Что делает базарова героем. Базаров “Герой своего времени” сочинение

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) стал новаторским в отношении разработки нового типа героя – демократа-разночинца . Автору удалось угадать веяние эпохи, отразив исторический процесс 60-х гг. XIX в . – конфликт демократов-разночинцев и дворян.

Главный герой романа – Евгений Базаров – является единственным представителем «детей» в произведении. Свое «любимое детище » Тургенев наделяет демократическим обликом и явно неаристократическим происхождением («лицо длинное и худое», «красная рука», простая и небрежная одежда), невероятной трудоспособностью (анатомия, составление гербариев, чтение) и природным обаянием и дружелюбием (простые люди принимают его за своего – «свой человек, не барин »). У Базарова свой - не совсем традиционный – взгляд на многие вещи, но и в уме, начитанности и природной смекалке ему нельзя отказать. Всем этим Евгений вызывает брезгливое отношение к себе холеного аристократа Павла Кирсанова.

Спор между Кирсановым и Базаровым становится сюжетным центром романа и обнаруживает идейную непримиримость взглядов дворян и разночинцев. В сцене спора Базаров со всей мощью раскрывает идеи своего воинствующего демократизма: презрительно говорит об «аристократишках», гордится своим нигилизмом , отрицая все традиционное – самодержавие, крепостничество, религию. У Евгения есть своя цель – очищение места от старого во имя нового. Несмотря на всю революционность и даже агрессивность своей позиции, Базаров любит народ, гордится своим «простым» происхождением. Позиция Базарова небездоказательна – напротив, она основана на логике и фактах, что и заставляет Кирсанова признать свое поражение. Духовное превосходство нигилиста еще более очевидно в сцене дуэли Базарова с Павлом Кирсановым.Противостояние «Базаров-Кирсанов» выходит за рамки сюжетного элемента, приобретая идеологическое значение борьбы «демократизм – аристократизм».

Несмотря на свою мощность и основательность, образ Базарова во многом противоречив: он отрицает первозданность и совершенство природы («природа – не храм, а мастерская») , эстетическое и идейное наследство искусства («Рафаэль гроша медного не стоит» ). Автор подчеркивает, что эти крайности были присущи самому демократическому движению, поэтому небезосновательно перенесены на героя.

На поверку же базаровский нигилизм оказывается надуманным и искусственным: герой не выдерживает традиционного для Тургенева испытания любовью – любовь Базарова превращается в гордое и молчаливое страдание. Не проходит мимо Базарова и истинное дружеское чувство: он искренне пытается понять Аркадия, помочь ему разобраться в себе. Привлекает в Базарове и его нежная любовь к старикам родителям. Не могут не потрясти мужество и сила духа героя перед лицом смерти.

Тургеневский Базаров стал исторически достоверным героем : автор показал весь трагизм судеб людей, пролагающих новые пути.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Хотел ли я обругать Базарова или превознести?

Я этого сам не знаю,

ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу

Знаменитый роман Ивана Сергеевича Тургенева написан в 1861 году, и о нем с уверенностью можно сказать: «…со времени "Мёртвых Душ" Гоголя ни один из русских романов не производил такого впечатления, какое произвели «Отцы и Дети» при их появлении» (Критик и публицист В. П. Буренин). Это произведение стало одним из самых обсуждаемых событий того времени благодаря удивительной особенности его автора. Он умел улавливать, что происходит или произойдёт в обществе, а также уделял большое внимание общественным, социальным вопросам. В шестидесятые годы в стране разгорелась общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами, что неизбежно вело к расколу: обе стороны понимали, что изменения в России нужны кардинальные, но хотели осуществлять их по-разному.

Тургенев показал это столкновение в самом его зарождении. Евгений Базаров – главный герой, является представителем нового поколения. Он, безусловно, рождён модой на все, что было в том веке, но можно ли его назвать героем своего времени?

При первом же знакомстве с Базаровым читатель понимает, что этот образ ему запомнится надолго. Это высокий мужчина лет тридцати с «длинным и худым лицом, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум..." Все это даёт возможность ощутить, просто представив его, мощь, превосходство над другими и силу. Большое внимание автор уделяет красным рукам Базарова, очень несвойственная для дворян деталь, но она говорит нам о том, что этот человек не сидит без дела, а занимается, как умственным, так и физическим трудом. Евгений не боится работы, потому что именно с помощью неё он желает получить независимость, которая предоставляет для него огромную ценность.

Главный герой был выходцем из семьи штабного лекаря, но по матери - дворянин, однако стеснялся этого факта и старался, как можно реже говорить на эту тему, восклицая: «Мой дед землю пахал!» Родители Базарова очень сильно любили своего сына, но не были богатыми людьми, не могли обеспечить его культурное воспитание, и потому Евгений сам старался зарабатывать себе на образование, отсюда и любовь к труду.

Базаров был цельной личностью и оттого имел ряд принципов – идей, которые лежали в основе его мировоззрения. В то время это было модное направление – нигилизм, ставившее под сомнение общепринятые вещи. По мнению Базарова, аристократизм, либерализм и прогресс – это всего лишь ненужные иностранные слова, а люди признающие их не несут никакой пользы для общества. «природа – не храм, а мастерская; и человек в ней - работник», - утверждает Евгений. Разве можно с этим согласиться, ведь люди – это не главное в окружающего мира, это всего лишь малая частичка. Природа не нуждается в нас, но мы нуждаемся в ней! И надо это уметь признавать и понимать. Искусство также не оценено главным героем: «Рафаэль гроша медного не стоит!», он считает, что «теперь химик полезнее поэта». А любовь для него и вовсе – «белиберда, непростительная дурь!».

Евгений – это сильная, но несчастная и непонятая личность. Он все старался делать ради народа, боролся за его права, искренне хотел ему помочь и обеспечить хорошую жизнь, но имел с ним сложные отношения, не принимался ими за своего и получал насмешки. Все его отрицание природы, искусства и аристократизма было от того, что «не нужны никакие идеи, когда хочется есть», а есть простому народу хотелось и очень. Вот только нужно ли это было ему? Все эти жертвы оценены ли им по достоинству?

Трагедия Базарова состоит ещё и в том, что ему пришлось столкнуться с тем, что разрушило его идейные убеждения в пух и прах. Он влюбился причём так сильно, что не смог сдержать в себе романтизм, который отрицал во всех других. Ведь на самом деле Евгений был очень добрым и чутким человеком, который сломал сам себя ради убеждений и ценностей, его можно уважать за верность принципам, также его можно и жалеть, в нем погиб замечательный человек, который смог бы принести счастье не только себе, но и другим. Одинцова оказалась намного сильнее его, и ей нравилось, что она возвышается над этой титанической личностью, она хотела подавить его, вызвала на разговор, заставила раскрыться, а потом… отвергла! Базаров, не желая унижаться, уезжает из её дома, но стать таким, каким он был до встречи с возлюбленной уже невозможно, он стал человеком, которых презирал, «рассиропился». Эта любовь его преобразила и погубила одновременно, Евгений просто-напросто не смог пройти этого испытания.

Испытав неудачную любовь, поняв, что за ним никто не стоит, разочаровавшись во всех своих убеждениях, герой умирает. Но эта смерть ещё раз доказывает нам, что Базаров – был невероятно сильной личностью. Тургеневу пришлось расстаться со своим героем, потому что ему больше не было места, он стал лишним, отрицая общепринятые ценности, которые и дают нам возможность жить.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, мы видим, что Базаров несет в себе качества типичные для разночинцев того времени. Не он виноват во многих из них, а общество, сломавшее его. Но все это дает нам назвать Евгения - "героем своего времени".

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

План

1. Вступление.

2. Нигилизм Базарова.

3. Демократические взгляды главного героя.

4. Образованность Евгения Базарова.

5. Вывод.

Многие авторы в своих произведениях пытались изобразить персонажей с чертами характера и поведением, которые были свойственны большинству людей той эпохи. Примерами героев своего времени могут стать Григорий Печорин и Евгений Онегин. Этот список может пополнить и имя Евгения Базарова. Почему он тоже герой своего времени?

Во-первых, герой — нигилист. Его взгляд на мир особенно ярко выражается в разговорах. Он, как и многие представители молодёжи пятидесятых годов девятнадцатого столетия, отрицает авторитет и мастерство гениев («Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше») и сомневается во всём, что было доказано ранее. Также герой не верит в красоту и любовь. Ему непонятно, откуда во взгляде красавицы могла появиться загадочность: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» Он не желает доверять кому-либо и привык полагаться только на себя и собственные знания и опыт.

Во-вторых, Базаров — разночинец. Он придерживается прогрессивных демократических взглядов на жизнь и не признаёт идеи либералов и консерваторов. Герой презирает «аристократишек», что выражается в его спорах с Павлом Петровичем. Желание Базарова отменить крепостное право также выдаёт в нём представителя интеллигенции пятидесятых годов 19 века.

В-третьих, у героя хорошее образование. Базаров знает не только биологию и химию, но и другие науки, может поддержать разговор практически на любую тему. Герой использует умения и навыки, чтобы лечить людей. Он не представляет свою жизнь без труда, поэтому даже на отдыхе в усадьбе Кирсановых проводит опыты и исследует строение организма лягушек. Герой смеётся над романтиками и считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Все эти идеи описывают Базарова как яркого представителя молодёжи того времени. Анализируя образ Базарова, можно сделать вывод, что он — герой своего времени. Черты характера героя, его высказывания и представления о жизни — всё это делает Базарова похожим на типичного молодого человека пятидесятых годов девятнадцатого столетия.

Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом.

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона — это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров — это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Был ли Базаров героем своего времени? Я счи­таю, что да. За такими, как он, - будущее России. Это можно доказать, проследив его жизнь, поступки, взаимоотношения с людьми, соотнеся его взгляды на жизнь с проблемами, волновавшими русское обще­ство в 60-е годы XIX века, когда был написан Роман .

Тургенев всегда точно обозначает время действия в своих произведениях. Так, события в Романе «Отцы и дети» начинаются 20 мая 1859 года и заканчива­ются зимой 1860 года. В это время резко обостряет­ся борьба между революционерами-демократами и либералами за выбор путей развития России. Кре­постническая система изжила себя. На арену обще­ственной борьбы выходит новый тип борцов - раз­ночинцы-демократы. Тургенев уловил и изобразил в «Отцах и детях» нарождающееся в обществе дви­жение. Его Евгений Базаров - центральный герой романа - представитель этого прогрессивного движения. Это человек действия, не любящий пустых фраз и рассуждений о благе Отечества.

При первом же появлении героя бросается в глаза его резкое отличие от дворян-помещиков Кирсановых. Он прост, об этом говорит его непритязательная одежда, небрежная прическа, народное «Евгений Ва­сильевич», когда он представляется Кирсанову.

Большую роль в раскрытии характера и взгля­дов Базарова играют споры между ним и его идей­ными противниками. Особенно острый конфликт возникает между Базаровым и аристократом Пав­лом Петровичем Кирсановым.

«Павел Петрович всеми силами души вознена­видел Базарова ». Эта ненависть происходит от того, что «молодой нигилист», отрицатель, перечеркнул всю его жизнь. Старший Кирсанов считал себя до­стойным уважения, но Евгений называл подобных ему людей «дрянью, аристократишками». Между представителями старого и нового поколений назре­вает конфликт. Схватка произошла за вечерним чаем. В ней выразились идейные разногласия ан­тагонистов по поводу насущных проблем русской жизни. Павел Петрович вынуждает Базарова вы­сказаться. «В теперешнее время полезнее всего отри­цать», - так выражает Евгений то, в силу чего дей­ствуют нигилисты. Он считает, что до всего надо доходить путем эксперимента и исследования, что прежде чем строить новое, надо «место расчистить». Он презирает в народе патриархальность и религи­озность, отсталость, но, несомненно, ближе к нему, чем воинствующий аристократ.

«Мой дед землю пахал. Спросите любого из ва­ших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете», - говорит Базаров . И в этом он прав.

Тургенев показывает не всю биографию своего героя, а только ее основные моменты. Его прошлое нам неизвестно, но мы знаем, что личность Евгения формировалась в условиях общественного и научного подъема. «Главный предмет его - естественные науки. Да, он всё знает», - так отзывается о друге Аркадий Кирсанов. Евгений осведомлен в ботанике, медицине, зоологии, химии, физике. Бекетов, Сече­нов, Боткин, Менделеев - эти имена появились в русской науке во второй половине XIX века. Они определили интерес молодежи к естественным на­укам. На смену идеалистическим представлениям о жизни приходит материализм. Взгляды Евгения на жизнь, науку, религию, государство, народ во мно­гом совпадают со взглядами подлинных революцио­неров-демократов: Добролюбова, Чернышевского, Писарева.

В споре с оппонентом-аристократом видны ум, уверенность в себе, прогрессивность мировоззрения Базарова . Павел Петрович так и не сумел доказать правомерность своих взглядов на государство, пра­во, авторитеты и т. д. К концу спора он был взбе­шен, а Базаров - спокоен. Он лишь пожалел, что «рассиропился», слишком «распространился» перед этим аристократом. Базаров отвергает крепостниче­скую систему, грубое суеверие, иностранные авто­ритеты (Павел Петрович - приверженец всего анг­лийского), он стоит за просвещение народа.

Схватку, конечно, выиграл нигилист, так как взгляды Кирсанова устарели, он не знает жизни, но за то, к чему привык, за свой комфорт стоит на­смерть. Его подробно рассказанная биография гово­рит о том, что он потратил свою жизнь на романти­ческую любовь к некой Р. Не таков Базаров. Он за­нимается делом, наукой, лечит людей, помогает отцу. И в любви к Одинцовой проявилась не слабость, а сила его характера. Хотя он отвергает любовь, ис­кусство, поэзию, Рафаэля, что в духе времени (ког­да рождается новое, всегда бывают какие-то переги­бы), перед смертью Евгений заговорил как роман­тик: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». В этих словах нежность к любимой и такой далекой от него Анне Сергеевне, испугавшейся его страсти, его искренних чувств, подобных буре. Умереть так, как умер Базаров, означает совершить подвиг». Невозможно опровергнуть это мнение Пи­сарева. Евгений, зная, что он заражен, ведет себя мужественно, старается утешить родителей-стари­ков. Жалеет лишь о том, что не успел осуществить желаемое. Тургенев не говорит, как могла бы сло­житься его героя, если бы он не умер. Веро­ятно, Базаров посвятил бы себя революционной де­ятельности. Ведь не случайно Тургенев в одном из писем заметил, что если его герой называется «ни­гилист», то надо читать «революционер».

Добролюбов говорит, что люди базаровского скла­да решаются «ступить на дорогу беспощадного от­рицания для отыскания чистой истины», что их цель - «принесение возможно большей пользы че­ловечеству». Тургенев полагал, что время базаровых еще не настало, но его произведение сказало боль­ше: России нужны реалисты, деятели, революцио­неры в области мысли. Всегда вначале рождается новая идея, а затем появляются люди, которые во­площают эту идею в жизнь.

Я считаю, что в своем отрицании Базаров захо­дит иногда далеко. «Природа не храм, а мастер­ская, и человек в ней работник», - утверждает он. Это односторонний взгляд на природу. Природа - и храм, и мастерская. Она - часть мироздания, она - наше спасение! Надо не только брать у природы, но и щадить ее. Что, как не природа врачует истомлен­ные цивилизацией души? И без поэзии, живописи, музыки невозможно представить нормальную жизнь. Гораздо проще торговать, из всего извлекать при­быль, как в наше «переходное время». Но как мель­чает человек, замыкаясь в заботах только о хлебе насущном! Базаров, возможно, не это имел в виду, когда резко отрицал всё старое. Может быть, он и не знал подлинного искусства: слишком занят был своим делом. И всё же, хотя он высказывает много спорного, это передовой человек своего времени, ге­рой своего времени. За такими всегда будущее.

В каждом мыслящем, деятельном человеке есть частичка Базарова .

Скачать сочинение »Был ли Базаров героем своего времени?» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Отцы и дети, Тургенев

Если домашнее задание на тему: » Был ли Базаров героем своего времени? [сочинение] оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      ? S (Включая Острова И Ледники) = 13 177 Тыс. Км? ? S (Без Островов) = 13 087 Тыс. Км? ? Самая