Ингуши кто они и откуда. Ингушский народ: годы испытаний и бесправия

Перед вами статья, адаптированная для простого читателя, который где-то что-то слышал, но так и не понял, кто такие Ингуши, кто их предок, какое происхождение, откуда они. Мы разберем все максимально подробно, а если останутся вопросы — пишите в комментариях!

Название «ингуши» произошло от ингушского селения Ангушт. В средневековье предки ингушей, наряду с предками чеченцев, карачаевцев, балкарцев и осетин, входили в племенной союз алан. Столица Алании — город Магас, город солнца: является столицей Ингушетии. Вождями Алан являлись ингуши: Респендиал и Гоар, которые участвовали в великом переселении народов.

Аланы — предки Ингушей?!

Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII-XIX веков П. С. Паллас, побывавший в конце XVIII века на Кавказе писал, что ингуши являются остатками собственно алан. Другой исследователь XIX века Эдмунд Спенсер в своем научном труде «Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году» отмечает, что по мнению многих ученых, ингуши являются самым настоящим, ныне существующим племенем алан.

За границей при слове «ингуши» у людей на ум приходит Кавказ, аланы и чеченцы. Обычно еще про чеченцев спрашивают: «Вы же братский народ, да? А язык один и тот же, да?». Большинство мало знакомо с историей и народом Ингушетии. Это очень печально, ведь у них очень богатая культура! Надо просветить народ решил я и написал этот оооочень краткий, назовем это обзор, наших культурных памятников.

Что характеризует Ингушей?

  • Обычаи.

«Там девушек крадут и женятся без любви!» — так обычно говорят, когда вспоминают обычаи, какие-нибудь иностранные граждане. С одной стороны — это явление у ингушей распространено, что есть, то есть, но не все так мрачно выглядит на первый взгляд. Обычно такое происходит по договоренности.

О обычаях мы поговорим в отдельном материале более подробно.

  • Свадьба.

Современная свадьба, даже та, что проводится в Ингушетии — сильно отличается от старых обычаев, не говоря уже о свадьбах за границей.

Любимое место на ингушской свадьбе – около нескольких здоровых кастрюль, в которых варится мясо. Там такой запах обалденный! В это время, если смотреть на место, в котором проходит это событие с птичьего полета, оно чем-то напоминает муравейник. Все суетятся, бегают, обслуживают, разговаривают, смеются, танцуют, шутят…

Если вы находитесь в доме невесты, то примерно в полдень должны приехать представители мужа (без него самого) за невестой. Обычно картеж состоит из не менее 10 автомобилей, которые сигналят на всю округу, извещая о столь знаменательном событии. Хотя, конечно, в округе и так все уже всё знают.

Когда невесту благополучно выведут и посадят в авто, местная детвора перетягивает трос, преграждая тем самым дорогу. Кто-то через окно авто будет с серьезным видом «угрожать», чтобы убрали трос. Но в итоге, детям кинут пачку денег и пока они будут их собирать, кортеж поедет в новый для невесты дом. Еще один частый вопрос: почему в ингушетии невеста должна стоять в углу весь день на свадьбе?

По прибытию невесту заводят в дом. Она должна взять веник и подмести перед входом. Далее ей дают ребенка. Немного постояв с ним, она заходит внутрь. Есть мнение, что быть невестой на ингушской свадьбе очень тяжелое занятие, так как «она всё время стоит в углу». Это не совсем правда. Она может сесть в любое время, мы все – люди, сделаны не из железа. А если серьезно, то невесту на свадьбе всегда окружает толпа девушек, девочек, скромных парней, которые бросают осторожные взгляды, и других людей, так что там всегда весело. Если учесть, что она в новом доме среди пока что не знакомых людей, то понятно, почему она так скромно стоит в углу. Странный феномен с невестой я думаю для всех развеян.

  • Лезгинка.

Про нее рассказывать не надо, этот танец, свойственный только кавказским народам, знаком всем! Прибавлю только то, что ингушская лезгинка отличается особой резкостью в движениях.

  • Ингушские башни.

Не обязательно ездить в Египет, чтобы посмотреть на сооружения, выдержанные временем. Пирамиды не сравнятся с ингушскими башнями! Почему?

Боевые башни всегда строились в таком месте, чтобы был большой угол обзора как по горизонтали, так и по вертикали. А значит — нужно строить на высоком утесе. С другой стороны, обязательным условием являлось неприступность, противник не должен был и близко подойти к ней. Поэтому почти со всех сторон были очень крутые обрывы.

Башня строилась из огромных каменных глыб — это очень тяжелое сооружение, которое при неправильном строительстве могло обвалиться. Отсюда следует, что при таком малом основании по сравнению с теми же пирамидами, боевые и жилые башни мог сделать только настоящий мастер своего дела! А таких людей было немного: Дуго Ахриев, Хазби Цуров и некоторые другие мастера.

У каждого рода в Ингушетии есть своя башня. В древности, род не имевший своей башни считался не равным роду, у которого она была. Род – тейп. По некоторым летописям и сказаниям, если мастер не успевал построить башню в срок, он должен был строить ее заново, убрав все, что сделал до этого. Есть легенда о том, как находили подходящее для строительства башни место. Сначала выбирали наиболее стратегически выгодное положение. Затем на землю наливали молоко, если оно легко просачивалось в землю, подбирали другое место, так как это место плохое.

  • Туризм.

Туризм начали развивать только недавно. Кроме нашей природы: гор, рек, равнин, лесов, туристы могли бы посмотреть на башни, танцы, свадьбы, обычаи… и были бы самой развитой Республикой…

  • Национальная кухня Ингушей.

Многие считают, что шашлык – это и ингушское блюдо! Оказывается, что нет. Зато у ингушей есть Дулх–Халтым — это очень вкусное, полезное и сытное блюдо. Рецептов в сети много, так что приводить здесь их не будем. Халтым – это галушки (небольшие сваренные кусочки теста), Дулх – сваренное мясо.

Ингуши очень любят горячий бульон с мясом. Обычно сюда также подают Бирх – это сваренная в бульоне картошка, мелко нарезанная морковь с зеленью.

Второе по популярности идет – Чапильг. Этому блюду даже посвящена песня. Лепешки, очень вкусные лепешки: Чапильг(аш) – это очень тонкая, круглая лепешка. Начинка – творог с зеленью или картошка (пюре).

Ну и третье блюдо, это кукурузная лепешка – сискал. Есть множество и других блюд. А еще у нас подают очень крепкий, горячий, до краев наполненный чай! Одно или все из перечисленных блюд обязательно будут стоять на столе, если вы будете гостить в Ингушетии.

Частые вопросы о Ингушах?

Пишите в комментариях свои вопросы и мы ответим Вам! В материал вынесены самые частые вопросы и ответы на них.

  • Почему ингуши такие красивые?

Заслуженная артистка Ингушетии — Лема Нальгиева. Рядом мэр Магаса — Цечоев Беслан.

Олимпийский чемпион — Хасан Халмурзаев и начинающий дзюдоист — Магомед-Башир Нальгиев!

Ингушская звездочка Рагда Ханиева совместно с вайнахскими олимпийскими спортсменами.

  • ингуши какие они люди?

Люди слова. Люди дела.

  • почему ингуши такие странные?

Что для одних странно, для других совершенно нормально. Традиции и обычаи могут отличаться от других народов, которые они чтят и соблюдают. Например, зять (муж жены) не может видеть тещу (мать жены). Обратное считается неуважительным. Данная традиция сохранена и до сих пор, что для многих является странным и желанным.

  • чем отличается чеченец от ингуша?

Чеченский народ является самым близким по традициям и обычаям к Ингушскому народу. Многое пересекается, как многое и расходится. Например, у чеченцев нет традиции не видеться с тещей. Небольшое отличие в языке, акценте, обычаях. Но это два братских народа, которые легко понимают друг друга и всегда помогут.

  • как выглядят ингуши?

По наружному своему виду ингуши являются очень разными: сухощавыми, стройными, среднего или высокого роста, черты лица чаще всего резкие, лицо как смуглое, так и светлое; цвет волос по преимуществу черный, движения торопливы и порывисты; характер и поведение сдержанные, воспитанные. Бывают — взрывные.

  • кто такие ингуши кратко?

Хороший народ с Северного Кавказа.

  • почему в Ингушетии богатые дома?

Дом для Ингуша — это все! Семья может жить очень бедно, но каждую копейку вкладывать в дом.

  • почему Ингуши такие смелые, храбрые, трусы, рыжые, психи, красивые и т.д.

Как видите, даже в перечне вопросов есть масса противоречий. Некоторые из них провокационные, но мы их оставили для наглядности глупости человека, которому в ум приходят такие вопросы. Исторически сложилось, что Ингуши прошли тяжелый путь, когда трусливые просто не выживали в обществе и приходилось быть сильным и смелым.

  • Чечня Чечня : 1 296 (2010)
  • Тюменская область Тюменская область : 2994 (2010)
  • Ставропольский край Ставропольский край 2227 (2010)
  • Ростовская область Ростовская область 1520 (2010)
  • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария 1271 (2010)
  • Московская область Московская область 1085 (2010)
  • Турция Турция : 85 тыс. (2012 г.)
    Сирия Сирия : 35 тыс. (2012 г.)
    Иордания Иордания : 25 тыс.(2012 г.)
    Ливан Ливан : 20 тыс.(2012г.)
    Казахстан Казахстан : 15 120 (2009 г.)
    Киргизия Киргизия : 568 (1999 г.)
    Украина Украина : 455 (2001 г.)
    Белоруссия Белоруссия : 88 (2009 г.)
    Латвия Латвия 36 (2010 г.)

    Узбекистан Узбекистан : 700 (оценкa 2016) Археологическая культура Кобанская Язык Ингушский Религия мусульмане-сунниты Родственные народы чеченцы , бацбийцы
    История Ингушетии
    Майкопская и Куро-араксская
    культуры
    Кобанская культура
    Мифология
    Средние века
    Дзурдзукетия
    Алания (Магас)
    Ингушетия в составе
    Российской империи
    Ингушский округ в составе Терской области (1860-1918)
    Ингушетия в годы
    Гражданской войны
    Терская советская республика (1918-1919)
    Северо-Кавказская
    Советская Республика (1918)
    Ингушетия в составе СССР
    Горская АССР (1921-1924)
    Ингушская автономная область

    (столица Ингушской области)

    Чечено-Ингушская АО (1934-1936)
    Чечено-Ингушская АССР (1936-1944)
    Депортация чеченцев и ингушей (1944-1957)
    Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1957-1991)
    Чечено-Ингушская ССР (1991)
    Ингушетия в составе России
    Республика Ингушетия (с 1992)
    Магас
    Портал «Ингушетия»

    Этимология

    Этноним «галгай», как правило, связывается с термином «гала» - башня, крепость, и соответственно переводится как житель башни, крепости. В то же время по мнению некоторых исследователей самоназвание «галгай» утвердилось среди всех юго-западных вайнахов только в 1920-х годах .

    Видео по теме

    Антропологический тип

    Последние данные по гаплогруппам ингушей :

    • J2 - 87,4 %
    • L1с - 2,8-8,5 %
    • J1 - 2,8 %
    • G2a1 - 1,5 %
    • J2a - 1,5 %

    Этническое самосознание

    По данным середины XIX века у ингушей отсутствовало единое этническое самосознание. В начале 1920-х годов лингвист Н. Яковлев отмечал, что в ингушском языке ещё нет понятия «народность». Ингуши идентифицировали себя по аулам проживания или родовым фамилиям. Хотя самоназвание «галгай» тогда уже существовало, но у ингушей не было названия для своего языка, который они именовали просто «наш язык». Крупный кавказовед А. Генко в 1930-е годы констатировал отсутствие у ингушей сознания этнического единства .

    История

    Древнейшая история

    На основе культур северо-кавказской культурно-исторической общности сложилась древняя культура северокавказских автохтонов - кобанская, хронологические рамки которой принято определять XII-IV вв. до н. э.; между тем отдельные памятники датированы и более ранним периодом. В то же время развитие кобанской культуры на Центральном Кавказе продолжалось вплоть до раннего Средневековья . Именно с племенами кобанской культуры принято увязывать этногенез протоингушских этнических групп. В письменных грузинских источниках, описывающих события этого периода предки ингушей (племена кобанской культуры) известны под этнонимом «кавкасионы» и «дзурдзуки» (дурдзуки ), в античных - под именем «махли» .

    Возможно, с племенами кобанской культуры связан этноним «гаргареи » , о котором упоминает древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) как о северокавказском народе, живущем рядом с амазонками .

    Средние века

    В средневековье племена предки современных ингушей, чеченцев, карачаевцев и балкарцев входили в племенной союз алан . На территории Ингушетии в районе Экажевско-Яндырского городища находилась столица Алании - город Магас .

    В 1238-1240 г.г. Весь Северный Кавказ был завоеван монголо-татарами, и включены в состав улуса Джучи . А в 1395 году объединение алан было окончательно уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана , а оставшееся население переселилось в горы. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам . Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и складывании культуры и других народов Северного Кавказа , в частности, в горах происходило формирование ингушского народа на основе пяти обществ - шахаров . Периодом формирования ингушского народа можно считать XIV-XV века.

    В XV веке ингуши предпринимают попытку спуститься на равнины . Однако во второй половине XVI века, в результате похода кабардинского князя Темрюка в декабре 1562 года , поддержанного ногайцами и русским царём Иваном Грозным , ингуши были вынуждены вновь бежать в горы .

    В XVI веке началось проникновение ислама - через Чечню и Дагестан , однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды. Ингушские общества - Хамхинское , Цоринское , Джейраховское , Фяппинское(Кистинское) , проживавшие в горах, и Орстхоевское занимавшее предгорья, начали возвращаться на равнины в XVI-XVII веках, главным образом, на Тарскую долину , где в конце XVII века было основано селение Ангушт и на долину Сунжи. Переселение на равнины, в основном, завершилось к первой половине XIX века.

    Русские поселенцы и казаки близко познакомились с вайнахскими народами только в XVI столетии.

    В составе Российской империи

    Ингуши одними из первых среди народов Кавказа вошли в состав России в 1770 году, когда в местечке Барта-Бос был подписан известными старейшинами от самых влиятельных тайпов «Договор о единении основной части Ингушетии с Российским государством». В дальнейшем этот договор был перезакреплен новым «Актом о единении Ингушетии с Россией» в 1810 году. Материалы для новой истории кавказа с 1722 по 1803 гг.ч. I,СПб., 1869, С.122-123. В XIX веке у ингушей на смену тайповым союзам, шахарам , приходят территориальные объединения - Лоамарой , Галашевцы и Назрановцы . В 1848 году ингуши большей частью исповедовавшие язычество, подавляющим большинством приняли ислам после посещения Ингушетии суфистским миссионером - богословом Кунта-Хаджи Кишиевым. В горной Ингушетии язычество было вытеснено исламом окончательно только во второй половине XIX века.

    В конце 1840-х годов началось строительство цепи казачьих станиц на равнинной части Ингушетии. Ингуши изгонялись из равнинных сел в горы и предгорья на этих территориях основывали казачьи станицы. В 1845 году на месте села Эбарг-Юрт была основана станица Троицкая . В 1847 году основана станица Вознесенская на месте села Махьмад-Хите, в 1850 году Слепцовская на месте села Курай-Юрт, в 1859 году Карабулакская на месте села Ильдархагала, в 1860 году Фельдмаршальская на месте села Алхасты , Тарская на месте села Ангушт , Сунженская на месте села Ахки-Юрт , в 1861 году Нестеровская на месте села Гажар-Юрт, Воронцово-Дашковская на месте села Тоузен-Юрт , в 1867 году хутор Тарский на месте села Шолхи , а также непереименованные станицы на месте ингушских сел - Галашевская , Даттыхская и Мужичий . Позднее казаки последних трех станиц выселились из-за непригодности земель для обработки, и сдавали их ингушам в аренду. В мае 1888 году решением царских властей были выселены ингуши проживавшие в селе Гвелети на военно-грузинской дороге. В 60 годы XIX века часть ингушей, в большей мере жители ликвидированных сел, переселилась в Османскую империю .

    В 1860 году территория Ингушетии образовала Ингушский округ в составе Терской области . В 1870 году Ингушский округ был объединен с Осетинским во Владикавказский округ. В 1888 году Владикавказский округ был расформирован, на месте Ингушского округа был образован Ингушско-Казачий Сунженский отдел . В 1909 году Сунженский отдел был разделен на два округа - Сунженский и Назрановский . По переписи 1897 года в Российской империи численность ингушей составляла 47 409 человек .

    В СССР

    В 1923 году был введён ингушский алфавит на основе латиницы, разработанный Заурбеком Мальсаговым. 1 мая 1923 года вышла первая газета на ингушском языке - «Сердало». Появились новые школы в селах Гамурзиево , Базоркино , Яндаре . По прежнему функционировали мусульманские школы - медресе.

    В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши принудительно выселены в Казахстан и Среднюю Азию по обвинению в сотрудничестве с нацистами. В ссылке в Казахстане погибло до 1/3 ингушей [ ] . Территория Ингушетии была разделена между вновь созданной Грозненской областью и Грузией.

    В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была частично восстановлена. Пригородный район, часть которого впоследствии была включена в состав города Орджоникидзе (Владикавказа), был оставлен в составе Северной Осетии . Вместо утерянных таким образом земель, в качестве компенсации за Пригородный район, Чечено-Ингушетии были приданы три района Ставропольского края - Наурский , Шелковской и Каргалинский . Однако ингуши эти чуждые им казачьи районы не заселили, и при разделе ЧИАССР оставили их в составе Чечни полностью. По всесоюзной переписи 1959 года численность ингушей составила 105 980 человек .

    С момента возвращения ингуши выступали за возвращение отторгнутых территорий, за создание собственной государственности. Апогея эти выступления достигли в 1973 году - на митинге в Грозном организованном ингушами с требованием возвращения Пригородного района. По данным всесоюзных переписей численность ингушей продолжала расти: так общее число ингушей в СССР в 1979 году составило 186 198 человек ,а по переписи 1989 года - 237 438 человек .

    С 1988 года в Ингушетии создаются неформальные организации, появляются различные движения («Нийсхо», «Даькъасте», «Народный Совета»), ставившие своей целью создание ингушской государственности в составе Российской Федерации с возвращением всех отторгнутых во время депортации территорий. Формально ингуши были реабилитированы в правах 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий» . Этот закон стал своего рода катализатором для восстановления исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан бывшего Советского Союза .

    Новейшее время

    В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. ). В октябре-ноябре осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин) , от 30 до 60 тысяч ингушей были вынуждены бежать из Владикавказа и Пригородного района в Ингушетию .

    В 1995 году была основана новая столица Ингушетии - город Магас .

    Язык

    Демография

    Ингуши традиционно являются одним из самых

    1. Ингушетия - это географический центр Кавказа.
    2. Владикавказ - столица Ингушетии до 1933 года.
    3. Самый ранний христианский храм на территории России - храм Тхаба-Ерды.
    4. Ингуши единственный народ на Кавказе, у которого не было князей.
    5. Первый Герой России Сергей Сергеевич Осканов - ингуш.
    6. Самое большое сельское поселение в мире - станица Орджоникидзевская Республики Ингушетия. Население 70 тысяч человек.
    7. Ингуши являются последней нацией, принявшей ислам. До этого исповедовали христианство вперемешку с язычеством.
    8. Первый чемпион мира по боксу с Кавказа - уроженец Ингушетии Ахмет Котиев. Защитил свой титул 5 раз (1998-2000гг)
    9. Большинство ингушских свадеб происходит в результате организованых родителями сватовства и смотрин.
    10. Казбек (инг. Баш-лоам перевод "тающая гора") - священная гора у ингушей. Первым ее покорителем является ингуш Иосиф Бузуртанов.
    11. Бывший министр здравоохранения России Михаил Зурабов и губернатор Курганской области Олег Богомолов ингуши.
    12. В Ингушетии нет домов престарелых.
    13. Более 50 ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, но готовившаяся задолго до того депортация 1944 года сделала невозможным их присуждение. Причем представление происходило в начале войны.
    14. С февраля 1919 по март 1920 Ингушетия была оккупирована армией генерала Деникина.
    15. Почти все ингуши двуязычны, говорят на смеси ингушского и русского языков.
    16. Главным праздником ингушей стал Мархаж (Ураза-Байрам). В этот праздник женщины дарят мужчинам носовые платки.
    17. По закону ингушей зять никогда не видит тещу.
    18. Как правило, ингуши не пунктуальны. Редкий ингушский рейс отправляется в назначенное время.
    19. В Ингушетии нельзя ходить в шортах по улице.
    20. Свадьбы в Ингушетии играют в воскресенье. Это единственный официальный выходной в неделю.
    21. В Ингушетии есть свой "мужской" день. 1 марта - официальный праздник День Джигита. 23 февраля 1944 года ингушский народ был подвергнут геноциду, ингушских мужчин поздравлять не рекомендуется.
    22. Ингуши в массе своей очень религиозны.
    23. 98,5% ингушей мусульмане. Ингуши-христиане (бацбийцы) живут в Грузии.
    24. Наличие храбрости и мужества не считается особой добродетелью. Замечается только ее отсутствие.
    25. Ингуши очень консервативный народ.
    26. Муж не может целовать, обнимать или же касаться своей жены на людях. Отец не может ласкать детей на людях, мать может.
    27. Самоназвание ингушей "гIалгIай" имеет несколько вариантов перевода, среди которых "жители башен" и "люди бога".
    28. Ингушкой была жена первого царя Грузии Фарнаваза.
    29. Изображенный на флаге и гербе Ингушетии солярный знак (свастика) изначально был гербом тейпа Евлой.
    30. В ингушском языке словосочетание "вей нах" значит "наши люди" и обозначает только ингушей.
    31. До 1938 года ингушская письменность была на латинской основе. Serdalo - так называлась газета Сердало (Свет).
    32. В ингушском языке двадцатеричная система счета. Например число 30 будет "двадцатьдесять".
    33. Лучший роман о Кавказе написал ингушский классик Идрис Базоркин.
    34. Ингуши - русское название народа, сами себя ингуши называют гIалгIай (халхай).
    35. Ингушетия - ГIалгIай Мохк "Страна галгаев"
    36. Ингушетия - самый маленький регион России.
    37. В Ингушетии вас подвезут и не возьмут за это деньги.
    38. Самое тяжелое ингушское оскорбление переводится как "дырка от задницы".
    39. Переходить дорогу в Ингушетии очень опасно. Даже по "зебре".
    40. На улицах ингушских городов нельзя встретить бомжа или пьяного в хлам человека.
    41. Ингушки не курят.
    42. За Руслана Аушева в 1993 году проголосовало 96% избирателей, это был поистине народный президент.
    43. Русский князь Михаил Ярославич (1271-1318) был убит в ставке хана Золотой Орды на территории современной Ингушетии.
    44. В Ингушетии, как и во многих регионах мира, распространено поверье, что убийство лягушек может вызвать дождь.
    45. Ингуши пьют очень горячий чай и очень горячий мясной бульон, который называется "дил".
    46. Статья 11 Конституции Ингушетии гласит: «Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия - важнейшая задача государства».
    47. Улица генерала Осканова есть в каждом ингушском населенном пункте.
    48. В ингушском языке есть слово обозначающее море, хотя выхода к нему Ингушетия сегодня не имеет. Также есть названия таких рек, как Волга, Дон и Нил.
    49. Осетинские пироги это разновидность ингушских чапильгаш.
    50. В старину видя в небе падающую звезду, ингуши говорили что она убежала замуж.
    51. Замок Вовнушки, принадлежащий тейпу Оздой, считается одним из Чудес России.
    52. Древний ингушский парламент назывался Мехк-Кхел и заседал в кол-ве 12 человек.
    53. У ингушей не было князей, но есть слово означающее князь (аьл). Так называли достойных людей.
    54. Добываемая в Ингушетии нефть самая чистая в мире, из нее делают авиационные масла.
    55. В Ингушетии до сих пор похищают невест, хотя большинством старейшин это осуждается.
    56. Горную Ингушетию называют страной башен.
    57. Немногие знают, что знаменитые ингушские башни строились для защиты друг от друга, а не от внешних врагов.
    58. Самая высокая ингушская башня достигает в высоту 31 метра. Это высота 12-этажного жилого дома.
    59. Курорт "Армхи" считается одним из самых крупных горных курортов (1200м над уровнем моря).
    60. В среднем за год в курорте Армхи 140 солнечных дней (в Давосе - 97), количество осадков - 570 мм (в Давосе - 632 мм).
    61. На ингушской свадьбе в основных торжествах жених участия не принимает.
    62. О человеке, держащем пост ингуши говорят "Он кормит солнце".
    63. Вершиной ингушской этики является понятие "Эздел". "Эздий саг" - благородный человек.
    64. Последний защитник Брестской крепости в ВОВ - ингуш Уматгирей Барханоев.
    65. Первая пьеса Булгаковым поставлена в Ингушском драматическом театре, посвящена она жизни ингушей.
    66. В 1892 году в Назрани Максим Горький работал наемным рабочим на прокладке железной дороги. Тогда написан рассказ "В ущелье" - его первое произведение.
    67. Ингушетию называют одной из древнейших демократий на земле.
    68. ХIонк (черемша) - лакомство и деликатес, национальное сокровище Ингушетии.
    69. Все школы в Ингушетии - русские.
    70. Большинство населения Ингушетии никогда не были в горах, где стоят знаменитые на весь мир фамильные ингушские башни и замки.
    71. В Гражданской войне России в 1917-1922гг погиб каждый третий взрослый ингуш.
    72. Когда чеченский лидер Джохар Дудаев обращался к своим гражданам на чеченском языке, многие чеченцы думали что он говорит по-ингушски и не понимали его. Дудаев был из ингушского тейпа ЦIечой.
    73. Наличие большого кирпичного дома не говорит о богатстве. Ингушский дом может строиться десятилетиями.
    74. Особое отношение к хлебу. Наступить на него считается недопустимым.
    75. Дорога в Ассинском ущелье Ингушетии считается одной из самых живописных высокогорных дорог мира.
    76. Ингуши очень добрый народ, но депортация 1944 года не будет прощена никогда.
    77. Лифт - это редкое явление для жилого дома в Ингушетии. Да их практически и нет.
    78. В Ингушетии нет ресторанов Макдоналдс.
    79. В Ингушетии много одаренных людей. Например, ученый Магомет Сагов переехав в Норвегию благодаря своим открытиям стал одним из самых богатых людей этой страны.
    80. В Кавказской войне ингуши три раза разбили войско имама Шамиля.
    81. Федеральная автомобильная дорога "Кавказ" наиболее красива на ингушском участке.
    82. Территория современной Ингушетии всего в 3,7 раза больше площади Москвы, вместе с Пригородным районом - в 5.
    83. Ингуши большим преступлением считают мародёрство.
    84. Серафимович, Ставский, Булгаков начинали свою литературную деятельность в Ингушетии.
    85. Ингушетия жемчужина Кавказа и лучшее место на свете.

    МУССА ЗУРАБОВ: «Открываются новые факты легендарной аланской истории ингушского народа.
    Опубликовано magas.su в 30.09.2012

    Известно много случаев, когда люди русской, грузинской, армянской и других национальностей, узнав, что их собеседником является ингуш, заявляли: «Если бы вы знали свою историю, то ходили бы с высоко поднятой головой». Историческая наука, которую мы изучали в школе и в высших учебных заведениях, не давала ответов на вопросы, связанные с этими заявлениями об истории ингушей.

    Помогли познать пока небольшую часть славной истории ингушского народа интернет и многие публикации различных зарубежных и российских авторов. Заслуживают благодарности титанические усилия осетинских ученых, политиков и бизнесменов, издавших безмерное количество работ об истории аланов. В стремлении присвоить легендарную историю ингушского народа они, сами того не подозревая, вооружили нас неопровержимыми доказательствами того, что аланы - это ингуши.
    Летом 2011 года мой племянник прислал мне из Москвы книгу Агусти Алеманя «Аланы в древних и средневековых письменных источниках». Эта книга является докторской диссертацией испанца (баска) Алеманя, законченная им в 1997 году, и в которой собраны письменные источники из 12 стран. В 2000 году книга издана на английском языке, а в 2003 году осетины организовали перевод и издание книги на русском языке. Для сведения соотечественников сообщаю, что названная книга легко и бесплатно скачивается из интернета. Советую сперва скачать и распечатать Хронологическую таблицу из этой книги. В этой таблице приведены сенсационные сведения о судьбе аланов (ингушей) с 107 года до новой эры по 15 век новой эры. В книге изложены факты, свидетельствующие о том, что аланы прошли войной по всей Европе, Закавказью и даже по Северной Африке. По итогам этих походов аланы расселились практически во всех европейских странах. Особенно много ингушей осталось в Италии, Франции, Германии, Испании. В книге указано и о том, что аланы и их столица Магас были покорены монголами в 1239/40 годах. Совершенно неожиданной явилась информация о том, что монголы увели с собой 30 тысяч воинов аланов плюс членов их семей. Это не менее 100 тысяч человек. В книге указывается, что аланы по поручению монголов управляли Китаем с 1258 по 1368 годы (110 лет).
    В кругу друзей я рассказал о сенсационных сведениях полученных мною из книги Агусти Алеманя. Выслушав меня, один из них рассказал следующую историю. Примерно в 1980 году из Сирии в Чечено-Ингушетию приезжал наш соотечественник Полонкоев. Это потомок ингушей, переселенных в Турцию в 19 веке. Из его рассказа следовало, что строительством мечети в Сирии занимались китайцы, разговаривавшие на вейнахском языке. Буквально в эти же годы от другого человека из Сирии была получена дополнительная информация о том, что один из сирийских вейнахов специально ездил в Китай и встречался с китайцами, разговаривавшими на нашем языке. Они сообщили ему, что их в Китае шесть миллионов. Если мы вернемся теперь к информации Агусти Алеманя о том, что 30 тысяч аланов и члены их семей были уведены в Китай в 13 веке, то становится очевидным, откуда появились китайцы, разговаривающие на вейнахском языке.
    Мне могут задать вопрос: «На чем основываются утверждения о том, что аланы это ингуши»? Знакомство с работой Агусти Алеманя укрепили во мне уверенность в ингушском происхождении аланов. Но более года я искал ответ на этот вопрос и считаю, что нашел его 27 сентября 2012 года в интернете. Очередной мой поиск в интернете навел меня на прекрасную работу: «Бернард С. Бахрах «История Алан на западе». Должен отметить, что и эту книгу американского профессора перевели на русский язык осетины.
    Изложив большое количество фактов из боевой и мирной жизни аланов в Европе и других странах, Бернард Бахрах в конце своей книги привел перечень аланских географических названий в западной Европе. Привожу ксерокопию части этих названий из книги, которые не оставят сомнений в том, что аланы это ингуши.
    8. Алейн, называемый также Аланкурт-о-Беф (Мэрт-и-Мозель): Аланум, 836; Аланум, 936; Аланнум, 965; Эйлейн и Аллейн, 1305.
    9. Алейнкорт (Эйсн): Халинкурт, 1168; Эллейнкорт, 1174; Аллейнкорт, 1189.
    10. Алейнкорт (Арденны): Алейнкорт, 1229.
    11. Алейнкорт (Ор): Алейнкурия и Аланикурия, оба 1242; Эйланкорт, 1303.
    12. Алейнкорт (Гот-Саон).
    13. Алейнкорт, называемый также Алейнкорт-ля-Кот (Мерг-и-Мозель).
    14. Алейнс (Ор); Фьеф-о-Алейнс, 1334.

    Для тех читателей, которые не знают ингушского языка, поясню, что в данном случае означает слово КОРТ. Ингуши называют вершину горы Казбека - Башлоамкорт. Это название состоит из трех слов баш-лоам-корт. В дословном переводе это означает тающая-гора-голова. В смысловом переводе это название обозначает вершина тающей горы. Если теперь обратимся к географическим названиям, указанным в работе Бернарда Бахраха, то обнаружим, что множество объектов в Европе имеют названия, содержащие ингушское слово корт (вершина). Полагаю, что и здесь речь идет о горах или других возвышенностях, расположенных в разных странах и разных городах Европы, названных ингушами Аланскими.
    Вкратце приведу еще одну информацию из работы Бернарда Бахраха. Старшее поколение ингушей для оценки удали молодых людей произносило фразу: «Говар къантий». Понимая для чего это говорится, не понятно было происхождение этого выражения. Теперь достоверно открылась история этого выражения. Оказывается Говар, а точнее Гоар был легендарным вождем ингушей. Он даже принимал участие в назначении императора Германии. О выдающихся качествах Гоара говорит и тот факт, что он более 40 лет, до глубокой старости оставался в боевом строю аланов. Бернард Бахрах пишет о нем: « В течение 25 лет Гоар и его аланы оставались верными сторонниками Рима, хотя их соседи бургундцы восставали несколько раз и были подавлены Аэцием и его гуннскими союзниками».
    Теперь еще об одной информации, имеющей важное значение. Известный журналист Владимир Соловьев 13 декабря 2011 года в радиоэфире провел беседу с Президентом института Ближнего Востока Сатановским Евгением Яновичем. Без комментариев привожу вопрос Соловьева и ответ Сатановского.
    Соловьев: Через несколько минут мы продолжим. Я узнаю у Евгения Яновича а славяне, кто они такие? Когда они появились? И кто же был тут до славян?
    Сатановский: Давайте, помимо простой вещи, до того, как все люди, ныне живущие на земле жили на своих землях, на этих территориях кто-то жил, так получалось всегда. Безусловно, из тех людей, которые сегодня живут на территории Российской Федерации, включающей гигантское количество земель, от Тихого океана до морей Атлантического океана, от Северного Ледовитого до границы Центральной Азии, пожалуй, самые старые автохтонные вот носильники всего, что есть - это вайнахи. Не специально, в качестве комплимента Евкурову или Кадырову, а потому что, действительно, исходя из того, что археологи нам говорят, вот в этом высокогорном уголке Кавказа они осели раньше всех прочих.
    Тем народам, историкам и политическим деятелям, которые умудряются заявлять, что ингуши проживают на землях, когда-то принадлежавших осетинам, казакам и кабардинцам следует усвоить, что ингуши тысячелетиями были хозяевами земель и общественного положения не только на Северном Кавказе, но и во многих дальних странах. Одним из главных доказательств этому является тот факт, что хозяевами Дарьялских ворот, имевших большое значение для мировой истории, тысячелетиями были ингуши. Для защиты этих ворот и построены ингушские башни на большом участке кавказских гор, заселенном в последующем и другими народами.
    Публикуя настоящую статью, я обращаюсь к ингушской молодежи, особенно к студентом исторического факультета Ингушского госуниверситета с огромной просьбой начать широкомасштабную исследовательскую работу по поиску достоверных исторических материалов о жизни ингушей и их предков на всем пространстве нашей планеты Земли.

    Ислам в Ингушетии

    Первые шаги арабо-мусульманской культуры в Ингушетии, а затем ее мощное и глубокое проникновение во все слои общества - важный, неравномерный, противоречивый, длившийся столетиями процесс.

    Сам процесс и причина принятия ислама на сегодняшний день изучены недостаточно по массе причин, в том числе и из-за отсутствия документов, несмотря на его чрезвычайную актуальность и большую роль ислама во всех сферах жизни ингушей. Процесс исламизации небольшой территории Центрального Кавказа затянулся, он прошел несколько этапов, в течение многих столетий. Длительный путь ислама в Ингушетии - итог стечения многих обстоятельств борьбы местного населения против попыток установить господство и навязать новую религию вместо укоренившихся здесь языческих представлений, а также и христианства.

    Новая монотеистическая религия со своеобразной системой этико-правовых представлений и религиозно-политических институтов, зародившаяся в Аравии стала распространяться в ходе арабских завоеваний в Vll - X вв.

    Впервые с исламом предки ингушей столкнулись еще в Vll - lX вв. в период арабо-хазарских войн за обладание Кавказом.

    Источники отмечают походы против алан 723 г., наряду с военными действиями шла исламизация завоеванных территорий. Известны имена некоторых знаменитых арабских политических и религиозных деятелей; это Абдул Малик, Абу Муслим, способствовавшие первоначальному проникновению ислама на Восточный Кавказ. К примеру, в ингушском ауле Эрзи была найдена бронзовая фигурка орла, на шее которой имеется арабская куфическая надпись о постройке или возведении мечети.

    Кратковременность пребывания арабов на Северном Кавказе, частые волнения в Закавказье, и общее ослабление арабского влияния привели к тому, что распространение ислама в горах несколько задержалось. Последовавшее затем усиление христианских государств (Грузия) и их возросшее влияние на горцев вновь привели к ослаблению среди них ислама и усилению роли христианства и язычества.

    В исламизации Ингушетии значительную роль сыграл и тюркский элемент. Выдающийся востоковед В.В.Бартольд отмечал, что: «победа тюркского элемента сопровождалась победой ислама и мусульманской культуры». Отмечается в регионе наличие кипчаков и сельджуков, которые все настойчивей и упорней проводили идеи ислама.

    В Xlll в. на территорию Северного Кавказа вторглись монголы, которые разрушили Аланию, где на ряду с язычеством было и христианство.

    При монголах тюркский элемент еще более усилился, так как он составлял значительную часть монгольского войска. При Гозан-хане государство Хулагидов и Золотая Орда приняли ислам и старались его распространить среди покоренных народов. При хане Берке процесс исламизации среди правящей верхушки в Золотой Орде сыграл немаловажную роль. В столице Золотой Орды было до 13 мечетей. Как известно, золотоордынские ханы в поисках путей усиления торговых и политических связей со странами Ближнего Востока стали придавать большое значение Восточному Кавказу. В этой политике религиозный фактор играл большую роль. В связи с этим хан Берке и его последователи активно поддерживали мусульманские элементы на всей территории Золотой Орды, в том числе и на территории Ингушетии. Под властью монголов были все равнинные земли ингушей. В Ингушетии до сих пор сохранился памятник золотоордынского типа «Боарг1а каш» (начала х1v в.) с арабской надписью. Монгольские ханы боролись здесь с проявлениями язычества. Однако в высокогорной полосе края языческие верования оставались весьма живучими.

    В конце XlV века Северный Кавказ подвергается нашествию Тимура, который поставил своей целью сделать обитателей этого края мусульманами. Этот курс на ислам Тимур проводил и в Ингушетии, но лозунг завоевателя «всегда воевать с врагами веры и держать меч для утверждения ислама» среди ингушей не действовал.

    Академик Г.Джанашвили высказал свое мнение о распространении ислама среди ингушей при Тимуре. «Первоначально пишет он,- кистинцы, глигвы и дзурдзуки были христианами до нашествия Тамерлана, который, покорив страну, то лестью, то угрозами совратил ее в магометанство и назначил мулл». Исследователь считает, что на какое-то время завоеватель склонил предков ингушей к исламу.

    Как писал В.В.Бартольд, «для Тимура религия была более оружием для достижения политических целей, чем причиной, определявшей его поступки, он покровительствовал законоведам, беседовал с ними, как с равными, и относился с особым уважением к потомкам пророка».

    Я.И.Лавров пишет; " что о покорении не может быть и речи, так как завоеватель не закрепил за собой Северный Кавказ, а ограничился разорением, после чего покинул его пределы«. Еще одна попытка исламизации ингушей, предпринятая Тимуром, закончилась неудачно.

    Затем долгое время сохранялись языческие верования на территории Ингушетии.

    Необходимо отметить, что уже с XVll - XVlll вв. ислам стал проникать в Ингушетию со всех сторон как с Кабарды, так и со стороны Дагестана и Чечни.

    Первые сведения о том, что среди ингушей имеются мусульмане, относятся к концу XVll в. Вахушти Багратиони сообщает, что жители Ангушта исповедуют ислам суннитского толка. По всей вероятности, ислам проник сюда из Кабарды. Но этот факт не доказывает, что на всей территории Ингушетии распространено было мусульманство, поскольку известно, что еще в начале XlX в. плоскостные ингуши, наряду с зачатками ислама, почитали и своего древнего языческого «кумира Гальерды». Здесь надо учитывать, что Ангушт в этот период был в несколько иных социально-экономических условиях, если там уже могло возникнуть мусульманство. Историк М.М.Базоркин считает, что случилось это не без влияния вытесняемых оттуда кабардинцев. От них только ингуши так рано могли принять мусульманство и стать магометанами-суннитами.

    Наиболее интенсивно мусульманское вероучение стало проникать в Ингушетию, начиная с XVlll века уже со стороны Чечни. В это время Россия пытается вовлечь Кавказ в орбиту своего влияния, строятся казачьи станицы, растет число торговых городков. Следовательно, возникает естественное противодействие. Проповедь ислама усиливается при шейхе Мансуре (Ушурме). Если он в начале своей деятельности стоял на позиции отречения от мирских дел и служения богу, то с усилением колониальной политики России он переключается на путь борьбы за независимость горских народов. Одной из задач его движения было обращение ингушей в мусульманство. После активной пропаганды ислама среди ингушей было мало, принявших новую веру. Но постепенно с его проникновением языческие верования несколько меняются. Начинает распространяться арабская письменность и летосчисление. У мусульман отсчет дат ведется с 622г.н.э.- года, который называется " Хиджра«

    О тяготении ингушей к исламу говорит Паллас в 1793 г. О массовом открытом переходе плоскостных ингушей в мусульманство мы узнаем из рапорта (1809 г) Ивелича (коменданта Владикавказа) ген. Тормасову, в котором говориться; «Ныне обращают весь ингушевский народ к басурманской вере с обрезанием, кой по безумию своему из принуждения принимают ныне мулл и делают угождения чеченцам, и стали строить мечети около р. Сунжи». Русские власти хотели приостановить процесс исламизации

    ингушей, это наглядно показано в договоре 1810 года, но это дает обратный результат.

    Еще одну попытку широкого распространения ислама среди ингушей предпринимает Шамиль и его наибы. Но все, что навязывалось им силой, ингуши не принимали.

    Сменявшие друг друга внешние факторы (арабы, монголы, Тимур, кабардинцы, Мансур, Шамиль и др.) создавали непрерывный напор мусульманской волны. Предки ингушей долго и упорно сопротивлялись. Наиболее сильным и продолжительным было сопротивление жителей горной части. Язычество упорно отстаивало здесь свои позиции. К примеру, еще в 1873 г. А Базоркин в своем произведении описывает еще как очевидец празднование в честь языческого бога Мятцели. В 1898 г храм Тхаба - Ерды почитали за святыню. В конце XlX века устраивали праздник в честь богини Тушоли. Все это говорит, что в этот период для ингушей характерен был религиозный синкретизм, когда в ингушской среде сосуществовали языческие, христианские и мусульманские воззрения.

    Массовое обращение ингушей в ислам началось во второй половине XlX в.

    И только лишь с появлением на политической арене Кунта-Хаджи Кишиева и его пропаганды ислама среди ингушей процесс их исламизации завершился.

    Кунта-Хаджи, сын Киши, из с. Илисхан-юрт проповедовал среди чеченцев и ингушей ислам в форме кадырийского тариката суфизма. Позже в Ингушетии распространился и тарикат Накашбандия.

    Кунта-Хаджи словом и своим дорожным посохом сделал то, чего Шамиль не смог сделать мечом.

    Последними приняли ислам жители ингушского с. Гвилети (гелатхой) в 1861 году, расположенное на Военно-Грузинской дороге. Некоторые ингуши (особенно в горах) еще долгое время продолжали поклоняться своим языческим богам.

    В 1864 г. Кунта-Хаджи был арестован и сослан в Новгородскую губернию. Его учение было под запретом, но движение мюридов, ушедшее в подполье, все больше ширилось. В начале 80-х гг. образовываются новые мюридские общины, отпочковавшиеся от кунтахаджинской общины.

    Два суфийских течения Кадария и Накашбандия до сих пор существуют в Ингушетии. Они представлены многочисленными вирдами (религиозными братствами). Последователями Кунта-Хаджи в Ингушетии стали Батал-Хаджи Белхороев, Хусейн-Хаджи Гарданов, Гайрбек-Хаджи Евлоев. У первых двух среди ингушей есть свои последователи, т.е. мюриды. Они были основателями собственных вирдов в Ингушетии. У Гайрбек-Хаджи Евлоева своих мюридов не было, но в селении Насыр-Корт почитают его заповеди до сих пор. Все эти религиозные деятели объявлены святыми, как и многие другие. Все они входят в тарикат Кадария. Много вирдов в Ингушетии, которые входят в тарикат Накашбандия это: вирд Новр-Хаджи из Наура, Исаак муллы Чапанова из Ачалуков, Дени Арсанова и Багаудина Арсанова из Шалажи, Апти и т.д.

    Сегодня в республике свою деятельность осуществляют 20 религиозных объединений, имеющих статус юридического лица, из них 17 организаций являются мусульманскими, 3 христианские организации Русской Православной церкви.

    Позитивное значение для сохранения стабильности и мира в Ингушетии имеет отсутствие трений на конфессиональной почве. Можно с уверенностью сказать, что сегодня межконфессиональных проблем в Ингушетии не существует. По крайней мере, зарегистрированных преступлений на религиозной почве нет. В республике мирно сосуществуют храмы разных конфессий.

    В Ингушетии действуют три религиозно-образовательных учреждения, два медресе и Исламский институт. С 1999 года в школах республики преподается курс «Основы религии» для учеников 5-10 классов, который включает в себя историю религии, морально-нравственное воспитание, способствует противодействию наркомании, алкоголизма, курению. При управлении Духовного центра мусульман Республики Ингушетия издается газета «Светлый путь». Глава Духовного управления мусульман республики И.Б.Хамхоев является членом общественного Совета при Президенте РИ.

    Наши обычаи и нормы ислама не противоречат друг другу, и поэтому ислам органично вошел в среду ингушей.

    Таким был сложный и тернистый путь проникновения и закрепления ислама в Ингушетии.

    Долгиева М.Б.