Какие чувства у вас вызывает юшка. «Добрый и наивный Юшка (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Это один из душещепательных рассказов,которые я когда-либо читал(а).
В первую очередь у меня этот рассказ вызвал сочувствие к главному герою. То неуважение. которое проявляли к нему люди меня возмутило. Я считаю.что Платонов хотел показать читателям именно это! Что люди относятся к другим людям совсем без уважения и не стыдятся ничего!
В рассказе рассказывается о Юшке - человеке,который работал на кузнеца и каждый год уезжал к своей дочери, чтоб ей помочь. Но люди совсем не ценили его. Они унижали его, дети кидали в него камни,палки и дразнили. А он все равно их любил. Он считал,что если они все уделяют ему столько внимания,пусть таким "неприличным" образом, то они его любят. Но при этом он был болен. Из-за своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. В июле — августе Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и накопленными деньгами и покидал город. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили родственники. Он уходил в леса,ему становилось легче и он возвращался, будто снова родившийся. Но когда он возвращался, местные жители продолжали над ним потешаться. Но год от года Юшка все слабел, жизнь его подходила к концу, грудная болезнь мучила. В одно лето, когда Юшке уже подходило время отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он шел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы.
Прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело!». А Юшка рассердился первый раз в жизни: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя». «Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!» Прохожий со злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал. Прохожий и ушел. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся. Он умер. Мимо проходил мужчина. Он заметил, что Юшка умер. «Помер, — вздохнул столяр. — Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..»
Хозяин кузнецы, в которой работал юшка подготовил его к погребению.Потом Юшку похоронили и забыли.
Но без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей, потому что не было Юшки, безответно терпевшего все.
В один осенний день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца, где ей найти Ефима Дмитриевича.«Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут не было». Но девушка не ушла. Кузнец вдруг догадался: «Уж не Юшка ли он?» «Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой». И девушка рассказала кузнецу, что она была сиротой, а Ефим Дмитриевич поместил ее, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтоб она жила и училась. Она окончила медицинский университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел ее проведать. Кузнец закрыл кузницу и повел девушку на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал Юшка, человек, кормивший девушку с детства. Прошло много времени. Девушка-врач навсегда осталась в этом городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные.

Она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей. Все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.

Работа по словарю. Теперь проверим, насколько внимательно вы читали текст. Пиранделло. Викторина. Некоторые уроки. Полицейский пришел в ярость. Жизнь, изображенная писателем в новеллах. Уметь выявлять идеи в художественном тексте. Какую маску сбрасывает с себя каждый из героев новеллы. Памятник черепахе. Аналитическая беседа с опорой на текст. Сегодня мы отправимся в путешествие. Черепаха. Аналитическая беседа по вопросам.

«Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»» - Приемы комического изображения в рассказе «Хамелеон» А.П. Чехова. Хамелеонство Очумелова. Литературные жанры. Великая доброта произведений Антона Павловича Чехова. Надзиратель – полицейский чин в царской России, отвечающий за порядок. А.Чехов вошел в литературу в начале 80-х годов XIX века. 40 псевдонимов использовал. Темы сюжетов ранних рассказов А.П.Чехова. Рассказ "Хамелеон" 1884 год. Рассказ А.П. Чехова.

«Бернс» - Переводы стихов Р.Бернса. Человек. Земной рай. Луга весны. Шотландец. Шотландия - родина многих знаменитостей. Строки лучших стихов. Сердце. Навыки выразительного чтения. Шотландия. Образование. Роберт Бернс. Шотландия – страна синих гор. Песни и баллады. Сын шотландского крестьянина. Болтливость. Шестьсот экземпляров «Chiefly». Последние годы жизни. Детство. Праздники. Герои песен. Путь земной. Стихи о любви.

««Описание внешности человека» 7 класс» - Глаза. Характер героя портрета. Развитие речи. Подумайте. Джиролама Савонарола. Пиши правильно. Портрет. Портрет литературного героя. Средства художественной изобразительности. Нос. Виды портретов. Подготовка к сочинению. Молодые руки. Движение на портрете. Отдельные детали. Руки. Литературный портрет.

«Анализ «Жития Александра Невского»» - Библейские имена. Житие как жанр. Решение. Ледовое побоище. Стилистический параллелизм. Эпиграф. Отработка лексических и стилистических ресурсов притчи. Земля Русская. Воин света. Самсон. Автор. Описание портрета князя Александра. Пауло Коэльо. Хан милостиво относился. Итоги тренинга. Вступление. Иосиф Прекрасный. Работа над содержанием притчи. Г.П.Федотов. Творческий тренинг. Битва на Неве. Теоретические понятия.

«Герои произведений Чехова» - Проект способствует развитию интереса. Анализ Чеховских произведений. Составление теста. Творчество. Изучение биографии. Чехов в школе. Место и дата рождения. Проведение литературной игры. Антон Чехов. Отец Чехова. Чехов в год окончания гимназии. Художник жизни. Поездка. Участники проекта. Капитанская дочка. Родился 17 января 1860 года в Таганроге. Писатель. Хамелеон. Человек в футляре. Пьесы. Жизнь семьи Чеховых.

«Побеждай зло добром…»

Учитель Гойса И. М.

Урок по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками. И есть – опережающие время, до которых надо ещё тянуться…» К таким писателям относится и Андрей Платонович Платонов. Самобытность его произведений, глубокое проникновение в психологию человека, важность затягиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения А. Платонова особенно интересными для современного читателя. Каждое из них имеет глубокий философский смысл.

Предлагаю разработку урока «Побеждай зло добром…» по рассказу А.Платонова «Юшка».

^ Цель урока: знакомство школьников с творчеством писателя, комментированное чтение и анализ произведения; развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма, уважение к человеку.

^ Оборудование урока: портрет А.П. Платонова, выставка произведений писателя, иллюстрации Юлии Горчаковой к рассказу.

Эпиграф урока: «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.П. Гааз).

^ Знакомство с биографией А.Платонова.

Детство и юность Платонова прошли на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Его отец работал слесарем в железнодорожных мастерских, семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди десяти сестёр, и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден поступить на работу.

Работал Платонов «во многих местах, у многих хозяев» - разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтёром. Он прошёл суровую школу труда, на своей спине испытал, «почем фунт лиха», и всё это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым. Платонов много читает, самостоятельно изучает основы наук, увлекается техникой, трудиться над изобретениями. В это время, то есть в 15-16 лет, он впервые пробует свои силы и в поэзии. Серьёзно, уважительное отношение к настоящему художественному слову, к правдивой и умной книге Платонов пронёс через всю жизнь.

В тяжелые для народа 20-е годы Андрей Платонов бросился на борьбу с голодом в Поволжье. Отправился в далёкие степные сёла. Голодал со всеми, как все, работал, не покладая рук.

В 1924 году Платонов оканчивает Политехнический институт и несколько лет работает инженером-мелиоратором и специалистом по электрификации сельского хозяйства в Воронежской и Тамбовской губерниях. В 1927 году он переезжает в Москву, где вскоре оставляет службу, чтобы целиком отдаться литературной работе.

Скоро А. Платонов определился как вполне зрелый мастер, со своеобразным видением мира, только ему присущей манерой письма.

^ Работа по теме урока.

Словарная работа.

Дома вы читали рассказ «Юшка». Чтобы понять его глубоко, важно разбираться в таких понятиях, как сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм. Надо знать и смысл таких слов, как блаженный, сокровенный, кроткий, смирный. Каждый из вас получил листочек с этими словами, я просила вас поработать с толковым словарем и выписать их значение.

Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, пробуждённое горем, несчастьем другого человека.

Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить из сострадания, человеколюбия; милосердный – человек, проявляющий милосердие.

Гуманизм – человечность в отношении к людям; гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.

Блаженный – 1) в высшей степени счастливый, 2) юродивый – чудаковатый помешенный или безумец, обладающий даром прорицания.

Сокровенный – 1)нечто сокрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким. 2) сокровище - большая ценность.

Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.

Смирный – покорный, тихий, спокойный.

Учащиеся объясняют значения слов.

Есть ли среди них синонимы? (Сочувствие – сострадание, кроткий – смирный)

^ Чтение и анализ рассказа Юшка».

Читаем немало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время …» до слов «…вон и Юшка уже спать пошёл»).

Каким человеком предстает перед нами Юшка в начале произведения? («Старый на вид, … мал ростом, худ, бедно одет»).

Где жил и работал Юшка? (В кузнице при большой московской дороге).

Прочитывается эпизод Юшка и дети».

Как дети относились к Юшке? Как Юшка реагировал на жесткость детей?

(«Странный», «чудной» человек терпит от детей многочисленные обиды, часто жесткие и злые, но он никогда не гневается, не сердится, напротив, своих же обидчиков и жалеет. Да и как же их не жалеть, если это дети, в чьи чистые открытые сердца уже брошены семена ненависти и озлобления. И эти смена в детских сердцах дали свои страшные всходы. Дети больше всех обежали беззащитного, любящего их Юшку. Они хотели, чтобы тот на них разозлился, а он молчал, не отвечал детям, не трогал их. И только когда дети делали слишком больно, он говорил им: «Чего, вы родные мои, чего вы маленькие!... Вы, должно быть, любите меня! От чего я вам всем нужен? … Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землёй попали, я не вижу». Но дети по-прежнему толкали его, смеялись над Юшкой. Они радовались тому, что можно сделать с ним, что хочешь, а он им ничего не делает).

Почему Юшка верит, что дети любят его? («Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Зло для детей – источник радости и веселья, дети ждут зла в ответ на их зло, это для них – норма жизни).

Читается эпизод «Юшка и односельчане».

Как взрослые относились к герою рассказа? Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? («У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью»).

Почему Юшка безропотно переносит издевательства односельчан? Почему он их желает?

(Юшка своим мудрым сердцем понял, как тяжело жить людям, им хотелось быть полезными и нужными, но где-то в глубине душ они чувствовали, что разменяли, растратили свои душевные качества, что они никогда уже не ощутят полноты счастья и радости. Злые, жесткие односельчане не могут простить Юшке того, что он понимает их, жалеет их, и слепо мстят за свою пустую душу блаженному Юшке. Мстят за то, что он, бедный, увечный, больной, оказывается среди них счастливым.

«Юшка жалел обидчиков за душевную слепоту, за их жесткое сердце, а не за зло, которое причиняли ему. Юшка понимал, что людям просто некуда приложить свои разум, силу. Люди умеют работать, а радоваться жизни не умеют»).

Как вы понимаете слова героя: «Они меня без памяти любят…Сердце в людях бывает слепое?» (Юшка считает, что люди не дают отчёта своим чувствам. Они здоровые, зрячие, но сердце их слепое, то есть не откликается на радость, боль другого. Автор использует антитезу «зрячие со слепыми сердцами», которая помогает понять контраст между главным героем и окружающими его).

Читаем отрывок от слов: «Уйдя далеко…» до слов: «шёл весело дальше, как здоровый человек».

Как вы можете прокомментировать эти слова? (Герой рассказа тонко чувствует и любит природу. Он понимает то, что не видят и не замечают остальные. Оставшись наедине с природой, Юшка «целовал цветы», «гладил кору на деревьях», «чувствовал себя счастливым, здоровым человеком»).

Обратимся к эпизоду «Весёлый прохожий и Юшка». Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки?

Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни? (Да, душевная чёрствость прохожего стоила герою жизни. Умирает Юшка, обиженный жесткостью людей, их равнодушием, погибает, как цветок, растоптанный бездушным человеком).

Почему людям без Юшки стало грустно жить? («Однако без Юшки людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»). – Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей? (Да, это Юшка). В чём проявлялось его любовь? (Юшка доброжелательно относился к односельчанам, их детм, не отвечал жесткостью на зло, он воспитал девочку-сироту, отказывая себе во многом, выучил её. Это добро дало щедрые плоды. Девочка-сирота, «окончив учение на врача», приехала, чтобы лечить людей).

Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки?» («Много лет она работала в больнице для чахоточных», «ни с кого не брала платы за свой труд», «весь день лечила и утешала людей, не утомлялась утолять страдания, отдаляя смерть от слабевших людей», как Ефим Дмитриевич, которого все называли блаженным Юшкой, она несла людям милосердие и сострадание).

Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие?

^ Работа с эпиграфом урока.

«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.П. Гааз).

Как вы думаете, подходят слова доктора Газа для эпиграфа к нашему уроку? Почему?

Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия?

Выразительное чтение стихотворения А.Яшина «спешите делать добрые дела…».

Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова?

Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонов «Юшка»? (Произведение вызывает жалости к Юшке; поражает бездушие, чёрствость односельчан к помощнику кузнеца; запомнилось чуткое сердце маленького, незаметного человека).

Над чем писатель заставил задуматься? (Автор старается пробудить интерес и уважение к человеку, учит беречь человека, видеть хорошее в любом человеке, убеждает в том, что любой человек неповторим. Юшка говорит своему обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, без меня тоже нельзя».)

Кому из вас хотелось в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка?»

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?

Короткий рассказ Платонова оставляет чувство горечи. Поневоле разочаровываешься в людях, которых изображает автор. Кажется, что в городе, где живет Юшка, нет ни одного порядочного и благородного человека, все превратились в тупых и опасных животных. Нравственная и духовная деградация, о которой говорит автор, приводит к появлению подобных монстров.

На Руси всегда почитали юродивых, они воспринимались не как люди, а почти как святые. Подобное отношение к блаженным передавалось из поколения в поколение. Но в рассказе Платонова мы видим совершенно иную картину. Несчастный старик Ефим (хотя стариком его назвать нельзя, ведь ему всего лишь около сорока) живет особой, никому не понятной жизнью. Юшка не беспокоится о собственном комфорте, ему чужда забота о благополучии. Он довольствуется такой малостью, чтобы только лишь не умереть с голоду.

Юшка полон любви к окружающему миру. Он не понимает жестоких детей, которые подвергают его обидам и насмешкам. Старик думает, что дети просто любят его, но не знают, как свою любовь выразить. У читателя дети не могут не вызывать отвращения, ведь в их детских душах уже прочно поселились и проросли такие качества, как жестокость, презрение, высокомерие. Из них вырастут такие же нравственные чудовища, как и их родители. А о взрослых следует сказать особо. Они полностью лишены человечности, им нет оправдания. Автор говорит о них: «У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Люди вымещали на Юшке свою злобу, избивали совершенно неповинного человека лишь за то, что он был на них не похож. Юшка безропотно воспринимал все побои и унижения. «От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе».

Подобное отношение к совершенно неповинному человеку заставляет задуматься о таких вечных ценностях, как милосердие, доброта, сопереживание. В рассказе практически ничего не говорится о том, как живут те, кто обижает и унижает Юшку. Мы знаем лишь, что они говорят своим детям: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! - Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!» За этими словами скрывается беспокойство о собственном благополучии. Безусловно, нельзя осуждать людей, если они думают о личном комфорте. Но кто дал им право так ненавидеть другого человека, имеющего такие же права на жизнь? Ведь сам Юшка лучше других понимает ценность жизни, в том числе и собственной. Он тяжело болен, в то время чахотка (туберкулез) была неизлечимым заболеванием. Но, несмотря на это, Юшка любит жизнь, наслаждается красотой природы, по-доброму относится к людям. Особенного внимания заслуживает тот факт, что Юшка отказывал себе во всем, чтобы девочка-си-рота могла учиться. Этот поступок говорит о том, что нравственно Юшка намного выше людей, которые его окружали. Они думали только о себе, их жизнь была похожа на пустое и бессмысленное существование животных. Они не сделали ни единого доброго поступка, погрязли в эгоизме и мелочности.

Юшка коренным образом от них отличается. В нем нет ни капли зла, зависти, ненависти. Даже по отношению к людям, медленно убивавшим его, у Юшки нет даже едва заметного злого чувства. Почему же окружающие люди не осознают всей низости своего поведения? Их поступки свидетельствуют о том, что общество деградировало, духовные ценности забыты. Жизнь в городе нам представляется мрачной, серой, унылой. Все до единого жители кажутся отвратительными существами. Если бы в рассказе говорилось о бедах и горестях, которые их подстерегают, у многих читателей это не вызвало бы ни жалости, ни сожаления. Люди, которые позволяют себе так издеваться над беспомощным и беззащитным стариком не заслуживают сочувствия. Юшке открыто желают смерти: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...» От таких слов становится страшно. И эти люди считают себя нормальными. А несчастного старика они сделали заложником своего настроения.

Писатель с горечью и болью констатирует, насколько страшно, если в людях утрачена человечность и доброта. Есть ли в их душах любовь? Или о ней уже никто не вспоминает, осталась одна лишь ненависть, всепоглощающая и звериная. Создается впечатление, что окружающие Юшку люди не любят никого, даже собственных близких. Ведь тот, в чьей душе прочно поселилась ненависть, вряд ли способен на любовь. Юшка безропотно сносит все мучения, которым его подвергают окружающие. Он и гибнет-то как раз из-за одного подлеца, который в очередной, недобрый час встретился на пути. Этот прохожий ударил Юшку и спокойно пошел домой пить чай. А несчастный старик умер. По сути своей Юшка стал серьезным испытанием для всех окружающих. Испытанием на человечность, которого они не выдержали. Ни у кого не возникло сожаления, когда стало известно о смерти Юшки.

Только потом, когда появилась незнакомая девушка, рассказавшая о том, что сделал для нее нищий старик, люди понемногу стали задумываться о его жизни. Но эти мысли были поверхностны и мимолетны. Как это ни парадоксально, но названая дочь Юшки, которая благодаря нему получила образование, стала в этом городе лечить несчастных от страшной болезни - туберкулеза. Заслуживают ли люди такой милости? На этот вопрос трудно ответить, тем более что девушка сделала свой выбор сама. Она помогала людям, несмотря на то, что Юшке никто так и не протянул руку помощи. Девушка-врач очень похожа на Юшку, несмотря на то, что она очень мало знала его. Она также добра, безответна, полна любви к окружающим. В ней нет ни капли расчетливости, она даже не берет деньги с больных. Финал рассказа внушает надежду, что хотя бы после того, как девушка появилась в городе, жители задумались о своем отношении к несчастному старику. Ведь если этого не произошло, жертва самого Юшки и его названой дочери выглядят напрасными.