Биография гайдна жизненный и творческий путь. Йозеф Гайдн – биография, фото, личная жизнь композитора

Йозеф Гайдн был рожден весной 1732 года в деревне в Австрии. Его отец был мастером, чинившим колеса у карет. Родители мальчика любили петь и музицировать. Они заметили в своем сыне склонность к музыке и отправили его учиться. Мальчик пел в капелле на праздниках и похоронах. Он научился играть на разных инструментах.

Молодой человек занимался с известным музыкантом, так как в его образовании было много пробелов. Он изучал разные книги о музыкальной теории. В этот период Йозеф сочинял сонаты.

В 50-е годы молодой человек работал при дворе. Он писал произведения для оркестра.

Композитор женился в 1760 году. Несмотря на то, что музыкант хотел детей, пара ими так и не обзавелась. Супруги не сошлись характерами. Жене не нравилась профессия музыканта. Она была равнодушна к его произведениям. Но разводы тогда были запрещены, поэтому паре пришлось жить вместе.

Потом Йозеф работал при дворе князя, его семья была самой влиятельной в Венгрии и Австрии. Он писал музыку, руководил оркестром. Вскоре композитору было дано разрешение писать свои произведения не только для королевской семьи, но и продавать их, и печатать. Благодаря этому изменению в жизни композитора, музыкант довольно быстро завоевал международную популярность.

В Вене музыкант был представлен Моцарту, они сдружились. В Европе в это время появились новые музыкальные жанры. Искусство активно развивалось.

Когда князь умер, его сын распустил оркестр, так как не любил музыку. Композитор поехал в Англию, там он писал симфонии. В столице Англии музыкант давал концерты. Он был очень популярен и разбогател. Около года спустя композитор познакомился с Бетховеном и стал его преподавателем.

Йозеф вернулся на Родину, поселился в большом доме, работал капельмейстером, продолжал писать музыку. Композитор скончался весной 1809 года.

Для детей

Биография Йозефа Гайдна о главном

Великий венский классик родился в 1732 году в деревне, которая находилась на границе Австрии и Венгрии. Отец Иоганна Гайдна был колёсным мастером. Человеком он был грамотным, и разбирался в музыке. Вся большая семья, а было у ремесленника двенадцать детей, увлекалась любительским пением. Уже в раннем возрасте у мальчика обнаружили прекрасный голос, и стремление учиться музыки. Это привлекло внимание дальнего родственника, который был учителем музыки в соседнем городе. В возрасте шести лет родители отпустили мальчика учиться в город, где жил кузен отца, учитель и дирижёр местного хора. Два года Иоганн учился читать, писать, играть на различных инструментах, пел в хоре.

В 1740 году Иоганн был зачислен в Собор Святого Стефана в Вене хористом и получил место солиста. Жизнь хористов была спартанской: плохо питались и много работали. Но, несмотря на тяжёлые условия, преподавание было профессиональным.

В 1749 году капельмейстер выгнал его из хора из-за сломавшегося голоса. Пять лет Иоганн ведёт нищенское существование, стараясь заработать себе на жизнь. Одолжив денег, Гайдн снял маленькую комнатушку, приобрёл старенький клавесин и начал работать. Круглые сутки он преподавал и учился. Всё, что ни делал молодой музыкант, было связано с музыкой. В эти годы он создал свои первые произведения, сочинял и на заказ.

В 1759 году Гайдна приглашают на должность капельмейстера к графу Морцина. Для венского аристократа он сочиняет лёгкую музыку, которая ему нравилась, полную радости и любви. Сочиняет первые симфонии.

В 1760 году композитор влюбляется в одну из своих учениц, но девушка решила уйти в монастырь. Поторопившись, в 28 лет Иоганн женится на её старшей сестре. О чём потом жалел всю жизнь. Брак был весьма неудачный. Мало того, что Мария-Анна была бесплодна, так ещё и терпеть не могла музыкальное творчество мужа и старалась при каждом удобном случае досадить ему.

Период с 1761 по 1790 Гайдн работает капельмейстером в семье богатейших аристократов венгерского рода. Музыкант руководил оркестром, сочинял музыку, проводил каждую неделю концерты. В течение 29 лет он пережил три поколения Эстерхази. Работой у аристократов Иоганн был доволен, приличное жалованье, на которое он позже купил дом, и относительная творческая свобода. Сочиняет многочисленные симфонии, оперы, оратории и многое другое. Становится известным во всей Европе.

В одной из рабочих поездок в Вену, Гайдн встретился с Моцартом. На протяжении всей жизни композиторов связывала крепкая дружба. Моцарт был большим поклонником таланта Гайдна, и посвятил ему целых шесть струнных квартетов.
В 1790 году оркестр Эстерхази был расформирован.

С 1791 года работал в Лондоне, где в Оксфорде его наградили званием «Доктор музыки». Жизнерадостный характер Гайдна и его остроумие нашли отражение во всех его сочинениях.

Возвратившись в Вену, композитор стал ведущим музыкантом эпохи. Одним из его учеников был Бетховен, но из-за его нелёгкого характера совместная работа была недолгой. До конца жизни композитор оставался мастером музыкальных шуток. Даже в Симфониях №83 «Курица» и №82 «Медведь» ему удавалось шутить. Обладая умением подражать с помощью звуков животным и природным явлениям, создаёт оратории «Создание мира» и «Времена года».

В 1809 году Иоганн Гайдн умер в своём доме, после насыщенной и плодотворной жизни.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни


Австрийский композитор, один из величайших классиков музыкального искусства. Родился 31 марта или 1 апреля 1732 (данные о дате рождения противоречивы) в крестьянской семье в Рорау (область Бургенланд в восточной части Нижней Австрии). Его отец, Матиас Гайдн, был каретным мастером, мать, Мария Коллер, служила кухаркой в семье графа Харраха, владельца поместья в Рорау. Йозеф был вторым ребенком у своих родителей и старшим их сыном. Раньше считалось, что предки Гайдна являлись хорватами (которые в 16 в. стали переселяться в Бургенланд, спасаясь от турков), но благодаря исследованиям Э.Шмидта выяснилось, что род композитора был чисто австрийским.

Ранние годы. Вспоминая о своем детстве, Гайдн писал в 1776: "Мой отец... был горячим любителем музыки и играл на арфе, совершенно не зная нот. Пятилетним ребенком я абсолютно точно мог спеть его простые мелодии, и это побудило отца поручить меня заботам нашего родственника, ректора школы в Хайнбурге, дабы я изучил первоосновы музыки и другие необходимые для юношества науки... Когда мне исполнилось семь лет, ныне покойный капельмейстер фон Ройтер (Г.К.фон Ройтер, 1708-1772], проезжая через Хайнбург, случайно услышал мой слабый, но приятный голос. Он взял меня с собой и определил в капеллу (собора cв. Стефана в Вене), где, продолжая образование, я учился пению, игре на клавесине и скрипке, причем у очень хороших учителей. До восемнадцати лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование... Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно. Так продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье изучать подлинные основы искусства у господина Порпоры (Н.Порпора, 1685-1766), который жил тогда в Вене".

В 1757 Гайдн принял приглашение австрийского аристократа графа Фюрнберга провести лето в его поместье Вейнцирль, которое соседствовало с большим бенедиктинским монастырем в Мельке на Дунае. В Вейнцирле родился жанр струнного квартета (первые 12 квартетов, написанные летом 1757, составили опусы 1 и 2). Спустя два года Гайдн стал капельмейстером графа Фердинанда Максимилиана Морцина в его замке Лукавец в Чехии. Для капеллы Морцина композитор написал свою Первую симфонию (ре мажор) и несколько дивертисментов для духовых (некоторые из них были сравнительно недавно, в 1959, обнаружены в одном дотоле не исследованном пражском архиве). 26 ноября 1760 Гайдн заключил брак с Анной Марией Келлер, дочерью графского парикмахера. Этот союз оказался бездетным и вообще неудачным: сам Гайдн обычно называл супругу "исчадьем ада".

Вскоре граф Морцин ради сокращения расходов распустил капеллу. Тогда Гайдн принял предложенное ему место вице-капельмейстера у князя Пауля Антона Эстерхази. Композитор приехал в княжеское имение Эйзенштадт в мае 1761 и оставался на службе в семье Эстерхази в течение 45 лет.

В 1762 князь Пауль Антон скончался; преемником стал его брат Миклош "Великолепный" - в это время род Эстерхази прославился на всю Европу своим покровительством искусствам и художникам. В 1766 Миклош перестроил фамильный охотничий дом в роскошный дворец, один из самых богатых в Европе. Эстерхазу, новую резиденцию князя, называли; среди прочего там имелся настоящий оперный театр на 500 мест и театр марионеток (для которого Гайдн сочинял оперы). В присутствии хозяина концерты и театральные представления давались каждый вечер.

Гайдн и все музыканты капеллы не имели права покидать Эстерхазу, пока там находился сам князь, и никому из них, за исключением Гайдна и дирижера оркестра, скрипача Л.Томазини, не дозволялось привозить во дворец свои семьи. Случилось так, что в 1772 князь задержался в Эстерхазе дольше обычного, и музыканты попросили Гайдна написать пьесу, которая напомнила бы его высочеству, что ему давно пора возвращаться в Вену. Так появилась знаменитая Прощальная симфония, где в финальной части оркестранты один за другим заканчивают свои партии и удаляются, а на сцене остаются только две солирующие скрипки (эти партии играли Гайдн и Томазини). Князь с удивлением взирал на то, как его капельмейстер и дирижер потушили свечи и направились к выходу, но намек понял, и на следующее утро все было готово к отбытию в столицу.

Годы славы. Постепенно слава Гайдна начала распространяться по Европе, чему способствовала деятельность венских фирм, занимавшихся перепиской нот и продававших свою продукцию на территории всей Австро-Венгерской империи. Много сделали для распространения музыки Гайдна и австрийские монастыри; копии разных его произведений хранятся в ряде монастырских библиотек в Австрии и в Чешской Республике. Парижские издатели печатали гайдновские сочинения без согласия автора. Сам композитор в большинстве случаев вовсе не знал об этих пиратских изданиях и, разумеется, не получал от них никакой прибыли.

В 1770-х годах оперные представления в Эстерхазе постепенно переросли в постоянные оперные сезоны; их репертуар, состоявший главным образом из опер итальянских авторов, разучивался и исполнялся под руководством Гайдна. Время от времени он сочинял собственные оперы: одна из них, Лунный мир по пьесе К.Гольдони (Il mondo della luna, 1777), была с большим успехом возобновлена в 1959.

Зимние месяцы Гайдн проводил в Вене, где познакомился и подружился с Моцартом; они восхищались друг другом, и ни один из них не позволял никому дурно отзываться о своем друге. В 1785 Моцарт посвятил Гайдну шесть великолепных струнных квартетов, и как-то на квартетном собрании, устроенном в квартире Моцарта, Гайдн сказал отцу Вольфганга, Леопольду Моцарту, что его сын - "величайший из композиторов", которых он, Гайдн, знает по отзывам или лично. Моцарт и Гайдн во многом обогащали друг друга творчески, и их дружба - один из самых плодотворных союзов в истории музыки.

В 1790 скончался князь Миклош, и на некоторое время Гайдн получил свободу передвижения. Впоследствии князь Антон Эстерхази, наследник Миклоша и новый хозяин Гайдна, не испытывая особенной любви к музыке, вообще распустил оркестр. Узнав о смерти Миклоша, И.П.Заломон, немец по происхождению, работавший в Англии и добившийся там большого успеха в организации концертов, поспешил прибыть в Вену и заключить с Гайдном контракт.

Английские издатели и импресарио уже давно пытались пригласить композитора в английскую столицу, но обязанности Гайдна как придворного капельмейстера Эстерхази не допускали длительных отлучек из Австрии. Теперь композитор охотно принял предложение Заломона, тем более что тот имел в запасе два выгодных контракта: на сочинение итальянской оперы для Королевского театра и на сочинение 12 инструментальных композиций для концертов. На самом деле Гайдн не стал сочинять заново все 12 пьес: несколько ноктюрнов, до того неизвестных в Англии, были написаны ранее по заказу неаполитанского короля, а в портфеле композитора имелось также несколько новых квартетов. Таким образом, для английских концертов сезона 1792 года он написал только две новые симфонии (NN95 и 96) и поставил в программы еще несколько симфоний, которые пока не исполнялись в Лондоне (NN90-92), а были сочинены ранее по заказу графа д"Оньи из Парижа (т.н. Парижские симфонии).

Гайдн и Заломон прибыли в Дувр в первый день нового, 1791 года. В Англии Гайдна принимали с почетом повсюду, и принц Уэльский (будущий король Георг IV) оказал ему множество знаков внимания. Цикл гайдновских концертов Заломона имел огромный успех; во время премьеры Симфонии N96 в марте медленную часть пришлось повторить - "редкий случай", как заметил автор в письме домой. Композитор решил остаться в Лондоне и на следующий сезон. Для него Гайдн сочинил четыре новые симфонии. Среди них была знаменитая симфония Сюрприз (N104, Симфония с ударом литавр: в ее медленной части нежная музыка внезапно прерывается оглушительным ударом литавр; Гайдн будто бы сказал, что хотел: заставить дам подскочить на креслах"). Для Англии композитор сочинил также прекрасный хор Буря (The Storm) на английский текст и Концертную симфонию (Sinfonia concertante).

По дороге домой летом 1792 Гайдн, проезжая через Бонн, познакомился с Л. ван Бетховеном и взял его в ученики; стареющий мастер сразу распознал масштабы дарования юноши и в 1793 предрек, что "его признают когда-нибудь одним из лучших музыкантов Европы, и я буду с гордостью называть себя его учителем". До января 1794 Гайдн жил в Вене, потом уехал в Англию и оставался там до лета 1795: эта поездка оказалась не менее триумфальной, чем предыдущие. В это время композитор создал свои последние - и лучшие - шесть симфоний (NN99-104) и шесть великолепных квартетов (ор. 71 и 74).

Последние годы. После возвращения из Англии в 1795 Гайдн занял свое прежнее место при дворе Эстерхази, где теперь правителем стал князь Миклош II. Главной обязанностью композитора было сочинение и разучивание ежегодно новой мессы ко дню рождения княгини Марии, супруги Миклоша. Таким образом на свет появились шесть последних гайдновских месс, в том числе Нельсоновская, всегда и везде пользовавшаяся особыми симпатиями публики.

К последнему периоду гайдновского творчества относятся и две большие оратории - Сотворение мира (Die Schpfung) и Времена года (Die Jahreszeiten). Во время пребывания в Англии Гайдн познакомился с творчеством Г.Ф.Генделя, и, по-видимому, Мессия и Израиль в Египте вдохновили Гайдна на создание собственных эпических хоровых произведений. Оратория Сотворение мира была впервые исполнена в Вене в апреле 1798; Времена года - тремя годами позже. Работа над второй ораторией, кажется, истощила силы мастера. Последние годы Гайдн провел в тишине и спокойствии в своем уютном доме на окраине Вены, в Гумпендорфе (ныне в черте столицы). В 1809 Вена была осаждена наполеоновскими войсками, и в мае они вошли в город. Гайдн был уже очень слаб; он поднялся с постели только для того, чтобы исполнить на клавире австрийский национальный гимн, который сам же сочинил несколькими годами ранее. Гайдн умер 31 мая 1809.

Становление стиля. Стиль Гайдна органически связан с почвой, на которой он вырос, - с Веной, великой австрийской столицей, которая была для Старого Света таким же "плавильным котлом", каким был Нью-Йорк для Нового Света: итальянская, южно-германская и другие традиции сплавлялись здесь в единый стиль. Венский композитор середины 18 в. имел в своем распоряжении несколько разных стилей: один - "строгий", предназначавшийся для месс и прочей церковной музыки: в нем по-прежнему главная роль принадлежала полифоническому письму; второй - оперный: в нем итальянская манера преобладала вплоть до времен Моцарта; третий - для "уличной музыки", представленной жанром кассаций, часто для двух валторн и струнных или для духового ансамбля. Попав в этот пестрый мир, Гайдн быстро создал собственный стиль, притом единый для всех жанров, будь то месса или кантата, уличная серенада или клавирная соната, квартет или симфония. По рассказам, Гайдн утверждал, что больше всех на него повлиял К.Ф.Э.Бах, сын Иоганна Себастьяна: действительно, ранние сонаты Гайдна весьма точно повторяют модели "гамбургского Баха".

Что же касается гайдновских симфоний, то они прочно связаны с австрийской традицией: их прообразами послужили произведения Г.К.Вагензейля, Ф.Л.Гассмана, д"Ордонье и в меньшей степени М.Монна.

Творчество. Среди наиболее известных произведений Гайдна - Сотворение мира и Времена года, эпические оратории в манере позднего Генделя. Эти произведения сделали автора знаменитым в Австрии и Германии в большей степени, нежели его инструментальные опусы.

Напротив, в Англии и Америке (а также во Франции) фундаментом гайдновского репертуара является оркестровая музыка, причем некоторые из симфоний - хотя бы та же Симфония с ударом литавр - пользуются, заслуженно или нет, особым предпочтением. Популярность сохраняют в Англии и Америке и другие Лондонские симфонии; последняя из них, N12 ре мажор (Лондон), по праву считается вершиной гайдновского симфонизма.

К сожалению, произведения камерных жанров в наше время не столь известны и любимы - быть может, потому, что практика домашнего, любительского квартетного и вообще ансамблевого музицирования постепенно сходит на нет. Профессиональные квартеты, выступающие перед "публикой", - не та среда, в которой музыка исполняется только ради самой музыки, а гайдновские струнные квартеты и фортепианные трио, содержащие в себе глубоко личные, сокровенные высказывания музыканта, самые его глубокие мысли, предназначены прежде всего для исполнения в интимной камерной обстановке среди близких людей, но вовсе не для виртуозов в парадных, холодных концертных залах.

Двадцатое столетие возродило к жизни гайдновские мессы для солистов, хора и оркестра - монументальные шедевры хорового жанра со сложным аккомпанементом. Хотя эти сочинения всегда были основополагающими в церковно-музыкальном репертуаре Вены, они ранее никогда не распространялись за пределы Австрии. В настоящее время, однако, звукозапись донесла до широкой публики эти прекрасные произведения, в основном принадлежащие к позднему периоду творчества композитора (1796-1802). Среди 14 месс наиболее совершенной и драматичной является Missa in Angustiis (Месса во времена страха, или Нельсоновская месса, сочиненная в дни исторической победы английского флота над французами в сражении у Абукира, 1798).

Что касается клавирной музыки, то следует особенно выделить поздние сонаты (NN50-52, посвященные Терезе Дженсен в Лондоне), поздние клавирные трио (почти все созданные во время пребывания композитора в Лондоне) и исключительно выразительное Andante con variazione фа минор (в автографе, хранящемся в Нью-Йоркской публичной библиотеке, это сочинение названо "сонатой"), появившееся в 1793, между двумя поездками Гайдна в Англию.

В жанре инструментального концерта Гайдн не стал новатором, да и вообще не испытывал к нему особого тяготения; наиболее интересный образец концерта в творчестве композитора - несомненно, концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор (1796), написанный для инструмента с клапанами, отдаленного предшественника современной вентильной трубы. Кроме этого позднего сочинения, следует назвать Виолончельный концерт ре мажор (1784) и цикл изящных концертов, написанных для неаполитанского короля Фердинанда IV: в них солируют две колесных лиры с органными трубами (lira organizzata) - редкие инструменты, напоминающие по звучанию шарманку.

Значение творчества Гайдна. В 20 в. обнаружилось, что Гайдна нельзя считать, как полагали ранее, отцом симфонии. Полные симфонические циклы, включавшие менуэт, создавались уже в 1740-е годы; что еще раньше, между 1725 и 1730, появились четыре симфонии Альбинони, тоже с менуэтами (их рукописи нашли в немецком городе Дармштадте). И.Стамиц, умерший в 1757, т.е. в то время, когда Гайдн начинал работать в оркестровых жанрах, был автором 60 симфоний. Таким образом, историческая заслуга Гайдна - не в создании жанра симфонии, а в подытоживании и совершенствовании того, что было сделано его предшественниками. Зато Гайдна можно назвать отцом струнного квартета. По всей видимости, до Гайдна не существовало жанра, обладающего следующими типическими признаками: 1) состав - две скрипки, альт и виолончель; 2) четырехчастность (аллегро в сонатной форме, медленная часть, менуэт и финал или аллегро, менуэт, медленная часть и финал) или пятичастность (аллегро, менуэт, медленная часть, менуэт и финал - варианты, не изменяющие форму по существу). Эта модель выросла из жанра дивертисмента в том виде, в каком он культивировался в Вене в середине 18 в. Известно немало пятичастных дивертисментов, написанных разными авторами около 1750 для разных составов, т.е. для духового ансамбля или для духовых и струнных (особенно популярным был состав из двух валторн и струнных), но до сих пор не удалось обнаружить цикла для двух скрипок, альта и виолончели.

Ныне мы знаем, что среди множества технических новаций, приписывавшихся ранее Гайдну, большинство, строго говоря, не являются его открытиями; величие Гайдна состоит скорее в том, что он сумел осмыслить, возвысить и довести до совершенства существовавшие ранее простые формы. Хотелось бы отметить одно техническое открытие, в основном принадлежащее лично Гайдну: это форма рондо-сонаты, в которой принципы сонаты (экспозиция, разработка, реприза) сливаются с принципами рондо (А-В-С-А или А-В-А-С-А-В-А). Большинство финалов в поздних инструментальных сочинениях Гайдна (например, финал симфонии N97 до мажор) представляют собой великолепные образцы рондо-сонаты. Этим способом было достигнуто отчетливое формальное различие между двумя быстрыми частями сонатного цикла - первой и заключительной.

Оркестровое письмо Гайдна обнаруживает постепенное ослабление связи со старой техникой basso continuo, при которой клавишный инструмент или орган заполнял аккордами звуковое пространство и образовывал "скелет", на который накладывались другие линии скромного оркестра тех времен. В зрелых произведениях Гайдна basso continuo практически исчезает, кроме, конечно, речитативов в вокальных произведениях, где еще необходим клавирный или органный аккомпанемент. В своей трактовке деревянных и медных духовых Гайдн с первых же шагов обнаруживает врожденное чувство колорита; даже в весьма скромных по составу партитурах композитор демонстрирует безошибочное чутье в выборе оркестровых тембров. Написанные с помощью весьма ограниченных средств, симфонии Гайдна, по выражению Римского-Корсакова, оркестрованы так хорошо, как никакая иная музыка Западной Европы.

Великий мастер, Гайдн неустанно обновлял свой язык; вместе с Моцартом и Бетховеном Гайдн сформировал и довел до редкой степени совершенства стиль т.н. венского классицизма. Начала этого стиля лежат еще в эпохе барокко, а поздний его период подводит непосредственно к эпохе романтизма. Пятьдесят лет творческой жизни Гайдна заполнили глубочайшую стилистическую пропасть - между Бахом и Бетховеном. В 19 в. все внимание было сосредоточено на Бахе и Бетховене, и при этом забывали того гиганта, который сумел перекинуть мост между этими двумя мирами.

Биография

Юность

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в имении графов Гаррахов - нижнеавстрийском селе Рорау , недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае , где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер , директор капеллы венского собора св. Стефана . Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями).

Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.

Служба у Эстергази

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 26 опер .

Список сочинений

Камерная музыка

  • 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
  • 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • 7 дуэтов для скрипки и альта
  • 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • 126 трио для баритона , альта (скрипки) и виолончели
  • 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

  • четыре концерта для скрипки с оркестром
  • два концерта для виолончели с оркестром
  • два концерта для валторны с оркестром
  • 11 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 органных концертов
  • 5 концертов для двухколёсных лир
  • 4 концерта для баритона с оркестром
  • концерт для контрабаса с оркестром
  • концерт для флейты с оркестром
  • концерт для трубы с оркестром

Вокальные произведения

Оперы

Всего 24 оперы, в том числе:

  • «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.
  • «Истинное постоянство»
  • «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
  • «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • «Ацис и Галатея», 1762 г.
  • «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)
  • «Армида», 1783 г.
  • «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.
  • «Обманутая неверность» (L’Infedelta delusa)
  • «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г.
  • «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.
  • «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.
  • «Вознагражденная верность» (La Fedelta premiata)
  • «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд »
Оратории

14 ораторий, в том числе:

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
  • ораториальный гимн Stabat Mater
Мессы

14 месс, среди которых:

  • малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)
  • большая органная месса Es-dur (1766 г.)
  • месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)
  • месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)
  • малая органная месса (В-dur, 1778 г.)
  • Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)
  • месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)
  • месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)
  • Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)
  • месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)
  • месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)
  • месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

Симфоническая музыка

Всего 104 симфонии, в том числе:

  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • 6 Парижских симфоний (1785-1786 гг.)
  • 12 Лондонских симфоний (1791-1792 гг., 1794-1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
  • 66 дивертисментов и кассаций

Произведения для фортепиано

  • Фантазии, вариации

Память

  • В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий .

В художественной литературе

  • Стендаль опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.

В нумизматике и филателии

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Альшванг А. А. Иосиф Гайдн. - М .-Л. , 1947.
  • Кремлев Ю. А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. - М ., 1972.
  • Новак Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение . - М ., 1973.
  • Баттерворт Н. Гайдн. - Челябинск, 1999.
  • Й. Гайдн - І. Котляревський: мистецтво оптимізму. Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти: Збірник наукових праць / Ред.‑упорядн. - Л. В. Русакова. Вип. 27. - Харків, 2009. - 298 с. - ISBN 978-966-8661-55-6 . (укр.)
  • Dies . Haydn’s Biographie. - Вена, 1810. (нем.)
  • Ludwig . Joseph Haydn. Ein Lebensbild. - Нордг., 1867. (нем.)
  • Pohl . Mozart und Haydn in London. - Вена, 1867. (нем.)
  • Pohl . Joseph Haydn. - Берлин, 1875. (нем.)
  • Lutz Görner Joseph Haydn. Sein Leben, seine Musik. 3 CDs mit viel Musik nach der Biographie von Hans-Josef Irmen. KKM Weimar 2008. - ISBN 978-3-89816-285-2
  • Arnold Werner-Jensen . Joseph Haydn. - München: Verlag C. H. Beck, 2009. - ISBN 978-3-406-56268-6 . (нем.)
  • H. C. Robbins Landon . The Symphonies of Joseph Haydn. - Universal Edition and Rockliff, 1955. (англ.)
  • Landon, H. C. Robbins; Jones, David Wyn . Haydn: His Life and Music. - Indiana University Press, 1988. - ISBN 978-0-253-37265-9 . (англ.)
  • Webster, James; Feder, Georg (2001). «Joseph Haydn». The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Published separately as a book: (2002) The New Grove Haydn. New York: Macmillan. 2002. ISBN 0-19-516904-2

Примечания

Ссылки

Й. Гайдна по праву считают родоначальником сразу нескольких направлений: современного оркестра, квартета, симфонии и классической инструментальной музыки.

Краткая биография Гайдна: детские годы

Родился Йозеф в небольшом австрийском городке Рорау. Все его предки были ремесленниками и крестьянами. Родители Йозефа тоже были простыми людьми. Отец промышлял каретным делом. Мать служила кухаркой. Музыкальность мальчик унаследовал от отца. Еще будучи пятилетним ребенком, он обратил на себя внимание, так как обладал звонким голосом, отличным слухом и чувством ритма. Сначала его взяли петь в церковный хор в городке Гайнбург, а оттуда он попал в капеллу при соборе С. Стефана в Вене. Это была прекрасная возможность для мальчика получить музыкальное образование. Он пробыл там 9 лет, но как только голос его стал ломаться, юношу безо всяких церемоний уволили.

Й. Гайдн. Биография: композиторский дебют

С этого момента для Йозефа началась совершенно иная жизнь. Восемь лет он перебивался, давая уроки музыки и пения, играя на скрипке на праздниках, а то и просто на дороге. Гайдн понимал, что без образования дальше не пробиться. Он самостоятельно изучал теоретические труды. Вскоре судьба свела его со знаменитым комическим актером Курцем. Тот сразу оценил талант Йозефа и предложил ему написать музыку к либретто, которое он составил к опере «Кривой бес». Сочинение до нас не дошло. Но зато точно известно, что опера прошла успешно.

Дебют сразу же принес молодому композитору популярность в кругах, настроенных демократически, и плохие отзывы приверженцев старых традиций. Немаловажными для становления Гайдна-музыканта оказались занятия с Никола Порпорой. Итальянский композитор просматривал сочинения Йозефа и давал ценные советы. В дальнейшем улучшилось материальное положение композитора, появились новые сочинения. Существенную поддержку оказал Йозефу помещик Карл Фюрнберг, любитель музыки. Он рекомендовал его графу Морцину. Гайдн пробыл у него на службе в качестве композитора и капельмейстера всего год, зато при этом имел бесплатное помещение, питание и получал жалованье. К тому же столь удачный период вдохновил композитора на новые сочинения.

Й. Гайдн. Биография: женитьба

Во время службы у графа Морцина Йозеф подружился с парикмахером И. П. Келлером и влюбился в его младшую дочь Терезу. Но до женитьбы дело не дошло. По неизвестным доселе причинам девушка покинула дом отца. Келлер предложил Гайдну взять в жены его старшую дочь, и тот согласился, о чем потом не раз жалел.

Йозефу было 28 лет, Марии Анне Келлер - 32. Она оказалась очень ограниченной женщиной, нисколько не ценящей талант своего мужа, к тому же была слишком требовательной и расточительной. Вскоре Йозефу пришлось уйти от графа по двум причинам: он принимал в капеллу только холостых, а потом, разорившись, был вынужден и вовсе ее распустить.

Й. Гайдн. Биография: служба у князя Эстергази

Угроза остаться без постоянного жалованья недолго висела над композитором. Почти сразу он получил предложение от князя П. А. Эстергази - покровителя искусств еще более богатого, чем прежний. Гайдн провел у него в должности дирижера 30 лет. В его обязанности входило управление певцами и оркестром. Также он должен был сочинять симфонии, квартеты и прочие произведения по требованию князя. Большинство своих опер Гайдн написал именно за этот период. Всего же он сочинил 104 симфонии, главная ценность которых заключается в органичном отражении единства физического и духовного начала в человеке.

Й. Гайдн. Биография: путешествие в Англию

Композитор, имя которого стало известно далеко за пределами родины, до сих пор никуда, кроме Вены, не выезжал. Он не мог этого сделать без разрешения князя, а тот не терпел отлучек личного капельмейстера. В эти моменты Гайдн чувствовал свою зависимость особенно остро. Когда ему было уже 60 лет, князь Эстергази умер, и его сын распустил капеллу. Чтобы его «слуга» имел возможность не поступать на службу к кому-то другому, он назначил ему пенсию. Свободный и счастливый Гайдн отправился в Англию. Там он давал концерты, в которых был дирижером при исполнении собственных произведений. Абсолютно все они проходили с триумфом. Гайдн стал почетным членом Оксфордского университета. Он побывал в Англии дважды. В этот период он сочинил 12 «Лондонских симфоний».

Биография Гайдна: последние годы

Эти произведения стали вершиной его творчества. После них не было написано ничего значительного. Напряженная жизнь забрала его силы. Свои последние годы он провел в тишине и уединении в маленьком домике, расположенном на окраине Вены. Иногда его посещали почитатели таланта. Умер Й. Гайдн в 1809 году. Похоронили его сначала в Вене, а позже останки перенесли в Эйзенштадт - город, в котором композитор провел немало лет своей жизни.

Весь сложный мир классической музыки, который невозможно охватить одним взглядом, принято условно делить на эпохи или стили (это относится ко всему классическому искусству, но сегодня мы говорим именно о музыке). Одним из центральных этапов развития музыки является эпоха музыкального классицизма. Эта эпоха дала мировой музыке три имени, которые, наверное, любой человек, хотя бы немного наслышанный о классической музыке, сможет назвать: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Так как жизнь этих трех композиторов была так или иначе связана с Веной XVIII века, стиль их музыки, а также само блестящее созвездие их имен получило название венского классицизма. Самих этих композиторов называют венскими классиками.

"Папаша Гайдн" - чей папаша?

Самым старшим из трех композиторов, а значит, основоположником стиля их музыки, является Франц Йозеф Гайдн, биографию которого вы и прочтете в этой статье (1732-1809) - "папаша Гайдн" (говорят, так назвал Йозефа сам великий Моцарт, который, кстати, был младше Гайдна на несколько десятков лет).

Любой бы стал важничать! А папаша Гайдн? Ничуть. Встает чуть свет и — работает, пишет свою музыку. И одет так, словно он не знаменитый композитор, а незаметный музыкант. И в еде прост, и в разговоре. Взял созвал всех мальчишек с улицы и разрешил им есть чудесные яблоки в своем саду. Сразу видно, что отец его был бедняк и что детей в семье было много — семнадцать! Если бы не случай, может, Гайдн, как отец, стал бы каретных дел мастером.

Раннее детство

Маленькая, затерянная в Нижней Австрии деревушка Рорау, огромное семейство, во главе которого - обычный труженик, каретник, в ведении которого вовсе не владение звуком, а телеги и колеса. Но звуком отец Йозефа тоже владел неплохо. В бедном, но гостеприимном доме Гайднов часто собирались деревенские жители. Они пели и плясали. Австрия вообще очень музыкальна, но, быть может, главным предметом их интереса был сам хозяин дома. Не зная нотной грамоты, он тем не менее неплохо пел и аккомпанировал сам себе на арфе, подбирая аккомпанемент по слуху.

Первые успехи

На маленьком Йозефе ярче всех остальных детей сказались музыкальные способности отца. Уже в пять лет он выделялся среди сверстников красивым, звонким голоском и отличным чувством ритма. С такими музыкальными данными ему просто на роду было написано не расти в родной семье.

В то время церковные хоры остро нуждались в высоких голосах - женских голосах: сопрано, альтах. Женщины, согласно устройству патриархального общества, в хоре не пели, поэтому их голоса, так нужные для полного и гармоничного звучания, заменялись на голоса совсем еще юных мальчиков. До начала мутации (то есть перестройки голоса, являющейся частью изменений организма во время переходного возраста) мальчики с хорошими музыкальными данными вполне могли заменить женщин в хоре.

Вот и совсем маленького Йозефа забрали в хор церкви Хайнбурга - небольшого городка на берегу Дуная. Для его родителей это наверняка стало громадным облегчением - в таком раннем возрасте (Йозефу было примерно семь) никто из их семьи еще не перешел на самообеспечение.

Городок Хайнбург вообще сыграл немаловажную роль в судьбе Йозефа - здесь он начал профессионально учиться музыке. А вскоре хайнбургскую церковь посетил Георг Ройтер - крупный музыкант из Вены. Он объезжал страну все с той же целью - подыскать способных, голосистых мальчиков для пения в хоре собора св. Стефана. Это нам вряд ли что-то говорит такое название, а для Гайдна это была большая честь. Собор святого Стефана! Символ Австрии, символ Вены! Громадный, с гулко отзывающимися сводами образец готической архитектуры. Но и заплатить за пение в таком месте Гайдну пришлось с лихвой. Длинные торжественные богослужения и придворные празднества, на которых тоже нужен был хор, отнимали огромную часть его свободного времени. А ведь надо было еще учиться в школе при соборе! Делать это приходилось урывками. Руководитель хора, тот самый Георг Ройтер, мало интересовался тем, что происходило в умах и сердцах его подопечных, и не заметил, что один из них делает свои первые, может, неуклюжие, но самостоятельные шаги в мире сочинения музыки. Творчество Йозефа Гайдна тогда еще носило печать дилетантства и самых первых проб. Консерваторию для Гайдна заменил хор. Часто приходилось разучивать гениальные образцы хоровой музыки предшествующих эпох, а Йозеф попутно делал для себя выводы о приемах, которыми пользовались композиторы, извлекал из нотного текста нужные ему знания и навыки.

Мальчику приходилось выполнять и совсем уж не связанную с музыкой работу, например, прислуживать за придворным столом, подносить блюда. Но и это оказалось благотворным для развития будущего композитора! Дело в том, что вельможи при дворе кушали не иначе как под высокую симфоническую музыку. А маленький лакей, которого и не замечали важные вельможи, подавая блюда, делал про себя необходимые ему выводы о строении музыкальной формы или наиболее красочных гармониях. Безусловно, к интересным фактам из жизни Йозефа Гайдна относится сам факт его музыкального самообразования.

Обстановка в школе была суровой: мальчиков мелочно и строго наказывали. Дальнейших перспектив не предвиделось: как только голос начинал ломаться и уже не был по-прежнему высоким и звучным, его обладателя безжалостно выкидывали на улицу.

Минорное начало самостоятельной жизни

Такая же участь постигла и Гайдна. Ему уже было 18 лет. Несколько дней побродив по улицам Вены, он встретил старого школьного товарища, и тот помог ему найти квартиру, точнее - маленькую комнатку под самым чердаком. Вену недаром называют музыкальной столицей мира. Даже тогда, не прославленная еще именами венских классиков, она была музыкальнейшим городом Европы: по улицам плавали мелодии песен и танцев, а в комнатушке под самый крышей, в которой поселился Гайдн, оказалось настоящее сокровище - старый, разбитый клавикорд (музыкальный инструмент, один из предшественников фортепиано). Много играть на нем, однако, не приходилось. Большую часть времени отнимали поиски работы. В Вене удается раздобыть лишь несколько частных уроков, доходы от которых едва-едва позволяют удовлетворить необходимые потребности. Отчаявшись найти работу в Вене, Гайдн пускается в странствия по близлежащим городам и селам.

Никколо Порпора

Это время - юность Гайдна - омрачено острой нуждой и постоянными поисками работы. До 1761 года ему удается находить работу лишь на время. Описывая этот период его жизни, следует отметить работу концертмейстером у итальянского композитора, а также вокалиста и педагога Никколо Порпора. Гайдн устроился к нему специально, чтобы подучиться теории музыки. Подучиться получилось во время выполнения обязанностей лакея: Гайдну приходилось не только аккомпанировать.

Граф Морцин

С 1759 года в течение двух лет Гайдн живет и работает в Чехии, в имении графа Морцина, у которого была оркестровая капелла. Гайдн - капельмейстер, то есть управляющий этой капеллой. Здесь он в большом количестве пишет музыку, музыку, безусловно, очень хорошую, но именно такую, которую от него требует граф. Стоит заметить, что большинство музыкальных произведений Гайдна написаны именно при выполнении служебных обязанностей.

Под началом князя Эстерхази

В 1761 году Гайдн переходит на службу в капеллу уже венгерского князя Эстерхази. Запомните эту фамилию: умрет старший Эстерхази, имение перейдет в ведомство его сына, а Гайдн все так же будет служить. Он прослужит капельмейстером у Эстерхази тридцать лет.

Тогда Австрия представляла собой огромное феодальное государство. В ее состав входили и Венгрия, и Чехия. Феодалы - вельможи, князья, графы - считали хорошим тоном иметь при дворе оркестровую и хоровую капеллы. Вы наверняка слышали что-либо о крепостных оркестрах в России, но, может быть, не знаете, что в Европе дело также обстояло не лучшим образом. Музыкант - даже самый даровитый, даже руководитель капеллы - находился в положении слуги. В то время, когда Гайдн только начинал служить у Эстерхази, в другом австрийском городе, Зальцбурге, подрастал маленький Моцарт, которому еще предстоит, будучи на службе у графа, обедать в людской, сидя при этом выше лакеев, но ниже поваров.

Гайдну предстояло выполнять множество крупных и мелких обязанностей - от написания музыки к праздникам и торжествам и разучивания ее с хором и оркестром капеллы до дисциплины в капелле, особенностей костюма и сохранности нот и музыкальных инструментов.

Имение Эстерхази располагалось в венгерском городке Эйзенштадте. После смерти старшего Эстерхази руководить имением стал его сын. Склонный к роскоши и торжествам, он построил загородную резиденцию - Эстерхаз. Во дворец, состоявший из ста двадцати шести комнат, часто приглашались гости, а для гостей, разумеется, должна была звучать музыка. Князь Эстерхази выезжал в загородный дворец на все летние месяцы и вывозил туда всех своих музыкантов.

Музыкант или слуга?

Длительный период службы в имении Эстерхази стал временем рождения множества новых произведений Гайдна. По заказу своего хозяина он пишет крупные произведения в разных жанрах. Из-под его пера выходят и оперы, и квартеты, и сонаты, и другие сочинения. Но особенно любит Йозеф Гайдн симфонию. Это крупное, обычно четырехчастное произведение для симфонического оркестра. Именно под пером Гайдна появляется классическая симфония, то есть такой образец этого жанра, на который впоследствии будут опираться другие композиторы. За свою жизнь Гайдн написал около ста четырех симфоний (точная цифра неизвестна). И, разумеется, их большая часть была создана именно капельмейстером князя Эстерхази.

Со временем положение Гайдна достигло парадокса (к сожалению, то же самое впоследствии случится и с Моцартом): его знают, его музыку слушают, о нем говорят в разных европейских странах, а сам он не может даже поехать куда-нибудь без разрешения своего хозяина. Унижение, которое испытывает Гайдн от подобного отношения к нему князя, порой проскальзывает в письмах к друзьям: "Капельмейстер я или капельдинер?" (капельдинер - слуга).

"Прощальная" симфония Йозефа Гайдна

Редко удается композитору вырваться из круга служебных обязанностей, побывать в Вене, повидать друзей. Кстати, на некоторое время судьба сводит его с Моцартом. Гайдн был одним из тех, кто безоговорочно признал не только феноменальную виртуозность Моцарта, но именно его глубокий талант, позволявший Вольфгангу заглядывать в будущее.

Однако эти отлучки были редкими. Куда чаще Гайдну и музыкантам капеллы приходилось задерживаться в Эстерхазе. Князь порой и в начале осени не хотел отпускать капеллу в город. В биографии Йозефа Гайдна к интересным фактам, бесспорно, относится история создания его 45-й, так называемой Прощальной симфонии. Князь в очередной раз надолго задержал музыкантов в летней резиденции. Давно уже наступили холода, музыканты долго не видели членов своих семей, а болота, окружавшие Эстерхаз, не способствовали крепкому здоровью. Музыканты обратились к своему капельмейстеру с просьбой попросить о них князя. Вряд ли бы помогла прямая просьба, поэтому Гайдн пишет симфонию, которую исполняет при свечах. Симфония состоит не из четырех, а из пяти частей, и во время последней музыканты поочередно встают, кладут инструменты и выходят из зала. Таким образом Гайдн напомнил князю, что пора увозить капеллу в город. Предание гласит, что князь понял намек, и летний отдых наконец-то закончился.

Последние годы жизни. Лондон

Жизнь композитора Йозефа Гайдна развивалась подобно тропке в горах. Подниматься тяжело, но зато в конце - вершина! Кульминация и его творчества, и его славы пришлась на самый конец жизни. Произведения Гайдна достигли окончательной зрелости в 80-х гг. XVIII века. К образцам стиля 80-х относят шесть так называемых парижских симфоний.

Непростая жизнь композитора ознаменовалась триумфальным завершением. В 1791 году умирает князь Эстерхази, а его наследник распускает капеллу. Гайдн - уже известный по всей Европе композитор - становится почетным гражданином Вены. Он получает в этом городе домик и пожизненную пенсию. Последние годы жизни Гайдна проходят весьма лучезарно. Он дважды посещает Лондон - в результате этих поездок появились двенадцать лондонских симфоний - последних его произведений в этом жанре. В Лондоне он знакомится с творчеством Генделя и под впечатлением от этого знакомства впервые пробует себя в жанре оратории - любимом жанре Генделя. На склоне лет Гайдн создает две оратории, известные до сих пор: "Времена года" и "Сотворение мира". Музыку Йозеф Гайдн пишет до самой смерти.

Заключение

Мы рассмотрели основные этапы жизни отца классического стиля в музыке. Оптимизм, торжество добра над злом, разума - над хаосом и света - над мраком, вот характерные черты музыкальных произведений Йозефа Гайдна.