Надя рушева работы. Надя Рушева. Трагическая судьба самой известной художницы "Мастера и Маргариты"

Надя Рушева никогда не училась ни рисунку, ни графике. Она просто брала бумагу и начинала набрасывать какие-то контуры. Никогда не делала эскизов — рисовала сразу «набело». И не пользовалась стиральной резинкой — если художнице что-то не нравилось, она выбрасывала лист и начинала заново — уже другой рисунок. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила художница.

Таких рисунков — быстрых, выверенных, чётких — она оставила двенадцать тысяч. Это в шесть раз больше, чем всё творческое наследие Клода Моне . Хотя жизнь самоучки Нади Рушевой была и в шесть раз короче. Юная художница даже не успела закончить школу — в 17 она умерла от разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и кровоизлияния.

Маленькая художница

До семи лет родители не учили девочку ни читать, ни писать, ни рисовать — как говорила её мама, не хотели торопить ребёнка. Но по вечерам папа, художник Николай Рушев , часто читал дочери вслух сказки. А Надя, пока слушала, делала какие-то наброски. Как-то раз, пока папа читал «Пушкинскую сказку о царе Салтане», девочка успела нарисовать 36 иллюстраций.

Рисунок Нади Рушевой «Н. Н. Пушкина с детьми». Из цикла «Пушкиниана». Перо. 1966 год. Репродукция. Фото: РИА Новости / Владимир Вдовин

Однажды Николай Рушев показал рисунки дочери коллегам по работе. Те подтвердили: у девочки талант. А в 1964-м прошла первая выставка Нади — ей тогда было 12. Не все воспринимали девочку всерьёз — какой жизненный опыт может быть у пятиклассницы? Да и художественного образования она не получила. А Рушева просто продолжала вести свой привычный образ жизни — ходила в школу, как и любой нормальный советский ребёнок, волновалась за отметки, читала книги и много рисовала.

Выставка «Пушкиниана Нади Рушевой», посвящённая 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Мама художницы Наталья Рушева на открытии выставки, 1999 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

В течение ближайших пяти лет по всему миру проходит 15 персональных выставок Нади Рушевой: в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии. Надю интересуют и мифы Древней Греции, и пушкинские произведения — в 13 она создаёт серию рисунков к «Евгению Онегину». Несмотря на то, что Надины иллюстрации очень простые — часто это просто какие-то линии и контуры без тонировки или штрихов, — в них много динамики и жизни. Как говорил скульптор Василий Ватагин: «Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира». Сама же Надя всегда мечтала стать мультипликатором.

«Провидение Нади»

Как-то друзья дали Наде почитать «Мастера и Маргариту». Как писал в дневнике отец художницы: «Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!.. Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать всё, что можно, о Булгакове и как-то сразу и упоённо стала создавать свою лебединую песню „Мастер и Маргарита“». Спустя годы вдова Михаила Булгакова увидит Надины иллюстрации и назовёт их лучшими — но художницы к тому времени уже не будет в живых.

После смерти Рушевой Елена Сергеевна пригласила в гости её отца. Тот принёс с собой две папки рисунков Нади. Взяв в руки первый же лист, вдова Булгакова минуту молчала. А все присутствующие с удивлением переводили взгляд с рушевской героини на Елену Сергеевну и обратно.

РИА Новости / Владимир Вдовин

Тогда ещё отец художницы не знал, что жена писателя — и есть та самая Маргарита. Знать этого не могла и Надя. Однако её Маргарита оказалась практически копией Елены Булгаковой. А у Мастера на пальце красовался массивный перстень с камнем — такой же был и у самого писателя.

Репродукция рисунка Нади Рушевой к последней сцене романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». (1968 год. 16 лет). Фото: РИА Новости / Владимир Вдовин

«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки. А когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади».

Рушева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15.

Сбывшееся и несбывшееся

В немецких искусствоведческих учебниках линейную графику Рушевой принимают практически за эталон. На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передавала эмоции — часто всего несколькими линиями.

При этом рушевские иллюстрации — по-детски непосредственные. Так, рядом с «серьёзными» рисунками Геракла или Аполлона с Дафной можно увидеть забавную серию «Сиренки». Надины сирены совсем не страшные — скорее, весёлые и игривые. А её кентаврицы больше похожи на балерин — на некоторых картинках они даже вальсируют.

Кстати, балет художницу тоже интересовал. Как-то она изобразила балет «Анна Каренина», но увидеть его не успела. Надя умерла за несколько лет до того, как композитор Родион Щедрин написал «Анну Каренину», а Майя Плисецкая исполнила там главную роль.

Никто не мог предположить, что в 17 лет художница уйдёт из жизни. Собираясь утром в школу, она просто потеряла сознание. Врачи пять часов боролись за её жизнь, но в сознание она уже так и не пришла.

Могила Нади Рушевой и её отца Николая Константиновича на Покровском кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org / Mitrius

По-тувински имя «Найдан» (а Надя наполовину тувинка) означает «вечно живущая». И память о художнице-самоучке, которая так и не стала мультипликатором, до сих пор жива — всего в мире прошло уже около 160 её выставок. А с могильного памятника Нади Рушевой на этот мир смотрит кентаврёнок — необычный ребёнок с очень серьёзным взглядом.

Загружено пользователем joseeash, дата: 28.01.2010

Музыка Сергея Прокофьева, рисунки А.С.Пушкина и Надежды Рушевой

Нам сквозь туман неверья и сомнений,


Нить Ариадны с кончика пера.

Рассказывая о жизни таких людей как Надя Рушева стальное кольцо перехлестывает горло…. Эта девочка была гениальна, все в ней говорило об этом, и то что она рано с трех лет не умея еще читать начала рисовать, и ее раняя смерть, неожиданный уход….

Ее называли Моцартом в живописи. Ее талантом восхищались все известные люди русской культуры, ее современники….

Многим известна запись Ираклия Андроникова, оставленная на одном из Надиных рисунков писателем: "То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка.

Они не требуют доказательств своей первозданности".

Девочка-планета... Девочка-Вселенная....

"Надя Рушева, юная гениальная художница.
Родилась 30 января 1952 в Улан-Баторе (Монголия) в творческой театральной семье, направленной в Монголию помогать становлению национального монгольского балета.

Её мать – первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева, отец – театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. Летом 1952 семья переехала в Москву.

Рисовать девчушка начала с трех лет, много раньше, чем читать.

Рисунок стал для нее как бы еще одним языком - загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное озорство.

Надя Рушева "Пушкиниана"

Использованы работы Нади Рушевой,
Песня "Тает желтый свет свечи" -Стихи: Леонид Филатов,Музыка:Владимир Качан

Но над рисунком всегда - затихала, замирала. Над рисунком она как бы погружалась в другой мир, неведомый остальным. Она властвовала в рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не раз: "Я живу жизнью тех, которых рисую".

Известность пришла к Рушевой в двенадцать лет, 1964 году, когда ее рисунками заинтересовались писатели Лев Кассиль и Борис Полевой, а в "Клубе искусств" МГУ и в редакции журнала "Юность" состоялись первые персональные выставки школьницы.

Уникальность её рисунков в том, что героями подавляющего большинства из них являются герои мировой и русской классической литературы, истории, культуры. С пером в руке она прочитала античные мифы, Шекспира, Пушкина,

Лермонтова, Толстого, Тургенева, Экзюпери, Булгакова, Блока, Гюго, Грина, Диккенса, Байрона, Рабле и многих других.

Она рисовала по воображению, смело входя в золотоносные пласты человеческой культуры и чутко угадывая сквозь толщу столетий тот наиболее лаконичный и соответсвующий характеру героя, атмосфере места и времени образ, который потом будет безошибочно узнаваться теми, кто будет смотреть её рисунки: вот это - вне сомнений - Наташа Ростова, это - Булгаковский Мастер, это - юный Пушкин, это - Офелия, это - Маленький Принц...

Её называли "Моцартом рисунка", а академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал о творениях художницы так:

"Это кристаллизация чистоты духа. Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Не в технической виртуозности суть, а в талантливости её личности.

Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше: о балете, об античности, о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Тургеневе, Экзюпери и, наконец, о "Мастере и Маргарите"

Булгакова. Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана".

Она рисовала везде, например гуляя на улице рисовала на снегу…Ей прочили будущее книжного графика, а сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором.

В середине 70-х годов космонавт Георгий Гречко взял с собой на околоземную орбиту рисунок Нади и во время телесеанса с Землей показал его миру. Рушева стала первым художником, чей вернисаж состоялся в масштабах планеты.

Её рисунки полюбили в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В 1969 на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь...», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.

Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Ей было 17. Врачи ничем не смогли помочь.

Когда вдове Михаила Булгакова, Елене Сергеевне, показали цикл рисунков к роману "Мастер и Маргарита", та была потрясена увиденным не меньше их, и долго перебирала рисунки, всматриваясь в тонкие, начертанные пером контуры, лица, фигуры, силуэты, темы...

Оказалось, что перстень на пальце Мастера - это точная копия фамильного перстня Михаила Афанасьевича Булгакова, а женский портрет и старая фотография жены писателя - это одно лицо. Ни перстня, ни фотографии Надя, конечно, физически не могла видеть! Но она создала уникальный цикл рисунков, и все они говорили действительно о том, что юная художница полностью владела материалом и понимала его досконально. Каждый рисунок вызывал у Елены Сергеевны восклицание и удивление: "Какая амплитуда чувств... Маргарита - хороша!... Азазелло великолепен... Это потрясающе... Девочка в 16 лет прекрасно всё поняла..." Такие отзывы в устах Елены Сергеевны (Маргариты) были высшей похвалой, жаль, что Наде не довелось услышать этих слов.

Среди её работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. А еще есть несколько зарисовок, на которых изображен балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен – уже после смерти художницы. Анну в нём играла Майя Плисецкая.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Многие из них хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве.

А один из них – кентавренок – воспроизведен на памятнике, который стоит на могиле Нади на Покровском кладбище.

Посвящения

Памяти Нади Рушевой.
Как недолгий, но яркий фонарик,
Как зимою дыханье тепла,
Эта девочка - грустный очкарик -
Между нами однажды прошла.
Каждый штрих, словно ласточка детства,
Все по-пушкински - сразу ясней...
А потом с перехваченным сердцем
Я смотрел кинокадры о ней.
...Вот улыбка... Знакомые строфы...
Но я прутик забыть не могу,
Выводивший курчавый профиль
На весёлом лицейском снегу.
(Макс Дахие, журнал «Юность» № 1-2 за 1973г.)
Век девятнадцатый стревожен
Таким вниманием к себе.
Его поэзия, быть может,
В другой откликнется судьбе.
Его история разъята
В своей красе и некрасе,
И воскрешённая крылатка
Трещит на взлётной полосе.
И девочка, ещё ребёнок,
Надежда Рушева спешит
В рисунке, что и бел, и тонок,
К надеждам пушкинской души.
(Александр Богучаров, журнал «Юность» № 6 за 1972г.)

Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег - как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.

Вальсирует свободно по паркету
Листа рука. Душе дар богом дан
Провидеть. Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.

И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь...

Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера...
(02’2005) edel

Перо фигурного катания
обводит Образ Чистоты.
Душа трепещет в ликовании,
провидя лики красоты.

Легко и просто как дыхание,
ложится линия на лист,
глазам являя обаяние
движенья тел, и душ, и лиц...

Узор-экспромт, где ветви дерева
скрывают женские черты...
О, сколько было бы утеряно
в подвалах Вечной Черноты,

Но - было ж Господу мгновение! -
вложил ей в руки жар любви,
и чистый угол преломления
в кристалик дремлющий вживил.

Как резв и развит грифель Рушевой!..
Сбылось перо терзаний Пушкина.

Как кружит снег под утро раннее
слетают со стола листы.
Перо фигурного катания
скользит по линиям мечты.

Она была, она подвигнула
сонм наших душ в иной состав!
Так что ж скорбеть или завидовать,
её при жизни не застав?...
(Андрей Зырянов)

Серия сообщений "Иллюстрации":
Часть 1 - Иллюстрированное|Andrew LoomisЧасть 2 - Старые журналы...Часть 24 - Свадебное|Старинные принтыQUOTE]

Цитирую с благодарностью

О Наде Рушевой говорили – гениальная девочка. Ее рисунки как глоток свежего воздуха, настоящие, открытые, проникающие в самую глубь человеческой души.

Детство и юность

Найдан Николаевна Рушева родилась в 1952 году, 31 января. У девочки тувинские корни, отсюда необычное имя. Найдан с тувинского - «вечно живая».

Семья советского художника Николая Константиновича Рушева проживала в Улан-Баторе (Монголия) с 1950 года. После рождения ребенка перебрались в Москву, где отец устроился работать художником на Центральное телевидение, а мать Наталья Ажикмаа (некогда балерина) посвятила время воспитанию дочери. Биография Нади с самого детства связана с искусством. Первые впечатляющие рисунки появились, когда девочке исполнилось пять лет.

Творчество

В первом классе Надя уже не расставалась с карандашом. После учебы художница посвящала искусству много времени. В семь лет девочка нарисовала иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане». В течение вечера появились 36 рисунков, пока отец читал сказку вслух.


Позже, освоив чтение, художница проиллюстрировала «Медного всадника», «Повести Белкина» и «Евгения Онегина». С годами, кроме графитового карандаша, Надя научилась работать пером, фломастером, пастелью. Весной 1964 года журнал «Юность» организовал дебютную выставку для начинающей художницы, затем опубликовал некоторые из работ.

Известно, что по просьбе пушкиниста А. И. Гессена Надя трудилась над иллюстрациями к его книге «Жизнь поэта». К заданию Рушева отнеслась с интересом и ответственностью: читала работы известных литературоведов, заглянула в Мемориальную квартиру поэта. Гусиным пером Надя тщательно выводила картины, однако Гессена ни одна не впечатлила.


В итоге книгу выпустили без рисунков художницы, а иллюстрации (их около 300) после кончины Рушевой хранятся в музеях.

В 12 лет за спиной у гениальной Нади уже был богатый художественный опыт. Творчество насчитывало более пяти тысяч рисунков разных стилей и отличных друг от друга тем. Выставки не ограничивались региональными масштабами: работы Рушевой побывали в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году журнал «Юность» опубликовал иллюстрации к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».


Известно, что Рушева не рисовала эскизы, а в ее инструментах для творчества никогда не нашлось бы ластика. Картины рождались легко, образы всплывали в голове, и ошибки быть не могло: Надя просто творила. Девочка писала иллюстрации к мифам Древней Греции («Подвиги Геракла»), перенесла на бумагу образы героев «Одиссеи» и «Иллиады».

Одной из любимых работ Нади стал балет «Анна Каренина». Художница изобразила изящных балерин, но увидеть красоту в исполнении балерины на сцене так и не успела.


Талант юной художницы – природный дар. Отец принял решение не определять девочку в художественную школу, рисованию Надя нигде не училась. Рушева проиллюстрировала «Войну и мир», «Мастера и Маргариту». Современники видели в ней гениального книжного графика.

В школе Надя играла в команде «КВН», оформляла стенгазету. С родителями часто ходила в театры и музеи.


Планировала рисовать иллюстрации к , . Родные вспоминают, что девочка мечтала стать мультипликатором.

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» с восторгом приняла Елена Сергеевна Булгакова. Вдова писателя рассказывала, что Надя стала первым художником, которому удалось с точностью раскрыть образ .

Личная жизнь

Отдельной строкой в жизни Нади Рушевой считаются 30 дней в лагере «Артек» в 1967 году. Пятнадцатилетняя девушка и там успела оставить рисунки, которые сейчас хранятся в музеях. Надя рисовала стенгазеты и не переставала творить для души.


С согласия Натальи Ажикмаа давно обнародована переписка художницы с товарищем из «Артека» Аликом (Олегом Сафаралиевым). Это было общение двух пятнадцатилетних подростков, только вступающих во взрослую жизнь, размышления о будущем, о человечности. Надя изредка рассказывала об успехах в творчестве и школьных буднях. Сейчас у кинорежиссера Сафаралиева хранятся письма и множество иллюстраций к ним.

Смерть

Надя Рушева внезапно для всех скончалась, когда ей исполнилось 17 лет. Незадолго до того, как уйти из жизни, юная художница с отцом по приглашению «Ленфильма» посетила Ленинград. Киностудия снимала ленту «Тебя, как первую любовь» о таланте Рушевой. Съемки остались незавершенными.


6 марта 1969 года Надя собиралась выходить из дома на учебу. Состояние девочки резко ухудшилось, она потеряла сознание. Рядом находился Николай Константинович, который вызвал машину скорой помощи. Рушеву срочно госпитализировали, но спасти не смогли. Причиной смерти стала врожденная аневризма сосуда головного мозга.

О болезни дочери до момента смерти родители не подозревали. Недуг в то время лечению не поддавался. По словам медицинских работников, 17 лет с такой проблемой – большой срок. Надю похоронили на Покровском кладбище. На памятнике изобразили «Кентавренка», нарисованного юной художницей.


«Кентавренок» также стал основой для призов фестивалей «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». С 2003 года в Санкт-Петербурге установлен памятник по мотивам рисунка. Он находится перед «Домом Кино».

Школа, в которой училась Надя, стала музеем, посвященным творчеству художницы. В честь Нади Рушевой на Кавказе назвали перевал. В 1973 году драматург Анна Родионова посвятила художнице пьесу «Девочка Надя».

Несмотря на короткую жизнь, Рушева оставила около 12 000 рисунков. Многие работы хранят знакомые и друзья Найдан. Сегодня прикоснуться к творчеству девушки можно в музеях («Льва Толстого» в Москве, «Имени Нади Рушевой» в Кызыле, а также в Петербурге и городе Сарове).


Николай Константинович Рушев до конца жизни собирал память об умершей дочери, занимался организацией выставок, а также написал произведение «Последний год Нади», используя заметки художницы.

Отец Нади умер от рака в 1975 году и похоронен рядом с Надей. Материалы из «Последнего года Нади» с согласия матери впервые опубликовала газета «Центр Азии». Творчество и жизнь загадочной вечно молодой художницы изучают исследователи и почитатели творчества.

Надя Рушева родилась 30 января 1952 года в городе Улан-Батор (Монголия) в семье деятелей советского театра. Её мать - первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, отец - театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. В Монголии родители работали в художественном училище: отец - художником-инструктором театра и педагогом, мать - педагогом-балетмейстером, а также солировала в концертах.

Она росла в дружной и артистической семье. К ней, с первых ее рисунков, было приковано внимание: старик Гессен, в прошлом кадет-публицист, заказал ей иллюстрации к своим пушкинистским штудиям, и был некий символ в том, что книги девяностолетнего писателя иллюстрирует двенадцатилетняя девочка. Озорство и романтизм ее работ были удивительны ко времени. И при этом Надя Рушева была просто тихим очкариком. Иное дело, если вглядеться. Сохранилось не так много ее фотографий, но есть одна, где она смотрит на картину (не зная, что ее снимают): вот где огонь, мерцающий в сосуде.

Надя начала рисовать с пяти лет. Её никто не обучал рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В возрасте шести-семи лет девочка подружилась с пером-ручкой. Художники обычно им не рисуют - слишком хрупкий инструмент, да и поправки исключаются. Надя любила рисовать и фломастером, и карандашами, для нее это было в равной степени легко.

В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к "Сказке о царе Салтане" Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

Первая выставка её рисунков была организована журналом "Юность" в мае 1964 года, когда Надя училась в пятом классе. Впереди ее ждала слава книжного графика, хотя сама юная художница после школы хотела поступать во ВГИК, стать мультипликатором. Ее обещали взять без экзаменов.

За следующие пять лет жизни у нее состоялось пятнадцать персональных выставок: в Москве, Варшаве, Ленинграде, Артеке. Пришла известность, слава, признание. Правда, гонораров из-за возраста Нади ей почти не платили - не принято было в те времена выплачивать деньги ребенку. Все уходило в карманы вышестоящих устроителей выставок, в неведомые союзы и комитеты. Лишь однажды, на скудно выплаченную часть какого-то гонорара, родители Нади смогли купить ей демисезонное детское пальто. Впрочем, о деньгах никто и не спрашивал, это тоже было не принято в тогдашнем "сверхблагополучном" советском обществе. Но вот любопытный и трогательный штрих. На многих рисунках Надя Рушева изобразила себя в джинсах. На самом деле у нее их не было: семья со скромным достатком не могла позволить себе купить дочери, пусть и "самой лучшей девочке в Союзе" (так писали газеты) очень модную вещь. И Надя позволяла себе изредка мечтать о ней - хотя бы в рисунках!

Ее узнавали на улицах, брали интервью, расспрашивали, сравнивали с "Моцартом в живописи". А Надя оставалась все такой же обычной. Спокойной, веселой, доброжелательной, совершенно "незвездной" девочкой.

Интересен эпизод, связанный с прочтением Надей романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Николай Константинович принес домой заветный потрепанный номер с текстом. Он никак не думал показывать журнал дочери, считая, что юная девочка-пионерка мало что сможет разобрать в сложной нравственно-философской, психологической коллизии романа. А через несколько дней, войдя в комнату дочери, был ошеломлен: весь стол завален рисунками, на которых изображены сцены из романа, портреты главных героев! Рисунки не умещались на столе, падали на пол. Пораженный увиденным, отец начал расспрашивать Надю и с изумлением уяснил себе, что она поняла все (или почти все) в этой необыкновенно сложной и интересной книге. Особенно привлекала ее тема борьбы добра и зла, столь полно выраженная в романе, и тема чувства Маргариты и Мастера.

Отец писал, с каким жадным упоением и восторгом читала Надя другие серьезные творения писателя "Театральный роман", "Бег", "Записки врача". Она хотела иллюстрировать Булгакова еще и еще, но не успела!

Как ни грустно, родители до конца поняли способность Нади к такому вот почти мгновенному ясновидению - проникновению душою внутрь любого пласта времени, эпохи, внутрь любого сердца, слишком поздно - уже после ее ухода. Особенно же - после того, как показали цикл рисунков к роману вдове Михаила Булгакова, Елене Сергеевне. Та была потрясена увиденным и долго перебирала рисунки, всматриваясь в тонкие, начертанные пером-ручкой контуры, лица, фигуры, силуэты, темы.

Оказалось, что перстень на пальце Мастера - это точная копия фамильного перстня Михаила Афанасьевича Булгакова, а женский портрет и старая фотография жены писателя - это одно лицо. Ни перстня, ни фотографии Надя, конечно, физически не могла видеть! Но она создала уникальный цикл рисунков, и все они говорили действительно о том, что юная художница полностью владела материалом и понимала его досконально. Каждый рисунок вызывал у Елены Сергеевны восклицание и удивление: "Девочка в 16 лет прекрасно всё поняла". Такие отзывы в устах Елены Сергеевны (Маргариты) были высшей похвалой, жаль, что Наде не довелось услышать этих слов. Елена Сергеевна поклялась, что добьется отдельного издания булгаковского "Мастера" только с Надиными рисунками. Слово свое она сдержала. Книга вышла. Но не в Москве, как было обещано, а в Барнауле. Из-за плохого качества бумаги великолепные рисунки были почти полностью смазаны, а издание - безнадежно испорчено. В грезы "легкого гения кисти" вмешалась безжалостная реальность.

В 1976 году вышел единственный альбом "Графика Нади Рушевой". У меня он был, получила огромное удовольствие от ее легких, воздушных рисунков, которые так наполнены искренними переживаниями.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие: по разным данным от 10 000 до 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Около 300 её рисунков (цикл «Война и мир») хранится в музее Льва Толстого (Москва, ул. Пречистенка, 11/8), около 1500 - в Мемориальном музее Нади Рушевой в ее бывшей школе №470 (Москва, ул. Ереванская, д.20), письма и дневники - в Пушкинском доме Академии наук в Санкт-Петербурге, пара сотен в музее Пушкина на Мойке (Санкт-Петербург). Около 5000, то есть почти все, что есть, в литературном музее А.С.Пушкина (Москва), 4500 подлинников – в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тува в Кызыле.

Среди её работ - иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.

Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет "Анна Каренина". Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём играла Майя Плисецкая.

Надя любила рисовать и не мыслила жизни без рисования. Ее мало привлекало пустое времяпрепровождение, а на первом месте для нее всегда были какие-то сложные духовные интересы и переживания: песни Владимира Высоцкого, стихи Евтушенко, поездка в музей Пушкина, билеты на балет, книга об античном искусстве. Она могла спорить с любым по возрасту человеком о том, что считала важным и необходимым для верного понимания чего-либо: явления, вещи, искусства, поступка.

В 1969 году на Ленфильме начались съемки документального фильма "Тебя, как первую любовь...", посвященного пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.

Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя Рушева неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Врачи ничем не смогли помочь. Врожденный дефект сосуда головного мозга оборвал ее жизнь в 17 лет.

Вот как рассказывала о трагедии 6 марта 1969 года мама Нади, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева: "5 марта 1969 года дочь с отцом приехали из Ленинграда. Они на несколько дней ездили на съемку документального фильма про Надюшу. Приехала моя доченька веселой, рассказывала о своих впечатлениях.

Утром на следующий день я собиралась на работу, а Надюша - в школу. Приготовила девочке антрекот и яичницу, она выпила стакан кофе. Я ушла, а через несколько минут она потеряла сознание. Николай Константинович в соседней комнате почувствовал неладное. Телефона не было. Он в домашних тапочках побежал в больницу. Там его долго расспрашивали. Наконец приехали, увезли мою девочку на "скорой помощи" в больницу. Через несколько часов она, не приходя в сознание, умерла. У нее оказался врожденный дефект одного из сосудов головного мозга. Сейчас это можно оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Надюши не стало. Никогда она не болела и не жаловалась"

Надя умерла шестого марта. А на следующий день мальчишки решили поздравить одноклассниц с 8 Марта. Всем девчонкам поставили на парты какие-то игрушечки. А Надя не пришла. Класс был потрясен известием о ее смерти. Бывает, что в классе кого-то любят. И ее любили. А незадолго до этого она гуляла с подругой по улице и заметила похоронную процессию. Печальная музыка. И она сказала: "Ну как же? И так тяжело - человек умер, а тут вдруг такая музыка. Еще больше людей добивают. Вот, говорит, если я помру, я бы хотела, чтобы меня похоронили в артековской форме (ее любимой форме) и чтобы играли "Битлз".

Все так и было. Она ушла под музыку Битлз и оставила нам легкость пера, воздушность рисунка.

В ней всегда, даже сквозь флер нежной улыбки присутствовала нотка грусти, трагичности. Светлая печаль истинного художника. Это всегда настораживает. Обыденности хочется радости, радости всегда, пусть даже она будет примитивной по сути. Почему Надя рисовала так, а не иначе? - ломали головы искусствоведы. - Зачем эта вечная, щемящая нота грусти? Почему в образах большого цикла рисунков "Античность" преобладают не мужественные и сильные герои Эллады - спартанцы, а какие-то мифические образы: обратившаяся в дерево и гибнущая от любви нимфа Дафна, плачущий над нею Апполон, ищущие свою половинку в стремительном кружении беге по земле кентаврицы? Почему Пушкин в расстегнутой рубашке, почему лоб его хмурен, а Мастер за спиной Маргариты, упрямо выхватывающей листы рукописи из печки нервно грызет ногти? В нескольких интервью Надя позволила себе искренность и глубину размышлений. Это так несвойственно ребенку. Это так уместно для гения. Для одаренного, мыслящего, живого человека.

Мать Нади Рушевой, Наталья Дойдаловна живет в одиночестве в маленькой, скромной квартире, в которой от всего былого воспоминанием остались лишь обветшалые афиши выставок, несколько пожелтевшие от времени хрупкие рисунки в папках, планшетах и на стенах, и небольшая коллекция фотографий девочки.

В письменном столе покойного ныне Николая Константиновича Рушева лежит огромная беловая рукопись интереснейшей книги воспоминаний о Наде, в четыреста с лишним страниц. Книга до сих пор не нашла своего издателя. В запасниках Пушкинского музея хранится огромное количество рисунков (около восьмисот) большая часть художественного наследия гениальной девочки, феи рисунка.
Грустный Лис по-прежнему доверчиво прижимается к хрупко-острым коленям художницы, сгибает преданным калачиком хвост и пытается заглянуть в лист бумаги, над которым волшебно летает перо.

UPD: книга Николая Константиновича "Последний год Надежды. Воспоминания о моей дочери" не так давно таки была издана.

Кентаврёнок с венком (1968)

Низа - красавица Ершалаима

Первая встреча Мастера и Маргариты

Мастер и Маргарита в подвале у застройщика

Маргарита преображённая

Маргарита читает рукопись Мастера

Маргарита выхватывает рукопись из печки

Встреча Маргариты и Азазелло в Александровском саду

Наташа Ростова с куклой (1966)

Князь Андрей и Наташа перед разлукой (1967)

Наташа Ростова и Анатоль Курагин

На руках у Надежды Осиповны (1968)

16-летние лицеисты Пушкин и Пущин (1968)

Встаёт на западе светило (1968)

Пушкин мечтает в садах Юсупова (1968)

Наталья Николаевна на даче (1969)

Праздник в доме Пушкиных (1966)

Поэт в 30-летнем возрасте (1969)

Пушкин и Наталья Николаевна (1969)

Пушкин и Наталья Гончарова

Майя Плисецкая. Умирающий лебедь (1967)

Танец Пьеро и Коломбины (1967)


Рушева Надежда Николаевна

РУШЕВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Б иографический очерк

Надя Рушева
родилась в семье художника и балерины, в городе со странным, гулким названием:
Улан-Батор. Потом семья переехала в Москву. Рисовать девчушка начала с трех лет,
много раньше, чем читать.

Рисунок стал для
нее как бы еще одним языком - загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и
сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное
озорство.

Но над рисунком
всегда - затихала, замирала. Над рисунком она как бы погружалась в другой мир,
неведомый остальным. Она властвовала в рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не
раз: «Я живу жизнью тех, которых рисую».

Чем она
рисовала? Цветными мелками, карандашом. Пока отец вслух читал ей «Сказку о царе
Салтане», она сделала к ней в альбоме более тридцати шести рисунков... Кстати, в
художественной школе она никогда не училась, и никто и никогда не мог заставить
ее рисовать насильно.

В возрасте шести-семи лет девочка подружилась с пером (ручкой),
которым в первом классе все старательно выводили палочки и крючочки. Художники
обычно им не рисуют - слишком хрупкий инструмент, да и поправки - исключаются..
Надя любила рисовать и фломастером, и карандашами, для нее это было в равной
степени легко, она говорила, что только обводит на листах бумаги внезапно
проступившие контуры рисунка лица и фигуры, контуры и сюжеты. После ее ухода -
не поворачивается язык сказать - смерти, гибели, - столь внезапно все было! -
осталось более тысячи рисунков, среди них иллюстрации к «самому родному поэту»
Пушкину

Художник-график

«НАДЯ,
ПУШКИН, СИРЕНКИ и ДР.»

Надя Рушева, на мой взгляд, - явление
чрезвычайное в изобразительном искусстве наших дней.

Говорить
о ней радостно и горько: радостно потому, что, глядя на рисунки Нади, говоря о
них, невозможно не почувствовать себя на высокой волне большого праздника, не
ощутить доброго волнения; а горько потому, что самой Нади уже нет с
нами.

Надя умерла в семнадцать лет. Так мало пожив на этом свете, она
оставила огромное художественное наследие - десять тысяч
рисунков-фантазий.

Талант
щедр, и эта щедрость души, это стремление тратить свои душевные богатства без
оглядки, отдать людям всего себя без остатка - несомненно, один из первых
признаков, изначальное свойство истинного таланта.

Но само собой
разумеется, что о мощи таланта мы судим не только по количеству сделанного.
Важно не только то, сколько перед нами рисунков, но и то - каких
рисунков.

Я четырежды был на выставках ученицы обычной московской школы
Нади Рушевой, и с каждым новым знакомством с её рисунками они всё больше
пленяли, покоряли и радовали.

Надины
рисунки - это огромный, многообразный, богатый мир образов, чувств, идей,
интересов. В её рисунках и сегодняшний день, и историческое прошлое страны, и
мифы эллинов, и современная Польша, и сказки, и пионерия Артека, и древний мир,
и страшный Освенцим, и первые дни Октябрьской революции.

Матери
мира – за мир

Плач
над Зоей

Многообразие интересов художницы поражает. Ей до всего в
мире было дело. Всё её касалось.

Но эта широта художнических интересов -
не есть всеядность. Аппарат отбора, столь важный для художника, действовал у
Нади строго и безошибочно. Что отбирала Надя для себя из практически
безграничного богатства человеческой культуры?

Надя любила чистые, высоко
поэтические мифы эллинов. Мифологическим мотивам посвящены многие её рисунки, и
среди них - самые ранние. Восьмилетней девочкой Надя рисует «Подвиги Геракла» -
цикл из ста маленьких этюдов.

Уже в ранних детских рисунках ярко видится
будущий художник, с его пристрастиями, с его всеобычным глазом и прекрасной
гибкой линией, с его безошибочным чувством отбора и изящным лаконизмом
художнического языка.

Это о первых рисунках восьмилетней Нади. А вот
передо мной последняя композиция семнадцатилетней художницы. И опять тема -
прекрасная эллинская сказка: «Аполлон и Дафна». Этот небольшой, примерно в
страничку школьной тетради, рисунок - поистине шедевр. Миф о боге солнца, муз,
искусств Аполлоне, влюбившемся в прекрасную нимфу Дафну и отвергаемом ею, - один
из самых поэтических созданий греческой мифологии.

Эту
победу нимфы над богом, Дафны над Аполлоном и нарисовала Надя в самой её
трагической кульминации. Аполлон, уже настигший Дафну, протягивает руки, чтобы
схватить свою жертву, но Дафна уже наполовину не Дафна. Из живого тела её уже
возникают ветки лавра. С поражающей художественной находчивостью Надя уловила и
отобрала наиболее сложный, наиболее драматический момент мифа. Она изображает
как бы самый процесс перевоплощения Дафны. Она ещё человек, но одновременно уже
почти деревце: у неё и живые человечьи руки, и ветви лавра. Исполнен рисунок
изумительно скупо, точно, прозрачно. Линия упруга, текуча, завершена в первом и
единственном движении пера.

Линия у Нади всегда единична и окончательна.
Надя не употребляла карандаша, не пользовалась резинкой, не растушевывала
рисунок, не намечала предварительных направлений, не проводила множественных
линейных вариантов. Линия одна, всегда окончательна, и материал, которым
работала Надя, строго соответствовал её удивительной способности безошибочной
импровизации. Тушь, перо, фломастер не терпят поправок и повторных попыток, а
именно тушь, перо и фломастер любила Надя, изредка подцвечивала свои рисунки
пастелью или акварелью.

Веснушки.
Серёжа Есенин.

Танец
Шахерезады

Безошибочность линии в Надиных рисунках просто
поразительна. Это какой-то особый, высший дар, какая-то волшебная, чудотворная
сила и свойство руки художника, всегда верно выбирающей то единственное
направление, тот единственный изгиб, ту единственную толщину и плавность линии,
какие необходимы в каждом конкретном случае. Уверенность, верность руки Нади
непостижима.

Офелия

Столь
же находчива, экономична и каждый раз бесспорно окончательна композиция Надиных
работ. Вот небольшой рисунок «Пир Калигулы». На тёплом зеленоватом фоне перед
нами три фигуры – полнотелый Калигула и цветущая женщина с ним рядом, а перед
ними на камнях – чёрная рабыня с подносом, уставленным пиршественными яствами и
сосудами с вином. Как мало нарисовано и как много сказано: этих трёх фигур и их
положения в большом пиршественном зале, только намёком данном на втором плане,
оказывается достаточно для того, чтобы создать атмосферу пира.

Своеобычна
композиция «Адам и Ева». На рисунке только две фигуры – Адам и Ева. Ни райских
кущей, ни дерева с яблоками познания добра и зла. Из сопутствующих аксессуаров –
только змей на первом плане и яблоко. Яблоко уже сорвано: оно на земле перед
глазам Евы, которая, присев, жадно вытянула руку, чтобы схватить его. Этот
бурный жест женщины, жаждущей схватить, познать запретное, неподражаемо
выразителен. Заслонённый Евой Адам, тоже припавший к земле, как бы дублирует
стремительное движение Евы. Центр картины: Ева, яблоко, жест Евы. Я назвал эту
композицию картиной, а не рисунком, и это, на мой взгляд, вполне закономерно.
Этот рисунок – больше, чем рисунок.

Непокорённая

Малость
средств, какими достигается Надей огромный результат, иной раз просто поражает.
Вот рисунок, озаглавленный «Освенцим». На нём нет ни лагерных бараков, ни
колючей проволоки, ни печей крематория. Только лицо – одно лицо, измождённое,
измученное, настрадавшееся, с провалившимися щеками и огромными, страшно
глядящими в мир глазами… Нет никаких деталей, которые говорили бы о страшных
делах, какие творили фашисты в лагере смерти, но всё это явственно видится в
измученном, измождённом лице с огромными глазами на рисунке Нади
«Освенцим».

А ведь автору «Освенцима», «Адама и Евы», «Аполлона и Дафны»
и тысяч других работ художника, сложно и глубоко выразившего сложные и глубокие
идеи и образы нашего века и веков прошлых, было всего семнадцать
лет.

Столь раннее созревание ума, чувств, руки, дарования невозможно
определять, вымерять обычными мерами, обычными категориями, и я понимаю
академика живописа В.Ватагина, говорящего о гениальности Нади.

Надя
с художником-анималистом В.Ватагиным

Я понимаю Ираклия Андронникова,
который после посещения выставки Нади Рушевой написал: «То, что это создала
девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют
доказательств своей первозданности.»

Слова «гениальность» и
«первозданность» - очень большие слова, их страшновато произносить в приложении
к современнику, да притом ещё семнадцатилетнему. Но мне кажется, что это та
мера, которой и можно, и должно мерять огромное дарование Нади
Рушевой.

До сих пор я говорил более или менее обстоятельно о четырёх
Надиных рисунках: «Аполлон и Дафна», «Пир Калигулы», «Адам и Ева», «Освенцим»,
но, в сущности говоря, каждый из её рисунков заслуживает столь же и даже более
обстоятельного разговора. Тематическое многообразие и богатство Надиного
творечства почти безграничны К каким только темам, мотивам, жизненным явлениям
не обращается эта жарко и жадно взыскующая душа!

Автопортрет
рисующей на полу

Надя ненасытно глотает книги, и почти всякая из них
рождает вихрь мыслей и жажду воплотить на бумаге зримо, в линиях и красках
материал прочитанной книги, её героев, её идеи и образы.

Она рисует
иллюстрации к К.Чуковскому и В.Шекспиру, Л.Кассилю и Ф.Рабле, А.Гайдару и
Э.Гофману, С.Маршаку и Д.Бацрону, А.Грину и Ч.Диккенсу, Н.Носову и А.Дюма,
П.Ершову и М.Твену, П.Бажову и Д.Родари, А.Блоку и Ф.Куперу, И.Тургеневу и
Ж.Верну, Б.Полевому и М.Риду, Л.Тольстому и В.Гюго, М.Булгакову и Э.Войнич,
М.Лермонтову и А.Сент-Экзюпери.

Маленький
принц с розой

Прощание
с Лисом

Пушкин
- это особый мир Нади, особое её пристрастие, особая любовь. С Пушкина,
возможно, всё и началось. Пушкин разбудил дремавший в маленькой восьмилетней
Наде Рушевой интсинкт творчества. Именно тогда, в пятьдесят девятом году,
впервые побывав с родителями в Ленинграде, посетив Эрмитаж, Русский музей,
последнюю квартиру поэта на Мойке 12, Надя взяла в руки перо и фломастер. Тогда
именно и появились первые тридцать шесть рисунков на темы, навеянные «Сказкой о
Царе Салтане».

С этой, ставшей сердцу Нади дорогой, квартиры на Мойке
началось творческое в Наде; здесь и кончилось. Последний её поход был совершён
сюда уже спустя десять лет.

На другой день после посещения квартиры поэта
Надя внезапно умерла. За три дня до этого она побывала в городе Пушкине под
ленинградом, в лицее, в комнате, в которой шесть лет жил лицеист
Пушкин.

Юные
лицеисты Пушкин и Дельвиг

Рисунки Нади Рушевой приближают нас к
Пушкину ещё на один шаг. Работая над этими рисунками, Надя старалась вжиться не
только в образ самого поэта, но и в атмосферу, его окружавшую, в пушкинскую
эпоху, увидеть, почувствовать, ощутить её – представить себе воочию людей того
времени, обстановку их, вещи, какие были вокруг них и в их руках. Настраивая
себя на это, Надя делала рисунки пушкинского цикла гусиным пером. Она постоянно
возилась в эти дни с гусиными перьями, зачинивала их, обжигала в пламени свечи,
делала бесчисленные срезы пера на разных от бороздки расположениях, чтобы
достичь определённой, нужной для рисунка гибкости оконечья пера.

Папа,
давай поиграем!

В пушкинском цикле Нади явно ощущается созвучие с
манерой пушкинского рисунка – лёгкого, непринуждённого, изящного, как бы
летучего Но в то же время Надя остаётся Надей и в этих рисунках. Налицо
всегдашняя её лаконичная компановка, уверенная определённость линий,
импровизационная свобода рисунка.

Надя сперва создаёт серию лицейстких
рисунков: несколько портретов Пушкина-лицеиста, товарищей его по Лицею. Под
пером Нади возникают Кюхля, Дельвиг, Пущин, жанровые сценки лицейского быта,
друзья-лицеисты, посещающие заболевшего Сашу, бунь лицеистов против
воспитателя-кляузника Пилецкого.

Кюхельбекер

Но
мало-помалу в силу вступает художническая жажда и стремление понять мир великого
поэта во всей его широте и многообразии. И тогда вслед за лицейской серией
появляются рисунки «Пушкин и Керн», «Пушкин и Ризнич», «Пушкин и Мицкевич»,
«Пушкин и Бакунина», прощание Пушкина с детьми перед смертью, портрет Натальи
Николаевны, Наталья Николаевна с детьми дома и на прогулке.

Стремление
расширить поле зрения, неустанно углублять избранную тему, с которым мы
встретились в пушкинском цикле, вообще характерно для Нади.

Мастер
и Маргарита в подвальчике у застройщика

В своём последнем цикле,
посвящённом роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита», Надя выступает
первооткрывательницей темы. Роман М.Булгакова чрезвычайно сложен: он объединяет
в одном целом реальность и фантастику, историю и сатиру.

Мастер
ждёт Маргариту

Надя с блеском преодолела эту трудность объединения
разнородных планов. И тут, вживаясь в образ, она бесконечно повторяет лицо
Маргариты, для которого ищет наиболее яркого воплощения.

Превосходно
найдены средства воплощения и таких разноплановых персонажей как Мастер, Иешуа,
Пилат, Крысобой, Волнад и его свита.

Мольба
Фриды

Коровьев
и Бегемот

Тот же неустанный поиск правды и выразительности образа
видим мы и в великолепном цикле, посвящённом «Войне и миру». Стремясь
представить нам Наташу Ростову во всей её жизненной полноте, Надя рисует её
подростком с куклой и окрылённой мечтой девушкой, залитой лунным светом перед
открытым окном в Отрадном, и любящей, заботливой матерью у постели
ребёнка.

Другие
пресонажи «Войны и мира» так же явлены нам в Надиных рисунках во всём
многообразии жизненных интересов, характеров, судеб, устремлений, поступков и
душевных движений. Чрезвычайно богат, многосторонен огляд художником материала
великого романа: Пьер на поле Бородинской битвы, спасение им женщины с ребёнком,
Кутузов, беседующий в Филях с шестилетней крестьянской девочкой Малашей, смерть
Платона Каратаева, гибель Пети Ростова, Николушка Болконский, мечтающий о
подвигах…

Пьер
Безухов

Наполеон
в отступлении

И ещё одно, чрезвычайное сопоставление. Стремясь войти
в образ, дать его во всей жизненной полноте, Надя старается сколько можно
приблизиться к нему как бы и физически. Рисуя пушкинский цикл, Надя бродит по
пушкинстким местам, посещает Лицей, едет на место дуэли Пушкина. Отмеривает по
снегу десять шагов и, воочию убедившись, как страшна дистанция дуэлянтов,
восклицает с болью и негодованием: «Это же убийство! Ведь этот негодяй стрелял
почти в упор.» Потом я Чёрной речки идёт на Моку и там долго стоит перед
портретом поэта, среди вещей окружавших его при жизни, словно впитывая в себя
самую атмосферу этой жизни, его мыслей, мечтаний дел, его музы, звучания его
стихов. Во время прогулки в Лицейском саду Надя поднимает с дорожки прутик и
неожиданно начинает чертить им на снегу летучий профиль юного Пушкина…

То
же происходит и в процессе работы над другими циклами, особенно дорогими
художнице. Рисуя листы «Войны и мира», Надя едет с отцом из Москвы на осеннее
Бородинское поле, долго бродит по огромной долине, останавливаясь и тщательно
просматривая места, где были Багратионовы флеши, батарея Раевского, Шевардинский
редут, ставка Кутузова…
Работая над рисунками к «Мастеру и Маргарите», Надя
обходит все старые московские переулки, улицы, бульвары где разыгрывалось
действие романа, где ходили, мучались спорили, скандалили, лукавили персонажи
булгаковской фантазии.

А теперь возвращаюсь к обещанному чрезвычайному
сопоставлению. В чём оно состоит? Отец Нади говорил, что она не умела рисовать
натуралистически, со светотенью, никогда не копировала натуру. Даже делая свои
автопортреты, она только ненадолго заглядывала в зеркало, а потом рисовала уже
по памяти. Рисунки её были всегда импровизацией.
Так как же совместить эту
импровизационную манеру со стремлением детально ознакомиться с жизнью героев
своих рисунков, с местами, где они жили и действовали, пристально оглядывать эти
места, окружающие предметы, изучаь их?

Так обычно работает тот, кто
накрепко привержен реализму. Но художник-импровизатор как будто бы должен
поступать совсем не так?
Рисунки Нади – это импровизации. Они в какой-то мере
фантастичны, сказочны, но в то же время они вдохновлены конкретной
действительностью, жизнью, книгой, фактом. И Надя верна конкретным образам,
вещам, событиям. Рисунки Нади несмотря на импровизационность и подчас
фантастичность, не беспочвенны, не безличны, не безразличны к жизни. Они следуют
жизни в такой же мере, в какой следуют творческому импульсу Нади. Они
фантастичны и реалистичны одновременно. Они – сказка, ставшая былью, поэзия в
графике.

Надя рисует мифических сирен. Их много. Она их любит. Но как она
их любит? И каковы они у Нади?

Прежде всего – это не те свирепые сирены,
морские дивы, которые в мифах завлекают своим пением моряков-путешественников в
морские пучины, чтобы погубить их. Спастись от них можно только залепив уши
воском, чтобы не слышать их пения, как сделал это Одиссей со своими спутниками.У
Нади сирены зовутся ласково сиренками, и никого они не губят. Напротив, они
очень обаятельны, дружелюбны, приветливы и, не корча из себя злодеек, занимаются
самыми обыденными делами: ходят на просмотры моделей в дом мод, служат
официантами, устраивают дома, время от времени, большую стирку и, сняв свои
рыбьи хвостики и выстирав их, развешивают рядком, как трусики, на верёвочках для
просушки.

Удивительно милы эти сиренки, и Надя дружит с ними издавна. У
неё есть даже такой рисунок: «Дружба с сиренкой», где обыкновенная девочка,
может быть, сама Надя, улыбаясь, стоит в обнимку с сиренкой и мирно
разговаривает с ней.

Кентаврёнок
с лавровым венком

Очень домашни, милы и кентаврицы, а также кентавры
и кентаврята. Кентаврицы столь же кокетливы, как и сиренки. На всех четырёх
копытцах у них высоконькие, остренькие, самые можные каблучки. Отношения Нади и
кентавриц, Нади и сиренок, на мой взгляд, таковы, какими должны быть отношения
художника к своим созданиям: они совершенно естественны, человечны, задушевны.
Через эти отношения очень глубоко и достоверно раскрывается сам художник, его
добрый взгляд на окружающий его мир.

Встреча
вакха и нимфы

И ещё одно скрыто в Надиных образах: это – добрая
улыбка и весёлый глазок художницы, её мягкий юмор – мягкий и одновременно смелый
и тонкий.

Шалунья
и шпиц

В этом весёлом, задорном, озорном отношении к материалу есть
что-то открыто-детское – и в то же время мужественно взрослое, бесстрашное.
Художник не преклоняется, не раболепствует перед мифом, перед сказкой, а просто
принимает этот мир как художническую достоверность и совершенно свободен и
непринуждён в отношениях с ним.

А что говорить?

Говори что хочешь.

-
Ладно. Я расскажу, как получила двойку по математике.

И рассказала.
Рассказ милый, простодушный, открытый – всё напрямик, всё без утайки, без
прикрас. В нём – вся Надя, весь её характер, весь душевный строй.

Я
смотрел три коротеньких фильма о Наде. В них Надя тоже такая, как есть: без
ретуши и прикрас. Бродит по Ленинграду… Вот она у Зимней канавки, на набережной
Невы, в Летнем саду, славная, милая девушка, иной раз даже девчёнка. Смотрит на
чудесный город, который так любила, в котором была за свою короткую жизнь
четырежды.

В последнем фильме о Наде – очень коротеньком и кончающемся её
прощальной улыбкой и горестным титром «Фильм не удалось закончить, так как Надя
Рушева умерла в марте шестьдесят девятого года…» - запечатлён один жест
Нади.

Медленно проходя по комнатам пушкинской квартиры и вглядываясь в
окружающие её реликвии, Надя летучим, каким-то удивительно интимным жестом
подносит руку к лицу, к щеке. Этот нечаянный жест пленителен, она даёт знать
зрителю, с каким внутренним волнением, с какой трепетной, затаённой душевной
тревогой и радостью Надя вглядывалась в Пушкина, в его жизнь, в его
стихи.

Я спросил у Надиного отца: знала ли она о своей аневризме, о том,
что болезнь её смертельна? Николай Константинович ответил коротко: «Нет. Никто
не знал… Утром, дома, собираясь в школу, потеряла сознание…»

Не
могу сказать – к лучшему ли то, что Надя не подозревала о ежеминутно
подстерегавшей её смерти. Может быть, елси бы знала, это лишило бы её рисунки
той прекрасной и поистине великой гармоничности, какая в них живёт, наложило бы
на них печать трагического. Не знаю, не знаю… Но знаю одно – проглядывая
многажды Надины рисунки, я ещё раз и окончательно убедился, что добрые
волшебники существуют на свете, живут среди нас…

Надя Рушева скончалась 6 марта 1969 года в больнице
из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего
кровоизлияния в мозг, и была похоронена на Покровском кладбище в Москве.

Памяти Нади Рушевой Недетский почерк детского рисунка

Она оставила после
себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число
невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов
художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным
причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва
Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в
Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее
Пушкина в Москве.

Прошло более 160 выставок её работ в Японии, Германии,
США, Индии, Монголии, Польше и многих других странах.


http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=830