Пословицы и поговорки: значение и смысл. Урок развития речи «Пословицы и поговорки

Теперь мы приступаем к русским пословицам, знать которые тоже не помешало бы каждому из нас.

Русские пословицы и поговорки , как всем известно – это народная мудрость, пришедшая к нам из жизненного опыта. А теперь давайте-ка посмотрим наиболее часто употребляемые среди них в народе, а также их толкования в том числе. Для удобства русские пословицы и поговорки представлены по алфавиту.

Русские пословицы и поговорки и их значение

Аппетит приходит во время еды.
Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше этого понимаешь и узнаёшь.

Баба с возу – кобыле легче.
Об уходе ненужного человека, не столь полезного чему-либо.

Беда не по лесу ходит, а по людям.
Несчастья именно с людьми являются настоящей бедой, а не с тем, что их окружает.

Беда никогда не приходит одна.
Она обязательно прихватит за собой минимум ещё одну.

Бедность не порок.
Не стоит осуждать людей за бедность, поскольку не она является их отрицательным качеством.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.

Береги платье снову, а честь смолоду.
О нормах поведения в обществе и т.п. А потеряв что-либо или изодрав, восстановить уже не удастся.

Бережёного Бог бережёт.
Осмотрительному, осторожному в своих решениях и поступках человеку легче избежать опасностей, неоправданных рисков.

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Редко что-либо бесплатное даётся нам без подводных камней, без подвоха.

Бог шельму метит.
Злые деяния и прочие отрицательные качества не остаются безнаказанными.

Большому кораблю – большое плавание.
Человеку с большими способностями достаются большие возможности.

Будешь долго мучиться – что-нибудь получится.
Действительно постаравшись в сложном деле, можно добиться хоть чего-то.

Бумага всё стерпит.
Бумага, в отличие от людей, стерпит любую ложь, любую ошибку, написанную на ней.

В гостях хорошо, а дома лучше.
Домашний уют, созданный своими руками или руками близкого человека, невозможно заменить никаким походом в гости.

В здоровом теле здоровый дух.
Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное благосостояние.

В семье не без урода.
В любой семье или коллективе всегда найдётся человек с отрицательными качествами.

В тесноте, да не в обиде.
Небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного.

В тихом омуте черти водятся.
В тихих и спокойных с виду людях часто скрывается сложная натура.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
В чужом коллективе не стоит вести себя только по своим правилам и порядкам.

В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.
Ошибки и недостатки чужих людей заметны намного лучше своих собственных.

Век живи, век учись, а дураком помрёшь.
О невозможности знать всё, даже при постоянном и упорном наборе знаний.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
Взявшись за дело, доведи его до конца, несмотря на трудности.

Видна птица по полёту.
О людях, которые своими делами, своей внешностью показывают окружающим свою натуру.

Вода камень точит.
Даже незначительный труд, проявляющийся долго и упорно, даёт хорошие плоды.

Воду в ступе толочь – вода и будет.
О занятии бестолковым делом, не приносящем ничего полезного.

Волка ноги кормят.
Чтобы заработать на жизнь, надо двигаться, активно действовать, а не сидеть на месте.

Волков бояться – в лес не ходить.
Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело.

Все болезни от нервов.
Злость, обиды и негодование ослабляют иммунитет, что приводят к образованию болезней. Избегайте всего, то заставляет вас нервничать. Набирайтесь терпением.

Всё перемелется – мука будет.
Любая проблема рано или поздно оборачивается хорошим результатом.

Всё хорошо, что хорошо кончается.
Если окончание чего-либо хорошее, то и переживать не о чем.

Всему своё время.
Все совершается в назначенный срок, не раньше и не позже.

Всяк по-своему с ума сходит.
У каждого человека свои преимущества и недостатки.

Всяк сверчок знай свой шесток.
Каждый должен знать своё место и не лезть в чужое.

Всякое лыко в строку.
Все может пригодиться, все может пойти в дело; любая ошибка ставится в вину.

Где гнев, там и милость.
Не всё обходится лишь гневом единым, со временем наступает и помилование.

Где дрова рубят, там и щепки летят.
В любом деле всегда есть потери, затраты…

Где родился, там и пригодился.
О месте рождения, которое не стоило бы покидать вовек.

Где тонко, там и рвётся.
Прочное всегда остаётся прочным, а слабое звено всегда даёт затрещину.

Глаза боятся, а руки делают.
Страшно браться за дело, пока всё-таки не возьмёшься за него.

Голь на выдумки хитра.
Нужда, бедность человека делают его более умным и изобретательным.

Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся.
О людях, вопреки горам, способных по природе своей понимать, идти навстречу.

Горбатого одна могила исправит, а упрямого – дубина.
Тяжело человеку, а иногда и невозможно избавиться от своих дурных привычек.

Готовь сани летом, а телегу зимой.
Прежде чем приступить к какому-то делу, надо сначала подготовиться.

Дарёному коню в зубы не смотрят.
За любой подарок положено благодарить и радоваться ему, мол, что дарят, то и бери.

Два медведя в одной берлоге не живут.
О двух соперниках, претендующих на лидерство. В одном доме нет места двум хозяевам.

Дело мастера боится.
Дело, проводимое мастером, выполняется качественно и быстро.

Делу время, потехе час.
Основное время должно уходить на учёбу и труд, и лишь отчасти – на развлечения.

Для милого дружка и серёжка из ушка.
Для хорошего друга или любимого человека не жалко даже самого ценного.

Долг платежом красен.
Хорошее отношение к людям обязательно вернётся тем же.

Дорого яичко к пасхальному дню.
Всегда приятно получать ожидаемое в нужное время, в нужном месте.

Дружба дружбой, а служба службой.
Дружеские отношения не должны влиять на служебные, впрочем, как и наоборот.

Друзья познаются в беде.
Только друг сделает всё возможное для тебя ради спасения в тяжёлой ситуации.

Дуракам закон не писан.
Только умный человек поддаётся правилам, дуракам всё равно не до них.

Дурной пример заразителен.
О подражании плохому примеру, дурному поступку другого человека.

Жизнь прожить – не поле перейти.
Жизнь – штука сложная, прожить её не так-то просто.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Невозможно достичь две цели одновременно, всё надо делать последовательно.

За деревьями леса не видать.
Зацикливаясь на мелочах или на одном и том же, невозможно увидишь главного.

Запретный плод сладок.
Брать чужое или запретное куда приятнее, чем своё личное.

Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт.
Не в меру усердный человек может навредить делу.

Игра не стоит свеч.
Затрачиваемые на что-либо средства не оправдываются полученными результатами.

Из песни слова не выкинешь.
Невозможно изменить или утаить что-либо словами, не исказив действительности.

Кабы знал, где упасть, так соломки бы подстелил.
Об осторожности, предусмотрительности, дабы не было беды.

Каждый кулик своё болото хвалит.
Всякий человек хвалит место, в котором он живёт, а всё остальное – чужое, непривычное.

Как аукнется, так и откликнется.
Любые поступки к окружающим людям, хорошие или плохие, со временем оборачиваются тем же.

Как корабль назовёшь, так он и поплывёт.
На что настроишься, то и получишь.

Кашу маслом не испортишь.
Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много.

Клин клином вышибают.
Устранять результаты какого-либо действия следовательно теми же средствами, которые вызвали это действие.

Конец – всему делу венец.
Любое дело важно доводить до конца.

Кончил дело – гуляй смело.
Закончив работу, можно отдыхать спокойно, не думая о ней.

Конь о четырёх ногах – и то спотыкается.
Даже самые умные, ловкие и умелые люди иногда могут ошибаться.

Копейка рубль бережёт.
Чтобы накопить многое, надо не пренебрегать малым.

Красна изба не углами, а пирогами.
Хозяин в доме ценится не богатством, а гостеприимством.

Кто ищет, тот всегда найдёт.
Когда человек действительно старается искать, он действительно находит.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Кто рано встать не ленится, тому и день длинней и урожай пышней.

Куда иголка, туда и нитка.
О зависимом от кого-либо человеке или о плотной привязанности друг к другу.

Куй железо, пока горячо.
Пока возможность позволяет, лучше действовать, а то потом её может и не быть.

Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
Делая что-либо регулярно, пусть хоть и понемногу, можно добиться результата.

Лбом стены не прошибёшь.
Невозможно идти вопреки власти.

Лежачего не бьют.
Добивать пострадавшего или попавшего в беду – не принято.

Ложка дёгтя в бочку мёду.
Когда всё хорошо, любая, даже незначительная пакость может всё испортить.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
На лжи далеко не уйдёшь, в отличие от правды, будь она какая.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Не стоит верить словам, стоит смотреть только на действия.

Лучше поздно, чем никогда.
Лучше сделать что-либо хоть когда-нибудь, чем не сделать вообще.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Лучше иметь малое и вполне доступное, чем большое и трудно достижимое.

Любви все возрасты покорны.
Человек имеет свойство влюбляться в абсолютно любом возрасте.

Любишь кататься – люби и саночки возить.
Чтобы чего-то достичь в своей жизни – прикладывай усилия.

Меньше знаешь – крепче спишь.
Чем больше знаешь, тем больше при этом волнений, переживаний.

Мир не без добрых людей.
Всегда найдутся щедрые люди с желанием помочь в чужой беде.

Молодо – зелено.
Молодёжь, в отличие от взрослых людей, недостаточно зрелы в своих знаниях.

Молчание – знак согласия.
Молчание – как предположение утвердительного ответа.

Москва не сразу строилась.
Всё сложное и совершенное никогда не даётся сразу, лишь только с набором опыта.

На безрыбье и рак – рыба.
При неимении лучшего может пригодиться что-нибудь похуже.

На Бога надейся, а сам не плошай.
Не стоит при выполнении какого-либо дела надеяться исключительно на Бога. Всё делай сам, а Бог лишь поддерживает.

На вкус и цвет товарищей нет.
Вкусы и пристрастия разных людей могут отличаться друг от друга.

На всех не угодишь.
Невозможно угодить всем, что бы ты не делал. Даже если ты – ангел, кому-то может не понравиться шелест твоих крыльев.

На всякого мудреца довольно простоты.
Как бы мудр и прозорлив не был человек, и его можно обмануть.

На ловца и зверь бежит.
Смелым, настойчивым, упрямым легче добиться чего-либо желаемого.

На нет и суда нет.
О смиренном принятии отсутствия чего-либо или же отказа от просьбы.

На обиженных воду возят.
Человек вынужден уметь прощать. А обиженный человек выглядит никому не интересным.

Надежда умирает последней.
Даже при разочаровании или полной неудаче остаётся надежда на лучшее.

Назвался груздем – полезай в кузов.
Похвалился или пообещал что-то сделать – исполняй.

Насильно мил не будешь.
Никого нельзя силой, против его воли заставить любить.

Не Бог горшки обжигает.
Каждый человек обречён справляться со своими задачами сам, а не рассчитывать лишь на Бога одного.

Не в свои сани не садись.
Эквивалентно выражению «Не лезь не в своё дело.»

Не всё коту масленица, бывает и великий пост.
Не всегда жизнь – праздник. Она идёт переменчивыми полосами.

Не всё то золото, что блестит.
Любая вещь или сущность, как бы красиво она не выглядела, не определяется лишь по внешним признакам. Важнее признаки внутренние.

Не зная броду, не суйся в воду.
Прежде чем что-то делать, следует узнать, каким образом это делается.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Деньги исчезают при первом же походе в магазин, а друзья остаются вовек.

Не место красит человека, а человек место.
Человек при плохой должности может быть отличным работником, а при хорошей должности – наоборот.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Пока есть возможность, лучше выполнять задуманное сразу, во избежание приобретения лености и сожаления.

Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Не стоит портить отношения с человеком, каким бы он ни был. А ведь в дальнейшем он может оказаться очень полезным, и даже жизнь спасти.

Не пойман – не вор, не уличена – не гулена.
Человек не виновен в содеянном, пока вина не доказана.

Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
Человек, делающий плохое другому человеку, страдает и сам, нарвавшись на последствия своих же действий.

Не руби сук, на котором сидишь.
Не делай глупостей и зла, ибо сам можешь этим же и подавиться.

Не так страшен чёрт, как его малюют.
Об указании на преувеличение значимости какого-либо отрицательного явления.

Не хлебом единым жив человек.
Человек обладает не только материальными качествами, но и духовными.

Нет дыма без огня.
Просто так ничего не бывает, например, нет сплетен без основания.

Нет худа без добра.
При любой сложной ситуации всегда можно извлечь что-нибудь приятное, полезное.

Обжёгся на молоке – дует на воду.
Совершив ошибку раз, в дальнейшем становишься более острожным, предусмотрительным.

Один в поле не воин.
В одиночку сложнее выстоять чего-либо, победить в борьбе, нежели с кем-либо вместе.

Одна голова – хорошо, а две – ещё лучше.
Два человека смогут лучше и быстрее решить какую-либо задачу, в отличие от одного.

Одна ласточка не делает весны.
Самый первый и единственный признак какого-то явления – это ещё не само явление.

От любви до ненависти – один шаг.
Не составит особого труда разозлить человека и заставить его ненавидеть.

От случая никто не застрахован.
Как ни старайся предотвратить беду, она может всё-таки случиться.

Палка о двух концах.
На каждое желаемое действие есть и противодействие.

Первый блин – комом.
Любое дело не всегда получается действительно хорошо с первого раза.

По одёжке протягивай ножки.
О жизни по своим средствам, доходам, в соответствии со своими возможностями.

По одёжке встречают, по уму провожают.
Встреча с каким-либо человеком ценится по внешним признакам, а расставание – по внутренним, умственным.

Повинную голову и меч не сечёт.
Добровольно признающего свою вину не стоит наказывать всерьёз.

Повторение – мать учения.
Больше повторяешь – лучше знаешь.

Под лежачий камень вода не течёт.
Если ничего не делать, ничего и не выйдет.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Человек будет затягивать свою болезнь, или другую проблему, до последнего, пока не сложится окончательно.

Попытка не пытка, и спрос не беда.
Ничто не мешает хотя бы попытаться что-то сделать, чем не делать вообще.

После драки кулаками не машут.
Недопустимо что-либо изменять, когда уже поздно.

Поспешишь – людей насмешишь.
Любое дело следует выполнять спокойно, не спеша, во избежание смешного положения.

Предупреждён – значит вооружён.
О чём предупреждён, к тому и готов.

Пришла беда – отворяй ворота.
Беда не приходит одна. Следовательно, нужно быть внимательнее и готовым ко всему.

Пуганная ворона и куста боится.
Если человеку действительно страшно, он будет бояться всего, что его окружает.

Пьяному море по колено, а лужа – по уши.
Пьяного тянет на поступки, на которые будучи трезвым ни за что бы не решился.

Раз в год и палка стреляет.
Очень редко, но всё-таки невозможное вполне может стать возможным.

Рождённый ползать летать не может.
Если человек родился дураком, то дураком он и умрёт.

Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
О людях, желающих о лучших устройствах своей жизни.

Рыба тухнет с головы.
Если правительство дурное, такими же будут и его подчинённые.

Рыбак рыбака видит издалека.
Близкие люди легко находят общий язык.

С волками жить – по-волчьи выть.
При вступлении в какое-либо сообщество не исключена жизнь по их принципам.

С глаз долой – из сердца вон.
Принцип человека – забывать того, с кем не видится и не общается.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.
С кем общаешься, дружишь, от того и перенимаешь его взгляды, привычки и прочее.

С любимым и в шалаше рай.
С любимым человеком хорошо в любом месте и при любых условиях.

Свет не клином сошёлся.
Если всё хорошо на каком-то объекте, не стоит обходиться только им.

Свои люди – сочтёмся.
Близкие люди обречены помогать друг другу, не прося ничего взамен.

Своя ноша не тянет.
Доставшееся лично тебе переносится легче, в отличие от переносимости чужого.

Своя рубашка ближе к телу.
Интересы собственные дороже интересов других людей.

Свято место пусто не бывает.
Если хорошее место опустевает, его тут же занимает кто-нибудь другой.

Семеро одного не ждут.
Одного опаздывающего ждать не станут, когда все уже собрались и готовы к делу.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Прежде чем что-то делать, нужно сначала как следует подумать, всё предусмотреть, во избежание несчастного случая.

Сердцу не прикажешь.
О неспособности властвовать над своими чувствами.

Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.
Невозможно изменить природные инстинкты и наклонности другого человека.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
О предвещании какого-либо дела, как в сказке – быстро и легко, а на деле всё сложнее.

Скупой платит дважды.
В отличие от покупки дешёвой вещи, а потом дорогой, в связи со скорой поломкой дешёвой, лучше купить сразу дорогую и качественную вещь на долгий срок.

Слезами горю не поможешь.
Не стоит унывать, если можно избавиться от горя. А если проблема неизбежна, лить слёзы бессмысленно.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Оказавшись в неловкой ситуации, произнеся дурное слово, невозможно вернуться назад.

Слово – серебро, молчание – золото.
Сказать что-нибудь полезное – дело чести, а о бесполезном и пустом трепе лучше промолчать.

Слухом земля полнится.
Человек знает тайную информацию благодаря слухам.

Собака бывает кусачей от жизни собачьей.
Недобрый, агрессивный человек зачастую становится таким от условий его жизни: от недостатка любви, заботы окружающих людей, частых несчастий и т.д.

Собаку съел, да хвостом подавился.
Невозможно сделать что-либо большое, не споткнувшись на пустяке.

Совершенству нет предела.
Как ни пытайся улучшить обстановку, всегда можно сделать лучше.

Соловья баснями не кормят.
Разговорами не накормишь тех, кто хочет есть. Ему стоит предложить еду.

Старого воробья на мякине не проведёшь.
Опытного человека трудно чем-либо обхитрить, завести в тупик.

Старый друг лучше новых двух.
Старый, проверенный, давно знакомый, предсказуемый куда надежнее, в отличие новых, малознакомых, ещё не проверенных житейскими ситуациями.

Сытый голодного не разумеет.
Трудность одного непонятна другому, пока тот не опустится до этой трудности сам.

Терпение и труд всё перетрут.
Терпение и настойчивость в работе победят все препятствия.

Терпи, казак – атаманом станешь!
Побуждение стать терпеливым человеком, когда любая трудность – нипочём.

У семи нянек дитя без глазу.
Чем больше людей берутся за одно дело, тем меньше на него уделяется внимания.

У страха глаза велики.
О боязливых людях, всё мелкое и незначительное воспринимающих за крупное и страшное.

Уговор (договор) дороже денег.
Уважительный договор, в отличие от денег, может быть утрачен безвозвратно. Следует строго придерживаться его условий.

Утопающий и за соломинку хватается.
Человек, находящийся в беде, готов на всё ради спасения. Даже если способ не даст особых результатов.

Утро вечера мудренее.
Утром решения принимаются более эффектно, в отличие от усталого вечера.

Ученье – свет, а неученье – тьма.
Учение – путь к знаниям, достижениям, успехам. А неучение – причина отсталости в развитии и бескультурья.

Хорошо там, где нас нет.
Часто человек недооценивает того, где он сейчас, и переоценивает особенности того места, где его ещё не было.

Худую (дурную) траву из поля вон.
От вредного, чего-либо ненужного следует избавляться, чтобы дело шло быстрее.

Цыплят по осени считают.
Об успехе какого-либо дела можно говорить лишь при его видимом результате.

Человек – сам кузнец своего счастья.
Для счастья нужно что-то делать, а не ждать, пока оно не придёт само по себе.

Человек предполагает, а Бог располагает.
Не стоит быть уверенным на сто процентов в успехе ещё не состоявшегося действия или предприятия.

Чем похвалишься, без того и останешься.
Человек, много говорящий о своём счастье, остаётся без него.

Чем чёрт не шутит (пока Бог спит).
Всё может случиться, всякое бывает.

Что имеем – не храним, а потерявши – плачем.
Истинная ценность чего-либо или кого-либо замечается, когда мы этого лишаемся.

Что написано пером, того не вырубишь топором.
Написанное, ставшее известным, не поддаётся изменению.

Что посеешь, то пожнёшь.
Совершённое кем-либо добро или зло со временем возвращается.

Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
Чтобы хорошо узнать человека, нужно с ним долго прожить, преодолев с ним разные трудности жизни.

Чужая душа – потёмки.
Как бы мы хорошо не знали человека, его мысли всегда будут загадкой. А внешний облик человека – не всегда есть отражение его души.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
Чужие беды кажутся более решимыми, более лёгкими, в отличие от своих.

Шила в мешке не утаишь.
Тайное всегда становится явным. А ложь со временем обязательно выйдет наружу.

Щи да каша – пища наша.
О привычке есть простую пищу

Яблоко от яблони недалеко падает.
Какие родители, такие же по менталитету и их дети.

Язык до Киева доведёт.
Расспрашивая людей, можно добраться куда угодно.

Яйца курицу не учат.
Неопытный человек мало чему сможет научить опытного.

Урок развития речи

Учитель начальных классов МБОУОООШИ №1г.Армавир Краснодарский край

Часова Светлана Михайловна

Тема : Пословицы и поговорки

Цель: -обобщить и расширить знания учащихся о народных

пословицах и поговорках показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка;

Воспитывать любовь и уважение к национальным ценностям

русского народа;

Оборудование: выставка книг разных изданий с пословицами и

поговорками, карточки с пословицами и поговорками, карточки с заданиями

Пословицу сказал – дорогу указал,

поговорку – душу утешил.

1.Беседа о красоте русского языка.

Что придаёт нашей речи красоту и образность? Прочитайте предложения:

Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживёшь.

Пословица недаром молвится.

2. Беседа о жанрах русского народного творчества (фольклора)

А.С.Пушкин говорил: «Что за роскошь, что за смысл,

какой толк в каждой пословице, что это за золото!»

В словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова даны определения:

Пословица – пословица есть особь языка,

народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку , или простой оборот речи

В пословицах народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Поговорка

Какие ещё жанры фольклора вы знаете? (потешки, скороговорки, загадки, прибаутки, сказки, дразнилки и т.д.). Людей, изучающих, собирающих жанры фольклора, называют фольклористы . Благодаря им изданы книги пословиц и поговорок.

По страницам этих книг мы и будем путешествовать.

1-й этап: «Чтение – лучшее учение»:

1) Чтение «по цепочке»

Каждая группа читает «по цепочке» небольшой текст. Кто прочитает лучше?

(6)

(5)

(5)

Посмотрите на пословицы и скажите, какие из них подходят к нашей работе:

Хорошая книга – лучший друг.

2-й этап: «Отгадай пословицу»

Каждая группа получает карточку с парой слов из пословицы. Вы должны вспомнить пословицу, назвать и объяснить её значение.

Коса - камень

(Нашла коса на камень)

О непримиримом столкновении характеров, взглядов.

Шило - мешок

(Шила в мешке не утаишь)

Невозможно скрыть то, что само себя выдаёт.

Дело - мастер

(Дело мастера боится)

Умелому человеку любое дело по плечу.

Гости - дом

(В гостях хорошо, а дома лучше)

- Человек всегда стремится в родные места, к привычному оброзу жизни.

Язык - дело

(Не спеши языком, торопись делом)

Поменьше говори, побольше делай.

3-й этап: «Пословицы, в которых встречаются числа»

- Пословицы встречаются нам во многих областях деятельности человека, например, в математике.

У вас было задание – подобрать пословицы, в которых упоминаются числа. Устроим блиц – турнир «Кто больше назовёт пословиц!» Например:

Абсолютный ноль.

Один в поле не воин.

Заблудиться в трёх соснах.

Как свои пять пальцев.

Семеро одного не ждут.

4-й этап: «Пословицы перепутались»

Вспомнить недостающие части перепутавшихся пословиц и поговорок, восстановить их.

Ученье – свет, скоро состаришься.

(Ученье – свет, а неученье – тьма.

Много будешь знать, скоро состаришься)

Сколько волка не корми, а в мешке не утаишь.

(Сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит.

Шило в мешке не утаишь.)

Не имей сто рублей – ни одного не поймаешь.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)

Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.

(Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.)

5-й этап: «Собери пословицу»

Из частей, «потерявших» друг друга, собрать известные пословицы.

Взявшись за гуж, не суйся в воду.

Обжёгшись на молоке, а телегу зимой.

Не говори «гоп», да не укусишь.

Любишь кататься, пока не перепрыгнешь.

Не знавши броду, не говори, что не дюж.

Близок локоток, будешь дуть и на воду.

Готовь сани летом люби и саночки возить.

6-й этап: « Пословицы – синонимы»

Подбери к пословице такую, чтобы она была близка по смыслу и выражала сходную главную мысль.

Что посеешь, то и пожнёшь.(За благие деяния получишь награды, за плохие – наказание)

По Сеньке и шапка.

Как постелешь, так и поспишь.

Лучше поздно, чем никогда.(Лучше сделать что – либо с задержкой, чем не сделать совсем)

Нет худа без добра.

Не спеши языком, торопись делом.

Лучше отступиться, чем оговориться.

Что с возу упало, то пропало.

Утро вечера мудренее.

Что написано пером, не вырубишь топором .

7-й этап: «Допиши пословицу»

8-й этап: «Театрализация»

Через три минуты каждая команда только при помощи мимики и жестов должна изобразить пословицу, которая им попалась в задании. Победит та команда, чья пословица будет наиболее узнаваема.

Сделал дело – гуляй смело.

Сила есть – ума не надо.

3. Подведение итогов.

Определяется команда – победитель.

4. Вывод:

Пословица недаром молвится:

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится,

Ведь с ней и горе и беда.

Давайте помнить их друзья!

Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживёшь.

Пословица недаром молвится.

Старая пословица вовек не сломится.

Пословица - всем делам помощница.

На пословицу, как на дурака, и суда нет.

Пословица ведётся – как изба веником метётся.

Дождь. Ветры срывают с деревьев последние листья. Скучает на заборе мокрая ворона. Может она собирается в путь? Летовавшие у нас серые вороны улетают на юг. К нам на зиму прилетают вороны с севера.

Попугаи живут в тропических лесах Африки, в Америке и в Австралии. А природе попугаи общаются друг с другом резкими громкими криками или нежным щебетанием. Всего известно более трёхсот видов попугаев. Самые распространённые у нас волнистые попугайчики. Они родом из Австралии.

Попугай – это яркая птица. Перья у них зелёные, красные, жёлтые. У птицы крепкий клюв и сильные крылья. Пальцы на ногах попугая напоминают клещи. Попугай хорошо летает и лазает по деревьям.

Книга для ума - что тёплый дождик для всходов.

Кто много читает, тот много знает.

Хорошая книга – лучший друг.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Коса - камень

Шило - мешок

Дело - мастер

Гости - дом

Язык - дело

Ученье – свет…, скоро состаришься.

Сколько волка не корми…, а в мешке не утаишь.

Не имей сто рублей …– ни одного не поймаешь.

Не плюй в колодец…, вылетит – не поймаешь.

Взявшись за гуж, не суйся в воду.

Обжёгшись на молоке, а телегу зимой.

Не говори «гоп», да не укусишь.

Любишь кататься, пока не перепрыгнешь .

Не знавши броду, не говори, что не дюж .

Близок локоток, будешь дуть и на воду .

Готовь сани летом люби и саночки возить .

Что посеешь, то и пожнёшь.

Лучше поздно, чем никогда.

Что произошло, того не воротишь.

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Сила есть – ума не надо.

Пословица недаром молвится:

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится,

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей;

Давайте помнить их друзья!

7-й этап: «Допиши пословицу»

Каждая команда получает карточку с одинаковым заданием. На карточке записаны начала пословиц и поговорок. Задача команд – дописать их. Побеждает та команда, игроки которой первыми правильно выполнят задание.

1. Друзья познаются….(в беде).

2. Крепкую дружбу и топором….(не разрубишь).

3. Нет друга – ищи, а нашёл….(береги).

4.Новых друзей наживай, а старых…(не теряй).

5. Сам погибай, а товарища….(выручай).

6. Без дела жить – только небо…(коптить).

7.Без труда не вытащишь и ….(рыбку из пруд).

8. В труде рождаются….(герои).

1. Друзья познаются….

5. Сам погибай, а товарища…

7.Без труда не вытащишь и …

8. В труде рождаются…

1. Друзья познаются….

2. Крепкую дружбу и топором….

3. Нет друга – ищи, а нашёл…

4.Новых друзей наживай, а старых…

5. Сам погибай, а товарища…

6. Без дела жить – только небо…

7.Без труда не вытащишь и …

8. В труде рождаются…

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку , или простой оборот речи

Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (кратким выразительным изречением).

Абсолютный ноль..

Один в поле не воин.

Одна голова хороша, а две лучше.

Заблудиться в трёх соснах.

Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается.

Как свои пять пальцев.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Весна да осень – на дню погод восемь.

За тридевять земель, в тридевятом царстве.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Хорошая работа два века живёт

Один с сошкой - семеро с ложкой.

Работать до седьмого пота.

Семь потов сошло.

Первый шаг труден.

Хорошая работа два века живёт.

Сто голов – сто умов.

Один за всех, все за одного.

В одну руку всё не возьмёшь

Конспект развлечения в подготовительной группе «В гостях у бабушки»

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с традиционным укладом жизни русских людей.
  • Формировать образную речь, умение употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, воспитывать интерес к русским народным играм.
  • Развивать творческие способности детей при исполнении частушек, русских народных песен.
  • Воспитывать интерес, любовь к народной культуре, быту русского народа.
  • Обеспечивать положительный эмоционально-психологический подъём.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с пословицами,посвящёнными разным явлениям окружающей действительности:труду, дружбе, семье, Родине. Изготовление альбома «народная мудрость» .
  2. Разучивание частушек, хороводных игр.
  3. Словарная работа: «весть» , «волость» , «хлебосольство» .
  4. Обучение детей изображению пословиц разными способами: «Изобрази пословицу пантомимой» , «Нарисуй пословицу» , «Найди пару» , «Найди лишнюю пословицу» .
  5. Привлечение родителей к составлению загадок, рисованию по мотивам пословиц.

Ход развлечения

Зал оформлен под «русскую избу» (печка,стол,лавки,домашняя утварь,сундук) .

У печки сидит хозяйка избы и вяжет.

Под русскую народную мелодию «Выйду ль на улицу....» входят дети в русских народных костюмах, стучатся в «избу» .

Детей встречает хозяюшка.

Ой,кто же ко мне в гости пришёл?

Здравствуйте, ребятушки!

Красны девицы, да добры молодцы!

Дети: Здравствуйте, Хозяюшка!

Хозяйка: Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь.

Да посмотрите, к нам ещё прибыло гостей со всех волостей. Поздоровайтесь с

А я то рада гостям,как добрым вестям.

Ну, дай бог тому,

Кто в нашем дому.

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

(Хозяйкаобращаясь к детям)

Пришли на посиделки проситься?

Дети: Да, изба у тебя светлая, просторная. Пусти нас на посиделки.

Хозяйка: Рада,что пришли вы ко мне. Так скучно мне одной.Ведь зимние дни короткие, а вечера длинные и вот в такие длинные зимние вечера устраивали посиделки.Здесь и загадки загадывали, и пели, и плясали, и шутили. Да ещё проводили время за любимым занятием: кто прядёт, кто вышивает, кто вяжет. А уж Русь-то всегда славилась своими мастерами. Об этом пословиц в народе сложено немало. Знаете ли вы их?

(дети говорят пословицы о мастерстве)

Мастера по работе видно.

Умелец и рукоделец и себе, и людям радость приносит.

Красна птица перьем, а человек уменьем.

Хозяйка: Молодцы!Пословицы про мастерство вы знаете.Как вы

думаете,почему так говорят:

Хорошая работа два века живёт.

.

Хозяйка: А я знаю вот такую пословицу:

«Есть терпение – придёт и умение» (хозяйка объясняет значение пословицы) .

А теперь давайте поиграем: «Назовите пословицы, где живёт число 7» .

Вы уже знаете, что число 7, так же как и у других народов, на Руси считалось

магическим. Память об отношении народа к числу 7, как к числу, связанному с

какими-то таинственными силами, сохранилось во многих пословицах и

поговорках.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Семь бед-один ответ.

У семи нянек дитя без глаза.

А почему так говорят: «Семь раз отмерь,один отрежь» (ребёнок объясняет

значение пословицы).

Хозяйка: Назовите пословицы, где живёт число 1.

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

Один ум хорошо, а два лучше.

Один пашет, а семеро руками машут.

Почему так говорят: «Один в поле не воин» (объяснение пословицы ребёнком) .

А сейчас, я начну, а вы закончите:

Назовите пословицы, которые бы начинались с частицы «не»

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Не плюй в колодец-пригодиться водицы напиться.

Не оставляй на завтра, что можно сделать сегодня.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не будет скуки, если заняты руки.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хозяйка:А почему так говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами»

(ребёнок объясняет значение пословицы) .

Хозяйка: Ай да молодцы. Очень много пословиц вы знаете, и объяснять их

Смотрю я, ребята вы дружные. И про дружбу немало пословиц сложено и вы,

наверняка, их знаете. А вот изобразить пословицу пантомимой сможете ли?

(дети изображают пословицу: «Не имей сто рублей,а имей сто друзей» ,

«Крепкую дружбу и водой не разлить» ).

Хозяйка:Труд на Руси всегда был в почёте. И я хочу поиграть с вами в

хороводную игру «Работники» (дети берутся за руки и ведут хоровод вокруг

хозяйки).

Дети: Здравствуй, хозяюшка!

Здравствуй родимая!

Хозя й ка: Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте милые!

Дети: Не нужны ли тебе работники, не нужны ль тебе умелые.

Хозяйка: Очень мне нужны работники, столяры нужны и

плотники (на проигрыш дети показывают как плотники стучат молотками) .

Пастухи нужны весёлые

На дудочках играли бы (на проигрыш дети играют на «дудочках» ) .

Нужны портнихи добрые

Вышивальщицы хорошие.

Мне нужны плясуны

Веселиться чтоб могли.

(на проигрыш дети выполняют «ковырялочку» ) .

А не пора ли нам повеселиться, да прибаутками народ потешить.

Я медведя поймал! Я медведя поймал!

Так веди сюда!

Так сам иди!

Да они меня не пускают.

Сыночек, пойди потолки пшена на кашу.

Ох, матушка, живот болит.

Сыночек, иди кашу есть.

Что же! Раз мать велит,надо идти!

Дочка, ты мёд съела?

Нет, мама, не я.

А вот брат говорит, что своими глазами видел, как ты съела.

Врёт! Когда я ела, тут ни одного человека не было!

Федул, что губы надул?

Да кафтан прожёг.

А зачинить можно?

Да иглы нет.

А велика дыра?

Да один ворот остался.

Ты чего плачешь?

Об ворота ударился головой.

Вчера вечером.

Почему тогда плачешь сейчас?

Так ведь вчера дома никого не было!

Спасибо вам, ребятки.Потешили вы нас.

Тише! Тише! Слышите стук за печкой. Наверное, сердится хозяин дома,Домовой. Скучно ему стало за печкой.

Давайте его позовём.

Дети:Милый наш домовой,

Не серчай, постой!

Для тебя мы спляшем.

Домовой: (выглядывая из-за печки)

Что за пляска, интересно!

Хозяйка: Домовой, послушай,

Приготовь-ка уши.

Песня («Домовой» ) под караоке танец.

Домовой: Ну и песня хороша!

У-У-У. А-А-А!

А теперь хочу играть,

Приглашаю всех в круг встать!

(дети встают в круг, и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню,выполняя движения и домовой с ними) .

«Дедушка Домовой,

Мы хотим играть с тобой,

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай

Нам загадки загадай.

Домовой:Загадаю вам, ребятки,очень трудные загадки.

Вы внимательней приглядитесь, ведь отгадки находятся тут же в избе.

В похлёбке искупалась, голодная осталась (ложка)

В земле я родился, в огонь закатился (глиняный горшок) .

Хозяйка: Дедушка Домовой, а ребята и сами могут придумать загадки.

Попробуй отгадай их.

Малыш крепче засыпает, когда её качают (люлька) .

Чем длиннее, тем приветливей, больше гостей может принять (лавка) .

Красивая, расписная, любая еда сней вкусней (деревянная хохломская ложка) .

Горшок вытащинй» из печки, чтоб руки не обжечь, нам поможет эта вещь (ухват) .

Хозяйка: Домовой с нами играл,

Но наверное устал.

Домовой посиди,

На ребят погляди.

А мы тебя повеселим.

Позабавим, рассмешим.

(дети исполняют частушки) .

Домовой подыгрывает на народном музыкальном инструменте (ложки или трещётки.

Хозяйка: Ну спасибо вам красны девицы, да добры молодцы!

Весёлые были посиделки. Повеселили нас, потешили. Вам понравилось?

Дети: А вам спасибо за гостеприимство ваше, за избу светлую, за посиделки.

Хозяйка: Недаром пословица молвится: «Что изба красна не углами, а

пирогами». И я для вас испекла пирожки.

Подходите, не стесняйтесь, пирожками угощайтесь.

Домовой: Ой спасибо, ублажили.

Пирожками угостили.

Буду в вашем доме жить,

Буду дом ваш сторожить,

Буду дом оберегать,

Счастье буду привечать.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

станицы Михайловской Курганинского района Краснодарского края

Сценарий внеклассного мероприятия

«Доброе дело два века живет»

подготовила

учитель начальных классов

Крупкина Ольга Алексеевна

Станица Михайловская

2012

Цель: воспитывать у детей желание делать добрые поступки; воспитывать умения противиться злу, жадности, завистливости; помнить, что доброе дело не всегда бывает полезным.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Учитель: сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

2. Чтение стихотворения учащимся

Доброта

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта,

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, - спросишь ты, -

В доме столько доброты?

Л.Николаенко

Учитель: Как вы думаете, что такое доброта? (Когда человек делает хорошие поступки, любит животных)

Учитель: Да! Многие из вас верно понимают и чувствуют, что такое доброта.

Учитель: Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. До рога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Недаром гласит русская пословица: «Доброе дело два века живет».

Учитель: Что значит – совершить доброе дело или добрый поступок? (Помочь кому-то в трудную минуту)

Учитель: Послушайте древнюю китайскую сказку.

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:

Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

Зачем столько птиц?

Император ответил:

У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

Каких птенцов; - спросил император.

У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

Об этом я не подумал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорчённый император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.

Учитель: Подумайте и вспомните, были ли в вашей жизни поступки, совершённые из добрых побуждений, о которых впоследствии пришлось пожалеть?

Например, вы сделали за друга домашнее задание или контрольную работу, и он не научился решать задачи.

Учитель: Почему мы так поступаем?

Учитель: Любой из нас имеет право выбора. Вы можете решить сами, как вам поступить. Но всегда нужно просчитать на два шага вперед.

3. Заучивание слов.

Вначале хорошо подумай,

Потом сделай доброе дело.

4.Инсценировка рассказа учащимися

ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации ост рые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

  1. Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?
  2. Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.

В. А. Сухомлинский

  1. Как вы оцениваете поступок Зои?
  2. Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? бабочке?
  3. Как бы вы поступили в таком случае?
  4. Какие добрые дела может сделать человек?

Учитель: Дaвно уже замечено , что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта - это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо нау читься быть добрыми ко всему окружающему.

5. Инсценировка рассказа

ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широ ко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

  1. Как вам не стыдно!
  2. А что - стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
  3. Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

В. Осеева

  1. Что показалось вам в рассказе самым главным?
  2. Предложите свой заголовок к рассказу.
  3. На какие размышления наводит этот рассказ?

Учитель: Вспомните и приведите примеры из личной жизни о взаимо помощи, о добрых делах. (Помогла бабушке перейти дорогу, ходили в детский сад с концертом)

Учитель: Какую оценку вы можете дать себе?

Учитель: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные весы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).

6. Коллективное составление аппликации.

Учитель: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

Учитель: Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? («Доброта», «Наши добрые дела»).

Учитель: Жизнь в коллективе основывается на взаимном уважении, подлинно товарищеских отношениях, умении выслушать каждого и стремлении понять его. Нужно уметь считаться с интересами коллектива и большинства его членов, не ставить личные интересы выше коллективных. Но если ты не согласен с мнением коллектива, нужно спокойно и чётко объяснить, в чём заключается суть твоего мнения. Но всегда, обязательно, вы должны помнить правила дружбы.

Правила дружбы

  1. Когда кому- то трудно жить,
  2. Должны мы знать об этом.
  3. У меня закон простой:
  4. Побеждаю тех, кто злой!
  5. Кто же слабый, помогу,-
  6. Я иначе не могу. Если грянет вдруг беда,
  7. Друг поможет нам всегда.
  8. Будь вежлив со своими товарищами,
  9. Не забывай им говорить «волшебные» слова.
  10. Не ссорься, будь справедливым.
  11. Не зазнавайся.
  12. Не перекладывай свою вину на другого.

7. Игра «Хорошо- Плохо»

Учитель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Она называется «Хорошо- Плохо».

Я буду называть вам поступки человека. Если вы уверены, что поступок хороший то поднимите фишку красного цвета, если вам кажется, что поступок плохой – поднимаем фишку чёрного цвета.

Хорошие поступки Плохие поступки

Защитил слабого Обидел друга

Проведал больного друга Поссорился с мамой

Сказал правду Дернул девочку за косичку

Уступил место в автобусе бабушке Обманул учителя

Навел порядок в своёй комнате Толкнул ногой щенка

8.Обобщение.

Учитель: Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо ста раться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее - Доброту.

Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей!

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

Р. Казакова

9.Дети исполняют песенку Кота Леопольда.

ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ
Сл. М. Пляцковского Муз. Б. Савельева

Дождик по земле

Босиком прошел,

Клены по плечам хлопал,

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот, - плохо.

Слышишь, как звенят

В небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты,

Это хорошо.

А когда наоборот, - плохо.

Радостью своей,

Рассыпая смех звучный.

Если песни петь,

С ними веселей,

А когда наоборот, - скучно.

Список литературы

Семенака С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 7-10 лет. М.:АРКТИ,2005г


1. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита .

2. Бабушка гадала , надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет .

3. Бедность – не порок, а несчастье .

4. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача .

5. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду .

6. Везет, как субботнему утопленнику – баню топить не надо .

7. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит .

8. Всяк правду ищет, да не всяк её творит .

9. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается .

10. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить .

11. Гол как сокол, а остер как топор .

12. Голод не тетка, пирожка не поднесет .

13. Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина .

14. Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко .

15. Два сапога пара, да оба левые .

16. Двое третьего ждут , а семеро одного не ждут.

17. Девичий стыд – до порога, переступила и забыла .

18. Дело мастера боится, а иной мастер дела .

19. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку .

20. Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так .

21. Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем .

22. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут .

23. За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.

24. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё .

25. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет .

26. И делу время, и потехе час.

27. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит .

28. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит .

29. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба .

30. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте .

31. Лиха беда начало, а там уж близок и конец .

32. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха .

33. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся .

34. На (обиженных) сердитых воду возят, а на добрых сами катаются .

35. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай .

36. Не все коту масленица, будет и пост .

37. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит .

38. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса .

39. Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется .

40. Один в поле не воин, а путник .

41. От работы кони дохнут, а люди – крепнут .

42. От овса кони не рыщут , а от добра добра не ищут.

43. Палка, о двух концах, туда и сюда бьет .

44. Повторенье – мать ученья, утешенье дураков .

45. Повторение – мать учения и прибежище для лентяев .

46. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает .

47. Пьяному море по колено, а лужа – по уши .

48. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена .

49. Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо .

50. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой .

51. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит .

52. Рука руку моет, да обе свербят .

53. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься .

54. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло .

55. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда .

56. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт .

57. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает .

58. Собаку съели, хвостом подавились .

59. Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься .

60. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет .

62. У страха глаза велики, да ничего не видят .

63. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить .

64. Ума палата, да ключ потерян .

65. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска .

66. Хлопот полон рот, а прикусить нечего .