлении. Если в работе с коллективом, который находился на первой стадии развития, руководитель стоит на позиции педагогического авторитаризма, то с переходом на вторую стадию надо выявить педагогическую мудрость и решительно перестроить свое отношение к воспитанникам - перейти на позицию педагогического демократизма. Если же педагогу не хватит понимания и он будет продолжать руководить коллективом в новом качестве с позиций авторитарного стиля, подавлятиме инициативу актива - все завершится, в конце концов, глубоким конфликтом между руководителем и коллективом. Проявления такой закономерности касаются не только школьных коллективов, но и производственных.

Вспоминается такой случай.

В новом микрорайоне областного центра построили помещение средней школы. К ней отнесли учеников всех классов, которые до этого учились в разных школам города. Педагогический коллектив также укомплектовали из учителей, которые ранее работали в разных школах. Руководители городского отдела образования длительное время искали человека на должность директора. Остановились на 3. В., которая имела 15-летний стаж педагогической работы и некоторое время работала в руководящих органах города. Женщина ерудо-вана, волевая, целеустремленная, с хорошими качествами организатора и грамотного хозяйственника-менеджера.

Начался учебный год. 3. В. на общем собрании школьного коллектива (600 учащихся и более 50 учителей) четко и бескомпромиссно определила задачи на учебный год, ознакомила 3 организационными требованиями к ученикам и педагогов. С первых дней взяла, как говорится, всех в руки.

В школе под влиянием авторитарных мер директора поддерживалась надлежащая дисциплина как среди учеников, так и среди педагогов. Требования были объективные, но достаточно жесткие. Любой отход от установленных правил не оставался без внимания директора. На первом этапе такой стиль руководства понравился как педагогам, так и ученикам. Но это была первая стадия развития коллектива.

Впоследствии, уже со второго полугодия появились заметные качественные изменения В школьном коллективе: начал вырисовываться актив среди учеников и учителей. Члены актива обращались к руководителю учреждения с предложениями демократического плана. Но 3. В. не хотела никого слушать, отвергала любые предложения, рекомендации, болезненно реагировала на критику. Любимой фразой, своеобразным девизом в ее работе было "Пока я директор - командовать народом буду я!" И командовала.

Уже под конец учебного года в школе начали возникать конфликты, которые перерастали в локальные "войны". Школьный коллектив раскололся, его начало "лихорадить". Ссоры, жалобы в вышестоящие инстанции, комиссии, проверки и т. Д. На этой волне начался новый учебный год с новыми конфликтами.

У директора не хватило мудрости и педагогических знаний, чтобы взойти на определенном этапе развития коллектива с "пьедестала" авторитарной педагогики и дальше двигаться на демократических началах руководства коллективом. Закончилось все увольнением 3. В. от занимаемой должности.

Завершая описание направлений деятельности руководителя коллектива, находится на 1-й стадии, мы привели примеры, как должен работать педагог в процессе решения задач, которые выдвигают жизненные обстоятельства перед первичным коллективом. Если же коллектив перешел во вторую стадию развития, педагог организует воспитанников на выполнение различных действий и поручений через актив. На первом месте у воспитателя должна стоять задача - учить активистов управлять процессами деятельности товарищей.

Период деятельности коллектива на 2-й стадии может продолжаться долго. Это опять же зависит от многих объективных и субъективных факторов.

Большинство воспитанников перешла на сторону актива, осознает требования руководителя;

Большинство подчиняет себе меньшинство;

Коллектив осознает свои задачи;

Воспитанники в состоянии сами формировать новые задачи;

Органы самоуправления способности организовать коллектив на выполнение указанных задач.

Тактическая линия деятельности руководителя такого коллектива: осуществлять управление через общее собрание с соблюдением демократических основ.

Основные направления работы педагога с коллективом на третьей стадии:

Продолжает изучать воспитанников;

Включая активистов поочередно в исполнение руководящих функций;

Совместно со всем коллективом определяет перспективные линии деятельности.

На этом этапе важна смена направлений требований. "... Третья стадия развития этого требования, - писал А. С. Макаренко, - когда требует коллектив. Это - тот результат, что вознаграждает вас за нервную труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в определенном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой "1.

Структура деятельности коллектива на 3-й стадии укладывается в следующую схему (рис. 3.8).

Все вопросы жизнедеятельности коллектива на этой стадии рассматриваются на общем собрании. Педагог-воспитатель получает статус рядового члена коллектива с правом одного голоса. У него есть одно преимущество: знания и практический опыт, который воспитанники могут использовать в консультативном плане.

Вернувшись к тем задачам, которые надо было выполнить с коллективом на первой стадии развития - организация надлежащей дисциплины, уборка класса, работа на пришкольном участке и т.д., на третьей стадии эти вопросы решаются решениями общего собрания. Для выполнения определенных краткосрочных

задач общим собранием могут быть назначены руководители (старосты, бригадиры, звеньевые и др.) * Воспитатель на этой стадии не должен выполнять роль надзирателя, контролера. Наиболее удобная для него позиция - активно участвовать в конкретных делах вместе с учениками, показывая им пример.

Приведем пример, характеризующий особенности деятельности коллектива, находится на 3-й стадии развития.

Сельская школа. Начало зимы. Предыдущие дни шли дожди. И вдруг ночью температура снизилась до -10, пошел снег. На утренней линейке учеников 5-11-го классов старший дежурный по школе (ученик 10-го класса) знакомил школьный коллектив с задачами, над которыми должны работать воспитанники в течение дня. Среди них и такое: после уроков залить ледовую площадку на школьном дворе. Исполнителями назначены учащихся 8-го класса.

После завершения уроков ученики разошлись по домам. Но в 16 часов все ученики 8-го класса вернулись в школу с лопатами, другим инвентарем и начали подготовку площадки для заливки воды. Все делали верно, по-хозяйски. Руководил процессом староста класса. До наступления темноты ледовую площадку был залит водой. Классный руководитель совсем не вмешивался, он только перед началом работы предупредил учеников: "Если возникнут какие-то проблемы, аукнется меня. Мы с Николаем и Дмитрием готовить коньки в мастерской".

На успешность развития и становления коллектива влияет ряд социально-педагогических факторов. В частности:

Глубокие знания воспитателями психолого-педагогических основ теории и практики формирования и развития коллектива;

Обеспечение преемственности и единства действий педагогов в работе с коллективом;

Владение техникой создания перспективных линий;

Обеспечение педагогически целесообразной работы с активом и органами самоуправления;

Соблюдение надлежащего тона и стиля деятельности коллектива;

Наличие традиций в жизнедеятельности коллектива;

Создание социально-педагогических условий для эффективной деятельности членов коллектива.

В процессе своего развития коллектив любой социальной организации проходит последовательно несколько стадий развития. Искусство управления коллективом заключается в правильном определении актуальной стадии развития и своевременном переводе коллектива на следующую, более высокую стадию. По мнению ряда психологов, любой коллектив в своем развитии проходит следующие четыре стадии: возникновение, формирование, стабилизацию, совершенствование или распад. Рассмотрим их подробнее.

Стадия возникновения возможна при создании новой организации, при приходе нового руководителя, при кардинальных изменениях в составе организации (изменения штатов, замена значительного числа работников - не менее четверти, приход авторитетных, работников, которые в короткий период становятсялидерами и радикально меняют ситуацию в организации). На этой стадии внешней организацией задаются целевые установки, проектируются и создаются формальная структура организации, органы управления, система отчетности и др. Взаимные требования в системе «начальник - подчиненные» еще только вырабатываются, взаимосвязь между работниками носит неустойчивый характер. У членов организации еще нет опыта совместной деятельности. Психология организации на этой стадии - исполнительская, преобладает настроение ожидания, иногда настороженности.

Стадия формирования предполагает образование неформальных групп, когда внешние воздействия заменяются внутренними импульсами, а также формируется групповое мнение. Данная стадия особенно сложна для управления организацией. С одной стороны, создание неформальных групп - процесс объективный и помешать ему руководитель не в силах. С другой стороны, значительная дифференциация, особенно при наличии сильных неформальных лидеров, может затруднить выполнение основных задач организации. Вот почему главное для руководителя на этой стадии заключается, во-первых, в умелом распределении баланса сил между неформальными группами (за счет постановки дифференцированных заданий, стимулирования, индивидуального подхода к каждой группе или отдельным исполнителям); во-вторых, в проведении совместных мероприятий (спортивных, культурных и др.).

Для стадии стабилизации характерно достижение определенной зрелости организации. Уже создана и действует неформальная структура коллектива, определены условия равновесия, сформированы социальные нормы коллектива, сложилось групповое мнение. Такой коллектив достаточно стабилен, может сопротивляться внешним воздействиям. Но на этой стадии развитие коллектива не останавливается. Стабилизация означает лишь окончание становления неформальных групп, структуры, норм.

За стадией стабилизации неизбежно следует либо стадия совершенствования, либо распад организации.

Американские психологи М. Вудкок и Д. Френсис выделяют следующие пять этапов групповой динамики организации .

1. Притирка . Члены организации присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать в этой организации. Личные чувства и переживания маскируются или скрываются. Члены организации не интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга. Творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.

2. Ближний бой. Этап борьбы и переворотов, этап, когда образуются кланы и группировки, когда выдвигаются личности, претендующие на роль лидера (иногда может происходить и силовая борьба за лидерство), когда разногласия выражаются более открыто по сравнению с первым этапом. Сильные и слабые стороны отдельных членов группы (как личностные, так и профессиональные) все более отчетливо выявляются. На этом этапе организация начинает обсуждать способы достижения согласия, стремится наладить эффективные взаимоотношения.

3. Совершенствование и экспериментирование. На этом этапе члены организации осознают свой потенциал, все более актуальной становится проблема эффективного использования способностей и ресурсов организации. Возникает интерес к тому, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются и совершенствуются. Появляется желание экспериментировать и реально повышать эффективность работы организации.

4. Эффективность . Организация приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресурсов. Работники переживают чувство гордости за свою принадлежность к «команде-победительнице». Возникающие проблемы исследуются реалистически и решаются творчески. Управляющие функции могут делегироваться различным членам организации в зависимости от конкретных задач.

5. Зрелость. На этом этапе организация - сплоченный коллектив, в котором реальные общие цели сочетаются с индивидуальными целями большинства членов организации. Действуют прочные связи между членами организации. Людей оценивают по их достоинствам, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер. Личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психического напряжения. Организация показывает отличные результаты. Расширяется делегирование полномочий, все больше членов организации участвуют в планировании и принятии решений.

Несколько по-иному обстоит дело в группах, создаваемых для действий в экстремальных или необычных условиях (искусственно созданная группа с помощью психологического отбора, команда спасения для работы в экстремальных условиях, экспедиция как организация для работы в условиях социальной изоляции и др.). В них в качестве этапов развития различают следующие:

1) Этап ознакомления. Относительно небольшой по времени, даже для интернационального состава группы. Характеризуется повышенным интересом друг к другу, сдержанностью, корректностью поведения. Главное для каждого - выяснить ориентировочные и исследовательские реакции каждого члена группы.

2) Этап дискуссий. Достаточно продолжительный по времени. Характеризуется интенсивным общением и выяснением позиций друг друга по значимым вопросам. В результате возникает структурный контур группы с признаками функционально-ролевой дифференциации и микрогрупп.

3) Этап ролевой ориентации . Непродолжительный по времени. Характеризуется завершением складывания группы в целостную систему, обладающую определенными социально-психологическими характеристиками. Нередко развивающиеся деструктивные процессы носят, как правило, непродолжительный характер и достаточно жестко пресекаются извне.

Коллектив художественной самодеятельности в своём развитии проходит сложный путь. Этот путь обусловлен характером деятельности и общения руководителя с участниками.

Первая стадия . Началом коллектива является принятие участниками его целей и задач, охватывающих как собственно внутриколлективные действия, так и будущие художественные встречи со зрителями (слушателями). Ведущей в коллективе становится художественно-педагогическая деятельность, как бы элементарна она ни была на первых порах. С самого начала перед коллективом выдвигаются вопросы планирования деятельности, определения роли каждого участника, объединение усилий каждого.

Важно, чтобы в процессе развития коллектива участники его осознали, что от их активности и инициативы зависит выполнение намеченных целей и задач, а педагог, как ответственное лицо обладающее художественной квалификацией и педагогической подготовкой, направлял бы деятельность и общение участников, подводил их к пониманию роли коллектива как добровольного объединения людей, совместно решающих идейно-нравственные и художественно-эстетические задачи.

Чрезвычайно важный момент жизни коллектива – это возникновение и оформление актива. Актив не должен назначаться руководителем, ибо нередко при формировании его он учитывает, прежде всего аккуратное посещение участником занятий, безоговорочное принятие всех его требований и т.д. Но дело не только в этом. Участники должны сами (конечно, с помощью педагога) создавать актив. Актив – это полномочные представители коллектива, которые практически показали, что они наиболее полно выражающие устремления коллектива, способные организовать внутриколективную и художественно-пропагандическую деятельность.

Таким образом, первая стадия развития коллектива характеризуется основными признаками:

1. большинство его участников добровольно принимают на себя художественно-педагогические цели и задачи коллектива;

2. функционирует актив, являющийся носителем внутриколлективных и внеколективных общественно ценных устремлений;

3. Складываются обшеколективные ценности, когда участники испытывают чувство удовлетворения от успехов своих товарищей и коллектива в целом и огорчаются от их неуспехов.

Вторая стадия . На этой стадии развития в коллективе усложняются цели и задачи и деятельность по их выполнению. В результате формирования подобных ценностей и мотивов на большую инициативность и самостоятельность участников. Среди наиболее передовой и сознательной части коллектива – чаще всего актива осознаётся необходимость совершенствования художественно-исполнительской деятельности. Возникает стремление больше внимания уделять учебно-воспитательной работе, посещению концертов и спектаклей, выставок, музеев, лекториев по вопросам культуры и искусства, занятий в университетах и школах культуры и т.п.


На второй стадии элементы самоорганизации выступают более отчётливо. Актив коллектива нередко организует посещения и обсуждения концертных программ, кинофильмов, спектаклей, музейных и выставочных экспозиций, проводит образовательные занятия в коллективе (беседы, диспуты и т.п.) по вопросам общественно-политической жизни страны, культуры и искусства. Если на первой стадии эти формы работы с участниками преимущественно организуются педагогом, то на второй они приобретают черты самоорганизации участников.

Меняется и художественно-творческая атмосфера в коллективе. Усилия всех сосредотачиваются на учебно-творческой деятельности, предполагающей серьёзную подготовительную работу, творческую самоотдачу, выполнение множества поручений и установления более сложной взаимоответственности и взаимозависимости. На второй стадии главным мотивом становится овладение исполнительским мастерством, а для некоторых – серьёзными знаниями в области культуры и искусства.

Взаимоотношения в коллективе на второй стадии все в большей степени начинают носить черты художественно-творческого сотрудничества. Складывается и успешно осуществляется взаимопомощь участников, имеющих различную подготовку и опыт в овладении выразительными средствами, приёмами идейно-образного постижения произведения. Взаимоответственность и взаимоподдержка в процессах учебно-художественной и исполнительской деятельности являются важными ценностями коллектива.

Итак, для второй стадии развития коллектива характерны следующие моменты:

1. усложняется и дифференцируется внутри и внеколлективная деятельность, предполагающая осуществление художественно-педагогических и художественно-пропагандических целей и задач в их единстве;

2. общение педагога с участниками и участников между собой приобретают устойчивый характер;

3. обогащаются прямые и опосредованные связи и отношения, которые складываются и поддерживаются преимущественно на основе учебно-воспитательной и художественно-исполнительской деятельности, возникают черты художественно-творческого сотрудничества единомышленников;

4. развиваются различного рода формы самоорганизации, саморуководства и самоуправления

5. формируется общественное мнение с устойчивыми требованиями, предъявляемыми к внутриколлективной и исполнительской деятельности, к поступкам участников.

6. улучшается организационная структура: большее развитие получают микрогруппы, складывающиеся для выполнения различных поручений (выпуск газеты, организация вечера отдыха, подготовка отдельного произведения, поездка на выступление), деятельность которых цементируется активом и педагогом;

Третья стадия. На основе накопленного опыты коллектив поднимается на более высокую степень своего развития. Качественно иным становится понимание взаимосвязей учебно-воспитательной и исполнительской деятельности: возрастают потребности быть образованными, воспитанными и развитыми людьми не только в художественном, но в нравственном и эстетическом отношениях. На этой стадии участник ставят перед собой и всем коллективом более сложные художественно-творческие задачи.

Повышается творческий потенциал коллектива: большее значение, чем на предыдущих стадиях, приобретают творческий поиск, общее и художественное развитие участников, предполагающие их образованность, воспитанность, богатство чувств.

На этой основе формируется интерес к самообучению, самообразованию и самовоспитанию. Больше, чем в прошлом, возрастает мера самостоятельности, причём не только в потреблении и репродуцировании ранее сложившихся образцов культуры и искусства, но и в глубоком осмыслении и интерпретации их.

Мотивы успеха в выступлении перед зрителями (слушателями) для большинства членов приобретает большую наполненность; ценным становится коллектив как пропагандист лучших художественных достижений, на которых он воспитывает зрителей и слушателей. На более высоком идейно-художественном уровне коллектив участвует в систематической работе с клубными посетителями. Это находит своё выражение в организации и проведении регулярных тематических встреч со зрителями (слушателями) с последующим обсуждением художественных произведений.

Следовательно, коллектив становится фактором систематического художественно-эстетического воспитания и развития слушателей.

Важным средством развития коллектива становятся его традиции, которые начинают складываться на второй стадии, а на третьей приобретают для большинства участников значение внутренних регуляторов коллективной жизни.

Разнообразная учебно-воспитательная, художественно-творческая и художественно-пропагандическая деятельность коллектива насыщенная к дальнейшему обогащению взаимоотношений педагога с участниками и участников между собой. Если на первой стадии взаимоотношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества только складываются, а на второй приобретают более определенные черты, то на третьей они становятся устойчивой традицией. Дальнейшее развитие и обогащение взаимоотношений обусловлено художественно-творческими задачами более повышенной сложности, предполагающими дальнейшую дифференсацию усилий каждого при одновременной их интерпретации.

Уже на второй стадии среди участников начинают выделяться те, кто под руководством педагога выполняют функции ассистентов-помощников. На третьей стадии расширяется «педагогическая» роль коллектива: многие участники становятся педагогами и воспитателями по отношению к вновь вступившим или занимающимися на подготовительной ступени. Ведь недаром говорится: «хочешь воспитать человека, поставь его в положение воспитателя».

В коллективе вырабатывается система критериев оценки и самооценки на основе боле высоких общественно-познавательных, нравственных, эстетических и художественных требований, которые только складываются на первой ступени, получают поддержку у актива и некоторых членов на второй и становятся, нормой для большинства участников на третьей стадии.

Следовательно, коллектив на третьей стадии органически сочетает в себе художественно-творческие устремления и общественно-пропагандическую деятельность при разнообразии внутриколлективных взаимоотношений, развивающихся с учётом высоких требований, предъявляемых каждым участником, группой и коллективом в целом. При этом участникам приходится преодолевать различного рода трудности: собственные недостатки, отсутствие достаточной материальной базы, моральной поддержки и т.п. Более того, нередко коллективы выдерживают «пробу на прочность» (при различных конфликтах, уходе прежнего и приходе нового руководителя), сохраняя свои традиции и стиль деятельности.

Специфика педагогического руководства заключается в решении общих учебно-воспитательных и исполнительских задач при индивидуальном подходе к каждому. От педагога требуется высокая профессиональная квалификация, чтобы в процессе дальнейшего продвижения коллектива выстроить путь развития каждого участника, учитывая его предшествующий опыт, способности, знания, умения и навыки.

Следовательно, для третьей стадии развития коллектива характерны следующие черты:

1. цели и задачи коллектива приобрели глубокий общественно ценностный смысл и содержание;

2. на этой основе происходит дальнейшее развитие учебно-воспитательной и художественно-творческой деятельности, для которой характерно возрастание творчески поисковой самостоятельности и идейно-нравственной и эстетической зрелости участников;

3. взаимоотношения в коллективе наполняются новым содержанием, приобретают роль регуляторов поведения, деятельности и общения в коллективе;

4. качественно более содержательными и идейно устремлёнными становятся связи с другими коллективами «своего» клуба, а также с трудовыми и учебными коллективами, жителями микрорайона;

5. у подавляющего большинства участников формируются потребности к самообучению, самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, как важным чертам личности, создающим импульсы для дальнейшего совершенствования внутри и внеколлективной деятельности.

Каждой стадии развития коллектива, как мы видим, присуща совокупность признаков, вместе характеризующих её своеобразие. Конечно последующая стадия развивается на основное предыдущей, как бы выбирает и преобразует ранее сложившиеся черты.

Особое своеобразие приобретают эти стадии в зависимости от типа и вида коллектива, от особенностей возраста, профессии, образования, места жительства и ряда других черт участников. Одно дело, если мы рассматривает стадии коллектива состоящего из детей младшего возраста, а другое – из людей зрелого возраста. В одном случае коллектив включает участников с высоким уровнем общего образования и профессиональной квалификации, в другом – с высшим образованием и высокой квалификацией. Свои особенности имеют однородные по полу (мужские и женские) коллективы, смешанного состава (по полу, возрасту и т.п.). Конечно, есть различия и в развитии, например, скромного кружка начального типа или народного театра, вокального ансамбля, хоровой студии. Невзирая на это, рассмотренные нами признаки стадий развития коллектива художественной самодеятельности являются общими для всех типов и видов.

Одним из наиболее ярких представителей отечественной педагогики, занимающихся разработками теории о коллективе, является педагог и психолог А.С. Макаренко. Он посветил выше озвученной теме множество статей, сочинений и работ.

Он считал, что «коллектив это - социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что та есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимости, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа и сборище». .

А.С. Макаренко считал, что когда детей приводят в первый класс, их объединяет единая цель - изучать новые науки, обучение читать, писать, считать, тем самым образовывается детский коллектив. Для ребенка он становится средой обитания, в которой дети взаимодействуют, общаются, играют, используя личностные ресурсы. В такой среде они стараются самоутвердиться, впоследствии чего, могут возникать конфликты. Но дети в классе так же взаимодействуют не только друг с другом, но и с педагогическим коллективом, то есть учителем. Поэтому Антон Семенович ввел понятие «воспитательный коллектив». Это объединенный коллектив педагогов и воспитанников, сплоченный общим трудом, общей целью, общим досугом и совместным культурным отдыхом. В своих трудах А.С. Макаренко сформировал целостную концепцию «воспитательного коллектива», суть которого заключается в равноправии, когда не только воспитанники подчиняются воспитателю, но и воспитатель воспитанникам. Но для того что бы стать коллективом группа воспитанников и воспитателей должна пройти нелегкий путь преобразований. На данном этапе А.С. Макаренко выделил несколько стадий формирования коллектива: Первая стадия - первоначального сплочения. На данной стадии основным звеном является педагог, от которого исходят основные требования. Он стремится превратить класс в коллектив, то есть в такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются общими целями, задачами и ценностями. Основной задачей первой стадии формирования коллектива является разработка и организация актива класса, то есть каждому ученику выделяется особая роль. Когда ученики сплотились на основе общей цели и деятельности. Данная стадия является завершенной, если эта задача выполнена.

Вторая стадия - усиление влияния коллектива. На этом этапе актив начинает предъявлять к членам группы требования, основываясь на своих представлениях, что может принести пользу или вред обществу. В такой момент важно, что бы учитель наблюдал эти требования, так как активисты могут преследовать личные цели и могут ущемлять более слабых членов группы. Но если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся верными помощниками педагога потому, как не всегда ребенок может предъявить претензию или высказать пожелание взрослому человеку, ему на много легче поделится мыслями со сверстником. Для данной стадии характерна стабилизация структуры класса. Таким образом, коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Очень важно, чтобы педагог максимально использовал возможности молодого коллектива для решения задач, которые перед собой ставит учитель. В такой момент класс становится как бы одним целым, единым организмом, в котором воспитательный процесс будет проходить более эффективно. Одна из проблем, с которой могут столкнуться участники коллектива на этой стадии - противоречия. Разногласия могут возникать между группой детей и отдельными участниками команды, между общими и личными перспективами, между общепринятыми нормами поведения и нормами, которые складываются в классе, между отдельными группировками детей, поэтому в коллективе не может быть ровного прогресса, постоянные скачки, затихание и движение вперед свойственны второй стадии.

Третья и последняя стадия - это рассвет коллектива. Данный этап характеризуется тем, что участники коллектива предъявляют больше требований к себе, нежели к своим товарищам. Это говорит нам о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости мнений, взглядов, манер. Если коллектив доходит до этой стадии, то он формирует полноценную личность.

Четких границ от перехода к каждой стадии нет, но коллектив остановиться в своем развитии не может. Иногда процесс просто замедляется, на какой-то из стадий, и по разным причинам не может продвинуться вперед. Но, благодаря усвоенному коллективному опыту младший школьник сам начинает предъявлять к себе требования, выполнение нравственных норм становится для него важным составляющим. Он перенимает социальный и личностный опыт от своих сверстников на себя.

Классификацию уровней развития коллектива определил отечественный педагог и психолог А.Н. Лутошкин. Он выделил 5 уровней сплоченности коллектива:

  • 1. Песчаная россыпь
  • 2. Мягкая глина
  • 3. Мерцающий маяк
  • 4. Алый парус
  • 5. Горящий факел

Педагог охарактеризовал первый уровень «Песчаная россыпь», как группу людей, в которой каждый сам по себе. То есть песчаной россыпью модно назвать любую новоиспечённую группу людей, которая не имеет общих интересов, целей, задачи, а так же не имеет общего лидера. Такая группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

Следующий уровень развития коллектива - «мягкая глина». Автор сравнивает такой коллектив с мягкой глиной потому, что на данном этапе заметны первые усилия по сплочению коллектива. Участники коллектива не знают друг друга достаточно хорошо, что бы работать сообща. Пока недостаточно опыта совместной работы. Главным и ключевым звеном являются требования, предъявляемые педагогом. Дети на этой стадии не могут стать друг другу союзниками. По собственной инициативе ребята не приходят друг другу на помощь, для этого нужно их подталкивать. Отношения в коллективе разные: доброжелательные или же конфликтные. Существует несколько замкнутых группировок, которые между собой не взаимодействуют. Для того, чтобы коллектив успешно перешел на следующий уровень, педагог должен грамотно организовать деятельность детей, дать им общую цель.

Третий уровень - «мерцающий маяк». На данном этапе преобладает желание трудиться сообща. Члены коллектива заинтересованы в том, чтобы каждый шел верный путем. Важно, чтобы уже сейчас появился лидер, который будет тянуть за собой всех челнов группы. Но его авторитет еще не оправдан, поэтому найти общий язык и организовать всех участников достаточно трудно. Наблюдается всплеск активности отдельных членов коллектива, но не у всех, и не всегда.

Следующий уровень педагог назвал «Алый парус». А.Н. Лутошкин охарактеризовал его, как коллектив, в котором его участники находятся в дружеский отношениях. Они заинтересованы делами друг друга, и сочетают это с взаимной требовательностью. Командный состав такого коллектива - это знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. В такой группе у большинства членов появляется чувство гордости за свою команду. Все победы и неудачи участники переживают вместе. Хотя группа уже сплочена, не всегда ее участники могут признавать свои ошибки. На этом уровне действует принцип «один -- за всех, все -- за одного».

Пятый и последний уровень развития коллектива - «горящий факел». Если коллектив достиг этого уровня, то его можно назвать сплоченным. В таком коллективе отношения между его участниками связывает тесная дружба, ответственность, но не только за себя, но и за своих товарищей. В такой группе дети бескорыстно приходят друг другу на помощь, и делают все, что бы друзьям было легче. Если какие то участники отстают от товарищей, то вся группа, во главе с лидером, помогает отстающим.

Разработанная А.Н. Лутошкиным методика позволяет учителю определить уровень сплоченности класса. Хороша эта методика тем, что разработана она для детей. Суть диагностики такова. Классный руководитель объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своём развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее ребятам предлагается определить, на какой стадии развития находится их собственный коллектив. Следовательно, педагог озвучивает все стадии, и дети определяют уровень развития их коллектива по пятибалльной шкале, баллы которой соответствуют каждому из представленных уровней. (Приложение 1) сплоченный коллектив школьник единомышленник

Современные педагоги рассматривают коллектив как своеобразную модель общества, отражающую отношения, которые ему присущи, атмосферу, которая ему свойственна, и система человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, являясь его ячейкой, будет средством достижения воспитательных задач. Для ребенка же он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сейчас педагоги исследуют такие вопросы теории коллектива, как проблема коллективной постановки цели, групповые и личностные интересы, формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива, единства педагогического руководства и самоуправления.

В основе сплочения детского коллектива может лежать множество факторов, такие как труд, общение, познание, игра и много других видов деятельности, на организацию которых следует уделять особое внимание.

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений ("негнущееся", категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по наличию инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности в группе.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, Л.И.Уманский).

Самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм - в группу-коллектив.

Для осознания возможностей детского коллектива в воспитании личности рассмотрим уровни развития группы как коллектива. Изучая детские коллективы, Л.И.Уманский выделил признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются по-разному в зависимости от уровня ее развития. Он их объединил в три блока.

Общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и деловую сферы групповой жизнедеятельности.

Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т.е. идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группы состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению - групповой самоуправляемости (А. С. Чернышев).

Реально действующая группа всегда активна в отношении той или иной конкретной деятельности (общественно-политической, управленческой, трудовой, познавательной, спортивной, культурно-массовой, игровой и т.п.). Групповая деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний, умений и навыков - опыта групповой подготовленности.

Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы.

Интеллектуальная коммуникативность - это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем обмена информацией, определения общих позиций, суждений, принятия групповых решений.

Эмоциональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные потенциалы. Это та объективно существующая в группе атмосфера, которая характеризует эмоциональную сторону ее жизнедеятельности. Волевая коммуникативность понимается как способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях.

Блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая акив-ность) жизнедеятельности группы.

Общие характеристики групповой жизнедеятельности изучены в отечественной психологии достаточно полно. Их можно представить следующим образом:

Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, а отсутствие интегрированности - это разобщенность, дезинтеграция (А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский, В. В. Шпалинский и др.);

Микроклимат - определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней (А. В. Лутошкин, А. А. Русалинов и др.);

Референтность - степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей (Е.В.Щедрина);

Лидерство - степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в целом в направлении осуществления групповых задач (Е. М. Зайцева);

Интрагрупповая активность - мера активизации группой составляющих ее личностей (Л.И.Уманский);

Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы в более широкой общности, например класса на класс в школе (А.И.Кузнецов, В.С.Агеев).

Все общие качества, характеризуя уровень развития группы как коллектива, тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры двух первых блоков.

Внутри каждого блока и между блоками существуют многообразные функциональные взаимосвязи и взаимозависимости. Эти связи обусловливаются их местом в целостной структуре сфер жизнедеятельности группы, соединением в ней общественного и личного. Л. И.Уманский экспериментальным путем установил, что детская или юношеская группа становится коллективом при устойчивом проявлении названных признаков в их наивысшей степени.

Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Ни один из вышеназванных признаков на этом уровне не проявляется. Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике.

Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку - она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень - к кооперации.

Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень - автономизацию.

Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходит процесс обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.

Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива - к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" (Т. Н. Мальков-ская) и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию - лжеколлектив.

Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.

Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования (А. Г. Кирпичник). Так, в летних оздоровительных детских лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходит путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 4 - 6 дней 24-дневной смены) к кооперациям (примерно к середине смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены). Следует отметить, что по разным причинам одни отряды проходят этот путь быстрее, их движение более поступательное, а положение на высших уровнях - устойчивое и надежное. Другие проходят его рывками, отступая от более высоких уровней к более низким, что называют "болезнями коллектива" (В.Г.Иванов, И.М.Чернышова), третьи поднимаются на более высокий уровень временно.

Исследования дают основание считать предложенные уровни этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

Детский коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.