Архитектура возрождения в италии. Архитектура италии

Итальянские архитекторы в России

Изх истории Руси мы знаем, что красивейшие архитектурные строения, которые по сей день являются достопримечательностями строили известные архитекторы иностранцы. Предлагаю вспомнить итальянских зодчих, которые увековечили память о себе в красивейших сооружениях.

19 июля 1485 года в Москве итальянским зодчим Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня - старейшая башня Московского Кремля. Вспоминаем 7 итальянских архитекторов - строителей России.

1. Антон Фрязин

Архитектор и дипломат Антонио Джиларди, прозванный московитами Антоном Фрязиным, был одним из первых итальянцев, прибывших на Русь. В Московию он приехал в 1469 году в составе свиты Юрия Траханиота, посла кардинала Виссариона с предложением брака Великого князя Московского Ивана III и Софьи Палеолог.

Достижения


В 1580-ых он был ангажирован на строительство Московского Кремля: в его активе две башни Московского Кремля - Тайницкая м Водозводная.

2. Ридольфо Аристотель Фиораванти

Успенский собор

О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».

Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю — за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» — дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.


Достижения

Построил Успенский собор в Московском Кремле. В качестве начальника артиллерии участвовал в походах Ивана III на Новгород, Казань и Тверь. Отливал колокола, чеканил монеты.

3. Пьетро Антонио Солари

Первый официальный главный архитектор Москвы. Приехал из Милана в 1490 году. Вероятно, Иван III предложил Солари внушительную сумму контракта, поскольку зодчий отказался от весьма заманчивых проектов в Италии. Прожил в Москве всего 3 года и умер в 1493 году.


Достижения

Построил несколько башен Московского Кремля (Боровицкую, Константино-Еленинскую, Сенатскую и т.д.). Вместе с Руффо закончил строительство Грановитой палаты.


4. Доменико Андреа Трезини

С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Достижения


По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова и т.д.

5. Антонио Ринальди

В 1751 году архитектор был приглашён в Россию, к гетману Малороссии К. Г. Разумовскому. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров. Затем, в 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III.

Достижения


Строительство Большого Гатчинского дворца

6. Джакомо Антонио Доменико Кваренги

В 1780 году приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Русский литератор Филипп Вигель вспоминал зодчего: «Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу» .


Достижения

Строительство Английского дворца в Петергофе, здания Эрмитажного театра, Академии наук в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе.

7. Карл Иванович Росси

Уроженец Неаполя отправился искать счастья в России в 1795 году, поступив на службу в «Адмиралтейскую коллегию архитектурии» в Санкт-Петербурге.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном.


Достижения

Своё мастерство Росси воплотил в ансамблях Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиозным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, Александринской площади со зданиями Александринского театра и т.д.

Италия имеет очень широкий и разнообразный архитектурный стиль, который нельзя просто классифицировать по периоду или региону из-за разделения Италии на несколько городов-государств до 1861 года. Однако это создало весьма разнообразный и эклектичный диапазон архитектурных проектов. Италия известна своими значительными архитектурными достижениями, такими как строительство арки, куполов и аналогичной структуры во времена Древнего Рима, создание архитектурного движения эпохи Возрождения в конце XIV-XVI веков и являющееся родиной палладианства, стиль строительство, которое вдохновило такие движения, как неоклассическая архитектура, и повлияло на проекты, которые дворяне строили своими загородными домами по всему миру, особенно в Соединенном Королевстве, Австралии и Соединенных Штатах Америки в конце 17 – начале 20 века. Некоторые из лучших работ в западной архитектуре, такие как Колизей, Дуомо Милана, Моле Антонеллиана в Турине, Флорентийский собор и архитектурные проекты Венеции, находятся в Италии. В Италии насчитывается около 100 000 памятников всех сортов (музеи, дворцы, здания, статуи, церкви, художественные галереи, виллы, фонтаны, исторические дома и археологические памятники). Сейчас Италия находится на переднем крае модернистского и устойчивого дизайна с такими архитекторами, как Ренцо Пьяно и Карло Моллино.

Итальянская архитектура также широко повлияла на архитектуру мира. Настроение Андреа Палладио. Кроме того, итальянская архитектура, популярная за рубежом с 19-го века, использовалась для описания зарубежной архитектуры, которая была построена в итальянском стиле, особенно по образцу архитектуры эпохи Возрождения.

Древняя Греция и этруски
Наряду с доисторической архитектурой, первые люди в Италии действительно начали последовательность проектов – греки и этруски. В Северной и Центральной Италии именно этруски вели путь в архитектуру того времени. Этрусские здания были сделаны из кирпича и дерева, поэтому в Италии в настоящее время представлены несколько этрусских архитектурных объектов, за исключением нескольких в Вольтерре, Тоскане и Перудже, Умбрия. Этруски сильно влияли на римскую архитектуру, поскольку они также использовали для строительства храмов, форумов, общественных улиц и акведуков. Тяжелые столбы и подъезды, созданные этрусканами и их городскими воротами, также оказали значительное влияние на римскую архитектуру.

В Южной Италии, начиная с 8-го века до нашей эры, греческие колонисты, создавшие то, что было известно как Magna Graecia, строили свои здания в своем собственном стиле. Греки построили большие, лучшие и более технологически продвинутые дома, в которых люди в эпоху железа и бронзы, а также повлияли на римскую архитектуру. Тем не менее, к 4-ому столетию до н.э., эпохе эллинизма, меньшая концентрация была сосредоточена на строительстве храмов, а скорее греки потратили больше времени на строительство театров. Театры были полукруглыми и имели зал и сцену. Раньше они строились только на холмах, в отличие от римлян, которые искусственно создавали места для зрителей. Греческие храмы были известны тем, что они содержали громоздкий камень или мраморные столбы. Сегодня в Италии сохранилось несколько останков греческой архитектуры, особенно в Калабрии, Апулии и Сицилии. Примером может служить остатки Агридженто, Сицилия, которые в настоящее время являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древний Рим
Архитектура Древнего Рима приняла внешнюю греческую архитектуру в 2 веке до нашей эры в своих целях, создав новый архитектурный стиль. Два стиля, которые часто считаются одним телом классической архитектуры. Этот подход считается репродуктивным, и иногда он мешает пониманию и способности ученых судить о зданиях римлян по греческим стандартам, особенно если полагаться исключительно на внешние проявления. Римляне впитали греческое влияние, очевидное во многих аспектах, тесно связанных с архитектурой; например, это можно увидеть во введении и использовании Triclinium в римских виллах как место и манера обедать. Подобным же образом римляне были обязаны своим этрусским соседям и предкам, которые снабжали их богатыми знаниями, необходимыми для будущих архитектурных решений, таких как гидравлика и строительство арки.

Социальные элементы, такие как богатство и высокая плотность населения в городах, заставили древних римлян открыть новые (архитектурные) решения. Например, использование хранилищ и арки вместе со звуковым знанием строительных материалов позволило им добиться беспрецедентных успехов в создании навязанных структур для общественного пользования. Примеры включают акведуки Рима, Ванны Диоклетиана и Ванны Каракаллы, базилики и, возможно, самый классный из всех, Колизей. Они воспроизводились в меньших масштабах в самых важных городах и городах империи. Некоторые сохранившиеся структуры почти полны, например, городские стены Луго в Hispania Tarraconensis или северной Испании.

Ранняя христианская и византийская архитектура
В эпоху раннего христианства Италия сильно пострадала, а Рим стал новым местом папы. После победы Юстиниана в Италии в римско-византийском стиле были построены несколько зданий, дворцов и церквей.

Христианская концепция «Базилики» была изобретена в Риме. Они были известны как длинные прямоугольные здания, которые были построены в почти древнем римском стиле, часто богаты мозаикой и украшениями. Искусство и архитектура ранних христиан также широко вдохновлялись искусством языческих римлян; статуи, мозаики и картины украшали все их церкви. Поздние христианские фрески можно легко увидеть в некоторых из катакомб в Риме.

Византийская архитектура также широко распространилась в Италии. Когда Западная Римская империя упала в 476 году нашей эры, византийцы были лидерами в мире по аспектам культуры, искусства, музыки, литературы, моды, науки, техники, бизнеса и архитектуры. Византийцы, которые технически были людьми Восточной Римской империи, сохранили римские принципы архитектуры и искусства живыми, но придали ему более восточный поворот и славились своими слегка более плоскими куполами и более богатым использованием позолоченных мозаик и значков, а не статуи. Поскольку византийцы некоторое время проживали на Сицилии, их архитектурное влияние все еще можно увидеть сегодня, например, в Кафедральном соборе Кефалу, в Палермо или в Монреале, с их богато украшенными церквями. Базилика Святого Марка в Венеции также является примером византийской архитектуры в Италии.

Романская архитектура
Между византийским периодом и готическим периодом было романское движение, которое происходило примерно с 800 года н.э. до 1100 нашей эры. Это был один из самых плодотворных и творческих периодов в итальянской архитектуре с несколькими шедеврами, такими как Пизанская башня на площади Пьяцца дей Мираколи и Базилика Сант-Амброджио в Милане. Это было названо «римским» -сеским из-за его использования римских арк, витражей, а также его изогнутых колонн, которые обычно присутствовали в монастырях.

Романская архитектура сильно отличалась в Италии как в стиле, так и в строительстве. Вероятно, самым художественным был тосканский, особенно флорентийская и пизанская романская архитектура, но Сицилия, под влиянием нормандских поселенцев, была значительной. Lombard Romanesque был, конечно, более структурно прогрессивным, чем тосканское, но менее художественным.

Романская архитектура в Италии остановила строительство деревянных крыш в церквях, а также экспериментировала с использованием пахотного свода или бочек. Вес зданий, как правило, прятался снаружи, а раньше для поддержки зданий использовались контрфорсы. Стены церкви, использующие романский вид, были громоздкими и тяжелыми для поддержки крыши, однако это означало, что романские церковные интерьеры в Италии были более банальными и мягкими, чем эпохи раннего христианства и византийцев. Они просто состояли из мрамора или камня и имели небольшое украшение, в отличие от богатых мозаик, найденных в итальянских византийских архитектурных работах.

Главным нововведением итальянской романской архитектуры было хранилище, которое никогда не было замечено в истории западной архитектуры.

Готическая архитектура
Готическая архитектура появилась в Италии в 12 веке. Итальянская готика всегда сохраняла своеобразную характеристику, которая отличала ее эволюцию от ее во Франции, где она возникла, и в других европейских странах. В частности, архитектурные ардитные решения и технические инновации французских готических соборов так и не появились: итальянские архитекторы предпочли сохранить традицию строительства, сложившуюся в предыдущие века. Эстетически, в Италии вертикальное развитие было редко важным.

Готическая архитектура была импортирована в Италию, как и во многих других европейских странах. Бенедиктинский цистерцианский орден был через свои новые здания основным носителем этого нового архитектурного стиля. Он распространился из Бургундии (в том, что сейчас является восточной Францией), их первоначальной областью, над остальной частью Западной Европы

Возможная временная шкала готической архитектуры в Италии может включать:

начальная разработка цистерцианской архитектуры
фаза «ранней готики» (примерно 1228-1290)
«зрелая готика» 1290-1385 гг.
поздняя готическая фаза с 1385 по 16 век, с завершением великих готических сооружений, начатых ранее, в качестве Миланского собора и базилики Сан-Петронио в Болонье.

Архитектура ренессанса и маньеризма
Италия в 15 веке и, в частности, город Флоренция, был домом для Возрождения. Именно во Флоренции начался новый архитектурный стиль, а не медленно развивается так, что готика выросла из романского, но сознательно доведена до конкретных архитекторов, которые стремились возродить порядок прошлого «золотого века». Научный подход к архитектуре древнего совпал с общим возрождением обучения. В этом было немало факторов.

Итальянские архитекторы всегда предпочитали формы, которые были четко определены и структурные члены, которые выразили свою цель. Многие тосканские романские здания демонстрируют эти характеристики, как видно во Флорентийском Баптистери и Пизанском соборе.

Италия никогда не принимала готического стиля архитектуры. Помимо Миланского собора, в основном работы немецких строителей, несколько итальянских церквей показывают акцент на вертикали, сгруппированные шахты, богато украшенный узор и сложные ребристые своды, которые характеризуют готику в других частях Европы.

Присутствие, особенно в Риме, древних архитектурных памятников, демонстрирующих упорядоченный классический стиль, послужило вдохновением для художников в то время, когда философия также обращалась к классическому.

Купол Флорентийского собора
Флорентийский собор, построенный Арнольфо ди Камбио, был оставлен незавершенным к концу XIV века, у него была огромная дыра в центре, где должен был быть купол. Соревнование по его созданию выиграл Филиппо Брунеллески, который построил самый большой купол с римских времен. Он ловко получил весь город в восторге от получения команд рабочих из восьми частей города.

Базилика Сан-Лоренцо
Эта церковь во Флоренции была спроектирована Брунеллески, используя все, что он узнал, взглянув на архитектуру Древнего Рима. Он имеет арки, колонны и круглые окна в римском стиле. Он выглядит совершенно иначе, чем аркадные церкви в готическом периоде. Только внутренняя часть была закончена. Внешняя сторона все еще все необработанные кирпичи, и никто не знает точно, как Брунеллески имел в виду, чтобы это выглядело. Однако изнутри Брунеллески научил всех новому набору архитектурных правил.

Базилика Сант’Андреи
Когда древнеримские императоры вернулись из битвы, они построили триумфальную арку как памятник себе. Есть несколько таких памятников в Риме, а также в других частях Италии, а общий дизайн – большая арка в центре и меньшая нижняя арка или дверной проем с обеих сторон. Архитектор Леон Баттиста Альберти использовал это как дизайн для передней части церкви Сант-Андреа в Мантуе. Он использовал ту же самую форму высокого и изогнутого, низкого и квадратного, все внутри церкви. Это было скопировано многими другими архитекторами. Это было также первое здание, которое использовало колонки, охватывающие два порядка, называемые гигантским ордером.

Дворец Медичи Риккарди
Когда дело доходило до постройки дворцов, богатые люди эпохи Возрождения имели разные потребности у римских императоров, поэтому архитекторам приходилось использовать правила, чтобы создать новый вид грандиозного здания. Эти дворцы эпохи Возрождения, как правило, высотой три этажа и довольно просты на внешней стороне. С внутренней стороны есть внутренний двор, окруженный красивыми колоннами и окнами. Архитекторы, такие как Микелоццо, которые работали в Cosimo de ‘Medici, смотрели на римский Колизей (спортивная арена), высота которого высотой три этажа с рядами арки.

Базилика Святого Петра
Самой известной церковью в Риме была древняя церковь, которая была построена над могилой Святого Петра. К 1500 году он падал. Папа решил, что вместо того, чтобы его ремонтировать, его следует снести и создать новую церковь. К тому времени, когда это было закончено, многие дизайнеры работали над дизайном, который резко изменился, став скорее барочным примером, чем ренессансным. Среди архитекторов, присутствующих на сайте, были Донато Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело, Пирро Лигорио, Джакомо Бароцци да Виньола, Джакомо делла Порта и Карло Мадерно. Он имеет один из самых великолепных куполов в мире. Он был скопирован во многих странах.

Вилла Ротонда
Этот загородный дом был построен Андреа Палладио (и Винченцо Скамоцци после его смерти) с 1566 года. Это квадратное здание, которое выглядит одинаково со всех сторон. В центре есть купол. С каждой стороны находится большое крыльцо (портик), как римский храм. Это такой элегантный дизайн, что другие архитекторы использовали тот же стиль, который можно увидеть на церквях, домах и дворцах, включая Белый дом.

Рококо и архитектура позднего барокко века
Самым оригинальным произведением архитектуры позднего барокко и рококо является Palazzina di caccia di Stupinigi (Охотничий домик Ступиниги), датируемый 18 веком. Благодаря высокому шарнирному заводу, основанному на кресте Святого Андрея, он был спроектирован Филиппо Джуваррой, который также построил Базилика ди Superga, недалеко от Турина.

В тот же период в Венето произошло сближение с палладианскими темами, что видно на вилле Пизани в Стране (1721 г.) и церкви Сан-Симеоне-Пикколо в Венеции (завершено в 1738 году).

В Риме последняя глава сезона барокко имеет самые значительные достижения в некоторых крупных городских улучшениях, таких как Испанская лестница и фонтан Треви, а фасад Сан-Джованни в Латерано Алессандро Галилея имеет более строгие классические черты.

В Королевском Неаполе архитектор Луиджи Ванвителли начал в 1752 году строительство дворца Казерта. В этом большом комплексе грандиозные интерьеры и сады в стиле барокко противопоставлены более трезвому корпусу, который, как представляется, предвосхищает мотивы неоклассицизма. Гигантские размеры дворца отражены Альберго Реале дей Пувери (Королевский хоспис для бедных) в Неаполе, построенный в те же годы Фердинандо Фуга.

Неоклассическая архитектура и архитектура 19 века
В конце 18-го и начале 19-го веков в Италию повлияло неоклассическое архитектурное движение. Все, начиная от вилл, дворцов, садов, интерьеров и искусства, стало основываться на римских и греческих темах, а также здания были широко распространены на вилле Capra «La Rotonda», шедевре Андреа Палладио.

Перед открытиями потерянных городов Помпеи и Геркуланума здания были тематическими в Древнем Риме и Классических Афинах, но позже были вдохновлены этими археологическими объектами. Примеры неоклассической архитектуры в Италии включают в себя «Arco della Pace» Луиджи Кагнолы, театр Сан-Карло (Неаполь, 1810), Сан-Франческо-ди-Паоло (Неаполь, 1817), кафе Pedrocchi (Падуя, 1816), храм Канова, (Посано, 1819) Театро Карло Феличе (Генуя, 1827) и Цистернене (Ливорно, 1829).

Современная архитектура

талы, в середине XIX века, также хорошо известны для некоторых относительно авангардных структур. Galleria Vittorio Emanuele II в Милане, построенный в 1865 году, стал первым зданием в Италии, сталелитейной и стальной металлургической промышленности и старейшей специализированной торговой галереей в мире, которая позже повлияла на Galleria Umberto I в Неаполе.

Современная архитектура
Архитектура в стиле модерн (Liberty)
У ар-нуво были основные и самые оригинальные экспонаты в Джузеппе Соммаруге и Эрнесто Базиле. Первый из них был автором Palazzo Castiglioni в Милане, а второй – расширением Палаццо Монтекарио в Риме.

Однако в 1920-х и последующие годы был введен новый архитектурный язык, razionalismo. Эта форма футуристической архитектуры была впервые создана Антонио Сант’Элия и, следовательно, Gruppo 7, образованная в 1926 году. После роспуска группы она была принята одиночными художниками, такими как Джузеппе Террагни (Casa del Fascio, Como), Adalberto Libera (Вилла Малапарте на Капри) и Джованни Микелуччи (железнодорожная станция Флоренции Санта-Мария-Новелла).

В фашистский период razionalismo был опережен Novecento Italiano, который отверг авангардные темы и нацелился вместо этого на возрождение искусства прошлого. Его наиболее важными членами в области архитектуры были Гио Понти, Пьетро Аштиери и Джованни Муцио. Это движение вдохновило Марчелло Пьячентини в его создании «упрощенного неоклассицизма», связанного с повторным открытием имперского Рима. Пьячентини был автором нескольких работ во многих городах Италии, наиболее важными из которых является спорным созданием Виа делла Conciliazione в Риме.

Фашистская архитектура
Рационалистическая фашистская архитектура была итальянским архитектурным стилем, разработанным во времена фашизма и, в частности, с конца 1920-х годов. Сначала это было продвинуто и практиковалось группой Gruppo 7, архитекторами которой были Луиджи Фигини, Гвидо Фретте, Себастиано Ларко, Джино Поллини, Карло Энрико Рава, Джузеппе Террагни, Убальдо Кастаньола и Адальберто Либера. Были идентифицированы две ветви, одна из наиболее заметных экспонентов – модернистская ветвь с Джузеппе Террагни и консервативная ветвь, в которой наиболее влиятельны Марчелло Пьячентини и группа Ла Бурбера.

После Второй мировой войны и модернистской архитектуры
Два итальянских архитектора получили Притцкерскую премию архитектуры: Альдо Росси (1990) и Ренцо Пьяно (1998). Некоторые из главных архитекторов, работавших в Италии в конце 20-го и начале 21-го, – Ренцо Пиано, Массимилиано Фуксас и Гае Ауленти. Работы Пиани включают Стадио Сан Никола в Бари, Auditorium Parco della Musica в Риме, ремонтные работы старого порта Генуи, церковь Падре Пио Паломничества в Сан-Джованни-Ротондо; среди проектов Fuksas (по состоянию на январь 2011 года) находятся Grattacielo della Regione Piemonte (небоскреб региона Пьемонт) и Centro Congressi Italia Nuvola в EUR, Рим. Итальянские работы Геэ Ауленти включают в себя ремонтные работы Palazzo Grassi в Венеции и Stazione Museo («Музейная станция») метро Неаполя.

Другими замечательными фигурами современной архитектуры в Италии являются швейцарский Марио Ботта (Méso d’d’Arte Moderna e contemporanea di Trento e Rovereto, реконструкция Ла Скала в Милане), Мишель Валори (это: Corviale), Заха Хадид (Национальный музей 21-го Century Arts в Риме, небоскреб «Lo Storto» в Милане), Ричард Майер (юбилейная церковь и обложка Ара Пачиса, оба в Риме), Норман Фостер (железнодорожная станция Флоренции Бельфиоре), Даниэль Либескинд (небоскреб «Il Curvo» в Милане) и Арата Исозаки (Palasport Olimpico в Турине вместе с Pier Paolo Maggiora и Marco Brizio, небоскреб «Il Dritto» в Милане).

Современная архитектура
Среди главных архитекторов, действующих в Италии в конце двадцатого века и в начале XXI века, помнят Ренцо Пиано (Stadio San Nicola в Бари, реструктуризацию древнего порта Генуи, Auditorium Parco della Musica в Риме, церковь Падре Пио в Сан Джованни Ротондо и др.), Массимилиано Фуксас (небоскреб Пьемонтского района, конференц-центр в евро), Геэ Ауленти (музей станции Неаполя), швейцарский Марио Ботта (Музей современного и современного искусства Тренто и Роверето, реструктуризация из Театро алла Скала в Милане), Заха Хадид (Национальный музей искусств XXI века в Риме, небоскреб «Lo Storto» в Милане), Ричард Майер (Церковь Бога-Отца) Милосердный и святыня Ара Пасиса, в Риме), Норман Фостер (станция Фиренце Бельфиоре), Даниэль Либескинд (небоскреб «Ил Керво» в Милане) и Арата Исозаки (Олимпийский стадион в Турине, с пирсом Паоло Мэггиорандом Марко Бризио, небоскребом «Il Dritto» в Милане).

Не знаю, как вы, а я просто обожаю Италию. Из года в год, думая об отпуске, я говорю себе: "Ну надо же попробовать что-то еще, нельзя же есть все время одни макароны!" – и с завидным упорством все равно еду на Гарду, на Искью или в Тоскану. Знаю точно, что я не одинока и из таких поклонников Италии можно собрать армию, тем не менее, регулярно задаюсь вопросом: "Почему?". Ответы находятся в самых неожиданных местах еще один, например, на днях был найден во время презентации новой книги "Италия-Россия: тысяча лет архитектуры". Книгу написали ученые мужи и дамы: ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский, заместитель директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов и итальянская исследовательница русской архитектуры Федерика Росси. Книга и по сути – ученая, изобилует терминами и историческими фактами. Но для широкой публики в ней тоже есть масса интересного: ведь это книга о том, как итальянцы строили Россию, буквально и фигурально.

Москва, Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 г. Архитектор Пьетро Аннибале (Петрок Малой)

Миланец Антонио Солари, болонец Аристотель Фьораванти и тосканец Пьетро Аннибале построили Кремль, Архангельский и Успенский соборы, Грановитую Палату. Еще раньше, в XII веке неизвестные ломбардские мастера возводили церкви во Владимирской Руси для князя Андрея Боголюбского. Потом, в веке XVIII-м Франческо Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги и Карло России стали авторами дворцов и улиц Петербурга и окрестностей. И даже наш Николай Львов – русский "Леонардо да Винчи" екатерининских времен – переводил Петрарку и "Четыре трактата об архитектуре Андреа Палладио" и строил "итальянские" усадьбы между Москвой и Петербургом. Так что Италия для нас – авно как родная.

Вид на Московский Кремль со стороны реки Москва

Я, правда, сначала задумалась, про какую тысячу лет идет речь - ведь не с Крещенья Руси начали приезжать к нам итальянские архитекторы. Но прямо на суперобложке обнаружила ответ, данный послом Италии в России Антонио Дзанарди Ланди, который написал, что этой истории пока "только" 850 лет, но он надеется на не менее плодотворное продолжение. И ведь оно уже есть! Микеле де Лукки еще лет 15 назад помогал "Боско ди Чильеджи" реконструировать ГУМ. Антонио Читтерио построил Barvikha Hotel&Spa в Barvikha Luxury Village в Подмосковье и отель W в Санкт-Петербурге. Родольфо Дордони в прошлом и позапрошлом годах работал над реконструкцией ЦУМа в Москве и питерского ДЛТ. Пару месяцев назад Пьеро Лиссони рассказывал мне, что регулярно бывает в Москве на строительстве офисно-отельного здания по своему проекту. Да всего лишь на прошлой неделе были объявлены результаты конкурса на проект нового научного центра на Воробьевых горах, предназначенного для Политехнического музея и МГУ: его победителем стало итальянское архитектурное бюро Массимиллиано Фуксаса . Так что синьор Ланди прав: итальянцы в России и в наши дни строят вполне успешно.

Петергоф. Большой каскад. 1714-1725 гг., 1720-1740 гг. Перестроен в 1746-1755 гг.

архитектором Франческо Бартоломео Растрелли.

Но вот еще один любопытный факт из российско-итальянской архитектурной истории, который позволяет посмотреть на все под несколько иным углом. Посол Италии рассказал, как при выборе фотографии для обложки книги они с авторами хотели поместить туда что-то одновременно очень русское и очень итальянское и сошлись на том, что именно Грановитая палата будет тем, что нужно. Имея в виду, что идея ее облика восходит к куполу знаменитого Палаццо ди Диаманти в Ферраре и как нельзя лучше отражает преемственность русской архитектуры и итальянской. Но уже после выхода книги обнаружилось, что то самое палаццо было построено на пять лет позже Грановитой палаты! Что говорит, безусловно, о взаимообмене идеями не только в направлении "оттуда – сюда", но и "отсюда - туда". Между прочим, во времена, когда не было почты, не то что интернета.

Москва, Кремль. Благовещенский собор. 1484-1489 гг. Северный портал. 1508 г.(?)

Владимир. Собор Св. Дмитрия. 1194-1197

Боголюбово. Церковь Покрова Богородицы на Нерли. 1265. Деталь свода

Юрьев-Польский. Собор Св. Георгия. 1230-1234. Фрагмент скульптурного декора

Коломенское. Церковь Вознесения. 1532 г. Архитектор Пьетро Аннибале (Петрок Малой). Общий вид.

Москва, Кремль. Собор Михаила Архангела. 1505-1508 гг. Архитектор Алевиз Ламберти да Монтаньяна


Проект Родольфо Дордони в ЦУМе


Италия известна своим зодчеством, которое явилось прообразом всей современной архитектуры, еще со времен Древнего Рима. Сегодня страна, расположенная на Аппенинском полуострове, испытывает множество проблем. Однако несмотря на все негативные факторы, архитектура здесь продолжает развиваться. И в нашем обзоре представлены 23 поражающих воображение шедевра современной архитектуры Италии, которые должен увидеть каждый любознательный турист.





Кампус городского университета Луиджи Эйнауди в Турине был построен в по проекту легендарного Нормана Фостера 2013 году. Архитекторы из его бюро предложили объединить корпуса кампуса в единый элемент треугольной формы, что отлично заметно с высоты птичьего полета. По периметру университетского кампуса расположены здания факультетов права и политологии, библиотеки, аудитории, спортивные сооружения, кафе и многое другое, а в центре находится рекреационная зона с пешеходными дорожками и зеленой зоной, где студенты любят проводить свободное от учебы время. Любопытно, что помещения кампуса могут трансформироваться. Например, аудитория, рассчитанная на 500 слушателей легко превращается на две по 250 мест. На крыше кампуса разбит зимний сад, а по его периметру с внешней стороны проложена прогулочная тропинка. Все сооружения скрыты под единой кровлей с полупрозрачным козырьком.





Многофункциональный выставочный комплекс Fiera Milano был возведен в Милане по проекту известного итальянского зодчего Массимильано Фуксаса в 2012 году. В состав комплекса входят выставочные залы, аудитории, конференц-залы, рестораны, кафе и офисные помещения для сотрудников компании Fiera Milano. Основным материалом для строительства этого незаурядного здания стало стекло, из которого сделано практически все - от витрин магазинов, до колонн и нависающей крыши. Комплекс, строительство которого обошлось городским властям в $700 миллионов, стал местом притяжения местных жителей и гостей города, а также новым символом миланской архитектуры.





Церковь Милосердного Бога Отца была построена в столице Италии по проекту немецкого зодчего Ричарда Мейера в 2003 г. Архитектор - Ричард Мейер. Основным цветом постройки, как и практически во всех проектах Мейера, стал белый. Южный фасад здания украшают три изогнутые стены из сборного железобетона. Для сохранения белого цвета стен церкви они содержат диоксид титана. По словам автора, это здание символизирует собой корабль с тремя парусами, которые являются символом Святой Троицы.

4. Штаб-квартира банка Unicredit в Милане





Новая башня UniCredit, в которой расположена штаб-квартира группы, была построена в 2012 году и вошла в состав комплекса из трех небоскребов в столице европейской моды. 35-этажная башня высотой 231 м является самым высоким зданием в Италии. Проект комплекса был разработан аргентинским архитектором Сезаром Пелли, а реализован компанией Hines Italia SGR S.p.A. Башня UniCredit получила сертификат LEED Gold Американского совета по экологичному строительству благодаря использованию специальных технологий строительства, способствующих наибольшей энергоэффективности здания. Новая башня способна вместить до 25 тысяч сотрудников компании одновременно.

5. Многофункциональный комплекс City Life в Милане





Жилой массив из 7 корпусов высотой 5–13 этажей City Life в Милане, выполненный по проекту британского архитектора Захи Хадид, был сдан в эксплуатацию весной 2014 года. По сравнению с , фасады City Life выглядят относительно сдержанно и спокойно. Главным художественным приемом автора стало «волнистое движение изогнутых балконов», которое также не слишком бросается в глаза. В состав комплекса входят квартиры размером от обычных двухкомнатных до 2-этажных пентхаусов, и у каждой из них имеется собственная просторная терраса и два машиноместа в подземном гараже.

6. Стадион «Сан-Никола» в Бари





Многофункциональный стадион, построенный в 1990 году в итальянском Бари, был назван в честь покровителя небольшого города, святого Николая Чудотворца. Любопытно, что стадион, автором которого является Ренцо Пиано, вмещает 58 248 человек, но при этом ни разу не был заполнен до отказа. Именно со строительством нового спортивного объекта многие связывают экономические достижения небольшого провинциального города, о котором до недавних пор было мало что известно.





3-этажный жилой комплекс, напоминающий гору из каменных блоков, был построен в северо-восточной итальянской коммуне Сесто по проекту архитектурного бюро Plasma Studio. Одним из главных новшеств от авторов проекта стало использование ломаной линии в качестве основополагающего элемента фасада. Благодаря многочисленным изломам линии и современному осветительному оборудования, особенно привлекательным здание жилого комплекса выглядит ночью. Любопытно, что под зданием проходит пешеходная дорога, соединяющая внутренний двор с прилегающей территорией.





Мобильный ресторан Cube Electrolux "посетил" Милан в 2012 году в качестве специальной акции, в рамках которой он также побывал в Брюсселе, Париже, Лондоне, Берлине, Москве и других крупных европейских городах. Концепция создания столь необычного ресторана является одним из направлений социальной деятельности известной машиностроительной компании Electrolux. Здание ресторана, рассчитанного на 18 посетителей, представляет собой стеклянную полупрозрачную конструкцию на алюминиевом каркасе. Внутри заведению придают уютность деревянный пол и ковер от шведского производителя Kasthall. Мебель в ресторане также выполнена в лучших традициях скандинавского дизайна.





Аквариум в Генуе, построенный в рамках международной выставки Экспо-1992, считается крупнейшим аквариумом Италии и вторым по величине в Европе. Здание аквариума площадью 3100 кв. м, автором которого считается итальянский архитектор Ренцо Пиано, расположено в районе старого порта города Генуя. В 1998 году аквариум был расширен: к нему был приставлен стометровый корабль, соединённый мостом с основным строением. Сегодня аквариум состоит из 70 резервуаров общим объемом в 6 миллионов литров, в которых обитают самые разные рыбы, рептилии и беспозвоночные. Ежегодно аквариум в Генуе посещает около 1,2 миллиона человек.





Библиотека Сандро Пенна была открыта в Перудже в 2004 году. Благодаря своей необычной форме, сплошному остеклению, нетривиальному цветовому решению и продуманной до мелочей подсветке, здание ассоциируется с летающей тарелкой. В интерьере здания, как и снаружи, розовые и пастельные тона. В библиотеке Сандро Пенна хранится огромная коллекция как классических итальянских произведений, так и современных бестселлеров. Оригинальное по форме здание теперь прочно ассоциируется с итальянским регионом Умбрия и его столицей, городом Перуджа.





На одном из виноградных полей Перуджи в 2012 году возникло необычное архитектурное сооружение - Винный погреб Cantina Carapace. Здание представляет собой купол, верхний этаж которого служит входной зоной, а нижние служат местом хранения и продажи вина. В стенах Cantina Carapace посетители смогут узнать секреты приготовления вина, попробовать его на вкус и приобрести.





В 1999 году проект известного итальянца Массимилиано Фуксаса победил в конкурсе на строительство современной католической церкви в Фолиньо. И вскоре, спустя пару лет, здание, внешне совершенно не напоминающая культовое сооружение, было построено. Форма церкви представляет собой практически правильный прямоугольник, основным строительным материалом послужил экологичный железобетон. Правильность основного объема здания слегка нарушают асимметричные стеклянные проемы, сквозь которое в интерьеры проникает солнечный свет. Постройку в Фолиньо называют одной из самых противоречивых работ итальянского мастера.





В 2004 году в городе Модена открылся новый музей, спроектированный британскими архитекторами из Future Systems совместно с местными специалистами Андреа Морганте и Амандой Левете. Сегодня музей авто-гиганта представлен двумя отдельными выставочными зонами, одна из которых расположена в здании XIX в, где родился основатель корпорации Энцо Феррари, а другая - в новой пристройке. Несомненно, внимание туристов в первую очередь привлекает ярко желтая алюминиевая крыша, похожая на блестящий кузов и обеспечивающая естественную вентиляцию и освещение. Фирменный цвет Ferrari в совокупности со стеклянным фасадом в передней части музея, белоснежным интерьером и многочисленными выставками легендарных моделей автомобилей, проходящими в современном здании, придает этому музею особенный статус, выделяющий его на фоне других музеев по всему миру.





Железнодорожная станция в Реджио-Эмилия, выполненная по проекту прославленного мастера био-тека Сантьяго Калатравы, была торжественно открыта в июне 2013 года. Испанец спроектировал конструкцию из стали, стекла и бетона, полностью окрашенную в белый цвет. Волнообразные фасады здания выполнены с применение железобетонных конструкций. Станция разделена на два уровня: на нижний есть вход с улицы, и в нем расположены билетные кассы и другие службы, а на верхнем уровне находятся перроны для посадки на поезда. Уровни связаны между собой двумя эскалаторами и двумя панорамными лифтами. Невероятно, но станция общей длиной 485 м способна одновременно вместить два миллиона потенциальных пассажиров.





В 2010 году на территории итальянского курортного городка Равелло возникло здание нового концертного зала, выполненное по проекту известнейшего бразильского зодчего Оскара Нимейера. Общая вместимость Аудиотрии Нимейера составляет 400 мест. Архитектор решил внутреннее пространство сооружения с большим чувством такта и уважения к местности - небольшой оконный проем с морского фасада -«задник» для сцены зала, а два панорамных окна на боковых фасадах визуально связывают зрителей с окружающим пространством.





Впервые железнодорожная станция Porta Susa появилась в Турине в 1868. В период с 2006 по 2013 гг. проходила реконструкция, после чего фасад и интерьер станции кардинально поменялись. Главным достижением архитекторов обновленной станции можно смело назвать полукруглую форму фасада и атриумный "открытый" потолок, сквозь который можно увидеть небо и соседнюю застройку.





Прославленный архитектор Даниэль Либескинд создал проект уникального памятника, использовав в качестве его основы изуродованную огнем металлическую балку, извлеченную из-под обломков башен-близнецов и подаренную властями Нью-Йорка городу Падуе за помощь в ликвидации последствий терактов. Напоминающий по своей форме «книгу истории», мемориал носит официальное название "Память и свет". Монумент образован с помощью стеклянных поверхностей и прорезающих их оплавленных металлических брусьев.

18. Музей современного искусства в Роверето





Музей современного искусства был основан еще в 1987 году, первоначально он находился во Дворце Альбере в Тренто. Сегодня он располагает тремя филиалами – в Торре Ванга в Тренто, в Доме Футуристического Искусства имени Деперо в Роверето и главным зданием - также в Роверето, построенным по проекту архитектора Марио Боты. Именно о последнем объекте пойдет речь. Здание музея состоит из четырех этажей, на которых проходят выставки более 30 тысяч работ современных художников и располагаются научно-просветительские центры.





Одна из самых неоднозначных работ британки Захи Хадид, Музей современных искусств MAXXI в Риме, была удостоена премии Стирлинга в области архитектуры в 2010 году. Конструктивная система этого шедевра современной архитектуры исходит из идеи традиционного музея и лишь отдаленно перекликается с выставленными внутри него произведениями искусства. Стены создают плавное и динамичное перетекание интерьеров в наружное пространство здания.





Библиотека была открыта в 2007 году в Нембро и, наряду с уже имеющейся постройкой типа "палаццо" вошла в музейный комплекс города. Современное корпус библиотеки выполнен из металла, стекла и железобетона. Особое внимание привлекает одна стена стекло-металлических панелей, отдаленно напоминающих книги. Библиотека в Нембро - один из немногих случаев удачного соседства сооружений из разных эпох.





Паломническая церковь Сан-Пио в Сан-Джованни-Ротондо была спроектирована всемирно известным архитектором Ренцо Пьяно и имеет большую художественную ценность. Она находится рядом с больницей «Дом для облегчения страданий». Площадь церкви составляет 6 тыс. кв. м и она является второй по величине церковью в Италии. Нижний этаж склепа покрыт золотом из пожертвований верующих, и там находится гробница святого. Это место для молитв может принять большой поток верующих и многие пользуются местными гостиницами и такими услугами как кровать и завтрак, которые находятся в нескольких минутах ходьбы.

22. Концертный зал «Парко-делла-Музика» в Риме





Концертный зал «Парко-делла-Музика» был построен в 2002 году по проекту Ренцо Пиано. Второе название объекта, «Аудиториум» - музыкальный комплекс, назначение которого состояло в том, чтобы создать центр классический музыки. Название комплекса – «Парк музыки» – объясняет проектную идею, заключающуюся в том, что три музыкальных зала должны буквально «парить» над зеленью парка. В римском «Парко-делла-Музика» часто проходят глобальные мероприятия, саммиты и концерты знаменитых групп.

23. Олимпийская арена «Паласпорт Олимпико» в Турине





Олимпийская арена "Паласпорт Олимпико", вмещающая 16600 человек, была построена 13 декабря 2005 года по проекту японского архитектора Арата Исодзаки специально к открытию туринской Олимпиады. Внутреннее пространство "Паласпорт Олимпико" легко может менять конфигурацию, благодаря чему после окончания Олимпиады здание служит для проведения самых разных массовых мероприятий, как спортивного, так и научного, религиозного, культурно-развлекательного характера. Олимпийская арена стала настоящей достопримечательностью современного Турина.

Современная архитектура Италии постоянно развивается и образует что-то еще более уникальное, как, например, или . Италия находится на юго-западе европейского континента, что не могло не отразиться в ее архитектуре. Итальянская архитектурная школа чем-то похожа на зодчество Испании, Германии, Франции и т.д. Благодаря нашим статьям , и , каждый читатель сможет сделать свой собственный вывод относительно схожести западноевропейских направлений современной архитектуры.

Отношение к архитектурным свидетельствам прошедших эпох в Италии аполитично и толерантно, не зависит от политических настроений и предпочтений, поддерживает уважение к каждой минувшей эпохе. Например, никто не собирается сносить памятник Ленину на острове Капри, дважды приезжавшему погостить к Максиму Горькому в 1908-1910 годах. Этот памятник – такая же достопримечательность острова, как и Синий грот.
В Риме сохранен не только Форум Муссолини и обелиск с четкой надписью MussoliniDux, но и постройки фашистского периода. Квартал EUR, где при фашизме началось строительство комплекса так и несостоявшейся Всемирной римской выставки, достраивался по старым планам в 1950-1960 годы. И такое отношение к памятникам архитектуры характерно для всей Италии.
Итальянские города можно читать как учебник истории, переходя от одной эпохи к другой как с одной площади на другую. Нет в мире страны, обладающей столькими архитектурными сокровищами. Вот некоторые цифры:

  • в стране около 30 тысяч исторически значимых церквей
  • 200соборов
  • 60 тысяч капелл и часовен
  • 29 тысяч архивов
  • 300 архитектурных комплексов
  • 300 епископских резиденций
  • 40 тысяч дворцов, замков и крепостей
  • 20 тысяч городов и поселков с историческими центрами, находящимися под охраной государства.

Архитектура Древнего Рима
Поэтому не удивительно, что архитектура Италии на протяжении многих веков сохраняет в себе следы Древнего Рима и эпохи Возрождения. Из древнеримского периода самая известная постройка – Пантеон или Храм всех богов.
Сейчас Пантеон – это национальный мавзолей. Здесь находятся останки Рафаэля Санти, знаменитого художника и архитектора эпохи Возрождения. Здесь же находится усыпальница королей Савойской династии.
Римский Форум сохранился значительно хуже, но осталось постройки, составляющие ансамбль Форума: колонны, триумфальные арки, храмы, термы. Римский Колизей так же относится к памятникам архитектуры Древнего Рима.
Во время принятия Италией христианства, здесь стали строить базилики в византийском стиле – первые христианские храмы.
Памятники архитектуры в готическом стиле в Италии стали появляться в начале XII века. Самые известные архитектурные шедевры этого стиля находятся во Флоренции:

  • церковь Санта Кроче
  • собор Санта Мария-дель-Фьоре
  • церковь Санта Мария Новелла

Санта Мария-дель-Фьоре во Флоренции:

В конце XII и светские здания, дворцы и замки стали строить в стиле готика. Возводились они в центрах общественной жизни итальянцев – на крупных площадях, пьяццах (piazza). В готическом стиле построены дворцы в Перудже, Бреши, Комо, Флоренции. Например, Старый дворец во Флоренции – Палаццио Веккьо на площади Синьории, построенный архитектором Арнольфо ди Камбио в конце XIII – начале XIV века.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии.
Готический стиль постепенно перестал применяться архитекторами Италии к концу XIV века. Наступает эпоха Возрождения или Ренессанса итальянской культуры и искусства. Родоначальник архитектуры эпохи Возрождения в Италии - Филиппо Брунеллески из Флоренции. Именно по его проектам отстроены церковь Сан Лоренцо, дворец Питти, часовня Пацци. Знаменитый купол к Санта Мария-дель-Фьоре – творение именно этого архитектора.
Другой известный архитектор эпохи Возрождения – Донато Браманте. По его замыслу построены дворец Канцелярии и церковь Сан Пьетро-ин-Монторио в Риме, монастырский дворик святого Амвросия в Милане, собор святого Петра в Ватикане. Все они являются памятниками архитектуры в Италии.
Наивысший расцвет культуры эпохи Возрождения наступает в XIV веке. Именно в это время архитектура Италии больше всего выражала идеи гуманизма и веру в творческое и духовное могущество человека. Эстетические идеалы итальянцев смогли выразить всвоих архитектурных фантазиях Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти.
Рафаэль Санти закончил строительство начатого Браманте собора святого Петра.

Микеланджело известен как автор таких скульптур как: Пьета (Оплакивание Христа), Давид, Моисей, гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи. Как архитектор он прославился, сделав купол собора святого Петра в Ватикане.
Леонардо да Винчи создал архитекторский план идеального города, продумал и воплотил на бумаге план двухуровневых, раздельных друг от друга дорог для экипажей и пешеходов в таком городе.

Архитектура Италии 17 века.
Стиль барокко зародился именно в Италии, он пришел на смену архитектуре эпохи Возрождения в конце XVI – начале XVII века.
Барокко – вычурный, фантазийный, пышный стиль в архитектуре. Был призван создавать иллюзию роскоши, могущества в постройках при помощи определенных приемов живописи и скульптуры. Для создания размаха и масштабности используются колоннады, скульптуры, пилястры. Атланты и кариатиды – признаки архитектуры в стиле барокко. Все детали архитектурных ансамблей визуально связаны между собой, ни одна колонна или статуя не рассматривается как отдельный элемент. Все смотрится и воспринимается как единое целое: отделка внутренних помещений, фасадов, садово-парковых сооружений.

Представитель этого стиля, Лоренцо Бернини, создал колоннаду из 284 колонн на площади святого Петра в Риме. Колоннада служит как искусственная перспектива собора святого Петра, зрительно увеличивает его. Одноименные площадь и собор служат прекрасным примером градостроительного решения в стиле барокко.
На площади Навона до сих пор действует его фонтан Четырех рек со скульптурными фигурами, символически изображавшими реки Ганг, Дунай, Ла-Плата и Нил.
Другой яркий представитель этого направления, Франческо Борромини построил церковь Сант Аньезе и церковь Сан Карло напротив фонтана Четырех рек.
Церковь Сан Карло служит прекрасным образцом барочной архитектуры Италии XVII века. В облике этой церкви представлена вся совокупность элементов стиля барокко: четкая система колонн с неровной, волнами поверхностью стен, разорванные фронтоны, уместная скульптура и яркий декор.