6 александр солженицын общая характеристика творчества. Творческий и жизненный путь солженицына александра исаевича. Роман-эпопея «Красное колесо»

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине «Литература »

Тема: « Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына»

Разработчик: учитель

Русского языка и литературы

Медведева Ю.С.

п. Ракитное

  1. Методические указания по проведению открытого урока…………….
  2. План одночасового занятия……………………………………………….
  3. Конспект урока «Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына »
  4. Библиография………………………………………………………………..
  5. Приложение:

б) раздаточный материал (памятка «Как составить синквейн»);

в) таблица оценки знаний.

1.Методические указания по проведению открытого урока

  1. Введение

Опыт показывает, что большое значение для раскрытия творческого потенциала учащегося имеют уроки, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют заинтересовать учащегося, пробудить в нем любовь к предмету. Этому способствует применение на уроках современных технологий.

Данная методическая разработка преследует цель: проведение урока с применением технологии критического мышления, технологии ИКТ, способствующих самостоятельно структурировать материал во время подготовки к работе;
выделять основные блоки в представляемой информации, развивать познавательную деятельность, прививать навыкы и умения по данной теме с использованием ранее полученных и приобретения новых знаний.

Для проведения данного урока целесообразным было провести урок - изучение нового материала – это форма во многом традиционного урока, однако использование современных технологий способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, развитию логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), вниманию к слову; умению выделять главное; совершенствованию коммуникативных навыков. Урок позволяет раскрыть потенциал каждого учащегося, он личностно ориентирован.

Тема открытого урока выбрана не случайно. Она очень актуальна, так как дает учащимся не только основные сведения из биографии и творчества писателя, но и заставляет их задуматься над нравственными проблемами и «вечными вопросами»: о взаимоотношении человека и государства, о смысле человеческого бытия, о праведниках и малодушных.

Поэтому целью данного урока явилось стремление вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшему символом борьбы против тоталитаризма, показать его значение не только в русской литературе, но и в обществе в целом , используя при этом современные технологии.

  1. Подготовительная работа

Проведение урока – изучение нового материала - требует определенной подготовительной работы и состоит из нескольких этапов:

1) сообщение учащимся о предстоящем занятии, указание даты и времени проведения;

2) ознакомление учащихся с темой;

3) осмысление раннее изученного материала по данной теме;

4) подбор материала для презентации, для видеофильма;

В период подготовки к уроку преподаватель консультирует учащихся, помогает отобрать необходимый материал.

Накануне урока следует напомнить ребятам о том, что они должны вести себя достойно, иметь опрятный внешний вид, прибыть на занятия с конспектами, учебниками, пишущими принадлежностями. Сказать о том, что на уроке будут присутствовать другие преподаватели (желательно знать их точное число, чтобы не возникло проблем с размещением). Старосте необходимо напомнить, чтобы он назначил дежурных, проконтролировал состояние аудитории, доски, наличие мела и пр. Сориентировать ребят на то, чтобы они не чувствовали себя скованно, чтобы обстановка на уроке была обычной, рабочей

Раздаточный материал должен быть подготовлен заранее. Он состоит из

памятки для составления синквейна. Подготовленная заранее авторская презентация позволит лучшему закреплению изученного материала.

3.Методика проведения урока

  1. Методика проведения организационного момента

Преподаватель за 10-15 минут до начала урока проверяет наличие раздаточного материала, готовит рабочую программу, поурочный план, учебник, конспект, мел, указку. Дежурные помогают разложить раздаточный материал. По звонку на урок преподаватель входит в класс, пропустив пришедших на открытый урок преподавателей и дав им возможность разместиться. Затем проводит проверку наличия учащихся и, напомнив учащимся о присутствии на уроке гостей, подбодрив ребят, приступает к опросу.

  1. Методика проведения опроса учащихся по пройденному материалу

Актуализация опорных знаний (Вызов). После организационного момента преподаватель говорит, что эпиграфом к уроку служат слова В.Астафьева, в которых отмечается огромнейшее влияние А.Солженицына не только на советскую литературу, но и на жизнь всего общества в целом. После этого переходит к объявлению целей и задач данного урока - стремление разобраться, в чем причина притягательности жизни и творчества человека, который четыре десятилетия был властителем дум. Далее звучит проблемный вопрос:

Предлагается заполнить 2 столбика таблицы контроля знаний. Использование частично-поискового метода работы способствует развитию у студентов таких сторон критического мышления как самостоятельное структурирование материала во время подготовки к основной работе. Затем слушаются ответы отдельных учащихся.

3.3.Методика изложения нового материала

Мотивацией для активной работы на уроке служат слова преподавателя о форме и методах работы. Объявляется, что усвоение новых знаний пройдет в форме продвинутой лекции, т.е. она делится на два этапа. Первый этап – знакомство с жизнью писателя. Второй – выявление особенностей творческой манеры писателя. Поясняется, что во время лекции учащиеся заполняют третью часть таблицы контроля знаний, работая в парах: кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока. По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа).

Анонс содержания первой части лекции. Преподаватель говорит, что в первой части лекции расскажет об основных вехах жизни и творчества Солженицына, не останавливаясь подробно на его литературной работе. Просит обратить внимание на отношение писателя с властями, на его взгляды и поведение. Выражает надежду, что лекция преподавателя и авторская презентация помогут создать более яркое представление у учащихся о личности А.С.Солженицына. Напоминает не забывать работать с таблицей.

Осмысление (1 часть лекции , учащиеся работают в парах)

В первой части лекции преподаватель говорит о жизненном пути писателя, обращая внимание на непримиримую позицию Солженицына к проявлению различного рода насилия и несправедливости со стороны любой власти, на его гражданскую позицию, на стремление внести свой вклад по улучшению жизни российского народа («Как обустроить Россию»). Делается также акцент и на духовной жизни писателя, его преклонение перед «праведниками».

Защита авторского проекта презентации во время 1 части лекции не только способствует созданию живого, яркого и порой противоречивого образа писателя, но и позволяет воздействовать на разные сферы восприятия, увеличить объем изучаемого материала, активизировать самостоятельную деятельность учащихся, а в целом - способствовать реализации целей, поставленныхпреподавателем, добиться наибольшей эффективности урока

В рефлексии после 1 части лекции проводится предварительное подведение итогов: форма работы - работа в парах - обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар.

Анонс содержания второй части лекции . Преподаватель сообщает, что вторая часть лекции посвящена литературной деятельности писателя. Учащимся предлагается проблемный вопрос:

Каковы особенности стиля писателя, проблематика его произведений, особенности персонажей и манера повествования.

Вновь напоминает не забывать работать с таблицей: кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока.

По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа)

Осмысление. (Вторая часть лекции, учащиеся работают в парах)

На примере произведений «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное Колесо» преподаватель отмечает следующие особенности творческой манеры А.И.Солженицына:

  1. Нейтральность тона. Благодаря этому создается «эффект присутствия» читающего при изображаемых событиях. Повествование строится так, чтобы заставить читателя испытать страдания на себе
  2. Документальность
  3. Повествование ведется от первого лица
  4. Произведения нередко автобиографичные
  5. Писатель избегает прямых оценок, давая выговориться персонажам
  6. Библейские мотивы в произведениях
  7. Обращение к различным жанрам в исторической эпопее «Красное колесо» для воссоздания истории революции: репортаж, протокол, стенограмма, фрагменты из газетных статей различных политических направлений
  8. Символика произведений
  9. Внимание к богатству русского языка, использование редких слов в произведении.

Рефлексия после 2-й части лекции. Предварительное подведение итогов. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар. При этом должно быть сформировано целостное понимание творчества писателя.

Итоговая рефлексия проводится в форме составления синквейна после заключительного слова преподавателя.

Далее студентам предлагается свое впечатление о личности А.И.Солженицына выразить в форме синквейна , памятка по составлению которого лежит на партах учащихся. Синквейн обычно используется мною на уроке как индивидуальное самостоятельное задание для работы в парах на стадии рефлексии для обобщения сложной информации. Он привлекателен тем, что лаконичность его формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Его составление помогает развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, способствует формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, самореализации.

После этого предоставляется слово студентам, составившим синквейн, звучат слова одобрения преподавателя.

В соответствии с активностью студентов на занятии ставится итоговая оценка , которая объявляется и комментируется.

3.4.Методика выдачи домашнего задания

Домашнее задание дается в соответствии с изученным материалом. Преподаватель объясняет суть домашнего задания.

2. Выявить особенности стиля писателя. Обратить внимание на авторскую позицию в тексте, его мнение и отношение к героям

2.План часового занятия

УД, МДК Литература

Тема урока Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицын

Время 45 мин.

Вид занятия урок

Тип урока, применяемая современная образовательная технология: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление» с использованием ИКТ

Цель занятия

учебная: вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына; показать значение фигуры Солженицына в литературе и в жизни страны, дать краткий обзор его произведений; выделить основные особенности творчества А.И. Солженицына, ______________________________________________________________________

воспитательная: воспитывать чувство ответственности; бережное отношение ко времени; прививать культурные привычки; воспитывать любовь к русской литературе и родному языку. __________________________________________________________

развивающая: развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; _________________________________________________________________________

деятельностная: подготовка и защита проекта-презентации , учить выделять главное;

Межпред связи

обеспечивающие: история

обеспечиваемые: литература _______________________________________________________

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздаточный материал : таблица.

Технические средства обучения : мультимедиа

Литература:

Основная: 1)Методическое пособие. Литература 11-й класс,2-е полугодие: планы-конспекты уроков. Г. Б. Фефелова. Ростов -на-Дону, Феникс, 2013 г. 2) Учебник литературы для студентов СПО под редакцией М. Ф. Обернихиной. - МОСКВА: «Академия», 2012 г. Дополнительная: 1) 2) И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов н /Д: Феникс, 2002, Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000.

№ п/п

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

Организационный момент: приветствие, проверка посещаемости

2 мин

Актуализация опорных знаний. (Вызов)

проблемный вопрос,

работа с таблицей контроля знаний

беседа, частично-поисковый метод

6 мин

Работа над темой урока

2 8 мин

Анонс содержания первой части лекции

(объяснение предстоящей работы )

Осмысление (1 часть лекции)

проблемный вопрос, знакомство с презентацией, работа с таблицей контроля знаний

продвинутая лекции, защита проекта- презентации, индивидуальная работа

3.3.

работа в парах,

Анонс второй части лекции

Осмысление (2 часть лекции)

проблемный вопрос, работа с таблицей

продвинутая лекция

индивидуальная работа

Рефлексия (предварительное подведение итогов, выступление от пар)

работа в парах

Итоговая рефлексия

1.Заключительное слово преподавателя 2.Опрос учащихся

3. Комментирование и выставление оценок

составление синквейна

7 мин

Домашнее задание

2. Составить таблицу, куда должны входить основные герои, их характеристики, обратить внимание на авторскую позицию в тексте.

2 мин

Конспект урока «Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына»

Эпиграф: Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, обезбожившуюся, себя почти потерявшую Россию.

В.Астафьев

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка посещаемости

2.Актуализация опорных знаний (Стадия вызова ) .

  1. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы поговорим о человеке, к слову которого в советскую эпоху прислушивались на протяжении десятилетий, видя в нем пророка и заступника. Это Александр Исаевич Солженицын. Одни считали его спасителем Отечества, другие - врагом народа, третьи – учителем жизни. Эпиграф к нашему уроку также отражает огромнейшее влияние писателя не только на литературу, но и на жизнь всего общества в целом.

Поэтому целью нашего урока будет стремление разобраться, в чем причина притягательности жизни и творчества человека, который четыре десятилетия был властителем дум.

2.2. Работа с таблицей контроля знаний.

Что вы знаете о жизни и творчестве человека, которого при жизни называли пророком?

Ответ напишите в таблице контроля знаний. Мы с ней будем работать весь урок. Она состоит из трех частей. Первую и вторую часть заполняете сейчас, а третью во время лекции. (Ниже даются возможные ответы студентов)

Знаю, думаю, что знаю

Хочу узнать

Узнал

Писатель

Лауреат Нобелевской премии по литературе

- «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Крохотки», «Архипелаг ГУЛАГ»

Изгнание

Несколько лет жил в Америке

Оставался верным своим принципам

Родился в Ставропольском крае

Долгое время провел в лагерях

Участвовал в в Великой Отечественной войне

Болел раком

Гуманист

Боролся против тоталитарного режима

За что его сослали

Как лагерь отразился на его жизни и выборе тем для романов

Отношение к Родине в изгнании

Тематика его произведений

Почему писателю пришлось уехать из страны

Как встретили писателя после его возращения на Родину

Особенности повествования Солженицына

Является ли Солженицын наследником традиций русской литературы

Его интересовали только общественно-политические вопросы или еще и история

(заполняется самостоятельно / или при работе парами во время всего занятия)

2.3. Опрос учащихся по таблице.

3.1.Анонс содержания первой части лекции (учащиеся работают в парах)

Знакомство с жизнью и творчеством А.И.Солженицына пройдет в форме лекции. Она состоит из двух частей: в первой части лекции я расскажу вам основные вехи жизни и творчества Солженицына, не останавливаясь подробно на его литературной работе, особенностях творчества. Это будет во второй части лекции.

При этом не забывайте работать с таблицей. Работаем в парах. Пусть кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока. По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа)

В первой части лекции, пожалуйста, обратите внимание на вопрос:

Каковы отношения писателя с властями, его взгляды и поведение. Попытайтесь для себя создать портрет автора. Знакомство с презентацией поможет вашей работе.

3.2. Осмысление. (Текст 1 части лекции; презентация, опирающаяся на текст лекции)

Русский писатель, общественный деятель. Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске в состоятельной семье. Мать – Таисия Захаровна Щербак – из семьи богатого кубанского землевладельца. Отец его еще до рождения сына погиб из-за несчастного случая на охоте. Воспитывала будущего писателя мать – хорошо образованная женщина, сумевшая повлиять на его духовное развитие.

Детство его мало чем отличается от детских лет его сверстников: вступает в комсомол, активно участвует общественной жизни школы, переживает трудности и радости жизни обычного советского школьника. В старших классах Солженицын увлекся литературой, писал статьи для сатирического школьного журнала, занимался в драмкружке. К взрослой жизни он готовился серьезно, накапливая знания, изучая немецкий и английский языки. К этому времени свой дальнейший жизненный путь Солженицын определил достаточно четко - он решил стать писателем. Летом 1939 года он поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и истории. Параллельно Солженицын учится на физико-математическом факультете Ростовского университета, и за несколько недель до начала Второй мировой войны получил диплом и назначение на работу - учителем в провинциальную школу. Счастливо складывалась и личная жизнь. Его женой стала Наташа Решетовская, милая, жизнерадостная студентка химического факультета университета, увлекающаяся музыкой и литературой.

Все поломала война. В октябре 1941 года Солженицына призвали в армию, и после окончания артиллерийского училища в феврале 1943 года он в звании лейтенанта попал на фронт. Он достойно сражался и был награжден двумя боевыми орденами. Однако в феврале 1945 года капитана Солженицына арестовали и из Восточной Пруссии препроводили под конвоем в Москву, на Лубянку. Военная цензура обратила внимание на его переписку с другом Николаем Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков. Приговор суда был суров: 8 лет лагерей за антисоветскую пропаганду и агитацию.

Солженицына продержали в московской тюрьме, а затем перевели в спецучреждение в Марфино, так называемую «Шарашку», где ученые разных направлений вели секретные научные исследования. Позже Солженицын говорил, что диплом математика спас ему жизнь, поскольку режим Марфинской тюрьмы был гораздо мягче, чем в других лагерях. Из Марфино писатель попал в особый лагерь в Экибастузе (Казахстан), где содержались политические заключенные. Именно там у Солженицына впервые созрела мысль о том, что необходимо рассказать всему миру об ужасах сталинских лагерей.

Отбыв заключение и освободившись из тюрьмы 5 марта 1953 года, в день смерти Сталина, Солженицын получил удостоверение ссыльного и поселился в одном из казахстанских поселков. Казалось бы, самое страшное осталось позади. Но тут врачи обнаружили у Александра Исаевича раковую опухоль в брюшной полости. Лечение лучевой терапией в Ташкентском госпитале прошло на удивление благополучно.

В июне 1957 года, после реабилитации, Александр Исаевич поселился в Рязанской области и работал учителем математики в одной из сельских школ. Свои впечатления об этом периоде жизни он передал в рассказе «Матренин двор».

Важной вехой в последующих событиях стал доклад Хрущева на XX съезде партии о «культе личности Сталина». Доклад разоблачал преступления прежнего режима. К этому времени Солженицын закончил работу над повестью «Один день Ивана Денисовича» и предложил ее журналу «Новый мир», редактором которого был авторитетный советский литератор Александр Твардовский .

Но хрущевская оттепель подходила к концу, и страна стояла перед новой волной безвременья. В этих условиях конфликт Солженицына с властью был неизбежен. Уже в апреле 1964 года кандидатура Солженицына была изъята из списков для тайного голосования в Комитете по Ленинским премиям. В следующем году органы КГБ конфисковали рукопись романа «В круге первом», а также литературный архив писателя. В 1966 году партийные организации Москвы получили директиву не устраивать читательских вечеров с участием Солженицына, а в канун 1968 года руководители Секретариата Союза писателей приняли решение запретить публикацию романа «Раковый корпус». И, наконец, в 1969 году Солженицын был исключен из Союза писателей.

Тем не менее, рукописи романов «В круге первом» и «Раковый корпус» попали на Запад и были изданы там без согласия автора, что только усугубило и без того его тяжелое положение на родине.

В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе за «нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Узнав о награждении, писатель заявил, что намерен получить награду «лично, в установленный день». Однако советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после своей поездки в Швецию он не сможет вернуться в Россию, с благодарностью принял высокую награду, однако на церемонии награждения не присутствовал.

Через год после получения Нобелевской премии Солженицын разрешил публикацию своих произведений за рубежом, и в 1972 году в лондонском издательстве на английском языке вышел «Август четырнадцатого» - первая книга многотомной эпопеи «Красное колесо» о русской революции, которую критики часто сравнивают с «Войной и миром» Толстого.

12 февраля 1974 года писатель был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в ФРГ. Его второй жене, Наталье Светловой, на которой Солженицын женился в 1973 году, и трем сыновьям было разрешено присоединиться к нему позднее. После двух лет пребывания в Цюрихе Солженицын с семьей переехал в США и поселился в штате Вермонт. Там был завершен третий том «Архипелага ГУЛАГа» и продолжена работа над циклом исторических романов о русской революции.

В 1994 году после распада писателю вернули российское гражданство. В 1996 году Солженицын вернулся на родину. Его восторженно встречали. В связи с его возвращением было много надежд на то, что личность знаменитого писателя-гуманиста станет центром притяжения для всех демократических сил России. Звучали даже предложения Солженицыну баллотироваться на пост президента страны. Однако после нескольких публичных выступлений писателя оказалось, что его идеи пока остаются невостребованными обществом.

  1. Рефлексия . (Предварительное подведение итогов) .

Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар.

3.4. Анонс содержания второй части лекции .(Проблемный вопрос).

– Ребята, сейчас вы услышите вторую часть лекции, посвященную литературной деятельности писателя. Постарайтесь найти ответ на главный вопрос этой части лекции:

Каковы особенности стиля писателя, проблематика произведений, особенности персонажей и манера повествования. При этом не забывайте работать с таблицей. Пусть кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока.

По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа) .

3.5. Осмысление. (Вторая часть лекции).

В 1959 была написана повесть «Один день Ивана Денисовича» - Отличительная особенность поэтики повествования – нейтральность тона, когда о страшных, противоестественных событиях и условиях лагерного существования сообщается как о чем-то привычном, обыденном, как о том, что должно быть хорошо известно читателям. Благодаря этому создается «эффект присутствия» читающего при изображаемых событиях.

Документальность – отличительная особенность почти всех произведений писателя. Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел.

Через несколько месяцев после «Одного дня Ивана Денисовича» в № 1 «Нового мира» за 1963 был напечатан рассказ Солженицына «Матренин двор». Первоначально рассказ Матренин двор назывался «Не стоит село без праведника» – по русской пословице, восходящей к библейской Книге Бытия. Название «Матренин двор» принадлежит Твардовскому. Как и «Один день Ивана Денисовича», это произведение было автобиографическим и основанным на реальных событиях из жизни знакомых автору людей. Прототип главной героини – владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына , ведется от первого лица , от имени учителя Игнатича (отчество созвучно с авторским – Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки.

Но и душевно праведная Матрена все же не идеальна. Мертвящая советская идеология проникает в жизнь, в дом героини рассказа (знаки этой идеологии в солженицынском тексте – плакат на стене и вечно не умолкающее радио в доме Матрены).

Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей ее с Богом. Таков закон житийного жанра. Однако смерть Матрены – горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, когда-то любивший ее, принуждает Матрену отдать ему горницу (избу-сруб). На железнодорожном переезде при перевозке бревен разобранной горницы Матрена попадает под поезд, который олицетворяет механическую, неживую силу, враждебную природному началу, воплощаемому Матреной. Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.

Еще находясь в ссылке, в 1955, Солженицын начал писать роман « В круге первом». Последняя, седьмая редакция романа была закончена в 1968. Персонажи романа – достаточно точные портреты реальных людей, заключенных «шарашки» в подмосковном поселке Марфино. Действие романа укладывается в неполные трое суток – накануне 1950. В большинстве глав события не выходят из стен марфинской «шарашки». Таким образом, повествование становится предельно насыщенным.

«Шарашка» – это мужское братство, в котором ведутся смелые свободные дискуссии об искусстве, о смысле бытия, о природе социализма. (Участники споров стараются не думать о соглядатаях и доносчиках). Но «шарашка» – также и царство смерти, прижизненный, земной ад. Символика смерти неизменно присутствует в романе. Один из узников, вспоминая трагедию Гете «Фауст», уподобляет «шараги» могиле, в которую слуги дьявола Мефистофеля прячут тело Фауста – мудреца, философа. Но если в гетевской трагедии душу Фауста Бог освобождает от власти дьявола, то марфинские зэки не верят в спасение. Образ кругов ада заимствован из поэмы итальянского писателя Данте Алигьери «Божественная комедия». В поэме Данте ад состоит из девяти кругов. Герой повести Рубин допускает неточность, сравнивая обитателей «шарашки» с наименее виновными грешниками – добродетельными мудрецами-нехристианами дантовской поэмы. Они пребывают не в первом круге, а в преддверии этого круга. Повествование Солженицына подобно хору, в котором авторский голос звучит приглушенно . Писатель избегает прямых оценок, давая выговориться персонажам. Прежде всего, сама действительность должна подтвердить бесчеловечность, мертвящую пустоту политического режима тех лет. И лишь в финале, рассказывая об этапе, которым следуют строптивые зэки, отказавшиеся принести свои таланты на службу палачам, автор открыто врывается в повествование.

В 1970 Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии. Поддержка западного общественного мнения затрудняла для властей Советского Союза расправу с писателем-диссидентом. О своем противостоянии коммунистической власти Солженицын рассказывает в книге « Бодался телёнок с дубом», впервые опубликованной в Париже в 1975.

С 1958 Солженицын работает над главной своей книгой - «Архипелаг ГУЛАГ» – историей репрессий, лагерей и тюрем в Советском Союзе. Книга была завершена в 1968.

В 1973 сотрудники КГБ захватили один из экземпляров рукописи. Преследования писателя усилились. В конце декабря 1973 на Западе выходит первый том «Архипелага»... (полностью книга была издана на Западе в 1973–1975). Слово «архипелаг» в названии отсылает к книге А.П.Чехова о жизни каторжников на Сахалине – «Остров Сахалин». Только вместо одного каторжного острова старой России в советское время раскинулся Архипелаг – множество «островов». «Архипелаг ГУЛАГ» – одновременно и историческое исследование с элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея страданий – рассказы о мучениках ГУЛАГа. Повествование о советских концлагерях ориентировано на текст Библии: создание ГУЛАГа представлено как «вывернутое наизнанку» творение мира Богом (создается сатанинский антимир); семь книг «Архипелага ГУЛАГа» соотнесены с семью печатями Книги из Откровения святого Иоанна Богослова, по которой Господь будет судить людей в конце времен. В «Архипелаге ГУЛАГе» Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй, рассказанных множеством узников. Как и в рассказе «Один день Ивана Денисовича», повествование строится так, чтобы заставить читателя воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе.

В эмиграции Солженицын работает над эпопеей «Красное Колесо», посвященной предреволюционным годам. «Красное Колесо» состоит из четырех частей-«узлов»: «Август Четырнадцатого», «Октябрь Шестнадцатого», «Март Семнадцатого» и «Апрель Семнадцатого». Солженицын начал писать «Красное Колесо» в конце 1960-х и завершил только в начале 1990-х.

«Красное Колесо» – своеобразная летопись революции, которая создается из фрагментов разных жанров . Среди них – репортаж, протокол, стенограмма (рассказ о спорах министра Риттиха с депутатами Государственной думы; «отчет о происшествиях», в котором анализируются уличные беспорядки лета 1917, фрагменты из газетных статей самых разных политических направлений и т.д.). Многие главы подобны фрагментам психологического романа. В них описываются эпизоды из жизни вымышленных и исторических персонажей. ), символичность композиции, не всегда выражена авторская позиция (подаётся столкновение разных точек зрения). Отличительной особенностью его произведений является документальность ; большинство персонажей имеет реальных прототипов, лично знакомых писателю. «Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел». В романе «Красное колесо» характерно активное привлечение чисто документального жанра (репортажа, стенограммы), в общей художественной философии заметно воздействие Льва Толстого .

Для Солженицына, как в художественной прозе, так и в эссеистике, характерно внимание к богатствам русского языка , использование редких слов из словаря Даля (анализом которого он начал заниматься в молодости), русских писателей и повседневного опыта, замена ими слов иностранных; эта работа увенчалась отдельно изданным «Русским словарём языкового расширения».

  1. Рефлексия. (Предварительное подведение итогов)

Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар. При этом должно быть сформировано целостное понимание творчества писателя.

5. Итоговая рефлексия.

5.1. Заключительное слово преподавателя . Александр Исаевич Солженицын – это целая эпоха и в литературе, и в общественной жизни. Лауреат Нобелевской премии преодолел испытания, которые только может уготовить человеку судьба – прошел войну, арест и страшные лагеря, смертельную болезнь, изгнание и возвращение.
В разные времена его критиковали и им восхищались. Однако остается бесспорным то, что Александр Исаевич Солженицын оказал большое влияние на жизнь общества. До сих пор его называют честью и совестью России.

4.2. Индивидуальное задание . Ваше впечатление о жизни этого удивительного человека, о своем понимании его творчества, согласии или не согласии с жизненной позицией писателя прошу изложить в синквейне. План составления синквейна лежит на парте.

5.3 . Опрос учащихся. Выставление оценок и их комментирование.

6 . Домашнее задание с комментариями.

2. Составить таблицу, куда должны входить основные герои, их характеристики, обратить внимание на авторскую позицию в тексте

Библиография

  1. В.А. Агеносов. Русская литература ХХ века. 11 класс. М., «Дрофа», 2008 г.
  2. И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
  3. Интернет-ресурсы: «Википедия»
  4. Litra.ru
  5. Методическое пособие. Литература 11-й класс,2-е полугодие: планы-конспекты уроков. Г. Б. Фефелова. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013 г.
  6. Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования. М., 2002
  7. Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2009.
  8. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., Изд-во «Академия», 2008г
  9. Учебник литературы для студентов СПО под редакцией М. Ф. Обернихиной. – Москва, «Академия», 2012 г.
  10. Т.Ф. Федотова. Тематическое и поурочное планирование по литературе. – Изд-во «Экзамен», 2005 г.
  11. Ходос Е. А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 2002.
  12. Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Энциклопедический словарь "История Отечества", Энциклопедия российско-американских отношений)

История жизни Александра Исаевича Солженицына (11.XII.1918, Кисловодск) - это история бесконечной борьбы с тоталитаризмом. Уверенный в абсолютной нравственной правоте этой борьбы, не нуждаясь в соратниках, не страшась одиночества, он всегда находил в себе мужество противостоять советской системе - и победил в этом, казалось бы, совершенно безнадежном противостоянии. Его мужество было выковано всем опытом жизни, пришедшейся на самые драматические изломы советского времени. Те обстоятельства русской социально-исторической действительности 30-50-х годов, которые ломали и крушили твердые, как сталь, характеры профессиональных революционеров и бравых красных комдивов, лишь закалили Солженицына и приготовили его к главному делу жизни. Скорее всего и литературу он избрал как орудие борьбы - она отнюдь не самоценна для него, а значима постольку, поскольку дает возможность представительствовать перед миром от лица всех сломленных и замученных системой.

Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 г. 22 июня, получив диплом, Солженицын приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 г. Очередная сессия совпала с началом войны. В октябре мобилизован в армию, вскоре зачислен в офицерскую школу в Костроме. Летом 1942 г. - звание лейтенанта, а в конце - фронт: Солженицын командует «звукобатареей» в артиллерийской разведке. Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами.

9 февраля 1945 г. капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его начальника, генерала Травкина, который спустя год после ареста дает своему бывшему офицеру характеристику, где перечисляет, не побоявшись, все его заслуги - в том числе ночной вывод из окружения батареи в январе 1945 г., когда бои шли уже в Пруссии. После ареста - лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы (Марфинская «шарашка», описанная в романе «В круге первом», 1955-1968). С 1949 г. - лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. Солженицын - «вечный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Джамбульской области, на краю пустыни. В 1956 г. - реабилитация и сельская школа в поселке Торфопродукт недалеко от Рязани, где недавний зэк учительствует, снимая комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом хозяйки «Матрениного двора» (1959). В 1959 г. Солженицын «залпом», за три недели, создает повесть, при публикации получившую название «Один день Ивана Денисовича», которая после долгих хлопот А.Т. Твардовского и с благословления самого Н.С. Хрущева увидела свет в «Новом мире» (1962. № 11). С середины 50-х годов начинается наиболее плодотворный период творчества писателя: создаются романы «Раковый корпус» (1963-1967) и «В круге первом» (оба публикуются в 1968 г. на Западе), идет начатая ранее работа над «Архипелагом ГУЛАГ» (1958-1968; 1979) и эпопеей «Красное колесо» (работа над большим историческим романом «Р-17», выросшим в эпопею «Красное колесо», начата в 1964 г.).

В 1970 г. Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии; выезжать из СССР он не хочет, опасаясь лишиться гражданства и возможности бороться на родине, - поэтому личное получение премии и речь нобелевского лауреата пока откладываются. В то же время его положение в СССР все более ухудшается: принципиальная и бескомпромиссная идеологическая и литературная позиция приводит его к исключению из Союза писателей (ноябрь 1969 г.), в советской прессе разворачивается кампания травли писателя. Это заставляет его дать разрешение на публикацию в Париже книги «Август четырнадцатого» (1971) - первого «Узла» эпопеи «Красное колесо». В 1973 г. в парижском издательстве ИМКА-Пресс увидел свет первый том «Архипелага ГУЛАГ».

В феврале 1974 г. на пике разнузданной травли, развернутой в советской прессе, Солженицына арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. Но его ни с чем не сравнимый авторитет у мировой общественности не позволяет советскому руководству просто расправиться с писателем, поэтому его лишают советского гражданства и высылают из СССР. В ФРГ, первой стране, принявшей изгнанника, он останавливается у Генриха Белля, после чего поселяется в Цюрихе (Швейцария). В 1975 г. опубликована автобиографическая книга «Бодался теленок с дубом» - подробный рассказ о творческом пути писателя от начала литературной деятельности до второго ареста и высылки и очерк литературной среды 60-70-х годов.

В 1976 г. писатель с семьей переезжает в Америку, в штат Вермонт. Здесь он работает над полным собранием сочинений и продолжает исторические исследования, результаты которых ложатся в основу эпопеи «Красное колесо».

Солженицын всегда был уверен в том, что вернется в Россию, - даже тогда, когда сама мысль об этом казалась невероятной. Но уже в конце 80-х годов возвращение стало постепенно осуществляться. В 1988 г. Солженицыну было возвращено гражданство СССР, а в 1990 г. в «Новом мире» публикуются романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В 1994 г. писатель вернулся в Россию. С 1995 г. в «Новом мире» публикуются новый цикл - «двучастные» рассказы, миниатюры «Крохотки».

В творчестве А.И. Солженицына при всем его многообразии можно выделить три центральных мотива, тесно связанных друг с другом. Сконцентрированные в первой опубликованной его вещи «Один день Ивана Денисовича», они развивались, подчас обособленно друг от друга, но чаще взаимопереплетаясь. «Вершиной» их синтеза стало «Красное колесо». Условно эти мотивы можно обозначить так: русский национальный характер; история России XX века; политика в жизни человека и нации в нашем столетии. Темы эти, разумеется, вовсе не новы для русской реалистической традиции последних двух столетий. Но Солженицын, человек и писатель, почти панически боящийся не только своего участия в литературной группировке, но и любой формы литературного соседства, смотрит на все эти проблемы не с точки зрения писателя того или иного «направления», а как бы сверху, самым искренним образом направления игнорируя. Это вовсе не обеспечивает объективность, в художественном творчестве, в сущности, невозможную, - Солженицын очень субъективен. Такая открытая литературная внепартийность обеспечивает художественную независимость - писатель представляет только себя и высказывает только свое личное, частное мнение; станет ли оно общественным - зависит не от поддержки группы или влиятельных членов «направления», а от самого общества. Мало того, Солженицын не подлаживается и под «мнение народное», прекрасно понимая, что оно вовсе не всегда выражает истину в последней инстанции: народ, как и отдельный человек, может быть ослеплен гордыней или заблуждением, может ошибаться, и задача писателя - не потакать ему в этих ошибках, но стремиться просветлить.

Солженицын вообще никогда не идет по уже проложенному кем-то пути, прокладывая исключительно собственный путь. Ни в жизни, ни в литературе он никому не льстил - ни политическим деятелям, которые стремились, как Хрущев, сделать его советским писателем, бичующим пороки культа личности, но не посягающим на коренные принципы советской системы, ни политикам прошлого, ставшим героями его эпоса, которые, утверждая спасительные пути, так и не смогли их обеспечить. Он был даже жесток, отворачиваясь и разрывая по политическим и литературным соображениям с людьми, которые переправляли его рукописи за границу часто с серьезным риском для себя или же стремились помочь ему опубликовать свои вещи здесь. Один из самых болезненных разрывов, и личных, и общественных, и литературных, - с В.Я. Лакшиным, сотрудником Твардовского по «Новому миру», критиком, предложившим одно из первых прочтений писателя и сделавшим много возможного и невозможного для публикации его произведений. Лакшин не принял портрета А.Т. Твардовского в очерках литературной жизни «Бодался теленок с дубом» и не был, разумеется, согласен с трактовкой собственной роли в литературной ситуации 60-х годов, как она складывалась вокруг «Нового мира». Другой разрыв, столь же болезненный и жестокий, - с Ольгой Карлайл. В 1978 г. она выпустила в США книгу «Солженицын и тайный круг», в которой рассказывала о той роли, что принадлежала ей в организации тайных путей переброски на Запад рукописей «Архипелага ГУЛАГ» и «В круге первом» и о жестокости, с которой Солженицын отозвался о ней в «Теленке...». Все это многим и на родине, и на Западе дало основания для обвинений Солженицына в эгоцентризме и элементарной человеческой неблагодарности. Но дело здесь глубже - отнюдь не в личных особенностях характера. Это твердая жизненная позиция писателя, лишенного способности к компромиссу, единственно и дающая ему возможность выполнить свою жизненную предназначенность.

Александр Исаевич Солженицын сказал в одном из своих интервью: “Я отдал почти всю жизнь русской революции”.

Задача свидетельствовать об утаенных трагических поворотах русской истории обусловила потребность поиска и осмысления их истоков. Они видятся именно в русской революции. “Я как писатель действительно поставлен в положение говорить за умерших, но не только в лагерях, а за умерших в российской революции, — так обозначил задачу своей жизни Солженицын в интервью 1983 г. — Я 47 лет работаю над книгой о революции, но в ходе работы над ней обнаружил, что русский 1917 год был стремительным, как бы сжатым, очерком мировой истории XX века. То есть буквально: восемь месяцев, которые прошли от февраля до октября 1917 в России, тогда бешено прокрученные, — затем медленно повторяются всем миром в течение всего столетия. <...> В последние годы, когда я уже кончил несколько томов, я с удивлением вижу, что я каким-то косвенным образом писал также и историю Двадцатого века” (Публицистика, т. 3, с. 142).

Свидетелем и участником русской истории XX в. Солженицын был и сам. Окончание им физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлись на 1941 г. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 г. Очередная сессия приходится на начало войны. В октябре мобилизован в армию, вскоре попадает в офицерскую школу в Костроме. Летом 1942 г. — звание лейтенанта, а в конце — фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Солженицына и работа его звукобатареи отражены в его военной прозе конца 90-х гг. (двучастный рассказ “Желябугские выселки” и повесть “Адлиг Швенкиттен” — “Новый мир”. 1999. № 3). Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами. Чудесным образом он оказывается в тех самых местах Восточной Пруссии, где проходила армия генерала Самсонова. Трагический эпизод 1914 г. — самсоновская катастрофа — становится предметом изображения в первом “Узле” “Красного Колеса” — в “Августе Четырнадцатого”. 9 февраля 1945 г. капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его начальника, генерала Травкина, который спустя уже год после ареста даст своему бывшему офицеру характеристику, где вспомнит, не побоявшись, все его заслуги, в том числе ночной вывод из окружения батареи в январе 1945 г., когда бои шли уже в Пруссии. После ареста — лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы (та самая знаменитая Марфинская шарашка, описанная в романе “В круге первом”, 1955—1968). С 1949 г. — лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. Солженицын — “вечный ссыльнопоселенец” в глухом ауле Джамбулской области, на краю пустыни. В 1957 г. — реабилитация и сельская школа в поселке Торфопродукт недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки “Матрениного двора” (1959). В 1959 г. Солженицын “залпом”, за три недели, создает переработанный, “облегченный” вариант рассказа “Щ-854”, который после долгих хлопот А.Т. Твардовского и с благословения самого Н.С. Хрущева увидел свет в “Новом мире” (1962. № 11) под названием “Один день Ивана Денисовича”.

К моменту первой публикации Солженицын имеет за плечами серьезный писательский опыт — около полутора десятилетий: “Двенадцать лет я спокойно писал и писал. Лишь на тринадцатом дрогнул. Это было лето 1960 года. От написанных многих вещей — и при полной их безвыходности, и при полной безвестности, я стал ощущать переполнение, потерял легкость замысла и движения. В литературном подполье мне стало не хватать воздуха”, — писал Солженицын в автобиографической книге “Бодался теленок с дубом”. Именно в литературном подполье создаются романы “В круге первом”, несколько пьес, киносценарий “Знают истину танки!” о подавлении Экибастузского восстания заключенных, начата работа над “Архипелагом ГУЛАГ”, замыслен роман о русской революции под кодовым названием “Р-17”, воплотившийся десятилетия спустя в эпопею “Красное Колесо”.

В середине 60-х гг. создается повесть “Раковый корпус” (1963—1967) и “облегченный” вариант романа “В круге первом”. Опубликовать их в “Новом мире” не удается, и оба выходят в 1968 г. на Западе. В это же время идет начатая ранее работа над “Архипелагом ГУЛАГ” (1958—1968; 1979) и эпопеей “Красное Колесо” (интенсивная работа над большим историческим романом “Р-17”, выросшим в эпопею “Красное Колесо”, начата в 1969 г.).

В 1970 г. Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии; выехать из СССР он не хочет, опасаясь лишиться гражданства и возможности бороться на родине, поэтому личное получение премии и речь нобелевского лауреата пока откладываются. История с получением Нобелевской премии описана в главе “Нобелиана” (“Бодался теленок с дубом”). В то же время положение Солженицына в СССР все более ухудшается: принципиальная и бескомпромиссная идеологическая и литературная позиция приводит к исключению из Союза писателей (ноябрь 1969 г.), в советской прессе разворачивается кампания травли Солженицына. Это заставляет его дать разрешение на публикацию в Париже книги “Август Четырнадцатого” (1971) — первого тома эпопеи “Красное Колесо”. В 1973 г. в парижском издательстве “YMCA-PRESS” увидел свет первый том “Архипелага ГУЛАГ”.

Идеологическая оппозиционность не только не скрывается Солженицыным, но и прямо декларируется. Он пишет целый ряд открытых писем: Письмо IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей (1967), Открытое письмо Секретариату Союза писателей РСФСР (1969), Письмо вождям Советского Союза (1973), которое посылает по почте адресатам в ЦК КПСС, а не получив ответа, распространяет в самиздате. Писатель создает цикл публицистических статей, которые предназначаются для философско-публицистического сборника “Из-под глыб” (“На возврате дыхания и сознания”, “Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни”, “Образованщина”), “Жить не по лжи!” (1974).

Разумеется, говорить о публикации этих произведений не приходилось — они распространялись в самиздате.

В 1975 г. опубликована автобиографическая книга “Бодался теленок с дубом”, представляющая собой подробный рассказ о творческом пути писателя от начала литературной деятельности до второго ареста и высылки и очерк литературной среды и нравов 60-х — начала 70-х гг.

В феврале 1974 г. на пике разнузданной травли, развернутой в советской прессе, Солженицына арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. Ho его ни с чем не сравнимый авторитет у мировой общественности не позволяет советскому руководству просто расправиться с писателем, поэтому его лишают советского гражданства и высылают из СССР. В ФРГ, ставшей первой страной, принявшей изгнанника, он останавливается у Генриха Бёлля, после чего поселяется в Цюрихе (Швейцария). О жизни на Западе повествует вторая автобиографическая книга Солженицына “Угодило зернышко промеж двух жерновов”, публикацию которой он начал в “Новом мире” в 1998 г. и затем продолжил в 1999 г.

В 1976 г. писатель с семьей переезжает в Америку, в штат Вермонт. Здесь он работает над полным собранием сочинений и продолжает исторические исследования, результаты которых ложатся в основу эпопеи “Красное Колесо”.

Солженицын всегда был уверен в том, что вернется в Россию. Даже в 1983 г., когда мысль об изменении социально-политической ситуации в СССР казалась невероятной, на вопрос западного журналиста о надежде на возвращение в Россию писатель ответил: “Знаете, странным образом, я не только надеюсь, я внутренне в этом убежден. Я просто живу в этом ощущении: что обязательно я вернусь при жизни. При этом я имею в виду возвращение живым человеком, а не книгами, книги-то, конечно, вернутся. Это противоречит всяким разумным рассуждениям, я не могу сказать, по каким объективным причинам это может быть, раз я уже не молодой человек. Ho ведь и часто история идет до такой степени неожиданно, что мы самых простых вещей не можем предвидеть” (Публицистика, т. 3, с. 140).

Предвидение Солженицына сбылось: уже в конце 80-х гг. это возвращение стало постепенно осуществляться. В 1988 г. Солженицыну было возвращено гражданство СССР, в 1989 г. в “Новом мире” публикуются Нобелевская лекция и главы из “Архипелага ГУЛАГ”, а затем, в 1990 г., — романы “В круге первом” и “Раковый корпус”. В 1994 г. писатель возвратился в Россию. С 1995 г. в “Новом мире” публикуется новый цикл — “двучастные” рассказы.

Цель и смысл жизни Солженицына — писательство: “Моя жизнь, — говорил он, — проходит с утра до позднего вечера в работе. Нет никаких исключений, отвлечений, отдыхов, поездок, — в этом смысле я действительно делаю то, для чего я был рожден” (Публицистика, т. 3, с. 144). Несколько письменных столов, на которых лежат десятки раскрытых книг и незаконченные рукописи, составляют основное бытовое окружение писателя — и в Вермонте, в США, и теперь, по возвращении в Россию. Каждый год появляются новые его вещи: публицистическая книга “Россия в обвале” о нынешнем состоянии и судьбе русского народа увидела свет в 1998 г. В 1999 г. “Новый мир” опубликовал новые произведения Солженицына, в которых он обращается к нехарактерной для него ранее тематике военной прозы.

Споры и обсуждения биографии Солженицына и его творчества продолжаются даже сейчас, спустя десять лет после его смерти. Для кого-то он нравственный ориентир, великий художник и борец за свободу. Кто-то назовет его исказителем истории и выдающимся предателем Родины. Прослойка нейтральных, равнодушных или вообще ничего не слышавших об Александре Исаевиче Солженицыне очень тонка. Не это ли свидетельство того, что мы говорим о неординарном человеке.

Школа и университет

Когда у человека насыщенная событиями, как у Солженицына, биография, кратко ее излагать непросто. Много засекреченных страниц, непонятных событийных поворотов, которые биографы и журналисты истолковывают на свой вкус, а сам Александр Исаевич не стремился прояснять и комментировать.

Родился он сто лет назад, в 1918 году, одиннадцатого декабря в Кисловодске. Еще будучи школьником, проявил себя как личность творческая - занимался в драмкружке, писал статьи, много читал. Параллельно учился в двух университетах: Ростовском на физмате и Московском институте философии, литературы и истории (успел заочно окончить два курса).

Во время учебы (1940 г.) женился на Наталье Решетовской (второй женой станет в 1973 году Наталья Светлова). Задумал и начал создавать серию литературных произведений о революции в России. Работа была прервана с наступлением войны.

Военное время

В сорок первом году началась война - в биографии Солженицына самое важное событие, направившее его жизнь, как и жизнь всего советского государства, совсем не в том направлении, которое планировалось. Он успел закончить университет и был отправлен на службу. Прошел военную подготовку в Костромском артиллерийском училище. Был награжден:

  • орденом Отечественной войны второй степени;
  • орденом Красной Звезды.

Ближе к концу войны создавал проекты отстранения Сталина от руководства государством. Соображениями о том, как это нужно делать, он делился в письмах со своими знакомыми, за что и был арестован. Это информация из книги его первой жены, Натальи Решетовской. Она не всеми принимается на веру: о том, что содержание писем офицеров находится под контролем цензуры, знали все.

Работа в «шарашке»

Первый арест случился в конце войны, в феврале сорок пятого года. Армейский капитан, комбат звуковой разведки Солженицын был отправлен на Лубянку. В июле того же года приговорен к восьми годам лагерей и пожизненной ссылке. Как специалиста по звукометрическим приборам, его определили в «шарашку» - закрытое КБ (конструкторское бюро).

За два года, с сорок пятого по сорок седьмой, его пять раз переводили из одного заведения в другое. Особенно интересно КБ, расположенное в Марфино. Это одна из самых закрытых страниц биографии Солженицына: марфинская «восьмая лаборатория» разрабатывала секретные коммуникативные системы. Считается, что именно здесь создали президентский «ядерный чемоданчик». Здесь же работал и прототип Рубина («В круге первом») - Лев Копелев, занимаясь техническими переводами иностранной литературы.

В это время юношеская идея писать о революции преобразовалась: если удастся выйти, серия его романов будет посвящена жизни в лагерях.

Есть ряд публикаций, в которых упоминается то, что Солженицын в лагере был осведомителем. Однако вразумительных доказательств или опровержений тому не представлено.

После смерти Сталина

В пятьдесят третьем году у Александра Исаевича Солженицына биография делает еще одну смертельную петлю - у него обнаруживают онкологическое заболевание. После лучевой терапии рак желудка был вылечен, а кошмарные воспоминания того времени отразились в произведении «Раковый корпус». Его публикацию в 1967 году в журнале "Новый мир" запретили, а в 1968 году повесть напечатали за границей. Она переведена на все европейские языки, а на родине впервые напечатана в 1990 году.

После смерти Сталина Солженицын освободился, но права переезда в европейскую часть страны не имел. Жил в Казахстане. Через три года последовала реабилитация, что позволило ему покинуть Казахстан и поселиться в Рязанской области. Там он работал школьным педагогом, преподавал математику. Снова женился на Наталье Решетовской, с которой развелся, будучи в заключении. Много времени проводил на природе и писал свои «Крохотки».

Что такое «Крохотки»

Очаровательны и мудры солженицынские «Крохотки» - короткие наблюдения, наполненные философским смыслом. Он называл их стихами в прозе, поскольку каждая такая миниатюра из нескольких абзацев содержит законченную, глубокую мысль и вызывает эмоциональный ответ читателя. Произведения слагались во время велосипедных прогулок автора.

«Крохотки» создавались в течение двух лет и соотносятся с периодом 1958-1960 годов в биографии Солженицына: кратко, самое главное и касающееся самой души. Как раз в этот период, параллельно с «Крохотками», идет написание самых известных произведений - «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг-ГУЛАГ» (начало работы). В России стихи в прозе в печать не приняли, о них узнавали благодаря самиздату. Опубликованы были лишь за границей, в шестьдесят четвертом году во Франкфурте (журнал «Грани», номер пятьдесят шесть).

«Иван Денисович»

Знаковый и символичный факт биографии Солженицына - первая публикация его произведения в открытой печати. Это «Один день Ивана Денисовича». Рассказ, который появился в «Новом мире» в 1962 году, произвел ошеломляющее впечатление на читающую аудиторию. Лидия Чуковская, к примеру, написала, что сам материал, смелость его подачи, а также мастерство писателя потрясают.

Есть и иное мнение - Нобелевскую премию Солженицын получил в 1970 году незаслуженно. Основным аргументом «за» явился не литературный талант автора, а факт его диссидентства.

Изначально произведение имело несколько иной вид и название «Щ-854. Один день одного зэка». Редакция потребовала переделать. Часть биографов убеждена в том, что причина появления рассказа в печати - не редакторские правки, а особое распоряжение Н. С. Хрущева в рамках разоблачительной антисталинской кампании.

На ком Россия держится

К 1963 году создаются еще два литературных шедевра Александра Исаевича Солженицына - биографию и список произведений пополнят «Случай на станции Кочетовка» и «Матренин двор». Последняя вещь была передана Александру Твардовскому на редактирование в «Новый мир» в конце 1961 года. Первое обсуждение в журнале она не прошла, Твардовский не решился ее печатать. Однако в своем дневнике отметил, что имеет дело с истинным писателем, далеким от того, чтобы стараться произвести впечатление, но стремящимся к выражению собственного видения.

После впечатляющего появления в печати «Ивана Денисовича» и его успеха делается попытка второго обсуждения рассказа: в редакции настояли на изменении года, в котором развивается сюжет рассказа, и его исходного названия «Не стоит село без праведника». Новое название предложил сам Твардовский. В шестьдесят третьем году публикация состоялась. «Матренин двор» вышел в журнале вместе со «Случаем на станции Кочетовка» под общим заголовком «Два рассказа».

Общественный резонанс был необыкновенным, как и после «Ивана Денисовича». Почти год бушевали критические диспуты, после чего произведения автора на десятилетия исчезли из советской печати. Повторная публикация «Матрениного двора» состоялась только в 1989 году в «Огоньке», причем автор согласия на нее не давал. «Пиратский» тираж был огромным - более трех миллионов экземпляров.

Почти документальный рассказ создал Александр Солженицын - краткая биография главной героини, приведенная в произведении, является подлинной. Ее прототипа звали Матрена Захарова. Она умерла в 1957 году, а в ее избе в 2013 году открыли музей.

Согласно видению Андрея Синявского, «Матренин двор» является основополагающим произведением «деревенской литературы». Эта вещь щемяще перекликается, к примеру, с документальными фильмами о России Леонида Парфенова, или с произведениями Василя Быкова. Основополагающая мысль о том, что Россия держится только на долготерпении и самоотверженности пожилых людей, преимущественно женщин, внушает ощутимую безнадежность. Современна она и по сей день.

Период гонений

После 1964 года кривая биографии Солженицына резко идет вниз. Хрущев, покровительствовавший писателю, снят. Часть архива Солженицына попадает в руки КГБ (1965 год). Произведения, которые уже были изданы, изымают из библиотечного фонда. В 1969 году Союз писателей избавился от Солженицына, исключив из состава своих членов. Получив Нобелевскую премию в 1970 году, Александр Исаевич не рискнет отправиться за ней в Стокгольм. Он опасается, что обратно вернуться уже не удастся.

Открытое письмо

В 1973 году в одном из выпусков новостной программы «Время» было зачитано открытое письмо, составленное и подписанное группой известных писателей тридцать первого августа. Письмо опубликовано в газете «Правда». В нем излагалась поддержка группы советских ученых, осудивших гражданскую позицию А. Сахарова. Со своей стороны, писатели обвинили Солженицына в клевете по отношению к советскому строю и выразили ему свое презрение. Всего под письмом опубликована тридцать одна подпись, среди которых:

  • Ч. Айтматов
  • Р. Гамзатов
  • В. Катаев
  • С. Михалков
  • Б. Полевой
  • К. Симонов
  • М. Шолохов и др.

Примечательно, что подпись Василя Быкова также была озвучена с экрана телевидения. Однако обвинения в антисоветчине Александра Солженицына в биографии своей В. Быков опровергает. Он написал в «Долгой дороге домой», что согласия на размещение своей подписи под письмом не давал, но вопреки этому его имя было названо.

Краткая история «Архипелага»

В декабре того же года биографию Солженицына пополнит еще одно событие, которое впишет его имя в список мировых знаменитостей. В Париже публикуют первую часть авторского исследования «Архипелаг ГУЛАГ». Всего пятьдесят тысяч экземпляров.

За полгода до этого, летом 1973 года, Солженицын дал большое интервью журналистам иностранных СМИ. Это и послужило стартом для создания протестной грамоты группы писателей. В день интервью была арестована помощница Александра Исаевича, Елизавета Воронянская. Под давлением лиц, которые вели допрос, она сообщила о том, где находится один из рукописных экземпляров ГУЛАГа, после чего была отпущена. Дома женщина покончила с собой.

Узнал об этом Солженицын только осенью, после чего распорядился о печати произведения за границей. В феврале 1974 года Солженицына арестовали и, обвинив в госизмене, выслали в ФРГ. Позже он переберется в Швейцарию (Цюрих), затем в Соединенные Штаты (шт.Вермонт). На гонорары от «ГУЛАГа» Иван Исаевич создал фонд для поддержки политзаключенных и помощи их семьям в СССР.

Возвращение Солженицына

В биографии самое главное, возможно, восстановление исторической справедливости и возвращение в Россию в 1994-м. С 1990 года родина попытается реабилитироваться перед Солженицыным - ему вернут гражданство, прекратят уголовное преследование и представят к Государственной премии, как автора «Архипелаг ГУЛАГ». В этом же году «Новый мир» опубликует «В круге первом», а в 1995-м - «Крохотки».

Солженицын поселяется в Подмосковье, время от времени ездит к сыновьям в Америку. В 1997 году становится членом Академии наук РФ. Его по-прежнему публикуют: в 1998-м в «Литературном Ставрополе» появятся его рассказы, а в 2002-м выйдет собрание сочинений в тридцати томах. Умер писатель в 2008 году, причиной смерти назвали сердечную недостаточность.

Писатель для «заграницы»

Не все склонны считать Александра Исаевича патриотом своего отечества. Сегодня, как и в семидесятых годах, ставят в укор Солженицыну: биография и творчество его ориентированы на западную идеологию. Большая часть произведений увидела свет не в Советском Союзе. Многие обвиняют его, как человека, боровшегося со строем, в развале страны и в том, что пользовался поддержкой:

  • «Радио Свобода»;
  • «Голоса Америки»;
  • «Немецкой волны»;
  • «Би-би-си» (русского отдела);
  • «Госдепа» (русского отдела)
  • «Пентагона» (отдела пропаганды)

Заключение

После одной из статей в «Живом Журнале» о подтасовке фактов в произведениях Солженицына и его человеконенавистничестве читатели оставили массу разных комментариев. Один из них заслуживает особого внимания: «Слишком много посторонних мнений. Читайте произведения - там все».

Действительно, Александр Исаевич мог ошибаться. Однако непросто обвинить в нелюбви к Родине и бездуховности человека, написавшего, к примеру, «Приступая ко дню», или любую другую «Крохотку». Его творения, как колокольный звон в «Путешествуя вдоль Оки», поднимают нас от того, чтобы опуститься на четыре ноги.

Одним из чье творчество сегодня вызывает особый интерес у исследователей, является Александр Солженицын. Произведения этого автора рассматривают в первую очередь в общественно-политическом аспекте. Солженицына - тема этой статьи.

Темы книг

Творчество Солженицына - это история Архипелага ГУЛАГ. Особенность его книг заключается в изображении противостояния человека силам зла. Александр Солженицын - человек, который прошел войну, а в конце нее был арестован за «измену Родине». Он мечтал о литературном творчестве и стремился изучить как можно глубже историю революции, потому как именно здесь искал вдохновение. Но жизнь подбросила ему иные сюжеты. Тюрьмы, лагеря, ссылки и неизлечимый недуг. Затем чудесное исцеление, всемирная слава. И наконец - изгнание из Советского Союза.

Итак, о чем писал Солженицын? Произведения этого писателя - долгий путь самосовершенствования. А дается оно лишь при наличии огромного жизненного опыта и высокого культурного уровня. Настоящий писатель всегда находится немного над жизнью. Он словно видит себя и окружающих со стороны, несколько отстраненно.

Александр Солженицын прошел долгий путь. Он видел мир, попадая в который, человек имеет мало шансов выжить как физически, так и духовно. Он выжил. Более того, смог отразить это в своем творчестве. Благодаря богатому и редкому литературному дару стали достоянием русского народа книги, которые создал Солженицын.

Произведения

Список включает следующие романы, повести и рассказы:

  • «Один день Ивана Денисовича».
  • «Матренин двор».
  • «Случай на станции Кочеткова».
  • «Захар Калита».
  • «Молодняк».
  • «Все равно».
  • «Архипелаг ГУЛАГ».
  • «В круге первом».

До первой публикации своих творений более двенадцати лет занимался литературным творчеством Солженицын. Произведения, список которых приведен выше, - лишь часть его творческого наследия. Но эти книги должен прочитать каждый человек, для которого русский язык является родным. Темы не сконцентрированы на ужасах лагерного быта. Этот писатель, как никто другой в XX веке, смог изобразить настоящий поражающий своей стойкостью, основанный на неких природных и глубинных представлениях о жизни.

Один день из жизни заключенного

Лагерная тема стала близкой для советского человека. Самое чудовищное в ней то, что обсуждать ее возбранялось. Более того, даже после 1953 года страх не давал заговорить о трагедии, которая произошла в каждой третьей семье. Произведение Солженицына «Один день Ивана Денисовича» привнесло в общество некую этику, выкованную в лагерях. В какой бы ситуации человек ни оказался, он не должен забывать о своем достоинстве. Шухов - герой рассказа Солженицына - каждый лагерный день не проживает, а пытается выжить. Но слова старого зэка, которые он услышал еще в сорок третьем году, запали ему в душу: «Погибает тот, кто вылизывает миски».

Солженицын в этом рассказе совмещает две точки зрения: автора и героя. Они не противоположные. В них есть некая общая идеология. Различия в них - уровень обобщения и широта материала. Добиться разграничения мыслей героя и рассуждений автора Солженицыну удается с помощью стилевых средств.

К Ивану Денисовичу не остались равнодушны читатели литературного журнала «Новый мир». Публикация рассказа произвела резонанс в обществе. Но прежде, чем попасть на страницы периодического издания, нужно было пройти непростой путь. И здесь также простой русский характер победил. Сам автор в автобиографическом произведении утверждал, что «Иван Денисович» попал в печать, потому как главным редактором «Нового мира» был не кто иной, как мужик из народа - Александр Твардовский. Да и главного критика страны - Никиту Хрущева - заинтересовала «лагерная жизнь глазами простого мужика».

Праведница Матрена

Сохранить человечность в условиях, которые менее располагают к пониманию, любви, бескорыстию... Такова проблема, которой посвящено произведение Солженицына «Матренин двор». Героиня рассказа - одинокая женщина, не понятая своим мужем, приемной дочерью, соседями, с которыми она живет бок о бок уже полвека. Матрена не скопила имущества, но при этом работает бесплатно на других. Она не таит ни на кого злости и как будто не видит всех тех пороков, которые переполняют души ее соседей. Именно на таких людях, как Матрена, по мнению автора, держится и село, и город, и вся наша земля.

История написания

После ссылки Солженицын прожил почти год в глухой деревне. Работал учителем. Снимал комнату у местной жительницы, которая и стала прототипом героини рассказа «Матренин двор». Рассказ был опубликован в 1963 году. Произведение высоко оценили как читатели, так и критики. Главный редактор «Нового мира» А. Твардовский отметил, что малограмотная и простая женщина по имени Матрена заслужила интерес читателей благодаря своему богатому душевному миру.

В Советском Союзе всего два рассказа смог опубликовать Солженицын. Произведения «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» были изданы впервые на Западе.

Художественное исследование

В своем творчестве Солженицын совместил изучение действительности и писательский подход. Работая над «Архипелагом ГУЛАГ», свидетельства более двухсот человек использовал Солженицын. Произведения о лагерной жизни и обитателях шарашки основаны не только на собственном опыте. При чтении романа «Архипелаг ГУЛАГ» порою не понимаешь, что это - или научный труд? Но результатом исследования могут стать лишь статистические данные. Собственный опыт и рассказы знакомых позволили Солженицыну обобщить весь собранный им материал.

Своеобразие романа

«Архипелаг ГУЛАГ» состоит из трех томов. В каждом из них автор излагает разные периоды в истории лагерей. На примере частных случаев приведена технология ареста, следствия. Изощренность, с которой работали сотрудники учреждения на Лубянке, поражает. Чтобы обвинить человека в том, чего он не делал, сотрудники спецслужб совершали ряд сложных манипуляций.

Автор заставляет читателя почувствовать себя на месте обитателя лагеря. Роман «Архипелаг ГУЛАГ» - тайна, которая влечет и притягивает. Знакомство с психологией человека, изуродованной постоянным страхом и террором, формирует у читателей стойкую ненависть к тоталитарному режиму во всех его проявлениях.

Человек, превращающийся в зэка, забывает о нравственных, политических и эстетических принципах. Единственная цель - выжить. Особенно страшным является перелом в психике заключенного, воспитанного в идеалистических, возвышенных представлениях о собственном месте в обществе. В мире жестокости и беспринципности быть человеком почти невозможно, а не быть им - значить сломать себя навсегда.

В литературном подполье

Много лет Солженицын создавал свои произведения, а затем сжигал. Содержание уничтоженных рукописей хранилось лишь в его памяти. Положительные моменты подпольной деятельности для писателя, по мнение Солженицына, заключаются в том, что автор освобожден от влияния цензоров и редакторов. Но спустя двенадцать лет непрерывного написания рассказов и романов, которые оставались безвестными, одинокое творчество стала его душить. Лев Толстой сказал однажды, что писатель не должен публиковать свои книги при жизни. Потому как это безнравственно. Солженицын утверждал, что со словами великого классика можно согласиться, но все же каждому автору необходима критика.