Развитие слуха у детей. Консультация на тему: Как развивать музыкальный слух у детей

” №1/2007 04.08.11

Человек с хорошо развитым слухом отличается феноменальной памятью, нестандартным мышлением, стойким вниманием, ему легко дается изучение языков. Ничего сверхъестественного для развития слуха не требуется. Достаточно простых игр и занятий. Но результат получится грандиозный!

Мелодичное окружение способствует активному развитию ребенка. Об этом говорят психологи в самых разных странах. Конечно, не стоит включать дома музыку на 24 часа в сутки. Но и находиться в «стерильной» тишине младенцу вредно. Ведь каждый звук превращается в импульс, который идет в головной мозг. Больше «раздражителей» значит, активнее идут мыслительные процессы.

Только имейте в виду, что не все звуки полезны. Вам нужно провести строгий отбор и включить в список лишь лучшее. На первом месте – голоса близких людей. Не забудьте о классической музыке, о народных песнях. Во время дождя приоткрывайте форточку, чтобы ребенок в шуме капель учился различать мелодии.

Развитие слуха у новорожденных детей

Новорожденный постигает мир на слух. Нежные или резкие звуки сейчас по-разному воздействуют на незрелую нервную систему. Колыбельная расслабляет и успокаивает ребенка, дыхание становится глубже, он засыпает. Марш Мендельсона или телефонный звонок, наоборот, заставляют его напрячься, а иногда и пугают. Резкие звуки провоцируют безусловные рефлексы. Если вы тихо хлопнете в ладоши или слегка стукнете по кроватке возле ребенка, он разведет руки, раскроет ладошки и обхватит себя ими.

Поиск источника звука

Первое, чему учится ребенок находить источник звука. В трехмесячном возрасте он уже поворачивает голову на ваш голос и начинает улыбаться (врачи называют такую реакцию «комплексом оживления»).

Закрепить это умение и одновременно развивать слуховое внимание поможет погремушка. Основное требование к игрушке – мелодичный звук. Стоя над кроваткой, потарахтите ею справа от ребенка, слева, внизу, над головой. Пусть он поищет источник шума глазами, потянется к нему руками.

Распознавание звука

Ребенок слушает разговоры родителей, и постепенно у него складывается речевая карта родного языка. Он начинает понимать, как соединяются звуки, улавливает ритмику родной речи. Совершенствовать это умение поможет игра. Вам понадобятся часы, молоточек (музыкальный или из набора игрушечных инструментов) и банка, наполненная фасолью. Не торопитесь показывать ребенку все предметы, начните с двух и постепенно с каждым занятием увеличивайте количество.

Сначала пусть ребенок послушает, как «разговаривает» каждый из предметов. Затем предложите ему отвернуться и угадать, чей «голос» он сейчас слышит. Не забывайте хвалить малыша за каждый правильный ответ. Такие занятия вовсе не обязательно проводить дома. На прогулке обращайте внимание ребенка на то, как скрипит снег на морозе, как чирикают воробьи, как сигналит автомобиль. Дома повторите пройденный материал.

Музыкальные инструменты для ребенка

Барабан, мини-рояль, ксилофон или маракасы никогда не будут пылиться в углу. Многие психологи считают, что они замечательно развивают слух и музыкальный вкус. Поэтому не отбирайте инструмент у ребенка, не прячьте на дальнюю полку. Лучше подыграйте маленькому солисту. Начните с «Чижика-пыжика». Исполняя простые песенки, ребенок научится распознавать тональность.

Музыка для детей

Регулярно пополняйте домашнюю фонотеку. Моцарта, Штрауса и Гайдна вы слушали еще до рождения ребенка? Значит, эти произведения нравятся и ему. Но ребенок растет, у него появляются свои интересы. Учитывайте их, поэтому отправляйтесь в музыкальный магазин вместе. В коллекции появятся сборники Дунаевского, Гладкова... Ритмичные мелодии действуют как волшебные гусли-самогуды: заставляют ноги пускаться в пляс. Прекрасно! Умение гармонично двигаться под музыку помогает тоньше ее почувствовать.

Знакомьте ребенка со звуками различных музыкальных инструментов. Помогут в этом детские утренники в филармонии. На сцене представляют каждый инструмент и знакомят детей с его «голосом». Так малыш начнет связывать звук и зрительный образ.

Когда ребенок начнет различать звуки инструментов, предложите ему игру «Чей голос?». Она развивает слуховое внимание и память. Малыш слушает мелодию (на первых порах выбирайте музыку попроще) и говорит, сколько инструментов участвуют в произведении

Берегите слух с рождения. Передачу звука в мозг осуществляют сенсорные рецепторы. Во внутреннем ухе около 20 тысяч микроработников. Громкая музыка травмирует их, в результате слух ухудшается. Поэтому никогда не включайте музыкальный центр на полную мощность.

Следите, чтобы телевизор и радио не работали одновременно. Такая какофония нагружает нервную систему и снижает слух.

Развитие слуха ребенка от рождения до 3-х лет

Проверять слух ребенка нужно с рождения. Специалисты определили, с какими задачами и в каком возрасте ребенок способен справиться.

  • Ребенку 1,5-3 месяца - Оживляется, когда слышит голос.
  • Ребенку 4-5 месяцев - Гулит в ответ на обращение.
  • Ребенку 6 месяцев-1 год - Поворачивается в сторону тихих звуков. Улавливает тиканье часов на расстоянии 1 метра. Реагирует на оклик из другой комнаты.
  • Ребенку 1,5 года - Произносит около 10-15 слов, подражает голосам животных. Откликается на призыв (когда вы говорите спокойным голосом без жестикуляции).
  • Ребенку 2 года - Слышит, когда его зовут с расстояния 4-5 метров. Узнает звуки, не видя их источника. Произносит 100-150 слов.
  • Ребенку 3 года - Без труда различает похожие мелодии. В речи появляются сложные предложения.

Книги и игрушки для развития слуха ребенка

  1. Развивающая музыка для детей
  2. Мягкие погремушки и погремушки с шариками.
  3. Барабан
  4. Губная гармошка.
  5. Музыкальная карусель
  6. Клавесин
  7. Записи голосов животных и птиц
  8. Сборник произведений П. И. Чайковского.
  9. Э. Успенский «Кот Матроскин и другие...».
  10. Г. Гладков «Трубадур и другие...».

С музыкальным слухом не рождаются, его надо долго и правильно тренировать и пестовать.

Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха , а возможности его развития практически безграничны. Отсутствие слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота. Без него мы, например, не узнавали бы людей по голосу. Невербальные характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем произнесенные вслух слова.

У подавляющего большинства людей слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию своих способностей.

Занятия на инструменте требуют от ребенка и его родителей само-отдачи. Готовы ли вы к этому?

2 Если ребенку, как говорится, «медведь наступил на ухо», то тут уже ничего не поделаешь!

Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь? Значит, тебе «медведь на ухо наступил», у тебя «нет слуха».

Важно учитывать, что такие проблемы как «нечистое» интонирование отдельных звуков и музыкальных фраз далеко не всегда свидетельствуют об отсутствии музыкальных способностей. Зачастую дети, особенно маленькие, не умеют управлять своим голосом, голосовыми связками, вследствие чего не могут точно передать звучание ноты или мелодии, которое существует в их сознании в абсолютно верном варианте. Отсюда рождается распространенное заблуждение, что ребенок, который поет фальшиво, лишен музыкального слуха в принципе.

Как развить у ребенка музыкальные способности?

Слушайте вместе музыку, когда малыш еще в животике

Младенцу пойте песенки - от колыбельных до бодрых маршей

Разучивайте с малышом детские и мелодичные взрослые песни

Показывайте малышу музыкальные мультики

Покупайте детские инструменты и показывайте, как ими пользоваться

Играйте на гаджетах в музыкальные игры.

3 Малыш будет слушать классическую музыку, только если он привык к ней с колыбели.

Если в доме часто звучит классическая музыка, ребенок будет воспринимать ее хорошо. Но она не должна навязываться ребенку, иначе будет вызывать отторжение. Ставьте классику, но понемногу, по 5–10 минут. Не включайте музыку громко, следите за реакцией малыша. Ему не нравится? Выключите: либо ваш малыш еще не дорос до такой музыки, либо она не подходит ему на психоэмоциональном уровне.

4 Занятия музыкой - это пустое времяпровождение и ими стоит заниматься лишь тем, кто решил сделать карьеру в этой сфере.

Бытует мнение, что если уж «лишать ребенка детства», так уж только ради профессиональных занятий. Но ведь занятия музыкой необычайно полезны и на уровне общего развития!

Музыкальное образование очень нужно всем детям для их развития. У музыкальных детей лучше развиты память, зрительное восприятие, речь, координация слуха и движений, фантазия. Кроме освоения навыка игры на инструменте, ребенок тренирует память, усидчивость. становится более дисциплинированным. Музобразование оказывает положительное влияние на общее развитие. Но прежде чем вести малыша в специализированную школу, подумайте о той нагрузке, которую вы добавляете и ребенку, и себе. Ведь далеко не все дети (и родители) готовы это принять и выдержать.

5 Есть «сложные» и «легкие» музыкальные инструменты, и делать первые шаги лучше на «легких» - таких, например, как барабаны.

Все инструменты сложны, при игре на них нужно развитие слуха, памяти, ритма. Например, для игры на ударных инструментах нужно хорошо развитое чувство ритма . У многих детей, которые приходят поступать в музыкальную школу, оно недостаточно совершенно. Нужна также блестящая координация. Кстати, без нее на любом инструменте никуда…

Произведения классики, которые должен услышать каждый малыш:

П.И. Чайковский, музыка к балету «Щелкунчик»
П.И. Чайковский, пьесы из «Детского альбома»
П.И. Чайковский, пьесы из цикла «Времена года»
В.А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада»
Э. Григ, сюита «Пер-Гюхт»
Ф. Шопен, произведения на выбор родителей
Н.А. Римский-Корсаков, «Шехеразада»
В.А. Моцарт, симфония № 40, 1 часть
Л. Бетховен «К Элизе»

Вы хотите развить музыкальный слух у ребенка? Оказывается, что потенциально музыкальным слухом обладают абсолютно все дети. Вся проблема в том, что из-за отсутствия правильного музыкального воспитания, этот дар оказывается загубленным. Но как же правильно нужно заниматься с ребенком, чтобы развить, если не абсолютный, то хотя бы просто хороший слух?

Вспомните, что, когда мы учим ребенка разговаривать, мы читаем ему книги, рассказываем сказки, потешки. Причем маленький ребенок постоянно наблюдает за выражением лица, мимикой, движением губ и т.д. Если мы хотим добиться более чистой речи, то мы перестаем сюсюкать и коверкать слова вслед за ребенком. Маленькие детки всегда подражают родителям, и процесс подражания тоже играет не маловажную роль.

Поэтому, если Вы хотите привить любовь к музыке у ребенка, то покажите ему собственный положительный пример. Даже если Вы никогда не держали в руках музыкальных инструментов, то уж петь-то Вам точно приходилось. А еще чаще Вы слушали свою любимую музыку. Вот и начните с этого. Слушайте хорошую качественную музыку, которая Вам самим по душе. Это может быть эмоциональная классическая музыка, танцевальная, народная, и даже легкий рок.

Никто не отменял также пение колыбельных или потешек. Даже в утробе матери ребенок способен чувствовать вибрации маминого голоса. Пойте много, пойте с душой, пойте тихо и громко. Расширяйте свой репертуар и уже после рождения ребенок будет узнавать и любить Ваш голос.

Когда малыщ немного подрастет можно предлагать ему инструменты: барабаны, дудочки, детские гитары, металлофон, синтезатор. Здесь главное, чтобы ребенок принимал участие и сам создавал музыку, а не просто пассивно слушал. Конечно, придется запастись терпением, прежде чем юное дарование начнет выводить связные мелодии.


Хорошо бы еще ходить с ребенком на детские концерты, музыкальные спектакли, смотреть соответствующие мультфильмы. Песни нужно подбирать с добрыми сюжетами, т.к. они формируют мировоззрение ребенка.

Занятия вокалом с ребенком можно проводить с того момента, когда он только начнет повторять слова. Простые слоги можно уже распевать “ма-ма-ма”, “ту-ту-ту”, “да-да-да” и т.д.

Как ни странно, малыша можно научить петь, позволяя ему просто покричать. Не стоит одергивать его, когда он кричит в подъезде или в арке дома, где есть эхо. Так ребенок научится слушать и наслаждаться своим голосом.

Чтобы научить кроху различать низкие, средние и высокие звуки, можно на инструменте показывать, как звучит медведь, поет птичка, или говорит человек.

Как развивать музыкальный слух у детей?

Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмично топать? Мир звуков окружает ребенка с момента рождения. Нам нужно помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к дружбе с музыкой. Может быть, мы зря об этом говорим? Учить музыке своих детей хотят почти все. Но сколько потом разочарований! Намаявшись с ребенком, родители делают вывод:

«Не способный к музыке». И на этом дело заканчивается. У ребенка же надолго остается отношение к музыке как к чему-то трудному, недоступному.

Для того чтобы ребенок тянулся к музыке, нужно как можно раньше помогать ему, слушать разные звуки. Какая мама не использовала крышки от обычных кастрюлек, чтобы занять своего малыша? Он гремит ими вволю, испытывая настоящую радость. А ведь такая игра имеет непосредственные отношения к развитию слуха ребенка.

Что же такое музыкальный слух? Музыкальный слух – это способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков - высоту, громкость, тембр, а также способность ощущать функциональные связи между звуками в музыкальных произведениях.

Обычно малыш очень рано что-то мурлычет, напевает. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов; привлекает человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам, к музыке. Давайте помогать им в этом. Покупая малышам игрушки, родители заботятся о яркости цвета, выразительности формы. Но, как правило, мало заботятся о том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или предметами. А между тем, многие дети, подрастая, прямо-таки ищут эти звучащие предметы. Сначала бросают на пол погремушки, крышки от маминых кастрюлек. Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому стакану – третий. Вам легче будет руководить музыкальным развитием малыша, если вы будете общаться со звуками вместе с ребенком.

Чтобы познакомить ребенка с высокими и низкими звуками можно использовать свой голос (спеть или прочитать отрывок стихотворения высоким голосом, потом – низким), разные по звучанию колокольчики, детские музыкальные инструменты (металлофон, дудочка).

Длительность звука можно изучать с помощи карандаша или ручки. Пусть Ваш ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда звучание ноты прекратится, перестанет рисовать. Такая игра развивает слуховое внимание и дает представление о существовании долгих и коротких нот, что является началом развития чувства ритма.

Я хочу привести несколько примеров музыкальных игр, в которые можно играть с ребенком.

«Угадай что звучит»

Для этой игры Вам понадобится несколько предметов быта, которые есть в каждом доме. Пусть это будут, например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка. Возьмите карандаш (держите его за самый кончик, чтобы не заглушать звук) и постучите по каждому предмету по очереди. Затем попросите малыша отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету. Когда малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали.

Сначала малыш будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов.

В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно с 3,5 лет. Когда Ваш ребенок становится старше, игру можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.

Игра на развитие музыкального слуха

«Музыкальные стаканы»

Для игры вам понадобятся 2 стакана (или 2 бокала, 2 бутылки) и металлическая ложка.

Наберите в один стакан немного воды и постучите по нему ложкой, держа ложку за самый край. Попросите Вашего ребенка с помощью воды и другого стакана «сделать» такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустой стакан, стучит по нему ложкой и добивается нужного звука.

Если использовать 3 и больше стаканов с водой, можно сочинять мелодии. Наберите в стаканы разное количество воды и выстроите их по высоте звучания (от более низкого к более высокому). Ударяя ложкой по стаканам, попробуйте сочинить мелодию сначала Вы, потом предложите поиграть ребенку.

Очень важно для развития музыкального слуха научить ребенка слушать звуки природы. Гуляя с детьми, прислушивайтесь, как где-то скрипнуло дерево, как шумит ветер, как шелестят листья под ногами, как по-разному поют птицы. Пусть постучит палкой так, как стучал по стволу дерева дятел. Обратите внимание на то, что у короткой палки звук не такой, как у длинной.

Такая работа с ребенком не пройдет даром. В будущем не каждый станет музыкантом, но музыкально образованным может быть каждый.

Многие считают, что способность к музыке врождённая: она либо есть, либо её нет. Однако это не совсем так. Дело в том, что музыкальный слух у детей можно развить, даже абсолютный. Правда, чем старше становится ребёнок, тем меньше вероятность успеха.

О влиянии ранних занятий на музыкальные способности говорят уже несколько столетий. Причём в связи с этой темой выдвигалось и немало абсурдных идей. Например, некоторые предлагали давать послушать классическую музыку ещё не рождённому ребенку, считая, что это повлияет на его способности в будущем. С учётом того, что даже у младенцев органы чувств развиты плохо и не работают в полной мере, не говоря уже о детях, которые находятся ещё в материнской утробе, эта теория не выдержала критики.

Однако статистика показала, что у азиатов в среднем процент людей, обладающих абсолютным музыкальным слухом, намного выше. И связано это как раз с тем, что ребёнку на Востоке довольно рано прививают интерес к различным композициям.

С чего начать?

Учёные заметили, что малыш начинает узнавать любимые мелодии ещё до того, как осваивает ходьбу. Дети реагируют на определённый тон и мелодию, они демонстрируют на удивление живой отклик.

В дошкольном возрасте музыкальные способности определяют, разговаривая с ребёнком и наблюдая за ним. Кажется, что побеседовать очень просто: можно банально задавать вопросы. Но это срабатывает со взрослыми, а вот с малышами – далеко не всегда. Дети могут начать легко отвлекаться или давать уклончивые ответы. Поэтому больше всего информации с ними реально получить во время игры, при общении на музыкальную тему исподволь. Главное – действовать ненавязчиво.

Вообще успех в музыкальной сфере во многом зависит от уровня артистизма и эмоциональности, от того, насколько глубоко малыш способен погружаться в переживаемые образы, как он будет их передавать. Главное, чтобы ребёнку было интересно. А вот если же любые попытки по-разному заинтересовать музыкой ни к чему не приводят, возможно, стоит попробовать заняться чем-то другим. Например, рисованием или же спортом.

Как проверить музыкальные способности ребёнка?

Существуют специальные тесты, которые помогают проверить, есть ли у малыша музыкальные способности или нет. Самое простое и базовое – это подойти к пианино, нажать на клавиши в нижнем и в верхнем регистре, а потом спросить у ребёнка, какой из них был выше, а какой, соответственно, ниже. Если у вас дома нет такого инструмента, можно просто найти в Интернете хорошую запись и дать прослушать. Только, естественно, ребёнок не должен подсматривать.

Ещё один вариант – это проиграть звучание одной клавиши и нескольких, нажатых одновременно. Если у ребёнка есть музыкальные способности, он сможет разобраться в разнице.

Установить диапазон голоса малыша обычно довольно легко во время пения. Только не нужно пытаться предлагать ему в качестве аккомпанемента музыкальный инструмент. Тот обычно сбивает с толку, причём намного сильнее, чем привычный человеческий голос. Неплохим вариантом проверки также будет спеть простую мелодию, после чего попросить ребёнка её повторить. Всё это помогает разобраться с музыкальной памятью (есть, нет, насколько она хорошая), а также со способностью интонировать, то есть не фальшивить во время исполнения.

Не менее важно и чувство ритма. Можно сначала простучать простую мелодию (не очень быстро), а потом предложить ребёнку её повторить. Если всё получилось, задание стоит усложнить и включить какую-то песенку, которая малышу нравится. После чего попросите его похлопать в такт музыке. Чтобы расставить все точки над i, с ребёнком можно промаршировать под какую-нибудь бравую песенку. Всё это помогает понять, есть ли у малыша чувство ритма.

Со слухом и с ритмом проблемы

Что делать, если ребёнок слабо чувствует направление музыки, часто не попадает в ноты, да и с ритмом у него не очень? На самом деле все эти «неприятности» сегодня спокойно убирают хорошие педагоги. В музыкальных школах умеют с таким работать. Другое дело, что самому ребёнку будет намного труднее учиться. Поэтому нужно разобраться, насколько сильно он увлечён, нужно ли ему самому это.

Можно развить музыкальный слух у детей в старшем возрасте?

Способности воспринимать мелодии на слух у детей пропадают буквально с каждым годом, начиная с 3 лет. Но это не значит, что для школьника уже «всё слишком поздно». Развиваться можно всегда, тем более что огромное количество потрясающих исполнителей и первоклассных композиторов вообще не имеют абсолютного музыкального слуха! И это им не мешает. Так что не надо хоронить музыкальный слух у детей, особенно когда для печальных выводов явно нет оснований. Но при наличии возможностей начинать занятия лучше пораньше.