Культура и традиции кубанских казаков. Народы краснодарского края. Помни, брат, что у казаков: Дружба - обычай

Исторически Кубань впитала в себя культуру южно-русских и восточно-украинских поселений. Это повлияло на особенности исторического и этнического развития, придало региону яркую самобытность.

Молодежь края бережно хранит память о казачьем прошлом, знает историю. Казачий дух – то важное, чем пропитаны праздники и обряды на Кубани.

Кубань ассоциируется, прежде всего, с казачеством и сельским хозяйством. Северо-западный Кавказ во все времена славился своими плодородными землями, разнообразием видов растительности и представителей животного мира.

Богатство природных ресурсов, красота и многообразие природы нашли отражение в традициях и обрядах жителей края. Обычаи народа Кубани колоритны и разнообразны.


Кубанское казачество привнесло в жизнь и быт войсковые обряды и традиции, которые, так или иначе, перекликались с праздниками православного календаря. Соблюдение религиозных устоев всегда было для казаков важной составляющей жизни. Поэтому обряды стали делить на календарные и бытовые. Все кубанские праздники по смысловому наполнению можно разделить на три части:

1. Православные даты и праздники годового цикла.

2. Праздники и традиции, привязанные к временам года и сельскохозяйственной деятельности (окончание полевых сезонных работ, первый выгон скота со стадом, пахота и т.д.). Свадьбы было принято праздновать осенью и зимой, когда полевые работы окончены. Празднование свадьбы в пост было невозможно. Свадебный обряд проводился строго в соответствии с правилами. Вступали в брак обычно в возрасте с 18 до 20 лет. Решение за молодых принимали родители. Сваты могли прийти в дом к невесте без жениха, только с его шапкой. В этом случае невеста видела жениха впервые в день свадьбы. Основные праздники – Пасха, Рождество, Спас, Троица. Первыми в начале года праздновались Новый год, Рождество, Крещение.

3. Воинские традиции и праздники (появились и чтятся со времен кубанского казачества).



Народные традиции Кубани интересны и самобытны. Все значимые события (крещение ребенка, начало строительства дома, сватанье, свадьба, новоселье) отмечались строго по правилам обряда. Например, при строительстве в стену дома замуровывали деревянный крест для благословения жилища. Часто в праздновании принимало участие практически все население станицы. Вековые обряды сплачивали людей, давали чувство защищенности и нерушимости жизненных укладов.

Многие обычаи не соблюдаются сегодня, но являются частью истории. Например, на свадьбу приглашались только женатые пары, выбирали суженого для детей родители. До нашего времени дошла традиция праздновать Масленицу, готовить обрядовую пищу (блины и вареники).

В новогоднюю ночь гадали, проводили ритуалы, жгли костры, ходили по улицам с колядками. Сегодня, также как и сотню лет назад, в канун Крещения люди идут в церковь на праздничную службу, святят воду.

Раньше было принято после праздничного застолья остатки еды отдавать домашней птице и скотине. Этот обычай был залогом достатка в доме на целый год. Воскресенье перед Великим постом считалось днем «всеобщего примирения». Люди просили друг у друга прощения, ходили в гости. Эта традиция сохранилась и сегодня в кубанских городах и селах.

Праздники и обряды на Кубани передаются из поколения в поколение, становясь частью повседневной жизни. Разные народности, населяющие этот край, привнесли в культуру Кубани свои обычаи и устои. Культура Запада и Востока переплелась и образовала здесь единую уникальную культурную систему. Колорит казацкого быта отражен во многих музейных экспозициях Кубани.


Традиции кубанского казачества

Кубань - это уникальный регион, в котором на протяжении двухсот лет взаимопроникали, взаимодействовали и формировались элементы культур разных народов, включая южнорусские и восточноукраинские.

Домостроение. Событие, очень важное для каждой казачьей семьи, и дело, в котором принимали активное участие многие жители «кутка», «края», станицы. При закладке дома проводили специальные обряды: прямо на место строительства бросали перья и клочки шерсти домашних животных («чтобы все водилось»), а брусья, на которые потолок настилался, поднимали на цепях либо полотенцах («чтобы не было пусто в доме»).

При строительстве жилья также были свои традиции и обряды. К примеру, в стену, в передний угол, вмуровывали крест из дерева, дабы призвать благословение на обитателей.

Внутреннее убранство хаты. Зачастую в доме казака две комнаты: вылыка (великая) и малая хата. Центральным местом считали «божницу» («красный угол»). Оформляли ее в соответствии с традициями и обрядами в форме киота с иконами, которые украшали рушниками. Последние обшивали кружевами с обоих концов. На полотнище вышивали узоры гладью или крестом.

Казачий костюм. Утвердилась форма к середине XIX столетия. Это были темные шаровары, черкеска из черного сукна, башлык, бешмет, папаха, зимняя бурка, сапоги. В начале XX века бешмет и черкеску заменили гимнастеркой, папаху - фуражкой, а бурку - шинелью.

Женский же костюм состоял из ситцевой кофточки (кохточки) и юбки. Кофточка непременно была с длинным рукавом. Ее отделывали тесьмой, нарядными пуговицами, кружевами.

Казачья пища. Семьи питались пшеничным хлебом, а также продуктами рыбо- и животноводства, садо- и овощеводства. Казаки любили борщ, галушки, вареники. Жители Кубани умело солили, варили и вялили рыбу. Они употребляли мед, изготавливали вино из винограда, варили узвары и варенье, засаливали и засушивали фрукты на зимний период.

Семейный быт. Традиционно семьи были большими. Связано это с повсеместным распространением натурального хозяйства, и с постоянным недостатком рабочих рук, и даже с непростой обстановкой сурового военного времени. Женщина заботилась о стариках, воспитывала малышей, вела хозяйство. В семьях казаков часто было по пять - семь детей.

Обряды и праздники. Казаки отмечали Рождество, Пасху, Новый год, Троицу, Масленицу. Бытовали разные традиции: родильные, свадебные, крестины, проводы казака на службу и так далее.

Свадебные обряды требовали соблюдения множества строгих правил. Категорически нельзя было устраивать торжество в пост, а можно - осенью и зимой. Нормальным считалось вступление в брак в возрасте 18–20 лет. Молодые люди не имели права выбора: все решали родители. Сваты даже могли прийти без жениха, лишь с принадлежащей ему шапкой. В таких случаях девушка впервые видела своего будущего мужа прямо на свадьбе.

Устная разговорная речь. Она весьма интересна, поскольку является смесью русского и украинского. Кроме того, в ней присутствуют слова, заимствованные из языков горцев. Этот колоритный сплав полностью соответствует духу и темпераменту казаков. Речь их щедро украшалась пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Ремесла и народные промыслы. Кубанская земля была известна своими сынами - одаренными людьми, настоящими мастерами. Они, изготавливая любую вещь, в первую очередь думали о том, насколько она будет практичной. При этом из внимания не выпускалась и красота предмета. Жители Кубани порой создавали из самых простых материалов (металла, глины, дерева, камня) уникальные произведения искусства.

На протяжении тысячелетия между Россией и Кубанью поддерживались экономические, культурные связи разной степени интенсивности. В силу осо­бенностей процесса заселения и хозяйственного освоения Кубань стала уни­кальным регионом; где элементы традиционной восточно-украинской куль­туры взаимодействуют с элементами южнорусской культуры. Северная и се­веро-западная часть края - Черномория, первоначально заселялась в основ­ном украинским населением, а восточные и юго-восточные станицы (так на­зываемые линейные) - русским населением.

В XIX и начале XX в. на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые по­стройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или ка­мышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными кар­низами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских ста­ницах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали «коньки». В восточных районах края во второй половине XIX-начале XX в, широко распространились и круглые дома. Их строили руб­леными, турлучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.

91В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», - дере­вянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась доб­ротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На сте­нах висели обрамленные вышитыми рушниками семейные фотографии, цвет­ные литографии с изображением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны; зеркала в деревянных рез­ных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украша­лись и бумажными цветами.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего про­живания, однако испытала на себе влияние местных народов. Особенно это касается мужского костюма, казачьей формы. В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зим­нее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надева­ли атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапо­ги, суконные форменные штаны; перепоясывались ременным поясом с се­ребряным набором и кинжалом. Летом казаки редко надевали черкески, хо­дили в бешметах. Зимней одеждой у казаков служили шубы-кожухи с глубо­ким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин и стеганые на вате бешметы.



Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка). Шился костюм из фабричных тканей - шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты (или «кохточ-ки») были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам, с оборкой-ба-сочкой; рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с пухля-ми, на высоких или узких манжетах; воротник-стойка или вырезанный по объе­му шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гару­сом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех-семи полос, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Обязательной принад­лежностью женского костюма была нижняя юбка - «спидница».

Помимо русского (к русским в дореволюционной России относили ве­лико-, мало- и белорусов) в Кубанской области по переписи 1897 г. про­живали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, гре­ки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, татары, эстонцы и некото­рые другие. Из 1 918,9 тыс. человек русские составляли 90,4%, более одного процента составляли адыги (4,08%) и немцы (1,08%), остальные -менее 1%. Второй по численности группой коренного населения области были ады­ги - черкесы. По окончании Кавказской войны перед правительством остро стал вопрос об интеграции адыгских народов в государственный организм. С этой целью началось переселение горцев на равнину. Однако процесс этот был сложным и нередко болезненным. Трудно изживались некоторые тради­ции (например, ското- и конокрадство). В ответ на угоны скота накладыва­лись штрафы на то общество, к которому вели следы, что вызывало недо­вольство горского населения. Однако в целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежели запретительный. Особенно это проявилось в разви­тии системы образования в среде горцев.

Горские школы просуществовали с 1859 г. вплоть до начала XX в. Цель их создания была в приобщении горцев к образованию и просвещению, под­готовке управленческих кадров из местной среды. Создавались окружные и начальные школы, причем окружные соответствовали уездным училищам Цен­тральной России, их выпускники могли без экзаменов приниматься в 4-й класс кавказских гимназий. Начальные школы соответствовали российским, за исключением замены православного законоучения мусульманским. Шко­лы открывались в основном по инициативе и на средства горцев, что свиде­тельствует об осознании значимости образования в горской среде. Полити­ка в области развития народного образования в среде горцев была успеш­ной, в результате сформировалась прослойка образованных людей прорус­ской ориентации.

Благотворно сказалось заселение равнинной зоны горцами на развитии бытовой культуры. Планировка домов в адыгских аулах стала более упорядо­ченной, в селениях появились улицы, покрытые гравием. В центре аула ста­ли строить лавки и общественные здания, постепенно исчезали рвы и плет­ни, окружавшие селения горцев в годы войны. В целом российские власти всячески стремились к распространению в среде адыгов новых строитель­ных традиций, что способствовало появлению в адыгских жилищах потолка, застекленных окон, одностворчатых дверей из досок, крепившихся петлями. В обиходе появились русские фабричные изделия; железные кровати, сту­лья, шкафы, посуда (в том числе самовары), керосиновые лампы.

Значительное место в духовной культуре адыгов занимало устное народ­ное творчество. Активную жизнь продолжали нартские сказания. Жизнь глав­ных героев нартских сказаний Сосруко, Сатаней, Адиюх, их изречения и мо­ральные нормы оставались для адыгов второй половины XIX-начала XX в. об­разцом мужества, смелости, любви к Родине, примером честности и благо­родства, верности в дружбе.

Безусловно, развитие грамотности, обогащение традиционной культуры заимствованиями благотворно сказывалось на развитии взаимопонимания горцев и казаков. Русская администрация стремилась поднять завесу, скры­вающую склад прав и обычаев этих народов, заглянуть в их внутреннюю жизнь. Процесс культурного влияния был двусторонним. Казаки перенимали не­которые бытовые традиции у адыгов. Так, в линейных и закубанских станицах хранили в плетеных больших корзинах корма для домашнего скота, ставили плетеные изгороди, использовали обмазанные глиной плетеные ульи для пчел, заимствовали некоторые элементы в формах керамической посуды.

Значительное влияние горской культуры сказалось на вооружении и одеж­де казаков. Первыми одежду черкесского образца стали носить линейные казаки, а в начале 1840-х гг. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для образо­вавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка - прямые заимствова­ния у адыгов.

Значительную роль в культурной жизни региона играли города. Екатери-нодар оставался центром общественно-политической и культурной жизни. Все большую роль начинают играть местные культурные центры Новорос­сийск, Майкоп, Ейск, Армавир. В них появлялись просветительские и обще­ственные учреждения, складывались группы людей, стремящихся к культур­ному общению. Получила развитие музыкальная и театральная жизнь, изда­вались новые газеты и журналы. С 1860-х гг., после окончания Кавказской войны была сформирована сеть учебных заведений, в результате обществен­ной инициативы появились библиотеки, начали выходить местные газеты, свои труды публиковали кубанские историки, экономисты, географы.

Если к началу 1860-х гг. в крае действовали одно среднее учебное заве­дение (войсковая мужская гимназия) и около 30 начальных училищ, то через 50 лет число гимназий выросло до 12, начальных училищ Министерства на­родного просвещения стало 1 033. Кроме них существовали реальные, про­мышленные училища, учительские семинарии и другие типы учебных заве­дений. Получило развитие и женское образование.

Первое женское учебное заведение (Мариинское женское училище) было открыто в 1863 г., в 1902 г. оно было преобразовано в Мариинский женский институт, дававший среднее образование. К 1912 г. только женских гимна­зий в Кубанской области и Черноморской губернии было 8 (что превышало число мужских в 2 раза), так как в семьях купцов, мещан, лавочников счита­лось престижным давать дочерям среднее образование.

Значительное место в культурной жизни Кубани занимали музеи. Пер­вый на Кавказе краеведческий музей был открыт в 1864 г. при штаб-кварти­ре Псекупского полка в станице Ключевой. Он создавался по инициативе известного историка и литератора И.Д. Попко. Создание краеведческого музея в г. Екатеринодаре связано с именем неутомимого энтузиаста Евгения Дмит­риевича Фелицына. Здесь были собраны интересные коллекции по истории казачества, природе Кубани, имелся горский отдел. В основу музея легли личные коллекции Е.Д. Фелицына по археологии и этнографии. В 1907 г. музей стал самостоятельным учреждением, получил и новое название - Эт­нографический и естественноисторический музей Кубанского казачьего вой­ска. Музеи создавались в Ейске, Майкопе, Армавире, Новороссийске.

В заключение следует отметить, что Кубань на протяжении долгих сто­летий была многонациональным регионом, в котором сочетались культур­ные традиции различных народов. Взаимовлияние и культурный обмен при­вели к формированию уникального феномена - поликультурного простран­ства Кубани.

Особое влияние на развитие региона оказала казачья колонизация. С первых лет переселения на Кубань казаков начинали складываться торго­вые связи, происходил культурный обмен с местными народами. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс складывания дружес­ких отношений, единого ментального поля, но не могла его остановить. По окончании военных действий межкультурный диалог развивался более ин­тенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентированной прослойки в среде горцев стала система горских школ, предоставление воз­можности для горцев получить высшее и среднее образование в учебных заведениях России. Несмотря на некоторые негативные факты, связанные с молодеческими традициями горцев, культурное взаимодействие в дорево­люционный период привело к формированию прочных начал духовной общ­ности горских племен и русского народа.

Контрольные вопросы

1. Военно-казачья колонизация Кубани в первой половине XIX в.

2. Социально-экономическое и политическое развитие Кубани в первой по­ловине XIX в.

3. Адыгские племена в конце XVIII - первой половине XIX в.: социально-эко­номическое и политическое развитие.

4. Кавказская война на Северо-Западном Кавказе. Присоединение Закубанья.

5. Кубанская область во второй половине XIX в. Народная колонизация.

6. Развитие аграрного и промышленного капитализма на Кубани.

7. Народы Кубани. Традиционная и инновационная культура конца XVIII-начала XX вв. Общественное движение.

8. Выдающие ученые и общественные деятели Кубани: Ф.А. Щербина, Е.Д. Фелицын, В.В. Латынцев, В.М. Сысоев, Ш. Ногмов.

Планируемые результаты:

Личностные: научиться самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: ученики должны научиться формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: учащиеся должны научиться различать обряды и традиции Кубани.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей

Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнем же урок, не будем зря время терять.

Ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Повернитесь ко мне лицом. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.

Какое сейчас время года?

Вы знаете, ребята, осень такая разная! Их как будто две. Одна - радостная, теплая, солнечная, в пышном убранстве, с богатыми подарками. Она как принцесса.

И вдруг она же, но уже грустная, печальная, с тихим плачем мелкого дождя, в лоскутах опадающей листвы - словом, будто Золушка.

Что это за две осени такие?

Несколько листьев к нам прилетели на урок. Но это необычные листья.

Вопросы о крае.

1. Как называется наш край?

2. Назовите главную реку края?

3. Как зовут губернатора нашего края?

4. Посмотрите на герб и скажите, что символизирует гостеприимство края?

5. Назовите главный город нашего края?

Сегодня на нашем уроке
Мы в прошлое края вернёмся.
Узнаем о быте казаков,
Традициях, обрядах, законах.
Чтоб помнили мы наших предков,
И гордо несли своё имя.
Чтоб край наш Кубанский вовеки,
Прославлен был во всём мире.

Обратите внимание на доску и прочтите слова, написанные на ней.

(На доске)

“Помни, что у казаков
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон”.

Эти слова будут девизом на протяжении всего нашего урока.

3. Решение учебной задачи.

Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,
Простор Краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.

Красивое стихотворение, не правда ли?

Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке? (Речь идет о казаках, о жизни казаков, о гостеприимстве кубанцев)

А для этого мы совершим путешествие по станциям в историческое прошлое.

4. Путешествие по станциям.

Первая наша остановка на станции под названием “Быт жителей родного края”. 3 мин.

Я думаю, вам будет интересно вспомнить о том, как начиналась наша Кубань. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II.

(Выступление императрицы). Звучит запись колокола.

И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на эти земли переселенцы с Запорожской Сечи – казаки – запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость.

Обживая земли, казаки строили себе дома (жильё) их называли: мазанки, хаты. (Слайд 2)

Группа (из чего делали хаты)

Ребята, а сейчас вы должны подобрать строительный материал тот, как вы считаете, использовали раньше наши казаки в строительстве хаты. Перед вами лежит рисунок хаты, вы выбираете название строительного материала, и наклеиваете на рисунок.

(Глина, вода, солома, цемент, кирпич, штукатурка, гипсокартон, шифер)

Хаты строили из самана. Саман – это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади. (Вывешивается слово саман )

Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Для чего?

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали вот таким плетнём.

Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником.

(Вывешивается слово рушник – полотенце)

Вдоль стен стояли длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака, а сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви.

В каждом доме находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится “Печь – царица в доме”.

А теперь давайте соберем кубанские пословицы.

Биз Бога ни до порога. (Без благословения не делается ничего)

  • Каждый казак государь в своем дворе.
  • Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота.
  • Нэ сыды сложа рукы, тай не будэ и скукы.
  • Живэ, як мыша в крупах.
  • Вик жыви - вик учись.

Пришло время навести порядок в хозяйстве у казака. (Доска)

Слева картинки с предметами быта, а справа слова вразброс.

“Лавы” - деревянные лавки.

“Пряха” - прялка.

“Кохточка” - кофта.

“Кабыця” - летняя печь.

Следующая станция под названием “Обычаи и традиции”.

Кубань богата на обряды. Это наша культура.

Самая главная традиция - гостеприимство.

Давайте постучимся в двери, нам открывают радушные хозяева.

Здравствуйте, гости дорогие, божьи посланцы!
Мы гостей любим, уважаем,
На лучшее место в доме сажаем.
Трое суток у вас спрашивать не будем,
Куда едете, да какие цели.

Издавна так повелось, что главный запах Кубани – душистый кубанский хлеб.

Кубанцы встречают гостей хлебом – солью. Хлеб – соль – символы гостеприимства и радушия.

Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла. (Угощают гостей караваем)

Казаки соблюдали заповеди Господние, чтили основные церковные праздники, регулярно посещали церковь.

5. Сообщение детей о традициях.

1. Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.

При встрече молодой парубок (парень), казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже не знакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына.

2. Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

3. Казак рождался воином, и с появление на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи.

А мать надевала на шею сына ладанку, в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого.

4. Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду. Помогали по хозяйству, воспитывали младших братьев и сестер.

Сегодня мы остановимся на Свадебном обряде. Свадьбы на Кубани обычно проводили после уборки урожая. На Кубани говорят “А на Покров можно и свадебку сыграть”. Покров отмечает православная церковь 14 октября. Выделяли три свадебных периода. (Слайд 4)

  • Осенний (от Успения до Филипповки).
  • Зимний (от Крещения до Масленицы).
  • Весенний (от Красной горки до Троицы).

В старину свадьбы длились не менее недели.

В субботу казаки свадеб не играли. Считалось, что это сулит тяжелую жизнь. С наступлением утра обращали внимание на погоду: ясная и солнечная, сулила молодым счастливую супружескую жизнь, ненастная - тоскливую и унылую.

(Слайд)

В день бракосочетания невеста вставала до восхода солнца. Она обходила весь свой двор, прощаясь со всем, что ей было дорого. Затем шла в сад и начинала причитать (голосить). Вскоре появлялись ее подруги. Потом девушки несли жениху подарок невесты - свадебную рубаху. Важно было застать его в постели и надеть на него дар непременно с застегнутыми пуговицами, что давало возможность дольше мучить жениха и получить хороший выкуп. Как правило, откупался жених от подружек цветами, конфетами, духами и помадой. Помимо этого, девушки получали свадебное платье, туфли и спешили в дом наряжать невесту. Платье невесты могло быть белым, голубым или нежно-розовым. Чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол ее платья закалывали крест-накрест с четырех сторон иголки без ушек из непочатой пачки, иногда за пазуху с той же целью клали кусочки ладана. Кудри - основной элемент прически. Делали их так: брали большой толстый гвоздь, накаляли его на жару, натирали о кусок сала и накручивали на него волосы. Завитки укладывали в несколько рядов вокруг лба и закрепляли сверху венком - этот символ девичьей чистоты хранился всю жизнь, а казачки, повторно вступавшие в брак, не надевали венок и фату. Остальные волосы заплетали в косу.

И вот слышен конский топот, стук экипажей, песни, выстрелы. Это жених со своими гостями подъехал ко двору.

Ну, а сейчас мы посмотрим, как же проходил выкуп невесты.

Инсценировка выкупа невесты

Настя Цыганенко:

Понаехало гостей
Со всех дальних волостей.
При параде все, красивы,
Это диво, так уж диво!
Раз пришли - не отступайте,
Хором дружно отвечайте!
Что ж вы, да всей толпой
К нам приехали домой?
Что влечёт вас в это место?
Отвечайте нам...

Отвечают: Невеста!

Вика Боурош:

Ах, невеста, говорите,
Ну, тогда уж не взыщите.
Приготовьтесь дань платить,
Чтоб невесту раздобыть

Женя Вертепа:

Наша невеста.
Из самого сдобного теста,
Уста - словно сахар медовый,
Глаза - с солнцем спорить готовы.
Слова - что халва - это ж надо,
А голос - для слуха услада.

Настя Кондра:

Наш товар - Ваш купец.
Расплатись-ка, молодец.
Чтобы дальше путь продолжить
Нужно наш пакет наполнить,
Можно чистыми монетами,
Можно и конфетами.

Жених выбирает бочонок из первой коробки. Варианты надписей на карточках: "Каланча пожарная", "Метр в шапке"

Каланчу вы не хотите?
Что ж, пожалуйста, платите!

"Метр в шапке". Не нужна?
Заплатите нам сполна.

Жених выбирает бочонок, в котором теперь карточка с именем. Варианты надписей на карточках: “Тракторина”, “Олимпиада”.

Что у вас такая мина?
Не устроит Тракторина?

Олимпиада!?
- И такую вам не надо.

А что ж ваш жених так мало говорит, може у него голоса нет? А ну-ка спой нам.

Ну а теперь мы посмотрим, целы руки - ноги у вашего жениха. Ну-ка станцуй нам!

Все ты сделал по порядку,
Песню спел, сплясал вприсядку,
Откупился ты с полна,
Получай, она твоя!

Молодые стоят в воротах из цветов.

Сыплю на вас рожь,
Чтоб ваш род был хорош,
Посыпаю пшеницей ярой,
Чтоб вы дружной были парой!

Каждая семья стремится построить свой дом, используя самый лучший строительный материал, чтобы дом был крепким, уютным.

Подумайте, а чтобы семья была крепкая, какие качества могут быть её основой. У вас на столе лежат кубики выберите те, которые по вашему мнению могут быть основой семьи.

(Строительство дома из кубиков) доброта, взаимопомощь, вежливость, ненависть, внимание, любовь, дружба, верность, зло, справедливость, честность, доверие, ссоры, месть, взаимопонимание,

Такой дом будет стоять вечно!

Кубанская песня лучший рассказ о жизни казака. Как бы трудно не жилось народу в прошлом, но без песни - ни шагу. В песнях душа народа. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска.

“Ой, да на Кубани зори ясны”.

Закрепление. Рефлексия

Настоящий казак должен посадить дерево, построить дом, родить и воспитать сына. На Кубани в каждом дворе росли вишни. Из них пекли пироги, варили вареники. У нас тоже есть вишня. И если вы узнали что-то новое для себя, вам понравился урок, повесьте на наше дерево красную вишню. Ну, а если, что-то не совсем получилось, повесьте зеленую.

Игра “Подкова”

В старину на Кубани считалось: “Кто найдёт подкову, тому она и счастье принесет”.

Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение в поколение.

Ты цвети моя Кубань,
Становись всё краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Нарисуйте то, что запомнилось вам на уроке: казак, хата и т.д.

Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУБАНИ

Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремѐсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.

Мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций.

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице. Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду.

Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков, в детском саду необходимо играть в игры, в которые играли прежние казаки и празднование старых русских праздников в казачьем духе. Так же проводить занятия, призванные воспитывать патриотизм.

На занятиях дети учатся слушать, воспринимать, любить культуру Кубани и казачества, на примере героев Кубани. История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы можем гордиться своими предками, их делами и теми нравственными ценностями, которые они оставили нам в наследство. Ребенок в казачьей семье с младенчества и до 7 лет находится с родителями под их опекой. А это важно для ребенка познавать мир с помощью самых близких людей. С 7 лет на детей возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям: уходу за скотом, заботам о хозяйстве девочек – к работам по дому и огороду. С раннего детства существовала половая дифференциация: мальчик – будущий хозяин дома и защитник, воин, девочка – хозяйка и рукодельница, подчиняющаяся мужчине. Таким образом, с раннего детства детей приобщали к труду, давая этим понять, что труд – это главная обязанность каждого члена семьи. Раньше особое внимание уделялось казаками формированию качеств будущего защитника Отечества. С ранних лет маленьких мальчиков готовили к испытаниям и борьбе с опасностью. Это были скачки на лошадях, военизированные игры, которые велись под руководством взрослых. С 10-11 лет казачата участвовали в скачках-соревнованиях, организуемых местной властью. Программа была не из легких: качки через препятствия со стрельбой, рубкой чучел и прутьев, умение броситься на врага с холодным оружием в руках и поразить его. Подростки упражнялись в джигитовке и ловкости владения оружием также в подготовительных лагерях. Казачьи школы имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик. Вот некоторые положения устава:

Казак верен Отечеству.

Казак вежлив.

Казак бережлив.

Казак никогда не падает духом и старается выйти из трудного положения героем.

Казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим людям, помочь обиженным и ежедневно делать добро, не ожидая за это благодарности.

Остается только восхищаться тем, как мудро и умело казаки воспитывали будущего мужчину, в котором культивировали мужественность, отвагу, справедливость и доброту.

В воспитании девочек-казачек тоже сформировались определенные традиции. После замужества семейные обязанности тяжелым бременем ложились на плечи казачки. После ухода мужчины на военную службу женщины трудились вдвойне выполняя и мужскую работу. «Даже дерзкий черкес, пробираясь темной ночью в казачью станицу на грабеж, имел дело с казачкой, и бывали случаи, когда высокая грудь казачки украшалась Георгиевским крестом за военный подвиг», – так писал о казачьих женах историк Ф.А.Щербина в своей книге «История кубанского казачьего войска».

Казачье воспитание формировало способность принимать решения, адекватные любой обстановке. В результате сложился тип личности, сильный духом, с ясным сознанием, стойкими убеждениями.

Для любого ребенка Родина – в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Именно семья, как первичная ячейка общества, вкладывает в своего ребенка духовно-нравственные ценности, с которыми он впоследствии пойдет по жизни.

Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Кубань - это «житница России», «Всероссийская здравница», а также один из крупнейших культурных центров России. Еще Кубань называют «жемчужиной России». Я горжусь своим краем и стараюсь привить эту гордость детям, потому что за ними будущее России и им продолжать поддерживать и укреплять славу и красоту Кубани.