Трагедия катерины в произведении гроза. Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза. В чем трагедия катерины по драме островского гроза

Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.

Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую‑нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из‑под неволи», – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.

Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.

    • Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В […]
    • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
    • Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
    • Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
    • В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
    • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
    • В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
    • В "Грозе" Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
    • «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
    • Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • Критическая история "Грозы" начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о "луче света в темном царстве", необходимо было открыть "Темное царство". Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова - Н. - бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. "Мы считаем за самое […]
    • Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
    • Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
    • История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
    • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]
    • Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
    • Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
  • В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.

    Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» порядков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.

    Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужала духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

    До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.

    Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету;, «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

    Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомолок, которые каждый день были в доме, и на шитье по бархату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).

    После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не то не мог понять, Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.

    Еще одна боль Катерины - непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения - он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.

    Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружающие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!».

    Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье - ему вечный позор!».

    Нравы города Калинова, его грубость да «бедность нагольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков

    характер у меня».

    Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Катерину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролюбов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Катерины неоднозначен.

    Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.

    Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

    • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
    • создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;
    • формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.

    Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

    Форма урока: урок-размышление.

    Оборудование: компьютер, слайды по теме урока (прилагаются), два кусочка пластилина - чёрного и белого, тексты по пьесе.

    Мы знаем, что характер Катерины выдержит себя,
    несмотря ни на какие препятствия,
    а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

    Н.А. Добролюбов

    Только сознательное уважение человека к самому себе
    даёт ему возможность спокойно
    и весело переносить все мелкие и крупные неприятности,
    которые не сопровождаются сильной физической болью.

    Д.И. Писарев

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.

    2. Постановка задач и актуализация знаний.

    Сегодня мы с вами завершим изучение пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Тема урока – “Образ Катерины. Её душевная трагедия”. Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

    Я предлагаю вам посмотреть на облака. Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.

    А что теперь видите вы?

    Ученики делятся своим мнением. (Воздушные замки, животное, храм и т.д.)

    Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).

    Ученики делают вывод, как это связано с темой урока и работой на уроке.

    Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.

    Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

    (Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий “грех”, “свобода”, “неизбежность”, “красота”, ответить на вопросы “Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)

    Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.

    3. Информационный поток.

    Работа в группах.

    Задание первой группе:

    Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь.

    (Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.

    Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.

    Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).

    Задание второй группе:

    Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?

    (Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: “С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!”

    Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.

    От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием. Обращение к заповедям в “Законе Божьем).

    Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: “Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго”. Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”)

    Задание третьей группе:

    Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины?

    (После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в “тёмное царство”. Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: “Главное, чтобы всё было шито-крыто”. С каждым днём это “тёмное царство” охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).

    Задание четвёртой группе:

    Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками?

    (Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню “лучом света в тёмном царстве”. Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к “вечным детям и карликам”.

    Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта.)

    Учитель. Теперь мы с вами узнаем, какой образ Катерины создавали актрисы, которые играли её роль на сцене (демонстрация слайдов с портретами П. Стрепетовой и М. Ермоловой).

    В истории театра лучшей исполнительницей роли Катерины Кабановой, первенство которой признавали даже знаменитые актрисы Федотова и Ермолова, осталась Л.П. Косицкая, для которой Островский специально написал эту роль.

    Эту роль играли Пелагея Стрепетова и Мария Ермолова.

    Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву тёмного царства. “Она создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всём его ужасе, но и во всей его нетленной красоте”. (В.М.Дорошевич. Старая театральная Москва. – М.: Петроград, 1923).

    Е.Карпов так вспоминает об игре Стрепетовой в пятом акте драмы: “…С бледным лицом, с огромными, полными печали, глубокими глазами, распущенными по плечам чёрными волосами, выходит Стрепетова. Ясно звучит её обаятельный голос, хотя говорит она словно про себя, и сколько глубокой, безнадёжной грусти, сколько любви, сколько тонкой поэзии в этом голосе…”.

    Характеризуя игру Стрепетовой, А.С. Суворин замечал, что её трактовка роли Катерины решительно расходится с трактовкой Добролюбова. О конце Катерины он писал как о “тихой агонии умирающего сердца и потемневшей головы”. “Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния…Сколько их умирает так просто, молчаливо…”.

    Ермолова подчёркивала в образе Катерины внутреннюю энергию, готовность к протесту против деспотизма и самодурства. “Добролюбов назвал конец Катерины “отрадным”: таков он был у Ермоловой, - пишет С. Н. Дурылин. – Её Катерина, действительно, была не мимолётная искра, а “луч света в тёмном царстве”, луч смелый, сильный, яркий, предвещающий восход солнца, разгоняющий мрак. Такую Катерину нельзя ни оплакивать, ни жалеть, как Катерину Стрепетовой, перед ней можно преклоняться, как перед трагической героиней, у неё можно учиться мужеству героической воли. Эта Катерина была восторженно встречена демократическими зрителями 1870-г годов… Ермолова доказала, что это “бытовая драма” - могучая русская народная трагедия, а эта роль русской женщины из глухого городка – образ героический, раскрывающий и печальную судьбу русской женщины в прошлом, и её способность к победе над этой злой долей”.

    И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины.

    Стрепетова имела право рассматривать Катерину как жертву общества, тёмного царства. Сам Островский высоко ценил игру Стрепетовой. т.к. артистка будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением протеста против тёмного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и справедливость.

    Учитель. А теперь посмотрим, какой образ Катерины создала наша ученица (ученица читает наизусть монолог Катерины из пятого акта драмы.)

    Ответ на вопросы.

    1. Какое значение понятие свободы (работа с понятием) у Катерины, Бориса, Тихона?

    2. Какие моменты жизни Катерина воспринимала как знак свыше?

    3. Почему Катерина покаялась публично?

    4. Можем ли мы назвать Катерину сильной женщиной?

    5. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

    Приём “Помощь психолога”.

    Катерина оказалась в очень сложной ситуации. В наше время люди могут обратиться за помощью в решении проблемы к психологу. Один из приёмов, которые рекомендуют специалисты – составление двух списков. В один записываются позитивные последствия решения, в другой – негативные. Давайте попробуем составить два списка “для будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы и используя цитаты.

    (Все “за” и “против” можно “взвесить” на чашах весов. Кладём грузик на одну чашу, если решение позитивное, на другую – если негативное.

    Позитивные стороны Негативные стороны
    • “Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полётом птиц, ощущать на себе солнечный свет…”
    • “Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…”
    • “Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…”
    • “Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…”
    • “Мою любовь у меня никто не отнимет…”
    • Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от матери…”
    • “Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…”
    • “Сколько радости принесут
    • мне дети…”
    • “Найдут, силой поволокут домой…”
    • “Свекровь заест совсем…”
    • “Никогда не быть мне свободной…”
    • “Тихон не простит, снова придётся видеть его недовольное лицо…”
    • “Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…”

    Учитель. Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу. Давайте попробуем провести небольшой опыт. Перед вами лежат два кусочка пластилина – чёрный и белый. Представим, что это человеческие души. Попробуйте их помять. Мягкие, легко поддающиеся. Представим, что каждый человек рождается на свет с белой и чистой душой. Но у каждого человека есть ещё и характер. Человек живёт, общается с людьми. Люди бывают плохие и хорошие. После общения с ложью, несправедливостью, душа человека чернеет. Со временем всё больше и больше. От человека, от его характера и силы воли зависит, как поступать: поддаться злу и тьме или сохранить свою душу чистой.

    Теперь мы можем ответить на вопрос: “Был ли иной путь у Катерины?”

    (Нет. Хоть самоубийство – это грех, но Катерина таким способом спасла свою светлую душу. А все представители “тёмного царства” и есть самоубийцы своих душ. И именно они являются грешными. Таким образом, смерть Катерины была неизбежной (работа с понятием).

    4. Обобщение изученного.

    Учитель. Я предлагаю составить диаманту, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

    Диаманта – стихотворение из семи строк, построенное на антонимии понятий.

    1. Тема (существительное).

    2. Два определения (прилагательные).

    3. Действия (три глагола).

    4. Ассоциации (четыре существительные).

    1, 2 антонимы 3,4

    5. Действия (три глагола).

    6. Два определения (прилагательные).

    7. Тема (существительное).

    Катерина.

    Непосредственная, честная.

    Любит, стремится, бунтует.

    Свобода, страсть, замкнутость, грех.

    Разочаровывается, страдает, гибнет.

    Уставшая, раскаявшаяся

    Бедная Катерина.

    Учитель. Я просила вас подумать, с какими произведениями литературы, музыки, живописи ассоциируется у вас образ Катерины, её мысли, поступки.

    1. Ученики прочитали стихотворение К.Д. Бальмонта “У моря ночью”, т.к. оно помогает им ощутить то, что испытывала Катерина в последние моменты жизни. (Чтение наизусть данного стихотворения).

    2. Из музыкальных произведений были предложены “Siciliano” Баха и “Храните Господа с небес” Лядова. Первое – ассоциация со всей жизнью Катерины, второе – вера Катерины в Бога.

    3. Из произведений изобразительного искусства учащиеся предложили картины И.И. Левитана “Вечер на Волге” (место, где разворачивались события драмы , красота (работа с понятиями) природы сопоставляется с красотой главной героини, воды Волги поглотили в себя эту красоту) и К. Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (яркое оранжевое пятно солнца и луч, который падает на воду – это светлый образ Катерины и её характера).

    5. Домашнее задание.

    1. Составить тест из 10 заданий по пьесе “Гроза”.

    2. Подготовить сообщение “Проблема человеческого достоинства в пьесе “Гроза”.Составить технологическую карту “Алфавит”.

    3. Письменно ответить на вопрос “В чём заключается новаторство Островского?”

    6. Рефлексия.

    На доске крепятся изображения островов с названиями “Остров познания”, “Остров счастья”, “Остров безразличия”, “Остров сомнения”, “Остров интереса”. Ученики крепят клеящийся листочек на тот остров, где они побывали на уроке.

    Драма А.Н.Островского «Гроза» была признанной общественной пьесой сразу после своего выхода. И это неудивительно, ведь автор показал новую героиню, противопоставленную купеческому обществу с его домостроевским укладом. Судьба главной героини пьесы Катерины Кабановой в самом деле трогает своей драматичностью. Героиня противопоставила себя невежеству и закоренелости, царящих в обществе, где нет места духовно одаренным натурам. Неравная борьба с человеческой черствостью приводит Катерину к добровольной смерти, завершающей драматическую судьбу героини и сам ход пьесы.

    С одной стороны, сюжет пьесы совершенно прост и типичен для того времени: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, разочаровавшаяся в жизни с нелюбимым супругом во враждебной обстановке чужой семьи, полюбила другого человека. Однако ее запретная любовь не дает ей покоя, и, не желая принимать мораль «темного царства» («делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было»), признается в своей измене принародно в церкви. После этого признания жизнь не имеет смысла для Катерины, и она кончает жизнь самоубийством.

    Но, несмотря на незатейливый сюжет, образ Катерины является невероятно ярким и выразительным, становясь символом неприятия враждебного консервативного общества, живущего по законам домостроя. Не зря в своей критической статье, посвященной пьесе, Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

    Выросшая в вольной обстановке родной семьи, Катерина была чрезвычайно эмоциональной и искренней натурой, отличаясь от представителей «темного царства» глубиной своих чувств, правдивостью и решительностью. Открытая другим людям, Катерина не умела обманывать и лицемерить, поэтому не прижилась в семье мужа, где даже ее ровесница Варвара Кабанова считала главную героину слишком «мудреной», даже чудной. Сама Варвара давно уже приспособилась к правилам купеческой жизни, способностью к лицемерию и лжи все больше напоминая мать.

    Катерина отличалась невероятной силой духа: следовало обладать сильным характером, чтобы отвечать пожилой жестокой свекрови на многочисленные оскорбления. Ведь в родной семье Катерина не привыкла к унижению человеческого достоинства, потому что была по-другому воспитана. Автор с чувством глубокой любви и уважения к Катерине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложился сильный женский характер главной героини. Недаром Островский несколько раз по ходу пьесы вводит образ птицы, символизирующий саму Катерину. Подобно пойманной птице, она оказалась в железной клетке, доме Кабановых. Как тоскующая по свободе птица рвется к воле, так и Катерина, осознав невыносимый, невозможный для нее образ жизни в чужой семье, решилась на последнюю попытку обрести свободу, найдя ее в любви к Борису.

    В чувстве Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь должна приносить радость, а Катерину она ведет к пропасти. Ведь Борис, племянник Дикого, по сути своей мало отличается от остальных жителей «темного царства», в том числе мужа Катерины Тихона. Борис не сумел оградить Катерину от ее душевных мук, можно сказать, предал, разменяв свою любовь на почтительное уважение к дядюшке ради получения своей части наследства. В своем безволии Борис также стал причиной гибельного отчаяния Катерины. И все же, несмотря на понимание обреченности своего чувства, Катерина всеми силами души отдается любви к Борису, не испытывая страха перед грядущим. Она не боится, как не боится грозы Кулигин. И потом, на мой взгляд, в самом названии пьесы, в свойствах этого явления природы, есть что-то присущее характеру главной героини, подверженной искренним стихийным порывам своей души.

    Таким образом, душевная драма Катерины заключается именно в том, что в силу своего характера главная героиня, не сумев принять убеждений среды, в которую попала, не пожелав притворяться и обманывать, не видит другого пути, кроме самоубийства, добровольного ухода их жизни в лицемерной и ханжеской купеческой среде города N. Есть особая символика в эпизоде покаяния Катерины, во время которого разразилась гроза и пошел дождь. По сути своей дождь, вода являются символами очищения, но в пьесе Островского общество оказывается не столь милосердным, как природа. «Темное царство» не простило героине подобного вызова, не позволив ей выйти за жесткие границы негласных законов ханжеского провинциального общества. Так, окончательный покой нашла измучившаяся душа Катерины в водах Волги, спасаясь от жестокосердия людей. Своей смертью Катерина бросила вызов враждебной ей силе, и как бы ни рассматривал читатель или критики этот поступок, нельзя отказать героине «Грозы» в силе бесстрашного духа, приведшего её к освобождению из «темного царства», став в нем истинным «лучом света»!

    Задачи и тесты по теме "В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?"