Украинские художники которые писали в историческом жанре. Искусство Украины XIX века

Один из самых популярных направлений коллекционирования в Украине - советская живопись второй половины 20 века, т.е. с 1945 по 1989 годы. Если посмотреть на статистику краж в отечественных региональных музеях, картины именно этого периода крадут чаще всего - и не случайно.

Благодаря практике формирования музейных фондов, проводимой советский Союз художников и Госфонд, даже небольшие региональные музеи могут похвастаться интересными коллекциями.

По крайней мере, едва не в каждом из областных музеев можно увидеть работы «звезд» советской живописи, вроде Сергея Шишко, Николая Глущенко, Сергея Григорьева, Татьяны Яблонской и других.

Возможно, именно поэтому маленькие музеи с хорошими коллекциями становятся сравнительно легкой добычей для воров - за последние 10 лет ограбили 40 региональных музеев.

Специалисты утверждают, что продать ворованную работу невозможно. В то же время арт-дилеры признают, что картины криминального происхождения таки продают - мол, их покупают коллекционеры, заказавшие ворам достать конкретное полотно конкретного художника из конкретного музея. Привлекательность картины советского периода определяет прежде имя ее автора.

С помощью галеристов и дилеров «Украинская правда Жизнь» составила топ-10 самых дорогих на украинском рынке художников второй половины 20 века (названные цены являются «эстимейтой», т.е. нижней границей, с которой начинается торг. Эти имена не потеряли в цене даже в период кризиса, и, по мнению галеристов, коллекционеры ценят их всегда.

Андрей Коцка

Народный художник СССР, ученик Эрдели. Своеобразная визитная карточка художника - ряд женских портретов «гуцулок» и «верховинок». Его стиль узнаваем, но во многих картинах повторяются одинаковые мотивы, открывая поле для продажи краденых картин или подделок. В течение 2006-2007 годов из музеев и частных коллекций было украдено несколько его работ.

Гуцулка в красной косынке - 8-10 тысяч долларов (апрель 2010)

Верховинка в красной косынке - 12-17 тысяч долларов ( с е нтябр ь 2009)


Сейчас в розыске 4 картины Коцки: «Верховинки» (80х60, масло, холст), «Горное село» (60х80, масло, холст), «Девушка» (50х40, масло, холст) и «Цветы в вазе» (96х105, масло , холст.

Сергей Григорьев

Народный художник СССР, дважды награжден Сталинской премией. Его небольшая работа будет стоить от 7-8 тысяч долларов. Картины Григорьева находятся преимущественно в столичных музеях наподобие Национального художественного музея Украины или Третьяковской галереи или в частных коллекциях. Работ Григорьева в розыске нет - его картины, хранящиеся в музеях, слишком узнаваемы (например, «Прием в комсомол», «Обсуждение двойки», «Вратарь» и т.д.).


Молодая учительница - 8-11 тысяч долларов

П и онер - 11 тысяч долларов

Были прецеденты возможных подделок «под Григорьева. Например, работу Григорьева «Тихая заводь» в июне 2004 года его внук Иван Григорьев назвал подделкой. По словам Ивана Григорьева, представлен н а я работа деда очень напоминала пейзаж Левитана « У сохший пруд » .

Исаак Левитан "Усохший пруд"

Сергей Григорьев "Тихая заводь"

Федор Захаров
Народный художник УССР. Мастер пейзажей, маринист. Работал на юге Украины - на его картинах изображена местность, сравнительно мало представленная у других мастеров. Умер в 1994 году, то есть работы могли быть куплены непосредственно у него самого, что уменьшает вероятность подделок. Картины Захарова в розыске не числятся.

Последний снег - 15 000 долларов (апрель 2009)
1976, холст, масло, 64 х 94 см

Пристань в Мысовом - 22-25 тысяч долларов (апрель 2010)
1980 год, холст, масло, 58 х 123 см

Татьяна Яблонская
Народный художник СССР, ученица Кричевского. Лучшие работы находятся в крупных музеях - среди самых известных «Хлеб», «Свадьба», «Юность» и другие. Для нее характерна узнаваемая рука и широкий спектр тем.

К тому же, Яблонская много работ дарила, поэтому на рынке постоянно появляются новые, ранее неизвестные ее работы. После инцидента на выставке «Украинская живопись 1945-1989. Из частных коллекций» (2004), при которой семья художницы выразила сомнение в подлинности четырех работ Яблонской, цены на ее работы упали. С 2004 года экспертизой работ Яблонской занимается лишь ее дочь Гаяне Атаян.

Летний день - 13-17 тысяч долларов
1978 год, холст, масло, 55,5 х 59,5 см

На лесной поляне - 20-30 тысяч долларов
1959 год, холст, масло, 65 х 65 см

Сейчас в розыске находятся пять картин Яблонской: «Интерьер с полкой» (49х54, картон, темпера), « Красный угол» (50х61, картон, темпера), « Осеннее окно» (60х80, холст, масло), две работы из серии «Интерьеры Полесья» (49х70, картон, темпера и 49х59, картон, темпера) .

Иосиф Бокшай
Художник закарпатской школы, известный пейзажами и жанровыми работами. Работал вместе с Адальбертом Эрдели. Начальная стоимость картин на аукционах составляе т от 20 000 долларов.

В интернете работу Бокшая маслом размером 50х70 продают за 10 000 долларов, работу пастелью - от 3 тысяч долларов. Если следить за аукционными торгами, можно заметить, что картины этого художника немного выросли в цене.

Осенние деревья над озером Синевир - 25-30 тысяч долларов (сентябрь 2009)
1950-е годы, холст, масло, 85 х 60 см

В пути - 35-40 тысяч долларов (апрель 2010)
1956 год, холст, масло, 68 х 95 см

Сейчас в розыске пять картин Бокшая: «Ворочанская скала на реке Уж» (95х115, холст, масло), «Девушка» (60х80, холст, масло), «Мадонна с ребенком» (87х82, холст, масло), «Невицкий замок» (100х120, холст, масло),« Поле с красными маками» (60х80, холст, масло).

Алексей Шовкуненко

Народный художник СССР. Известный прежде всего как автор натюрмортов, индустриальных пейзажей маслом, также известны его акварели. Визитной карточкойхудожника являются пейзажи и натюрморты с розами. Его работ в розыске нет.

Букет роз - 30-40 тысяч долларов
1970-е годы, холст, масло, 50 х 40 см

Валентина Цветкова

Народный художник УССР. Много путешествовала. Ее картины интересные сочетанием канонов академической советской живописи и «экзотической» тематики - Канны, Ницца, Северная Африка. В розыске ее работ нет.

Букет цветов на подоконнике - 25-30 тысяч долларов
1950-е годы, холст, масло, 83 х 114 см

Весеннее утро - 40-50 тысяч долларов
1961 год, холст, масло, 200 х 100 см

Адальберт Эрдели

Мастер западноукраинского живописи, основатель художественной школы этого региона, учитель Бокшая.

С именем Эрдели связана криминальная история, вызванная ростом цен на работы этого художника. В сентябре 2004 года на помещение вдовы художника напали грабители и вынесли 48 картин. Общая стоимость украденного - 1 миллион долларов. И одну человеческую жизнь - во время ограбления 88-летняя Магдалина Эрдели умерла от сердечного приступа.

Пастушка - 45-65 тысяч долларов
1930-е годы, холст, масло, 60 х 50 см

Сергей Шишко

Народный художник СССР, ученик Федора Кричевского. Писал преимущественно пейзажи Киева - довоенного и послевоенного. Цены на его работы растут пропорционально увеличению размера холста - это легко заметить по начальной цене.

Поговаривают, что неплохую коллекцию работШишко имеет Дмитрий Табачник***. Также говорят, что этого художника на отечественном арт-рынке «раскрутили» сознательно.

Об этом говорят частности совладельцы аукционного дома «Золотое сечение»: «В Табачника одна из крупнейших в Украине коллекций картин Шишко - он участвовал в раскрутке этого художника, ему можно поблагодарить за то, что Шишко вырос в цене.

Осень. Аскольдова могила - 40-50 тысяч долларов
1947 год, картон, масло, 50,5 х 58 см

Вид на Аю-Даг - 70 000 долларов
1956 год, холст, масло, 53,5 х 79 см

Сейчас в розыске 4 картины Шишко: «Зимний этюд» (37,5 х52, холст, масло), «Зимнее утро» (55х45, холст, масло), «На вершине Карпат (85х67, 5, холст, масло),» Осень в Голосеево «(80х100, холст, масло).

Николай Глущенко
Народный художник СССР. Глущенко - один из самых популярных на отечественном рынке украинских художников советского периода. Его целевую аудиторию составляют местные потребители - за пределами украинских границ могут заинтересовать лишь жанровые работы этого художника.

Цены на полотна Глущенко неизменно высоки, их колебания зависят, в частности, от размеров работы, как и в случае с Ш ишко . Картина «метр на полтора» будет стоить около 100 000 долларов.

Стиль Глущенко близкий к французскому импрессионизму. Его работы могут восприниматься как альтернатива на порядок дороже работ французских импрессионистов.

Первая зелень - 70-90 тысяч долларов
1971 год, холст, масло, 80 х 100 см

Владимирская горка - 90-120 тысяч долларов
1953 год, холст, масло, 100х130

Сейчас в розыске три работы Глущенко: «Баржи» (44,5 х65, картон, масло), «Заснеженная дорога» (70х99, холст, масло), «Лес» (37,5 х54, холст, масло).

Цены на картины этой «десятки» обусловлены, прежде всего, именем художника - но интересный украинская живопись второй половины 20 века не ограничивается работами только этих авторов.

По дате ▼ ▲

По имени ▼ ▲

По популярности ▼ ▲

По уровню сложности ▼

Портал, посвященный одной из самых известных украинских художниц, чьи работы популярны не только в Украине, но и находятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. Ее картины нельзя спутать ни с какими другими, настолько они очаровательны и уникальны. Круглолицые, розовощекие и курносые ребятишки никого не оставят равнодушным, а, как минимум, заставят улыбнуться. На этом сайте вы можете самостоятельно оценить произведения Евгении Гапчинской и посмотреть буклеты с ее картинами.

http://www.gapart.com/

Если вы являетесь поклонником стиля абстракционизм, то вам наверняка понравятся работы этого украинского художника. Заходите на сайт, идите в меню «Творчество» – «Живопись» и наслаждайтесь современным искусством. Но талантливый человек талантлив во всем, правда? Так что не упускайте возможность посмотреть и на другие виды искусства, в которых преуспел автор, а это настенная живопись, роспись стен, фасадов и бассейнов, дизайн объектов и помещений, графика и скульптура.

http://www.igormarchenko.com/

Посмотреть работы всемирно известного киевского художника-модерниста Петра Лебединца можно на этом портале. Пункт меню «Об авторе» даст вам общее представление о самом художнике, его наградах, общественных музеях и частных коллекциях мира, где находятся его картины. В пункте «Галерея» размещены художественные произведения автора в стиле модернизм, под которыми указаны такие данные, как название, материал, вид красок, размер холста и год написания.

http://www.lebedynets.com/ru/home.html

Смотрите произведения современных украинских художников на этом портале. Здесь представлены работы в самых разных техниках: живопись маслом и акварелью, иконопись, лаковая миниатюра, художественная вышивка, батик, графика и даже фотография. Если вы – художник, то, соблюдая определенные правила оформления, сможете подать заявку и разместить несколько своих картин или ваших знакомых авторов среди гостевых страниц сайта. В каталоге сайтов можно перейти и на другие полезные арт-ресурсы.

http://artbazar.com.ua/first.php

В Украине живет очень много талантливых художников, чьи работы действительно достойны внимания. Один из таких авторов – Андрей Кулагин, чей сайт мы и предлагаем вам посетить. Художник рисует картины маслом в стилях реализм и сюрреализм, а также может похвалиться и хорошими графическими работами. Помимо изобразительного искусства, вы можете прочесть статьи Андрея на тему культурологии, которые он выкладывает на своем портале, и ознакомиться с авторской биографией.

http://kulagin-art.com.ua/

Хотите познакомиться с работами современных украинских живописцев? Заходите на этот портал! Он представляет собой масштабную галерею живописи с понятной и удобной навигацией по сайту. Здесь же можно осуществить поиск художников по стране. Результаты поиска сортируются по рейтингу пользователя на сайте, по городу проживания, алфавиту либо по дате регистрации художника - вы сами выбираете, какой способ вам удобнее, чтобы быстрее отыскать интересующего вас автора.

http://www.picture-russia.ru/country/2

Если вы интересуетесь современной живописью маслом, то вам наверняка будет интересно взглянуть на живопись этого украинского художника, который работает в уникальной технике живописной мозаики. Картины Дмитрия находятся в коллекциях разных стран Европы. По ссылкам в левом меню сайта вы сможете посмотреть всю интересующую вас информацию. Для удобства все работы рассортированы по разным рубрикам в соответствии с тематикой. Биографию автора и контактные данные можно найти там же.

http://www.ddobrovolsky.com/ru/

Украинское искусство - новый мощный толчок в мире культуры. Работы наших художников популярны за пределами родины. Представляем вашему вниманию подборку тех украинских художников, которых знают и уважают в мире.

Александр Ройтбурд

Александр Ройтбурд - многогранная личность, один из самых известных современных украинских художников во всем мире. Он родился в 1964 году в Одессе. Сейчас он занимается не только живописью, но и фотографией, видео, графикой.

Его творения выставляются даже в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Именно его картина "Прощай, Караваджо" считается самым дорогим (97 тысяч долларов) украинским произведением искусства.

Александр Ройтбурд. Прощай, Караваджо

Василий Цаголов

Еще один известный и уважаемый во всем мире украинский художник - Василий Цаголов. Он родился в России, но со студенческих лет он проживает и работает в Киеве.

Одна из его работ "Офисная любовь-2" продан на аукционе Phillips de Pury & Company в начале июня 2009 года за 53 600 долларов.

Свои шедевры он создает, объединяя мифологию с массовой культурой, на основных принципах современного постмодернизма.

Василий Цаголов. Эвандер Холифилд - Ван Гого произвольно

Александр Гнилицкий

Этот украинский художник, к сожалению, умер в 2009 году. Но он успел представить культуру Украины на венецианском биеннале 2007 года. Также его картины выставлялись в художественных галереях Украины, России, Хорватии, США, Франции, Норвегии, Финляндии, Великобритании, Германии, Италии, Польши.

Шедевры Гнилицкого дорого оцениваются, к примеру, "Небо. Олеговская" продали за 41 250 долларов.

Александр Гнилицкий. Отражение в куполе

Юрий Сенченко

Юрий Сенченко по праву считается патриархом украинского искусства. Правда, в основном Сенченко работал в тандеме с Арсеном Савадовым. Именно их общую картину "Печаль Клеопатры" принято считать точкой отсчета нового украинского искусства.

Его картины видели ценители искусства в Чикаго, Нью-Йорке, Мюнхене, Эдинбурге, Москве и многих других зарубежных городах.

Юрий Сенченко, Арсен Савадов. Печаль Клеопатры

Арсен Савадов

Арсен Савадов, украинский художник, которым в свое время активно интересовалось КГБ. На территории искусства сейчас активно представляет украинскую культуру в Европе и Америке.

Художник пытается в своих картинах совместить постмодернизм с барочной культурой.

Наибольшую известность художнику принесли провокационные картины "Донбасс-шоколад" и "Книга мертвых".

Арсен Савадов. Игрушки

Олег Тистол

Продолжая список известных во всем мире украинских художников нельзя забывать об Олеге Тистоле.

Среди всех украинских художников он качественно отличается своей манерой рисовать, поэтому, наверное, его так уважают в Европе.

Среди его ярких работ выделяют: "Проект украинских денег. Роксолана", "TV + Реализм", "Ю.Бе. Ка".

Один из важнейших проектов, в котором Тистол участвовал, считается выставка 2014 года "Я капля в океане" венского музея Künstlerhaus.

Олег Тистол. Проект украинских денег. Роксолана

Илья Чичкан

Илья Чичкан - яркий представитель новой волны украинского искусства. Его работы часто выставляют в украинских галереях.

Его произведения высоко ценят в Европе. Одну из его картин "It" продали в 2007 году за 70 тысяч долларов.

Илья Чичкан. Из жизни насекомых

Иван Марчук

Этого художника называют современным украинским гением искусства. Британцы даже включили его в список "100 гениев современности" в 2007 году, в котором он, кстати, единственный украинец.

Именно Иван Марчук ввел в искусство новый метод рисования, который критики называют плентизмом.

Иван Марчук. Портрет Б. Ступки

Борис Михайлов

Борис Михайлов - единственный украинский художник, выставлялся в нью-йоркском Музее Метрополитен (2011 год). Он является членом Германской академии искусств, лектором Гарвардского университета, а его работы есть в таких известных собраниях, как Музей современного искусства в Нью-Йорке, Мюнхенской Пинакотеке модерна, Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Михайлов в основном прославился фотографией, хотя он и рисует. В частности Михайлов в свое время шокировал украинцев картинами голых мужчин.

Борис Михайлов. Голый Михайлов

Максим Мамсиков

Его картины, кроме Украины, видели Франция, Германия и Россия. Творчество Мамсикова почему-то не так высоко ценят на родине, как, например, во Франции.

В 2009 году на аукционе Phillips de Pury & Company его "Морской бой" купили за 35 тысяч долларов.

Максим Мамсиков. Без названия

Оксана Мась

Известная одесская художница, работающая в различных жанрах. К примеру, Украинцы могли увидеть прямо на улице ее работу "Дева Мария", которую она составила из 15 тысяч писанок.

За последние два года у художницы было с десяток зарубежных выставок, в том числе в Цюрихе, Париже, Лондоне и Москве.

На аукционе Sotheby ""s в 2009 году одну из картин Мась купили за 55,2 тысячи долларов.

Оксана Мась. Алтарь наций

Тиберий Сильваши

Живописец Тиберий Сильваши яркий представитель украинского contemporary art. Он постоянно экспериментирует, а свои результаты выставляет на показ публике.

Современники считают Сильваши лидером школы украинских абстракционистов.

Тиберий Сильваши. Отображение

Гриця Эрдэ

Очень молодая, очень талантливая и очень амбициозная девушка, которая создает в основном фантазийные коллажи с подтекстом, но также занимается и графикой, и рисунком. Именно сейчас Гриця Эрдэ проводит собственную выставку в Берлине, Германия.

Молодая художница делает также обложки и иллюстрации к книгам и альбомам украинских певцов.

Гриця Эрдэ. Ужас вдохновляет

Олег Голосий

Этот художник успел побыть художником независимой Украины недолго, потому что в 1993 году он умер в возрасте 28 лет. Но за свою короткую жизнь он успел принять участие в выставках в Англии, Германии, Франции, России.

Анатолий Криволап

Самая дорогая работа Анатолия Криволапа "Конь. Вечер" была продана на лондонских торгах Phillips 28 июня 2013 за $ 186 000.

В основном художник рисует пейзажи и экспериментирует с цветом. Недавно он открыл две персональные выставки в Киеве в галереях "Триптих АРТ" и Mironova Gallery.

Анатолий Криволап. Вечер

Виктор Сидоренко

Яркие и экспрессивные - такими называют его работы. Виктор Сидоренко - кандидат искусствоведения и профессор Харьковской государственной академии дизайна и искусств, а также основатель Института проблем современного искусства.

Последнюю его картину "Без названия" из серии Reflection into the unknown было продано на британском аукционе за $ 32 800.

Виктор Сидоренко. Энергетический поток

Никита Кадан

Еще один молодой, но очень талантливый и известный во всем мире украинский художник.

Никита Кадан только за последние годы было 4 персональные выставки, из которых только одна прошла в Украине. Кроме того, у него есть около 50 групповых зарубежных выставок. Его имя знают даже в Нью-Йорке.

Никита Кадан. Похищение Европы.

Винни Реунов

Константин "Винни" Реунов родился и прожил детство в Украине. Затем начал постоянно переезжать. Но все же вернулся снова на родину.

Его полотна висят даже в Великобритании, в галерее Saatchi. Прошлым летом Винни представил проект "Сделано в Украине" в киевской галерее "Карась".

Винни Реунов. THIS CULTURAL NOVELTY WILL CHANGE THE WAY HIGH-EXCLUSIVE ART IS PRESENTED TO MASS AUDIENCE

Андрей Сагайдаковский

Застенчивый, но талантливый львовский художник. Когда-то давно он рисовал на холсте, как и все, зная, где его достать за бесценок. Но потом точка закрылась. Сагайдаковский не мог с этим смириться, потому что любовь к искусству течет в его крови. Тогда он начал рисовать на коврах и циновках.

Именно такая техника рисования принесла господину Андрею славу на весь мир.

Андрей Сагайдаковский. Разговоры

Иван Семесюк

Иван Семесюк - первый в Украине художник, который начал рисовать в стиле "жлоб-арт". И сразу же его картины разлетелись по Украине и миру.

Он стал председателем союза вольных художников "Воля или смерть".

Его работы участвовали более чем в 80-ти выставках. Картины Семесюка выставлялись во Франции, Норвегии, Польше, России.

Иван Семесюк. Портрет Нестора Махно

Влада Ралко

Влада Ралко - экспрессивная Украинская художница, без работ которой не обходится ни одна выставка в Украине.

В ее творениях есть свой определенный стиль и шарм. Они отличаются ярким "устойчивым" цветом. Влада Ралко пытается через картины показать свои чувства, мысли относительно окружающего ее мира.

Влада Ралко. Внутри

Николай Маценко

Николай Маценко - художник, который никогда не забывает своих корней. Он родился в Ивано-Франковской области. Все его работы пропитаны народностью, воспоминаниями детства. В основном Маценко делает ковры и гербы.

Художник утверждает, что благодаря гербам он самореализовывается, а ковры - это его воспоминания из детства.

Николай Маценко. Еще не... (Эскиз Большого Герба)

Александр Войтовыч

Саша Войтович - настоящий знаток женской натуры, недаром основная тема его работ - женщина и ее тело.

Львовский художник неоднократно выставлялся не только на групповых зарубежных выставках, но также и на персональных. В частности, в Венгрии и нескольких городах Испании.

А в 2009 году он открыл собственную галерею.

Александр Войтовыч. Summer Time

Игорь Гусев

Когда-то давно, еще в начале 90-х одесский художник Игорь Гусев, рисовал иллюстрации для журналов, знаки зодиаков и обнаженных девушек.

Но с окончанием "тяжелых" лет, изменилось и творчество художника. Оно стало серьезным и взвешенным. Например, в 2013-м в галерее Dymchuk Gallery Гусев представил свои картины с ретрообразамы.

В 2012 году на лондонских торгах картина Игоря Гусева "Клуб 27 Эмми" была продана за $ 19 500.

Игорь Гусев. Симулятор снежности. внутренний голос

Ко Дню Независимости сайт "24" подготовил для вас 24 материала об Украине. Узнавайте ежедневно интересное о родной стране!

В начале ХХ века украинская живопись развивалась в тех направлениях, которые стали основополагающими в Европе. Украина в то время являлась частью Российской Империи, поэтому «украинские» художники воспринимались как «русские». Такая традиция сложилась, впрочем, гораздо раньше. Величайший русский живописец XIX века Илья Репин был выходцем из Харьковской губернии, а в своём творчестве отражал и украинскую историю, и пейзажи Украины. Живопись в Украине ХХ века, таким образом, развивалась и в русле русского классического искусства.

О том, что из себя представляла украинская живопись XIX века, подготовившая почву для века последующего, можно судить по творческой биографии С. И. Васильковского – украинского пейзажиста и портретиста, умершего в революционный 1917 год. Происходил он из настоящего казацкого рода, дед его был чумаком – казачьим торговцем.

Отец же его служил писарем, и его каллиграфическое мастерство, как считают, было первым впечатлением Васильковского, подтолкнувшим его к занятию живописью. Васильковский обучался в Петербургской Императорской Академии Художеств, где знакомится со многими русскими художниками, настоящими (своими учителями) и будущими.

На раннем этапе он начинает создавать пейзажные произведения, путешествуя по родной Украине. При этом он знакомится с произведениями Гоголя, Котляревского и Тараса Шевченко, которые его очень впечатлили. А в 1886 году предпринимает путешествие по Европе, где знакомится с европейским искусством.

По совету художников Орловского и Похитонова, живших тогда в Париже, он совершенствует своё мастерство, а свои работы выставляет в Парижском Салоне – одной из самых престижных мировых выставок. В последующие годы Васильковский выставляет свои работы как в городах России, так и Украины (Харьков, Киев).

Такова была живопись XIX века в Украине, которую можно охарактеризовать как русскую художественную мысль, изучающую природу и историю Украины. В этом направлении работали И. Труш, Орловский, К. Костанди и другие русско-украинские мастера живописи. В ХХ веке традицию старших художников-реалистов продолжали М. Дерегус, О. Довгаль и другие.

Украинский авангард

Однако живопись в Украине ХХ века осваивала европейские авангардные течения, которые давали мастерам богатую пищу для размышлений и творчества.

  • Начнём с того, что выходцем с Украины был Казимир Малевич – пожалуй, самый известный художник российского авангарда. Его творчество современные эксперты называют довольно слабым, а его ставшие знаменитыми «полотна» – голым эпатажем. Так-то оно так, но при этом своим «квадратам» Малевич давал весьма пространное толкование. Так, о «Красном квадрате» он говорил, что это «живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Квадрат в супрематизме, который Малевич продвигал в своём творчестве, трактуется как изображение наиболее чистого бытия, свободного от материи и от каких-либо ассоциаций.
  • Наиболее видным представителем украинского авангарда считается А. К. Богомазов. Он представил своё понимание авангардного искусства, о чём написал несколько трактатов. В трактате «Живопись и элементы» он рассуждал о взаимодействии основных элементов изображения друг с другом и о взаимодействии Художника, Картины и Зрителя». При этом в собственном творчестве Богомазов ориентируется на кубофутуризм, а позднее на спектрализм. Большинство работ Богомазова, независимо от направления, отличаются необычным и в определённой мере «детским», наивным использованием красок. Интересен его «Портрет дочери», в котором он предпринимает попытку изобразить человека в движении.
  • Футуристические произведения Богомазова напоминают работы Малевича и Кандинского. При этом их отличает, на наш взгляд, несколько более разнообразное использование геометрических элементов и большая осмысленность композиции. Такова «Правка пил» – картина, созданная в 1927 году. Цветовая гамма здесь представляет собой уже не просто нагромождение ярких красок, а создаёт ощущение некой фантастической реальности. На этом этапе Богомазов строит в своих картинах чёткую иерархию цветов при большом разнообразии оттенков; и многие из картин выдержаны в сине-фиолетовых тонах. В этом можно видеть отражение некоего ожидания, с которым воспринималось обществом всё новое, что приносил начавшийся ХХ век.

При этом Богомазов создавал и абстрактные произведения в том же кубофутуристическом духе.

«Расстрелянное возрождение»

В украинском искусствоведении так называют поколение художников, писателей, музыкантов и других работников искусства 1920 – 1930-х годов, которые, будучи настоящими мастерами, были расстреляны в ходе сталинских репрессий. Одним из представителей «Расстрелянного возрождения» является Михаил Бойчук – художник-монументалист, возродивший в новом свете искусство фрески. Настенными картинами расписывал Бойчук театры, санатории, учебные заведения и даже казармы.

Интерес к фрескам у Бойчука не случаен: в молодости он заинтересовался русским церковным искусством, в том числе иконописью и книжной миниатюрой, а с 1910 года работал реставратором в Национальном музее. Впервые Бойчук занялся созданием фресок именно в эти годы, принимая заказы на роспись строящихся церквей.

Расстрелян же Бойчук был по обвинению в «буржуазном национализме», а также по подозрению в контрреволюционной деятельности, поводом для которого стал обычный выезд художника в Европу.

Расстреляны были и его ученики, в частности, Иван Падалка. Ему вменили участие в национал-фашистской организации. Настоящей причиной для уничтожения художника, как считают искусствоведы, было стремление к созданию самобытного украинского стиля, при том что содержание его работ в ту эпоху было вполне в духе «социалистического реализма». Это были, в частности, декоративные тарелки «Я пролетарий Мамай, берегись меня, буржуй!», тарелки с портретом Ленина, гравюра на дереве «Днепрострой» и др.

Видео: Традиционная живопись Украины. Коллекция Мацегоры

Последовательно пережила этапы барокко, рококо и классицизма. Это влияние сказывается уже в двух портретах 1652 года детей Б. Хмельницкого, Тимофея и Розанды. Вместе с тем стилистика начальной украинской живописи весьма разнообразна и неравноценна по мастерству.

Украинская культура второй половины 17-го и начала 18-го столетия

Большинство парадных портретов (парсун) казацких полковников, которые уцелели, пишутся местными казаками-умельцами, которые, однако, умели передать настроение и характер изображаемых старшин. О реалистическом мастерстве казацких живописцев писал Павел Алепский в середине 17-го в.

До наших дней, к сожалению, дошла лишь незначительная доля картин, которые создали украинские художники 18 века. Во второй половине 17-го в. уже создаются школы иконописцев. Самыми известными образцами являются росписи Успенского собора и Троицкой надвратной церкви в Киево-Печерской лавре, обладающих мягкой, пастельной формой письма. Чувственность, округлая плавность линий настраивают зрителей на несколько меланхоличное настроение, пытаются поддержать жизнерадостность мировосприятия. Вместе с тем драматические сюжеты, такие как "Изгнание торговцев из храма", а особенно сцены страстей, выполнены с передачей соответствующего неспокойной эпохе воинствующего напряжения. Изображаемые на фресках фигуры дышали телесным и душевным здоровьем, их движения теряли всякую скованность и в целом подчеркивали возвышенность настроения.

Созданные Киево-Печерской художественной мастерской образы становились каноном, образцом для подражания во всех других уголках Украины.

Храмовая живопись

Характерной составляющей храмовой живописи становится в то время так называемый ктиторский портрет. Ктиторами (народным языком - староста) называли основателей, жертвователей и опекунов той или иной церкви, а также действующих (голов приходского совета). В киевских церквях таких опекунов в течение их истории было очень много. В алтарной части Успенской церкви Киево-Печерской лавры до ее подрыва в 1941 году было изображено 85 исторических лиц - от князей Киевской Руси до Петра I (понятно, что это далеко не все). Незыблемыми изображены старшие церковные иерархи, но чем ближе к тому периоду была историческая личность, тем живее становились портреты, больше выражения и индивидуальности отражалось в лицах.

Необычайной пышности получили в эпоху барокко церковные иконостасы, в которых иконы располагали в четыре, а то и пять рядов. Самыми известными из уцелевших барочных иконостасов такого рода являются иконостасы из церквей Святого Духа в Рогатине, в Галичине (середина 17-го в.) и церкви-усыпальницы гетмана Д. Апостола в Больших Сорочинцах (первая половина 18-го в.). Вершиной станковой иконописной живописи 17-го в. есть Богородчанский (Манявский) иконостас, который выполнен в течение 1698-1705 гг. мастером Иовом Кондзелевичем. Здесь по-новому воспроизводятся традиционные библейские сцены. Изображены живые реальные люди, полные динамики, даже одетые в местные костюмы.

Довольно рано в иконописи попадают элементы стиля рококо, что связано с активным использованием учениками лаврской художественной мастерской в роли образцов рисунков, родителей французского рококо Ватто и Буше, представленных в ученических альбомных сборниках. Рококо вносит в портреты большую легкость и галантность, добавляет характеристические мелкие детали, появляется мода на исполнение женских парсун.

Развитие классицизма в искусстве во второй половине 17-го века

Во второй половине 17-го века развивалась гравюра на меди. Развитие граверства проходило в тесной связи с выпуском студенческих тезисов, потребностями книгопечатания, а также заказами панегириков. Вместе с тем среди работ братьев Тарасевичей и их более поздних коллег можно найти не только роскошные аллегорические композиции светского и религиозного характера, но и реалистичные граверские зарисовки пейзажей, времен года и сельскохозяйственных работ. В 1753 г. императрица Елизавета издала указ: трех украинских ребят из придворной капеллы, которые потеряли голос, отдать в художественную науку. Этими ребятами были будущие известные украинские художники Кирилл Головачевский, Иван Саблучок и Антон Лосенко. Каждый из них внес значительный вклад в развитие классицистического искусства.

Художественное образование в Украине второй половины 19-го - начала 20-го века

Профессиональная художественно-творческая подготовка украинских мастеров в XIX веке происходила в Петербургской академии искусств и в популярных в то время европейских высших художественных заведениях, где основной акцент ставился на академизм и классицизм. По условиям развития эстетики это имело возможность создавать сопротивление художественному развитию Украины, создавать пропасть между народным и «барским» искусством.

Лучшие художественные картины украинских художников 19 века представлены выходцами с академическим образованием, а это прежде всего Т. Шевченко, а затем с ним Наполеон Буяльский, Николай и Александр Муравьевы, Илья Репин и др., которые стремились создать национальную школу искусств. Центром развития культурно-художественной жизни был Киев. После начались постоянные формирования художественных школ. Киевская рисовальная школа стала одной из первых художественных заведений, сыграла важную роль в развитии изобразительного искусства Украины. В разное время здесь учились И. Левитан, М. Врубель, В. Серов, К. Крижицкий, С. Яремич и др. В школе получили начальное художественное образование известные художники: Г. Дядченко, А. Мурашко, С. Костенко, И. Ижакевич, Г. Светлицкий, А. Моравов.

Художественная школа предоставляла основательную подготовку для создания произведений живописи. При заведении даже был основан музей, куда поступали разные этюды и рисунки Репина, Крамского, Шишкина, Перова, Айвазовского, Мясоедова, Савицкого, Орловского и др. Преподаватели школы применяли прогрессивные методы, в основе которых были требования выполнения рисунка с натуры, строгое соблюдение принципа «от легкого - к более сложному», обеспечение индивидуального подхода, органическое сочетание специальной и общеобразовательной подготовки, то есть заострение внимания на развитие всестороннего художественного образования.

В организации школы М. Мурашко помогали профессор П. Павлов, известный российский географ П. Семенов-Тянь-Шанский, а также местные коллекционеры произведений В. Тарновский и И. Терещенко. Опытными преподавателями школы в разное время были М. Врубель, И. Селезнев, В. Фабрициус, И. Костенко и др. Школа М. Мурашко просуществовала до 1901 г., благодаря чему учащиеся получили возможность развивать свой природный талант, а затем и получить художественное образование. Воспитанниками академии искусства были будущие известные украинские художники П. Волокидин, П. Алешин, М. Вербицкий, В. Заболотная, В. Рыков, Ф. Кричевский, К. Трофименко, А. Шовкуненко и др. Художественное образование в Украине второй половины 19-го - начала 20-го ст. представлено школами, которые были сосредоточены в Одессе, Киеве и Харькове.

Искусство Украины конца 19-го - начала 20-го столетий

Особенно выдающееся место в украинском искусстве принадлежит Т. Шевченко, который в 1844 г. окончил был учеником самого Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи». Т. Шевченко создал ряд живописных произведений из жизни крестьянства («Цыганка-гадалка», «Катерина», «Крестьянская семья» и т. д.). Поэтическое и художественное наследие Т. Шевченко имело огромное влияние на развитие украинской культуры и в частности изобразительного искусства. Оно определило его демократическую направленность, которая ярко отразилась в творчестве выпускников Петербургской Академии искусств Л. Жемчужникова и К. Трутовского. Константин Трутовский также известен своими иллюстрациями к произведениям Н. Гоголя, Т. Шевченко, Марко Вовчок, также им запечатлена биография украинского художника Т. Шевченко.

В дальнейшем прогрессивные мастера разделяли идеи созданного в 1870 г. “Товарищества передвижных художественных выставок” и его лидеров: И. Крамского, В. Сурикова, И. Репина, В. Перова. Беря пример с российских «передвижников», украинские художники стремились в своем творчестве использовать реалистичный художественный язык, который понимает народ, и показывать свои картины жителям разных городов. В частности в Одессе было создано “Общество южнорусских художников”, которое активно занималось выставочным делом.

Художественное совершенство и высокий реализм присущи картинам Николая Пимоненко. Наиболее известные его работы «Проводы рекрутов», «Сенокос», «Соперницы», «Сваты». В историческом жанре проявил свой талант А. Мурашко. Он является автором известной картины «Похороны Кошевого», для центральной фигуры которой позировал Старицкий. В пейзажной живописи больше дарования проявил Сергей Васильковский, творчество которого тесно связано с Харьковщиной. Он открыл украинскую живопись Европе, где был удостоен чести выставлять свои картины в парижском салоне «вне очереди». Неповторимым явлением в мировом искусстве стали морские пейзажи художника-мариниста И. Айвазовского. Непревзойденным эффектом лунного света отмечалась картина «Ночь над Днепром» Архипа Куинджи. Замечательными мастерами пейзажной живописи были украинские художники 19 века: С. Светославский, К. Костанди, В. Орловский, И. Похитонов.

Постоянно поддерживал свою связь с Украиной Илья Репин, который родился в Чугуеве на Слобожанщине. Среди многих произведений выдающегося мастера особое место занимает его картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Для этой картины в роли кошевого писаря, изображенного в центре полотна, позировал художнику его товарищ Дмитрий Иванович Яворницкий, который всю свою жизнь посвятил изучению истории запорожских казаков и которого за это называли Нестором Запорожской Сечи. Кошевым атаманом Иваном Сирко в картине изображен генерал Михаил Драгомиров.

На Галичине душой национальной художественной жизни был талантливый художник (пейзажист-лирик и портретист) Иван Труш, зять Драгоманова. Он является автором портретов известных деятелей украинской культуры И. Франко, В. Стефаника, Лысенко и других.

Таким образом, все культурное развитие Украины происходило в неразрывной связи с прогрессивной культурой русского народа.

Живопись в 30-е годы 20-го столетия

В 30-е годы украинские художники продолжали развивать разные направления художественной мысли. Классик украинской живописи Ф. Кричевский («Победители Врангеля»), а также пейзажисты Карп Трохименко («Кадры Днепростроя», «Киевская гавань», «Над большим путем», «Утро в колхозе») и Николай Бурачек («Яблони в цвету», «Золотая осень», «Облака надвигаются», «Дорога в колхоз», «Ревет и стонет Днепр широкий»), который виртуозно воспроизводил состояния природы в зависимости от особенностей солнечного освещения. Значительные достижения украинской живописи этого периода связаны с развитием портретного жанра, представленного такими художниками, как: Петр Волокидин («Портрет жены художника», «Портрет певицы Зои Гайдай»), Алексей Шовкуненко («Портрет девушки. Ниночка»), Николай Глущенко («Портрет Р. Роллана»). В это время расцветает творчество художницы Екатерины Билокур (1900-1961). Стихия ее живописи - цветы, они образуют композиции чрезвычайной красоты. Картины «Цветы за плетнем», «Цветы на голубом фоне», «Натюрморт с колосками и кувшином» очаровывают сочетанием реального и фантастического, ощущением гармонии, разнообразием красок, филигранной манере исполнения. С присоединением к Украине Закарпатья в 1945 году число украинских художников пополнили Адальберт Эрдели («Обрученные», «Женщина»), Берлоги ло Глюк («Лесорубы»), Федор Манайло («На пастбище»). Закарпатской художественной школе были присущи профессиональная культура, колористическое богатство, творческий поиск.

Живопись времен Великой Отечественной войны

Одной из ведущих тем украинской станковой живописи в течение длительного времени оставалась Великая Отечественная война. Художники рисовали героизм воинов, пафос борьбы. Однако писались и философские живописные произведения: «Медсестра» Асхата Сафаргалина, «Во имя жизни» Александра Хмельницкого, «Лен цветет» Василия Гурина. Многие художники продолжали развитие украинского изобразительного искусства, пытаясь дать собственное толкование личности и творчества Великого Кобзаря: Михаил Божий «Думы мои, думы» и тому подобное. Гордостью украинской культуры стало творчество художницы Татьяны Яблонской (1917-2005). Еще в послевоенные годы Т. Яблонская создала одно из лучших полотен того времени - «Хлеб». Картины художницы раннего периода - «Весна», «Над Днепром», «Мать» - выполнены в лучших академических традициях, полны движения, чувства и живописной свободы.

Живопись в 50-е годы 20-го столетия

В конце 50-х годов в Украине несколько ослабло идеологическое давление на творчество художников. И хотя соблюдение «принципа социалистического реализма» оставалось обязательным для советских художников, его тесные пределы расширились. В изобразительном искусстве стало больше по сравнению с предыдущим периодом свободы в выборе тем, средств воплощения художественного замысла, выявлении национальной самобытности. Многие украинские художники стремились отойти от прямолинейного копирования жизни, они обращались к символическим образам, поэтической интерпретации прежнего мира. Именно поэтизация стала одной из ведущих тенденций в различных видах искусства. Для этого периода характерно стремление к национальным корням. Украинские художники 20 века обращались к образам выдающихся деятелей истории, культуры, изучали народное искусство, обычаи. Большое значение приобрело в котором происходили смелые экспериментаторские поиски. Среди оригинальных: Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС), 18 ярких произведений украинских монументалистов - витраж-триптих в Национальном университете им. Т. Шевченко, мозаика «Академия 17 ст.» в Институте теоретической физики, отделка интерьера Дворца детей и юношества в Киеве и тому подобное.

Живопись в 60-е годы 20-го столетия

В начале 1960-х художник Т. Яблонская обращается к народному искусству, что обусловило изменение ее художественного стиля («Бабье лето», «Лебеди», «Невеста», «Бумажные цветы», «Лето»). Этим картинам присущи плоскостная трактовка, пластичность и выразительность силуэтов, построение колорита на соотношении чистых звонких красок.

Поражает творчество закарпатского художника Федора Манайла (1910-1978), который еще в довоенные годы стал одним из лучших европейских художников. В эпицентре творческих поисков художника - природа Карпат и стихия народной жизни: «Свадьба», «Завтрак», «В лесу», «Солнечное мгновенье», «Горами-долинами» и т. д. Ф. Манайло был консультантом на съемках кинофильма С. Параджанова «Тени забытых предков», который, благодаря его вкладу, приобрел особую выразительность и этнографическую точность.

Духом экспериментаторства, тяготением к европейской культурной традиции отличается львовская художественная школа. Если для закарпатской школы характерна живописная эмоциональность, то для львовской - графическая манера выполнения, изысканность и интеллектуальность. Явными представителями этих направлений того времени являются знаменитые украинские художники: Зиновий Флинт («Осень», «Бабье лето», «Мелодии Баха», «Размышления»), Любомир Медведь (цикл «Первые колхозы на Львовщине», триптих «Эмигранты», «Текучесть времени» и т. п.). Настоящим достижением в искусстве стали работы этих мастеров в портретном жанре. Портреты деятелей культуры Л. Медведя (Леси Украинки, С. Людкевича, Н. Гоголя, Л. Толстого) привлекают внимание оригинальностью манеры исполнения, неожиданностью композиционного построения, глубиной и особой обостренностью образов.

Самобытный художник Валентин Задорожный (1921-1988) работал в разных жанрах - монументальной и станковой живописи, графики, гобелена, резьбы по дереву. Художник использовал и творчески переосмыслил лучшие традиции народного искусства, глубоко понял основы национальной культуры: картины «Маруся Чурай», «Вселенский ужин», «Чучинская Оранта», «Хлеб насущный», «И будет сын и мать...» и другие очаровывают насыщенностью и контрастным сопоставлением красок, выразительностью линий, легкостью ритма, декоративным звучанием.

В творчестве художника Ивана Марчука прослеживаются разные художественные направления и методы (от реализма до сюрреализма и абстракционизма); жанры (портреты, натюрморты, пейзажи и оригинальные фантастические композиции, похожие на сновидения). В его картинах переплелись традиции и новаторство, все произведения имеют глубокую духовную основу: «Цветение», «Цветущая планета», «Потерянная музыка», «Прорастание», «Голос моей души», «Последний луч», «Взошел месяц над Днепром», «Месячная ночь» и др. Среди многих произведений художника привлекает внимание картина «Пробуждение», на которой среди трав и цветов проявляется лицо прекрасной женщины, ее хрупкие прозрачные руки. Это - Украина, которая пробуждается от долгого тяжелого сна.

Украина по праву гордится и народными мастерами: Марией Примаченко, Прасковьей Власенко, Елизаветой Мироновой, Иваном Сколоздра, Татьяной Пато, Федором Панком и др. В свое время П. Пикассо был поражен работами М. Примаченко. Она создала собственный мир, в котором живут фантастические существа, персонажи народного фольклора, цветы словно наделены человеческой душой («Свадьба», «Праздник», «Букет», «Сороки - белобоки », «Три деда», «Дикая выдра птичку схватила», «Угроза войны» и другие).

Искусство конца 20-го столетия

Временем нового отсчета в истории украинского разнотворческого искусства можно считать конец 20-го века. Становление независимого государства создало в Украине новую культуро-творческую ситуацию. Отошел в прошлое принцип социалистического реализма, украинские художники начали работать в условиях свободы творчества. Художественные выставки, проходившие в то время, показали высокие творческие возможности украинского изобразительного искусства, его разнообразие, сосуществование в нем различных направлений, форм и средств выражения художественного замысла. Украинское изобразительное искусство конца 20-го в. получило название «Новая волна», подхватив движение украинского авангарда 10-20-х годов, но продолжив его развивать в новых условиях.

Современные украинские художники и их картины не укладываются в рамки какого-то одного стиля, направления или метода. Мастера старшего поколения предпочитают традиционное реалистическому искусству. Значительное распространение получил абстракционизм (Тиберий Сильваши, Алексей Животков, Петр Малышко, Олег Тистол, Александр Дубовик, Александр Будников и др.). И все же главным признаком современного украинского искусства является сочетание фигуративного и абстрактного методов творчества (Виктор Иванов, Василий Ходаковский, Олег Ясенев, Андрей Блудов, Николай Бутковский, Алексей Владимиров и др.).

Новое украинское искусство

Современное украинское искусство испытало влияние западного модернизма. Сюрреализм (от фр. "надреализм") - одно из основных течений художественного авангарда, возникло оно во Франции в 20-х годах. По мнению главного теоретика сюрреализма А. Бретона, его цель - решить противоречие между мечтой и реальностью. Способы достижения этой цели были разнообразными: украинские художники и их картины с фотографической точностью изображали лишенные логики сцены, создавали фрагменты привычных предметов и странных существ.

Оп-арт (сокращенное англ. оптическое искусство) - течение абстрактного искусства, популярное на Западе в 60-х годах. Произведения оп-арта построены на эффектах заблуждения зрения, при этом отбор форм и цветов направлен на создание оптической иллюзии движения.

Поп-арт (сокращенное англ. популярное искусство) возник в США и Британии под влиянием массовой культуры. Источником его образов стали популярные комиксы, реклама и продукты промышленного производства. Одномоментность сюжета в живописи поп-арта иногда подчеркивается техникой, что напоминает эффект фотографии.

Концептуализм, концептуальное искусство (от лат. мысль, понятие) - ведущее направление западного искусства 60-х годов. По убеждению его представителей, идея (концепция), положенная в основу произведения, имеет самоценное значение и ставится выше мастерства. В воплощении концепции могут использоваться самые разнообразные средства: тексты, карты, фотографии, видеофильмы и тому подобное.

Произведение может выставляться в галерее или быть создано «на местности», например, природном ландшафте, который иногда становится его составляющей. При этом образ художника подрывает традиционное представление о статусе авторов искусства. В инсталляции отдельные элементы, расположенные внутри заданного пространства, образуют единое художественное целое и часто рассчитаны на конкретную галерею. Такое произведение не может быть перенесено в другое место, поскольку окружающая обстановка является ее равноправной частью.

Перформанс (от англ. представление) - художественное явление, тесно связанное с танцем и театральным действом. Язык поп-арта умело и часто используют в своих работах такие украинские художники, как Степан Рябченко, Илья Чичкан, Маша Шубина, Марина Талютто, Ксения Гнилицкая, Виктор Мельничук и др.

Украинский постмодернизм

Ассамбляж - введение в трехмерных нехудожественных материалов и так называемых найденных объектов - обычных будничных предметов. Происходит от коллажа - техники, в которой кусочки бумаги, ткани и т. п. закрепляются на плоской поверхности. Искусство ассамбляжа зародил П. Пикассо в начале 20-го в., среди украинских художников прием ассамбляж широко использовали А. Архипенко, И. Ермилов, А. Баранов и др. Современные украинские художники нынешний творческий процесс в Украине по аналогии с Западом называют эпохой постмодернизма (то есть наступившей после модернизма). Постмодернизм в изобразительном искусстве напоминает причудливо перемешанные обломки всех предшествующих стилей, направлений и течений, в которых бессмысленно искать, по крайней мере, малейшие проявления целостности. Украинский постмодернизм чаще всего является заимствованием, а то и откровенным плагиатом западных образцов.