Отличие европейского менталитета от российского. Почему менталитет русских отличается от европейцев. Мальтийцы: расслабленные, но темпераментные

Что русскому хорошо, то немцу - смерть. Эта фраза, по-моему, хорошо передает ощущение противостояния, инаковости двух разных миров "нашего" и "западного". Да, у нас разные традиции, разная история, но, мне кажется, все гораздо сложнее и не так уж далеко мы ушли от Европы, а они от нас. Напишу мое личное мнение, но очень интересно, что об этом думают другие девочки, - так, что можно дополнять, приводить примеры, - буду только рада. Пишу, в основном, из наблюдений за французами, - может, у других европейцев не все так...
Итак, несколько клише, встречающихся настолько часто, что воспринимаются уже, как аксиомы:

Европейцы "выпихивают" своих детей из дома в 16 лет и больше никак им не помогают.

Отношение к детям здесь своеобразное. С одной стороны, - родители действительно несколько дистанцируются от взрослых детей. Дети стараются как можно скорее покинуть родительский дом. НО, во-первых, при возможности, родители стараются дать детям образование (т. е. в этом случае, дети покидают дом позже); во-вторых, родители помогают снимать жилье или выступают гарантами кредита (а то и вовсе, как это сделала знакомая семья, родители берут кредит на себя, п. ч., контракт дочери не позволяет ей купить жилье, а а банки очень требовательны, - она выплачивает им, когда может); в-третьих, часто при разводе, а сейчас еще и в условиях кризиса, дети утрачивают жилье (например, не могут больше платить за съем) - они возвращаются к родителям и такая ситуация считается нормальной. Да, здесь уважается независимость и родителей, и взрослых детей, но родители (в основном) готовы протянуть руку помощи в случае серьезных проблем.

Бабушки никогда не сидят с внуками.

Тут тоже не соглашусь. Даже по нашему дому сужу, - женщины пенсионного возраста, - еще несколько лет назад я думала: ну разве будут они сидеть с внуками? Почти во всех семьях были няни. Бабули не напрягались - виделись по воскресеньям. Кризис углубился, - все бабушки сидят с внуками. В семьях с детьми, где раньше была няня, - теперь почти всегда - бабушки. Я раньше их и в лицо-то не знала, - теперь либо они приезжают, либо им детей отвозят.

Так что вот, - оказывается, дело вовсе не в семейных ценностях, а в том, что здесь не принято злоупотреблять помощью родителей.

Дети отправляют своих стариков в дома престарелых.

На самом деле, возможно, здесь больше стариков в домах престарелых. НО, - дом престарелых - заведение достаточно дорогое, - тысячи 2 в месяц считается вполне приемлемой ценой. Пенсии стариков на это удовольствие хватает далеко не всегда. Поэтому чаще всего в доме престарелых оказываются те, кому нужен постоянный уход и наблюдение, - либо лежачие, либо больные, например, болезнью Альцгеймера, - которые просто могут уйти и потеряться. Из семей наших знакомых и друзей, где есть старики за 80 - в доме престарелых был только муж нашей соседки, - у него была болезнь Альцгеймера, он даже ее не узнавал. Недавно он умер. Больше мы не знаем ни одной семьи, где кто-то из стариков был бы в доме престарелых. Чаще всего, к ним просто приставлен соцработник или дети находят им помощницу по хозяйству. Но дом престарелых вовсе не является обязательным этапом в жизни французского старика, наоборот, - это скорее исключение. Но если уж пожилой человек туда попадает, - никто этого не стыдится.

Гости всегда предупреждают заранее о своем приходе. Если Вы не приглашены на обед, никто Вам тарелки супа не нальет .

Тоже не совсем так. Считается вежливым предупредить о своем приходе заранее. Однако, близкие друзья так делают не всегда. Могут за 20 минут позвонить. Естественно, если гости остаются с ночевкой, - то предупреждают за несколько дней. К тому же, это позволяет хозяевам подготовиться к встрече.
Лично я не помню ни разу, чтобы мы оказались у кого-то в гостях, - и нас не накормили.
Обычно нужно предупредить заранее, - Вас даже могут попросить что-то принести к ужину, но и неожиданные визиты вполне себе случаются.

Европейцы жуткие индивидуалисты и думают только о себе.

Тоже не соглашусь. Мой муж, француз, принял дочку моей тети, хотя у нее была куча диагнозов. Без проблем предоставлял свою квартиру мамам с больными детками.

Когда мне требовалась помощь, - люди не проходили мимо.
Как-то мы с мужем потерялись в небольшом городке, - совсем незнакомый мужчина нам и дорогу показал, и чаем напоил.

А уличные праздники! Когда собирается вместе вся улица (или вся деревня), накрывают столы прямо на улице, каждый приносит что-то с собой, все это делится, детям дают подарки, устраивают конкурсы! Хороший способ познакомиться с соседями. Причем, в деревне, где у нас дача, наверно, около половины англичан, но они тоже с удовольствием участвуют, - это здорово.

Права человека
.

А вот здесь интересно - еще в 60-е годы женщина должна была просить у своего мужа разрешение на работу, - это было обязательно. Даже мама моего мужа должна была так делать. В Советском Союзе уже Терешкова в космос летала! Да и сейчас, - зраплата мужчин и женщин не на одинаковом уровне, у жен фермеров и мастеров (например, электриков или мебельщиков) - нет пенсии при условии совместной работы, - пенсию получает только мужчина, в случае его смерти, - у вдовы остается только мизерное пособие.

Да и зарплата, и возможности карьерьрного роста у женщины меньше. Кстати, несмотря на очень короткий декрет 3-4,5 месяца в среднем, включая дородовый период - работодатели не любят молодых женщин без детей, или с одним ребенком.

К гомосексуалам здесь тоже своеобразное отношение. С одной стороны, брак им разрешили, с другой, - они не имеют права на медицинскую помощь в зачатии - суррогатное материнство здесь запрещено, а две лесбиянки, например, не имеют права на получение спермы донора (она исключительно для гетеросексуальных пар).

В повседневной жизни тоже не все так просто. На самом деле, обыватели не так уж любят "голубков" и вполне могут побить. Одного нашего знакомого так отдубасили на дискотеке, когда он танцевал с другом, кстати, ни тот, ни другой - не геи.

Аккуратность и законопослушность.

Тут скажу только, что французы достаточно беспечны и частенько надеются на авось. И да, если есть возможность нарушить закон - они его нарушают. Есть товарищи у которых 100! и более нарушений ПДД, прав давно нет, но это не мешает им ездить.

А мусорят как на праздниках!!!
Я своего мужа, например, заставляла помидоры мыть, - у них считается, что овощ на котором нет земли - чистый. Мы еще можем сказать спасибо нашей системе образования, где нас с детства учили руки и фрукты мыть, - у них этого не было.

Недалеко мы друг от друга ушли, ох, недалеко.

P. S. Ну и из положительных моментов добавлю семейную консервативность (хоть иногда это и мешает, но, в целом, закладывает, все-таки, традиционные нравственные устои). А также то, что отец даже при разводе, даже при сложных отношениях с БЖ (хотя, на самом деле, - развод у них может длится годами, а уж конфликтный развод... - поэтому стараются сохранить дружеские отношения, чтобы не усложнять) детей не бросает, и дело не в деньгах, - просто чаще всего дети живут неделю у мамы, выходные у папы, если живут далеко - каникулы у папы; суд, в основном, дает привилегию жене, в вопросах проживания детей, но и папу дети видят

Пост достаточно сумбурный, прошу меня простить, как-то сложно выражаются у меня мысли сегодня, но переделывать не хочу, не уверена, что получится лучше, - в общем, - выставляю как есть.

· Введение

· 2. Специфика европейской и восточной ментальности

· 3. Особенности российского менталитета и ментальности

· Заключение

· Список использованной литературы

Введение

Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения.

Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.


Ментальность - это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира.

Этническая картина мира, в свою очередь, - это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в ее психологическом аспекте.

Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.



Данное понимание проблемы близко классическим взглядам, выраженным А.Я. Гуревичем, который определял «ментальность» как «психический инструментарий», «духовную оснастку», «специфическую структуру сознания», «осознание людьми самих себя, природного и социального окружения» ; как не сформированные явно, не высказанные эксплицитно, не вполне осознанные в культуре умственные установки, общие ориентации и привычки сознания; как расхожую психологию и миропонимание, способ мировосприятия. Существуют и другие удачные определения, которые автор в большой мере разделяет.

Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая «психологическая оснастка» (М.Блок), «символические парадигмы» (М.Элиаде), «господствующие метафоры» (П.Рикер), наконец, «архаические остатки» (З.Фрейд) или «архетипы» (К.Юнг), «... присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума». В отличие от Фрейда, Юнг полагает, что не только субъективное, вытесненное за «порог сознания», но, прежде всего коллективное и безличное психическое содержание включается в область бессознательного. «Коллективное бессознательное как наследие предков... является не индивидуальным, а общим для всех людей... и представляет собой истинную основу индивидуальной психики». В основе коллективного бессознательного лежат устойчивые образы, названные Юнгом архетипами. В своей сущности ментальность как раз и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в «скрытый» слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.

Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века. Социальная дифференциация ментальностей отражает существующее в обществе разделение на общественные группы с присущими им материальными интересами, образом жизни и т.п. Например, крестьянской ментальности прошлого столетия в России был присущ больший консерватизм, чем ментальности образованных классов, и даже ранние по времени крестьянские восстания можно охарактеризовать как консервативные, ибо их идеалы находились не в будущем (как у интеллигенции), а в прошлом. Далее, крестьянской ментальности, формирующей и моделирующей поведение ее носителей, были присущи коллективные страхи, фантазии, отдельные и довольно жестокие проявления фанатизма и жестокости, что объяснялось тяжелыми условиями крестьянской жизни - бедностью, голодом, эпидемиями, высокой смертностью. Но, в отличие от бытующих мнений о «крестьянской массе», русскому крестьянину было присуще осознание своего особого «я», напряженное восприятие соотношения вечности и временности бытия при общей ориентации на христианские ценности. Воспроизводя шаг за шагом крестьянскую ментальность можно постепенно сконструировать и образ жизни крестьянина, его духовный и материальный мир. Этот же метод лежит в основе анализа духовного мира интеллигенции. Текстологический анализ сочинений известных представителей российской интеллигенции, их языка, оговорок, манеры изложения, наконец, суггестивности текста, позволяет судить об их ментальности; об их идеологии говорят рационально оформленные системы, вырабатываемые концепции.

Обратим внимание на еще одно различие между ментальностью и идеологией - различие в темпоральном аспекте. Разные структуры сознания развиваются по-разному - некоторые из них становятся устойчивыми для многих поколений, другие - исчезают на протяжении жизни одного поколения людей. Ф.Бродель выделяет три типа исторического времени - время большой протяженности, время средней протяженности и краткий срок. Если развитию политики соответствует «краткий срок», а экономики «время средней протяженности», то ментальность существует во «времени большой протяженности» как наиболее устойчивая и малоподвижная структура сознания. «Мы подходим здесь к вопросу об отношениях между краткой реальной историей, и долгой историей интеллектуальных феноменов. Их соотношение очень сложно. Тем не менее, ясно, что интеллектуальные феномены следует включить в историю «большой длительности» и большого пространства». Ж. Ле Гофф отмечал, что «инерция является исторической силой исключительного значения. Менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, как медленно шествует история». В этой связи интересным представляется высказывание К.Маркса о том, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Если идеология, с теми или иными отклонениями, в целом развивается поступательно, так сказать линейно, то в рамках ментальности представления изменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некой центральной оси. В основе подобного движения и развития идеологии и ментальностей лежит определенный образ жизни. Так, идеологические теории, вырабатывались преимущественно интеллигенцией, как правило, живущей в городах, ритм жизни которых был гораздо динамичнее в сравнении с патриархальной и отчасти застойной, цикличной (в зависимости от сельскохозяйственного календаря) жизнью в деревне. С развитием же сельских школ, определенного уровня грамотности в деревне, с появлением предназначенной для крестьян литературы, в деревню проникают определенные элементы идеологии, способствующие социальной трансформации крестьянского образа жизни и ускорению темпов его развития.

Итак, ментальность - весьма насыщенное содержанием понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, непрорефлексированное или недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное.

Модель характерного для своей эпохи восприятия и осмысления действительности состоит из большого количества элементов, зачастую противоречащих друг другу и не сводится только к отражению внешней реальности. Во многом она формируется уже существующими на ментальном уровне обычаями, «предрассудками» и суевериями, символами и нормами поведения, надеждами и фобиями наряду с материальными интересами, соотношение с которыми в каждом конкретном случае различно. Ментальность отражает тот пласт общественного и индивидуального сознания, в котором фактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, а отдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы, обусловленные коллективными детерминантами представления и верования, традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логически осмысленных концепций, теорий, идеологических систем.

В отличие от ментальности, ограниченной определенными пространственно-временными (эпоха, период, регион, государство, этническая территория) и социокультурными (реально существующие общности и личности) рамками, архетип носит всеобщий характер, независимо от времени и места. Он представляет собой биосоциальный процесс, цель которого - осуществление первоначально заложенной в эмбрионе личности во всех ее аспектах, со всеми ее психическими данностями. Если ментальность зависит от социокультурного контекста с присущими ему этическими представлениями, то архетип этически нейтрален. «Архетип - структурообразующая единица, служащая основанием (каркасом), психическим вектором социокультурного развития. Архетип - корень, на поверхности которого история и культура производят все новые очертания и формы, расцвеченные всей гаммой красок душевного состояния человека. Ментальность - формообразующая единица, придающая архетипическому содержанию качественную характеристику. ...Архетип - абстрактная категория, ментальность - всегда конкретна, архетип - содержание, ментальность - форма, архетип - сущность, ментальность - явление». Ментальность выражает свое архетипическое содержание посредством культуры, то есть через определенный культурный код, носителем которого, в первую очередь, является интеллигенция.

Специфика европейской и восточной ментальности

Одной из задач этнологической науки длительное время был поиск методологического подхода к изучению культурных комплексов и выделению их вариативных типов. Учёные разработали, казалось бы, довольно стройную таксономию (классификацию) мировых культур, положив в основу такие критерии, как пространственный фактор (география расселения), человеческий тип (раса, или фенотип), образ жизни (производящие системы) или язык (языковые семьи). В конце XIX в. немецкие учёные (Л. Фробениус, Ф. Гребнер и другие), затем американские антропологи (К. Уисслер, А. Крёбер) были среди основных авторов подобных классификаций, которые делили разнообразие культур на Земле на так называемые «культурные круги» или районы. В отечественной этнографии эта научная традиция нашла своё отражение в разработке категории «хозяйственно-культурных типов», или «историко-культурных областей» (В. Г. Богораз, С. П. Толстов, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров).

Запад и Восток - условная смысловая конструкция, применяемая для первичной типологии мировой культуры. Запад и Восток - парная категория, выражающая дихотомию поляризованного целого всемирной культуры, поэтому она одновременно характеризует и амбивалентное единство культуры человечества, и разделенность на принципиально отличные друг от друга, а во многом и противоположные модели культурной идентичности.

Западная и восточная культуры являют собой столь различные миры, что не возможно не вспомнить известную шутку: На вопрос «Чем отличается японский язык и культура от других языков и культур?» самым правильным ответом признается «Всем». Единственная черта, безусловно объединяющая Западную и Восточную культуры, - это то, что они являются культурами. Так, например, современные японские ученые обратили внимание на разницу в способе мышления японцев и европейцев. Они назвали свой способ передачи информации «коммуникацией минимального сообщения», а европейцев - «коммуникацией максимального сообщения». Суть первого похожа на дзенский способ общения «вне слов», ибо словами невозможно передать суть: «Истина вне слов». Поэтому слов должно быть как можно меньше, но они должны так воздействовать на сознание, чтобы вызывать взрыв информации в уме воспринимающего, он должен интуитивно схватывать целое, смысл недосказанного.

Даже в современных условиях многие культурологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры. Это выражается в теориях полицентризма, о которых подробно говорилось выше. Полицентризм надо понимать как идею множественности семантически различных культур. Категоричнее всех об этом писал О. Шпенглер: «Существуют многочисленные абсолютно самобытные культуры, подобно тому, как существуют различные виды растений с их собственными цветами и плодами, с их собственным определенным циклом роста и гибели». К этому же относится тезис об исконной противоположности Запада и Востока. Практически это означает, что все культуры могут быть отнесены к Западному типу или преимущественно к Восточному типу.

Действительно, слова «Запад» и «Восток» означают два весьма различных способа контакта с миром.

В чем же состоит принципиальное различие Западной и Восточной культур, корни которого еще в первых цивилизациях обоих регионов? Отчетливые различия Запада и Востока выявились к Ш веку до н. э. Начало же было положено почти одновременно: с шестого века до н. э. формируются две основные модели, две программы. Одна на западе тогдашней Ойкумены - в Афинах, другая - на востоке, в Китае. Первую создал Сократ и софисты, вторую - чиновник и Учитель Кун-цзы.

Путь Афин - всемерное «раскрепощение» человека и новой культуры, автономность, самодостаточность личности, ответственность лишь перед собственным разумом, «левополушарность» (логика, рационализм, анализ и т. д.). Таковы основные принципы, которые утверждали своей деятельностью Сократ и софисты.

По-другому шел переход к новому мышлению в Китае. Если эллины двигались в перспективе к цивилизации (которую характеризуют универсальность, комфорт, технократизм) и к «постбиологическому» человеку, то Конфуций видел в этом грозную опасность. Дар новой цивилизации - сознательность поступков, моральную ответственность личности - он ценил не меньше эллинов. Но этот дар он обратил не на критическую переоценку традиции, как Сократ, а на ее сознательное поддержание, укрепление, консервацию. Конфуций думал о том, как в условиях новой цивилизации, с ее неустоявшимся и поначалу несколько хаотичным положением, сохранить гармонию традиционной, «природной» культуры. И это ему удалось. Через иерархичность, внутренний возврат к природе при внешнем городском облике, через почитание старших и патриархальность Конфуций сумел новизну городской культуры совместить с притягательной для Востока традиционностью и природностью. И в этом до сих пор кроется качественное отличие Востока и Запада друг от друга и от общего изначально пути: эллины двигались вперед по прямой, видя перспективы, и это было для них и самой культурой, и прогрессом, и цивилизацией. Китай же шел по кругу, от человека «биологического» вперед и вверх, к новой культуре и обратно - к традиции, к истокам и ранее не познанной притягательности постоянства. Причем такое движение также представляет собой ничто иное, как прогресс. Но разное его понимание и следование ему определили неодинаковость на высоком, развитом и элитарном уровне двух культур.

Характерной чертой культуры Запада (в том ее виде, какой сложился за последние 300 лет и теперь распространяется по всему миру в ускоряющемся темпе) - является вера во «всесилие науки». Даже признавая очевидный кризис науки, западная цивилизация все считает ее ускоренное развитие панацеей от всех бед. На Востоке же долгое время считалось, что развитие науки несет человеку не столько счастье, сколько всевозможные беды. Надеясь на всесилие науки, человек утрачивает способность к спокойной жизни, дар примирения с судьбой. Западная культура с ее сциентизмом рождает в людях дух активности, энергии, в то время как Восточная культура воспитывает человека в духе рассудительности, помогает обрести «покой и ясность сердца», «успокоение души». Традиционному Востоку чужда идея прогресса, умы китайцев и индийцев обращены к прошлому. Их культуры традиционны. Они в гораздо большей степени, чем любые европейцы, тянутся к новому, но их в меньшей мере прельщает такой феномен западной культуры, как мода. Европейская культура, соблазняя людей материальными благами, прививает им неограниченные желания.

Как уже было сказано, различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития. Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и (главное!) бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса. Более полную картину особенностей этих двух цивилизации даст их сравнительная характеристика:

ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1. Следование вековым традициям, упор на адаптацию к складывающимся условиям жизни. 1. Стремление к постоянному обновлению, преобразованию жизни, к социально-экономическому прогрессу.
2 . Дух созерцательности, пассивного наблюдения и бездеятельности. 2. Дух активных действий, инициативы и предприимчивости.
3. Дух коллективизма и единства народа, сплоченного общей собственностью, общиной, религией, сильной централизованной властью государства, коллективистскими традициями и нормами поведения, восприятие отдельного человека как винтика огромной «машины» общества. 3. Дух здорового индивидуализма, самоценности отдельного человека, его свободы, самостоятельности и внутренней ответственности за свою судьбу, дух состязательности между людьми на основе равенства их возможностей.
4 . Отсутствие полноценной частной собственности, т.е. неразделенность собственности (кто у власти, тот и при собственности). 4 . Узаконенность и гарантированность частной собственности, разделение власти и собственности.
5. Господство государства над обществом, административный произвол (властвует не закон, а конкретное должностное лицо, «начальник») 5. Государство не повелитель, а лишь инструмент в руках граждан, чьи права и свободы защищает закон.

Итак, если различия между Востоком и Западом сводимы к различию между прогрессом и традиционной неизменностью, то уже из этого ясно, что они взаимно дополняют друг друга, как две великие оси мирового развития, два крыла человеческой цивилизации.

Понятно, что в основе европоцентризма, афроцентризма и американоцентризма лежит уже известный нам культурологический монизм, когда свою культуру противопоставляют все остальным в качестве подлинной и настоящей. Причем если защитники "Запада" в этом споре указывают на его сегодняшние достижения, то их противники чаще всего апеллируют к далекому прошлому, когда европейцам еще было не под силу осуществлять глобальную экспансию. И идеализация прошлого в этом случае симптоматична. Ведь "Востока" в чистом виде уже не существует. И реалистически мыслящий человек должен исходить не из самостоятельного развития Востока и Запада, а из результата их взаимодействия.

За последнее десятилетие ходит множество разнообразных и порою нелепых суждений о русском менталитете, о том, как он отличается от менталитета европейских жителей. Зачастую такие рассуждения крайне политизированы и не являются правдой с обеих сторон. Попытаемся разобраться в особенностях русского и европейского менталитетов, чем они отличаются друг от друга более подробным образом.

Популярная ошибка

Стоит отметить, что наши граждане весьма самоуверены, думают, что им известны все особенности европейского образа жизни и считают таковой неправильным во многих аспектах. Отчасти это является правдой, но в некоторых моментах является совершенной выдумкой. А потому россиянам либо украинцам довольно трудно свыкнуться с жизнью в Евросоюзе. Порою выясняется и факт того, что многие наши сограждане не совсем хорошо разбираются в себе самих.

Потому и бывает, что нашим гражданам весьма трудно жить в странах Европы, уживаться с тамошними жителями, а потому случается, что тратим свои нервы и время впустую, у некоторых россиян даже может начаться депрессия от непонимания европейских устоев. Так в чем же состоит ошибка россиян?

Прежде, чем начать узнавать чужой менталитет и образ жизни, следует побольше понять самого себя. Понять особенности своего менталитета, разобраться в ситуации в собственной стране, а затем уже начать разбираться в особенностях инородного образа мышления и жизни.

Так в чем же особенности менталитета русских?

В чем секрет менталитета русского народа и его особенности? Если обратиться к пояснению в Википедии, то можно узнать, что менталитет является совокупностью умственных и эмоциональных, культурных и другого рода ценностей, которые присущи определенному народу либо этнической группе населения.

Многие социологические опросы, которые в большинстве проводятся в западных странах, показывают, что иностранцы думают о русском менталитете:

  • русские в большинстве своем ставят интересы общества выше своих личных интересов;
  • весьма высокая степень чувственного восприятия окружающего мира русскими;
  • открытость, искренность и добродушие;
  • чувство милосердия;
  • предвзятость к окружающим;
  • нелюбовь ко всяко рода формальностям и правилам;
  • желание постоянно спорить;
  • желание решать проблемы неофициальными путями в неформальной обстановке;
  • пренебрежение к своему здоровью;
  • любовь к дармовщинке.

Если сравнивать менталитет русского народа с европейским, то можно выделить следующие факты:

  • русские в большинстве ситуации в жизни больше полагаются на свою эмоции и интуицию, европейцы больше склонны к действовать разумом и при помощи логики;
  • русские не особо любят спокойный, нудный уклад жизни, потому и гуляет русский народ на широкую ногу по всевозможным праздникам, а европейцы отмечают только праздники, которые есть в календаре и весьма скупы;
  • русский народ не особо любит планировать свою жизнь, расходы, легко расстаются с деньгами, а вот европейцы весьма щепетильны в этом вопросе, тщательно все планируют и для них экономический кризис может закончиться потерями в деньгах, а потому и депрессией, и даже смертью;
  • русские умеют чувствовать окружающих людей, животных, природу, сопереживать, европейцы, в большинстве своем к такому не приучены;
  • для русских характерны разговоры по душам, в особенности за рюмочкой, европейцы скупы на эмоции и лучше пойдут к психологу;
  • у русских есть черта, при которой русские люди весьма отходчивы и через какое-то время забывают обиды, жители Европы чрезвычайно мстительны в данном вопросе, а потому после ссоры могут окончательно разорвать всякое общение с обидчиком.

Но если пропасть так огромна, то действительно ли ее невозможно преодолеть? Оказывается, вовсе нет. Следует сказать, что великое множество граждан бывшего Советского Союза вполне схожи по своему менталитету и привычкам с европейскими жителями. А потому такие граждане весьма легко адаптируются под привычки и жизнь европейских граждан.

Некоторые граждане отмечают тот факт, что они весьма легко адаптировались, к примеру, в Австрии. Но, конечно же, не всем гражданам России будет легко адаптироваться, ведь для австрийцев весьма характерны черты деловитости и пунктуальности, что нельзя сказать про русский народ.

Помимо всего прочего, у австрийцев принято отдыхать и расслабляться по выходным, чего нельзя сказать про весь русский народ. У австрийцев все прагматично и разложено по полочкам, они весьма четко и тщательно планируют всю свою жизнь, четко знают, что будет происходить с ними завтра и через год. Русские такого не любят, в большинстве своем, хотя нельзя назвать австрийскую жизнь веселой и удалой, как у русских.

Есть ли у европейцев какие-либо полезные черты?

Для некоторых российских граждан, переезжающих на проживание в европейские государства, находятся и полезные черты и традиции в чужом менталитете и жизни другого народа, мало того, они начинают их перенимать на себя.

К примеру, что может позаимствовать русскому у чопорных английских граждан. Но, оказывается есть что – к примеру, английские жители весьма самокритичны, хотя и любят также восхвалять самих себя любимых. Весьма щепетильны подданные Британской короны по отношению к успехам в карьере, в бизнесе, любят планировать свою жизнь. Помимо всего прочего, англичане невероятно сильно переживают свои неудачи, и неважно в чем, в делах либо личной жизни.

Особенности южного европейского менталитета

Принято считать всех европейцев чопорными и холодными людьми, несколько отстраненными и прагматичными. Но такое определение подходит не ко всем европейским народам. К примеру, греки, итальянцы, испанцы являются весьма горячими и темпераментными народами.

Испанцы весьма любят всевозможного рода удовольствия и развлечения, порою создается впечатление, что они готовы развлекаться круглосуточно. Для них весьма привычно опоздание на работу, они часто, как и русские просыпают. Кроме того, у испанцев, как и у русского народа, необыкновенная степень энергичности. Русские и испанцы весьма схожи, и потому неудивителен тот факт, что весьма большое количество русских. Оба народа характеризует непредсказуемость и экспрессивность. К тому же, испанцы, также как русские, весьма просты и общительны, очень гостеприимны и искренни.

Возможна ли дружба?

Стоит отметить и тот факт, что некоторые европейские государства выбираются жителями определенных регионов бывшего СССР. К примеру, украинцы больше всего предпочитают селиться в Венгрии, в особенности в ее западных районах. Тут они находят высокий уровень жизни, выгодные условия для получения украинцами венгерского вида на жительство.

При этом сами украинцы говорят о том, что венграм присущи черты и восточных и западных народов. Можно отметить и германское чувство щепетильности и скупости, и в то же время турецкое равнодушие к окружающим событиям. Венгры несколько спокойнее русского народа, они весьма настороженны к русским, но если уж удалось подружиться с венгром, то такая дружба будет на всю жизнь.

В каких европейских странах к русскому народу относятся положительно и дружелюбно?

У русского народа, на протяжении всей истории своего существования, складывались весьма разные отношения с различными европейскими державами. Причем, стоит отметить тот факт, что со многими государствами Европы русские воевали и побеждали. Такой фактор все-таки следует учитывать при выборе европейской страны для своего проживания русскому человеку.

Но есть в Европе государства, которые уже на протяжении многих веков относятся к русскому народу с большим дружелюбием и любовью. Среди них можно назвать такие государства, как Сербия и Греция, Испания и Португалия, Словения и Мальта. С Сербией и Словенией русских связывает отношение к общему праславянскому братству. Если говорить о сербах, то граждане этой страны любят русских всей душой.

Более-менее неплохо относятся к русским во Франции, Австрии и Нидерландах. В этих государствах на сегодняшний день проживает немалое количество наших соотечественников.

Исторически так сложилось, что мы живем в стране, которая географически расположена на пересечении культур Запада и Востока. Изучению данного феномена можно посвятить целые трактаты, но сегодня мы хотим более детально описать особенности менталитета западных мужчин.

Начнем мы с объяснения понятия «западный мир», которое пришло к нам со времен Римской империи и в различные исторические эпохи много стран называли западными. Сегодня западом мы привычно называем страны Западной Европы.

Что же такое менталитет? Менталитет - это совокупность умственных, эмоциональных и культурных особенностей. Понятие менталитета весьма обширное и включает в себя нормы подведения и морали, религиозную принадлежность и многое другое.

Сегодня речь пойдет о менталитете Европейских мужчин, и хотелось бы заметить, что данная информация не является непреложной аксиомой, так как все люди разные и соответственно нормы поведения могут отличаться. Хотя большинство из нас, основываясь на просмотре западных фильмов и чтении литературы, считают, что жители запада в основе своей более материалистичные и менее эмоциональные. Но данное утверждение ошибочное, так как все жители Европы привыкли более бережно относятся к своим доходам, но желание иметь хорошую жизнь не является признаком жадности или меркантильности. Строгое соблюдение всех законов и правил не делает людей менее эмоциональными, просто более дисциплинированными. Нашему славянскому человеку иногда может показаться странным строго придерживаться правил, но для жителей Европы это является признаком хорошего воспитания и уважения к окружающим.

В Европе нормальным считается равноправие партнеров в браке, и обычно мужчины выполняют домашнюю работу наравне с женщинами. Европейские мужчины достаточно поздно решаются на создание семьи, и общепринятым считается, что оба партнера должны быть зрелыми, так как брак - это очень серьезный шаг, который налагает не только финансовую, но и моральную ответственность на мужчину. В основе своей, Европейские мужчины не подвержены восприятию женщины как домохозяйки, они с уважением относятся к увлечениям и профессиональным стремлениям своей второй половины. На западе мужчины принимают активное участие в воспитании детей и очень серьезно относятся к своим обязанностям, так как воспитание подрастающего поколения является приоритетной для каждого человека.

Немаловажное место в жизни каждого европейца занимает работа, чаще всего именно работе мужчины в западной Европе посвящают больше всего времени. Они очень ответственно относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей и обычно являются специалистами узкой направленности с достаточно высоким уровнем оплаты труда. В связи с плотным графиком работы, большинству приходится даже встречи с друзьями и близкими заранее оговаривать, что является признаком уважения и хорошего воспитания.

Отношение к религии в Западной Европе достаточно толерантное, так как тут проживают представители всех возможных религий мира. Но данная тенденция начала проявляться только в конце 20 столетия, хотя в течении столетий практически на всей территории Европы велись религиозные войны. Как нам известно, после Второй мировой войны, отношение к ценности человеческой жизни приняло другой поворот, и была представлена конвенция о правах человека, где каждому жителю предоставляется право на свободу вероисповедания. Поэтому в Европе можно часто увидеть людей различных религий, живущих по соседству. На основе религиозных предпочтений европейцы придерживаются семейных традиций, что является неотъемлемой частью личной жизни любого человека.

Очень часто мужчины из Западной Европы начинают искать женщину для создания семьи в странах Восточной Европы, но не только легендарная красота наших женщин привлекает западных мужчин. Привлекательной чертой для мужчин является менталитет наших женщин, где семья является основным в жизни женщины, а также приверженность традициям. В отличие от Европейских женщин, сливянки не утратили своей женственности, и всегда стараются выглядеть опрятными и привлекательными. Помимо всего выше перечисленного, западные мужчины наслышаны о широте славянской души, а что может быть более привлекательного для мужчины если не любовь и теплота избранницы!

И в заключение, хотелось бы подчеркнуть, что приведенные в данной статье факты являются обобщенными, поэтому если вы решили искать партнера за границей, вам необходимо будет отдельно ознакомиться с менталитетом мужчин конкретной страны, выходцем из которой является ваш потенциальный избранник. Вам также стоит быть готовой к тому, что некоторые нормы поведения и привычки западного мужчины могут быть отличными от ваших и быть более терпимой в этом плане. Но несмотря на возможные трудности, многие пары нашли друг друга и счастливы в браке, что говорит о реальности воплощения ваших желаний!

В последнее время рассуждения о русском менталитете и особенно разнице менталитетов европейцев и русских чрезвычайно политизированы. Поэтому нашим соотечественникам, выезжающим в Европу, трудно составить объективное мнение о том, насколько менталитет русского человека на самом деле отличается от европейского и в каких странах проще всего привыкнуть к местной жизни. Мы задались целью ответить на этот вопрос непредвзято и без политической подоплеки. А для этого обратились к нашим клиентам, которые уже достаточно долгое время живут в Евросоюзе.

Распространенная ошибка

Безусловно, русские и украинцы уверены, что знают все о западном менталитете. Однако на практике зачастую выясняется, что это не так, и наша собственная самоуверенность играет с нами злую шутку. Более того, многие люди недостаточно хорошо знают даже собственный менталитет.

Оказавшись за границей, мы с трудом уживаемся с окружающими, даром расходуем нервные клетки и даже впадаем в депрессию от того, что вокруг нет ничего, что грело бы душу. В чем же ошибка?

Нужно заранее узнать больше о собственном менталитете, проанализировать особенности менталитета и культурно-социальную ситуацию в стране, куда мы едем, провести сравнение и понять ментальные отличия. Анализ поможет нам оценить, насколько гармонично мы «впишемся» в новую среду.

Русский менталитет: его особенности

Что же такое русский менталитет? Википедия дает следующее определение: «Менталитет – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности».

Во множестве социологических исследований фигурируют такие признаки русского менталитета

  • стремление поставить общественные интересы выше личных
  • чувственное восприятие реальности
  • открытость, искренность и добросердечность
  • проявления милосердия
  • отрицательное отношение к формальностям
  • предвзятое отношение к окружающим
  • нелюбовь к тем, кто «высовывается» и кому «больше всех надо»
  • тяга к спорам
  • приверженность к даровым продуктам
  • стремление решить проблемы полюбовно и в неофициальной обстановке
  • пренебрежительное отношение к здоровью

Отличие западного и восточного менталитета

Психологи отмечают следующие отличия русского менталитета от западного

Российский менталитет Европейский менталитет
Мы чаще полагаемся больше на эмоции, чем на рациональный подход. Народы севера Европы поступают наоборот, доверяясь логике и разуму.
Нам чужд размеренный уклад жизни, и мы не отказываем себе в спонтанном празднике. В Северной и Центральной Европе в этом смысле строго придерживаются дат календаря.
Мы редко планируем свои расходы и жизнь в целом, что связано с частыми кризисами и экономической нестабильностью. В Австрии, Швейцарии, Великобритании жители иногда чересчур педантично подходят к данному вопросу и скрупулезно расписывают свой ежедневник на месяц вперед.
Для русского менталитета характерна сентиментальность. Мы легко проникаемся чувствами других людей, умеем сопереживать. В Италии и Франции не принято рассказывать малознакомому человеку о семейных проблемах и выслушивать подобные откровения.
Мы любим говорить по душам, легко делимся своими личными проблемами. В Европе умеют держать дистанцию даже с близкими друзьями и не говорят на личные темы.
Мы чрезвычайно отходчивы. Даже крупная ссора может быть забыта после быстрого примирения. Европейцы не мстительны, однако после ссоры с человеком могут совершенно порвать отношения без возможности их восстановления
Нам свойственен так называемый социальный конформизм – желание, чтобы все было «как у людей», и о нас никто не мог бы подумать плохо – даже в ущерб нам самим. Европейцы привыкли пользоваться развитой системой услуг, которая ставит в центре социальной жизни индивидуум со всеми его потребностями.
Выходцев из России, Украины, Беларуси в Европе часто называют консерваторами, которым нелегко дается овладение новыми технологиями и в целом чужда смена уклада жизни. В Европе любая новинка, новейшая технология вызывает живой интерес даже пожилых людей, так как они воспринимают ее появление как шаг к улучшению качества собственной жизни.

Менталитет русского народа на европейской почве

Когда всё по полочкам

Неужели между нами и европейцами лежит пропасть, которую не преодолеть? Вовсе нет! Стоит заметить, что странах СНГ достаточно много людей, имеющих характер и черты, сходные с европейскими. Для них социальная адаптация проходит максимально быстро и легко.

«Австрия оказалась очень комфортной страной для меня, - отмечает клиент нашей компании Дмитрий Шашков из Зальцбурга. – Я переехал сюда по инвестиционной программе , чуть более года жил со статусом ВНЖ, а теперь вот уже 7 месяцев как получил австрийский паспорт. Сразу замечу, что большинству моих знакомых из Москвы пришлось бы здесь тяжеловато. Австрийцы – народ деловой и живущий по расписанию. Они даже веселятся и расслабляются в строго отведенные часы, что для русского человека диковато. Однако такой уклад жизни подходит мне на 100%. Я исповедую прагматизм и люблю, когда все разложено по полочкам. Ты четко планируешь свое будущее и знаешь, что за углом тебя не подстерегают неожиданности».

Полезные черты

А многие иммигранты находят в менталитете, культуре, традициях чужого народа чрезвычайно полезные для себя черты и с удовольствием заимствуют их. Казалось бы, что общего между русскими и англичанами…

«Еще до того, как я оформил вид на жительство в Великобритании и стал вести здесь бизнес, мне казалось, что мы довольно разные, - делится впечатлениями Григорий Лозовой из Кембриджа. – На практике все вышло иначе. Британская душа не менее загадочна, чем русская. Они так же любят критиковать себя и тут же восторгаются собой. Причем, их самокритике стоит позавидовать. Они очень щепетильно относятся к своим успехам, особенно в бизнесе, тщательно планируют дела. А неудачи переживают, наверное, не менее трагически, чем наши соотечественники. Что я с удовольствием перенял у англичан, так это их целеустремленность и уверенность в собственных силах».

Южный темперамент

Если вы считаете, что менталитет западной цивилизации – это прагматизм, отстраненность и холодность, то южные народы (греки, испанцы, португальцы) совершенно не попадают под эти определения.

«Создается впечатление, что испанцы зациклены на собственных удовольствиях, - рассказывает Андрей Картуш из Барселоны. – Для них бурные развлечения – это обычное занятие, которому они могут предаваться круглосуточно. Такой образ жизни зачастую сказывается на их работе, что очень роднит их с нами. Они запросто могут проспать, опоздать. В то же время отличаются энергичностью. По сравнению с испанцами даже самые экспрессивные русские отходят на второй план. Вы думаете, почему наших соотечественников так много в Испании? С русскими у испанцев много общих черт: недостаточная организованность, непредсказуемость. Если бы не их чересчур «выпирающий» индивидуализм, я бы сказал, что это те же русские, но гораздо более экспрессивные. Подкупает то, что испанцы чрезвычайно просты, общительны, искренни, гостеприимны. Вот поэтому русским комфортно в Испании. Я купил здесь недвижимость, оформил ВНЖ и живу уже третий год, не испытывая проблем с адаптацией».

Если дружба, то надолго

Есть страны, которые предпочитают жители определенных стран или даже регионов. В частности, Венгрию для иммиграции выбирают жители Украины, особенно ее западных регионов. Здесь более высокий уровень жизни, доступные цены и выгодные условия для получения ВНЖ и гражданства.

«Уже полтора года, как мы переехали в Будапешт из Киева по программе «ПМЖ за инвестиции », - говорит наша клиентка Ирина Колганова. – Венгрия близка нам по менталитету хотя бы потому, что долгое время также была социалистической страной, и это наложило отпечаток на ее жителях. Венгры противоречивы: в них объединены черты Востока и Запада. В одном и том же человеке вы можете заметить турецкое радушие и германскую скаредность. Но чаще всего мы встречаем позитивных, приветливых людей, особенно среди молодежи. Венгры намного спокойнее и рассудительнее русских. Вероятно, наша эмоциональность и непредсказуемость их отпугивает. Тем не менее, они лояльно относятся к мигрантам, с ними не так просто ужиться, но если дружба сложилась, то не пожалеешь».

К сожалению, очень многое в отношениях русских с европейскими народами подпортила политика. Также еще жива память о деятельности советского правительства, Второй мировой войне. Это необходимо учитывать при выборе страны для иммиграции.

Если говорить о странах, в которых иностранцы о русском менталитете отзываются положительно, то это Греция, Испания, Португалия, Сербия, Словения, Мальта. С народами этих стран у нас практически не возникало исторических конфликтов, поэтому там вас примут максимально радушно.

Вполне терпимо относятся к русскому менталитету в Венгрии, Великобритании, Австрии, Нидерландах, Франции. Недаром именно в этих странах проживает наибольшее количество выходцев из стран СНГ.

Выбирая страну для оформления ВНЖ или гражданства, обязательно анализируйте особенности собственного менталитета и сравнивайте с менталитетом местным. Только таким способом вы защитите себя от ненужных конфликтов и негативного опыта.

В свою очередь, мы в своем блоге продолжим информировать вас о наиболее выгодных иммиграционных программах стран Европы и отвечать на ваши вопросы и комментарии. Подписывайтесь на наши обновления и будьте в курсе событий!