Урок музыки "Не молкнет сердце чуткое Шопена…". Слушание музыки - «полонез». Сообщение корреспондентов подготовил……………

Тема урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы!»

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цели урока:

Воспитание у учащихся патриотических чувств к Родине, на примере биографии Ф. Шопена, повышение их эмоциональной культуры, расширение кругозора.

Задачи:

Знакомство с биографией и творчеством польского композитора Ф. Шопена;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Музыкальный материал: Ф. Шопен Полонез №3 (ля мажор), мазурка №47 (ля минор), мазурка №48 (си-бемоль мажор), вальс (до-диез минор), «Желание» на сл. В. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.

Оборудование: мультимедийное оборудование, фортепиано.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока!»

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята, я рада приветствовать вас в нашем концертном зале, рада вашим улыбкам. Сегодня на уроке нас ожидает много нового и интересного.

Слайды №1,2.

В ы услышите замечательные произведения польского композитора Фридерика Шопена, познакомитесь с его биографией.

Слайды №3,4.

1 марта 1810 года в Желязовой Воле, близ Варшавы, родился Фридерик Шопен. Его отец, Николя Шопен, француз, переселился в Польшу ещё в конце 18 века, и сумел не только полюбить новую Родину, но и поучаствовать в борьбе за её независимость. Матерью композитора была обедневшая польская аристократка – Юстина Кжижановская. В семье Шопенов было четверо детей. Все четверо были горячо любимыми детьми, но воспитывались в строгости и сдержанности.

Слайд №5.

Вскоре после рождения сына семья Шопенов переезжает в Варшаву. Маленький Фричек (так звали ребёнка в семье) очень рано проявил свою музыкальную одарённость. При звуках грустной песни, напеваемой матерью, ребенок начинал горько плакать. Малыш смеялся и хлопал от радости, когда мать играла веселые танцы . Он в раннем возрасте научился подбирать мелодии на фортепиано. Никто его этому не учил.

Слайд №6.

С 6 лет Фридерик стал заниматься у Войцеха Живного - чешского музыканта. Родители были несказанно рады, когда прекрасный педагог пан Войтех Живный взялся за обучение их сына. Никто, разумеется. Не думал, что в семье растёт гений. Однако именно пан Живный объявил семье Шопенов: «Ваш сын – новый Моцарт!» с самого детства мальчика его мать пани Юстину беспокоили постоянные простуды сына. Несмотря на то, что он был по-детски резв и слыл заводилой мальчишеских компаний, сомнений не оставалось – главной проблемой в его жизни будет именно хрупкое здоровье.

Слайды №7,8.

В 7 лет Фредерик сочинил своё первое крупное произведение – полонез. Полонез это польский танец, но непростой танец, а танец-шествие, которым тогда открывались все танцевальные мероприятия – от императорского бала до провинциально-помещичьей вечеринки. Существует легенда о том, что Шопен, сочиняя полонез, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времен .

Слайд №9. Сейчас мы услышим знаменитый Полонез ля мажор.

? Какими чувствами наполнена эта музыка? (ответы ребят)

? Как ты думаешь, почему именно это произведение стало музыкальным символом Польши? (ответы ребят)

(Ребята записывают в тетради определение. Полонез – торжественный танец-шествие.)

С 1816 года Шопен начинает выступать в салонах варшавских аристократов, исполняя как произведения собственного сочинения, так и других авторов.

Слайд №10.

С 1826 по 1829 года Фридерик учится в Главной школе музыки в Варшаве у Ю.Эльснера, где совершенствуется в игре на фортепиано и изучает теорию композиции. В отчетах Главной школы музыки Эльснер писал: "Ученик первого года Ф.Шопен - особое дарование", "Ученик третьего года Ф. Шопен. Исключительная одаренность, музыкальный гений». Директор Варшавской консерватории Эльснер – широко образованный музыкант, хороший композитор. За свою долгую жизнь он воспитал не одно поколение польских музыкантов. Чуткий педагог, он умел находить дорогу к сердцам молодых музыкантов. Призывал их ценить родную народную песню, живой источник вдохновения польских композиторов.

Слайд №11.

В возрасте 14-15 лет Шопен сочиняет свои первые мазурки. Мазурка – любимый танец польского народа. Это пьесы, воссоздающие атмосферу польского бала или народного сельского быта, лирически и нежные или проникнутые страстным порывом. К этому танцу Шопен обращался на протяжении всей своей жизни. Всего им написано 60 мазурок.

Слайды №12,13.

Послушайте мазурку си-бемоль мажор Ф. Шопена, определите её характер.

? Как звучат мазурки Шопена? Похожи ли они на сельский танец?

(Ребята записывают в тетради. Мазур – старинный польский танец.)

Слайд №14.

После блистательного окончания Варшавской консерватории Шопен по совету своего учителя едет в Вену – крупный музыкальный центр того времени.

Слайд №15.

В девятнадцатилетнем возрасте Шопен покорил Вену. Вена издавна не любила «чужаков», но, тем не менее, юный Шопен сумел вызвать у капризной публики самые восторженные эмоции. В отличие от большинства композиторов своей эпохи, Шопен был удивительно тонок и нежен. «Его музыка – удивительно весенняя!» - восклицали слушатели. Недаром же он родился в марте!»

Слайд №16. Послушайте один из самых известных вальсов Ф. Шопена - вальс си минор. Сравните его с другими известными тебе танцами. В чём их различие? (ответы ребят)

Слайд №17.

В 1829 Шопен знакомится с Констанцией Гладковской, которая становится его музой. Именно для Констанции Шопен сочинил песню Желание. Эта нежная лирическая музыка возникла под непосредственным воздействием глубокого сердечного чувства к красивой и талантливой девушке. Звучит песня «Желание».

? Интонации какого жанра звучат в этой песне? Сравните её с темами мазурок. (ответы ребят)

Слайд №18.

Шопен собирался отправиться покорить мир - завоевать Вену, Париж - и вернуться в Польшу признанным композитором. Но судьба распорядилась иначе.

Слайд №19.

В 1830 году в Польше началась война за независимость. Шопен, страстный патриот, водил знакомство со многими повстанцами. Однако по настоянию отца молодой композитор уезжает в Париж. Мучимый противоречиями, он отправляется в Париж.

Слайд №20.

Прибыв Париж, Шопен поражается его разнообразием и возможным перспективами. В Париже Шопен знакомится с известными музыкантами: Ференцом Листом, Луиджи Керубини, Гектором Берлиозом.

Известие о разгроме восстания и падении Польши застают композитора на чужбине. В своем дневнике Шопен напишет: "...Нельзя описать мое горе: я насилу его переношу!" Нужны были не слова, а что-то другое. Все чувства, все мысли, веру в свободу Польши, весь пыл восстания он воплотит за фортепиано, создаст фортепианный этюд, названный «Революционным».

Слайд №21.

По своей натуре Шопен был настоящим аристократом, презирающим. В его манерах и внешности не было ничего наигранного, фальшивого. В его сердце была любовь к людям, он стремился им помогать. Кроме этого, он обладал прекрасным чувством юмора и был талантливым собеседником. Шопен был красив, несмотря на бледный чахоточный вид. Нет ничего удивительного в том, что он скоро покорил Париж. Но, несмотря на активную концертную, композиторскую, педагогическую деятельность, несмотря на знакомства с творческими личностями, знатью, Фридерик оставался одинок. Он не мог никому открыться, не мог поведать того разочарования, той пустоты от разлуки с Родиной, с родными.

Слайды №22,23.

В 1848 году Шопен дает последний парижский концерт. Он пытается вновь начать педагогическую деятельность, но силы оставляют его. Летом 1849 Фридерик делает набросок Мазурки фа минор - своего последнего произведения. 17 октября 1849 года в присутствии сестры Людвики и нескольких друзей Фридерик Шопен умер.

Слайды №24,25.

Похоронен Шопен в Париже, рядом с могилой композитора Беллини. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Святого Креста. Сегодня имя Шопена не забыто: по всему миру проводятся конкурсы и фестивали имени Фридерика Шопена.

Слайд №26.

Шопен был гениальным пианистом. Почти все произведения Шопена написаны для фортепиано.

А сейчас мы вернёмся к песне «Желание» и разучим её. (разучивание песни)

Выводы: Ф. Шопен горячо любил свою Родину, и все свои произведения посвящал Польше и польскому народу. Его музыка пронизана польскими народными песенными и танцевальными мелодиями.

Поражает его удивительное чувство любви к своей Отчизне. Многие поэты посвящали этой теме свои стихи. А сейчас послушайте Сонет Шопену, автором которого является азербайджанский поэт Мамед Фошк.

Не молкнет сердце чуткое Шопена,

Звучит громоподобно, как орган,

В «Святом кресте» вмурованное в стену,

Не для одних лишь здешних прихожан.

И нощно слышит сердце всё, и денно, -

Оно недремно, словно океан, -

Прах гения покоится над Сеной,

Но он живой для всех людей и стран!

Великий сын земли многострадальной,

Мир покорили до окраин дальних

Навеки звуки музыки твоей.

То сердце, что стучало в лад с народным

Во имя жизни светлой и свободной

И камнем взято, всех живых – живей!

(перевод с азербайджанского С. Поликарпова)

Не молкнет сердце чуткое Шопена

Сценарий урока музыки для 4 класса.

Шопен беседует с тобою

В часы раздумья и унынья,

В часы тревоги, немоты,

Растерянности и покоя.

Л.Озеров

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородной свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

А.Граши.

Цели и задачи:

    Дать представление о новых жанрах в творчестве Ф.Шопена, подчеркнуть жизненность искусства прошлого, которое обогащает культуру современности.

    Развивать представление учащихся о средствах выразительности.

    Расширить кругозор учащихся, пробудить желание слушать музыку классического строя, совершенствовать речь учащихся.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

    Коммуникативные (К) - умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции, участие в хоровом и инструментальном исполнительстве, умение слушать, вести диалог, умение встать на позицию другого человека.

    Личностные (Л) - стремление в реализации своего творческого потенциала, готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.

    Познавательные (П) - поиск и выделение информации, развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

    Регулятивные (Р) - постановка цели, выделение информации, прогнозирование, анализ муз. произведения и средств выразительности, оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

    целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

    уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Метапредметные:

    умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

    умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    умение анализировать собственную учебную деятельность,

Предметные:

    расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому и современному музыкальному наследию;

    овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

    развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

    сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

Педагогические технологии:

    Технология развития ассоциативно-образного мышления

    Технология детского музицирования

    Технология диагностики формирования музыкальной культуры

План урока:

    Вступление. О музыке и музыкантах.

    Ф.Шопен. Повторение пройденного.

    Знакомство с новыми жанрами в творчестве Ф.Шопена.

    Подведение итогов урока.

Ход урока:

Раздел урока

Технологии

Вступление.

О музыке и музыкантах.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о музыке и музыкантах. Правда, неожиданная тема? Давайте попробуем подобрать ассоциации к словам «музыка» и «музыкант». (Дети подбирают ассоциации). Очень интересные ассоциации. Именно о такой музыке и таком музыканте мы сегодня будем с вами говорить.

Мы с вами разучивали песню «Когда играет музыкант», давайте ее споем. Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой – «Погончики», «Насос».

Распевание: на одном звуке ма-мэ-ми-мо-му; нисходящее движение от3 к 1 ступени – ми-и-я, нисходящее движение от 5 к 1 ступени – лю, ду, ту (подготовка к игре на свирельках).

(Исполняют песню «Когда играет музыкант», проигрыш играют на свирельках).

П – поиск и выделение информации

Р – постановка цели

К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом и инструменальном исполнительстве.

Технология развития ассоциативно-образного мышления

Технология формирования певческой культуры

Технология детского музицирования

Ф.Шопен. Повторение пройденного

Ребята, вы придумали очень интересные ассоциации, но одна мне не очень понятна: музыкант – поэт. Разве так может быть? А почему?

Я хочу прочитать вам слова великого немецкого поэта Генриха Гейне: «Природа… дала ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру, благороднейшее сердце и гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном смысле этого слова; он не только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас наглядной поэзию, живущую в его душе; он композитор, и ничто не может сравниться с тем наслаждением, которое он доставляет нам, когда садится за рояль и импровизирует, тотчас же замечается, что он родился там же, где Моцарт, Рафаэль, - настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии». Итак, сегодня мы еще раз обратимся к творчеству замечательного композитора Фридерика Шопена. Давайте вспомним, что вы знаете об этом композиторе. (Дети отвечают). А вот, что писал академик Б.Асафьев: «В творчестве Шопена – вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.»

Мы уже знакомились с танцевальными жанрами в творчестве этого композитора. Давайте вспомним некоторые из них, а также средства выразительности, которые использовал Шопен, создавая незабываемые образы.

«Вальс» си минор.

«Полонез» ля мажор.

«Мазурка» ля минор.

Почти вся жизнь и творчество Шопена связаны с фортепиано. Но композитором написано несколько замечательных песен. Одну из них, наверное, самую известную мы с вами выучили. Это – песня «Желание». Давайте ее исполним. (Исполняют песню «Желание»).

Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией, дикцией, ансамблем

К – умение слушать, вести диалог.

П – выделение информации.

Л – стремление в реализации своего творческого потенциала.

К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве.

Технология развития ассоциативно-образного мышления (использование литературных ассоциаций перед прослушиванием узыки)

Технология развития процессов восприятия музыки

Технология формирования певческой культуры

Знакомство с новыми жанрами в творчестве Ф.Шопена.

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми жанрами в творчестве Шопена. Это – прелюдии. Слово «прелюдия» в переводе с латинского означает «вступление», но у Шопена это законченное завершенное целое, в котором запечатлевается один образ, одно настроение. Откройте тетради и запишите новое определение. (Записывают в тетради).

Русский музыкальный писатель Христианович писал: «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали.» Послушаем несколько прелюдий. Попытайтесь услышать, какие чувства хотел выразить композитор, и какие музыкальные средства он для этого использовал.

Прелюдия №4 ми минор

Прелюдия №7 ля мажор

Прелюдия №20 до минор

(Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, лад, размер, ритм, мелодическая линия и др.)

Правда, замечательная музыка? Недаром русский композитор А.Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».

Из сохранившейся переписки становится очевидным, что близкие друзья Шопена относились к его музыке как к продолжению его самого. Ведь многое из его музыки появилось на свет в форме творческой реакции на события, происходившие в мире и в жизни художника. В возрасте 19-20 лет Шопен с успехом гастролировал в Вене, когда до него дошла весть о польском восстании, о его поражении и жестоком усмирении восставших силами русской армии. Его первая реакция – страстное желание принять самое непосредственное участие в борьбе. Друзья удержали его почти силой. В конце концов, он осознал, что служить Родине должен своим искусством. (Звучит «Революционный этюд»).

Прозвучал «Революционный этюд». Скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? (Гнев, скорбь, отчаяние, ярость…). Этюд – это пьеса для развития технических навыков игры на инструменте. Шопен изменил самый смысл и назначение этюда. Этюд перестает быть упражнением – он становится полноценным художественным жанром, пригодным к выявлению поэтического образа, мысли, настроения. Какие же средства музыкальной выразительности использует здесь Шопен для создания образа героической борьбы?

Что же хотел сказать нам своей музыкой Шопен? (Он зовет к борьбе с несправедливостью). И что, человечество отказалось от насилия, от войн? Нет. Может быть, имеет смысл отказаться от творчества и его, так называемых, мук, от переживаний на темы справедливости и несправедливости, если искусство не приносит в мир никаких видимых перемен? Или все-таки приносит? Какие? Как же отвечали на этот вопрос современники Шопена? Роберт Шуман, например: «Если бы могущественный монарх севера (русский царь) узнал, какой опасности враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он запретил бы эту музыку. Произведения Шопена – это пушки, спрятанные в цветах».

П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

Р – анализ муз. произведений и средств выразительности

П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

Л – готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.

Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей

Технология развития ассоциативно-образного мышления (установка на восприятие музыки)

Технология развития процессов восприятия музыки

Технология развития ассоциативно-образного мышления (выявление социального значения музыки)

Подведение итогов урока

А сейчас небольшое задание. Здесь перепутаны буквы, нужно поставить их на место, чтобы получились названия жанров, в которых работал Шопен.(Раздаются листы с заданием, ребята выполняют его).

Нужна ли музыка Шопена нам, людям 21 века? Почему? Чему она нас учит? Что нам дает?

В заключении исполняем песню «Мир, который нужен мне» музыка А.Ермолова

На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо. До свидания

Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности

Технология диагностики формирования музыкальной культуры (опрос, творческое задание)

Технология формирования певческой культуры

Гейне: «Природа… дала ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру, благороднейшее сердце и гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном смысле этого слова; он не только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас наглядной поэзию, живущую в его душе; он композитор, и ничто не может сравниться с тем наслаждением, которое он доставляет нам, когда садится за рояль и импровизирует, тотчас же замечается, что настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии ».

Б.Асафьев: «В творчестве Шопена – вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.»

Христианович писал: «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали.»

Роберт Шуман: «Если бы могущественный монарх севера (русский царь) узнал, какой опасности враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он запретил бы эту музыку. Произведения Шопена – это пушки, спрятанные в цветах».

Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Ф. Шопена,

Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Ф Шопена,

поставив буквы в нужном порядке.

Слайд 1

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена»

Слайд 2

Фредерик Шопен

Слайд 3

Слайд 4

Родился в смешанной французско-польской семье; родным языком Шопена был польский.
Во времена Шопена Варшава насчитывала 100 тыс, жителей и была культурным центром, находившегося под властью России Царства Польского.

Слайд 5

Юный Фридерик развлекает собравшихся друзей необычным для его возраста мастерством игры на фортепиано.

Слайд 6

19-летний Шопен играет в Берлине перед избранной публикой в салоне князя Антония Радзивилла. Сам Радзивилл тоже был одаренным виолончелистом, гитаристом и композитором. Подружившись с Шопеном, он содействовал его Дальнейшей карьере.

Слайд 7


Судьба этого человека сложилась трагически, т.к. большую часть своей короткой (около 40 лет!) жизни и последние дни он провел на чужбине, вдали от горячо любимой Родины, которую он очень любил, безмерно тосковал о ней и всю свою музыку посвятил ей.

Слайд 8

В августе 1849 г. Шопен переехал в роскошную квартиру на Вандомской площади (Париж).
“…Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой? Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя родина…Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”

Слайд 9

Любовь к Родине этого талантливого человека была настолько велика, что после его смерти по просьбе Ф.Шопена сердце его было вынуто из груди и, как священная реликвия, переправлено на родину, в Варшаву. Сегодня оно замуровано в стене одного из главных костелов (храмов)Варшавы и об этом свидетельствуют такие поэтические строки:
“Стоит в Варшаве церковь, Там стена скрывает человечества святыню –
Шопена сердце – Тишина полна биеньем сердца этого поныне!”

Слайд 10

«Душа фортепиано»–так называли польского гения.
Полонез
Произведения для фортепиано- Вальсы Полонезы Мазурки Прелюдии Этюды

Слайд 11

Полонез-польский

Слайд 12

Танцы, танцы, танцы…
Вальс

Слайд 13

Проверь себя
… Шопен- назови имя
Фредерик
Как переводится полонез-
польский
Где родился Шопен?-
Желязова Воля,близ Варшавы
Какой любимый инструмент Шопена
рояль
Перечисли что писал Шопен для рояля?
Вальсы, полонезы,этюды,мазурки,прелюдии

Слайд 14

Журавли, тополя Хлеб, да соль, лик Кремля Это ты, Родина моя Это ты, Россия Детский смех, перепляс. Доброта синих глаз. Это ты, Родина моя. В мире нет красивей. Россия, Россия - ты моя звезда Россия, Россия - ты моя судьба Россия, Россия - повторю я вновь Россия, Россия - ты моя любовь!
Хохлома, волжский плес, Ширь полей, плач берез. Это ты, Родина моя, Это ты, Россия. Купола, неба высь. Для тебя наша жизнь. Это ты, Родина моя. В мире нет красивей. Россия, Россия - ты моя звезда Россия, Россия - ты моя судьба Россия, Россия - повторю я вновь Россия, Россия - ты моя любовь!
«Звезда России»

Цель урока: осознания творчества Ф. Шопена.

Задачи:

  • Образовательные :
    • умение самостоятельно применять ранее полученные знания;
    • сопоставление и сравнение;
    • умение образно мыслить;
    • исторические данные;
    • умение выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора.
    • знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: полонез, мазурка.
    • расширение речевых возможностей о содержании музыки.
    • вокально-хоровая работа.
  • Воспитательная :
    • эмоционально-целостное отношение к музыке.
  • Развивающая : формирование общеучебных навыков:
    • учебно-организационных,
    • учебно-информационных,
    • учебно-интеллектуальных,
    • учебно-коммуникативных.

ХОД УРОКА

1. Музыкальное приветствие

2. Тема урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Учебник – ст. 82 (Учебник «Музыка 4 класс» – Г.П. Сергеева) Прочитать 1 абзац. (ученик). (Приложение 1 , слайд 1)

– Ребята, перед нами портрет великого польского композитора Фридерика Шопена.
– Сколько лет прожил этот композитор? (39)
Короткую но очень яркую, творческую, музыкальную жизнь прожил Фридерик Шопен.

2 слайд.

– Как вы думаете для какого инструмента писал свою музыку Ф. Шопен? (Для фортепиано)
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязо ва Воля в Польше.
3 слайд. Отец Фредерика Николя был французом, сыном крестьянина. Еще в молодости он переехал жить из Франции в Польшу, которая пришлась ему по душе, и впоследствии он принимал участие в судьбе своей новой родины.
Уже в детстве Фредерик стал неординарно проявлять свои музыкальные способности. Он был одержим, вскакивал среди ночи, чтобы подобрать запомнившийся аккорд или мелодию на фортепиано, плакал, прослушивая определенные мелодии, проявляя нескончаемую фантазию в импровизациях.
4 слайд (прочитать стихотворение)
– И я надеюсь что мы с вами сегодня услышим на уроке эти чувства и эмоции.
5 слайд. (Хронология жизни).
1818 – сколько лет Фридерику? (8)
– А кто еще из композиторов рано начал писать музыку и выступать с концертами? (Моцарт, Прокофьев) .
1831 – переехав в Париж, половину своей жизни проведет в дали от родины.

Учебник – ст. 82. 2 абзац.

Слайды – 6, 7, 8.
Сердце: Он завещал похоронить свое тело в Париже а сердце в Варшаве. Т.к. любил свою родину.
– Перед вами портрет Ф. Шопена работы французского художника-романтика (стиль романтизм) 19 века Эжена Делакруа.
Слайд 9.
Жирафовое фортепиано. Слайд 10.
– В чем необычность такого инструмента?
– Для чего это сделано? (для концертного исполнения).
Ныне фортепианные произведения Ф. Шопена включены в репертуар множества пианистов. Часто записи его произведений фигурируют в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года и поныне в городе Варшава проводят Международный конкурс пианистов им. Шопена.

В 19 веке была борьба за освободительные движения в Европе. Маленькие страны хотели быть независимыми. Шопен писал музыку основываясь на Польской народной музыке, народных танцах.

Полонез (танец-шествие). В переводе – Польский. Слайд №13.

Полонезом обычно начинали или заканчивали балы.

Слушание. Полонез ля мажор.

– Какими словами вы опишете этот танец? (гордость, величественность, торжественный, гордость за Родину).

Мазурка. Слайд № 14 .

Слушание. Мазурка № 1. Си бемоль мажор.

Торжественно и громко первый такт звучит,
И сразу и пара с парой соревнуясь,
По залу с лёгкостью вперёд летит,
Рука с рукой соприкасаясь.

Вопрос из учебника:

– Шопен очень любил свою родину и мы это отчетливо видим в его музыке. А как вы относитесь к своей родине? ….

О родине можно петь по-разному – Торжественно как в … (полонезе), просто как в… (мазурке), а мы с вами споем лирично.

3. Разучивание песни «Родина»

Слайд 15 (вызвать ребенка).

– Кто из них Шопен?

4. Задание на доске:

К каким странам относятся эти танцы?

Полька – Чехия. (Половинка, 2 чатверти)
Трепак – Россия.
Полонез – Польша.
Ча рдаш – Венгрия.
Гопак – Украина.
Мазурка – Польша.

5. Итог

– Что можем сказать о Шопене, что для него важно? (Родина).

6. Д.з: О музыке Шопена сказали современники «Его музыка это пушки спрятанные в розах». Как вы это понимаете?

7. Рефлексия

– Что получилось на уроке, что вам понравилось, что для вас было сложно?


Ты, думаешь,

эти мелодии звуки струны?

То, звуки , рожденные в сердце слышны…

Р.Гамзатов


Фредерик Шопен

(1810-1849)



Фредерик Шопен прожил всего 39 лет - это очень мало. Он умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.

Умер Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”






Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.


Полонез ля мажор

Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.


«ВАЛЬС»- бальный танец с плавным вращательным движением пар. С вальсом мы довольно часто встречаемся в жизни. Шопен как композитор-романтик, очень любил этот красивый, изысканный танец и создал немало вальсов .






В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:

Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы...



Почему не молкнет чуткое сердце Шопена?

Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!

Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.





  • -Торжественный польский танец-шествие?
  • -Подвижный прыжковый польский танец?
  • С творчеством какого композитора вы познакомились?
  • -С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?
  • -Бальный танец с плавным вращательным движением пар?