Понятие архитектоники. Что такое архитектоника? Современные сферы бытия

(греч. architektonike , от archi - старший, и tekton - строящийся из дерева). Строительное искусство.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

греч. architektonike , от archi , и tekton , строящий из дерева. Приложение механики к зодчеству.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

строительное искусство (механич. основы архитектуры).

(Источник: "Словарь иностранных с...

Архитектоника

архитект\"оника, -и


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

АРХИТЕКТОНИКА - построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причем в применении не только к произведению в целом (как А.), но и к отдельным элементам его: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Понятие А. обнимает собой соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие А. входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приемы А. составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому о...

архитектоника

, ж. архит.

Соразмерное расположение частей, гармоническое сочетание их в одно целое.

|| иск.

Художественная соразмерность в построении произведения; композиция.

[В «Обрыве»] всего более затрудняла меня архитектоника, сведение всей массы лиц и сцен в стройное целое. И. Гончаров, Лучше поздно, чем никогда.

[От греч. ’αρχιτεκτονική (τέχνη) - строительное (искусство)]

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-19...

Архитектоника

АРХИТЕКТОНИКА и, ж. architectonique f . То же, что архитектура . Сл. 18. Возврат от Гофическия Архитектоники, пребывавшия с XIII, по XVI век, к изрядству паки Еллинския Самоначальныя. ТРед. Тилем. 1 с. L. Остатки небольшаго храма, которой бывал украшен по правилам Архитектоники. Караваны 66. - Лекс. Сл. 18: архитектоника 1766; Даль: архитекто/ника;


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] .

Архитектоника`Словарь синонимов`

архитектоника

построение, тектоника, композиция, структура, строение

Словарь русских синонимов

АРХИТЕКТОНИКА (от греческого architektonike - строительное искусство>), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению скульптуры.

Архитектоника

(от греч. architektonike - строительное искусство) - общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Энциклопедия моды и одежды 2011

Архитектоника архитекто́ ника

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

средство архитектурной композиции, заключающееся в художественном выявлении конструктивного строения сооружения

Архитектоника

(греч.) - теория архитектуры и строительного искусства. Выражение это в настоящее время употребляется редко и большею частью заменяется словом "архитектура".

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907

архитектоника

АРХИТЕКТО́НИКА -и; ж. [от греч. architektonikē - строительное искусство]. Гармоническое соединение частей, их соразмерность в едином целом. А. зданий. А. романа.

Архитектони́ческий, -ая, -ое. А-ие различия.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

Архитектоника

(1 ж )


Орфографический словарь русского языка . 2006 .

АРХИТЕКТОНИКА

(от греч. architektonike - строит. иск-во) - художеств. выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объёмных произведений декоративного искусства. А. выявляется взаимосвязью и взаиморасположением несущих и несомых частей, ритмическим строением форм, делающим наглядными статич. усилия конструкции, отчасти пропорциями, цветом и т. п. В широком смысле А. - строение художеств. произведения, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Большой энциклопедический политехнический словарь 2004

Архитектоника (от греч. architektonike - строительное искусство)

Композиция – последовательное расположение частей в произведении.

Части композиции выделяются на основе:

· Идейно-тематической общности

· Сюжетной завершенности

Типы композиций:

· Лирическая

· Повествовательная

· Драматическая

Структура композиции:

· Блоковая (последовательная)

¾ Моноблок (единый тест)

¾ Двусоставная

¾ Трисоставная

¾ Полисоставная

¾ Циклическая

¾ Зеркальная

· Центростремительная

¾ Рассказ в рассказе

¾ Роман в письмах

¾ Рассказ в рассказе рассказа

¾ Монтажная

В зависимости от жанра произведения в нем преобладают специфические для него способы изображения. Каждое произведение имеет свою неповторимую композицию. Некоторым традиционным жанрам присущи композиционные каноны.

Типы композиции:

· Свободная (ничем не ограничена). Общая тема, можно вставлять или убирать циклы (циклическая композиция)

· Жесткая (блоковая, центростремительная)

Связь композиции и содержания.

Существует 2 основных точки зрения:

· Композиция и сюжет не связаны. Композиция – застывшая структура, и в неё может быть вложено любое содержание (например – ода, где структура закреплена, а содержание может быть любым)

· Композиция и сюжет тесно связаны. Сама структура произведения содержательна, несёт в себе определенный замысел автора (например – Герой нашего времени)

К композиции в разные эпохи относились по-разному:

· Античность, средневековье – важен жесткий канон

· Барокко – свободная форма, изломанная композиция

· Классицизм, сентиментализм – строгая форма

· Модернизм, символизм, начало 20 века – свободная форма, сложное построение

Уровни структуры:

· Макроструктура– жесткие части (блоки)

· Мидиструктура – рассмотрение 1-х блоков в деталях

· Микроструктура – специфика построения отдельных частей

Типы композиционных связей:

1. Идейно-тематическая

2. Образная

3. Сюжетная

4. Пространственно-временная

5. Стилевая

Сюжетно-композиционные связки:

· Мотивированные – деталь сюжета, упоминаемая в предыдущей части и помогающая развитию действия в следующей части

· Немотивированные (механические) – деталь сюжета, мало связанная с содержанием, формально служащая для связи частей произведения.

· Кольцевая

Дополнительные композиционные компоненты:

· Лирические отступления

· Вводные эпизоды

Архитектоника - это построение художественного произведения, общая его внешняя форма и взаимосвязь отдельных частей.

Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе, но существует различие между этими понятиями. «Композиционное» изучение произведения сводится к изучению отдельных его деталей для установления по ним характера целого и обратно.

Архитектоника требует строжайшего внимания, прежде всего, к соотношению частей (даже безотносительно к их внутреннему значению), - ибо в противном случае построение окажется зыбким.

Так, несмотря на кажущуюся «громоздкость», лучшие творения Достоевского со стороны архитектоники безупречны. Многочисленные персонажи его романов «установлены» так крепко, что отдельные моменты оказываются прочно соединенными и взаимно необходимыми.

Одним из внешних проявлений архитектоники произведения можно считать разбивку произведения на главы, действия и т. п. Архитектоническая связь между главами обычно устанавливается тем, что новая глава вводит какой-нибудь новый член сюжетной установки.

Но порой разбивка на главы произведения обнаруживает свой архитектонический смысл иным путем. Так, например, «Сорочинская ярмарка» Гоголя состоит из 13 глав; несомненно, конечно, что прочность их соподчинения и архитектоника произведения в целом наравне с другими моментами объясняется значением 13, как «чертова числа», т.-е. обусловлено общей установкой произведения на вмешательстве мнимого черта.

Деталь в литературе

Материальная культура как совокупность предметов, создаваемых человеком, входит в мир произведения. Однако для обозначения изображаемых в литературе предметов мат. культуры нет единого термина. По творению "давно минувших дней" можно реконструировать мат. быт.

Изменения в отношениях человека и вещи в реальной жизни:

1.На заре цивилизации вещь - венец человеческого творения, свидетельство мудрости и мастерства ("белокаменные палаты" и их убранство; ткани, на кот. "узор хитер"; великолепные пиршественные чаши).

2.Отношение к предметам мат. культуры как достижению человеческого разума - эпоха Просвещения ("Робинзон Крузо" - гимн труду и цивилизации).

3.Лит-ра 19-20вв - а)по-прежнему почитается человек-мастер, ценятся изготовленные умелыми руками предметы. б)Мат. ценность вещи может заслонять человека, он оценивается обществом по тому, насколько дорогими вещами обладает.

4.В 20в. - борьба против вещизма - рабской зависимости людей от окружающих вещей. С развитием техники расширяется диапазон изображаемых в литературе вещей (заводы-гиганты, адская карающая машина - "исправит. колония").

Функции вещей в лит-ре:

1.Культурологическая (роман-путешествие; историч роман) - в синхронном срезе представлены различные миры (национал, сословн, географич и т.д).

2.Характерологическая функция: в "Мертвых душах" показана "интимная связь вещей" со своими владельцами).

3.Сюжетно-композиционная: платок в трагедии "Отелло".Вещ. мир имеет свою композицию (активна в детективных жанрах).

Знаками того или иного уклада жизни вещи выступают преимущественно в бытописат. произведениях, в частности в "физиологических очерках", в научной фантастике.

Художественная деталь – самая малая единица предметного мира произведения (фр. detail – «мелкая сост. часть ч-л»). Худож.ественный(предметный, образный) мир произведения – метасловесное (абстрагированное, обобщенное) измерение литературного пр-я. Важнейшая категория худ. мира – образ (т. е. воспроизв-е предметов в их целостности, индивид-ти). К худ. детали относятся: быт, пейзаж, портрет. Тропы, приемы, фигуры речи к д. НЕ ОТНОСЯТ. (Путнин)

Детализация предметного мира неизбежна (это не украшен., а суть образа). Деталь, замещает в тексте целое, вызывает у читателя нужные ассоциации (конкретизация произ. читателем). Отбирая, изобретая подроб-ти, писат. «поворачивает» предм. к чит. определ. стороной (в «Сл. о полку И.» природа – участница похода, покровительств. не русичам). Вкус к д. объедин. всех худож-в. Гомер прибегает к описан. едва заметных мелочей. Нарочитая задержка действ. – ретардация.

Степень детализации изображения м. б. Мотивированно пространств. и/или временной точ. зрен. повеств. (А. Фет: «Только в мире и есть, что тенистый/Дремлющих кленов шатер./Только в мире и есть, что лучистый/Детски задумчивый взор./Только в мире и есть, что душистый/Милой головки убор./Только в мире и есть этот чистый/Влево бегущий пробор.» Изящ. жен. портрет созд. с пом. неск. Д., послед-ть, градац. к-рых завис. от направлен. взгляда лирич. субъекта).

Классифик. д. повт. структуру предметн. мира: событ., действия персонаж., их портреты, психологич. и речев. хар-ки, пейзаж, интерьер и пр. К-то вид Д. может отсутств., что подчерк. условность мира.

А. Б. Есин выделил три группы Д.: сюжетн., описательн., психологич. (типолог. по стилю). Преоблад. к-л типа порожд. соответствующ. свойство, или доминанту: «сюжетность» («Тарас Бульба»), «описательность» («Мертвые души»), психологизм («Преступление и наказание»). Эти св-ва могут не искл. друг др. Деталь вып. св. функц. полностью только в метасловесн. тексте (где ряд, послед-ть, перекличка Д.). Со- и/или противопоставление деталей. Напр., детская, глуповатая улыбка Пьера Безухова и умный, наблюдательный взгляд – для Толст. улыбка Пьера («ум сердца») важнее его мнений («ум ума»), к-рые будут меняться. Динамика портрета: жесты, мимика, измен. цвета кожи, дрожь и пр. (что не всегда подвласт. сознанию) – мож. резко расходиться с букв. смыслом речей гер. «Спор» сюжетн. и психолог. подробн. – увлекат-ть романов Дост. «Ансамбль» деталей созд. целостн. впечатл. («кабинет/Философа в осьмнадцать лет» - «Е. О.»).

Е.С. Добин – типологии. Д. по критер. единичность/множетво: «подробности» - воздейств. во множ-ве, экстенсивыны, «детали» - тяготеют к един-ти, заменяют ряд подробностей, интенсивны (уши Каренина, завитки волос на шее Анны, короткая верхняя губа с усиками маленькой княгини Болконской, лучистые глаза княжны Марии и т.д.). Выделены не просто характерные черты, а то, что намекает на некое противоречие в предмете. И она экспрессивна, т. е. при верном ее прочтении читатель приобщается к авторской системе ценностей (напр, короткая губка с усиками Лизы Болконской, сначала характер. как «ее особенная, собств. ее красота», скоро вызывает у повеств.(и А. Болконского) невыгодные для героини зоологич. ассоц.: «...губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выражение»).

Деталь (Добин):

а. вносящ. в образ диссонанс. («остранняющая» д. - терм. Шкловского), им. познават. значен. (позвол. внимательнее присмотр. к предм.): два кресла Манилова, обянутые «просто рогожею» и выдающ. в нем нехозяина – «Не садитесь <…>, они еще не готовы». При исп. такой д. - гипербола: велосипед из «Человека в футляре» (Чехов), на к-ром лихо прокатилась Варенька, испугав Беликова. Нарушение нормы, элемент неожид-ти, гиперболизация рожд. ощущ. «интенсивности» такой Д., повыш. «нагрузки» на нее, о к-рых пишет Добин.

б. заметности д., контрастирующ. с общ. фоном, способств. композиц. приемы: повторы, «крупный план», «монтаж», ретардации и др. Повторяясь и обретая дополнит. смыслы, Д. становится мотивом (лейтмотивом), часто вырастает в символ, станов. объяснен. хар-ра (в «Идиоте» странное умение Мышкина имитировать почерки воспроизв-е стилей письма -намек на главный талант Мышкина: понимание разных хар-в, разн. стилей поведен.

в. символич. Д. м. б. вынес. в заглавие пр-я: «Крыжовник» Чехова, «Легкое дыхание» Бунина (единство художественного целого, присутствие автора в композиции).

Подробность (по Добину) ближе к знаку, чем к символу (выз. радость узнавания, возбужд. цепь ассоциац. – можно судить об увлечен. Онегина на основан. убранства его кабинета, нес-ко штрихов-знаков замен. длин. описан.: «...и лорда Байрона портрет,/И столбик с куклою чугунной/Под шляпой, с пасмурным челом,/С руками, сжатыми крестом».

Детали помогают при реконструкц. жизни, быта, вкусов общ-ва, далекого от нас.

Каждый в той или иной мере сталкивался с понятием "композиция". А человек, связанный с искусством, также знает, что с этим понятием тесно связано и другое - архитектоника. Именно о ней и будем говорить.

Терминология

Архитектоника - это общее построение какого-либо произведения. Близким к данному термину, но являющимся более узким по отношению к искусству, является "тектоника" (обозначает зрительное воплощение внутренних конструкций).

Для понятия композиции архитектоника является практически синонимичной. Композиция - более распространенный термин, который широко используется в различных сферах социальной жизни.

А вот архитектоника - это более научное понятие, даже профессиональное, которое распространено в кругу искусствоведов и творцов.

Происходит слово от двух древнегреческих "архи" (главный) и "тектос" (строить). Буквально означает "основное устроение".

Данное понятие обозначает основной принцип построения и систему связей отдельных частей композиции художественного целого.

В архитектуре архитектоника - это важнейшее свойство общего композиционного строения. Именно она формирует главное впечатление от созерцаемого объекта. Также она выражает через цельность образа идею, главную задумку.

Архитектоника в искусстве

Такое же значение понятие архитектоники имеет в таких видах искусства, как живопись, литература, скульптура, графика. В музыке есть даже понятие архитектонического слуха (способность оценивать красоту музыки на слух).

Живопись. Для достижения целостности и завершенности картины автор продумывает ее сюжет, участниками которого чаще всего являются животные, люди, природа или какие-то предметы. В конечном результате получается работа, передающая некое настроение.

Таким образом, объекты состоят из определенного цвета, текстуры и формы.

Музыка - это нечто уникальное, она настолько разноообразна, но в то же время едина. Каждый человек выбирает свой музыкальный стиль, свое направление. Но каждое музыкальное произведение - есть композиция, которая строится на штрихах, оттенках, темпе, размере и тональности. Все это объединяется в части, которые создают определенную форму (вариации, фуга, соната и другие). Это и называется архитектоникой классического произведения.

Архитектоника в литературе

В литературе понятие соединяет соотношение частей художественного произведения, расположение его компонентов, которые вместе формируют единое целое. В него входит две составляющие: внешняя структура и сюжет (главы, тип рассказывания, последовательность событий, лирическое отступление, авторское рассуждение и другое).

Приемы архитектоники являются одним из элементов стиля и социально обусловлены вместе с ним. Поэтому могут изменяться. Возьмем, к примеру, романы Тургенева и Достоевского. В первом случае события излагаются последовательно, повествование плавное, важную роль играет пейзаж. В другом случае все наоборот. Повествование быстрое, изложение событий начинается с середины, части литературного произведения несоразмерны.

Следует отметить, что архитектонические приемы в рамках одного стиля могут меняться в зависимости от жанра (роман, поэма, рассказ, повесть, стихотворение), каждый из которых имеет свои особенности и композицию.

Объемные формы

Архитектоника объемных форм является учебной дисциплиной. Ее главной целью является научить человека формировать объемные формы из различного материала. Есть условие: они должны быть цельными и завершенными. Позже они объединяются в композицию. В пределах этой учебной дисциплины человек работает с тканью, бумагой, а также глиной и другими материалами. Главное в этом деле - это понимание того, как объемные предметы выглядят в пространстве.

Таким образом, архитектоника - это важная составляющая окружающей среды. Она есть везде: в музыке, кино, литературе, живописи и даже, если задуматься, в природе. Она нужна также и в модельном бизнесе, и в дизайне. С понятием композиции мы сталкиваемся еще в школе, создавая шедевры на листе бумаги или с помощью детских музыкальных инструментов.

Благодаря принципу целостности композиции существует природа океанов, человека, космоса. Благодаря ему человек воплотил множество творений в науке, искусстве и обыденной жизни, которые мы можем наблюдать.

АРХИТЕКТОНИКА -и; ж. [от греч. architektonikē - строительное искусство]. Гармоническое соединение частей, их соразмерность в едином целом. А. зданий. А. романа. ◁ Архитектонический, -ая, -ое. А-ие различия. Толковый словарь Кузнецова

  • архитектоника - Архитектоника, архитектоники, архитектоники, архитектоник, архитектонике, архитектоникам, архитектонику, архитектоники, архитектоникой, архитектоникою, архитектониками, архитектонике, архитектониках Грамматический словарь Зализняка
  • архитектоника - сущ., кол-во синонимов: 5 композиция 19 построение 27 строение 34 структура 32 тектоника 5 Словарь синонимов русского языка
  • Архитектоника - (от греч. architektonike - строительное искусство) художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объёмных произведений декоративного искусства. Большая советская энциклопедия
  • архитектоника - -и, ж. архит. Соразмерное расположение частей, гармоническое сочетание их в одно целое. || иск. Художественная соразмерность в построении произведения; композиция. Малый академический словарь
  • архитектоника - архитектоника ж. 1. Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-либо строения или произведения (в архитектуре, в изобразительном искусстве). Толковый словарь Ефремовой
  • АРХИТЕКТОНИКА - АРХИТЕКТОНИКА (от греч. architektonike - строительное искусство) - художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры. Большой энциклопедический словарь
  • архитектоника - См. архитектура Толковый словарь Даля
  • архитектоника - Архитектоники, мн. нет, ж. [от греч. architekton – строитель]. 1. Органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.). || Расположение частей, композиция какого-н. художественного целого (искус.). Архитектоника романа, повести. Большой словарь иностранных слов
  • архитектоника - АРХИТЕКТОНИКА, и, ж. (спец.). Сочетание частей в одном стройном целом, композиция. А. здания. А. романа. | прил. архитектонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • архитектоника - орф. архитектоника, -и Орфографический словарь Лопатина
  • архитектоника - АРХИТЕКТ’ОНИКА, архитектоники, мн. нет, ·жен. (от ·греч. architekton - строитель). 1. Органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.). | расположение частей, композиция какого-нибудь художественного целого (иск.). Толковый словарь Ушакова
  • Архитектоника - (греч.) - теория архитектуры и строительного искусства. Выражение это в настоящее время употребляется редко и большею частью заменяется словом "архитектура". Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική - строительное искусство) - построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Близкородственным, хотя и более узким понятием в применении к искусству является также термин тектоника.

    Зримая архитектоника станции метро Ориенте, Лиссабон

    Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. ἀρχι (archi) - главный и др.-греч. τεκτον (tektos) - строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является абсолютно однокоренным со словами: архитектор (по древне-русски это слово вообще звучало как архитектонъ, главный строитель) и архитектура (основа строения). В отличие от двух упомянутых терминов, архитектоника - обозначает главный (основной) принцип построения и общую систему связей между отдельными частями композиции художественного целого.

    Например, в архитектуре (как прародительнице этого термина) архитектоника является важнейшим свойством общей композиционности строения, зримым образом показывающее удельный вес и назначение основных конструктивных частей и отдельных материалов, из которых построено каждое конкретное здание. Архитектоника проявляет себя прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого произведения (или строения): как внешних, так и конструктивных.

    Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта (что не теряет своё значение даже в случае объектов живой природы, также имеющих свою видимую архитектонику). Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею (или, иначе говоря, составляет образ объекта). Именно этим архитектоника отличается от тектоники, представляющей собой только эстетическое воплощение несущей формы конструкции и материала.

    Аналогичное значение имеют эти понятия также в живописи, графике, скульптуре и литературе.

    В применении к литературному творчеству понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п.

    Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять, например, романы Тургенева, то мы найдём в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течёт быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды - столичного мещанства. В пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции.