Где жил максим горький. Горький — ничтожный писатель. Жизнь за границей

Общий вид Красной площади во время похорон Максима Горького. Фотография Эммануила Евзерихина. 1936 год ИТАР-ТАСС

Горьковский миф, сформировавшись в основных чертах еще до революции, был зацементирован советским каноном, а затем развенчан диссидентской и перестроечной критикой. Подлинная фигура писателя размылась до абсолютной неразличимости под слоями противоречащих друг другу мифологизаций и демифологизаций, а полная увлекательных эпизодов биография успешно заместила в коллективном воображении его творчество. Arzamas собрал спорные моменты биографии и творчества писателя-босяка, буревестника революции, основоположника соцреализма, близкого друга Ленина, советского бонзы, певца Беломорканала и Соловецкого лагеря.

1. Горький — ничтожный писатель

Самая знаменитая формулировка этого тезиса принадлежит, видимо, Владимиру Набокову. «Художественный талант Горького не имеет большой ценности» и «не лишен интереса» лишь «как яркое явление русской общественной жизни», Горький «псевдоинтеллигентен», «обделен остротой зрения и воображением», в нем «напрочь отсутствует интеллектуальный размах», а его дар «убог». Он стремится к «плоскому» сентиментализму
«в худшем варианте», в его произведениях нет «ни одного живого слова», «одни готовые штампы», «сплошная патока с небольшим количеством копоти». Не менее язвительно о писательском даровании Горького отзывался Мережковский:

«О Горьком как о художнике именно больше двух слов говорить не стоит. Правда о босяке, сказанная Горьким, заслуживает величайшего внимания; но поэзия, которою он, к сожалению, считает нужным украшать иногда эту правду, ничего не заслуживает, кроме снисходительного забвения».

Дмитрий Мережковский. «Чехов и Горький» (1906)

Другой признанный носитель высокого литературного вкуса И. А. Бунин прямо писал о «беспримерной незаслуженности» мировой славы Горького («Горький», 1936), обвиняя его чуть ли не в фальсификации собственной босяцкой биографии.


Степан Скиталец, Леонид Андреев, Максим Горький, Николай Телешов, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Евгений Чириков. Открытка начала XX века vitber.lv

Но рядом с этими уничижительными характеристиками несложно поставить другие — прямо противоположные, дышащие любовью к Горькому и восхищением к его таланту. По слову Чехова, Горький — «настоящий», «залихватский» талант, Блок называет его «русским художником», вечно язвительный и сдержанный Ходасевич пишет о Горьком как о писателе высокой пробы, а Марина Цветаева отмечает по случаю присуждения Бунину Нобелевской премии: «Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее — Горький. Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи» (в письме к А. А. Тесковой от 24 ноября 1933 года).

2. Горький — создатель соцреализма

Советское литературоведение интерпретировало развитие реалистического искусства как переход от критического реализма, воплощенного в творчестве Пушкина, Гоголя, Тургенева и Толстого, к реализму социалистическому, являвшему собой официальный и единственный художественный метод советского искусства. Последним представителем критического реализма был назначен Чехов, а Горькому досталась роль «основоположника литературы социалистического реализма» и «родоначальника советской литературы» (Большая советская энциклопедия).

«Выдающимися произведениями социалистического реализма» признавались пьеса Горького «Враги» (1906) и особенно роман «Мать» (1906). При этом теория социалистического реализма окончательно оформилась лишь в 30-е годы, именно тогда и была выстроена генеалогия этого «художественного метода... представляющего собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека» — с Горьким во главе и с его написанным чуть не 30 лет назад в Америке романом «Мать» в качестве высочайшего образца.

Позднее Горький чувствовал необходимость оправдать тот факт, что шедевр соцреализма был написан в Америке, вдали от русских реалий. Во второй редакции очерка «В. И. Ленин» (1930) появилась фраза: «Вообще поездка не удалась, но я там написал „Мать“, чем и объясняются некоторые „промахи“, недостатки этой книги».

Максим Горький в Италии, 1907 год Архив ИТАР-ТАСС

Максим Горький в Италии, 1912 год Архив ИТАР-ТАСС

Максим Горький в Италии, 1924 год Архив ИТАР-ТАСС

Сегодня исследователи Горького обнаруживают идеологическую пружину образцового советского романа совсем не в марксизме, как того хотело советское литературоведение, а в своеобразных идеях богостроительства, занимавших Горького на протяжении всей жизни:

«Горького не увлекал марксизм, но увлекала мечта о новом человеке и новом Боге... <...> Главная идея „Матери“ — идея нового мира, и символично, что место Бога-Отца в нем занимает Мать. <...> Сцены собраний рабочего кружка выдержаны в той же квазибиблейской стилистике: они напоминают тайные встречи апостолов».

Дмитрий Быков. «Был ли Горький?»

Примечательно, что вопреки железной хронологической логике советской теории стилей последнее произведение Горького «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936; четвертая часть не была завершена) в статье Большой советской энциклопедии о социалистическом реализме причислено к реализму критическому.

3. Горький — борец с социальной несправедливостью


Максим Горький в президиуме торжественного собрания, посвященного празднованию 1 Мая. Петроград, 1920 год Wikimedia Commons

Несомненно, что Горький восставал против современного ему миропорядка, но его бунтарство не ограничивалось сферой социального. На метафизический, богоборческий характер горьковского творчества указывал его яростный критик Д. С. Мережковский:

«Чехов и Горький действительно „пророки“, хотя не в том смысле, как о них думают, как, может быть, они сами о себе думают. Они „пророки“ потому, что благословляют то, что хотели проклясть, и проклинают то, что хотели благословить. Они хотели показать, что человек без Бога есть Бог; а показали, что он — зверь, хуже зверя — скот, хуже скота — труп, хуже трупа — ничто».

Дмитрий Мережковский. «Чехов и Горький», 1906

Известно, что Горькому были близки идеи русского космизма, идеи борьбы со смертью как воплощением абсолютного зла, ее преодоления, обретения бессмертия и воскресения всех мертвых («Общее дело» Н. Ф. Федорова). По свидетельству О. Д. Чертковой, за два дня до смерти в бреду Горький произнес: «...знаешь, я сейчас спорил с Господом Богом. Ух, как спорил!» Горьковский бунт захватывал мироздание, жизнь и смерть, был призван изменить миропорядок и человека, то есть метил куда выше простого изменения общественного устройства. Прямое художественное выражение этого — сказка в стихах «Девушка и смерть» (1892), вызвавшая знаменитую резолюцию Сталина: «Эта штука сильнее „Фауста“ Гете (любовь побеждает смерть)».

4. Горький — антимодернист

Образ Горького — поборника реалистических тенденций в литературе, противника декаданса и модернизма, основателя соцреализма рассыпается, если приглядеться к его реальному месту в литературном процессе Серебряного века. Яркий романтизм ранних рассказов, ницшеанство и богоискательство оказываются созвучны модернистским тенденциям русской литературы рубежа веков. Анненский пишет о пьесе «На дне»:

«После Достоевского Горький, по-моему, самый резко выраженный русский символист. Его реалистичность совсем не та, что была у Гончарова, Писемского или Островского. Глядя на его картины, вспоминаешь слова автора „Подростка“, который говорил когда-то, что в иные минуты самая будничная обстановка кажется ему сном или иллюзией».

Иннокентий Анненский. «Драма на дне» (1906)

Портрет Максима Горького. Ок. 1904 года Getty Images / Fotobank

Мифологизация Горьким своей жизни также может быть прочитана по-новому в контексте символистского жизнетворчества, а близость со многими модернистами ярко демонстрирует всю относительность традиционного советского взгляда на место Горького в литературном процессе. Неслучайно тончайший взгляд на природу горьковского искусства принадлежит не кому иному, как Владиславу Ходасевичу, важнейшей фигуре русского модернизма, входившему на протяжении нескольких лет в домашний круг писателя.

5. Горький и Ленин

Образ Горького как великого пролетарского писателя, канонизированный советской официальной культурой, обязательно включал в себя легенду о теснейшей дружбе, связывавшей буревестника революции с Лениным: легенда имела мощную визуальную составляющую: многочисленные скульптуры, картины и фотографии, изображавшие сцены оживленных бесед создателя соцреализма с пролетарским вождем.


Ленин и Горький с рыбаками на Капри. Картина Ефима Чепцова. 1931 год Getty Images / Fotobank

На деле политическое положение Горького после революции было далеко не однозначным, а влияние — ограниченным. Уже с 1918 года писатель играл в Петрограде роль несколько двусмысленную, причиной чему были его весьма критические по отношению к социалистической революции очерки, составившие книгу «Несвоевременные мысли» (книга не перепечатывалась в России вплоть до 1990 года), и вражда с могущественным председателем Петроградского совета Григорием Зиновьевым. Такое положение привело в конце концов к почетной ссылке Горького, продлившейся почти двенадцать лет: певцу революции не нашлось места в послереволюционной действительности.

Впрочем, к созданию этого мифа приложил руку и сам Горький, в сентиментальных красках изобразивший дружбу с Лениным в биографическом очерке о нем.

6. Горький и Сталин

Последний период жизни Горького — после его возвращения в советскую Россию — так же, как и вся его биография, оброс легендами, несущими, правда, противоположный идеологический заряд. Особое место среди них занимают популярные слухи, что Горький, вернувшись, попал под жесткий контроль чекистов, что Сталин угрожал ему и его семье и в конце концов расправился с неугодным писателем (предварительно организовав убийство его сына).

Но факты говорят о том, что сталинизм Горького был искренним, а отношения со Сталиным — как минимум нейтральными. После возвращения писатель изменил свое мнение о методах большевиков, увидев в советской реальности грандиозную лабораторию по переделке человека, вызвавшую его глубокое восхищение.

«В 1921-1928 годах Горького смущало и тяготило полуопальное положение буревестника революции, принужденного жить за границей на положении чуть ли не эмигрантском. Ему хотелось быть там, где творится пролетарская революция. Сталин, расправившийся с его недругом Зиновьевым (имею в виду не казнь Зиновьева, а его предварительную опалу), дал Горькому возможность вернуться и занять то высокое положение арбитра по культурным вопросам, которого Горький не мог добиться даже при Ленине. Сама личность Сталина, конечно, ему в высшей степени импонировала. <...> Несомненно, он льстил Сталину не только в официальных речах и писаниях».

Владислав Ходасевич. «О смерти Горького» (1938)

Молотов, Сталин, Микоян несут урну с прахом Горького к Кремлевской стене.

Похороны Горького. Сталин, Молотов, Каганович выносят урну с прахом из Дома союзов.

Трудящиеся Москвы на траурном митинге на Красной площади. Мультимедиа-арт-музей, Москва

Похороны Горького. Сталин, Молотов, Каганович, Орджоникидзе и Андреев несут урну с прахом во время траурного митинга.

Версия о том, что Горького убили, впервые была озвучена в ходе Третьего Московского процесса 1937 года: в злодейском убийстве писателя и его сына, Максима Пешкова, обвиняли бывшего наркома внутренних дел Генриха Ягоду, а также секретаря Горького Петра Крючкова и трех известных врачей — Льва Левина, Игнатия Казакова и Дмитрия Плетнева. Все это преподносилось как часть обширного «правотроцкистского» заговора. В частности, Ягода признался, что убил Горького по личному указанию Троцкого, переданному через Енукидзе: якобы заговорщики пытались рассорить Горького со Сталиным, а когда ничего не вышло, решили его устранить, опасаясь, что после свержения сталинского руководства Горький, к чьему мнению прислушиваются и в стране, и за рубежом, «подымет свой голос протеста против нас». Максима Пешкова Ягода якобы приказал отравить из личных соображений, поскольку был влюблен в его жену. Чуть позже возникают версии, согласно которым Сталин сам приказал Ягоде отравить Горького, или даже сделал это собственноручно, послав ему коробку конфет. Известно, впрочем, что Горький не любил сладкое, а конфетами обожал одаривать родных и гостей, так что отравить его таким образом было бы затруднительно. В целом, никаких сколько-нибудь убедительных доказательств версии об убийстве не известно, хотя писали о ней много.

Но версия эта оказалась выгодна: Сталин воспользовался ею как предлогом для расправы над троцкистско-зиновьевским блоком. Разоблачители Сталина, в свою очередь, с удовольствием вписали Горького в число сталинских жертв.

7. Горький, русский народ и евреи

Портрет Максима Горького. Картина Бориса Григорьева. 1926 год Wikipedia Foundation

Образ Горького — певца русского народа рассыплется, если принять во внимание, что великий пролетарский писатель с ненавистью относился к русскому крестьянству и деревне. В системе взглядов Горького крестьянин олицетворял все негатив-ные свойства человеческой натуры: глупость, лень, приземленность, ограниченность. Босяк, излюбленный горьковский тип, будучи выходцем из крестьянской среды, возвышался над ней и всем своим существованием отрицал ее. Столкновение Челкаша, «старого травленного волка», «заядлого пьяницы и ловкого, смелого вора», с трусливым, слабым и ничтожным крестьянином Гаврилой ярко иллюстрирует это противопоставление.

«Вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень... и их заменит новое племя — грамотных, разумных, бодрых людей. На мой взгляд, это будет не очень „милый и симпатичный русский народ“, но это будет — наконец — деловой народ, недоверчивый и равнодушный ко всему, что не имеет прямого отношения к его потребностям».

Максим Горький. «О русском крестьянстве» (1922)

По-своему горьковское отношение к крестьянству понял Мережковский: «Босяк ненавидит народ, потому что народ — крестьянство — все еще бессознательное христианство, пока старое, слепое, темное — религия Бога, только Бога, без человечества, но с возможностью путей и к новому христианству, зрячему, светлому — к сознательной религии Богочеловечества. Последняя же сущность босячества — антихристианство...» («Чехов и Горький», 1906).

Примером народности, в которой уже воплотились искомые идеалы разума, трудолюбия и деловитости, для Горького служили евреи. Он не раз писал о евреях в тех же выражениях, в каких рисовал образ нового человека, который придет на смену русскому крестьянину. Еврейская тема занимает важное место в публицистике писателя, он всегда выступает последовательным защитником еврейства и жестким противником антисемитизма:

«В продолжение всего тяжелого пути человечества к прогрессу, к свету... еврей стоял живым протестом... против всего грязного, всего низкого в человеческой жизни, против грубых актов насилия человека над человеком, против отвратительной пошлости и духовного невежества».

Максим Горький. «О евреях» (1906) 

(оценок: 4 , среднее: 3,00 из 5)

Имя: Алексей Максимович Пешков
Псевдонимы: Максим Горький, Иегудиил Хламида
День рождения: 16 марта 1868
Место рождения: Нижний Новгород, Российская империя
Дата смерти: 18 июня 1936
Место смерти: Горки, Московская область, РСФСР, СССР

Биография Максима Горького

Максим Горький родился в Нижнем Новгороде в 1868 году. На самом деле писателя звали Алексеем, а вот его отец был Максимом, и фамилия у писателя была Пешков. Отец работал простым столяром, поэтому семью нельзя было назвать обеспеченной. В 7 лет он отправился в школу, однако уже через пару месяцев учебу пришлось бросить из-за оспы. В итоге мальчик получил домашнее образование, а также он самостоятельно изучал все предметы.

У Горького было достаточно тяжелое детство. Его родители умерли слишком рано, и мальчик жил с дедом , у которого был весьма тяжелый характер. Уже в 11 лет будущий писатель отправился зарабатывать себе на хлеб, подрабатывая то в хлебном магазине, то в столовой на пароходе.

В 1884 году Горький оказывается в Казани и пытается получить образование, но данная попытка провалилась, и ему приходится снова тяжело трудиться, чтобы заработать денег себе на пропитание. В 19-летнем возрасте Горький даже пытается покончить жизнь самоубийством из-за нищеты и усталости.

Здесь же он увлекается марксизмом, пробует агитировать. В 1888 году его впервые арестовывают. Он устраивается на работу на железную работу, где власти за ним пристально следят.

В 1889 году Горький возвращается в Нижний Новгород, устраивается на работу к адвокату Ланину письмоводителем. Именно в этот период он пишет «Песнь старого дуба» и обращается к Короленко, чтобы тот оценил работу.

В 1891 году Горький отправляется колесить по стране. В Тифлисе впервые печатается его рассказ «Макар Чудра».

В 1892 году Горький снова едет в Нижний Новгород и возвращается к службе у адвоката Ланина. Здесь он уже печатается во многих изданиях Самары и Казани. В 1895 году переезжает в Самару. В это время активно пишет и его работы постоянно печатают. Двухтомник «Очерки и рассказы», напечатанный в 1898 году, пользуется большим спросом и очень активно обсуждается и критикуется. В период с 1900 по 1901 года знакомится с Толстым и Чеховым.

В 1901 году Горький создал свои первые пьесы «Мещане» и «На дне». Они были очень популярны, а «Мещан» даже поставили в Вене и Берлине. Писатель стал известен уже на международном уровне. С этого момента его работы переводятся на разные языки мира, а также он и его работы становятся объектом пристального внимания иностранных критиков.

Горький стал участником революции в 1905 году, и с 1906 года он покидает свою страну в связи с политическими событиями. Он долгое время живет на итальянском острове Капри. Здесь он пишет роман «Мать». Эта работа повлияла на появление нового направления в литературе, как социалистический реализм.

В 1913 году Максим Горький смог наконец-то вернуться на родину. В этот период активно работает над автобиографией. Также работает редактором двух газет. Тогда же он собрал вокруг себя пролетарских писателей и издал сборник их работ.

Период революции в 1917 году был неоднозначным для Горького. В итоге он вступает в ряды большевиков, даже несмотря на сомнения и терзания. Однако он не поддерживает некоторые их взгляды и действия. В частности, относительно интеллигенции. Благодаря Горькому большая часть интеллигенции в те времена избежала голода и мучительной смерти.

В 1921 году Горький покидает свою страну. Есть версия, что он это делает из-за того, что Ленин слишком беспокоился о здоровье великого писателя, у которого обострился туберкулез. Однако причиной могли быть и противоречия Горького с властью. Он жил в Праге, Берлине и в Сорренто.

Когда Горькому исполнилось 60 лет, его сам Сталин пригласил в СССР. Писателю был организован радушный прием. Он ездил по стране, где выступал на собраниях и митингах. Ему всячески оказывают почести, берут в Коммунистическую академию.

В 1932 году Горький возвращается в СССР окончательно. Он ведет очень активную литературную деятельность, организовывает всесоюзный съезд советских писателей, выпускает большое количество газет.

В 1936 году по всей стране пронеслась ужасная новость: Максим Горький покинул этот мир. Писатель простыл, когда посетил могилу сына. Однако есть мнение, что и сына, и отца отравили из-за политических взглядов, но это так и не было доказано.

Документальный фильм

Вашему вниманию документальный фильм, биография Максима Горького.

Библиография Максима Горького

Романы

1899
Фома Гордеев
1900-1901
Трое
1906
Мать (вторая редакция - 1907)
1925
Дело Артамоновых
1925-1936
Жизнь Клима Самгина

Повести

1908
Жизнь ненужного человека
1908
Исповедь
1909
Городок Окуров
Жизнь Матвея Кожемякина
1913-1914
Детство
1915-1916
В людях
1923
Мои университеты

Рассказы, очерки

1892
Девушка и смерть
1892
Макар Чудра
1895
Челкаш
Старуха Изергиль
1897
Бывшие люди
Супруги Орловы
Мальва
Коновалов
1898
Очерки и рассказы (сборник)
1899
Песня о Соколе (поэма в прозе)
Двадцать шесть и одна
1901
Песня о буревестнике (поэма в прозе)
1903
Человек (поэма в прозе)
1913
Сказки об Италии
1912-1917
По Руси (цикл рассказов)
1924
Рассказы 1922-1924 годов
1924
Заметки из дневника(цикл рассказов)

Пьесы

1901
Мещане
1902
На дне
1904
Дачники
1905
Дети солнца
Варвары
1906
Враги
1910
Васса Железнова (переработана в декабре 1935-го)
1915
Старик
1930-1931
Сомов и другие
1932
Егор Булычов и другие
1933
Достигаев и другие

Публицистика

1906
Мои интервью
В Америке» (памфлеты)
1917-1918
цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»
1922
О русском крестьянстве

28 марта 2008 года, в день 140-летия со дня рождения Максима Горького в институте его имени пройдут Горьковские чтения, посвященные месту писателя в современном мире. В "Горьковских чтениях-2008" принимают участие литературоведы не только из России, но и из Франции, Польши, Италии, Украины и США.

Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков) родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Родители умерли рано, и детство писателя прошло в доме деда Василия Каширина. Дед научил мальчика чтению по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").

Летом 1884 года шестнадцатилетний Алексей Пешков отправился в Казань в надежде поступить в университет. Однако за недостатком средств он ограничился активным общением со студентами, посещениями кружков самообразования, сходок. В это время он зарабатывал себе на жизнь поденной работой: был чернорабочим, грузчиком, пекарем. Неустроенность в быту, личные неурядицы привели Горького к душевному кризису, завершившемуся попыткой самоубийства (декабрь 1887 года).

С лета 1888 по октябрь 1892 года Горький странствовал "по Руси". За четыре года он исходил всю Южную Россию - от Астрахани до Москвы, побывал в Южной Бесарабии, Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.

В эти годы Горький приобрел немало знакомств в среде творческой интеллигенции, пережил увлечение народничеством, толстовством и социал-демократическими учениями, писал стихи и прозу. В сентябре 1892 года в газете "Кавказ" (Тифлис) был напечатан его рассказ "Макар Чудра", подписанный псевдонимом "М.Горький".

До 1909 года Горький по своим взглядам ближе всего стоял к большевикам. В 1909 году, благодаря своей симпатии к "впередовцам" и "богостроителям", он разошелся с Лениным. После февральской революции основал, вместе с рядом левых социал-демократических публицистов и литераторов, интернационалистическую газету "Новая жизнь", которая стала объединяющим центром своеобразного течения в социал-демократической партии, получившего название "новожизненского".

Октябрьскую революцию "Новая жизнь" и сам Горький встретили с пессимизмом, предрекая ее скорый провал. В первые недели и месяцы после революции писатель выступил с циклом статей под общим заголовком "Несвоевременные мысли", в которых резко критиковал взятый Лениным курс, подчеркивал преждевременность революции и ее разрушительные последствия. Горький высказывался в защиту буржуазной прессы, находя, что именно особенности переходного периода требуют свободного соревнования различных политических партий. Однако уже в 1919 году он сделался горячим сторонником Советской власти.

Однако сами большевики не считали его близким себе по духу, и с 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после крайне настойчивых советов Ленина. Горький поселился в Сорренто (Италия), но не прерывал связей с молодой советской литературой (Л.М.Леонов, В.В.Иванов, А.А.Фадеев, И.Э.Бабель). Написал цикл "Рассказы 1922-1924 годов", "Заметки из дневника", роман "Дело Артамоновых".

С 1925 года Горький начал работу над исторической эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (первоначальное название романа - "Сорок лет"), которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции. Работу над романом он продолжал до самой смерти, но так и не успел закончить его.

В мае 1928 года Горький вернулся в СССР и все лето путешествовал по стране (Курск, Харьков, Днепрострой, Запорожье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Тифлис, Коджори, Ереван, Владикавказ, Сталинград, Самара, Казань, Нижний Новгород). Впечатления об этих поездках были собраны им в книгу "По Союзу Советов" (1929).

В 1933 году Горький переехал в Москву. По его инициативе были созданы журналы "Наши достижения" (1929-1936) и "Литературная учеба" (1930-1941), издание "История фабрик и заводов", выпустившее в 1931-1933 годах около 250 книг различного характера, издание "История гражданской войны", выпускался литературно-художественный альманах, была учреждена серия "Библиотека поэта".

Горький сыграл ключевую роль в образовании Союза советских писателей, явившись организатором и председателем I Всесоюзного съезда советских писателей (1934). По инициативе Горького был основан Литературный институт, затем названный его именем.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. Его смерть была окутана слухами. Еще во времена сталинских репрессий официальной стала версия о том, что великого пролетарского писателя якобы "залечили до смерти" врачи-убийцы. Впоследствии, еще в советские годы, эта версия была предана забвению. Сейчас обстоятельства и причины смерти Горького (и его сына Максима в мае 1934 года) остаются предметом дискуссии.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Первоначально Горький скептически отнёсся к Октябрьской революции. Однако после нескольких лет культурной работы в Советской России (в Петрограде руководил издательством «Всемирная литература», ходатайствовал перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы (Мариенбад, Сорренто), вернулся в СССР, где последние годы жизни был окружён официальным признанием как «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма.

Биография

Псевдоним «Горький» Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил Калюжному: «Не писать же мне в литературе - Пешков…». Подробнее о его биографии можно узнать в его автобиографических повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Детство

Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра (по другой версии - управляющего астраханской конторой пароходства И. С. Колчина) - Максима Савватьевича Пешкова (1839-1871). Мать - Варвара Васильевна, урождённая Каширина (1842-1879). Дед Горького Савватий Пешков дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами», после чего записался в мещане. Его сын Максим пять раз убегал от отца и в 17 лет ушел из дома навсегда. Рано осиротев, Горький провёл детские годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и др.

Юность

  • В 1884 году попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.
  • В 1888 году - арестован за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находился под постоянным надзором полиции. В октябре 1888 года поступил сторожем на станцию Добринка Грязе-Царицынской железной дороги. Впечатления от пребывания в Добринке послужат основой для автобиографического рассказа «Сторож» и рассказа «Скуки ради».
  • В январе 1889 года, по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск, затем весовщиком на станцию Крутая.
  • Весной 1891 года отправился странствовать по стране и дошёл до Кавказа.

Литературная и общественная деятельность

  • В 1892 году впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др.
  • 1895 год - «Челкаш», «Старуха Изергиль».
  • 1896 год - Горький пишет отклик на первый кинематографический сеанс в Нижнем Новгороде:
  • 1897 год - «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
  • С октября 1897 года до середины января 1898 года жил в посёлке Каменка (ныне город Кувшиново Тверской области) на квартире у своего друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на Каменской бумагоделательной фабрике и руководившего нелегальным рабочим марксистским кружком. Впоследствии жизненные впечатления этого периода послужили писателю материалом для романа «Жизнь Клима Самгина».
  • 1898 год - Издательством Дороватского и А. П. Чарушникова выпущен первый том сочинений Горького. В те годы тираж первой книги молодого автора редко превышал 1000 экз. А. И. Богданович советовал выпустить первые два тома «Очерков и рассказов» М. Горького по 1200 экз. Издатели «рискнули» и выпустили больше. Первый том 1-го издания «Очерков и рассказов» вышел тиражом 3000 экз.
  • 1899 год - роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе».
  • 1900-1901 год - роман «Трое», личное знакомство с Чеховым, Толстым.
  • 1900-1913 годы - участвует в работе издательства «Знание»
  • Март 1901 года - «Песня о буревестнике» создана М. Горьким в Нижнем Новгороде. Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода. По свидетельству современников, Николай Гумилёв высоко ценил именно последнюю строфу этого стихотворения.
  • В 1901 году M. Горький обратился к драматургии. Создаёт пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902). В 1902 году он стал крёстным и приёмным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.
  • 21 февраля - избрание М. Горького в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.
  • 1904-1905 годы - пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Ва?рвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден. Участник революции 1905-1907. Осенью 1905 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.
  • 1906 год - едет за границу, создает сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Пишет пьесу «Враги», создаёт роман «Мать». Из-за туберкулёза поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет (с 1906 по 1913). Поселился в престижной гостинице Quisisana. С марта 1909 года по февраль 1911 года проживал на вилле «Спинола» (ныне «Беринг»), останавливался на виллах (имеют памятные доски о его пребывании) «Блезиус» (с 1906 по 1909) и «Серфина» (ныне «Пьерина»). На Капри Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным и сближение с Луначарским и Богдановым.
  • 1907 год - делегат V съезда РСДРП.
  • 1908 год - пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека».
  • 1909 год - повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
  • 1913 год - Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии».
  • 1912-1916 годы - M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 г.
  • 1917-1919 годы - M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий большевиков и голода.

За границей

  • 1921 год - отъезд M. Горького за границу. В советской литературе сложился миф о том, что причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. В действительности А. М. Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью. В 1921-1923 гг. жил в Гельсингфорсе, Берлине, Праге.
  • С 1924 года жил в Италии, в Сорренто. Опубликовал воспоминания о Ленине.
  • 1925 год - роман «Дело Артамоновых».
  • 1928 год - по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».
  • 1931 год - Горький посещает Соловецкий лагерь особого назначения и пишет хвалебный отзыв о его режиме. Этому факту посвящён фрагмент труда А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Возвращение в СССР

  • 1932 год - Горький возвращается в Советский Союз. Правительство предоставило ему бывший особняк Рябушинского на Спиридоновке, дачи в Горках и в Теселли (Крым). Здесь же он получает заказ Сталина - подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов: книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», журнал «Литературная учёба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).
  • 1934 год - Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом.
  • 1934 год - соредактор книги «Канал имени Сталина»
  • В 1925-1936 годах пишет роман «Жизнь Клима Самгина», который остался не окончен.
  • 11 мая 1934 года неожиданно умирает сын Горького - Максим Пешков. M. Горький умер 18 июня 1936 года в Горках, пережив сына чуть более чем на два года. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения.

Смерть

Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин. Интересно, что в числе прочих обвинений Генриха Ягоды на Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Согласно допросам Ягоды, Максим Горький был убит по приказу Троцкого, а убийство сына Горького, Максима Пешкова, было его личной инициативой.

Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина. Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс (1938), где среди подсудимых были три врача (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.

Семья и личная жизнь

  1. Жена - Екатерина Павловна Пешкова (урождённая Воложина).
    1. Сын - Максим Алексеевич Пешков (1897-1934) + Введенская, Надежда Алексеевна («Тимоша»)
      1. Пешкова, Марфа Максимовна + Берия, Серго Лаврентьевич
        1. дочери Нина и Надежда, сын Сергей (носили фамилию «Пешков» из-за судьбы Берии)
      2. Пешкова, Дарья Максимовна + Граве, Александр Константинович
        1. Максим и Екатерина (носили фамилию Пешков)
          1. Алексей Пешков, сын Екатерины
    2. Дочь - Екатерина Алексеевна Пешкова (ум. ребенком)
    3. Пешков, Зиновий Алексеевич, брат Якова Свердлова, крестник Пешкова, взявший его фамилию, и де факто приемный сын + (1) Лидия Бураго
  2. Сожительница 1906-1913 г.г. - Мария Фёдоровна Андреева (1872-1953)
    1. Екатерина Андреевна Желябужская (дочь Андреевой от 1-го брака, падчерица Горького) + Абрам Гармант
    2. Желябужский, Юрий Андреевич (пасынок)
    3. Евгений Г. Кякист, племянник Андреевой
    4. А. Л. Желябужский, племянник первого мужа Андреевой
  3. Многолетняя спутница жизни - Будберг, Мария Игнатьевна

Окружение

  • Шайкевич Варвара Васильевна - жена А. Н. Тихонова-Сереброва, возлюбленная Горького, якобы имевшая от него ребенка.
  • Тихонов-Серебров Александр Николаевич - помощник.
  • Ракитский, Иван Николаевич - художник.
  • Ходасевичи: Валентин, его жена Нина Берберова; племянница Валентина Михайловна, ее муж Андрей Дидерихс.
  • Яков Израилевич.
  • Крючков, Пётр Петрович - секретарь, позже вместе с Ягодой рас

Максим Горький, Алексей Максимович Горький. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Родился 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде, умер 18 июня 1936 в Горках Московской области. Русский советский писатель, литературный критик и публицист, родоначальник советской литературы, активный участник революционного движения, общественный деятель. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков.

Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе - Пешков…».

Это псевдоним – френоним*. Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Есть версия, что имя Максим заимствовано у преступника, убившего прадеда Горького, Максима Башлыка, про которого Алеша любил рассказывать в детстве. Стоит также отметить, что фамилию Максимов носил отчим А. Пешкова. Поэтому, как бы там ни было, с именем Максим, у Горького в жизни было много связано и выбор такого псевдонима не случаен.

Эта глубоко символичная подпись впервые появилась под рассказом «Макар Чудра» в Тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 г. 24-летний автор служил тогда конторщиком в железнодорожных мастерских. Это был литературный дебют Алексея Пешкова. Впоследствии он пользовался еще целым рядом псевдонимов, но мировую славу принес самый первый из них.

М. Горький под заметками в «Самарской газете» и «Нижегородском листке» (1896 г.) ставил Pacatus (мирный), а в сборнике «Красной панорамы» (1928 г.) подписался Unicus (единственный). В «Самарской газете» фельетоны «Самара во всех отношениях» с подзаголовком «Письма одного странствующего рыцаря» подписывал Дон Кихот (1896 г.). Горький в подписях к фельетонам нередко использовал инкогнитоним Н. Х., который следовало читать: «Некто икс».

Ряд заметок Алексея Максимовича в «Самарской газете» (1895-1896 г.г.), а также рассказ «Соловей» были подписаны Дваге, т.е. два «Г» - Горький и Гусев (журналист, дававший материалы для заметок).

Случалось, что Горький выступал под именем персонажа своего собственного произведения. Однажды он в качестве псевдонима использовал имя созданного им самим литературного героя. Один его фельетон в «Чудаке» (1928 г.) подписан Самокритик Словотеков. Эту фамилию носил персонаж сатирической пьески Горького «Работяга Словотеков», написанной им в 1920 г. для Театра народной комедии. По поводу этого псевдонима Горький сообщил редакции «Чудака» следующее: «Лично сотрудничать в журнале вашем вряд ли найду время, но разрешите рекомендовать вам знакомого моего, Самокритика Кирилловича Словотекова. Самокритик – подлинное имя его, данное родителями при рождении. Человек он довольно пожилой, но «начинающий». Беспартийный. Отношение к алкоголю – умеренное».

Чтобы рассмешить читателей Горький придумывал шуточные псевдонимы, выбирая старые, давно вышедшие из употребления имена в сочетании с замысловатой фамилией. В молодости в самарских и саратовских газетах конца 90-х годов подписывался Иегудиил Хламида. Под одним из писем к 15-летнему сыну стоит: Отец твой Поликарп Унесибоженожкин. На страницах домашнего рукописного журнала «Соррентийская правда» (1924 г.) он подписывался Метранпаж Горячкин, Инвалид муз, Осип Тиховоев, Аристид Балык.

В литературной биографии Горького случались и случаи плагиата, а точнее плагиата «во благо», т.е. желание уже популярного писателя помочь своему начинающему коллеге, без каких бы то ни было корыстных мотивов. В 1918 г. в «Новой жизни» опубликован подписанный именем М. Горького рассказ «Ланпочка». Но напрасно было бы искать этот рассказ в собрании сочинений Горького. В 1933 г. он сообщил редакции «Сибирских огней»: «Рассказ «Ланпочка», о котором вы спрашиваете, написан не мною, а моим сыном Максимом, который был в Сибири в 1918 год и увидел эту лампочку в действии».

Однако А. Пешков не был первым русским литератором, придумавшим себе псевдоним Горький : по свидетельству русского писателя и поэта Н.Д. Телешова, таким же был один из ранних псевдонимов поэта И.А. Белоусова.

Позднее стали появляться производные псевдонима . Максим Леонов, отец советского писателя Леонида Леонова, поэт и журналист, человек нелегкой судьбы, подписывался Максим Горемыка. В честь Горького назвался и выдающийся белорусский поэт Максим Танк (автоним – Евгений Скурко).

Интересно, что когда псевдоним Максим Горький должен был быть употреблен с отчеством, то использовали настоящие имя и отчество – Алексей Максимович.

Краткая биография:

Рано осиротев, Горький провел детские годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и т.п.

В 16 лет попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой. За связь с кружком Н. Е. Федосеева в 1888 году был арестован. М. Горький находился под постоянным надзором полиции. Работал на железной дороге. Весной 1891 года отправился странствовать по стране и дошёл до Кавказа. За пять с половиной лет путешествий описывал социальные проблемы в обществе. В это время появились рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Супруги Орловы» и др.

В 1898 в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава А.М. Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

Общественная позиция Горького была радикальной. Он тесно сотрудничал с революционными организациями. В 1905 вступил в ряды РСДРП и познакомился с В. И. Лениным. Горьким оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-1907 гг. После революции из-за туберкулёза Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Там Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным.

После возвращения в Россию в 1913 году Горький пишет автобиографические повести "Детство", "В людях", цикл рассказов "По Руси" (1912-17). Редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей.

Горький с энтузиазмом отнесся к Февральской революции 1917 г., но к Октябрьской у него было неоднозначное отношение. В 1917-1919 годах M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий большевиков и голода.

Осенью 1921 года Горький вновь выехал за границу, в 1922 году им написана повесть "Мои университеты", которая стала последней частью его автобиографической трилогии. В 1925 году публикует роман "Дело Артамоновых", который стал по сути историей развития капитализма в России.

В 1928 году по приглашению Советского правительства и лично И. Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».

В 1932 году Горький возвращается в СССР, где сразу становится "главой" советской литературы. М. Горький создает новые журналы, серии книг - "Жизнь замечательных людей", "История Гражданской войны", "История фабрик и заводов", "Библиотека поэта". является инициатором создания и первым председателем правления Союза писателей СССР. Членом ЦИК СССР.

M. Горький умер 18 июня 1936 года. Есть неподтвержденная версия, что он был отравлен по приказу Троцкого, когда Сталин готовил московские показательные процессы, обвиняемыми на которых должны были стать многие старые друзья Горького. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения.

Именем Максима Горького названы населенные пункты, улицы, переулки и набережные, площади и парки, ж/д станция и станции метро, множество театров и библиотек, киностудия, университеты и институты. Его имя носили самолеты и корабли, заводы и фабрики. Практически в каждом городе Горькому поставлен памятник (в одном Нижнем Новгороде их четыре). Город Горький – название Нижнего Новгорода с 1932 по 1990 годы. Имя Горького дано водохранилищу на реке Волге.