Как сводить ребенка в музей, чтобы он не взвыл от скуки (10 правил). Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.

Школьный музей: определение понятия

Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.

Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным подрастающего поколения.

Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.

Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:

  • исторических - порядка 2000;
  • военно-исторических - около 1400;
  • краеведческих - 1000;
  • других профилей - 300-400.

Цели работы музея при школе

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
  • Поддержка детского творчества.
  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Задачи деятельности

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
  • Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Принципы работы

Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:

  • Систематическая связь со школьными уроками.
  • Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
  • Занятие научной и исследовательской деятельностью.
  • Творческая инициатива школьников.
  • Связь с общественностью.
  • Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
  • Постоянная связь с государственными музеями.

Социальная миссия музеев при школах

Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:

  • Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
  • Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
  • Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
  • Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
  • Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
  • Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
  • Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.

Отличительные черты учреждения

Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:

  • Работа такого музея согласуется с школы.
  • Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
  • Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
  • Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
  • Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем
  • В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
  • Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и

Какие бывают школьные музеи?

У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:

  • исторические;
  • естественно-научные;
  • художественные;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • технические;
  • литературные;
  • сельскохозяйственные и проч.

Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.

Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.

Фонды музея при школе

Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:

  • Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
  • Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)

В фонде могут значится:

  • орудия труда;
  • продукция, готовые изделия производства;
  • нумизматика;
  • оружие, знаки воинской славы;
  • предметы быта;
  • изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
  • письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
  • медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
  • семейные раритеты и реликвии и проч.

Об экспозиции музея при школе

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.

В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:

  • систематический;
  • тематический;
  • ансамблевый.

Школьные музеи - особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Она способна достичь тех целей, решить те задачи, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.

Бюджетное образовательное учреждение дополнительно образования детей

города Омска «Дом детского творчества»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ДДТ

________________

«Дети и музей»

Возраст детей: 5 - 6 лет

Срок реализации - 1 год

Педагог дополнительного

образования:

Принято на Методсовете

«___»____________2012 г.

Председатель Методсовета

_____________________

Омск – 2012

ВВЕДЕНИЕ

Процессы, происходящие ныне в нашем обществе, сложны и неоднозначны. Разрушение духовных ценностей, изменение нравственных ориентиров, распад семейных традиций отрицательно сказывается на внутреннем мире ребёнка. Возникающую потребность в дополнительных источниках восстановления гармонии с миром, формировании личности, эстетически развитой, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, способной к творческой самореализации может в значительной мере удовлетворить музей.

Именно музей образовательного учреждения как никакой другой музей позволяет решить эти задачи. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, где ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество детей, педагогов, родителей. Музей образовательного учреждения предоставляет редчайшую возможность – учить детей извлекать знания, опираясь на первоисточник, общение с которым оказывает огромное воздействие на эмоциональную сферу человека. В процессе общения с музейным предметом повышается общая эрудиция, расширяется кругозор, пополняются знания, развиваются способности ребёнка к творчеству.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основным мотивом деятельности дошкольника является познание окружающего мира, нахождение в нём своего места, определение своей роли. Представление ребёнка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребёнком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Научился самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.

Актуальность программы заключается в том, что музей образовательного учреждения выступает как одно из средств постижения окружающего мира через визуальный материал, а также как средство адаптации ребёнка к миру. Непосредственное знакомство с подлинным музейным предметом позволяет не только получить новые знания, но и вызвать эмоционально-ценностную, эстетическую реакцию, значимую для формирующейся личности.

С раннего возраста детей всегда привлекают тайны далёкого прошлого. Задача педагога - развить этот интерес в правильном направлении, что возможно только при непосредственном знакомстве с подлинным музейным предметом.

Идеальной средой для такого общения является музей образовательного учреждения, созданный детьми и служащий для детей. Здесь ребёнок всегда воспринимается как равноправный участник диалога. Особые возможности для этого дают интерактивные методики, призванные помочь ребёнку проявить инициативу и самостоятельность. Последнее подразумевает самое непосредственное взаимодействие с предметом, создание фонда материалов, доступных для тактильного восприятия. Это является главным стимулом интереса к музею и удовлетворяет потребность детей в действенном освоении знаний.

Также удовлетворяют потребность к деятельности, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, обогащают опыт ребёнка - наблюдения, опыты, эксперименты.

При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребёнок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребёнка, но и для живых объектов.

Занятия построены по принципу «занимательного общения», сопровождаются мультимедиа презентациями, аудио - и видеоматериалами, что играет большую роль в побуждении детей в освоении культурного наследия.

Детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, запечатлеваются в ярких образах, которые влияют на формирование мироощущений, жизненной позиции, мировоззрения, поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать чувства любви к окружающим людям, природе, родному краю. Чтобы успешно справиться с поставленной задачей в первую очередь нужно учитывать интересы детей, уметь преподнести материал занимательно, доходчиво, красиво.

Программа «Дети и музей», используя подлинные музейные предметы, а также предметы фонда наглядных пособий (предметы музейного значения, копии, муляжи, иллюстративные материалы и пр.), позволяет решить ряд важных воспитательных, образовательных, развивающих задач.

Одной из главных задач программы «Дети и музей» является пробудить интерес к музею, как к особому источнику культурно-исторического опыта человечества, сформировать внутрен­нюю духовную потребность в посещении музеев.

Цель программы – создать условия для формирования интереса к истории Омского Прииртышья посредством организации музейной - педагогической деятельности с использованием интерактивных методик и современных информационных технологий .

Образовательные:

Формировать музейную культуру, внутрен­нюю духовную потребность в посещении музеев;

Формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

Формировать бережное отношение к музей­ному предмету как к части материальной и духовной культуры;

Формировать визуальную грамотность (на­блюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать ви­зуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);

Пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;

Дать элементарные знания по истории края.

Воспитательные задачи:

Пробудить чувство сопричастности к прошлому;

Формировать эмоциональную культуру и художественный вкус;

Воспитать бережное отношение к историко-культурному наследию города и страны;

Воспитать нравственные качества личности: доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию;

Формировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру.

Развивающие:

Опираясь на индивидуальные способности каждого ребёнка, стимулировать развитие интеллектуальных и творческих способностей, эмоциональной сферы личности;

Самостоятельности в работе, практическому использованию полученных знаний и навыков;

Развить коммуникативных способностей каждого ребенка;

Развитие психофизических качеств: наблюдательности, умения сосредотачиваться, формирование произвольного внимания, умение ориентироваться в пространстве и времени, развитие воображения, эмоциональной отзывчивости.

Концептуальные основы программы

Практическая направленность обучения. Оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, является необходимым условием реализации программы.

Принцип интерактивности. Человек запоминает только то, что делает.

Принцип многообразия видов деятельности. Создание пространства многообразных видов деятельности, которые обеспечивают каждому ребенку приобретение новых качеств и совершенствование имеющихся у него способностей.

Доступность обучения. Выбор содержания программы оптимален для достижения её цели и задач.

Связь обучения с жизнью. Поскольку одна из задач программы - формирование творческой личности, её реализация невозможна без формирования системы нравственно-этических взглядов ребенка. Эти взгляды получают воплощение в повседневной жизни ребенка. Поэтому основой для формирования такой системы является обозначенный принцип.

Культуросообразность. В программе показана неразрывная связь между регионом и страной, между малой и большой Родиной. Человек, родившийся в этом регионе, должен познавать его историю и настоящее не только через абстрактные исторические факты, но и через личностное включение. Это необходимо для того, чтобы человек ощущал себя частью прошлого и настоящего края.

Презентации мини-проектов;

Выставки детских работ;

Викторины;

Творческие работы;

Участие в конкурсах

Для диагностики результативности образовательной программы используются:

Анкета первичного собеседования;

Листки активности;

Тетрадь моих достижений.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Практика

Музейное дело

Вводная беседа.

Что такое музей?

Что такое вещь?

Вещь как портрет человека.

Музейные профессии.

Какие бывают музеи.

Сегодня мы идём в музей.

Краеведение

Динозавры – кто они?

Ледниковый период.

Ребятам о зверятах.

Путешествия семян.

Как рождаются города.

Экспонат в фокусе

(знакомство с музейными предметами)

Как появились камни.

От слова-рисунка к букве.

Как появился ластик и мяч.

Подведение итогов за год. Презентация мини-проекта «Мой музей».

Итого за год

Тема занятия

Музейное дело

Вводная беседа

Теория. Знакомство с коллективом , обсуждение плана работы на год. Выявление сферы интересов детей. Правила поведения на занятиях.

Практика.

Игра «Шапка-невидимка». Знакомство педагога с детьми и детей друг с другом.

Просмотр мультфильма «Шапка-невидимка».

Что такое музей?

Теория . Музей как «машина времени». Правила поведения в музее.

Практика.

Игра «Отыщи экспонат». Сказочные персонажи потеряли в нашем музее свои вещи, помогите их отыскать и вернуться героям в свои сказки.

Задание. Посмотрите мультфильм «Ну, погоди!» Выпуск №12 и ответьте на вопрос: Правильно ли вёл себя волк в музее?

Что такое вещь?

Теория. Свойства музейных предметов. Язык вещей. Вещь как портрет.

Практика.

Игра-упражнение . Посмотрите мультфильм «Ивашка из Дома пионеров» и нарисуйте вещами портрет сказочных персонажей.

Мультимедиа презентация,

Вещь как портрет человека.

Теория. Вещь – портрет своего владельца . Сходство профессий музейного работника и сыщика.

Практика.

Игра-тренировка. Педагог показывает детям белый халат и просит назвать профессии людей, которым он может принадлежать.

Игра-тренировка . Посмотрите мультфильм «Мы с Шерлоком Холмсом» и составьте устно вещевой портрет Шерлока Холмса.

Опыт . Потомки Шерлока Холмса, или по следам Шерлока Холмса. Измельчить карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрёт готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги. На листе останется явный отпечаток пальца.

Игра-тренировка. Посмотрите мультфильм «Трое на острове» и составьте устно вещевой портрет пирата.

Игра-тренировка. Нарисуйте вещами собственный портрет, портрет своих родителей.

Мультимедиа презентация,

подлинные музейные предметы, копии музейных предметов.

Музейные профессии.

Теория. Музейные профессии. Профессия исследователя, реставратор.

Практика.

Игра. «Музейный реставратор». Посмотрите мультфильм «Крынка». Из бумажных «черепков», разбитого горшка соберите целый сосуд и наклейте в тетрадь.

Мультимедиа презентация, копии музейных предметов, подлинные музейные предметы.

Какие бывают музеи.

Теория. Как появились музеи. Какие бывают музеи. Город-музей. Дом-музей.

Практика.

Игра. Поместите музейные предметы в соответствующий музей. Лист плотной бумаги разделить на две части. Красочные картинки с изображением экспозиций музеев разного профиля, наклеить на одну сторону, на вторую, лист бархатной бумаги. Изображения музейных предметов наклейте на бархатную бумагу (бархатом наружу).
Дети должны разложить картинки с изображением экспонатов в соответствии с профилем музея.

Сегодня мы идём в музей.

Теория. Подготовка детей к встрече с музеем. Вспомнить какие бывают музеи. Правила поведения в музее.

Практика.

Задание. Сочините сказку «Однажды в музее»: «Каждый вечер после закрытия музея вещи оживают и рассказывают друг другу свою необычную историю: как они жили до того момента, когда люди принесли их в музей, как оказались здесь… Однажды свою сказку рассказал …».

Мультимедиа презентация, подлинные музейные предметы, копии музейных предметов.

Итоговое занятие по разделу «Музейное дело».

Практика.

Краеведение

Динозавры – кто они?

Теория. Палеонтология как наука об ископаемых животных. Как образовались окаменелости.

Какие бывают динозавры. Музеи динозавров. Сколько лет жили динозавры. Почему вымерли динозавры (гипотезы: падение метеорита, извержение вулкана). Современные родственники динозавров (птицы и крокодилы).

Практика.

Игра «Мини - раскопки». Предложить отыскать детям останки древних ящеров (игрушечные скелеты динозавров).

Задание. Рисуем динозавра. Обведите ладонь руки карандашом. Большой палец – это хвост динозавра, остальные четыре пальца - ноги. Дорисуйте голову и шипы. Раскрасьте. Получился динозаврик. Придумай ему имя.

Опыт. Извержение вулкана.

Рецепт лавы. Смешайте одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски, 5 капель моющей жидкости. Аккуратно перелейте смесь в бутылку в вулкане. Поставьте готовый вулкан на открытом месте, где он ничего не забрызгает. Залейте 5 капель

белого уксуса в бутылку и отойдите в сторонку, чтобы понаблюдать, как ваш вулкан начнет извергаться.

Мультимедиа презентация, мультфильм о динозаврах, фигурки динозавров, макет вулкана.

Ледниковый период.

Теория. Как работают палеонтологи.

Древний обитатель Омского Прииртышья: мамонт, шерстистый носорог, саблезубая кошка.

Палеонтологические музеи.

Практика.

Задание. Посмотрите мультфильм «Мама для мамонтёнка» и нарисуйте мамонтёнка. Обведите ладонь руки карандашом. Большой палец – это хобот мамонтёнка, остальные четыре пальца - ноги. Дорисуйте уши, бивни. Раскрасьте. Вот и получился мамонтёнок. Придумайте ему имя.

Игра. Следопыты. Играющие должны определить « кто из животных, птиц мог оставить свои следы».

Задание. По «останкам» древних животных реконструируйте их внешний вид (собери пазл).

Выставка рисунков.

Мультимедиа презентация, мультфильм, подлинные палеонтологические предметы (фрагмент бивня мамонта).

Ребятам о зверятах.

Теория. Животный мир Омского Прииртышья. Дикие, домашние животные, насекомые.

Практика.

Игра. Угадай, кто я?

По описанию дети, должны догадаться о каком животном идёт речь.

Игра. «Пойми меня».

С помощью жестов, движений, мимики и звуков, изобрази животных.

Игра. «Чьи детки?» Назови маму детёныша животного, изображённого на картинке.

Опыт . Своды и тоннели. Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в неё карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Задание. Придумай загадку о животном.

Мультимедиа презентация, мультфильм, фигурки животных.

Экскурсия в краеведческий музей (отдел природы).

Практика. Задание.

Внимательно рассмотрите экспонаты и ответьте на вопросы. Какие животные вам известны? Что вы о них знаете? После посещения музея нарисуйте то, что запомнилось больше всего. Подготовьте мини рассказ по своему рисунку.

Путешествия семян.

Теория. Растительный мир Омского Прииртышья с древних времён до наших дней. Превращение семени в растение. Крылатые семена (берёза, клён, липа). Пушистые семена (одуванчик, тополь). Растения, которые умеют стрелять (горох, акация). Омские деревья долгожители.

Практика. Игра. Кто быстрее?

Найти картинку с изображением определенного растения.
Дети должны найти карточки с изображением растения, которое называет педагог. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.

Опыт . Цветы лотоса.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт . Чудесные спички. Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Задание. Определите возраст дерева по годичным кольцам на спиле.

Задание. Изготавливаем из семян тыквы, арбуза, кабачка букетики цветов.

Мультимедиа презентация, мультфильм, семена, цветы растений.

Как рождаются города.

Теория. Легенды об основании города Омска, происхождении названий рек Иртыш и Омь. .

Игра. «Путешествие по старому Омску». Дети получают секретное письмо, написанное молоком. Нагрев лист бумаги видим, как появляется невидимое послание. Из секретного письма узнаём о существовании старинной карты Омска.

Отправляемся в путешествие по старой карте Омска (место высадки экспедиции И. Бухгольца, реки Омска, здание Дома творчества, цирка, кукольного театра, музеев Омска, самое старое дерево Омска и др.).

Фотовыставка «Я и мой город».

Мультимедиа презентация.

Итоговое занятие по разделу «Краеведение».

Практика. Выполнение творческих заданий.

Экспонат в фокусе (знакомство с музейными предметами)

Как появились камни.

Теория.

Разновидности камней. Геология – наука, которая изучает камни. Как стать геологом. Из чего состоят горы. Вулканы. Магматические породы.

Практика.

Опыт со свечой (как порода образуется из магмы). Представить как порода образуется из магмы поможет наблюдение за горящей свечой.

Мультимедиа презентация, подлинные музейные предметы, копии музейных предметов. Мультфильм.

От слова - рисунка к букве.

Теория. История возникновения письменности: узелковое, рисуночное (пиктографическое) письмо, рождение славянской письменности; первые письменные материалы: глиняная табличка, папирус, береста, бумага.

Чернильное озеро.

Практика.

Игра. Дети посылают друг другу письма, написанные разными способами (узелковое, рисуночное, на глине, бересте). Пишем гусиным пером и чернилами.

Опыт. Куда делись чернила? Превращения. В пузырёк с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Мультимедиа презентация, подлинные музейные предметы, копии музейных предметов.

Как появился ластик и мяч.

Теория. Мяч из «слёз дерева». Хлебный мякиш и резинка для стирания карандаша.

Практика.

Задание. Продолжите сказку. Злой волшебник сделал так, что в одну секунду не стало в городе резины. А в это время торопились люди в автомобилях по своим делам, девочки играли в мяч, в домах горел электрический свет, а водолаз искал на дне утонувшую лодку. Продолжите сказку. Скажите, что стало с городом, людьми, какие вещи исчезли из дома и улицы, когда вдруг пропала вся резина.

Мультимедиа презентация, подлинные музейные предметы, копии музейных предметов, мультфильм.

В гостях у сказки (история бытовых предметов).

Теория. Предметы крестьянского быта, о которых рассказывается в сказках: глиняный горшок, лапти, прялка.

Практика.

Лепим глиняный горшок старинным способом.

Викторина «Угадай-ка». Дети должны отгадать загадку и найти экспонат, о котором идет речь, а также продемонстрировать, как его применяли на практике.

Задание. Посылка для домового (наполнить чугун овощами) рисунками.

Задание. Сочини загадку. Учимся загадывать загадки.

Мультимедиа презентация, мультфильм, подлинные музейные предметы.

Как подготовить мини-проект «Мой музей».

Теория. Создаём свой мини - музей. Что необходимо знать, чтобы создать свой музей. В экспозиции отразить:

1)Место, где живут герои экспозиции.

2)Героев экспозиции.

3)Твое отношение к ним, их отношение к тебе.

Практика . С помощью предметов, рисунков построить экспозицию на темы «Моя семья», «Моя кошка» и т. д.

Экспозицию зарисовать в тетради.

Мультимедиа презентация, подлинные музейные предметы, копии музейных предметов.

Подведение итогов за год.

Теория. Итоги за год.

Практика . Презентация мини-проекта «Мой музей».

Методическое обеспечение программы

Программа «Дети и музей» ориентирована на возрастную специфику детей дошкольного возраста. Дошкольникам свойственна острота и свежесть восприятия, созерцательная любо­знательность. Они с живым любопытством и ярко выраженной эмоциональностью реагируют на окружающее. Вместе с тем их мышление, во многом продолжая сохранять наглядно-образный ха­рактер, уже начинает приобретать вербально-логические черты.

В процессе занятий большое значение имеет использование не­вербальных и игровых методов обучения. Речь идет о самостоятель­ных рисунках и творческих заданиях, различного рода дидактиче­ских играх, развивающих упражнениях. Важно также соблюдать принципы наглядности и диалога, стремиться к выявлению индиви­дуальной активности и самостоятельности каждого ребенка, а так­же формированию навыков общения и совместного обсуждения впечатлений (навыков коллективной работы).

В образовательном процессе используются три основные формы работы с учащимися: классно-аудиторные, практические занятия и занятия на музейной экспозиции.

Главными условиями успешной реализации программы является использование для проведения музейных занятий коллекции подлинных музейных предметов, наглядных пособий, мультимедиа презентации, аудио - и видеоматериалов. Создание специального интерактивного фонда музейных предметов позволяет осуществлять непосредственное тактильное восприятие предмета, что является главным стимулом интереса к подобным музейным занятиям и удовлетворяет потребность детей в действенном освоении знаний.

Мультимедиа презентация, благодаря эмоциональной привлекательности является весьма эффективным средством подачи информации. Возможность использования анимационных роликов, аудиоэффектов, графики и текста повышает восприимчивость детской аудитории, создает позитивное отношение к информации.

Как показывает практика наиболее эффективно совместное использование мультимедиа презентаций и традиционного процесса обучения основанного на личном общении обучаемого с педагогом. Применение новейших технологий в музейно-педагогическом процессе подчеркивает ценность общения с подлинниками, а не замещает собой этот диалог.

Программа рассчитана на творческое взаимодействие педагога дополнительного образования, детей и родителей. Предусматривает совместные походы в музей, а как итог работы по программе разработку мини - проекта «Мой музей».

Основным видом деятельности дошкольника являются, игра в процессе кото­рых ребенок этого возраста познаёт мир. Поэтому учебно-воспитательный процесс организован по принципу «занимательного общения», с использованием эвристических методов преподавания.

Важны такие моменты как:

Готовность детей включаться в диалог с педагогом и сверстниками по поводу рассматриваемых на занятии проблем;

Умение вести поисковую работу, самостоятельно или вместе с родителями коллекционировать, собирать свои собственные рисунки и поделки, посещать музеи, делиться своими впечатлениями;

Готовность быть активным на занятии, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно, и т. п.

Одной из форм работы с детьми является - музейный урок. Главным условием музейного урока являются визуализация (использование музейных предметов) и диалог (восприятие ребенка как активного участника диалога). Музейные уроки проектируются с учетом особенности детской психологии – с опорой на чувственное восприятие и активность ребенка, который стремиться познать окружающее через игру. Особенность музейных уроков заключается в том, что ребята могут не только увидеть, но и подержать в руках подлинные музейные экспонаты (специальный интерактивный фонд). Музейный урок обычно построен в форме беседы. Современные информационные средства позволяют сделать урок богаче и разнообразнее.

Визуализация образования, воспитание путем погружения детей в предметный мир культуры, использование современных интерактивных методик и современных информационных технологии все это позволяет привлечь внимание детей к музейным занятиям. Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить, почувствовать целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, поможет стать личностью.

Формы работы:

Музейный урок

Экскурсия

Выставка

Просмотр мультфильма

Путешествие в прошлое

Путешествие по сказкам

Научная экспедиция

Методы решения задач обучения, воспитания, развития детей :

Вопросно - ответный (побуждает к рассуждению и анализированию в определенной логической последовательности);

Метод сравнения (сопоставление однотипных явлений, событий, фактов, предметов);

Беседа (с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к припоминанию уже известных им знаний и стимулирует усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений);

Проблемного изложения (организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения жизненных или учебных проблем);

Исследовательский метод (предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ);

Проектный метод (способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему).

Контраста (противопоставление явлений, событий, фактов, предметов);

Элементы театрализации (способ интерпретации музейной информации с применением комплекса театральных атрибутов. Для театрализованной экскурсии обязательно присутствие музейных предметов, активное участие посетителей, использование игровых эпизодов и элементов театрализации);

Диалогического общения (равноправное обсуждение вопросов рассматриваемой темы);

Стимулирования самостоятельной деятельности (создание ситуации и условий для включения посетителя в активную самостоятельную деятельность в различных сферах (эмоциональная, интеллектуальная, творческая, практическая);

Творческого состязания (использование соревнования в целях выявления и активизации творческого потенциала аудитории);

Игровые методы (призван способствовать освоению музейной информации в процессе игры с переживанием удовольствия от самой деятельности. Различают игры предметные, сюжетные, подвижные, интеллектуальные и дидактические). Для решения задач обучения в музее чаще всего используются дидактические и ролевые игры (предлагается представить себя в роли участника событий, изобразить событие в лицах, быстро отыскать определенные экспонаты).Использование игрового метода активизирует творческую деятельность детей. В игровых ситуациях главным моментом для самого ребенка выступает игра, сам того не замечая, он овладевает новыми знаниями и навыками.

Видеометод (использование проекторов, учебного телевидения, компьютеров). Наиболее эффективен при изложении новых знаний, демонстрации различных видов деятельности. Слайды, видеозаписи , детские передачи и т. д.

Демонстрации (наглядно чувственное ознакомление детей с экспонатами в их натуральном виде позволяет осуществлять активный познавательный процесс)

Условия для успешной реализации программы

Наличие фонда музейных предметов;

Наличие интерактивного фонда музейных предметов;

Наличие помещения для классно - аудиторных занятий;

Наличие поурочных мультимедиа презентаций;

Возможность посещать музеи города;

Возможность проводить пешеходные экскурсии;

Иметь в собственном распоряжении или иметь возможность работы с компьютером, с выходом в Интернет; сканером, принтером, мультимедийным проектором; фотоаппаратом, видеокамерой ;

Обеспечение методической литературой, литературой по музейной и краеведческой тематике;

Наличие видеотеки;

Привлечение к сотрудничеству родителей обучающихся;

Пропагандирование музейно-краеведческой деятельности;

Систематически демонстрировать результаты работы обучающихся;

Создать со стороны администрации образовательного учреждения, общественности атмосферу заинтересованности и значимости реализации Программы;

Стимулировать деятельность детей.

Литература для педагогов

1. Бойко -коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности:Учебное пособие. – СПб., 20с.

2. Большая Российская Энциклопедия. – М. 2006. – 1887 с.

3. Брокгауз словарь.

4. Буровик вещей. – М., 1985.

5. Ванслова и школа. М.: Просвещение, 1985.

6. , Пугачева историко-краеведческий словарь. М., 1994.

7. Гвоздев Б. Ключи от прошлого. Легенды и предания земли Омской.

8. Гончаренко край. Природа. Народы. Первобытная история. Культура. Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГПУ, 19с.

9. Города Петра Великого. Справочная книга/Автор-сост. . Вып.1. СПб.: Звезда Петербурга, 2001.180 с.

30. Зеленко музей. М., 1927.

31. 1000 лет озарений. История вещей. Издательство: Слово, 2002. – 220 с.

32. Иртышский вертоград (серия «Вся Россия»): Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, хроника, рассказы, стихи. – М: Академия поэзии, издательство «Московский писатель», 1998. – 560 с.

33. Каулен и экспозиционер. Конспект лекций. Омск. 2000.

34. Кочедамов рос и развивался город Омск. Л., 1960.

35. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

36. Коников тысяч лет среднеиртышскому искусству. Научно-популярное издание. Омск.1966. с. 60, с ил.

37. , Отечественное музейное дело в русле международных тенденций/ Музей для всех. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика». Кафедра музейного дела. Вып. 4., составитель – , АПРИКТ, 2003, 196с.

38. Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А. Тайны прошлого. – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999. – 64 с.: ил. («Сибирь: неизвестные миры»).

39. Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. тр. творч. лаборато­рии «Музейная педагогика» кафедры музейного дела / Под науч. ред. Е. К - Дмитриевой, . М., 1997.

40. Лебедев мультимедиа: возможности и реалии // Музей и новые технологии . М., 1999. С.160-177.

41. Макарова-Таман «Дом: детский открытый музей» в Москве //Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». Тез. семи­нара. СПб., 1995.

42. Макарова-, Юхневич музеи в
России и за рубежом. М., 2001.

43. , Авербух Омского Прииртышья. – Омск: ОГИК музей, 20с.

44. О значении термина «музейная педагогика» в теории и
практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. М., 1999.

45. , Юхневич педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. тр. творч. лабо­ратории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. М., 1997.

46. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, ме­тодика, практика. М., 1989.

47. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч. тр. Вып. 5:Педагогика и культурология музейной деятельности. СПб., 1999.

48. Музейная педагогика: Междисциплинарные диалоги: Первая тетрадь. СПб.:Специальная литература, 1998.

49. Николаев и легенды.- 4-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. Унив. изд – во, 2007. – 203 с.; 16 с. ил.

50. Омск. «Город на границе государства Российского…». Историческая мозаика /Автор-сост. , /СПб.: Звезда Петербурга, 2001.112 с., ил.(Серия «Города Петра Великого», Вып.3)

51. Палашенков и памятные места Омска и Омской области . Омск, 1967.

52. Педагогика детской одарённости: развитие в творчестве: учеб. пособие/ – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. – 120 с.

53. Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы / Группа «Музей и образование»: , Ми­нина СБ., М., 1994.

54. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.- метод, пособие / Под ред. . – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001,- 224 с.

55. , Саплин в историю. 3 кл.: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1997. – 128 с.

56. , Саплин в историю. Пособие для учащихся. М.:ЦГО, «Вента – Гриф», 1995. – 160 с.

57. Старый Омск. Иллюстрированная хроника событий/ Сост. . – Омск, 2000.

58. Столяров педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/. - М.: Высш. шк., 2004 - 216 с.

59. Столяров в системе образования: (К проблеме специфики музейно-педагогической деятельности в современном социокультурном процессе) //
Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». Тез. семи­нара. СПб., 1995.

60. Столяров художественного музея: от истоков до современ­ности. СПб: Специальная литература, 1999.

61. Столяров музей и эстетическое воспитание молоде­жи. Л., 1988.

62. Столяров БЛ., и др. Музейно-педагогическая программа
«Здравствуй, музей!» // Художественный музей в образовательном процессе. СПб.,1998.

63. , Соколова НД., Алексеева экскурсионного
дела: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. СПб., 2002.

64. 1000 знаменательных событий из истории Омска. ./ Сост. И науч. Ред. . Омск, 1996.

65. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители, . Художники, . – Ярославль: Академия К, Академия Холдинг, 2001. – 224 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

66. Удалов о славном городе Омске. – Фрагменты истории. Омск: Кн. изд-во, 2005. – 272 с.

67. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. М.: АСТ – Пресс, 1997.

68. Хадсон К - Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001.

69. , Фокин музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. – СПб.: СпецЛит, 20с.

70. Юрасова. Очерки истории. Омск, 1983.

71. Юренева: Учебное пособие для высшей школы . – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

72. Юренева в мировой культуре. М., 2003.

73. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педаго­гике. М., 2001.

Литература для детей

1. Весёлые уроки. Познавательный журнал для детей среднего школьного возраста, февраль 2010 .

2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки /Авт. сост. . – М.: «Издательство АСТ»; дом «Семейная библиотека», 1999. – 496 с., ил.

3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремесел. – М.: АСТ»; Артель», 2000. – 416 с., ил.

Интернет-ресурсы:

1. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin. *****/l_01_00/l_01_10c. shtml

2. Занимательные опыты http://*****/opit/opit. htm

3. Как сделать вулкан? http://*****/fulltext-thread. aspx? cnf=Early&trd=6380

4. Кононченко Н. Знакомим дошколят с растениями http://*****/2003/08/9.htm

6. Почему растения растут вверх? http://www. *****/art/1953/

7. Старовойт с детьми. "Извержение вулкана"

http://www. *****/zanatia247.htm

Некоторые родители, возможно, спросят: зачем вообще ходить в музеи? Прежде всего – ради удовольствия. Очарование природы, красота человеческого тела, застывшие на холсте чувства, игра света и тени… Однако замечать эту красоту, увы, умеют не все. Быть может, все дело в интенсивном ритме жизни. Но куда вероятнее, что равнодушных к искусству людей в детстве просто не научили понимать живопись или скульптуру. А обучиться этому в зрелом возрасте удается далеко не всем. Поэтому важно заняться «музейным образованием» ребенка вовремя.

Когда начинать водить ребенка в музей?

Наиболее благоприятный возраст для приобщения детей к искусству – это 4–5 лет. Раньше вести ребенка в музей классической живописи нет смысла. Ребенку в возрасте активного исследователя (от 1 до 3 лет), когда ему надо все потрогать, везде залезть, вряд ли подойдет для этих целей Третьяковская галерея, Русский музей, Лувр и иже с ними. С 4 лет наступает период сюжетно-ролевых игр – и тогда дети в принципе готовы к восприятию музеев.

Речь сейчас не идет о глубоком знании стилей и направлений. Главное, чтобы малышу нравилось простое созерцание и через картину ребенок пытался постичь красоту окружающего мира. Как ему в этом помочь?

Как рассказывать ребенку об искусстве? Помогут полезные книжки

Возможно, вы не являетесь большим знатоком живописи. В этом нет ничего страшного. И если вы не знаете, что и как рассказать ребенку об искусстве, с какими картинами познакомить в первую очередь, вам на помощь придут книги. Сейчас в реальных и виртуальных книжных магазинах можно отыскать немало хороших изданий о живописи для детей, которые станут удобным подспорьем родителям. Кстати, чтение таких книг и рассматривание качественных репродукций здорово поднимет культурный уровень не только ребенка, но и мамы с папой.

Всем известно, что малыши лучше всего запоминают информацию в стихах. Для этой цели идеально подойдут «Прогулки по Третьяковской галерее» Андрея Усачева. Прочитайте стихи об известных картинах ребенку два-три раза, и вот он уже будет цитировать их на память.

А заодно и картины ребенок запомнит, и имена художников.

В стихотворной форме несложно освоить и жанры живописи. Можно воспользоваться старой песенкой на стихи Александра Кушнера из мультфильма «Пластилиновая ворона». В ней очень весело и понятно для ребенка рассказывается об основных жанрах живописи.

Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется пейзаж.

А вот куплет про натюрморт:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это натюрморт.

И о портрете тоже есть:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина
Называется портрет.

А потом, когда ребенок в музее будет уже неплохо ориентироваться в жанрах, можно будет при виде любой картины играть с мамой и папой в веселую игру «Кто первый определит жанр?» Особенно интересно, если мама или папа «случайно» неправильно ответит и даст возможность малышу исправить ошибку. Неужели после этого можно утверждать, что художественный музей – это скучно для ребенка?

Но вернемся к книгам. Нельзя обойти вниманием книгу известного искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» – там рассказывается, как воспринимают картины дети разного возраста, и на что обращать их внимание.

Время от времени отправляйтесь с малышом в «компьютерный музей»: просто садитесь с ним у монитора и просматривайте репродукции. Есть множество сайтов об искусстве для детей с тематическими подборками картин. Например, можно посмотреть полотна о конкретном времени года, о детях или о праздниках… И просто поговорите об этих картинах по душам.

Ребенок в музее: первый опыт

Итак, к посещению музея ребенок готов морально. Пусть ваша экскурсия станет настоящим праздником для маленького любознательного человечка. Чтобы именно так и было, воспользуйтесь простыми правилами.

Основной принцип – только положительные эмоции! Ребенку в музее должно быть интересно и понятно то, о чем идет речь. Поэтому дошкольнику не подходят стандартные музейные экскурсии. На какое-то время мама или папа должны стать гидом для своего малыша.

Это факт
Разговор о правилах поведения в музее необходим. Не давите на ребенка всяческими «нельзя», а спокойно скажите, что в таком красивом здании и вести себя нужно красиво. Договоритесь, что малыш ничего не будет трогать. Объясните, что это придумано для того, чтобы экспонаты сохранились как можно дольше.

Не нужно превращать каждое посещение ребенком музея в ритуал, чтобы это не связывалось у ребенка с какими-то особенными действиями и обязанностями. Один раз сообщите малышу о прогулке заранее, может, даже подготовьтесь к ней, посмотрев репродукции картин. Другой раз загляните с ребенком в музей или на выставку совершенно неожиданно. Просто, гуляя по городу, скажите: «А давай-ка зайдем, посмотрим ту картину, которая понравилась тебе в прошлый раз?» Или: «Ух, ты! Смотри: новая выставка «Наш город в картинах художников»! Давай посмотрим!»

Ребенок в музее: показывайте доступные пониманию сюжеты

Для поддержания интереса ребенка в музее обращайте внимание на понятные ему сюжеты. Самые маленькие «искусствоведы» с удовольствием будут рассматривать курочку или коровку, сельский домик или речку с мостиком («как у бабушки в деревне»), фрукты и овощи на столе, море, лес, играющих детей и многое другое, с чем они сталкиваются в повседневности.

Конечно, не все сюжеты будут интересны малышу. Вряд ли он станет долго смотреть на многочисленные портреты королевских семей средневековья. Хотя что-то из этого ему тоже можно показать: любопытно ведь, как выглядели короли и королевы, о которых написано в сказках…

Четырехлетнему ребенку уже можно показать и исторические картины, и бытовые сценки, и картины на библейские, мифологические темы. Рассматривание картины – это же как путешествие на машине времени! Здесь застыли реальные картинки из прошлого, и можно увидеть, как выглядели города, как одевались люди, чем занимались…

Пять лет – лучший возраст, чтобы начать знакомить ребенка с мифами Древней Греции. Ребятишкам не только интересны хитросплетения мифологических сюжетов. Они еще и прекрасно запоминают всю родословную богов и героев. А потом радуются, если видят их в музее и сами узнают сюжет на картине. То же самое можно сказать и о библейской тематике. Но сначала, если вы еще этого не сделали, прочитайте малышу детскую Библию. Картина не произведет на ребенка должного впечатления, если он не будет понимать, что на ней происходит. Дома можно закрепить полученные знания: посмотреть мультфильм или фильм по «теме», найти на географической карте нужную страну, полистать детскую энциклопедию.

4 игры, в которые можно поиграть с ребенком в музее

Чтобы малыш не заскучал, поиграйте с ним в полезные игры в музее. Они потренируют его мышление, речь, воображение.

1. Запоминалки

Предложите ребенку рассмотреть картину, а потом отвернуться. Пусть теперь он попробует по памяти ответить на ваши вопросы. Например: «Сколько яблок лежит на столе?» или «Какого цвета платье у девочки?» Затем поменяйтесь ролями.

2. Рассказывалки

Возле картины с интересным сюжетом задержитесь подольше. Вместе с ребенком подробно опишите ее: что изображено, что за персонажи, что делают, во что одеты, о чем разговаривают и т.д. Попробуйте составить рассказ.

3. Эмоции

Обращайте внимание ребенка на те эмоции, которые выражают герои картины. Пусть маленький искусствовед постарается определить: герои – какие они? Может, радостные, веселые, счастливые, задумчивые, грустные, обиженные?

4. Фантазирование

Развитию воображения способствует абстрактная живопись. Подобные картины вызывают у детей любопытство. Непонятное зеленое пятно может показаться малышу лягушонком, а желтый мазок – Луной. Отыщите на выставке такую «непонятную» картину и спросите ребенка: «Что ты здесь видишь?» Возможно, вы будете удивлены его ответом...

Выход есть!

Важно почувствовать тот момент, когда малыш начал уставать, и сразу же уйти. Так вы поддержите интерес ребенка на достаточно высоком уровне. И в следующий раз он охотно согласится прийти в этот или другой музей снова, чтобы увидеть что-то уже знакомое или совершенно новое и необычное.

Возьмите за правило всякий раз после посещения музея покупать на выходе открытки с репродукциями картин: ребятишки очень любят всевозможные сувениры. К тому же открытки станут отличной «шпаргалкой» для вас и малыша. Их можно вешать на стены в детской, использовать как закладки. Или просто коллекционировать, хранить в коробочке. И доставать время от времени, чтобы пересмотреть и вспомнить те самые картины, которые произвели на вас самое большое впечатление. Перебирая открытки, ребенок быстро запомнит и художников, и названия картин. Для него покупка открыток может стать своеобразным ритуалом и повысит интерес к походам в музей.

Главное, чтобы ребенок понял, что искусство – это вовсе не скучно! И если он под впечатлением от увиденного захочет создать свой собственный «шедевр» – прекрасно! Пусть рисует «копии» с понравившихся картин, пусть творит что-то свое, развивается, умнеет, становится лучше… Ведь именно в этом и заключается основная роль искусства.

Дети и музеи.

Верите вы или нет, но музей - то место, куда можно пойти и с маленькими детьми! И не стоит бояться и думать, что музеи и дети несовместимы. А если вы хотите с нежного возраста прививать вашему малышу чувство прекрасного, то такие походы очень даже рекомендуются! И в этой статье мы рассмотрим, как правильно организовать посещение музеев с детьми, важные аспекты проведения такой культурной программы для вашего ребенка.


Многим родителям кажется, что дети в дошкольном возрасте не запомнят поход в музей, картины, их авторов. Тогда какой же смысл похода в музей? Здесь важно понимать, что маленькие дети усваивают информацию не совсем так, как взрослые. Это касается и восприятия картин. Дети видят их образно, постигают эмоционально, а самые понравившиеся картины пропускают глубоко через себя. Также некоторые родители боятся, что их чаду будет сложно соблюдать правила поведения в музее для детей. Но всё в ваших руках! Если внимательно отнестись к подготовке этого мероприятия и соблюдать общие рекомендации, то поход в музей можно превратить в увлекательное путешествие, приятное и полезное!

Мой неудачный детский опыт.


Я хорошо помню один из моих первых детских опытов посещения музея, Третьяковской галереи. Туда привезли выставку Марка Шагала. И, как водится, многочисленная интеллигенция, жаждущая искусства, выстроилась в очередь. Среди них были и мои родители. А я была еще очень маленькой, не старше 7-8 лет. Мы стояли 2 часа в этой унылой очереди. Я замерзла и устала. Когда мы туда попали, как вы понимаете, мне уже совсем не хотелось ничего смотреть.
Наверное, я еще долго вспоминала этот поход в музей с ужасом. К счастью, этот опыт не отбил у меня любовь к искусству на всю жизнь. И сейчас я с огромным удовольствием посещаю выставки в различных музеях и галереях, а с особой любовью - Третьяковскую галерею. Теперь-то я знаю, чего точно нельзя делать, точнее что делать нужно, чтобы посещение музеев детьми вызвало лишь радостные эмоции, оставив приятные воспоминания! И я хочу, чтобы ваши дети тоже ходили в музеи с интересом и восторгом!

  • Первое важное правило: поход в музей не должен быть утомительным для ребенка. Выбирайте время дня, удобное для малыша, чтобы он не был уставшим или сонным. Лучше всего ходить в музей в первой половине дня.
  • Кроме того, старайтесь ходить в музеи в будний день. В рабочие дни народу всегда меньше, и вы будете гораздо свободнее чувствовать себя в залах музея.

  • Любое культурное мероприятие - это серьезная нагрузка для ребенка. А посещение музеев детьми - тем более. Поэтому для первого раза лучше отвести на осмотр произведений искусства не более 30-40 минут. Не нужно стараться охватить всё - это нереально, да и просто не нужно. Если ребенка увлекут всего 3 картины, это уже прекрасно! Лучше простоять 10 минут перед одной картиной, чем носиться час по музею и смотреть по верхам. Оставьте другие картины для следующего раза.
  • В поисках знакомых картин в выставочных залах, возможно, ребенка привлекут и какие-то другие. Попробуйте придумать по этой картине какой-то рассказ для ребенка, пофантазировать вместе. В целом, следуйте интересам ребенка. В разном возрасте детей увлекают разные темы: сказочные, человеческие, философские, природные, о животных и т.д.
  • А в конце вашей экскурсии обязательно загляните в музейную лавку. Не стоит уходить из музея без подарка.

Правила поведения в музее для детей

Музей - то место, где необходимо строго соблюдать правила поведения, что обычно тяжело для маленьких детей. Им всегда хочется побегать и потрогать всё руками. И, к сожалению, работники музея часто очень резко одергивают детей и их родителей. Чтобы этого избежать и не испортить себе настроение, постарайтесь проговорить эти правила заранее, но не в скучном назидательном тоне.

Например, можно взывать к чувствам ребенка, попросить его «пожалеть» картины. Можно сказать, что им очень много лет, многие из них пережили войны, пожары, другие катаклизмы, и они очень хрупкие, их надо беречь, чтобы не нанести вред. Тогда другие люди смогут еще долго на них любоваться. Поэтому не стоит трогать их руками, касаться, фотографировать со вспышкой (от этого выцветает краска).

Зато, если малыш будет добросовестно соблюдать правила поведения в музее для детей, то «юному любителю искусства» можно пообещать награду в конце вашего похода. Это может быть какая-то вещь или игра из этого же музея. Сейчас в музейных лавках продают большое количество интересных развивающих игр по картинам: лото, мемори, пазлы. Подарок будет не только приятным воспоминанием о посещении музеев детьми. Он позволит вам дальше возвращаться к этим картинам, играть и прививать любовь к ним.

Подготовка к походу в музей: как заинтересовать ребенка.

Теперь о самом сложном. Какие выставки посещать с ребенком? Какие картины выбрать? И как заинтересовать ребенка? Давайте рассмотрим эти вопросы. Прежде всего, без предварительной подготовки тут не обойтись. Если вы еще ни разу не рассматривали дома вместе картины, не обсуждали их, то ребенку будет сложно воспринимать картины в музее. Интерес нужно сначала подогреть, заложить фундамент, фоновые знания. Возможно, на это уйдет не одна неделя.

Посещение музеев с детьми: наш поход в Третьяковку.

Расскажу о нашем опыте. Первый раз моя дочка была в Третьяковской галерее в 3,5 года. А нашим первым «путеводителем» стала книга «Прогулки по Третьяковской галерее» с Андреем Усачевым. Книга прекрасно оформлена: на развороте с одной стороны репродукция, с другой - стихотворение к этой картине. Стихи очень разные: короткие и длинные, живые и динамичные, есть глубокие и философские. Мы читали эту книгу почти с пеленок, так как мне самой она очень нравилась. И возвращались к ней вновь и вновь. Поэтому свой первый выход в Третьяковку мы построили именно на основе этой книги. Мы просто ходили и искали наши знакомые и любимые картины. А дочка искренне радовалась, когда замечала «Всадниц» Брюллова, «Царевну Лебедь» Врубеля, «Тройку» Перова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, и, конечно же, самую любимую - «Дети, бегущие от грозы» Маковского. Потом она неоднократно спрашивала, когда мы пойдем в Третьяковку еще раз. Следующий наш поход состоялся недавно, когда ей было уже 5 лет, вместе с участниками нашей творческой мастерской «Капельки искусства» . О нем читайте в скором времени.

Экскурсии для детей: да или нет?

Вы сами знаете, насколько разными бывают экскурсоводы. Иные способны зажечь пламенную искру, а другие вызывают лишь скуку и уныние. В любом случае, рассказы по картинам должны быть живые, с элементами загадок, рассуждений, поисков ответов на вопросы. Не стоит перегружать ребенка информацией о художнике и дате создания. Это совсем неважно до определенного возраста.

Я постаралась максимально подробно рассказать обо всех тонкостях и деталях посещения музеев детьми. Надеюсь, что ваши походы в музей доставят вам и вашему ребенку много радости, а советы выше помогут избежать возможных ошибок и трудностей. Желаю вам с детьми приятного и вдохновляющего знакомства с миром искусства!

Александра Трошина

Как здорово, что для детей придумали специальные музеи, где можно бегать, ползать, шуметь, все трогать руками и играть. А родители в это время могут совершенно не переживать, что сейчас появится разгневанный сотрудник музея и будет делать им замечания. Первый детский музей был создан аж в 1899 году – в Бруклине, в Нью-Йорке. Сейчас найти такие музеи можно во многих крупных европейских и американских городах. И сегодня Екатерина Лайтер расскажет нам о самых интересных детских музеях мира.

Париж

Городок науки и индустрии - музей, где можно познакомиться с выставками, посвященными космосу, математике, транспорту, звукам, энергии и многому другому. Для маленьких посетителей есть детский городок (Citedesenfants), разделенный на две территории – для детей 2-7 лет и 5-12 лет. Пространство для детей 2-7 лет организовано так, чтобы ребенок через игру исследовал окружающий мир. Детям понравится играть с зеркалами или строить дом из кирпичей на строительной площадке. Особенно интересной будет зона игры с водой. Вот, где можно разгуляться по полной!

Адрес: 30, Avenue Corentin-Cariou.
Стоимость билета: 9 евро, дети до 6 лет бесплатно.
Режим работы: открыт со вторника по субботу с 10.00 до 18.00 и в воскресенье до 19.00, выходной – понедельник.

Лондон

Лондонский музей науки - музей с солидной репутацией. Он был основан в 1857 году. Здесь собрали экспонаты, оставшиеся после проходившей в 1851 году Большой технической выставки. На пяти этажах представлены залы медицины, космонавтики, астрономии и т.д. В 2007 году в музее открыли постоянную интерактивную физическую выставку c более чем 50 экспонатами и разнообразными динамическими демонстрациями. А еще здесь можно полетать на самолете и космической ракете!

Адрес: South Kensington SW7 2DD (метро South Kensington).
Стоимость билета: вход свободный.
Режим работы: открыт ежедневно с 10.00 -18.00 (последний запуск в музей – 17.15), не работает 24, 25, 26 декабря

Вена

Детский музей Zoom без преувеличения называют одним из самых интересных детских музеев в мире. Zoom располагается на территории 1600 кв.м. и состоит из четырех игровых пространств. Игровая зона для самых маленьких (0-6 лет) называется ZOOM Ocean. Попадая сюда, вы оказываетесь на большой красочной игровой площадке. Она делится на два уровня: «Корабль» и «Подводный мир». Ребенок может нажимать на все кнопки, которые издают различные звуки и спецэффекты. По словам моей знакомой, «это просто невероятная игровая зона». Зона ZOOM Studio рассчитана на детей 3-12 лет. Это пространство для творчества.

Здесь дети обучаются различным художественным техникам, а также лепят, клеят и моделируют. ZOOM Animated Film Studio создана для детей 8-14 лет. Дети смогут попробовать себя в роли режиссеров, сценаристов и звукорежиссеров. А еще здесь можно создать собственный мультфильм или записать песню. В зоне ZOOM Exibition дети 6-12 лет знакомятся с темами искусства, архитектуры, науки. Они узнают, что такое скульптура, или, например, как космонавты спят на космической станции. Все экспозиции музея работают в определенное время и на них необходимо записываться заранее. Вы можете сделать это на сайте музея.

Адрес: Museums Quartier, Museumsplatz 1, 1070 Wien.
Стоимость билета: цена отличается в зависимости от экспозиции, которую вы хотите посетить. С ценами вы также можете ознакомиться на сайте музея.
Режим работы: открыт ежедневно, выходной – понедельник. Часы работы зависят от графика выбранной вами зоны

Зальцбург

В маленьком Зальцбурге приютился замечательный Музей игрушек (Spielzueg Museum). Три главные темы музея: «игра», «переживание» и «удивление». Дети смогут поиграть в железную дорогу или в магазин. А еще посмотреть книжки с яркими иллюстрациями. Помимо этого, в музее представлена самая большая в Австрии коллекция игрушек. Девочкам обязательно понравятся куклы и кукольные домики, а мальчишкам – солдатики и железные дороги.

Адрес: Bürgerspitalgasse 2.
Стоимость билета: дети с 4-15 лет – 1,5 евро, молодежь с 16-26 – 2 евро, взрослый – 4 евро.
Режим работы: открыт со вторника по воскресение с 9.00-17.00.

Стокгольм

В центре Стокгольма на острове Юргоден для детей создали настоящий сказочный мир. Юнибакен – это музей сказок Астрид Линдгрен и других шведских писателей. На сказочной площади ребенок может залезть в разные домики, покататься на горках и посидеть в самолете. Самая известная достопримечательность Юнибакена – паровозик, который везет гостей музея через сказки Астрид Линдгрен. После паровозика вас ждет в гости Пеппи Длинный чулок. В домике у Пеппи поиграйте на кухне и покатайтесь с горки. А еще в Юнибакене каждый день показывают интересные спектакли. Не забудьте зайти в магазинчик музея: здесь продаются сказки Астрид Линдгрен на всех языках мира, а также разнообразные игрушки и сувениры.

Адрес: Galärvarvsvägen 11521.
Стоимость билета: Дети 0-2 года бесплатно, для взрослых 159 шв. крон (1 крона – примерно 7, 50 руб.), для детей (2 – 15 лет) 139 шв. крон.
Режим работы: работает ежедневно, кроме марта, апреля и сентября. В эти месяцы открыт со вторника по воскресенье. Часы работы: 10.00 – 17.00 (июль, август 10.00- 18.00).

Берлин

Берлин – очень дружелюбный по отношению к детям город. Одно из мест, куда здесь можно пойти со своими чадами — детский музей «Лабиринт» . Музей рассчитан на детей 3- 12 лет. В «Лабиринте» несколько тематических зон, где представлены обучающие экспонаты по математике и письму, чтению и моделированию. Сейчас в музее до 30 августа 2015 г. действует выставка «Дорогу! Дети делают город». На ней учат создавать план города, при помощи различных инструментов строить дома, оформлять улицы. А еще дети смогут поучаствовать в гонках на облаках. Такой способ передвижения по городу придумали маленькие фантазеры.

Адрес: Osloer Straße 12.
Стоимость билета: для ребенка и взрослого 5, 50 евро, в семейную пятницу – 4, 50 (каждая пятница с 13-18 часов), семейный билет (до 6 человек, не более двух взрослых) 16 евро.
Режим работы: пятница, суббота с 13.00 до 18.00, воскресенье с 11.00 до 18.00, в праздничные дни с 11.00 до 18.00.

Бостон

Вот уже более ста лет в Бостонский детский музей приходят дети с родителями, чтобы провести здесь несколько незабываемых часов.В лобби музея находится трехуровневый вертикальный лабиринт, по которому дети лазают, учась ориентироваться в пространстве и выбирать самый лучший и безопасный путь. Другая излюбленная зона детей – «Пузыри». Кто откажется от того, чтобы при помощи различных инструментов надувать маленькие и большие пузыри?

На строительной экспозиции можно посидеть в настоящем экскаваторе, поуправлять подъемным краном и поползать в туннелях. А еще зайдите в японский домик и окунитесь в мир японской культуры. В зоне Kid Power всегда весело. Здесь дети крутят педали, танцуют на интерактивном подсвечиваемом полу и лазают по стенам. Для самых маленьких посетителей предусмотрена специальная зона, где можно спокойно передвигаться на четвереньках и нажимать на различные кнопки.

Адрес: 308 Congress Street.
Стоимость билета: взрослый — 14$, ребенок – 14$ (до года бесплатно), по пятницам с 17.00 до 21.00 – 1$.
Режим работы: каждый день с 10.00 до 17.00, в пятницу с 10.00 до 21.00.

Барселона

Вы гуляете по Барселоне с детьми? Тогда музей CosmoCaixa нельзя пропустить. В 2006 году он был признан лучшим музеем науки в Европе. В CosmoCaixa вы узнаете много интересного об окружающим мире. В основном зале, расположенном на минус пятом этаже, вас ждут разные физические опыты. Конечно же, в них можно принять активное участие. Но самое интересное - это зал с воссозданными джунглями Амазонки. Через стекло вы сможете полюбоваться подводной и надводной жизнью местных обитателей: рыб, птиц и других животных. Каждые 15 минут здесь льет настоящий тропический дождь! В CosmoCaixa день пролетит незаметно. Будьте готовы, что ваши дети не захотят отсюда уходить!

Адрес: Isaac Newton, 26.
Стоимость билета: Общий билет: 4€. Билет включает посещение музея и временных выставок. Вход для детей до 16 лет свободен.
Режим работы: со вторника по воскресенье с 10.00 до 20.00. Музей закрыт по понедельникам.

Москва

Экспериментариум

Экспериментариум - первый в Москве музей, где экспозиция создана в интерактивном виде, и ребенок может все потрогать и принять участие в разнообразных опытах и экспериментах. Чего только здесь нет: водная зона со всевозможными сооружениями (водные весы, кран без трубы, интерактивный каскад), зеркальный лабиринт, ударные установки, пианино, меняющее цвет, комната с наклоненным потолком и многое другое. Также в музее проводятся шоу и мастер-классы.

Адрес: метро Сокол, Ленинградский просп., д. 80, к.11.
Стоимость билета: дети до 3 лет бесплатно, детский (4-16 лет) — 450 рублей в выходной и 350 — в будний день, взрослый в будний – 450, в выходной – 550. В понедельник билеты стоят дешевле, чем в другие дни.
Режим работы: в будние дни с 10.30 до 19.00, в выходные и праздники с 10.00 до 20.00.

Планетарий

Помню свое первое детское впечатление от Планетариума : кажется, что попадаешь в какой-то совершенно особенный мир и аж дух захватывает. Мир звезд и космоса не оставит равнодушным ни одного ребенка и взрослого. Большинство программ здесь рассчитаны на детей от 6 лет. Однако детям и более младшего возраста будет интересно побывать в интерактивном музее «Лунариум», разделенном на две экспозиции: «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». Здесь можно создавать искусственные облака и торнадо, генерировать электрическую энергию, сочинять электронную музыку, прокатиться на космическом велосипеде. Вы побываете на борту космической станции и увидите еще много удивительного.

Мастерславль - это детский тематический парк, в котором дети возрастом от 5 -15 лет узнают и освоят самые разные профессии. Это целый мир, состоящий из разных мастерских (банк, служба быта, турагентство, театр и др.). На входе в Мастерславль, в банке, дети получают местную валюту - золотые таланты. Их можно потратить в городе на учебу, осваивая профессии врача, пчеловода, кондитера. Убирая и сортируя мусор, ребенок приумножит свои финансовые накопления. В автошколе дети могут сдать экзамен на вождение и получить права.

Если ребенок хочет получить больше знаний о понравившейся ему специальности, он может посетить мастер-класс. На базовые занятия дети попадают в порядке живой очереди, длительность каждого занятия - 20-30 минут. Мастер-классы проводятся по предварительной записи и длятся от 40 минут до 1 часа. В Мастерславле планируют организовать Спальный район с игровой зоной для детей младше пяти лет. Пока же малыши допускаются в город только в качестве зрителей вместе с родителями и только при условии, что город посещает второй старший ребенок.

Адрес: Пресненская набережная, д. 4, стр. 1 (торговая галерея между станцией метро Выставочная и мостом Багратион в Москва-Сити).
Стоимость билета: для детей в будний - 1100 руб., в выходной - 1400 руб., для взрослых в любой день 300-700 руб., детям до 5 лет - 400 руб. Каждый второй понедельник - льготный день.
Режим работы:

В северной столице для детей и взрослых открыт интерактивный музей занимательной науки «ЛабиринтУм «. Здесь, как и в других детских музеях, ребенок через игру постигает различные науки и законы. В музее расположено пять тематических зон: «Водный мир», «Мир физических экспериментов», «Черная комната», «Зеркальный мир». Также в музее проводят научные шоу, на которых актеры в течение 45 минут показывают физические и химические опыты. Помимо этого можно прийти на специальные занятия, которые рассчитаны на детей от 3 лет. Шоу, экскурсии и занятия проводятся по предварительной записи.

Адрес: ул. Льва Толстого, д. 9 А.
Стоимость билета: взрослый и ребенок с 2 лет в будний — 350 р., в выходной – 400 руб.
Режим работы: ежедневно с 11:00 до 19:00.