Сочинение по рассказу «Не стреляйте в белых лебедей
В романе «Не стреляйте в белых лебедей» герои, самые обычные люди, показывают пример извечной борьбы со злом. Главный герой, непутевый русский мужик, погибает в схватке с врагами, но до конца жизни остается настоящим человеком. У него остается сын, вобравший в себя все хорошие качества отца, и хочется верить, что он станет достойным продолжателем праведной борьбы с недостатками, мешающими построить счастливое будущее. В число главных героев «Не стреляйте в белых лебедей», с уверенностью можно включить и живую природу, сыгравшую свою немаловажную роль в жизни людей.
Характеристика героев «Не стреляйте в белых лебедей»
Главные герои
Второстепенные персонажи
Харитина Макаровна |
Жена Полушкина. Всю жизнь приходится страдать от своего имени, которым ее назвали. Хорошая, добрая женщина, но не разделяет взглядов своего мужа, мучается от его «неумения жить, как люди», от бесхитростности и неприспособленности бестолкового супруга. В какое-то время она даже хочет уйти от него, и лишь позже понимает, какой великой души человек ее муж. |
Колька |
Сын Егора. Хороший, отзывчивый мальчик, характером удался в отца. Легкоранимый мальчик, любит природу и разную живность, полностью поддерживает отца, помогает ему во всем. Глубоко развито чувство сострадания. Написал стихи, которые Полушкин развешал в лесу вместо скучных безжизненных плакатов. |
Федор Ипатович Бурьянов |
Лесник, имеет вес в поселке, так как занимается распределением леса. Человек без совести, жадный и корыстный. Использует свое служебное положение в личных целях. Также использует своего свояка Егора. Готов на все ради наживы. Участвует в его убийстве, пытаясь уйти от ответственности, хочет его подкупить. |
Марья Бурьянова |
Жена Бурьянова, сестра Харитины. Два сапога пара со своим мужем. Уговорила Полушкиных переехать в поселок, преследуя корыстную цель, чтобы Егор «по-родственному» построил им новый дом. Считает себя прогрессивной женщиной. |
Вовка |
Сын Бурьяновых, полная противоположность Кольке. Весь в родителей, такой же жадный и завистливый, хитрый и изворотливый. Лживый и хвастливый. Любит действовать исподтишка. Как и отец, стремится во всем найти выгоду, издевается над животными. |
Нонна Юрьевна |
Учительница сельской школы. Справедливая, умная и порядочная молодая женщина. Ценительница прекрасного, находит понимание с Полушкиным. Влюблена в Чувалова. Узнав из его рассказа о том, что он женат, уезжает в Ленинград, чувствуя себя обманутой. |
Юрий Петрович Чувалов |
Новый лесничий поселка. Решительный, честный и справедливый. Относится к своей работе с большой ответственностью. Хорошо разбирается в людях, ценит Егора за отличную работу и творческий подход к делу. Узаконивает завязавшиеся отношения с молодой учительницей. |
Филя и Черпак |
Никчемные люди, шабашники. Шабашат и выпивают вместе с Полушкиным, но это не мешает им принять участие в убийстве Егора. Только после смерти товарища в Филе просыпается совесть, и к нему приходит раскаяние, он ухаживает за его могилой. |
Это была краткая характеристика персонажей романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», дающая возможность глубже понять внутреннюю сущность каждого из героев.
Тест по произведению
Аннотация. В статье рассматриваются проблематика и система образов повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Представлен материал для учителя по её изучению, вопросы и задания для учащихся.
Ключевые слова: человек и природа, экология, художественный образ, традиция.
Одна из актуальных задач, стоящих сегодня перед учителем литературы, — экологическое воспитание учащихся. Хотелось бы, чтобы, выстраивая систему учебных занятий и внеклассных воспитательных мероприятий, словесник включил в неё повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (1973).
Как свидетельствует практика, обсуждать это произведение лучше всего в восьмом классе в обстоятельной беседе. Написанная прекрасным языком, эмоционально, открыто выражающая авторскую позицию, роман увлекает восьмиклассников, пробуждает высокие чувства.
Роман «Не стреляйте в белых лебедей» посвящена актуальнейшей проблеме взаимоотношений человека и природы, противостояния добра и зла.
Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном и местом действия, но подчас становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.
Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря: на тех, кто понимает, любит, бережет её, и на тех, кто способен лишь тащить, хапать, убивать, портя и уничтожая всё на своём пути. На тех, кто охраняет и созидает красоту, бережёт природу, и на тех, кто легко, бездумно и безжалостно поднимает на неё руку ради эгоистической личной выгоды.
Драматические сюжеты произведений Бориса Васильева бередят душу, остаются в памяти читателей, среди которых, пожалуй, нет равнодушных ни к трагическим судьбам пяти девушек под командой старшины Васкова (повесть «А зори здесь тихие … »), ни к событиям последнего дня жизни младшего лейтенанта милиции Ковалёва (п «Самый последний день»), ни к горьким разочарованиям и утратам капитана речного катера Ивана Бурлакова из повести «Иванов катер». Но, пожалуй, никогда прежде писатель не высказывал так открыто авторского отношения к своим героям и проблемам, как сделал он это в повести «Не стреляйте в белых лебедей».
Обложка книги Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Уже само название похоже на крик, на призыв и предупреждение, заклинание или завет. В нём ощутимо стремление выразить внутренний пафос, смысл книги.
Сразу же после журнальной публикации вокруг повести развернулась горячая дискуссия. Ряд критиков (В.Кардин, И. Дедков, В.Баранов) увидели в главном герое, Егоре Полушкине, вчерашнем крестьянине, переехавшем на жительство в небольшой лесной посёлок, «непротивленца», «блаженненького», человека «не от мира сего», а повесть критиковали за идею непротивления, всепрощения, за то, что она написана «из самих благородных побуждений, но без должного уважения к реальной сложности современной нашей жизни» (И.Дедков).
Другие критики и писатели (Л.Уварова, В.Шапошников, Г. Мецынский), напротив,
считали повесть Васильева ярким произведением второй половины хх века, а образ главного героя — жизненным и убедительным, несущим в себе большой нравственно-эстетический заряд.
Что же в действительности представляет собою главный герой и какие вопросы затрагивает автор?
Человек и природа, человек и его совесть, мера ответственности человека за всё, что происходит вокруг, — вот важнейшие проблемы, поставленные автором. Егор Полушкин принадлежит к числу людей, которые обладают даром испытывать радость от труда, каким бы внешне прозаическим он ни был. Что бы ни делал Егор, где бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или позднее лесником — он всегда трудится, «как сердце велело».
Причём трудится он не только истово, но и с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его убеждению, «на радость людям произвоцится». Мастер — золотые руки, умелец, которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не маялась совесть».
Одно не умеет и не хочет делать Егор – в жизни устраиваться, подлаживаться, идти на сделки с совестью. Вот и ходит он в «дурачках», недотёпой в глазах некоторых оборотистых соседей, чувствуя себя виноватым и перед женой, и перед сыном, и чуть ли не перед всеми людьми. Но это чувство вины — от обострённой совести. «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела совесть», — не раз скажет о нём автор.
Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему», — приводят ученики цитату из текста.
В повести есть эпизод, свидетельствующий о высокой гражданской и нравственной зрелости героя. На него непременно обратим внимание учащихся. Как-то безработный Егор увидел в конторе объявление о том, что заготовительные организации за деньги принимают от жителей посёлка лыко.
Взяв с сбой сына, Егор на следующий день отправился в лес. И тут его взору предстала картина, от которой мороз пошёл по коже: «Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. Белые, будто женское тело, стволы тускло светились в зелёном сумраке, и земля под ними была мокрой от соков, что исправно гнали корни из земных глубин к уже обречённым вершинам.
— Сгубили, — тихо сказал Егор и снял кепку, — за рубли сгубили, за полтиннички».
И Егор, семья которого осталась без копейки денег, отказывается от верного заработка, возвращается домой, потому что такой «заработок» противоречит его нравственным убеждениям.
Егор Полушкин чутко вслушивается в жизнь природы, он видит и понимает её красоту, которая дорога ему способностью возвышать человеческую душу. Поэтому он не просто любуется природой — ему «хочется зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям».
Сохранить эту красоту для людей — вот чем озабочен Егор и когда он рисует на прогулочных лодках вместо номеров зверушек и птиц, и когда при рытье канав для прокладки труб отказывается разорять муравейник и когда привезёт из Москвы вместо подарков семье пару лебедей, чтобы вновь расплодились они на Чёрном озере и стало бы озеро, как прежде, — Лебяжьим…
Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского («Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского («Микулич»), Н.Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов.
Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека, наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.
Став лесником заповедника, Полушкин ведёт себя как друг и союзник природы. Он «упоённо чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой … Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением, и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек».
В душе Егора живёт высокий поэтический дар. Он умеет не только любить природу и заботиться о ней, но и сам создавать прекрасное на радость людям. В изломанной липе он замечает скрытую от других гармонию и вытёсывает из неё скульптуру — изящную фигуру девы, расчёсывающей волосы.
Своим отношением к жизни Егор Полушкин напоминает тургеневского Калиныча. Но в отличие от тургеневского героя он не просто восторженный мечтатель, а человек деятельный, он гражданин. Писатель внимательно прослеживает духовную эволюцию своего героя. В начале повести он проповедует пассивную доброту: «Я хочу, чтобы ласковое было всем, и плохим, и хорошим людям», он прощает туристам бессмысленное, скуки ради, сожжение муравейника («а что муравейник пожгли — то Бог с вами»).
Однако с течением времени Егор всё больше утверждается в том, что злу надо противостоять активно, только так его можно победить. Противостоять и словом, И — главное — делом. Подлинная любовь к природе требует активных действий, направленных на защиту и сбережение её, — такова одна из важных мыслей повести. К ней и подводит автор своих читателей. Когда, став лесником, Егор застаёт в лесу порубщиков, своих бывших приятелей, он уже не уговаривает их прекратить уничтожение деревьев, а требует: «Я как официальный лесник тутошнего массива официально требую … »
Егор Полушкин противопоставлен в повести таким людям, как его свояк Фёдор Бурьянов. Писатель показывает противоположность нравственных принципов этих персонажей, рисуя их разное отношение к природе. Фёдор — откровенный рвач, главное в его натуре — хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губя лес.
Нажива — его страсть, он подчинил ей всю жизнь. Егор, напротив, бессеребреник, способный, не задумываясь, отдать последнее. Фёдор всегда и во всём — разрушитель. Егор — созидатель, хранитель, защитник.
Жизнь сталкивает его с людьми не самых лучших нравственных правил. Но он убеждён: хороших людей больше. Таких, как учительница Нонна Юрьевна, лесничий Юрий Петрович Шувалов, который принимает деятельное участие в судьбе Егора, назначив его хранителем заповедного леса. На этом посту Полушкин предстаёт перед нами как натура цельная, глубокая, сильная.
В финале произведения Егор защищает при роду от браконьеров, убивших лебедей, которых он привёз на Чёрное озеро из московского зоопарка, и, зверски избитый Фёдором Бурьяноным и его дружками, погибает. Но из этого неравного поединка с озверевшими браконьерами он выходит нравственным победителем, превращаясь из Егора-бедоносца, как за жизненные неурядицы окрестили его в посёлке, в Георгия Победоносца.
Рисуя сцену гибели Полушкина, автор использует важную иконописную аллегорию. В меркнущем сознании Егора возникает образ его небесного покровителя с известной иконы «Чудо святого Георгия о змие», на которой великомученик Георгий Победоносец поражает копьём змея, олицетворяющего зло. В предсмертном видении является Егору красный конь и призывным ржанием зовёт «скакать туда, где идёт нескончаемый бой» и «где черная тварь, извиваясь, всё ещё изрыгивает зло».
Несмотря на гибель главного героя, финал повести нельзя назвать безысходным и мрачным. У Егора Полушкина есть преемники и наследники. Своё трепетное восприятие красоты природы, любовь к родной земле он, пронеся через все невзгоды, завещает сыну Кольке.
Умирает Егор, но остаётся жить Колька, «чистоглазик-мальчуган», унаследовавший от отца его доброе, великодушное сердце, умелые руки и, как и отец, любящий всё живое. Избравший, подобно отцу, бескомпромиссный путь утверждения добра, он продолжит всё то, что не успел завершить Егор.
Формирование характера, семейное воспитание, преемственность поколений … Этим проблемам автор уделяет немалое внимание. Как противостоят в своих взглядах на жизнь, людей, природу Егор Полушкин и его антипод Фёдор Бурьянов. так противоположны нравственные принципы и их детей, двоюродных братьев Коли и Вовки.
Если Егор Полушкин своим примером учит сына доброте, то Фёдор Бурьянов своего сына тоже личным примером — жестокости. Автор подробно рассказывает о том, какие «уроки» младшему Бурьяневу даёт отец. «У Вовки собаки не переводились. Не успеет Фёдор Ипатыч одну пристрелить, как тут же другую заводит … Собака — это ведь не игрушка, собака расходов требует и, значит, должна себя оправдывать.
Ну, а если состарилась, нюх потеряла или злобу поистратила, тогда не обессудь: за что кормить-то тебя? Фёдор Ипатыч её самолично на собственном огороде из ружья пристреливал… Шкуру собачникам сдавал (шестьдесят копеек платили!), а тушу под яблоней закапывал. Урожаистые были яблоньки, ничего не скажешь».
Подобные «уроки» не проходят для сына бесследно. Если Колька Полушкин умел и любил мечтать, а мечта у него «каждый день была иная про путешествие, про зверей, про космос », то у Вовки «одна на все дни: вот бы гипноз какой открыть, чтоб все-все заснули. Ну, все! И тогда б я у каждого по рублику взял!»
Таким хищникам и стяжателям, как Фёдор Бурьянов, как заезжие туристы-браконьеры, писатель противопоставляет нравственную красоту людей типа Егора Полушкина. В лирических комментариях, вплетённых в художественную ткань повести, он говорит о бессмертии и неискоренимости людей, подобных Егору: «Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжёлом взмахе еловых лап … Она зовёт меня негромко и застенчиво».
Своим романом «Не стреляйте в белых голубей» Б.Васильев будит высокие чувства в душе читателя. И в этом его бесспорная нравственная сила.
Вопросы и задания для учащихся:
1, Какое место занимает повесть «Не стреляйте в белых лебедей» в творческой
биографии Б.Васильева?
2. В чём смысл её названия?
3. Какова, по-вашему, основная мысль этого произведения? Против чего восстаёт и что защищает автор?
4. Расскажите о главным герое повести Егоре Полушкине. Что более всего ценит в
нём автор?
5. Как оценивают образ Егора Полушкина критики — участники дискуссии по повести «Не стреляйте в белых лебедей»?
6. Кто Егор Полушкин: победитель или побеждённый?
7. Кто помогает Егору защищать природу?
8. Кто в повести противостоит Егору? Как эти персонажи нарисованы автором?
9. В чём смысл противопоставления в повести двух юных героев: Коли Полушкина и Вовки Бурьянова? На чьей стороне ваши симпатии?
10. Можно ли говорить о том, что повесть Васильева оптимистична? В чём вы видите её воспитательное значение?
11. Напишите сочинение на одну из тем: «Кто, С вашей точки зрения, главный герой повести: Егор-бедоносец или Георгий Победоносец?»; «Нравственная эволюция Егора Полушкина»; «Кто не любит природы, тот не любит человека». Как эта мысль Ф.М.Достоевского реализуется в повести Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»?»
Поставь оценку статье
Борис Васильев
Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора.
Я нахожу его в июньском краснолесье - неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди - серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине - задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении - терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным - разным для людей и разным для себя.
И разной была его жизнь - жизнь для себя и жизнь для людей.
А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе?
Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным - ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть.
Егора Полушкина в поселке звали бедоносцем. Когда утерялись первые две буквы, этого уже никто не помнил, и даже собственная жена, обалдев от хронического невезения, исступленно кричала въедливым, как комариный звон, голосом:
Нелюдь заморская заклятье мое сиротское господи спаси и помилуй бедоносец чертов…
Кричала она на одной ноте, пока хватало воздуха, и, знаков препинания не употребляла. Егор горестно вздыхал, а десятилетний Колька, обижаясь за отца, плакал где-то за сараюшкой. И еще потому он плакал, что уже тогда понимал, как мать права.
А Егор от криков и ругани всегда чувствовал себя виноватым. Виноватым не по разуму, а по совести. И потому не спорил, а только казнился.
У людей мужики так уж добытчики так уж дом у них чаша полная так уж жены у них как лебедушки!..
Харитина Полушкина была родом из Заонежья и с ругани легко переходила на причитания. Она считала себя обиженной со дня рождения, получив от пьяного попа совершенно уже невозможное имя, которое ласковые соседушки сократили до первых двух слогов:
Харя-то наша опять кормильца своего критикует.
А еще то ей было обидно, что родная сестра (ну, кадушка кадушкой, ей-богу!), так родная сестра Марья белорыбицей по поселку плавала, губы поджимала и глаза закатывала:
Не повезло Тине с мужиком. Ах, не повезло, ах!..
Это при ней - Тина и губки гузкой. А без нее - Харя и рот до ушей. А ведь сама же в поселок их сманила. Дом заставила продать, сюда перебраться, от людей насмешки терпеть:
Тут, Тина, культура. Кино показывают.
Кино показывали, но Харитина в клуб не ходила. Хозяйство хворобное, муж в дурачках, и надеть почти что нечего. В одном платьишке каждый день на людях маячить - примелькаешься. А у Марьины (она, стало быть, Харя, а сестрица-Марьица, вот так-то!), так у Марьицы платьев шерстяных - пять штук, костюмов суконных- два да костюмов джерсовых - три целых. Есть в чем на культуру поглядеть, есть в чем себя показать, есть что в ларь положить.
А причина у Харитины одна: Егор Савельич, муж дорогой. Супруг законный, хоть и невенчанный. Отец сыночка единственного. Кормилец и добытчик, козел его забодай.
Между прочим, друг-приятель приличного человека Федора Ипатовича Бурьянова, Марьиного мужа. Через два проулка - дом собственный, пятистенный. Из клейменых бревен: одно в одно, без сучка, без задоринки. Крыша цинковая: блестит - что новое ведро. Во дворе - два кабанчика, овец шесть штук да корова Зорька. Удоистая корова - в дому круглый год масленица. Да еще петух на коньке крыши, как живой. К нему всех командировочных водили:
Чудо местного народного умельца. Одним топором, представьте себе. Одним топором сработано, как в старину.
Ну, правда, чудо это к Федору Ипатовичу отношения не имело: только размещалось на его доме. А сделал петуха Егор Полушкин. На забавы у него времени хватало, а вот как бы для дельного чего…
Вздыхала Харитина. Ох, не доглядела за ней матушка-покойница, ох, не уходил ее вожжами отец-батюшка! Тогда б, глядишь, не за Егора бы выскочила, а за Федора. Царицей бы жила.
Федор Бурьянов сюда за рублем приехал тогда еще, когда здесь леса шумели - краю не видать. В ту пору нужда была, и валили этот лес со смаком, с грохотом, с прогрессивкой.
Поселок построили, электричество провели, водопровод наладили. А как ветку от железной дороги дотянули, так и лес кругом кончился. Бытие, так сказать, на данном этапе обогнало чье-то сознание, породив комфортабельный, но никому уже не нужный поселок среди чахлых остатков некогда звонкого краснолесья. Последний массив вокруг Черного озера областные организации и власти с превеликим трудом сумели объявить водоохранным, и работа заглохла. А поскольку перевалочная база с лесопилкой, построенной по последнему слову техники, при поселке уже существовала, то лес сюда стали теперь возить специально. Возили, сгружали, пилили и снова грузили, и вчерашние лесорубы заделались грузчиками, такелажниками и рабочими при лесопилке.
А вот Федор Ипатович за год вперед все в точности Марьице предсказал:
Хана прогрессивкам, Марья: валить вскорости нечего будет. Надо бы подыскать чего поспособнее, пока еще пилы в ушах журчат.
И подыскал: лесником в последнем охранном массиве при Черном озере. Покосы бесплатно, рыбы навалом, и дрова задарма. Вот тогда-то он себе пятистенок и отгрохал, и добра понапас, и хозяйство развел, и хозяйку одел - любо-дорого. Одно слово: голова. Хозяин.
И держал себя в соответствии: не елозил, не шебаршился. И рублю и слову цену знал: уж ежели ронял их, то со значением. С иным за вечер и рта не раскроет, а иного и поучит уму-разуму:
Нет, не обратал ты жизнь, Егор: она тебя обратала. А почему такое положение? Вникни.
Егор слушал покорно, вздыхал: ай, скверно он живет, ай, плохо. Семью до крайности довел, себя уронил, перед соседями стыдоба - все верно Федор Ипатыч говорит, все правильно. И перед женой совестно, и перед сыном, и перед людьми добрыми: Нет, надо кончать ее, эту жизнь. Надо другую начинать: может, за нее, за буду щую светлую да разумную, Федор Ипатыч еще рюмочку нальет, сдобрится?..
Да, жизнь обратать - хозяином стать: так-то старики баивали.
Правда твоя, Федор Ипатыч. Ой, правда!
Топор ты в руках держать умеешь, не спорю. Но - бессмысленно.
Да уж. Это точно.
Руководить тобою надо, Егор.
Надо, Федор Ипатыч. Ой, надо!..
Вздыхал Егор, сокрушался. И хозяин вздыхал, задумывался. И все тогда вздыхали. Не сочувствуя - осуждая. И Егор под их взглядами еще ниже голову опускал. Стыдился.
А вникнуть если, то стыдиться-то было нечего. И работал Егор всегда на совесть, и жил смирно, без баловства, а получалось, что кругом был виноват. И он не спорил с этим, а только горевал сильно, себя ругая на чем свет стоит.
С гнезда насиженного, где жили в родном колхозе если не в достатке, так в уважении, с гнезда этого в одночасье вспорхнули. Будто птицы несмышленые или бобыли какие, у которых ни кола ни двора, ни детей, ни хозяйства. Затмение нашло.
Тем мартом - метельным, ознобистым - теща померла, Харитины да Марьицы родная маменька. Аккурат к Евдокии преставилась, а на похороны родня в розвальнях съезжалась: машины в снегах застревали. Так и Марьица прибыла: одна, без хозяина. Отплакали маменьку, отпели, помянули, полный чин справили. Сменила Марьица черный плат на пуховую шаль да и брякнула:
Отстали вы тут от культурной жизни в своем навозе.
То исть как? - не понял Егор.
Модерна настоящего нету. А у нас Федор Ипатыч новый дом ставит: пять окон на улицу. Электричество, универмаг, кино каждый день.
Каждый день - и новое? - поразилась Тина.
Жителя поселка Егора Полушкина прозвали «бедоносцем», и даже его жена Харитина называла его так. В этот поселок Полушкиных переманила сестра Харитины - Марьица. Когда-то здесь были бескрайние леса, а сейчас только одна единственная роща осталась у Черного пруда, она-то и стала заповедной зоной. К ней даже приставили лесника Федора Бурьянова - двоюродного брата Полушкина и мужа Марьицы. С тех пор он стал самым уважаемым человеком в округе. С помощью золотых рук брата Егора он соорудил себе резные хоромы, а старую хату отдал семье Полушкина.
Краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей». Васильев
Егор в своем родном колхозе был на хорошем счету, а тут сразу все не заладилось, потому что хитрить не умел и работал медленно, но с душой. Работать он стал в плотницкой бригаде, где из-за своей медлительности сорвал план. Потом он был разнорабочим и как-то раз рыл траншею для канализационной трубы. Чтобы не повредить муравейник, он свою траншею пустил в обход. Ну не сообразил он, что криво трубу класть никто не будет. Потом Егор стал работать на лодочной станции, возившей на отдых туристов в заповедник, но и тут он надолго не задержался, и опять из-за муравейника, который пьяные туристы сожгли бензином у него на глазах.
Краткое содержание: «Не стреляйте в белых лебедей». Продолжение сюжета
А тут еще серьезные проблемы у Бурьянова начались, начальство потребовало у него акты на порубку леса для его дома, которых не было. Новый главный лесничий Чувалов заставил заплатить за бревна. Федор расставаться с деньгами не решался. Поэтому искал другие способы, чтобы нажиться. Полушкин был одной из тех жертв, которую выбрал коварный родственник. Дальше краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» закручивается с интригой.
После череды попаданий на деньги совсем потерялся по жизни бедный Егор, у него даже дружки появились - Черепок и Филя, которые научили его шабашить и людей обманывать.
Однажды он вместе с Чуваловым и учительницей Ноной Юрьевной отправился в заповедник на Главный лесничий уже был знаком с коварными планами Бурьянова. А сам Федор Ипатович, когда узнал об их походе, еще больше злобы затаил на Полушкина, подумав, что тот на его место метит.
Во время похода Чувалов увидел, как Полушкин по-хозяйски с природой обращается, тогда он и решил поставить Егора на место Бурьянова.
Лебеди
Как-то раз пригласили Егора на Всесоюзное собрание лесников в Москву, откуда он вернулся с парой живых лебедей, приобретенных за деньги, которые ему дали односельчане на всякие покупки.
Краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» заканчивается тем, что вечером следующего дня Полушкина нашли окровавленного, он полз к своему дому. Следователю он так и не выдал тех, кого он видел на пруду. А узнал он там и своих дружков, и своего брата Федора, который потом пришел просить у него прощения в больницу, и тот простил его, конечно, потому что сердце у него было доброе, и он был не злопамятным.