Пьер корнель пьесы. Драматургия пьера корнеля

Отец французской трагедии Пьер Корнель появился на свет 6 июня 1606 года, в семье руанского чиновника. В возрасте 16-ти лет, окончил иезуитский колледж, а также Лиценциат юриспруденции. С 18 и до 22 лет стажировался в роли адвоката в Руанском парламенте. В 1628 году стал прокурором.

Личная жизнь Корнеля, какая бы она не была удачная в карьерном плане, медленно стремилась вниз, к точке одиночества и бедности. Так он и умер.

Биография Пьера Корнеля повествует о том, что свою творческую деятельность он начал в 1629 году, с комедии «Мелита». Вслед за ставшим знаменитым произведением, выходит целый ряд его комедий, которые и построили вокруг автора ореол талантливого сочинителя. Это заметил Арман Ришелье, с которым впоследствии писатель часто будет сотрудничать. В 1935 году выходят его знаменитые трагедии «Медея» и «Комическая иллюзия». Однако в следующем году автор выпускает произведение, которое становится эпохальной для всего столетия. Это произведение называется «Сид». Даже несмотря на осуждения этой трагедии со стороны некоторых критиков, на подмостках французских театров она имела колоссальный успех и сразу превратилась в шедевр.

В 1939 году Корнель пишет своего «Горация», и вначале 40-ых, выпускает его в свет. Это произведение не было столь триумфальным, как «Сид», однако вызывало все больший и больший зрительский интерес с каждой постановкой в театрах. Помимо прочего, оно было включено в репертуар знаменитого «Комеди Франсез».

Трагедия «Гораций» была переведена на русский язык рядом русским переводчиком. Спектакль удачно ставится на театральных подмостках России и до сих пор.

В 1647 году Корнель становится членом академии Франции. А также находит себе супругу в лице Мари де Ламприер.

С 1651 года, он серьезно стал интересоваться религиозной поэзией и даже перевел «Подражания Иисусу Христу». Перевод этого произведения имел огромный, просто колоссальный успех, и выдержал более чем 130 переизданий за последующие 20 лет. Удача в этом жанре, подтолкнула его взяться переводить еще ряд произведений религиозной тематики.

Корнель - фигура, которую признает и уважает вся Франция и весь французский театр. Он стал прародителем национальной трагедии. До него все те, кто писал пьесы и ставил их на театральных сценах, не смогли разбить прочные рамки уже ржавеющей условности, которая ломала трагедию и превращала её в мертвую, сухую декламацию. Корнель вновь возродил этот жанр и очистил его от пагубности былых условностей.

Он всю жизнь помнил одну весьма значительную и важную истину, которая говорит о том, что душу зрителя может тронуть лишь те бедствия и кризисные ситуации, которые вытекают из собственной души автора. Все пережитое становится отношением, и Корнель это прекрасно знал.

Его драмы поднимались до уровня настольного издания для каждого жителя Франции. Они проникнуты вечной, бесценной борьбой разума и чувств, любви и предательства, патриотизма и равнодушия. В «Сиде» побеждает любовь, в «Горации» победа - за патриотизмом и семейными ценностями. В «Полиевкте» побеждает трагедия личности.

Каждый оборот речи Корнеля, каждая его стилевая деталь, каждая фраза, говорит о колоссальной силе его литературного таланта и умения несколькими словами сказать о том, о чем говорят в нескольких томах иные писатели.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Корнеля Пьера представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

(78 лет)

Биография [ | ]

Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало , Корнелю была назначена маленькая пенсия . Корнель умер в Париже в полной нищете, и лишь Великая французская революция 1789 года принесла ему посмертную славу.

Творчество Корнеля [ | ]

Раннее творчество [ | ]

Первой пьесой Корнеля обычно считается комедия «Мелита» (1629), однако в 1946 году была обнаружена анонимная рукопись выдержанной в традициях «Астреи» Оноре д’Юрфе пасторальной пьесы «Алидор, или Безразличный» (соч. между 1626 и 1628 годов, опубл. в 2001 году), которую, возможно, следует считать подлинным дебютом великого драматурга (по другим версиям, её автор - Жан Ротру). За «Мелитой» последовал ряд комедий, которыми Корнель создал себе положение и расположил к себе Армана Ришельё .

С Корнель писал трагедии, сначала подражая Сенеке ; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит «Медея» (1635). Затем, вдохновившись испанским театром, он написал «Комическую иллюзию» (1636) - тяжеловесный фарс , главное лицо которого испанский матадор .

Обложка первого издания «Сида»

«Сид» [ | ]

К тому же времени относится женитьба Корнеля на Мари де Ламприер (Marie de Lamprière ), разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье . В 1647 году Корнель был избран членом французской академии (кресло № 14).

Религиозная поэзия [ | ]

Начиная с 1651 года Корнель увлёкся религиозной поэзией, и напечатал вскоре стихотворный перевод «Подражания Иисусу Христу» («Imitation de Jésus Christ»). Перевод этот имел огромный успех и выдержал за последующие 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько других переводов, панегирики Деве Марии , псалмы и т. д.

Драматургия Корнеля (полный список пьес) [ | ]

Фасад родного дома Корнеля в Руане (ныне музей)

Значение творчества [ | ]

Значение Корнеля для французского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии. До него театр был ориентирован на подражание латинской драме Сенеки . Талантливые предшественники Корнеля - Александр Арди , Робер Гарнье , Жан Ротру и другие - не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в сухую декламацию . Корнелю удалось оживить французскую драму, привив ей испанский элемент движения и эмоций; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по сути, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе.

Про творчество Корнеля и его преемника Расина некоторые критики говорили, что «Корнель рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин - такими, каковы они в действительности ». Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом. Корнель исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводят к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей.

Эти принципы Корнель излагает в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discours sur le poème dramatique», и воплощает в лучших своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм - семейным привязанностям, великодушие - внушениям государственной политики, преданность религиозной идее - увлечениям личного чувства и т. д. Только в «Сиде» победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединённые долгом души.

В «Горации» первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму ; Корнель достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи.

В «Полиевкте» замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осенённого благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей.

Могучий стих Корнеля, по пластичности, выразительности и силе - исключителен для своего времени. Умение заключить в одной фразе сущность личности составляет характерную черту Корнеля. Знаменитое «Пусть бы умер!» (Qu’il mourût! ) старика Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками; яркий контраст между словами Горация: Albe vous a nommé - je ne vous connais plus и ответом Куриация: je vous connais encore - всё это и многое другое вызывало восхищение современников.

Переводчики Корнеля [ | ]

Пьесы Корнеля на русский язык переводили:

Наиболее полное собрание пьес Корнеля на русском языке было опубликовано издательством «Искусство» , куда вошли: «Компаньонка», «Королевская площадь», «Иллюзия», «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Помпей», «Лжец», «Родогуна», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский», «Никомед», «Серторий» и «Сурена» .

). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В () получил место прокурора , однако мало интересовался служебной карьерой.

Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало , Корнелю была назначена маленькая пенсия .

Творчество Корнеля

Драматургия Корнеля (полный список пьес)

  • «Алидор» (Alidor ) (атрибуция неокончательная) (между и )
  • «Мелита» (Mélite , )
  • «Клитандр» (Clitandre ()
  • «Вдова» (La Veuve , )
  • «Галерея Дворца» (La Galerie du Palais , )
  • «Компаньонка» (La Suivante , )
  • «Королевская площадь» (La Place royale , )
  • «Медея» (Médée , )
  • «Комедия, сыгранная в саду Тюильри» (Comedie de Tuileries , в соавторстве с Г. Кольте, П.Л’Этуалем, Ж. Ротру и Ф. де Буаробером) ()
  • «Комическая иллюзия» (L’Illusion comique , )
  • «Гораций» (Horace , )
  • «Цинна» (Cinna , )
  • «Полиевкт» (Polyeucte , ()
  • «Смерть Помпея» (La Mort de Pompée , )
  • «Лжец» (Le Menteur , )
  • «Родогуна» (Rodogune , )
  • «Теодора» (Théodore , )
  • «Ираклий» (Héraclius , )
  • «Андромеда» (Andromède , )
  • «Дон Санчо Арагонский» (Don Sanche d’Aragon , )
  • «Никомед» (Nicomède , )
  • «Пертарит» (Pertharite , )
  • «Эдип» (Œdipe , )
  • «Золотое руно» (La Toison d’or , )
  • «Серторий» (Sertorius , )
  • «Софонисба» (Sophonisbe , )
  • «Отон» (Othon , )
  • «Агесилай» (Agésilas , )
  • «Аттила» (Attila , )
  • «Тит и Береника» (Tite et Bérénice , )
  • «Психея» (Psyché ) (в соавторстве с Мольером и Филиппом Кино) ()
  • «Пульхерия» (Pulchérie , )
  • «Сурена» (Suréna , )

Раннее творчество

Первой пьесой Корнеля обычно считается комедия «Мелита» (Mélite , ), однако в г. была обнаружена анонимная рукопись выдержанной в традициях «Астреи» Оноре д’Юрфе пасторальной пьесы «Алидор, или Безразличный» (Alidor ou l’Indifférent , соч. между и г., опубл. в г.), которую, возможно, следует считать подлинным дебютом великого драматурга (по другим версиям, её автор - Жан Ротру). За «Мелитой» последовал ряд комедий, которыми Корнель создал себе положение и расположил к себе Ришельё .

К тому же времени относится женитьба Корнеля на Мари де Ламприер (Marie de Lamprière ), разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье . Одна за другой появлялись его прекрасная комедия «Le Menteur» и гораздо более слабые трагедии:

  • «Pompée»,
  • «Rodogune»,
  • «Théodore, vierge et martyre»,
  • «Héraclius».

В 1647 г. Корнель избран был членом французской академии (кресло № 14). Появившиеся после того пьесы:

  • «Andromède»,
  • «Don Sanche d’Aragon»,
  • «Nicomède»

принадлежат, за исключением последней, к более слабым его произведениям.

Религиозная поэзия

Значение творчества

Значение Корнеля для французского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии. До него театр был рабским подражанием латинской драме Сенеки , и даже такие талантливые предшественники Корнеля, как Арди, Гарнье , Жан Ротру и другие, не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию. Корнель первый оживил французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по своему существу, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе.

Про творчество Корнеля и его преемника Расина некоторые критики говорили, что «Корнель рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин - такими, каковы они в действительности ». Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом. Корнель исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводит к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей.

Эти принципы Корнель излагает в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discours sur le poème dramatique», и воплощает в лучших своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм - семейным привязанностям, великодушие - внушениям государственной политики, преданность религиозной идее - увлечениям личного чувства и т. д. Только в «Сиде» победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединённые долгом души.

В «Horace» первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму ; Корнель достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи.

В «Polyeucte» замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осенённого благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей.

Могучий стих Корнеля, по пластичности, выразительности и силе - единственный в своём роде. Умение заключить в одной фразе, в одном обороте речи отражение цельной человеческой души составляет характерную черту Корнеля. Знаменитое «Пусть бы умер!» (Qu’il mourût! )" старика Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками; поразительный контраст между словами Горация: «Albe vous a nommé - je ne vous connais plus» и ответом Куриация: «je vous connais encore» - всё это и многое другое носит на себе печать истинной гениальности.

Переводчики Корнеля

Пьесы Корнеля переведены на русский яз.:

  • Я. Б. Княжниным , «Сид» (СПб. 1779); «Смерть Помпея» (СПб. 1779); «Цинна или Августово милосердие» (СПб. 1779); «Родогуна» (М. 1788);
  • П. А. Катениным : «Сид» (СПб, 1822). Об этом переводе упоминает Пушкин в первой главе «Евгения Онегина» : «Там наш Катенин воскресил// Корнеля гений величавый» (строфа XVIII).
  • Е. Барышевым, «Сид» (СПб. 1881) и «Родогонда» (СПб. 1881).
  • Среди переводчиков XX века следует упомянуть Михаила Лозинского , выпустившего свой перевод «Сида» в 1938 г .; Вс. Рождественского, Т. Гнедич, Ю. Корнеева, М. Кудинова. Наиболее полное на сегодняшний день собрание пьес Корнеля на русском языке было опубликовано издательством «Искусство» В его состав вошли: «Компаньонка», «Королевская площадь», «Иллюзия», «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Помпей», «Лжец», «Родогуна», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский», «Никомед», «Серторий» и «Сурена». (Корнель П. Театр. В 2-х т. Составление, статья и комментарий А. Д. Михайлова . М.: 1984).

Библиография

  • Couton G. Le vieillesse de Corneille. - Paris: 1949.
  • Dort B. Pierre Corneille dramaturge. - Paris: 1972.
  • Prigent M. Le Héros et l’État dans la tragédie de Pierre Corneille. - Paris: 1988.
  • Niderst A. Pierre Corneille. - Paris: 2006.
  • Le Gall A. Pierre Corneille en son temps et en son oeuvre: enquête sur un poète de théâtre au XVIIe siècle . - Paris: 2006.
  • Мокульский С. С. Корнель и его школа // История французской литературы. Т. 1. - М.-Л.: 1946. - С. 405-438.
  • Балашов Н. И. Пьер Корнель. - М.: 1956.
  • Сигал Н. А. Пьер Корнель. - М.-Л.: 1957.
  • Большаков В. П. Корнель. - М.: 2001.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Корнель" в других словарях:

    Пьер (Pierre Corneille, 1606 1684) французский драматург. Р. в Руане; происходил из кругов судейской буржуазии; сын адвоката. Получив образование в иезуитской школе, К. изучил право и был принят в корпорацию адвокатов. Первая пьеса его… … Литературная энциклопедия

    Корнель, Пьер (1606 1684) в истории французского театра занимает одно из первых мест, как создатель национальной трагедии. До него французская драма была рабским подражанием латинским образцам. Корнель оживил ее, ввел в нее движение и страсть,… … 1000 биографий

    - (Corneille) Пьер (1606 1684), французский драматург, представитель классицизма. Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии Сид (поставлена и издана в 1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего… … Современная энциклопедия

С. Мокульс кий

С именем Пьера Корнеля связаны первые большие достижения французского национального театра.

Отставание французского театра от литературы, характерное для XVI в., было ликвидировано только во второй трети XVII в., когда начал писать свои трагедии Корнель. С этого времени драма становится во Франции основным родом поэзии, как бы беря реванш у других родов за свое длительное пребывание на задворках большой литературы. Имена Корнеля, Расина и Мольера получили мировую славу, во Франции же их пьесы составили основу национального классического репертуара, его золотой фонд.

Все названные великие драматурги Франции были классицистами. Они примыкали к ведущему художественному направлению во Франции XVII в., которое выражало в сфере художественного творчества основные идейные принципы, присущие французскому абсолютизму. Дворянская монархия, лавируя между дворянством и буржуазией, стремилась выдать себя за общенациональную власть, защищающую интересы всех слоев общества. При этом она сбрасывала со счетов основной антагонизм между эксплуататорами и трудящимися (крестьянско-плебейскими массами), которые являлись объектом самой жестокой эксплуатации.

Эпоха абсолютизма отмечена большим экономическим, политическим и культурным подъемом страны. Однако этот расцвет французской культуры строился на костях обездоленных народных масс, имел своей предпосылкой бесконечно растущие налоги и побори, а следовательно, народный голод и нищету. Эту изнанку парадной истории «великого века» французской культуры следует иметь в виду, когда говоришь о классицизме как художественном стиле абсолютной монархии.

Классицистское искусство пропагандировало принципы абсолютизма. Оно учило подчинению личности государству, выдвигало принципы государственной полезности, как критерий высшей эстетической ценности, распространяло идеи государственного и национального единства, общественного служения как важнейшей жизненной цели. Все эти идеи классицистской драматургии являлись исторически прогрессивными. Однако облекались они в монархически ограниченную форму. Так подчинение личности государству подменялось служением подданного монарху. Высшей добродетелью объявлялось подавление во имя монарха всех желаний и чувств.

Ярким проявлением придворно-сословной ограниченности классицизма являлся догматизм его эстетики, отрицание права на индивидуальную инициативу со стороны художника, культ «правил», и особенно пресловутого правила «трех единств». Все это стесняло творческую свободу классицистов, делало их царедворцами, подавляло их творческую инициативу. Это подавление происходило не в открытом, обнаженном виде. Оно философски замаскировывалось подчинением законам государственного «разума», который отождествлялся, однако, с волей и властью абсолютного монарха.

Для французских классицистов XVII в. было характерно сочетание дворянско-монархической идеологии с рационалистическим декартовским методом, который устанавливал критерием истины разум.

Классицизм достиг своего расцвета в период апогея абсолютизма, при королях Людовике XIII и Людовике XIV. Министр Людовика XIII кардинал Ришелье придавал огромное значение литературе и искусству, сделал их проводниками абсолютистской политики. Под воздействием Ришелье классицистский стиль, и в особенности его ведущий жанр - трагедия, получил определенную дворянско-монархическую направленность.

Задачей трагедии стало прославление борьбы с эгоистическими страстями и проповедь самоотречения во имя монархии как высшего выражения героизма. Эта задача решается во всех трагедиях Корнеля и Расина, в которых основной трагической коллизией является столкновение между личным чувством и долгом.

В произведениях Корнеля, самого боевого, самого политического из всех трагических поэтов Франции, который никак не укладывался в предписываемую Ришелье придворно-монархическую форму, отразилась бурная общественно-политическая борьба его времени.

Подлинных художественных высот Корнель достиг только в «Сиде» (1636), знаменитой пьесе, положившей начало бессмертной славе Корнеля. Хотя «Сид» был назван трагикомедией, что объясняется его благополучной, «комедийной» развязкой, а также наличием некоторых интимных, фамильярных черт в ее стиле, однако по своему конфликту и по характерам главных героев пьеса является типичной классицистской трагедией. Корнель сделал ее заглавным персонажем испанского народного героя, подвиги которого были запечатлены в драме испанского драматурга ХVII в. Гильена де Кастро «Юные годы Сида». Корнель значительно упростил фабулу испанской драмы и перенес в своей пьесе центр тяжести с внешних событий на переживания героев.

С первого взгляда в «Сиде» идет речь о защите фамильной, родовой чести, то есть чисто феодальных моральных ценностях. На самом же деле феодальное понимание чести у Корнеля отсутствует, рыцарская честь превратилась у него в символ моральной и общественной доблести человека. Любовь Химены к Родриго подогревается не столько тем фактом, что Родриго сумел отомстить за оскорбление, нанесенное его отцу, сколько его человеческими достоинствами - честностью, искренностью, неподкупностью, бесстрашием, воинской доблестью. Таким образом, Корнель поэтизирует в этой пьесе не феодально-рыцарскую, а гуманистическую мораль.

Конфликт между любовью и долгом разрешается третьей силой - королем Фернандо, воплощающим идею разумной и справедливой государственной власти. Эта власть стоит на страже новой, гуманистической морали, которой она ставит задачу служения родине, государству.

Итак, гуманистическое понимание чести получает патриотическое содержание, а фамильный долг уступает место долгу перед государством. И хотя государство, ради которого корнелевский герой проливал свою кровь, является монархией, однако долг перед государством еще не расшифровывается как долг перед самодержцем. Народно-гуманистическое начало явно преобладает в «Сиде» над монархическим началом.

Великая трагедия Корнеля имела огромный всенародный успех именно потому, что она сама явилась подлинно народным произведением. Ее народность выразилась прежде всего в образе главного героя трагедии, доблестного, нравственно чистого, неустрашимого Родриго, одушевленного идеей защиты родины от иноземцев, непоколебимо верного закону чести и нравственному долгу. Его образ и образ его возлюбленной Химены, преданной тем же высоким идеям чести и долга, захватили зрителей первой постановки трагедии, которые изобрели крылатое выражение: «Прекрасно, как Сид». И с этого первого своего появления на сцене Корнелев «Сид» стал любимейшей пьесой французского народа. Он никогда не исчезал из репертуара театра Французской Комедии, а в наши дни имел потрясающий успех в Национальном Народном театре в постановке Жана Вилара. Огромный успех «Сида» в этом демократическом театре показал, что в трагедии Корнеля до сих пор звучит та народно-героическая нота, которая так дорога всем простым людям Франции.

Ришелье и послушная его воле Академия осудили в великой трагедии все, что нравилось в ней народу. Они пытались повернуть творчество Корнеля в русло правоверного классицизма и сделать его верноподданным поэтом.

Корнель понял, что бороться с всесильным правителем Франции невозможно, и очистил поле битвы. Он уехал на родину в Руан, где прожил около трех лет, не давая о себе вестей. Его критики испугались, не отбили ли они охоту у Корнеля писать пьесы. Но они ошиблись: автор «Сида» написал две трагедии из римской жизни, которые он и привез в Париж в 1640 г. Эти трагедии - «Гораций» и «Цинна» - отличались от «Сида» своей античной тематикой, своим строгим мужественным слогом и соблюдением классицистских «правил». Корнель думал, что кардинал удовлетворится этим, и даже посвятил ему «Горация», свою первую классицистскую трагедию, написанную строго по правилам. Но не тут-то было!

Правда, Корнель по-новому истолковал в «Горации» конфликт между личным чувством и долгом. На этот раз речь идет уже не о фамильном долге, а о долге перед родиной. Корнель утверждает суровый, гражданский, патриотический идеал. Он воспевает гражданский героизм, подавляющий все родственные чувства и привязанности во имя интересов государства. Хотя действие «Горация» происходит в царском Риме, однако оба героя пьесы, отец и сын Горации, похожи не на подданных римского царя, а на истинных римских граждан, республиканцев и патриотов. Да и сам царь Тулл изображен неким идеальным монархом - воплощением римской государственности.

Все главные персонажи этой трагедии отличаются независимостью, которая делает их мало похожими на послушных монарху подданных. Это не понравилось Ришелье, усмотревшему в «Горации» новое отклонение Корнеля от монархического идеала. Зато трагедия эта оказалась впоследствии одной из любимейших в театре времен Французской революции.

Во второй римской трагедии, «Цинне», Корнель пытается примирить личное и государственное начало. В центре трагедии стоит образ императора Августа, превратившего республиканский Рим в монархию. В трагедии показана борьба Августа против республиканских заговорщиков. При этом образ Августа возвеличен, а образы аристократов-заговорщиков снижены: они показаны людьми беспринципными и аморальными.

В середине 1640-х гг. во Франции происходит перелом в общественной жизни. Внутренняя борьба среди французской знати обостряется, крепнет феодальная оппозиция, подготовляя гражданскую войну - Фронду. Как чуткий художник, Корнель откликнулся в своем творчестве на переживаемые его страной крупнейшие политические события. Начиная с 1644 г. Корнель переходит к сочинению трагедий т. н. «второй манеры», которые характеризуются усложнением фабулы, изобилием внешнего действия, идущим за счет ясности разработки сюжета. В пьесах Корнеля появляются запутанные перипетии и неправдоподобные развязки.

Наиболее известными из трагедий «второй манеры» являются «Родогуна» (1644). «Ираклий» (1647), «Никомед» (1651). Это пьесы свидетельствуют о кризисе гуманистического мировоззрения Корнеля. Если раньше для Корнеля был характерен культ разума, то теперь он показывает беспомощность разума перед лицом своекорыстных сил.

Корнелевские трагедии «второй манеры» временами напоминают мелодрамы, разделяя с этим жанром погоню за внешней занимательностью. Отдельные исключения, к числу которых следует отнести интересную, оригинальную трагедию «Никомед», только яснее подчеркивают неудержимый упадок, проявляющийся в творчестве Корнеля начиная с 1650-х гг. У Корнеля была долгая и мучительная старость. Он пережил себя, перестал быть властителем дум передовых кругов Франции, его творчество уже не находило отклика у народного зрителя.

Как объяснить эту картину тягостной деградации, растянувшейся более чем на четверть века (последняя трагедия Корнеля - «Сурена» - была поставлена в 1674 г.)? Объяснить ее можно только тем, что Корнель начал отходить от прогрессивных, гуманистических идей, которые он перестал находить в окружающей его действительности. Он связался с бывшими вожаками Фронды, которые примирились с монархией Людовика XIV. Не находя новых идей и конфликтов, Корнель стал перепевать старые, не замечая того, что они уже превратились в штампы. Как часто бывает в истории и в жизни, вторичное возвращение к изжитым идейным моментам стало приводить к пародии на них. Героический пафос превратился в наигрыш и трескотню, величие и благородство выродились в напыщенность и аффектацию. Любовь превратилась в поздних пьесах Корнеля в ненужный галантный аксессуар. Суровый, мужественный слог ранних трагедий Корнеля уступил место стилю «прециозных» (жеманных) салонов, в которых окапывались бывшие фрондеры и в которых стал теперь царить бывший автор «Сида».

Ключевые слова: Пьер Корнель, Pierre Corneille, критика на творчество Пьера Корнеля, критика на произведения Пьера Корнеля, скачать критику, скачать бесплатно, французская литература 17 в

Корнель Пьер (1606-1684 гг.)

Французский драматург. Член Французской академии с 1647 года. Основоположник классицистской трагедии во Франции.

Родился 6 июля 1606 г в Руане в семье адвоката. По настоянию родных изучал право и даже получил адвокатскую практику, однако все интересы молодого Корнеля лежали в сфере изящных искусств. Он писал любовные стихи в модном тогда галантном стиле, был завсегдатаем спектаклей гастрольных трупп, приезжавших в Руан, и всей душой стремился в Париж. В 1629 г показал свою первую комедию в стихах «Мелита» не очень известному тогда актеру Гийому Мондори, руководителю театральной труппы, разъезжавшей с гастролями по французской провинции.

В том же 1629 г Мондори поставил «Мелиту» в Париже. Успех постановки позволил и актерам, и автору обосноваться в столице. Труппа Мондори поставила и несколько следующих пьес Корнеля -«Вдова», «Галерея суда», «Субретка», «Королевская площадь». В1634 г. Мондори при поддержке кардинала Ришелье и в нарушение монополии театра «Бургундский отель» организовал театр «Маре».

Ришелье обратил пристальное внимание на творчество Корнеля и даже включил его в «бригаду» поэтов, писавших пьесы по плану самого кардинала. Однако Корнель довольно скоро вышел из этой группы: он искал собственный путь в драматургии. Из сюжетов ранних пьес драматурга постепенно уходят комические элементы, усугубляется драматическое и даже трагическое звучание.

Наряду с комедиями (которые, впрочем, скорее были трагикомедиями) Корнель пишет свои первые трагедии: «Клитандр», «Медея». Завершает этот этап пьеса «Иллюзия», которая стоит особняком в творчестве Корнеля - она посвящена театру и актерскому братству.

А вот следующая пьеса Корнеля - «Сид» (1636 г.) - оказалась переломной не только для самого драматурга, но и для истории всего мирового театра. Здесь впервые в полную силу прозвучал конфликт между чувством и долгом, ставший в тематике классицистской трагедии обязательным. «Сид» пользовался оглушительным успехом публики, и стал настоящим триумфом для драматурга и актеров. Корнель получил долгожданное дворянство и пенсию от кардинала Ришелье. Однако во Французскую академию он сумел пройти только с третьей попытки; дважды «бессмертные» его кандидатуру проваливали.

В этот период Корнель пишет также комментарии к отдельным своим пьесам и три «Рассуждения о драматической поэзии» («Рассуждение о пользе и особенностях драматического произведения», «Рассуждение о трагедии» и «Рассуждение о трех единствах»), опубликованные в 1660 г. Практическое же воплощение эти теоретические разработки нашли в трагедиях «Гораций» и «Цинна». Продолжает эту линию трагедия «Полиевкт». Корнелъ трактовал конфликт чувства и долга уже только с точки зрения государственной целесообразности.

Дальнейшая эволюция творчества Корнеля связана с периодом подготовки и самих событий Фронды (общественного движения против абсолютизма во Франции в 1648-1653 гг.). К этому времени относятся пьесы «Родогуна», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский» (жанр пьесы определен драматургом как «героическая комедия»), «Никомед», «Пертарит». В центре сюжетных переплетений - борьба за власть.

К этому времени зрительский интерес к пьесам Корнеля постепенно снижается, а премьера «Пертарита» в «Бургундском отеле» обернулась провалом. Драматург вновь уезжает в Руан и решает отказаться от занятий литературой. Однако через семь лет, в 1659 г., возвращается в Париж по приглашению министра финансов Фуке, привезя с собой новую трагедию - «Эдип».

Последующие 15 лет стали последним этапом драматургического творчества Корнеля, в течение которых он написал несколько политических трагедий («Серторий», «Софонисба», «Оттон», «Аттила», «Тит и Береника», «Сурена» и др.). К этому времени французский театральный зритель обрел нового кумира - Жана Расина, поднявшего классицистский театр на новую высоту. Последние десять лет жизни Корнель не писал для театра, хотя и выпустил в 1682 г новое собрание своих пьес.