Российский академический молодёжный театр. Рамт (центральный детский театр)

«Грохот трамваев. Вся расцвеченная, площадь то движется вперед, то вдруг останавливается, и тысячи людских голов поднимают кверху глаза: над Москвой мчатся стаи самолетов - то гусиным треугольником, то меняя построение, как стеклышки в калейдоскопе».
В.А. Гиляровский,
«Москва и москвичи»

Одна из центральных площадей Москвы Театральная, имеет давнюю и очень насыщенную историю. До начала ее застройки здесь было сущее болото – оттого, что текла по площади – на месте нынешних ЦУМа и Малого театра, плавным изгибом пересекая площадь наискосок – река Неглинная, питая водой кремлевский ров. Но это не мешало торговцам в периоды, свободные от разливов, продавать по ее берегам цветы. Оттого и носила она долгие годы такое романтичное имя - Цветочная площадь.

История Неглинки


Однако москвичи не любили эту площадь: больно дурно пахло на ней, да и река Неглинка часто выходила из берегов, выплескивая на поверхность нечистоты, не раз служившие причиной эпидемий тифа. Журналист и исследователь Москвы Владимир Гиляровский, известный как дядя Гиляй, пишет об этом так: «Кроме "законных" сточных труб, проведенных с улиц для дождевых и хозяйственных вод, большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве до устройства канализации. И все эти нечистоты шли в Москву-реку».

Деревянный мост, переброшенный через речку в 1488 году, во времена сильных дождей и разливов реки был единственно возможным путем для прохожих и экипажей. Но даже продолжавшийся через всю площадь, он не был достаточно удобным для перемещения. Мост назывался Петровским в честь проходившей недалеко улицы Петровки (следом за ними и площадь получит свое новое название – Петровская). Но в 1516 году в южной части площади выроют пруд, Неглинную преградят плотиной, и она больше не будет затоплять площадь.
Пруд через подземный тоннель продолжит давать воду кремлевскому рву. А за ним с 1538 года пройдет крепостная стена Китай-города с «водяными воротами», через которые горожане станут приходить на пруд за водой.
Однако, вряд ли в мосте отпадет необходимость – на картине А.Васнецова отчетливо видно, что мост, начинавшийся в районе Пушечного двора и простиравшийся через всю Петровскую площадь на 256 метров в 17 веке еще существует.

Сор и нечистоты за плотиной будут продолжать копиться, а запах от них – все так же беспокоить прохожих. Но не городские власти, потому что под землю речку уберут только к концу 18 века, переведя ее в специально вырытый подземный канал.


Да и тут история Неглинки еще не окончится. Канал станет выбрасывать сточные воды в Москву-реку, трубы подземной реки не будут чистить; безразличие властей к этому месту сделает его притоном для многих поколений преступников.
Владимир Гиляровский однажды спустился в эти трубы в сопровождении «местных»:

«Я подтянул выше мои охотничьи сапоги, застегнул на все пуговицы кожаный пиджак и стал спускаться. Локти и плечи задевали за стенки трубы. Руками приходилось крепко держаться за грязные ступени отвесно стоявшей, качающейся лестницы, поддерживаемой, впрочем, рабочим, оставшимся наверху. С каждым шагом вниз зловоние становилось все сильнее и сильнее. Становилось жутко. Наконец послышались шум воды и хлюпанье. Я посмотрел наверх. Мне видны были только четырехугольник голубого, яркого неба и лицо рабочего, державшего лестницу. Холодная, до костей пронизывающая сырость охватила меня».

Написанная им репортерская заметка о центральной подземной клоаке стимулирует приведение труб Неглинки в порядок. Но такие чистки будут требовать регулярного повторения. И река вновь окажется засорена, особенно у Малого театра. Лишь в 1926 году Моссовет очистит воды реки, и отведет ее от Малого театра.

Застройка площади

В своей удивительнейшей книге-ислледовании «Из истории московских улиц» Петр Васильевич Сытин рассказывает, что территория Театральной площади исторически относится к Белому городу . В 16-17 веках здесь жили главным образом бояре и дворяне, состоявшие на царской службе. Земля их называлась «белой» - значит освобожденной от земельных налогов.
Уже в 14 веке Занеглименье – западная часть Белого города - была порядочно застроена выходцами из Ржева, Великого Устюга, Новгорода, Твери и Дмитрова. В 15 веке западная часть Белого города застраивается «загородными» дворами бояр и прочей знати, церквами и монастырями. Иностранцы, приезжавшие в Москву веком спустя, обращали внимание на большое количество церквей в городе.

Стояли церкви и на площади. Напротив входа в нынешний РАМТ - каменная церковь Спаса Преображения, что на Копье (просуществовала до 1817 года). А напротив современной Большой Дмитровки и торца здания РАМТа, примерно там, где сейчас улица Охотный ряд переходит в Театральный проезд, 1458-м появилась церковь Анастасии Узорешительницы с кладбищем . В 1723-м Петр Первый, решительно перестраивающий Москву, запретит своим указом хоронить покойников в центре города, но кладбище при этом храме еще долгое время оставалось. Храм будет снесен в 1793 году по плану регулирования Москвы и созданию площади Охотного ряда.


Вообще, город стал походить на город, а площадь на площадь именно при Петре. В 16 веке Москва еще деревянная , ее улицы вымощены деревянными бревнами.
В 17 веке главные улицы Белого города покрываются уже деревянными мостовыми с тротуарами из бревен и досок , через многочисленные реки и ручьи перебрасываются мостики . Никакого освещения в то время нет, прохожие ходят с ручными фонарями, а путь колымагам знати и богачей освещают едущие впереди и по бокам верховые слуги с фонарями.

В 1700 и 1705 гг. Петр I издает указы о замощении улиц в пределах Бульварного кольца булыжниками. А с 1712 г. - о застройке Белого города каменными зданиями , примыкающими одно к другому. К концу 18-го века его самого уже не будет, но все его указы будут исполнены.

Петр то запрещал, то наказывал строить в Белом городе каменные здания, покуда после его смерти, в 1728 году Верховный тайный совет не издал указ, по которому в Москве разрешалось возводить каменные и деревянные строения «кто какое похочет», и где захочет.


Однако в конце 18 века на главных улицах Белого города стояли в основном все же каменные дома в 2-3 этажа, а в некоторых местах - настоящие дворцы. Улицы уже были покрыты булыжной мостовой и тратуарами из щебня, с наступлением темноты на столбах через каждые 20 метров горели масляные фонари (керосиновые лампы появятся на улицах в 1865-м, газовые – в 1869-м, а вот в 1896-м уже и электрическое освещение).

Новой застройке способствовал и большой московский пожар 1737 года, когда все деревянные дворы сгорели. К середине 18 века двор между Пушкинской улицей (ныне Б.Дмитровка) и площадью принадлежал князьям Черкасским . Восточнее – на самой площади были дворы князей Туркестановых и Голицыных . Против Малого театра на площади дворы князя Сибирского . На месте сквера Большого театра стоял кабак «Петровское кружало».

Напротив Б.Дмитровки на четной стороне нынешнего Охотного ряда в конце 18 века была школа подготовки архитекторских учеников князя Ухтомского .
Рядом со школой к востоку стоял большой двор с деревянными строениями и садом к реке Неглинной. Восточнее двора – деревянные бани с большим колодцем. Перед баней – блиння - маленькая лавка, продававшая блины.


Вообще про бани надо сказать особо. В быту москвичи были чистоплотны, любили мыться и париться, и потому в Белом городе было много бань - и торговых, и во дворах. К югу от Петровского моста стояли две деревянные бани с журавцами, подающими воду из реки. А в1838-1842 гг на месте нынешнего «Метрополя» купец Челышев построил двухэтажный дом по фасаду похожий на Малый театр, внутри которого были все те же излюбленные москвичами бани!
Но вот улицы убирались плохо. В 17 веке пришлось даже издавать указы, обязывающие убирать улицы перед своими дворами и вывозить мусор за город.

Пожар 1812-го – новая история площади

Пожар 1812 года внес свои коррективы в проект площади. После него началось большое строительство под руководством архитектора О.Бове. Было построено много жилых домов в классическом стиле, украшенных колоннами, лепниной, барельефами. Москва была в то время дворянской столицей и обслуживала большей частью дворян, оттого в Белом городе, помимо особняков и дворцов, располагались дворянские учреждения: и Университет, и Благородное дворянское собрание, и, Манеж, и, конечно же, театры – которые строились все в том же классическом стиле. Улицы кое-где покрылись асфальтом.


В 1817-1821 годах на месте дворов, церкви Спаса на Копье и Петровской улицы была спланирована площадь в современных очертаниях. На месте театра Медокса (купившего вместе с князем Урусовым дом Голицына и устроившего в нем Петровский общедоступный театр ) в 1824-м архитектор Бове строит Большой театр , и в том же году - Малый театр , сдававшийся в аренду театральной дирекции и приобретенный ею в казну только в 1830-м. На площади по сторонам проезда в Охотный ряд стояли каменные дома. На северном углу – дом К.М.Полторацкого , построенный в 1821 году (ныне – здание РАМТа), на южном – Сенатской типографии (1818-1821 гг). В 1830-х гг их обязали сделать свои фасады подобными Малому театру. С 1829 года площадь носит уже название Театральной – по театрам, находящимся на ней.

Объект культурного наследия федерального значения "Здание Центрального детского театра, 1821 г., 70-е гг. XIX в., 1909 г." (часть);
Выявленный объект культурного наследия "Торговые ряды доходного дома К.М.Полторацкого, 1821-1823 гг." (часть);
Выявленный объект культурного наследия "Доходный дом К.М.Полторацкого с торговыми лавками, 1821 г., 1829 г., арх. А.С.Каминский"

1821 Участник Наполеоновских войн генерал-майор Константин Полторацкий, вернувшись из расположения войск во Франции и женившись на фрейлине Высочайшего двора княжне Софье Голицыной, строит дом в Москве на Театральной площади.

1840 Владельцем дома становится купец П.Бронников. В надстроенном бельэтаже, включающем колонный зал с окнами на Охотный Ряд, Театральную площадь и Большую Дмитровку, открывается знаменитый трактир Барсова, где после спектаклей ужинали актеры, театралы, литераторы.

1869 Бронников сдает бельэтаж дома "Артистическому кружку", созданному по инициативе Александра Островского. Это был частный театр, созданный в обход официального запрета. Здесь давались спектакли, шло обучение актерскому мастерству, сюда в Великий пост съезжались актеры со всей страны для заключения контрактов с антрепренерами.

1882 После отмены монополии государства в театральном деле начинается эпоха частных театров. Михаил Лентовский открывает в здании Новый драматический театр. После пожара архитектор Борис Фрейденберг перестраивает сооружение, придав ему сегодняшний облик и обустроив внутри зал на 1600 мест.

1886 В здании открывается Шелапутинский театр, названный по имени одного из владельцев - купца и мецената Павла Шелапутина.

1898 В здание въезжает Императорский новый театр. Он обеспечивает работой разросшуюся труппу Малого театра и становится, по сути, его филиалом.

1907 Здание снова переходит из рук в руки. Здесь в течение года дает спектакли частная "Опера Зимина", где пел Федор Шаляпин. Затем открывается синематограф "Орион", вслед за ним - частный Театр К.Незлобина.

1913 Театр Незлобина делит сцену с Первой студией МХТ, в которой ведут театральный поиск Станиславский и актеры-студийцы Евгений Вахтангов, Леопольд Сулержицкий, Алексей Дикий и другие. В 1920-х в здании часто идут оперные и балетные спектакли Большого театра.

1924 Первой студии МХТ присваивают статус академического театра и название "МХАТ 2-й". Здание переходит в его распоряжение вплоть до ликвидации театра в 1936 году. Труппой, в которую входили Серафима Бирман, Софья Гиацинтова, Иван Берсенев и другие, руководил Михаил Чехов, после эмиграции Чехова в 1928-м - Иван Берсенев.

1936 Здание переходит в распоряжение Центрального детского театра, созданного пятнадцать лет назад Наталией Сац.

    - (РАМТ), основан в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 Центральный детский театр, с 1992 современное название, с 1987 академический. Директор К. Я. Шах Азизов (1945 74). В разные годы в театре работали режиссеры Г. А. Товстоногов,… … Энциклопедический словарь

    РАМТ драматический театр (Театральная площадь, 2/7). Основан в 1921 как Московской театр для детей под руководством Н.И. Сац. С 1936 Центральный детский театр (ЦДТ), с 1987 академический, с 1992 РАМТ. Главные режиссёры первых лет ЦДТ Сац (1936… … Москва (энциклопедия)

    Драматический театр (, 2/7). Основан в 1921 как Московской под руководством. С 1936 Центральный детский театр (ЦДТ), с 1987 академический, с 1992 РАМТ. Главные режиссёры первых лет ЦДТ — Сац (1936—37) и В.Ф. Дудин (1937—43);… … Москва (энциклопедия)

    Российский Молодёжный театр - Российский Молодежный театр РОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР, основан в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 Центральный детский театр, с 1992 современное название, с 1987 академический. Директор К.Я. Шах Азизов (1945 74). Главные режиссеры М.О … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    РОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР, основан в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 Центральный детский театр, с 1992 современное название, с 1987 академический. Директор К.Я. Шах Азизов (1945 74). Главные режиссеры М.О. Кнебель (1955 60, 1966 68) … Современная энциклопедия

    Российский Молодёжный Театр - осн. в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 Центральный детский театр, с 1987 академический, с 1992 современное название. Гл. режиссёры М.О. Кнебель (1955 60, 1966 68), А.В. Бородин (с 1980). Спектакли: Её друзья (1949), Страница жизни … Педагогический терминологический словарь

    Вход в РАМТ с Театральной пл. вход в РАМТ с ул.Б.Дмитровка Российский Академический Молодёжный Театр РАМТ Адрес: Москва, Театральная пл., 2/7 Телефон 292 6572, 292 0069 Содержание 1 … Википедия

    Театр драмы имени Фёдора Волкова Волковский театр Место нахождения Ярославль, площадь Волкова Координаты … Википедия

    Театр Шелапутина (также Шелапутинский театр) название театрального зала в Москве во второй половине XIX начале XX веков. Назывался по имени одного из владельцев здания, П. Г. Шелапутина, в литературе термин употребляется и по отношению к… … Википедия

Молодежный академический Российский театр (РАМТ) - это храм искусства, где традиции и опыт уникально совмещаются с современными веяниями, новыми формами и жанрами. Идея создания принадлежит Наталье Сац, которая в острое послереволюционное время пыталась новыми глазами смотреть в будущее драматического искусства.

История создания

Молодежный академический Российский театр (первое название - Московский , открылся в 1921 году спектаклем «Жемчужина Адальмины». Сказку Топелиуса ставил неизвестный, но одаренный постановщик И. Новиков. Оформителем и главным художником назначили А. Веснина, который не только готовил эскизы костюмов и декораций, но и писал рекламные афиши, а также создал первый вариант эмблемы театра.

Второй раз театр переименовывался после премьеры «Сережи Стрельцова» автора В. Любимовой в 1936 году. Центральный детский театр знали и любили не только в Москве, но и по всей России. Гастролирующая группа объехала все крупные города страны и содружественных государств. В 1992 году театр получил название, которое мы можем увидеть и сегодня на афишах - Российский академический молодежный театр (РАМТ). В 1987 году ему присвоен статус академического.

Приведем высказывание художественного руководителя А. Бородина по поводу названия: «По Далю, "молодость" включает в себя такие возрастные понятия, как детство и юность. Своим названием мы предполагаем уникальный репертуар для всех зрителей. И маленькие дети с родителями, и подростки, и пожилые граждане всегда найдут у нас спектакли по своим интересам».

Уникальное здание

Здание (современный Молодежный академический Российский театр) изначально планировалось как драматическое учреждение и было построено по проекту Ф. М. Шестакова в 1821 году по всем правилам сценического помещения. Акустические данные, расположение сцены и зрительного зала соответствуют высоким нормам проектирования. В проекте принимал участие московский архитектор И. О. Бове, который руководил реконструкцией Москвы после пожара, уничтожившего в 1812 году часть столицы.

Здание является памятником архитектуры и исторического наследия. Изначально в нем играли артисты гастрольных театров из Ярославля и Петербурга. Творческие дворяне, имевшие крепостные театры, привозили спектакли для показа Московской публике. Здание в то время был известно под названием драма Шелапутина. В середине столетия А. Н. Островский часто собирал Артистический кружок в этом помещении. Новый Императорский театр несколько лет занимал удобную площадку для представлений, но отказался от нее по неизвестным причинам. До 1917 года здесь работала опера Зимина, после 1921 года сценой располагал М. А. Чехов и руководил МХАТом 2-м. После Великой Отечественной войны в помещении работал Малый театр.

Алексей Владимирович Бородин

В 1980 году Алексей Бородин берет на себя руководство театром. Родился известный режиссер в 1941 году в Китае, в городе Циндао. До 80 года работал главным постановщиком в Кировском ТЮЗе. В 1987 году получил звание народного артиста. С 1971 года является преподавателем РАТИ (академия

В Российский академический молодежный театр Алексей Владимирович приехал со своей постановочной группой: режиссером Е. Долгиной и сценографом С. Бенедиктовым. Первый же спектакль на новой сцене по роману Гюго «Отверженные» получает Государственную премию. В 1983 году Бородин постановкой пьесы Островского «Бедность не порок» открывает Малую сцену.

Знаковые события

Постановка по роману Б. Акунина «Эрнест Фандорин» имела среди зрителей такой успех, что автор пишет для театра инсценировку «Инь и Янь» (две версии). Алексей Бородин ставит оба спектакля, где наравне с мастерами сцены работает молодое поколение актеров.

Грандиозное по своим масштабам событие - это «Берег утопии» 2007 года. Трилогия новелл получила суперприз на конкурсе театральных постановок «Золотая маска». После показа проекта в Испании обозреватель «Мурдо» назвал спектакль шедевром.

В сезон 2009-2010 Молодежный академический Российский театр выпустил 13 спектаклей. В этот список входят постановки самого Бородина и плеяды молодых режиссеров в рамках творческой лаборатории.

Репертуар, который можно увидеть сегодня

«Алые паруса». Спектакль для старшего школьного возраста и подростков по одноименной повести А. Грина. Идея - как сохранить мечту в мире, где все забыли о чуде. Юная Ассоль и отважный Грей сквозь бури океана и человеческое недоверие стремятся на свет своего маяка.

«Берег утопии» - проект из трех постановок. Философия революции - что это? Разрушение старого или борьба за свободу каждой личности?

«Бесстрашный барин». Сказка-мистерия по рассказам Карнавал персонажей народного фольклора.

«Будденброки». Инсценировка автобиографии Т. Манна, жизнь старой Европы, уклад и понятия нескольких поколений одной семьи.

«В дороге». Романтическая история о двух возлюбленных по пьесе Розова. На свете существует только любовь, все остальное - только карусель ненужных или просто житейских событий.

«В пылающей тьме». В школе для слепых подростков царят мир и радость, как и все люди, они умеют страстно любить и получать удовольствие от жизни. Но однажды в группу приходит новичок, который яростно сопротивляется своему недугу. Прав ли он? Пьеса Вальехо - нашей жизни. Люди часто закрывают глаза на жестокую правду, чтобы не разрушать свой внутренний мир.

Российский академический молодежный театр (адрес: дом 2) имеет в своем репертуаре такие спектакли для детей и взрослых, как «Вишневый сад», «Волшебник Изумрудного города», «Волшебное кольцо», «Гупешка», «Денискины рассказы» и другие.

Клубы любителей театра

С 1957 года при театре открылись клубы почитателей драматического искусства.

  • Клуб искусств.
  • Театроведческая секция.
  • Семейный клуб.
  • Театральный словарь.

Эти небольшие организации поклонников Мельпомены собрал под своим крылом Российский академический любит РАМТ, благодарные зрители не пропускают ни одной премьеры, радуются успехам любимых актеров, заслуженным наградам и признанию.

Путеводитель по архитектурным стилям

Новый дом был копией стоявшего напротив дома купца В. Варгина. Первый этаж занимали магазины и открытая галерея, второй был жилым.

В 1840 году дом на перешел купцу П.А. Бронникову, и здесь стал собираться артистический кружок под руководством А.Н. Островского. Театр «Артистического кружка» стал одним из первых частных театров России.

Родоначальницу халтурщиков я имел удовольствие знать лично. Это была особа неопределенных лет, без имени и отчества, бесшумно и таинственно появлявшаяся в сумерки на подъезде Артистического кружка (в Кружок ее не пускали), и тут, на лестнице, выуживала она тех, кто ей был нужен. В своем рукавистом салопе и ушастом капоре она напоминала летучую мышь. Маленькая, юркая и беззубая.
Ее звали Шкаморда.
Откуда такая фамилия? Она уверяла, что ее предок был Богдан Хмельницкий.
Как бы то ни было, а вместо нынешнего актерского термина «халтурить» в 1875 году в Москве существовал «шкамордить».

В 1889 году А.С. Каминский перестроил здание, а в 1898 году Б. Фрейденберг переделал его для театра антрепренера и режиссера М.В. Лентовского.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

С тех пор здание Российского Академического Молодежного театра сохранилось практически без изменений.

Лентовский хотел создать образцовый драматический театр с разнообразным репертуаром, где соседствовали бы оперетта, феерия, драма. В сентябре 1898 здесь открылся Императорский новый театр. Там ставили спектакли молодежь Малого и Большого театров. Работал театр Лентовского до 1936 года.