Удивительные племена африки. Эти африканки поражают своей внешностью

Африка, пожалуй, является самым контрастным и загадочным из 5 континентов нашей планеты. Исследователей и туристов со всего мира манит не только ее природное и животное разнообразие, но и многочисленные племена и народности, которых здесь насчитывается около 3 000. Удивительные племена Африки с их нетрадиционным для славян образом жизни вызывают восторженный интерес, а непонятные традиции зачастую пугают, а не удивляют.

Мурси

Мужчины часто устраивают между собой жестокие драки за лидерство. Если такое выяснение отношений заканчивается смертью одного из участников, выжившему приходится отдать семье погибшего свою жену в виде компенсации. Мужчинам принято украшать себя серьгами из клыков и шрамами в виде подковы, которые наносятся в случае убийства врага: сначала символы вырезаются на руках, а когда на них не остается места – используют другие части тела.

Женщины племени мурси выглядят очень необычно. Сутулая спина, обвисший живот и грудь, а вместо волос на голове головной убор, сооруженный из сухих веток, кожи животных и мертвых насекомых – удивительное описание типичной представительницы прекрасной половины мурси. Дополняет их образ – глиняный диск (дэби), вставленный в разрез на нижней губе. Девушки сами вправе решать, разрезать губу или нет, но за невест без такого украшения дают намного меньший выкуп.

Динка

Целый народ динка, проживающий на территории Судана, насчитывает около 4 000 000 представителей. Основное их занятие – скотоводство, поэтому еще с детства мальчиков обучают бережному отношению с животными, а количеством голов скота измеряется благосостояние каждой семьи. По этой же причине девочки ценятся у динка больше мальчиков: в случае женитьбы семья невесты получает в подарок от жениха целое стадо.

Внешний вид динка не менее удивительный: мужчины обычно не носят одежду и украшают себя браслетами и бусами, а женщины носят одеяния только после замужества и зачастую ограничиваются юбкой из козьей кожи или бисерным корсетом. К тому же этот народ считается одним из самых высоких в Африке: средний рост мужчин 185 см, а у многих он переходит за отметку 2 м. Еще одна особенность представителей динка – намеренное шрамирование, которое практикуется даже у детей после достижения определенного возраста и по местным меркам добавляет привлекательности.

Банту

В Центральной, Восточной и Южной Африке обитают многочисленные представители народа банту, численность которых достигает 200 млн. человек. Они обладают своеобразной внешностью: высоким ростом (от 180 см и выше), темной кожей, жесткими спирально завитыми локонами.

Банту – это один из самых удивительных и наиболее развитых народов Африки, среди которого есть представители политики и культурные деятели. Но, несмотря на это, банту сумели сохранить традиционный колорит, многовековые традиции и ритуалы. В отличие от большинства населяющих жаркий континент народностей, они не боятся цивилизации и часто приглашают туристов к себе на экскурсии, которые обеспечивают им неплохой заработок.

Масаи

Представители Масаи часто встречаются на склонах горы Килиманждаро, которая занимает особое место в верованиях этого удивительного племени. Его представители возомнили себя высшим народом Африки, истинными красавцами и любимцами богов. В связи с таким самомнением они зачастую относятся презрительно к другим народностям и не стесняются воровать у них животных, что иногда приводит к вооруженным конфликтам.

Масаи живут в жилище из веток, обмазанных навозом, строительством которого зачастую занимаются женщины. Они питаются преимущественно молоком и кровью животных, а мясо в их рационе редкий гость. При отсутствии пищи они прокалывают корове сонную артерию и пьют кровь, а затем залепляют это место свежим навозом, чтобы через время повторить «трапезу».

Отличительный признак красоты этого удивительного племени – оттянутые ушные мочки. В 7-8-летнем возрасте детям прокалывают мочки осколком рога и постепенно расширяют с помощью кусочков дерева. За счет использования тяжелых украшений, ушные мочки иногда отвисают до уровня плеч, что считается признаком высшей красоты и уважения к их обладателю.

Химба

На севере Намибии живет самобытное племя Химба, представители которого тщательно охраняют сложившийся образ жизни от чужаков, практически не носят современную одежду и не пользуются благами цивилизации. Несмотря на это многие жители поселений умеют считать, написать собственное имя и говорят некоторые фразы на английском языке. Эти умения появляются благодаря организованным государством передвижным начальным школам, в которых учится большая часть детей химба.

Важное значение в культуре химба отводится внешнему виду. Женщины ходят в юбках из мягкой кожи и украшают шею, талию, запястья и лодыжки бесчисленными браслетами. Ежедневно они покрывают тело мазью из масла, растительных экстрактов и измельченной вулканической пемзы, которая придает коже красноватый оттенок и защищает тело от укусов насекомых и солнечных ожогов. Когда в конце дня они соскабливают с себя мазь, вместе с ней сходит и грязь, что также способствует поддержанию личной гигиены и чистоты. Возможно, благодаря этой удивительной мази, женщины химба имеют идеальную кожу и считаются одними из самых красивых среди племен Африки. С помощью этого же состава и чужих волос (зачастую отца семейства) женщины сооружают себе прическу и виде многочисленных «дредов».

Хамар

Хамар по праву относятся к удивительным племенам Африки и одним из наиболее дружелюбных в Южной Эфиопии. Один из наиболее известных обычаев хамар – посвящение в мужчины после достижения совершеннолетия, для которого молодому человеку необходимо 4 раза пробежать из стороны в сторону по спинам быков. Если после трех попыток ему не удается это сделать, следующий обряд можно провести только спустя год, а в случае удачи он получает от отца первую собственность (корову) и может искать себе жену. Примечательно, что обряд юноши проходят в обнаженном виде, что символизирует детство, с которым они прощаются.

У хамар проводится еще один, довольно жестокий ритуал, в котором могут принимать участие все желающие девушки и женщины: они исполняют перед мужчинами традиционный танец и получают от них в ответ удары тонкими прутьями по спине. Количество оставшихся шрамов – основной предмет гордости, показатель силы и выносливости женщины, который повышает ее ценность, как жены, в глазах мужчин. При этом хамарам разрешается иметь столько жен, сколько они способны заплатить за них выкупов (даури) в виде 20-30 голов скота. Но самый высокий статус остается за первой женой, который подтверждается ношением ошейника с ручкой, изготовленного из металла и кожи.

Нуба

На границе Судана и Южного Судана обитает удивительное племя нуба, которое имеет необычные даже для Африки семейные обычаи. На ежегодных танцах девушки выбирают для себя будущих мужей, но прежде, чем получить такой статус, мужчина обязан построить для своей будущей семьи дом. До того времени молодые люди могут только тайно встречаться по ночам, и даже рождение ребенка не дает права на статус законного супруга. Когда жилье готово, девушке и парню разрешается уже спать под одной крышей, но ни в коем случае не есть. Такое право дается им только спустя год, когда брак пройдет испытание временем и будет считаться официальным.

Отличительной особенностью нуба долгое время было отсутствие какого-либо деления на классы и денежных отношений. Но в 70-х г. г. XX в. правительство Судана стало отправлять местных мужчин на работу в город. Они возвращались оттуда в одежде и с небольшими деньгами, поэтому чувствовали себя настоящими богачами среди соплеменников, что порождало у других зависть и способствовало процветанию воровства. Таким образом, добравшаяся до нуба цивилизация принесла им намного больше вреда, чем пользы. Но все же среди них есть представители, которые продолжают игнорировать блага цивилизации и украшают свои тела только многочисленными шрамами, а не одеждой.

Каро

Каро – одно из малочисленных африканских племен, в котором насчитывается не более 1000 человек. Они занимаются преимущественно скотоводством, но мужчины могут проводить долгие месяцы на охоте и даже работать в близлежащих городах. Женщинам в это время предстоит заниматься домашними делами и еще одним важным ремеслом – выделкой шкур.

Представители этого племени могут возглавить список самых удивительных мастеров в Африке в части украшения своего тела. С этой целью они покрывают себя орнаментами, нанесенными растительными красками, точеным мелом или охрой, используют в качестве украшений перья, бусы, ракушки и даже надкрылья жуков и кукурузные початки. При этом мужская половина населения красится гораздо ярче, поскольку им важно иметь максимально устрашающий внешний вид. Еще одна примечательная деталь у мужчин и женщин каро – проколотая нижняя губа, в которую вдевают гвозди, цветы и просто высохшие прутики.

Это лишь малая часть необычных народов, проживающих на территории африканского континента. Вопреки глобальному распространению благ цивилизации образ жизни большинства из них коренным образом отличается от жизни современного человека, не говоря уже о нарядах, традициях и уникальной системе ценностей, поэтому каждый из народов Африки можно считать по-своему удивительным.

Пустыня Намиб находится на юге Африки. Она тянется вдоль Атлантического побережья. Северная граница проходит вдоль одной из редких в Намибии полноводных рек Кунэнэ. В этой части Намибии, точнее, в труднодоступных районах плато Каоколенд, и живет племя химба, насчитывающее примерно десять тысяч человек.


По историческим меркам племя химба еще совсем юное: ему нет и пятисот лет. Но на его долю выпало немало испытаний. Особенно в XIX веке, когда оно подверглось преследованиям воинственных племен, которые отбирали скот и убивали людей. Спасаясь, химба бежали в Анголу, прося у местных племен защиты и хлеба. За это их и прозвали химба, что в переводе с языка гереро означает «попрошайки».

Вообще же химба - племя во многих отношениях уникальное. Однако главное его отличие от других народов Намибии состоит в том, что химба по-прежнему сохраняет почти все традиции и верования своих предков. Особенно это касается женщин. И даже принятие христианства не оказало влияния на обычаи этого народа.

Не будет преувеличением, если сказать, что в засушливой Намибии живут люди, над которыми время потеряло свою власть. Они не ведут отсчет годам, не интересуются своим возрастом, столетиями придерживаются одних и тех же традиций, занимаются натуральным хозяйством.

Также, как и раньше, женщины племени носят лишь набедренные повязки и покрывают свое тело краской цвета темной охры. Получают они ее из особого камня, который добывают на горе, рядом с которой тянется единственная дорога в страну химба.

Поселение, где проживает вся семья химба, называется крааль. Он представляет собой круглую площадку, в центре которой находится огороженный забором скотный двор, где содержат коров и коз. Вокруг располагаются хижины семьи, предназначенные для детей, жен, а также родителей.

Само же жилище химба в основании имеет форму круга или квадрата. Его стены и крыша сделаны из жердей. При этом стены оштукатурены глиной, а крыша покрыта соломой и сухим тростником. Возводят эти постройки в основном женщины. Да и другие виды работ в краале возлагаются на их плечи и руки. Они взбивают в сосудах, изготовленных из высушенной тыквы, масло, обрабатывают шкуры диких и домашних животных, шьют из них одежду.

Химба - племя скотоводов: коровы - их главное достояние. Они, к тому же, являются для химба священными животными. Поэтому они убивают их редко. Когда же обстоятельства вынуждают это сделать, химба коров душат, поскольку вера не позволяет им проливать кровь ни человека, ни животного. При этом часть мяса они относят на могилы предков.

Вообще же к предкам в племени относятся с особым почтением. Об этом говорит и тот факт, что главным обрядом химба является церемония почитания предков. Во время этого обряда, который проводится один раз в год, люди племени покидают деревни и устремляются туда, где похоронены их родственники. С собой они также гонят коров, чтобы продемонстрировать свое богатство. Затем химба возвращаются в деревню, и приносят одну из коров в жертву.

Сами же могилы покойников завалены камнями. А на деревьях рядом с ними висят черепа коров. При этом чем более высокое положение занимал покойник в обществе, тем большее количество черепов находится на дереве.

Главной фигурой племени является вождь. Он - непременный участник всех ритуалов и обрядов. Например, вождь общается с душами предков, сидя у священного костра, который символизирует связь между живыми людьми и предками. Именно вождь и следит за поддержанием огня в костре: он разжигает его дважды в день - на рассвете и на закате. На ночь огонь уносят в главную хижину, в которой живет вождь. Огонь никогда не должен гаснуть, так как это считается самым страшным оскорблением предков.

И хотя в племени химба коровы являются главным достоянием их членов, тем не менее, человек, владеющий самым большим стадом, не считается богатым, если в его семье мало детей. К детям у химба особое отношение. Например, каждый ребенок в племени, будь то мальчик или девочка, должен пройти обряд инициации. Только тогда он может считаться настоящим химба. Во время совершения обряда ребенку выбивают четыре передних зуба. Церемония проводится один раз в году, в самое холодное время в Намибии - в июле, чтобы снизить риск заражения.

Процедура эта довольно болезненна, поскольку здоровые зубы удаляются обгоревшей палочкой из «священного» огня и камнем. Выбивается поочередно каждый зуб, а раны прижигаются раскаленным металлом. Во время церемонии ребенок не должен ни кричать, ни плакать: хочешь быть взрослым, тогда терпи. Кстати, этот ритуал проводят и другие, родственные химба, племена.

Но если отсутствие четырех зубов - особенность, общая для мальчиков и девочек, то прически у них разные. Так, у девочек - две свисающие на глаза косички, а у мальчиков - одна. Но если девушка достигает 14-летнего возраста, то есть, становится невестой, в подтверждение нового социального статуса ей заплетают множество косичек, которые почти полностью закрывают ее лицо. А вот у замужних женщин, хотя прическа и аналогичная, но лицо открыто.

Браки у химба полигамные: мужчина может иметь нескольких жен. Отсюда и большое количество детей. Однако свадьбы в племени происходят редко. Дело в том, что за невесту необходимо выплатить большой выкуп, и не каждый мужчина это может сделать. Но если свадьба все-таки играется, то начинается она с того, что невеста, сопровождаемая подругами и женихом, на четвереньках покидает свою хижину. После этого все встают, и, держа друг друга за набедренные повязки, медленно идут к «священному огню», вокруг которого усаживаются все участники торжества. Начинает свадебный пир вождь. Ему подносят три сосуда с молоком: по одному из хижины жениха, невесты и самого вождя. Он делает по несколько глотков из каждого сосуда, после чего они пускаются по кругу. Когда молоко выпито, участники церемонии направляются к дому вождя.

Здесь молодожены опять опускаются на четвереньки и в таком положении обходят хижину против часовой стрелки. После свадебных торжеств молодых на три дня оставляют в хижине, и в течение этого срока они не должны ее покидать.

У химба по настоящее время существует еще один странный обычай. Так, даже если мужчина и женщина состоят в браке, при определенных условиях они могут нарушить супружескую верность. Например, когда муж находится в длительной отлучке, жена может провести ночь с другим мужчиной. Если же после этого она забеременеет, муж будет только рад, поскольку, чем в его семье больше детей, тем выше его социальный статус. Кроме узаконенной измены, у химба до сих пор сохраняется обычай во время праздников меняться женами.

<<< Назад
Вперед >>>

На севере Намибии обитает удивительное племя, о котором мало кто знал. Его жители, не контактировавшие с белыми людьми, долгое время не допускали к себе журналистов, а после нескольких репортажей интерес к ним невероятно возрос. Появилось множество желающих побывать в племени и рассказать миру о кочевниках, живущих по своим законам.

Племя скотоводов

Племя химба, численность которого не превышает 50 тысяч человек, с 16-го столетия живет в разрозненных поселениях и ведет полуоседлое-полукочевое существование в пустыне, где отсутствует вода. Сейчас оно занимается скотоводством: жители разводят коров особой породы, неприхотливых и готовых обходиться без воды долгое время. Домашние животные - это основное богатство и наследство, которое не рассматривается в качестве пищи.

Народ, не знакомый с благами цивилизации

Продавая животных, они выручают немного денег, а зачастившие гости покупают сувениры и поделки. Заработок химба тратит на покупку сахара, кукурузной муки, лакомств для детишек. Одежда жителям не нужна, они делают из шкур животных и закрепляют их на теле ремнем. Все, что им требуется, - шлепанцы, чтобы идти по обжигающей ноги пустыне. Никто из них не пользуется техникой, почти не знает письменности, посуду членам племени заменяют сосуды, выдолбленные в тыкве, но они совершенно не страдают от отсутствия атрибутов цивилизации.

Племя химба, фото которого стали часто печатать в различных изданиях, соблюдает древние обычаи, поклоняется душам мертвых и богу Мукуру, разводит скот и не проливает чужую кровь. Они ведут мирное существование в безжизненной пустыне, в условиях жесткого дефицита воды.

Внимание к внешнему виду

Для членов племени внешний вид играет важную роль в традиционной культуре. Он указывает на положение в обществе и определенные фазы жизни. Например, замужние женщины носят на голове некое подобие короны, которую изготавливают из шкур козы, а женатые мужчины - тюрбан.

Девочки заплетают длинные волосы в косы надо лбом, с возрастом они делают прически, которые состоят из огромного количества косичек, а мальчики стягивают волосы в конский хвост, завязанный в пучок.

Женщины, признанные самыми красивыми

Представители химба не упускают ни одной мелочи и тщательно следят за своим обликом, ухаживая за кожей и прической. Отсутствие одежды они компенсируют многочисленными украшениями, смастеренными из меди, ракушек и жемчуга. Это важная часть многовековых традиций, а женщины племени химба признаны самыми красивыми. Их тонкими чертами лица и глазами миндалевидной формы любуются путешественники, утверждающие, что каждая девушка могла бы работать моделью на подиуме.

Это высокие и стройные женщины, выделяющиеся на фоне остальных Они ловко носят на голове емкости с драгоценной водой, благодаря чему у них сформировалась великолепная осанка. Украшения, которые представительницы прекрасного пола носят на шее, ногах, руках, служат не только для красоты - таким образом местные девушки защищают себя от укусов змей.

Волшебная смесь для лица и тела

Каждая капля воды на вес золота, и то, что удается добыть, выпивается, поэтому члены племени не моются, а выживать им помогает специальная смесь красно-оранжевого цвета, которой химба обязаны особым оттенком кожи. Женщины растирают камни вулканической породы в пудру и смешивают ее с взбитым из молока коров маслом, пеплом, растительными эликсирами. Каждое утро начинается с того, что аборигены наносят охровую краску, поддерживающую необходимый уровень гигиены и защищающую от укусов насекомых и палящих солнечных лучей, на все тело и лицо.

Невероятно мягкая кожа женщин прекрасно выглядит и приятно пахнет ароматической смолой, которую часто добавляют в смесь, служащую и основой для сложных причесок, которыми отличается племя химба.

У каждого жителя есть второе, «европейское» имя. Дети его получают, когда учатся в передвижных школах. Каждый ребенок умеет считать и знает несколько фраз на английском языке, но после первых классов обучения его мало кто продолжает.

Племя химба в Намибии строит хижины конусообразной формы из молодых деревьев и пальмовых листьев, которые переплетаются кожаными ремешками, а позже покрывает их навозом и илом. Внутри такого жилища отсутствуют удобства, кроме матраса на полу.

Племя живет в клане, которым руководит старейшина - дедушка, отвечающий за жилье, религиозные аспекты, соблюдение законов и традиций, экономические вопросы, управление собственностью. Его полномочия подтверждаются специальным браслетом на руке erenge. Староста заключает браки, проводит различные церемонии и ритуалы у священного огня, привлекая духов предков к решению насущных вопросов.

Браки заключаются таким образом, чтобы богатство распределялось поровну. После свадьбы жена переезжают к мужу и принимает правила нового клана.

Женщины встают очень рано, с рассветом, доят коров, которых мужчины отводят на пастбища. Как только угодья скудеют, племя химба снимается с места и перебирается в другое место. Мужья кочуют со стадами, оставляя в деревне своих жен и детей.

Из современных вещей у племени прижились пластиковые бутылки, в которых хранятся украшения.

В деревню лучше всего ехать вместе с гидом, который подробно расскажет о быте племени и сможет договориться с вождем о посещении жилища.

Удивительное племя химба - это гостеприимные и улыбчивые люди, не ищущие выгоды от зачастивших путешественников. Самобытный народ, существующий изолированно от внешнего мира, равнодушен к благам цивилизации, и каждый случай сохранения традиционных укладов представляет огромный интерес для ученых и туристов.