Через что пришлось пройти ивану денисовичу. Шухов и другие: модели поведения человека в лагерном мире. Вступительное слово учителя

Анализ рассказа

«Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.

1) Познакомить с рассказом; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.

2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.

3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

Методические приемы:

1) аналитическая беседа;

2) работа в группах;

3) сопоставление художественных текстов;

4) проблемный вопрос.

Ход урока:
Орг. момент:

Здравствуйте! Откройте тетради и запишите тему урока.

Слово учителя:

Произведению «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ, написанный в 1959 году, был
задуман еще в лагере в 1950 году.

Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.

У: Как родился замысел «Одного дня…»?

у: Как пишет сам Солженицын, замысел рассказа возник в один из лагерных дней. Он, занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

Аналитическая беседа.

У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?

у: Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в лагерь. В 1941 году он, простой человек, крестьянин,честно воевавший, оказался в окружении потом в плену. Бежав из плена, он попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых - это признание в том, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону».Так и написали просто «задание».Шухова сильно избивали, и он решил подписать признание. оказался в лагере.

У: Почему день, описанный в повести, кажется Шухову

«почти счастливым»?

у: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей. Это уже счастье в данных условиях.

У: Какие «счастливые события» происходят с

героем?

у: Ивана Денисовича не посадили в карцер. Он не попался на шмоне, купил табачку, не заболел.

«счастливый день»?

у: Если такой день счастливый, то какие несчастливые?

У: Что помогает герою устоять, остаться человеком?

у: Он не поддался процессу расчеловечивания, несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.

Он живет в согласии с собой, не мучается размышлениями:за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Работая, он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь. Здравый смысл помогает ему выстоять.

у: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе, кавторанге Буйновском, помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех «отец» от того, как « процентовку » закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает.

У: Кто из героев противопоставлен Шухову?

у: Шухову противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли. Все работают на морозе, а Цезарь в тепле.

У: Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов?

у: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.

У: Действительно, эти два образа очень похожи. Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева, созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)?

Для наглядности заполним талицу.1 группа выписывает из текста р-за Солженицына характеристику Шухова, а 2 группа - характеристику Платона Каратаева из текста романа Толстого.

ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЯ

Платон Каратаев

Иван Денисович Шухов

1.крестьянская домовитость

1.простой человек из крестьянской семьи

2.простота

3.спокойствие

3.порядочен

4.умение приспособиться жить в любых обстоятельствах

4.живет по совести

5.вера в жизнь

5.окружающие ему доверяют

6.доброжелательность

6.приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество, т.к. он не теряет человеческого достоинства

7.мастер на все руки

7.работает много, добросовестно;в труде –свобода

8.любовное отношение к миру без эгоистического чувства

8.крестьянская бережливость(припрятал мастерок)

9.способен выдержать любое испытание и не сломаться, не утратить веры в жизнь

9.ценит непосредственную жизнь

10.любил и любовно жил со всеми - с кем сводила его судьба

10.не поддался расчеловечиванию, устоял, сохранив нравственную основу

11.полное согласие с жизнью, внутренняя свобода

11.живет в согласии с собой, радуется малому, чувствует себя свободным в условиях несвободы

У: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос:

Почему образ Каратаева близок образу Шухова?

Ответ: и воссоздали символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту и любовь к людям.

И Шухов, и Каратаев «вечное олицетворение духа простоты и правды русского народа».

В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность. В нем много деталей: бытовых, поведенческих, психологических, что говорит о мастерстве писателя.

Закончить урок я хочу цитатой ак. Д. Сахарова «Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным, точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима, неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости …Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир».

2.Сопоставить этот рассказ с «Одн

Когда мы, москвичи, произносим словосочетание «Шуховская башня», то имеем в виду конкретное ажурное сооружение, стоящее на углу Шаболовки и улицы Шухова, построенное этим знаменитым инженером. А между тем, для всего остального мира это имя не собственное, а нарицательное - так называются все «гиперболоидные» башни с несущей стальной сетчатой оболочкой, которые, между прочим, повсеместно строят и сейчас. А придумал их великий русский инженер Владимир Григорьевич Шухов.

Человек эпохи модерна

То, что маленький Володя Шухов удивительно одарен математически и инженерно, стало ясно еще до того, как он достиг гимназического возраста. В Пожидаевке - имении своей бабушки в Курской области, где мальчик провел детство - он придумывал фонтаны и даже построил на соседнем ручье действующую модель мельницы.

Далее была гимназия в Санкт-Петербурге и инженерно-механическое отделение Императорского Московского технического училища, которое сейчас известно нам как Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. После успешной сдачи экзаменов Шухова зачислили в «казеннокоштные воспитанники», то есть приняли на бюджетное отделение, да еще с пансионом.

В училище инженерный талант Владимира уже раскрылся во всей красе.

Некоторые студенческие работы стали известны во всей России, например, знаменитая впоследствии форсунка для сжигания излишков жидкого топлива.

Его даже освободили от обязательной дипломной работы, а по окончании учебы в 1876 году Шухов был направлен на годичную стажировку в США. Кстати, его приглашали остаться на кафедре и посвятить себя науке, но молодой человек твердо выбрал практическую инженерию.

Для потомственного дворянина, предки которого и по отцовской, и по материнской линии традиционно избирали офицерскую карьеру, это могло показаться неожиданным путем. Однако мир менялся. Патриархальные «вишневые сады» уходили в прошлое, наступала эпоха промышленного переворота и поиска новых путей в промышленности, искусстве, технологиях. И Шухов был настоящим олицетворением модерна – его интересовало все новое, и он всегда стремился к неожиданным решениям.

Владимир Шухов

Шухов никакие привычные постулаты не принимал как догму, а старался идти своим путем. Например, вернувшись из Америки он поступил вольноопределяющимся слушателем в Медицинскую академию, причем подтолкнул его к этому знаменитый врач Пирогов. Великий хирург дружил с отцом Владимира (они познакомились в осажденном Севастополе), и молодой человек бывал в его доме.

В ходе ученых бесед у юного естествоиспытателя зародилась мысль, что прототипы новых механизмов и технологий нужно искать внутри самых совершенных творений на нашей планете - живых существ и, прежде всего, человека. Поэтому он и пошел изучать анатомию. Сейчас, в XXI веке, это направление называется биотехнологиями. Гениальный Шухов, конечно, не знал этого термина (хотя он говорил о «биоподобии»), но интуитивно подошел к нему очень близко.

Молодой инженер устроился в чертежное бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги в Петербурге, но работа на ниве модернизации депо и путевых насыпей продолжилась не долго. Вскоре Владимир Григорьевич получил предложение, которое стало для него судьбоносным.

Волшебное слово «крекинг»

Человеком, встреча с которым изменила жизнь Шухова, был гражданин США Александр Бари. Они познакомились еще во время поездки Владимира за океан, а теперь судьба распорядилась так, что уже Бари по семейным обстоятельствам перебрался в Россию. Здесь он с присущей янки хваткой включился в новый для нас нефтяной бизнес и решил привлечь к этому талантливого инженера Шухова.

Основными игроками на единственном тогда Капийском нефтяном рынке были американский магнат Джон Рокфеллер, европейское семейство Ротшильдов и выросшие в России шведы по происхождению братья Людвиг, Роберт и Альфред Нобели.

С последними и сотрудничал Бари. Стоит заметить, что в те времена нефть в Баку добывали открытым способом: рабочие стояли по пояс в текущей из-под земли черной жиже и ведрами переливали ее в деревянные бочки, которые затем гужевыми арбами и телегами доставляли на нефтеперерабатывающий завод. Там из сырого продукта выделяли керосин (из трех пудов нефти получали пуд скверного керосина), а остальные фракции – мазут, бензин и так далее - просто выливали в землю. Использовать их еще не умели.

Не будем вдаваться в технические подробности, но за несколько лет Шухову удалось изменить абсолютно все. И в добыче, и в транспортировке, и в переработке нефти. Шухов предложил добывать нефть через скважины при помощи сжатого воздуха (этот способ сейчас называется эрлифт), а остатки сжигать факельным способом.

Цилиндрические резервуары-нефтехранилища, придуманные Владимиром Шуховым.

Он построил первый в Российской империи нефтепровод Балаханы – Черный город и разработал основы и расчеты общей теории нефтепроводов. Ими по сей день пользуется весь мир. Придумал и построил первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища, тогда как в США использовали прямоугольные. Вскоре его изобретение стало использоваться повсеместно.

Он же создал и первые в мире нефтеналивные баржи - ранее нефть перевозили только в бочках на палубе. Для их постройки основали верфи в Царицыне и Саратове, и баржи стали доставлять каспийскую нефть по Волге вглубь страны. Именно Шухов изобрел форсунку, с помощью которой впервые в мире запустили промышленное факельное сжигание мазута.

А вершиной его «нефтяной» деятельности стало изобретение новой системы термического «крекинга», которую он запатентовал в 1891 году. Установка состояла из печи с трубчатыми змеевиковыми нагревателями, испарителями и ректификационными колоннами. С ее помощью можно было разделять нефтяные фракции и в промышленных количествах получать автомобильный бензин. Эта идея намного опередила время, воплотить ее на практике удастся лишь в тридцатые годы.

Инженер всея Руси

В 1880 году Шухов приехал в Москву и осел здесь окончательно, вместе со всей семьей. С этого времени жизнь Владимира Григорьевича была неразрывно связана с первопрестольной. Хотя ему еще не было тридцати, он стал весьма обеспеченным человеком, вскоре мог позволить себе купить особняк и перевезти в него родителей и сестер. Шухов по-прежнему работал в «Технической конторе инженера А.В.Бари», где занимал должность главного инженера и технического директора.

Дебаркадер над перроном Киевского вокзала.

Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

«Моя личная жизнь и жизнь и судьба конторы были одно целое... Говорят, А. В. Бари эксплуатировал меня. Это правильно. Юридически я все время оставался наемным служащим конторы. Мой труд оплачивался скромно по сравнению с доходами, которые получала контора от моего труда. Но и я эксплуатировал его, заставляя его выполнять мои даже самые смелые предложения! Мне предоставлялся выбор заказов, расходование средств в оговорённом размере, подбор сотрудников и найм рабочих…. Приходилось терпеть несправедливости в оплате труда ради возможности инженерного творчества».

Такое взаимодействие абсолютно устраивало Шухова. Он был свободен от денежных и коммерческих вопросов и мог полностью посвятить себя любимому творчеству. Тем более, что по характеру джентльмен и интеллигент Шухов был мало похож на «акулу капитализма», и ведение деловых переговоров с ушлыми заказчиками вряд ли далось бы ему легко. К тому же Бари был очень приятный, общительный человек, а отношения между ними были уважительными и скорее дружескими, нежели служебными.

Шухов работал много и плодотворно. В основном среди контрактов были чисто промышленные задания, но порой ему приходилось выполнять весьма неожиданные и общественно значимые проекты.

Теперь в конторе работали двадцать инженеров, и Владимир Григорьевич мог выбирать для себя самые интересные. Кстати, до последних дней он никогда не пользовался услугами технических подмастерий и все расчеты делал лично. Перечень его работ необъятен (только мостов он спроектировал около 500!), приведем лишь самые знаменитые и важные для Москвы.

    Стеклянная крыша ГУМа.

    Фото: Комсомольская правда / Globallookpress.com

    Куполообразная крыша гостиницы «Метрополь».

Так, он придумал удивительную сетчатую оболочку-перекрытие для стеклянной крыши Верхних торговых рядов (ныне именуемых ГУМ). Создал уникальный дебаркадер над перроном Брянского (ныне Киевского) вокзала. Придумал, рассчитал и сделал стеклянные перекрытия для Музея изящных искусств (ныне ГМИИ имени Пушкина) и куполообразную крышу для ресторана гостиницы «Метрополь».

А еще по просьбе Саввы Морозова сконструировал поворотную сцену для МХАТа. Он работал с такими знаменитыми архитекторами, как Федор Шехтель, Лев Кекушев, Роман Клейн, Иван Рерберг, дружил с некоторыми из них. Входил в круг элиты московского интеллектуального и артистического общества. В 80-е годы у Владимира Григорьевича был красивый роман с Ольгой Книппер, о котором говорил весь московский свет. Дело шло к свадьбе, но что-то разладилось (о подробностях история умалчивает). Уже позже мужем великой актрисы стал Антон Павлович Чехов, кстати, внешне очень похожий на Шухова.

Инженер был вполне светским человеком и совершенно не походил на чудаковатого затворника-изобретателя из фильма «Назад в будущее». Он любил спорт – теннис, гимнастику, коньки и лыжи, велосипед. Даже стал победителем любительских городских соревнований по велоспорту.

    Владимир Шухов на велосипеде.

    Фото: личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

    Нищие у Храма.

    Торговля на Смоленском бульваре.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

    Наводнение в Москве 1908 года. Улица Большая Ордынка.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

    Московский дворник.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

А еще Шухов обожал фотографировать. «Это я по профессии инженер, а в душе фотограф», - говорил он. Шухов оставил огромную коллекцию снимков на самые разные темы – портретные, бытовые, семейные, пейзажные, жанровые.

Благодаря его фотографиям до нас дошли картины из жизни дореволюционной Москвы и лица многих знаменитых людей тех лет.

В середине 80-х Шухов отправился по делам в Воронеж и встретил там свою судьбу. Юная дочь железнодорожного доктора Анна Мединцева была почти вдвое моложе Владимира Григорьевича, но влюбилась в него с первого взгляда. Вскоре, она сбежала к нему в Москву.

Интересно, что строгие родители инженера, которые мечтали о более представительной партии для своего сына, поначалу не приняли бесприданницу. Тогда Шухов снял дом, и пять лет молодые жили в гражданском браке, что в те годы не очень приветствовалось. Лишь когда у пары родился первенец, родители Шухова дали согласие на свадьбу. Владимиру Григорьевичу было уже сорок.

Вскоре у Шуховых родилось еще два сына и две дочери. Большая семья любила в праздники ездить на велосипедные прогулки, гулять в Сокольниках и Нескучном. Многие моменты отражены в фотоархиве инженера, и достаточно взглянуть на эти снимки, чтобы понять, насколько семья Шуховых была счастлива.

    Жена Шухова Анна Николаевна (справа) на качелях.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

    Сыновья Сергей и Фавий осваивают езду на велосипеде.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

    Дочь Вера во дворе дома на Смоленском бульваре. 1904 год.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

Ажурные башни

За несколько предреволюционных десятилетий Шухов успел сделать удивительно много, причем в самых разнообразных отраслях. И едва ли не каждое его изобретение достойно того, чтобы увековечить имя инженера.

Порой трудно поверить, что это успел один человек. Он строил мосты, придумывал архитектурные элементы, а еще, новые технологии для металлургических заводов, ворота (батопорты) для сухих доков, уникальные печи, морские мины, платформы для тяжелых орудий, трамвайные депо. И все же, особняком в творчестве Шухова стоит «башенное» строительство.

Начиналось все с красивой, но абстрактной идеи. «Что красиво смотрится, то - прочно. Человеческий взгляд привык к пропорциям природы, а в природе выживает то, что прочно и целесообразно», - писал Шухов.

Считается, что идею башни гиперболоида ему подала… перевернутая ивовая корзина, на которую кто-то из домашних поставил тяжелое кашпо с цветком. Витые прутья легко выдерживали нагрузку, которую никогда не смогли бы удержать, если бы были прямыми. Инженер «докрутил» эту идею и придумал «ажурную башню», патент («привилегия», как тогда выражались) на которую был подан в 1896 году.

    Водонапорная башня на промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. 1896 год.

    Водонапорная башня, перевезенная из Нижнего Новгорода в Липецкую область.

И в том же году первая такая башня была продемонстрирована Шуховым на Нижегородской выставке, где фирма Бари имела свои павильоны. На 25-метровой изящной, ажурной металлической башне был закреплен бак, вмещавший 114 тысяч литров воды, снабжавший всю выставку. А сверху еще и смотровая площадка!

Кстати, после выставки башня была выкуплена помещиком и меценатом Ю. С. Нечаевым-Мальцовым и перенесена в его имение Полибино, что в Липецкой области. Она сохранилась до настоящего времени. В последующие годы по аналогичной технологии однополостного гиперболоида фирмой Бари (читай Шуховым) были построены больше сотни башен для различных целей - от водонапорных до маяков, в том числе и удивительно красивый Аджигольский маяк, построенный Шуховым неподалеку от Херсона. Он стоит на месте до сих пор.

Условно расстрелянный

Революция страшным катком прошлась по семье Шухова. Старшие сыновья, боевые офицеры Первой мировой, оказались на стороне белых. Сам инженер с матерью и дочерьми остался в Москве. Во время октябрьских боев 1917-го в его дом попал орудийный снаряд, чудом никто не погиб. Его выселили из дома, семья переехала в мастерскую. «Контора Бари» была национализирована, но рабочие выбрали ее руководителем Шухова. Однако, заказов не было.

И вдруг в 1919 году, в разгар разрухи, Совет рабочее-крестьянской обороны решает строить радиовышку «для обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с западными государствами и окраинами Республики установить в чрезвычайно срочном порядке в г. Москве радиостанцию, оборудованную приборами и машинами наиболее совершенными и обладающими мощностью, достаточной для выполнения указанной задачи».

Шухов немедленно взялся за дело и уже весной 1919 предложил несколько вариантов гиперболоидных башен разной высоты. Самым интересным был проект высотой 350 метров. При том, что этот вариант был значительно выше Эйфелевой башни (305 метров), на него требовалось втрое меньше металла! Однако он оказался Советской власти не по зубам, и выбран был более скромный, 150-метровый.

Сборка Шуховской башни в Москве.

Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

Чтобы сэкономить на кранах, Шухов предложил телескопическую модель: каждая следующая 25-метровая секция собиралась внутри башни и поднималась внутри нее с помощью лебедок.

Таким образом, краном служила сама же башня, ее нижние секции. Решение остроумное и доселе не применявшееся.

Главной проблемой стала нехватка металла и его низкое качество. А еще инженера угнетала необходимость постоянно выяснять отношения с заказчиком. Вот что писал Шухов в сохранившихся рабочих тетрадях:

«Прессов для гнутья колец нет. Полок 4 дюйма на полдюйма нет. Тросов и блоков нет. Дров для рабочих нет... В конторе холод, писать очень трудно. Чертежных принадлежностей нет... Артель наша распадается. И.П.Трегубов полон негодования на малое вознаграждение. Он не скрывает своего насмешливого презрения ко мне как к лицу, не умеющему наживать и хапать... Неполучение пайка ставит в невозможные условия наши работы...».

Интересно, сколько раз в такие минуты Владимир Григорьевич вспоминал гениального менеджера Александра Бари, много лет ограждавшего его от хозяйственных забот? Во время строительства башни умер младший сын Владимир, ушла из жизни мама. Но Шухов был поглощен работой, он понимал, что от этого зависит судьба всей его семьи.

Все шло хорошо, пока не пришла очередь поднимать четвертую ступень. «29 июня 1921 года, При подъеме четвертой секции третья сломалась. Четвертая упала и повредила вторую и первую в семь часов вечера», - записал в дневнике Шухов. Власти и так относились к нему настороженно, а тут такая катастрофа.

    Шуховская башня. 1922 год.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

    Фото: Станислав Залесов / Коммерсантъ

Началось следствие, собрали комиссию самых уважаемых инженеров. Их вердикт: «проект безупречен», проблема в усталости и низком качестве металла. Тем не менее, ВЧК дело не закрыло. В итоге революционный суд внес удивительный приговор: «расстрелять условно».

Тогда один из помощников спрашивал Шухова, как он после этого собирается работать. «Без ошибок», - последовал ответ.

К счастью, больше эксцессов не было. В марте 1922 года госкомиссия приняла башню, с нее началось радиовещание. Башня быстро стала символом СССР, доказательством жизнеспособности молодого государства. А с 1939 года с нее начнется и отечественное телевидение.

Для Шухова это был спасительный билет. Он и его семья (в том числе вернувшиеся сыновья) все равно оставались «под колпаком» ВЧК, но все же, арестов и репрессий им удавалось избежать. Незаменимый инженер принимал участие во многих проектах первых пятилеток: Челябинский тракторный, завод «Динамо», Магнитка, Кузнецкстрой.

В 1931 году в Баку был запущен первый в СССР нефтеперерабатывающий завод «Советский крекинг», работавший по придуманной им технологии крекинга. Шухов, которому было почти 80, присутствовал при его открытии. Говорят, поначалу дело не ладилось, и ввод в строй хотели отменить. Тогда мэтр попросил дать ему двух рабочих и на два часа устранил неисправность.

Установка термического крекинга нефти по проекту и при техническом руководстве В.Г.Шухова в Баку. 1931 год.

Шухов восстанавливал мосты и нефтепроводы, строил для плана ГОЭЛРО гиперболоидные высотные опоры ЛЭП и даже успел принять участие в проектировании столичного метро. А еще спас накренившуюся башню минарета медресе Улугбека в Самарканде. Он стал Героем труда, лауреатом Ленинской премии, академиком. Но главное - власть не трогала его семью.

Великий изобретатель мог еще многое успеть, но в 1939 году его жизнь трагически оборвалась. Он случайно опрокинул свечу, пропитанная одеколоном рубашка вспыхнула, и Владимир Григорьевич получил сильнейшие ожоги. Пять дней 85-летний ученый мужественно боролся, но сердце не выдержало. Со всеми положенными почестями Шухов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Складывается ощущение, что масштаб личности великого изобретателя нами до конца не осознан.

Шухов - это человек калибра Архимеда, Герона, Леонардо да Винчи, наших Ломоносова или Менделеева.

Так получилось, что, живя на переломе двух эпох, он не успел занять заслуженное место в пантеоне российской империи, а для советской власти так и остался чужим. Не забытым, но все же поминаемым совсем не по заслугам. И уж совсем странно, даже немного кощунственно выглядит тот факт, что альма-матер, воспитавшая инженерного гения, носит не его имя, а имя казанского ветеринара – большевика, случайно погибшего неподалеку от здания училища. Не пора ли это исправить?

Сочинение

Молиться надо о духовном: чтоб Господь
с нашего сердца накипь злую снимал.
А.И. Солженицын. “Один день Ивана Денисовича”

Другие сочинения по этому произведению

«…В лагере растлеваются только те, кто уже и на воле растлевался или был к этому подготовлен» (По рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») А. И. Солженицын: "Один день Ивана Денисовича" Автор и его герой в одном из произведений А. И. Солженицына. («Один день Ивана Денисовича»). Искусство создания характера. (По повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича) Историческая тема в русской литературе (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Лагерный мир в изображении А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича») Нравственная проблематика в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Образ Шухова в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына Проблематика одного из произведений А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича») Проблематика произведений Солженицина Русский национальный характер в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Символ целой эпохи (по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Система образов в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Сюжетно-композиционные особенности повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Тема ужаса тоталитарного режима в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Художественные особенности повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Человек в тоталитарном государстве (по произведениям русских писателей 20 века) Характерисика образа Гопчика Характерисика образа Шухова Ивана Денисовича Рецензия на рассказ А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича " Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы Жанровые особенности повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына Образ главного героя Шукова в романе «Один день Ивана Денисовича» «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции Анализ произведения Характерисика образа Фетюкова Один день и целая жизнь русского человека История создания и появление в печати произведения А. И. Солженицына «Одного дня Ивана Денисовича» Суровая правда жизни в произведениях Солженицына Иван Денисович - характеристика литературного героя Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Творческая история создания повести «Один день Ивана Денисовича» Нравственная проблематика в повести Проблема нравственного выбора в одном из произведений Отзыв о повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников “безгласности” времен "застоя", и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению.

В июне 1989 года на съезде народных депутатов СССР прозвучало вновь имя человека, который первым осмелился сказать правду о сталинизме, который первый призвал и себя и нас не лгать, прозвучал призыв вернуть советское гражданство русскому писателю, ошельмованному и высланному за пределы нашей страны вопреки здравому смыслу и справедливости.

А.И. Солженицын в своих произведениях призывает живущих не предавать забвению замученных в лагерях и заклеймить тех, кто был пособником вершителей репрессий. Писатель пишет жестко, едко, как кнутом стегает все пороки литературы и времени. Нельзя не признать, что во многом он прав. Его книги учат многому, но особенно любить правду и людей. Урок по рассказу А.И. Солженицына „Один день Ивана Денисовича" провожу в11 классе, как это рекомендует новая программа, после изучения литературы русского зарубежья. "Нравственность есть Правда. Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью и думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду", - слова В. Шукшина могут стать эпиграфом к уроку.

Форма урока: литературно-интеллектуальный ринг.

Цель урока: проследить, как противопоставляется подлинная ценность человеческой жизни жестокой бессмыслице, чудовищному надругательству над людьми, над жизнью.

Оборудование урока: портрет А.И.Солженицына, плакаты с таким содержанием:

1. "Литература у народа, лишенного общественной свободы, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения "своей совести". (А.И.Герцен)

2. "Нравственность есть Правда..." (В.Шукшин)

3."И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире,- но не через меня…" (А. И. Солженицын)

2. Подготовить вопросы (для урока отобрать лучшие вопросы, определить победителей лучших вопросов). Задаю дополнительно опережающее задание.

3. На уроке-ринге участвуют все учащиеся (в конце урока тоже определяются победители).

Вступительное слово учителя.

Историю не перепишешь заново. Исторический путь нашей страны был труден, полон драматизма, напряженного труда, великих побед и достижений. Мы должны знать имена людей, с которыми связаны светлые страницы жизни нашей страны. Но нельзя не замечать просчеты и ошибки. Нельзя согласиться с теми, кто предлагает забыть историю или использовать какую-то ее часть.

Впервые за всю многовековую историю России правительство дало нам свободу слова и печати. Но, несмотря на огромную роль средств информации отечественная литература является властительницей дум, подымает пласт за пластом проблемы нашей истории и жизни.

Сейчас можно очень четко проследить художественное, историческое, общественно-политическое значение литературного произведения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи. Все особенности эпохи отражаются на теме, избранной автором, его героях, художественных средствах. Эти особенности могут придать произведению большое общественное и политическое значение.

Современные произведения демонстрируют еще большую, чем прежде, связь эпохи и литературного произведения.

Огромное значение имеют рассказы и повести А.И.Солженицына, в них особо звучит тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора.

Что же мы знаем о А. И. Солженицыне?

Выступление одного учащегося:

Затем проводим ринг по вопросам учащихся.

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске. В том же году отец его, подпоручик военного времени (добровольно ушедшего на войну из студентов Московского университета), погиб от несчастного случая на окоте. Мать, в войну кончавшая высшие голицынские курсы в Москве, после революции стала стенографисткой и поселилась с сыном в Ростове-на-Дону. Там Солженицын кончил среднюю школу, затем физмат университета (еще успев до войны пройти заочно два курса филфака МИФЛИ). С осени 1941 - в армии, осенью 1942 закончил ускоренный курс 3-го ЛАУ в Костроме. Затем назначен командиром разведывательной звукобатареи, и в этой должности прослужил непрерывно на разных фронтах до своего ареста на передовой в Восточной Пруссии в феврале 1945. Осужден по ОСО к 8 годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953 сослан навечно в Казахстан (Кок-Терек Джамбульской области), Там преподавал математику, физику и астрономию. В 1956 ссылка была с него снята, возвратился в Среднюю Россию, преподавал во Владимирской области в сельской школе, а затем в Рязани - до конца 1962 года, когда был напечатан "Иван Денисович". После 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали, он подвергался резким нападкам властей и газет; в 1974, после появления 1-го тома "Архипелага ГУЛАГа", обвинен в измене родине и выслан за границу. Женат, трое сыновей.

Другие его произведения: роман w В круге первом", повесть "Раковый корпус ", очерки "Бодался теленок с дубом", киносценарии, пьесы, рассказы, публицистика и фундаментальный труд "Красное колесо" (к 1991 г вышло 10 томов). Таков нелегкий жизненный путь писателя. Его творчество возвращается на Родину. Хорошо, что это происходит при жизни Александра Исаевича.

1. Когда и где была напечатана повесть А.И. Солженицына?

2. Кто же такой Иван Денисович?

3. Как бы вы ответили на простой расчет Шухова: "не подпишешь -бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость".

4. В чем смысл названия повести?

5. Как вы понимаете привычку Шухова: "Так и вся жизнь у зэка, только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись".

6. Объясните и расскажите об этом страшном законе лагеря: " Кто кого сможет, тот того и гложет".

7. "И тут чья-то имеющая власть рука сдернула с него телогрейку и одеяло". "Теплый зяблого разве когда поймет?".

Сформулируйте свою мысль. Как это вы понимаете?

8.Жена пишет Шухову: “ С войны самой ни одна живая душа в колхоз не добавилась: парни все и девки все, кто как ухитрится, уходят повально или в город на завод, или на торфоразработки. Мужиков с войны половина вовсе не вернулась, а какие вернулись -колхоза не признают: живут дома, работают на стороне... Тянут же колхоз те бабы, каких еще с тридцатого года загнали, а как они свалятся - и колхоз сдохнет".

Почему Шухову этого-то и не понять никак: живут дома, а работают на стороне?

9. Расскажите о его товарищах по бригаде.

10. 0 каких праздных воспоминаниях не хочется думать Шухову? Здешняя жизнь трепала его от подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний".

11.За что уважают Ивана Денисовича его товарищи?

12. 0ком это говорится? " Разобраться, так жаль его. Срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить". "Пока в бараке живешь - молись от радости и не попадайся."

13. Получает ли ответ Иван Денисович на свой вопрос? "Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел? За то, что в сорок первом к войне не приготовились. За это? А я при чем?"

Ответы на вопросы.

1.Повесть А.И.Солженицына " Один день Ивана Денисовича" напечатана в 1962 г. в "Новом мире ". Автора обвиняли в очернительстве советской действительности, но благодаря авторитетному мнению главного редактора журнала А.Т.Твардовского повесть была опубликована. Твардовский писал:

"Жизненный материал, положенный в основу повести А. Солженицына необычен в советской литературе. Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного и отвергнутого партией культа личности, которые по времени хотя и отстают от нас не так далеко, представляются нам далеким прошлым. Но прошлое, каким бы оно ни было, никогда не становится безразличным для настоящего"

2. Герой повести Иван Денисович Шухов до войны жил в маленькой деревушке Темченево, работал в колхозе. Его жена родила ему двоих сыновей. Во время войны воевал, был ранен. Когда попал в плен, то бежал из него. Много скитался по лесам, болотам, добрался до своих. Вот тут-то свои и обвинили его в измене.

3. Шухов с досадой рассказывает: "Были б умней - сказали б, что мол по лесам бродили, и ничего б им. А они открылись мол, из плена немецкого".

Посадили Шухова за измену родине. И показания он дал –что таки да, он сдался в плен, желая изменить родине, а вернулся из плена потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое ж задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь Так и оставили просто - задание. Шухов прекрасно понимает, что никакой правды ему не добиться, если он не подпишет, то его расстреляют, а если подпишет, то останется хоть какая-то надежда, что поживет еще малость.

Шухов знает, что его личность никого не интересует. Его невиновность тем более. Таких, как Шухов, было много, всех их объединяет то, что их не считали за людей, их стремились превратить в "лагерную пыль". Потому что главный лозунг этой чудовищной системы: "Нужна сильная власть, способная внушать страх. А страх нужно поддерживать любыми средствами, " - так рассуждает в романе "Дети Арбата" А.Рыбакова "величайший вождь всех народов". "Нет невиновных! "- вот лозунг этого времени.

4. В чем смысл названия повести? На этот вопрос можно ответить последними словами повести:

“…Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выслали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил, и не заболел, перемогся.

Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.

Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.

Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось...

5. Шухов подписал свой приговор. Он выбрал жизнь - хоть лагерную, скудную, мучительную, но жизнь. Говорят, человек ко всему привыкает. Шухов тоже привык к страшным законам лагеря: "Так и вся жизнь у зэка - только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись". Иван Денисович хочет выжить любой ценой, но выжить так, чтобы за себя не было совестно, чтобы сохранить уважение к самому себе.

6. Лагерь живет по своим законам: "Кто кого сможет, тот того и гложет". Шухову постоянно хочется есть, но он понимает, что хоть спину тут в работе переломи, хоть животом ляжь - из земли еды не выколотишь, больше чем начальник тебе выпишет, не получишь. Он видит, что и здесь воруют, и все те, кто воруют, киркой сами не вкалывают. А он должен вкалывать и брать то, что дают. Если помбригадиру дают двойную "бригадирскую", то это тоже за счет работяг идет - и тоже никто не перечит.

7. В лагере все "начальники" кто имеет какую-то власть, начиная со старшего в бараке, надзирателей, помбригадира, дневальных, повара, доктора и кончая начальником лагеря.

Дневальный по столовой Хромой завел себе посох березовый и с крыльца этим посохом гвоздит, кто не с его команды лезет, и знает кого бить, а кого нет. Шухова раз гвозданул.

Название - "дневальный". А разобраться - Князь! - с поварами дружит!

Получит зэк свою заработанную баланду, хотя по вечерам она всегда жиже, чем утром: утром зэка надо накормить, чтоб он работал, а вечером итак уснет, не подохнет.

Шухов сперва жижицу одну прямо пил, пил. Как горячее пошло, разлилось по его телу-аж нутро его все трепыхает навстречу баланде. Хор-рошо! Вот он, миг короткий, для которого и живет зэк.

Сейчас ни на что Шухов не в обиде; ни что срок долгий, ни что день долгий, ни что воскресенья опять не будет. Сейчас он думает; переживем / ! Переживем все, даст Бог кончится,

8. Шухов не понимает: живут дома, а работают на стороне? Он отвык раскладывать что завтра, что через год да чем семью кормить, живя по лагерям да по тюрьмам. Обо всем за него начальство думает, оно будто и легче.

Его жена надеется, что вернется муж и тоже не станет вступать в колхоз, а тоже как мужики займется красильным ремеслом. Жена мечтает, что они наконец подымутся из нищеты, детей обучат, новую избу поставят. Конечно, он мог бы пойти на легкий заработок, но не таков Шухов. Он сорок лет землю топчет, уже зубов нет половины и на голове плешь. "Для такой работы развязность нужна, нахальство, милиции на лапу совать,"- так размышляет Иван Денисович, - никогда никому он не давал и не брал ни с кого взяток, да и в лагере этому не научился. Руки у Шухова еще добрые, смотают, неуж он себе на воле работы не найдет?

9. Не один со своей бедой Иван Денисович. У него есть товарищи по бригаде, так же, как и он, несправедливо оснащенные, брошенные за колючую проволоку.

Это Сенька Клевшин - он тихий, бедолага. Ухо у него лопнуло одно, еще в сорок первом. Потом в плен попал, бежал три раза, излавливали, сунули в Бухенвальд, где он готовил восстание против немцев.

Буйновский - бывший капитан второго ранга. Он недавно был в лагере, недавно на общих работах. “Такие минуты, как сейчас, были (он не знал этого) особо важными для него минутами, превращавшими его из властного звонкого морского офицера в малоподвижного осмотрительного зэка, только этой малоподвижностью и могущего перемочь отверстанные ему 25 лет тюрьмы.”

Шухов уважает его. "Придет пора, и капитан жить научится, а пока не умеет", - думает он о нем.

Буйновский и Клевшин пытаются добиться восстановления справедливости, их письма и прошения остаются без ответа.

10.Шухов умел работать. На свободе ему легко было прокормить семью и себя. В лагере ему приходится каждый день думать о том, как прокормить себя, выжить. Для осужденных были дни праздников. Это тогда, когда они получали посылки от родных. Шухов запретил жене посылать посылки, потому что прекрасно понимал, что семье итак худо. Он никогда не ходил к столбу со списком, но почему-то ждал, что прибегут и скажут: “Шухов! Да что ж ты не идешь? Тебе посылка!". Единственная мысль о выживании не оставляла места в душе для праздных воспоминаний. Шухов так рассуждает: "Так что пусть завидуют, кому в чужих руках всегда редька толще, а Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюхо не распяливает".

11.Бригадир Тюрин Андрей Прокофьич, смеясь говорит Шухову: "Ну как тебя на свободу отпускать? Без тебя ж тюрьма плакать будет!" "Кто два дела руками знает, тот- еще и девять подхватит". Вот за это и уважают его товарищи, что Шухов-мастер на все руки. За работой он не замечает ничего и никого.

Но Шухов не ошибается. Шлакоблоки не все один в один. Какой с отбитым углом, с помятым ребром или с приливом сразу Шухов это видит, и видит, какой стороной этот шлакоблок лечь хочет, и видит то место на стене, которое этого шлакоблока ждет.

Для Шухова работа - она как палка, конца в ней два: “Для людей делаешь - качество дай, для начальника делаешь - дай показуху. А иначе б давно все подохли, дело известное, "- размышляет он.

За работой для него время быстро бежит. Сколько раз Шухов замечал; дни в лагере катятся - не оглянешься. А срок сам - ничуть не идет, не убавляется его вовсе.

12. Кого так жаль Шухову?

Это Фетюков. Его опять побили за миски. Человеку трудно привыкнуть к лагерной жизни. Прав Шухов - он не умеет себя поставить, да и вряд ли он сможет это сделать.

Не выйти из карцера здоровым и Буйновскому. Он понадеялся, что надзиратель Волковой забудет (а Волковой никому ничего не забывает), его не только зэки и не то что надзиратели -сам начальник лагеря боится.

Для Шухова восемь лет каторги в Усть-Ижме и Особлагере не прошли даром: понял он, что "качать права" в лагере бессмысленно: "Пока в бараке живешь - молись от радости и не попадайся,"

13.Люди начинали догадываться, что это не трагические ошибки, а продуманная система репрессий. Неизбежно возникал вопрос: кто же виноват в этом?

Шухов спрашивает Алешку: "Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел? За то, что в сорок первом к войне не приготовились. За это? А я при чем?."

Нет, не только Шухов, но и многие другие не получали ответа. Так в трагедии одного человека, как в зеркале, отразилась трагедия целого народа, пригвожденного к кресту сталинской тоталитарной системой.

Урок заканчиваю словами А.И. Солженицына: "А едва развеяна будет ложь -отвратительно откроется нагота насилия - и насилие дряхлое падет".

(После каждого ответа учащихся делаем выводы)

В подготовке был использован материал:

  1. Литературная газета, 1989 за 7 июля.
  2. Журнал "Новый мир" ст. В. Лакшин "Иван Денисович".
  3. Повесть А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича".

Иван Денисович – главный герой повети Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Его прототипами последовали два действительно существовавших человека. Один из них немолодой воин по имени Иван Шухов, служивший в батарее, командиром которой был сам автор, являющийся одновременно вторым прототипом, когда-то отбывавшим срок в тюрьме по 58-ой статье.

Это человек 40-ка лет с длинной бородой и сбритой головой, который сидит в тюрьме, за то, что с товарищами сбежал с немецкого плена и вернулись к своим. На допросе он без какого-либо сопротивления подписал бумаги, в которых говорилось, что он сам добровольно сдался в плен и стал шпионом и обратно он вернулся для разведки. На всё это Иван Денисович согласился только потому, что эта подпись давала гарантию, что он ещё немного поживет. Касательно одежды, то она такая же, как и у всех лагерников. На нем брюки ватные, телогрейка, бушлат и валенки.

Под телогрейкой у него есть запасной карман, куда он кладет кусочек хлеба, чтобы съесть его потом. Он как бы живет последним днем, но одновременно и с надеждой отсидеть срок и выйти на волю, где его ждет жена и две дочери.

Иван Денисович никогда не думал о том, почему в лагере сидит так много невинных людей, которые тоже якобы «изменили родине». Он такой человек, который просто ценит жизнь. Никогда не задает себе лишних вопросов, просто принимает всё так, как оно есть. Поэтому для него первостепенной задачей было удовлетворение потребностей, таких как еда, вода и сон. Возможно, именно потом он там прижился. Это удивительно стойкий человек, который смог приспособиться к таким ужасающим условиям. Но даже в таких условиях он не теряет собственное достоинство, не «роняет себя».

Для Шухова жизнь – это труд. В работе он мастер, который отлично владеет своим делом и получает от этого только удовольствие.

Солженицын рисует этого героя как человека, у которого развита собственная философия. Основывается она на лагерном опыте и тяжелом опыте советской жизни. В лице этого терпеливого человека автор показал весь русский народ, который способен перенести множество ужасных страданий, издевательств и всё равно выжить. И при этом не потерять нравственности и продолжать жить, относясь к людям нормально.

Сочинение на тему Шухов Иван Денисович

Основным персонажем произведения является Шухов Иван Денисович, представленный писателем в образе жертвы сталинских репрессий.

Герой описывается в рассказе в качестве простого русского солдата, имеющего крестьянское происхождение, отличающегося беззубым ртом, плешью на бритой голове и бородатым лицом.

За нахождение в фашистском плену во время войны Шухов отправлен в особый каторжный лагерь на десятилетний срок под номером Щ-854, восемь лет из которого он в настоящий момент уже отбыл, оставив дома в деревне свою семью в составе жены и двух дочерей.

Характерными чертами Шухова являются его чувство собственного достоинства, позволившее Ивану Денисовичу сохранить человеческий облик и не стать шакалом, несмотря на сложный период его жизни. Он осознает, что не в силах изменить сложившуюся несправедливую ситуацию и установленный в лагере жестокий порядок, но поскольку отличается жизнелюбием, смиряется со своим непростым положением, при этом отказываясь пресмыкаться и вставать на колени, хотя и не надеется обрести долгожданную свободу.

Иван Денисович представляется гордым, не наглым человеком, способным на проявление доброты и великодушия по отношению к тем осужденным, которые сломались от пребывания в тюремных условиях, уважая их и жалея, при этом умеющим проявить некую хитрость, не причиняющую другим вреда.

Будучи честным и совестливым человеком, Иван Денисович не может позволить себе отлынивать от работы, как это принято в тюремных лагерях, симулируя болезнь, поэтому даже серьезно заболев, ощущает свою вину, вынужденный обратиться в санитарную часть.

В период нахождения в лагере Шухов проявляет себя достаточно трудолюбивым, добросовестным человеком, мастером на любые руки, не чурающимся любой работы, участвуя в строительстве тепловой электростанции, в пошиве тапочек и кладке камня, став хорошим профессиональным каменщиком и печником. Иван Денисович старается любыми возможными способами подработать для получения дополнительной пайки или сигарет, получая от работы не только приработок, но и истинное удовольствие, бережно и хозяйственно относясь к порученной тюремной работе.

По окончании десятилетнего срока Ивана Денисовича Шухова освобождают из лагеря, позволив вернуться в родные места к семье.

Описывая образ Шухова в рассказе, писатель раскрывает нравственную и духовную проблему человеческих отношений.

Несколько интересных сочинений

  • История создания романа Преступление и наказание Достоевского

    На протяжении шести лет Ф. М. Достоевский разрабатывал концепцию романа «Преступление и наказание», как раз во время своей каторги. Именно поэтому первой мыслью было написать о мытарствах Раскольникова.

  • Семья Курагиных в романе Война и мир характеристика членов семьи сочинение

    Семья Курагиных в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является самой отталкивающей и непредсказуемой своими действиями и поступками.

  • История создания повести Левша Лескова

    Замечательная повесть Лескова Левша наполненная уникальным количеством проработанных персонажей, и интересной историей, которая не похожа на своих соратников по цеху, как и любое другое произведения появилась на свет не сразу

  • Пьер Безухов и Элен Курагина в романе Война и мир (отношения и брак героев)

    Взаимоотношения Пьера Безухова и Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" не похожи на другие отношения героев данного романа. Это история несчастливого брака двух людей с абсолютно разными характерами.

  • Образ и характеристика Победоносикова (Баня Маяковского) сочинение

    Одним из ключевых персонажей произведения является Победоносиков, представленный поэтом в образе крупного партийного функционера, главного руководителя управления согласований.