Ассоциация культурных столиц европы. Орхус - культурная столица Европы на стыке прошлого и будущего (фотогалерея)

Почитаемый как колыбель Афродиты, внесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО, Пафос стал культурной столицей Европы 2017. На протяжении всего года этот город будет являться центром культурных событий ЕС. В нем будет проведено множество самых разноплановых мероприятий, которые позволят посетителям познакомиться с историей и культурой не только Кипра, но и других европейских стран.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Инициатива Евросоюза, состоящая в ежегодном избрании того или иного европейского города центром культурной жизни континента, родилась в 1985 году. Тогда же первой культурной столицей Европы Совет Европейского союза избрал Афины.

С тех пор эту почетную роль успешно сыграли Амстердам, Париж, Дублин, Флоренция, Мадрид, Лиссабон и десятки других прекрасных европейских городов. В 2015 году, во время проходящей в Брюсселе церемонии в Совете Европейского союза, впервые город Республики Кипр - Пафос - был провозглашен культурной столицей Европы 2017. Согласно традиции, одновременно с Пафосом роль культурной столицы Европы будет играть и великолепный датский город Орхус.

Этот, ставший ныне таким знаменитым, проект - избрание культурной столицы Европы, был задуман с целью сближения граждан многоликого Евросоюза. Подготовка к выбору культурной столицы года начинается за несколько лет. Ответственность за выбор лежит на членах жюри, в коллегию которого входят представители Еврокомиссии, Европарламента, Совета ЕС, а также соответствующих комитетов регионов и стран Евросоюза.

За несколько лет существования проект прошел через многие преобразования, прочно завоевав популярность среди европейцев. И теперь само название оказывает как культурное, так и социально-экономическое влияние на те страны, которым присуждается этот почетный титул.

Любопытно, что в конце 1990-х по аналогии с европейским были запущены проекты Арабская столица культуры и Культурная столица Америки, а в 2010 году подобный проект появился в странах тюркского мира.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ OPEN AIR FACTORY?

Воплощение в жизнь программы «Пафос - Культурная столица Европы 2017» было задумано в рамках проекта Open Air Factory of Culture, что можно перевести как «Фабрика культуры под открытым небом». Эта центральная концепция программы «Пафос 2017» была разработана на основе традиции, уходящей корнями в далекое прошлое, когда большая часть жизни, в том числе и культурной, проходила на открытом воздухе, под солнцем или звездным небом.

Согласно проекту множество уголков города - парки, улицы, школьные дворы, жилые кварталы, пляжи и даже археологические раскопки - превратятся в культурные площадки под открытым небом. Не только пространство от знаменитой набережной Пафоса и его археологического парка, но и вся территория до заповедного полуострова Акамас, включая, прежде всего, селения и деревушки, примут участие в организации и проведении разноплановых мероприятий по случаю торжества европейской культуры под куполом ярко-синего кипрского небосвода.

А в прохладные и ветреные зимние месяцы гостей города ждут красочные события в закрытых помещениях, таких как Пафосский археологический музей, старый кинотеатр «Отелло», театр «Маркидио», городской культурный центр и Муниципальная галерея.

На целый год Пафос превратится в свободную творческую зону для общения и совместной работы: в течение двенадцати месяцев в городе и его окрестностях буду работать мастерские и выставки, проходить лекции, концерты и показательные выступления мастеров самого различного жанра.

Такой принципиально новый подход к организации этого грандиозного мероприятия гарантирует широчайший охват жителей как пафосского региона, так и Кипра в целом. Десятки творческих людей имеют возможность принять участие в самых разноплановых культурных мероприятиях.

У проекта Open Air Factory есть и другой, более символический смысл: признание необходимости нового взгляда на современный мир, поддержка открытого образа мышления, толерантности, способности приятия интеграции различных культур, идей и верований... Ведь все эти качества крайне необходимы для жизни в современном мире.

ЧТО ПРИНЕСЕТ ПРОЕКТ ПАФОСУ И ВСЕМУ КИПРУ?

Расположенный на пересекающихся путях Восточного Средиземноморья, пропитанный ветрами всех континентов, Пафос всегда находился на перекрестке слияния культур различных народов.

С момента избрания Пафоса культурной столицей в городе начались грандиозные работы по его преобразованию. Первоочердная цель мероприятия - предоставить гостям острова в наиболее комфортных условиях познакомиться с всемирно известными достопримечательностями древнего города, а также насладиться его природными богатствами - живописными средиземноморскими пляжами. За время подготовки к грандиозному событию город стремительно хорошел на глазах!

Кроме того, исполнение функций культурной столицы Европы привлечет дополнительное финансирование со стороны различных европейских организаций, что позволит прекрасному древнему городу значительно обновить состояние исторических памятников и учреждений культуры. Только Департамент образования Кипра выделил на спонсирование этих событий около пяти миллионов евро!

Избрание Пафоса культурной столицей Европы возлагает обязательства не только на предместья самого Пафоса, но и на всю Республику Кипр в целом. Тысячи гостей - как участников концертов и выставок, так и их посетителей - предстоит встретить Кипру в течение 2017 года. В итоге имидж всей страны зависит от результатов выполнения этой почетной миссии. Сотни жителей Кипра имеют шанс внести свой личный вклад в это грандиозное мероприятие.

ЧТО ОЖИДАЕТ ГОСТЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ?

Статус культурной столицы Евросоюза 2017 обязывает ко многому, поэтому программа мероприятий разрабатывалась невероятно тщательно. Ознакомиться с ее утвержденной версией вы можете на сайте проекта www.pafos2017.eu .

Официальная церемония открытия состоится 28 и 29 января 2017 года на центральной площади Пафоса, перед зданием муниципалитета. В ней примут участие местные и зарубежные исполнители и актеры. Ведущим сюжетом церемонии открытия станет известный греческий миф о Пигмалионе и Галатее, действие которого разворачивалось именно здесь, на острове Кипр.

Это празднование послужит началом вступления города Пафос в свою почетную и ответственную должность. С этого дня в городе начнут проходить бесчисленные выставки, музыкальные и танцевальные представления, световые и звуковые шоу, мастер-классы, фестивали и многие другие мероприятия.

Цель культурных мероприятий года, организуемых Пафосом - Европейской культурной столицей 2017, - познакомить гостей города со своим богатейшим прошлым, насчитывающим не одно тысячелетие, а также продемонстрировать свой вклад в современную европейскую культуру, свое стремление к новизне, созиданию и развитию.

Следите за программой мероприятий - европейская культурная столица 2017 приготовила нам немало приятных сюрпризов и множество красочных событий!

Елена НИКОЛАЕВА
Журналист

Каждый год два города становятся центрами культурной жизни для всей Европы. Их называют «культурными столицами» и выбирают по результатам конкурса. К 2017 году 56 европейских городов уже побывали в этой роли, а с 2021 года культурных столиц каждый год будет не две, а целых три. Мы разобрались, как эта инициатива Евросоюза изменяет облик городов и влияет на туристический бизнес.

Идея назначения культурных столиц состоит в укреплении культурных связей между европейскими нациями и поддержке локальных креативных индустрий. Культурные столицы привлекают огромное количество туристов, в течение всего года там организуются фестивали, выставки, концерты, ярмарки. Культура в городе просто кипит, а местные жители и туристы во всем этом варятся.

Кроме того, подготовка к роли культурной столицы Европы означает для города улучшение внешнего вида и инфраструктуры: происходят ремонты, строительство, благоустройство городского пространства и транспорта. Быть избранным в качестве культурной столицы - хороший шанс для муниципальных властей повысить качество жизни горожан.

Несколько интересных фактов про культурные столицы Европы в разные годы:

Каждый евро, инвестированный в 2015 году в город Монс (Бельгия) принес € 6 в местный бюджет.

Рекордное количество туристов в качестве культурной столицы Европы привлек город Марсель (Франция) в 2013 году - 11 миллионов визитеров.

Вроцлав (Польша) привлек самый большой объем инвестиций для подготовки в качестве культурной столицы Европы в 2016 году - 615 миллионов евро.

Когда Ставангер (Норвегия) был культурной столицей Европы в 2008 году, город сотрудничал с 50 другими странами в рамках культурного обмена.

В 2000-м году в Брюсселе, культурной столице Европы в том году, прошел первый Zinneke Parade , который впоследствии стал традицией и проходит на брюссельских улицах каждые два года.

А в 2015 в чешском Пльзене открылся первый креативный и культурный инкубатор «DEPO2015» - прямо в старом автобусном и трамвайном депо.

Как становятся культурной столицей Европы?

Города подают свои заявки на конкурс за 6 лет до года предполагаемого избрания. Известно, что города-победители готовили свои заявки в течение 2-3 лет.

Кандидаты должны соответствовать нескольким условиям. Во-первых, у города должна быть утвержденная местными властями стратегия культурного развития, которая вписывается в общую стратегию развития города и экономического роста. Во-вторых, чтобы город мог стать культурной столицей Европы, в этом должны быть заинтересованы все: от городских властей до обычных граждан. Многие кандидаты в своих заявках заручаются поддержкой школ, университетов, молодежных клубов, неправительственных организаций, частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса.

Нет обязательного требования для кандидатов проводить как можно больше мероприятий. Более того, главный акцент в программе должен быть сделан даже не на привлечении туристов (это скорее неотъемлемый побочный эффект), но на развитии культурной жизни города и сохранении его наследия для горожан.

Каждый кандидат выбирает себе тему, которая подчеркивает его уникальность. Например, в 2015 в Монсе, где успешно развиваются IT, темой стала «Where culture meets technology ». В 2017 году Орхус принял роль культурной столицы Европы под девизом «Re - think » с идеей показать, как через искусство можно пересмотреть и изменить городское пространство.

В течение года происходит отбор кандидатов в два этапа. После предварительного отбора кандидаты, прошедшие в шорт-лист, дорабатывают свои заявки. Оценку проводит специальная панель Европейской комиссии, которая выдает решение в виде рекомендации кандидатов. Для завершения формальной процедуры правительство страны, в которой находится город-кандидат, назначает город культурной столицей Европы и объявляет об этом за 4 года.

Чувство ответственности и вовлеченности

Одной из целей проекта является привлечение местных жителей к организации городского пространства так, как удобно и по душе им самим. В городе Пльзень в Чехии, который был культурной столицей в 2015 году, горожане запустили инициативу «Foster the City» и обозначили публичные места, которые нуждались в благоустройстве. Затем они разработали для каждого из них план действий, каждый(-ая) выбрал(-а), в каком проекте ему/ей хотелось бы поучаствовать, и сделали все необходимое при экспертной поддержке проектной команды культурной столицы.

В 2008 году в Ливерпуле для проведения мероприятий в рамках «Культурной столицы Европы» зарегистрировалось около 10 тысяч волонтеров. Каждый ученик школы или студент поучаствовал как минимум в одном мероприятии в течение года.

В 2009 году в австрийском Линце прошли десятки мероприятий под названием «Культурные соседи» («Cultural neiboorhoods»). Местные жители организовывали ивэнты прямо во дворах, в магазинах, на автобусных остановках.


Как все начиналось и что будет дальше

Инициатива проекта принадлежит греческому министру культуры Мелине Меркури и министру культуры Франции Жаку Лану. В 1985 году на заседании Совета министров Европейского союза они решили, что европейским гражданам нужно больше знать о своей культуре и делится этим с соседями. Первым городом, получившим почетный титул, были Афины (Греция).

С тех пор проект сильно эволюционировал, денег на проведение мероприятий выделяется намного больше. Города научились привлекать сторонние инвестиции, более широким стало бизнес-сотрудничество в рамках культурного обмена. Развитие технологий также способствует увеличению масштабов праздника.

В 2017 году культурными столицами Европы станут Пафос (Кипр) и Орхус (Дания).

В 2018 году - Леуварден (Нидерланды) и Валетта (Мальта).

В 2019 году - Пловдив (Болгария) и Метера (Италия).

В 2020-м - Риека (Хорватия) и Голуэй (Ирландия).

В 2021-м - Тимишоара (Румыния), Элефсина (Греция) и Нови Сад (Сербия).

Каждый год Еврокомиссия публикует отчет о результатах инициативы за прошедший год. С 2019 года города будут делать это сами и отправлять в Еврокомиссию для комментариев.


Фото palasatka , dlabss.harvard.edu, europeanbestdestinations.com

— Вы трижды побеждали в борьбе за кресло президента Вроцлава (причем два раза выигрывали уже в первом туре), в последние десять лет под вашим управлением столица Нижней Силезии развивалась так стремительно, как ни один большой польский город, а еженедельник «Ньюсуик» назвал вас Супермэром. На фоне этих успехов, однако, озадачивает тот факт, что человек, который, казалось бы, создан для такой работы, сначала, в 90 х годах, отказывается от вступления в должность, а для участия в выборах 2002 г. его приходится долго уговаривать. Откуда эти колебания?

— В 1990 г. я действительно отказался вступать в должность президента Вроцлава. В то время президента еще выбирал городской совет, и случилось так, что я возглавлял Гражданский комитет «Солидарности» во Вроцлаве, который одержал решительную победу на местных выборах, получив в горсовете 67 из 70 мест. Таким образом я, естественно, оказался самым вероятным кандидатом на этот пост. Но я сам в этом уверен не был. Раньше всё было очевидно, надо было бороться за свободу Польши, но, когда эта цель была достигнута, политическая ангажированность перестала быть делом чести. В итоге я решил поехать на стипендию за границу, но, чтобы не совсем уходить от ответственности, взял на себя обязательство подобрать достойную кандидатуру на пост президента. Мой выбор пал на Богдана Здроевского (нынешнего министра культуры и национального наследия в правительстве Польши), который в то время был моим заместителем в комитете.

А в 2002 г. в Польше впервые состоялись прямые выборы мэров, бурмистров и председателей общин. Поначалу возвращение в политику совершенно меня не привлекало, но продолжающийся почти полгода мощный натиск деятелей «Гражданской платформы», в том числе Гжегожа Схетыны и Богдана Здроевского, а также моих друзей из «Права и справедливости» сломили мое сопротивление. По правде говоря, сейчас я уже даже не помню, какие аргументы они выдвигали, но им удалось меня уговорить. В итоге выборы я выиграл, что было как следствием поддержки, которую мне оказали ГП и ПиС, так и результатом отлично по тем временам организованной предвыборной кампании.

— Какую модель Вроцлава вы предложили избирателям 11 лет назад?

— Мы с моим избирательным штабом поступили очень просто: провели среди вроцлавян серию социологических опросов, чтобы узнать, какие направления развития города его жители считают приоритетными. Среди особенно часто упоминавшихся проблем и потребностей обозначились три задачи, которые я сразу четко зафиксировал в своей предвыборной программе: улучшение ситуации на рынке труда, так как в то время безработица у нас превышала 13%; модернизация пришедших в упадок городских коммуникаций; обретение Вроцлавом статуса по-настоящему европейского города, куда не только приезжают туристы, но где еще и происходят интересные и глобальные события.

— Избиратели, как мы знаем, поверили обещаниям — но как происходило их исполнение?

— Если посмотреть на это дело с сегодняшней перспективы, должен признать, что тогда я, в общем, ничего не знал об управлении городом. Несмотря на это, нам удалось провести в жизнь больше 95% тогдашней программы. Самым большим успехом я считаю снижение уровня безработицы, в решающий момент она снизилась до 3,5% (обычно уровень безработицы колеблется в районе 5,7%). В самом Вроцлаве в первую каденцию моего пребывания на посту президента появилось свыше ста тысяч новых рабочих мест, созданных в основном местными предприятиями, при этом главным импульсом стали привлеченные инвестиции. В этом я как раз отлично разбирался. Много лет занимаясь собственным бизнесом, я кое-что стал понимать относительно создания новых рабочих мест. Невозможно недооценить и тот факт, что в 2004 г. Польша вступила в Евросоюз. Пытаясь привлечь первые инвестиционные потоки, идущие из ЕС, мы продемонстрировали такую сноровку и реакцию, что в какой-то момент из 12 крупных инвестиций, пришедших в страну через центральные органы власти, семь были освоены именно во Вроцлаве.

Не стоит забывать и о том, что ситуация с городскими коммуникациями тоже наладилась. Конечно, в этом направлении еще работать и работать, но нам удалось, кроме всего прочего, построить кольцевую автостраду, состоящую из трех больших мостов, которые значительно улучшили пропускную способность города.

— А как вам удалось удовлетворить европейские амбиции вроцлавян?

— В основном хлопоча о проведении во Вроцлаве масштабных событий, таких, к примеру, как Европейская столица культуры (ЕСК) или World Gamts. Первый шаг в этом направлении, кстати, сделал мой предшественник, Богдан Здроевский, по инициативе которого Вроцлав участвовал в конкурсе на организацию Всемирной выставки. Кульминация этих усилий пришлась на самое начало моей каденции и, несмотря на то, что конкурс мы с треском проиграли, решили попробовать еще раз. Нас опять постигла неудача, но на этот раз результаты уже были получше. Затем мы потерпели поражение в борьбе за размещение во Вроцлаве Европейского технологического института, который в итоге обрел свое место в Будапеште.

И хотя могло показаться, что мы терпим поражение за поражением, полученный опыт позволил нам выиграть конкурс на звание Европейской столицы культуры-2016, а также конкурс на проведение Всемирных игр-2017. А дело в том, что усилия по организации подобного рода мероприятий требуют определенных навыков. Это как в спорте: нельзя научиться кататься на лыжах, если несколько раз не упадешь.

— А вы не боитесь, что когда-нибудь возможное поражение в конкурсе на проведение важного события оппозиция может использовать против вас?

— Если бы я этого боялся, то я вообще не стал бы брать на себя управление городом. Оппозиция имеет полное право привлекать всеобщее внимание к нашим неудачам, но, на мое счастье, эти действия совершенно не влияют на степень поддержки, которую мне оказывают жители. Они понимают, что сами по себе попытки привлечь в город те или иные мероприятия представляют определенную (и большую!) ценность, так как позволяют нам на этом кое-что выиграть. Отличным примером такого подхода может служить ситуация, когда мы боролись за размещение у нас Европейского технологического института. Наш город постоянно фигурировал в СМИ, а среди абитуриентов из других регионов Польши значительно вырос интерес к Вроцлавскому политехническому институту. Благодаря этим усилиям Вроцлав стал одним из наиболее узнаваемых польских брендов, среди городов незначительно уступая разве что Кракову.

— Удивительно, что до сих пор вы ни словом не обмолвились об инвестировании в культуру. Ведь именно под вашим руководством Вроцлав стал угрожать монополии Кракова как неофициальной культурной столицы страны.

— Знаете, когда десять с лишним лет назад я начинал свою работу, я, честно говоря, не отдавал себе отчет, какую мощную роль в развитии города может играть культура, даже в экономическом смысле. Вышло, однако, так, что я систематически на практике в этом убеждался, вот почему мы постоянно развиваем культурно-артистическую среду города, а с 2003 г. расходы на культуру выросли без малого втрое, до ста миллионов злотых в год. Краков, о котором вы вспомнили, безусловно, по-прежнему остается значительно колоритнее в культурном отношении, но мы изо всех сил стараемся наверстать упущенное.

— В последнее время во Вроцлав переехало несколько больших фестивалей, такие, например, как кинофестиваль «Новые горизонты» или Международный фестиваль детектива. Как вам удается привлечь во Вроцлав масштабные мероприятия с устойчивой высокой репутацией?

— По-разному получается, во всяком случае у других городов мы мероприятия не крадем, да и силой никого во Вроцлав тащить не собираемся. В какой-то момент на нас обрушилась лавина предложений относительно перемещения различных культурных событий в столицу Нижней Силезии. С одной стороны, это было очень почетно, мы получили довольно ясный сигнал, что Вроцлав стал очень культурным городом. С другой — приходилось быть очень внимательными и осторожными, чтобы сохранить баланс между проектами, которые поступали к нам извне, и теми, что самостоятельно осуществлялись во Вроцлаве с самого начала.

С кинофестивалем «Новые горизонты» выручило стечение благоприятных для нас обстоятельств. В какой-то момент мы стали подумывать над тем, чтобы провести во Вроцлаве кинофестиваль, который мог бы стать настоящим событием. Лучшим кинофестивалем страны были как раз «Новые горизонты», и мы обратились к его вдохновителю и организатору Роману Гутеку, предложив ему пообщаться с нами на эту тему, дать несколько советов относительно того, как вообще за всё это взяться. Я тогда и мечтать не смел перенести «Новые горизонты» во Вроцлав! Сам факт того, что Роман Гутек согласился на такую встречу, уже приятно меня удивил. Еще больше впечатлило его заявление, что он уже давно собирается перенести фестиваль в город покрупнее Тешина. Нам понадобилось пятнадцать минут, чтобы обсудить подробности сотрудничества. Примерно так же обстояло дело с переездом из Кракова во Вроцлав Международного фестиваля детектива.

— Вас устраивает сегодняшняя культурная составляющая Вроцлава?

— Никогда нельзя быть довольным на все сто. На сегодняшний день Вроцлаву явно не хватает большого представительного фестиваля популярной музыки, такого, к примеру, как Heineken Open’er Festival в Гдыне, Orange Warsaw Festival или краковский Coke Live Festival. Музыкального события, которое бы привлекло во Вроцлав десятки тысяч поклонников поп-музыки не только из Польши, но и из других стран. Конечно, у нас есть Ethno Jazz Festival с его невероятно высоким артистическим уровнем, но это всё-таки музыка для определенного круга ценителей, не для широких масс. Выступающие на этом фестивале артисты, такие, как Дайяна Кролл или Ясмин Леви, спокойно могут собрать концертный зал на три тысячи человек, но уж никак не городской стадион.

— Что-то делается для того, чтобы такой фестиваль во Вроцлаве появился?

— Да, в 2014, самое позднее в 2015 г., такое событие у нас произойдет. Но поскольку мы сейчас находимся на стадии переговоров, мне бы хотелось пока что обойтись без подробностей.

— Вроцлав довольно активно продвигает литературу, здесь проводится несколько литературных фестивалей, такие, как Международный фестиваль рассказа или «Литературный порт Вроцлав», однако многие полагают, что эти инициативы всё больше накладываются одна на другую.

— Верно, мы тоже заметили эту тенденцию, и потому доверили функции куратора Европейской столицы культуры по вопросам литературы и чтения Иреку Грину, опытному и авторитетному культуртрегеру. Мы также поручили ему немного перекроить литературную карту Вроцлава, чтобы, с одной стороны, не создавать проблем ни одному из фестивалей, с другой — как-то упорядочить бурную литературную жизнь города. Нам очень важно встроить в эти события вручение двух больших литературных премий, учрежденных городом, — Вроцлавской поэтической премии «Силезиус» и Центральноевропейской литературной премии «Ангелус». Уже сегодня эти премии пользуются большим уважением и признанием в творческой среде, но мы верим, что их культурный потенциал еще далеко не исчерпан.

— Сторонники амбициозных кинопроектов долго сетовали, что во Вроцлаве нет кинотеатра, специализирующегося на авторском кино, как вдруг появились целых два, причем оба с несколькими залами — Нижнесилезский киноцентр и кинотеатр «Новые горизонты». И теперь СМИ сообщают, что, скорее всего, эти проекты не будут в состоянии себя окупить.

— Мне так не кажется. Нижнесилезский киноцентр курирует воеводское управление, так что на эту тему мне как-то распространяться не очень удобно, а если говорить об арт-хаусном кинотеатре «Новые горизонты», то я уверен, что в течение года финансовый успех им гарантирован.

— Расскажите, пожалуйста, как вообще так получилось, что во Вроцлаве на месте мультиплекса появился самый большой в Польше кинотеатр авторских фильмов?

— Я решил помочь Роману Гутеку, который искал постоянную площадку для фестиваля «Новые горизонты», а также для American Film Festival и других, околофестивальных событий, происходящих во Вроцлаве практически круглый год. Я, правда, и предположить тогда не мог, что дело примет такой масштабный оборот. Сначала мы думали найти какой-нибудь маленький кинотеатр, ну или просто его построить. Но по разным причинам объекты, которые мы осматривали, нам не подходили. Только через некоторое время выяснилось, что мы можем взять в аренду кинотеатр «Гелиос». Мы долго ломали голову, как бы провернуть эту идею, и в итоге решили, что запустим в этом мультиплексе артхаусную площадку, подключив ее к проекту Европейская столица культуры. И хотя все проекты, связанные с этим местом, еще находятся в стадии реализации, у нас уже появилось творческое пространство с очень хорошей атмосферой, притягивающей молодежь как магнитом.

— Культурных событий во Вроцлаве — великое множество, и с точки зрения городской политики они все чрезвычайно важны, но можете ли вы назвать те из них, которые особенно близки вашему сердцу?

— В смысле общественной значительности самым удачным проектом я считаю артхаус «Новые горизонты», о котором мы уже говорили. Лично я безгранично люблю музыкальный театр «Капитоль». Программа, которую предлагает зрителям его директор и режиссер Конрад Имеля, подходит мне на все сто. Поэтому я ужасно счастлив, что реконструкция здания театра наконец-то закончена, и уже не могу дождаться официальной осенней премьеры «Мастера и Маргариты» по роману Михаила Булгакова. Новое здание безумно современно и в то же время как бы отсылает нас к оригиналу, спроектированному берлинским архитектором Фридрихом Липпом и построенному в 1929 г., — он, к несчастью, был частично уничтожен во время осады крепости Бреслау, а потом довольно неудачно восстановлен.

Другим предметом моей гордости — ну, надеюсь, не только моей, думаю, что и большинства вроцлавян — скоро обещает стать Национальный Форум музыки. Этот концертный зал имеет для нас огромное значение, как минимум, по двум причинам. Во-первых, там разместится Вроцлавская филармония — а это не только важнейшая музыкальная организация нашего города; в последние несколько лет в связи с многочисленными творческими инициативами (к примеру, такими, как Musica Polonica Nova, Musica Electronica Nova, Jazztopad или Leo Festiwal) она вознеслась в ранг одного из самых интересных музыкальных учреждений Европы. Но есть и другая причина, по которой здание Форума будет играть в городском пейзаже одну из ключевых ролей. До сих пор Вроцлав отстраивался из руин, оставшихся после Второй Мировой войны. Я уже говорил о здании театра «Капитоль», есть еще Зал столетия и здание Главного вокзала. Это чудесные, во многом символические для города постройки, но они появились в те времена, когда Вроцлав был немецким. Здание Национального Форума музыки будет первым крупным сооружением (если не считать нового пассажирского терминала в аэропорту) для проведения публичных мероприятий, построенным уже в послевоенный период истории города. Да и кроме того, расположенным в самом его центре.

— Тем не менее, чтобы жители города могли в полной мере приобщиться к этим культурным благам, необходимо соответствующим образом спроектировать все окружающее пространство. Здание Форума, как вы сами сказали, находится в самом центре Вроцлава, но от Старого Города отделено довольно оживленной улицей Казимира Великого. Несколько лет назад вы объявили о поэтапном закрытии центра города для автомобилей, как это практикуется во многих городах Западной Европы, но сейчас, как мне кажется, реализация этих планов отложена.

— У меня нет ни малейших сомнений, что автомобильное движение должно исчезнуть из центров городов. Другое дело, что для поляков, и вроцлавяне тут не исключение, автомобиль — это сравнительно новая роскошь. На Западе автомобили стали общедоступны уже в 50-х и 60-х годах, у нас же относительно недавно. Так что мы, грубо говоря, на своих машинах еще не наездились. Не забывайте и о довольно мощном транспортным лобби. Это, однако, вовсе не означает, что мы поставили крест на наших планах. Мы продолжаем систематически расширять пешеходную зону, но должен признать, что начали немного с места в карьер, и это вызвало довольно решительное сопротивление определенной части жителей города. Зато Крупничая улица, ведущая из Старого Города к Национальному Форуму музыки, уже совсем скоро будет перестроена и полностью избавится от автотранспорта, чтобы в недалеком будущем превратиться в пешеходную аллею.

— Большинство инициатив, о которых вы рассказываете, связаны с проектом Европейская столица культуры-2016. Местные СМИ заранее всё видят в черном свете и сообщают, что Вроцлав может не использовать шансы, предоставляемые этим высоким званием.

— Пресса должна о чем-то писать, а ведь известно, что плохие новости продаются намного лучше хороших. Кроме того, проект «Европейская столица культуры» сам по себе довольно специфический, и критерии, которым он руководствуется, часто не вполне ясны. Это как с походом в театр — мне еще не приходилось бывать на представлении, с которого все вышли бы абсолютно довольными. И тем не менее я спокоен, так как сама подготовка к этим мероприятиям выглядит очень впечатляюще. На сегодня, не считая регулярных фестивальных событий (а ведь они тоже ожидаются!), мы планируем реализовать около 170 проектов. А ведь на дворе пока еще 2013 год.

— Каковы, на ваш взгляд, самые эффектные культурные события, ожидающие нас в 2016 году?

— Уже точно известно, что у нас состоится Международная театральная олимпиада. Это самое масштабное в мире театральное событие, своеобразный фестиваль фестивалей, в ходе которого свои достижения демонстрируют известнейшие артисты со всего мира.

Я убежден, что большим успехом будет пользоваться проект WUWA-2, воплощающий идею образцового микрорайона. Он напрямую перекликается с прошедшей в довоенном Вроцлаве выставкой «Wohnungs- und Werkraumausstellung», автором идеи которой был немецкий «Веркбунд», производственный союз, включавший тогдашних архитекторов, строителей и художников, которые продвигали идеи модернистского дизайна. Как и в те времена, когда по случаю выставки в Бреслау возник новый микрорайон, куда до сих пор приезжают любители архитектуры, чтобы только взглянуть на него, мы собираемся застроить новый участок, где потом поселятся вроцлавяне.

Нет стопроцентной уверенности, но, возможно, во Вроцлаве в 2016 г. состоится вручение премий Европейской киноакадемии (это иногда называют «европейским Оскаром»). Во всяком случае об этом активно ведутся переговоры, и всё говорит о том, что мы имеем определенные шансы надеяться на их успех. Результаты будут известны в конце этого года. Это был бы настоящий подарок всем киноманам, потому что тогда во Вроцлав приедут самые яркие звезды мирового кинематографа.

— Вроцлав — это город с интереснейшей историей, который был основан чехами, потом находился в границах Польши под господством силезских Пястов, пока в XVI веке не оказался в составе империи Габсбургов, а потом Пруссии и Германии, чтобы в 1945 г. снова стать польским. Вы первый из его власть предержащих, под чьим управлением эти исторические факты стали частью маркетинга. Более того, вы добавляете сюда еще и львовский контекст.

— Да, потому что во Вроцлав после Второй Мировой войны было переселено много львовян.

— Ну, не так много, как некоторым — особенно тем, кто называет Вроцлав вторым Львовом — может показаться.

— Это правда. Историки до сих пор спорят, сколько составляло львовское меньшинство в послевоенном Вроцлаве — 7 или 12% населения. Большинство составляли люди, приехавшие сюда из центральных районов страны, а также Великопольши. Тем не менее к львовским традициям вроцлавяне обращаются чаще всего. Я помню сбор пожертвований на вроцлавских кладбищах, который мы проводили в 2010 г., когда искали средства на памятник львовским профессорам на Вулецких холмах во Львове. Я лично тогда ходил по Грабишинскому кладбищу с копилкой, а поскольку во Вроцлаве меня хорошо знают, люди останавливались и заговаривали со мной. Меня поразило, как много среди моих собеседников было тех, кто рассказывал о своих предках родом из Львова. Может быть, не каждый вроцлавянин — прямой потомок львовян, но опосредованно почти в каждой семье кто-то с тем городом определенным образом связан.

Что же касается открытого и заинтересованного взгляда на историю и наследие немецкого Вроцлава, о котором вы вспомнили, — ну, что ж, наше общество должно было для этого созреть, нам понадобилось время. Я не социолог, но, думаю, не погрешу против истины, сказав, что процесс формирования самосознания жителей Вроцлава завершился только во времена «Солидарности», то есть в 1980-е. В то время мы наконец-то почувствовали себя здесь как дома, поняли, что никто нас отсюда не выгонит, и поэтому только сейчас мы можем свободно, без всякой задней мысли рассуждать хоть о десяти вроцлавских нобелиатах.

Материальное наследие современного Вроцлава — немецкое, а духовное, получается, — львовское?

— Совершенно верно. Отличным примером, иллюстрирующим такое положение вещей, служит Вроцлавский университет, чье великолепное здание осталось еще от немецкого храма науки, а новые кадры формировались в основном из ученых, приехавших из Львова. Со всем этим совершенно мифически перекликается довоенная история Львовского университета им. Яна Казимира — единственный эпизод в истории польской науки, когда зарубежные ученые поголовно учили польский язык, чтобы читать работы польских ученых в оригинале.

Хотя похожая история связана с Национальным учреждением имени Оссолинских, как и со многими другими институтами культуры, переехавшими во Вроцлав из Львова.

Поэтому для меня также очень важно найти во всем этом некое равновесие польских и немецких элементов. Я совершенно не имею ничего против, чтобы на вроцлавской Рыночной площади туристов прежде всего привлекала ратуша, символизирующая многовековые традиции немецкого мещанства. Но я в той же степени заинтересован внедрением в это пространство польской культуры, и потому прилагаю все усилия чтобы именно на этой площади была представлена рукопись «Пана Тадеуша», которая сейчас находится в библиотеке Оссолинских. Городская политика, которую я провожу, может позволить себе подобного рода эклектику.

— Вы думаете, что такие разные явления можно связать воедино?

— Полагаю, что да. Кроме того, существует определенная параллель, аналогия, если говорить об истории двух городов. В истории польской культуры Львов, будучи украинским городом, играл такую же роль, как Вроцлав — в культуре немецкой. Наша работа направлена на то, чтобы воскресить здесь, во Вроцлаве, образ тех многокультурных городов. Удастся ли нам это? Посмотрим лет через десять-пятнадцать.

Почитаемый как колыбель Афродиты, внесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО, Пафос стал культурной столицей Европы 2017. На протяжении всего года этот город будет являться центром культурных событий ЕС. В нем будет проведено множество самых разноплановых мероприятий, которые позволят посетителям познакомиться с историей и культурой не только Кипра, но и других европейских стран.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Инициатива Евросоюза, состоящая в ежегодном избрании того или иного европейского города центром культурной жизни континента, родилась в 1985 году. Тогда же первой культурной столицей Европы Совет Европейского союза избрал Афины.

С тех пор эту почетную роль успешно сыграли Амстердам, Париж, Дублин, Флоренция, Мадрид, Лиссабон и десятки других прекрасных европейских городов. В 2015 году, во время проходящей в Брюсселе церемонии в Совете Европейского союза, впервые город Республики Кипр - Пафос - был провозглашен культурной столицей Европы 2017. Согласно традиции, одновременно с Пафосом роль культурной столицы Европы будет играть и великолепный датский город Орхус.

Этот, ставший ныне таким знаменитым, проект - избрание культурной столицы Европы, был задуман с целью сближения граждан многоликого Евросоюза. Подготовка к выбору культурной столицы года начинается за несколько лет. Ответственность за выбор лежит на членах жюри, в коллегию которого входят представители Еврокомиссии, Европарламента, Совета ЕС, а также соответствующих комитетов регионов и стран Евросоюза.

За несколько лет существования проект прошел через многие преобразования, прочно завоевав популярность среди европейцев. И теперь само название оказывает как культурное, так и социально-экономическое влияние на те страны, которым присуждается этот почетный титул.

Любопытно, что в конце 1990-х по аналогии с европейским были запущены проекты Арабская столица культуры и Культурная столица Америки, а в 2010 году подобный проект появился в странах тюркского мира.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ OPEN AIR FACTORY?

Воплощение в жизнь программы «Пафос - Культурная столица Европы 2017» было задумано в рамках проекта Open Air Factory of Culture, что можно перевести как «Фабрика культуры под открытым небом». Эта центральная концепция программы «Пафос 2017» была разработана на основе традиции, уходящей корнями в далекое прошлое, когда большая часть жизни, в том числе и культурной, проходила на открытом воздухе, под солнцем или звездным небом.

Согласно проекту множество уголков города - парки, улицы, школьные дворы, жилые кварталы, пляжи и даже археологические раскопки - превратятся в культурные площадки под открытым небом. Не только пространство от знаменитой набережной Пафоса и его археологического парка, но и вся территория до заповедного полуострова Акамас, включая, прежде всего, селения и деревушки, примут участие в организации и проведении разноплановых мероприятий по случаю торжества европейской культуры под куполом ярко-синего кипрского небосвода.

А в прохладные и ветреные зимние месяцы гостей города ждут красочные события в закрытых помещениях, таких как Пафосский археологический музей, старый кинотеатр «Отелло», театр «Маркидио», городской культурный центр и Муниципальная галерея.

На целый год Пафос превратится в свободную творческую зону для общения и совместной работы: в течение двенадцати месяцев в городе и его окрестностях буду работать мастерские и выставки, проходить лекции, концерты и показательные выступления мастеров самого различного жанра.

Такой принципиально новый подход к организации этого грандиозного мероприятия гарантирует широчайший охват жителей как пафосского региона, так и Кипра в целом. Десятки творческих людей имеют возможность принять участие в самых разноплановых культурных мероприятиях.

У проекта Open Air Factory есть и другой, более символический смысл: признание необходимости нового взгляда на современный мир, поддержка открытого образа мышления, толерантности, способности приятия интеграции различных культур, идей и верований... Ведь все эти качества крайне необходимы для жизни в современном мире.

ЧТО ПРИНЕСЕТ ПРОЕКТ ПАФОСУ И ВСЕМУ КИПРУ?

Расположенный на пересекающихся путях Восточного Средиземноморья, пропитанный ветрами всех континентов, Пафос всегда находился на перекрестке слияния культур различных народов.

С момента избрания Пафоса культурной столицей в городе начались грандиозные работы по его преобразованию. Первоочердная цель мероприятия - предоставить гостям острова в наиболее комфортных условиях познакомиться с всемирно известными достопримечательностями древнего города, а также насладиться его природными богатствами - живописными средиземноморскими пляжами. За время подготовки к грандиозному событию город стремительно хорошел на глазах!

Кроме того, исполнение функций культурной столицы Европы привлечет дополнительное финансирование со стороны различных европейских организаций, что позволит прекрасному древнему городу значительно обновить состояние исторических памятников и учреждений культуры. Только Департамент образования Кипра выделил на спонсирование этих событий около пяти миллионов евро!

Избрание Пафоса культурной столицей Европы возлагает обязательства не только на предместья самого Пафоса, но и на всю Республику Кипр в целом. Тысячи гостей - как участников концертов и выставок, так и их посетителей - предстоит встретить Кипру в течение 2017 года. В итоге имидж всей страны зависит от результатов выполнения этой почетной миссии. Сотни жителей Кипра имеют шанс внести свой личный вклад в это грандиозное мероприятие.

ЧТО ОЖИДАЕТ ГОСТЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ?

Статус культурной столицы Евросоюза 2017 обязывает ко многому, поэтому программа мероприятий разрабатывалась невероятно тщательно. Ознакомиться с ее утвержденной версией вы можете на сайте проекта www.pafos2017.eu .

Официальная церемония открытия состоится 28 и 29 января 2017 года на центральной площади Пафоса, перед зданием муниципалитета. В ней примут участие местные и зарубежные исполнители и актеры. Ведущим сюжетом церемонии открытия станет известный греческий миф о Пигмалионе и Галатее, действие которого разворачивалось именно здесь, на острове Кипр.

Это празднование послужит началом вступления города Пафос в свою почетную и ответственную должность. С этого дня в городе начнут проходить бесчисленные выставки, музыкальные и танцевальные представления, световые и звуковые шоу, мастер-классы, фестивали и многие другие мероприятия.

Цель культурных мероприятий года, организуемых Пафосом - Европейской культурной столицей 2017, - познакомить гостей города со своим богатейшим прошлым, насчитывающим не одно тысячелетие, а также продемонстрировать свой вклад в современную европейскую культуру, свое стремление к новизне, созиданию и развитию.

Следите за программой мероприятий - европейская культурная столица 2017 приготовила нам немало приятных сюрпризов и множество красочных событий!

Елена НИКОЛАЕВА
Журналист

А знаете ли вы, что уже в течении 20 лет в Европе существует программа "Культурная столица", в которую входят 30 европейских городов?

Европейская программа началась в 1985 году, и каждый год один город Европы получал звание культурной столицы. Город объявляется культурной столицей Советом министров и Советом Европы. В этом смысле эта схема политическая, что является одной из основных проблем. На сегодняшнее время существует 20 городов, которым в то или иное время присуждался титул ";культурной столицы". Это были очень крупные и важные города, такие как Афины, Амстердам, Париж, Мадрид, но также и маленькие города: Глазго, Антверпен, Веймар. Были также города такие, как Рейкьявик в Исландии, Берг в Норвегии, Авиньон во Франции. Таким образец, были как крупные, так и мелкие города. Стол;цы и не столицы.

Цель данной программы - дать возможность городам продемонстрировать их собственную культурную жизнь и культурную жизнь региона. Это первая цель. Вторая цель - дать возможность городам и регионам познакомиться с интересной культурной работой других городов и, собственно, всего мира. Таким образом, у нас две цели: одна из них - показать, другая - пригласить. Было очень важно найти баланс между этими целями.

Все города, которым был присвоен титул "Культурной столицы" были разными. Некоторые из них разработали программы, которые длились на протяжении года. Другие же концентрировали свое вни;мание на программах, которые длились всего 2 месяца. Некоторые города концентрировались на очень узких аспектах культуры, другие же обращались к более широкому ее пониманию. В некоторых городах к программе привлекались только очень большие организации, занимающиеся культурой, в других же городах это были очень широкомасштабные программы, вовлекающие в себя как культурные мероприятия, так и социальные. В некоторых городах внимание концентрировалось на местных, региональных проектах, в других же городах внимание фокусировалось на национальных и международ;ных проектах. Таким образом, важный опыт этих европейских городов заключается в том, что каждый город должен определить для себя свои собственные цели, свой собственный подход, свой собственный масштаб деятельности, основанный на собственной истории и собственных ресурсах. Поэтому очень трудно сравнивать города друг с другом.

Программа"Культурная столица" - это не просто красивое соревнование, где один город лучше дру-гого. Это также возможность пользоваться культурой и демонстрировать важность культуры нашему обществу. Города доказали, что они являются очень важными связующими звеньями между культурным, социальным и экономическим развитием. Наиболее интересные проекты Европы были погранич-ными проектами, которые соединяли эти три типа развития. Большинство городов открыло для себя, что чисто артистические программы слишком ограничены, если имеется в виду подход к культуре как к развитию всех трех составляющих. С другой стороны, города признали, что деятельность работников культуры должна быть очень содержательной и большой. Т.е. снова должен быть баланс между экономическими и культурными целями,

Некоторые города последние 15 лет концентрировали свое внимание только на экономических целях. Т.е. на том, чтобы создать «Культурную столицу» только с целью привлечения посетителей, либо чтобы поддержать занятость населения, либо чтобы изменить образ в глазах страны и региона. Те города, которые придерживались этого узкого, ограниченного подхода, не достигли результатов, потому что в центре программы "Культурная столица" не туризм, но именно культура, которая означает работу творческих людей и презентацию их работы в отношении их деятельности к основному обще-ству. И это очень большой вызов "Культурной столицы". Очень просто пригласить в любой город крупную выставку или концерты, или проекты международного значения, которые приезжают, а потом уезжают. И ничего не остается на том месте, где когда-то была культурная столица.

Эти проекты очень ограничены. И те "Культурные столицы", которые концентрировали внимание только на этом принципе приглашения, оказались проектами недолговременными. Их успех не подтвердился через какой-то промежуток времени. Это один или два месяца деятельности, а затем в городе все возвращается на круги своя, все возвращается к тому, как было до избрания города культурной столицей.

Альтернативный подход заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание города на собствен-ных культурных резервах. Задаться вопросами: "А что есть здесь? Какие возможности есть у нас? Кто занимается интересной творческой работой? Как мы можем наладить связь между культурным и социальным? Как мы можем стимулировать творческий потенциал города? Как можно вовлекать местные учебные заведения? Как можно вовлекать местный бизнес в творческую активность?" И построить программу на базе того, что уже существует в городе, и уже затем наладить связи с тем, что существует где-то.

Культурные столицы Европы

  • 1985: Афины
  • 1986: Флоренция
  • 1987: Амстердам
  • 1988: Западный Берлин
  • 1989: Париж
  • 1990: Глазго
  • 1991: Дублин
  • 1992: Мадрид
  • 1993: Антверпен
  • 1994: Лиссабон
  • 1995: Люксембург (город)
  • 1996: Копенгаген
  • 1997: Салоники
  • 1998: Стокгольм
  • 1999: Веймар
  • 2000: Авиньон , Берген , Болонья , Брюссель , Хельсинки , Краков , Прага , Рейкьявик , Сантьяго-де-Компостела
  • 2001: Порто , Роттердам
  • 2002: Брюгге , Саламанка
  • 2003: Грац
  • 2004: Генуя , Лилль
  • 2005: Корк
  • 2006: Патры
  • 2007: Сибиу , Люксембург
  • 2008: Ливерпуль , Ставангер
  • 2009: Вильнюс Линц
  • 2010: Эссен , Стамбул , Печ
  • 2011: Турку , Таллин
  • 2012: Гимарайнш , Марибор
  • 2013: Марсель - Прованс , Кошице
  • 2014: Умео , Рига

С 2015 по 2019 годы по системе ротации выбраны только страны