Рисование по сырому с солью. Рисование солью и акварельными красками: описание техники, приемы и отзывы. Чем хороши нетрадиционные техники

МБ ДОУ "ЦРР - детский сад №99" г. Чита

проект "Рисование цветной солью" подготовила Круговая Светлана Вадимовна

Целеполагание:

Если взрослый не поощряет творчество ребёнка, не верит в его фантазии, не знает особенности мышления, он мешает ему открывать мир. Изобразительная деятельность, как известно, развивает у ребёнка сенсорные чувства цвета, формы, композиции, способствует переносу усвоенных приёмов работы в свободную самостоятельную деятельность. Если ребёнка на занятии научат рисовать красивое дерево, он с удовольствием не раз будет изображать его в свободное время, но, как это часто бывает, деревья будут всегда одинаковыми. Поэтому важно не просто вооружить детей знаниями, умениями, навыками, но и максимально раскрыть их творческий потенциал, научить видеть волшебное в самом необычном. Знакомство детей с необычными способами изображения позволят расширить кругозор ребёнка, его фантазию и воображение.

Развитие творческого потенциала детей, через нетрадиционные методы рисования солью.

· Внедрение атр-терапевтических технологий в работе с детьми дошкольного возраста, через работу с солью.

· Продолжать применение здоровье-сберегающих технологий, при работе с солью.

· Познакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества.

· Формировать представление о разных способах изображения предметов и явлений.

· Вызвать интерес к изображению новым способом рисования.

· Учить окрашивать соль с помощью цветного мела и гуаши.

· Расширить представления детей в использовании нескольких материалов в изображении рисунка (клей, соль, краски).

· Развивать творческий потенциал.

Актуальность:

В нашем детском саду, актуальны здоровье- сберегающие технологии. Применение солевых ламп, использование солевых дорожек, как способа оздоровления благотворно влияет на здоровье детей.

Применение соли, как средства для творческого развития, натолкнуло нас на разработку проекта по ХТД в рамках кружковой деятельности.

Ребенок по своей натуре – творец - исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется как в поисковой, так и в художественно-творческой деятельности. В нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет в воспитательно-образовательном процессе используется проектная деятельность с детьми при активном участии родителей воспитанников группы.

На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Рисование цветной солью») заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

· Познакомиться со свойствами соли как продукта питания, а также научиться использовать соль, как средство для творчества.

· Научиться окрашивать соль разными способами.

· Применять разные методы рисования в одной работе.

· Раскрыть творческий потенциал, через познание нового способа отображения окружающего мира, его красоты и уникальности.

На формирование творческой активности, кроме программных занятий по изобразительной деятельности, благотворно влияют дополнительные занятия в кружке «Мир цвета радуги». Это работа по нетрадиционным методам рисования, различными способами, материалами. Во всём их многообразии нам хотелось найти материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровье-сберегающий, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка. И мы нашли! Соль, рисование солью. Сколько сладких мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания своего шедевра!

Рисование солью на ряду с развитием художественно-творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, даёт колоссальный арт-терапевтический эффект.

У данного метода несколько направлений:

· Выход за рамки шаблонного мышления в цветовосприятии окружающего мира (снег может быть розовым, а небо жёлтым), в передаче формы, образа (оживить неживое и придумать несуществующее) способствует развитию фантазии и воображению

· В одном творческом рисунке соединяются разные техники. Рисование солью может быть рельефным, тогда графика приобретает живописный характер – линии при работе с солью своеобразны по ширине, глубине, форме.

· Осуществляется межсенсорная синестезия: сочетаются разные сенсорные ощущения – можно рисовать запах, звук, вкус…

· Достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить, изменить свою работу, нет страха перед ошибкой.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы №5 посещающие кружок «Мир цвета радуги», воспитатель Стебенькова Анна Владимировна, родители группы, воспитатель ИЗО Круговая Светлана Вадимовна.

Методы и приёмы, используемые в работе над проектом:

  • анализ познавательной литературы
  • опытно-экспериментальная деятельность,
  • творческо - исследовательская деятельность,
  • наблюдения,
  • продуктивная деятельность,
  • игровая деятельность.

Этапы проекта:

ситуации развития проекта

ответственные

вводный этап

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» (сентябрь)

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей творческо-исследовательской деятельности.

Определение проблемы

Воспитатель

ИЗО Круговая СВ

Разработка проекта. (Сентябрь). Определение проблемы, цели и задач проекта.

Создание условий для реализации проекта.

Воспитатель ИЗО

Круговая СВ

Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Рисование цветной солью» (октябрь)

Творческая проектная группа

Воспитатель ИЗО

Круговая СВ

Подбор познавательной, научной и методической литературы. Исследование интернет ресурсов. (сентябрь)

Анализ литературы для организации осуществления исследования

Создание мини музея «Рисующая соль»

Дети, воспитатель группы, родители, воспитатель ИЗО

Круговая СВ

Второй этап: Реализация проекта.

Тематический план на октябрь 2014 года

Разработка и составление тематического плана занятие, консультаций для родителей и педагогов ДОУ, подготовка материала для работы.

Дата проведения

Вводное занятие. Знакомство с окрашиванием соли

«Разноцветное солнце»

Познакомить детей с методом рисования солью. Научить окрашивать разными способами, добиваться разных оттенков.

Осеннее дерево

Учить работать с клеем и соль разных оттенков, соотносить цветовую гамму с временем года. Композиционно располагать на листе бумаги сюжет

Натюрморт «Урожай»

Продолжать знакомить с натюрмортом. Учить работать с клеем и соль разных оттенков, соотносить цветовую гамму с временем года. Композиционно располагать на листе бумаги овощи и фрукты.

Натюрморт «Ваза с цветами»

Продолжать знакомить с натюрмортом. Учить составлять натюрморт, работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе бумаги вазу с цветами

Пейзаж «Закат»

Продолжать знакомить с жанром живописи - пейзажем. Учить работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе пейзаж.

Пейзаж «Горы»

Продолжать знакомить с жанром живописи - пейзажем. Учить работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе горный пейзаж.

«Весёлые человечки»

Продолжать учить детей изображать тело человека. Проявлять фантазию, творчество в выборе цвета.

«Фантазия»

Предложить детям с помощью клея, красок и соли затонировать лист картона

Открытое занятие для родителей

«Рисование цветной солью на шаблоне»

Материальное обеспечение:

Краски, гуашь, цветные карандаши, пластилин, воск, уголь, соль, картон, цветная бумага;

Крупы, соль, мел, клей ПВА

Баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик.

Альбомы для рисования, палитра.

Мольберты.

Репродукции картин известных художников

Мини – музей декоративно-прикладного творчества.

Компьютер для просмотра презентаций, интерактивная доска, магнитофон.

Предполагаемый результат:

Консультации для воспитателей и родителей.

Открытые просмотры для родителей

подготовительной группы №5

Презентация открытия выставки детских работ: «Рисующая соль».

Выставка детских работ в фойе детского сада.

Алёна Смирнова

Мастер - класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Цель :

Пропаганда среди педагогов техники рисования морской солью , как средство развития художественных способностей детей дошкольного возраста.

Материал : морская соль цветная и белая , бумага, акварель, кисти, восковые и масляные мелки, клей ПВА и канцелярский и т. д.

Уважаемые педагоги и члены жюри, я рада вас видеть.

Тема моей работы «Развитие творческих способностей детей через художественное творчество» .

Китайская пословица гласит : «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Мне необходимо в качестве помощников 6 педагогов.

Совсем недавно все женщины принимали поздравления. И я тоже хотела бы ещё раз поздравить вас с праздником весны. А что же больше всего любят милые дамы, конечно же, ЦВЕТЫ.

И я сегодня предлагаю вам научиться изготовлять цветы в солевой технике.

Для начала выберите, пожалуйста, по 3 цветка, какие вам нравятся.

1. Первый способ – это соленое рисование

Очень интересная техника рисования – это рисование по соли . Эффект растекания краски просто завораживает.

Вам понадобится :1 цветок, соль белая , клей ПВА, краски гуашь, кисточка.

Вначале нанесите клей ПВА любыми узорами на цветок. Это может быть все что угодно-вертикальные, горизонтальные, волнистые линии, точки и т. д.

Отложите в сторону этот цветок и пока он сохнет мы познакомимся с другим способом…

Цветок подсох и сейчас будем творить : разведите гуашь в небольшом количестве воды, но не слишком жидко, чтобы ее было удобно наносить. Цвет краски может быть любой, разных оттенков - это ваш выбор. Наносить краску на солевые разводы, нужно аккуратно

Краска будет очень интересно растекаться по солевым "дорожкам".

2. Второй способ – это акварель, соль и канцелярский клей

Возьмём другой цветок и с помощью воды и кисточки его смочим, затем берём акварельные краски и покрываем поверхность, смешивая цвета по своему вкусу.

Пока краски не высохли, добавьте капли прозрачного клея, а затем посыпьте рисунок каменной солью . Соль создает интересный эффект, впитывая пигмент из краски при высыхании. Кроме того, она красиво искриться.

3. Третий способ – это цветная соль и клей ПВА .

Я предлагаю вам ещё один способ рисования солью , но он отличается от двух первых, там мы использовали белую соль , а сейчас будем рисовать цветной солью .

Нам понадобится ещё один цветок, клей ПВА и цветная соль .

Сначала определитесь с цветом цветка и возьмите определённого оттенка соль .

А теперь начинается самый творческий этап работы. Покрываем изображение тонким слоем клея ПВА (постепенно, небольшими участками) .

Участок, на который нанесли клей, посыпаем цветной солью (цвет может быть различный) - можно использовать в работе ложечку, а можно руками.

Лишнюю соль стряхиваем на тарелочку.

Пока вы изготовляете цветы, я нарисую вазу, куда мы поместим наш букет.

Масляными мелками нарисую контур вазы и украшу её узором. Затем возьму акварель и раскрашу вазу, а пока краска ещё влажная посыплю вазу солью , которая впитывает в себя краску и получается своеобразный узор.

(или приношу готовую, нарисованную вазу )

Педагоги приклеивают цветы.

Понравилось ли вам рисовать морской солью ?

Какие при этом вы испытывали эмоции?

Какие у вас возникли трудности в ходе рисования ?

Я благодарна вам за помощь, на память о нашей встрече я хотела бы подарить маленький сувенир, изготовленный мной из цветной соли.



Публикации по теме:

Не так давно, на одном из сайтов, подсмотрела очень интересный вид работы. Как правильно называется эта техника, я не знаю, но с детьми.

«Снег для жирафа». Занятие по ИЗО с использованием нетрадиционной техники рисования солью для средней группы Интеграция ОО «Познание», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Учить передавать в художественной деятельности, с использованием.

Гуляя по берегу Черного моря, я пристально вглядывалась в камешки, лежащие под ногами. Один не похожий на другой, каждый особенный и.

Казалось бы, обыкновенная кухонная соль, которая придает особый вкус нашим блюдам, может быть полезна не только в кулинарии. Я это поняла,.

Очень люблю лошадей. Я решила нарисовать лошадь. Рисовала под руководством преподавателя в школе креативного рисования. Вот такая лошадка.

Рисование на молоке Даже сложно сказать рисование это, или просто интересный эксперимент. Хотя, наверное, и то и другое одновременно. У.

Светлана Поздеева

Из опыта работы

Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Преимущества рисования солью в том, что возраст детей не ограничен.

Техника безопасности работы с солью: обратить внимание, чтобы у детей не было порезов на руках!

Для начала аккуратно рассыпаем соль по всей поверхности подноса темного фона. И приступим к рисованию по соли. Просто даем волю своей фантазии.

Рисование происходит непосредственно пальцами по соли, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует.

Манипулируя сыпучими материалами, ребенок избавляется от негативных эмоций, снимаются стрессы, внутренние зажимы, во время рисования ребенок испытывает чувство радости и вдохновения от получившегося рисунка, т. к. рисунки получаются, разнообразны и непредсказуемы. Тем самым развивается координация, воображение, улучшается память и все мыслительные процессы.

Также соль обладает лечебным и дезинфицирующим эффектом, при рисовании вдыхая пары соли, идет профилактика заболеваний носоглотки.

Ещё два способа которые использую в работе с детьми.

Первый способ

Наносите клей по контуру рисунка, а затем, присыпаете его солью, даете высохнуть и стряхиваете лишнюю соль. Получается объемный рисунок, который можно раскрасить. Махровые цветы или звезды на ночном небе, деревья с разноцветной осенней кроной выглядят волшебными!

Второй способ

Выполнить рисунок акварелью по сырому, а затем посыпать солью. Соль – придаст рисунку нужную фактуру. (соль впитывает краску). Что это? зимний заснеженный лес будет выглядеть как настоящий! Теперь необходимо чтоб ваша работа немного подсохла. Последним этапом будет прорисовка контуров. Для этого можно использовать черный маркер или черный фломастер. Осталось стряхнуть лишнюю соль. Ваш рисунок готов.. Все зависит от вашей фантазии и фантазии ваших воспитанников.

У фантазии нет границ!

Вот такие получились с работы у детей!




Зимний лес

Замок снежной королевы

Публикации по теме:

Эпохальная работа ребят второй младшей группы:) Всегда хочется чего-то интересного и стОящего. К сожалению, с имеющимися навыками, когда.

И в два, и в три, и в шесть, и в пять Все дети любят рисовать. Рисуют кистью и мелком, Простым, цветным карандашом. Рисуют мелом на доске,.

Несколько лет подряд я интересуюсь народным искусством хантов и манси, особенно орнаментальным. И, в своей работе с детьми приобщаю их.

Конспект НОД по области «Познание» для детей подготовительной группы «Глубокое синее море» (эксперименты и рисование солью) Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, труд, физическая культура, музыка., художественное творчество. Цель:.

Занятие с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование солью) «Мебель для Деда Мороза» Цель: вызвать у детей - интерес к зимним явлениям природы и эмоциональный отклик на художественные образы природы и Деда Мороза; - желание.

Задачи. Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения солью. Расширить и разнообразить образный ряд -создать ситуацию.

А вы знали, что соль можно использовать для рисования? Предлагаем несколько вариантов для творчества с детьми с использованием этого продукта. Покажите детям эти техники, и им будет больше не интересно рисовать простой краской! Примите участие с рисунками и выиграйте приз.

Фото © МИФ.Детство

Соленая акварель

Наблюдайте с детьми, как краска растекается по клею, посыпанному солью. Когда клей высохнет, такие рисунки станут яркими и блестящими.

Для детей от 2-х лет.

Фото © МИФ.Детство

Вам понадобится:

— Пачка обычной столовой соли

— Картон или плотная акварельная бумага

— Бутылочка канцелярского клея

— Акварель (лучше всего подходит жидкая акварель, но можно и развести гуашь водой)

— Кисточка

Инструкция:

1. Клеем нарисуйте что-нибудь на картоне.

2. Положите эту картонку в форму для выпечки. Посыпьте клеевой рисунок солью.

3. Достаньте лист и стряхните лишнюю соль. Повторяйте до тех пор, пока клеевые линии не будут полностью покрыты солью.

4. Обмакните кисточку в краску и аккуратно прикоснитесь покрытой солью клеевой линии. Краска потечет по ней.

5. Пробуйте разные краски в разных частях рисунка, пока все изображение не будет полностью раскрашено.

6. Высушите (процесс может занять два-три дня).

Поскольку работа детей с сыпучими продуктами грозит долгой уборкой после занятия, лучше всего положить картонку или бумагу в форму для выпечки, сковороду или другую емкость с бортиками.
Даже если вы объясните, что нужно всего лишь дотронуться кисточкой до клеевого рисунка, маленькие дети все равно могут нанести жирные линии или размазать клей, соль и краску. Это абсолютно нормально. Если вы будете периодически повторять такое упражнение, со временем они станут все делать правильно и зачарованно смотреть, как краска растекается от легкого прикосновения кисточки.

Пышная краска

Детям нравится выдавливать краску прямо из бутылки и рисовать ею. Краски засыхают и образуют блестящие выпуклые линии.

Для детей от 1,5 года.


Фото © МИФ.Детство

Вам понадобится:

— 1 стакан соли

— 1 стакан муки

— 1 стакан воды

— Гуашь четырех цветов

— Картон

Пластиковые бутылки для выдавливания краски (подойдут старые бутылки из-под кетчупа и горчицы, а также из-под шампуня и моющих средств)

Инструкция:

1. Смешайте соль, муку и воду.

2. Распределите смесь по трем или четырем бутылкам.

3. В каждую бутылку добавьте по столовой ложке гуаши. Закройте бутылки крышками и потрясите или взболтайте их, чтобы все размешалось.

4. Выдавливая краску на картон, создавайте любые узоры. Самые маленькие дети, скорее всего, просто сделают огромные лужи, дети постарше могут попробовать что-то нарисовать.

5. Высушите картон (на это уйдет два-три дня).

Детям нравится процесс создания этой краски не меньше, чем само рисование. Оставшаяся краска сохранится еще два-три дня в холодильнике в закрытой емкости. Если горлышко бутылки окажется слишком узким, возможно, вам придется проделать отверстие побольше.

Из книги «Творческое воспитание»

Статья предоставлена издательством «МИФ.Детство»


Хал Ван`т «Творческое воспитание»

Купить в Лабиринт.ru

Дети просто пищат от восторга, насколько это увлекательное занятие! А результаты вдохновят на дальнейшие свершения.

Итак, для творчества вам понадобятся
— подкрашенная в разные цвета детскими красками (или пищевыми красителями) вода
— кисточка
— белый клей в тюбике с узким носиком
— соль
— бумага (как вариант цветная, на черной очень хорошо смотрятся яркие цвета)

На листе бумаги с помощью клея нарисуйте то, что вашему ребенку будет угодно (рисунок или просто абстрактный замысловатый узор).
Затем щедро посыпьте лист с нарисованными клеем рисунком солью. Да соли не жалейте! Она должна покрыть все участки клея. Затем стряхните излишки в приготовленный заранее сосуд (очень хорошо подходит для этого противень для выпечки).
Теперь начинается самое интересное! Окуните кисть в подготовленную, подкрашенную в разные цвета краску, и нанесите ее на рисунок.

При этом не нужно стараться закрасить все участки соли, достаточно капнуть в некоторых местах и затем наслаждаться происходящим чудом! Краска начнет сама распространяться вдоль солевых линий.

Если вы используете подкрашенную пищевыми красителями воду, можно заменить кисточку пипеткой. В подобном рисовании очень захватывает именно процесс. Хотя и результат получается очень яркий и красочный. Дети как загипнотизированные наблюдают за путешествиями краски вдоль линий соли.

В этот момент очень интересно порассуждать на тему того, как долго будет «двигаться» краска и встретится ли она в конце концов с другим цветом. А если встретится, то что из этого получится.