Cочинение «Характеристика образа Шерлока Холмса. Знаменитые персонажи: Шерлок Холмс

Самый известный детектив в литературном мире вышел из-под пера Артура Конан Дойла и до сих пор остается признанным любимцем публики. Узнаваемый персонаж обрел свои характерные черты, определенные атрибуты, которые позволяют ему не теряться среди других героев и быть знакомым даже тем, кто с творчеством Конан Дойла даже не встречался. По сей день остаются актуальными экранизации многочисленных приключений этого детектива в виде фильмов и сериалов. Характеристика Шерлока Холмса поможет представить этого персонажа таким, каким он был задуман своим создателем.

Краткие сведения

Шерлок Холмс - герой детективных повестей и рассказов Артура Конан Дойла. Его образ наблюдательного гения, способного распутать любое дело и разгадать даже самую сложную головоломку, дополняется образом верного друга - доктора Ватсона, человека более простого и обычного. Артур Конан Дойл посвятил великому детективу тридцать один год своей жизни (с 1886 по 1917 год), популяризировав жанр детективного романа и породив множество последователей и поклонников. Характеристика Шерлока Холмса не может быть однозначной, так как однозначным нельзя назвать даже самого этого персонажа.

"Шерлок Холмс - великий человек, и, может быть, однажды, при большой удаче, он станет еще и понятным"

Образ Шерлока Холмса формировался на рубеже эпох, в то время, когда мир, в котором жил Артур Конан Дойл и его персонажи, можно было обозначить только одним эпитетом - противоречивый.

Сыщика можно определить сразу как декадентского, викторианского и неоромантического героя. Почему же характеристика Шерлока Холмса доходит до таких крайностей? Потому что каждое направление оказало достаточно сильное влияние на формирование образа, так запомнившегося читателям.

Викторианский Шерлок Холмс

Является прототипом персонажа настоящего викторианского романа. Но что входит в это определение?

Ранее считалось, что джентльмен - человек знатного происхождения, обеспеченный достаточно, чтобы жить, не работая. Потому занятия таких лиц носили любительский характер, а к их качествам причислялось умение импровизировать, наличие вольного ума и любви к экспериментам.

Со временем критерии все больше размывались, и в итоге для определения джентльмена стали более важны черты его характера, особенности личности, а не Джентльмен - это образец благородства, кодекса чести, галантности и интеллигентности, невозмутимости при любых обстоятельствах.

Так кто же такой Шерлок Холмс? Характеристика героя содержит все эти качества, поэтому он вполне может быть назван джентльменом. К тому же он достаточно обеспечен, а расследованием преступлений занимается исключительно ради собственного удовольствия, чтобы развеять скуку.

Но все-таки он не до конца подходит этому образу.

Декадентство - эстетика конца века

Декадентство - это крайность, это противостояние прежнему строю. Оно выражалось в презрении обыденного, было бурным, а не чопорным, индивидуальным и творческим, вместо нормального и принятого. И кто станет спорить, что все это не подходит нашему герою? Характеристика Шерлока Холмса ведь именно такая - обычным его не назвать. И если что-то вызывало в нем интерес, то все остальное становилось неважно: время суток не играло роли в графике активности детектива, важным оставалось только желание изничтожить скуку, распутать очередную загадку.

Неоромантический Шерлок Холмс

Характеристика как человека самодостаточного и самодеятельного, независимого в поступках и суждениях - таким персонаж вышел на передний план в неоромантизме. Эти же черты свойственны и для мистера Холмса. Так же, как и неоромантические герои, он сражается за справедливость в своем микромире, не стремясь разрешить глобальные вселенские проблемы.

и наркомания

Одна из причин, по которой Шерлока Холмса нельзя причислить к викторианской литературе, состоит в том, что в герое нет пропаганды семейных ценностей. Отношения с родственниками у детектива натянутые, за весь цикл упоминается лишь старший брат Майкрофт, который, скорее, незнакомец или враг, чем друг, и имеется отсылка к племяннику (всего один раз).

К тому же у Холмса есть страсть, которая ближе к декадентству, чем к чопорным джентльменам викторианства - наркотики, морфий и кокаин. В те времена, когда эти вещества еще ходили по острому краю между медикаментозными препаратами и вредными для организма, пристрастия сыщика не казались однозначно пагубными, но накладывали дурной отпечаток, четко отделяя повести от семейных книг.

Особенности романов Конан Дойла и дедуктивный метод Холмса

Характеристика Шерлока Холмса делает акцент на его уникальном и пытливом уме. То же отличает и все повести о сыщике: Артур Конан Дойл не смакует эстетику убийства, он и не считает его эстетичным, большая часть внимания уделена размышлению, ходу дела, интеллектуальности и психологии.

Также можно заметить, что детектив-любитель чаще действует не по законам Англии, но по законам чести, своим собственным принципам - он может отпустить преступника, если считает, что тот был прав в своих действиях. И это не единичный случай. Злодеев в приключениях Холмса не всегда можно даже назвать таковыми - это всегда истории о любви и предательстве, друзьях и врагах, и совершаются они редко ради лишь одного зла.

Шерлок Холмс

ШЕРЛОК ХОЛМС (англ. Sherlock Holmes) - герой повестей А.Конан Доила «Этюд в багровых тонах» (1887), «Знак четырех» (1890), «Собака Баскервилей» (1902) и сборников рассказов «Приключения Шерлока Холмса» (1891), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (1892-1893) и других. Образ необыкновенно наблюдательного человека, способного разгадать некую головоломную ситуацию, объяснить нечто, казавшееся необъяснимым, появился в литературе до Конан Доила. Эдгар По создал Дюпена и Леграна, предшественников Ш.Х. У.Коллинз написал детективный роман «Лунный камень», где профессиональный сыщик и проницательный деревенский врач разгадывают невероятно запутанную историю похищения индийского алмаза. А. К.Доил продолжил разработку жанра и сделал это настолько успешно, что многие читатели поверили в реальность Ш.Х., начали писать письма на Бейкер-стрит, где, как известно, жил этот гениальный сыщик, деля квартиру со своим другом и летописцем доктором Ватсоном. Подобную пару первым описал Э.По - рядом с незаурядной личностью находился человек весьма обычных достоинств, неглупый, но и не способный постичь ход рассуждений своего друга и поэтому нуждающийся в объяснениях, которые также необходимы и читателям. Доктор Ватсон - заинтересованный наблюдатель, а часто и участник приключений Ш.Х., с восхищением следящий за его работой и описывающий ее в своих рассказах. Благодаря его записям нам стали известны методы, привычки и особенности Ш.Х. Поистине это был совершенно уникальный человек, его ум не знал равных, и он выбрал необычную сферу применения своих дарований - криминалистику, отдав собственный интеллект расследованиям непонятных убийств, страшных загадок или таинственных исчезновений. В качестве соперника Ш.Х. (правда, довольно смешного и на удивление несмышленого) выступает профессиональный сыщик Скотланд-Ярда Лейстрейд, часто приписывающий себе успехи знаменитого детектива-любителя. По традиции, берущей начало в английском дендизме, любитель, делающий что-либо из одного только интереса и собственного удовольствия, выше профессионала, который работает ради куска хлеба. Именно поэтому Конан Доил с помощью доктора Ватсона всячески подчеркивает, что его герой - джентльмен, любящий на досуге разгадать одну-две криминальные загадки и выбирающий наиболее интересные для себя. Ш.Х. может отказаться от дела герцога, сулящего неслыханный гонорар, и заняться историей простой гувернантки, не имеющей ни гроша. Король Богемии предлагал ему драгоценный перстень, но Ш.Х. попросил взамен лишь фотографию женщины, которая смогла раскусить его замысел и вызвала тем самым его восхищение. Особое обаяние этого образа связано с тем, что в нем удивительно сочетаются невероятная наблюдательность, острый ум с простыми человеческими привязанностями и слабостями. Ш.Х.- прекрасный скрипач, он любит музыку, табак и порой способен целыми днями лежать на диване, раскуривая трубку и предаваясь раздумьям. Но периоды апатии сменяются приливами бешеной энергии, и вот он опять готов мчаться на другой конец Лондона, чтобы устраивать засаду или изучать место происшествия. Блестящая разгадка и поимка преступника - обычный финал таких историй. Проницательность Ш.Х. кажется сверхъестественной, но его объяснения всегда просты, и недогадливый доктор Ватсон с досадой констатирует, что и он мог бы сам догадаться, если бы обратил внимание на ту или иную деталь. «Вы смотрите, но вы не наблюдаете, а это большая разница»,- объясняет Ш.Х. секрет своего искусства. Потомками Ш.Х. в детективном жанре стали Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ и многие другие персонажи.

Лит.: Тугушева М.П. Под знаком четырех: о судьбе произведений Э.По, А.К.Дойла, А.Кристи. М., 1991.

Все характеристики по алфавиту:


Шерлок Холмс
английском оригинале пишется как Sherlock Holmes ) - литературный персонаж, главный герой серии произведений Артура Конан Дойла (Дойля), по праву считающихся классикой не только детективного жанра, но и мировой литературы в целом. По общепризнанному мнению прототипом великого сыщика послужил коллега Конан Дойля Джозеф Белл, врач, работавший в Эдинбургском королевском госпитале вместе с сэром Артуром.

Личность Холмса

При первой встрече с Шерлоком Холмсом («Этюд в багровых тонах») доктор Уотсон описывает великого сыщика как высокого, худого молодого человека: "Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере."

По образованию Шерлок Холмс - биохимик. Работает лаборантом в одной из лондонских больниц. Но об этом говорится лишь в начале "Этюда в багровых тонах". "Один малый, который работает в химической лаборатории при нашей больнице... По-моему, он отлично знает анатомию, и химик он первоклассный, но, кажется, медицину никогда не изучал систематически". Однако ни в одном из произведений фельдшер-лаборант на работе не появляется. Равно, как и автор больше не говорит об основной работе своего главного героя. Холмс — многогранная личность. Обладая разносторонними талантами, он посвятил свою жизнь карьере частного детектива. Расследуя дела, которыми снабжают его клиенты, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Неоднократно Холмс позволял людям, по его мнению, оправданно совершавшим преступление, избежать наказания. Холмс в принципе не меркантилен, его в первую очередь занимает работа. За свой труд по раскрытию преступлений Шерлок Холмс берёт справедливое вознаграждение, но если его очередной клиент беден, может взять плату символически или вообще отказаться от неё.

Холмс — житель викторианской Англии, лондонец, великолепно знающий свой город. Его можно считать домоседом, и он выезжает за пределы города (страны) только в случае крайней необходимости. Многие дела Холмс разгадывает, не выходя из гостиной миссис Хадсон, называя их «делами на одну трубку».

В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Он неприхотлив и практически безразличен к удобствам, совершенно равнодушен к роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Например, проводит рискованные химические эксперименты в своей квартире, нередко наполняя её удушливыми или зловонными парами, или тренируется в стрельбе, выбивает выстрелами вензель королевы Виктории на стене комнаты.

Холмс — убеждённый холостяк, ни разу, по его словам, не испытавший ни к кому романтических чувств. Неоднократно заявляет, что вообще не любит женщин, хотя неизменно вежлив с ними и готов помочь. Только один раз в жизни Холмс, можно сказать, не то чтобы был влюблен, но проникся большим уважением к некой Ирэн Адлер, героине рассказа «Скандал в Богемии».

Холмс курит крепкий табак. В повести «Этюд в багровых тонах»доктор Уотсон заявляет, что Холмс не употребляет наркотики, но в «Знаке четырёх» мы видим его употребляющим кокаин внутривенно. Это объясняется тем, что до начала ХХ века кокаин считался медицинским средством.

Об отношениях Холмса с алкоголем сложно сказать что-то определённое, хотя строгим трезвенником он явно не является.

Холмс в принципе не тщеславен, и в большинстве случаев благодарность за раскрытое преступление его мало интересует:
— Как несправедливо распределился выигрыш! […] Все в этом деле сделано вами. Но жену получил я. А слава вся достанется Джонсу. Что же остается вам?
— Мне? — сказал Холмс. — А мне — ампула с кокаином.

— «Знак четырёх»

Хотя в ряде случаев Холмс выражает свою досаду по поводу такого положения вещей:
— Но ведь, наверное, нельзя терять ни секунды, — встревожился я. — Пойти позвать кэб?
— А я не уверен, поеду я или нет. Я же лентяй, каких свет не видел, то есть, конечно, когда на меня нападет лень, а вообще-то могу быть и проворным.
— Вы же мечтали о таком случае!
— Дорогой мой, да что мне за смысл? Предположим, я распутаю это дело — ведь все равно Грегсон, Лестрейд и компания прикарманят всю славу. Такова участь лица неофициального.

— «Этюд в багровых тонах»

Однако он довольно ревностно относится к сравнению своего таланта сыщика с другими европейскими детективами.

Холмс предпочитает принимать клиентов у себя дома. Даже очень состоятельные клиенты, особы королевской крови и сам премьер-министр Англии, приходят лично к нему на приём. Холмс — театрал, любит обедать в ресторане «Симпсонс» (престижнейшее место Лондона).

Рассказы и повести Артура Конан Дойля.
Среди произведений Конан Дойля о Шерлоке Холмсе насчитывается 56 рассказов и 4 повести. Практически все произведения написаны от лица верного спутника, друга и компаньона Холмса - доктора Уотсона (в России, ввиду лингвистических особенностей его чаще называют доктором Ватсоном).
Первая книга о великом сыщике была написана в 1887 году. Это была повесть «Этюд в багровых тонах». Сэр Артур считал произведения о Холмсе легким, развлекательным чтивом, и в первую очередь позиционировал себя мастером исторического романа. Видя, что читатели предпочитают произведения о Шерлоке другим его трудам, Конан Дойл устранил популярнейшего сыщика в бою с профессором Мориарти. Однако волна писем от недовольных читателей буквально захлестнула писателя. В этих письмах, среди которых встречались и письма членов королевской семьи, содержалась только одна просьба - «оживить» Шерлока Холмса, что Конан Дойл и был вынужден сделать. Последним же произведением про знаменитого сыщика стал вышедший в 1927 году сборник под названием «Архив Шерлока Холмса». Таким образом, период Шерлока Холмса занял в литературном творчестве сэра Артура Конан Дойла ни много ни мало 40 лет.

Биография Шерлока Холмса.
Артур Конан Дойл особо не затрагивал прошлое своего героя и его семейные дела. Однако по крупицам информации, разбросанной по всем произведениям, можно установить более или менее целостную картину жизни Холмса.

Предположительно, Шерлок Холмс родился в 1854 году - эта дата следует из рассказа «Его прощальный поклон». Точную дату рождения не смотря на множество исследований, в том числе и астрологических, подтвердить не удалось, хотя среди поклонников великого сыщика бытует популярное предположение о дате 6 января.

Про семью и предков Холмса также известно не много. В «Случае с переводчиком» Холмс вскользь упоминает, что предки его были захолустными помещиками, а в одном из произведений следует высказывание, что его бабушка была сестрой Ораса Верне, французского художника. В части произведений среди действующих героев появляется старший брат детектива, Майкрофт Холмс, служащий Министерства Иностранных Дел, а в «Подрядчике из Норвуда» коротко рассказывается о некоем докторе Вернере, дальнем родственнике Холмса, занявшего место Ватсона в Кенсингтоне.

Из произведений Конан Дойла можно выделить ряд ключевых дат жизни великого сыщика:
. В 1881 происходит знакомство Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Холмсу в это время 27 лет и он ищет человека для совместного съема жилья. В этом же году они поселяются на Бейкер Стрит 221-б в доме миссис Хадсон
. 1888 год. После женитьбы Уотсон покидает квартиру на Бейкер Стрит, где Холмс остается один, не считая хозяйки.
. В 1891 у Рейхенбахского водопада после схватки с Мориарти, крестным отцом английской мафии, Холмс пропадает без вести.
. С 1891 в течении трех лет Шерлок Холмс скитается по миру, пешком преодолевает Альпы и во Флоренции связывается с братом, посещает далай-ламу в Лхасе (Тибет), объезжая Персию совершает визит к калифу в Хартум, затем вернувшись в Европу проводит некоторое время в Монпелье, на юге Франции.
. В 1894 году Холмс внезапно появляется в Лондоне и поселяется, как и прежде на Бейкер Стрит вместе с Ватсоном
. К 1904 году Шерлок Холмс оставляет работу сыщика и отбывает в Суссекс, где посвящает время разведению пчел.
. Из рассказа «Человек на четвереньках» можно предположить, что благополучно пережив Первую Мировую войну, Холмс и Ватсон, хоть и живут порознь но живы и здоровы в 1923 году.

Роли Шерлока Холмса в кино исполняют Николай Волков, Василий Ливанов, Бэйзил Рэтбоун, Альгимантас Масюлис, Джонатан Прайс, Джереми Бретт, Роберт Дауни-младший, Бенедикт Камбербэтч, Мэтт Фрюэр и многие другие.

ОБЛАСТНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»

Направление Литературоведение

Интерпретации образа Шерлока Холмса в современном мире

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 9 «В» класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Онеги»

Фроловой Ульяной Александровной

Научный руководитель – учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Онеги»

Фролова Татьяна Ивановна

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………. 1

Глава 1. Артур Конан Дойл – Автор «Шерлока Холмса»……………………..……………...2

1.1. Артур Конан Дойл о своем персонаже…………………………………………………….2

1.2. Прообраз Шерлока Холмса…………………………………………………………………3

Глава 2. Интерпретации легендарного Сыщика в современном мире……………………….4

2.1. Понятие интерпретации…………………………………………………………………….4

2.2. История шерлокианы……………………………………………………………………….4

Глава 3. Шерлок Холмс XIX и XXI веков (Практическая часть) …………………………….5

3.1. Шерлок Холмс А. К. Дойла и Э. Лейна ……………………………………………………5

3.2. Образы киногероев – Ливанов и Камбербэтч……………………………………………..7

3.3. Сопоставление деталей «старого» и «нового» образов …………………………………..9

3.4. Результаты социологического опроса……………………………………………………..9

Заключение ……………………………………………………………………………………... 10

Библиографический список……………………………………………………………………11

Приложение 1. Данные социологического опроса…………………………………………...12

Приложение 2. Фото к советскому и британскому сериалам о Шерлоке Холмсе…………13

Введение

Кто не знает Шерлока Холмса? В наше время существует очень много книг о приключениях детектива, и большинство из них, как ни странно, написано совсем не Артуром Конан Дойлом. Фильмов и того больше – ежегодно в какой-нибудь стране выходит очередная экранизация, и в каждой из них есть своя изюминка. Однако образ Шерлока Холмса довольно часто можно встретить и там, где этого совсем не ждешь: в телешоу, в аниме и в манге (японских комиксах, читающихся справа налево), в мультфильмах, в архитектуре, в живописи. Думаю, нет страны, которая не представила бы свой вариант развития известнейших детективных событий.

Так почему же именно этот персонаж так привлекателен во всем мире? Я решила найти ответ на этот вопрос. Так и родилась идея данной исследовательской работы.

Цель: исследовать популярнейшие интерпретации образа легендарного сыщика Шерлока Холмса и выявить его основные черты.

Задачи: 1) проанализировать литературные произведения и экранизации о Шерлоке Холмсе;

2) сравнить интерпретации данного образа;

3) сопоставить единые детали персонажа 19 века и героя 21 века;

Методы: анализ теоретической литературы по данной проблеме, наблюдение, сопоставление, соцопрос.

Гипотеза: в различных интерпретациях используются единые черты Шерлока Холмса, оставшиеся неизменными от создателя великого детектива – Артура Конан Дойла.

Предмет исследования: литературные произведения и экранизации о Шерлоке Холмсе.

Объект исследования: образ легендарного детектива.

Актуальность данной работы определяется необходимостью углубленного изучения произведений классической и современной зарубежной литературы.

Кстати сказать, научных исследований, связанных с изучением интерпретаций образа Шерлока Холмса, доступных современному массовому читателю, к сожалению, не имеется.

Глава 1. Артур Конан Дойл – автор Шерлока Холмса

А́ртур Игне́йшус Ко́нан Дойль – английский писатель, автор детективных произведений о сыщике , приключенческих и научно-фантастических – о профессоре , юмористических – о .

Дойлем были написаны также исторические романы (« » и др.), пьесы (« », «Ангелы Тьмы», «Огни судьбы», «Пёстрая лента»), стихотворения (сборники баллад «Песни действия» (1898) и «Песни дороги»), автобиографические очерки («Записки Старка Монро» или « ») и «бытовые» романы («Дуэт в сопровождении случайного хора»), либретто оперетты «Джейн Энни» (1893, в соавторстве) .

    1. Конан Дойл о своем персонаже

Сам автор считал рассказы о Холмсе «лёгким чтивом» и не разделял восторга читателей. Более того, его раздражало то, что читатели предпочитают произведения о Холмсе всем остальным его творениям, тогда, как Конан Дойл считал себя прежде всего автором исторического . В конце концов сэр Артур решил прекратить историю сыщика, устранив популярнейшего литературного персонажа в схватке с («крёстным отцом» английской мафии, как сказали бы сейчас) у . Однако поток писем возмущённых читателей, среди которых были члены (по легенде, сама ), заставили писателя «оживить» знаменитого сыщика и продолжить описание его приключений. Холмсовская эпопея увенчалась романом « » (1900), который относят к классике детективного жанра .

Мысль сделать героем именно сыщика возникла у Дойла не сразу. Был момент, когда изумительными аналитическими способностями обладал врач. Когда же Дойл ввел в действие Холмса, то звали его сначала не Шерлок, а Шерингфорд. Фамилию Холмс Дойл позаимствовал у любимого американского врача и писателя Оливера Уэнделла Холмса, так как, по признанию Дойла, он «очень сильно любил этого совершенно ему незнакомого человека». Однако даже когда главным героем стал «сыщик-консультант», его друг-врач тоже остался в шерлокиане важной персоной: именно он рассказывает читателю о подвигах Холмса и его удивительном искусстве расследования преступлений .

В автобиографической книге «Воспоминания и приключения» (1924) Дойл свидетельствовал: «Когда я впервые стал думать о сыщике – примерно в 1886 году, – я прочитал несколько детективных рассказов и был поражен их, мягко говоря, нелепостью, потому что в разрешении таинственной загадки автор явно полагался на совпадение или стечение обстоятельств. Мне это показалось отступлением от правил честной игры, так как успех сыщика должен зависеть от чего-то, более свойственного его собственному разуму, а не только от необыкновенных авантюрных обстоятельств, которые, что ни говори, весьма редко встречаются в реальной жизни» .

Образцом для подражания был для Конан Дойла Эдгар По. Это объяснимо: именно По измыслил дедуктивный метод, сделал его главным стержнем в рассказах дюпеновской серии, оснастил детективный рассказ определенными приемами расследования, ввел фигуры сыщика и рассказчика и главнейшим условием поставил «соучастие» читателя в раскрытии тайны. Так он создал каноническую форму рассказа с экспозицией, кульминацией и последующей «лекцией» сыщика. И Конан Дойл следует этому образцу более или менее пунктуально .

    1. Прообраз Шерлока Холмса

Джозеф Белл, эдинбургский профессор медицины, был очень интересным человеком. Он отличался редкой проницательностью, безошибочной интуицией и огромной наблюдательностью. Именно с его помощью прославится как автор детективного рассказа его ученик, молодой врач Артур Конан Дойл, а сам профессор перевоплотится в Великого Шерлока Холмса.

«На основе тщательного наблюдения и дедукции, господа, в любом случае можно поставить диагноз, – снова звучал в ушах Дойла вибрирующий голос профессора. – Однако не надо небрежничать: дедуктивные выводы должны быть проверены практикой». Вот тогда-то писатель и решил, что эксцентричный Джозеф Белл, с его удивительной способностью делать на основе наблюдения дедуктивные выводы, высокий, худощавый, с резкими, «ястребиными» чертами лица, стоит того, чтобы запечатлеть его в литературном образе, но не врача, а сыщика-детектива, которому по роду занятий необходимы и феноменальная наблюдательность, и умение анализировать .

Позже среди почитателей Холмса оказался и его прототип – редчайший случай в мировой литературе. Джозефу Беллу очень польстило, что Холмс «списан с него», и он запечатлел свою признательность автору в эссе «Шерлок Холмс». Конану Дойлу тоже было приятно, что любимый профессор поставил сыщику высший балл как «проницательному, приветливому, любознательному человеку… который… обладает, может быть, самым значительным из всех дарований – способностью освобождать свой мозг от ненужных подробностей, которые обычно отягощают человеческую память».

Глава 2. Интерпретации образа легендарного Сыщика в современном мире

    1. Понятие интерпретации

Интерпретация – творческое образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя; новая . Сколько же во всем мире насчитывается интерпретаций великого Сыщика?

    1. История шерлокианы

Конечно же, как полагается знаменитости, Шерлок Холмс и вся шерлокиана стали объектом многочисленных пародий, анекдотов и шуток. Литературную лепту в пародирование внесли в свое время Фрэнсис Брет Гарт, Марк Твен, О. Генри, Стивен Ликок, Алан Александр Милн, Агата Кристи. Возникла настоящая холмсовская «индустрия», появилось множество книг, посвященных не только литературно-художественным достоинствам рассказов, но самой личности Шерлока Холмса, этого вымышленного, но такого реального для нас героя. Есть биографии Шерлока Холмса, исследования, посвященные «холмсовскому» Лондону, с картами, точнейшим образом воспроизводящими его городские маршруты и поездки по всей Англии. Есть подделки, то есть рассказы о Шерлоке, которые якобы принадлежат Ватсону, есть стихи, «написанные» Холмсом в честь его доброй хозяйки миссис Марты Хадсон. Есть книги, исследующие родословную Холмса. Была «обнаружена» даже таинственная миссис Холмс, жена Шерлока, хотя со слов Ватсона известно, что Холмс жениться не собирался и вообще «женщин не любил и не доверял им» .

Также поставлено немало пьес с участием Сыщика, большинство из которых было показано в Англии, Испании и Франции. Существует более полутораста фильмов о Холмсе, и первый, «Шерлок Холмс недоумевает», был снят еще в 1900 году самим Эдисоном. В 1939 году Бэзил Рэтбоун (один из лучших Шерлоков Холмсов) и Найджел Брюс (лучший западный Ватсон) приступили к работе над четырнадцатисерийной шерлокианой, причем Рэтбоун говорил, что сыграть такого героя, как Холмс, для него важнее, чем «десяток Гамлетов» .

Холмс и Ватсон «приняли» участие и во Второй мировой войне – фильм «Шерлок Холмс и Голос Ужаса»… фильм кончался словами Холмса из рассказа «Его прощальный поклон» о том, что, «когда буря утихнет, страна под солнечным небом станет чище, лучше, сильнее».

Неизменна популярность Холмса и в нашей стране, об этом свидетельствует, в частности, и собственная наша шерлокхолмсовская киноэпопея с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях, причем, по мнению одного из английских критиков, Соломин был «лучшим Уотсоном» из всех, какие существуют в мире, так блестяще сыграл наш артист «божественное простодушие» Уотсона. Очень привлекает и Холмс Ливанова – своей человечностью и завораживающим низким голосом

Неудивительно, что в мире существуют движение поклонников Холмса и множество холмсовских обществ и клубов. Поклонники сыщика даже сочинили гимн, где есть такие слова:

О Шерлок, тебе воздаем мы хвалу,

Будь славен во веки веков,

Любимый и мудрый, бесстрашный герой

С Британских седых берегов!

Глава 3. Шерлок Холмс XIX и XXI веков (Практическая часть)

    1. Шерлок Холмс Артура Конан Дойла и Эндрю Лейна

Для того чтобы понять разницу между современным и оригинальным видением развития событий о сыщике, сравним образ Холмса, встречающихся в сериях рассказов у двух писателей – Артура Конан Дойла и Эндрю Лейна.

В первом произведении Дойла Шерлоку Холмсу не больше двадцати семи лет. Рост – больше шести футов (6 футов = 182, 88 см). Он очень худой, с острым, пронизывающим взглядом, тонким орлиным носом и квадратным, чуть выступающим вперед подбородком. Руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикатов. Очень деликатно обращается с предметами. Курит крепкий табак, причём, вопреки утвердившемуся мифу, не только «сильно изогнутые» трубки .

Холмс предпочитает принимать клиентов у себя дома. В ряде рассказов можно видеть, что даже очень состоятельные клиенты, особы королевской крови и сам премьер-министр Англии приходят лично к нему на приём. Холмс - театрал, любит обедать в ресторане «Симпсонс» (престижнейшее место Лондона). Отлично разбирается в опере и скорее всего знает итальянский язык («Алое кольцо») .

По образованию Шерлок Холмс, видимо, биохимик. На момент знакомства с Ватсоном работал лаборантом в одной из лондонских больниц - об этом говорится в начале «Этюда в багровых тонах». Холмс - многогранная личность. Обладая разносторонними талантами, он посвятил свою жизнь карьере частного . Расследуя дела, которыми снабжают его клиенты, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Холмс в принципе не меркантилен, его в первую очередь занимает работа. За свой труд по раскрытию преступлений Шерлок Холмс берёт справедливое вознаграждение, но если его очередной клиент беден, может взять плату символически или вообще отказаться от неё. Многие дела Холмс разгадывает, не выходя из гостиной миссис Хадсон, называя их «делами на одну трубку» .

В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Он неприхотлив и практически безразличен к удобствам, совершенно равнодушен к роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Например, проводит рискованные химические эксперименты в своей квартире, нередко наполняя её удушливыми или зловонными парами, или тренируется в стрельбе, выбивая выстрелами вензель на стене комнаты.

Но что же о «Лейновском» Шерлоке Холмсе ? Действие произведения, как и в оригинале, происходит в XIX веке. Семья Холмсов была довольно богатой. У них свое поместье, их младший сын учится в престижной школе для мальчиков. Отец Шерлока военный. С Майкрофтом отношения теплые. А также Лейн добавил в семью Холмсов еще одного ребенка – девочку, о которой, правда, почти не упоминает.

Здесь сыщик показан четырнадцатилетним мальчиком. Уже в таком юном возрасте он очень умен, необычен и любознателен. Однако, в нем нет той энергичности, и он испытывает меньше того удовольствия от раскрытия тайн и преступлений, которые так явно видны у взрослого Холмса. Он любит читать, любит бродить в одиночестве по полям. Его привлекают некоторые виды науки, но школу он явно не любит.

Но в первом же произведении у Шерлока появляются друзья. Один из них был мальчишкой примерно его же возраста. Его звали Мэтью Арнетт. Именно он помогал Шерлоку в его первом деле. Затем появился некий учитель, Амиус Кроу. Этот человек был, пожалуй, очень похож на взрослого Шерлока Холмса, но был старше и менее эмоционален. Амиус Кроу учил Шерлока всем мелочам сыскного дела, которые тот с жадностью впитывал. Мальчику нравилось заниматься с ним, и вскоре это принесло свои плоды. И третьим другом для юного Холмса стала дочь Амиуса Кроу, Вирджиния. Она была на год старше Шерлока, обладала ясным умом и, когда признала его, была готова помочь ему в любой момент.

Как и взрослый Холмс, парень будто притягивает к себе необычные случаи. Однако он точно так же сохранил умение выпутываться из передряг, в которые регулярно попадает. В опасные моменты он становится решительным и всегда находит выход даже из самых сложных ситуаций.

Таким образом, Эндрю Лейн, создавая «Молодого Шерлока Холмса», постарался дополнить классическое произведение описанием детских и юношеских лет будущего сыщика, не притязая на «занятую территорию».

    1. Образы киногероев – Ливанов и Камбербэтч

Рассмотрим две известнейшие экранизации о Шерлоке Холмсе – «классическую» советскую (сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссёра И. Масленникова) и современную британскую (сериал «Шерлок» реж. С.Моффат).

В советской версии (См. Приложение № 2) события развиваются практически точно по книге: действие происходит в XIX веке. Сам же Шерлок Холмс выглядит немного старше, чем должен – ему можно дать около 30 лет. Однако как только в первой серии его голова впервые появляется из-за приборного стола, то сразу понятно: вот он, Шерлок Холмс. Даже когда он не в шапке для охоты на оленей и даже когда он без трубки (что, правда, бывало нечасто). Хоть его и не назовешь худощавым, у него нет того квадратного выступающего подбородка, он не очень высокого роста, но почему-то, один раз взглянув на Василия Ливанова в образе сыщика, ты понимаешь – вот он, тот самый Шерлок Холмс, о котором писал Конан Дойл. Удивительно, но факт.

Также немалую роль играет взгляд – казалось бы, равнодушный и скучающий, но в то же время глубокий и подмечающий каждую мелочь. Холмс довольно спокоен, уравновешен, великодушен и обладает хорошим чувством юмора. Превосходно переданные черты характера, полностью взятые из книги Дойла, возможно, и компенсируют несоответствие внешнего вида.

А вот современный британский «Шерлок» (См. Приложение № 2) является практически полной противоположностью советской версии. Действие сериала происходит в нашем XXI веке. Детектив использует новейшие технологии и современную технику. Основа сюжета каждой серии взята из книги Дойла, но большинство деталей изменено, а то и является полной противоположностью оригиналу. Однако все это соединено в одно целое настолько лаконично и правильно, что в итоге картина ничуть не портится, а скорее, проходит «реставрацию», приобретает новый вид, живет второй жизнью – жизнью XXI века.

Вариант Шерлока, представленный Бенедиктом Камбербэтчем, тоже сильно отличается от Холмса, показанного Василием Ливановым. Внешне он даже более подходит под описание Конан Дойла: он действительно высок (183 см) и худощав, только вот без орлиного носа и выступающего подбородка. Он тоже носит шапку для охоты на оленей, правда, только для поддержания образа. Основными его чертами являются темные короткие кудрявые волосы, черное пальто или плащ и синего оттенка шарф, завязанный на мужской узел. Зато взгляд остался прежним. Он, кажется, просто обвел глазами комнату, а на самом деле только что узнал, что здесь происходило, или же бегло посмотрел на человека, но уже знает его характер, привычки и все, что можно, о личной жизни и домашних питомцах.

По характеру Шерлок довольно непоседливый, эгоистичный, вспыльчивый и даже саркастичный, но на удивление рассудительный. Он часто ведет себя как очень трудный подросток, однако, несмотря на это, он-таки обладает некоторым обаянием, потому что каким-то чудесным образом притягивает к себе помимо неприятностей и врагов еще и замечательных людей, которые, спустя определенное количество времени, становятся его друзьями. И его даже можно было бы считать, с одной стороны, отрицательным персонажем, если бы, опять же, не его теплое отношение к близким ему людям. Остальных же людей он считает идиотами, и поэтому с ними он всегда груб и довольно часто неприличен, о чем, кажется, даже не подозревает и поэтому называет себя «высокоактивным социопатом». Клиентов он и вовсе презирает и в большинстве случаев не дает им сказать больше семи слов, оборвав своим фирменным «Скучно!». Если же дело ему нравится, то его уже ничто не сможет остановить или оторвать от расследования. Он готов пойти буквально на все, чтобы найти разгадку очередного ребуса. Доннован (сержант полиции) и Андерсон (судмедэксперт), главные недоброжелатели Шерлока из Скотланд-Ярда, говорят о нем, что он «подсел» на дедукцию, что для него это наркотик и единственная радость в жизни. И, судя по всему, в этом они не ошибались.

Шерлок не курит. По его же словам, «в современном Лондоне не покуришь». Поэтому он использует никотиновый пластырь. И лишь в сериях «Скандал в Белгравии» и «Его последний обет» в отдельных эпизодах мы видим его курящим сигареты.

    1. Сопоставление деталей «старого» и «нового» Шерлока Холмса

Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что в любой интерпретации определенные черты Шерлока Холмса остаются неизменными, и в большинстве случаев таковыми являются характер и внешний вид.

В рассмотренных нами произведениях главной общей чертой является характер: спокойный, рассудительный и в то же время решительный. Каждый из четырех рассмотренных Холмсов имеет несколько верных друзей. Каждый из Холмсов в большей или меньшей степени остроумен, хитер и изворотлив. И каждый из них всегда готов прийти на помощь, если, конечно, дело действительно интересное.

Также мы можем заметить, что в любой интерпретации автор сохраняет у Холмса хотя бы какие-то из основных черт внешности, и чаще всего это фигура и взгляд, на втором месте стоят привычки, а на третьем – отдельные части его гардероба.

    1. Результаты социологического опроса

В ходе исследования нами было решено провести социологический опрос для выяснения общественных взглядов на данную проблему. Опрос проводился лично, при помощи различных средств связи, при помощи третьих лиц, 7 февраля 2014 года. Регион опроса – Северо-Западный Федеральный округ. В опросе приняли участие 77 человек в возрасте от 15 до 74 лет. Респондентам предлагалось ответить на три вопроса:

    Читали ли вы произведения о Шерлоке Холмсе?

    Известны ли вам различные экранизации о Шерлоке Холмсе?

    Какой Шерлок Холмс ваш: «старый» или «новый»?

Данный опрос привел к следующим результатам:

Отвечая на первый вопрос, 23 человека сказали, что читали, 54 человека – нет. Известны какие-либо экранизации (вопрос № 2) оказались 64 человекам, не известны – 13. Своим Шерлоком Холмсом (вопрос № 3) назвали «старого» 42 человека, а «нового» – 29 человек, оставшиеся же 6 человек не признали ни одного из них (См. Приложение № 1).

Анализируя полученные результаты, можно сказать о том, что, несмотря на то, что ежегодно в мире выходит по нескольку новых интерпретаций, предпочтение люди все также отдают классической версии.

Заключение

Мы считаем, что в ходе проведённых нами исследований цель работы была достигнута, задачи выполнены, а выдвинутая гипотеза полностью нашла своё подтверждение.

Нельзя не учитывать того, что интерпретация практически любого образа из произведения классической литературы подразумевает под собой изменение авторского текста. Главным остается то, чтобы новая версия передала основную мысль писателя, сохранила сюжет и главных героев произведения.

Надо отметить, что как бы ни был близок режиссёр или писатель к сюжету исходного произведения, как бы тонко ни подбирались актёры, какими бы гениальными они ни были, сколько бы раз сценарий фильма ни сличался с первоисточником, никогда новая версия не сможет в полной мере соответствовать произведению. У каждого автора будет свой взгляд, хоть в малой степени, но разнящийся с классиком.

Проблема лишь в том, насколько добросовестно интерпретатор прочтёт произведение, проникнется к нему и изучит соответствующую эпоху, а в случае с иностранными произведениями и культуру другого народа.

Данная работа может быть использована на уроках литературы и культурологии, элективных курсах и при подготовке учащихся к урокам.

Библиографический список:

    Дойл А. К. «Записки о Шерлоке Холмсе». М.: Эксмо, 2008.

    Лейн Э. «Молодой Шерлок Холмс. Облако смерти». М.:РИПОЛ классик, 2012.

    Раков Ю. «По следам литературных героев», М.: Просвещение, 1974.

    Тугушева М.П. «Под знаком четырех». М.: Книга, 1991.

    Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова, М.: Учпедгиз, 1937.

    Шерлок Холмс. Википедия.

    Диаграмма Б

    Диаграмма В

    Приложение 2. Фото к советскому и британскому сериалам о Шерлоке Холмсе


Страница 1

Шерлок Холмс является главным героем в четырёх детективных романах и 56 рассказах (5 сборниках). Среди предшественников Шерлока Холмса были сыщики Дюпен и Легран из рассказов Э.По и Лекок из романов француза Э.Габорио. «Габорио привлекал меня тем, как он умел закручивать сюжет, а проницательный детектив месье Дюпен Эдгара По был ещё с детства моим любимым героем» признался однажды А.Конан Дойл. Третьим «предком» детектива-консультанта можно считать сыщика Каффа из романа У.Коллинза «Лунный камень». Первая книга о Холмсе, повесть «Этюд в багровых тонах», написана в 1887 году. Последний сборник, «Архив Шерлока Холмса», опубликован в 1927 году. Повествование ведётся от имени друга и спутника Холмса - доктора Уотсона .

При первой встрече с Шерлоком Холмсом в лаборатории при больнице («Этюд в багровых тонах») доктор Уотсон описывает нового знакомого весьма неоднозначно: «Даже внешность его могла поразить воображение самого поверхностного наблюдателя. Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий…тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере. Его руки были вечно в чернилах и в пятнах от разных химикалий…».

Шерлок Холмс нигде не служит. Его постоянное положение - джентльмен, живущий на свои средства и иногда зарабатывающий тем, что соглашается раскрыть преступление и вернуть пропажу. Расследуя дела, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Неоднократно Холмс позволял людям, по его мнению, оправданно совершавшим преступление, избежать наказания («Алое кольцо», и др.). Его бескорыстие подчеркивает автор: «Он был настолько бескорыстен – или настолько независим, - что нередко отказывал в своей помощи богатым и знатным людям, если не находил ничего увлекательного для себя в расследовании их тайн. В то же время он целые недели ревностно занимался делом какого–то бедняка»(«Черный Питер»).

Шерлок Холмс - частный детектив. У него нет конторы, лишь квартира, которую он снимает вместе с Уотсоном у миссис Хадсон на Бейкер-стрит, 221-б. Туда приходят ищущие его помощи. Они могут быть уверены, что получат помощь. Именно здесь, а не в полиции, которая часть обыденной, скучной жизни. Холмс возмущён, когда его принимают за полицейского: «Какая наглость смешивать меня с сыщиками из полиции!» («Пёстрая лента»). Впрочем, к отдельным представителям полицейского сыска Холмс бывает снисходителен: «Джонс тоже нам пригодится. Он славный малый, хотя ничего не смыслит в своей профессии. Впрочем, у него есть одно несомненное достоинство: он отважен, как бульдог, и прилипчив, как рак» («Союз рыжих»). В некоторых делах Холмс использует группу лондонских беспризорных мальчишек в качестве соглядатаев, оказывающих ему помощь при расследовании дел. Ещё Холмс ведёт подробную картотеку преступлений и преступников, а также пишет монографии в качестве учёного-криминалиста.

Шерлок Холмс – исследователь в своем роде, он занят логической сложностью задачи. «Мой мозг бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай… Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности»(«Знак четырёх»).

Его метод дедукции, то есть логического анализа, часто позволяет ему раскрывать преступления, не выходя из комнаты. Обычный ход его рассуждений таков: «Если отбросить всё совершенно невозможное, то именно то, что останется - каким бы невероятным оно ни казалось - и есть истина!» («Знак четырёх»).

При этом никакой интуиции: правильные выводы гениального сыщика основаны на его глубоких знаниях: «Я не видел … чтобы он систематически читал какую-либо научную литературу…Однако некоторые предметы он изучал с поразительным рвением, и в каких-то довольно странных областях обладал настолько обширными и точными познаниями, что порой я бывал просто ошеломлен.» - замечает Уотсон. Гротескный и несколько комичный рационализм Холмса лишь подчеркивает целеустремленность этого персонажа: «Невежество Холмса было также поразительно, как и его знания. О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления.» Шерлок Холмс так объясняет это: «Видите ли, - сказал он, - мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди…и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них … не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке.» . Позже в рассказах Холмс полностью противоречит тому, что писал о нём Уотсон. Несмотря на его равнодушие к политике, в рассказе «Скандал в Богемии» он немедленно признает личность предполагаемого графа фон Крамма; что касается литературы, его речь изобилует ссылками на Библию, Шекспира, даже Гёте. Чуть позже Холмс заявляет, что не хочет знать ничего, если это не имеет отношения к его профессии, а во второй главе повести «Долина страха» он заявляет, что «любые знания полезны для детектива», и ближе к концу рассказа «Львиная грива» описывает себя как «неразборчивого читателя с невероятно цепкой памятью на мелкие детали».