Поначалу казалось что слова

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

(ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ читатели оцен его произведение по достоинству.

(ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

Лес спит молча, неподвижно, (КАК)БУДТО всматривается КУДА(ТО) своими верхушками.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ он раскаивался, что ИЗ(ЗА) отсутствия времени не смог выполнить её просьбу.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Павел Петрович НЕ РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК БЫ извернуться и найти недостающую сумму.

ПО НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако ВПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.

ПОНАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но ВСКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

Лес спит молча, неподвижно, КАК БУДТО всматривается КУДА-ТО своими верхушками.

ВПОСЛЕДСТВИИ он раскаивался, что ИЗ-ЗА отсутствия времени не смог выполнить её просьбу.

Ответ: ПОНАЧАЛУ ВСКОРЕ ИЛИ ВСКОРЕ ПОНАЧАЛУ.

Ответ: поначалувскоре|вскорепоначалу

Правило: Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Задание 14.

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).

В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения :

сущ. – имя существительное

числ. – имя числительное

нар. – наречие

мест. – местоимение

деепр. – деепричастие

п/п - производный предлог

н/п – непроизводный предлог

в/с – вводное слово

фе – фразеологическая единица

Буква СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ДЕФИС ПОЯСНЕНИЕ
Б бы, б слитно только в союзе чтобы, чтоб . Я раньше лёг, чтобы не опоздать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нельзя переместить или убрать ) Чтобы не остаться без аттестата, придётся изучать, как пишется частица "бы". Чтоб не забыть, запишу это в ежедневник.
раздельно во всех остальных случаях: Что бы мне почитать? (мест.+част., бы можно переместить или убрать.) Сказала бы раньше; как бы не опоздать; что бы я без тебя делал? Я вернусь, что бы ни случилось.
В всё-таки по правилу написания частицы -таки. Всегда через дефис.
в конце

в отличие (отличие)

в потёмках

в стороне

в общем (нельзя вообщем)

в открытую

всё время

всё равно

во что бы то ни стало

всегда раздельно

внизу

вдвое (втрое…)

восвояси

вдогонку

всегда слитно

ввиду пропустил ввиду болезни (п/п, =из-за)

иметь в виду (ФЕ)

украшение в виде бабочки

вверх, вверху посмотреть (куда? нар. ) вверх ; находится (где? наречие ) вверху

целиться (во что? ) в верх (чего? ) дерева, мишени ()

вглубь уйти вглубь (куда? нар .)

уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вконец обессилеть вконец (как? нар., =окончательно )

переставить фразу в конец (чего? ) предложения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вместо, вместе

в место, в месте

выступил вместо меня (п/п, =за ), вместе (наречие) со мной. Нельзя: заместо меня

попасть ( во что? ) в место падения, нашли (где? ) в месте расположения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вдаль, вдали

в даль, в дали

смотреть (куда?, наречие ) вдаль; виднеется вдали (где? наречие .)

в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. падеже ) моря; виднеется в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вначале трудно вначале (когда? нар. )

в начале (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть поясняемое слово

вОвремя сделать вовремя (когда? нар .)

болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вниз, внизу упасть (куда? нар .) вниз ; находится (где? наречие ) внизу

целиться (во что? ) в низ (чего? ) дерева, мишени (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в (самом) низу горы

вплоть учить вплоть до утра (п/п, =до )

облечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п )

вплотнУю

в плОтную

подойти вплотную (как? нар., =очень близко )

завернуть в плотную бумагу (какую? прил.+н/п )

вправо повернуть вправо (куда, наречие)

во что? в право владения наследством (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вправе вправе узнать (к/с, =имеет право )

доля в (в чём? ) праве собственности на квартиру (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в уголовном (каком? )праве

в продолжение

в продолжениЕ, в продолжениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в продолжение дня, в продолжение урока, в продолжение года (похоже "на протяжении")

Имя существительное продолжение в разных падеже с предлогом в: в продолжение (во что? ) романа будут введены новые герои. В продолжении романа (в чём? ) мы узнаем об их судьбах.

впервЫе увидеть впервые (когда? нар .)

скучать в первые дни (какие? числ.+н/п )

вследствие

в следствиИ, в следствиЕ

рейс задержан вследствие (п/п, =из-за ) непогоды

Существительное следствие в разных падежах: вмешаться (во что? ) в следствие (сущ.+н/п ) ; ошибки в (предварительном) следствии (сущ.+н/п )

вслед смотреть (куда, чему? ) вслед (нар.) уходящему поезду идти вслед за ним, за другом (п/п, =за)

идти след в след (сущ.+н/п )

в течение

в течениЕ, в течениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в течение дня, в течение урока, в течение года (похоже "на протяжении" )

Имя существительное течение в винительном или в предложном падеже с предлогом в: в течение (во что? ) реки; (о чём ) о течении реки.

Е если бы

всегда одинаково

Ж Же Всегда раздельно по правилу частиц. Частица вносит усилительное значение.

Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же неправда, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же .

Не путать с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таблице)

З за границей работать и жить

за неимением времени или средств

за счёт (угощение за счёт заведения)

всегда одинаково

засветло

всегда одинаково

затем Наречия и союзы:

затем (когда? нар., =потом ) мы уедем;

Зачем спросил? (нар., =с какой целью? );

маленький, зато (союз, =но ) шустрый.

Местоимения с предлогами:

Я пришёл за тем (каким именно? ) котёнком, который мне понравился; я занял очередь за тем (каким именно? ) человеком, что отошёл к окну.

Аналогично: За чем (именно) очередь? (мест.+н/п, =за каким товаром? ) За чем (именно) ты вернулся? За ключами.

Аналогично: я благодарю тебя за то (за что именно? ), что ты помог мне; я обижена не за то (за что именно? ), что ты не пришёл, а за то (за что именно? ), что обманул меня.

зачастУю

за чАстую

зачастую нет результата (нар., =часто ) за частую смену настроения (за какую? прил.+н/п )
И издалека слитно всегда
итак Итак , начнём урок! (вводное слово )

крутил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время

К -КА Всегда через дефис по правилу частиц.

Принеси -ка , скажи -ка , смотрите -ка

К кряду Несколько раз кряду (как, наречие=подряд ) чихнул

К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду знакомых

как будто

как только

как бы то ни было

всегда одинаково

Л Ли (частица)

Всегда одинаково и раздельно.

Н

напротив

насквозь

невдалеке

Всегда одинаково

на протяжении

всегда одинаково

навстречу

на встречу

идти навстречу (куда? нар .); идти навстречу (кому?) другу (п/п )

идти на (долгожданную) встречу с другом (сущ.+н/п )

наконец наконец он уснул (нар., =после всего )

перенести на конец месяца (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

наперёд

на пЕред (редко!)

знаю всё наперёд (как? нар., =заранее )

упасть на перед машины ()

наподобие

на подобие

фигура наподобие шара (п/п, =вроде )

задача (на что? ) на подобие треугольников (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

например

на пример

Был, например , (вводное слово ) такой случай.

обратить внимание на (этот) пример (сущ.+н/п )

наполовину

на половину

разрушен наполовину (нар., =частично )

претендовать (на что? ) на половину дома (сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

насчёт узнать насчёт (п/п, =о) билетов

положить деньги на (банковский) счёт (сущ.+н/п ), не принимай это на свой счёт (ФЕ)

назад

на зад (редко!)

обернуться назад (куда? нар .)

посмотреть на (разбитый) зад автомобиля (сущ.+н/п )

наверх, наверху

на верх, на верху*

подняться наверх (куда? нар .), наверху (где? нар .) было холодно

подняться на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), на (чём?) на верху здания, на верху блаженства (переносное значение)

насилу насилу удержал (как? нар., =с большим трудом )

надеяться на (свою) силу (на что? сущ.+н/п )

насколько

на сколько

Насколько это верно? (нар., = в какой мере? )

На сколько повысят пенсию? (мест.+н/п )

настолько

на столько

настолько устал, что уснул (в какой мере? нар .)

Какое число на столько же меньше? (=на такое же количество, мест.+н/п )

наверное

на верное

Наверное, будет дождь. (вводное слово =вероятно)

На верное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? верное)

нАсмерть

на смерть

биться насмерть (как? нар., =до смерти )

Их посылали на (верную) смерть. (сущ.+н/п)

нАголову

на голову

враги разбиты наголову (как? нар., =окончательно )

повязка на голову (на что? сущ.+н/п )

наперебой

на перебои

заговорили наперебой (как? нар., =перебивая друг друга )

жаловаться на (постоянные) перебои водоснабжения (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

начистоту

на чистоту

поговорить начистоту (как? нар., =откровенно )

обратить внимание на чистоту в помещении (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

налицо факты налицо (нар., =имеются в наличии )

наложить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п )

надолго уехать надолго (нар., на какой срок? )

смотреть на долго танцующую девочку (танцующую как? долго, нар.+н/п )

навсегда

на всегда

уйти навсегда (нар., на какой срок? )

смотреть на всегда опрятную девочку (опрятную когда? всегда, нар.+н/п )

несмотря на

не смотря

бежал, несмотря на усталость (п/п, =вопреки )

бежал, не смотря под ноги (деепр., =не глядя )

невзирая на

не взирая

Невзирая на усталость, мы отправились осматривать город (п/п, =вопреки )

Я старался сидеть, не взирая на окружающих и пряча глаза (деепр., =не глядя )

О оттуда

всегда одинаково

от этого

раздельно всегда

оттого Повестки я не получил, оттого и не явился. (нар., =по этой причине )

От того , кто не мил, и подарок постыл. (от кого? мест.+н/п, =от человека )

Оттолкнулся от того берега (от какого? мест.+н/п, =от прил .)

отчего Отчего ты не спал? (нар., =по какой причине? ) Потому что работал.

От чего ты отказался? (мест.+н/п ) От работы, от задания.

отчасти Отчасти ты прав. (насколько? нар., =частично )

Он отказался от (большей) части дохода. (от чего? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

П позади

попросту

поскольку

понемногу

поодиночке

слитно всегда

потому что

по сравнению (с)

по течению

всегда раздельно

причём Вещь красивая, причём недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При чём ты останешься? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь родители, если сам виноват?

притом Вещь красивая, притом недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При том пособии имеется приложение. (при каком? мест.+н/п, =прил .)

потому Он остался потому, что хочет узнать правду. (почему? нар., =по той причине )

идти по тому берегу (по какому? мест.+н/п, =прил .) догадался по тому , что увидел (мест.+н/п, =по увиденному )

почему Почему ты молчишь? (нар., =по какой причине? ) Потому что не хочу разговаривать.

По чему ты занимаешься? (мест.+н/п, =по какому пособию? ) По учебнику Розенталя. По чему ты скучаешь больше всего? По лету, по солнцу.

поэтому много работал, поэтому устал (нар., почему? по какой причине? )

заниматься по этому учебнику (мест.+н/п, по какому? =прил .)

поистине

по истине

Это поистине редкая вещь. (нар., =на самом деле )

Люди скучают по (настоящей) истине . (сущ.+н/п )

поначалу

по началу

скучать поначалу (нар., =первое время )

догадаться по (самому) началу романа (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

С со временем

раздельно всегда

сразу, сразу же

всегда одинаково

сначала сначала подумай (когда? нар .)

Не начать ли сказку с (самого) начала ? (с чего? сущ.+н/п )

совсем совсем не выспался (как? нар., =совершенно )

уехал со всем имуществом (с каким? мест.+н/п )

сплеча замахнулся сплеча (как? нар., =сразу )

снять с (своего) плеча попугая (с чего? сущ.+н/п )

Т Таки Может писаться либо через дефис, либо раздельно.

Сломал -таки , опять -таки , прямо -таки после глаголов, наречий, частиц через дефис

Меня таки приняли на работу, я таки опоздал - во все других случаях раздельно

тОтчас явился тотчас (как? нар., =сразу же )

настал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь увидел Вас

Омонимы: есть союзы тоже, также

Я тоже , как и ты, учу иностранные языки. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

У меня есть кот, и у тебя тоже. .

Я увлекаюсь музыкой, а также очень люблю читать. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

Кот любит спать, а также прятаться в новых пакетах.

Омонимы: местоимение с частицей же . Она усиливает значение, см. ЖЕ

Встречаемся в то же время. (мест.+част.,время какое именно?) - в то; же

Брат посоветовал то же , что и вы. (мест.+част.,посоветовал что именно? ) - то; же опустить можно, заменить союзом и нельзя!

Вы так же молоды, как десять лет назад. (нар., молоды как?) - так; же опустить можно, заменить союзом и нельзя).

тут же

раздельно всегда

Х хотя бы, хотя б

раздельно всегда

В основу таблицы 1 положены материалы учителя русского языка Крюковой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)

Через дефис пишутся наречия, образованные:

1) от полных прилагательных или местоимений с помощью приставки по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки,-ски, -ьи

поступать по-дружески петь по-казахски жить по-новому сделать по-своему по-заячьи труслив

2) от порядковых числительных на -ых, -их с помощью приставки в- (во-)

во-вторых в-третьих в-пятых

3) посредством повтора того же слова или корня, осложнённого приставками, суффиксами

еле-еле, точь-в-точь день-деньской мало-мальски волей-неволей

4) посредством соединения синонимов

нежданно-негаданно, подобру- поздорову у

5) с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь

кое-где, когда-то, где-либо, куда-нибудь

Полу- всегда пишется слитно: полумесяц, полугодие.

Павел Петрович недолго присутствовал при беседе брата с управляющим, высоким и худым человеком с сладким чахоточным голосом и плутовскими глазами, который на все замечания Николая Петровича отвечал: «Помилуйте-с, известное дело-с» — и старался представить мужиков пьяницами и ворами. Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева. Николай Петрович не унывал, но частенько вздыхал и задумывался: он чувствовал, что без денег дело не пойдет, а деньги у него почти все перевелись. Аркадий сказал правду: Павел Петрович не раз помогал своему брату; не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться, Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: «Mais je puis vous donner de l"argent» — и давал ему денег; но в этот день у него самого ничего не было, и он предпочел удалиться. Хозяйственные дрязги наводили на него тоску; притом ему постоянно казалось, что Николай Петрович, несмотря на все свое рвение и трудолюбие, не так принимается за дело, как бы следовало; хотя указать, в чем собственно ошибается Николай Петрович, он не сумел бы. «Брат не довольно практичен, — рассуждал он сам с собою, — его обманывают». Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда спрашивал его совета. «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши, — говаривал он, — а ты недаром так много жил с людьми, ты их хорошо знаешь: у тебя орлиный взгляд». Павел Петрович в ответ на эти слова только отворачивался, но не разуверял брата. Оставив Николая Петровича в кабинете, он отправился по коридору, отделявшему переднюю часть дома от задней, и, поравнявшись с низенькою дверью, остановился в раздумье, подергал себе усы и постучался в нее. — Кто там? Войдите, — раздался голос Фенечки. — Это я, — проговорил Павел Петрович и отворил дверь. Фенечка вскочила со стула, на котором она уселась с своим ребенком, и, передав его на руки девушки, которая тотчас же вынесла его вон из комнаты, торопливо поправила свою косынку. — Извините, если я помешал, — начал Павел Петрович, не глядя на нее, — мне хотелось только попросить вас... сегодня, кажется, в город посылают... велите купить для меня зеленого чаю. — Слушаю-с, — отвечала Фенечка, — сколько прикажете купить? — Да полфунта довольно будет, я полагаю. А у вас здесь, я вижу, перемена, — прибавил он, бросив вокруг быстрый взгляд, который скользнул и по лицу Фенечки. — Занавески вот, — промолвил он, видя, что она его не понимает. — Да-с, занавески; Николай Петрович нам их пожаловал; да уж они давно повешены. — Да и я у вас давно не был. Теперь у вас здесь очень хорошо. — По милости Николая Петровича, — шепнула Фенечка. — Вам здесь лучше, чем в прежнем флигельке? — спросил Павел Петрович вежливо, но без малейшей улыбки. — Конечно, лучше-с. — Кого теперь на ваше место поместили? — Теперь там прачки. — А! Павел Петрович умолк. «Теперь уйдет», — думала Фенечка, но он не уходил, и она стояла перед ним как вкопанная; слабо перебирая пальцами. — Отчего вы велели вашего маленького вынести? — заговорил, наконец, Павел Петрович. — Я люблю детей: покажите-ка мне его. Фенечка вся покраснела от смущения и от радости. Она боялась Павла Петровича: он почти никогда не говорил с ней. — Дуняша, — кликнула она, — принесите Митю (Фенечка всем в доме говорила вы). А не то погодите; надо ему платьице надеть. Фенечка направилась к двери. — Да все равно, — заметил Павел Петрович. — Я сейчас, — ответила Фенечка и проворно вышла. Павел Петрович остался один и на этот раз с особенным вниманием оглянулся кругом. Небольшая, низенькая комнатка, в которой он находился, была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир; они были куплены еще покойником генералом в Польше, во время похода; в одном углу возвышалась кроватка под кисейным пологом, рядом с кованым сундуком с круглою крышкой. В противоположном углу горела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца; крошечное фарфоровое яичко на красной ленте висело на груди святого, прицепленное к сиянию; на окнах банки с прошлогодним вареньем, тщательно завязанные, сквозили зеленым светом; на бумажных их крышках сама Фенечка написала крупными буквами: «кружовник“; Николай Петрович любил особенно это варенье. Под потолком, на длинном шнурке, висела клетка с короткохвостым чижом; он беспрестанно чирикал и прыгал, и клетка беспрестанно качалась и дрожала: конопляные зерна с легким стуком падали на пол. В простенке, над небольшим комодом, висели довольно плохие фотографические портреты Николая Петровича в разных положениях, сделанные заезжим художником; тут же висела фотография самой Фенечки, совершенно не удавшаяся: какое-то безглазое лицо напряженно улыбалось в темной рамочке, — больше ничего нельзя было разобрать; а над Фенечкой — Ермолов, в бурке, грозно хмурился на отдаленные Кавказские горы, из-под шелкового башмачка для булавок, падавшего ему на самый лоб. Прошло минут пять; в соседней комнате слышался шелест и шепот. Павел Петрович взял с комода замасленную книгу, разрозненный том Стрельцов Масальского, перевернул несколько страниц... Дверь отворилась, и вошла Фенечка с Митей на руках. Она надела на него красную рубашечку с галуном на вороте, причесала его волосики и утерла лицо: он дышал тяжело, порывался всем телом и подергивал ручонками, как это делают все здоровые дети; но щегольская рубашечка видимо на него подействовала: выражение удовольствия отражалось на всей его пухлой фигурке. Фенечка и свои волосы привела в порядок, и косынку надела получше, но она могла бы остаться, как была. И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери с здоровым ребенком на руках? — Экой бутуз, — снисходительно проговорил Павел Петрович и пощекотал двойной подбородок Мити концом длинного ногтя на указательном пальце; ребенок уставился на чижа и засмеялся. — Это дядя, — промолвила Фенечка, склоняя к нему свое лицо и слегка его встряхивая, между тем как Дуняша тихонько ставила на окно зажженную курительную свечку, подложивши под нее грош. — Сколько бишь ему месяцев? — спросил Павел Петрович. — Шесть месяцев; скоро вот седьмой пойдет, одиннадцатого числа. — Не восьмой ли, Федосья Николаевна? — не без робости вмешалась Дуняша. — Нет, седьмой; как можно! — Ребенок опять засмеялся, уставился на сундук и вдруг схватил свою мать всею пятерней за нос и за губы. — Баловник, — проговорила Фенечка, не отодвигая лица от его пальцев. — Он похож на брата, — заметил Павел Петрович. «На кого ж ему и походить?» — подумала Фенечка. — Да, — продолжал, как бы говоря с самим собой, Павел Петрович, — несомненное сходство. — Он внимательно, почти печально посмотрел на Фенечку. — Это дядя, — повторила она, уже шепотом. — А! Павел! вот где ты! — раздался вдруг голос Николая Петровича. Павел Петрович торопливо обернулся и нахмурился; но брат его так радостно, с такою благодарностью глядел на него, что он не мог не ответить ему улыбкой. — Славный у тебя мальчуган, — промолвил он и посмотрел на часы, — а я завернул сюда насчет чаю... И, приняв равнодушное выражение, Павел Петрович тотчас же вышел вон из комнаты. — Сам собою зашел? — спросил Фенечку Николай Петрович. — Сами-с; постучались и вошли. — Ну, а Аркаша больше у тебя не был? — Не был. Не перейти ли мне во флигель, Николай Петрович? — Это зачем? — Я думаю, не лучше ли будет на первое время. — Н... нет, — произнес с запинкой Николай Петрович и потер себе лоб. — Надо было прежде... Здравствуй, пузырь, — проговорил он с внезапным оживлением и, приблизившись к ребенку, поцеловал его в щеку; потом он нагнулся немного и приложил губы к Фенечкиной руке, белевшей, как молоко, на красной рубашечке Мити. — Николай Петрович! что вы это? — пролепетала она и опустила глаза, потом тихонько подняла их... Прелестно было выражение ее глаз, когда она глядела как бы исподлобья да посмеивалась ласково и немножко глупо. Николай Петрович познакомился с Фенечкой следующим образом. Однажды, года три тому назад, ему пришлось ночевать на постоялом дворе в отдаленном уездном городе. Его приятно поразила чистота отведенной ему комнаты, свежесть постельного белья. «Уж не немка ли здесь хозяйка?» — пришло ему на мысль; но хозяйкой оказалась русская, женщина лет пятидесяти, опрятно одетая, с благообразным умным лицом и степенною речью. Он разговорился с ней за чаем; очень она ему понравилась. Николай Петрович в то время только что переселился в новую свою усадьбу и, не желая держать при себе крепостных людей, искал наемных; хозяйка, с своей стороны, жаловалась на малое число проезжающих в городе, на тяжелые времена; он предложил ей поступить к нему в дом в качестве экономки; она согласилась. Муж у ней давно умер, оставив ей одну только дочь, Фенечку. Недели через две Арина Савишна (так звали новую экономку) прибыла вместе с дочерью в Марьино и поселилась во флигельке. Выбор Николая Петровича оказался удачным, Арина завела порядок в доме. О Фенечке, которой тогда минул уже семнадцатый год, никто не говорил, и редкий ее видел: она жила тихонько, скромненько, и только по воскресеньям Николай Петрович замечал в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица. Так прошло более года. В одно утро Арина явилась к нему в кабинет и, по обыкновению, низко поклонившись, спросила его, не может ли он помочь ее дочке, которой искра из печки попала в глаз. Николай Петрович, как все домоседы, занимался лечением и даже выписал гомеопатическую аптечку. Он тотчас велел Арине привести больную. Узнав, что барин ее зовет, Фенечка очень перетрусилась, однако пошла за матерью. Николай Петрович подвел ее к окну и взял ее обеими руками за голову. Рассмотрев хорошенько ее покрасневший и воспаленный глаз, он прописал ей примочку, которую тут же сам составил, и, разорвав на части свой платок, показал ей, как надо примачивать. Фенечка выслушала его и хотела выйти. «Поцелуй же ручку у барина, глупенькая», — сказала ей Арина. Николай Петрович не дал ей своей руки и, сконфузившись, сам поцеловал ее в наклоненную голову, в пробор. Фенечкин глаз скоро выздоровел, но впечатление, произведенное ею на Николая Петровича, прошло не скоро. Ему все мерещилось это чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы, из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубки. Он начал с большим вниманием глядеть на нее в церкви, старался заговаривать с нею. Сначала она его дичилась и однажды, перед вечером, встретив его на узкой тропинке, проложенной пешеходами через ржаное поле, зашла в высокую, густую рожь, поросшую полынью и васильками, чтобы только не попасться ему на глаза. Он увидал ее головку сквозь золотую сетку колосьев, откуда она высматривала, как зверок, и ласково крикнул ей: — Здравствуй, Фенечка! Я не кусаюсь. — Здравствуйте, — прошептала она, не выходя из своей засады. Понемногу она стала привыкать к нему, но все еще робела в его присутствии, как вдруг ее мать Арина умерла от холеры. Куда было деваться Фенечке? Она наследовала от своей матери любовь к порядку, рассудительность и степенность; но она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... Остальное досказывать нечего... — Так-таки брат к тебе и вошел? — спрашивал ее Николай Петрович. — Постучался и вошел? — Да-с. — Ну, это хорошо. Дай-ка мне покачать Митю. И Николай Петрович начал его подбрасывать почти под самый потолок, к великому удовольствию малютки и к немалому беспокойству матери, которая при всяком его взлете протягивала руки к обнажавшимся его ножкам. А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance

Также за его безукоризненную честность. Дамы находили его очаровательным меланхоликом, но он не знался с дамами…

– Вот видишь ли, Евгений, – промолвил Аркадий, оканчивая свой рассказ, – как несправедливо ты судишь о дяде! Я уже не говорю о том, что он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги, – имение, ты, может быть, не знаешь, у них не разделено, – но он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон…

– Известное дело: нервы, – перебил Базаров.

– Может быть, только у него сердце предоброе. И он далеко не глуп. Какие он мне давал полезные советы… особенно… особенно насчет отношений к женщинам.

– Ага! На своем молоке обжегся, на чужую воду дует. Знаем мы это!

– Ну, словом, – продолжал Аркадий, – он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его – грешно.

– Да кто его презирает? – возразил Базаров. – А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла. Я уверен, что он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции.

– Да вспомни его воспитание, время, в которое он жил, – заметил Аркадий.

– Воспитание? – подхватил Базаров. – Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например… А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука.

И оба приятеля отправились в комнату Базарова, в которой уже успел установиться какой-то медицинско-хирургический запах, смешанный с запахом дешевого табаку.

Павел Петрович недолго присутствовал при беседе брата с управляющим, высоким и худым человеком с сладким чахоточным голосом и плутовскими глазами, который на все замечания Николая Петровича отвечал: «Помилуйте-с, известное дело-с» – и старался представить мужиков пьяницами и ворами. Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева. Николай Петрович не унывал, но частенько вздыхал и задумывался: он чувствовал, что без денег дело не пойдет, а деньги у него почти все перевелись. Аркадий сказал правду: Павел Петрович не раз помогал своему брату; не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться, Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: «Mais je puis vous donner de l"argent», – и давал ему денег; но в этот день у него самого ничего не было, и он предпочел удалиться. Хозяйственные дрязги наводили на него тоску; притом ему постоянно казалось, что Николай Петрович, несмотря на все свое рвение и трудолюбие, не так принимается за дело, как бы следовало; хотя указать, в чем собственно ошибается Николай Петрович, он не сумел бы. «Брат не довольно практичен, – рассуждал он сам с собою, – его обманывают». Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда

Вариант 11

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Во второй половине ХVIII века человеческая личность делает ещё один важный шаг, который связан с появлением в искусстве и литературе течения, известного под названием «романтизм».(2) Романтизм стал утверждать личные чувства и переживания: вместо культа здравого смысла, разума – культ человеческих чувств. (3)В области искусства романтизм выдвинул на первый план пейзажную живопись, (…..) природа вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, без которых невозможно восприятие прекрас ного.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Во второй половине ХVIII века человеческая личность делает ещё один важный шаг, связанный с появлением в искусстве и литературе течения под названием «романтизм», благодаря чему в области искусства был отвергнут принцип, в соответствии с которым о произведениях искусства судили исключительно по их содержанию.

2) Зародившийся во второй половине ХVIII века романтизм выдвинул в искусстве на первый план пейзажную живопись, так как без природы невозможно восприятие чувств.

3) В области искусства самым значительным проявлением романтизма как течения стала пейзажная живопись, и место это пейзажная живопись сохранила до наших дней, ибо природа вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, без которых невозможно восприятие прекрасного.

4) Романтизм, появившийся во второй половине XVIII века и утверждавший культ чувств человека, в области искусства выдвинул на первый план пейзажную живопись, считая, что именно природа вызывает в человеке чувства, без которых невозможно восприятие прекрасного.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.

Ибо Действительно

На самом деле Но Всё же

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в 3 предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Область, -и, мн . -и, -ей, ж.

1. Часть страны, территории. Северные области Европы .

2. Крупная административно-территориальная единица. Автономная область. Московская область.

3. Чего или какая. Пределы, в которых распространено какое-нибудь явление, зона, пояс. Область вечнозелёных растений. Озёрная область.

4. Чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. В грудной области.

5. перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область науки. Отошло в область преданий (больше не существует; книжн. и ирон.).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

брАла вручИт

диспансЕр чЕрпать партЕр

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Доброта и терпимость, внимание к ближнему и готовность помочь - вечные ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ценности.

ГОДИЧНЫЙ отчёт должен быть готов к понедельнику.

Досадный ПРОСТУПОК помешал его карьере.

Из детской вышел мой ГОДОВАЛЫЙ сын.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

до ДВЕ ТЫСЯЧИ ВТОРОГО года вы БЕГИТЕ

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ способами

почётные ТИТУЛЫ менее СЛАЩЕ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Погасив свет, в комнате стало темно.

2) Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

3) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.

4) Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П.И. Чайковского.

5) Тех, кто в ХVIII столетии высказали предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазёрами.

7) Без косы, золотистой подковой обрамляющий голову, я маму просто ни разу в жизни не видела.

8) По лицу брата я угадал, что насколько он был расстроен случившимся.

9) Писатель не только представил в конце романа героя изменившимся, но и показывает, как происходят эти изменения.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

к..мпонент предл..гается

проб..раться обог..щение сл..гаемое

9. Определите ряд , в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

н..лево, д..гадываться

под..тожить, не..скусный

беспр..станный, пр..следовать

бе..ценный, и..мерить

о..говорить, по..твердить

10. Выпишите слово Е.

неуслужл..вый обидч..вый

передёрг..вать услужл..вый стро..вой

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква Е.

вскоч..шь вспен..вшийся

терп..шь проветр..шь пересмотр..нный

12. Определите предложение , в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

(Не) кого было спросить, как проехать к концертному залу.

В последние годы (не) измеримо увеличились наши знания об Атлантиде.

Вдали показались (не) высокий дом и двор, обнесённый забором.

(Не) счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

Художник Саврасов родился в Москве в 1830 году в (не) богатой купеческой семье.

13. Определите предложение , в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Павел Петрович (НЕ) РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

(ПО) НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако

(В) ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.

(ПО) НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (В) СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

Лес спит молча, неподвижно, (КАК) БУДТО всматривается КУДА(ТО) своими верхушками

14 .Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Валаам стал поисти(1)е живописной школой для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.

2) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.

3) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.

4) Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.

5) День угасал () и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.

16. Расставьте знаки препинания:

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы ХХ века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.

(2)Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. (3)Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. (4)Ровные тёмные брови, длинные ресницы. (5)На высокий лоб спадали дымчатые волосы.

(8)Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. (9)Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери. (10)В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.

(11)Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. (12)Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама. (13)Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. (14)И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота.

(15)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (16)У меня для неё было другое слово – мамочка. (17)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (18)У меня отросли усы, появился бас. (19)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(20)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе,

у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». (21)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (22)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… (23)Но когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

– Мамочка!

(24)А потом были письма. (25)И было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии. (26)В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни. (27)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (28)Был только мамин голос, который я слышал даже в грохоте орудий, и дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(29)Под Новый год мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (30)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи, короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (31)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (32)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(33)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от голода, холода и осколков. (34)И она писала, из ледяного блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(35)А я поверил легенде. (36)Держался за неё – за свой неприкосновенный запас, за свою резервную жизнь. (37)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (38)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (39)Мать писала эти письма, пока билось сердце…

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922–1995) – русский советский писатель

20 .Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик горько сожалеет о том, что недостаточно сильно любил свою мать.

2) Воспоминание о матери осталось у рассказчика даже на уровне ощущений от её присутствия, от её прикосновений.

3) Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней, принимая её постоянную заботу как нечто естественное и обязательное.

4)Ни при каких обстоятельствах нельзя проявлять свою нежность по отношению к матери в присутствии других людей.

5)Когда рассказчик читал письмо от матери с подробным описанием новогодней ёлки, он не догадывался, что это сочинённая для него легенда.

21 . Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3–5 представлено описание.

2) В предложениях 6–7 представлено повествование.

3) В предложениях 8–10 представлено рассуждение.

4) Предложения 11–12 подтверждают содержание предложения 10.

5) Предложение 18 поясняет содержание предложения 19.

22 .Из предложений 33–34 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23 . Среди предложений 7–11 найдите такое, которое связано с предыдущим

с помощью личного местоимения и формы слова. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

«Воссоздавая образ матери, рассказчик говорит о ней с глубокой сыновней нежностью. Передать эти чувства автору помогают разнообразные выразительные языковые средства, в том числе тропы: (А)__________ («красота успевает увянуть» в предложении 1, «свет сердца» в предложении 3) и (Б)__________ («задумчивые глаза» в предложении 3, «дымчатые волосы» в предложении 5, «бережное прикосновение»

в предложении 6), а также синтаксические средства: (В)__________ («как дыхание, утоление жажды» в предложении 10) и (Г)__________

(в предложении 6)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) профессиональная лексика

3) восклицательные предложения

4) метафоры

5) фразеологизм

6) эпитеты

7) сравнительный оборот

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов предложения

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

11 вариант

Менее сладкий

Обогащение

Беспрестанный

Преследовать

пересмотренный

Строевой

Не счастье

поначалувскоре

Холода-тепла

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Мысль о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.

(ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.

Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

(ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

Ветви дерева были настолько красивыми, БУД(ТО) КТО(ТО) нарочно изгибал их и не давал расти прямо.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Мысль о ЗАГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, В ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.

ПО НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако ВПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.

Павел Петрович НЕ РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК БЫ извернуться и найти недостающую сумму.

ПОНАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но ВСКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

Ветви дерева были настолько красивыми, БУДТО КТО-ТО нарочно изгибал их и не давал расти прямо.

Ответ: ПОНАЧАЛУ ВСКОРЕ ИЛИ ВСКОРЕ ПОНАЧАЛУ.

Ответ: поначалувскоре|вскорепоначалу

Правило: Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Задание 14.

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).

В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения :

сущ. – имя существительное

числ. – имя числительное

нар. – наречие

мест. – местоимение

деепр. – деепричастие

п/п - производный предлог

н/п – непроизводный предлог

в/с – вводное слово

фе – фразеологическая единица

Буква СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ДЕФИС ПОЯСНЕНИЕ
Б бы, б слитно только в союзе чтобы, чтоб . Я раньше лёг, чтобы не опоздать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нельзя переместить или убрать ) Чтобы не остаться без аттестата, придётся изучать, как пишется частица "бы". Чтоб не забыть, запишу это в ежедневник.
раздельно во всех остальных случаях: Что бы мне почитать? (мест.+част., бы можно переместить или убрать.) Сказала бы раньше; как бы не опоздать; что бы я без тебя делал? Я вернусь, что бы ни случилось.
В всё-таки по правилу написания частицы -таки. Всегда через дефис.
в конце

в отличие (отличие)

в потёмках

в стороне

в общем (нельзя вообщем)

в открытую

всё время

всё равно

во что бы то ни стало

всегда раздельно

внизу

вдвое (втрое…)

восвояси

вдогонку

всегда слитно

ввиду пропустил ввиду болезни (п/п, =из-за)

иметь в виду (ФЕ)

украшение в виде бабочки

вверх, вверху посмотреть (куда? нар. ) вверх ; находится (где? наречие ) вверху

целиться (во что? ) в верх (чего? ) дерева, мишени ()

вглубь уйти вглубь (куда? нар .)

уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вконец обессилеть вконец (как? нар., =окончательно )

переставить фразу в конец (чего? ) предложения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вместо, вместе

в место, в месте

выступил вместо меня (п/п, =за ), вместе (наречие) со мной. Нельзя: заместо меня

попасть ( во что? ) в место падения, нашли (где? ) в месте расположения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вдаль, вдали

в даль, в дали

смотреть (куда?, наречие ) вдаль; виднеется вдали (где? наречие .)

в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. падеже ) моря; виднеется в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вначале трудно вначале (когда? нар. )

в начале (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть поясняемое слово

вОвремя сделать вовремя (когда? нар .)

болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вниз, внизу упасть (куда? нар .) вниз ; находится (где? наречие ) внизу

целиться (во что? ) в низ (чего? ) дерева, мишени (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в (самом) низу горы

вплоть учить вплоть до утра (п/п, =до )

облечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п )

вплотнУю

в плОтную

подойти вплотную (как? нар., =очень близко )

завернуть в плотную бумагу (какую? прил.+н/п )

вправо повернуть вправо (куда, наречие)

во что? в право владения наследством (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вправе вправе узнать (к/с, =имеет право )

доля в (в чём? ) праве собственности на квартиру (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в уголовном (каком? )праве

в продолжение

в продолжениЕ, в продолжениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в продолжение дня, в продолжение урока, в продолжение года (похоже "на протяжении")

Имя существительное продолжение в разных падеже с предлогом в: в продолжение (во что? ) романа будут введены новые герои. В продолжении романа (в чём? ) мы узнаем об их судьбах.

впервЫе увидеть впервые (когда? нар .)

скучать в первые дни (какие? числ.+н/п )

вследствие

в следствиИ, в следствиЕ

рейс задержан вследствие (п/п, =из-за ) непогоды

Существительное следствие в разных падежах: вмешаться (во что? ) в следствие (сущ.+н/п ) ; ошибки в (предварительном) следствии (сущ.+н/п )

вслед смотреть (куда, чему? ) вслед (нар.) уходящему поезду идти вслед за ним, за другом (п/п, =за)

идти след в след (сущ.+н/п )

в течение

в течениЕ, в течениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в течение дня, в течение урока, в течение года (похоже "на протяжении" )

Имя существительное течение в винительном или в предложном падеже с предлогом в: в течение (во что? ) реки; (о чём ) о течении реки.

Е если бы

всегда одинаково

Ж Же Всегда раздельно по правилу частиц. Частица вносит усилительное значение.

Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же неправда, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же .

Не путать с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таблице)

З за границей работать и жить

за неимением времени или средств

за счёт (угощение за счёт заведения)

всегда одинаково

засветло

всегда одинаково

затем Наречия и союзы:

затем (когда? нар., =потом ) мы уедем;

Зачем спросил? (нар., =с какой целью? );

маленький, зато (союз, =но ) шустрый.

Местоимения с предлогами:

Я пришёл за тем (каким именно? ) котёнком, который мне понравился; я занял очередь за тем (каким именно? ) человеком, что отошёл к окну.

Аналогично: За чем (именно) очередь? (мест.+н/п, =за каким товаром? ) За чем (именно) ты вернулся? За ключами.

Аналогично: я благодарю тебя за то (за что именно? ), что ты помог мне; я обижена не за то (за что именно? ), что ты не пришёл, а за то (за что именно? ), что обманул меня.

зачастУю

за чАстую

зачастую нет результата (нар., =часто ) за частую смену настроения (за какую? прил.+н/п )
И издалека слитно всегда
итак Итак , начнём урок! (вводное слово )

крутил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время

К -КА Всегда через дефис по правилу частиц.

Принеси -ка , скажи -ка , смотрите -ка

К кряду Несколько раз кряду (как, наречие=подряд ) чихнул

К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду знакомых

как будто

как только

как бы то ни было

всегда одинаково

Л Ли (частица)

Всегда одинаково и раздельно.

Н

напротив

насквозь

невдалеке

Всегда одинаково

на протяжении

всегда одинаково

навстречу

на встречу

идти навстречу (куда? нар .); идти навстречу (кому?) другу (п/п )

идти на (долгожданную) встречу с другом (сущ.+н/п )

наконец наконец он уснул (нар., =после всего )

перенести на конец месяца (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

наперёд

на пЕред (редко!)

знаю всё наперёд (как? нар., =заранее )

упасть на перед машины ()

наподобие

на подобие

фигура наподобие шара (п/п, =вроде )

задача (на что? ) на подобие треугольников (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

например

на пример

Был, например , (вводное слово ) такой случай.

обратить внимание на (этот) пример (сущ.+н/п )

наполовину

на половину

разрушен наполовину (нар., =частично )

претендовать (на что? ) на половину дома (сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

насчёт узнать насчёт (п/п, =о) билетов

положить деньги на (банковский) счёт (сущ.+н/п ), не принимай это на свой счёт (ФЕ)

назад

на зад (редко!)

обернуться назад (куда? нар .)

посмотреть на (разбитый) зад автомобиля (сущ.+н/п )

наверх, наверху

на верх, на верху*

подняться наверх (куда? нар .), наверху (где? нар .) было холодно

подняться на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), на (чём?) на верху здания, на верху блаженства (переносное значение)

насилу насилу удержал (как? нар., =с большим трудом )

надеяться на (свою) силу (на что? сущ.+н/п )

насколько

на сколько

Насколько это верно? (нар., = в какой мере? )

На сколько повысят пенсию? (мест.+н/п )

настолько

на столько

настолько устал, что уснул (в какой мере? нар .)

Какое число на столько же меньше? (=на такое же количество, мест.+н/п )

наверное

на верное

Наверное, будет дождь. (вводное слово =вероятно)

На верное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? верное)

нАсмерть

на смерть

биться насмерть (как? нар., =до смерти )

Их посылали на (верную) смерть. (сущ.+н/п)

нАголову

на голову

враги разбиты наголову (как? нар., =окончательно )

повязка на голову (на что? сущ.+н/п )

наперебой

на перебои

заговорили наперебой (как? нар., =перебивая друг друга )

жаловаться на (постоянные) перебои водоснабжения (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

начистоту

на чистоту

поговорить начистоту (как? нар., =откровенно )

обратить внимание на чистоту в помещении (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

налицо факты налицо (нар., =имеются в наличии )

наложить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п )

надолго уехать надолго (нар., на какой срок? )

смотреть на долго танцующую девочку (танцующую как? долго, нар.+н/п )

навсегда

на всегда

уйти навсегда (нар., на какой срок? )

смотреть на всегда опрятную девочку (опрятную когда? всегда, нар.+н/п )

несмотря на

не смотря

бежал, несмотря на усталость (п/п, =вопреки )

бежал, не смотря под ноги (деепр., =не глядя )

невзирая на

не взирая

Невзирая на усталость, мы отправились осматривать город (п/п, =вопреки )

Я старался сидеть, не взирая на окружающих и пряча глаза (деепр., =не глядя )

О оттуда

всегда одинаково

от этого

раздельно всегда

оттого Повестки я не получил, оттого и не явился. (нар., =по этой причине )

От того , кто не мил, и подарок постыл. (от кого? мест.+н/п, =от человека )

Оттолкнулся от того берега (от какого? мест.+н/п, =от прил .)

отчего Отчего ты не спал? (нар., =по какой причине? ) Потому что работал.

От чего ты отказался? (мест.+н/п ) От работы, от задания.

отчасти Отчасти ты прав. (насколько? нар., =частично )

Он отказался от (большей) части дохода. (от чего? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

П позади

попросту

поскольку

понемногу

поодиночке

слитно всегда

потому что

по сравнению (с)

по течению

всегда раздельно

причём Вещь красивая, причём недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При чём ты останешься? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь родители, если сам виноват?

притом Вещь красивая, притом недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При том пособии имеется приложение. (при каком? мест.+н/п, =прил .)

потому Он остался потому, что хочет узнать правду. (почему? нар., =по той причине )

идти по тому берегу (по какому? мест.+н/п, =прил .) догадался по тому , что увидел (мест.+н/п, =по увиденному )

почему Почему ты молчишь? (нар., =по какой причине? ) Потому что не хочу разговаривать.

По чему ты занимаешься? (мест.+н/п, =по какому пособию? ) По учебнику Розенталя. По чему ты скучаешь больше всего? По лету, по солнцу.

поэтому много работал, поэтому устал (нар., почему? по какой причине? )

заниматься по этому учебнику (мест.+н/п, по какому? =прил .)

поистине

по истине

Это поистине редкая вещь. (нар., =на самом деле )

Люди скучают по (настоящей) истине . (сущ.+н/п )

поначалу

по началу

скучать поначалу (нар., =первое время )

догадаться по (самому) началу романа (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

С со временем

раздельно всегда

сразу, сразу же

всегда одинаково

сначала сначала подумай (когда? нар .)

Не начать ли сказку с (самого) начала ? (с чего? сущ.+н/п )

совсем совсем не выспался (как? нар., =совершенно )

уехал со всем имуществом (с каким? мест.+н/п )

сплеча замахнулся сплеча (как? нар., =сразу )

снять с (своего) плеча попугая (с чего? сущ.+н/п )

Т Таки Может писаться либо через дефис, либо раздельно.

Сломал -таки , опять -таки , прямо -таки после глаголов, наречий, частиц через дефис

Меня таки приняли на работу, я таки опоздал - во все других случаях раздельно

тОтчас явился тотчас (как? нар., =сразу же )

настал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь увидел Вас

Омонимы: есть союзы тоже, также

Я тоже , как и ты, учу иностранные языки. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

У меня есть кот, и у тебя тоже. .

Я увлекаюсь музыкой, а также очень люблю читать. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

Кот любит спать, а также прятаться в новых пакетах.

Омонимы: местоимение с частицей же . Она усиливает значение, см. ЖЕ

Встречаемся в то же время. (мест.+част.,время какое именно?) - в то; же

Брат посоветовал то же , что и вы. (мест.+част.,посоветовал что именно? ) - то; же опустить можно, заменить союзом и нельзя!

Вы так же молоды, как десять лет назад. (нар., молоды как?) - так; же опустить можно, заменить союзом и нельзя).

тут же

раздельно всегда

Х хотя бы, хотя б

раздельно всегда

В основу таблицы 1 положены материалы учителя русского языка Крюковой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)

Через дефис пишутся наречия, образованные:

1) от полных прилагательных или местоимений с помощью приставки по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки,-ски, -ьи

поступать по-дружески петь по-казахски жить по-новому сделать по-своему по-заячьи труслив

2) от порядковых числительных на -ых, -их с помощью приставки в- (во-)

во-вторых в-третьих в-пятых

3) посредством повтора того же слова или корня, осложнённого приставками, суффиксами

еле-еле, точь-в-точь день-деньской мало-мальски волей-неволей

4) посредством соединения синонимов

нежданно-негаданно, подобру- поздорову у

5) с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь

кое-где, когда-то, где-либо, куда-нибудь

Полу- всегда пишется слитно: полумесяц, полугодие.