Как можно определить основной конфликт пьесы гроза. Cочинение «Основной конфликт пьесы «Гроза

А. Н. Островский являлся преемником и продолжателем реалистических традиций в русской литературе. В своих произведениях драматург отразил современную ему действительность, характерные для того времени типы, образы, показал существовавшие порядки, их кризис и возникшие в связи с этим противоречия в обществе. Одно из ярчайших произведений Островского - трагедия “Гроза”, в которой автор поднял проблему существования свободной личности в условиях патриархального домостроевского общества.

Драматические произведения всегда строятся на конфликте, и в такой самобытной, многогранной пьесе, как “Гроза”, характер поднимаемой проблемы, обилие действующих лиц и сложность системы образов обусловливает наличие нескольких конфликтов. В трагедии описывается быт провинциального поволжского городка Калинова, живущего по не лучшим положениям “Домостроя”. Калиновское общество устарело и переживает кризис, ломку, вследствие чего само по себе конфликтно: старшее поколение (Дикой, Кабаниха) поучает младшее (Борис, Тихон, Варвара, Катерина), причем делает это в настолько явной, неприкрытой форме, что весь город знает об отношениях в их семьях, хотя, например, Кабанова предпочитает тиранить ближних не на людях, а дома (как говорит Кудряш: “Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот (Дикой) как с цепи сорвался!”). Конфликт “отцов и детей” - не единственный: разногласия возникают как между представителями старшего поколения (разговор Дикого и Кабанихи, действие третье, явление второе), так и в среде молодежи - например, Варвару раздражает забитость и покорность Тихона (“Скучно мне глядеть-то на тебя”, - говорит она). Эти мелкие противоречия поддерживают общество в состоянии напряженности и раздражения; конфликты в калиновском мире в принципе статичны и не имеют столь ярко выраженного развития, как главный конфликт трагедии - конфликт главной героини, Катерины, и калиновского общества.

Завязкой этого конфликта можно считать свадьбу Катерины и ее переезд в дом Кабановых. Из привычной среды всеобщей любви, гармонии, религиозности главная героиня попадает в атмосферу лживости, обмана, тирании. Катерина не похожа ни на одного из членов этого общества: ее душевная прямота и безыскусность противопоставлены грубовато-простой изворотливости Варвары, широта, страстность натуры - слабости и покорности Тихона; чуткость, тонкость, живость восприятия окружающего мира - тупому догматизму Кабанихи. Не привыкшая быть в чем-то ограниченной, Катерина жаждет внутренней свободы, но свобода здесь выступает не как осознанная необходимость, а как стихийная, неподвластная разуму жажда независимости, возможности дать выход своей страстности, и Катерина находит выход своим чувствам в любви к Борису. В душе главной героини возникает конфликт чувства и долга: с одной стороны, любовь захватывает ее полностью и требует духовной пищи для развития; с другой стороны, Катерине, с детства впитавшей основы христианского учения, странно даже подумать о возможности изменить мужу.

По сути внутренний конфликт является следствием общественного: противоречия в душе Катерины вызваны несоответствием ее нравственных запросов неспособности окружающего мира их удовлетворить. Резкий толчок развитию внутреннего конфликта дает отъезд Тихона: Катерина чувствует, что отсутствие мужа может послужить поводом к измене, она боится своей слабости и просит мужа остаться. В разговоре с Варварой она так описывает свое состояние: “Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”. Но Тихон уезжает, и калиновский мир с новой силой начинает втягивать Катерину в пучину лжи и обмана. Варвара передает " ей ключ - символ греха, и Катерина уже чувствует себя вовлеченной в этот грязный мир, но не находит силы из него выбраться. Десять дней гуляний с Борисом пролетают, и вернувшийся Тихон застает жену изменившейся: “Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, словно чего ищет”. Катерину мучает совесть: внешне приняв законы калиновского общества, изменив мужу, солгав ему и свекрови, она внутренне не изменилась, сохранив в душе моральные устои, чувство собственного достоинства. Кульминацией и внутреннего, и общественного конфликта является сцена в саду, когда Катерина прилюдно признается в измене, не в силах больше сдерживаться, готовая на что угодно. Сцена сопровождается грозой, природной стихией, предвестницей трагедии, но вместе с тем несущей очищение, избавление от душевного груза. Однако чистосердечное признание и раскаяние в глазах калиновцев не служат смягчающими вину факторами, и Кабаниха с новым усердием принимается тиранить не только Катерину, но и Тихона (за неправильное обращение с женой). Невозможность остаться в этом мире, полном непонимания и жестокости, страшные угрызения совести, отъезд любимого толкают Катерину на страшный шаг, и развязкой обоих конфликтов явилось самоубийство главной героини. Финал можно трактовать по-разному: Н. А. Добролюбов, назвавший Катерину “лучом света в темном царстве”, видел в ее смерти отрицание домостроевских законов калиновского общества, душащих любые проявления искреннего чувства. С, другой стороны, самоубийство - всегда высшая форма эгоизма, ведь по религиозным нормам искупить грех можно только через длительное страдание, молитвы, смирение. Тогда Катерина должна была остаться в доме Кабановых, покорно принимать все колкости и оскорбления. Но если принять во внимание глубокую душевную трагедию героини, если попытаться войти в ее положение, то становится ясным, что другого выхода жестокое общество города Калинова ей не оставило и самоубийство - закономерная развязка мучивших Катерину душевных противоречий, внутреннего конфликта, а также и социального - невозможности сосуществования жаждущей свободы личности и глухого патриархального домостроевского общества.

Вклад А. Н. Островского в русскую драматургию неоценим: следуя традициям реализма, он не только создал ряд ярких, колоритных образов, не только запечатлел характерные картины, но и исследовал психологические истоки конфликтов в русском обществе середины XIX века, а также явился новатором в сценическом решении пьесы: раздвинул рамки действия (в “Грозе” - сад, овраг, улица, площадь и т. д.), широко использовал пейзаж и массовые сцены. Величайшие творения Островского, самобытные и новаторские, входят в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы.

10 класс. А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»

1. Определите жанр произведения.

а)семейно-бытовая драма

б) трагедия

в) комедия

г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии

д) психологическая драма

2. Определите вид конфликта в драме «Гроза».

а) философский

б) социальный

в) идеологический

г) внутренний

д) семейный

3. Правильно расположите элементы композиции драмы «Гроза».

а) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша

б) завязка 2) гибель Катерины

в) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью

г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша

4. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?

а) символическими деталями - калитка, забор

в) отсутствием связи с другими городами

г) образом Феклуши

5. С какой целью А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию?

а) чтобы подчеркнуть положительные черты в харак­тере Кулигина

б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе

в) обозначить место действия и обстановку в городе

г) описать волжский берег

6. Система образов в пьесе «Гроза» строится по прин­ципу «парности». Определите эти пары среди ука­занных персонажей.

Катерина; Дикой; Кудряш; Кабаниха; Борис; Вар­вара.

7. Перечислите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишни­ми персонажами».

а) Варвара

б) Кудряш

в) Кулигин.

г) Феклуша

д) полусумасшедшая барыня

е) Шапкин

ж) Глаша

8. В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?

а) Кабаниха - Дикой

б) Катерина - Варвара

в) Катерина - Кабаниха

г) Катерина - Тихон

9. Как на уровне персонажей представлено «тёмное царство» и его «жертвы»? Выделите тех и других из списка.

Дикой; Катерина; Тихон; Феклуша; Борис; Кабани­ха; Варвара; полусумасшедшая барыня; Кудряш.

10. А. Н. Островский широко использует в пьесе об­разы-символы. Выделите их из перечисленных.

Тропинка; белый платок; луг за рекой; вечный двига­тель; могила; стихи Державина; гроза; ключ.

11. Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе?
«- Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних по­едом заела совсем...»

а) Борис

б) Кулигин

в) Катерина

г) Дикой

12. Кому из русских критиков принадлежит эта оцен­ка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она еже­минутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера...»?

а) Н. А. Добролюбову

б) Д. И. Писареву

в) В. Г. Белинскому

г) И. А. Гончарову

13. В какой момент происходит основная кульмина­ция пьесы?

а)публичное признание Катерины в своей греховности

б) свидание с Борисом

в) в монологе Катерины в финале пьесы

г) в пьесе отсутствует кульминация

14. Почему А. Н. Островский был назван «отцом рус­ского национального театра»?

а) возродил традиции А.С. Грибоедова, А. С. Пушки­на, Н. В. Гоголя

б) его перу принадлежит сорок семь пьес

в) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской дра­матургии

г) построил здание Малого театра

Ответы к тесту « А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»

1. г

2. г, д

3. а - 4, б - 1, в - 3, г - 2

4. г

5. в

6. Катерина - Кабаниха; Кабаниха - Дикой; Катерина - Борис; Варвара - Куд­ряш; Катерина - Варвара

7. д, е, ж

8. в

9. «темное царство»: Дикой, Кабаниха, Феклуша, полусумасшедшая барыня;

«жертвы»: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш

10. белый платок, могила, гроза, ключ

11. б

12. б

13. в

14. в

Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий «темного царства» и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил.

В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу «Гроза» можно определить как трагедию. Трагедия - произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, развязка заканчивается гибелью главного героя, как и в античной трагедии. Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в которое они живут. Например: Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум-мобиле, что является отличительной чертой средневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом.

Он цитирует Ломоносова и Державина - это тоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века, образованный человек. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникающая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Катерина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внутри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание.

Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к молодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе патриархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж - это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катерины - страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы «Домостроя». То чувство, которое зародилось в Катерине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех - самоубийство. Пьеса «Гроза» - это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.

Если рассматривать «Грозу» как социально-бытовую драму, то и вытекающий из этого конфликт выглядит довольно просто: он как бы внешний, социальный; внимание зрителей поровну распределено между героями, все они, как шашки на доске, играют почти одинаковые роли, необходимые для создания сюжетной канвы, они запутывают и потом, мелькая и перестраиваясь, как в пятнашках, помогают разрешить запутанный сюжет. Если система персонажей раскладывается таким образом, что и конфликт возникает и разрешается как бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и имеем дело с драмой бытового характера, ее конфликт прост и легко угадывается. Что же происходит в «Грозе»? Замужняя женщина, довольно богобоязненная, полюбила другого человека, тайно встречается с ним, изменяет мужу. Единственное, что волнует ее -- это ее отношения со свекровью, которая является представителем «века минувшего» и свято охраняет именно букву закона, а не само содержание, говоря иносказательно. Катерина при такой раскладке конфликта и таком его понимании в свете жанрового определения «Грозы» как социально-бытовой драмы является олицетворением нового времени, «века нынешнего», и наряду с Тихоном, Варварой, Кудряшом борется против пережитков прошлого, против домостроя, против самой атмосферы застойника отмерших правил и порядков, олицетворением которого является дореформенный Калинов. Легко выявляются и главные антагонисты -- Катерина и Кабаниха.

В таком духе понимали «Грозу» многие критики и, в частности, Н. А. Добролюбов. Вот сталкиваются сильные личности, два антагониста, кто-то из них должен уйти, и вдруг... Этим, казалось бы, обреченным человеком оказывается не старая Кабаниха со своими архаическими взглядами на жизнь, а молодая, полная сил Катерина, окруженная своими единомышленниками. В чем же дело? Что же произошло? Конфликт старого и нового, «века нынешнего и века минувшего», казалось бы, разрешен, но несколько странным образом. Все это приводит нас к мысли о том, что конфликт в пьесе гораздо глубже, сложнее и тоньше, чем на первый взгляд кажется. Безусловно, искусно выстроенная сюжетная линия, противостояние двух сильных личностей -- Катерины и Кабанихи имеют место и дают нам возможность наблюдать конфликт социально-бытового характера, напоминающий любой нынешний телесериал. Но глубоко скрытый конфликт выявляется здесь при несколько ином прочтении пьесы и другом жанровом определении, при другой трактовке сюжета «Грозы». Определение жанра «Грозы» и понимание конфликта как социально-бытового, данного А. Н. Островским, является здесь не только данью традиции, но и, пожалуй, единственно возможным вариантом в то время. А. И. Журавлева так объясняет это явление: «...вся история предшествовавшей Островскому русской драматургии не давала образцов такой трагедии, в которой героями были бы частные лица, а не исторические деятели, хотя бы и легендарные» А.И. Журавлева. Итак, жанровое определение «Грозы» при другой трактовке -- трагедия, а трагедия, соответственно, предполагает более высокую ступень конфликта, чем в драме. Противоречие осуществляется не на уровне системы персонажей, а на более сложном уровне. Конфликт возникает, прежде всего, в сознании героя, который борется с самим собой.

История трагедии уходит далеко в глубь веков, но обычно действующими лицами, начиная от античной трагедии, являлись исторические личности. Достаточно вспомнить Антигону Софокла, которая не знает, как ей поступить, не нарушив своих моральных, внутренних нравственных принципов (а отнюдь не «внешних», синтезированных государственных законов).

Таков и конфликт у А. Н. Островского, он внутренний, нравственный, только его переживает не царская дочь или знатная дама, а простая купеческая жена. Воспитанная на христианской морали и домостроевских принципах, она с ужасом видит их крушение не только вокруг, но и внутри себя, в своей душе. Все вокруг нее рушится, «время стало в умоленье приходить», говорит странница Феклуша. Сознание своей" греховности и в то же время понимание того, что она ни в чем не виновата и не в ее силах противостоять страсти, доводит ее до неразрешимого противоречия внутри себя.

Катерина не может не любить Тихона -- ведь так она предает Бога в своей душе, но тем не менее случается страшное, и Катерина не в силах что-либо изменить. Конфликт состоит не в антагонизме Кабанихи и Катерины, которая на первый взгляд добивается права на свободу выбора чувств, конфликт заложен в самой Катерине, видевшей в такой борьбе преступление против Бога и не сумевшей смириться с этим. И не Кабаниха губит Катерину, как в финале восклицает Тихон, воспринимающий все происходящее с точки зрения человека нового времени, -- Катерину губит собственная гнетущая противоречивость ее чувств. Но понимание внутренних переживаний Катерины недоступно Тихону, как и всем другим персонажам пьесы. Они как бы отодвигаются на второй план, служат лишь фоном, декорацией для проявления характера Катерины, как, например, Дикой или барыня.

А по сути, один из главных героев, Борис, вообще характеризуется как «принадлежащий более к обстановке». Все герои как бы образуют единое целое -- их неверие вкупе с прогрессивным мировоззрением Кулигина выступает своеобразным противовесом фанатичной вере Катерины. В то же время почти сектантская вера Катерины приводит к неразрешимому противоречию в ее душе, тогда как все остальные давно примирились со своей совестью. Это противоречие не может мирно разрешиться, и Катерина не способна пойти на компромисс с самой собой.

Катерина резко отличается от всех остальных героев, тем не менее она очень похожа на Кабаниху. Обе фанатично верят, обе осознают ужас проступка Катерины, но если Кабаниха охраняет старое, отжившее, то Катерина к тому же верит всей душой, и для нее все эти испытания во много раз тяжелее, чем для Кабанихи. Не выдерживая состояния неопределенности, Катерина видит выход в покаянии, но и это не приносит ей облегчения. Покаяние уже не играет особой роли, возмездие неотвратимо, Катерина, как все истинные верующие, фаталистка и не верит в то, что можно что-либо изменить. Покончить с трагическим конфликтом в душе можно лишь одним способом -- лишиться ее, лишить ее бессмертия, и Катерина совершает самый тяжкий грех -- самоубийство.

Итак, мы видим, что кульминация и развязка этой трагедии диктуется самим жанром, и это уже не социально-бытовая драма с ее внешним конфликтом. Пьеса строится по законам трагедии; жанр, композиция, сюжет -- все влияет на конфликт, делая его тонким и многогранным, глубинным и многозначительным.

Можно с уверенностью сказать: «Гроза» является как бы началом возникновения новой традиции и одновременно остается по своеобразности конфликта «уникальным явлением в русской литературе XVIII века».

А.Н.Островский использует в этом произведении:

  • традиционный для литературы сюжет (в его основе любовный треугольник — Тихон — Катерина — Борис)
  • традиционный конфликт (конфликт поколений, в котором отражена смена старого новым), однако и в сюжете, и конфликте отражается национальная специфика русского характера и та историческая обстановка, в которой творил драматург.

Традиционное решение сюжета и конфликта пьесы «Гроза»

Развивается стандартно: муж Катерины Тихон уезжает, Катерина просит взять ее с собой, однако Тихон не может ослушаться матери, да и сам рад вырваться из дома. Катерина признается Варваре, что ей нравится Борис. Варвара устраивает свидания влюбленных. Возвращается муж. Мучимая сознанием содеянного Катерина прилюдно сознается в грехе. Мать Тихона, Кабаниха, торжествует: она предупреждала. Доведенная до отчаяния Катерина бросается к Борису, но он не может защитить ее, тогда героиня кончает жизнь самоубийством, бросается в Волгу, предпочитая смерть жизни с нелюбимым мужем и страшной свекровью.

Традиционно русская литература изображала социальные конфликты, отраженные в личной жизни людей. Основной конфликт пьесы «Гроза» — борьба старого и нового в жизни, протест против угнетения и унижения.

Тематика пьесы и ее герои

— Дикой и Кабаниха — верны ветхим догмам, которые упорядочивают изменяющийся мир. Семантика фамилий героев подчеркивает их приверженность к старому миру — миру самодуров. называет этот старый мир в пьесах Островского

«темным царством».

Тема протеста по-разному трактуется драматургом: Кудряш и Варвара бегут из города, Тихон выступает против деспотизма матери только после смерти Катерины

«Это вы ее убили, маменька!».

Апофеозом протеста становится . Девичья жизнь героини, ее религиозность, поэтичность, богатое воображение

«Отчего люди не летают, как птицы?»

сталкивается с суровой реальностью порядков Кабанихи, основанных на подавлении искреннего чувства, ханжестве, угнетении, унижении.

Развитие конфликтной линии пьесы «Гроза»

Развитие конфликта в драме идет по нескольким сюжетным линиям, это позволяет сделать вывод об универсальности происходящих процессов: стремлении молодого поколения вырваться из-под гнетущей власти старших и зажить своей жизнью, которая изменилась и соответственно требует изменения отношений между людьми.

В решении противостояния участвуют не только главные герои, но и второстепенные, которые подчеркивают косность старого мира, как, например, образ Феклуши воплощает в себе абсурдность.

Внешний конфликт поколений, старого и нового усиливается внутренним столновением в душе Катерины. Катерина не любит и не может любить забитого Тихона, хотя и стремится сохранить верность мужу. Но любовь к Борису — это, по выражению Добролюбова, не только любовь к человеку, который не похож на окружающих, но и потребность быть любимой, оскорбленное чувство женщины и жены, желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Сознание греховности такой любви ясно и для Катерины, и для окружающих. Религиозность героини не позволяет ей скрывать свое чувство и обманывать

«обманывать-то я не умею».

Но и жить после признания в грехе, в семье, где ее бьет по приказанию матери муж, где свекровь вечно будет попрекать и мучить ее, для Катерины невозможно. С точки зрения христианской морали, самоубийство — это грех, поэтому так Мучительны ее размышления перед смертью

«Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…».

Сама героиня воспринимает смерть как избавление от гнета. Да и для других персонажей это не грех, а вызов миру Кабанихи и Дикого. Добролюбов назвал самоубийство Катерины

«протестом, доведенным до конца».

Конфликт поколений, решенный в пьесе Островского с такой остротой, раскрывает стремление всех сословий России к изменению жизни, возникшее в пореформенную для страны эпоху.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см.»Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

это столкновениедвух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях.В пьесе Островского Гроза несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпохусоциологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важныйв пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протестанародных масс против сковывающих условий темного царства и восприниматьгибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следуетопределить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, вкотором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизньоказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил.В пьесе также присутствуетконфликт поколений между Катериной и Кабанихой новое всегда наступает на пяткистарому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем этоможет показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама ссобой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой.Поэтому пьесу Гроза можно определить как трагедию.

Трагедия - произведение, вкотором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя исверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя.Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию хор заменяют некоторыевнесюжетные герои, развязка заканчивается гибелью главного героя, как и вантичной трагедии кроме бессмертного Прометея.Гибель Катерины - эторезультат столкновения двух исторических эпох.

Некоторые герои пьесы как быразличаются временем, в которое они живут. Например Кулигин - это человекXVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще вантичности, или перпетуум мобиле, что является отличительной чертойсредневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно ужеизобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина - этотоже черта человека

13.Изображение «тёмного царства» в пьесе а.Н. Островского «Гроза».

Для того чтобы показать противоречия между грубостью и честью, между невежеством и достоинством, в пьесе показаны два поколения: люди старшего поколения, так называемое “темное царство”, и люди нового веяния, более прогрессивные, не желающие жить по старым законам и обычаям.

Дикой и Кабанова - типичные представители “темного царства”. Именно в этих образах Островский хотел показать господствующий класс в России того времени.

Дикой и Кабанова - это и есть то самое “темное царство”, пережитки, сторонники устоев этого “темного царства”. Вот кто они, эти Дикие и Кабановы, глупые, невежественные, лицемерные, грубые. Такой же мир и порядок проповедуют они. Это мир денег, злобы, зависти и вражды. Они ненавидят все новое и прогрессивное.

Замысел А. Н. Островского состоял в разоблачении “темного царства”, используя образы Дикого и Кабановой. Он обличал всех богатых людей в бездуховности и подлости. В основном в светском обществе России XIX века были такие Дикие и Кабановы, что и показал нам автор в своей драме “Гроза”.