Знаменитые люди Алтайского края: истории жизни. Алтайская организация союза писателей россии алтайская краевая организация союза писателей россии

Эмилия ХОМИЧ

Взгляд на детскую литературу Алта йского края .

Детская литература Алтая - это не миф, а реальность: с ней нельзя не считаться. «Литературное детство» края, достаточно благополучное в творческом отношении, имеет преимущественно фольклорную матрицу. Для одних писателей фольклор является основой творчества; другие - усваивают его как элемент стиля, а кто-то испытывает опосредованное влияние фольклора на ритмическую организацию стиха. Фольклор во многом предопределил открытия и новые способы организации поэтического материала.

Рассматривая современные тенденции региональной детской поэзии, невозможно обойти ее мэтров: Василия Нечунаева и Валентину Новичихину. Их опыт и практика дают повод говорить о направлении и литературной школе. Не все авторы детских книг, должно быть, осознают себя учениками нечунаево-новичихинской школы, но каждый детский писатель смотрит на мир детскими глазами, отражая действительность «с высоты роста ребенка». Так проявляется детскость писателя. Детский писатель чувствует ритм детской речи и знает правила языковой игры, владеет приемом стилизации. «Игра» - ключевое слово детской книги. В том, что детская литература - игровое поле, единодушны и специалисты, и писатели.

Детская литература Алтая, следуя в лучших своих образцах за «взрослой», имеет при этом свой опыт освоения детского сознания. Каждая книжка Нечунаева - книжка Нечунаева. Любой текст Новичихиной - текст Новичихиной. То есть авторы узнаваемы как в авторской интонации, так и в звуковой образности и афористичности языка. Алтайский критик Владимир Соколов в числе достоинств детского поэта Нечунаева отметил «живой образный язык, глубокое проникновение в детскую психологию и тонкий юмор, понятный не только детям, но и взрослым». Детский поэт Валентина Новичихина, используя прием речевой стилизации, меняя речевые маски, создает новые звуко- и слово - образы. У каждого из поэтов есть своя фишка, но у детских писателей есть и некая общность. Каждый создает свой литературный образ детства, но в каждом из них - доминанта счастья. Парадигма «счастливое детство» пришла в детскую литературу и закрепилась в ней в период советской классики. «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!» - главная декламация советской эпохи. В этом случае счастье - категория безличная в буквальном смысле слова, коллективная. Пройдет некоторое время, прежде чем парадигма «счастливое детство» перестанет быть для всех общим правилом. В современной детской литературе формула «счастливое детство» имеет другое толкование.

В XXI веке в детскую литературу Алтая пришли оригинальные художники, графики и живописцы: Ольга Матушкина, Тамара Плотникова, Лариса Рябинина, Елена Абдуллаева, Елена Черныш, Александр Маркин. Иллюстрации художников соответствуют высокому статусу «детского текста», подчеркивают эстетическую самостоятельность каждой отдельной книги. Каждый из них являет собой пример позитивного художника, оптимистично настроенного по отношению к миру и оберегающего психику ребенка.

Есть категория авторов, которые создают текст «по волнам моей памяти». Как правило, это писатели, пишущие для детей от случая к случаю, в паузах «взрослого» творчества. О себе, о своем детстве - по воспоминаниям обычно пишут те, кто по каким-то причинам, например, в эпоху социальных потрясений, «прячется в детскую литературу». В круге детского чтения таких книг предостаточно. Они познавательны, лирически окрашены и адресованы детям среднего школьного возраста . Примеры ретроспекций можно найти в прозе Владимира Бычкова, его светлые тексты посвящены друзьям-товарищам далекого детства. Качество художественных текстов не вызывает сомнений, но юный среднестатистический читатель отдаст предпочтение книге «про нас и про сейчас». В современной книге он может найти повод для идентификации, познакомиться с ровесниками и, быть может, отыщет ответы на «детские вопросы». В практике случается, что произведения определяются как детские, но без авторской интенции на потенциального читателя трудно удержаться в детской литературе. Детский писатель пишет о детстве не по остаточным воспоминаниям, для него детство - не время и не период жизни, а имманентное состояние души. Словосочетание «детский писатель» означает профессию, но слово «детский» - свойство не столько от профессии, сколько свыше данный талант.

Принимая во внимание все достоинства детской литературы Алтая, отметим, тем не менее, дефицит сюжетных стихотворений и детской лирики, а также отсутствие гражданской поэзии и драматургии.

В истории вопроса нельзя не вспомнить Льва Квина, Виктора Сидорова, Анну Киселеву - писателей, вернувших подросткам приключенческий жанр. В свое время алтайская робинзонада активно участвовала в общем литературном преодолении лакировки действительности «счастливого детства». Писатели выступили в роли доверенного лица своих персонажей и записали их истории «с краткими пояснениями и толкованиями без единой капли выдумки». Книги талантливых писателей и сегодня пользуются читательским спросом.

Обзор текстов, читаемых подростками, показывает растущий интерес к творчеству Владимира Свинцова. Писатель обогатил литературу Алтая опытом приключенческой прозы, анималистической поэтики. Свинцов на местном материале создал «школу позитивного взросления подростков». Темы охоты и рыбалки, образы братьев наших меньших в прозе писателя содержат огромный терапевтический потенциал.

Вопрос здоровья юных читателей - один из основных в новой детской литературе. Библиотерапия приводит в действие механизм вытеснения отрицательных эмоций положительной энергетикой. Оказывается, литература может если не лечить, то профилактировать многие детские недуги, а еще она «помогает взрослым отыскать в себе забытого ребенка» (© Марина Бородицкая).

Сегодня можно говорить о том, что на Алтае появилась литература для детей и подростков не в новинках как таковых, а как результат новых тенденций и как продукт обновленной традиции.

Литература нового типа представлена следующими авторами и книгами.

Ольга Колпакова «Это все для красоты» .

Имя писательницы Ольги Колпаковой известно в разных уголках России. Ее книги, как правило, адресованы читательской аудитории младшего и среднего школьного возраста, однако пользуются успехом и в других возрастных группах читателей, более того, они двухадресные, их с удовольствием читают взрослые.

Повесть в рассказах «Это все для красоты» подтверждает статус детского писателя ее автора. Ольга Колпакова мастерски владеет приемами передачи своеобразия детской речи, восприятия и отражения читателем-ребенком окружающего мира.

Текст повести изложен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к детской книге, он представляет собой ряд сменяющих одну за другой картинок, монтаж которых создает баланс эмоционального и интеллектуального уровней детского текста. Движение текста имеет мотивированный характер, смену картин обеспечивает сюжет путешествия. Семья едет на поезде к бабушке и дедушке в деревню, которая будет представлена в традициях темы «вот моя деревня». Речка Тихоня, холмы Бабушкины Горки, бабочки и медуницы, ящерки и кузнечики, муравейник и осиное гнездо, красные ягоды шиповника - природный мир расцвечен ярко и с детской радостью приятия обсуждается. С детским удивлением герои открывают новые стороны мира природы. Попутно знакомятся с родословной своих семей. Игровая поэтика семейной повести раскрывается в домашних играх. Играют в словесные игры, в первобытных людей, играют с волшебными котами и с маленькой волшебницей. Едят пироги с маком и пьют волшебные напитки. Волшеб­ная страна, волшебное детство. Мир реальный и мир сказочный в художественном единстве создают образ малой родины.

Ольга Колпакова «Знай работай да не трусь!» .

История Михаила Калашникова и его автомата

Книга создана на местном материале и посвящена нашему земляку, известному конструктору Михаилу Тимофеевичу Калашникову. Выбор темы - уже сам по себе патриотичен. Повествование выдержано в строгом стиле, преобладает простой синтаксис. Автор «не высовывается»: за него говорят факты. Пожалуй, у нас не было такой книги, воспитывающей читателей на реальных событиях и реальных документах эпохи, на реальном примере. История отдельного человека как пример целеустремленного продвижения по жизни, как путь к осуществлению мечты. Мечта о мире. Служение Родине. Личностный рост. Самодисциплина. Политграмота. Все перечисленное - достойный пример для подражания, прежде всего книга составит интерес для мальчишек переходного возраста. Педагогическая задача решается автором без пафоса и назидательности. Умеренный дидактизм не снижает высоту воспитательного потенциала, который, безусловно, отличает повесть о том, как обыкновенный человек создал себя, культивируя преданность идеалам, силу характера и ответственное отношение к делу всей жизни - работе над оружием. Человек, создавший легендарное советское оружие, сам становится легендой. Адресация на подростков очевидная и оправданная, однако рекомендовать книгу можно и читателям «изряд­ного возраста». Двухадресность - показатель качества текста.

Следует заметить, что в отдельных детских книгах тщательно выполняется оформление и справочно-информационное сопровождение текста. Такие книги закрепляют навыки чтения и вырабатывают привычку к чтению.

Юстасия Тарасава «Золотая кошка» .

Имя достаточно известное в кругу детских писателей России. Читатели запомнили Юстасию Тарасаву по дебютной сказочной повести «Егорка и Змей Добрыныч».

Повесть-сказка - так автор заявляет жанр новой книги, адресуя ее широкой читательской аудитории. Аргументы предпочтения: во-первых, повесть приключенческая, во-вторых, выполнена на местном материале, действие происходит в Алтайском районе и алтайских горах. Кроме того, этот автор любит назвать два-три имени известных в крае людей, что, с одной стороны, приумножает популярность именитых, с другой - подчеркивает достоверность происходящих событий. Достоверность также усиливают сноски, отсылки, ссылки - авторские дополнения и авторские лирические отступления. Автор-повествователь влюблен и передает это чувство своим персонажам. Золотая кошка, вернее, ее статуэтка служит путешествующим своеобразным оберегом и имеет особенность оборачиваться в живую кошку, внезапно появляться и также внезапно исчезать.

Отталкиваясь от традиции региональной классики, Юстасия Тарасава вносит в известный сюжет тендерные изменения. Раздав роли девочкам, меняет угол зрения и аксиологию открытий. Таким образом, автор не только сосредоточен на скифских мотивах, но и проявляет себя знатоком еды, одежды, ритуала, этикета населения конкретной местности, что, безусловно, расширяет функции детской книги.

Но, если сравнивать, «Золотая кошка», в отличие от «Калашникова», книга художественная, игровая. Это не есть недостаток одной или достоинство другой книги. И Юстасия Тарасава, и Ольга Колпакова владеют литературными приемами, знают особенно­сти детской психологии и требования, предъявляемые к изданию детской книги.

Юстасия Тарасава «Просыпаемся мы»

Необычная история Саньки Иванова отсылает читателей вслед за героем к памяти предков. Несколько ночей подряд мальчик во сне видит солдата, как оказалось, своего прадедушку, и каждый раз ведет с ним диалог. Книга весьма убедительна в воспитательных функциях и современна в способах эмоционального воздействия на читателей, даже взрослые, прочитавшие «Просыпаемся мы», говорят о пережитом катарсисе. Темы единства поколений, традиций, памяти и забвения, подвига и гражданского долга, сохранности семьи прогнозируют читательское предпочтение.

Предназначение книги - формирование в юных читателях нравственности и преданности идеалу, воспитание любви к отечеству и верности главному делу жизни, служению Родине. И сказано это общим ходом повествования не в лоб, не под барабанный грохот. Стоит прочитать обсуждаемые книги - они могут стать для читателя судьбоносными.

Ирина Цхай «Какие бывают дети» .

Сказки «Как букашечка маму искала» и «Храброе семечко» объединены автором в книжку, адресат которой легко угадывается. Открывается книжка рассказом «Как букашечка маму искала». Мотив не новый для малышовой литературы, взять хотя бы историю мамонтенка. Литературный прием один и тот же, интонация разнится. В истории с букашечкой она мажорная, жизнеутверждающая. Маршрут поиска расширяет пространство обитания букашечки и дает возможность познакомить ее и читателей с другими обитателями общего пространства, а читатель получает возможность в игровой форме открыть для себя мир насекомых.

Вторая часть книги «Храброе семечко», ботаническая, адресована более взрослым книгочеям. Храброе семечко одуванчика в полете видит все растения, в том числе лекарственные, о чем и повествует широкой читательской аудитории.

Знакомясь с миром растений поближе, любознательный персонаж узнает все о пользе каждого растения. И учится самостоятельно «закапываться», чтобы вырасти вновь. Незатейливые истории, рассказанные Ириной Цхай, имеют задачу образова­тельного характера, с которой легко справляются автор и дети-читатели. Ироничный читатель, соглашаясь с автором в том, что «хорошо быть божьей коровкой», не исключает успеха книги, поскольку в эстетических ожиданиях автор его не обманул.

Ольга Кан «Ух - ты!». Стихи

Большая часть стихов, написанных от первого лица, представляет собою «детский текст», отвечающий требованиям, к нему предъявляемым. Повествование от первого лица усиливает достоверность переживаний и впечатлений персонажа, поддерживает эмоциональный фон. Текст - светлый, его лексемы реализуют понятие добра, правды и справедливости, например, в стихотворениях «С добрым утром!», «Карусель». Содержательно текст доступен пониманию адресата, которым также легко будет воспринята игровая стихия стиха. Главный поэтический механизм - рефлекс удивления, рефлекс открытия: «У меня два разных глаза», «Открытие», «Ух-ты!», «У тети Аглаи». Автор владеет «детскими вопросами», ролевой технологией детских стихов, свободен как в диалогических, так и в риторических построениях. Любимая форма стихов - вопросно-ответная. Эмоциональная атмосфера, юмор, здоровье, сентенции автора - все достоинства книги гарантируют читательский успех.

Елена Б ызова «Большое приключение маленькой девочки»

Автор использовал беспроигрышный сюжетный ход, на котором держится интрига сказки. Кто-то из маленьких книгочеев вырвал страницу из сказки о Красной Шапочке. Книжку полечили, страницу восстановили, однако вскоре обнаружилось, что произошла замена: в книжку была вклеена страница из другой сказки - про Кота в сапогах. В результате путаницы в тексте первой сказки произошли существенные изменения, ставшие причиной новых сюжетных поворотов.

Сюжет сказки динамичен, затянутые описания отсутствуют, эмоциональный фон, напротив, присутствует, и психология эмоциональных отношений персонажей раскрыта корректно. Картины преимущественно зрительные, традиционные образы обобщены. Авторское слово окрашено доброй иронией. Сказочная конструкция кни­ги позволяет, не утомляя внимание маленького читателя, непрямолинейно решать вопросы обучения и воспитания.


Елена Ожич «Старый город»

Книга написана в форме школьного сочинения. О том, что он читает школьное сочинение, читатель узнает в самом конце книги. Повествование от первого лица ведет девятиклассница Мария Орликова, она рассказывает о воскресной поездке с классом в Старый город. Поскольку рассказчик пренебрегает аналитикой, читатель интерпретирует и комментирует текст самостоятельно, работая с символами и изучая способы выражения авторского сознания. Подвергая традиционный жанр внутреннему обновлению, автор заявляет тенденцию жанрового синтеза: педагогическое фэнтези, школьная повесть, детская антиутопия и др.

В Старом городе «еще совсем недавно все было старое-престарое: и дома, и магазины, и заводы». Когда все стало разваливаться, люди начали покидать город. Город остался без людей, его отремонтировали и пригласили к переселению стариков и старушек.

Город был заселен заново, но жизнь в нем это обстоятельство не изменило. Атмосфера экономной старости, когда нищета выдается за скромное поведение в быту, а скромные желания - за простоту характера и преданность традициям. Нищета, ветхость, замшелость - все выглядит и воспринимается как норма. Ряженые экскурсанты, переодетые в поеденное молью хламьё, клеят бороды и усы, надевают очки и парики, на ногах бурки, на руках перчатки с отрезными пальцами. Девочки с кошелками, мальчики с костылями. Проверив соответствие инструкции, пограничник принял плату за вход и поднял шлагбаум.

Старый город - территория пенсионеров постсоветской действительности, узнаваемой в совковых деталях предметно-вещного мира: талон, справки, очередь, трамвайная тетка-кондуктор, потертые кошельки. Театр абсурда. «Музей под открытым небом с живыми экспонатами!» «Это прикольно!» - скажет девятиклассник Ивашов, а Светлана Робертовна назовет поездку «воспитательным мероприятием». Изолированный автономный мир, где старики живут по заданной схеме. «А чтобы молодежь о стариках не забывала, решили сделать экскурсии в Старый город для школьников, студентов и прочих граждан трудоспособного возраста обязательным.

Абсурд, парадоксы, пародийные элементы характеризуют стильное перо Елены Ожич. Нестандартное описание, особый иррациональный взгляд на мир, отрицание установленных правил и стандартов. Ирония становится в этом случае инструмен­том видения. Образчик андеграунда, вызов массовой литературе, способ выраже­ния авторского осознания постсоветского пространства. Стильная вещь.

Текст отличается сделанностью, литературностью. И при этом такой он пронзительный.

Новинка для читателей всех категорий и всех видов чтения - Елена Ожич «Мой папа-мальчик». Книга убеждает в том, что столь утонченный детский писатель, как Елена Ожич, плохо писать уже не сможет. Поэтому смело читаем все, что выходит из-под ее стильного пера.

Анна Никольская «Валя offline »

Небольшая повесть, адресованная подросткам. Читается легко, поскольку написана хорошим литературным языком, профессионально оформлена. Книга библио-терапевтической направленности. Опыт работы с таким текстом у Никольской уже был - «По Зашкафью кувырком». Автор обладает знаниями психологии подростка, пониманием особенностей такого характера и владеет литературными приемами в его создании. Удачно выбран структурно-повествовательный принцип: главная героиня рассказывает свою историю с высоты другого, прожитого уже, времени. По стилю повесть напоминает дневниковые записи, что соответствует жанровым законам подростковой прозы и позволяет автору быть психологически убедительным. Современные читатели без труда узнают среди персонажей себя или своих подруг, а может быть, найдут ответы на вопросы, которые они по каким-то причинам никогда не задают взрослым. Причины не называются, но они очевидны. Повесть двухадресная: прием двоемирия заставляет взрослого читателя задуматься по поводу непростых отношений родителей с детьми. Впрочем, угроза конфликта снимается мотивом чуда, которое, как известно, случается с теми, кто в него верит. Вполне позитивная книга для подростков. Анна Никольская необыкновенно талантлива. Писатель-оркестр. Всегда пребывает в поиске. Любая деталь, любой предмет могут стать поводом для спонтанного сюжета, любая оригинальная тенденция становится фактом ее творчества.

Таким образом, детская литература Алтайского края в ее художественном по­нимании и профессиональном исполнении заявила о себе достаточно ярко. Общественное внимание к качественной детской литературе привлекли конкурсы различных уровней, благодаря которым читатели могли ориентироваться в выборе книг. Немаловажную роль сыграл краевой конкурс на издание литературных произведений. Конкурс проводится с 2009 года «в целях государственной поддержки авторов литературных произведений, проживающих в Алтайском крае и продолжающих лучшие традиции отечественной литературы, воспитания любви к родному краю и популяризации его культурного наследия, повышения общественного престижа литературного творчества в крае». Благодаря такой поддержке были изданы детские книги Василия Нечунаева, Ирины Цхай, Юстасии Тарасавы, Валентины Новичихиной, Ольги Такмаковой, Елены Ожич, Любы Акимовой, Елены Бызовой, Сергея Матюшенко, Александра Остапова, Ольги Колпаковой, Ольги Кан.

Большую роль в поддержке детской книги Алтайского края играют библиотеки региона. Инициаторами в организации и проведении мероприятий по привлечению общественного внимания к феномену «литературы в литературе» являются Алтайская краевая библиотека им. В.Я. Шишкова (АКУНБ) и Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской (АКДБ).

Уникальны й, не имеющий аналогов среди библиотек России, издательский проект по выпуску детских художественных книг в серии «Писатели Алтайского края - детям» разработал коллектив АКДБ. Реализация данного проекта позволила библиотекам Алтайского края иметь у себя в фондах лучшие образцы детской краеведческой книги. Проект реализуется на безвозмездной основе, в нем принимают участие лучшие художники-иллюстраторы и известные издатели Алтайского края.

Книги, вышедшие в рамках проекта:

Валентина Крюкова «Кто устроил тарарам?» (2011) ;

«Новый день» (2014);

Елена Ожич «Звезды, найденные в лесу» (2011) ;

«Ради любви к искусству» (2013) ;

«Валяный сапожок» (2014);

Данил Родионов «За вуалью сказки» (2012);

Василий Нечунаев «Ларочкино море» (2013);

Валерий Тихонов «Мое Лукоморье» (2013);

Владимир Бычков «Конь» (2011);

Наталья Стрельцова «Лунная кошка» (2014);

Валентина Новичихина «Лесная ярмарка» (2014),

«Приключения зеленого лягушонка» (2014),

«Незабудка» (2015);

Лидия Калашникова «Шкатулка волшебных сказок» (2014);

Нина Родионова «Сказки» (2014);

Василий Шукшин «Далекие зимние вечера» (2014);

Ольга Московка «Волшебная книга» (2015).

Гордость издательского проекта - сборник рассказов В.М. Шукшина «Далекие зимние вечера», изданный благодаря инициативе и поддержке Губернатора Алтай­ского края А.Б. Карлина к 85-летию великого земляка, признан победителем конкурса «Лучшая книга Алтая - 2014» в номинации «Лучшая книга для детей».

Алтайские писатели становятся лауреатами и дипломантами литературных конкурсов, проводимых за пределами региона. Так, только 2011 год принес несколько побед: дипломантами четвертого международного конкурса детской и юношеской литературы им. А.Н. Толстого (2011-2012 гг.) стали: Анна Никольская в номинации «Проза для детей», Сергей Бузмаков в номинации «Художественная проза для юношества» и Константин Филатов в номинации «Познавательная книга для юношества». Елена Ожич - дипломант международного литературного конкурса им. Владислава Крапивина. Владислав Пасечник завоевал одну из главных российских литературных наград, вручаемых молодым писателям, - премию «Дебют - 2011» в номинации «Крупная проза» за историческую повесть «Модэ». Эта повесть в сокращенном детском варианте вошла в короткий список первого сезона Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру». В 2016 году повесть Юстасии Тарасавы «Просыпаемся мы» отмечена премией Международного конкурса сказок для детей «Сказки волшебного лотоса». Сказка о знаменитом мыше Ирины Цхай отмечена Гран-при V Международного конкурса «Новые сказки - 2015».

Главное завоевание современной детской литературы Алтая в том, что она имеет читательский резонанс.

Хомич, Эмилия. Взгляд на детскую литературу Алтайского края / Эмилия Петровна Хомич // Алтай. – 2016. – Июнь (№ 1). – С. 167–173.

Загадочный и таинственный Алтай подарил миру десятки замечательных людей. Талантливые и яркие, и в то же время добродушные и человечные люди вырастают в этом чудесном краю. Знаменитые люди Алтайского края отличаются своей безграничной любовью к жизни и ко всему окружающему.

Родом из Алтайского края

Рожденные и выросшие под защитой гор Алтая нынешние космонавты, исследователи, актеры, спортсмены, политики всегда с любовью отзываются о своей родине. Знаменитые люди Алтайского края (список):

  1. В.В. Бианки - писатель детских рассказов о жизни животных.
  2. А.И. Булдаков - народный артист России.
  3. М.С. Евдокимов - российский политик и артист.
  4. В.С. Золотухин - актер и писатель, удостоен звания Народный артист России.
  5. М.Т. Калашников - разработчик автомата Калашникова, успешный конструктор оружия.
  6. И.П. Мирошниченко - народная артистка России
  7. И.И. Ползунов - ученый-самоучка, изобретший паровую машину и первый в мире двухцилиндровый паровой двигатель.
  8. А.В. Панкратов-Черный - актер советского и российского кино, режиссер.
  9. Н.К. Рерих - художник, философ и общественный деятель.
  10. Р.И. Рождественский - известный поэт времен СССР, автор стихов и текстов для многих песен.
  11. Е.Ф. Савинова - советская актриса.
  12. Г.С. Титов - летчик-космонавт, совершивший первый длительный полет в космос.
  13. В.М. Шукшин - писатель, сценарист и кинорежиссер.

Жить для родины, для земляков

Известные люди считают, что нет в мире места краше и лучше, чем их родина. Не исключением был и Михаил Сергеевич Евдокимов. Родившийся в простой семье мальчик всегда хотел творить добрые дела и дарить радость людям. Профессию Евдокимов выбрал соответствующую - в культпросвет училище получил образование по специализации балалаечник. До армии он работал шлифовальщиком и администратором столовой.

Талантливый парень решил изменить свою жизнь и переехал в Москву в 1981 году. Известность пришла к нему в 1984 году. Его пародии и монологи разлетались на цитаты. Он начал активно сниматься в кино, в таких картинах как «Не хочу жениться», «Не валяй дурака» и другие. У него было 4 авторские программы, в числе которых «С легким паром!» на «Первом канале». Признанием его популярности стали сольные концерты и музыкальный диск, который был выпущен в США.

Но не только актерская карьера привлекала Евдокимова. В 1995 году он заговорил о желании пойти в политику и в 2004 стал главой Алтайского края. Он с жил и работал для своего края, для своих земляков. Евдокимов делал все для того, чтобы поднять свой край на новый уровень, и у него это получалось. Остановить его могла только смерть, которая настигла его 7 августа 2005 года в автомобильной аварии.

Пуля боли двусторонняя

Знаменитости Алтайского края часто были родом из простых семей. Михаил Тимофеевич Калашников был одним из таких. Родился он в селе Курья в семье крестьян. Еще в детстве его тянуло к технике, а в голове витали мысли о создании вечного двигателя. В армию его призвали в 1938 году в специальности механик-водитель танка. Уже в это время он отличился изобретательностью и усовершенствовал танк. В одном из сражений Великой Отечественной войны он с трудом выбрался из-под автоматного обстрела противника. И именно это породило в нем идею создать автомат.

Чертежами своего творения, он занимался и в госпитале, и в отпуске по ранению. Создав АК-47, Калашников не смог удивить военных лидеров, но сумел проявить себя как хороший разработчик. Лучшим создателем оружия Калашникова признали в 1947 году по результатам испытаний автомата под патрон. После успешного выпуска опытной партии автомат Калашникова запустили в массовое производство.

Музыка души

В селе Косиха Алтайского края. Проявлять свои творческие способности он стал еще в юношеские годы, как и многие знаменитые люди Алтайского края. Биография советского поэта наполнена радостными и печальными моментами. Родители рано развелись, отец погиб в одном из сражений в Латвии в 1945 году.

В 1950 году он не смог поступить с первой попытки в Литературный институт. Вторая попытка спустя год оказалась удачной. Первую книгу поэт выпустил в 1955 году под названием «Флаги весны». Впоследствии у Рождественского вышли сборники «Испытание», «Моя любовь», «Твое окно». На его стихи были положены десятки популярных песен, в числе которых «Эхо любви», «Только тебе», «Пора домой», «Если в мире есть любовь» и многие другие.

Больше суток в космосе

Знаменитости Алтайского края в литературе, кинематографе, политической деятельности и даже в космосе проявляли себя, как легендарные личности. Покорение последнего было возложено на плечи Германа Степановича Титова.

С космосом он связал свою жизнь в 1960 году, попав в отряд космонавтов. В апреле 1961 г. ему удалось побывать дублером Юрия Гагарина, и уже в августе этого года он совершил первый в мировой практике длительный орбитальный полет.

Одни сутки и один час длился полет в космосе. За это время он успел сделать семнадцать оборотов вокруг Земного шара. Помимо этого, Титов стал самым молодым космонавтом в истории, ведь на тот момент ему было всего двадцать пять лет. Титов, несомненно, человек-легенда, в его честь названа подводная гора в Тихом океане, остров в Тонкинском заливе, а также улицы, школы, научные центры разных городов.

Виталий Бианки - наедине с природой

Виталий Валентинович родился в Санкт-Петербурге в 1894 году. Но, несмотря на это, самым родным и любимым он считал город Бийск, где начал развиваться как писатель. Попал в Алтайский край Бианки во время Октябрьской революции, но по ее завершению он не вернулся в Петербург, а остался работать преподавателем в Бийске.

Его карьера как писателя начиналась с небольших публикаций в местной газете. Впоследствии он женился на учительнице французского и вернулся в город детства. В Бийске он много времени проводил наедине с природой, что стало основой для его известных произведений: «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Кто чем поет».

«Где находится нофелет?»

Практически все знаменитые люди Алтайского края родом из небольших населенных пунктов. Так и Александр Панкратов-Черный является уроженцем села Конево. В возрасте трех лет он потерял отца, мать его осталась одна с четырьмя детьми на руках.

В детстве все мысли Панкратова-Черного занимала клоунада, с которой он хотел связать свою жизнь. Но с возрастом решил посветить себя актерскому искусству. Он окончил сначала Горьковское театральное училище, а затем ВГИК по классу режиссуры. Свою фамилию он тоже приобрел в студенчестве. Приставка Черный отличала его от тезки Александра Панкратова, учившегося с ним на одном факультете.

В его арсенале десятки известнейших фильмов, но «Где находится нофелет?» любим абсолютно каждым жителем страны.

Та, которая шагает по Москве

Знаменитые люди Алтайского края в основном мужского пола. Женщин, прославивших его, немного. Одна из этого немногочисленного количества - выпускница МХАТа, великолепная актриса Ирина Петровна Мирошниченко. Дебютировала в кино в фильме «Я шагаю по Москве», также в ее арсенале съемки в картинах «Их знали только в лицо», «Андрей Рублев», «Пришел солдат с фронта», «Зимняя вишня» (вторая и третья часть) и многие другие.

Замужем актриса была трижды, но все браки заканчивались разводом. Чудесный воздух и атмосфера Алтая наделили актрису чудесной улыбкой, что поспособствовало ее работе в съемках роликов для рекламы "Кальция D3 Nikomed".

Актриса ведет персональный блог, где делится своими мыслями и чувствами с читателями. Также она отвечает на вопросы поклонников и благодарит их за столь теплое отношение.

Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.

Малая родина - это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения. Наша малая родина – Алтай, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и музыканты.

Данная презентация знакомит с поэтами и писателями, родившимися в Алтайском крае и посвятившими ему свои произведения.

Скачать:

Подписи к слайдам:

Алтайскому краю – 75 лет
Алтай – это светлые берёзовые рощи, прохладные сосновые леса, разливы рек, глубоководные озёра, золотые поля пшеницы, таинственные леса и овраги, величавые горы.Но главное богатство Алтайского края – талантливые люди, живущие здесь.
Поэты и писатели Алтая
Литературный Алтай
Писатель Эдуард Прутковский родился в деревне Волоты Минской области. На Алтай приехал в 1973 г. С 1990 г. - начальник отдела внутренних дел Советского района Алтайского края. Подполковник милиции, писатель. Лауреат журнала "Алтай", дипломант литературных премий МВД РФ " За создание высокохудожественных произведений о милиции" (1995, 1996, 1998), ГУВД Алтайского края за книгу "Плач аиста" (2004). Дважды лауреат премии им. В.М. Шукшина. Автор книг "Оправдание чести"(2000), "Повести"(2002). Награжден медалью "200 лет МВД РФ(2004). Член Союза писателей России с 1995 г.Жил, работал, писал книги и умер в селе Советское Советского района.
Рождественский Роберт Иванович (1932 - 1994) (настоящая фамилия - Петкевич) - русский поэт, публицист. Родился 20 июня 1932 г. в селе Косиха - районном центре на Алтае. В 1952 году стихи Рождественского печатаются в журнале «Смена», а несколько позже появляются и в других центральных изданиях. Первая книга стихов Рождественского «Флаги весны» вышла в 1955 году в Петрозаводске, а через год в Москве был издан второй сборник «Испытание». Всего поэтических сборников Роберта Рождественского насчитывается более семидесяти.
Поэт Станислав Яненко родился в Барнауле в 1947 году. Окончил факультет журналистики Иркутского государственного института. Автор четырёх поэтических книг: «Сентябрь» (1977), «Завтрашняя память» (1983), «Перед самыми морозами» (1987), «Я - файтер» (1989). Пятая книга «Чувство вины и любви» издана в литературном фонде «Август» (1993). В 1999 году произведения Яненко вошли в антологию «Русская поэзия. XX века». 2 марта 1990 года Станислав Яненко погиб. Похоронен на Черницком кладбище Барнаула.
Поэт Владимир Казаков родился 14 мая 1939 года в селе Анисимове Тальменского района Алтайского края. В 1968 поступил, а в 1974 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького при Союзе писателей СССР. В 1978 году участвовал в работе второго Всероссийского совещания молодых писателей. Тогда же был рекомендован, а в марте 1981 года принят в члены Союза писателей СССР. К тому времени в Алтайском книжном издательстве вышли книги его стихов: «Полынь-трава» (1967г.),«Метельный город» (1970г.), «Первая любовь» (1976г.) и «Летнее поле» (1979г.). В последующие годы увидели свет произведения: «Памяти печаль», «Болью сердца жив человек», «Пламя черемух», «Брат, здравствуй» и «Калиновый куст».
Поэт Леонид Мерзликин родился в селе Белоярском Первомайского района Алтайского края. Окончил школу в селе Троицкое, служил в армии, работал в Калманской районной газете. Первые стихи опубликованы в 1950 году в краевой молодёжной газете. В 1959 году поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1964 году. Тогда же в Москве, в издательстве «Молодая гвардия», вышел первый поэтический сборник «Купава» (1963). Автор 12 поэтических книг, в том числе «Россия» (1965), «Таисья» (1967), «Ивушка» (1973), «Просека» (1981), «Зимняя роза» (1987), «Заря пылает» (1990). Сборник «Избранное» был издан посмертно. Лауреат Всероссийской литературной премии им. В. М. Шукшина (1990), муниципальной премии Барнаула. Умер и похоронен в Белоярске.
Марк Юдалевич родился в Сибири. Окончил среднюю школу в Барнауле в 1936 году, до августа 1941 года преподавал литературу в Омском пединституте. Участник Великой Отечественной войны. Автор более 50 книг, изданных в Барнауле, Томске, Новосибирске, Москве. Работает в разных жанрах, изучает историю Сибири и Алтая, пишет на историческую тему (поэма «Молчана», повесть «Пятый год», пьеса «Так добывалась правда», роман «Адмиральский час»).На сценах ряда театров страны шли пьесы Юдалевича: «Голубая дама», «Трудный возраст», «Годы, любовь».
Михаил Успенский родился в 1950 году в Барнауле Алтайского края. Жил в различных городах Сибири, печататься начал с 1967 года (стихи). Рассказы Успенский стал писать с 1978 г. Они публиковались в местной печати, газетах «Московский комсомолец», «Литературная Россия», «Литературная газета», журналах «Смена», «Юность», «Огонек». В 1988 г. в Красноярском книжном издательстве вышел сборник рассказов «Дурной глаз». В 1990 г. в издательстве журнала «Огонёк» был издан сборник «Из рассказов Семена Корябеды». Позднее печатался в сборниках «Музей человека» и «Человек-невидимка» издательства «Текст».В 1995 году появился сборник «Там, где нас нет» , в него вошли роман и две повести.
Писатель Кудинов Иван Павлович родился 19 января 1932 года в селе Красные Орлы Залесовского района Алтайского края. Первая его книга - сборник рассказов «Цветы на камнях» - вышла в 1961 году. Широкий читательский интерес вызвали опубликованная в журнале «Юность» повесть «Погода завтра изменится», повести «Коралловый камень», «Федькин воз». «Покушение». Последняя повесть вошла в библиотеку «Молодая проза Сибири», а также опубликована венгерским издательством «Европа». И.П.Кудинов - обладатель многих литературных премий: премии имени В.М.Шукшина - 1997 год, «За лучшую книгу года» - 2001 год, почётного диплома «Достояние Сибири», 2005 год - премии «Лучшая книга года» за книгу «Яблоко Невтона», 2006 год - медали «100-летие со Дня рождения Михаила Шолохова», в том же году Почётной грамоты Правления Союза писателей России. В 2007 году Иван Павлович Кудинов стал лауреатом краевой литературной премии «Певец родного края» за книгу «Последняя любовь».
АлтА
Алтайская земля богата талантливыми людьми. Стань одним из них…

Общественной Алтайской краевой писательской организации в юбилейный год образования СП России исполнилось – 57 лет. Все эти годы писатели Алтая – члены Союза писателей СССР и Российской федерации вместе с благодатным Алтайским краем – богатейшей природной кладовой, давшей России, медь, серебро, золото, полиметаллические руды – поднимали целину, облагораживали сёла и посёлки, строили заводы и фабрики, жилые дома, административные здания, школы, детские сады и дороги… Возводили Коксохим и город Заринск, радовались успехам наших строителей, хлебопашцев, животноводов… Вмести мы пережили тяжёлые девяностые годы перестройки и застоя. Всё это отражено в наших книгах.

Уходит в небытие старшее поколение писателей, нет с нами фронтовиков – Николая Дворцова, Льва Квина, Георгия Егорова, Василия Гришаева, и более молодых – Леонида Мерзликина, Геннадия Панова, Евгения Гущина, Владимира Башунова…. Но память об ушедших товарищах жива в наших сердцах!

У нас в крае, как нигде в России, наряду со Всероссийскими Шукшинскими днями на Алтае, – проводится ещё 11 традиционных краевых литературных чтений, посвящённых землякам-писателям (добры и памятливы наши жители), и три поэтические встречи: в городах Белокурихе, Славгороде и селе Романово. В 2007 году мы одержали убедительную победу в конкурсе администрации края по грантам, предоставив наш проект «Литературные чтения – как явление культуры».

На деньги, выигранные в первом конкурсе грантов Администрации Алтайского края, приобретены: видеопроектор, видеокамера, ноутбук и большой экран. А также на эти средства изданы красочный альбом: «Память людская – тоже жизнь» (История литературных чтений на Алтае) и добротные (твёрдый переплёт, объём – 150 стр.) поэтические книги лауреата краевой литературной премии им. Н.М. Черкасова – Владимира Коржова «Ледостав», и лауреата краевой литературной премии им. Л.С. Мерзликина – Сергея Клюшникова «Осенний шквал противоречий».

С изданием книг у нас дела, конечно не радужные, но сие от нас не зависит, хотя мы прилагаем все возможные усилия для достижения поставленных задач. В 2007 – 2008 г.г. мы совместно с Государственным учреждением культуры «Алтайской краевой универсальной научной библиотекой имени В.Я. Шишкова» издали солидный Библиографический словарь «Писатели Алтайского края», двухтомник «Литературный Алтай», 17 том книжной серии Библиотека «Писатели Алтая» – впервые заявленной в 1998 г., поэтический сборник Сергея Клюшникова, «Где стык веков, там слом противоречий». В 2001 г. писательская организация выпустила в свет очерк «Литературное Беловодье» к 5О-нему юбилею Алтайской краевой писательской организации, а в 2007 – «Беловодье – 2» (история писательской организации к 55-летию ОАКПО). При активной работе наших писателей издаётся книжная серия: «Городская библиотека», она выходит, под патронажем мэра г. Барнаула Владимира Колганова, благодаря проекту писателя Владимира Свинцова, являющегося также главным редактором журнала «Барнаул». В 2007-2008-ом издано – 20, а к концу года выйдет 10-12 книг писателей Алтая. Продуктивно работает на издательском поприще поэт Валерий Тихонов, главный редактор Литературно-просветительского фонда «Август» (основан в1992 г.). За 16 лет в «Августе» вышло в свет около сорока книг алтайских поэтов. При спонсорской поддержке в минувшем и текущем году прозаики: Владимир Свинцов, Сергей Бузмаков, Георгий Рябченко, Валерий Котеленец, Зоя Десятова, Дмитрий Шарабарин издали свои книги, а краевая писательская организация стихотворным сборником – «Тайное сходство» талантливой поэтессы Натальи Николенко открыла книжную серию: «Поэтическая библиотека – ПЕРВАЯ КНИГА». К своему 70-летию прозаик Владимир Свинцов при финансовой поддержке краевой, городской администрации и спонсоров издаёт семь томов избранных произведений, а к 90-летию старейшего в крае писателя М.И. Юдалевича готовится трёхтомник – «Избранное».

В юбилейном году наиболее достойные из наших писателей за книги, выпущенные в последний период, получат 10 краевых литературных премий.

В Общественной Алтайской краевой писательской организации состоят на учёте – 34 человека, средний возраст которых – 55 лет. Алтайская писательская организация всегда славилась стабильностью и сплочённостью своих рядов, в разные годы нашу организацию возглавляли по два срока М.П. Кудинов, Л.И. Квин, Ю.Я. Козлов, и три срока В.Б. Свинцов. Наиболее продуктивно работают писатели: Иван Кудинов, Владимир Свинцов, Василий Нечунаев, Владимир Казаков, Владимир Коржов, Валерий Котеленец, Сергей Филатов, Валерий Тихонов, Сергей Клюшников, Иван Мордовин и другие. На смену им приходят молодые писатели, об этом свидетельствуют краевые литературные семинары, регулярно проводимые через каждые два года.

По итогам семинара, состоявшегося в апреле 2007 г., на который в качестве руководителей были приглашены писатели из Омска – Сергей Прокопьев и Валентина Ерофеева-Тверская (Председатель Омского отделения СП РФ) и зам. главного редактора журнала «День и ночь» Иван Клиновой, авторы лучших рукописей Н. Волковинская и О. Иванова, ведомые членом СП РФ В.М. Коржовым, приняли участие во Всероссийском совещании молодых писателей в городе Каменск-Уральске под Екатеринбургом. В ноябре этого же года Алтайскую краевую писательскую организацию на конференции Ассоциации писателей Урала в Ямало-Ненецком АО в северном городе Муравленко представляла член СП РФ Юлия Нифонтова. По итогам конференции мы были приняты в Ассоциацию писателей Урала. В марте 2008 г., в столице Алтайского края на базе Барнаульского Государственного педагогического университета и Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, состоялся Межрегиональный поэтический фестиваль – «Весне навстречу», в нём приняли участие писатели: из Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Томска, Кемерово и республики Алтай.

При Алтайской краевой писательской организации в городе Барнауле, непосредственно в Доме писателя им. Василия Шукшина, на протяжении 20 лет, работает литературное объединение: «Спектр» – руководитель Елена Рябова, и краевая литературная студия: «Обские волны» – отделение «Поэзия» ведёт член СП России поэт Иван Мордовин, отделение «Проза» – член СП России прозаик Сергей Бузмаков, литературный клуб «Беловодье» – руководимое членом СП России Юлией Нифонтовой, также работают литературные объединения и в крупных городах: Бийске, Рубцовске, Славгороде, Новоалтайске… Молодые поэты и прозаики, занимающиеся в литературных объединениях, регулярно печатаются в краевой периодике и издают на спонсорские средства книги, рецензируемые известными в крае писателями.

В 2007 году мы провели первый городской конкурс сочинений по произведениям Е.Г. Гущина, и впервые нам удалось провести краевой литературный конкурс среди учащихся по творчеству В.М. Шукшина: «Тихая моя Родина», посвящённых 70-летию Алтайского края, (совместно с комитетом по образованию г. Барнаула, Государственным музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая, Региональным отделением партии «Справедливая Россия»). По итогам конкурса Анастасия Нешпор (г. Бийск) и Игорь Мухортов (г. Новоалтайск) под руководством члена СП России С.В. Филатова представляли Алтайский край на Всесибирском литературном фестивале «Устами детей говорит мир», где Анастасия Нешпор заняла второе место в номинации проза. В сентябре-декабре 2008 года намечено проведение городского конкурса календарей – «Рисую кисточкой любви» по произведениям поэтов края среди учащихся средних школ и художественных учебных заведений города, посвящённых году семьи.

Ежегодно в крае писатели проводят более 200 встреч с читателями в традиционные праздники: «День знаний», «День славянской письменности и культуры», «Месячник пожилого человека», «Музейную ночь», «Неделю детской книги»… Помимо этого многие из нас работали с читательскими аудиториями персонально.

Писательская организация работает в тесной связке с краевыми и городскими комитетами по культуре и народному образованию, ВУЗами, колледжами, музеями, библиотеками. Так в 2008 году, совместно с Федеральным агентством по образованию, Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Барнаульским государственным педагогическим университетом», Центром «Детское чтение», было издано учебное пособие для школьников «Литература родного края».

На протяжении 2007-2008 года, писатели нашей организации успешно претворяют в жизнь «губернаторскую» программу, которая предусматривает выступления членов СП России во всех районах Алтайского края – в год не менее 15 встреч, отзывы о которых самые тёплые.

Мы не только много выступаем на встречах с читателями, но и принимаем гостей. Понятно, что приезжая на Шукшинский праздник, известные в России писатели нас не минуют. В 2007 году на Всероссийских Шукшинских Днях на Алтае у нас побывали Сопредседатель Правления СП РФ Геннадия Попов (г. Орел) и руководителя Омской писательской организации Валентина Ерофеева-Тверская. В этом году к нам приехали (по нашему приглашению) почтить Шукшина: руководитель Ассоциации писателей Урала и Западной Сибири Александр Кердан и поэт из г. Омска Юрий Перминов.

Более того, впервые за последние годы мы имели возможность пообщаться с одним из руководителей писательской организации объединённой Германии – прозаиком Феликсом Кубэ. Эти встречи в Доме писателя и Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая развеяли миф о том, что иностранным писателям живётся хуже, чем нашим.

6 июня 2008 года, в день Пушкинских чтений, мы провели презентацию официального сайта нашей организации, что дает нам возможность познакомить с работой нашей организации и с нашими писателями тех читателей, которые предпочитают электронные книги. Адрес нашего сайта: http://pisatel.air-door.ru , и адрес электронной почты: [email protected]

Галина Колесникова, ответственный секретарь Общественной Алтайской краевой организации Союза писателей России, секретарь Правления СП России

Князева Галина Ивановна
Должность: учитель естествознания
Учебное заведение: БПОУ РА "Горно-Алтайский педагогический колледж"
Населённый пункт: Республика Алтай г. Горно-алтайск
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое содержание фольклора и произведений поэтов и писателей Алтая
Дата публикации: 18.12.2016
Раздел: среднее профессиональное

Экологическое содержание фольклора и произведений алтайских поэтов

и писателей
Любовь алтайцев к родной природе получила высокую оценку и признание международной общественности. О древней народной мудрости людей, проживающих на благословенном Алтае, очень высоко отозвался Ядринцев.Н.М. «Мои глаза обращены постоянно к сияющим вершинам Алтая, где оставлено мое сердце...», «Алтайцы народ с причудливой мифологией, не уступающей греческой высокохудожественной культуре». О песенном искусстве алтайцев с огромной любовью высказался знаменитый ученый-путешественник П.Т.Семенов – Тян - Шанский: «Народное творчество алтайцев поражает разнообразием мотивов. Есть много песен, прославляющих красоту Алтая, и среди них особое впечатление производит песня (скорее плач) о разорении Алтая. «Лучше бы нам умереть, чем видеть своими глазами твое разорение, наш прекрасный Алтай»,- поют алтайцы. Красота, прекрасное, героическое в устном поэтическом творчестве представлены в органическом единстве с обновляющейся природой. В гармонии с природой в героическом сказании представлен эпический герой. Он защитник рода, земли и служит основой гармонии и порядка в мире. Отрицательные персонажи представляют низменное, безобразное, хаос. Герои, борющиеся за свой народ, воплощают возвышенное начало, противостоят низменным, злым силам. Вот, например, содержание распространенного эпического сказания «Маадай-Кара», многие строки которого перекликаются с самыми актуальными проблемами нашего времени. Живет на солнцелунном Алтае счастливый народ мудрого алыпа (богатыря) Маадай-Кара: Народ в стране его велик, Миролюбив и светлолик, Красноречив, остроязык,- Заполнил солнечный Алтай И перелился через край, Живет, не ведая нужды, Глаза любого - две звезды. Но стар становится алып, спит подолгу. И вот начинаются беспорядки: Упадок всюду и разброд- Разбрелся разномастный скот, Идут передние стада, Траву съедают до корней, Плетутся задние стада И лижут землю меж камней. Говоря современным языком, сказание повествует о том, как дезорганизация системы рационального природопользования вызвала хозяйственный развал и потерю справедливости в отношениях людей. И в
этой-то обстановке спохватившийся алып обнаружил картину, не чуждую и нашим временам: .. Пируют все мои края, Гуляет каждая семья. В былые годы мой народ Венчал весельем честный труд. Зачем теперь он в будни пьет, И в честь чего пируют тут? Неужто близок страшный час... И действительно, беда не заставила себя ждать. Жестокий и бесчестный хан Кара-Кула вторгся со своей ордой на Алтай и поработил народ Маадай- Кара. Самым большим злодеянием хана Кара-Кула стала попытка того, что мы называем экоцидом, полного разрушения природной среды в завоеванной стране. Но силы алтайской природы превзошли его возможности: Реки священной голубой Хотел теченье повернуть. Он от натуги рухнул с ног, Но повернуть его не смог. Именно силам родной природы доверил Маадай-Кара своего новорожденного сына, оставив его в подвешенной на березе люльке. И не ошибся: приемная бабушка-олицетворение духа Алтая - нашла и вырастила ребенка. Воспитывая освободителя, она учила мальчика: Не норови ты хана скот Набегом, силой захватить, А думай, как родной народ В края Алтая возвратить. Предназначение сбылось. Мальчик стал непобедимым богатырем Когюдей-Мергеном. Он уничтожил хана Кара-Кула и принес освобождение своему народу. Но остался еще народ, ранее подвластный убитому хану и с беспокойством спрашивающий о своей участи. Ответ Когюдей - Мергена гласил: Плохой земли не может быть, Плохим бывает человек. Вы можете спокойно жить У этих гор, у этих рек. Коль зло пропало навсегда, В реках очистится вода. И в благодарность за труды Земля дарует вам плоды. Нужно ли говорить, что если бы все люди учились мудрости жизни по алтайским сказаниям, то доброй половины тех проблем, от которых сегодня страдает человечество, просто не возникло бы. Скотоводческий, земледельческий тип хозяйства алтайцев определил характер, содержание и форму всех видов народного творчества, в том числе и драматического (элементы обрядов, игр, словесного и музыкального
фольклора). Это различные действия и устно- поэтические произведения, сопровождающие бытовые и хозяйственные обряды, свадебные и похоронные ритуалы, праздники «Чага байрам», «Jылгайак», «Сары бур», «Jажыл бур», игровые песни, искусство исполнителей: певцов, импровизаторов, сказителей – кайчи эпоса, шаманов, рассказчиков. Песня - это душа народа. И в сказительском искусстве, и в народной песне, и в народных праздниках есть непреходящая особенность-поклонение своей земле, Алтаю. Неразрывная связь народа и его земли воспета во всех молитвенных благопожеланиях, песнях и сказаниях. При благопожелании выражаются Алтаю, природе Алтая, кормилице, самые добрые, сокровенные чувства. Восхваление Алтая, выражение благопожелания ему непосредственно связано с уважением и бережным отношением к богатству природы: С восходящей ранним утром Полярною звездою, С восходящей ранним вечером Венерою звездою, Небо мое с Солнцем и Луною, Дай детям доброй жизни. Алтаю, раскинувшемуся как чепрак, Его перевалу - поклон, Морю с катящимися волнами, Его броду - поклон! В алтайских загадках, как и в других жанрах устного творчества народа, ярко отражены определенные периоды и ступени развития общества, его обряды и обычаи, быт и хозяйство, фауна и флора горного края. Язык народных загадок богат красочностью выражений, многообразием и точностью поэтических образов:  Сверкнул золотой посох- встрепенулся весь Алтай (молния и гром);  Через гору натянута подпруга (радуга);  Нога в земле, голова в небе (гора);  От царя-властителя посланник прибыл, весь народ ему кланяется (ветер и деревья).  Со стройной походкой, в обуви из желтого сукна (косуля),  На горе красноглазые парни играют (тетерева). Исследователи 20 века отмечали слитность алтайца с природой (по определению Радлова В., алтаец- «дитя природы»). Эти слова подтверждает содержание известной сказки «Ырысту». Мальчик по имени Ырысту называет своей матерью озеро Алтая, отцом - гору. «Гора меня кормит клумбами цветов, озеро поит меня», - говорит он. Дитя природы не ведало горести и зла. В тяжелые минуты жизни к нему на помощь приходит хозяин Алтая в образе мудрого старика на белом коне, по совету которого мальчик Ырысту побеждает зло. В начале 20 века этот сказочный мир описан Гуркиным. Г.И. в произведении «Плач алтайца на чужбине». Алтай и его горы, долины и его реки стали главными темами картин выдающегося художника Ч.Гуркина, а также его продолжателей.
Аналогичные сюжеты и мотивы мы наблюдаем в творчестве всех алтайских поэтов и прозаиков. Во всех фольклорных и письменных источниках Алтай воспринимается как Духовный Центр, предполагающий единство природного и культурного разнообразия. Для нас культурное и природное богатство было, есть и должно быть в вечном синтезе. По мировидению алтайца, все окружающее имело своего хозяина. Дух Алтая вечен, всемогущ, свят и требует особого почтительного отношения к себе. Алтайцу трудно было отречься от обычаев и традиций предков, тем не менее, в годы атеистиче ского во спитания он вынужден был «замаскироваться», в душе оставаясь пантеистом. В 20-30 годы поэты, воспевая красоту голубого Алтая, выказывали свое недовольство, связанное с разрушением гармонии в природе. В этом смысле строки Г.А.Чагат-Строева из поэмы «Кара-Корум» снова звучат как плач алтайца по причине дисгармонии: Долины вольные, дотла Опустошенные лежат, Гора высокая была- Теперь истоптана, низка. Река глубокая была- Теперь она мутна, мелка. Алтайские поэты по своему мировоззрению остаются язычниками: почитают огонь, обожествляют природу, поклоняются хозяину Земли (духу огня, гор, рек). Отсюда мотивы благопожелания, благословения восхваления, гимна в лирике. (стихи С. Суразакова, Б.Укачина, П. Самыка, Б.Бедюрова, С.Сартаковой, Б.Бурмалова и др.). Не только огонь, вся природа Алтая остается для многих поэтов святым храмом. Они восхваляют в своих произведениях ритуалы, обычаи, совершаемые на перевалах: привязывание ленты, окропление Алтая молоком, угощение духов Алтая. Ведь не случайно, С.Суразаков в стихотворении «Хозяин гор» ссылался на такой обычай: «На вершинах гор не говори, не кричи. Будь молчалив, как камень, не серди хозяина горы». Отсюда и стихи современных поэтов, глубоко связанные с обрядовым действом (стихи Б.Укачина «Благопожелания», «Заклинание медвежьей головы», «Молитва у кедра» и т.д., Б.Бедюрова «Благословление кедру», «Оплакивание убитого медведя», «О языке и обычаях охоты» и т.д., П.Самыка «Молитва духу Алтая», «Солнцепоклонник и др.). Главное, что объединяет алтайских поэтов,- это искреннее желание рассказать о своей Родине, о своём народе, о вдохновенной сыновней любви к Горному Алтаю. Л.В.Кокышев - певец алтайской природы. Родная природа учила юного поэта чистоте и возвышенности чувств. Человек в его поэзии является лишь частью природы, космоса: Я рано проснулся в росистой тайге. Хвоя в холодных лучах бронзовела. А рядом - в высокой, цветущей траве –
Песня любви глухариной кипела. И древняя радость проснулась во мне, И полумглу оглядел я лесную Так жадно, как будто вернулся во сне С дальней планеты на Землю родную. В стихах Л.Кокышева вырисовывается целостная картина мироздания. Любовь к Родине, к Алтаю понимается им как спасение от всех невзгод. Детьми единой матери- природы являются и люди, и животные, и растения, и стихийные силы природы. Имя Э.Палкина как талантливого поэта и прозаика и общественного деятеля широко известно в Горном Алтае и за его пределами. Своими произведениями он приглашает читателей в удивительный мир красоты и добра, в мир настоящей поэзии. Основная тематика лирики Палкина родная земля и ее люди, о чем свидетельствует его сборники стихов: «Новый человек», « Новое время», « Утро Родины» и др. Поэт чуток к явлениям природы, внимателен к фауне и флоре Алтая, опережая свое время, задается вопросом: «Пройдут несколько веков, останется ли Алтай таким же первозданным?» (стихотворение «Алтай»). Его лирический герой обеспокоен будущим, чувствует свою ответственность перед временем: Словно синий волк скулит, Душа моя поет горько, Без вины, чувствуя себя виноватыми, Живем мы на этой земле. В сюжетных стихах поэта раскрываются драматические события («Два лебедя», «Журавли», «Лани с черными глазами» и др.). Так поэт сопереживает потерю напарницы лебедя, расстрелянной браконьерами. Образ лебедя воплощает в себе идеал красоты и нежности. Серая пташка, тополек, засыпанная снегом белая дорога грустят вместе с лирическим героем. В сборнике «Такой обычай» он поведал читателю о голубом Алтае, неповторимых красотах его природы, о мужественных и добрых, гостеприимных и скромных людях - чабанах, о своих земляках. Читатель узнаёт из книги поэта о древних обычаях и традициях алтайского народа, душевной щедрости, верности в дружбе. О чём бы ни писал поэт в своих стихах, он всегда верен своему призванию - говорить правду. Вот беркут сидит на древнем кургане. Но тут же рядом мощный трактор переворачивает пласты этой древней земли: ...Зачарованный Я вглядываюсь в дали, Где курганы спят - никто их не разбудит,- Где с рисунками резными гордо встали Камни, строгие, высокие, как люди. Связь со временем, с болевыми точками планеты, думы о родном народе, его судьбе, как сделать жизнь красивее и богаче - эти мысли пронизывают все последующие поэтические произведения Палкина: И, я своей дорогою шагая, О том пекусь, чтоб жизнь в любом краю Была светла, как мне в родном Алтае. Того желаю всем. О том пою.
Вклад А.Адарова в алтайскую поэзию заключается в глубоком осмыслении истории своего народа, его культуры и традиций. Его поэзия- это то, что родилось под звездами Горного Алтая, струящими свой свет над перевалами. Есть у Адарова стихотворение «Мой Алтай». Оно об истоках всего для него дорогого, о родине, о голубых просторах... Мой Алтай любимый! Вереницы гор И необозримый голубой простор. Сохраним навеки светлые леса, Ласковые реки, птичьи голоса.... И пока струиться будет в жилах кровь, Пусть не прекратится к Родине любовь!.. Чувство привязанности к родному краю выражал в поэзии Адаров с необыкновенной остротой. Образ Горного Алтая нарисован в неразрывной связи с Родиной и мировой культурой: Когда я говорю: «О мой Алтай!»- Мне эхо возвращает: « Мой алтарь». Когда в глазах слеза блеснет, светла, Тебя вдали я вижу, Улала.... От истории - к себе, от себя к истории своего народа, таков идеал творческого произведения поэта: Я - долина, все ветры хлестали меня, Я - тайга, все снега засыпали меня. Я - алтаец, народ, Я хозяин долин и хребтов, В моем сердце рубцы От несчитанных стрел и клинков. Кедр самое почитаемое дерево алтайского народа. Образ кедра не новый. Он в произведениях многих поэтов и писателей, но в стихах Адарова как свежо воспринимается: Гибнут столетние наши кедры, Гибнут алтайские богатыри. Падают воины с сердцем пронзенным. Вон еще один рухнул, смотри! Разве смола это? Нет, это слезы Наземь сочатся струйкой живой.... В предисловии к сборнику «Судьба родной земли» Адаров пишет: «Главное в моих стихах - раздумье о судьбе моей земли, народа». Родной край всегда остается для алтайских поэтов опорой - с него начинают они постижение своего высокого времени, к нему приросли они сердцами. Родная природа, чувство родного края - это основа, она всегда присутствует в их стихах. Природа Горного Алтая вошла в поэзию Б.Укачина и как философское понятие, и как эстетическая данность. В творчестве Укачина тема природы стала социальной.
Я, охотник Аднай, сын Туймеша, В заповедных горах вырастая, Никогда, клянусь, не стремился Истребить всех зверей Алтая. И медведя с целью убийства Не преследовал никогда я! («Заклинание медвежьей головы») Во многих произведениях прослеживается концепция единства прошлого, настоящего и будущего в духовной жизни народа: Мир природы бескорыстен, Безвозмездно дарит он Тень и шелест сочных листьев, Капель плодородных звон. Мир природы не изменен. В широте и доброте, Чист, невинен, откровенен, Как родник в земном пласте. Он взаимною любовью Связан с разумом людей: Хлеб и соль, вино к застолью- Всё бери, и ешь, и пей. Но, природы гость, хмелея, Дом хозяйки не сжигай! Даже в щедрости есть мера И терпению есть край. Нерасчётлив и нескрытен, Виден вглубь, безбрежен вверх, Мир природы беззащитен- Помни это, человек! Художественное мировидение алтайских поэтов, складывается из разных категорий: этики и эстетики, науки и религии, истории, философии и т.д. В целом же - это отношение человека к природе, обществу, Вселенной и, наконец, самому себе.