Главный герой произведения сигнал. Основные темы и мотивы в рассказе «Сигнал» В. М. Гаршина. Учить их надо, кровопийцев

«Математика» № 2 7/2002, 22/2003

ВАРИАНТ 1

1 а) раскрыв скобки: 34,4 – (18,1 – 5,6) + (–11,9 + 8); 2 . Упростите выражение: а) 4т – 6т –3т + 7 + т ; б) –8(k – 3) + 4(k – 2) – 2(3k + 1); в)
.
3 . Решите уравнение: 0,6(у – 3) – 0,5(у – 1) = 1,5. 4 . Путешественник 3 ч ехал на автобусе и 3 ч – на поезде, преодолев за это время путь в 390 км. Найдите скорость автобуса, если она втрое меньше скорости поезда. 5 . Найдите корни уравнения (2,5у – 4)(6у + 1,8) = 0.

ВАРИАНТ 2

1 . Найдите значение выражения: а) раскрыв скобки: 28,3 + (–1,8 + 6) – (18,2 – 11,7); б) применив распределительное свойство умножения:

.

2 . Упростите выражение: а) 6 + 4а – 5а + а – 7а ; б) 5(п – 2) – 6(п + 3) – 3(2п – 9); в)
.
3 . Решите уравнение: 0,8(х – 2) – 0,7(х – 1) = 2,7. 4 . Туристы путь в 270 км проделали, двигаясь 6 ч на теплоходе и 3 ч – на автобусе. Какова была скорость теплохода, если она вдвое меньше скорости автобуса? 5 . Найдите корни уравнения (4,9 + 3,5х )(7х – 2,8) = 0.

ВАРИАНТ 3

1 . Найдите значение выражения: а) раскрыв скобки: 43,2 – (25,3 – 6,8) + (–14,7 + 7); б) применив распределительное свойство умножения:

.

2 . Упростите выражение: а) 3п – 8п –5п + 2 + 2п ; б) –3(а – 2) + 6(а – 4) – 4(3а + 2); в)
.
3 . Решите уравнение: 0,4(а – 4) – 0,3(а – 3) = 1,7. 4 . Путь в 195 км путешественники проплыли, двигаясь 3 ч на моторной лодке и 5 ч – на пароходе. Какова скорость лодки, если она вдвое меньше скорости парохода? 5 . Найдите корни уравнения (4,2х – 6,3)(5х + 5,5) = 0.

ВАРИАНТ 4

1 . Найдите значение выражения: а) раскрыв скобки: 56,7 + (–12,5 + 9) – (27,5 – 13,3); б) применив распределительное свойство умножения:

.

2 . Упростите выражение: а) 8 + 7 k – 3k + k – 11k ; б) 4(с – 1) – 7(с + 5) – 2(3с + 8); в)
.
3 . Решите уравнение: 0,9(b – 5) – 0,8(b – 2) = 2,3. 4 . Турист 4 ч ехал на велосипеде и 3 ч шел пешком, преодолев 60 км. Найдите скорость туриста, если она втрое меньше его скорости при движении на велосипеде? 5 . Найдите корни уравнения (6,2х + 9,3)(4х – 3,6) = 0.
www.MetodKopilka.com

Тема. «АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА В. М. ГАРШИНА

« СИГНАЛ»

Цель урока: продолжить работу над формированием умения учащихся анализировать произведение в единстве формы и содержания, донести до учащихся гуманистическую идею книги, развивать умение учащихся давать сравнительную характеристику литературным героям на примере рассказа В.М.Гаршина «Сигнал».

Анализируя содержание рассказа, выявить нравственную позицию учеников по отношению к таким понятиям, как чувство обиды и мести, собственного достоинства и гордыни, справедливости и милосердия, ответственности за свои поступки.

Дать опережающее задание:

а) П одготовить биографию В. М. Гаршина, прочитать рассказы «Красный цветок», «Художник», «Четыре дня», «Трус», отметить экстремальные ситуации, в которых оказываются герои Гаршина, позволяющие выявить болевые точки, отношение к людям, внимание писателя к духовному миру человека.

б) Найти в толковых словарях значение слов: обида, обидеть, месть

Ход урока

1.Сообщение учащихся о В. М. Гаршине (Слайд 1,2,3,4,5)

2. Чтение рассказа «Сигнал» учителем до слов: «Нет, до будки добежать и назад вовремя вернуться не поспеешь…», (по ходу чтения словарная работа), (слайд 6)

Словарь (слайд 7)

Первая линия− пограничные укрепления,

денщик (устар.) − до революции: солдат, состоящий при офицере для личных услуг

лощина –долина с пологими склонами

костыль – в тексте толстый гвоздь с загнутым под прямым углом концом, или опора, подпорка такой формы (спец.)

рельс − немецкое слово, пришло к нам из англ., «сойти с рельсов» фразеологический оборот − нарушить привычный образ жизни, правильный путь, волю, самообладание.

3. Как, по-вашему, поведут себя Семён и Василий в сложившейся ситуации? Что в тексте даёт основание думать именно так?

(Работа в парах «Найдите соответствие» (слайд-8, проверить слайд 9)

Семён

служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал.

Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и

пятидесяти верст в жару и в мороз; случалось и под пулями бывать, да, слава богу, ни одна не задела .

Немало горя пришлось ему с тех пор отведать.

Помогал у начальника на кухне, дрова рубил, двор, платформу мел... стал думать, как свое хозяйство заведет, корову, лошадь купит.

Немало, - говорит, - я горя на своем веку принял, а веку моего не бог весть сколько. Не дал бог счастья. Уж кому какую талан-судьбу господь даст, так уж и есть.

От добра добра не ищут. Тут тебе и дом, тепло, и землицы маленько.

Василий

был человек молодой, из себя худой и жилистый.

Не талан-судьба нас с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает.

Все-таки нету твари жесточе. Не людская бы злость да жадность - жить бы можно было. Всякий тебя за живое ухватить норовит, да кус откусить, да слопать.

Коли всякую скверность на бога взваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком быть, а скотом. Бедному человеку, в будке там или где, какое уж житье! Едят тебя живодеры эти. Весь сок выжимают, а стар станешь - выбросят, как жмыху какую, свиньям на корм.

Учить их надо, кровопийцев...

Жена за него работала, день и ночь не спала; извелась совсем, поджидаючи мужа…. лицо от слез пухлое, глаза красные .

Ребята записали, обменялись мнениями.

4. Продолжение чтения. Обсуждение:

    Какое впечатление произвёл рассказ?

    Герои. Кто они, как вы к ним относитесь?

5. Что такое рассказ? Как он строится?

(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

(Рассказать, что 1877 г. была война с Турцией, Гаршин записался добровольцем, в одном из боёв был ранен. Россия всё время воевала, в армию забирали на 25 лет, возвращались калеками, инвалидами, если успевали жениться, то жена оставалась одна с детьми.)

(Слайд «Турецкая война» 10)

Что испытал Семён на войне?

Семёну Иванову “немало горя пришлось изведать”: побывал на войне, « служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал». «Каждый день три раза носил ему (офицеру) Семён из полковых кухонь, из оврага, горячий и обед, Идёт с самоваром по открытому месту, пули свистят, в камни щёлкают; страшно Семёну, плачет, а сам идёт. Семён привык выполнять свой долг, добросовестно делать своё дело.

Что его ждало по возвращении? Как относится герой к превратностям судьбы?

Когда вернулся домой, отец- старик помер, сынишка тоже помер, “хозяйство не задалось”, “пошли на новые места счастья искать». Семен не ропщет на судьбу, никого не обвиняет, не проклинает, он считает, что всё от Бога. «Не дал Бог счастья. Уж кому какую талан-судьбу Господь даст, так уж и есть.»

7. Завязка

Знакомство с Василием. У них одна судьба, оба женаты, детей нет, живут в одинаковых условиях, делают одно дело, но Василий злобится на весь мир: ”Не талан-судьба нам с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьём съедает.” Семён же старается жить в гармонии с миром, с людьми, пытается сблизиться с Василием, найти ему оправдание.

8. Сюжет развивается

Как обида на судьбу, желание отомстить зреет в Василии?

“ Коли всякую скверность на Бога взваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком надо быть, а скотом…Едят тебя живодеры эти. Весь сок выжимают, а стар станешь - выбросят, как жмыху какую...Эх, кабы сила да власть!..− возмущается Василий,− …Себе лучше не сделаю, а за правду надо, брат, стоять».

А кому причинил боль? Жене, единственному самому близкому человеку. «Жена за него работала, день и ночь не спала, извелась совсем, поджидаючи мужа.».

В порыве гнева и отчаяния он пытается сделать крушение пассажирского поезда. Решает отомстить.

Кому он мстит? Сильным мира сего?

Там тоже люди…”Там, в третьем класс, народу битком набито, дети малые…Сидят они теперь все, ни о чём не думают». Их, может, тоже обидели.

9. Кульминация

Чем заканчивается рассказ?

Что заставило Семёна совершить этот поступок?

Христианин, православный человек, жалко невинных и Василия жалко, его грех прикрыть. Торжественно звучит заключительная часть рассказа, зачитать: (слайд 12)

«И стало черно в глазах его и пусто в душе его, и выронил он флаг. Но не упало кровавое знамя на землю: чья-то рука подхватила его и подняла высоко навстречу подходящему поезду»

(Обратить внимание на слог, многосоюзие, инверсию).

Почему Василий вернулся, помог? (Сила самоотверженной любви, мужество другого человека, возможно, и пробудили у Василия совесть и сострадание.)

Финала нет.

Так в композиции и раскрываются характеры героев, мотивы их поступков, то есть авторский замысел.

В нашей реальной жизни нечасто можно найти правду, люди сталкиваются с несправедливостью, испытывают обиду.

(Слайд 13)

Обида (по В. И. Далю) – всякая неправда, тому, кто должен переносить её; всё, что оскорбляет, бесчестит и причиняет боль, убыток или поношенье. Насмешка, дурной отзыв о ком-либо.

Обидеть…кого наносить, творить обиду, оскорблять, причинять кому-либо неприятность.

Обида (по С. И. Ожегову) − несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением.

Нужно ли «проглатывать» обиду или терпеть, ведь есть же чувство собственного достоинства. Поделитесь вашим жизненным опытом.

10. Как найти гармонию, любовь к миру, к людям? Какой путь предлагает Гаршин?

Правда в душе человека, нельзя на весь свет держать обиду. Озлобленность, уныние - большой грех. Библейская истина: «Не в силе Бог, а в правде».

11. Как вы понимаете название рассказа « Сигнал»?

Прямое и переносное значение слова «сигнал»

(Слайд 14)

1. Условный знак для передачи на расстояние каких-либо сведений, сообщений.

2. Перен. Предупреждение, сообщение о чём-либо нежелательном, подберите синонимы.

Сигнал − это запретительный знак, метафора, ко всем нам обращённая.

10 христианских заповедей - главные запретительные сигналы для нас.

Оборудование урока: портрет В.Гаршина; высказывания писателей.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе;
  • раскрыть содержание проблемы мести и предательства в рассказе.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к человеку.

Развивающие: развивать коммуникативную и языковую компетенции учащихся,навыки выборочной работы с художественным текстом, развивать образное и творческое мышление.

  • "Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера". Франсуа Ларошфуко
  • "Сладчайшая месть - это прощение". Исраэл Фридман

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Я приглашаю вас к разговору о ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ и МЕСТИ, о подвиге и его месте в жизни человека. Это очень серьезные вопросы. Попробуем разобраться в них на примере рассказа Всеволода Гаршина "Сигнал".

2. Постановка целей урока.

Какую цель поставим перед собой?

Какие задачи необходимо решить?

3. Сообщение учащегося о В.Гаршине.

Всеволод Гаршин - российский писатель. Очень рано стал интересоваться взрослыми вопросами о смысле жизни. Это был вдумчивый, любознательный и живой человек, очень добрый и справедливый к людям (по воспоминаниям его современников). Всеволод Гаршин - человек нелегкой судьбы: участвовал в русско-турецкой войне (1877г.) рядовым в пехотном полку. По окончании войны был произведен в офицеры. Все его произведения пронизаны идеей борьбы за свободу личности, уничтожение неравенства между людьми. Страстно любил Родину. В рассказе "Сигнал" писатель поднимает вопросы предательства и мести, говорит о подвиге простого человека.

4. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Прочитайте высказывания известных писателей (на доске).

Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с мнениями писателей?

Одинаковы ли понятия ПРЕДАТЕЛЬСТВО и МЕСТЬ?

5. Распределение заданий по группам.

Какие жизненные взгляды были у Семена и Василия? Сравните - представьте в таблице.

Чем был недоволен Василий? На кого злится? (Докажите текстом)

КОНФЛИКТ - в произведении между кем возникает?

Чтение отрывка (Василий пошёл жаловаться в Москву). Какие черты характера Василия проявляются при ссоре его с начальником? Кто прав в этом споре?

Чтение отрывка (Действия Василия на железнодорожных путях).

Поступок Василия - это отчаяние, предательство или месть?

Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди? Что повлияло на возвращение Василия к месту совершенного им действия?

Каждая группа свои размышления оформляет на листах в форме опорного конспекта.

6. Обсуждение важных эпизодов рассказа в раскрытии главных проблем произведения.

Участники каждой группы (поочерёдно) выступают со своими рассуждениями по предложенным вопросам.

На центральной доске оформляется график-движение, развитие основного конфликта в произведении. Показываются разные участники этого конфликта и их характеристики.

Различны характеры главных героев рассказа, их мироощущение.

Василий - злой на людей, горяч (чуть начальника не зашиб до смерти). Не желает мириться и молчать: "Как можно жить на такое жалованье? Правду надо искать и жаловаться на этих начальников, не молчать!"

Семен - любит людей, терпелив к ним: "Терпеть надо, что Бог пошлет, то и будем принимать".

Но в решающий кульминационный момент (когда Семен, обливаясь кровью, держал спасательный флаг на железнодорожных путях, а приближающийся поезд был все ближе и ближе) Василий решает вернуться, он помог Семену удержать флаг.

Итак, герои поступают одинаково! Это мы и видим с вами в нашем графике.

Что повлияло на возвращение Василия к месту совершенного им действия?

Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди?

7. Выводы:

Мы проследили, как зародился конфликт между начальником и Василием, как он развивался. Любые конфликты между людьми опасны тем, что их развитие, последствия могут сказаться не только на участниках конфликта, но и на тех, кто не принимал в них участия. Семен - не участник конфликта, а пострадал!

А в нашей жизни - известны ли вам случаи, когда страдали люди, не участвующие в самих конфликтах?

Что такое подвиг?

Можно ли поступок Семена назвать подвигом? А поступок Василия?

Чем поучительна эта история?

Буду рада, если этот урок поможет вам иначе, более внимательно посмотреть на взаимоотношения с подругами, друзьями, задуматься об истинном значении прощения в жизни человека.

8. Организация домашнего задания.

Напишите творческую работу на тему "С чего начинается предательство?".

Семен Иванов служит сторожем на железной дороге. Он человек бывалый, но не слишком удачливый. Девять лет назад, в 1878 г., побывал на войне, воевал с турками. Ранен не был, но здоровье потерял.

Вернулся в родную деревню - хозяйство не задалось, сынишка умер, и поехали они с женой на новые места счастья искать. Не нашли.

Встретил Семен во время скитаний бывшего офицера своего полка. Тот признал Семена, посочувствовал и нашёл ему работу при железнодорожной станции, над которой начальствовал.

Получил Семен будку новую, дров сколько хочешь, огород, жалованье - и стали они с женой хозяйством обзаводиться. Работа Семену была не в тягость, и весь свой участок пути он держал в порядке.

Познакомился Семен и с соседом Василием, присматривавшим за смежным участком. Стали они, встречаясь на обходах, толковать.

Семен все свои беды да неудачи переносит стоически: «Не дал бог счастья». Василий же считает, что его жизнь так бедна, потому что на его труде наживаются другие - богачи и начальники, все они - кровопийцы и живодёры, и всех их он люто ненавидит.

Меж тем приезжает важная ревизия из Петербурга. Семен на своём участке все загодя в порядок привёл, его похвалили. А на участке Василия все иначе обернулось. Тот уже давно был в ссоре с дорожным мастером. По правилам, у этого мастера надо было просить разрешение на огород, а Василий пренебрёг, посадил капусту самовольно - тот и велел выкопать. Озлился Василий и решил пожаловаться на мастера большому начальнику. Да тот не только жалобы не принял, а на Василия же накричал и по лицу ударил.

Бросил Василий будку на жену - и поехал в Москву искать управы теперь уже на этого начальника. Да, видно, не нашёл. Прошло четыре дня, встретил Семен на обходе жену Василия, лицо от слез опухло, а разговаривать она с Семеном не пожелала.

Как раз в это время Семен пошёл в лес тальника нарезать: он из него дудки на продажу делал. Возвращаясь, около железнодорожной насыпи услышал странные звуки - будто железо об железо позвякивает. Подкрался поближе и видит: Василий поддел рельс ломом и путь разворотил. Увидел Семена - и прочь бежать.

Стоит Семен над развороченным рельсом и не знает, что делать. Голыми руками его на место не поставишь. Ключ и лом у Василия - но сколько не звал его Семен вернуться - не дозвался. Скоро должен идти пассажирский поезд.

«Вот на этом закруглении он с рельса и сойдёт, - думает Семен, - а насыпь высоченная, одиннадцать сажен, повалятся вниз вагоны, а там дети малые...» Бросился было Семен бегом в будку за инструментом, но понял, что не успеет. Побежал обратно - вон уже и свисток дальний слышен - скоро поезд.

Тут ему точно светом голову осветило. Снял семен шапку, вынул из неё платок, перекрестился, ударил себе в правую руку ножом повыше локтя, брызнула струя крови. Намочил он в ней свой платок, надел на палку (тальник, что из леса принёс, пригодился) - и поднял красный флаг - сигнал машинисту, что надо остановить поезд.

Но, видно, слишком глубоко поранил Семен руку - кровь хлещет не унимаясь, в глазах у него темнеет и только одна мысль в голове: «Помоги, Господи, пошли смену».

Не выдержал Семен и лишился сознания, упал на землю, но не упал флаг - другая рука подхватила его и высоко поднимает навстречу поезду. Машинист успевает затормозить, на насыпь выскакивают люди и видят человека в крови, лежащего без памяти, а рядом другого, с кровавой тряпкой в руке...

Это Василий. Он обводит собравшихся глазами и говорит: «Вяжите меня, я рельс отворотил».

Иванов Семен Иванович — главный герой рассказа «Сигнал» Гаршина. Он бывший солдат, денщик. Семен Иванович становится «сторожем на железной дороге». Живет он, «человек больной и разбитый», вместе с женой Ариной в будке, при которой есть «с полдесятины пахотной земли». В мировосприятии Семена соединяется вечное крестьянское тяготение к земле с осознанием ответственности своей новой «железной» должности. Его философия: «уж кому какую талан-судьбу Господь даст, так уж и есть».

Иной его сосед по дистанции — «человек молодой», «худой и жилистый», Василий Степанович Спиридов. Он убежден: «не талан-судьба нам с тобой век заедает, а люди. <...> Коли всякую скверность на Бога сваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком быть, а скотом».

Рассорившись с начальством, Василий покидает службу и отправляется в Москву искать «управу себе». Очевидно, безрезультатно: через несколько дней он возвращается и отвинчивает рельс незадолго до прихода пассажирского поезда. Это замечает Семен и пытается предотвратить крушение: собственной кровью смачивает платок и с таким красным флагом выходит навстречу поезду. Он теряет сознание от сильного кровотечения, и тогда флаг подхватывает Василий, наблюдавший издали за происходящим. Поезд остановлен. Последняя фраза рассказа — слова Василия: «Вяжите меня, я рельс отворотил».

Рассказ «Сигнал» Гаршина вошел в круг хрестоматийного чтения подростков, однако его толкование советскими литературоведами было довольно упрощенным. К дежурной и малосодержательной фразе, что в «Сигнале» Гаршин зовет к «героизму, к самопожертвованию ради блага народа», прибавлялось то соображение, что «Семен показан сторонником кроткого смирения и противопоставлен человеку, страстно ненавидящему хозяев современной жизни. При этом сторонник борьбы приходит к преступлению, а проповедник смирения — к подвигу самопожертвования». Гаршину вменяется в вину следование «реакционной толстовской «теории» «непротивления злу насилием».

Однако содержание рассказа свидетельствует о несколько иных целях автора: конфликты Василия с начальством зачастую вызваны его характером, его достаточно вольным отношением к собственным обязанностям. И его преступление несоизмеримо с нанесенным ему оскорблением. Думается, здесь Гаршин следует не столько не любимому идеологами большевизма и их присными «толстовству», но выражает убеждение, вообще характерное для русских писателей 2-й половины XIX в: любой радикализм разрушителен, он несет только зло и не имеет морального оправдания.

Ради утверждения этой идеи и дает Гаршин в «Сигнале» столь символический, во многом литературный финал (так ли уж обязательно было Семену смачивать платок кровью?! Неужели сам по себе человек на рельсах, размахивающий любым предметом, не сигнал тревоги для машиниста?!). Где радикализм — там преступления, там кровь невинных жертв, говорит писатель. Через десятилетия красный от крови Семена флаг в руке Василия роковым образом стал выражать смысл кровавого радикализма XX в. — большевизма, а сам по себе подвиг Семена обнаружил свое тяжелое сходство с обычным «подвигом» советской эпохи: как правило, это самопожертвование одних из-за преступности других (а не противостояние стихиям и т. п.).