Как запомнить стихи из кодификатора к егэ по литературе

Искать каждое стихотворение в интернете или отмечать закладкой в сборнике неудобно. Это отнимает время, которое можно потратить на заучивание стихотворений. Лучше потратить пару часов и распечатать, чтобы все стихи были в одном месте. У меня получилась внушительная стопка. Вот гугл-доковский файл со всеми стихами .

Стопка стихотворений и 3 и 4 том «Войны и мира»

Учить стихотворения, напечатанные на бумаге, у меня получается лучше, чем с экрана телефона или ноутбука: нет соблазна закрыть вкладку со стихотворением и открыть Телеграм, чтобы написать друзьям, как сложно и нудно учить стихи.

Удалять гугл-док или вордовский файл, в котором собраны стихотворения, сразу после того, как вы распечатали все стихотворения, не нужно: он пригодится, чтобы учить стихотворения там, где нет возможности носить с собой распечатку, например, в школе или в транспорте.

Распределите по авторам, годам и темам

Это важно для 17 задания, где попадаются сочинения по лирике, например, «в чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А. Ахматовой». Легче всего написать такое сочинение, показав, как развивается эта тема хронологически, в разные года и периоды творчества.

Для 16 задания это тоже важно: нужно вспомнить два стихотворения, сходных по тематике с тем, которое дано в КИМе.

Многие стихотворения подходят сразу к нескольким темам. Их нужно учить в первую очередь. Например, в стихотворении «Сосны» Б.Л. Пастернака раскрывается тема единства человека и природы и тема воспоминаний.

Анализируйте

Это нужно для 15, 16 и 17 задания (если в нём попадётся сочинение по лирике). Нас в школе учили делать анализ по 22 пунктам.

    Дата написания и публикации

    Место, которое стихотворение занимает в творчестве автора, художественный метод

    Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура)

    Основная тема

    Смысл названия

    Лирический сюжет и его движение

    Композиция, наличие обрамления, основные структурные части

    Основные настроения, тональность стихотворения

    Ведущие лейтмотивы; опорные слова, передающие их

    Лирический герой, его своеобразие, способы его самораскрытия

    Лирические персонажи, их переживания, их судьбы

    Столкновение или соединение различных уровней сознания?

    Музыка стихотворения

    Ритм и размер

    Рифмовка, характер рифм

    Лексика, языковые выразительные средства

    Поэтический синтаксис

    Звукопись, фонетическая окраска стиха

    Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа

    Отзывы критиков о стихотворении

    Звучание стихотворения в наши дни

Если вы анализируете стихотворения по такому плану, вам эту статью читать не нужно. У супергероев есть дела поважнее.

Я делала анализ по такому плану несколько раз. Анализ одного стихотворения занимал три листа А4, и делала я его как минимум полтора часа. Чтобы не тратить много времени, я сократила план анализа до четырёх пунктов:

    История создания

    Тропы (художественные средства выразительности)

Сюда ещё можно добавить размер, характер рифмовки и композицию, если вам сложно определить их сходу.

Анализ по 22 пунктам наиболее полный, но на ЕГЭ достаточно четырёх. На экзамене вы ограничены во времени (3 часа 55 минут) и по формату: в 15 и 16 заданиях нужно написать всего 5-10 предложений. В 17 сочинении столько писать тоже не нужно: нужно выбирать только тот материал, который подходит к теме.

Проанализировать 147 стихотворений за неделю до экзамена — возможно, но сложно. Чтобы не возненавидеть поэзию на всю оставшуюся жизнь и не перетрудиться, анализируйте по одному стихотворению в день за пять месяцев до экзамена.

Ассоциируйте и визуализируйте

Когда вы читаете стихотворения, представляйте себе образы, о которых говорит поэт. Если вы представите целостную картину, вам будет легче вспомнить стихотворение. Визуализировать стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов «золотого века» легко (не говорите, что не можете вообразить, как под голубыми небесами великолепными коврами снег лежит). Представить «прелесть элегических затей» из стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати...» уже сложнее, но там же появляется образ «жёлтого одуванчика у забора» — его нужно ассоциировать со стихотворением.

Чтобы было легче, можно искать иллюстрации к стихотворениям. Ещё круче — рисовать их самостоятельно.

Иллюстрация С. Глазунова к стихотворению А.А. Блока «Незнакомка»

Учите наизусть

Способ учить наизусть у каждого свой. Мне нужно пять-семь раз прочитать стихотворение про себя и ещё два-три раза — вслух.

Некоторые стихотворения можно учить по песням. На музыку стихотворения русских поэтов кладут «The Retuses», «Сплин», Алла Пугачёва. Вот моя подборка песен на стихи русских поэтов . Помните, что текст стихотворения и текст песни — это разные вещи. Некоторые строфы могут изменить или вообще выбросить.

Выучить стихотворение полностью здорово, но не обязательно: цитировать весь текст целиком на экзамене не требуют. Здесь нужен анализ: обязательно выучить те строки, которые вы цитируете в анализе — именно они нужны для понимания произведения.

Повторяйте

Василиса Шпоть , здорово рассказала об интервальном методе повторения. Повторяйте стихи по графику, чтобы не забыть их сразу после того, как выучили.

Ребята из лицея ВШЭ сделали бот для Телеграма — @memorization_bot. Чтобы не мучиться с напоминалками, можно пользоваться ботом: он присылает уведомления через определённые промежутки времени.

Перечитывайте

Раз в неделю или две берите стопку распечатанных стихотворений и перечитывайте их все. У меня это отнимает где-то час.

Маленький секрет для ленивых

Самые универсальные авторы — А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Их стихотворения нужно выучить в первую очередь. Они подходят ко многим темам (например, стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» относится и к пейзажной, и к философской лирике). Сочинения по поэзии Пушкина и Лермонтова попадаются чаще всего.

Чтобы запомнить стихи из кодификатора, нужно:

  1. Распечатать их все
  2. Распределить по авторам, годам и темам
  3. Проанализировать каждое
  4. Визуализировать
  5. Учить наизусть
  6. Повторять
  7. Перечитывать

Кодификатор – это список произведений, умений, знаний и определений, необходимых для успешной сдачи выпускного экзамена по литературе. Этот ориентир для учителей и учеников ежегодно публикует ФИПИ, чтобы мы сузили круг своих поисков и остановились на той информации, которая точно пригодится в час икс. В этом перечне содержатся основные элементы, составляющие литературоведение, то есть необходимые термины и сведения из истории науки. Они нужны для проведения грамотного и глубокого анализа книг. Именно навык анализа проверяется в заданиях 16 и 17, где ученик должен дать расширенные ответы на вопросы, рассуждать и приводить аргументы из прочитанного.

А что же нужно прочитать, чтобы сдать экзамен? Перечень произведений на ЕГЭ в 2018 году тоже прилагается к кодификатору. Оказывается, для выпускного испытания понадобятся отнюдь не все книги, которые проходят в школе. Лишь некоторые (и не самые сложные) из них попали в список. Поэтому этап подготовки, посвященный «перечитыванию», займет недолго, если учесть тот факт, что основная масса необходимой литературы была пройдена совсем недавно и еще не успела забыться. Таким образом, кодификатор нужен выпускнику, чтобы сэкономить время и направить свои усилия в правильное русло. Воспользуйтесь им, как основополагающим и общепринятым руководством к самостоятельной подготовке.

Стоит отметить, что для сдачи экзамена выбраны не самые сложные книги. Например, всеми не любимый «Доктор Живаго» встречается в вариантах крайне редко, так как его изучение в кодификаторе произведений названо «обзорным», то есть полномасштабной проверки знания содержания этого романа не будет. Кроме того, в некоторых случаях можно выбрать роман. Например, из прозы Булгакова ученик может предпочесть либо «Мастер и Маргариту», либо «Белую гвардию». Не обязательно читать оба романа, достаточно выбрать попроще. Таким образом, список книг для ЕГЭ по литературе – весьма полезная информация для тех, кто хочет минимизировать затраты времени на подготовку.

В программу не входят многие стихи, что тоже облегчает процесс подготовки. Все эти стихотворения связаны между собой тематически. Поэтому планомерное их прочтение гарантирует отсутствие проблем с заданием 16, где надо по аналогии подобрать похожие произведения и рассказать, что же их объединяет с приведенным в вопросе. Учить их наизусть, конечно, не надо, но можно сделать для себя тематические подборки поэтических работ и выписать свои впечатление от каждой из них.

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов. » (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему

одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

  • Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  • Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.
  • Кодификатор – это список произведений, умений, знаний и определений, необходимых для успешной сдачи выпускного экзамена по литературе. Этот ориентир для учителей и учеников ежегодно публикует ФИПИ, чтобы мы сузили круг своих поисков и остановились на той информации, которая точно пригодится в час икс. В этом перечне содержатся основные элементы, составляющие литературоведение, то есть необходимые термины и сведения из истории науки. Они нужны для проведения грамотного и глубокого анализа книг. Именно навык анализа проверяется в заданиях 16 и 17, где ученик должен дать расширенные ответы на вопросы, рассуждать и приводить аргументы из прочитанного.

    А что же нужно прочитать, чтобы сдать экзамен? Перечень произведений на ЕГЭ в 2018 году тоже прилагается к кодификатору. Оказывается, для выпускного испытания понадобятся отнюдь не все книги, которые проходят в школе. Лишь некоторые (и не самые сложные) из них попали в список. Поэтому этап подготовки, посвященный «перечитыванию», займет недолго, если учесть тот факт, что основная масса необходимой литературы была пройдена совсем недавно и еще не успела забыться. Таким образом, кодификатор нужен выпускнику, чтобы сэкономить время и направить свои усилия в правильное русло. Воспользуйтесь им, как основополагающим и общепринятым руководством к самостоятельной подготовке.

    Стоит отметить, что для сдачи экзамена выбраны не самые сложные книги. Например, всеми не любимый «Доктор Живаго» встречается в вариантах крайне редко, так как его изучение в кодификаторе произведений названо «обзорным», то есть полномасштабной проверки знания содержания этого романа не будет. Кроме того, в некоторых случаях можно выбрать роман. Например, из прозы Булгакова ученик может предпочесть либо «Мастер и Маргариту», либо «Белую гвардию». Не обязательно читать оба романа, достаточно выбрать попроще. Таким образом, список книг для ЕГЭ по литературе – весьма полезная информация для тех, кто хочет минимизировать затраты времени на подготовку.

    Код Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
    1

    Сведения по теории и истории литературы

    1.1 Художественная литература как искусство слова.
    1.2 Фольклор. Жанры фольклора.
    1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.
    1.4 Содержание и форма. Поэтика.
    1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
    1.6 Историко-литературный процесс. Лит. направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
    1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры лит-ы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
    1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
    1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
    1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
    1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
    1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
    1.13 Стиль.
    1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
    1.15 Литературная критика.
    2

    Из древнерусской литературы

    2.1 «Слово о полку Игореве»
    3

    Из литературы XVIII в.

    3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».
    3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».
    4

    Из литературы первой половины XIX в.

    4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море».
    4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».
    4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
    4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…».
    4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
    4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник».
    4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
    4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…».
    4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова».
    4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».
    4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
    4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».
    4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».
    4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
    5

    Из литературы второй половины XIX в.

    5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
    5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
    5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…».
    5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
    5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
    5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…».
    5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
    5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
    5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение).
    5.10 Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».
    5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
    5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
    6

    Из литературы конца XIX – начала XX в.

    6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
    6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
    7

    Из литературы первой половины XX в.

    7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
    7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
    7.3 М. Горький. Пьеса «На дне».
    7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…».
    7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».
    7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».
    7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».
    7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
    7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).
    7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
    7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество».
    7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».
    7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».
    7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
    7.15А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).
    7.15Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).
    7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…».
    7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).
    7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
    7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
    7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
    7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».
    7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
    8

    Из литературы второй половины ХХ в.

    8.1 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).
    8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
    8.3 Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

    Стихотворения из кодификатора

    В программу не входят многие стихи, что тоже облегчает процесс подготовки. Все эти стихотворения связаны между собой тематически. Поэтому планомерное их прочтение гарантирует отсутствие проблем с заданием 16, где надо по аналогии подобрать похожие произведения и рассказать, что же их объединяет с приведенным в вопросе. Учить их наизусть, конечно, не надо, но можно сделать для себя тематические подборки поэтических работ и выписать свои впечатление от каждой из них.

    1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
    2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
    3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
    4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
    5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
    6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
    7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
    8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
    9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
    10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
    11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему
      одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
    12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
    13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.
    14. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Планируете сдавать в 2019 году ЕГЭ по литературе – ознакомьтесь с материалами, которые содержит составленный ФИПИ кодификатор, в котором есть не только полный список произведений, необходимых для успешной подготовки к экзамену, а и перечень требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускника.

    Начинать подготовку необходимо как можно раньше, ведь высокий бал ЕГЭ по русской литературе в 2019 году будет обязательным условием для поступления в ВУЗы России по таким направлениям, как:

    • филология;
    • журналистика;
    • лингвистика;
    • телевиденье;
    • музыковедение;
    • живопись;
    • дизайн;
    • театральное искусство.

    Основная информация об экзамене

    Основной задачей ЕГЭ по литературе является проверка уровня теоретических знаний и сформированности практических навыков по предмету у выпускников 11-х классов.

    КИМ 2019 года по литературе состоит из двух частей:

    Кол-во заданий Тип заданий

    Максимальное

    кол-во баллов

    12 с кратким ответом

    4 с развернутым ответом

    Анализ литературных произведений
    1 Сочинение
    17

    Таким образом, выпускникам за отведенные на выполнение работы 3 часа 55 минут (235 минут) необходимо будет справиться с 17 заданиями. Максимально на ЕГЭ по литературе можно набрать 58 первичных баллов.

    Экзамен проходит на русском языке.

    При выполнении работы дополнительные материалы не используются.

    Кодификатор – один из основных документов ЕГЭ 2019 года по предмету «литература». В этом году учащимся будет значительно легче, ведь и сами билеты, и кодификатор не претерпели особых изменений. В Минобрнауки, как и обещали, завершили этап активного реформирования и взяли курс на стабильность требований, а также неизменность структуры КИМов для ЕГЭ.

    На страницах проекта кодификатора для 2018-2019 учебного года изложена следующая информация:

    • полный перечень элементов, попадающих под проверку на ЕГЭ;
    • требования к уровню подготовки выпускников.

    Элементы содержания ЕГЭ по литературе

    Согласно информации, которую содержит кодификатор 2019 года, разработанный ФИПИ для ЕГЭ по литературе, на экзамен выносятся такие разделы, как:

    *Полный список произведений школьной программы, тексты которых необходимо тщательно перечитать и проработать на этапе подготовки, смотрите в кодификаторе.

    Но, просто знать, о чем идет речь в произведениях, список которых предоставляет кодификатор 2019 года для ЕГЭ по литературе, мало для успешной сдачи экзамена. Опытные педагоги рекомендуют вести читательский журнал, в котором сохранять самые важные факты, которые могут потребоваться при работе с тестами или написании сочинения:

    • основная проблематика произведения;
    • жанр;
    • самое важное в сюжете;
    • герои, их описания, характеры, особенности;
    • фразы героев для цитирования.

    В подготовке вам также поможет таблица литературных параллелей:

    Требования к уровню подготовки

    Кодификатор предоставляет возможность будущим выпускникам, их родителям и учителям ознакомиться с полным перечнем требований, с учетом которых составляются задания для ЕГЭ 2019 года.

    Все требования, предъявляемые к подготовке, разделены на три больших блока:

    • Знать.
    • Уметь.
    • Использовать знания и умения на практике.

    Список требований достаточно большой, но на практике не все они имеют одинаковый вес при оценке работы. Так, кодификатор по литературе 2019 года говорит, что участник ЕГЭ должен знать основные факты о жизни и творчестве писателей, чьи творения вошли в список произведений ФИПИ. На практике же это требование прямо не отражено в формулировке самих заданий. Подразумевается, что в заданиях с развернутыми ответами, а также при написании сочинения, выпускник может опираться на известные ему факты из биографии писателей и поэтов.

    Предлагаем ознакомиться с полным текстом актуальной версии кодификатора, размещенной на сайте ФИПИ:

    Узнать больше о том, какой будет структура билета, какие задания войдут в КИМ 2019 года и как оценивается экзамен поможет еще один документ от ФИПИ – спецификации к ЕГЭ 2019 года по литературе:

    ЕГЭ-2018.История.

    Кодификатор тем.

    Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по ИСТОРИИ

      Древность и Средневековье

      1 Народы и древнейшие государства на территории России

    1.1.1* Восточнославянские племена и их соседи

    1.1.2 Занятия, общественный строй, верования восточных славян

      2 Русь в IX – начале XII в.

    1.2.1* Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

    1.2.3* Международные связи Древней Руси

    1.2.4* Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

      3 Русские земли и княжества в XII – середине XV в .

      3.1 Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики

      3.2* Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада

    1.3.3* Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества

    1.3.4 Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город

    1.3.5* Культурное развитие русских земель и княжеств

      4 Российское государство во второй половине XV–XVII в.

      4.1* Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига

    1.4.2 Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения

    1.4.3 Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян

    1.4.4* Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война

    1.4.5* Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

      4.6* Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией

    1.4.7* Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы

    1.4.8* Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права

    1.4.9 Церковный раскол

    1.4.10 Социальные движения XVII в.

    Новое время

      2.1 Россия в XVIII – середине XIX в .

    2.1.1 Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

    2.1.2* Северная война. Провозглашение Российской империи

    2.1.3* «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя

    2.1.4* Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота

    2.1.5* Русское просвещение

    2.1.6* Превращение России в мировую державу в XVIII в.

    2.1.7* Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

    2.1.8 Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.

    2.1.9* Отечественная война 1812 г.

      1.10 Движение декабристов

      1.11* Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм

    2.1.12* Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны

      2 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в .

    2.2.1 Реформы 1860–1870- х гг.

    2.2.2 Политика контрреформ

    2.2.3* Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны

    2.2.4* Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте

    2.2.5* Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков

    2.2.6* Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов

    2 2.2.7* Русско-японская война

    2.2.8* Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования

    2.2.9 Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения

    2.2.10 Реформы П.А. Столыпина

    Новейшая история

      1 Россия в Первой мировой войне . Революция и Гражданская война в России

    3.1.1* Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество

    3.1.2* Революция 1917 г. Временное правительство и Советы 3

    1.3 Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание

    3.1.4* Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны

    3.1.5 Переход к новой экономической политике

      2 СССР в 1922–1991 гг.

      2.1 Образование СССР. Выбор путей объединения.

    Национально-государственное строительство

    3.2.2 Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г. 3.2.3 Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация

    3.2.4 Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования

    3.2.5* Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны

    3.2.6* Причины, этапы Великой Отечественной войны

    3.2.7* Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны

    3.2.8* СССР в антигитлеровской коалиции

    3.2.9* Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира

    3 3.2.10 Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг

    3.2.11* Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы

      2.12 XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста

    3.2.13* «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.

    3.2.14* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности

    3.2.15* СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы

    3.2.16* Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг.

      3 Российская Федерация

    3.3.1 Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР 3.3.2* Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств

    3.3.3* Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

    3.3.4* Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно- политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев

    3.3.5* Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе

    3.3.6* Современная российская культура

    ПРИМЕЧАНИЕ:

    Список событий мировой истории для ЕГЭ можно посмотреть

    *Значком обозначены темы, которые проверяются с привлечением знаний по всеобщей истории.