Чем отличаются татары от башкир. Разница между башкирами и татарами. Пакт о ненападении

Выводы московских генетиков о том, что у крымских, сибирских и поволжских татар нет общего предка, ошибочны, уверен известный химик, экс-профессор МГУ и экс-профессор Гарвардской школы медицины Анатолий Клесов. В интервью «БИЗНЕС Online» русско-американский ученый рассказал о поисках 13 млн рублей на исследование татар, происхождении русских от трех основных родов и отличии ДНК-генеалогии от популяционной генетики.

«ЧИНГИСХАН ПРИНАДЛЕЖАЛ К ОДНОМУ РОДУ, А У ТАТАР МАССА РАЗНЫХ РОДОВ»

Анатолий Алексеевич, группа ученых во главе с Олегом и Еленой Балановскими изучали татар Евразии. Мы писали об этом материал, но реакция местных историков, этнологов Татарстана была негативной, текст собрал много комментариев. Вы согласны с выводом генетиков, что у крымских, сибирских и поволжских татар нет общего предка?

Нет, не согласен. Я писал в «Вестнике Академии ДНК-генеалогии», почему так думаю. Для начала неправильна сама постановка вопроса, потому что у всех татар - и крымских, и астраханских, и касимовских, и сибирских, и мишарей, и других - набор родов. У них не может быть общего предка. Каждый род - свой общий предок. Так что всегда есть букет общих предков. Поэтому говорить, что татары не имеют общего предка, нет смысла, потому что у них и не может быть общего предка. Это как у русских есть три главных рода. Говорить, что у русских есть один общий предок, тоже бессмысленно.

Вопрос генетиков неправильно поставлен, надо спрашивать: а более или менее общий набор предков у всех? Не общий предок один, а если общие предки по их набору более-менее одинаковы и там и там, то между ними есть, безусловно, связь. А то, что написано в той статье [Балановских], неверно, поскольку неверен и сам вопрос. Поэтому татары и возмутились - они же все одно-единое сообщество. Как говорится, когда наших бьют, то неважно, общие ли предки. В такой ситуации, защищаясь, мы за наших и жизнь можем отдать. Русские или советские воины на поле битвы бились не за то, что у них общий предок, а за то, что наших бьют.

Сама татарская популяция составная, но везде эта составная похожая. Моя статья в «Вестнике» направлена вовсе не против Балановского, просто я считаю, что его постановка задачи неправильная. Так что понимаю, почему статья была встречена возмущением. Надо осторожно относиться к таким вопросам. Одно дело - сухое научное изучение, другое - объяснение, какие у татар роды, какие общие предки и когда они разошлись, как татары из Золотой Орды попали в Литву и теперь говорят не на тюркских, а на литовском, польском и белорусском языках. Как так получилось? В общем, масса интереснейших вопросов.

- У вас есть ответы на эти вопросы?

Нет, но есть часть. Я этим специально не занимался. Но мы уже сформулировали татарский проект. В этом году я хотел полететь к крымским татарам, чтобы подключить их к нему, но они оказались не готовы. Наверное, из-за того, что оказались не готовы московские татары. В июне я перед последними выступил - сделал первый шаг, чтобы их подготовить.

Наше издание особенно интересуют казанские татары. У вас есть представление, откуда они пришли? Генетик, член-корреспондент РАН Евгений Лильин мне как-то сказал: «Попробуй какому-нибудь татарину скажи, что Чингисхан не был родственником всех татар, сразу в морду получишь». Так вот откуда же они явились? Какие есть гаплогруппы?

Чингисхан принадлежал к одному роду, а у татар масса разных родов. Так что не могут все татары быть потомками Чингисхана. Кто-то - да. Но это всего лишь одна линия. Я понимаю, что это может раздражать татар, но похоже, что Чингисхан даже не был монголом. Буквально через 10 лет после его смерти вышла книга обстоятельного арабского историка, который изучал Чингисхана. Так вот он писал, что Чингисхан совершенно не имел особенностей степняка, степняком он, похоже, никогда и не был. Когда за ним гнались, он бежал и прятался в лесах и неплохо там ориентировался, его любимым занятием было собирать грибы и ягоды. Вы найдите мне монгола, который в лесах собирает грибы и ягоды. С братом они неводом ловили рыбу. Найдите степняка, который ловит рыбу. Там много таких фактов. Тем более он был буржегин - голубоглазый, что тоже как-то не очень вяжется. Кем он был, я не знаю, но складывается впечатление, что либо он был в группе R1a, либо R1b (названия гаплогрупп - прим. ред.). Но то, что он не был степняком, скорее всего. Потому это никак не должно расстраивать татар, поскольку у них есть и R1a, и R1b. То есть он вовсе не чужд по родам татарам. И вот если мы это узнаем точнее, то, я думаю, татарам будет интересно.

А вот у сибирских, поволжских и литовских татар действительно набор общего предка близок друг к другу.

«КАК ТОЛЬКО КАКАЯ-ТО ОДНА НАУКА ПЫТАЕТСЯ НАВЯЗАТЬ ДРУГИМ СВОЕ РЕШЕНИЕ, ВСЕГДА ЕСТЬ НЕСОГЛАСНЫЕ»

- Говорят, что у крымских татар предки совсем иные.

Нет, у них такие же группы R1a, но другое дело, что крымские более задробленные - родов больше, чем у других, то есть смеси много. Но в Крыму и греки были, и кого только не было. Так что крымские татары могут быть более многоплановыми в своем происхождении.

Считаю, что татарами надо заниматься, это сложная проблема. Поэтому мы сделали татарский проект и ждем, когда он заинтересует самих татар. Тогда можно будет более детально обсуждать проект, все эти вопросы, организацию, то, как сделать технически. У нас есть лаборатория. Вопрос: как обеспечить финансирование? Мне не хотелось бы с каждого татарина брать деньги, а хотелось бы, чтобы правительство Татарстана сразу выделило крупную сумму денег. 13 миллионов рублей - это не гигантские деньги для Татарстана, можно уже тысячу человек изучить. Можно будет сделать тысячу казанских татар, тысячу - астраханских, тысячу - крымских, тысячу - литовских, и это уже будет группа, которой в мире и близко нет по объему материала. Вот тогда будет масса вариантов для обсуждения. Я бы хотел, чтобы инициатива исходила от самих татар.

Но исследование надо проводить при участии татарских лингвистов, археологов, этнологов, антропологов, кого-то из правительства, чтобы добиться консенсуса по каждому вопросу. Конфликты нам не нужны. Давайте вместе сядем и будем обсуждать. Можем оказаться не правы в интерпретации - замечательно, давайте вместе искать решение. Поддержка нужна отовсюду. Я знаю по опыту, что как только какая-то одна наука пытается навязать другим свое решение, всегда есть несогласные.

Так все-таки остались какие-то монгольские следы в татарах или русских? Генетики говорят, что таких следов нет.

Если и есть, то на очень малом уровне. Допустим, 100 лет назад какой-то монгол приехал учиться в институт и остался. Технически такие следы могут быть. Но нет данных, чтобы монголы были заметны. Среди русских татарской крови тоже крайне мало. Поэтому поговорка «Поскреби русского - найдешь татарина», которую ввел великий историк Николай Карамзин, неправильна. Он тоже жил по понятиям: исходил из того, что было иго, было вторжение, было насилие, должны были рождаться дети. Поэтому в русском везде есть татарский след, поскреби - найдешь. Ни то, ни другое, ни третье неправильно, потому что в группе, наиболее представленной и у русских, и у татар, - это R1a, R - это большой род, а у него есть подрод - R1, а там есть еще один подрод. Так вот он у русских и татар разный. У них разные индексы. У русских в основном Z280, а у татар - Z93. Они произошли от одного общего предка, но Z280 - это одна линия, а Z93 - другая. Они разошлись примерно 5 тысяч лет назад, задолго до тех времен, когда было иго. Генетики, изучая мутации, выстраивают филогенетическое дерево - какая мутация когда произошла и какая веточка откуда пошла. Получается как дерево. Так вот 5 тысяч лет назад был общий предок и для Z280, и для Z93. Вот тогда разошлись линии, которые стали доминирующими у русских и татар.

- Почему они разошлись? Есть предположения?

Они все время расходятся. Почему дерево расходится на ветки? Так получилось.

«ВСЕ ЭТО БАСНИ, ЧТО СКАНДИНАВЫ ЖИЛИ НА РУСИ»

- Так кто же общий дальний-дальний предок?

Наиболее древний, который изучен уже неплохо, - это Z645. Он жил 5,5 тысяч лет назад. По всем данным это было начало ариев. Про их происхождение написано в книге Льва Самуиловича Клейна. Так что никакого отношения к фашизму, как некоторые горячие головы говорят, это историческое древнее племя не имеет. Данные историков, лингвистов, этнологов сходятся в том, что 5,5 тысяч лет назад было единое племя, которое имело метки в ДНК-генеалогии, оно говорило на языке индоевропейской группы. От них 5 тысяч лет назад разошлись ветви - Z280, Z93 и Z284. А Z284 - это скандинавы, данная группа там и осталась, никуда и не ходила. Так что все это басни, что скандинавы жили на Руси.

- То есть вы не сторонник норманнской теории?

Абсолютно. Этого нет вообще и быть не может. У скандинавов четко выраженные метки, у русских их вообще нет. Скандинавы сюда не ходили, чтобы было заметно. А где они есть, там тьма меток - само собой, Швеция, Норвегия, Дания, север Франции и все Британские острова. Там их тьма. Они ходили в ту сторону, но не в нашу. Так что все это байки, что их тут было много, десятки тысяч человек, что они ремесла принесли и прочее. Нет их! Когда я об этом говорю популяционным генетикам, они молчат и не оспаривают, но и не комментируют, потому что это не согласуется с принятой концепцией. Популяционные генетики, в том числе Балановские, ни на шаг не отходят от принятой концепции.

«Чингисхан принадлежал к одному роду, а у татар масса разных родов. Так что не могут все татары быть потомками Чингисхана»

«ХОТЬ НЕМНОГО ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН СРЕДИ ТАТАР ПОЧЕМУ-ТО МОЖНО НАЙТИ»

- Возвратимся к предку русских и татар, к общему роду. Расскажите, он все время жил на этой территории? Откуда он появился?

Виден выраженный вектор движения потомков группы Z645, они прошли огромным путем на восток до Алтая и дальше в Китай.

- Откуда они шли? С Балкан?

Похоже, что с Балкан. Это не совсем еще понятно. Но они шли явно из Европы, видимо, с Балкан. Они шли на восток. В ходе этого движения они образовали Z280 и Z93. Z280 - это северная часть примерно от Беларуси до Урала. А Z93 - южная часть. Так получилось, что одни пошли туда, другие - туда. Группа Z93 двигалась по лесным и лесостепным территориям, дошла до Урала через Среднюю Азию, она пошла в Индию, Иран, Китай, на Ближний Восток и стала алтайскими скифами. Это все родственники татар, более близкие, чем русские, поскольку они все Z93. Хотя все происходят от общего предка, но татары на шаг ближе как раз к тем самым, которые передвигались. Враги бы сказали, что русские были ленивы, сидели на одном месте на севере и никуда не передвигались. А Z93 прошли гигантский путь, видимо, они были более пассионарные по какой-то причине. Вот от них татары и произошли, потому что у них доминирует Z93. Когда дошли до Алтая, они стали скифами, так их назвали историки. Затем они пошли обратно, стали кочевниками, от них образовались и киргизы. Это огромная пассионарная группа, именно они создали Иран и персов, они создали древнюю Сирию. В Сирии было Митаннийское царство, это тоже были Z93. В Иране - Z93, в Индии высшие касты - Z93, киргизы, таджики и пуштуны - Z93.

То есть Z280 остались выше, они продвигались на Балтику - появились балтийские славяне, у них был свой ареал, они ходили на юг, в Адриатику. Венеты и венеды - это все Z280. Поэтому получилось, что русские, поляки, украинцы, белорусы, чехи, словаки и другие - это огромный ареал Z280. У них была самая первая фатьяновская культура - это фактически древнерусы. Так что Z280 и Z93 - две параллельные ветви, они практически не пересекались.

- Но татары достаточно разнообразны по внешности. Чем это объясняется?

Это объясняется тем, что нигде не бывает однородности. Зашли Z93 на русские земли, потом женились или на русских, или на польских, или на украинских женщинах. Они же не были изолированы. Так к ним попали славянские линии, особенно западно-славянские. Это даже не Z280 и не Z93, а M458 - это западные славяне. У татар они тоже представлены на 10–15 процентов. На самом деле правильнее было бы сказать, что есть три основные группы: Z280 (как бы северные русские и центральные), Z93 (татары и восточная часть) и М458 (западные славяне). Поэтому здесь поговорка «Поскреби русского - найдешь татарина» неверна: скреби не скреби - не найдешь.

- Тогда поскреби татарина - найдешь русского, получается?

Да, получается, хоть немного западных славян среди татар почему-то можно найти, а также некоторых русских. Тем более было много смешанных браков. Причем у меня такое ощущение, что чаще татары брали русских жен, чем русские мужчины - татарок. Татары могут со мной поспорить, может, будут правы, но у меня такое ощущение по данным цифрам, что это скорее женщины пришли к татарам. Но это тоже надо изучать, я бы не стал на этом настаивать. Так что картина сложная, интересная.

«МУЖЧИН - ПОТОМКОВ БУЛГАР В ВЕНГРИИ ВСЕХ ИСТРЕБИЛИ»

- Что скажете о булгарах, к потомкам которых причисляют себя татары?

Об этом сейчас много говорят, но мало изучают. Идеально было бы поднять булгарские захоронения (а таких полно), музеи полны костями. Из них извлекается ДНК, и сразу видно, кто это такие - Z280, Z93 или кто-то еще, а может, и М458. Я никак не могу этого отрицать.

Булгары прошли от Урала и Волги до Венгрии. Парадокс в том, что хоть булгары прошли в Венгрию, принесли туда финно-угорские языки, образовали Венгрию, но мужчин этой группы там нет. Есть такие легенды, что татаро-монголы их истребили. Когда к ним пришли, они не сдались, не стали платить дань, вступили в сражение, а у татаро-монгол был принцип: или город сдается, или уничтожается. Поэтому, похоже, мужчин-потомков булгар в Венгрии всех истребили, а женщины продолжали передавать язык. Часто этот факт недооценивают, что женщины через детей передают язык.

Если поднять кости, то будет понятно, кто эти булгары, какой был маршрут, ведь они шли, остался шлейф, а по нему ясно, кто были эти люди.

- Так к нынешним татарам они имеют отношение?

Вот это и надо выяснить. Татары верят, что имеют. Как правило, если верят, значит, есть основы, дыма без огня не бывает. Думаю, что так, скорее всего, и сложится. Маловероятно, чтобы устойчивые легенды и мифы вдруг оказались неверными, редко так бывает.

- Так раньше были уверены, что и земля плоская, что оказалось не так…

Конечно, бывает, поэтому всегда приходится осторожничать. Так ведь наука и строится: пока вот так, а завтра новые данные появляются.

«Мужчины передвигались более компактно, женщины, как правило, приходили в селение к мужу Поэтому у женщин труднее проследить их исторический конкретный след. Женщина все время крутит карусели»

«У РУССКИХ ТРИ ГЛАВНЫЕ ГРУППЫ - R1A, I2A И N1С1»

- В Татарстане живут не только татары, но и русские. Насколько русские однородны? И кто такие русские?

Русские - это семья трех основных родов и множества малочисленных. Как и у любого этноса, есть доминирующие, а есть менее доминирующие. Взять тех же литовцев и латышей. Пришли русские на Балтику и добавили свои линии. Как показывает опыт, у русских предки гораздо более древние, чем балты. Раскопки показывают, что те ордена жили там еще 8 тысяч лет, когда финно-угров и в помине не было. Вот они пришли и образовали семью. Так что на Балтике в основном две группы - R1a и N1с. Что касается второй, то и якуты той же группы. Кажется, какая связь между якутами, латышами и литовцами? Опять же женщины меняют антропологию. Там были монголки, от них пошли дети монголоидной внешности, несмотря на то что первоначально якуты могли быть европеоидными. Приведу в пример Александра Пушкина: у него же негроидная часть, но у него R1a. Вот Ганнибал через женские линии принес Пушкину негроидность. А исходная гаплогруппа - R1a.

Если пойдете куда-то в русские деревни, там не найдете много негров, американских индейцев, австралийских аборигенов - не дошли они. Свои обычно женятся на своих. Если взять русского, вряд ли он будет женат на монголке, у монголов даже эталон красоты другой, например, лицо как луна, а у русских - совсем другой: тургеневские девушки не имели такого лица, как луна. Да и вообще эталоны красоты в каждом этносе свои. Поэтому и женятся на своих, как правило, если это, конечно, не похищение. Даже по татарам видим, какие все разные бывают.

А русские сложились из трех разных родов. Один из них - те, кого можно лингвистически назвать восточными славянами, - R1a-Z280. К ним добавился подрод - тоже R1a, но уже М458 - западные славяне, их очень много в Беларуси, Польше, но их очень много и среди русских. В принципе, все одинаковые, но доли несколько различаются. Второй род - южные славяне, дунайские - те, о которых «Повесть временных лет» рассказывает. Это гаплогруппа I2a. Они самые молодые, образовались только 2 тысячи лет назад. Но на самом деле они очень древние, их находят еще со времен ледника, но их истребили, и мы видим тьму костей в раскопках, а среди современных людей они проявились только 2 тысячи лет назад. Кто-то выжил, дал обильное потомство. А когда смотришь, где был общий предок, - всего 2 тысячи лет назад, затем разрыв - и нашли ископаемые 7–8 тысяч лет назад. Если когда-либо признают Велесову книгу, то получится интересная вещь: Велесова книга - это восточные славяне, а «Повесть временных лет» - южные славяне.

А третья группа N - это как раз балты, поморы, коми. Данный вектор тоже пришел с Алтая, но другим путем - северным. Они прошли от Алтая на север, прошли вдоль Уральских гор и где-то через них перевалили. Вообще, с Алтая вышли и R1a, и R1b, и N, и Q. Это вообще была такая колыбель народов, детский сад, скажем так. Оттуда действительно вышли многие. Группа Q тоже вышла с Алтая, пошла на север через Берингов пролив и стала американскими индейцами. R1a пошла оттуда же южным путем и ушла в Европу. R1b также пошла с Алтая, но через Северный Казахстан, Поволжье, тоже ушла в Европу. А N, как я уже сказал, пошла на север и разошлась: одни стали финнами, другие - литовцами и латышами, а третьи - булгарами. Изучение древних останков и современных народов дает более четкое представление, кто и куда ходил.

Так что у русских три главные группы - R1a, I2a и N1с1 (в этом году переименовали в N1a1). Эти три главных рода сложились в славян, хотя есть три разных рода. Так что сербы - наши, болгары - в целом тоже. То же самое поляки. Но поляков и русских разъединила религия, на самом деле люди это одни и те же.

- Я знаю, что вы считаете: русские, украинцы и белорусы - один народ.

Данные это доказывают. И поляки туда же. Но я обычно поляков не упоминаю, потому что они людей меньше интересуют. А на самом деле и поляки, и чехи, и словаки, и восточные германцы - родственники. В Восточной Германии бывшие славяне тоже все «мечены». Там же были сплошные славянские земли. Помните, Пушкин писал про остров Буян? Так на самом деле Руян, он же Рюген - славянский остров. Когда Илья Сергеевич Глазунов там был во время раскопок, он спросил, что нашли, а ему археологи ответили: «Тут до магмы все славянское». Так оно и есть. Там же было огромное поселение язычников. Их штурмовали западные, чтобы христианство навязать, там они и погибли. Потом, если вы возьмете от Берлина выше до Балтики, посмотрите названия городов и городков: все же славянские - оканчиваются на -ов и -ев, так по фамилиям и называли. Я, когда об этом рассказываю, говорю, что во время трагедии Великой Отечественной войны свои против своих воевали: R1a - бывшие славяне - там и тут. Это была бы гражданская война, если бы люди знали, что они братья на самом деле. Восточные немцы больше похожи на русских, те, кто там бывает, видят абсолютно другой психотип, нежели в Западной Германии.

«У ТАТАР БОЛЬШЕ ПОХОЖЕСТИ В СОВОКУПНОСТИ, А БАШКИРЫ СДВИНУТЫ В СТОРОНУ, ОНИ НЕ ТАТАРЫ»

Группа Балановских исследовала татар Поволжья и пришла к выводу, что доминирует группа N1c и R1a, меньше R1b. Согласны с таким раскладом?

Это означает, что в этой выборке, которую исследовали, такой расклад. Если взять другую и получится то же самое, значит, все правильно. А могут идти передвижки в другую сторону, что тоже бывает. Это лишь описательная модель.

- А вот Рафаэль Хакимов заявил, что исследованием генофонда татар заниматься бесполезно без знания истории.

Правильно.

- Но вы же знаете, что история - наука во многом политическая.

Я бы так сказал: изучение народов должно включать непременно совокупность сведений по истории, лингвистике, ДНК-генеалогии, антропологии. Каждое в отдельности может завести нас не туда. Но такого, к сожалению, почти нет. Однажды академика Иванова спросили: почему при ваших исследованиях истории, лингвистики вы не рассматриваете данные антропологии? А он говорит: «У них другое получается». Вот в чем проблема, а должно быть одно и то же.

- А какова связь татар и башкир?

Много общего, тоже доминирует R1a и Z93, но у башкир больше R1b, это другая подветвь. Откуда они появились, надо тоже еще выяснять. Я бы сейчас не стал давать объяснение, потому что много еще неясного. Но у них некий перекос по совокупности разных родов. Я бы сказал, что у татар больше похожести в совокупности, а башкиры сдвинуты в сторону, они не татары.

- Но татары есть и сибирские, и астраханские, и прочие.

Вопрос стоит: что между ними общего?

Так у них только название общее?

Не только название. То же самое и славяне - общее не только название, но и язык, хотя история расходится в разные стороны. Поэтому башкиры во многом похожие на татар, но другие по совокупности родов. У них много R1b, чего у русских только 5 процентов, у татар тоже немного. Так что мы можем только гадать, откуда они появились. Либо это древние группы, либо пришли в Средние века, при Петре типа демидовских людей, военные специалисты, и они принесли свою группу из Европы. Например, возьмем для аналогии литературный персонаж Фандорина - он голландец, принес свою голландскую группу в Россию, пошли дети, сам главный герой Фандорина уже русский, а у него, скорее всего, R1b была.

- Y-хромосома передается только по мужской линии. Значит ли это, что свое происхождение могут выяснить только мужчины?

Нет. Y-хромосома - это метка мужская. Почему она используется более широко? Потому что мужчины передвигались более компактно, женщины, как правило, приходили в селение к мужу, они не передвигались строем, не ходили куда-то колоннами, не было отдельных женских миграций. Куда бы они отдельно пошли? А мужские миграции были. Например, армия Александра Македонского от Греции до Индии шла, от них остаются и шлейф, и ископаемые, а женщины вокруг все время. Возьмите гарем: там есть хозяин, если евнух правильный и не испортит картину, то у всех будет одна Y-хромосома хозяина гарема, а от каждой женщины своя, то есть в потомстве будет тьма митохондриальных ДНК и только одна Y-хромосома. Поэтому у женщин труднее проследить их исторический конкретный след. Женщина все время крутит карусели.

«Я И НЕ ШПАГОГЛОТАТЕЛЬ, Я И НА ГЕНЕТИКУ НЕ ПРЕТЕНДУЮ»

- Упомянутые в нашей беседе генетики Балановские вас критикуют, считают лжеученым. Почему, как думаете?

Это, если говорить прямым текстом, небольшая, но крикливая группка. А есть большой сегмент моей молчаливой поддержки. Балановские осуществляют весьма агрессивные нападки на ДНК-генеалогию и на меня лично. Этому есть несколько причин. Когда я начал заниматься ДНК-генеалогией, а это моя профессия…

- Они же говорят, что нет такой науки, как ДНК-генеалогия.

Добро пожаловать в науку. Не было же и квантовой механики недавно. Науки появляются, люди создают новые направления, появляется своя методология. Науки не подразделяются по объектам. Скажем, физики изучают атом водорода одним способом, а химики - другим. Поэтому химики плохо понимают физиков, и наоборот. Был такой лауреат Нобелевской премии по медицине Альберт Сент-Дьерди, он сказал: «Дайте химику динамо-машину, и первое, что он сделает, - растворит ее в соляной кислоте». Понимаете? Химик растворит в соляной кислоте, потому что его задача - проверить, из чего она состоит, какие там есть элементы. Так же и ДНК-генеалогия. Популяционная генетика - это одно, а ДНК-генеалогия - совершенно другое. Вся суть в том, что ДНК-генеалогия - это другая область.

- Это не популяционная генетика?

Да, не популяционная генетика, у нас другая методология, другие расчетный и описательный аппараты. В энциклопедиях написано, что главная задача популяционной генетики - найти связь между генотипом и фенотипом. Гененотип - это ваши гены, ДНК, а фенотип - это то, как вы выглядите, а также какие у вас есть наследственные болезни. Взять, например, евреев, у них есть много наследственных заболеваний, а у татар - совсем другие наследственные заболевания. Почему? Вот вопрос популяционной генетики: что у них разного, что, скажем, букет заболеваний другой? Вообще фенотип - это проявление генотипа. Цвет волос, антропология - вот вопросы популяционной генетики.

- А вы этим не занимаетесь?

Абсолютно нет. Мы вообще генами не занимаемся.

- Так связь между генотипом и фенотипом есть?

Конечно, есть. То, как вы выглядите, - это отражение ваших генов, то, что дали папа и мама. У вас же не черный цвет кожи, вы же не негритянка. А если бы папа был негром (или мама), так у вас была бы выраженная метисность, а то и вообще черный цвет кожи. Есть гены, отвечающие за цвет кожи, за ширину носа, надбровные дуги, за форму шеи - все отражено в генах. Этим ДНК-генеалогия не занимается. Дело в том, что ДНК-генеалогия вообще не занимается генами, а популяционная генетика - это даже по названию генетика. В науке же принято, что второе слово определяет науку. Скажем, физическая химия - это химия, а химическая физика - это физика.

- Так чем же занимается ДНК-генеалогия?

Популяционные генетики тоже занимаются ДНК, но по-другому, более описательно. Что делает популяционный генетик? Он приезжает, допустим, в деревню Гадюкино Ярославской области и записывает: носитель гаплогруппы такой-то - такой-то процент, другой - такой-то процент. Они делают описательную информацию, но это не есть ДНК-генеалогия. А генеалогия - это историческая наука на самом деле, но базирующаяся на ДНК.

- Так вы ведь тоже изучаете Y-хромосомы?

Да, но я изучаю фрагменты ДНК, выделенные их хромосомы. В целом хромосомы мне не так интересны. Генами мы не занимаемся. Что такое ДНК-генеалогия? Когда на основании ДНК изучаются фрагменты и они показывают, кто был предок человека, куда он передвигался, какие на этом пути были археологические культуры, на каких языках говорили те люди. Это вообще не генетика, поэтому направленность совсем другая.

Я по происхождению химик с немалым опытом работы в медицинских науках. Я генетикой никогда не занимался. И когда критики пишут, что он, мол, не генетик, я говорю: «А какая разница? Я и не шпагоглотатель, я и на генетику не претендую». Поэтому упрек в том, что я не генетик, смешной. Я не претендую на генетика, я химик, человек, который занимается медициной, раковыми заболеваниями, их причинами, воспалительными патологиями, за что получаю большую часть зарплаты. Поэтому я могу оплачивать ДНК-генеалогию. Так что к генетике я отношения не имею. А генетики не понимают, видимо, совершенно. Говорят, что неспециалист полез в генетику. Да не полез я! Я в ней не понимаю, не собираюсь разбираться. Мне она не нужна, на это есть тысячи генетиков. Я занимаюсь тем, чем, кроме меня, никто заниматься не может. Я всегда работаю на стыке наук.

- Какие это науки? История…

Основная - физическая химия. Я как физикохимик занимаюсь закономерностями мутаций ДНК, а мутации ДНК определяются законами скоростей. Смотрю на ДНК и вижу: вот мутации, почему-то на одних участках они медленно идут, на других - быстрее, а на третьих - еще быстрее. Генетики такого не делают, а это моя специальность. Я, например, разрабатываю компьютерные программы, которые позволяют не вручную считать, а дать фрагмент ДНК и через секунду получить информацию, когда жил предок. Я изучаю археологические культуры. Этим не занимается генетика. Также изучаю, почему в одной культуре столько мутаций накопилось, а в другой - иное количество. Когда в той больше, чем в этой, значит, в ту сторону шло направление, потому что мутация нарастает все время. Я прослеживаю, как культура шла археологически, как шла миграция от Европы до Алтая, Китая, Индии. Я смотрю, какими путями шли люди. Поскольку они шли не молча, а переговаривались, значит, языки с ними тоже шли. Я высказываю предположение, описывая, какие языки могли переноситься, с какой скоростью менялись. Я могу взять набор языков и по определенным морфемам и лексемам сказать, когда они разошлись, скажем русский язык и персидский.

- То есть вы еще и лингвист?

В той мере, в какой я могу работать с изменениями и сбоями. Так что по этим понятиям могу лингвисту дать фору. Кстати, структурная лингвистика занимается похожим, но они считают, например, не совсем верно. А я вижу, почему они считают неверно… потому что не знают, как определять скорость изменения в словах. Поэтому я выхожу на стык науки между физической химией и ДНК, но не с генетикой, у которой свой аппарат.

§ 13. Татары и башкиры – крупнейшие народы региона

Географическое положение Урало-Поволжья как связующего звена между Европой и Азией, важнейшего перекрестка миграционных путей многих народов, – главная причина появления тюркских народов, башкир и татар, в этом регионе. От нашествия древних кочевников пострадали более слабые этнические группы финно-угров, оттесненные сильными южными соседями. Татары и башкиры со временем стали крупнейшими этносами региона, заняв значительную этническую территорию. Татары – второй по численности этнос России.

Татары и башкиры: два этноса – одна историческая судьба

Этноним «татары» имеет тюркское происхождение. Так назывались племена, жившие в Центральной Азии к юго-востоку от Байкала. Во времена монгольских завоеваний этноним получил широкое распространение, в том числе в Европе.

Этноним «башкиры», по единому мнению ученых, произошел от названия племенного объединения, участвовавшего в этногенезе башкирского этноса – башкурт . При продвижении племен на новые земли Урала наименование обобщилось и распространилось на родственные племена. В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кипчакскими племенами. Еще в Сибири и Центральной Азии древние башкирские племена испытали некоторое влияние тунгусо-маньчжуров и монголов. С конца IX – начала X в. башкиры жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах. Расселяясь на Южном Урале, они частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население. Впоследствии многие из этих народов, например часть удмуртов и марийцев, растворились среди башкир. Одна из особенностей башкирского этноса состоит в том, что в памяти башкир до сих пор сохраняются следы древнего родоплеменного деления. Таких групп в составе башкир было более сорока (например, племенные группы юрмат, бурзян, усерган и др.), и этим они напоминают народы Среднеазиатского региона.

Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена булгар, создавших в Среднем Поволжье одно из ранних (не позже начала Х в.) государств Восточной Европы – ВолжскоКамскую Булгарию. В X – начале XIII в. под политическое влияние Волжско-Камской Булгарии попали и башкиры. В Булгарии из многих племенных и постплеменных формирований складывалась булгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. В 1236 г. после падения Булгарии татары и башкиры были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде.

В XIII в. в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в т. ч. тюркские), называвшиеся татарами. В XIII–XIV вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кипчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». В период монголо-татарского владычества в состав башкир влились некоторые болгарские, кипчакские и монгольские племена. В отличие от татар, башкиры несут в своем облике ярко выраженную монголоидную примесь.

Значительную роль в этнокультурном развитии башкир и татар на Среднем Урале сыграли их близкие контакты между собой, приведшие к тому, что во многих местах невозможно обозначить не только границы расселения двух народов, но и специфические черты их культуры и быта. Сближение народов происходило в условиях единой исламской конфессиональной среды. Татары были обращены в ислам в IX в., а башкиры приняли его лишь в XVI в. Значительная часть башкир попала под влияние татар и была ими ассимилирована. Башкиры, овладевшие татарским языком, часто записывались татарами.

В условиях национального развития двух тюркских республик – Башкортостана и Татарстана – предприняты меры для более точного определения этнической идентичности представителей титульных народов.

Субэтнические группы татар

Формирование отдельных групп татарского этноса происходило на рубеже XV–XVI вв. Самыми многочисленными являются волгоуральские татары, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей. На территории Среднего Поволжья и Приуралья сформировались казанские татары и мишари, а на Нижней Волге – астраханские татары. Касимовские татары (тат. «касыйм татарлары») – одна из групп волго-уральских татар, они говорят на особом диалекте среднетатарского языка и расселены близ города Касимов Рязанской области. Мишарей, переселявшихся в Башкирию, стали называть мещеряками и тюменцами. Астраханские татары являются потомками населения Золотой Орды, испытавшего этническое влияние более ранних компонентов (хазары, кипчаки), а в XV–XVI вв., при Астраханском ханстве, – сильное воздействие ногайцев. В прошлом у всех этно-территориальных групп татар имелись локальные этнонимы: у волго-уральских – меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим; у астраханских – нугай, карагаш, юрт татарлары. Сохранение локальных наименований указывает на незавершенность консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть нагайбаков и некоторые другие субэтнические группы продолжают выделять себя из состава остальных татар.

Отдельные группы татар разнятся в антропологическом отношении. Среди татар Среднего Поволжья и Урала преобладают представители большой европеоидной расы. Часть астраханских и сибирских татар по внешнему облику близки к монголоидной расе.

Народно-разговорный татарский язык относится к кипчакской группе тюркского языка и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирскотатарский). Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определенную специфику.

Наиболее древняя татарская письменность – руническая. С Х в. по 1927 г. татары использовали письменность на основе арабской графики, а с 1928 по 1939 гг. – на основе латиницы (яналиф). В 1939–1940 гг. была введена письменность на основе кириллического алфавита. В прикладном искусстве татар определенное место занимает графика, соединенная с каллиграфией. Она применялась в ювелирном деле, в оформлении рукописей и книг, а также шамаилов – изречений из Корана, развешиваемых на стенах жилища.

Верующие татары – это в основном мусульмане-сунниты , за исключением двух субэтнических групп: кряшен (крещенных татар) и нагайбаков (ногайских татар), крещенных в XVI–XVIII вв. и исповедующих православие.

По основным элементам культуры кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны и с татарамимишарями. В начале ХХ в. около 40 % кряшен вновь перешли в мусульманство. Многие характерные черты традиционного быта кряшен сегодня уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Нагайбаки – потомки различных тюркских и монгольских племен, обращенных в XVI в. в христианство. Нагайбаки под названием «уфимских новокрещен» известны уже с начала XVIII в. Ранее они жили по реке Ик, на границе современных Татарстана и Башкортостана. В начале XIX в. они были переселены российским правительством на новые рубежи страны в Зауралье. Там нагайбаки составили основу казачьих поселений. В современной России в границах Челябинской области имеется Нагайбакский район (центр – село Фершампенуаз).

До принятия ислама значительная часть традиционных народных праздников татар и башкир была связана с этапами годового цикла хозяйственной деятельности. Переплетение традиционных верований и ислама наблюдается и в обрядовой культуре.

Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилета грачей устраивали каргатуй («грачиный праздник»). Накануне весенних полевых работ, а местами и после них, проводили праздник плуга – сабантуй , включавший общую трапезу, соревнования в беге, стрельбе из лука, национальную борьбу керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для победителей. Проведение сабантуя сопровождалось целым рядом ритуалов и магических действий, включая жертвоприношения. В дни сабантуя имел место обряд изгнания нечистой силы – окуривание дымом или окропление домов и места проведения праздника (мэйдан) водой. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Часто в дни сабантуя люди дают обет в случае хорошего урожая принести в жертву корову, барана или другое домашнее животное, что связано с исламской традицией татар-мусульман Поволжья и Южного Урала.

В летний период в татарских деревнях организовывали жыен (дословно – встречи, сборы) – это был общинный праздник встречи. Вероятно, его также можно считать праздником невест, так как он был одним из немногих массовых гуляний, где юноши и девушки беспрепятственно общались друг с другом в совместных играх, хороводах и выбирали себе суженых. В целом жыен проходили с конца мая до конца июня. В каждом из них участвовали обычно несколько соседних деревень.

В дни зимнего солнцестояния в деревнях проходил обряд нардуган (или нардыван ). По характеру этот старинный обычай напоминает русские святки, с традиционным подворным обходом, ряженьем, посиделками и гаданиями. Групповой обход дворов в дни нардуган сопровождался колядованием – науруз эйтулэр. Колядующие обращались к хозяевам с пожеланиями богатства и здоровья, а затем просили вознаграждения. Празднование науруза (Нового года) в марте связано с древней системой летосчисления у тюркских народов. Это был двенадцатилетний цикл, в котором каждый год носил имя животного.

В дни национальных праздников, особенно в деревнях, принято надевать традиционную одежду. У башкир и татар были распространены типы одежды, близкие к костюмам приуральских тюрок и казанских татар. Основными элементами женской одежды были туникообразные рубахи кулмэк и штаны ыштан . В будни и праздники непременной частью женского костюма были передники с небольшими нагрудниками. Верхняя женская и мужская одежда была однотипной – поверх рубахи и штанов носили камзолы. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы.

Замужние женщины носили головные уборы в виде покрывала или шапок, которые были широко распространены у многих тюркских народов. Под головной платок (кыекча) надевали налобную матерчатую повязку с нашитым серебряным позументом или мягкую шапочку, украшенную монетами. Полотенцеобразное покрывало накидывали на шапочку и наматывали на голову наподобие чалмы. Чалмообразный кыекча этнографы считают характерным для башкир. Многочисленны женские украшения – крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застежки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты, при изготовлении которых ювелиры применяли различные техники: скань, зернение, чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Головной убор мужчин (кроме кряшен) – четырехклинная тюбетейка полусферической формы (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка украшалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Эти головные уборы мужчины обязательно надевают и сегодня при посещении мечети.

Источники информации

1. Гумилев Л.Н. Великая Русь и великая степь. М., 1994.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

3. Гумилев Л.Н. Черная легенда: друзья и недруги Великой степи. М., 1994.

4. Исхаков Д. Татарская нация: история и современное развитие. Казань, 2002.

5. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

6. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Вопросы и задания

1. Пользуясь книгами Л.Н. Гумилева, подготовьте сообщение об историческом взаимодействии русских с народами великой степи.

2. Какие субэтнические группы татарского этноса можно выделить по географическому распространению, языку и религии? Подготовьте краткое сообщение по одной из этих групп.

3. Какое влияние на национальную культуру татар и башкир оказал ислам? Подготовьте компьютерную презентацию о наиболее значимых памятниках исламской культуры в регионе.

4. Пользуясь топонимическим словарем, определите по карте Европейской части РФ область распространения тюрских топонимов.

Из книги Русские плюс... автора Аннинский Лев Александрович

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Проторенессанс (XIII-начало XIV вв.) – преддверие

Из книги Этнографическое описание народов России автора Паули Густав-Теодор

БАШКИРЫ Многие башкиры ведут кочевую жизнь, в основном занимаясь коневодством и соколиной охотой. Другие осели в деревнях, возделывают поля и разводят пчел. Эти последние сейчас все более и более растворяются среди других татар Российской империи. Зиму все башкиры - и

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ Крымские татары ходят в мечеть только по утрам в праздничные дни и посты. В мечетях царит удивительная чистота и порядок. Стены окрашены монотонно, без орнаментов, полы покрыты войлочными коврами. Посты соблюдаются в Крыму строжайше. На праздник Рамазан

Из книги Аристократия в Европе, 1815–1914 автора Ливен Доминик

СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ Татары, живущие в Енисейской губернии, общим числом 22000 душ, сильно отличаются от своих сибирских соплеменников нравами, образом жизни, верой, которую можно назвать языческой, даже у тех, которые приняли крещение. В основном они живут в Минусинском уезде

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

ТАТАРЫ ЗАКАВКАЗСКОГО КРАЯ Кавказские татары считают себя потомками орд Чингисхана и Тамерлана; они постоянно помнят о некогда колоссальной мощи и огромных территориях, подвластных этим ордам. Хотя мусульманский закон строго повелевает татарским женщинам закрывать

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги 5 O’clock и другие традиции Англии автора Павловская Анна Валентиновна

Какие даты ориентируют нас в культурной истории региона? Присутствие человека и следы его деятельности отмечены в этом регионе чрезвычайно давно. Однако представления о духовной жизни местных обитателей позволяет сформировать не бытовой инвентарь, а лишь те предметы

Из книги автора

Из книги автора

§ 8. Этническая структура Северо-Кавказского региона Северный Кавказ – самый многонациональный и густонаселенный район Российской Федерации. Естественной границей, отделяющей Северный Кавказ от Закавказья, является Большой Кавказский хребет. Каспийское и Черное моря

Из книги автора

§ 12. финно-угорские народы Урало-Поволжского региона Финно-угры – автохтонное (то есть коренное, изначальное) население Урало-Поволжья, но их этногенез шел под влиянием соседних народов.Формирование субэтнических группПредки мордвы населяли Волго-Окско-Сурское

Из книги автора

Хазары украинские, сарматы польские, татары русские Восстание 1648-го навсегда изменило не только национальную и политическую карту Украины, но и совершенно переменило социальную структуру общества. Старая элита Речи Посполитой была изгнана с левобережья Днепра или

Когда-то татары и башкиры жили вместе и строили великую империю. Они говорят на близких языках, но сейчас эти отношения иногда перестают быть братскими. Народ, который исторически веками доминировал в регионе, уверен, что язык народа, также веками живущего по соседству, - всего лишь диалект великого и древнего языка. Более того, даже существование самостоятельного соседа под вопросом: «Мы, - говорят, - единый народ». И действительно, в регионе, где проживают башкиры и татары, отличия повседневного уклада чаще всего равны нулю.

Причины противоречий

Сосед не согласен. «Вы живите сами по себе, а мы тоже обойдёмся». Соседи уверены в своей идентичности, любят свой язык, строят своё государство. Такие претензии на самостоятельность доминирующему народу кажутся блажью. Они уверены, что соседняя страна - искусственное образование. Прежде всего потому выдвигается этот посыл, что на значительной части Башкорстана преобладают этнические татары, а башкиры, к тому же, очень часто разговаривают по-татарски. Естественное желание преобладающего на территории населения - сделать свой язык государственным и добиться, чтобы все жители им пользовались. Необходимо доказать, что хозяева этой земли - башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать.

Однако так не получается. Татары и башкиры - один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана. Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане.

Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары - отличия или идентичность?

Как заморозить этнические конфликты

Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты.

И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья!

Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары - вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы (кумыки) никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё.

Национальные сложности

Рассмотрим этнический состав поближе. Последняя перепись показала 29% башкир в Башкорстане. Татары составили 25%. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Тем не менее, более всего в Башкорстане русских - 36%, и что они об этом думают, никто не спрашивает.

Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.

Из истории создания государства

Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.

Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились.

Сегодня же границы Башкорстана - часть башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.

Пакт о ненападении

Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство - всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.

Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена.

Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан.

Согласование интересов

Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории - пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции - пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе - должен довольствоваться равноправием.

Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке (при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета). Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским.

Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет.

Справедливость живёт в аду, а в раю - только любовь

Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир - залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.

А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории.

Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит - ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями.

Теперь о русских, коих большинство

Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.

В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими республик.

Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" - в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.

Благие подвижки

Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Рахимова. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта.

Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства.

Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов.

Причины противоречий

Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый - субъективный, остальные - вполне объективные.

1. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки.

Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока - просто лидер.

Гаяз Исхаки - лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин - главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились?

2. Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному.

Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз - после 1552 года, затем - в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар.

Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически - раз в 3-5 лет, а также во время в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения.

3. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель.

Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном - пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика.

4. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи.

Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство.

5. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар.

При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости.

Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений.

На вопрос А башкиры от татар сильно отличаются? В плане языка, например. заданный автором Евровидение лучший ответ это В плане языка не очень. Обя языка тюркские и очень похожи. Но на лицо - башкиры, в большинстве, сохранили первозданную тюркскую внешность (широкое скуластое лицо, раскосые черные глаза, жесткие волосы) , а татары, веками смешиваясь со славяннами и угорцами, часто бывают голубоглазыми блондинами с ямочками на пухлых щеках...

Ответ от Простолюдин [гуру]
сильно
и внешне и языком, да


Ответ от Derik [активный]
не очень:) языки у нас схожи:)


Ответ от Группа товарищей [гуру]
Тюрки. В плане языка как мы от поляков.


Ответ от Наискосок [активный]
Татары, они русские. По генетике, от урала, до новгородской области, процент татарской крови уменьшается. А, татары которые обозвали себя башкирами создали национальность.


Ответ от Ўный чеболсинец [гуру]
А что, национальность всё-таки определяют составом крови? ? Тогда расизм и нацизм имеют все права!! !
И тем не менее, национальность создают Язык мировоззрения и семейно-социальное Воспитание.


Ответ от Ѕадиджа [гуру]
Внешне отличаются. Язык похож.


Ответ от A. Марков [гуру]
отличаются, но при желании понять друг друга смогут.... ведь можем мы понять чеха или поляка....


Ответ от Гузель Янбердина [новичек]
Генетики доказали, что татары и башкиры два разных народа Татары по отцу азиаты а матери местные угры, а башкиры по отцу европейцы (кельты) и местные женщины. По матери мы родственники. А то, что башкиры воинственные, всем известно. Они подчиняли различные племена в свой союз, и это тоже всем известно. Башкиры состоят из 7 семей- разных этносов, тоже все знают. Но не знают, что внутри, между собой башкиры отличали друг друга по цвету волос, а не по тому раскосые глаза или круглые. И еще отличительная черта- от татар, то, что у башкир отсутствует комплекс неполноценности. Все башкиры независимо от цвета волос, очень гордятся своими героическими предками и своим вотчинным правом на землю, т. е. факт зафиксирован! Где? В документах, архивах царских! Башкиры, фактически, единственные в составе Российской империи, имели такое право. И все хотели стать башкирами, поэтому башкиры разные. А татары, по моему наблюдению, "урыс булмай аптырап юрийляр" по русски значить- настоящие татары белокурые, голубоглазые. А если татарин, вдруг узкоглазый и смуглый! О ужас! Зачем меня мама родила я второсортный.


Ответ от Metalik220871 [активный]
Разница между башкирами и татарами
Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания – свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего – от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры – сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей.
До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир.

Такси «Лидер»

Черная «хонда» приехала к хостелу на 15 минут раньше назначенного срока. Перед глазами водителя раскачивается православный крестик. 30-летний Виталий твердо уверен, что он русский.

Я сам здесь родился, мои родители, бабушки и дедушки тоже. Кстати, чистых башкир в Уфе практически нет, в основном они в аулах остались. Башкиры и ­татары друг друга не очень любят. Нет, к­онечно, открытой вражды нет, но вот неприятие чувствуется.

10.28

Улица 50-летия СССР

Юлия Пастухова, продавец киоска «Печать Уфы»:

Все национальности различаются только происхождением, местом, где они родились и выросли. Это единственный признак различия. Я русская, но считаю, что ничем не отличаюсь ни от башкир, ни от татар.

11.38

Такси, Кировский ­район

Красивая блондинка Светлана. В ее бежевом «рено» по-женски чисто и вместо шансона играет приятная музыка.

Плевать всем на национальность! - смеется Светлана. - Я вот сама марийка. Если смотреть глубже, наш народ даже не православный - староверы. А сестра моя недавно вышла за татарина замуж. И ничего, не просил он ее ислам принимать. Они вообще про это не думают! Вот при предыдущем президенте национализм, конечно, в республике ощущался заметнее. Он всю деревню к себе притащил, не башкиру в верха вообще не пробиться было. А сейчас новый, его никто не выбирал, он из Москвы Путиным назначен - кого ему тащить?

11.05

Храм Сергия Радонежского

У нас много крещеных татар, - говорит отец Евгений. - Национальность уже не определяет религию. Многие башкиры и татары принимают православие. У нас в храме есть сложившийся костяк прихожан, среди которых много башкир. Человек часто находится в поиске, и многие обретают успокоение души, придя в православие. Детей у нас часто крестят от смешанных браков. Многие наряду с посещением мечети ходят и в православный храм, ставят свечи, просят с­овета. Мусульмане в основном приходят не на службу, а просто поставить свечку, подать записку.

11.28

Центр реабилитации нарко- и алкозависимых «Ковчег»

Нельзя сказать, что больше потребляют наркотики русские или башкиры, - рассуждает директор центра реабилитации «Ковчег» Александр Елисеев. - Это так же как сказать, что гриппом болеют больше татары или казахи. Наркомания - это ведь болезнь.

11.28

Автобусная остановка «Монумент Дружбы»

Девушка лет двадцати в ожидании автобуса. У нее в руках айфон, на крышке которого изображен флаг Великобритании.

Действительно ли в Уфе преобладают люди башкирской национальности?

Ой, я вообще считаю, что башкиры - это вымирающая нация и язык башкирский мертвый. Их осталось очень мало.

Вы хотели бы уехать на ПМЖ в другой город?

Конечно. Молодому человеку здесь делать нечего. Я, например, мечтаю уехать в Лондон. Да об этом все мечтают, просто не признаются...

11.48

В автобусе маршрута № 274

В Башкирии народы отличаются друг от друга обычаями, традициями, - рассуждает Александр Афимов, водитель автобуса. - Вот я - чуваш. Был бы я мусульманином, не был бы крещен. Да и праздники у нас сильно различаются.

12.13

Государственное собрание - Курултай Республики Башкортостан

Римма Утяшева, депутат законодательного собрания, рассказывает:

Я считаю, что самое главное - это межнациональное общение. В детстве я впервые услышала слово «нацмен», так называли представителей всех народов, кроме русского, представителей национальных меньшинств. Но это неправильно. Русский язык не главный, он объединяющий, помогает всем языкам. Иногда некоторые политиканы кричат у нас: «Трагедия! Закрывают татарские школы!» Я всегда очень резко о­твечаю: «Трагедия в том, что закрывают сельские школы!»

12.30

Радио «Свобода»

Корреспондент радио «Свобода» Карим Яушев считает, что в отношениях между татарами и башкирами республики есть проблемы:

Мне надоело видеть, что башкиры не хотят поддерживать национальные интересы татар в Башкортостане. Они строят «мосты дружбы» только с казанскими татарами, а мы остаемся в стороне.

12.43

Улица Карла Маркса

В Башкирии сегодня проживают более ста н­ациональностей. Отличие национальности только в самосознании, - отвечает эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Ильдар Габдрафиков. - Могу сказать, что ситуация в Башкирии в последние годы изменилась. Нет искусственного перегиба среди наций. Отношения между нациями стали более толерантны. Хотя проблемы, о­тражающие н­ациональные интересы, остаются.

12.51

Общеобразовательная школа № 16 г. Уфы

Моя национальность - русский, - говорит десятиклассник Константин Кудринский. В нашей школе, да и вообще в нашей республике нет никаких проявлений н­ационализма. У меня есть друзья чеченцы и дагестанцы. Они общаются на родном языке в своей семье, чтят традиции. Но в обществе они сразу же адаптируются, разговаривают ­по-русски и держатся с нами на равных.

13.30

Агентство по делам печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан

Поднимаемся вместе с Борисом Мелкоедовым, руководителем Агентства по печати и СМИ, на четвертый этаж. Он рассказывает о своей семье: мать башкирка, отец русский, жена чувашка.

Я не знаю, кто я: нельзя отказаться от части себя! Если я говорю, что я русский, тем самым я отметаю нечто башкирское. У меня уже на уровне подсознания есть вещи, заложенные в детстве, а я воспитывался среди башкир. Н­пример, яблоко в первую очередь имеет для меня башкирское название.

13.02

Буфет Уфимского государственного нефтяного университета

Симпатичная рыженькая девушка Карина Г­ашимова приехала учиться из Нижнего Новгорода, и особенных различий между национальностями не видит:

Они различаются разве только внешне. Отличаются вкусовыми предпочтениями. Кто-то печет беляши, кто-то не печет. Одни любят блины, другие не любят. А я люблю яблочки и огуречики.

Карина на минуту задумывается и добавляет:

А еще они очень жадные и хитрые!

Кто - они?

Татары! Это нормально, у каждого есть недостатки, но именно это я не понимаю.

Ее одногруппник Рустам Газизов, кажется, совсем не обиделся на такой комментарий:

Я по национальности татарин, но я не считаю себя хитрым или жадным. Я хорошо отношусь к людям других н­ациональностей, но на русской я бы не женился.

15.08

Уфимская дневная е­врейская школа «Ор А­внер»

В пятом классе учатся всего шесть человек, из них евреев - трое.

Дети прекрасно уживаются друг с другом, общаются, не дерутся, дружат, - рассказала учительница музыки Марина Хамутинина. - На национальность мы смотрим в последнюю очередь. У нас обучаются и русские, и татары, и башкиры, и евреи. Те, кому это не нравится, детей к нам и не приводят. Более того, многие родители участвуют в наших мероприятиях вместе со своими детьми, приобщаются к еврейской культуре и даже изучают иврит.

16.30

ОАО «УЖХ Сипайловский»

Замдиректора Мансаф Мустафин себя считает однозначно татарином.

Чем мы отличаемся от русских и башкир? У нас, у татар, воспитание более жесткое. И лично меня очень жестко воспитывали: шаг вправо, шаг влево - нельзя. Родители у нас больше в почете, что ли. Моей матери 82 года, а мне 59. До сих пор, если она что-то попросит, я беспрекословно выполняю.

16.42

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Студентка УГНТУ Чен Ян бурно жестикулирует и улыбается.

Девушки из Китая более закрытые, - уверена Ян. Но, глядя на нее, этого не скажешь.

А молодые люди?

О! Парни из Китая не умеют говорить, но хорошо хватают девушку, - говорит Ян, а потом быстро поправляется: - Заботятся о девушках.

Если бы ты полюбила русского парня, ты бы вышла за него замуж?

Я не буду! - восклицает китаянка. - Потому что разная культура и традиции.

18.50

Универмаг «Уфа»

На национальный вопрос, который в нашей республике все-таки стоит остро, хорошо о­тветили наши юмористы, - рассказывает кассир Алла Иванова, русская. - На одном из концертов они спросили: «Знаете, как жужжат башкирские пчелы? А мы вам покажем: зь-зь-зь. А татарские - совсем по-другому: з-з-з».

19.15

Имидж-бюро «Эго-style»

Стилист-имиджмейкер Нелли Исянова:

То, что в Башкирии живут разные национальности, прекрасно. Любят не глядя, дружат не глядя, друг над другом похихикивают иногда. Но национальной розни у нас нет совершенно. Мы даже иногда не понимаем, кто есть кто.

20.33

Улица Мушникова, 15/1

Сергей, 32 года:

Я русский, потому что родители русские и родился я в России. А жена у меня татарка. Люди разных национальностей, по моему мнению, отличаются только языком. Я не брезгую чак-чаком, а жена вполне может съесть крашеное пасхальное яйцо на семейном празднике у моих родителей. Правда, есть категория мусульман, которые относятся к женщинам как к людям второго сорта. Доводилось встречаться. Причем они откровенно удивляются: а как можно по-другому?

21.10

Перекресток проспекта Октября и улицы Шафиева

Рустем Каримов - известный барабанщик и перкуссионист. Он был участником первого состава группы «ДДТ», а сегодня играет в известной группе Funky House Band.

Среди народа национальный вопрос не стоит, к этому вопросу больше подходит музыкальный термин «фьюжн», такое свое­образное смешение многих традиций и культур, и это здорово! Сегодня я живу с русской девушкой и кайфую: она замечательная! Сам же я татарин, и в этом нет секрета. Да и в нашей группе разнонациональный состав, но культура у нас одна. В детстве я часто ездил с родителями в деревню и сейчас балдею от татарского и башкирского колорита и чувства юмора.

22.30

Улица Коммунистическая, 22

Студент Алексей Костин по национальности русский.

Сами посудите: многие ведущие предприятия и организации в республике возглавляют башкиры или татары. ­По-моему, это несправедливо. Правда, между собой татары и башкиры очень дружны, в этом с них стоит взять пример.

22.35

Чрезвычайный жилищный фонд

Гульфира Катран, жительница Чрезвычайного жилищного фонда:

Знаете, когда я училась в училище, у нас была староста-хохлу­­ш­­ка. Она нас почему-то все время делила на н­ации. Так и говорила: «Татары в одну комнату, русские - в другую». А у меня подруга русская была, и мы вместе жить хотели. И я ее спрашивала: «Зачем делишь нас по национальностям? Может, мы хотим жить вместе!» Но она нас все равно расселяла. Замуж я вышла за русского немца из Благоварского района, наш старший сын работал проводником и влюбился в девушку из Белоруссии. А невестка младшего сына - чувашка, внучка со мной живет.

21.30

Улица Пушкина

Возле Театра оперы и балета мне встретились две женщины: башкирка и русская, Зухра Владимирова и Мария Матвеева. Одна в брюках, другая в юбке. На вид каждой лет 35.

Разные национальности не мешают нам дружить уже 20 лет, - с гордостью рассказывает одна.

Сказки у всех одинаковые, - дополняет ее подруга.

1.53

Проспект Октября, 79/1, Rock"s cafe

Громкая музыка не мешает посетителям кафе рассуждать.

Вчера вот матч был. «Ак Барс» с «Трактором» играли. Ну, вы же знаете, вы ведь из Челябинска, - говорит мужчина, несколько минут н­азад подсевший к нам. - Так вот, скажу вам, что все порядочные башкиры болели за «Трактор».

Почему? - удивляемся.

Потому что хватит кормить Казань. Так все думают, не только здесь.

А как по мне, никакой такой проблемы отродясь не было, - включается в разговор мужчина за соседним столиком. - Знаете, чем отличается башкир от татарина? - продолжает хоккейный болельщик. - Башкир - это дикий татарин (смеется). Думаю, отношения башкир и татар между собой точно такие же, как у русских с поляками.

3.30

Торговый комплекс «Мир», «Тема-бар»

Вероника ждет, когда у ее мужа Денчика закончится рабочий день. Он работает кальянщиком в «Теме». В их семейной жизни все только начинается, они женаты один год.

Национальных проб­­лем для нас не существует. Мои родители - татарин и украинка, р­одилась я в Вороне­­же, - говорит молодая жена.

Я вот татарин, так я себя определяю, во-первых, потому что мои родители татары, к тому же знаю татарский язык, - комментирует Денис.

04.20

Клуб «RАЙ», проспект Октября, 115

Екатерина, танцовщица go-go из Казани, идентифицирует себя с русскими.

Я русская, потому что я православная. И вообще глупо людей разделять по национальной принадлежности. Человек - он и есть человек, несмотря на национальность.